автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Малый знаменный распев в творчестве древнерусских роспевщиков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Малый знаменный распев в творчестве древнерусских роспевщиков"
Министерство культуры России Российский институт искусствознания
На правах рукописи
Калиниченко Наталия Николаевна
МАЛЫП ЗНШЯШЗ РОСПВВ В ТЗОРЧЗСТЗЗ ЛРКЗНЗРУССКИХ РОСПЗВЩКЭЗ .
(Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство)
V .Автореферат дпссертацгта.ка сопскан::е учено;"! степей:; кандидата яскусс т во вед? н;:я
Москва
1994
Работа выполнена на кафедре которая яузыкн Российской Академии муглки им. Гнесиних
Научный руководитель - капдадат искусствоведения
М.Э. Раттих
Официальные оппоненты - доктор искусствоведения, профессор
Еддущая организация•- Институт исторги искусств Российской.
федзрацзи (г. С.-41етзр<5ург)
па заседания диссертационного совета Д.092.10.ГО по-вриеузде-яаю ученой степени кандидата наук при Российском институте искусствознания (103009, Москва, Козицкий пер., 5).
С диссертацией шяно ознакомиться в библиотеке Российского института искусствознания.
А.И,Кандинский
кандидат искусствоведения, и.о.доцента Г.В. Поаидаева
Защита состоится
'•/¿7 " _ 1994 г. в У £ „часов
Автореферат
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор искусствоведения
Наисов
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОШЕЙ. Древнерусское певчзское искусство за несколько веко» существования проходят даитвльаыИ путь разнят2Я. Бпагод-2ря тзсрчзскяа Евгениям многих пЬкояе-ний средне,ре кошх кастеров^ езнсттся эааззтвоЕашые и пере-тасегоше на русскуп почву образца, ЕОзпЕгаэт* совершенно новзе явления Опредгяентая честь такте сз^епений названа' музыкальным переЕнтонгрованЕзи лзтургзческях текстов, которое црзэто-лагает создание певчзскнх версий, рздакцка и вариантов. О сложности а масштабности этого процесса свздетельствувг руко-пиенне паютниет, поразгзсгЕе обитаем различных штерпретапзй.
В кэдаеЕгстназ двух последетс десятилетий изучение проблема кзогороспезнссти загатно активизируется: регулярно появляется работы, посвященнае разним певчэскта! традапиям и способствуйте болез полному предатавлзнгэ о шгх . Судьба гало-го знаменного роспеза складазается не столь благепозушо. Су-ществущие труда демонстрирует явное несоотзетствге «заду постоянен« образзангеы исследователей к атому роспеву з отсутствием достаточного знанзя о нем. В результате возникает немало протЕворечнвзх в взандажклвчащЕх суглекий о времена и причинах аодалешш роспеха, отоутст1?рз5т единое понзмапке термина и обстоятельная харакгерЕстшса его кузккалзетх качеств, на изучены этапы разватзя в условна битокшая. Чтоб!* преодолеть слозялзуися разноголосицу кнекай и восстановить четкость характериотЕк этой певчзскоЗ традиции, кеобходаш специальное ессг-гдавани. Потребность в ней усугубляется и тем, что подобное определение применяется нэ только к знаькнноудг, но л к путевому, деглаственноцу, киевскому я многим другим роспевам Отсутствие точных представлений о '.алом значенном роспеве затрудняет и их изучение *
ЗАДАЧИ ИССЗВДОВАНИЯ заключается в текстологическом, зте-торичеоком и теоретическом изучении малого знаменного роспева. Они предполагают: I/ анализ роспева в контексте творческих исканий русских роспевдиков в характеристику признаков, отля-
* См.работа: С.Фролова, Б.НЬшднна, М Вогогюловой, Г.По-жидаевоЗ, И Безугловой, Н. в Н.Парфаятьевнх, Л.Мазуркевич, П. Улгф-Мвллер и других авторов.
■--• г
чайках его от других интерпретаций; 2/ наследование репертуара, а также объяснение прочив возникновения я применения малого роспева в летургичеокоЯ практике; 3/ кзучевие„ бытования роспева.
