автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Любовь как особое качество социальных отношений
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Кузнецова, Екатерина Вячеславовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Философия любви и ее социально-этические аспекты
§1. Эрос Платона: между небом и землей
§ 2. Развитие идеи Эроса в русской религиозной философии
§3. Трансформация идеи Эроса в контексте философского нигилизма
ГЛАВА 2. Любовь как социальное отношение
§1. Концепцияциального либидо
§2. Любовь как предмет социологического теоретизирования
§3. Проблема обоснования альтруистической любви
Введение диссертации1999 год, автореферат по социологии, Кузнецова, Екатерина Вячеславовна
Актуальность темы исследования. Любовь - тема великая и неисчерпаемая. Эта проблема затрагивает и волнует каждого человека, ей посвящены величайшие произведения мировой литературы, философские трактаты и эссе, психологические исследования. Любовь признавалась «вечной», всегда актуальной ценностью, некоторые мыслители прошлого придавали ей онтологический статус, понимали любовь как сущностную, сакральную характеристику мироздания.
В рамках представленного в настоящей работы анализа автор рассматривает любовь как особое качество социальных отношений, таким образом вписывая проблему любви в область социологической проблематики.
Общегуманитарный кризис современного общества проявляется в деградации целого комплекса социальных отношений, а вместе с тем и системы личностных и социальных ценностей, бытующих в обществе и определяющих социально-нравственную ориентацию человеческой жизнедеятельности. С обострением экономических, политических и прочих противоречий происходит девальвация таких общечеловеческих ценностей как любовь, альтруизм, бескорыстие, внимание к ближнему. Любовь как особое качество социальных отношений теряет сегодня свою социально- регулятивную значимость.
В данном контексте актуальность темы исследования состоит в осмыслении феномена любви как возможности социального преобразования общества на путях преодоления кризиса.
Степень научной разработанности проблемы. В истории отечественной и мировой философии существует значительное число монографий, научных и публицистических эссе по проблеме любви. В них раскрывается личностный, эмоционально-чувственный характер любви, подчеркивается нравственно-ориентирующая роль любви в процессе индивидуального духовного искания человека, формирования своей мировоззренческой позиции по отношению к другому, к миру, к самому себе. Любовь представлена как сложный, многоаспектный феномен, относящийся к предметной области этики и философии, психологии, эстетики. Интересной в этом направлении является одна из весьма немногочисленных современных работ по данной теме -сборник «Философия любви»1, составленный отечественных философов и писателей. Призывая последователей к глубокому научно - философскому анализу феномена любви в контексте современных конкретно-исторических условий, авторы сборника справедливо отмечают отсутствие каких-либо специальных исследований по данной проблеме, проведенных за последнее время.
Действительно, сегодня проблема любви, и особенно в ее социальном преломлении, не находит должного научного интереса. Это связано с тем, что на фоне формирования нового комплекса социальных ценностей любовь иногда полагается не более чем романтической иллюзией. Непосредственно связывая социальный кризис с утратой интереса к проблеме любви, автор предлагает новый подход в исследовании феномена любви с позиции социального, выстраивает свою работу на критическом переосмыслении различных представлений о любви и ее социальной роли, используя памятники западной и российской этико-философской мысли.
Научно-теоретическая база диссертации. Для раскрытия темы диссертации автор привлекает труды следующих как классических так и современных философов и социологов: Платон, В. Соловьев, В. Эрн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, Г. Маркузе, В. Райх, К. Лоренц, Н. Бердяев, Г>
Философия любви / Сост. А. А. Ивин, под общ. ред. Д. П. Горского/.- М.: Политиздат, 1990г., ч. 1,2
Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Ж.-П. Сартр, А. Камю и другие, положения Священного писания). Выбор обусловлен, прежде всего, оригинальностью и многогранностью представленных ими взглядов на предмет исследования, возможностью проследить в исторической перспективе и сопоставить их позиции по данному вопросу, а также стремлением автора получить более полные результаты, не ограничиваясь материалами одного времени или определенной философской традиции.
Методологической основой настоящего исследования являются методы сравнительного, исторического и логического анализа. Автор придерживается системного подхода, предполагающего комплексное изучение различных проблемы любви. Особо подчеркивается диалогичность работ, концепций философов и социологов, которые анализируются, исходя из сознательного столкновения их позиций, и поиска новых, неожиданных возможностей интерпретации классиков. Выводы автора формируются в процессе постоянной полемики с тем или иным взглядом на предмет исследования.
