автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Типология эпических жанров в творчестве M.H. 3aгоскина

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Уздеева, Татьяна Магомедовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Типология эпических жанров в творчестве M.H. 3aгоскина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типология эпических жанров в творчестве M.H. 3aгоскина"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ . УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

На правах рукописи

Уздеева Татьяна Ь'лгсыедовна

Типология эпических зганроз в творчестве Ы.Н.Загоскяна

Специальность 10.01.01. - Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1992

Работа выполнена -в Московском ордена Левша и ордена Трудового Красного Замени педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор 1.М. КРГГНАШВ

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,профессор И.П.ЩЕБЛЫКИН

кандидат филологических наук,доцент А.А.СМИРНОВ

Ведущая организация - Московский государственные заочный педагогический институт.

дании специализированного совета К 053.01.19 по защите

диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при

Московской Ордена Ленина и ордена Трудового фасного

Знамени педагогическом государсззвенном университете имени В.ИДенина по адресу: 119882 Москва,ул.Малая Пироговская-, I.

Защита состоится "12" мая 1992 года

Автореферат разослан " ^ 932г,

7

Ученый сегфетарь специализированного совета Зуева

;

-Творчество Михаила Николаевича Загоскина, одного из крушшх русских писателей XIX вока, впесхого значительный вклад в развитие русской литературы, всо е^а недостаточно изучено.

Эпические гширн разработанные писателем - рочана, повести, новеллы, очерки представляют кодифик;щип ведунах эпических жанров русской литорагурн 183С-1840-х голов. Если в сфере исторического романа II.Загоскин бил первооткрыватолем, то в области повести и мал их эпических -галроп, он обновлял и развивал уг.в слож;вииеся и складывающиеся традиции наряду со своими современниками: В.^.Одоевским, И.Ф.Павловым, М. Л.Погодиным.

2анровне искания М.П.Загоскина развертывались на г/агистраль-ных направлениях литературного процесса в России лерво:'., половины XIX века, когда усиливающиеся мелканровые и мехвидовые взаимосвязи способствовали становлению новой эпической жанровой системы, выработке жанрами собственного облика, своих традиций, собственной структур«.

Произведения Ы.К.Загоскина о трахает и прелогшгат общий процесс становления жанровых форм эпоса, оЗнарумв&ит харшстернув для данного периода синтетичность - взаимодействие разнородных эстетичоекпх тенденций.

Угацав в "¡Зрип "длославском" глубочайиий запрос вроь-снн, И.Н.Загоскин в 1829 году я'гаел на авнсцену литературы к занял достойное г/есто в ряду писателей, разрабатывающих актуальные проблемы общественной ниэни и литературы России 1Э30-1И-1С-х годов. Основная часть его произведений- создавалась п тот период развития русской литературы, хронологическими границам» которого послужили два исторических события - восстание и поражение декабристов в 1825 голу п ровно чорез три десятилетия порайонно в РСрнг/ской войне. Этот феномен творчества к судьбы Загоскина не привлекал серьезного внигания сопотских литературоведоь, что объясняется малоизученностью ого творчества, нореиенностьа «ногах общеэстатичеоких проблем, связанные, в частности, с

осмыслением уровней развития культуры, литературы, с разработкой ценностного критерия в подходе к явлениям культуры и литература.

Актуальность проблемы. Изучение ткполопм эшгческзос ашрзз в творчестве М.Н.Загоскина актуально в игроком историко-литературном контексто - с точки зрешш осмысления места и значения творчества писателя в литературном процессе своего вречэш!. Изучение их актуально с точки прения ос- ■ шсления процессов становления ханров, выработки более полного и глубокого представления о творчестве писателя, об истории русской литературы первой половины XIX века.

Накопленный в дореволюционном и советском литературо- . ведении материал о М.Н.Загоскине содержит сорьозше достижения в выработке общей концепции творчества писателя, в изучсши его исторической романистики, но нет специальных исследовазв:2, посдяденнкх целостному анализу ланровой системы творчества писателя, тиползгаи эпических какров, создаваемых Загоскгным в 1830-1640-0 тода.

