автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Максвелл Андерсон и американская историческая драма 30-х годов XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сутурина, Татьяна Александровна
Введение.
Глава I. История как объект изображения в драматургии
М.Андерсона 30-х годов
§ I. М.Андерсон в критике, проблемы творчества.
Историческая драматургия.
§ 2. "Королева Елизавета": своеобразие художественноисторической концепции М.Андерсона.
§ 3. "Мария Шотландская" и проблема художественного метода драматурга.
§ 4. Американская национальная история в драме
Беллей Форж".
Глава П. Опосредствованное изображение исторического црошлого в драматургии М.Андерсона
§ I. К вопросу об общей теории художественного исторического произведения.
§ 2. Историческая легенда как сюжетно-тематическая основа трагедии (на материале пьесы "Ночь над
Таосом").
§ 3. "Бескрылая победа" - историческая драма о национальных нравах.
§ 4. "Лицом к лицу": история и современность в диалек тиче ском взаимодействии.
Глава Ш. Американская историческая драма 30-х годов
§ I. От романтизма к реализму (Р.Шервуд и его историческая драма "Эйб Линкольн в Иллинойсе").
§ 2. Дилогия Ю.О'нила "Траур - участь Электры" как реалистическая историческая драма.
§ 3. Модернистская историческая драма Т.С.Элиота
Убийство в Соборе".
§ 4. "Боевой гимн"М.Голда и М.Блэнкфорта. Элементы социалистического реализма в драме.
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Сутурина, Татьяна Александровна
Давно стало хрестоматийным утверждение о том, что 30-е годы нашего столетия - особый период в истории США. Своеобразие этого периода заключается прежде всего в развенчании мифа об исключительности американского пути развития общества, в тех значительных переменах, которые произошли в сфере экономики, политики, идеологии. Отправной точкой всех этих изменений стал мировой экономический щшзис, с особой силой потрясший США.
Дело в том, что экономический кризис 1929-1934 гг. и последовавшая за ним депрессия явились, пожалуй, главными событиями американской истории 1-й трети XX в. Первая мировая война, самым трагическим образом отразившаяся на судьбах народов западно-европейских стран и принесшая этим народам неисчислимые спадания, почти не затонула Америки. Ее позднее вступление в войну, отдаленность территории страны от основного театра военных действий привели в конечном счете к тому, что американский народ имел весьма цризрачное представление об ужасах мировой войны. И если 20-е годы для большинства стран Западной Европы, участвовавших в войне, стали временем залечивания ран, то для Америки они явились годами относительной стабилизации экономики, своеобразной "эрой процветания", как определяю® этот период буржуазные исследователи. Но "эра процветания" длилась весьма недолго.
Экономический кризис, начавшийся осенью 1929 г., убедительно показал, что система капиталистического цроизводства в Америке подвержена тем же законам чередования подъемов и спадов, что и экономика любой капиталистической с^аны. Как известно, кризис в Америке носил поистине разрушающий характер, он охватил буквально все сферы общественного цроизводства. С лихорадочной быстротой закрываются заводы и фабрики, признают свою финансовую несостоятельность банки, кризисные явления наблюдаются и в области сельского хозяйства. Катастрофически увеличивается число безработных в стране, армию которых пополняют все новые и новые представители из числа вчерашних рабочих, фермеров, интеллигенции.
Ухудшение материального положения трудящихся привело к значительному возрастанию их общественной активности. Типичным явлением 30-х годов являются стачки и забастовки: бастуют шахтеры и сталевары, машиностроители и фермеры, средние городские слои населения и интеллигенция, ширится движение негров за свои права. Именно к этому периоду относятся знаменитые "голодные бунты" -массовое движение безработных, старавшихся таким способом привлечь внимание правящих кругов страны к своему бедственному положению. Нельзя не вспомнить и неодно1фатные на протяжении 30-х годов походы в Вашингтон ветеранов 1-й мировой войны, также пытавшихся добиться хоть какого бы то ни было улучшения своего материального положения.
Экономический кризис, как правило, влечет за собой 1физис в области политики. Именно в обстановке такого политического щ>изи-са проходят в 1932 году выборы нового црезидента, которым становится Ф.Д.Рузвельт, с чьим именем связан знаменитый "новый курс".
Проведение целого ряда реформ, составлявших существо "нового курса" и направленных на укрепление самих основ капиталистического строя, хотя и не сыграло решающей роли для выхода страны из 1физиса, все же способствовало преодолению определенных трудностей экономического и общественного характера, вызванных кризисом.
