автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Маргинальность как проблема социологии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Кагермазова, Светлана Борисовна
Введение.
Глава I. Становление проблемы маргинальности в социологии. И
1.1. Концепция маргинального человека Р.Парка-Э.Сто-унквиста. IX
1.2. Пересмотр концепции Парка-Стоунквиста и дальнейшее развитие теш маргинадьности в американской социологии 40-60-х годов*
Глава 2. Проблема маргинальности в европейской социологии и в России.
2.Х. Традиции изучения маргинальности в европейской социологии.
2.2. Тема маргинальности i отечественной литературе
Определение маргинальности
Введение диссертации1994 год, автореферат по социологии, Кагермазова, Светлана Борисовна
Современный мир - мир расширения культурных контактов и смешения культур, расцвета мировой неуперкультурым, всевозможных столкновений этнических, классовых груш, мир сложных социальных процессов, что ведут к ломке и преобразованию всего устоявшегося и традиционного. Многие из современных социальных явлений носят болезненный, порой трагический характер, природа большинства мало изучена и представляя большой научный интерес, имеет существенное практическое значение.
Среди прочих особенностей и явлений современности заметное место занимает феномен маргинальности.
Актуальность теш исследования несомненна. Проблема маргинальности - одна из наиболее острых проблем. Повсюду в мире и в частности в нашем Отечестве социальные катаклизм* приводят к ситуациям, когда отдельные индивиды, группы и целые народы попадают в маргинальное положение, становятся маргиналами*. Бурные политические события последних лет привели к тому, что многие люди оказались оторванными от своей родины или стали чужими на земле, где они родились и выросли. Другие утратили привычную социально-классовую принадлежность и самосознание, оказались на границе двух социальных сил, двух культур и идеологий, оказались выброшенными за пределы благополучного и достойного человеческого существования. Часто крайнее, бедственное положение людей в материальном смысле сочетается с социальной неопределенностью их настоящего и будущего. Неопределенность или неустойчивость их гражданской, национальной, т
От лат. - край, граница, предел. культурной идентификации, двойственность или размытость их мировоззренческих позиций приводят к дихотошш сознания, душевноцу кризису, психическим заболеваниям, просто лишают их нормальной счастливой жизни. В результате человек перестает быть активным, полноценным членом общества, теряя всякую положительную связь с ним. Внутренняя опустошенность, вызванная раздвоением, ослаблением, распадом ценностно-нормативных, духовных основ общества если не обрекает человека на апатию и бездеятельность, то подталкивает его к асоциальным действиям.
Ситуация относительной политической стабильности также не свободна от маргинальных проблем . Миграционные процессы, расширение межгосударственных культурных связей, доступность самой разной информации для различных общественных слоев многих стран и народов нередко приводят к феномену маргинального человека как личности на рубеже культур. В сознании такой личности тесно переплетаются элементы двух и более культур, эле -менты, нередко несовместимое, противоречащие друг другу и вызывающие в сознании личности болезненное чувство раздвоенности, неоднозначности своей культурной и этнической принадлежности. Это порождает субъективные проблемы: внутренний разлад, сложности с этно-культурной и социальной идентификацией, необходимыми для душевного равновесия, но это же порождает и проблема объективного характера: проблемы взаимодействия с другими индивидами, группами, социальными институтами, В ряде случаев этническая (расовая) неопределенность, неконкретность социального статуса и кулмурио-мировоззренческих установок личности могут оказаться серьезной помехой в жизненной карьере, причиной отчуящения и гонений со стороны общества.
Индивидов же и групп, оказавшихся на границе культур, на границе разных идеологических систем, в промежутке между социальными классами и т.п., в определенные исторические моменты развития общества становится угрожающе ююго. Герман Гессе писал: ИУ каждой эпохи, у каждой культур!, у кащдой совокупности обычаев и традиций есть свой уклад, своя, подобающая ей суровость и мягкость, своя красота и своя жестокость, какие-то страдания кажутся ей естественным!, какое-то зло она терпеливо сносит. Настоящим страданием, адом человеческая жизнь становится только там, где пересекаются две эпохи, две культуры, две религии. И есть времена, когда целое поколение оказывается между двумя историческими периодами, между двумя укладами жизни в такой степени,что утрачивает всякую естественность, всякую преемственность в обычаях, всякую защищенность и непорочность!"*
Помимо объективных факторов, характеризующих современную общественную ситуацию, актуальность теш обусловлена потребностью социологии в разработке новых теоретических моделей, которые позволили бы изучать и объяснять практические проблемы современного этапа общественного развития. Это в значительной степени сориентировало каше исследование относительно его содержания и направленности.
