автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Метафизика любви в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Метафизика любви в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв."
РГ6 од
1 Я ДПР 1С
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный Совет по философским наукам /шифр К 053.05.82/
ТАРАСОВА Лилия Александровна
МЕТАФИЗИКА ЛЮБВИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА М - МЧАЛА ¿IX ВВ.
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТ ОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
На' правах рукописи
Москва - 1993 г.
Работа выполнена на кафедре философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор ВОРОБЕЙ Ю.Д.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук -ЧИКИН Б.Н.
кандидат философских наук -ЕРМОЛАЕВА В.Е.
Ведущая организация - Российский институт культурологии.
Защита состоится ^ , 1993 г. в ^тас.
на заседании специализированного Совета / шифр К 053.05.82 / по философским наукам в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адросу: 117234, Москва, Воробьеви горы, 2-ой корпус гуманитарных факультетов МГУ, ауд. №
С диссертацией можно ознакомится в читальном зале научной библиотеки МГУ / 1-й корпус гуманитарных факультетов
^ г.
Автореферат разослан.
Ученый секретарь г
специализированного Совета САМОЙЛОВ Л,Н*
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Человек и его нравственный мир всегда были объектом философских размышлений. История философской мысли свидетельствует, что подавляющее большинство мыслителей так или иначе занимались проблемой человека. А если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей широте не может не быть одной из ведущих в философской теории. Именно в любви и только через любовь человек (обретает истинно человеческое существование. Неполноценность бытия - удел не знавшего любви.
Тема любви издревле стала главным движетелем искусства • и литературы, которые постигают ее красоту, богатство ее экзистенциального содержания через словесные и зрительные образы. Стремление к познанию любви и ее значения в человеческом существовании столь же вечно, как и поиски смысла бытия.
Драматизм нашего времени характеризуется обесцениванием духовных устоев и идеалов, размыванием нравственных ориентиров и, как следствие, - "потерянностью" человека. Поиск новой системы духовных координат, новых ценностей так или иначе возвращают человека к вечному смыслообразующему началу жизни - любви.
Предмет нашего исследования был и будет интересен людям, то есть изначально обладает "всегдашней" актуальностью. Среди" "вечных" проблем в философии всегда было место для любви. Любовь - это всеобщая форма самоопределения личности. Она побуждает и просветляет каждого, кто решает: кем являюсь я в эток
мире и чем является этот мир для меня? Вопросы, которые она,
I
в себе заключает носят мировоззренческий характер и нуждаются в философском осмыслении.
Любовь старше философии, а давнее и исконное их родство подчеркивается именем последней, означающем по-древнегречески любовь к мудрости. Исследуя человеческий мир, его значение для всех и его смысл для меня, любомудрие обращается и к первородной связи между мужчиной и женщиной. Преподанные философией уроки любви - ато уроки мудрости. А разве не стоит изучать мудрость, приобщающую к любви, и учиться любви у мудрецов?.
Любовь слишком глубинна и значительна в человеческой жизни, чтобы не выразить себя с достаточной силой в такой области знания как философия. Объяснению этого и посвящена диссертация. В ней рассматривается по преимуществу русская метафизика любви конца XIX - начала XX века, в лице таких ее представителей, как Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов. Ее проблематика многообразна: это вопросы и гносеологии, и антропологии, и космологии, и этики, и эстетики. Своеобразие ее проявляется уже в этой многогранности. К чему она, безусловно, не сводится так это к нравственным исканиям. Она многозначительнее и вместе с тем едина в своем стремлении к тому, что можно определить как универсальное смыслообразование. Что здесь имеется ввиду? Любовь связана с человеком, а человек всегда свое бытие связывает с какими-то целями, наполняет его смыслом. В русской метафизике любовь и является разносторонне'определяемой целью и смыслом человеческого самоосуществления,
Философское изучение любви предполагает обращение к исторической традиции, к тем учениям, которые так или иначе способствовали созданию своеобразной метафизики любви. В диссертации этому уделяется соответствующее внимание. Анализ различных аспектов осмысления любви в мировой, главным образом, западной философии содержится в трудах В.В. Бычкова, П.С. Гуре-вича, Ю.Н. Давыдова, И.С. Коыа, А.Ф. Лосева, И.С. Нарского, А.Н. Чанышева и других наших исследователей. Результаты их работы учтены в диссертации.
Следует отметить все возрастающее внимание к истории русской религиозной философии в целом и к одной из ее основных тем - теме любви. Начинают появляться отдельные издания, раскрывающие понимание этой темы разными по умонастроению русскими философами. Приобрели популярность философские антологии: "Философия любви" в 2-х.томах, М., 1990; "Мир и Эрос", М.,1991; "Русский Эрос", М., 1991; "Эрос", М., 1992. В них освещаются вопросы, связанные со становлением и развитием понятия любви на протяжении всей истории философия, а особое внимание уделяется рассмотрению темы любви в русской философской мысли. Это не случайно. Многие проблемы человеческого существования, актуальные сегодня, были сформулированы представителями русской религиозной философии на рубеже XIX - XX веков. И эти проблемы, характер их разработки русскими философами не могли не стимулировать развитие отдельных аспектов экзистенциализма, персонализма и западной мысли.
