автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Марлен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Данилова, Елена Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Марлен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Марлен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества"

На правах рукописи

003468058

Данилова Елена Павловна

Map лен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества

Специальность - искусствоведение 17.00.01 - театральное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

3 0 ^

Москва 2009

003468058

Работа выполнена на Кафедре эстрадного искусства Российской академии театрального искусства-ГИТИС и в Отделе массовых жанров сценического искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Уварова Елизавета Дмитриевна Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Хайченко Елена Григорьевна кандидат искусствоведения Лопатин Алексей Августович Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

академия театрального искусства

Защита состоится «7 » апреля 2009 г. в на заседании диссертационного совета К 210.013.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения Российской академии театрального искусства-ГИТИС по адресу: 125009, Москва, Малый Кисловский пер., д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии театрального искусства-ГИТИС.

Автореферат разослан Ь на^Тл. 2009 г.

Ученый секретарь / /Л/

диссертационного совета К.Л. Мелик-Пашаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

На зарубежной эстраде середины XX века выделяется несколько артистов, чье творчество было воспринято публикой с огромным воодушевлением и чье искусство, пережив свое время, представляется значимым и в наши дни. Среди них - Марлен Дитрих и Эдит Пиаф. Несмотря на очевидные индивидуальные различия, их объединяет та роль, которую обе сыграли в истории эстрады, а также шире - в истории развлекательной культуры XX века.

Начало их творческого пути совпало со значительными переменами в области массовой культуры: отмиранием жанра кабаре, на смену которому пришли более масштабные развлекательные формы; наступлением эры звукового кино.

Наивысший взлет популярности к обеим исполнительницам пришел после второй мировой войны, которая серьезным образом изменила потребности публики и облик эстрады. И Марлен Дитрих, и Эдит Пиаф оказались в числе артистов, особенно чутко уловивших настроение послевоенной аудитории. В 50-ые годы эстрада вступила в новую эпоху -эпоху молодежной музыкальной культуры. Музыкальная мода и вкусы публики изменились кардинальным образом. Однако и в новых обстоятельствах, когда к большинству прежде популярных певцов интерес был утрачен, искусство Дитрих и Пиаф осталось востребованным.

Творчество Марлен Дитрих и Эдит Пиаф в разных его аспектах многократно становилось предметом исследования, преимущественно, в зарубежном искусствознании. Однако, сравнительный анализ искусства этих двух исполнительниц - абсолютно новая идея.

Общепринятое представление о Дитрих как о киноактрисе, а не эстрадной исполнительнице, не давало повода сравнивать ее с Эдит Пиаф, чье творчество целиком связано с эстрадой. Однако Марлен Дитрих,

приобретя первую популярность в кино, уже в середине 40-х годов отходит от кинематографа и успешно выстраивает карьеру на эстраде. Эстрадный период не менее и даже более важен в ее творчестве, чем кинематографический. Именно благодаря сцене и песне Дитрих не оказалась в числе «закатившихся» звезд старого Голливуда.

Несмотря на короткую жизнь, Эдит Пиаф успела создать целую группу талантливых учеников и последователей, среди которых - известные Ив Монтан, Шарль Азнавур и др.

В современной массовой культуре эстрада занимает беспрецедентно большое место. Понятие «звезда», появившееся в советской действительности лишь около трех десятилетий тому назад, в наши дни нещадно тиражируется. Программы, подобные популярной «Фабрике звезд», дают всем желающим, казалось бы, беспроигрышные рецепты - как стать «звездой». Однако, исполнив одну песню по этому рецепту, начинающий артист пребывает в статусе «звезды» весьма короткий срок.

На фоне такой массовой «звездности» особую актуальность приобретает изучение творческого и жизненного пути подлинных, не гаснущих эстрадных «звезд».

Пиаф и Дитрих, - с одной стороны, характерные фигуры для своего времени, а с другой - фигуры уникальные. Сравнительный анализ творчества двух артисток, различных по складу характера, социальному происхождению, уровню образования, культуры, позволяет проследить то общее и индивидуальное, что отличает трудный процесс формирования «звезды», которой предстоит стать в массовом сознании обобщенным образом целого поколения эстрадных исполнителей.

Актуальность исследования обусловлена также тем интересом, который продолжают вызывать как творчество, так и личности Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Об этом свидетельствуют появление художественных и

документальных фильмов, театральных постановок и выставок, посвященных Пиаф и Дитрих. Только в последние годы на экраны вышли документальный фильм Дэвида Ривы «Марлен Дитрих: Белокурая бестия» (David Riva, «Marlene Dietrich: Her own song», 2001) и художественная картина режиссера Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете» (Olivier Dahan, «La Morne», 2007) об Эдит Пиаф. На сцене Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова в августе 2008 года появилась постановка Анжелики Холиной «Берег женщин», основанная на песнях репертуара Марлен Дитрих и раскрывающая образ актрисы в контексте культуры и истории XX века. В Театре Романа Виктюка идет спектакль «Эдит Пиаф», а в Театре Луны - постановка «Диагноз: Эдит Пиаф». И это далеко не полный список примеров обращения современных режиссеров к сценическим образам и судьбам Пиаф и Дитрих. В ноябре 2008 г. в Хлебном доме ГМЗ «Царицыно» открылась крупная выставка, посвященная Марлен Дитрих.