ШТШКШЖ ЙССЯВДОМШЙ является около 200 рукописна* есточкшсов (рядовые певческие рукописи, кузыкальво-теорети-часкке руководства, чиновника) га разннх собраякй Российской государственной библиотеки, Государственного исторического иуэея, Государственного центрального кузея музыкальной культуры ем. М. И. Глинки, Российской национальной библиотеки
НАУЧНАЯ ШШЗНА~ Впервые прздаетом самостоятельного исследования явдяэтея малый зЕагкнвкй роспев. Он рассматривается в контексте древнерусского певческого искусства как результат творческих иснаниЗ а яеотьекаедая часть литургического действа, как алзиевт языка и понятие средневековой цузкжаяьной теориз, как певческая градация. Теор&ггчвокуг) базу исследования составляет разнообразные трука медиевистов н лвтургиков 7.11-11 столетий {Д.Базукохвкого, В.&таяно-ьа, С. Сколе какого, А.Голубцова, В.Соловьева, ЛСкабаяланоаз-ча, Ц.1$шашзэва к группе), работа по псюсологаи творчества (К.Бе?ггб.йшра, Ф.Ккжкса, /..Леонтьева, ^Пономарева и других), палеопепховогшз (Л-Еадалян, И. Белявского, В.Шкурато-ва), семиотике (Ю.Лоткава, Е.Успенского), искусствознанию (Д. Лихачева, В.Лазарева, !.£егива, Б,РаущекбаяаУ. На основе дктодов'тексгологическаго, сгаткстического к комбинаторного, а таксе элементов системного, сеияоткчеекого и сравнительного анализа скяадававтся гредставлгкия об основных признаках малого роспева. Так удается определить направленность творческих лаканий;, способствухззгх появлежш этого роспева, установить время его вознжкаовеняя и проследить этапы раззгткя. Последовательное азученге терминологии рядовых иевчееккх рукописей я яамягшпеов лдзыкальвой теории помогает класса!шифровать указания на ыадьй роспев по этимологическому, ленг-вкстЕческоцу и хронологическому пршщшам. В диссертации вводятся в научный обиход у подробно анализируются музыкально-теоретические руководства малого роспева, преаде не известные музикальной науке, а также ряд новых рукописных кс-
точников. Результаты продзланкоЗ работа закреплены в составленных автором систематическом Каталоге песнопений и Словаре термгнов «алого роспэва, в дазг^ровках стихир второго и пятого гласов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦШНОСТЬ исслздоЕаяпя закликается в воз-шзшости разностороннего прптгэнензя полученных результатов. Певческая терминология малого роспевэ глх одна из отраслей русского языка содержит богатый ьлатсрдал по истории raïca. • Словарь таких тершшов оказзтся полэзпыа при составлении сводного словаря древнерусской «узнкгльш-пев~эской терминологии. Каталог малого роспева иогет нспользоезться в источ-никоведзнлз в качества спраЕо^агка прл атрибуции различных певческих версий. Црпкенекзэ сбнаругеннш: азбук, а такзе выявленных признаков роспеза укэстно при дэнгФронке песнопений. ПредзтаалзнЕне в сонреьапной яотедии они дополнят хоровой репертуар и будут способствовать фартрозапсэ у современных слушателей гщрокиг .прэдатавленпЗ о средневекоБом музыкальном искусстве. Предложенная в работе уэтодпка пргмзнп-Еавв процессе исследования других певческих традзцкЗ. Кьк сстбрпческая, так и теоретинэская части работы сцогут еоЛти а сонрешквае вузовсюэ утабзне sjpcu.
АПРОБАЦИЯ РАВОШ.". Диссертация обсуадалггь на кафедре тгсториа цузнкя Российской Академии музыка гм.Гнесишх в секторе музыка Российского института искусствознания. Отдельные фрагменты исследования аклвчйш в учебные курсы исторпи русской :.{узнни и аяалгза музыкальных прокззедеюй, прочитанные автором дош студентов культурно-оросветгтедьного факультета Орловского Филиала МГЙК, а такгв нсторгао-теореткческого к даряяерско-хорового факультетов Астраханской государственной консерваторки . Содержанке работы отражено в докладах, подготовленных для научно-практических конуре нпкЗ 05 МГИХ (1281), "Прсплсе а настоящее русской хоровой культуры" (1S3I), АГХ (I98S), Ы л У Ерагшиковских чтеняй (1987, 1991}, "Отечественная культура XX века я духовная музыка" (1930), "Музыкальная культура православного игра: традиции, теория, практика" (1991), "Восприятие художественного пролзведения как проблема
1 Далее Gv ;.ТМК к АГК.
¡скусстюзнатя в художествэнгаго воспитания" (1933), а гаксга э пуйяикащшх.
СТРУКТУРА РАБОТЫ скйадатается ез введения, трех глав а заклвчзши. Приложения, представлению з ьзде отдельного го.\й, содержат сшшкя литературы н рукописных источников*-, Сло зарь тор:.гянов, Фитники, Каталог г дешифровки песнопений .малого роспага.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАВНЫ Ео ВТЩ2Ш содержится обоснование тема, разъясняются гздачтт, определяется ттархамы и структура работы, а гакге дается псториографпчзскпЗ обзор еэгературя.
В ПЕРВОЙ Г.НаЕЗ - в0 творчгскнг искашьгк дрэвнзруссзах рссгсегпшлов"-- творчество трактуется гах "гзганпзм развкгкя" (Я.Пг2о:.арэ2), а г.!узнка.гьЕое пзронЕТОнзроганло - как одна ез его §ор::. ДтщронЕчесгай п. езщрошчеегда аспекты последрва-пкх ерзлзгазязяа в двух раздзвах, отдагаадюсея текатюй г катодауг анализа. В аерлог^ раздала рассматривается процесс куакгга^хпогэ перэЕЗТовярокиам пэснсогшй, во втором сопоставляется разные, яар&ялелько существу щае г.узнкальике зер-сез одзих я тех га литургических телков я спрзделшгся твэр-чос^ше закономерноети, ойдке для разных видов искусства - музыки, живописи, литература. Объектами такого изучения является II песнопений второго и пятого гаасов (сашгласныэ стяхи-рц и славнпкп двунадесятых праздашеоз, евангельские сткхврн к светильни воскресные).