Правомерность обращения к изучению метафизики любви в рус- 3 -
ской религиозной философии на примере Вл. Соловьева, Н. Бер-. дяева и В. Розанова подтверждается осуществленным в диссертации анализом их работ, содержащих как общую для них экзистенциальную проблематику, так и собственные оригинальные идеи. Для них было характерно стремление на основе христианской этики и философской традиции к концептуальному осмыслению любви. При этом в их концепциях любви несомненны самобытность и глубина видения мировоззренческих проблем, а В. Розанов в своих рассуждениях отходит от многих традиционных философских и религиозных положений, присутствующих в учениях других представителей метафизики любви. К сказанному остается добавить, что в нашей литературе сколь-нибудь обстоятельного анализа проблем, обсуждаемых в диссертации, пока еще нет в силу того, что долгое время у нас был затруднен доступ к*основным работам русских религиозных мыслителей, а тема не считалась существенно важной как в их философских учениях, так и в философии в целом.
Степень разработанности темы. Проблемы, связанные с анализом метафизики любви в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века, являются новыми для изучения русского философского наследия в современных исследованиях. В диссертации выясняется, что в русской религиозной философии любовь предстает как смыслообразующее начало бытия человека в мире и как одно из центральных понятий антропологически ориентированного мировоззрения. В нашей историко-философской литературе это почти не изученная сторона творческой деятельности русских • мыслителей.
Активное освоение содержательных особенностей русской религиозной философии оказалось в центре наших научно-теоретических исследований лишь в 80-е годы. До этого оно если и велось, то с позиций политизированной идеологии и атеизма. Сейчас возрождается интерес к ценностям духовной культуры, которыми богата многовековая русская история, однако задача выяснения истинного значения философских идей русской религиозной мысли остается по-прежнему актуальной. Вклад русской культуры в мировую традицию философского познания любви должен быть,наконец, внимательно изучен и по достоинству оценен.
После долгого перерыва у нас возобновилась публикация философского наследия русских религиозных мыслителей. За последние три-четыре года переизданы многие их работы, что дает возможность для серьезного изучения русской метафизики любви.Как следствие этого стали появляться статьи, комментарии, разделы в монографиях, посвященные проблемам любви у русских философов. Но в основном они носят описательный, а то и поверхностно-эмпирический характер. В лучшем случае они затрагивают лишь отдельные аспекты русской метафизики любви Х1Х-ХХ веков. Так, интересующая нас тема была затронута в статье А.И. Абрамова в упоминавшемся сборнике "Философия любви". Но это больше историческая справка, а не анализ концепций русских философов. Статьи В.П. Шестакова, А.Н. Богословского в антологии "Русский Эрос", П.С.. Гуревича в книге "Эрос", К.Г. Юсупова в "Вопросах философии" и некоторые другие - это тоже по преимуществу комментарии на тему, а не ее проблемное исследование.
- 5 -
Пожалуй, самый основательный философский анализ проблемы любви в творчестве Вл. Соловьева был дан в работах А.Ф. Лосева, прежде всего в его монографии "Владимир Соловьев и его время". Можно также отметить рассмотрение этих проблем у Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова в "Истории русской философии" В. Зеньковского. Но и эти авторы анализируют творчество русских мыслителей в целом, в силу чего многие особенности метафизики любви остаются не раскрытыми и у этих исследователей.
Таким образом, существующая у нас литература по метафизике любви в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века явно недостаточна, что и определяет необходимость ее исследования в диссертации.
Методологической основой диссертации являются диалектические принципы теоретического обобщения истории философской мысли, в частности, принципы конкретности, объективности, историзма. При написании диссертации использовались работы наших историков философии В.А. Асмуса, А.Ф. Лосева, В.А. Кувакина, а также В. Зеньковского, Н. Лосского. № стремились к проблемному освещению наследия русских религиозных мыслителей, к его интерпретации в соотнесении с традициями и достижениями мировой философской мыоли прошлого.
11ель диссертационного исследования заключается в определении своеобразия, мировоззренческого значения и методологических особенностей метафизики любви в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века. С этой целью в диссертации решуются следующие задачи;
- представить и изучить круг основных проблем, которые разрабатывались в концептуальном плане рядом крупных представителей мировой философии и разработка которых позволяет говорить об особой исторической традиции философского истолкования любви и выявить методологические особенности постановки и решения проблемы философии любви в истории общественной мысли;
- проанализировать своеобразие проблем любви, их постановки и решения в русской религиозной философии в лице прежде всего>таких ее представителей, как Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов;
- определить мировоззренческое и методологическое значение разработки этих проблем у русских религиозных мыслителей.
Конкретные результаты исследования и их научная новизна.
1. В диссертации установлено, что в развитии философских идей круг основных проблем любви варьировался и определялся особенностями концепции, в рамках которой они разрабатывались с позиций космологии, гносеологии, этики, эстетики, антропологии, то есть как проблемы для философии не -второстепенные, имеющие важное мировоззренческое значение для определения того, что представляет собой мир человеческого существования и каков смысл бытия человека в нем.
