автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Типология эпических жанров в творчестве М.Н. Загоскина

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Уздеева, Татьяна Магомедовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Типология эпических жанров в творчестве М.Н. Загоскина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типология эпических жанров в творчестве М.Н. Загоскина"

uockqbciûffii пвдмопипсий тоогжстбезшый

'жшпраггег иши б.и.шиид.

СпоциализжровсшиА совет К 053.01.19

Па правах цукошш

Уздеева Таталпа Магоаздовна

Типология ошчоспве жанров в ^ворчеоавв М.Н.Загосшша

Специальность 10.01.01. « Гусская литература

ШГОРЕ®ЕВД!Г

доссврп-щдо ш соаскаше учааой стшош кааддота- Озамогпчоска. щ/it

Цосква « I92S

Работе выполнена в К'осгоэзкш ордена Ленша и ордена Трудового Ученого Знамени тштогячесвом гисударстаенвои утво тети юдени В.'/.Яииша

ГяучпиЗ руизв^дгголъ: доктор ^ч'лологкчоскос наук, профессор Л.М. КРЛГ1АЛСШ

Офщгашгые оппоненты; доктор филологических наук профессор И.П.ЩКБЛНККН

ьанд/дат филологических наук доцент А*А.Смирнов

Ведущая орган гаацуя - йзстовсхей государственный эаочвыЗ педагогический кнот)?гут.

Зощ/ггв состоится "12" ьшг 19Э2 года в /Р чао, на вао»-

дшис сподуадилгрованного совета 053.01.19 по аащит*

;?юйертацк2 на сохсканве ученой степьни доктора ваух при

¡¿юкоисыэи СрДька лецшш в ордена Трудового фасного

Э/ау.они педогог/часюи государственной университете иишк 3,К.Л«шию ю адресу; 11986^ Иосква.ул.Кадая П^хзговская, I.

Автореферат разослан " 92г.

УчепыЗ секретарь спещализпрованяого совета Зуева Т.В.

Творчество Михаила Николаевича Загоскина, одного из крупных русских писателей XIX века, внесшего значительный вклад и развитие русской литературы, все еде недостаточно изучено.

Эпические .чанры разработашше писателем - романа, повести, новеллы, очерка представляют кодификации ведущих эпических жанров русской литературы 183С-1340-х годов. Если в сфере исторического романа М.Н.Загоскин бил первооткрывателем, то в области повести а малых эпических жанров, он обновлял и развивал ухе сложпвыиеся и складывающиеся традиции наряду со своими современникам»: 3.^.Одоевским, Н.Ф.Пааловш, К.Л.Погодиным.

Занровые искания М.Н.Загоскина развертывались на магистральных направлениях литературного процесса в России перво;'.. половины XIX века, когда усиливающиеся меюсанровые и меявилопыо взаимосвязи способствовали становлению новой эпической жанровоЛ системы, выработке жанрами собственного облика, своих традиций, собственной структуры.

Произведения Ы.Н.Загоскина отражает и прелоадигат общий п;ю-цесс становления ханровых форм эпоса, оЗнаруянваш- характорнув для данного периода синтетичность - взаил'опействив разнородных эстетических тенпешшй.

Угацав в "¡Орин Милославском" глубочаСшиЯ запрос времени, М.Н.Загоския в 1В29 гону вышел на авнецену литературы и залял достойное (/вето в ряду писателей, разрабатывающих актуальные проблемы общественной аизни и литературы России 1830-18-1С-х годов. Основная часть его произведений создавалась п тот иериогс • развития русской литературы, хронологическими границами которого послужили два исторических события - восстание и поражение декабристов в 1825 году и ровно через три досятилоткя поранение в РСрнуской войне. Этот феномен творчества к судьбы Загоскина но привлекал серьезного внигалия советских литературоведов, что объясняется малоизученностыо ого творчества, иеретюиаостьв многих общеэстэтичоских проблем, связанных, в частности, с

осмыслением уровней развития культуры, литературы, с разработкой ценностного критерия в подходе к явлениям культуры и литературы.

