автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
М. Н. Загоскин и Н. В. Гоголь

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Короткова, Светлана Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'М. Н. Загоскин и Н. В. Гоголь'

Заключение научной работыдиссертация на тему "М. Н. Загоскин и Н. В. Гоголь"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие и биографические параллели в жизни и художественной деятельности Гоголя и Загоскина демонстрируют единство законов художественного творчества, в равной мере распространяемых на истинно высокое, вечное и преходящее, временное в искусстве. Несмотря на краткосрочность писательской известности Загоскина, его литературные новации и обретения оказались созвучны устремлениям Гоголя. Представления Загоскина об эпохе, его повествовательный дар, его творческая работа способствовали накоплению в русской словесности того богатого художественного опыта, венцом которого стали сочинения Гоголя.

Когда сопоставляются два художественных мира, особенно при сравнении творчества писателей неравноценных масштабов, возникает соблазн смещения всех приоритетов, воздействующих доминант в пользу более значительных для историко-культурного процесса авторов. Данное исследование призвано показать не прямую зависимость одного прозаика от другого, но объективное совпадение творческой манеры писателей при обращении к сходным литературным темам в единой романтической атмосфере эпохи, воплощение эффекта их взаимного присутствия /обратной связи/ в общем конкретно- литературном времени.

Проблемы, обозначенные нами, освещались в диссертации с разной степенью полноты. Это обусловлено избранной темой, но, несмотря на то, что некоторые из них не получили системного изложения в рамках данного сочинения, сама их постановка, по нашему мнению, может дать некоторый положительный эффект в связи с необходимым переосмыслением опыта и анализом проблем, который был дан в других исследованиях и публикациях.

Одной из своих задач мы видели рассмотрение периода'1830-х годов, как наиболее показательного для выявления параллелей художественно-творческого характера и воссоздание более полной и объективной, чем было ранее, истории взаимоотношении /'жизненных, творческих/ Гоголя и Загоскина, ее особенностей и динамики, определение того воздействия, которое имел художеств енный опыт старшего современника на Гоголя и наоборот.

В настоящей работе представлена попытка более внимательного прочтения гоголевских текстов в их• соотнесенности с сочинениями Загоскина, с его личностью, его художественными позициями и взглядами. Опираясь на разработанные представления о прототипах гоголевских героев, нами выдвинут ряд версий, связанных с именем Загоскина. Мы стремились учитывать при этом культурно-исторические реалии 1830-х годов, художественные тенденции времени и закономерности развития литературного процесса.

Сравнительный анализ, а также определение ряда творческо-биографических .параллелей, предпринятые в данной работе, позволяют шире осветить проблему воздействия на творчество

Гоголя его современников, объемнее представить картину развития / - ■ 1 " 1

S малороссийской и фантастической тем в русской литературе 1830-х годов. Реминисценции тайные и видимые, проявляющиеся в рассмотренных сочинениях Гоголя, являются результатом как освоения прозаиком общего речевого контекста эпохи, так и следствием «иронической позиции рассказчика», - как указывает ЛИ. Еремина, - представляющей «открытое и явное пародирование чужих для него приемов изображения»1. В стилистике прозы Гоголя и Загоскина прослеживаются не только черты, отражающие литературные повествовательные нормы, сложившиеся в русской словесности к 1830-ым годам, но и тонко подмеченные, чутко уловленные ими друг у друга новаторские приемы поэтики,

Еремина JI.II. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя: искусство повествования. Мз Наука. 1987, С. 173, выработанные в художественной практике писателей.

Рассмотрение тематически родственных исторических сочинений .прозаиков, появившихся в 1829-1835 годы, показывает, что внутренние связи литературных произведений проявляются не только во взаимодействии общих тенденций и частных повествовательных приемов, но и на уровне интерпретаций художественного содержания. «Юрий Милос лав ский» и «Тарас Бульба» представляют собой образцы различного, полемически ориентированного художественного осмысления двумя современниками исторического прошлого Малороссии.

Данное исследование имеет широкие перспективы. Так, фактически за пределами литературоведческого внимания остается проблема соотношения драматургических взглядов и принципов Гоголя и Загоскина. Еще предстоит выяснить, каким образом Гоголь, о пиететом относившийся к Загоскину - драматургу, ассимилировал его опыт в своей художественной практике. В какой мере появление «Ревизора» повлияло на творчество Загоскина — комедиографа,' да и других писателей этого уровня - вопрос, также остающийся до настоящего времени открытым. Опыт старшего современника, занимавшего длительное время пост директора московских театров н, следовательно, находившегося в центре культурной жизни России, заслуживает особого рассмотрения. Весь крут проблем, связанных с театральной деятельностью Загоскина и Гоголя, столь объемен, что его изучение должно составить отдельную станицу в истории их отношений. В данной работе затрагивались лишь те аспекты вопроса, которые были необходимы для раскрытия заданной темы,

Большой интерес представляет журнальная деятельность писателей и ее отражение в художественном творчестве, Специального внимания достойны особенности осмысления Загоскиным и Гоголем христианских и патриотических мотивов и их преломление в творческой практике прозаиков.