Объектом исследования данной работы являются философские и социологические взгляды и представления философов и социологов прошлого и о природе и сущности любви, выраженные в обширной философской и социологической литературе.
Предметом исследования выступает специфика любви как особого качества социальных отношений, любовь человека на социальном уровне в рамках его индивидуальной и общественной природы.
Таким образом, целью данной работы устанавливается исследование феномена любви как особого качества социальных отношений на основе анализа богатого историко-философского, социологического, художественно-литературного материала. Основной замысел диссертации состоит в том, чтобы обосновать правомерность включения любви в систему специального социологического знания, привлечь внимание к дальнейшей разработке данной проблемы в том, что касается ее теоретико-методологической и терминологической определенности. Учитывая новизну предпринимаемого исследования и объем литературы по данной теме, достижение поставленной цели требует решения следующих задач: на основе аналитико-синтетической переработки материала вычленить и раскрыть социальный аспект исследуемой проблемы; аргументировано показать обоснованность и эвристическую ценность подхода к анализу феномена любви с позиции социального; раскрыть специфику любви как особого качества социальных отношений, определить ее роль, значимость и ценность в современном западном и российском обществе;
Научная новизна исследования заключается в вычленении собственно социальной проблематики в исследовании проблемы любви, анализе и систематизации рассматриваемых концепций с точки зрения социально-регулятивной роли любви. В работе прослеживается и дается принципиальная и адекватная оценка трансформация идеи и смысла социальной любви в технологии толерантных сообществ, намечаются пути преодоления общегуманитарного кризиса современного общества через одухотворение и возвышение человека.
Научно- практическое значение работы заключается в выделении нового ракурса исследования и подборе материала по проблеме любви, требующей дальнейшего теоретико-методологического осмысления. Результаты работы могут быть использованы в разработке учебных программ, преподавании курсов социологии, социальной философии и других учебных дисциплин.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на научных конференциях, а также отражены в публикациях. Материалы диссертации использовались при чтении лекций по социологии и психологии в Московскоском Государственном Университете инженерной экологии. 7
Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
На защиту выносятся следующие положения: - любовь как особое качество социальных отношений должна быть предметом социологического анализа; проблема социальной, альтруистической любви имеет серьезные философские обоснования и актуальную необходимость для решения важных проблем современности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Любовь как особое качество социальных отношений"
Заключение
Подводя итог проделанной работы, можно утверждать, что любовь является абсолютной ценностной предпосылкой существования человека, единственным адекватным человеку способом разрешения проблемы его существования.
Основным принципом любви мы определяем принцип трансцендентности, принцип прорыва человека к «другому»; любви как наиболее общего отношения людей, как способа преодоления человеческой отчужденности, удовлетворения страстного желания соединения, всеобщей экзистенциальной потребности.
Именно альтруистическая, созидающая любовь должна и может служить нравственным ориентиром и, в возможных для человека пределах, основанием для практических действий.
Проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что анализ, переработка материала образуют единство последовательно углубляющейся проблематики, «словно бы дух последовательно проходит ступени самопросветления»; и этот процесс не просто логический, заданный определенной структурой и целью, но и нестрогий и чистый как самопознание духа.
Определение социального контекста для исследования проблемы любви было сделано с необходимостью выделения первой и начальной стадии преобразования социальных отношений путем одухотворения и возвышения человека.
Наше время - это время релятивизма, а релятивизм социологический наиболее силен. Отнесение смысловых содержаний к тем или иным
135 социальным состояниям как их истоку, их объяснение через социально происхождение давно уже перестало быть научным приемом и превратилось в рутинную социальную процедуру; это одно из проявлений духа времени.
Дух времени отравляет общество и, как следствие, науку, но - «как от болей мучается дух, так от болей и прояснится».
Самопреодоление социологизма, устремленность к объективным смысловым содержаниям - еще один итог настоящей работы.
Настоящая работа по своему замыслу является постановкой проблемы любви в социальном контексте, автор стремится привлечь внимание к дальнейшей разработке данной проблемы в отношении ее методологической и терминологической определенности. Поэтому при решении поставленных задач, исходя из цели диссертационного исследования, автор не претендует на полный анализ всего историко-философского, социологического наследия и не выстраивали собственной генеральной научно-методологической концепции понимания данного вопроса.