Актуальность проблемы. Изучение типологии эпических зднров в творчестве М.Н.Загосмша актуально в широком историко-литературном контексте - с точки зрения осмысления места и значения творчества писателя в литературном процессе своего времени. Изучение их актуально с тощей зрения ос- • шеленпя процессов становления жанров, выработки более полного и глубокого представления о творчестве писателя, об истории русской литературы первой половины XIX века.

Накопленный в дореволюционном и советском литературо- . ведении материал о М.Н.Загосхине содеришт серьезные достижения в выработке общей концепции творчества писателя, в изучении его исторической романистики, но кет специальных исследований, посвященных целостному анализу яанровой системы творчества писателя, типологии эпических аащэов, создаваемых Загоскиным в 1630-1040-е тоды.

В силу различных объективных и субъективных причин эпическое наследие Загоскина во многом воплощает переходные формы эстетического и яанрового мышления эпохи. Щедро одаренный писатель, он пребывал в постоянном и напряженном поиске новых форм художественного воссоздания аизни, новых ответов на поставленные временем вопросы. Мимо художественных исканий Загоскина не прошли Душкин, Гоголь, Толстой. Наше время, освободившее литературоведческую науку от идеологической предвзятости, позволяет по-новому осмыслить то, в чем ранее усматривалась если не неполноценность, то неполнота писательского дарования Загоскина в изображении и понимании народа, социального и нравственного смысла истории.

Изучение типологии эпических канров в творчестве писателя позволяет углубить представление о его творческой эволюция, о канрово-эстетических исканиях русской литературы 30-40-х годов XIX века, не сводимой к "вершинам" - Пушкину, Лорглоьтову, Го гола; позволяет судить об историко-литературной специфике такого феномена как беллетристика; позволяет восстановить расшииуюся связь времен - преемственные нити,

'соединяющие наша время, идейные искания современной эпохи . с прошлым, с XIX веком.

Научная новизна диссертационного исследования определяется малоизученностыо рассматриваемого вопроса. Накоплен разрозненный материал - наблюдений,замечаний - о типологии исторического романа Загоскина, - но в исследованиях, подчиненных решению других литературоведческих проблем (М.М.Скабичевский, В.В.Сиповский, В.В.В:шоградов, С.М.Петров, И.П.Ще&лшшн), не привлекли специального вникания учета: повести писателя. Не изучены малые эпические яанры- новелла и очерк - их типология, их место в его эпическом наследии. Не исследовано системное единство эпических жигров в творчестве писателя.

Все это определило главную ноль диссертационного исследования - системное осмысление типологического своеобразия созданных писателем малых и больших форм эпической прозы.

Задачи исслеловздмя:

1) выявить внутреннюю структурно-содержательную дифференциацию эпических ¡ханровых форм в творчестве писателя;

2) на основе типологических свойств каждого жанра выявить и по-новому осшслить особенности писательской манеры Загоскина, эстетическую и историко-литературную ценность его прозы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе рассматриваются типологические особенности исторического романа Загоскина, во второй -типологическое своеобразие яанра повести, в третьей - типология малых эпических жанров - новеллы и очерка.

Материалом исследования служат романы: "Юрий Милослав-ский или Русские в 1612 году" (1829), "Рославлез или Русские в 1812 гогу" (1831), "Русские в начале осы.шадцатого столетия. Рассказ из врегзн одинодеркавая Петра I" С1848); повести: "Неравный брак" (1817), "Кузьма Рощин" (1834), "Три жениха" (1836), "Официальный обед" (1841); цикл новелл "Вечор на Хопро" (1834) и цикл очерков "Москва и москвичи" (1842-1850).

Метод исследования сравнительно типологический.

Выбор типологического аспекта изучения создаваемых Загоскиным модификаций эпических канров, характерных для русской литературы первой половины XIX века, определяется особой продуктивность» такого подхода: б разработке канров исторического романа, повести, новеллы в очерка писатель тяготеет к стереотипированию, варьированию многих компонентов жанровой структуры, хотя и постоянно обновляемых в соответствии с замыслом, выбрашщы материалом, новыми веяниями эпохи. Типологический подход позволяет выявить и осмыслить содержательные и формализуемые компоненты шшровой структуры, которые писатель закрепляет п от которых стремится освободиться в процессе своей эволюции.