Настоящая диссертация является только одной частью объемной сферы, образуемой наследием Загоскина и Гоголя, во всем многообразии связей, влияний, совпадений и пересечений, неизбежных и всегда присутствчтощих в едином художественном пространстве литературы, Она подводит нас к необходимости конкретно-исторического исследования биографических и творческих параллелей Гоголя и других его «второстепенных» современников. Очевидно, что в литературе и искусстве безотменно действует законы обратной связи, характеризующие сложную динамику сосуществования «верха» и «низа» / в терминах М.М. Бахтина ч первостепенного и «проходного», являющего собой непреходящие художественные откровения и, по видимости, вторичного, классики и беллетристики. Имеющиеся работы по данному вопросу, рассматривающие особенности творческого и жизненного взаимодействия Гоголя и М, II, Погодина. \

Кирпичников А. МП, Погодин я Н.В. Гоголь. /1832-1852/ // «Русская сгарнна». 1903 Т. СУ* январь. С. 79-96.

1 7

•1—-ч Г »"1 -'Г JL -^В. "f -im? "НИ \ —" а. 1. Нарежного , i ,Ф. ювитки -исновьянежо , С.1. Аксакова, намечают широкий спектр проблем, связанных с процессом творческого взаимовлияния художественных миров в сфере литературы и требующих углубленного исследования. Специального внимания в сравнительном аспекте заслуживает- опыт обращений Загоскина и Гоголя к истокам народно-поэтического творчества, к фольклорным жанрам (прежде всего к жанрам народной песни, сказки, легенды и др.).

Один из главных уроков работы заключается в том, чтобы, не поддаваясь соблазнам поверхностных, как бы очевидных «сближений» и «уподоблений» /о чем саркастически писал в свое время А. Бушмин4/, вместе с тем не отказываться от исследования коншетных паталлелей. совпадений и сближений творческого

X .3. •- ' ^ А характера, но внимательно и скрупулезно исследовать в максимально представимых объемах весь материал, свидетельствующий о творческой зависимости друг от друга писателей разного уровня дарований.

Михед ПВ, Об истоках художественного мира Гоголя : Гоголь и Нарежный. »Гоголь н современность: Сб. ст. Киев, 1983. С. 12-31.

Айзеншток й. К вопросу о литературных влияниях. / Г.Ф. Квитка и Н.В. Гоголь/. //Известия отд, русс,яз. и словесности Академии Наук. Т. XXFi, "! 1 С'^"» '">"2 ? 1 й.Н, .1, 1У£,£,. U ¿J»

Майков В.Н. Н.В. Гоголь н С,Т. Аксаков: К истории литературных влияний. СПб.

Дэушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. IL, 1978. С. 117.

Связь эта по-настоящему многосложно и масштабно может быть понята, и оценена, лишь в процессе пристального, «медленного» и кропотливого изучения всех возможных, сознательно обнаруживаемых и глубинных, подсознательно осуществляемых литературных параплелей. Мы пытались в этой работе решить такую задачу и надеемся, что предпринятый нами труд не останется незамеченным теми, кто пойдет вслед за нами,

 

Список научной литературыКороткова, Светлана Леонидовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Гоголь И,В. Полн. ообр. соч.; В 14 т, / Ред. Н,Ф, Бельчиков, Б.В. Томашевский. Мл Изд-во Академии наук СССР, 1937 - 1952.

2. Гоголь Н.В. Полн. ообр, соч.: В 9 т. / Сост. и коммент.

3. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. Мл Русская книга, 1994.

4. Жукова М.С. Вечера на Карповке: Повести. М.: Сов. Россия,1 по/ Л Ol . i ybu. — оо i С,

5. Загоскин М.Н. Полн. собр. соч.: BIO т. СПб. -М., 1898.

6. Загоскин М.Н. Соч.: В 2 т. / Сост. и коммент. С. Панова и А. Пескова. Мл Худож, лит., 1988.

7. Лажечников И.И. Соч.: В 2 т. / Вот. ст. H.H. Петруниной, прим. Ильинской М., 1986.

8. Литературная сказка пушкинского времени. / Сост., в ступ. ст. и комм. H.A. Тарховой; Ил. Н,Г. Гольц. Мл Правда, 1988. 480 с,

9. Нарежный В.Т. Славенские вечера, Запорожец; Бурсак; Гаркуша, малороссийский разбойник, Мл Правда, 1990,- 600 с.

10. Одоевский В.Ф. Повести и рассказы, Мл Худож. лит., 1988. -382 с. ( Классики и современней. Русо, клаооич, лит-ра}.

11. Одоевский В.Ф Русские ночи, Л; Наука, Ленингр. отд-ние, 1975. -317 с.