Следующим фактором, обусловившим актуальность теш, явилась потребность уточнения понятий маргинальности, маргинального человека, маргинальной личности, маргинальной ситуации и т.д. Понятия маргинальности весьма широко используются разными авторами в самых различных контекстах. Нередко одно периодическое издание содержит на своих страницах в отдельных
1 Гессе Г. Иабр. - П., Худ. лит., Ш. - С.222-223. статьях по нескольку указаний, ссылок на маргинальность. Однако, не ясно, что в каждом конкретном случав подразумевал автор под этим понятием. Например, французский социолог Д.Вакан пишет: ".произошла поляризация классов, которая в сочетании с расовой и этнической сегрегацией приводит к раздвоению города, а это грозит не только маргинализацией бедных слоев, но превращением их в абсолютно ненужных людей с социальной и экономической точек зрения".* Обращает на себя внимание тот факт, что здесь бедные слои еще (или в принципе) не маргиналы, им еще предстоит маргинализация, что в свою очередь, по логике этого автора, не предел, так как их еще ожидает превращение в "абсолютно ненужных людей". На страницах того же журнального номера в статье, посвящешой расовому насилию читаем: "Сегодня насилие этого рода порождает такие экономические кризисы, когда оказавшиеся в неблагоприятном положении слои населения, которым угрожает полное обнищание и маргинализация, стремятся вытеснить с сокращающегося рынка труда другие группы, отличающиеся по расовое признаку".2 Следовательно, по мнению данного автора обнищание и маргинализация не одно и то же, быть нищим - еще не значит быть маргиналом. Таким образом, отсутствие авторских уточнений порождает смысловую неопределенность употребления понятия, которое имеет место не только в научных и популярных публикациях, но и в официальных заявлениях. Например, по российскому телевидению в программе "Новости" ШР - ТАСС" было заявлено,
1 Вакан Л. Бунтующие города. Курьер ЮНЕСКО, апрель 1993. С.II.
2 Вьевиорка М. Уловки расизма. Там же. С.14. что одна шестая часть населения России в настоящее время - мар гиналы. При этом каких-либо уточнений относительно содержания использованного понятия не последовало.
Научная разработанность проблемы. "Маргинал*, "маргинальная личность" объясняется в отечественной справочной социологической литературе следующим образом. "Маргинальная личность, понятие, употребляемое в западной социологии для выделения и анализа специфических противопоставляемых общественно нормальным отношений "социальный субъект - социальная общность"., В современной социологии существует две основные точки зрения на социальную сущность маргинальной личности. Западноевропейские, в частности, французские исследования маргинального типа личности, уделяя определенное внимание его поведенческим особенностям - а) девиации; б) пассивности; в) агрессивности; г) аморальности и т.д. проявляющимся на уровне межиндивидуальных отношений, ориентируются на изучение объективных социальных предпосылок формирования данного типа личности. 6 американской социологии сохраняются традиции номиналистического подхода к проблеме маргинальной личности с выраженной ее психологизацией".*
Таким образом, в западной социологии понятие маргинала, маргинальной личности не имеет однозначного толкования. Это предполагает как необходимость анализа и уточнения понятия, так и соответствующих оговорок при его использовании в публикациях и заявлениях.