В силу раз л: 41 их объективных и субъективных причин эпе-чоское наследие Загоскина во многом воплощает переходные формы эстетического и канрового мыолания эпохи. Щедро одаренный писатель, он пребывал в постоянном п напряженном поиске новых ¿¡орм художественного воссоздания низки, новых ответов на поставлегаше временем вопросы. Мимо художествешшх исканий Загоскина не прошли Пушкин, Гоголь, Толстой. Наше время, освободившее литературоведческую науку от идеологической предвзятости, позволяет по-новому осмыслить то, в чем ранее усматривалась если не неполноценность, то неполнота писательского дарования Загоскина в изображении п понимании народа, социального и нравственного смысла истории.

Изучение типологии эпических жа1фов в творчестве писателя позволяет углубить представлешю о ого творческой эво-

, о ¡еакрово-эстетичесгаос исканиях русской литературы 30-',0-х годов XIX века, на сводимой к "вершинам" - Пушкину, Лермонтову, Гогояо; позволяет судить об историко-литературной специфике такого феномена как беллетристика; позволяет восстановить распаваусся связь времен - црееиствшшыо шггн,

'соединящие наше время, идейные искания современной эпохи . с прошлым, с XIX веком.

Научная новизна диссертационного исследования определяется малоизученностью рассматриваемого вопроса. Накоплен разрознрнный материал - наблюдений .замечший - о типологии исторического романа Загоскина, - но в исследованиях, подчиненных реиешго других литературоведческих проблем (М.М. Скабичевский, В.В.Сииовский, В.В.Виноградов, С.М.Петров, И.П.Щеблыкин), ке привлезаш специального внимания ученых повести писателя. Не изучены малые эпические напрц- новелла и очерк - их типология, их место в ого эпическом наследии. Но исследовано системное единство эпических жанров в творчестве писателя.

Все ото определило главную ноль диссертационного пссле-дования - системное осшсление типологического своеобразия созданных писателем малых а больших форм эпической прозы.

Задачи исследования:

1) выявить внутрешшю структурно-содеряательную дифференциацию эпических жанровых форм в творчестве писателя;

2) на основе типологических свойств каждого жшра выявить и по-новому осмыслить особешюсти писательской манеры Загоскина, эстетическую и историко-литературную ценность ого прозы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения н библиографии. В первой главе рассматриваются типологичес-1ше особешюсти исторического романа Загоскина, во второй -типологическое своеобразие жанра повести, в третьей - типология малых эпических жанров - новеллы и очерка.

Материалом исслодовагош служат романы: "Юрий Милослав-ский или Русские d 1612 году" (1829), "Рославлев или Русские в 1812 году" (1831), "Русскио в начале осьмнадцатого столетия. Рассзсаз из вре:'эн единодержавия Петра I" (18-18); повести: "Неравный брак" (1817), "Кузьма Ронян" (1834), "Три яониха" (1836), "Официальный обед" (1841); цикл новелл "Вечор на Хопро" (1834) и цикл очерков "¡.Ьсшза и москвичи" (1842-1850).

Метод исследования сравнительно типологический.

Выбор типологического аспекта изучения создаваешх Загоскиным кодификаций эпических жанров, характерных для русской литературы первой половины НХ века, определяется особой продуктивностью такого подхода: в разработке данроп исторического романа, повести, новелш и очорка шсатель тяготеет к стереотипированию, варьированию многих ксшзонон-тов ганровой структуры, хотя а постоянно обновляемых в соответствии с замыслом, выбранным материалом, новыми веяниями эпохи. Типологический подход позволяет выявить и осмыслить содержательные и формализуемые компоненты аанровой струк-тури, которые писатель закрепляет и от которих стремятся освободиться в процессе своей эволюции.