Список научной литературыКузнецова, Екатерина Вячеславовна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Coleman James S. Foundation of Social Theory.-London, Cambridge, 1990.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.-М.: Издательская группа «Прогресс» «Политика», 1992г.
3. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969г.
4. Бердяев Н. А. «Размышления об Эросе» \\ В кн. «Русский Эрос», М., Прогресс, 1991, с.272
5. Бердяев Н. А. . «Метафизика пола и любви»\\ в кн. «Русский Эрос», М., Прогресс, 1991, с.238
6. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990г.
7. Булгаков С. Н. Философия хозяйства М.: Наука, 1990г.
8. Быть русским. Партия православного возрождения, Санкт-Петербург, 1998г.
9. Вебер М. Избранные произведения, М., «Прогресс», 1990.
10. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса.-М., 1994г.
11. Гильдебранд Д. Метафизика любви: Пер. с нем. Смирнова А. И. -Санкт-Петербург, 1999г.
12. Гуссерль Эд. Собрание сочинений. М. :Изд-во «Гнозис»
13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. Наука, 1991г.
14. Ильенков Э. В. Философия и культура.- М.:Политиздат,1991г.15. Иоанна 14. 34
15. История философии: Запад Россия - Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). -М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.
16. Камю А. Миф о Сизифе. В кн.: А. Камю. Бунтующий человек. М., Политиздат, 1990.
17. Келькер М. С., Тарасов К. Е. Фрейд и марксизм о человеке. М., Мысль, 1989, с.82.
18. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX начала XX века. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993г.
19. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // В журн.: Вопросы философии, № 12. 1992,с.6.
20. Лосев А. Ф. Философия.Мифология. Культура.- М. ¡Политиздат, 1991г.
21. Лосский Н. О. История русской философии: Пер. с англ. М.:Советский писатель, 1991г.23. Марка 8,
22. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995, с.25.25. Матфея 25,26. Матфея, 5
23. Мистическое богословие. Киев, 1991г.
24. Ницше Ф. Сочинения. М., Мысль, 1990.-Т.2.
25. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.,МГУ,1990.
26. Олейник А. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход.// МЭ и МО,1997г.,№12.
27. Парсонс Г. Человек в современном мире, М.,Прогресс,1985г., с.349-350.
28. Платон Федр., Соч. в 3-х томах., Т.2,
29. Платон. Собрание сочинений в 4т., Т.2, М.,Мысль,1993.-с.89
30. Платон. Федон. Сочинения в трех томах, Т.2, М. Мысль, 1970 .,с.14
31. Райх В. Сексуальная революция. СП б., М.,1997, с.38.36. Римлянам 13,9
32. Сартр Жан-Поль. Экзистенциализм это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. М., Политиздат, 1989.
33. Соловьев В. С. Смысл любви. В кн. Русский Эрос. М., 1991,с.60
34. Соловьев В. С. . Жизненная драма Платона. В кн.: Русский Эрос. М., Прогресс, 1991, с.84.
35. Сорокин П. А. Дальняя дорога., М., «ТЕРРА»-«ТЕРРА», 1992г.
36. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, М.,Наука, 1994г.
37. Социокультурная динамика \\ П.Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., Политиздат, 1992.
38. Социо-логос: Пер. с англ., нем., франц., / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.:Прогресс, 1991г.
39. Спенсер Г. Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПБ, 1899г., с. 113.
40. Спенсер Г. Социальная статика. СПБ, 1906г., с.83-84.
41. Философия любви / Сост. А. А. Ивин, под общ. ред. Д. П. Горского/.- М.: Политиздат, 1990г., ч. 1,2
42. Флоренский П. «Столп и Утверждения истины»// В кн. «русский Эрос». М.,Прогресс, 1991 ,с.292
43. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., Наука, 1991.
44. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Избранное. Т.1. Лондон, 1969, с.99.
45. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., Моск. Рабочий, 1990, с. 16.
46. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М.,1989.
47. Фромм Э. Искусство любить // Э. Фромм. Душа человека. М., Республика, 1992, с.113.
48. Фромм Э. Человек для себя. Мн., Коллегиум, 1992, с. 107-111.
49. Фромм Э. Человек: кто это такой?// Философия и жизнь, 12/1991. М.,. Знание, 1991, с.8-9.
50. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер с нем. -М. :Респу блика, 1993г.
51. Хосе Ортега -и- Гассет. Человек и люди // Избранные труды.-М., 1997г.
52. Хосе Ортега -и- Гассет. Что такое философия? -М.: Наука, 1991г.