Эти изменения в сфере экономики и политики самым существенным образом повлияли на состояние умов Америки исследуемого периода. Выступления рабочего класса, массовое движение фермерства, борьба негритянского населения - все это вместе взятое опровергало знаменитую теорию классового сотрудничества труда и капитала, столь усердно пропагандируемую апологетами капитализма в предшествующее десятилетие.
Важнейшим идеологическим фактором явились и первые успехи строительства социализма в СССР, которые привлекли внимание к нашей стране многих црогрессивных деятелей Америки. Успешное разрешение в Советском Союзе сложнейших вопросов государственной и общественной жизни значительно повысило интерес американцев к марксистско-ленинскому учению. Тому же способствовали события в самой Америке. Размах рабочего и фермерского движения с углублением экономического 1физиса приобретал такие размеры, что не заметить эту новую силу, выступившую на арену общественной борьбы, было просто невозможно. Не случайно этот период огромной активности народных масс вошел в историю под названием "грозовых 30-х", "бурного" десятилетия, "красной" декады. Значительно возросла в эти годы роль коммунистической партии в Америке, которая старалась придать борьбе трудящихся организованный характер, направить ее в нужное русло.
Таким образом, крах буржуазных иллюзий по поводу особого пути развития Америки и возможностей мирного сотрудничества классов, с одной стороны, резкое повышение активности народа и рост влияния марксистско-ленинской идеологии, с другой, определили поворот всей общественной мысли страны к социалистическим идеалам. Правда, не следует забывать о явлениях противоположного характера. Росту влияния на массы социалистических идей, всему демократическому движению в целом цротивостояла хорошо отлаженная система буржуазной цропаганды, подкуп монополистами верхушки рабочего класса, репрессии на коммунистов и т.д. Но тем не менее именно обращение к прогрессивным идеалам эпохи определяет собой основное содержание духовной жизни Америки "красного" десятилетия.
Литература как одна из форм общественного сознания не могла не отразить всех этих процессов во всей их сложности и многогранности.
Американская литература 30-х годов отличается большим своеобразием, заключающимся в целом ряде специфических черт, касающихся как ее идейно-смысловой содержательности, так и художественно-эстетических особенностей.
Это замечательное десятилетие характеризуется прежде всего высокими достижениями в литературе критического реализма. "Гроздья гнева" Д.Стейнбека, новеллы Э.Колдуэлла, романы Э.Синклера, С.Льюиса, Ш.Андерсона, Т.Дулфа, У.Фолкнера, Э.Хемингуэя - вот далеко не полный перечень имен авторов и их произведений, в которых содержится критика капиталистической действительности. Художники обращаются к острейшим проблемам современной им жизни, изображают новых героев, пытаются эстетически осмыслить те сложные проблемы, которые ставит перед ними эпоха.
Особенно важным было зарождение и развитие пролетарской литературы. В связи с растущей в стране популярностью социалистических идей появляется целый ряд писателей, которые не только критически изображают современное им общество, но и указывают путь выхода - революционное преобразование этого общества. Для этих авторов более всего характерно обращение к социальной тематике, поиски положительного героя в среде пролетариата, наличие позитивной программы в их цроизведениях. Таково творчество А.Мальца, М.Голда, Л.Хьюза, Дк.Г.Лоусона.
Нельзя не отметить, однако, что обострение в связи с кризисом идеологической борьбы не могло не привести к известному расслоению в рядах творческой интеллигенции. Кроме писателей, твердо стоявших на позициях 1фитического реализма, и писателей социалистической ориентации выделилась группа художников консервативного лагеря, видевших свою цель в создании легковесных произведений массовой литературы, отвлекающих читателя от важнейших проблем современности.
Кроме того, американская литература 30-х годов отдала дань и модернизму. Крупнейшими его представителями здесь выедпили Э.Паунд и Т.Элиот.
Важнейшие общественно-политические события, в которых следовало разобраться, новые области человеческой деятельности, которые нужно было художественно освоить, приводили писателей к поискам новых форм отражения действительности. Отсюда - то жанровое многообразие, которым отличается литература 30-х годов, стремление художников слова найти оригинальную повествовательную манеру, свой стиль и язык. Конечно, в первую очередь это относится к произведениям эпического рода.