Опираясь на труда ученых, разрабатывавших теорию сравнительно-типологического изучения литературы (Ы.БДрапчон-ко, И.Г.Неупокоева, Д.Дкоришш, У.Р.Фоп, И.Т.Шшаев, А.Я.Эсальнек), автор диссертации, - исходя из предмета своего исследования, - счел особенно продуктивной новую модификацию типологического подхода, предложенную московским литературоведом А.Я.Эсалнек*, - изучения внутрияаировой типологии. Такой подход позволяет в процессе анализа выделить жанрообразуюцие признаки, те "абстракции", которые помогают увидеть нечто общее, объединяющее и формирующее жанры, и глубжо постичь их своеобразно.

Типологическое изучение разрабатываемых Загоскиным опи-чоских яанров основано на выборе однородных параметров. К важнвйшм из них, выявляющим типологическое родство жанровых модификаций, отнесены: сюжет и композиция, тип героя, субъектная организация художественного материала. Проблемное расчленение художественного целого роиаис8и повестей Загоскина опирается на методологические иршщшш анализа, разработанные в трудах У.Р.Фохта, Л.И.Ревякшш, А.С.Булана;

Практическая пе1шость исследования определяется целесообразностью использования его материалов в процессе пзу-

1 См.: Эсаянек Л.Я. Впутрзжанровая типология и пути ее изучения - и.Ш, ШЗ г.

чепия курса истории русской литературы первой половины-'ПХ века, при подготовке спецкурсов и спецсоют.аров, поезя-цешшх русскому историческое роману, проблемам становления систем; эпически гкакров романтизма и реализма в русской литературе 1830-1840-х годов.

Аггообпнпя паботн. Диссертация обсуждалась на заседа-ии ка!юдрц русской литературы Московского педагогического государственного университета и на заседаниях аспирантского объединения, работающего при этой кафедре. Материалы диссертационного исследования отражены в четырех публикациях; апробированы в докладах, прочитанных на ежегодных конференциях по итога.м научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава ЧИгпи им.Т.Зльдарханова в городе Грозном в IS89-OM, 1990-ом и 1991-м годах.

Основное солвтааниа работа

ftp рведотпм обосновывается выбор те;,ог диссертации, се актуальность и научная новизна, формулируется цель исследования, дается обзор дореволюциошюй и советской научной литературы, вклвчакцей материалы о Затоск:гке, истории развития эпических жанров в русской литературе первой половины XIX века; обосновывается методика и методология исследования.

В петаой главе - "Типологические особенности исторического романа M.И.Загоскина" - обосновывается деление povanoD писателя на исторические и '"неисторичоскио"..К исторически.! отнесены лишь три: "Юрий ¡¿ярославский", "Рославлов" и "Русские в начало осы.шадцатого столетия". Первый и последний из них разделены почти двадцатью годами активного творчества Загоскина, знаменуют начало я завершение писательского пути, позволяет осмыслить особенности эволюции создшшого ж аан-ра исторического романа.

"Неисторическке "роыапц Загоскина — "Аскольдова могила. Повесть времен Владимира Первого" (IS33), "Кузьма Петрович Цироиев. Русская быль времен Екатерины" (1842), "Искуситель" (1838), "Тоска по родине" (1839), "Брьшский лес". Эпизод первых годов царствования Петра Великого" (1846) - не стали предоотом исследования, так как на обладает шутриганрокд«

тлпологическим сходством и доллшьг быть изучены в контекст© типологических связей с иными модификациями русского романа первой половши XIX века. Это, конечно; не означает, что отдельные компоненты романной структуры этих произведений ле сближают их с историческими романами писателя.

В этой главе исследуются наиболее важные типологические свойства исторических романов Загоскина на основе анализа ведудих жанрообразувщих ко!.шонентов: особенностей художественного историзма, сгахетно-композициотшой организации материала, типологии героя, специфики авторского повествова-121л. Глава состоит из четырех разделов.

