автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Тарновский, Константин Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тула
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ"

ТАРНОВСКИЙ Константин Юрьевич

ЛЮБОВЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09,00.05 - этика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

|1 3 ОПТ 2011

ТУЛА-2011

4857215

Диссертация выполнена на кафедре философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Некрасова Нииа Андреевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Бирюкова Элеонора Алексеевна

кандидат философских наук

Шарановская Юлия Викторовна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Защита состоится «;£<Г 1 года в -/</,РР часов на заседании

регионального диссертационного совета ДМ 212.270.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата философских наук при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» по адресу: г. Тула, просп. Ленина, 125, корп. 3, ауд. 96.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»: http://tsput.ru

Автореферат разослан «//» 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

Е.Д. Мелешко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В настоящее время современное российское общество переживает глубокий духовно-нравственный кризис, связанный с широкими экономическими и социальными преобразованиями. Рыночная экономика и либеральные ценности современного западного - а вслед за ним и российского - общества влияют на изменения в толковании содержания понятия «любовь». Эти изменения связаны, прежде всего, с трансформацией нравственных ценностей, особенно заметной в российском обществе, в котором смена экономического строя и изменения в политической сфере вызвали серьёзный духовный кризис. Рынок в этих условиях стремится воздействовать на нравственность, формируя и навязывая утилитаристское понимание морали. Любовь в этом случае нередко трактуется крайне узко, лишь как лишь обретение спутника жизни, способствующее повышению статуса и ассоциирующееся с размытым понятием «успешности». Не акцентируется внимание на том, что любовь является такой нравственной ценностью, в представления о которой отражается актуализация нравственного идеала человека и общества. Любовь - особый индикатор духовности, поэтому, представления о ней и проявления ее характеризуют степень развития духовности и нравственности обществе. В то же самое время любовь, представляющая собой сложный социокультурный феномен, является недостаточно исследованной особенно в этико-философском аспекте. Установление места и значения категории любви в этике, ее аксиологической и практической значимости определяет актуальность настоящего

диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ любви как нравственной ценности проводился в историко-философском, этическом,

культурном аспектах.

Ценностная парадигма любви в ее историко-философском развитии рассматривалась с точки зрения ее формирования и развития. Ценностная парадигма любви как сложного интегрированного явления, ее развитие и

современное состояние в нашем диссертационном исследовании обнаруживается как результат анализа совокупности основных принципов, формирующих базовые этические ценности в процессе исторического развития, концентрирующиеся в тех или иных историко-философских учениях и обозначенных как космологический, аксиологический, религиозно-богословский, эротический подходы и основания любви как ценности. Космологический подход, рассматривающий любовь как космическую силу, формирующую эволюцию мироздания прослеживается в античной философии трудах Эмпедокла, Филолая, Демокрита, Горгия, Продика, Крития, Платона; в эпоху Возрождения - Фичино. Немецкая классическая философия представлена именами И.Г. Фихте, Г. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра; философия XX - Пьер Тейяр де Шардена, Э. Фромма, К.С. Льюиса; русская философия - B.C. Соловьева, H.A. Бердяева. Аксиологический подход, определяющий ценностную парадигму любви и рассматривающий любовь в системе ценностей, представлен философскими учениями античности -Сократа, Платона, Аристотеля, в эпоху Возрождения - Л. Валла и Эразма Роттердамского, в немецкой классической философии - Канта, философия XX в. - А. Адлера, Д. Гильдебранда, М. Шелера, Э. Фромма, Н. Гартмана, X. Ортега-и-Гассета. Религиозно-богословский подход реализуют Августин Блаженный, Григорий Нисский, Фома Аквинский; в русской религиозной философии - С.Н. Булгаков. Эротический подход в понимании ценностного характера и содержания любви основывается на учениях Платона, Л. Валла, Т. Бэкона, Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы и Э. Кондильяка, Н. Мальбранша, понимающих ее как стремление к добру, а также у Ф. Хатчесона, Д. Юма и Дж. Смита, 3. Фрейда, H.A. Бердяева, В.В. Розанова. Современные исследования о любви как нравственной ценности представлены исследованиями в советское и постсоветское время - Р.Г. Апресяна, Артемьевой, A.A. Гусейнова, Е.Д. Мелешко, В.Н. Назарова, О.П. Зубец, A.A. Ивина, А.Ф. Лосева, H.H. Михайлкжовой, H.A. Некрасовой, Ю.Б. Рюрикова. Проблема любви в последнее время нашла отражение в ряде

диссертационных исследований: М.В. Базарова анализирует любовь как смысложизненную ценность (2008), Т.В. Бреус рассматривает любовь как вид бытия (2002), философско-антропологическая экспликация феномена любви рассмотрена A.M. Руденко (2007), Р.Б. Сабекия (Жанбуршина) анализирует любовь с точки зрения ее онтологического статуса, как основание самореализации человека (1996, 2007).

Объект исследования: феномен любви

Предмет исследования: любовь как нравственная ценность

Цель исследования: комплексный этико-философский анализ феномена любви.

Цель исследования требует постановки и выполнения следующих конкретных задач:

• определить любовь как феномен, понятие, добродетель;

• проанализировать и классифицировать существующие взгляды на проблему любви в их многоаспектности;

• выявить сущность и сущностные особенности феномена любви;

• выявить специфику нравственной экспликации феномена любви;

• дать обоснование феномену любви как актуализации нравственного идеала;

• проанализировать соотношение феномена любви с нравственными ценностями милосердия, долга, сострадания, жертвенности, понятиями счастья, эгоизма, свободы;

• охарактеризовать специфику восприятия феномена любви в современном обществе.

Теоретико-методологические основы исследования. В основе методологии работы лежит сочетание анализа и синтеза, единство логического и исторического подходов. Принцип системного подхода, предусматривающий изучение любого явления как динамической системы, обладающей своей структурой и функциональной значимостью, ограничил фрагментарность исследования, представил комплексное осмысление

феномена любви. Метод сравнительного анализа позволил выявить место любви в системе нравственных ценностей, провести ее сравнение с другими общечеловеческими и нравственными . ценностями. Абстрагирование, гипотетико-дедуктивный метод, идеализация, теоретическое обобщение и системная группировка, являясь важными методами диссертационного исследования, позволили выявить нравственное содержание любви, ее место в системе нравственных ценностей.

Научная новизна заключена в том, что в диссертационном исследовании представлен целостный этико-фипософский анализ любви как нравственной ценности, в ходе которого были выявлены основные этические характеристики данного понятия, определены его структура, место в системе нравственных ценностей.

В диссертационном исследовании определены метафизические, онтологические, социокультурные основания любви как нравственной ценности, показаны историко-философские и культурные истоки. Определено понимание духовности как качественной характеристики любви, выявлен его онтологический, метафизический и этический статус.

Положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании на основе анализа ценностного смысла любви раскрыто нравственное содержание данного понятия как осуществления духовного преображения личности посредством нравственного самосовершенствования.