В отечественной науке понятие маргинальности имеет также т
С°??5МвННаЯ западаая с°ЦИ0Л0ГИя» Словарь.М.:Политиздат.-1990 довольно широкое толкование: ".под маргинальностью понимается (I) специфическая ситуация, возникающая при взаимодействии различных, нередко конфликтующих групп, или (2) статус, обусловленный принадлежностью к этим группам, или (3) особые поведенчест кие явления, складывающиеся в области взаимодействия этих rpynii'А
Существующие статьи и публикации о маргинальности не всегда имеют строго научный характер и никак между собой не связаны. Это позволяет утверждать, что социологическая традиция изучения данной социальной проблемы в нашей стране только складывается, хотя у нас проблема не менее остра, чем в Европе и США, где соответствующие традиции имеются. В Европе они исходят от идей Э.Дюркгейма и Г.Зиммеля, в США заложены в рамках Чикагской школы Р.Парком. В отечественной литературе, однако, нет достаточно полного и систематического анализа американского и европейского опыта. Отечественные учебники социологии не имеют никакой информации об этом достаточно широко распространенном социальном явлении.
Нами предпринята попытка анализа и обобщения того материала, что имеется в современной социологической литературе. Цели и задачи исследования следующие: Целью исследования является сравнительный анализ и выявление особенностей научных позиций и взглядов различных авторов на феномен "маргинальности" и "маргинального члчеловека", и определение места проблемы маргинальности в отечественной социологии.
Задачи: I. Изучить опыт исследования маргинальности в истории социологии и выявить существующие традиции и подходы к этой проблеме.
2. Дать оценку основным подходам и концепциям маргинальное». Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - C.I48.
3. Выявить сущность маргинальноети как социологической проблемы и показать различные формы ее проявления.
4. Наметить пути исследования маргинальноети в современном российском обществе.
Новизна исследования заключается в том, что:
1. Впервые в отечественной социологии дан достаточно подробный анализ первых "классических" работ по проблеме маргинального человека Р.Парка и Э.Стоунквиста.
2. Прослежена линия критики и пересмотра концепции маргинального человека" Парка-Стоунквиста в американской социологии 40-60 гг. XX в.
3. Освещены точки зрения на маргинальные ситуации и маргинальные характеристики личности, имеющие место в европейских и американских исследованиях.
4. Подробно проанализирована тема маргинальноети в отечественной литературе.
5. На основе изучения различных точек зрения и их обобщения предложены принципы понимания маргинальноети и дано определение.
Таким образом предметом исследования является маргиналь-ность как специфическое свойство социальных объектов - индивидов и групп, проявляющееся в их особом общественном положении: между двумя культурами, социальными классами, общественными системами; вне общества, его структурной организации и институтов; на грани или за гранью материального и духовного благополучия; как совокупность психологических и поведенческих проявлений индивидов на основе аномии - неустойчивости и неоднозначности культурных (ценностно-нормативных) установок.
Методологическая база исследования представляет собой взаимосвязанную совокупность диалектического, индуктивного методов, метода сравнительного анализа и системного подхода к предмету исследования.
Практическая значимость работы. Как критический обзор и сопоставление различных точек зрения на маргинальность, работа представляет из себя часть основы всестороннего изучения данного предмета. Материалы работы могут быть включены в учебные программы по истощи американской социологии и программы, предусматривающие освещение темы маргинальности. Наше исследование может послужить толчком к дальнеШему углубленному изучению проблемы, высокая степень актуальности которой в нашей стране несоответствует уровню ее изученности.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и литературе.
Список научной литературыКагермазова, Светлана Борисовна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"
1. Артановский С.Н. Проблема "Личности на рубеже культур"//Вопросы философии. - 1967. № 7. - С.171-177.
2. Бороноев А.О. Основы этнической психологии СПб., 1991.
3. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1993.
4. Вакан Л.Бунтующие города//Курьер ЮНЕСКО. 1993. - № 4. -С.11-14.
5. Василыдов С.И., Галкин А.А., Михайлов С.В. и др. На изломах социальной структуры. М. - 1967.
6. Гессе Г. Избранное. М.: Худ.лит., 1977.
7. Гозман Л., ЭткиццА. Идентичность, культурное самосознание// Опыт словаря нового мышления/Под ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. М.: Прогресс. 1989. С.30-34.