Опираясь на труды ученых, разрабатывавших теории срав-1штвлыю~тгтологического изучошш литературы {М.Б.Храпчов-ко, И.Г.Неутюкоева, Д.Дкоришин, У.Р.Оохт, М.Т.Шшаев, А.Я.Эсашшк), автор диссертации, - исходя из предмета своего исследования, - счсл особенно продуктивной новую кади-фшвю типологического подхода, продлопэшгую московски! литературоведом А.Я.Эсалнек*, - изучения внутриганровой типологии. Такой подход позволяет в процессе анализа выделить яанрообразувдио признаки, то "абстракции", которш помогает увидеть нечто общее, объединяющее и формирукцее ншгрн, Е глубже постна, их своеобразно.

Типологическое изучешю разрабатываемых Загоскншы вшх-часких »акров основано на выборе однородных параметров. К важиейши из !шх, выявляшнм типологическое родство жанровых модификаций, отаесеш: свашт и композиция, тип героя, субъектная организация худоабствошюго материала. Проблемное расчленение худаюствешюго целого рошис£Ш повестей Загоскина опирается на методологические цршщшш анализа, разработанные в трудах У.Р.вохта, Л.И.Ревшаша, А.С.Вуишна;

Дток^дскал ценность иооледошигд определяется целесообразность*) использования его штеряадов в процессе пзу-

1 См,: Эсаянок А.Я. Ваутраашровая типология и пути ее научения - и.: МГУ, 1033 г.

чекия курса истории русской литературы первой половины-'XIX века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных русскому историческому роману, проблемшл становления системы эпических .тлнров романтизма к реализма в русской литературе 1830-1840-х годов.

Аптюбашя -работы. Диссертаци обсуэдалась на заседают! кафедры русской литературы псковского педагогического государственного университета и на заседаниях аспщхштского объединения, работающего при этой кафедре. Материал» диссертационного исследования, отражены в четырех публикациях; апробированы в докладах, прочитанных на еяегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава ЧИгии км.Т.Зльдархакова в городе Грозном в 1989-ом, 1990-ом и 1991-м годах.

Основное содетаание работа

Во ввелегпт обосновывается выбор темы диссертации, ео актуальность и научная новизна, формулируется цель исследования, дается обзор дореволюционной и советской научной литературы, вкличащей материалы о Загоскине, истории развития эпических -тлнров в русской литературе первой половши XIX века; обосновывается методика и методология исследования.

В неппой глава - "Типологические особенности исторического романа Ц.Н.Загоскина" - обосновывается деление романов писателя на историчеегшо и '"леисторическпо"..К исторически.! отнесены лишь три: "Юрий МилославскиЯ", "Рослаалсв" и "Русские в начале осьмнадцатого столетия". Первый и последгай из них разделены почти двадцатью годами активного творчества Загоскина, знаменуют начало и завершению писательского пути, позволяет осмыслять особенности эволвции созданного и*: зган-ра исторического романа.

мНеисторичоские"ромалы Загоскина - "Аскольдова могила. Повесть времен Влад: .мира Первого" (1833), "Кузьма Петрович Цирошев. Русская быль времен Екатерины" (1842), "Искуситель" (1833), "Тоска по родине" (1839), "Ерьшсгай лес". Эпизод первых годов царствования Петра Великого" (1846) - не стали предметом исследования, так как на, обладает Енутраганро&а

типологическим сходством и должны.быть изучены в контексте типологических связей с кыш,а шдификацдями русского романа первой половины XIX века. Это, конечно; не означает, что отдельные компоненты романной структуры этих проазьедений не сближают их с историческими романами писателя.

