автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Любовь как условие целостности человека

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Шевченко, Андрей Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Любовь как условие целостности человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Любовь как условие целостности человека"

На правах рукописи

Шевченко Андрей Юрьевич

ЛЮБОВЬ КАК УСЛОВИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 09.00.13 - философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Волгоград - 2014

1 0 1"Л!] "7П1 1

I " > :. I ¿.о 1-1

005549884

Работа выполнена на кафедре философии ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Научный руководитель: Макаров Андрей Иванович, доктор

философских наук, доцент, профессор кафедры философии Волгоградского государственного университета

Официальные Кузнецова Майя Анатольевна,

оппоненты: доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой социальной и практической психологии AHO ВПО «Московский гуманитарный экономический институт (Волгоградский филиал)» Карчагин Евгений Владимирович, кандидат философских наук, доцент доцент кафедры философии, социологии и психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (НИУ)», кафедра философии культуры и культурологии

Защита состоится «» u^oh-J 2014 г. в /З'СО на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. ß

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.

Автореферат разослан « » сМО <Л 2014 г.

Ученый секретарь --ч

диссертационного совета кЖ$') H.A. Калашникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Существование человека в современном обществе лишено многих традиционных ориентиров в ценностной сфере. История европейской цивилизации прошла через неоднократное разрушение систем ценностей. Однако утрата одних принципов, правил и норм сменялась обретением других. Каждый раз, несмотря на радикализм реформаторов, в новую систему переходили признаки старых систем ценностей. В то же время для кризисного, переходного состояния характерна актуализация отнюдь не духовных потребностей, а повышение общественного, политического, экономического интереса.

На фоне постоянной исторической трансформации ценностей высвечивается проблема утраты связи существования человека в мире и смысла бытия культуры. Сегодня человеку все тяжелее и тяжелее сохранить целостность своей личности. Причина тому - постоянные социальные трансформации, сопровождающиеся конфликтами. Следствием этого являются прогрессирующее расслоение общества, отчуждение индивида от результатов своей деятельности. В этих условиях нарастает и практический, и теоретический интерес к предпосылкам для формирования здоровой нерасщепленной идентичности, которая в философском аспекте предстает как целостность человека. Таких предпосылок, вероятно, много, но мы выбрали в качестве объекта нашего исследованию одну - любовь. Вернее, её конкретные проявления в нескольких областях: в межполовой, этической и ценностной сферах. Эти проявления зафиксированы в европейской культурной памяти, в текстах, которые мы выбрали в качестве объекта анализа. Любовь рассматривается нами в контексте традиционной проблемы философии человека - проблемы целостности как стяженного гармоничного единства своих частей.

Теоретический уровень исследования проблемы связан со спецификой современного философского знания. Отход от классической рациональности и повышение интереса к сфере бессознательного обуславливают позиции рассмотрения природы человека сегодня. Отныне особое внимания в процессе изучения человеческого бытия уделяется анализу сферы чувств и переживаний, важнейшее место среди которых занимает любовь. Подобная философская рефлексия вызвана переменой ритма и образа жизни человека, трансформацией социальной среды, оказывающих непосредственное влияние на формирование норм и правил существующего поведения. Произошедшая сексуальная революция, популяризация феминистских движений, изменение структуры семейных ценностей, утверждение в общественном сознании тендерных стереотипов, определили как облик мира, так и представление о любви, стандартах и стиле половых и межличностных отношений.

В наиболее широком смысле существующее положение можно охарактеризовать следующем образом: в общем понимании стирается представление о любви как о чувстве, выступающем одним из условий целостности человеческого бытия. Как отмечает 3. Бауман: «В наше время непрерывно растет число людей, которые склонны полагать, что любовью называется больше чем одно из событий в их жизни... Романтичное определение любви, как "быть вместе до самой смерти", бесспорно, является немодным - оно устарело из-за радикальной перестройки структур родства, которым данное определение служило и из которых оно черпало свою энергию и значение»1. В такой ситуации любовь начинает восприниматься в качестве внешней, мимолетной близости, такой как флирт, соблазн, физическая связь. Тогда как подлинный характер межличностных отношений имеет метафизическую природу и проявляется в целостности образуемого единства.

1 Bauman Z. Liquid love: on the frailty of human bonds. - Cambridge, 2003. - P. 4-5.

4

В то же время обыденное сознание негативно относится к попыткам теоретического анализа любви. Любовь оценивается как нечто тривиальное и естественное, т.е. то, чему не стоит учиться, и в чем результат зависит от действий партнера, нежели чем от собственных усилий. Однако данный подход к решению проблемы взаимоотношений ведет не только к изменению содержания эмоционально-чувственной сферы жизни человека, но и к сокращению (а в некоторых случаях - к совершенному отсутствию) опыта любви. Нам было важно показать, что любовь - не является чистой эмоцией, как это принято считать в обыденном понимании, любовь - это чувство, возникающее и удерживающееся в дело-действии как минимум двух субъектов. Любовь - это комплексное интегрированное состояние психики, мышления и интенции к соединению с Другим. Именно из этого определения становится понятным, почему в философской литературе любовь сравнивают, с одной стороны, с поступком, а с другой - с событием.

Поверхностное обращение к проблемам любви и нежелание видеть в этом чувстве основу ценностного отношения к миру становятся причинами понижения качества человеческого бытия, способностей к самореализации и самоопределению. В то время как акцентирование внимания исключительно на психологических аспектах бытия человека, характерное для современного состояния науки и практики исследования любви, лишает это бытие целостности, влечет за собой чувство потерянности, заброшенности, фрустрирует психику. Мы присоединяемся к авторам, которые считают, что из психологических затруднений можно и нужно выходить, обращаясь к философии. В сложившихся обстоятельствах именно философско-антропологический анализ может раскрыть специфику отношений, выявить значимость и интегративный потенциал любви.

Учитывая последнее, диссертант считает обоснованным в рамках данной работы среди всего многообразия выделить традиционную форму любви — любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине. При этом следует

отметить, несмотря на то, что вне фокуса нашего исследования остались некоторые распространенные виды любви (родительская любовь, любовь к себе, любовь к Богу и т.д.), выбранная нами форма рассматривается как наиболее репрезентативный частный случай феномена любви.

Любовь представлена нами в качестве характеристики бытия, ценностного отношения человека к человеку и миру. Специфика данного подхода заключается в попытке представить бытие человека аутентичным образом, где проявление любви выступает естественным выражением человеческой сущности.