Однако весьма знаменательным явлением литературы 30-х годов стал необычайный расцвет драматургии.
30-е годы в истории американской драматургии и театра имели большое значение: они стали во многом оцределяющими в процессе становления национального театра и формирования национального репертуара. Дело в том, что уже сама эпоха "бурного" десятилетия,с ее конфликтами и осарейшиш ситуациями, как нельзя лучше способствовала развитию драмы как литературного рода.
Рассуждая об американском театре и драматургии, прежде всего следует иметь в виду один очень существенный фактор. В отличие от театра западноевропейских стран, имеющего длительную историю своего развития, американский теащ? сформировался как национальное явление только в XX веке. В 10-20-е годы нашего столетия американские драматурги во главе с Ю.О'Нилом проделывают большую работу по созданию национального репертуара. Эта работа была продолжена в 30-е годы, когда в театр пришли новые талантливые драматурги - Л.Хеллман,К.Одетс, Т.Уайлдер, М.Андерсон, Р.Шервуд, У.Сароян, И.Шоу и другие, ставшие авторами ныне известных всему миру произведений.
Тесно связанная с предшествующими десятилетиями американская драматургия 30-х годов тем не менее цредставляет собой совершенно особое явление, потому что в это время,в силу сложившихся общественных условий, происходит художественное освоение таких областей человеческой деятельности, которые раньше никогда не были предметом исследования у американских драматургов. Если в центре внимания в драме 20-х годов находилась отдельная человеческая личность, то 30-е годы отличаются острой социальностью тем, наличием общественно важной проблематики. Драматургия стремится осмыслить глубинные закономерности американского общества, выявить исторические тенденции его развития, объяснить различные явления современной действительности. Усиление социального акцента как главная отличительная особенность драматургии 30-х гг. не однажды отмечалось литературоведами. Так, А.С.Ромм писала по этому поводу: ". экономические, политические, социальные цроблемы "щшсных тридцатых" были (для американских драматургов. - Т.е.), как и для крупнейших романистов эпохи - Хемингуэя Фолкнера, Стейнбека, проблемами человеческой совести, решение которых диктовалось потребностями нравственного развития человеческого общества" / 81, с.58-59 /.
Американская драматургия 30-х годов в целом изучена довольно хорошо. В зарубежном, и прежде всего в американском, литературоведении почти нет специальных работ, посвященных именно этому периоду, но тем не менее проблемы драматургии 30-х гг. освещаются в ряде серьезных исследований. Следует отметить, однако, что большинство работ американских авторов носит скорее театроведческий, нежели литературоведческий, характер. Такова, к примеру, книга Б.Аткинсона "Бродвей" / 122 /, отличающаяся интересным фактическим материалом, сведениями о характере постановки пьес в том или ином театре, истории создания произведений, биографическими подробностями из жизни авторов. Популярный характер носят и такие работы исследователей американского теаафа: А.1финн "История американской драмы с 1£ажданской войны до настоящего времени" / 179 /, Г.Хьюз "История американского театра. 1700-1950" / 166 /, У.Д.Мезерв "Наброски. История американской драмы" / 171 /, Б.Хьюит "Театр СМ. 1668-1957" / 164 /, Дж.Миллер "Американская драматическая литература" / 173 /, Г.Вильсон "Три столетия американской драмы и театра" / 204 /, Д.Блюм "История американского театра в иллюстрациях. 1860-1970" / 127 /. Все это большие по своему объему исследования, в которых, как правило, прослеживается история развития американского театра со времени появления первых драм ХУЛ столетия и до настоящего века. Книги имеют в основном информативный характер, отличаются подчас поверхностной трактовкой многих явлений и ценны опять-таки обилием интересного фактического материала.
Гораздо большая степень конкретности и научности присуща работам об американской драматургии XX века. Дж.В.Кратч / 168 /, Ф.О'Хара / 161 /, Ж.Гоулд / 159 /, Э.Филипс, Д.Роджерс / 177 /, Д.Голден / 158 /, У.Керр / 167 / и другие сосредоточивают свое внимание на воцросах становления американской национальной драмы в XX веке, прослеживают пути ее развития на протяжении нескольких десятилетий, и ЭО-м годам в этом процессе отводится далеко не последнее место. Напротив, "бурное" десятилетие рассматривается исследователями как время общего оживленного подъема в драматургии США. Авторы работ стремятся как можно полнее осветить проблемы деятельности многочисленных театров и театральных групп, возникших в 20-Э0-е годы, разобраться в вопросах теоретического характера, нарисовать творческий облик наиболее значительных драматургов - от 0»Нила до Т.Уильямса. Правда, и в этих работах литературоведческий аспект постоянно граничит с искусствоведческим, наряду с анализом пьес рассматриваются цроблемы их сценического воплощения, особенностей режиссуры, игры актеров, но тем не менее эти исследования оставляют четкую картину развития драматургии в XX веке.