Ъ 4.е р в о и разделе- "О певческом лерекнто-вврования стихир к света льнов" - последовательно анализируются асе этапы развития II певческих текстов. Их архетипы XII— Ж вв. подвергаются комбинаторно^ г статпсткческо?,:у анализу ц дкфхерекцируатся. Так определяется несколько тгпов песнопений. Хаадай га к:гк обладает собственны?,?н устойчивы?« признака'.;;; и отражает особенное та г.узнкалького интонирования. Часть стзудгр пр'л силлабическом прота.кесеягг наделена определенной
г
- В списке рукописных источников перечень па-лятникоа, дяткровка которых пересматрзвалаеь' яля была выполнена автором в аро1>ессс- исследования, выделен з самостоятельный раздел.
мелодичностью. Другие песнопения тяготеет к речитацип. а третья - к силлабо-ьэлизыетическому пенил. Подобные различия свидетельствуют о четкости г-узикалько-слуховых представлений средневековых роспзкцяков в это время. Наблюдаете в бэлэе поздопс сппсглх изшяента знакового состава, скллабохрокоса п коютозицкл газпа'гн существенной трансфор:.^ацие2 прежнего интонационного запаса.
Для характеристики от^эчас!."нх расхоядениЗ вводился рабочее понятие "интонационная зона". Оно трактуется как определенный ареал, прэяголагггвдй сохранение в напеве цэяодическпх, семиографгчаснаг, врешнных и Еоглознционнзх признаков. Их стабильность или незначительные колебания свидетельствует о сохранении тдповнх кор:.? напева, серьезное изменение этих "грашщ" - о расширении зоны, а их нарушение - о замене генетического кода напева. В одном случае наблюдается относительная стабильность всех или большинства параметров, в другом -подвижнее сочетание стабильности и »обильности, в последнем -абсолютная «обильность. Результатами таких перемен оказываются вариант, редакция и новый тип роспева.
Эвол ;пя разных типов песнопений складывается из нескольких этапов. Оен связана с ХП - первой половиной ХШ вв., второй половиной Ж-Х1У вв., двадцатши-тридцатыми годами или серединой ХУ рубежом ХУ-Ш и 7Л-ХУП столетий, ХУШ в. Каждый' отличается оригинальностью признаков, но некоторым этапам свойственны, и- общие законо?лерности. Так, для музыкального'.интошгоозаиия в ХП - первой•половине 221, а татае в конце 1У;К.ХУ1 вз. характерны постепенное расширение зоны, относительная стабильность большинства'признаков и вариантные измэ-. неши. З-середине ХУ, на рубеже. ХУ1-1УТ1 вз. соотносите стабильности, и мобильности оказывается ..более ^подвхнзш:.!. 3 -интонационной,-зоне преобладает мобильность болызтжетвй элементов. ( Серьезные: изменения к даже нарушения зош 'спосо'бствуют возникновению сразу,,нескольких певческих ю^и^ всех анализируешх песнопений. 3 .результате в дозыкальиоЯ эво;лщии стихир и светильное наблюдается два большое, цикла: один' охватывает XII -середину ХУ, другой. - последнш четверть ХУ-Ш.* вв.
Внутри пйклов мелодический" профиль" стихир и светилыюв существенно меняется под воздействием тенденций к больаей и
менывей респевности. В III- середине ХУ вв. влияние каждой из них сказывается тояысо в кошфетшх жанрах и не варупает сложившейся типологии. В последней четверти ХУ - ХЖ вв. роспенцшш при переянтонировании руководствуются ухо ке типовыми различиями, а стрешгением к разнообразию певческих трактовок одного к того же текста. Поэтому в конце ХУ1 - начале ХУП вв. сосуществуют разные интерпретация всех анализируемте текстов: в праздничных стихирах - это версия знаменного и .'.алого роспевов, а в евангельских стихирах и светиль- . как - г.адого и большого. Возникнув одновременно, о .та оказы^- -,-:: ваются явлениями синхроническим и альтернативными. Такой''" вывод отрицает сложивщуюся в музыкознании трактовку малого роспева как адаптированного перевода других певческих версий (И.Вознесенский, С.Скребков, Н.УспенскиЗ, А.Конотоп л другие).
Отмеченные особенности двух циклов свидетельствдот о том, что процесс переинтонирования отличается строгой логикой. Путь от простого повторения песнопений к созданию их новой интерпретации, предполагает изменение не только пояде--гося ^материала, ко к поведения роспекликов. Поскольку вокальное или письменное воспроизведение ведет не столько к сохранению облика пескопен;гй, сколько к создания новых версий, в ■процессе интонирования с психологической точки зре-гия наблюдается некоторая рассогласованность гели и.результата, сто указывает на действие творческих :н>:ан::з:.'ов (л. :1оно:/арев).