Исследование любви в качестве условия целостности человеческого бытия, как разумного и чувствующего существа, особенно важно для понимания специфики родовой природы человека. Ведь само обращение к первоосновам бытия, к которым в полной мере относится и любовь, создает возможность уточнения, корректировки понятия человека, позволяет осмыслить органичность многообразия и единства всех уровней и аспектов его существования. Применяемый в исследовании философско-антропологический подход, в своей многомерности способствует раскрытию подлинного характера человеческой жизни, выделению любви в качестве специфической сферы «бытийственности» человека.

Степень разработанности проблемы. Введение в тему концепта «целостность человека» опирается на довольно древнюю и авторитетную философскую традицию рассматривать цельный образ человека не как автоматическое генетическое условие существования, а как цель. Не данный, а заданный результат усилий индивида и культуры. В тендерном аспекте проблема целостности человека выступает под маской понятий «андрогинность», понимаемое как взаимопроникновение женского и мужского начал космоса (в античной и гностической традиции), «Род человеческий», понимаемый как брачный союз мужчин и женщин (в иудео-христианской традиции).

Первые формы философского осмысления любви связаны с деятельностью античных мыслителей, среди которых необходимо выделить Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона. Особое значение для постижения любви имеют труды Платона «Пир» и «Федр».

Этической стороне любви посвящены работы христианских мыслителей. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Максим Исповедник, Григорий Палама внесли неоценимый вклад в осмысление природы любви к ближнему (милосердия), побуждающей человека вести праведный образ жизни. Рационалистическое понимание любви представлено в сочинениях Бонавентуры, Фомы Аквинского. Философское осмысление куртуазных отношений, сформировавших средневековый культ служения «даме сердца», отражено в трудах А. де Шапелена и Г. де Машо.

В эпоху Возрождения любовь представлена как образец светской культуры в трактатах М. Фичино, Дж. Пико дела Мирандола, Дж. Бруно. Поэтическая философия любви, превозносящая возвышенность любовных переживаний, отражена в творчестве А. Данте, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо.

В Новое время любовь рассматривается в русле рационалистического мышления. Исследованию любви посвящены сочинения Р. Декарта, Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Стендаля. Особый вклад в разработку этики любовных отношений внесли немецкие мыслители Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, Ф Ницше.

В XX веке в период появления философской антропологии, феноменологии, экзистенциализма, любовь как тема философской рефлексии приобрела особую актуальность. Вопросами любви интересовались такие философы, как М. Шелер, М. Бубер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Ю. Эвола, Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе, Э. Левинас, Н. Аббаньяно и другие.

Наряду с западными исследованиями неоценимый вклад в развитие любовной проблематики внесли выдающиеся русские философы Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, НА. Бердяев, Е.Н. Трубецкой,

Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев. Отечественным мыслителям удалось развить гуманистические традиции в понимании любви и связать присущую данному чувству эротическую энергию с идеей андрогинного понимания природы человека, целостностью его духовно-душевно-телесной организации.

Половой аспект любви рассмотрен в работах H.A. Бердяева, О. Вейнингера, А. Лоуэна, В.В. Розанова, Г.С. Семеновой, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, 3. Фрейда, Ю. Эволы. Исследованиями проблемы любви в тендерном контексте занимались И.И. Булычев, Э. Гидденс, И.С. Кон, C.B. Климова, Ю. Кристева, Н.Х. Орлова, С.А. Ушакин. Любовь как способ межличностного единения нашла отражение в философии 3. Баумана, М. Бубера, В.Д. Губина, П. Куттера, Ф.Г. Майленовой, В.В. Мартынова, X. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, Ж.-П. Сартра, ГЛ. Стрельцовой.

Характером переживаний, формирующих особое пространство взаимодействий внутри пары, отличается романтическая любовь. Данный концепт, раскрывающий чувственную сторону межчеловеческих отношений и задающий один из стандартов понимания любви, представлен в работах Р.Г. Апресяна, Э. Гидденса, Т. Смита (Т. Smith), Г. Франкфурта (Н. Frankfurt). Противоположной направленностью характеризуется так называемая «земная» или обыденная любовь, которая отличается от романтических отношений нацеленностью на достижение значимых для партнеров результатов. Обоснование концепта «земной любви» отражено в

исследованиях Р. Джонсона, Р. Нозика (R. Nozick).

Существует целый ряд работ, посвященных анализу видов любви,

различающихся в зависимости от избранного объекта. Исследованиями материнской любви занимались Б.Г. Ананьев, О. Вейнингер, К.С. Льюис, C.B. Петрушин, В.А. Рамих. Отцовская любовь представлена в работах С.И. Самыгина, В.А. Сысенко, Э. Фромма. Анализ любви человека к Богу был

предпринят H.A. Бердяевым, С. Вейль, К.С. Льюисом, П. Тейяром де Шарденом, П.А. Флоренским, СЛ. Франком, М. Шелером.

Исследования любви к себе содержатся в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, В. Соловьева, Стендаля, ГЛ. Стрельцовой, М. Штирнера. Проблемы любви, понимаемой в качестве дружеской, товарищеской связи затронуты в философии Ф. Альберони, Р.Г. Апресяна, Р. Декарта, И.С. Кона, В.И. Стародымовой, Л. Фейербаха, И.А. Шмерлиной.

Наиболее значимые в философско-антропологическом аспекте работы, посвященные любви как характеристике целостности человеческого бытия, отражены в философии М. Бубера, Н. Гартмана, Э. Фромма, Г. Хенгстенберга, М. Шелера. Среди перечисленных авторов выделяются исследования М. Шелера и его работа «Ordo amoris», в которой философ последовательно доказывает, что в результате деятельности чувств любви и ненависти формируется иерархия тех или иных предпочтений, которая ведет к образованию целостной, закономерной системы субъективных ценностей.

Любовь как форма проявления аутентичного отношения рассмотрена в исследованиях A.A. Ивина, А. Рубениса, В. Франкла. Необходимо особо отметить концепцию любви, предложенную Э. Фроммом, в которой любовь представлена в качестве экзистенциального ответа на проблему одиночества, отсутствия чувства целостности человеческой жизни.

Характеристика состояния исследуемой проблемы свидетельствует о значительном потенциале накопленных гуманитарных знаний в области любви и межличностных отношений. Однако частные науки в силу своей специфики не ставят цель провести содержательное изучение любви в контексте бытия человека. Представленное философско-антропологическое исследование является попыткой преодолеть эту разобщенность и рассмотреть любовь в качестве условия целостности человека.

Объектом исследования выступают конкретные проявления любви в межполовой, этической и ценностной сферах, зафиксированные в европейской культурной памяти.

Предмет исследования - характер и виды взаимоотношений между феноменом любви и такой характеристикой бытия человека как его целостность как целокупность.