12. Один В.Н, Рассказы на станции. Мл Худож. лит., 1988, 275 с.

13. Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. Мл Книга, 1987. 363 с.

14. Русская романтическая новелла / Сост., подгот. текста, в ступ, статья и примеч. А. Немзера; Худ. Б. Тржемецкий. М.: Худож. лит., 1989, — 384 о., ил. (Классики и современники. Рус. классич. лит-ра)

15. Русская и советская фантастика /Сост., вступ.ст. и ком.

16. В.Н, Грекова; Ил. и оф. А. И, Добрицина. .Мл Правда, 1989.«640 о., ил.

17. Сомов О.М. Были и небылицы. Мл Сов, Россия, 184. 365 с.п й

18. Абрамович Г.Л. Народная мысль в «Вечерах на хуторе близ Диканыси» Н.В. Гоголя // Уч. зап. Моск.обл. пед. ин-таим. Н.К. Крупской. Труды кафедры русской литературы. 1949. ТЛЗ. Вып. 1. С. 3-53.

19. Айхенвальд Ю. Н.В. Гоголь // Айхенвальд Ю, Силуэты русских писателей. Мл Республика, 1994. 591 с.

20. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1986.

21. Анненков П.В. Литературные воспоминания. Мл Правда, 1989, 683 с.

22. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы: (Творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного движения 30-40 г,г, XIX в.) Мл Прометей, 1989. -172 с.

23. Анненскнй И.Ф.О формах фантастического у Гоголя //Русская школа. X 1890, С, 104.

24. Антонец И.И. Повести Гоголя «Тарас Бульба» и устное народное творчество // Уч. зап. Запорож. пед. ин-та, 1957. Т. 4. С. 32 » 44.

25. Баовбаш Ю.Я. «Казацкие летописи» 18 века и гоголевское барокко // Филологические науки. 1992. Ке 4. С, 13 24.

26. Барабаш Ю.Я, Почва и судьба. Гоголь и украинская литература: у истоков / РАН, Ин-т мировой лит. им.

27. А.М, Горького. Мл Наследие, 1995. 223 с.

28. Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. М. Лл ГИХЛ, тип, «Коминтерн» в Лгр. 1934. - 322 с.

29. Благой Д. Д. Гоголь наследник Пушкина. // Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории, и истории литературы. Мл Гостлитиздат, 1959., - 515 с.

30. Вайскопф М,А. Сюжет Гоголя: Мифология. Идеология, Контекст Мл ТОО «Радикс», Б.Г., 1993, 588 с.

31. Венок Н.В. Гоголю; Гоголь и время Сборник / Сост. Б.Н. Левин. Харьков: Прапор. 1984, 151 с.

32. Вересаев В. Гоголь в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. М. Ла «Академия». 1933. - 527 с,

33. Веселовский А.II. Этюды и характеристики. М., 1907. С. 687698.

34. Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа. Л.: Образование, 1925. 76 с.

35. Виноградов В,В. Из истории стилей русского исторического романа //Вопросы литературы. 1958. № 12, С. 120 149,

36. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Ла Академия, 1929. 389 о.

37. Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя. Л.: Академия, 1926. -228 с.

38. Вишневская И.Л, Гоголь и его комедии, Мч Наука, 1976. 256 е.

39. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий, Л.; Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1971. 270 с.

40. Войтоловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей — классиков: Документальные очерки. Ла Учпедгиз, 1983. 239 о.

41. Войтоловская ЭЛ., Степанов А.Н. Н.В, Гоголь: Семинарий.-Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1962. 288 с.

42. Гиппиус В.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя // Труды Отдела новой русской лит-ры Ин-та рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом). 1948. № 1. С. 9 38.

43. Гиппиус В,В. Н.В. Гоголь СПб.: Логос, 1994. 341 о,

44. Гиппиус В,В, Заметки о Гоголе //Уч. зап. Ленинград, ун-та. Серия филологических наук. 1941. Т. 76. Вып. И. С. 9 12,

45. Гиппиус В.В. Литературные взгляды Гоголя /'/Литературная учеба. 1936. № 11, С. 5 12.

46. Гиппиус В,В, Литературное общение Гоголя с Пушкиным // Уч. зап. Перм. ун-та. 1931. Вып. И. С. 4-21.

47. Гиппиуе В,В, От Пушкина до Блока. М.-Л.: Наука. 1966, -347 с,

48. Гоголь в воспоминаниях современников. Мл ГИХЛ, 1952,715 о,

49. Гоголь и мировая литература: Со,ст. / АН СССР, Ин-т мировойлйт-ры им, А,М. Горького; Отв. ред, Ю.В, Манн, М,: Наука, 1988, -318 с,

50. Гоголь: история и современность: (К 175-летию со дня рождения), Сборник/ Сост. В.В, Кожинов и др.; Вотуп, ст.