них^характерно неразрывное единство осознавай г.»го и неосознаваемого, логического и интуитивного, продуктивного и репродуктивного. Внутри названных оппозиций в определенный ?.'0*.!ект творчества есть до.'.шируэщий к побочный уровня, ашли-~ туда между которкми постоянно меняется. Такие колебания отражают данамину всякого творческого процесса, в том числе и -творчества древнерусских мастеров. Б УД - перво?. половине ХЩ, , в последней четверти 73 - начале ХУ1 вв. поведению роспевщи-ков свойственны осознанность, логичность, мотивированность действий и серьезный логический контроль. В интонировании ; песнопений преобладает репродуктивное начало, а незначительные вариантные изменения имеэ?' интуитивный характер. К середине ХУ я рубежу ХУ1-ХУП столетий происходит смена творческих
доминант. О главенстве продуктивного начала свидетельствует ноше ко'шоэицлонные и структурные признаки всех песнопений, подчас изшнящие соотношение вербального и музыкального текстов.
В середине Х7 века рсспевдики воспринимают новые редакция лезь как конечныЯ результат, поэтому в каждой конкретной певческой рукописи фиксируется только одна из известных версий. В конце ХУ1 - начале ХУЛ вв. индивидуальность любой из них осознается уже в процессе интанирования, а в книгах разные редакции записываются последовательно, одна за другой. Для многих находятся.конкретные определения (малый роспев, ин роспев, больнгай роспев и другие), а также место в памятниках .чузыкалькой теории. Все это объясняется осознакностьв поведения древнерусских мастеров.
Тем сак-".!, наблюдаемые при переинтонировании циклы характеризуется разными фазами творчества. В первом отмечаются только дге начальные сазы: произвольного - логического- поиска и интуитиглого решения. Во втором крэ'-'-э двух названных происходит вербализация интуитивного решения'и его последующая формализация. .Именно совпадение творческих объясняет сходство конкретных аэрлодоз из разных циклов.
Представленная система доказательств позволяет предположить, что интенсивность переинтолирования, слюна творческих догляан? и творческих фаз являзтся свидетельствами .своеобразных творческих зеряин. В древнерусском певческом искусстве таких кульминаций было две: первая совпадает с серединой ТУ, вторая - с концом ХУ1 и ХУЛ столетиями.
Зо втором разделе -"О разных интерпретациях литургических текстов" - певческая интерпретация трактуется как неотъемлемая часть процесса переинтонирозания. Она предполагает определенный тш поведения, реализующийся во множестве певческих толкований неизменных литургических текстов. В "ритуализовадном искусстве" (Ю.Лотман) такие тексты, глюго-крат но повторяясь, выполняют мнемоническую функцию. Стре;.чтение донести до прихожан содержание каждого из них не мекает роспевщнкам представить собственную версию хоротзо известных сюжетов. Поэтому стабильность вербального ряда не отрицает мобильности ряда музыкального. Главной причиной его изменчи-
¡оста является перекомбшнрованве мелодкко-графаческих кош-1ексов. Благодаря новым сочетаниям полевок, лиц к фст.струк--ура и мелодический профаль песнопений могут транеформзро-заться, что способствует смещению музыкальных акцентов и логических ударений. Так рождается новое качество интонируемого текста. Тем садам интерпретация подытоэсивает коюфетные осознанные искания роспэщкков. ;Лаш2 роспев и другие совре-¡.кшке ему вере ал II текстов обладают все?.а згши признаками. Сравнение ко:.позкщаошшх, структурных к мелодических особенностей каждой из них позволяет выделить две группы песнопений. Одну представляв? стихгрн малом и знаменного роспевов, друтун - г.алого и большого роспевов.
Сходство песнопений первой группа сказывается в общности гф'зыкалькой к поэтической структур, в опоре цузнкаяьвых композиций на принцип цевтока, в частичное совпадении композиционных элементов. Индивидуальные черты этих интерпретаций; определяются.составом к распределением форглул. Так, в песнопениях малого роспева-строки включаю не боле? двух формул. Структура дэухкотдкшентннх строк предполагает чередование двухпопевок, попевки и лица, попезж и фиты. Подобные ограничения не'характерны для стихир значенного роспева. Позто:лу г них возшкны л более слозные соединения трех сор;.л, две кз которых .».гогут быть ме лизг.*а? кчес к¡г,:::. Отмеченные особенности г,алого роспева способствуя? лаконичности к кожакткости его "-^знкальяо-текстогых строк. Оригинальное «глсдич-сксе развертывание з обеих версиях объясняется разным распределением более и жнее распевных фрагментов. В песнопениях значенного роспева внутрисдоговая распевность непременно возрастает, к концу строк, в стихирах ¡.алого роспева это условие пе соблюдается. Мелодические расхождения двух версий подчеркивается звуховнеотными уровнями заключительных- фрагментов. 3 малом роспеве они тяготеют к более высокой тесситуре: в некоторых песнопениях конечная ладовая опора на терцию или кварту выше, чем в стихирах знаменного роспева.
Другая группа песнопений отличается более серьезными расхождениями. 3 евангельских стихирах и све?альках..больиого. рос-' лева полевки кграрт незначительную роль. *1астке внутри; лотовые роспевы объясняются применением лиц и г?ит, а тагасе особых г.й-
У
лкзштическнг фрагментов. Последние в рабочем порядке называется свободным^ мелодаческиии оборотами, отл'.гчаясь мобкль-стьи графики и ыелодаки, онз не обладает признаками медода-ко-графгческпх формул. Обилие меляз?латккп во всех песнопениях большого роспева способствует длительному распеванка почти каждого слога а постоянному нарушению прзншта пеитона. 1> итоге существенно меняется соотношение вербального и t-узскального текстов, а поэтическая и :>!узыкадьная структуры не соша-дагст.