8. Даниленко О.И. Культурная традиция как средство поддержания душевного здоровья человека//Стиль и Традиция в развитии культуры. Л., 1989. С.94-106.
9. Кемпинский А. Психология неврозов. Варшава: Польское мед. изд-во, 1979.
10. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.П.Конт 0. Курс позитивной философии. Спб., 1901. Т.4.
11. Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним// Американская социология: Сб.ст. М., 1972.
12. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
13. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970.
14. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983.
15. Микаэлян Н.Р. Личность в процессах социо-культурной адаптации на Востоке. Новые направления западной социологии60.80-е годы)// Народы Азии и Африки. 1990. - f 5. -С,169-175.
16. Обновление: межнациональные отношения и перестройка// Материалы научно-практической конференции. Д.- 1989. -188 с.
17. Осипов Г.В. Социология и социализм. М.: Наука, 1990.
18. Оськина В.Е. Сравнительный анализ нравственных ориентации молодежи как социологическая проблема: Автореф. дис. . канд.историч. наук. М., 1971. - 24 с.
19. Проблемы методологии системного исследования/ Под ред. И.Б.Блауберг. М.: Мысль, 1970.
20. Рашковский Е.Б. Маргиналы//Опыт словаря нового мышления/ Под ред. М.Ферро и Ю.М.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. -С.146-149.
21. Рашковский Е.Б. Страны Азии и Африки: научно-техническийи социально-психологический сдвиги. Социокультурные проблемы адаптации. М., 1979.
22. Рощин С.К. Личность вшнимании культурной психологии или психологической антрополгии//Этнография за рубежом. Сб. ст. М., 1979. - С.71-73.
23. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1958.
24. Стариков Е.Н. Маргиналы и маргинальность в советском обществе/рабочий класс и современный мир. 1989. - I 4.С.15-16.
25. Стариков Е.Н. Маргиналы или размышления на старую тему: что с нами происходит//Знамы. 1989. - № 10. - С.133-158.
26. Семичев С.Б. Элементы групповой психотерапии психопрофилактики в первобытном обществе//Здоровье мира. 1982. - № 10. С.5-7.
27. Семичев С.Б. Концепция предболезни в клинической психиатрии: Автореф. дис. .докт. мед.наук. -Л., 1982. 22 с.
28. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
29. Тай А.К. Психология в странах черной Африки/Дурьер ЮНЕСКО. 1984. 1 2. - С. 10-12.
30. Токмакова Л.В. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений: Автореф. дис. .канд.социолог.наук. М., 1993. 23 с.
31. Фарж А. Маргиналы//0пыт словаря нового мышления/ Под ред. М.Ферро и Ю.М.Афанасьева. М.: Прогресс. 1989. - С.143-146.
32. Феофанов К.А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии: (06-зор)//Реф. журнал: Общественные науки за рубежом. Социология. 1992. - № 2. - С,70-83.
33. Ферро М. Типичные черты школы "Анналов"//Социально-политический журнал. М.- 1992. - Р 8. - С.81-84.
34. Хлопин А.Д. Проблемы адаптации имиигрантов сельского происхождения к городскому образу жизни в США: Автореф. дис. . канд.социолог.наук.- М., 1978. 16 с.
35. Энегльс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1961.
36. Aatonovsky A. Toward a Befieaement of the "Marginal Май" Concept// Social Forces. I956.-Vol.35, N I.- p.57-62.
37. Bell D. Ethnicity and Social Cnange// Kthnicity Theory and Experience. -Harvard, 1975.- Р.З^-ЗМ*.
38. Beidelman Т.О. Interribal Insult and Opprobium in an East African Chiefdom (Ukarugu)//Antropological Quarterly. 1964. - N 37.kO. Berry B. Race Relatione. Boston» Houghton Miffliu, 1955.
39. Boulding К. The Emerging Superculture // Values and the Future. The Impact of technological Change on American Values / Id. by K.Beier, N.Rescher. N.Y., I969.- P.347-35®.
40. Brewe M. Determinants of Social Distance among East African Tribal Groups// Journal of Personality and Social Psychology.- I968.- N 10. -P.736-740.