2. Нами на основе анализа ценностной историко-философской парадигмы феномена любви выявлено, что нравственная актуализация любви происходит на фоне преодоления эгоистических и индивидуалистических проявлений определяется как нравственный прорыв (трансценденция), что представляет собой выход за пределы собственного «Я». Мотивация данного процесса обусловлена ценностным Абсолютом (нравственным идеалом), в основе ее находится «чувство общности», как изначальная потребность человека в Другом.

3. В диссертационном исследовании представлены ступени нравственной актуализации любви: 1) объект любви наделяется чертами идеала, любящий противопоставляет собственную неполноценность его полноценности; 2) соединение с объектом любви: происходит обретение полноценности, достижение идеального «Я», что связано с процессом реализации блага Другого, осознаваемого как ценностное восполнения любящего; 3) в любви идеал предстаёт не только в образе идеального «Я» любящего, но и в образе абсолюта - т.е. идеальной гармонии мира, любовь является механизмом реализации достижения идеала.

4. Установлено, что характерной чертой любви как ценности является ее амбивалентность, что подразумевает ее одновременную абстрактность и конкретность. Устремлённость на соединение с определённым объектом любви (появление «Мы»-бытия) рождает возможность единения с бытием, космосом, абсолютом. Любовь формирует не только отношение к конкретному индивиду (явлению), но и к миру в целом. Сущность любви заключена в том, что, будучи способным любить конкретного Другого, человек получает способность любить мироздание в его целостности, стремиться к его совершенствованию, что делает любовь силой эволюционного развития.

5. В диссертационном исследовании любовь определяется как базовая нравственная ценность, которая связана с такими ценностными категориями как долг, добро, красота, с добродетелями милосердия, самопожертвования, сострадания. Нами показано, что любовь в системе нравственных ценностей выступает как механизм, посредством которого высшие нравственные идеалы и ценности (долг, добро, красота, истина), проявляются в добродетелях, образуя ценностно-мотивационную и эмоционально-психологическую установок личности, которые, формируя воление, реализуют ценностные идеалы в нравственной деятельности личности, определяют образ и стиль жизни.

6. Целостный этико-философский анализ позволил раскрыть любовь как духовно-нравственный и социокультурный феномен, выявить его

био-психологическое, гендерпое и нравственное содержание посредством социокультурного и исторического анализа видов и типов любви, вследствие чего любовь определяется как сложное интегративное нравственно-психологическое понятие;

7. На основании анализа современной культурной ситуации в России в диссертационном исследовании показано, что в настоящее время в общественном сознании происходят ценностные подмены нравственного содержания любви, в основе которых - вызовы культуры, навязывающие общественному сознанию идеалы успешной жизни, атрибутом которых являются сексуальность, полагал сексуальная л:сбсгъ. Происходит внедрение в сознание таких мотиваций любви как удовлетворение половых потребностей, что сужает ее ценностное содержание, ограничивая этический ареал любви форматом чувственных потребностей и индивидуальных, эгоистических интересов. В сущности, современные представления о любви демонстрируют утрату традиционных ценностей и идеалов, обозначая факт наличия в современном обществе ценностей «измененного сознания», содержание которых раскрывается как процесс формального единения с Другим, направлен на цели эгоистической самореализации.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования выявляют этические характеристики любви, как нравственной ценности, историко-философские, социокультурные истоки, позволяют рассмотреть ее как сложный интегративный социокультурный феномен. Выводы исследования могут быть использованы для лекций и практических занятий по этике, культурологи, философии.

Апробация результатов исследования. Полученные в диссертации результаты были изложены в выступлениях и докладах на межвузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях, симпозиумах и семинарах, проводившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Орле. Основные положения исследования

отражены в 11 статьях общем объёмом 3,65 п.л. (в т.ч. 3 в сборниках, рецензируемых ВАК)

Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами, поставленными в ней. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении обосновывается актуальность темы, степень ее научной разработанности, определяется объект и предмет, цель и задачи исследования, его научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Методологические и историко-философские основания любви как нравственной ценности» рассматривается понятие концепта «любовь», определяются историко-философские основания данного понятия, вычленяется его место в системе нравственных ценностей, дается различие между феноменом и понятием любви.

В параграфе 1 «Понятие любви: историко-философские, ценностные истоки и основания (космологический и аксиологический подходы») рассматриваются: определение концепта любви, различные подходы и представления о любви в истории философской мысли. Лингвистический анализ концепта «любовь» включает следующие содержательные характеристики: а) подобие двух людей; б) взаимодействие данного подобия; в) форма взаимодействия данного подобия представлена как процесс действий по «круговой модели»; г) концепт «любовь» связан с концептом «веры», «слова», «воли», которые пересекаются с группой концептов «страх», «тоска», «грех», «грусть», причем связующим концептом этих групп является концепт «радость», семантической компонентой которого является «забота»; д) концепт любви раскрывается как объект, на который направлена цель, как неосуществимое желание, вызывающее действие, поступок; е) любовь

представлена как отношение подобия, имеющее нематериальное, духовное качество. В диссертационном исследовании делается вывод, что в результате лингвистического анализа содержания концепта «любовь» обнаруживается, что данное понятие имеет ценностный смысл, выраженный в действиях двух человеческих существ, направленность данного действия имеет «круговой», повторяющийся характер, содержание которого раскрывается как заботливое, охранительное, то ценное, которое надо оберегать, ценить и лелеять. Таким образом, любовь - приобретенное духовно-нравственное качество личности.

Историко-философский анализ понятия любовь позволил выявить его культурно-исторические и этико-философские основания. Сложный феномен любви классифицируется с позиций космологического, аксиологического, религиозно-богословского и эротического подходов.

Космологический подход в понимании любви характерен для античности (Эмпедокл, Клазомен, Платон, Аристотель), эпохи Возрождения (Фичино) немецкой классической философии (И.Г. Фихте, Г. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), философии XX в. - Тейяр де Шарден, русской философии (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев)

Античная философия (Эмпедокл, Клазомен, Платон) характезриуется представлением о любви как о космической иррациональной силе, влияющей на материальные стихии, имеющей бессмертную природу (Эмпедокл), обладающей безличным началом (Горгий Демокрит, Критий. Продик). Платон рассматривает любовь как творческое начало, метафизические и онтологические истоки которого заключены в его учении об идеях. В диссертационном исследовании анализируются диалоги Платона. Например, «Пир», в котором определяется сущность любви, ее духовно-нравственная, составляющая. В диалоге «Федр» выделены космологические основания любви как силы, способной на преображение человека и мира, ее разумные и эротические стороны. В диссертационном исследовании показана связь телесного и духовного в философии Платона, взаимная обусловленность

телесного и прекрасного: мир совершенных идей можно постигать только лишь посредством приобщения к тем телесным предметам, где образы воплощены наиболее адекватно, т. е. к прекрасному. Эрос приобщает к прекрасному, к образцам: от единичного прекрасного тела - к прекрасным телам воплощенных в идеях - к красоте души - затем к наукам и т.д. - «до самого прекрасного вверх» (Пир). Таким образом, в параграфе делается вывод о том, что в античности представлен космологический принцип, определяющий метафизические и онтологические истоки понимания любви.