Но, пожалуй, самое глубокое представление о драматургии 30-х годов дают многочисленные работы прогрессивных критиков Д.Гасснера и Г.Кдермена. Так, в книгах Джона Гасснера "Мастера драмы" / 153 /, "Сощювищница театра" / 146 /, "Форма и идея в современном театре" / 31 /, "Театр и драма в действии" / 154 /, "Основные направления в современном театре и драме" / 150 / и др. дан, во-первых, фундаментальный обзор развития мировой драматургии от античности до настоящего времени, во-вторых, характеристика основных направлений и их представителей в европейском театре и, наконец, взгляд на американскую драматургию XX века. Рассматривая воцрос о развитии отечественной драмы в XX веке, Д.Гасснер использует принцип анализа драматургических явлений по персоналиям авторов. Безусловно, что первое место отводится Ю.О'Нилу. В ряду многих талантливых драматургов американской сцены 30-х годов автор рассматривает и творчество столь ярких и оригинальных художников, как М.Андерсон и Р.Шервуд, цредотавляя этих авторов как создателей реалистических и романтических произведений в 30-е годы XX века.
В работах известного театрального деятеля Гарольда Клерме-на / 136,137,138 / рассматриваются прежде всего пьесы драматургов -реалистов 30-х годов: К.Одетса, Л.Хеллман, И.Шоу и других, причем анализ их творчества дан в связи с деятельностью одного из наиболее известных театров ЭО-х годов - знаменитого "Груп-тиэтра".
Из новейших исследований следует, на наш взгляд, остановиться на недавно вышедшей книге английского литературоведа Кристофера Бигсби "Критическое введение в американскую драму XX века. 1900-1940" / 126 /. Автор уделяет большое внимание драматургии ЭО-х годов, рассматривает вопросы организации и функционирования различных театров и театральных объединений, давая при этом обшЕф-ный критический комментарий творчеству некоторых драматургов (Э.Райса, К.Одетса, Т.Уайлдера, Л.Хеллман) и указывая на отличительные особенности, цели и манеры различных театральных объединений, црежде всего "Гилд-тиэтра" и "Груп-тиэтра". Объясняя основной принцип своей работы, К.Бигсби пишет: "Я выбрал наиболее значительных из них (американских драматургов. - Т.О.), творчество которых было характерным для той или иной группы, которую они представляли" / 126, с.УП /.
Кроме "Гилд-тиэтра" и "Груп-тиэтра" как ведущих внебродвей-ских театров 30-х годов, К.Бигсби анализирует деятельность так называемых "левых" театров. Это многочисленные театральные объединения и любительские группы: "Лига рабочей драмы", "Новый театр драматургов", "Пролетбюне" ("Пролетарская сцена"), "Рабочий экспериментальный театр", ставший впоследствии "Театром действия", "Юнион тиэтр" и др. Борьба за создание этих театров "социального звучания", с точки зрения К.Бигсби, хотя и была результатом 30-х годов, но, несомненно, исходила из опыта европейского "левого" театра. Вышеназванные театральные группы считали себя орудием классовой борьбы и видели свою задачу в том, чтобы вдохновлять рабочих на битву за свое освобождение. Хотя существование "левых" теаафов было кратковременным, с их деятельностью связаны имена таких драматургов и мастеров сцены, как М.Голд, Д.Дос Пассос, Д.Г.Лоусон, М.Харт, Ли Страсберг. Их объединяли не только левые взгляды, но и повышенный интерес к экспериментам европейского "левого" театра, что, безусловно, наложило отпечаток на их творчество. Оцределяя влияние "левых" театров на американскую драматургию, К.Бигсби отмечает, что эти театры "оставили свой отпечаток на американской драме, проявившийся, в первую очередь", в настойчивом рассмотрении личности в социальном контексте, а также в соотнесении психологической сферы с экономической действительностью" / 126, с.206 /.