51. В.В. Кожинова. М,: Сов. Россия, 1985, 493 с.

52. Гоголь и театр / Сборник, К столетию со дня смерти. Сост. и коммент. М,Б, Загорского, Мл Искусство, 1952. 568 с,

53. Гоголь и современность: Творческое наследие писателя в движении эпох. Со,от,/ Редколл Г,В, Самойленко (отв.ред,) и др.. Киев: Вища, школа, изд-во при Киев, ун-те, 1983. 150 е.

54. Гоголь, Материалы н исследования / Под ред, В.В, Гиппиуса. М, -Лл Изд-во Академии наук СССР, 1936. Т. 1 2,

55. Гоголь. Материалы и исследования / РАН, Ин-т мировой литры им, А,М, Горького: Отв. ред. Манн Ю.В. Мл Наследие, 1995, -225 с,

56. Грамзина Т. Виды фантастического в творчестве Гоголя //Уч. зап,фил,ф-та Киргизского гос, ун-та. 1958, Вып. 5. С, 125 132,

57. Греков В.Н. Вступительная статья /'Русская и советская фантастика, M.-JL, 1989, С. 3 21.

58. Губарев И.М, Теми писателя и творческого процесса в эстетических воззрениях Гоголя 40-х годов XIX века ,7 Вопросы русской литературы, 1987, Вып, 1. С, 61 -68,

59. Гуковский Г,А, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя /'Вестник Ленинград, гос. ун-та. 1948, № 3, С. 98 117,

60. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М. Л.; Гослитиздат, Ленинград, отд-ние., 1959. - 531 с.

61. Гуляев R.A., Карташова И.В. Об эволюции творческого метода Гоголя //Рус. лит»ра. 1974. №2. С. 98-108.

62. Гус М.С. Гоголь и николаевская Россия. М,: Худож. лит., 1957,375 с,

63. Гус М.С. Живая Россия и «Мертвые души». М,: Сов. писатель,1981. -336 с,

64. Данилов В, Влияние бытовой и литературной среды на «Вечерана хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Одесса: Техник, 1909. -22 с,

65. Данилов С,С. Гоголь и театр. Л.: Гостлитиздат, 1936, 335 о,

66. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Учебник для театральных вузов. Л,; Мл Искусство, 1957. 350 с.

67. Докуоов A.M., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучений. Пособие для учителя. Лл Просвещение, 1975, 190 с,

68. Ермаков И. Очерки по анализу -творчества Гоголя. M., 1922.

69. Ермакова М.Я, Эпическая основа «Тараса Бульбы» Гоголя //Уч. зап. Горьк. пед. ин-та. Вып. 37. 1961, С. 155 198.

70. Ермилов В,В. Гений Гоголя. Мл Сов,Россия, 1959. 408 с.

71. Золотоусский И.П. Трепет сердца: Избранные работы. Мл Современник, 1986, 542 с.

72. Золотоусский И,П. Н,В, Гоголь, Мл Молод, Гвардия, 1984, -527 е.

73. Золотоусский И.II. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. Мл Сов. писатель. 1987. 238 о.

74. Золотоусский И. IL Исповедь Зоила: Статьи, исследования, памфлеты. Мл Сов. Россия, 1989. ™ 512 с.

75. Казарин В.П. Повесть Гоголя «Тарас Бульба»: Вопросы творческой истории. Киев-Одесса: Вшца школа, 1986. 125 с.

76. Каллаш В.В. Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников и переписке. М,, 1909. -263 с.

77. Каманин И. Научные и литературные произведения Н.В. Гоголя по истории Малороссии. Киев. 1902. - 56 о.

78. Канунова Ф.З. Некоторые особенности реализма Н.В. Гоголя. (О соотношении реалистических и романтических начал в эстетике и творчестве писателя). Томок: Изд-во Томского ун-та, 1962.-Г35 с,

79. Карабанов P.A. Наблюдения в области композиции произведений Н.В, Гоголя //Уч. зап. Черновиц. ун-та. Серия гуманит.наук. 1961. Т. 49. Вып. 9. С. 3.41.

80. Карпенко А.И, Народные истоки эпического стиля исторических повестей Н.В. Гоголя. (К спецкурсу «Стиль

81. Н.В. Гоголя») Черновцы, 1961.80 с.

82. Карташова И.В. Гоголь и романтизм: Спецкурс. Калинин: КГУ, 1975.-125 с.

83. Кирпичников А. М.П. Погодин и Н.В. Гоголь. / 1832 1852/, «Русская старина», 1901. Т. СУ, январь, С. 79 ~ 96,

84. Котляревский H.A. Н.В. Гоголь. 1829- 1842. Очерк из истории русской повести и драмы. СПб., 1911. 580 о.88, Крестова Л.В. Комментарий к комедии Гоголя «Ревизор». М.:

85. Кооп. изд-во «Мир», 1933. 135 о. о9„ Кривонос BI1L «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы: Проблемы повествования. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. - 159 о,

86. Кривонос В,III Проблема читателя в творчестве Гоголя, Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. 167 с.