В немецкой классической философии (И.Г. Фихте, Г. Шеллинг, Г. Гегель, А. Шопенгауэр) любовь представлена как сила онтологического соединения двух противоположностей - «Я» и «Не-Я». (И.Г. Фихте), любовь как принцип деятельности всеобщего духовного начала (Г. Шеллинг), как проявление абсолютного духа, как животворящая идея, посредством которой человек усиливает свою индивидуальность (Г. Гегель) как сила, воля к жизни (А. Шопенгауэр).

Философское направление космизма (Тейяр де Шарден): здесь любовь к Богу - космическую силу, выступающая основой человеческого совершенствования, определяющегося как всеединство (единство человека и Бога). С позиций всеединства «вещества невещественного» определяется и понятие «любовь» в философии B.C. Соловьева, посредством которой «осуществляется духовно-телесным образом в мировом теле то, что помогает человеку «быть в истине», осознавать правильность своего бытия. Всеединство любви противопоставляется в данном случае «частичности» или обособленности эгоизма. Теория любви-цели и любви - идеи всеединства (т.е. идеи, на которой базируется всеединство) получает развитие у H.A. Бердяева. Таким образом, космологический подход в истории философии определяет любовь как сложное синкретическое образование, феномен, как космическую силу, являющуюся атрибутом мироздания, способность к осознанию и использованию которой у человека потенциально открыта, но требует от него постоянного духовного развития. На основании анализа

делается вывод, что в философских учениях, построенных на принципах космологического подхода, любовь рассматривается как необходимый элемент эволюции мироздания, который в зачаточном состоянии присущ всем живым организмам, в виде стремления к единению и гармонии, но только благодаря разуму может быть реализован в полной мере. Задача любви -совершенствование мира, человек выступает непосредственным инструментом этого совершенствования. Совершенствование, как способ «реализации» любви, связан с развитием нравственного роста человека. Любовь как космическая сила связана с телесностью человека, его нравственно-ценностным состоянием и духовно-нравственным развитием как установка на изначальное единство и имманентную гармонию тела и духа.

Аксиологический подход в истории философии в истории философии (И. Кант, Э. Фромм, Д. фон Гильдебранд, X. Ортега-и-Гассет, А. Адлер, Л. Фейербах) выделяет в понимании любви ее нравственно-ценностные характеристики, связь с другими нравственными категориями и ценностями. Любовь связана с долгом, моральной обязанностью, она выступает как категория аксиологии (Кант). Любовь - «ценностный ответ», стремление к совершенству, что предполагает любовь как целостную неделимую ценность. Любовь и степень способности к ней зависят от других ценностей, вместе с тем, любовь проецирует ценности, которые зависят от нее, (Гильдебранд). Любовь самоценна сама по себе, соотношению «любовь - вера», необходимо противопоставить соотношение «любовь - разум», причем любовь не ограничивается верой (Л. Фейербах). Понимание любви как ценности, основанной на физиологической потребности, дополняется чувством общности, социализацией личности (А. Адлер). Понятие продуктивной любви, которое проявляется ко всем людям, являясь противоположностью эгоизму, это -«продуктивная» любовь, высшая нравственная ценность любви - ее безграничность, направленность на все живое (Э. Фромм). Любовь характеризуется такими чертами как забота, ответственность, уважение и знание. Переживание любви, осознание ее как важнейшей нравственной

ценности, способствует формированию нравственного «стержня» человека, обусловливает его целостность. В любви ее объект воспринимается как

неделимая целостность.

В параграфе 2 «Религиозно-богословский и эротический подходы в понимании феномена любви. Виды любви, их нравственный смысл» исследованию подлежит, прежде всего, религиозно-богословский подход. В христианской богословской традиции любовь имеет метафизическое и нравственное значение. Как добродетель, имеющая несомненную ценность, любовь здесь понимается как милосердие (лат. caritas). Средневековая мысль, с одной стороны, дает любви более широкое наполнение («возлюби ближнего своего»), а с другой, более резко противопоставляются в ней плотские и духовные стороны любви (Аврелий Августин). В параграфе проанализировано, в частности, понятие любви как ценности в трудах классиков русской религиозной философии, в частности, (С.Н. Булгаков, Л.Н. Толстой).

Эротический подход рассматривает любовь как чувство, имеющее в своей основе половое влечение, потребность в физическом в соединении с человеком другого пола. Любовь сводится к половой любви, а та нередко оказывается ограниченной рамками сексуальности. Яркими представителями эротического направления являются Л. Валла, Ф. Бэкон, 3. Фрейд. В диссертационном исследовании проанализированы различные виды любви. Данный анализ позволил обозначить сущностные черты любви как понятия, выделить его из сложных феноменологических взаимосвязей. Среди видов любви - материнская, любовь к себе, братская любовь, эротическая любовь, любовь к Богу, индивидуальная любовь, любовь-доброжелательность, родительская любовь и любовь к абсолюту. Обозначенные виды любви характеризуются взаимообусловленностью, имеют общие характерные черты: а) корень чувства любви - несексуальное по своей природе «чувство общности», присущее человеческой природе; б) любовь есть одна из форм взаимодействия с Другим, которой свойственны уникальные сущностные особенности.

Во второй главе «Место любви в системе нравственных ценностей» рассматриваются основные характеристики любви как нравственной ценное™, выделяется духовность как основополагающая ценностная характеристика любви.

В параграфе 1 «Основные характеристики любви как нравственной ценности» показаны сущностные черты любви, ее связь с понятиями духовности, добродетелями милосердия, сострадательности. В диссертационном исследовании раскрывается такая ценностная характеристика как амбивалентность, выражающаяся в единстве сознательного и бессознательного, абстрактного и конкретного, телесного и духовного, относительного и абсолютного, на основе анализа этой характеристики в параграфе определяются уровни любви (эмпирический-витальный, рефлексивный, духовный уровни) как меры проявления способности к любви, в соответствии с которыми на втором и третьем уровне происходит осознание любви как нравственной ценности и нравственного идеала, как механизма совершенствования, способов выхода за пределы эмпирической реальности. В этом плане она характеризуется постоянным совершенствованием уже осознанных ценностных и нравственных установок. Одной из важнейших черт является амбивалентность любви, которая заключена противоречивости человека как телесного существа: биопсихическая составляющая телесности находится в противоречии с сознательной.