В работе К.Бигсби анализируется деятельность Федерального театра, многочисленных региональных групп, и все это вместе взятое позволяет составить целостное представление о драматургии 30-х годов. Однако книга английского автора не лишена недостатков. Они заключаются подчас в весьма произвольном и немотивированном отборе анализируемых произведений, нечеткости жанровых определений, отсутствии попыток выявить особенности творческого метода и стиля того или иного драматурга.
В советском литературоведении 30-м годам посвящена специальная глава в книге А.С.Ромм "Американская драматургия 1-й половины XX века" / 81 /. Кроме того, в ряде диссертаций / 50,53 и других / американская драматургия 30-х годов рассмаобивается авторами в сравнительно-сопоставительном аспекте с достижениями более поздних десятилетий. Отдельные цроизведения Л.Хеллман, М.Андерсона, И.Шоу, созданные в 30-е годы, анализируются в соответствующем ракурсе в диссертациях Т.В.Воронченко "Социально-психологическая драма Л.Хеллман" / 29 /, В.И.Шленкиной "Антифашистская драма США. 30-40-х годов (1933-1945)" / 94 /. Во всех этих исследованиях 30-е годы рассматриваются как годы становления драматургии социально-активной, "бунтарской, откровенно зовущей к борьбе "нтд не .щющщгло сказаться на жащювой специфике пьес и выразилось в появлении так называемой "социальной драмы".
Но ни зарубежное, ни советское литературоведение никогда не ставило проблемы формирования и развития жащ)а исторической драмы, а она имеет право на существование в силу целого ряда причин, важнейшими из которых назовем две: во-первых, в 30-е годы появляется целый ряд произведений, созданных на исторические сюжеты; во-вторых, американская историческая драма, сформировавшаяся в 30-е годы, получила в дальнейшем интенсивное развитие, т.е. проблема эволюции жанра является перспективной и в плане появления новых исследований. Правда, здесь следует несколько оговориться. Американская историческая драматургия 30-х годов, цредставленная превде всего творчеством М.Андерсона, получила известное освещение в статье советского театроведа Б.А.Смщшова / 83 / и в статье Е.Ю.Бромлей / 21 /. Однако эти статьи не решают проблемы. И если в советском литературоведении есть диссертационные исследования, рассматривающие историческую драматургию XX века Англии, Франции, Германии / 14,16,90,91,93 /, то подобного исследования об американской исторической драме до сих пор не было. В этом научная новизна настоящей работы.
Появление в американской драматургии в 30-е годы произведений исторического жанра - факт далеко не случайный. Дело в том, что в это десятилетие, как никогда раньше, наблюдается особое тяготение к истории. Видный критик-марксист и драматург Д.Г.Лоу-сон писал в своей статье о влиянии В.И.Ленина на американское общество 30-х годов, подчеркивая при этом следующее: "Ленин присутствовал в искусстве 30-х годов, как присутствовал и в их реальности, хотя подчас его влияние трудно проследить и определить. Пожалуй, самая большая его заслуга в том, что он вернул нам утраченное было чувство истории - истории как цепи потрясений, бесчеловечной эксплуатации и борьбы за освобождение, достигших своего апогея в эпоху империализма. Интерес к истории в 30-е годы не был чисто академическим. Он связан с литературой, поэзией, живописью" / 75, с.319 /.
Правда, справедливости ради следует отметить, что интерес к истории, историческим темам и сюжетам был характерен в 30-е годы не только для американской литературы. Это десятилетие можно считать временем расцвета исторического жанра и в европейских литературах. Так, в период 1935-1939 гг. выходит знаменитая историческая дилогия Г.Манна "Юность Генриха 1У" и "Зрелость Генриха 1У"; в 30-е годы Т.Манном созданы три из четырех романов монументального эпоса "Иосиф и его братья"; Л.Фейхтвангер пишет в это время "Иудейскую войну" и роман "Сыновья"; Б.Брехт - историческую пьесу "Жизнь Галилея", С.Цвейг - свои известные исторические романы "Мария Стюарт" - 1935 г. и "Магеллан" - 1938 г.; Р.Роллан создает заключительную и наиболее ценную а^агедию цикла "Театр революции" - "Робеспьер" - 1939 г.
Ряд крупных цроизведений на исторические темы появился в 30-е годы в советской литературе. Это романы о героическом прошлом русской нации А.Толстого, С.Сергеева-Ценского, В.Шишкова и др.