87. Крутикова Н.Е. HB, Гоголь, Исследования и материалы \ АН Украины, Ин-т лит. им. Т.Г. Шевченко. Киев: Наук, думка, 1992.312 о.

88. Лотман Ю,М. В школе поэтического олова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Мл Просвещение, 1988, ~ 348 с,

89. Лотмен Ю.М. Йз наблюдений над структурными принципами раннего творчества HB, Гоголя /УУч.зап. Тартусского ун-та. 1970, Вып. 251, Труды на рус.и. славян.филологии. 15. С. 17 45.

90. Макагоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л,: Сов.писатель, Ленинград, отд-ние, 1985. -351 с.

91. Мандельштам И.Е. О характере гоголевского стиля. Глава из истории русского литературного языка. СПб,; Гельсинфорс, 1902,- 406 с.

92. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп. Мл Худож. лит.,1988, 412 с,

93. Манн Ю.В Смелость изобретения: Черты художественногомира Гоголя,Для от, возраста., 3-е изд. Мл Дет, лит,, 1985, -142 с.

94. Манн Ю.В Эволюция гоголевской фантастики // К истории русского романтизма, М., 1973, С, 213 258,

95. Маркович В,М, Комедия' Н.В. Гоголя «Ревизора // Анализ драматических произведений, Ла Изд-во Лениград. ун-та, 1988, С, 31 58,

96. Машинский С.И, Н.В, Гоголь и революционные демократы. Ма Гослитиздат, 1953, 224 с,

97. Машинский С.И. Историческая повесть Гоголя. М,; Сов.писатель, 1940. 248 с.

98. Машинский С,И, Художественный мир Гоголя. Ма Просвещение, 1971. -512 с.

99. Мельниченко О,Г. Гоголь и литературное движение 30-х годов 19 века //'Известия Воронеж, пед. ин-та. 1956. Т. 1. С, 27 59.

100. Мережковский Д.С. Н.В. Гоголь: Творчество, жизнь и религия, СПб.: Из-во «Пантеон», 1909, 231 с.

101. Михед П.В. Об истоках художественного мира Гоголя: Гоголь и Нарежный// Гоголь и современность: Творческое наследие писателя в движении эпох. Киев: Вища школа, Изд-во при Киев, унте, 1983.- 150 с.

102. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев, Достоевский. Ма Республика, 1995. 607с.

103. Мочульский К.В. Малороссийские и петербургские повести Н.В. Гоголя. К истории художественного творчества. Одесса, 1902. 20 с.

104. Набоков В. Николай Гоголь : Докум. повесть. / Перевела с англ, Е. Голышева // Новый мир. 1987. М 4. С. 18-21.

105. H.B, Гоголь в русской критике. Мл Детгнз, 1952. 367 с,

106. IIB, Гоголь и . русская литература XIX века: Межвуз,сб.науч. трудов: Посвящается 180-летию со дня рождения Н,В, Гоголя, Л,: ЛТОИ, 1989, 131 с.

107. Немзер A.C. О названиях повестей Гоголя // Рус, речь. 1979, № 2, С, 33 37,

108. Овеянико-Куликовсокий Д.Н, Н,В, Гоголь, СПб.: Т-во «Обществ, польза», 1907. —231 о.

109. Павлович С.Е. Особенности художественной манеры Гоголя в повести «Ночь перед Рождеотвом» // Уч. зап. Читинского пед, инта. 1954, Вьш. 4. С, 241 »258.

110. Переверзев Ф,В, Гоголь. Достоевский, Исследования /Вступ, от, М, Полякова. М,: Сов, писатель, 1982, — 511 с,

111. Перетц В. Гоголь и малорусская литературная традиция, СПб., 1902. 9 с,

112. Пшссанов Н,К, О классиках: Сб. статей. Пушкин, Гоголь,

113. Тургенев. Салтыков, Чернышевский, Короленко, Чехов, Горький, Мл Моок, т во писателей, 1933, - 416 с.

114. Покусаев Е.И. Статьи разных лет. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. С. 8 27,

115. Полторацкий А,И. Гоголь в Петербурге, М,: Сов, писатель, 1962, 278 с,

116. Поспелов ПН, Творчество Н.В, Гоголя. Мл. Учпедгиз, 1953,280 о,

117. Прозоров В,В. Природа драматического конфликта в «Ревизоре » и «Женитьбе» Гоголя: о Волга, 1995. № 2 ~ 3, С, 152 163,

118. Прозоров В,В, «Ревизор» Гоголя, комедия в пяти действиях. Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм», 1996, 80 о.

119. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Статьи и материалы. Мл Изд-во Акад, наук СССР, 1952. 1055 с,

120. Пыпин О.Н. Сочинения Н.В. Гоголя: Критический разбор. СПб., 1900, 13 с.