Расхондения -кжлу .-.алы;.?, знаменным :г больаим роспевамк дд-:т основание предполагать, что исполнялась они резнями певчими: песнопения знамзнно;го.ч большого роспевоэ были доступны л:-тль опытны?« тастера'.', а стяхпрк и светяльны .малого роспева могли петь а начякашше певцы.
В древнерусской литературе, .здвопгси, музыке различные трактовки одного с гнета свидетельствует о многообразии и многоуровневоета кэ только шфазеггпя, ко и восприятия. Создаете новзх веретЛ не ограничивается лишь норкакя и правилами канона, оно предполагает идеологическое восприятие к оценку пзобр-- ,*е;лпс событий. Б-агодаря суммированию таких рассуждений фор:.жрук^ся определенные "точки зрения" (Б. Успенский). Они позволяет рассматривать песнопения и иконы с позиции ях создателей. Каждый из них способен по-раэно.'у относиться к одним к те:,; же событиям г воспринимать себя то как Еаблщат&ля, отдаленного от эт:гх собктя?. огромнн:.: расстоянием, то так свидетеля и непосредственного участника происходящего; На основе такого отноаенкя роядается определенны": ток повествования. Огузение спокойного или торжественного повествования возникает в результате константных или пере:.«ккут котикац:й ко.чяозюто.чкых элементов. 3 иконе та-кжлн зледа.ктама являются позы и таелтабы 1этур, а такг.е ях цветовое реэепие; э песнопениях - число и тип мелодико-гра-фпческих -.;:ор:/ул, принципы интонирования, кнтонационко-гра^л-чеекке параллелизмы. Выполненный в ходе исследования сравнительный анализ таких комбинаций свидетельствует о более спокойном повествовании в песнопениях малого роспева я о более торжественно" в стихирах зна'^к-ягэ.
Собственное восприятие : «стера ведет к создлнип "перцептивного пространства" (Б.Рауленбах). Отличаясь от пространства,
существующего объективно. оно отражает индивидуальное видение творца. В иконе это представление воплощается в "геометрических свойствах" перцептивного пространства. В скальной композиции синонимом зтоцу понятно, на наш взгляд, являются структурные свойства, связанные с количественным и ка-чественким составом гжлодако-графическэтс .^срглул. Благодаря "геог.йтрическкмп ( структурным ) свойствам по-разноцу распределяется логические акценты, изменяется ракурс и позиция взденяя. Следствием таких свойств стаяозятся свойства содержательные. "Геометрические" 'свойства перцептивного пространства в конкретном творениа опирается на комплекс приемов, характерных для данного вада искусства, что не отрицает со-дертательных аналогий ъяйцзу произведениям различных искусств.
Разнообразною трактовки яеизшнннх литургических сшетов деганстрируот мастерство неизвестных нам создателей. Поэтому в разных роспевах, как и в разных иконописных к литературных версиях, проявляется самосознание их тьорпов. Такое внедрение личностного начала, несомненно, связано с .новыми стплнстичес-К1Г.И тенденциями русского искусства. В итоге шогочислонные интерпретации в певческом искусстве, и в архитектуре пли иконописи, превращаются в "плод Ендавпдуального творчества" (Г.Вагнер).
Во ВТОРОЙ ПАВЕ анализируется рэиэртуар малого роспева, результатом изучения которого является Каталог песнопений. Используемая при атрибуции роспеза методика опирается на применение ддух тшоз данных. Называемые в работе текстологическими п певческими они информируют, во-первых, о существовании нескольких Еерскй-соврэменниц и о применении тзбото из известных указаний на калы:! роспев в одном пли нескольких списках'; во-вторых, о характерных признаках роспева. В результате складывается первая рабочая модель Каталога, отражающая основной корпус песнопений рассматриваемой певческой версия.'Каталог содержит 91 песнопение, 33 из которых известны в нескольких вариантах, что свидетельствует о неполном репертуаре роспева. Форма Каталога соответствует сложившейся в науке модели подобного справочника^. В Каталоге две части. 3 первой перечисляют -
* См.: Г. Покидает. Действенное пение в рукописной традиции конца ХУ-XIX вв.: Автореферат дис.-канд.иск. - Л., 1982.0.15-17; Ранняя русская лирика: Репертуарный справочник музы-
ся тексты песнопений малого роспева и дается подробная характеристика их литургических признаков. Вторая часть отражает музыкальные и текстологические особенности списков. Порядок песнопений определяется принадлежностью каждого текста к конкретной певческой книге (Октоиху, Стихирарю, Праздникам, Минее, Обиходу) и последовательностью ее изложения. Списки перечисляется в хронологическом порядке с соблюдете?.! шхси-мально полной информация о гесте их нахождения (указание хранилища, собрания, игсфра, листов, порядкового номера версии). 3 отличие от других справочников в данном каталоге фиксируются не только инципиты, но я эксплициты песнопений, дащие более полное представление об особенностях вербального и адзыкалъного текстов. Поскольку в работах других исследователей конкретные песнопения малого роспева упоминаются крайне.редко, в Каталоге нет библиографических сведений.