Соответственно, проявление амбивалентности любви связана с понятиями абстрактного и конкретного, абсолютного и относительного. Любовь по отношению к объекту всегда конкретна, субъективна, так как в определение этого понятия вкладывается в каждом случае различное, содержание, как проекция опыта субъекта, его воспитания и уровнем духовного развития. Дихотомия духа и тела - неотъемлемая черта человеческого существования, в этом смысле любовь - средство достижения гармонии между телом и духом, что требует от личности нравственных установок на высшие идеалы, овладения тем, что Э. Фромм называл «искусством любить». Любовь

направлена на конкретное явление или человека, она имеет пределы своей реализации - они ограничены рамками жизни человека. Через чувство к конкретному человеку или явлению реализуется отношение к бытию в целом, его развитие и совершенствование. Любовь, проявляясь по отношению к конкретному объекту, меняет самого любящего, становится способом существования его души. Таким образом, совершенствование личности через любовь является ступенькой совершенствования человечества, а любовь в этом смысле может быть названа одной из действующих сил эволюции. Абсолютность любви как ценностная черта определяется долговечностью. Выделены четыре временных круга любви, характеризующих ее состояния выраженных через соответствующие эмоции, поступки, действия: I) долговечный - ограничивает любовь рамками страстной любви, которая рассматривается как существующая до тех пор, пока существует чувство к конкретному партнёру, о предпосылке к любви; 2) ограничивает любовь не чувством к одному человеку, а жизнью самого человека; любовь здесь существует до тех пор, пока жив этот человек, даже если страстная любовь направлена уже на другого, что подразумевает достаточное нравственное развитие индивида. 3) подразумевает любовь к человеку, которого уже нет, и она здесь выражается, прежде всего, в благодарной памяти дел, поступков, творений совершённых им; 4) обращает любовь не к бытию, к космосу. Здесь человек чувствует себя частицей космического мироздания, чувство любви выражается в чувстве гармонии: индивид осознаёт, что его любовь к конкретному Другому - необходимая часть гармоничного развития мира, средство достижения гармонии.

Любовь может быть определена как бескорыстная активность, направленная на усиление личности Другого (любимого), и свидетельствующая о способности выйти за пределы собственного «Я», стремление к Другому, который является олицетворением идеала. Сделанный анализ позволяет прийти к следующим выводам:

1. В любви основной целью является благо Другого. Однако через движение к Другому осуществляется выход человека за свои пределы, трансценденция.

2. Трансценденция есть прорыв за пределы эмпирической реальности, стремление к соединению с Абсолютом.

3. Абсолют может быть понят как высший мыслимый личностью, но непознаваемый, смысл бытия мира, в религии реализующийся в идее Бога. Восхождение к Абослюту развертывается в стремлении к двух целям -личности Другого и собственному идеальному «Я».

Сущностными характеристиками любви, по нашему мнению, могут считаться: а) трансценденция, выход за пределы собственного «Я», проявляющийся в бескорыстной деятельности на благо Другого; б) активность чувства любви (оно проявляется прежде всего в действиях, в поступках и неотделимо от них) в) отказ от личностного эгоизма-, г) отражение связи реального (эмпирического) и идеального «Я». Любовь, являясь нравственной ценностью и отражением идеального в человеке, служит стимулом к его самосовершенствованию; д) амбивалентность любви; сущность любви определяется взаимоотношением и взаимопроникновением в ней биологических (материальных) и духовных (идеальных), сознательных и бессознательных, относительных и абсолютных, конкретных и абстрактных компонент, которые тесно связаны.

В параграфе 2. «Духовность как нравственное основание любви. Особенности феномена любви в современном обществе» проанализировано понятие духовности как основополагающей ценности, определяющей нравственное содержание любви. Духовность представлена как атрибут любви, обеспечивающая трансценденцию любви, - нравственный прорыв как способность к самоотдаче, способность жить для Другого. Трансценденция как основа духовности определяется: а) актом восхождения к Абсолюту; б) тем, что Абсолют представляется трансцендентной целью бытия мира; в) объект любви представляет собой единство цели и средства.

Таким образом, духовность через любовь способствует самореализации духовной жизни человека. Любовь в связке с духовностью выступает активной силой. Духовность определяется как устремлённость человеческого «Я» к высшим смыслам и ценностям, Любовь оказывается механизмом, обуславливающим духовно-нравственное самосовершенствование, выражается в нравственной деятельности, актуализируется через нравственную деятельность.

В данном параграфе проанализирована эмоционально-психологическая составляющая любви. Любовь по своей природе является чувством, которое способно воздействовать на личность. Показано различие между любовью и влюбленностью Любовь базируется на утверждении «Я» Другого и построении совместного «Мы»-бытия, влюблённость основана на утверждении собственного «Я». Влюблённость можно определить как заинтересованность в Другом, основанную на потребности в сексуальной близости. Влюбленность и любовь имеют биологический характер, но любовь преображается нравственностью через связь с идеальным и рациональным, характеризующимся в любви осознанностью чувства. Влюбленность имеет нравственные характеристики лишь настолько, насколько актуализирована потребность в близости. Влюблённость может иметь место не только как предпосылка половой любви, но и в более широком смысле - как кратковременное увлечение тем или иным видом деятельности, человеком, идеей. Однако кардинальное различие любви и влюблённости выявляется в их взаимодействии с категорией идеала и нравственными ценностями. Влюблённость сохраняется до тех пор, пока не происходит оценивание соответствия качеств объекта влюблённости нравственному идеалу и ценностям любящего.

В диссертационном исследовании дается краткий анализ особенностей осмысления феномена любви в современном обществе. Указав на прямую связь между уровнем развития личности и представлением о любви, можем отметить, что в настоящее время современные утилитарные отношения, диктуемые

рынком, обусловили ценностную монополию на формирование представления о том, что такое любовь. При этом представление о любви не только стандартизируется, но и получают одностороннее смысловое содержание. Любовь (в особенности половая любовь) рассматривается как элемент деловой, карьерной реализации человека в окружающем мире, а не как часть духовной самореализации. Усиление «Я» происходит посредством приращения материальных благ, человек же при этом остается духовно нищим. Современное общество является медиа-ориентированным и информация (понимаемая узко, как сумма сведений) является в нем определяющим фактором. Способность рынка навязывать обществу свои представления о любви реализуются посредством масс-медиа, а потому только изменение медиа-культуры может способствовать формированию иного восприятия любви, при котором внимание общества будет обращено к таким важнейшим ее составляющим, как выход за пределы собственного «Я», освобождению от узко-потребительских, эгоистических представлений о любви.

«Принцип экономизма», сводящий ценность к стоимости, является определяющим в современном обществе. В такой ситуации происходит нивелирование ценностного аспекта любви: если любовь и понимается как ценность, то только в сугубо экономическом смысле - как ценность, имеющая выражение в материальном эквиваленте. Несомненно, этот взгляд не новый, и, более того, с незапамятных времен имел место в культуре брака, однако, распространяясь на все сферы межличностной коммуникации (речь идет не только о половой любви, но и о взаимодействии индивидов вообще), он заслоняет подлинную ценность любви - ее объединительное, восполняющее начало, выражающее сущность любви. Человек как объект любви в таком представлении перестаёт восприниматься одновременно и как ценность и как цель, что сказывается на возможностях духовного и нравственного совершенствования, нравственного прогресса человечества. В диссертационном исследовании делается вывод о том, что только при изменении медиа-культуры, нивелирования в общественном сознании «принципа экономизма»,

возможно нравственное развитие человечества, что, в свою очередь, сделает более распространённым понимание любви как механизма нравственного и духовного совершенствования.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются основные выводы, подчеркивается перспективность и актуальность дальнейших исследований по проблеме любви в условиях быстро меняющегося общества.