Цель диссертационной работы состоит в обосновании необходимости любви для обретения человеком целостности своего бытия как сущностной характеристики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

— выявить основные концептуальные схемы, с помощью которых шло осмысление феномена любви как многоаспектного явления в европейской традиции;

— рассмотрев комплекс философских подходов к проблеме пола, определить значение половой любви для реализации сущности человека через обретение целостности;

— выявить специфику такого вида межполовых отношений как романтическая любовь;

— провести сравнительный анализ любви и ненависти как взаимодополнительных характеристик порядка человеческой культуры;

— определить характер взаимообусловленности любви и свободы в аксиологическом аспекте;

— выявить отношение любви к целостности человеческого бытия.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование

феномена любви потребовало от нас обращения к множеству научных методов. Теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Ю.Б. Рюриков, В.П. Шестаков, Р.Г. Апресян) и зарубежных (Платон, М. Шелер, Э. Фромм, Г. Хенгстенберг,

Р. Джонсон) ученых, в произведениях которых нашла свое отражение сущностная характеристика любви.

Философский анализ антропологических и культурных универсалий, которой является любовь, имеет свою специфику: человек рассматривается как минимум с двух ракурсов - в отношении сложного единства со сферой природы и разума и в отношении живого единства с другим человеком. Учитывая это, были выбраны два взаимодополнительных подхода, которым соответствуют два метода:

- герменевтический метод, позволивший с одной стороны, увидеть многоаспектность феномена любви посредством анализа накопленных философской традицией концепций любви, а с другой, - обнаружить новые, обусловленные личным опытом исследователя смыслы любовных переживаний как элемента «понимающего бытия»;

— эссенциалистский подход и общелогический метод, опирающиеся на идею о возможности с помощью объективно-логического анализа прорваться за рамки субъективного бытия и рассмотреть существование человека в контексте постоянного становления его сущности, где любовь выступает одним из способов трансценденции.

Кроме того, мы заимствовали некоторые важнейшие положения диалогической философии, а именно концепт «со-бытие» и эксплицируемые из его содержания идеи о взаимодополнительности противоположных, не сводимых в одну плоскость явлений любви и ненависти, любви и свободы.

Научная новизна диссертационного исследования:

- представлена интерпретация проблемы пола, в которой различные модусы любви рассматриваются в качестве условия достижения целостности человеческого бытия в форме интегративного взаимодействия между полами;

— выявлено, что характер любви в межличностных отношениях связан как с формированием романтического чувства (поиск идеала в любви), так и с погружением в обыденность, повседневность;

- обоснована взаимосвязь любви и ненависти, проявляющаяся в целостности субъективного опыта, адекватном постижении реальности, а также в активности человека, которая противопоставляется состоянию равнодушия;

- установлена взаимообусловленность любви и свободы, соотношение между которыми выражается в проявлении ответственности, выступающей важнейшей детерминантой формирования целостных межличностных связей;

- любовь рассмотрена в качестве аутентичного отношения, посредством которого проявляется отраженная в природе человека склонность к бескорыстному со-чувствию и со-участию в бытии любимого.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Процесс концептуализации феномена любви в европейской философии характеризуется следующими этапами: а) в древнегреческой философии любовные переживания людей и богов осмысливались в рамках метафизической концепции любви как силы Космоса, порождающей материальные и идеальные предметы (онтологический аспект), вещи (физический аспект), красоту (эстетический аспект), знание (гносеологический аспект); б) средневековая теолого-метафизическая концепция любви концентрируется на этической интерпретации феномена любви, наделяя эту этическую ценность качеством сотериологического мистического средства (аксиологический аспект); в) философами Нового времени любовные переживания рассматриваются как комплекс иррациональных аффективных состояний (психологический аспект) и основа для построения ячейки социальной организации, которой является брак (социальный аспект).

2. Характер связи между полом, любовью и целью реализации сущности человека в качестве целостного существа заключается в том, что сексуальное влечение (которое мы не отождествляем с любовью) определяет половую идентичность, закрепляя определенные половые роли и поведение, но оно не

позволяет создать полноценные межличностные отношения; для формирования последних необходимо присутствие любви, выступающей как принцип гармонии всех отношений человека с миром, характеристики целостности человеческого бытия.

3. Фаза «романтической любви» предполагает идеализацию объекта влечения, представление о другом человеке не только как о половом партнере, но и как о Друге. Для реализации своей сущности человеку нужен образ и живое проявление второй недостающей половины собственного бытия. При отсутствии таких ценностей человек закономерно сталкивается с ограниченностью собственного существования, неудовлетворенностью личной жизнью, расколотостью бытия культуры.

4. Факт взаимозависимости любви и ненависти раскрывает амбивалентность любого полноценного жизненного опыта, отражающего степень целостности человеческого бытия. Сущность человека в этом смысле раскрывается в любви, что может быть обнаружена сознанием только на фоне контрастного переживания, частным случаем которого является ненависть -негативное стремление к разрушению и смерти. Оба чувства взаимосвязаны между собой и противостоят своей имманентной активностью состоянию равнодушия, характеризующего неопределенность и незрелость человека.

5. Любовь и свобода взаимообусловлены: в состоянии любви свобода превращается из негативной «свободы от» в «свободу для» в силу того, что любовь порождает такую ценностную структуру сознания, которая позволяет признать автономию индивидуальности людей при их объединении в целое. Формирование ответственности, как в проявлении любви, так и в осуществлении свободы, указывает на взаимосвязь между данными ценностями. Нежелание брать на себя ответственность и неуважение свободы другого становятся основными условиями неудач и избегания любви.

6. В любви раскрывается внеэгоистичная сущность человека, которая является основанием возможности обретения целостности бытия человека,

симптомом чего является факты альтруистического поведения, поступков вне мотивации, продиктованной собственной выгодой.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что исследование проводится на уровне философско-антропологического анализа, позволяющего рассмотреть любовь в контексте постижения природы человека, его духовно-душевно-телесной сущности. Диссертация ставит вопрос о необходимости целостного познания человеческого бытия, важнейшим проявлением которого выступает любовь.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по философской антропологии, религиоведению, культурологи, этики. Выводы и основные положения, представленные в исследовании, можно применить в качестве информационной базы при разработке и экспертизе психологических, социальных, педагогических программ и технологий.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 13 публикациях и излагались автором в докладах на Всероссийской научной конференции памяти С.Э. Крапивенского (Волгоград, 2008), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009, 2010, 2011), II Всероссийской научной конференции «Антропологическая соразмерность» (Казань, 2010), Международной научной конференции «Мир человека: нормативное

измерение - 2» (Саратов, 2010).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения,

двух глав, содержащих по три параграфа и заключения. Содержание работы изложено на 150 станицах печатного текста. Библиография включает в себя 166 наименований, в том числе 5 источников на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и основные задачи работы, дается характеристика теоретико-методологической основы исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Философская концептуализация любви как константы человеческого существования» диссертантом рассматриваются основополагающие аспекты теоретизации феномена любви, определяется значение и характер любви в межполовых и межличностных отношениях.