На материале истории философии вычленены две тенденции, отличающиеся характером постановки и решения проблем любви, -рационалистическая, идущая от Платона, и экзистенциальная, восходящая к неоплатонизму и классической патристике /в част- 7 -
ности, к Аврелию Августину/. Первая тяготеет к интерпретации любви как безлично-общего абстрактно-логического порождающего принципа бытия и сознания, истины, блага и красоты,вторая - к истолкованию любви как интимно-личностного процесса самоосуществления и самоопределения человека в мире.
Научная новизна полученного результата состоит в том,что выявлена историческая традиция философского истолкования любви как особой формы человеческого самоосуществления и прослежены две тенденции в мировой метафизике любви - рационалистическая и экзистенциальная.
2. Раскрыто своеобразие проблем любви, их постановка и решение в русской религиозной философии в лице таких ее представителей, как Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов. Показано, что в учениях этих философов, как и в истории мировой общественной мысли, две эти тенденции являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, причем, если у Вл. Соловьева преобладает рационалистическое понимание любви, связанное с его концепцией всеединства и всеобщего блага /добра/, то у Бердяева - экзистенциальное, обусловленное персоналистическим пониманием человека, его бытия в мире и его сознания. Вместе с тем Вл. Соловьев и Н. Бердяев едины в том, что любовь является многогранным по содержанию абсолютным /в ином, но родственном понимании - общечеловеческим и общеисторическим/ духовным основанием гармонии человека с миром и с самим собой, тем абсолютным условием, при котором только и возможны человеческий мир и человек, раскрывающий свое высокое предназначение
- 8 -
в этом мире.
Научная новизна полученного результата состоит в том,что определено своеобразное концептуальное понимание любви русскими религиозными философами.
3. Установлено, что позиция В. Розанова существенно обогащает взгляды Вл. Соловьева и Н. Бердяева, и прежде всего идеей, согласно которой духовное богатство любви формируется и реализуется в согласии, а не в разногласии с ественным влечением полов.
Нетрадиционно и, на наш взгляд, правомерно у Розанова то, что любовь как феномен культуры не противопоставляется натуре, не отрывается от нее и не определяется как подчиненная культуре сторона нашего бытия. Напротив, Розанов убеждает в том, что духовное проявление и утверждение человека в любви может ' быть полнокровным лишь при условии обретения естественной гармонии во взаимоотношениях мужчины и женщины.
Научная новизна полученного результата заключается в том, что показана нетрадиционность решения проблемы соотношения культуры и человеческой натуры в метафизике любви В. Розанова.
4. В диссертации Показано, что мировозйренческое и методологическое значение разработки проблем метафизики любви у всех трех русских мыслителей отличает связанный с их христианским миросозерцанием и непривычный для нас метафизический подход к рассмотрению любви, по сути своей умозрительный, характеризующий любовь как абсолютное /вневременное и безусловное/ начало мира. Этих философов отличает убеждение в том, что лю-
- 9 -
бовь - это центральная смыслообразующая проблема философии,от
I
решения которой и зависит прежде всего определение смысла человеческого существования.
Научная новизна полученного результата состоит в том, что выяснено центральное смыслообразующее значение проблемы любви философии Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель и основные задачи, научная значимость темы, степень ее разработанности в отечественной философской литературе, методологические принципы ее анализа в " диссертации.
В первой главе "Две традиции в метафизике любви: рационалистическая и экзистенциальная" рассматриваются истоки и становление этих традиций, начиная с философии Платона.
Любая философская концепция является результатом осмысления предшествующих идей. Поэтому не случайно обращение диссертанта к историко-философской традиции в понимании любви, к тем учениям, которые способствовали созданию своеобразной русской метафизики любви.
В истории философии можно выделить две тенденции в истолковании любви: рационалистическую, выражающуюся в понимании любви как безлично-общего абстрактно-логического порождающего принципа бытия и сознания, истины, блага и красоты, и экзи-
стенциальную, заключающуюся в осмыслении любви как основополагающей формы интимно-личностного бытия, самоосуществления и самоопределения человека в мире.
Рационалистическая традиция в философии любви восходит к Платону. Любовь, по Платону, - это "жажда целостности и стремление к ней". Платон трактовал любовь как божественную силу, помогающую человеку преодолеть несовершенство, как помощницу на пути к истине, красоте и благу. Платон связывал любовь со всеобщим, например с идеей блага, а не с отношением отдельного человека к отдельному человеку, так что по сути любовь выступала в его философии как безлично-общий принцип. Если он и говорит о любви человека к истине или красоте, то герой его диалогов - это личность, служащая олицетворением рода. Эрос у Платона - явление космическое, это Богом данный принцип устройства мира. Хотя Платон не считал эротическую любовь основой всякой любви вообще, тем не менее именно она является у него мифологемой, опираясь на которую, он решает проблемы онтологии, гносеологии, этики, эстетики. Платоновский эрос, конечно, вбирает в себя все человеческие переживания. И Платон красноречиво выражает их в образной форме своих Диалогов. Но в сущности эрос у него - это все же не интимно-неповторимый мир живой личности, здесь нет самодовлеющей человеческой субъективности; его эрос духовно-телесен, но не личностей. Платон онтологизирует любовь, представляя ее как порождающий принцип бытия, упорядочивающий хаос.