Основные положения диссертационного исследования отражены в ряде публикаций автора:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Тарновский К.Ю. Эволюция представлений о любви в истории философии. // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». Научный рецензируемый журнал. - № 16 (71). -Вып. 10. - Белгород, 2009. - С. 37-51 (0,9 п.л./ 0,6 п.л.) (в соавт.).

2. Тарновский К.Ю. Любовь: к вопросу о сущности явления// Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». Научный рецензируемый журнал. - №8 (79). - Вып. 12. - Белгород, 2010. -С. 210-217 (0,5 п.л7 0,33 п.л.) (в соавт.).

3. Тарновский К.Ю. Экологическая направленность современной философии и проблема любви // Вестник Московского государственного университета Леса - Лесной вестник. Научно-информационный журнал-№2 (78) - М.: Издательство МГУЛ, 2011. - С. 100-103 (0,25 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов и докладов научно-практических конференций: 1. Тарновский К.Ю. Пол, любовь и всеединство в учении B.C. Соловьёва // Наука, техника, человек: межвузовский сборник научных работ. - М.: МГТУ ГА, 2009. - С. 102-105 (0,25 п.л.).

2. Тарновский К.Ю. Любовь и пол в русской философской мысли серебряного века (H.A. Бердяев, В.В. Розанов) // Наука, техника, человек: межвузовский сборник научных работ. - М.: МГТУ ГА, 2009. -С. 121-123 (0,19 п.л.).

3. Тарновский К.Ю. Понимание любви, космоса и Бога в философской системе П. Тейяра де Шардена // Позиция. Философские проблемы науки и техники. / Сб. статей под ред. С.И. Некрасова и H.A. Некрасовой. -Вып. 1- Москва-Орёл, Изд-во ОГУ, 2009. - С. 114-120 (0,44 пл.).

4. Тарновский К.Ю. Взгляды неофрейдистов на природу и сущность любви // Позиция. Философские проблемы науки и техники. / Сб. статей под ред. С.И. Некрасова и H.A. Некрасовой. - Вып. 2. - Москва-Орёл, Изд-во ОГУ, 2010. - С. ЗЗ^Ю (0,5 п.л.).

5. Тарновский К.Ю. Философия любви в учении Рерихов // Позиция. Философские проблемы науки и техники. / Сб. статей под ред. С.И. Некрасова и H.A. Некрасовой. - Вып. 3. - Москва-Орёл, Изд-во ОГУ, 2010. -С. 22-27 (0,38 п.л./0,28п.л.) (в соавт.).

6. Тарновский К.Ю. Любовь. К вопросу о сущности явления (философское рассмотрение любви) // Наука, техника, человек: межвузовский сборник научных работ. - Вып. 2. - М.: МГТУ ГА, 2010. - С. 97-98 (0,13 п.л.).

7. Тарновский К.Ю. Сущность чувства любви: структура и диалектика// Позиция. Философские проблемы науки и техники. / Сб. статей под ред. С.И. Некрасова и H.A. Некрасовой. - Вып. 4 - Москва-Орёл, Изд-во ОГУ, 2010.-С. 16-21 (0,38 п.л.).

8. Тарновский К.Ю. Нравственный аспект чувства любви // Наука, техника, человек: межвузовский сборник научных работ. - Вып. 3. - М.: МГТУ ГА, 2011. С. 147-151 (0,3 п.л.).

Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ 11/075.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тарновский, Константин Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.З

ГЛАВА I. Методологические и историко-философские основания любви как нравственной ценности.

§ 1 .Понятие любви: историко-философские, ценностные истоки и основания космологический и аксиологический подходы).

§2. Религиозно-богословский и эротический подходы в понимании любви. Виды любви, их нравственный смысл.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ"

Основные выводы

Этико-философский анализ феномена любви, в его нравственно-ценностном аспекте, позволил прийти к следующим выводам.

1. Нравственное содержание любви заключается в духовном преображении человеческой личности, которое происходит через нравственное совершенствование, механизмом которого является любовь.

2. Можно выделить следующие ступени нравственной актуализации любви: 1) объект любви наделяется чертами идеала, любящий противопоставляет собственную неполноценность его полноценности; 2) соединение с объектом любви: происходит обретение полноценности, достижение идеального «Я», что связано с процессом реализации блага Другого, осознаваемого как ценностное восполнение любящего; 3) в любв№ идеал предстаёт не только в образе идеального «Я» любящего, но и в образе абсолюта — т.е. идеальной1 гармонии мира, механизмом реализации которой является любовь.

3. Любовь может быть определена как базовая* нравственнаяь ценность, которая связана с такими ценностными категориями-как долг, добро, красота, с добродетелями милосердия, самопожертвования, сострадания. Нами, показано; что любовь в системе нравственных ценностей выступает как механизм, посредством которого высшие нравственные идеалы и ценности (долг, добро, красота, истина), проявляются в добродетелях, образуя ценностно-мотивационную и эмоционально-психологическую установки, личности, которые, формируя воление, реализуют ценностные идеалы в нравственной деятельности личности, образ и стиль жизни.

4. Установлено, что характерной чертой любви как ценности является ее амбивалентность, что подразумевает ее одновременную- абстрактность и конкретность. Устремлённость на соединение с определённым объектом любви (появление «Мы»-бытия) рождает возможность единения с бытием, космосом, абсолютом. Любовь формирует не только отношение к конкретному индивиду (явлению), но и к миру в целом. Сущность любви заключена в том, что, будучи способным любить конкретного Другого, человек получает способность любить мироздание в его целостности, стремиться к его совершенствованию, что делает любовь силой эволюционного развития.

5. Можно утверждать, что в настоящее время в общественном сознании происходят ценностные подмены нравственного содержания любви, в основе которых - вызовы культуры, навязывающие общественному сознанию идеалы успешной жизни, атрибутом которых являются сексуальность, половая сексуальная любовь. Происходит внедрение в сознание таких мотиваций любви как удовлетворение половых потребностей, что сужает ее ценностное содержание, ограничивая этический ареал любви форматом чувственных потребностей и индивидуальных, эгоистических интересов. В сущности, современные представления о любви демонстрируют, утрату традиционных ценностей и идеалов, обозначая факт наличия в современном обществе ценностей «измененного сознания», содержание которых раскрывается как процесс формального единения с Другим и направлено на цели эгоистической самореализации.