41. Burgess £.W«, Park R.E. Introduction to the Scienoe of Sociology. -Chicago, 1924.
42. Du Bois tf.E. The Souls of Black Folk.-Chicago, I9O3.
43. Eliot Т.Б. Notes Towards the Definition of Culture.- London, I962.
44. Goldberg M. A Qualification of the Mardinal Man Theory// American Sociological Review. 1941.- Vol.6, К I.- P.52-58.
45. Goldenweiser A. Cultural Anthropology//History and Prospects of the Social Sciences/ Ed.Barnes. N.Y., 1925.
46. Green A. A He-Examination of the Marginal Man Concept// Social Forces. 1947. - Vol. 26, N 2. - P.167-168.
47. Golovensky D. The Marginal Man Concepts An Analysis and Critique// Social Forces. 1952. - Vol.30, N 3.- P.333-339.
48. Grone M. Hace Attitudes in South Africa. London, I965.
49. Guyot A.H. Earth and Man.//The Environmental Basis of Society/Ed.by F.Thomas. N.Y., 1921.
50. Kassirer An Essay on Man.- N.Y., 1956.53» Kerckhoff A., McCormick Th.Marginal Status and Marginal Personality// Social Forces. 1955. - Vol. 34, N I— P.48-55.
51. Killian L.M., Grigg Ch.M. Urbanism, Rase and Anomie//American Journal of Sociology. 1962. - Vol.67. - N 6.- P.66I-665.
52. Kroeber A.L. Anthropology. N.Y., 1948.
53. Lee E.B. Keuter, The Mulatto in the United States. Boston, 1918.
54. Levin К. Bringing Up The Child// The Menorah Journal, 1940. - N I, -P.47-50.
55. L© Vine R.A. Culture and Personality: Contemporary Headings. -Chicago. 1974.
56. Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936.
57. Malinoweki B.A. A Scientific Theory of Culture. N.Y., I960.
58. Mancini B.J. No Owner of Soils The Concept of Marginal!ty Revisited on its Sixteth Birthday//Interaational Review of Modern Sociology. -1988— Vol. I8f N P. 183-204.
59. Meed M, Culture and Commitment* A Study of the Generation Gap. * N.I., 1970.
60. Merton H.K. Sociological Ambivalence and Other Assays. * N.Y.t 1976.
61. Hurray G. The Rise of the Greek Epio//American Journal of Sociology.-1928. Vol.33» « 6—
62. Oppenheim F. The States Its History and Development Viewed Sociologically. 1914.
63. Park R.B. Behind Our Masks//Wirth. The Ghetto. Chicago. 1928.
64. Park R.£. Human Migration and the Marginal Man/American Lournal of Sociology. 1928. - Vol.33t N 6.- P.882-893.68. facial Aesimiliation in Secondary Groups//Publications of the American Sociological Society.-1914. Vol.YIII.
65. Redfield R. Ethnic Relatione: Primitive and Civilieed//Race Relatione. Problems and Theory. N.Y.f I96I.
66. Report of the East India University Comiseion. Calcutta, I9I2.
67. Roberts L.H. Population Problems of the Pacific. London, 1927. - P.4?6.
68. Smith W.C. The Hybrid in Hawaii as a Marginal Man/American Journal of Sociology. 193*+. - Vol.39f N 4. - P.47-54.
69. Sorel G. Reflection on Violence. N.Y.y 1914.
70. Stonequist The Marginal Man. A Study in Personality and Culture Conflict. N.Y., 1961.
71. Stonequist £. Яге Problem of the Marginal Man//American Journal of Sociology. 1935. - Vol.XLI, N I. - P.96-II6.
72. Sumner W., Keller A.//The Science of Society. 1946. - Vol.1. - P. 355-356.
73. Toffler A. Future Shock. N.I. , I970.
74. Wittermans T. and Kraues I. Structural Margiaality and the Social Worth// Sociology and Social Research.- 1964. Vol.48. - P.348-360.
75. Wray D.E. Marginal Man of Industry: The Foreman/American Journal of Sociology. 1949.- Vol.54, N 4.- P.298-301.