В первом параграфе «Формы любви и проблема обретения целостности бытия в европейской философской традиции» раскрывается эволюция философских концептов любви, выявляется многоаспектность любви в системе гуманитарного знания.

Философское осмысление любви берет начало в Древней Греции. Особенностью философствования этого периода является рассмотрение бытия человека в контексте становления Космоса. Любви и Вражде придается космогоническое значение, от их влияния зависит соединение и разъединение вещей в мире (Эпикур), а непосредственное участие в этом процессе ведет к осознанию человеком своей сопричастности, целостности с Космосом. Любовь (эрос) также рассматривается как проявление жизненной силы, источник блага, олицетворение небесного и земного начал. Выступая тягой к прекрасному, любовь раскрывает целостность эстетического постижения реальности (Платон). Суммируя сказанное, можно выделить онтологический, физический, эстетический, гносеологический аспекты в древнегреческом представлении о любви.

В средневековой философии любовь рассматривается в качестве божественного дара, который преображает человеческую природу. При этом любовь противостоит влиянию зла, вносит в мир порядок и равновесие. Зло понимается как потеря добра, которая восполняется в проявлении любви (Августин). Такое понимание каритас связано, с одной стороны, с любовью к Богу, а, с другой, - со стремлением привнести в мир долю божественной любви. Посредством любви человек осознает целостность с Богом, поэтому средневековая философия раскрывает этическое измерение любви, возводит данное чувство в ранг наивысшей ценности (аксиологический аспект).

В Новое время любовь преимущественно рассматривается как аффект (психологический аспект), влияние которого противопоставляется деятельности разума. Значение любви определяется интересами человека (Р. Декарт), душевным состоянием (Б. Спиноза), эгоистическими устремлениями (Ф. де Ларошфуко, Стендаль). Любовь рассматривается (И. Кант, Г. Гегель) в качестве нравственной основы брака (социальный аспект), раскрывает иррациональное начало в человеке: стремление к преумножению жизни (А. Шопенгауэр) и волю к власти (Ф. Ницше). Любовь побуждает к расширению сфер частного, способствует публичной жизни человека, что ведет к сознанию сопричастности с обществом, единства между всеми людьми (Л. Фейербах).

Представленный диссертантом анализ философских представлений выявляет многоаспектность любви в поле гуманитарного знания. Такое рассмотрение вносит неоценимый вклад в формирование общефилософского образа любви, в котором раскрывается уникальность предмета любви, а также принцип его отличия в мире человеческой культуры. В таком понимании неотъемлемым свойством любви выступает стремление к целостности, непосредственное осознание человеком сопричастности своего бытия с бытием другого человека, бытием общества, мира в целом.

Во втором параграфе «Любовь в аспекте половой и гендерной специфики жизнедеятельности человека» диссертантом выявляется основополагающее значение и характер любви в контексте межполовых взаимоотношений.

Наличие пола связано с определенным набором качеств и признаков, вне которых невозможно становление человеческого бытия. Половой диморфизм выступает фундаментальной особенностью человеческой природы. Однако без взаимодействия с противоположным полом человек ощущает своеобразную неполноценность, неудовлетворенность собственной жизнью, которая может быть преодолена посредством установления отношений в любви. Взаимосвязь пола и любви в философии представлена идеей андрогинизма как принципа целостности человеческого бытия, который реализуется посредством любви.

Андрогинное единство полов в любви может носить различный характер и выражать как телесную, так и духовную связь. Такая дифференциация связана с пониманием сущности пола человека. Любовь как телесное единение полов представлена в философии Платона. Согласно данной точке зрения пол представляет половину изначального человека (андрогина). Любовь восстанавливает утраченную целостность человека. При этом соединение полов в любви понимается буквально как восстановление утраченной телесной целостности.

Любовь, выражающая духовное единство, представлена в христианстве. Действие любви проявляется в преодолении духовного разрыва между полами, которое реализуется посредством заключения брака. Брак в этом смысле символизирует андрогинное единство, в основе которого лежит как духовная любовь между мужчиной и женщиной, так и любовь человека к Богу. Обратной стороной такого понимания единства в любви выступает абсолютное неприятие сексуальных связей и телесной составляющей пола.

Учитывая крайности рассмотренных позиций, андрогинное единство, с точки зрения диссертанта, должно выражать телесно-духовную связь. Такой

подход к решению проблемы пола раскрывает исключительный смысл любви, который выражается не в продолжении рода, а в обретении андрогинного единства, где телесная связь между полами вела бы к формированию духовной целостности (В. Соловьев). На гермафродитизм как характеристику человеческого бытия указывал и 3. Фрейд, видя в нем проявление бисексуальной природы человека. Однако сексуальное влечение, преодолевая бисексуальность, ведет не к единству полов, а закреплению половой идентичности (половому диморфизму).

В результате исследования показано, что любовь выполняет важную функцию в процессе взаимодействия полов. Диссертант указывает на то, что в отличие от сексуального влечения, определяющего пол человека и характер его полового поведения, любовь выступает принципом целостности бытия человека, условием интегративного взаимодействия между полами.

В третьем параграфе «Целостность романтического идеала как форма идеализации межполовых отношений» раскрывается присущий любви характер взаимосвязей, рассматривается романтическая и обыденная стороны любви.

Формирование любви предполагает развитие близких межличностных отношений. Любовь отражает состояние единения между партнерами, процесс их взаимного ухаживания друг за другом. При этом характерной особенностью развития отношений в любви является стремление к романтическим чувствам, личным любовным переживаниям. Такой комплекс человеческих взаимоотношений получил название «романтическая любовь».

Диссертант полагает, что романтическая любовь раскрывает особый строй чувств, возникающих между партнерами. Ведь отношения, возникающие в романе, насыщены переживаниями, событиями. Такая интенсивность чувств выделяет романтическую любовь на фоне повседневного бытия, ежедневной деятельности. Роман раскрывает последовательность возникновения, развития и прекращения отношений,

определяет время продолжения любви, тогда как своеобразным пространством для романтических отношений становится пара.