3. Любовь есть актуализация нравственного идеала. Стремление выйти за пределы «Я» означает наличие нравственного идеала, к которому стремится человек. Актуализация идеального в любви подразумевает три ступени: стремление к Другому, наделённому идеальными качествами; стремление к идеальному «Я»; стремление к идеальному мироустройству. В любви восхождение к идеальному «Я» осуществляется через личность Другого, через другого человека, который для «Я»-эмпирического наделен определенными идеальными качествами. Приближаясь к Другому, человек осознает себя сопричастным идеальному, осознает свою сопричастность идеальному, выраженному в поступках и качествах любимого человека или явления. Такая взаимосвязь присутствует во всех так называемых видах любви (мы считаем возможным указать на условность этрго термина) — половой, родительской, любви детей к родителям, любви к тому, что не является человеком (Богу, природе, работе, музыке). Любя, человек видит в объекте своей любви идеал, объект любви всегда отражает представления любящего об идеале. Здесь осуществляется взаимодействие сущего (эмпирического «Я» любящего) и должного (которое для любящего олицетворяется, в частности, объектом его любви, наделенном идеальными качествами). Так, родитель всегда считает своего ребенка «особенным», самым лучшим. В свою очередь, ребенок любит родителей, видя в них пример того, «как должно быть», руководствуясь их поступками как идеальными, даже если они не являются таковыми. В половой любви возлюбленный (возлюбленная) наделяется, а часто и обладает, теми качествами, которых не хватает любящему, и которыми он (увидев их в любимом человеке) дополняет, восполняет своё эмпирическое «Я». Однако идеал также раскрывается как образ мировой гармонии, т.е. идеального мироустройства. Идеал всегда лежит вне эмпирического «Я», достижение идеала и есть восполнение человеческой сущности, стремление к целостности, и механизмом реализации этого стремления выступает любовь. Целостность есть взаимодействие человека с миром Абсолюта, осознание безграничности возможностей совершенства, в стремлении к ней реализуется желание человека в целом нравственность нередко подразумевает выбор между рациональностью и иррациональностью, то в любви такой выбор на начальном этапе отсутствует, действие, совершаемое по любви, всегда глубоко нравственно и не предполагает рефлексии, связанной с антагонизмом между нравственностью и разумом. Поэтому только в любви достигается гармоническое сосуществование биопсихической и духовной сторон человека.

6. Реализация способности к совершенствованию мира и своего «Я» путем сознательного действия во благо (развитие) Другого (объекта любви) может быть названа нравственным смыслом любви. Любовь благодаря этому оказывается механизмом нравственного самосовершенствования. Способность к любви (как к чувству) присуща каждому человеку, однако она проявляется в различной степени в зависимости от духовно-нравственного развития. Чувство любви — лишь форма проявления этого феномена, через чувство проявляет себя любовь и высокая, oco3HaBaeMafli как нравственная* ценность, и «случайная», реализующая стремление человеческих индивидов к единению (такое стремление, по B.C. Соловьёву, присуще всему живому). В способности к отходу от эгоизма, бескорыстному усилению «Я» Другого, выходу за пределы своего «Я» состоит сущность любви. На определённом уровне личностного развития' любовь осознаётся в качестве нравственной ценности, посредством которой удовлетворяется потребность человеческого существа в самосовершенствовании и совершенствовании мироздания. В системе нравственных ценностей любовь занимает особое место, придавая наполненность и целесообразность другим нравственным ценностям, таким как долг, жертвенность, милосердие, сострадание, и способствуя успешной их реализации в процессе человеческой жизни.

Таким образом, оказывается возможным построить следующую схему проявления любви: чувство (оно характеризует любовь с точки зрения, прежде всего, психологии и социальной психологии) => способность к трансценденции и бескорыстная устремлённость к благу Другого, или к развитию объекта любви (в этом - онтологическая и этическая характеристики любви) => нравственная ценность (в этом случае любовь как способность к трансценденции осознаётся и принимается как ценное с точки зрения нравственности, как то, следование чему само по себе воспринимается как благо; это — этическая и аксиологическая характеристики любви). В признании блага Другого высшей целью и стремлении реализовать это благо — сущность феномена любви; в чувстве, носящем • биопсихосоциальный, осознанный характер и проявляющемся- через различные эмоции - его природа. В» признании благом самой любви как бескорыстной отдачи — её нравственная ценность. Любовь как чувство • способно стать силой нравственного преображения, т.е. предшествовать ему, а, с другой стороны, выступая в качестве ценности, она сама подразумевает под собой нравственную основу.

7. В современном обществе содержание понятия «любовь» изменяется, в первую очередь, под воздействием рынка, который путем рекламы навязывает упрощенное, вульгаризированное содержание* этого - понятия' (хрестоматийным примером может служить название одиозной телепередачи «Дом-2. Построй свою любовь»). В то время как человек мыслится как проект, который оценивается в соответствии с его > успешностью или неуспешностью, любовь осознается как часть этого ^ проекта. Такое содержательное наполнение категории любви поверхностно, игнорирует нравственно-ценностную составляющую сознания любого человека, а-потому может быть признана губительной1 для человеческого общества. Изменению такой системы может способствовать только общее повышение нравственности каждого^ конкретного индивида, устойчивость нравственных установок перед соблазнами рационально построенного общества.

 

Список научной литературыТарновский, Константин Юрьевич, диссертация по теме "Этика"

1. Августин Аврелий. Исповедь/Аврелий Августин, пер. М.Е. Сергеенко. - Спб.: Азбука, 1999. - 391 с.

2. Августин Августин. О граде Божием/Аврелий Августин. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2000. 1296 с.

3. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии/А. Адлер. — М.: Когито-центр, 2002. 218 с.

4. Адлер А. Понять природу человека/А. Адлер. Пер. с нем. Е.А. Цыпина. Спб.: Академический проект, 2000. — 253 с.

5. Алексеев A.A. Любовь, альтруизм, гедонизм: к определению единства понятий/А.А. Алексеев /Смыслы, ценности, нормы бытия человека, общества, государства. II региональная научная конференция, 30 мая 2010. — Челябинск, 2010. 251 с. - с. 3-4

6. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию/С.Ф. Анисимов — М.: Современные тетради, 2001. 128 с.

7. Апресян Р.Г. Заповедь любви/Р.Г. Апресян//Человек. 1994. №1. - С. 103-11; №3.-С.22-33.

8. Апресян Р.Г. Золотое правило в этике Аристотеля/Р.Г. Апресян// Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова/ Под ред. Р.Г. Апресяна. М., «Альфа-М», 2009. - 797 с. - С. 157170.

9. Апресян Р.Г. Идея морали/Р.Г. Апресян. М.: ИФРАН, 1995. - 348с.

10. Апресян Р.Г. Разночтения любви/ Р.Г. Апресян// Грани познания. Наука, философия, культура в XXI в.: сб. статей в 2 т. Т.2/Под ред. Н.К. Удумян. -М.: Наука, 2007. С. 325-342

11. Аристотель. Этика/Аристотель. М., «ACT», 2010. - 492 с.

12. Аристотель. О душе'. Электронный ресурс. http ://psy Iib.org.ua/books/arist01 /txt02.htm

13. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. /В.Г. Белинский; Под общей ред. Ф.М. Головенченко. М., ГИХЛ Гослитиздат, 1948. -800 с.