121. Самышкина A.B. Фшюсофоко-ист-орические истоки творческого метода Н.В. Гоголя // Рус. лит, 1976. № 2, С. 38 58.,

122. Смирнова-Чикина Е.С. Источники сюжета «Тараса Бульбы» /7 Вопросы истории, 1968, № 7, С, 206 210,

123. Смйрнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Комментарий. 2-е изд., испр. Л., 1974.

124. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Творческий путь. М,: Гослитиздат, 1954. 607 с.

125. Степанов Н.Л. Романтический мир Гоголя /7 К истории русского романтизма. М,: 1973. С, 55 120.

126. Терц А. В тени Гоголя /7 Терц А. Собр. соч.: В 2 т. М,: СП «Старт», 1992, Т, 2, 653 с.

127. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. Мл Просвещение, 1978, 239 с.

128. Турбин В,Н, Герои Гоголя; Книга для учащихся. Мл Просвещение, 1983. 127 с.

129. Фридлендер Г.М, Вопросы реализма в творчестве Гоголя 30-х годов // Проблемы реализма русской литературы 19 века. М. Л.: Изд-во Акад. наук СССР, Лениград. отд-иие, 1961. - 410 о,

130. Фрмдлендер Г.М. Из истории раннего творчества Гоголя // Н.В, Гоголь: Статьи и материалы. Л, 1954, С, 124 136,

131. Фридлендер Г.М, Пушкин и Гоголь в 1831 . 1836 годы //

132. Пушкин, Исследование и материалы. Л,, 1960. Т, 4, С, 197 228.

133. Храпченко М.Б. Гоголь. Литературный путь, величие писателя, Мл Современник, 1984. -653 с.

134. Храпченко М,Б, Юмор и сатира в творчестве Гоголя // Литературная учеба. 1936. № 1. С. 71 91.

135. Черехшин Л,В, Исторические взгляды Гоголя /7 Вопросы истории. 1964. Kol. С. 75 77,

136. Чичерин A.B. Проблемы стиля гоголевской прозы /7 Рус, лит, 1975, NH. С, 47-61,

137. Шамбинаго С, Трилогия романтизма /Н,В. Гоголь/, М., 1.911, -159 с,

138. Аксаков С.Т. Воспоминания о Михаиле Николаевиче Загоскине

139. И .Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1986, Т. 3,

140. Г* "JQ1 1 Q 2 Т.", 30 1 — „1ÖJ,

141. Белинский В,Г. Поли. собр. соч. М., 1953. Т. 2. С. 550 565. -Рец, на роман: Загоскин М.Н. Юрий Мшюсяавский, или Русские в 1612 году.

142. Белоусов М. Тайна фамильной печатки: 200 лет со дня рождения М.Н. Загоскина // Труд. 1989. 25 июля. С. 4.146. .Васин Н. М.Н. Загоскин. Биографический очерк. М., 1902. 16 с.

143. Венок Михаилу Загоскину: Сб. ст. / Отв. ред. И.П. Щеблыкин. Пенза, 1990, 211 с.

144. Вигель Ф,Ф, Записки. Т. 4, М.: Русский архив, 1892. 184 с.

145. ЛГ-i Т~Ъ .„„.*£. TT К , О <"> -Г 1 ЛОО Т о -ЮО л

146. Дмитриев M. А. Главы из воспоминаний моей жизни: С) литературной жизни Москвы 1820-х годов /У Новое лит, обозрение, 1992. Ш 1, С, 19! -231.

147. Доброхотов А.Н. Веретовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество. Мх Л,: Музгиз, 1949, 125 с.

148. Загоскин С.М. Воспоминания // Ист-, вестник. 1900. Т. 79. С. 3 -437.1 56, Замотин И,И, Романтизм 20-х годов XIX столетия в русской литературе. СПб., 1913. Т. 2. С. 283 313, 344 - 379.

149. Ильинская Н. Стоит ли «воскрешать» Загоскина? // Нева, 1957. № 1. С, 203 204.

150. История русской литературы. Мх Л.: Изд-во Ан СССР, 1953, Т. 5. С. 551 555.

151. Коноплева И.А. Каталог фонда М.Н. Загоскина. Л., 1960. -18 с.

152. Кравцов Н. Портрет в прозе Пушкина /У Уч. зап. Тамбов, пед. ин-та. 1941. Вып. 1.с. 99-101,115-117.

153. Муравьев В. Первый русский исторический роман: Послесловие // Загоскин М.Н. Юрий Милославокий, или Русские в 1612 году, М., 1981. С. 161 175.

154. Нейман Б,В, Роман М.Н, Загоскина «Юрий Милославский»: Вступительная статья // Загоскин М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. М. : ГИХЛ, 1956. С 3 11.