Любящая пара отличается от такого состояния единства, как «Мы». На эту особенность указывает Р. Нозик. В основе формирования «Мы» в любви лежит стремление объединить личностные автономии, стоящие перед партнерами по жизни цели и задачи, в то время как пара предполагает наличие целостности романтических идеалов. При этом объединение личностных автономий связано с определенными жертвами со стороны любящих друг друга людей. Диссертант подвергает критике данную позицию, указывая на то, что самоотдача в любви может означать не только отказ от каких-либо благ, но и щедрый дар. Ведь в любви человек отдает самое дорогое, что у него есть - часть своей жизни.

Романтические отношения формируют образ возвышенной любви. Для возникновения таких отношений характерно личностное стремление к романтическому идеалу, которое без участия в жизни другого человека, без любви, может характеризовать проявление эгоизма. Формирование межличностных отношений, имеющих общность целей и задач, отличается от любви, в основе которой находится целостность романтических идеалов. В силу этого, обыденная (земная) любовь утверждает ценность человеческой личности, принимает любимого человека таким, каким он является в жизни. Данная любовь предполагает тесные отношения, является проявлением такого состояния единства, как «Мы». В то время как романтическая любовь связана с идеализацией объекта влечения, поиском образа второй недостающей половины собственного бытия.

Во второй главе «Порядок любви и аксиологическая целостность человека» диссертант анализирует значение любви в системе ценностей человека, выделят интегративный потенциал данного чувства. Любовь рассматривается в качестве проявления аутентичного отношения.

В первом параграфе «Амбивалентный характер любви и ненависти» диссертантом устанавливается взаимозависимость данных чувств. В своем проявлении любовь и ненависть отражают целостность субъективного опыта человека.

Любовь и ненависть выступают в качестве жизненных ориентиров, в выборе направления которых происходит становление человеческого бытия. Любовь представляет собой позитивную человеческую устремленность. Для любви важно выделение индивидуальных качеств, которые в своей совокупности характеризуют объект любви, а, если это другой человек, то субъект, как особенный, неповторимый и единственный в своем роде. Ненависть же, напротив, раскрывает негативную сторону человеческой активности, которая выражается в неприязненном отношении к ненавидимому.

Диссертант указывает на то, что при анализе любви и ненависти часто происходит абсолютизация одного из чувств. Любви, как правило, придается положительное значение, а ненависти — отрицательное. Маркерами любви и ненависти в этом смысле выступают такие человеческие устремления, как созидание и разрушение (Э. Фромм). При этом активность любви не только предшествует действию ненависти (для того чтобы разрушить, необходимо прежде что-то создать), но и содержит гуманистический потенциал.

Диссертант утверждает, что созидательность любви проявляется во всех сферах жизни человека, как и разрушительное действие ненависти. В таком понимании любовь направлена на утверждение жизни, приумножение бытия любимого, в то время как ненависть выступает стремлением к смерти, уничтожением бытия ненавидимого. При этом как проявление любви, так и выражение ненависти вызывает со стороны другого человека ответную реакцию. Проявление внимания, участия в жизни другого человека ведет к формированию взаимной симпатии, в то время как выражение злобы, грубости, неуважения вызывает взаимную антипатию.

В противоположных направленностях любви и ненависти диссертант видит выражение целостности субъективного опыта. Возведение любви или ненависти в ранг абсолютной ценности неправомерно. Ведь бытие человека проявляется как в созидательных актах любви, так и в разрушительных актах ненависти. Кроме того, нельзя забывать о том, что у любви есть своя противоположность, поэтому целостность жизненной позиции должна выражаться в наличии баланса между чувствами любви и ненависти, действие которых противопоставляется состоянию человеческого равнодушия. Равнодушие в таком понимании выражает душевную незрелость человеческой личности, ее неопределенность в выборе субъективной позиции.

Во втором параграфе «Взаимосвязь базовых ценностей любви и свободы» диссертант рассматривает любовь и свободу в качестве ценностей, тесная взаимосвязь между которыми становится причиной субъективных противоречий, возникающих во взаимоотношениях.

В философии существует мнение, согласно которому в состоянии любви человек жертвует целостностью собственной личности, попадая в зависимость от характера контактов, возникающих с близким человеком. Зависимость эта тем нагляднее, чем сильнее проявляется чувство любви, а, следовательно, сама необходимость видеть, общаться, находится в прямом взаимодействии со своим визави. Любовь, согласно данной логике, неизбежно влечет к неосознанному отказу от свободы (нарушению целостности личности), и постепенному замещению последней стремлением во что бы то ни стало укрепить отношения.

Диссертант полагает, что указанная противоречивость связана с различием трактовок понимания свободы. Под свободой подразумевается и состояние независимости, так называемая «свобода от», и позитивная направленность человека, получившая название «свобода для». В любви часто видят попытку поколебать независимость, предшествовавшую возникшим отношениям. Как было показано, свобода замещается формой любовной

«зависимости». Однако проведенный диссертантом анализ выявляет, что связь, в которой один получает абсолютную ценность, а другой - лишается таковой, не может быть названа любовью. Любовь - это форма отношений, в которой при наиболее близком взаимодействии партнеров сохраняется их автономия и индивидуальность. Абсолютного единства в любви достичь невозможно, не нарушая целостности личности партнера.

Движение к поставленной цели характеризует идею «свободы для» в своей актуальности. Такое понимание свободы связано с самореализацией человека, расширением границ его индивидуальности. Оптимальной формой самореализации человека выступает любовь, поскольку реальность соучастия позволяет выходить за рамки границ субъективного существования.

Характерной особенностью любви, признающей свободу Другого, является наличие ответственности. Появление ответственности формирует возможность соизмерять свободу действий одного из партнеров со свободой действий другого. В нежелании брать на себя ответственность отражается состояние зависимости, а неуважение свободы другого человека становится условием бегства от любви. Пример подобного господства представлен в садо-мазохистских практиках, связи соблазнителя и жертвы, сексуальном партнерстве. Для таких отношений характерно слияние без интеграции, орудийное использование Другого и потеря им своей свободы и автономии.

В третьем параграфе «Целостность любящего человека как мера проявления бытия культуры» диссертант рассматривает любовь как отраженную в природе человека уникальную способность к со-причастности, со-действию в бытии любимого.

Согласно логике диссертанта, интегративный потенциал любви не может быть сведен к состоянию устойчивого единства между партнерами. Целостность любви выражается в проявлении аутентичного отношения, благодаря которому человек самораскрывается, дает себе сущностное определение.

Связи, возникающие в состоянии любви, проясняют аутентичную установку человека к бытию окружающего его мира. В философии Г.Э. Хенгстенберга такой константой человеческого бытия выступает «склонность к объективности». Ведь только человек способен обратиться к другому сущему во имя блага этого сущего и радоваться совершенному открытию. В таком понимании любовь содержит непредвзятость, внутреннее согласие с тем, чем является созерцаемый предмет в своей сущности. Любовь определяет целостное восприятие другого, расширяет границы субъективного опыта.