Первый раздел - "Специфика художественного историзма" вклпчает исследование сложного комплекса проблем; преаде всего, - своеобразия воссоздания истории, соотноаения "современного" взгляда, видения - и собствешга"псторяческо2 правды романа, своеобразия функции исторического в романной структуре. В решении этих проблем автор диссертация опираатоя на концепцию романтического историзма, выработанную в советской литературоведческой науке 1960~60~их годов, в том число в работах таких учоных, как В.Ю.Троицкий, И.П.Щеблыкин, А.И.Ревякин, И.В.Черный, преодолевшие негативный оценочный критерий в трактовке загоскинского историзма. Специфика историзма писателя в диссертации исследуется на основа анализа позтпки заглавий, принципа сочетания субъективно окрашешюго, лирически ¡»волнованного повествования с точным описанием событий, специфики воссоздания исторического колорита эпохи. Историзм Загосззпщ характеризуется слиянием исторически конкретного с обобщенно-символическим воссозданием проилого, 01фа^:е)пгы;.! глубоким авторским лиризмом.

Во втором разделе - "Особенности сюкета и композиции" -пересматривается устоявшаяся точка зрения на романы Загоскина как ромагаг "валътерскоттовского" типа. При известном сходстве фабульных схек-совмецокш исторического и вымышленного планов, приключенческой и лэбовной интриги - романы писателя, сформировавшиеся на почво традиций не только европей-су.о?.. ло и русской литературы, обладают рядом характерных особенностей. Так, "¡Орий Ь!нлославскнй" отличается разверну-

нутой фольклорцзацлей сюжета. В разделе прослезана специфика преломления и трансформации сказочных мотивов з этом первом л самом знаменитой романе писателя.

Второй ропак "Рославлев" отмечен поисками новых сю-т.от-ио-композиционшх решений. Загоскин углубляет, детализирует описание исторических событий, углубляет интгеяю-психологи-ческий конфликт ро;.1ана, стремится к драматизации повествовался; обильное введение диалогов, гораздо более смелое, чем у шотландского романиста, обнаруживает попытку русского писателя обновить жанровую структуру исторического романа.

Последнее произведение - "Русские в начале осьмнадца-того столетия" - обнаруживает новую стадию ганрових исканий писателя. В нем Загоскин разрушает традиционный моноцентризм исторического романа. Если в первых романах тема любви к тема историческая взаимно переплетены, то в последнем -они разъеденены и обретают известную самостоятельность. Традиционный романический герой смещен едва ли но на второй план, а на первом, - поглощая ого, вырисовывается исторический собирательный образ русских в начало восемнадцатого столетия, как выражение национально-русского, гороико-патри-отического начала. Использованный Загоскиным ссжетно-комло-зициошшй прием поляризации материала, параллелизма в изображении судабы романического героя и истории нации-народа -в раду других факторов - подготавливая розденио жанра романа-эпопеи в русской литературе второй половины XII века.

Сгиогно-композкционныо искания Загоскина в области исторической романистики представляются эстетически значимыми ц перспекгшшымг, о чем свидетельствует художественный опыт авторов "Капитанской дочки", "Дубровского", и "Войны и мгра".

В третьем разделе - "Типология героя" - исследуется системное единство образов в исторических романах Загоскина; на основе анализа этого единства выделяются основные разновидности и тшш герол:

1) исторический,

2) условно-исторический,

3) исторически тшппескиД,

4) нацуонально-таспичвскай,

5) эпохальный горой.

В основе этой классификации лежит вычленение различных компонентов, определяющих специфику художественной типизации героев. Обращение к народно-национальному начал;', особенно в последнем романе, приводит Загоскина к созданию образа собирательного героя.

Структура художественных образов в исторических романах писателя преломляет общоэстетлческий процесс взаимодействия методов и направлений,•характеризующий русскую литературу 1830-1840-х годов. В образах сложно сочетается элемента различных художественных систем. С точки зрения поэтики метода они образуют следующие типологические ряды: I) романтические образы, обладающие "знаковой" природой, -Черкасский, Ллеско Палади, Смарагда Хереско, "молчаливый офицер", и 2) образы со смешанной художественной природой-глашше герои и женские образы.