В американской литературе интерес к истории проявился прежде всего у писателей-прозаиков, создателей крупных эпических полотен. Назовем прежде всего трилогию Д.Дос Пассоса "США" (три ее части вышли с 1930 по 1936 гг.), трилогию прогрессивной американской писательницы Д.Хербст ("Жалости недостаточно" - 1933 г.; "Расплата близка" - 1934 г."; "Золотая цепь" - 1939 г.), наконец, один из популярнейших романов века - роман М.Митчелл "Унесенные ветром" - 1937 г. В строгом смысле слова, все эти произведения не являются историческими, но история американского общества играет в них столь значительную роль, что обойти их молчанием просто невозможно. Так, у Д.Дос Пассоса глубоко символично уже само название трилогии, автор которой ставит своей целью проследить жизнь американского общества на протяжении тридцатилетнего отрезка времени. Восприятие произведения связано с некоторыми трудностями, обусловленными экспериментальной формой романа, но тем не менее читатель становится очевидцем важнейших событий американской истории конца XIX - начала XX века: испано-американской войны 1898 г., начала 1-й мировой войны, 1919 года и т.д. На фоне эпического повествования встают наряду с вымышленными реальные исторические герои - Джо Хилл, Д.Рид и др.
Еще больший исторический период освещен в романах Д.Хбрбст. Она начинает свое повествование с десятилетия после Гражданской войны и доводит его до 1939 года - кануна П-й мировой войны. В отличие от зрилогии Д.Дос Пассоса романы Д.Хербст написаны в более традиционной манере - писательница рассказывает историю одной буржуазной семьи, ее возвышения и последующей деградации. И снова перед нами история Америки: дух делового предпринимательства, пронизывающий собой жизнь после окончания Гражданской войны; знаменитое Хеймаркетское дело и та волна общественного протеста, которую оно вызвало; 1-я мировая война и события 30-х годов. Исключительно важным представляется тот факт, что писательница не просто изображает исторические события, а пытается тесно увязать их с судьбами героев, точнее, обусловить характеры персонажей теми историческими событиями и той социальной средой, которая их окружает.
Большой успех выпал на долю еще одного произведения 30-х годов, также освещающего события американской истории, - романа М.Митчелл "Унесенные ветром". Он был переведен на многие языки мира и к настоящему времени выдержал свыше семидесяти изданий. Автор обращается к знаменитой в истории Америки войне между Севером и Югом. Так же, как и произведения Д.Дос Пассоса и Д.Хербст, роман М.Митчелл тяготеет к эпичности, хотя в нем большую роль играют лирические картины, а также остродраматичные сцены. М.Митчелл нельзя отказать в умении передать тот исторический колорит, который был присущ изображаемой ею эпохе, но в целом ее роман явно тенденциозен: осуждая капиталистический Север как мир наживы и стяжательства, она цротивопоставляет ему рабовладельческий 10г.
Рассуждая об обращении американских писателей к истории своей страны, нельзя также не вспомнить многотомный труд Карла Сэнд-берга, посвященный одному из видных борцов против рабства - Аврааму Линкольну.
Не отстали от писателей-прозаиков и американские драматурги. Американская драматургия в 30-е годы обогащается целым рядом пьес, многие из которых созданы в историческом жанре. С исторической трилогией "Траур - участь Электры" выступает в 1933! году Ю.0»Нил, после чего начинается период долгого творческого "молчания" первого драматурга Америки. Преимущественно в историческом жанре работает профессиональный историк, политический деятель и драматург Р.Шервуд, лучшим произведением которого стала его историческая драма "Эйб Линкольн в ИЛлинойсе" (1939 г.). Уникальная концепция исторического процесса просвечивает сквозь тонкую художественную ткань философско-аллегорических пьес Т.Уайлдера ("Наш городок", "На волоске от гибели"). Со своих консервативно-католических позиций смотрит на историю Т.С.Элиот, создавая в 1936 году историческую драму "Убийство в Соборе". В том же 1936 году появляется драма М.Голда и М.Блэнкфорта "Боевой гимн", рассказывающая о деятельности известного аболициониста Джона Брауна.