Репертуар малого роспева формировался целенаправленно и постепенно. Зго наиболее ранние образцы атрибутированы в памятниках последней четверти аУ - начала Х71 вв. Последовательное накопление списков, сочетающееся с возникновение:; новых пегческпх вариантов 'одних и тех не текстов, свидетельствует о самостоятельности творческих опытов, о стремлении роспевщикоз.закрепить эту верс:гю как в певческой, так и в рукописной практике. Очень быстро образцы ."алого роспева проникают в книги, распетые в лУ-ХУ1 вв. л отличаг-тдиеся т.«эныаей степенью каноничности. Поэтому з Оятокхе и Об;гсоде отормле.чие корпуса текстов и внедрение козой терминологии осуществляется с:;орее, чем в Стихираре. :7р_сцесс...фор:о;фоваипя репертуара свидетельствует о переосмыслении литургических функций роспева. На более ранних стадиях бытования он применяется в дневном и недельном богослужении, а на более поздних этапах становится атрибутом годового праздничного цикла. При этом систематически увеличивается число песнопений а расширяется диапазон праздничных служб. Со временем в репертуаре малого роспева ведущее шсто отводится песнопениям двунадесятых праздников.
кально-поэтических текстов ХУ-ХУП зв./Сост.Л.Петрова, К.Серегина.- Л., 1988. - 410 с.
Появление ^распространение малого рсгяева объясняется причинами литургического, эстетического и эвристического характера. Предусмотренные Типиконом частые~повторя одних к тех se текстов, которых б пределах одной службы ьйгет -бкть немал?, "провоцируют" певчкх к комбинированию разных музыкальных интерпретаций. В условиях подобной вариативности выбор конкретных роспевов определяется певческая традициями к статусом собора, мастерством певчих и кругозором уставцика. При этом обязательно соблюдаются разумные ограничения литургического действа, врем которого не беспредельно. В результате в певческих памятниках появляются оригинальные ремарки, предшествующие подборкам стихир г,алого роспева: "на кратком роспеве, ради скорости" СИМ. Синод, певч. собр., !• IQQ, л. 107). Коглплекс роспевов является одним из признаков торжественности совершаемых богослужений. Стремление к музыкальному разнообразию ' служб заггзтно егде. на руйэге ХУ-ХУТ вв. и достигает своего апогея в ХУЛ в. Обогащение каждого текста и каждой версии вариантами свидетельствует о серьезных изменениях в творческом мышлении роспевщиков'. Обилие версий не просто осознается,оно превращается в потребность, демонстрируя новую форму продуктивного начала: при бтборе тюнкрегных интерпретаций существует определенная исполнительская свобода, в условиях которой внимание к аузынальной стороне становится более пристальным, а критерии отбора - все более :юткв;гровашгкмл.
В ТРЗТЬЗГ; Г.1АВЗ - "Q бытовании ггалого роспева" - рассматривается -разные формы бытования этой певческой версии.
В первой Разделе анализируется процесс возникновения терминов, вря'пошда которых з рядовых певческих рукописях, обиходной речи и па-лзтяиках музыкальной те эрги сгруется эта интерпретация песнопений. Состазлэннк:; нами Словарь включает 43 определения, йиехциеся среди них тер:.шны-слова представляют собой производные обозначения, тяготеющие к архетипам "мал" и "глыгаи" или: "ыькыйь^ В другой группе терминов, принадлежащих к разложишм свободны;.! словосочетаниям, выделяются три, казалось бы, принципиально разных типа обозначений. Один связан с графическим оформлением напева (тленнее знамя, талое знамя), другой - с мелодической характеристикой (пен-аий роо по б, малы-; роспев), трети.'! - с редакцией песнопения (кенппй перевод, талый перевод). Кажухзееся внешнее различие
тершнов нз подтверждается соответствунзжи ем ьдузнкалышыа записями. Любой кз них мог применяться для характеристики одних и тех ле песнопений: евангельских стихир, славшшов, седаягтаых пркчастков и других. Сравнение их списков, нмегащпс разные указания на калыИ рсспзв, свидетельствует о том, что Теркины "знамя", "роспев", "перевод" г.огут трактоваться как синонима, если они связаны с одним и тем se распевом.
Различные кодификации обаз пачэкия," роспев" отличается только Ергшпен б^тогш гая. Во - втер с 2 трети ХУ1 в. возникает термины, связанные с графике;? напева. Характерное для памятников лУ1 в. определенна "кэнлее", на протяжении двух послздущих столетий записывается полкостьз "глзншее знает". Указание. знамя" вводится з обиход со второй четверти
1Ш з. и встречается з течение всего столетия, a nosse, очевидно, екходи? из употребления. Угдзаз:з , глергые обнаруженное в пажгннсе третьей чггвэрта УЛ з., кзрэдпа фиксируется в рукописях ХУ1 э., зато пирогсо представлено в списках 2УП в. С середины УШ в. оно записывается полностью "ШЕлеЗ роспев". Его другая шдифинацкя "mxoii" появляется в перЕоЗ Головине ЮН в. Со второй половины столетия опо згйисыгается как "jj&j^á! роспев". Именно отот термин постепенно вытесняет все остальные и становится основным. Теркины третьего типа встречаются редко, что мзаает составить четкое представление об их употреблении.