Типологические разновидности героев в историчесгсих романах Загоскина - при всем их богатстве и разнообразии -обнаруживают - внутри группы - устойчивое тяготение к стсроо-типироваюго, далеко не всегда преодолеваемому, в чем находит проявление "беллетристическая" природа таланта шеателя.

В четвертом разделе - "Своеобразие авторского повествования" - исследуются особешюсти повествовательной манеры писателя. Она отличается относительной устойчивостью признаков: глубокой эмоциональностью, лиризмом, ориентацией на диалог с вообра»аемым читателем, общение и духовное родство с реальккм читателем-современником, озабочешшм судьбами правого и будущего России. Отступления - вагный компонент авторского повествования. Разнообразше по проблематике, идейно-художественной функции, они в значительной меро соз-д;иэт и углубляют образ повествователя. Повествователь в исторических романах Загоскина предстает выразителем уконастро-екпя, обычаев, нравов народа, его отличает особое чувство сопричастности национальной истории, своему народу. Разнообразно прослеженных в разделе $орм реализации авторской сопричастности исторической и романтической интриге свиде-

тельствует о влиянии романтической традшрт и попытках оо Переосмысления писателем, об исканиях в области повествова-1 тальшй структуры исторического романа. Эти искшпад способствовали развитии и становлению романа кале жшгра в русской литературе первой половины XIX вока.

Во второй глава - "Типологическое своеобразие хсанра повести" исследуется специфика одного из_ ведущих жанров русской литературы, к которому Загоскин обратился в самом начале своего пути, вступив в "Неравном брако" в творческую полемику с автором "Бедной Лизы". Изучение типологического своеобразия повестей, создаваемых Загоскиным на протяжении ряда десятилетий, углубляет представление о творческой эволюции писателя, о художественной самоценности повестей л их соотношении с романическим наследием писателя.

Повести Загоскина принципиально отличаются от ого романов. В них он обращается к изображению реально существуют щего мира. Если исторические романы писателя носят по преимуществу романтический характер, то повести разрабатывают социально-бытовую характерологию эпохи и в этой области зна-моиугзт ваязагй этап на пути становления реалистической поэтики в русской повествовательной прозо XIX Beica.

1анрово-тшологическал общность повестей Загоскипа проявляется в целом рядо признаков. Типология его повести, как и типология исторического романа обнаруживает тяготение к процессам внутрия&нровой дифференциации. Поветей писателя образуют две группы: I) роман-пческие ("Неравный брак", "Кузьма Рощин"), 2) драматические ("Три яениха", "Официаль-шй обед").

К важнейшим сопоставимым параметрам жанра повести в диссертации отнесены: сюжет и композиция, тип героя, конфликт, особенности повествовательной структуры.

В первом разделе главы рассматриваются романтические повести, в которых автор обращается к разработке романической интриги. В "Неравном браке", переосмыслена традиция канра сентшонталпстскоЗ повести, содержит пролошенпая в пародяйпо-сатпричоском иапо, не вполне развернутая романная структура, Произведение Загоскина полемично но отполотого к

повести "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и к ее подражателям, разрабатывает иной тип конфликта и характеризуется иным типом повествования. Загоскин заменяет конфликт нравственно-психологический социально-психологическим. Если у Карамзшш Лиза - крестьянка, а Эраст - дворянин, то у Загоскина -Лиза и Славолюбский принадлата.т к одному обществешгому кругу. Судьба загоскинской героини определяется социальными процессами, происходящими в общество: разорение московского барства, живущего, в атмосфере "балов, театров, шумных удовольствий" - необходимость выгодного зшдаества.

В "Неравном браке" особую значимость приобретает авторская ирония, реализуемая в тексте, рассказчиком. Она углубляет впечатление психологической достоверности развертывающихся событий, помогает осмыслить социальные и нравствешше идеалы писателя.