В этой главе исследуются наиболее вачаше типологические свойства исторических романов Загоскина на основе анализа ведуздих ганрообразутаих компонентов: особенностей художественного историзма, скхетно-компознциошюй организации материала,типологии героя, специфики авторского повествования. Глава состоит из четырех разделов.

Первый раздел - "Специфика художественного историзма" вклпчает исследование сложного комплекса проблем, правде всего, - своеобразия воссоздания истории, соотношения "сов-рскещюго" взгляда, видения - и собственно"исторической правда романа, своеобразия функции исторического в романной структуре. В решении этих проблем автор диссертации опирается на концепции романтического историзма, выработанную в советской литературоведческой науке 1960-80-ых годов, в том число в работах таких ученых, как В.Ю.Троицкий, И.П.Щеблнкпн, А.Й.Ревякин, И .В. Черный, преодолевших негативный оценочный критерий в трактовке загоскинского историзма. Специфика историзма писателя в диссертации исследуется на основе анализа поэтики заглавий, принципа сочетания субъективно окрашенного, лирически взволнованного повествования с точным описанием событий, специфики воссоздания исторического колорита эпохи. Историзм Загоскина характеризуется слиянием исторически конкретного с обобцонно-символическим воссозданием прошлого, окрашенным глубокий авторски лиризмом.

Во втором разделе - "Особенности сагота и композиции" -пересматривается устоявшаяся точка зрения на романы Загоскина как романы "вальтерскоттовского" типа. При известном сходстве фабульных схем-соБмещекии исторического и вымышленного планов, приключенческой и любовной интриги - романы писателя, сформировала иеся на почве традиций не только европейской, но и русской литературы, обладает рядом характерных особенностей. Так, "Срий Шлославский" отлетается разверну-

нугой фольклоризацией сшета. В разделе прослсзона специфика преломления и трансформации сказочных мотивов в этом первом и самом знаменитом романе писателя.

Второй роман "Рославлев" отсечен поискали новых спжет-но-композиционных решений. Загоскин углубляет, детатазирует-описание исторических событий, углубляет щггимно-пскхологи-ческий конфликт романа, стремится к драматизации повествования; обильное введение диалогов, гораздо более смелое, чем у шотлавдского романиста, обнаруживает попытку русского писателя обновить жанровую структуру исторического романа.

Последнее произведение - "Русские в начале осьмнадца-того столетия" - обнаруживает новую стадию жанровых исканий писателя. В нем Загоскин разрушает традиционный моноцентризм исторического романа. Если в первых романах тема любви и тема историческая взаимно переплетены, то а последнем -они разъедененц и обретают известнуо самостоятельность. Традиционный романический герой смещен едва ли не ка второй план, а на первом, - поглощая его, вырисовывается исторический собирательный образ русских в начале восемнадцатого столетия, как выражение национально-русского, героико-патря-отического начала. Использовании;* Загоскиным сс&етко-компо-зициошшй прием поляризации материала, параллелизма в изображении судьбы романического героя.и истории нации-народа -в ряду других факторов - подготавливая розденио жанра романа-эпопеи в русской литературе второй половины XIX века.

Сюжетно-композициошшо искания Загоскина в области исторической романистики представляется эстетически значимыми и перспективными, о чем свидетельствует художественный опыт авторов "Капитанской дочки", "Дубровского", и "Воины и мира".

В третьем разделе - "Типология героя" - исследуется системное единство образов в исторических рогланах Загоскина; на основе анализа этого единства выделяется основные разновидности и типы герол:

I) исторический,

2} условно-исторический,

3) исторически типический,

4) национально-тапичоскай,

5) эпохальный герой.

В основе этой классификации лежит вычленение различных компонентов, определяющих специфику художественной типизации героев. Обраценио к народно-национальному начал:', особенно в последнем романе, приводит Загоскина к создшшю образа собирательного героя.

Структура художественных образов в исторических романах писателя преломляет обчсэстетический процесс взашлодой-ствпя методов и направлений,•характеризующий русскую литературу 1830-1840-х годов. В образах сложно сочетаются элементы различных худонествешшх систем. С точки зрения поэтики метода они образуют следующие типологические ряды: I) романтические образы, обладающие "знаковой" природой, -Черкасский, Ллеско Палада, Смарагда Хереско, "молчаливый офицер", и 2) образы со смешанной художественной природой-глашше герои и венские образы.