Таким образом, Платон является представителем рационалистической традиции в мировой философии любви. Внутри этой ра- 11 -
ционалистической традиции формируется углубляющая и дополняю-
I
щая ее экзистенциальная традиция. Внутри платонизма зреют неоплатонические тенденции: ни разум, ни логос, а чувствующая душа начинает представляться организующим началом мира. Одним из атрибутов этой души является чувство любви.
На смену философскому эросу античности пришла христианская интерпретация любви. Она открыла глубоко человечную, сострадательную любовь к ближнему, освящая ее божественным авторитетом, заповедью господней и производя ее от всеобъемлющей любви всевышнего. В христианстве Бог есть любовь, но есть и любовь к ближнему.
Внутри христианства также развиваются две тенденции в толковании любви. Это прежде всего любовь как безлично-общее начало творения: Бог из любви творит мир. Сначала это абстрактная любовь, затем она становится любовью к миру, который он творит. Бог творит также и из любви к человеку. Бог - это первопричина, а его любовь - универсальная сила, порождающая мир и благо в мире.
Но есть в христианстве и ясно выраженная экзистенциальная тенденция: живая любовь как состояние души Сына Божьего, Бог в душе человеческой. Здесь рождается и существует Бог для человека. Так внутри рационалистической зреет экзистенциальная тенденция. Так для философствующего ума становится убедительнее, приемлемее и доказательнее та любовь, к которой стремится мужчина и женщина, которая изначально выражена в чувстве любви к ближнему, а уж благодаря этому - к красоте, благу, истине. В диссертации отмечено, что мы нередко сугубо
рационалистически интерпретируем христианство, а между тем многие учения патристики, оплодотворенные неоплатонизмом,предполагали интимно-личностное отношение к Богу, отталкиваясь от христианской заповеди: создал Бог человека по своему образу и подобию.
Диссертант обращается к экзистенциальным тенденциям понимания любви у Августина Блаженного, который утверждал, что любить Бога нужно в образе человеческом: человек в собственной душе должен открывать Бога, по собственному разумению. В русле'христианского неоплатонизма формировалось понятие любви как самоосуществления и самоопределения человека в мире. Лю-■ бовь рассматривалась не только как онтологизированная форт связи человека, мира и Бога, но и как интимно-личностный способ индивидуального существования человека.
Экзистенциальное понимание любви позднее получило развитие внутри ренесссансного неоплатонизма. Теории любви этого периода необычайно человечны, отличались от античности и средневековья сердечностью, интимностью, оправдывая романтические отношения в любви. Неоплатоники стремились убедить людей в том, что они должны осознать и понять мир не только сам по себе, в общезначимых его ипостасях, но и в сугубо индивидуальных формах его бытия. Необходимо принять бытие как мир индивидуального существования, как реальность, имеющую индивидуальный смысл, а это- дается человеку в любви.
В историко-философском контексте важной вехой является
понимание любви немецкими классиками Кантом, Фихте, Шеллингом,
Гегелем. В целом это рационалистическая интерпретация любви,
- 13 -
и она следует той традиции, которая начиналась с философии Платона. При несомненном глубокомыслии философов в их теориях любви преобладает рассудочный ригоризм, а сама любовь предстает как обезличивающая абстрактность; они создали своего рода "программу" любви, обосновали то, какую роль не только может, но и должна играть любовь. Сущность любви немецкими мыслителями выносится за рамки индивидуального существования и является как понятие-предопределение, но не как сущность, которая формируется существованием "Я" человека. В этой же традиции выдержаны теории любви Шопенгауэра и Ницше, которые можно охарактеризовать как перевернутый рационализм, дающий безлично-общее толкование любви как проявления мировой или абстрактной родовой воли.
Таким образом, подчеркивается в диссертации, тема любви была одной из основных в философских размышлениях на протяжении веков, а для ее разработки были характерны две различные, но не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции - рационалистическая и экзистенциальная.
Русская религиозная философия создавала свою метафизику любви, используя достижения предшествующих теорий. Но это не простое следование традициям христианской этики и реставрация идей Августина, а придание им иного, своеобразного и очень самобытного смысла. В диссертации отмечается своеобразие разработки темы любви в философии Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В.Розанова. Самобытность философии любви у этих мыслителей заключается в том, что они опираясь на философские, религиозные традиции, на их преломление в творчестве славянофилов, возводят
- 14 -
идеи любви в целостную метафизическую концепцию. Такой полноты рассмотрения этой проблемы у нас еще не было. Если в предшествующих философских учениях /Платон, христианство, неоплатонизм, немецкий классический идеализм, антропология, философия жизни/ идеи любви развивались как часть, пусть даже важная часть той или иной мировоззренческой системы, то у Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова эти идеи стали основным со- ( держанием целых философских концепций. До них эта тема интерпретировалась и воспринималась в пределах традиционной христианской этики, а данные мыслители, разрабатывая проблемы любви, придали самой этике христианства глубокий философский смысл.