Все варианты указаний на малый роспев выполняет hoííh-катишуэ и дефинитивную функции. Связанные с определенной интенцией такие обозначения апеллируй? и к профессионалам, к более широкой аудитории. Крог<е ст?.йченкых общих тер:дшоло-гнческих свойств, указаниям на малыЗ роспев присуди черты и древнерусской, и музыкальной терминологий.
3 центральном разделе по,дробно анализируются кузыкадьно-теорет:гческне руководства малого роспева, обнаруженные в памятниках ХУЛ в.: ?ГБ, ñ.I?8, Jj875, л. 365 об.-371 об.; Г1Ь5, Синод, певч. собр., .4 1240, л. 637 об.-641 об.; ПМ, Синод, певч. собр., М 1160, л. 55-55 об. Первые два из них, язляэднеся сп;:екя::п с одного оригинала, содержат ло f.p-irrx'HTOB из светильков, боropoдичков к евангельских о гнхпр. Архет:т ил-.: како*-то нз списков этих руководств, по-зззгсюцу, был известен автору третьей азбуки. Связанная толь-
ко с циклон евангельских стихир, она насчитывает II фрагментов, 9 из которых имеют место в двух других памятниках.
Несмотря на количественные различая, все азбуки имеет обздае черты. Каждая из них входит в состав сборника-конволюта, является часть» огрокного теоретического руководства и принадлежит к типу разводных фит пиков. Их содержание связано с циклами воскресных песнопений. Структура всех азбук складывается по гласовоьу принципу. Порядок изложения фраг-г.эатов внутри разделов определяется последовательностью поэтического текста в светильне, богородичне и стихире. Азбуки отракаг» все типы форгфл и насчитывают 30 фет, 19 попевок, 10 лиц. Их количественное соотношение внутри руководств меняется: в першх нести разделах преобладав?? фиты, в посяе-дувцах - полевка и лица. Разводы некоторых попевок и лиц прздзтавлены в нескольких вариантах, отражавдих еозькшшз изменения в напеве. В одних фрагментах фиксируется только развод, в других разъясняются приема соединения разных фор-' ?4ул, в третьих - и то, и другое. Такие черты свойственны всем руководствам значенного роспева.
В то же- время фотники талого росгэва имеет ряд особенностей. Так, структура азбук складывается только из 10 разделов, хотя представленные в каждом цикле II песнопений . предполагают II частей. Изложение разводов в руководствах начинается с формуя второго гласа. Такое расподсЕение материала ке нарушает коглалектности азбук. 3светильне, богоро-дЕчне п"^е-ванге льской стахире первого гласа есть только две фиты. Одна-из них г } , применяющаяся в I и 5 гла-сах, объясняется в другом разделе. Фита ^ = ? ногла сокращаться.' Подобные купюры допускались в певческой практике уже' в начале Ш1 в.*. Этот прием также демонстрируется з фит киках: с ним связан оригинальный "дубль" одной из фит третьего гласа. Частое исчезновение фит из многих песнопений малого роспева в дальнейшем приведет к возникновению их со?фа;:енных вариантов.' ••■'
Попевзса является обязательны;.? элементом большинства фраг?.<ентов. Круг попевок в азбуках малого роспева не огракн-
1 См.: ?ИБ, Кяр.-Бел.собр., 3 665/922, л. 693.
чнвается тайнозаккненшма форь^даш. В руководствах есть и таксе полевки, начертания которых полностью отразавт их напев. Варьируя состав н последовательность формул, анонишый автор демонстрирует метода образования .»музыкальных строк, которые, несмотря на различные сочетания попе так, лиц и фит, вклшаот только две форцулы. Оточенные особенности фитников объяснятся композиционной Еаяравхэшюстьэ этих руководств: они создавались как пособия по ^ызальной кошозиция евангельских стихир, сгэтпдьноз и богородпчнов воскресных '.алого роспева. Поскольку з анализируешх фотннках предстазлэш наиболее употреби?.:ге флгн, лица н попевки, найденные азбуки могла слузить кодельэ для создания других песнопений.
В последнем разделе г лага алалз-энруетсл география ?,¡злого роспезз, так как появление г црл-мзкэкк-э различных интерпретаций в дрэгаерусском певческом искусства определяется яе только хронологическими, но и гео-графгкеяпиа границами. Прэдгатаеиая в работе методика изучения ориентируется на бзбяиогеогрзфю и характерные для этой дисциплина данные, подучившие определение статических а дика...лческнх (Н.Розов). К статическим относятся сообщения о крайних датах в истории рукописи - известия о месте ее создания и собрании, в'составе которого она оказывается в конце своей биографии; к динамическим - сведения о путях миграции аамятнккоз, зафиксированные в многочисленных вкладных и владельческих записях. Они помогает реставрировать историй памятников, восстановить кь»ена конкретных людей, ииев-аих отношение к их судьбе. Зтп данные предполагает изучение широкого гфуга источников. Среди них рядовые певческие рукописи, музыкально-теоретические руководства, чиновники, "книги записные патриарших выходов к слузб". ЕаддыГ: из памятников рассматривается как неогъемлекая часть "богослужебного книжного набора" (Н.Розов), то есть подборки книг, связанных с литургическая куждает, а также как отражение особенностей певческой практики, присущей конкретному ионастырэ, храму, региону. Лругая группа татериалов представлена современшми псоледования:", посвященными изучения местных певческих традиций и рукописных собрана"? {С.5ролоз, М.Гоготалова, С.Зверева, Г.;.'архелоз, Н. и Н.Паргентьевы).