Типологические разновидности героев в исторических романах Загоскина - при всем их богатстве и разнообразии -обнаруживают - внутри группы - устойчивое тяготение к стереотипированию, далеко не всегда преодолеваемому, в чем находит проявление "беллетристическая" природа таланта писателя.

В четвертом разделе - "Своеобразие авторского повествования" - исследуются особенности повествовательной манеры писателя. Она отличается относительной устойчивостью признаков: глубокой эмоциональность», лиризмом, ориентацией на ддачэг с вообра^каемым читателем, общение и духовное родство с реальным читателем-современником, озабоченным судьбами лроллого и будущего России. Отступления - вакный компонент авторского повествования. Разнообразные по проблематике, идейно-художественной функции, они в значительной мере соз-д.-ют и углубляют образ повествователя. Повествователь в исторических романах Загоскина предстает выразителем умонастроения, обычаев, нравов народа, его отличает особое чувство сопричастности национальной истории, своему народу. Разнообразие прослегеншх в разделе форм реализации авторской сопричастности исторической и романтической ютраге свэде-

тельствует о влиянии романтической традиции и попытках ее Переосмысления писателем, об исканиях в области повествовав телыюй структуры исторического романа. Эти искания способствовали развитию и становлению романа как жанра в русской литературе первой половины XIX века.

Во второй главе - "Типологическое своеобразие жанра повести" исследуется специфика одного из< ведущих жанров русской литератур!, к которому Загоскин обратился в самом начале своего пути, вступив в "Неравном браке" в творческую полемику с автором "Бедной Лизы". Изучение типологического своеобразия повестей, создаваема Загоскиным на протяжении ряда десятилетий, углубляет представление о творческой эволюции писателя, о художественной самоценности повестей и их соотношении с ромаа-яческш наследием писателя.

Повести Загоскина принципиально отличаются от ого романов. В них он обращается к изображению реально существуют щего мира. Если исторические романы писателя носят по преимуществу романтический характер, то повести разрабатывают социально-бытовую характерологию эпохи и в этой области знаменуют важный этап на пути становления реалистической поэтики в русской повествовательной прозе XIX века.

2анрово-тшгалогическая общность повестей Загоскина проявляется в целом рядо признаков. Типология его повести, как и типология исторического романа обнаруживает тяготение к процессам внутршищровой дифференциации. Поветей писателя образуют две группы: I) романтические ("Неравный брак", "Кузьма Рощин"), 2) драматические ("Три генпха", "Официальный обед").

К важнейшим сопоставимым параметрам жанра повести в диссертации отнесены: сюжет и композиция, тип героя, конфликт, особенности повествовательной структур*.

В первом разделе главы рассматриваются ронап/гческие повести, в которых автор обращается к разработке романической интриги. В "Неравном браке", переосмыслена традиция капра септкменталястскоЗ повести, содераот преломленная в пародийно-сатирическом ключе, не вполне развернутая романная структура. Произведение Загоскина полемично по отношению к

повести "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и к ее подражателям, разрабатывает иной тип конфликта и характеризуется иным типом повествования. Загоскин заменяет конфликт нравственно-психологический социально-психологическим. Если у Карамзина Лиза - крестьянка, а Эраст - дворянин, то у Загоскина -Лиза и Славолюбский принадлежат к одному обществешюму кругу. Судьба загоскинской герошш определяется социальными процессами, происходящими в обществе: разорение московского барства, живущего, в атмосфере "балов, театров, шумных удовольствий" - необходимость выгодного замужества.

В "Неравном браке" особую значимость приобретает авторская ирония, реализуемая в тексте, рассказчиком. Она углубляет впечатление психологической достоверности развертывающихся событий, помогает осмыслить социальные и кравствашшо идеалы писателя.