Русские философы ассимилировали и творчески продолжили две отмеченные выше тенденции в метафизике любви. В основном их учения развивают экзистенциальное понимание любви, представляют любовь как интимно-личностное начало. Особенно показателен здесь Н. Бердяев. А определение любви Вл. Соловьева больше тяготеет к рационалистической традиции платоновского плана,хотя и не ограничивается рамками этой традиции. Розанов пытался как бы синтезировать соловьевское космологическое объяснение любви и бердяевское интимно-личностное в своем особом язычески-мистическом истолковании, в котором любовь духовная неотделима от любви плотской.
Вторая глава "Смысл любви в философских исканиях русских мыслителей конца XIX - начала XX века" посвящена анализу основных идей метафизики любви русских религиозных философов.
Тема любви была одной из центральных, смыслообразующих для целого течения в русской философии конца XIX - начала XX
века. Это течение во многом опиралось на христианскую доктрину миропонимания, а такое миропонимание требует углубленного1 постижения и антропологии и метафизики. В истории философии это течение выделяется тем, что демонстрирует важность нравственного опыта, не побочное, второстепенное, а главное первостепенное значение добра, совести, счастья для понимания человеческого существования. В русле этих исканий и развивалась русская метафизика любви как своеобразная антропологическая этика. Она представляется прежде всего нравственно-этическим поиском смысла индивидуального человеческого существования, чем и определяется особый характер разработки в ней основных проблем.
Теория любви в русской религиозной философии была построена на основе метафизических понятий, Любовь - одно из таких понятий, поскольку она рассматривается как вечное и безусловное начало человеческого существования. Так понимаемая любовь раскрывается в ряду ей подобных абсолютных нравственных /добро/, эстетических /красота/ ценностей. Это приводит к пониманию любви как высшего принципа бытия и познания /Бог есть любовь/ и смыслообразующего начала индивидуального человеческого существования.
Русская философия ни на что больше не претендовала,кроме как на раскрытие смысла бытия человека в мире, осмысливаемом с позиций христианского идеала и абсолютных /в ином, но родственном понимании - общечеловеческих и общеисторических/ ценностей. В том, что этот тип миросозерцания метафизичен »заключаются свои плюсы и минусы. В этой философии нет чисто сциен-
тистской ориентации. Ценностное знание - такова цель познания в метафизике любви.
В русской религиозной философия человек понимался иначе, чем в антропологии А. Радищева, Н. Чернышевского, ограничивающей человеческую природу "естественной социальностью". Отлична она и от антропологии Л. Фейербаха, сосредоточенной на познании человека как "родового" существа, что не может дать целостного представления о человеческом существовании. В диссертации подчеркивается целесообразность иного подхода к человеку, разработанного в русской религиозной философии.
Внутреннюю сущность человека, с точки зрения русских религиозных мыслителей, составляют духовно-нравственные принципы, они определяют основы земного бытия личности. Придавая мистический смысл сокровенной человеческой чувственности, интимному переживанию человеком мира, русские идеалисты постоянно аппелировали к Богу и утверждали его бытие, считая, что оно необходимо для самоопределения человека, для его сашосуществ-ления. Очевидно, что для русских идеалистов жизнь и деятельность человека социально детерминированы. Но они считали, что человек в своем индивидуальном мире более свободен я "похож на себя", чем в социальном и поэтому обращались к исследованию нравственного бытия как особой реальности, в которой высшей Ценностью является личность.
В диссертации русская метафизика любви рассматривается как оригинальный синтез, в котором любовь действительно получает вполне философское осмысление, любовь выступает как ми-
рообразующий принцип, "связь всего со всем" /Соловьев/, и
- 17 -
вместе с тем как смыслообразующий принцип индивидуального существования человека в мире. В связи с этим подчеркивается,что наши философы мало внимания обращают на то, что человек существует не только в объективированном мире безлично-общих законов природы и общества, частью которого он собою являет, но и не менее реальном мире предметных личностных смыслов, которые он переживает как "свои". Обстоятельства природные и социальные формируют нашу деятельность и наше поведение, но на каждого из нас в отдельности они влияют по-разному. Сообразно индивидуальному пониманию и переживанию жизни каждый из нас так или иначе строит свое поведение. Субъективированный мир по-своему осмысленных предметов для человека может быть более значимым, истинным, ценным, ибо становится для него "своим". Этот субъективированный мир личности представляется русским религиозным философам протестом против рационализированной, стандартизированной, чужой и чуждой для нее жизни.