155. Щеблыкин И.П. С душою патриота ,7 Литература в школе.1990, Ко з, с. 3-15. 1 75. Языков Д. Д. М.Н. Загоскин. Биографический очерк. М., 1902, 93 с.1. Д* »¿4> лЛ»

156. Алышуллер М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман 1830-х годов. СПб.: Гуманит, проект, 1996.

157. Бахтин М,М, Слово в романе // Вопросы лит-ры. 1965. М 8. С. 84.90,

158. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, Мл Худож, лит., 1965. — 541 с,

159. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы лит-ры и эстетики. Мл Искусство. 1975, С, 234 487,

160. Белинский В.Г, Поли, собр. сочл В 13 т, Мл Издательство .Академии наук СССР, 1953 1959,

161. Берковский Н.Я, О русской литературе. Л,, 1985. С. 5 35.

162. Благой Д. Д. История русской литературы. Мл ГУЛИ, 1960. -582 с,

163. Благой Д,Д, Основные линии развития русской литературы первой половины XIX века, л т., 1959,1 й"

164. Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980, 334 о,

165. Бутмив A.C. Преемственность в развитии литературы, 2-е изд., доп. Д.: Худож. лит,, Ленингр. отд., 1978, 223 с,

166. Венгеров С,А. Очерки по истории русской литературы, СПб., 1907, 520 с.

167. Веоеяовскнй А.Н, Историческая поэтика. Мл Высш. шх., 1989, — 404 о. (КЛН: Классика лит. науки).

168. Виноградов В.В. Из истории стилей русского историческогоромана // Вопросы литературы, 1958. Kb 12. С, 120 — 149.

169. Гей Н.К. Художественный образ как категория поэтики. Мл Наука, 1983. -224 с,

170. О литературном герое. Лл Сов. писатель, 1979.224 с,

171. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. Мл Просвещение, 1.980, 104 с.

172. Данилевский Р.Ю. Людвиг Тик и русский романтизм /7 Эпоха романтизма. Л., 1975. С. 68 — 114.

173. Добролюбов H.A. О русском историческом романе л Добролюбов H.A. Собр. соч. М., 1961. Т. 1. С. 89 98,

174. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. Лл. Сов, писатель, 1958, — 333 с,

175. Елеонский С.Ф. Из истории русско-украинских отношений в русской литературе 17 первой половины 19 века // Уч, зап. Моск. гор, пед, ин-та, кафедра рус, лит, 1955, Вып. 5, Т, XI УШ, С. 47 - 80.

176. История романтизма в русской литературе: Романтизм в русской литературе 20 30-х годов XIX века /1 825-1840/. М.: Наука, 1979. - 328 с.

177. История русской литературы: В 4. Л.: Наука, 1980. Т. 2. — 635 е.

178. Канунова Ф.З, Эстетика русской романтической повести (A.A. Бестужев-Map линский и романтики-беллетристы 20 -- 30-х годов ХГХвека). Томок: Изд-во Томск, ун-та, 1973. -307 с,

179. К истории русского романтизма: Сб. статей / Ред. кол, Ю.В. Манн и др. Мл Наука, 1973. 551 с.

180. Кожинов В. К методологии истории русской литературы / О реализме 30-х годов XIX века/ // Вопросы литературы. 1968, Ш 5. С. 60 82,

181. Коровин И. Фантастический мир романтической прозы // Сильфида: Повести и рассказы. М., 1988,

182. Литературные взгляды и творчество славянофилов: 1830-1850 г,г. Мл Наука, 1978, -502 с,'

183. Литературная критика. 1800 1820 годов, Мл Худож. лит., 1980,-343 о,

184. Лотман Ю.М. Избр. Статьи: В 3 т. Т. 2 Статьи по истории русской литературы 18 первой половины 19 в. Таллинн: Александра, 1992, - 480 с,

185. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия, «художественная литература» // Лотман Ю.М, Избр. Статьи: В 3 т. Т. 1, Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 208-215.

186. Луначарский A.B. Классики русской литературы. М., 1937. -262 О,

187. Маймин ЕЛ О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975,.239 с.

188. Макагоненко Г,П. Избр. работы: О Пушкине, его предшественниках и наследниках. Л,: Худож. лит,, 1987= 640 с.

189. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. Ма Наука, 1976. -372 с,

190. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма: Пособие дляучителей лит., студентов--филологов и преп. гум:анит. вузов, Ма Аспект-пресс, 1995, 380 с.

191. Мастерство писателя и проблемы жанра, Томск, 1985.

192. Мейлах Б,С. Русские повести 19 века 20 30-х годов, Т.1, Мд Л., 1950. -698 с.

193. Мотяшов И. Жизненная правда и художественный вымысел,

194. М,; Искусство, 1960, 79 с.

195. Петров С.М. Исторический роман A.C. Пушкина, Мд. Изд-во АН СССР, 1953, 160 с,

196. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе, Мд Учпедгиз. 1961. 224 о.21 6, Петров С.М, Русский исторически роман XIX века, Мд Худож. лит., 1964. 440.