Во второй романической повести Загосзаш развивает предромалтическую традицию, "разбойничьий" мотив. В основе повести - морально-психологический конфликт: преступление-наказание. Романическое начало повести максимально развернуто. На всем протяжении действия энергично действует Рощин-сдаетообразующий горой, эволюционирующий' - по законам романической поэтики. При наличии в сюжете исторического пласта ведущей остается история жизни героя. Ые.вду двумя главными событиями в его судьбе-разбойной и праведной жизнью - лежит временной отрезок в двадцать лет. Эта повесть более других тяготеет к эпичности и хро1шкальности романического сшета.

Во втором разделе главы анализируются драматические повести Загоскина "Три жениха" и "Официальный обед". В них. сатирически заостренно изображаются нравы современной писателю феодально-крепостнической России. Сопоставительный анализ повестей шявляет сходство отделышх деталей их ск>-аотно-комаозициошюй структуры, героев, образа и функций рассказчиков. В основе развития сюЕОта этой группы повестей дожит социально-бытовой конфликт, локализованный в пространстве и времени. Автор придал ему ярко шра;шшую соцпально-сатирическур окраску. Типологическая близость характеризует образы молодых гитблешшх, а такае социально типических

- и -

героев» Тевденцию к углублению социальной обусловленности , характера героя, к его "социализации" следует рассматривать как значительный шаг на .пути становления реализма в русской литературе, становления и развития эпических жанров, в том числе, повести. От полусказочных романных типов (бояре Шалонский, Туренкн) к убедительным по своей жизненной достоверности героям (Ияьмепев, Слукина, Марья йотгаишна) - такова определяющая тенденция эволюция социального типа в творчестве Загоскина. Широкое введение а текст повести обрамленных авторскими ремарками драматических сцен обнаруживает ео тяготение к драматической структуре. Пространственно-временная локализованность событий, "обнаженность" конфликта, изменение функции повествовательного начала в диалогах-сценах в "Трех аенпхах" н "Официальном ободе" определяет ах типологическое своеобразие кш! драматических повестей.

Эволюция жанра повести в творчестве Загоскина отмечена ростом "количественных" характеристик. От повести к повести аоэрастает число действующих лиц, доля авторского участия, .-яюгообраэяо повествовательных судеб героев. Повесть писателя ориентирована на традиции русской социально-бытовой сатирической довести просветительной эпохи. Она стремится стать социально насыщенпой жанровой формой, в чем заключено одно из оо основных отличий от исторического романного наследия писателя. Гибкость этого жанра, меньшая "книжность", обращз-1гие к актуальны!,! сторонам совреметгой действительности определила более зрелые, чем в романах тендепцпи реализма. Наряду с социально-бытовыми или нравоописательными повестями Е«<5.0дсэвсиом, Н.'г.Пашгова, М.Н.Погодина повести Загоскина близка к социально-аналитическому направлению в русской литература'первой половины XIX века.

В третьей главе диссертации - "Типология малых эпических ханров в творчостве М.Н.Загоскина" - анализируются эпические циклы писателя "Вечер на Хопрэ" л "Моема н москвичи", но по праву забытые и современным читателем я современной литературоведческой наукой. Главу предваряет историографэтоо-кнЯ обзор современных литературоведческих работ, посвящениях

проблемам теории и истории циклизации малых эпических жанров (В.В.Виноградов, Ю.В.Лебедев, В. Г. Одиноко в, А.С.Янушкевич)^ позволяющий исторически конкретно исследовать специфику новаторства Загоскина - автора новеллистического и очеркового циклов, создаваемых в 1830-1840-е годы.

В первом разделе главы анализируется цикл "Вечер на -Хопре". Новеллистическая специфика цикла проявляется в гладом объеме, стремительно развивающемся сюжете, небольшом количестве действующих лиц, неожиданности конеч!шх трактовок чудесного.' В новеллах Загоскина рациональное уравнове-иено иррациональным и порой вытесняет его. "Вечер на Хопре" отмечен переходными тенденциями. Сама проблематика цикла восходит к романтизму, но трактовка ое свидетельствует о все возрастающей роли Конкретно-быто.ього, реалыю-хизнешю-го, "земмного" начала в поэтике и структуре новелл, образующих циклическое одииство.