В проявлении подобного отношения находит свое отражение не только доброжелательность и со-причастность жизни другого, но и аутентичность человеческого бытия. «Сочувствующая объективность» проявляется не в простой констатации фактичности бытия другого. Диссертант полагает, что в данной форме поведения находит свое отражение активное личностное желание постигать целостность всего мира и находиться с ним в позитивной взаимосвязи. Установка на объективность присуща исключительно человеку, она отличает его от животного. Ведь требование хранить объективность не является необходимым, повседневная практика может включать диаметрально противоположное поведение, где сочувствие уступает желанию из всего извлекать для себя выгоду. Аутентичное отношение человека в этом смысле раскрывается в проявлении заботы, внимания, участия в жизни любимого человека, а неаутентичное - в выражении своей злобы, неприятия, неуважения и эгоизма. Продолжая эту мысль, следует добавить, что человек проявляет свою человечность в той мере, в которой присутствует у него потребность любить, стремление со-действовать, приумножать бытие любимого.

В заключении подведены итоги проведенного исследования и намечены перспективы дальнейшего развития темы диссертации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК

1. Шевченко, А.Ю. Феномен любви и его стереотипизация в современном обществе [Текст] / А.Ю. Шевченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - № 2 (12). -С. 117-121. (0.38 п.л.)

2. Шевченко, А.Ю. Метафизика пола и любви в русской философии Серебряного века [Текст] / А.Ю. Шевченко // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». - Пятигорск: Изд-во Геотур, 2010. - № 10. - С. 256-261. (0,43 п.л.)

3. Шевченко, А.Ю. Романтическая любовь как форма организации человеческих отношений [Текст] / А.Ю. Шевченко // Научно-практический журнал «Перспективы науки». - Тамбов: Издательский дом «ТМБпринт», 2014. -№3 (54). - С. 88-91. (0.20 пл.)

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в других научных изданиях

4. Шевченко, А.Ю. Проблема человека в эпоху кризиса метафизики: генезис и пути преодоления [Текст] / А.Ю. Шевченко // Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст: материалы Всерос. науч. конф. памяти С.Э. Крапивенского, г. Волгоград, 16-17 апр. 2008 г. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - С. 144-149. (0,22 п.л.)

5. Шевченко, А.Ю. Любовь как вектор человеческого бытия [Текст] / А.Ю. Шевченко // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 20-30 апр. 2009 г. Вып. 2. Философские, исторические и социальные науки. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. - С. 381-385. (0,21 п.л.)

6. Шевченко, А.Ю. Проблема человека в контексте кризиса метафизики [Электронный ресурс] / А.Ю. Шевченко И Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. -М.: МАКС Пресс, 2009. - 1 электрон, оптич. диск (CD-ROM); 12 см. [Адрес ресурса в сети: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/index.htm] (0,17 пл.)

7. Шевченко, А.Ю. О значении любви в системе ценностей современного человека [Текст] / А.Ю. Шевченко // Философия человека в культурно-историческом контексте: Материалы региональной (заочной) конференции, посвященной 80-летню доктора философских наук, профессора кафедры философии ВГГУ Цанн-кай-си Федора Васильевича, декабрь 2009 г. -Владимир: Владимирский государственный гуманитарный университет, 2010. -С. 321-326. (0,25 п.л.)

8. Шевченко, А.Ю. Феномен любви: философско-антропологическая экспликация [Электронный ресурс] / А.Ю. Шевченко // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андриянов. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 1 электрон, оптич. диск (CD-ROM); 12 см. [Адрес ресурса в сети: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/index.htm] (0,17 пл.)

9. Шевченко, А.Ю. Любовь как антропологическая соразмерность [Текст] / А.Ю. Шевченко // Антропологическая соразмерность: 2-я Всероссийская научная конференция. - Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2010. -С. 97-98 (0,12 пл.)

10. Шевченко, А.Ю. Понятие любви и ее значение в современном обществе [Текст] / А.Ю. Шевченко // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 26-30 апр. 2010 г. Вып. 2. Философские, социальные, исторические науки. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - С. 437-441. (0,25 п.л.)

11. Шевченко, А.Ю. Любовь как жизнеутверждающая ценность [Текст] / А.Ю. Шевченко // Мир человека: нормативное измерение - 2: Сборник трудов международной научной конференции (Саратов, 29-30 апреля 2010 г.). -Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. - С. 132-134. (0,2 пл.)

12. Шевченко, А.Ю. Принцип любви и его значение в современном обществе [Электронный ресурс] / А.Ю. Шевченко // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Адриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 1 электрон, оптич. диск (CD-ROM); 12 см. [Адрес ресурса в сети: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/index_2.htm] (0,17 пл.)

13. Шевченко, А.Ю. Современное представление о любви: понятие и значение [Текст] / А.Ю. Шевченко // Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2011. - С. 44-50. (0,48 пл.)

Подписано в печать от 29.04.14 г. Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гаргапура ТАИМС. Уч.-изд. л. 1,34. Тираж 100 экз.

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС 400131, Волгоград, ул. Гагарина, 8 Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС 400078, Волгоград, ул. Герцена, 10

 

Текст диссертации на тему "Любовь как условие целостности человека"

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

и'г^и \~fJ777L. тт

На правах рукописи

Шевченко Андрей Юрьевич ЛЮБОВЬ КАК УСЛОВИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

09.00.13 - философская антропология, философия культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент,

А.И. Макаров

Волгоград - 2014

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Философская концептуализация любви как константы человеческого существования.............................................................................15

1.1. Формы любви и проблема обретения целостности бытия в европейской философской традиции.......................................................................................15

1.2. Любовь в аспекте половой и тендерной специфики жизнедеятельности человека................................................................................................................35

1.3. Целостность романтического идеала как форма идеализации межполовых отношений.....................................................................................53

ГЛАВА 2. Порядок любви и аксиологическая целостность человека............74

2.1. Амбивалентный характер любви и ненависти..........................................74

2.2. Взаимосвязь базовых ценностей любви и свободы..................................96

2.3. Целостность любящего человека как мера проявления бытия культуры ..............................................................................................................................116

Список использованной литературы

136 139

Введение

Актуальность темы исследования. Существование человека в современном обществе лишено многих традиционных ориентиров в ценностной сфере. История европейской цивилизации прошла через неоднократное разрушение систем ценностей. Однако утрата одних принципов, правил и норм сменялась обретением других. Каждый раз, несмотря на радикализм реформаторов, в новую систему переходили признаки старых систем ценностей. В то же время для кризисного, переходного состояния характерна актуализация отнюдь не духовных потребностей, а повышение общественного, политического, экономического интереса.