Но совершенно бесспорен тот факт, что главный вклад в сокровищницу американской исторической драматургии 30-х годов внес М.Андерсон. Правда, М.Андерсон создавал исторические драмы на протяжении всей своей творческой жизни - и в 40-е, и в 50-е годы -но все-таки основные и лучшие его произведения ("Королева Елизавета", "Мария Шотландская", "Беллей Форж", "Маска королей" и др.) относятся к 30-м годам. Эти пьесы, написанные на сюжеты как отечественной, так и европейской истории, отличаются друг от друга самим характером изображения прошлого. Создавая свои произведения, М.Андерсон использовал два известные исторической драматургии способа изображения прошлого: I) там, где история выступает прямым объектом изображения, 2) там, где она проявляется опосредствованно. В связи с этим определилась и сама структура работы: в первой главе рассмотрены произведения М.Андерсона, созданные с помощью 1-го способа изображения прошлого, во П-й - с помощью 2-го. Третья глава посвящена анализу исторических драм других американских авторов.
Поскольку это первое в советском литературоведении исследование по американской исторической драматургии, то его задачами являются следующие.
Во-первых, объяснить причины обращения в 30-е годы столь разных по своим идейно-философским и эотетическим позициям художников, как О'Нил, М.Андерсон, Р.Шервуд, Т.С.Элиот, М.Голд, к исторической проблематике.
Во-вторых, доказать,, что приоритет в исторической драматургии 30-х годов принадлежит М.Андерсону. При этом исследовать социально-философские воззрения автора, уделить внимание его драматургическим поискам, а также проблемам художественно-исторической концепции и творческого метода драматурга.
В-третьих, в работе делается попытка рассмотреть трилогию Ю.О'Нила "Траур - участь Электры" как реалистическую историческую драму, выявить своеобразие историзма 0'Нила.
В-четвертых, в ходе анализа произведений Р.Шервуда, Т.С.Элиота, М.Голда и М.Блэнкфорта исследовать: а) особенности художественного воссоздания исторической действительности в этих произведениях, б) цроблевду их жанровой специфики, доказать, что все эти произведения представляют собой характерный для американской исторической драматургии последующих десятилетий жанр историко-био-графической драмы.
В-пятых, определить место и значение исторических драм в общем русле американской драматургии 30-х годов.
Актуальность исследования определяется тем, что главные проблемы, поставленные в исторических драмах 30-х годов, - проблемы войны и мира, государственного управления, социальной и национальной дискриминации и другие - продолжают оставаться злободневными вплоть до настоящего времени.
Кроме того, в последние годы возрос интерес к творчеству талантливого и самобытного художника американской сцены 2-й трети XX века - М.Андерсона. Наметилась положительная тенденция познакомить советского зрителя с его лучшими пьесами, которые никогда ранее не переводились на русский язык. (Мы имеем в виду телеспектакль артистов московских театров, поставленный по пьесе М.Андерсона "Оба ваших дома" в ноябре 1982 г.).
Появилась кандидатская диссертация В.Герке / 32 /, в которой сделана попытка проанализировать драматургию М.Андерсона в аспекте ее национального своеобразия. Думается, что настоящая работа, исследующая одну из наиболее значительных и интересных частей творческого наследия автора - историческую драматургию -явится определенным вкладом в дело изучения творчества драматурга советским литературоведением.
Методологической и теоретической базой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, отражающие последовательно материалистический взгляд на историю, роль личности и народных масс в историческом процессе, перспективы развития человеческого общества, а также работы по истории и теории драмы советских и зарубежных ученых.