Во втором разделе главы в центре внимания очерки "Москва и москвичи". Цикл Загоскина угадывает тенденцию, которую ученые считают характерной для более поздного времени -1860-х годов "тяготения оче.,..:ов к циклизации", усилению в mix субъективного начала" (Л.В.Лебодев).' Появившись в эпоху расцвета натуральной школы, очерки .писателя обнаруживают сложные' связи с "физиологиями". В разделе представлена тематическая и структурная классификация очерков, входящих в цикл, исследуется принцип документально-художественного изображения жизни. Один из важнейших циклообразующих и жанро-образущих компонентов произведения - образ рассказчика. Он глубоко автобиографичен. .

Циклы Загоскина выражают тенденцию к переходу от атош-зированного восприятия и осмысления жизшг к целостному, синтетическому. В эпоху становления реализма они наряду о циклами Пушкина, Гоголя, способствовали "становлению эпической ситуации", и о этой точки зрения носили переходной характер, В контексте творчества Загоскина циклы обротали большую художественную и аанровую самоценность,

В заключении подведены основные итоги исследования. Подчеркивается, что романы, повести, новеллы, очерки

?Л.П,Зогоюаша представляют модификации вэдулях этчеокпх ланроз литература 1830-1840-« годов. Еслл в сфэрз исторического рсмоса писатель был первооткрывателем, то в области по-васта и галых эпических занров, он обновлял п развивал уаэ оставшиеся и складаваетшеся лапрошэ традацзга. Огромна заслуга писателя в том, что его исторический рошн способствовал -растрат® даправах возможностей нэ только исторического, романтического, но я романа как яанра в целом в русской литература 1830^1040-х годов. Своеобразие дарования Ы.П.Загоскота, как "бытописателя своего времена" раскрывается в ого повестях п очерках, оказавших заметное алкя-inro на процесса гшнрового развития русской литература Ш века.

Эпятасяю sanca в творчестве М.Н.Закюгсша образуют систем. Састема ¡ханров писателя яерарзшчяа; Эту иерархию занров ко следует понимать как ларархяа эстетических или худозествеяшх ценностей; В поэтсте Загоскина rjuipu норавно-цошзх но сзсюз потеяцнашшм возмояностяц худоаественпого освоения действительности, по тсцу значению, которое сам ггоатаяь придавал яаярам в своем творчестве. Так, роман д Еовалжа-болвв "кжшша" гащк, орявнтарована на ромшшгчоо« зга о язобраяониэ прошлого п настоящего, повесть и очерк, гласе "кшшо" - па роалясткчеспаа отображзнзо совреиешгаста, цнклн— на панорстлюо изображение исторст, архитектуры, быта, КПЗНЯ России.

Черпающий шщшй твсрчэмсй шпулго а архетппах народного, нацгопально-русского сознания, Загосют по-другому, чем Л.Толстой, з касштобазг своего таланта,оказался ira позади, а шоредь изо, стылая. знзрозвы коюго оре.мгш п ого стрем» лепта понять провиое, настоящее я будущее России.

•Ссдорзашю дясоертацта отражено в слодущлх публикациях:

1. Тстологячэскна особенности дазра повоотн а творчества П.Н.Эагосгаша -Дсп.в ИШОН АН СССР 7.12.1220г. » 43407- 1Яо,

2, Л пробсп'э залагагиа гашра регдйа s творчество НЛ-атгоскчаа «-Доп. В 1Ш АН СССР 7.I2.IS90r. ¡i 4340S-I30.

3. "Неравный брак" М.Н, Зато скина и "Бедная Лиза" Н.М.Карамзшш (к проблема типологии) // Тезисы докладов научной конференции цро^яссорско-нроподаватеяьского состава ЧИгпи им.Т.Бльдарханова ва I989-I9S0 л».', г.Гроаный, 1991г. - Ю.