На фоне постоянной исторической трансформации ценностей высвечивается проблема утраты связи существования человека в мире и смысла бытия культуры. Сегодня человеку все тяжелее и тяжелее сохранить целостность своей личности. Причина тому - постоянные социальные трансформации, сопровождающиеся конфликтами. Следствием этого являются прогрессирующее расслоение общества, отчуждение индивида от результатов своей деятельности. В этих условиях нарастает и практический, и теоретический интерес к предпосылкам для формирования здоровой нерасщепленной идентичности, которая в философском аспекте предстает как целостность человека. Таких предпосылок, вероятно, много, но мы выбрали в качестве объекта нашего исследованию одну - любовь. Вернее, её конкретные проявления в нескольких областях: в межполовой, этической и ценностной сферах. Эти проявления зафиксированы в европейской культурной памяти, в текстах, которые мы выбрали в качестве объекта анализа. Любовь рассматривается нами в контексте традиционной проблемы философии человека - проблемы целостности как стяженного гармоничного единства своих частей.

Теоретический уровень исследования проблемы связан со спецификой современного философского знания. Отход от классической рациональности и повышение интереса к сфере бессознательного обуславливают позиции рассмотрения природы человека сегодня. Отныне особое внимания в процессе изучения человеческого бытия уделяется анализу сферы чувств и переживаний, важнейшее место среди которых занимает любовь. Подобная философская рефлексия вызвана переменой ритма и образа жизни человека, трансформацией социальной среды, оказывающих непосредственное влияние на формирование норм и правил существующего поведения. Произошедшая сексуальная революция, популяризация феминистских движений, изменение структуры семейных ценностей, утверждение в общественном сознании тендерных стереотипов, определили как облик мира, так и представление о любви, стандартах и стиле половых и межличностных отношений.

В наиболее широком смысле существующее положение можно охарактеризовать следующем образом: в общем понимании стирается представление о любви как о чувстве, выступающем одним из условий целостности человеческого бытия. Как отмечает 3. Бауман: «В наше время непрерывно растет число людей, которые склонны полагать, что любовью называется больше чем одно из событий в их жизни... Романтичное определение любви, как "быть вместе до самой смерти", бесспорно, является немодным - оно устарело из-за радикальной перестройки структур родства, которым данное определение служило и из которых оно черпало свою энергию и значение»1. В такой ситуации любовь начинает восприниматься в качестве внешней, мимолетной близости, такой как флирт, соблазн, физическая связь. Тогда как подлинный характер межличностных отношений имеет метафизическую природу и проявляется в целостности образуемого единства.

В то же время обыденное сознание негативно относится к попыткам теоретического анализа любви. Любовь оценивается как нечто тривиальное и

1 Bauman Z. Liquid love: on the frailty of human bonds. - Cambridge, 2003. - P. 4-5.

естественное, т.е. то, чему не стоит учиться, и в чем результат зависит от действий партнера, нежели чем от собственных усилий. Однако данный подход к решению проблемы взаимоотношений ведет не только к изменению содержания эмоционально-чувственной сферы жизни человека, но и к сокращению (а в некоторых случаях - к совершенному отсутствию) опыта любви. Нам было важно показать, что любовь - не является чистой эмоцией, как это принято считать в обыденном понимании, любовь - это чувство, возникающее и удерживающееся в дело-действии как минимум двух субъектов. Любовь - это комплексное интегрированное состояние психики, мышления и интенции к соединению с Другим. Именно из этого определения становится понятным, почему в философской литературе любовь сравнивают, с одной стороны, с поступком, а с другой - с событием.

Поверхностное обращение к проблемам любви и нежелание видеть в этом чувстве основу ценностного отношения к миру становятся причинами понижения качества человеческого бытия, способностей к самореализации и самоопределению. В то время как акцентирование внимания исключительно на психологических аспектах бытия человека, характерное для современного состояния науки и практики исследования любви, лишает это бытие целостности, влечет за собой чувство потерянности, заброшенности, фрустрирует психику. Мы присоединяемся к авторам, которые считают, что из психологических затруднений можно и нужно выходить, обращаясь к философии. В сложившихся обстоятельствах именно философско-антропологический анализ может раскрыть специфику отношений, выявить значимость и интегративный потенциал любви.

Учитывая последнее, диссертант считает обоснованным в рамках данной работы среди всего многообразия выделить традиционную форму любви -любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине. При этом следует отметить, несмотря на то, что вне фокуса нашего исследования остались некоторые распространенные виды любви (родительская любовь, любовь к

себе, любовь к Богу и т.д.), выбранная нами форма рассматривается как наиболее репрезентативный частный случай феномена любви.

Любовь представлена нами в качестве характеристики бытия, ценностного отношения человека к человеку и миру. Специфика данного подхода заключается в попытке представить бытие человека аутентичным образом, где проявление любви выступает естественным выражением человеческой сущности.

Исследование любви в качестве условия целостности человеческого бытия, как разумного и чувствующего существа, особенно важно для понимания специфики родовой природы человека. Ведь само обращение к первоосновам бытия, к которым в полной мере относится и любовь, создает возможность уточнения, корректировки понятия человека, позволяет осмыслить органичность многообразия и единства всех уровней и аспектов его существования. Применяемый в исследовании философско-антропологический подход, в своей многомерности способствует раскрытию подлинного характера человеческой жизни, выделению любви в качестве специфической сферы «бытийственности» человека.

Степень разработанности проблемы. Введение в тему концепта «целостность человека» опирается на довольно древнюю и авторитетную философскую традицию рассматривать цельный образ человека не как автоматическое генетическое условие существования, а как цель. Не данный, а заданный результат усилий индивида и культуры. В тендерном аспекте проблема целостности человека выступает под маской понятий «андрогинность», понимаемое как взаимопроникновение женского и мужского начал космоса (в античной и гностической традиции), «Род человеческий», понимаемый как брачный союз мужчин и женщин (в иудео-христианской традиции).

Первые формы философского осмысления любви связаны с деятельностью античных мыслителей, среди которых необходимо выделить

Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона. Особое значение для постижения любви имеют труды Платона «Пир» и «Федр».

Этической стороне любви посвящены работы христианских мыслителей. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Максим Исповедник, Григорий Палама внесли неоценимый вклад в осмысление природы любви к ближнему (милосердия), побуждающей человека вести праведный образ жизни. Рационалистическое понимание любви представлено в сочинениях Бонавентуры, Фомы Аквинского. Философское осмысление куртуазных отношений, сформировавших средневековый культ служения «даме сердца», отражено в трудах А. де Шапелена и Г. де Машо.