, Признавая это, диссертант считает, что тайна человеческого "Я" должна открываться в любви, потому что только через любовь может формироваться целостность личности. Любовь не принадлежит миру объективации: объективированной природе и объективированному обществу, она из другого мира - мира "бесконечной субъективности". Любовь по сути своей загадочна, таинственна, мистична, потому что не поддается сугубо рациональной интерпретации. Любовь дает человеку ощущение бытийного богатства другого человека, и это ощущение воистину мистическое уже потому хотя бы, что в основе своей оно есть интимно-эМоциональное выражение высших смыслов бытия. ■
- 18 -
В диссертации рассматривается вопрос о значении Божественного в русской метафизике любви. Поскольку при построении теории любви всегда необходимы особенные духовные основания,особенные нравственно-эстетические идеалы, постольку необходим Бог, символизирующий все это для русских религиозных философов. Бог идеален в том смысле, что он идеал, помогающий тому, чтобы воля становилась добром. В метафизике любви Бог - это идеал любви, ее абсолютное выражение. Для теории любви русских религиозных философов понятие Бога имеет важный смысл: нельзя любить другого человека, не любя Бога потому, что Бог - посре-Дующее звено, он скрепляет человека с человеком в единое целое, он символизирует гармонию человека с человеком и человека с миром.
Любовь - это всеобщий принцип бытия, она не есть какая-, -то особенная отдельная сторона жизни, "любовь есть вся жизнь", полнота жизни. Через любовь утверждается образ любимого чело. века в вечности как образ божий или иначе, любовь к Богу неотделима от любви к ближнему, который является божьим творением. По сути эта богочеловеческая любовь есть основа христианства. Но у Н. Бердяева, В. Розанова она преображается любовью именно к человеку. Любовь к конкретному человеку является смыслом существования. Они рассматривали любовь как универсальную форму связи человека с миром. А поскольку мир - творение Божье, то любовь - это всегда отношение к Богу, опосредованное отношением к другому человеку.
Согласно Вл. Соловьеву, жизнь человека - это также соединение природного и божественного начал путем обретения в жизни
смысла. Обретение божественного смысла в жизни отличает человека духовного от природного, возвышает его до Богочеловека. Высшей формой такого соединения природного и божественного в человеке Вл. Соловьев считал индивидуальную половую любовь.
В диссертации обоснован вывод, что в истолкованиях русских религиозных философов любовь приобрела конкретно-духовную сущность, "духовно-душевную" ипостась, связанную с миром личности. Одна из основных идей русской метафизики любви в том и заключается, что преображение природы, победа над безличными родовыми инстинктами может быть достигнута только в индивидуальной любви.
Понятие любви многогранно в русской религиозной философии. Но несмотря на различное его смысловое содержание оно всегда выражает жизнеутверждающее смыслообразующее начало человеческого бытия. Любовь для того и дана человеку, чтобы он смог обрести внутреннее равновесие, гармонию с миром и с самим собой.
. Среди основных положений метафизики любви отмечено понимание любви как пути постижения истинного знания через переживание и понимание. Ьцинственный полный путь познания может реализоваться в аисте любви. Познание в любви никогда не бывает поверхностным, оно проникает в самую суть. Это особый путь познания тайны Самого себя и другого человека. Любовь может позволить постичь тайну индивидуального человеческого бытия.
В ходе исследования выявлена важность проблемы пола в метафизике любви, потому что существо проблемы, связанной с индивидуальной любовью начинается с проблемы пола. От' пола зависит мироощущение человека. Невозможно отрицать влияние пола
- 20 -
не только на поведение человека, но и на всю его духовную жизнь. Отмечается, что в отношении этой проблемы позиции Вл. Соловьева и Н. Бердяева отличались от принципиальных установок В. Розанова, для которого пол имел значение обожествленного начала в человеке. Вл. Соловьев и Н. Бердяев пытались возвысить дух, духовное начало в человеке, при этом не возвышая плоть. Но если не происходит одновременно возвышение и плоти человека, то в результате происходит противоестественное противопоставление основных свойств человеческого существа. Не случайно эти философы противопоставляли род и пол. А разве одно не основа другого? В. Розанов смешивал пол с родом, но его взгляда были более реалистичными: физическая связь людей - корень их духовного единения. Но все они едины в том мнении, что пол - это несоизмеримо шире и глубже того, что т называем в специфическом смысле половой функции. Поэтому и пол и любовь все они рассматривали как то, что ведет к полноте, совершенству индивидуальности. И не случайно, что неотъом-лимым в концепции любви русских религиозных философов является определение ее смысла как соединения одного человека с другим До целостности, до полного осуществления индивидуальности одного в другом, до истинного бытия.
Смысл любви, согласно Вл. Соловьеву, состоит в достижении полноты человеческого бытия и в осуществлении таким путем божественного всеединства, в "оправдании и спасении индивидуальности через жертву эгоизма". Это одна из значительных идей в теории любви Вл. Соловьева. Она весьма актуальна для сегодняшнего времени, поскольку человечество, особенно сейчас, утопает
- 21 -
в эгоизме, и выход может быть найден помимо всего прочего также и в проповеди любви как "действительном упразднении эгоизма, которое есть действительное оправдание и спасение индивидуальности" .