197. Петрунина H.H. Проза второй половины 1820-х 1830-х годов ; / История русской литературы: В 4 т, Лд Наука, 1981, Т. 2, Гл. 20.

198. Покусаев С.И, Статьи разных лет. Саратов: Пркволж. кн. изд-во, 1989.-340 с,2! 9. Полевой ПН. История русской словесности: В 3 т. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1900. Т. 3. 870 с,

199. Поляков М, Вопросы поэтики и художественной семантики. Мз Сов. писатель, 1978. 448 с.221, Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы, Мз Просвещение, 1972, 270 с,222, Проблемы романтизма: Сб.ст. М., 1967. Вып. 1; М., 1971. Вып. 2,

200. Пыпин А. Характеристика литературных мнений от 20 х до 50 -х годов. СПб., 1907.224, Развитие реализма в русской литературе: В З 'т, Мз Наука, 1972, Т. 1,-348 с.

201. Ревякин А,И. История русской литературы XIX века : Первая половина. М.: Просвещение, 1981 542 с,

202. Реизов Б.Г. Вальтер Скотт и проблема исторического романа в первой трети XIX века // Лит, учеба. 1935, ж 4, С. 49 68.

203. Русская, повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б,С. Мейлаха. Л., 1973,

204. Русский романтизм, Учебное пособие для студентов -филологов, Мл Высшая школа, 1974. 359 с,

205. Серова IT .Я. Были ли « столетние сумерки я ? Размышления над историческим романом /У Лит-ра в школе. 1990. Mi 3. С, 38 ~ 50.

206. Скабичевский A.M. Наш исторический роман в его прошлом и настоящем /./ Скабичевский А.М, Сочинения. Критическиеэтюды, публицистические очерки., литературные характеристики: В 2 т. СПб,. 190,3, Т, 2, -934 с,

207. Сиповскии В.В, Очерки из истории русского романа. Т. 1. Вып. 1, 2, СПб., 1904 -1910,

208. Скафтымов А.Н. Нравственные искания русских писателей, Статьи и исследования о русских классиках. Мл Худож. лит., 1972. -542 с.

209. Смирновский Н.В, История русской литературы XIX века. СПб., 1903. Вып. 7. ХГУ.

210. Соколов А.Н. история русской литературы XIX века. Мх Издво Моск. ун-та, 1965. Т. 1. 836 с,

211. Троицкий В.Ю, Художественные открытия русскойромантической прозы 20 — 30-х годов XIX века, М.: Наука, 1985, 279 с.

212. Фридлендер Г,М, Литература в движении времени, М.: Современник, 1983. 300 с,

213. Храпченко М.В. Горизонты художественного образа. Мл Худож. лит., 1982, 334 с,

214. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4-е. Мл Худож, лит., 1977. — 446 с.

215. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. Мл Просвещение, 1953. 360 с.

216. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск, 1984. 64 с.

217. Чумаков В,М, О разновидностях фантастики б литературе •'/ Литературные направления и стили. Мл Изд-во МГУ, 1976.1. С. 365 370,242., Чумаков В.М. Фантастика и ее виды // Вестник: Моек, ун-та. Филология, 1974, № 2, С. 68 74.

218. Шароева Т. Русская повесть к. 20-х н. 30-х г,г. XIX века до появления петербургских повестей Гоголя // Доклады АН Азербайджан, ССР. 1958, Т. 14. М 2. С, 183 - 188,

219. Шкловский В,Б. Заметки о прозе русских классиков, М,: Сов, писатель, 1953. 324 с.

220. Щеблыкин Н.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века /7 Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1972. С. 3 233.

221. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Сборник статей. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1964.

222. Эльсберг Я. Основные этапы развития русского реализма, Мл Худож. лит., 1961. 173 с.А248, Айзеншток И. К вопросу о литературных влияниях

223. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М,, 1977, 223 с.

224. Дмитриева Н.Л, Татьяна и Полина (Пушкин и Загоскин) Российский литературовед, журнал. М. 1996. Ш 8. С. 77 84.

225. Дюршин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М,;1. Прогресс, 1979, -312 с.

226. Жирмунский В.М, Проблемы сравнительно .- историческогоизучения литератур /7 Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. М,, 1961.

227. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и запад; Избранные труды / АН СССР, отд, лит, и языка, Л,: Наука, 1979. -493 с.

228. Кулешов В,И, Литературные связи России и Западной Европы вХЕХв.М., 1965. 764 с.

229. Майков В.Н. Н.В. Гоголь и С. Т. Аксаков: К истории литературных влияний. СПб, 1892, 24 с,

230. Михед П.В. Об истоках художественного мира Гоголя: Гоголь и Нарежный // Гоголь и современность: Творческое наследие писателя в движении эпох. Киев; Вшца школа, 1983. С. 12 31,