В эпоху Возрождения любовь представлена как образец светской культуры в трактатах М. Фичино, Дж. Пико дела Мирандола, Дж. Бруно. Поэтическая философия любви, превозносящая возвышенность любовных переживаний, отражена в творчестве А. Данте, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо.

В Новое время любовь рассматривается в русле рационалистического мышления. Исследованию любви посвящены сочинения Р. Декарта, Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Стендаля. Особый вклад в разработку этики любовных отношений внесли немецкие мыслители Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, Ф Ницше.

В XX веке в период появления философской антропологии, феноменологии, экзистенциализма, любовь как тема философской рефлексии приобрела особую актуальность. Вопросами любви интересовались такие философы, как М. Шелер, М. Бубер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Ю. Эвола, Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе, Э. Левинас, Н. Аббаньяно и другие.

Наряду с западными исследованиями неоценимый вклад в развитие любовной проблематики внесли выдающиеся русские философы Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, E.H. Трубецкой, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев. Отечественным мыслителям удалось развить гуманистические традиции в понимании любви и связать присущую данному

чувству эротическую энергию с идеей андрогинного понимания природы человека, целостностью его духовно-душевно-телесной организации.

Половой аспект любви рассмотрен в работах H.A. Бердяева, О. Вейнингера, А. Лоуэна, В.В. Розанова, Г.С. Семеновой, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, 3. Фрейда, Ю. Эволы. Исследованиями проблемы любви в тендерном контексте занимались И.И. Булычев, Э. Гидденс, И.С. Кон, C.B. Климова, Ю. Кристева, Н.Х. Орлова, С.А. Ушакин. Любовь как способ межличностного единения нашла отражение в философии 3. Баумана, М. Бубера, В.Д. Губина, П. Куттера, Ф.Г. Майленовой, В.В. Мартынова, X. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, Ж.-П. Сартра, Г.Я. Стрельцовой.

Характером переживаний, формирующих особое пространство взаимодействий внутри пары, отличается романтическая любовь. Данный концепт, раскрывающий чувственную сторону межчеловеческих отношений и задающий один из стандартов понимания любви, представлен в работах Р.Г. Апресяна, Э. Гидденса, Т. Смита (Т. Smith), Г. Франкфурта (Н. Frankfurt). Противоположной направленностью характеризуется так называемая «земная» или обыденная любовь, которая отличается от романтических отношений нацеленностью на достижение значимых для партнеров результатов. Обоснование концепта «земной любви» отражено в исследованиях Р. Джонсона, Р. Нозика (R. Nozick).

Существует целый ряд работ, посвященных анализу видов любви, различающихся в зависимости от избранного объекта. Исследованиями материнской любви занимались Б.Г. Ананьев, О. Вейнингер, К.С. Льюис, C.B. Петрушин, В.А. Рамих. Отцовская любовь представлена в работах С.И. Самыгина, В.А. Сысенко, Э. Фромма. Анализ любви человека к Богу был предпринят H.A. Бердяевым, С. Вейль, К.С. Льюисом, П. Тейяром де Шарденом, П.А. Флоренским, СЛ. Франком, М. Шелером.

Исследования любви к себе содержатся в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, В. Соловьева, Стендаля, Г.Я. Стрельцовой, М. Штирнера. Проблемы любви, понимаемой в качестве дружеской, товарищеской связи

затронуты в философии Ф. Альберони, Р.Г. Апресяна, Р. Декарта, И.С. Кона, В.И. Стародымовой, JI. Фейербаха, И.А. Шмерлиной.

Наиболее значимые в философско-антропологическом аспекте работы, посвященные любви как характеристике целостности человеческого бытия, отражены в философии М. Бубера, Н. Гартмана, Э. Фромма, Г. Хенгстенберга, М. Шелера. Среди перечисленных авторов выделяются исследования М. Шелера и его работа «Ordo amoris», в которой философ последовательно доказывает, что в результате деятельности чувств любви и ненависти формируется иерархия тех или иных предпочтений, которая ведет к образованию целостной, закономерной системы субъективных ценностей.

Любовь как форма проявления аутентичного отношения рассмотрена в исследованиях A.A. Ивина, А. Рубениса, В. Франкла. Необходимо особо отметить концепцию любви, предложенную Э. Фроммом, в которой любовь представлена в качестве экзистенциального ответа на проблему одиночества, отсутствия чувства целостности человеческой жизни.

Характеристика состояния исследуемой проблемы свидетельствует о значительном потенциале накопленных гуманитарных знаний в области любви и межличностных отношений. Однако частные науки в силу своей специфики не ставят цель провести содержательное изучение любви в контексте бытия человека. Представленное философско-антропологическое исследование является попыткой преодолеть эту разобщенность и рассмотреть любовь в качестве условия целостности человека.

Объектом исследования выступают конкретные проявления любви в межполовой, этической и ценностной сферах, зафиксированные в европейской культурной памяти.

Предмет исследования - характер и виды взаимоотношений между феноменом любви и такой характеристикой бытия человека как его целостность как целокупность.

Цель диссертационной работы состоит в обосновании необходимости любви для обретения человеком целостности своего бытия как сущностной характеристики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- выявить основные концептуальные схемы, с помощью которых шло осмысление феномена любви как многоаспектного явления в европейской традиции;

- рассмотрев комплекс философских подходов к проблеме пола, определить значение половой любви для реализации сущности человека через обретение целостности;

- выявить специфику такого вида межполовых отношений как романтическая любовь;

- провести сравнительный анализ любви и ненависти как взаимодополнительных характеристик порядка человеческой культуры;

- определить характер взаимообусловленности любви и свободы в аксиологическом аспекте;

- выявить отношение любви к целостности человеческого бытия.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование

феномена любви потребовало от нас обращения к множеству научных методов. Теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Ю.Б. Рюриков, В.П. Шестаков, Р.Г. Апресян) и зарубежных (Платон, М. Шелер, Э. Фромм, Г. Хенгстенберг, Р. Джонсон) ученых, в произведениях которых нашла свое отражение сущностная характеристика любви.

Философский анализ антропологических и культурных универсалий, которой является любовь, имеет свою специфику: человек рассматривается как минимум с двух ракурсов - в отношении сложного единства со сферой природы и разума и в отношении живого единства с другим человеком. Учитывая это, были выбраны два взаимодополнительных подхода, которым соответствуют два метода:

- герменевтический метод, позволивший с одной стороны, увидеть много