Такой аспект работы предполагает обращение к разным ти-
паи рукописных собраний: одни коллекции укоьялектованн из рукописей, связана« с одаиы культурным центром или небольшим географическим регионом (собр.Троице-Сергиевой лавры в РГБ, Кирияло-Белоззрского монастыря в РНБ); другие .сформированы на основе рукописей, поступаваих из разных городов и областей (собр.гра^а А-С.Увщюва в ГШе, духовной цузыкп в ПЩК).
Малый звашнннй рос пев не принадлежит к рос пе вам местного значения, он отличается обширной зоной распространения. Применявшийся на Урале, в северных, центральных и юго-западных областях России, в-Карелии и Латгаляи, он связан с различными певческими школами икрупнейшиш культурными центрами, среда которых Московская к Усольская, а также Троице-Сергиева лавра, Кгрилло-Белозерский, Соловецкий, Ангониево-Сийский монастыри и другие. Принадаегакпие юл певческие па-мягнкки свидетельствует о региональных различиях в применении этой гэрсии, наиболее полное представление о них дапг рукописи ХГО-ХУШ вв., принадлежавшие северным областям,
ЗЫШ0ЧЕШ2 содержит основные вывода ко следования. Главный вывод заклинается в возможности р? юнструировать творческий процесс средневековых тастеров. Осуществляемое ими ;.?узы-кальное перештонирование литургических текстов предопределяет возникновение разных певческих интерпретаций. Одной из йих является .'.алый знаменный роспев - краткая редакция песнопений. Зго история складывается из трех периодов. Ранний, совпадающий с последней четвертьй ХУ и ХУ1 вв., характеризуется появ-.лэккем первых немногочисленных образцов. Стремление роспзвщи-ков выделить такие песнопения в рукописях стимулирует пока еце робкие и нерегулярные терминологические опыты. Следувдий' этап - ХУП в. - отличается активными поисками, в результате которых складывается термин "малый роспев", пополняется репертуар, пзьзекянтся литургические функции. Для позднего периода -лШ в. - характерны стабилизация термина и репертуара. . Такая последовательность развития совпадает с эволюцией других россе вов, с формированием русской гуманитарной терминологии в целом. Бее это, как и соответствие "точек зрения" в музыкальных и иконописных версиях свидетельствует о закономерности возникновения малого роспева, подтверждает объективность полученных результатов и открывает широкие.возможности для даль-, нейшего исследования.
По теме диссертации опубликованы следухпке работа:
1. Некоторые аспекты исследования малого роспева //Бсе-рос. фестиваль "Невские хороше ассамблеи": .Материалы Бсерос. научно-практической конференции "Прсплое и настоящее русской хоровой культуры". - !Л., 1934. - С. 83-34.
2. Певческая азбука // Муз.зизнь. - 1884. - И 22. -С. 20.- 0,5 а.л.
3. Каким быть курсу истории русской глузыки в институте культуры // Вопросы преподавания музыкально-теоретических дисциплин. -11., 1985. - С.63-74. - (Сб. тр./ТЛИ ж.Гнесп-ных, вш.81). - I а.л.
4. О калом рсспеве // Русская хоровая :.1узкка ХУ1-ХУШ в. -М.. 1986. - С. 46-57. - (Сб.тр./ГШИ км.Гнеслных, вшх.83). -0,7 а.л.
5. Изучение цроблзка шогороспегности к применение биб-лиогеографпческих данных //Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докл.Всесоюз.каучко-орактпческоЗ конференции. - Ростов-на-Лону,. 1990. - С. 71-73.
6. Пзуче^е проблеет многороспезкостп к применение биб-лиогеогрэ; леских данных //Из истории духовной .\<узыки. -Ростоз-на-До:;у, 193£ - С. 6-15. - 0,7 а.л.
7. Певческие рукописи э собрании А.С.Уварова // музыкальная культура Среднегэкозья: Тезисы л доклады конференций. Вып. 2. - Ы., 1392. - С. 86-87.
8. О различных "точках зрения" з древнерусских литургических песнопениях // Вопросы ггузыкального содержания /Ссот. Л.П.Казанцева. - 51., РА!.! им.Гнесиных, в печати. - I а.л.
9. Авторское восприятие в произведениях древнерусского искусства //Зоспр;;я7"<:е :суда;геетэенчого ::?.к ггро-блэга ;:скусствознги::я и хуцо-::ее7зе;шого Еоеп::тг>н::л: Тез::он Возрос, научно-пракглчзсгоГ: конференции. - лрзекодйр, 1993.