Во второй романической повести Загоскин развивает продромантическую традицию, "разбойничьий" мотив. В основе повести - морально-психологический конфликт: преступлопио-наказание. Романическое начало повести максимально развернуто. На всем протяжешш действия знергично действует Рощин-сюжетообразующий герой, эволюционирующий - по законам романической поотшш. При наличии в сюжете исторического пласта ведущей остается история жизни героя. Мозду двумя главными событиями в его судьбе-разбойной п праведной жизнью - лежит временной отрезок в двадцать лет. Эта повесть более других тяготеет к эпичности и хрошгкалыюсти романического сюкета.

Во втором разделе.главы анализируются драматические повести Загоскина "Три жениха" и "Офнциалышй обед". Б них. сатирически заостренно изображаются нравы современной писателю феодально-хфепостнической России. Сопоставительный анализ повестей выявляет сходство отдельных деталей их сю-Евтно-композпциошгой структуры, героев, образа и функций рассказчиков. В основе развития сюжета этой группы повестей лежит социально-бытовой конфликт, локализованный в пространстве и временя. Автор придал ему ярко вырагегагую социалыю-сатирическур окраску. Типологическая близость характеризует образы молодых влюбленных, а также социально типических

героев. Тенденци» к углублению социальной обусловленности , характера героя, к его "социализации" следует рассматривать как значительный шаг на .пути становлстшя реализма в русской литературе, становления я развития эпических жанров, в том число, повести. От полусказочшх романных типов (бояро Шалонский, Турешш) к убедительным по своей :шзненной достоверности героям (Ильменев, Слукина, Марья Никитина) - такова определяющая тенденция эволюции социального типа в творчества Загоскшга. 12ярокое введение в текст повести обрамленных авторскими ремарками драматических сцен обнаруживает ее тяготите к драмэтической структуре. ГГространственпо-времэн-ная локализованность событий, "обнаженность" конфликта, изменение функции повестсоватолыюго начала в диалогах-сценах в "Трех демосах" и "Официальном ободе" определяет их типологическое своеобразие как .драматических повестей.

Эволюция яанра повести в творчестве Загоскина отмечена ростом "количественных" характеристик. От повести к новости воэрастаот число действующих лиц,- доля авторского участия, ■лгагообразио повествовательных судоб героев. Повесть писателя ориентирована на традиции русской социально-бытовой сатирической повести просветительной эпохи. Она стремится стать социально насыщенной яанровой формой, в чем заключено одно из ео основных отличил от исторического романного наследия писателя. Гибкость этого жанра, меньшая "книжность", обращение к актуальным сторонам совремешой действительности определила более зрелые, чем в романах тенденции реализма. Наряду с социально-бытовыми яла нравоописательными повестями I.Я.Сдсозского, Н.Ф.Пашгова, М.Н,Погодина повести Загоскина близки к социально-аналитическому направлешго в русской литературе' первой полов;шы XIX века.

В третьей главе диссертации - "Типология малых эпических глнров в творчестве М.Н.Загосгаша" ~ анализируются эпи-ческиэ цшслн писателя "Вечор на Хопрэ" л "Москва и москвича", но по праву забытые и современным читателем и соврекешюй литературоведческой наукой, Главу предваряет историографический обзор современных литературоведческих работ, носашлешшх

проблемам теории it истории цшслизации малых эпических жанров (В.В.Вшюградов, Ю.В.Лебедев, В.Г.Одинокой, А.С.Янушкевич)^ ^позволяющий исторически конкретно исследовать специфику новаторства Загосгаша - автора повеллист5гческого и очоркового циклов, создаваемых в 1030-1040-е годы.

В первом раздоло главы анализируется цикл "Вочер на -Хопре". Новеллистическая специфика цикла проявляется в малом объеме, стремительно развивающемся сюжете, небольшом количестве действугадах лиц, иоожидашюсти конечных трактовок чудесного.' В новеллах Загосюша рациональное уравнове-ионо иррациональным и порой вытесняет его. "Вечор на Хопре" отмечен переходными тенденциями. Сама проблематика цикла восходит к романтизму, но трактовка оо свидетельствует о всо возрастащей ролл конкретно-Оытового, реалыю-лкзнешю-го, "зег.много" начала в поэтике и структура новелл, образующих циклическое одинство.