Вл. Соловьев таким образом утверждал, что любовь будет вести в высшем своем проявлении к полноте осуществления индивидуальности через духовно-душевное взаимообогащение полов и Достижение тем самым уникальности человеческого существа, его неповторимости в вечности. И только тогда человек может стать нераздельной частью всеединого целого. Истинная индивидуальность, по Вл. Соловьеву, есть некоторый определенный образ всеединства. Подчиняя концепцию любви основной идее своей философии - идее всеединства, Вл. Соловьев рационализирует понятие любви, но не настолько, чтобы исключить из любви всякий ее личностный смысл.
Диссертантом подчеркивается,что смысл любви в концепции Н. Бердяева нооит более интимный, персоналистический характер и заключается в мистическом ощущении личности, в ее слиянии с другим как своей полярной и вместе с тем тождественной индивидуальностью. Иными словами, в любви другой познается не • отвлеченно, а сокровенно и только так истина другого становится моей, раскрывается для меня как моя собственная. На основании этих положений в диссертации делается вывод, что истинное назначение любви состоит не в простом переживании этого чувства, а в том, что посредством него совершается, то есть в "деле" самой любви. В любви недостаточно чувствовать для себя
безусловное значение любимого, нужно осуществить в нем это
- 22 -
значение.
Третья глава "Проблемы брака и семьи в контексте метафизики любви" посвящена проблеме соотношения культур! и натуры, ее решению в рамках экзистенциальной интерпретации любви русскими мыслителями, а также вопросам семьи и брака и своеобразной антропологии В. Розанова.
В концепции русских религиозных философов идея о двойственности человека, о его существовании одновременно как природном и духовном выражена в положении о человеке как "двуедином" существе. Человек здесь, в первую очередь, рассматривается как моральное существо, и поиски нравственные определяют все его существование. Целостность же человека, которая объединяет в нем две реальности, "две бездны", осуществляется на основе любви. Любовь гармонизирует природные и нравственные начала в человеке, возвращает ему целостность.
Суть антропологической концепции русских религиозных философов заключается в понимании человека как "двуединого" индивидуального существа / не "родового", как у Фейербаха, и не обезличенного выражения социального сообщества/, в индивидуализированном мире субъективного бытия которого естественно-природные начала являются дополнением к духовным началам этого бытия. Особый интерес для исследования представляет здесь учение В. Розанова, в котором пристальное внимание уделяется осмыслению естественного начала в человеке, соотнесенного с Духовным миром личности, и прежде всего с его религиозно-нравственными чувствами, представлениями.
Исходная интуиция-В. Розанова в его исканиях и построе-
- 23 -
ниях в области антропологии есть вера в "естество" человека как животворное начало. У В. Розанова велико чувство личности, но это чувство окрашено космоцентрически. Он пытался исследовать весь мир-космос как мир человеческий, чтобы найти общий знаменатель между общезначимым знанием этого мира и его личностным пониманием, найти согласие физического и духовно-нравственного мира человека. Человек, по его мнению, включен в порядок природы посредством пола,включен как тайна открытия новой жизни в рождении.Вся метафизика человека сосредоточена для В.Розанова в тайне пола.Он совершенно справедливо выступал против поверхностного эмпиризма и натурализма в учении о ноле,настаивая и здесь на ценностном подходе к человеку.
В свете этих положений в диссертации рассматривается соотношение культуры и натуры как антропологическая проблема. Безусловно, любовные чувства, семья архетипичны, но культура всегда оказывает свое воздействие на них. Но не секрет и то, что человеческую натуру принижали, даже унижали во имя культуры. Марксизм, как основополагающая философская теория в течении длительного периода, оставлял эти вопросы за пределами своего внимания, отстаивая мысль о приоритете культуры над натурой, общественных форм над природными основами и индивидуальными формами человеческого бытия.
Мы привыкли думать, что сущность человека - это совокупность общественных отношений. В диссертации человек рассматривается в другом измерении, соискатель реализует иной подход к сущности человека, опираясь на представления о человеческой
природе русских религиозных философов. А они понимали ее как
- 24 -
единство культуры и натуры, раскрывая это единство через понятие любви, семьи.
Особо выделяется понимание человека В. Розановым, которое непривычно для наших философских представлений. Понятие "человека" у него метафизично по самому существу своему. Эта метафизика освещена у В. Розанова признанием абсолютного нравственного значения сферы пола. Абсолютный нравственный смысл отношения полов не может быть полностью передан рациональными методами, но обязательно отражается в эмоциональном переживании. Человек его ощущает, но не всегда может осознанно выразить. В этой связи, придавая полу значение жизненного фундамента, нашего высшего тайного руководителя, В. Розанов характеризует человеческую природу как мистическую.
В диссертации отмечается, что положительная значимость позиции В. Розанова не в полном обожествлении пола, а в большей приближенности к живому человеческому существованию, к трепетным вопросам нашего телесного бытия, решение которых сопрягается у него с их нравственным осмыслением. Естественному началу в человеке он придает особый нравственный смысл.