14. Берберова H.H. Курсив мой. Автобиография/Н.Н. Берберова. — М.: Захаров, 2009. 688 с:

15. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви/Н.А. Бердяев. Спб.: Азбука-классика, 2008. — 219 с.

16. Бердяев H.A. О назначении человека/Н:А. Бердяев. М.: ACT; М.: Хранитель, 2006. — 478 с.

17. Бердяев H.A. Смысл- творчества Электронный ресурс. .http://www.philosophy.ru/librarv/berd/creation.html

18. Бреус Т.В: Любовь как вид бытия.: Дисс. канд. философских наук/Бреус Татьяна Владимировна. — Уфа; 2002. — 198 с.

19. Бреус Т.В. Тело и дух в любви/Т.В. Бреус// Материалы Научно-практической конференции «80 лет высшему образованию Оренбуржья», 14-15 окт. 1999 г. В 2 ч. Ч. 2: Гуманитарные секции. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1999. С. 80-81

20. Булгаков С.Н. Свет невечерний Электронный ~ ресурс. http ://www.vehi.net/bulgakov/ svet/

21. Бычков B.B. Апологеты. Блаженный Августин (серия «Эстетика отцов церкви») Электронный ресурс. http ://www.krotov.info/libr min/b/bul gakovs/page25 .htm ■

22. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2. /Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978.-568 с.

23. Валла Л. О наслаждении. Электронный ресурс. http://libelli.ni/works/o kaife.htm

24. Волков В.Н. Онтология личности/В.Н. Волков. Иваново: Иван, гос. ун-т, 2001.-378 с.

25. Вышеславцев Б.Н. Этика преображённого эроса/Б.Н. Вышеславцев. 1 М.: Республика, 1994. - 367 с.

26. Гаджикурбанова П.А. Учение о долге в этике Ранней Стой : дисс. канд. философских наук/Гаджикурбанова Полина Аслановна. — М., 2001. — 121 с.

27. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. Т. 1 ./Г.В.Ф. Гегель; Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Мысль, 1975. - 532 с.

28. Гильдебранд Д. Метафизика любви/Д. фон Гильдебранд. Спб.: Алетейя, 1999.-628 с.

29. Гильдебранд Д. Этика/Д. фон Гильдебранд. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001.-566 с.

30. Гиппиус З.Н. Задумчивый странник. О Розанове/Гиппиус З.Н.// Розанов В.В. Миниатюры/В .В. Розанов; сост. А.Н. Николюкин. М.: Прогресс-плеяда, 2004. - 544 с. - С. 499-542.

31. Гоготский С.С. Философский словарь/С.С. Гоготский. — Спб.: Тропа Троянова; Иваново: ИТ «Роща Академии», 2009. 297 с. — (Первые философские словари).

32. Дерябин B.C. Чувства, влечения и эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций/В.С. Дерябин. М.: ЛКИ, 2010. - 224 с.

33. Джонсон Р. Мы: Источник и<, предназначение романтической любви/Р. Джонсон. пер В.К. Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998. — 156 с.

34. Епифанова H.H. Нравственность и жизненный мир человека. Осмысление трансцендентального идеала/Н1.Н. Епифанова. — Саратов: Научная книга, 2009.- 153 с.

35. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности/В.И. Ефимов, В.М. Таланов. М.: Академия естествознания, 2010. - 248 с.

36. Жанбуршина Р.Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект. Автореф. дисс. . канд.филос. наук/Жанбуршина Раушана Бейсеновна. Уфа, 1996. — 17 с.

37. Зайцева О.В. Любовь как принцип бытия человека/О.В. Зайцева//Смыслы, ценности, нормы бытия человека, общества, государства. II региональная научная конференция, 30 мая 2010. Челябинск, 2010. - 251 с. -с.80-82.

38. Зубец О.П. Мораль в зеркале любви/О.П. Зубец//Размышления о любви (Любовь как нравственное явление) (Сборник)/ Сост. Зубец О.П. — М.: Знание, 1989. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», №4).- С. 3-17.

39. Ивин; A.A. Многообразный мир любви/А.А. Ивин// Философия любви. Сб. статей в 2 т. Т.1. /Под ред. Д.П. Горского, сост. A.A. Ивин. — М.: Политиздат, 1990. -С.380-508.

40. Ильенков Э.В. Философия и культура Сборник./Ильенков Э.В., ОЙзерман Т.И., Шилов Г.Е., Суворов A.B. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

41. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П: Ильин. СПб.: Питер, 2001. -749 с.

42. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2/И. Кант; под; общ. ред. В.Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. - 478 с.

43. Котова Е.В. Философский анализ понятий энергии и информации. Дисс. . доктора философских наук/Котова Елена Викторовна. Киев, 1984. -307 с.

44. Котылев А. Ю. Феноменология любви. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. XVII в. Очерки. Хрестоматия/А.Ю. Котылев. Сыктывкар, Сыктывкар, гос. ун-т, 2003. - 259 с.

45. Кузьмина A.B. Категория "интерес" в философии и праве/А.В. Кузьмина. М.: Юридическая литература, 2009. - 189 с.

46. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы/Ф. Ларошфуко. М.: ACT, 2003. -349 с.

47. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян/Н. Лапин//Социс. 1996. -№5. - С.3-23.

48. Ласло Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен)/Э. Ласло. М.: Тайдекс Ко, 2004. - 206 с.

49. Левова И.Ю., Пашнина Л. А. Анализ проблемы любви: этимологический, историко-культурный, аксиологический/И.Ю. Левова и Л.А. Пашнина Электронный ресурс. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Linguist/Article/lev anprobl.php

50. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Электронный ресурс. http://www.philosophv.ru/library/losef/renaesth/06.htm

51. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда/К.С. Льюис. М.: Республика, 1992.-432 с.

52. Минкинен Л.Д. Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала : дисс. канд. философских наук/Минкинен Людмила Дмитриевна. Спб, 2006. — 150 с.

53. Мир и эрос. Антология философских текстов о любви/Сост. Р. Г. По дольный. М.: Политиздат, 1991.-333 с.

54. Нагапетян E.H. Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности: автореф. дисс. . канд.филос. наук/Нагапетян Елена Николаевна. Омск, 2006. - 19 с.

55. Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебник по направлению подготовки «Прикладная этика»/В.Н. Назаров. М.: Гардарики: 2005. — 302 с.

56. Наука и жизнь: бюро иностранной научно-технической информации//Наука и жизнь. — 2010. №9. — С. 72-73.

57. Налимов В.В. Вездесуще ли сознание?/В. Налимов//Человек. 1991. - №6.-С. 15-22.

58. Некрасова H.A. Феномен духовности. Бытие и ценность/Н.А. Некрасова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 232 с.

59. Новейший философский словарь/ В. А. Кондратов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 668 с.

60. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви/Х. Ортега-и-Гассет. СПб.: Лимбах, 2003.-416 с.