Во втором разделе главы в центре внимания очерки "Москва и москвичи". Цикл Загоскина угадывает тенденцию, которую ученые считают характерной для более позднего времени -1860-х годов "тяготения очс ,..:ов к циклизации", усилению в 1шх субъективного начала" (Л.В.Лебедев).' Появившись в эпоху расцвета натуральной школы, очерки писателя обнаруживает сложные' связи с "физиологияш". В разделе представлена тематическая и структурная шассификация очерков, входящих в цикл, исследуется принцип документально-художественного изображения жизни. Один из важнейших циклообразующих и жалро-образуидих компонентов произведения - образ рассказчика. On глубоко автобиографичен. .

Цну-лн Загосгака вира-кают тенденцию к пореходу от атош-зировшшого восприятия и осшслення жизни к целостному, синтетическому. В эпоху становления реализма они наряду с циклами Пупки щ, Гоголя, способствовали "становлению эпической ситуации", и с этой точки зрения носили переходной характер, В конгексто творчества Загоскина цшслы обретали большую художественную и канровую самоценность.

В заключеша подведены основные итоги исследования. Подчеркивается, что pcjaaini, повести, новеллы, очерки

"иП.Загоеккна представляют модификация ведупнх ошпеоких ганров литератур! 1830-1840-х годов. Если в сфзре историчоо-кого рсмапа писатель бил первооткрывателем, то в области повести и ¡samx впических яаиров, оп обповлял и развивал уэд> слогсшшося и складывающиеся жшрошо традиции. Огроша заслуга писателя в том, что ого исторический роиая способствовал распзротшо лавровых возмолтостей пэ только исторического, романтического, по а романа как иаяра в целом в русской литературе 1830-1040-х годов. Своеобразие дарования М.П.Загоскина кал "бытописателя своего времени" раскрывается в его повестях и очерках, оказавших заметное влияние на процессы яапрового развития русской литературы ИХ века.

Зютоскае гаяра: в творчестве !1.II.Загоскина образуют систему. Система лалров писателя перарязгша; Эту иерархию жанров не следует понимать как порарпго эстетических или художественных ценностей; D поэтике Загоскина мшры неравноценна по своим потезщналышм возможностям художеотвеппого освоения действительности, по тому значению, которое сам ггсатеш, предавал яапраа в своем творчестве. Так, роман п новэляа-чЗолео "китатша" ганрк, ориентировала на романтическое изображение прошлого и настоящего, повесть н очерк, кэ-пео "шпскше" - на реалистическое отображение современности, цгаиы- т.а паиорсмиоо изображение истории, архитектуры, быта, ЯИЗЕЯ России.

Черпавдий ттздй творческий импулъо а архетипах народного, национально-русского сознания, Загоскип по-другому, чем Л.Толотой, в насзггабах своэго таланта,оказался на позади, а вниредь нас, стгсчая оолрооэм полого .времзш л ого сгро»» локтя попять проалоэ, настоящее п будуцео России.

Содержание диссертация отражено в следупда публикациям:

1. ТЁлолсппэсгсга особеинооти лшгра повоотп в творчества М.Н.Зятосвта -Дси.п ШЙОН АН СССР 7.12.1990г.' Я 43407- 12а.

2. К пройгзмэ типологии заира ро;эна в творчестве М.Й.Эотоегаяэ -Леи. В ШНОН АН СССР 7Л2.1990Г, Л 4310В-13о.

3. "Неравный брак" М.Н,Загоскина в "Бедная Дяэа" И.М.Карамзш1а (к проблеме типологии) // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава ЧИгпи ии.Т.Зльдарханова sa IS89-I990 хт., г.Гроаний, 1991г. - 1о.