Обшая методика исследования. В соответствии с задачами, поставленными в диссертации, были использованы цроблемно-эфонологи-ческий и сравнительно-типологический методы исследования литературных явлений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Максвелл Андерсон и американская историческая драма 30-х годов XX века"
30-е годы XX века в американской драхлатургии стали време нем активного обращения драматургов к исторической проблематике.Очень разные по своигя мировоззренческим и эстетическим позициям худокники - Ю.О*Нил, М.Андерсон, Р.Шервуд, Т.Элиот, М.Голд и М.Блэнкфорт - пытаются найти в историческом прошлом первоистоки "а1лериканской трагедии", выявить цричины краха "американской меч ты", краха, столь очевидно проявившегося в это десятилетие. Поэ тому 30-е годы - это время становления самого канра исторической драмы, ранее почти не разработанного, если не считать тех истори ческих мелодрам, которые имели место в XIX веке, и совсем немно гочисленных пьес, созданных на исторические сюжеты в 20-е годы XX века (драма Ю.О'нила "Марко-глиллионщик", комедия Р.Шервуда "Дорога на Рим").У истоков американской исторической драмы стоит ГЛаковелл Андерсон - драматург, в творчестве которого историческая тематика заняла в 30-е годы, если не главное, то, во всяком случае, весь ма заметное место. Его романтические исторические трагедии, соз данные с помощью двух известных исторической драматургии спосо бов воссоздания прошлого, восполняют собою определенный пробел в истории драматургии США. Аглериканская историческая драматургия "грозового десятиле тия", ведущее место в которой принадлежит романтической драме, представлена также пьесами, созданными по законам реалистической, модернистской эстетики и эстетики социалистического реализма, что свидетельствует о том чрезвычайно интенсивном процессе становле ния жанра, который наличествовал в истории американского театра исследуемого периода. В жанровом отношении историческая драма США сформировалась преимущественно как драма историко-биографическая. (В строгом смысле слова, все драмы М.Андерсона, созданные с помощью перво го способа изображения истории, являются историко-биографически Жанр исторической драмы получил в американской драматургии последующих десятилетий свое дальнейшее развитие (пьесы М.Андер сона, Т.Уайлдера, А.Шллера, Б.Стейвиса, Д.Шэри, Д.Лоренса, Р.Ли, У.Гибсона, Н.Коруина, Д.Видмана, Д.Эббота и др.) , однако его кор ни лежат в драматургии 30-х годов. Обратившись в этот период к историческим темам и сюжетам, американские драматурги внесли боль шой вклад в сокровищницу отечественного театра, обогатили его ре пертуар, а также дополнили ту страницу в истории развития нацио нальной драматургии, которая до сих лор была в ней пропущена.
Список научной литературыСутурина, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Маркс К. Письмо Фердинанду Лассалю, 19 апреля 1859 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.29, с.482-485.
2. Маркс К. Письмо Ф.Энгельсу, II января 1860 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 30, с.3-5.
3. Энгельс Ф."Письмо Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.29, с.490-496.
4. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Полн. собр.соч., т.17, с.206-213.
5. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.
6. Ленин В.И. Письмо к американским рабочим. Полн.собр.соч., т.37, с.48-64.
7. Абрамов А. Новое в американской драматургии. Театр, 1939, - 2-3, с.39-50.
8. Абрамов А. Американская одноактная пьеса. Интернациональная литература, 1940, 15 2, с.181-184.
9. Александрова Л. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: Изд-во Киевск.ун-та, 1971. - 156 с.
10. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. М.: Наука, 1967. - 455 с.
11. Аникст А. История учений о драме: история драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. М.: Наука, 1980. - 343 с.
12. Аникст А. История учений о драме: теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука, 1983. - 288 с.
13. Аникст А. Ю.о'нил. В кн.: Ю.О'Нил. Пьесы в 2^-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1971, с.5-40.
14. Архипов Ю. Австрийская драматургия 1930-1940 гг. Дне. . канд.филол.наук. - М., 1979. - 185 с.
15. Аунин Т. Тема революции и войны за независимость в американском историческом романе эпохи романтизма. Дис. . канд. филол.наук. - Тарту, 1980. - 235 с.
16. Баканов А. История и современность в драматургии-ГДР. Дис. . канд.филол.наук. - Киев, 1979. - 207 с.
17. Бальзак 0. Об искусстве. Сост. В.Р.Гриб. М.-Л.: Искусство, 1941. - 527 с.
18. Белинский В. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худок.лит., 1976-1982.
19. Бентли Э. Жизнь драмы. Пер. с англ. М.: Искусство, 1978. -367 с.
20. Борковский Н. Литература и театр. Статьи разных лет. М.: Искусство, 1969. - 639 с.
21. Брошей Е. Романтическая традиция в исторической драматургии США. В кн.: Американский ежегодник. - М.: Наука, 1983, с.154-176.
22. Ванслов В. Эстетика романтизма. М.: Искусствр,1966. - 403 с.
23. Варфоломеев И. Типологические основы жанров исторической романистики (классификация вида). Ташкент: Фан, 1979.-168 с.
24. Владимиров С. Действие в драме. Л.: Искусство. Ленингр.отд-е, 1972. - 159 с.
25. Война за независимость и образование США. Под ред. Г.В.Сево-стьянова. М.: Наука, 1976. - 552 с.
26. Волькенштейн В. Драматургия. Изд. 5-е, доп. М.: Сов.писатель, 1969. - 355 с.
27. Волков И. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. - 263 с.28