В теории любви существенное значение имеют проблемы семьи и брака. Семья - это та сфера, где человек обретает личный смысл бытия,это призма,через которую преломляются все внешние воздействия,микросреда,которая оказывает решающее влияние на внутренний мир личности.Неудивительно,что обращение к этим проблемам в русской религиозной философии связано с поисками смысла индивидуального существования человека,его нравственной основы.
Здесь особо необходимо подчеркнуть значение идей В. Розанова. Он стремился раскрыть священное значение семьи,рождения детей.Он постоянно утверждал мистическую глубину,присущую семье,ее сверхэмпирическую природу:"семью нельзя рационально построить".Высшим проявлением творчества,осуществлением и утверждением человеческой индивидуальности является для него семья и рождение детей. В.Розанов,пожалуй,один из самых "страстных" исследователей семейного вопроса в истории русской философской мысли.Он вывел проблематику семьи из области эмпирической и поднял ее на более высокий теоретический уровень. Он создал своеобразную религию семьи и брака, в которой смысл существования одного человека сливается со смыслом бытия другого человека. Он доказывал,что полнота человеческой жизни возможна только в любви в семье; гармония духовного и физического существования человека с окружающим миром достигается через это двуединое начало - семью.
В диссертации отмечается различное понимание важности вопросов, связанных с семьей и браком В.Розановым,Вл.Соловьевым и Н. Бердяевым,которое вытекает из различного толкования у них онтологической основы человеческого бытия.Вл.Соловьев,отстаивая свою философию всеединства,не признавал односторонности отдельных принципов,взятых в своей отвлеченности и исключительности.В.Розанов же возводил в главный принцип и первоисточник жизни силу пола.
Н.Бердяев,выступая с позиций своего экзистенциального подхода к человеку,считал,что оправдать любовь и другие творческие порывы - это значит открыть их трансцендентный харак-
тер,увидеть в них возможность свободы от сковывающей дух материи. Семья же,по мнению Н.Бердяева,принадлежит к ограничивающему внешнему миру,а любовь уже" другой мир,расширение горизонтов до бесконечности.Н.Бердяев утверждал,что семья отрывает человека от этого последнего мира,и ничто так не мешает вселенскому ощущению мирской жизни,как крепость родовой семьи. Провозглашая примат индивидуального начала над родовым в человеке, он выступал против обезличенных родовых форм жизни.Семья для него - это "позитивистский мирской институт благоустройства",а любовь - это что-то аристократическое,творческое,индивидуальное, внеродовое,она непосильна сознанию родовому,так как находится в ином пласте бытия;не в том,в котором по-семейному устраивается человек.
В заключении главы отмечается важность подходов к проблеме семьи и брака.При всем отрицании Н.Бердяевым личностного, положительного значения семьи для человека,он не может полностью игнорировать необходимость существования семьи как определенной формы выражения человеческих отношений,поскольку нельзя не видеть очевидного:семья создается и держится на любви, и неправомерно отводить ей только функцию деторождения.
В диссертации обосновывается вывод о том,что теории любви, семьи русских религиозных философов,взятые в их единстве, имеют вполне важное значение¡область семейных,брачных отношений, любовных переживаний они подняли до уровня философского обобщения,показали,как человек может обрести здесь смысл существования,реализовать себя как личность.
Поиск смысла человеческого существования,понимание любви
как универсального принципа бытия и познания,в соответствии с которым формируется нравственное и эстетическое отношение человека к миру и другим людям,как важного принципа творчества и самоутверждения человека,именно сегодня может быть продуктивным для нас на пути обращения к русской религиозной философии рубежа XIX - XX веков,так как всякий период социальной неустойчивости и потрясений порождает особый тип духовности, который по-своему роднит переходные эпохи. Философская мысль освобождается от социальных и духовных стереотипов и как бы вновь и впервые обращается к самым глубоким вопросам человеческой жизни.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы, намечаются перспективные направления дальнейшей работы над проблемой.
Практическая значимость диссертационного исследования.
Материалы и выводы диссертации углубляют теоретичесаие представления о важном историческом периоде развития идеалистической философии в России. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем метафизики любви, а также способствовать более всестороннему пониманию сущности человека и его существования. Их применение целесообразно в научно-педагогической работе при разработке спецкурсов, лекционных и семинарских занятий по истории русской философии и проблемам человека.
Апробация диссертационного исследования.
Основные положения диссертации обсуждались на' аспирантов -
ском теоретическом семинаре кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ. Они были представлены на научной конференции "Проблема человека в истории философии" /г. Красноярск, 1990/, на 2-ой научной конференции по русской философии "Духовность и нравственность" /г. Пятигорск, 1992/. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова в феврале 1993 года.
Полученные в диссертации теоретические результаты с достаточной полнотой отражены в следующих публикациях автора:
1. Философия любви в творчестве Владимира Соловьева // Проблема человека в истории философии. - Красноярск, 1991, -С. 37 - 45. /в ооавторстве/.
2. Любовь как смысл индивидуального существования в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века // Духовность и нравственность. - Пятигорск, 1992. - С. 104 - 106.