61. Платон. Диалоги/Платон. М.: Эксмо, 2009. - 640 с.

62. Платонов К.К. Структура и-развитие личности/К.К. Платонов. — М.: Наука, 1986. 254 с.

63. Разин A.B. Основы этики/А.В. Разин. М.: Форум; Инфра-М, 2010.- 304 с.

64. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия, от истоков до наших дней в 4 т. Т.З. От Возрождения до Канта/Пер. с итальянского и ред. С. Мальцева.- М.: «Пневма», 2008. 880 с.

65. Розанов В.В. Миниатюры/В.В. Розанов. ; сост. А.Н. Нйколюкин. Приложение: 3. Гиппиус. Задумчивый странник (О Розанове). — М.: Прогресс-плеяда, 2004. 544 с.

66. Розин В.М., Шапинская' Р.В. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве/В.М. Розин, Р.В. Шапинская. -М.: Б.и:, 1993: 173 с.

67. Руденко А.М: Философско-антропологическая экспликация феномена любви: от классики до постмодерна : дисс. . канд. философских наук/Руденко Андрей Михайлович. Ростов-на-Дону, 2007

68. Рюриков Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее// Философия любви. В12 тт. Т. 1/Под ред. Д.П. Горского, сост. A.A. Ивин. М.: Политиздат, 1990.-510 с.-С. 268-331.

69. Сабекия Р.Б. Самореализация личности : онтология, гносеология, аксиология любви/Р.Б. Сабекия. -М.: Наука, 2007. 256 с.

70. Сабекия Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека : дисс. . доктора философских наук/Сабекия Раушана Бейсеновна — Уфа, 2007 330 с.

71. Сабиров В.Ш., Соина О.В. Этика и нравственная жизнь человека/В.Ш. Сабиров, О.В. Соина. — Спб.: Дмитрий Буланин, 2010. 486 с.

72. Садунова Н.В. Философия любви немецкого романтизма. Дисс. канд. филос. наук/Садунова Наталия Владимировна. Тверь, 2009. — 154 с.

73. Салас Соммэр Д. Наука любви/Д. Салас Соммэр. — М.: Научная книга, 2008. 256 с.

74. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к Другому: любовь, язык, мазохизм / Философия любви. В 2 тт. Т. 2/Сост. A.A. Ивин. — М.: Политиздат, 1990.-605 с.-С. 459-478.

75. Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье Электронный ресурс. http://www.i-u.ru/biblio/archive/spinosa kratkiv

76. Спиноза Б. Этика/Б. Спиноза; пер. с латинского H.A. Иванцова. — М.: Академический проект, 2008. 431 с.

77. Соловьёв1 B.C. Оправдание добра: Нравственная философия/В.С. Соловьёв. М.: Академический проект, 2010. — 672 с.

78. Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т. Т.2/В.С. Соловьёв. — М.: «Мысль», 1990.-822 с.

79. Соловьев B.C. Избранные произведения/В.С. Соловьёв. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

80. Старостин В.П. Сострадание как социально-философский феномен: автореферат дисс. . канд. философских наук/Старостин Владимир Петрович. — Якутск, 2008. 22 с.

81. Суворов О.В. Сознание и абсолют (Философский трактат)/О.В. Суворов. М.: Логос, 1999. - 190 с.

82. Таранов П.С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли. Интеллектуальный энциклопедический справочник. В 2 т. Т.1/П.С. Таранов. Симферополь - Запорожье: «Нарус-М», 2000. - 848 с.

83. Тейяр де Шарден П. Божественная среда/П. Тейяр де Шарден. — М.: ACT, 2003.-314 с.

84. Тейяр де Шарден. Феномен человека/П. Тейяр де Шарден; пер. с фр. О.С. Вайнер и др. М.: ACT, 2002. - 352 с.

85. Унамуно^М: О трагическом? чувстве жизни у людей и народов. Электронный ресурс. http://www.musa.narod.ru/unam.htm.

86. Фейербах Л. Собрание сочинений в 2 т. T.l/Л. Фейербах; отв. ред. Б.В. Мееровский. -М.: Наука, 1995. 502 с.

87. Фейербах Л. Собрание сочинений в 2 т. Т.2./Л. Фейербах; отв.ред.Б.В. Мееровский. М.: Наука, 1995. - 424*с.

88. Философия любви. Сб. статей в 2 т. Т. Г. /Под ред. Д.П. Горского, сост. А.А. Ивин. -М.: Политиздат, 1990. 510 с.

89. Философский энциклопедический словарь/Сост. Е.Ф. Еубский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. Mi: Инфра-М; 2009. - 570 с.

90. Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона Электронный ресурс. http://www.i-u.ru/biblio/archive/fichinipir

91. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины Электронный ресурс. http://imwerden.de/pdi7florensky stolp i utverzhdenie istini 1914.pdf

92. Фомин А. А. Любовь к себе: где ошибка?/А.А. Фомин// Николин день. Ежеквартальное приложение к газете «Инженер транспорта». — 2010 №42 (осень): - С. 7-8.

93. Фрагменты ранних греческих философов/Отв. ред., авт. вступ. ст. И.Д. Рожанский, изд. подгот. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. - Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 576 с. - (Памятники философской мысли).

94. Франк C.JI. С нами Бог. Три размышления Электронный ресурс. http://www.vehi.net/frank/neposty06.html •

95. Фромм Э. Иметь или быть? Электронный ресурс. http://ru.philosophy.kiev.ua/library/fi'omm/haveorbe.html

96. Фромм Э. Искусство любить/Э. Фромм. М.: ACT, 2008. - 223 с.

97. Фромм Э. Психоанализ и этика/Э. Фромм. — М.: Республика, 1993. -414 с.

98. Хачатрян A.A. Природа эгоизма, альтруизма и человеческая природа (Лекция)/А. Хачатрян. Ереван, 1982. - 22 с.

99. Шапинская E.H. Эстетика красоты и любви в культуре Индии Электронный ресурс. http://iph.ras.ru/page50837155.htm

100. Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство Электронный ресурс. http://lit.lib.ru/s/shestakow w p/text OOlO.shtml

101. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви/А. Шопенгауэр; пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда. СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008.-224 с.

102. Шпрангер Э. Формы жизни/Шпрангер Э.//Психология личности. Тексты, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. -287 с.

103. Шумилов С.Н. Идеал и идеализация в социальном познании: дисс. канд. философских наук/Шумилов Сергей Николаевич. — Казань, 2008. 163 с.

104. Эразм Роттердамский. Философские произведения/Эразм Роттердамский. — М.: Наука, 1986 702 с.

105. Юркевич П.Д. Философские произведения/П.Д. Юркевич. М.: Правда, 1990. - 669 с.

106. Яковлева Е.И. Ценностные основы глобализации/Е.И. Яковлева. -Н. Новгород, 2010.- 159 с.

107. Xirau, Joaquín. Amor у mundo у otros escritos / Joaquím Xirau. -Barcelona: univ. autónoma de Barcelona. Colegio de México, 1983. 281 c.