Марлен Дитрих и Эдит Пиаф принадлежат к числу истинных «звезд» эстрады самой большой величины. Исследование и сравнительный анализ их творчества, позволяющие внимательно рассмотреть этот феномен, который в английском языке именуется «star quality» (можно перевести как «звездность»), делают данное исследование актуальным в контексте современного искусства и интереса к этим актрисам в массовом сознании.

Степень научной разработанности. Книг и статей, посвященных сравнительному анализу творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, не существует. Однако многие журналисты и исследователи обращались к изучению жизненного и творческого пути каждой из них.

Среди самых серьезных работ следует отметить книги «Пиаф» Пьера Дюкло и Жоржа Мартена («Piaf», Pierre Duelos, Georges Martin, 1993) и «Марлен Дитрих. Жизнь и легенда» Стивена Баха («Marlene Dietrich. Life and legend», Steven Bach, 2000). В этих биографиях наиболее полно и объективно

исследованы жизнь и творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Достоверности фактов, изложенных в книгах, можно полностью доверять. Они представляют особенную ценность именно благодаря надежному фактическому материалу, основанному на изучении архивных источников и свидетельств очевидцев.

Среди других биографий Марлен Дитрих стоит упомянуть книгу Александра Уокера «Дитрих» («Dietrich», Alexander Walker, 2001), серьезное исследование творческого пути актрисы, а также «Марлен Дитрих» Шеридан Морли («Marlene Dietrich», Sheridan Morley, 1978), где подробнее, чем в других источниках, изучено эстрадное творчество актрисы.

Любопытные аспекты образа Марлен Дитрих затронуты в работе Рене Дроза «Марлен Дитрих и психология вамп» («Marlene Dietrich und die Psychologie des Vamps», René Droz, 1961). Образ Дитрих и то влияние, которое он оказал на актрис и певиц младших поколений, исследует книга Парика О'Коннера «Удивительные белокурые женщины: собственный стиль Дитрих» («The Amazing Blonde Women: Dietrich's own style», Patrick O'Conner, 1991). В ней опубликовано множество редких фотографий, позволяющих читателю составить собственное представление об особенностях образа Дитрих и его трансформации. Еще одна биография, написанная в 70-х годах, - «Марлен: Жизнь Марлен Дитрих» Чарльза Хайэма («Marlene: The life of Marlene Dietrich», Charles Higham, 1977). Ее главная ценность - в подборке интервью, которые автор взял у современников Дитрих.

Среди биографий Эдит Пиаф, кроме уже упомянутой, стоит выделить книгу Моник Ланж «История Пиаф» («Histoire de Piaf», Monique Lange, 1979) - обстоятельную и прекрасно иллюстрированную работу. Также интересная, хотя и несколько беллетризованная работа «Пиаф, черный ангел» («Piaf, l'ange noir», Louis Valentin, 1993) написана Луи Валентаном. Издана на

русском языке биография Сильвена Райнера «Эдит Пиаф» (2007), впрочем, она может быть полезна на начальном этапе знакомства с биографией певицы - и теряет смысл после прочтения работ, перечисленных выше. «Эдит Пиаф. Время одной жизни» Марка и Даниэль Бонель («Edith Piaf. Le Temps d'une Vie», Marc et Danilelle Bonel, 1993) - это биография с великолепной подборкой оригинальных писем, написанных ей самыми разными людьми на протяжении всей ее жизни.

Воспоминания, целиком или отчасти посвященные Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, - многочисленны. Использование этого типа источников в работе требует определенной осторожности, связанной с субъективностью повествования и недостоверностью в изложении фактов, характерными для литературы такого жанра. Однако мемуарная литература, изученная в достаточном для создания объективной картины объеме, - необходимая составляющая исследования артистического пути и индивидуальностей Пиаф и Дитрих,

Среди мемуаров о Марлен Дитрих самое популярное и неоднозначное произведение - книга ее дочери Марии Ривы «Моя мать Марлен Дитрих» (издано на русском языке в 2004, оригинальное название - «Marlene Dietrich by her daughter», Maria Riva, 1993). Эмоциональное и, как утверждают исследователи, сознательно недостоверное повествование дает объемный и живой портрет героини. Разумный подход к материалу, сопоставление фактов, изложенных Марией Ривой с приведенными в иных источниках, игнорирование слишком эмоциональных оценок, данных автором, делает книгу уникальной для понимания натуры и характера Марлен Дитрих.

Многие факты, изложенные в воспоминаниях Симоны Берто «Эдит Пиаф» (Ростов-на-Дону, 1999), также подвергнуты серьезным сомнениям со стороны исследователей. Однако характерность многих описанных эпизодов, в особенности, относящихся к юности Пиаф, дает право принимать

их во внимание и строить на их основании выводы о некоторых чертах облика певицы.

Любопытные факты и оценки Марлен Дитрих можно найти в книге Джозефа фон Штернберга «Веселье в китайской прачечной» («Fun in а Chinese Laundry», Josef von Sternberg, 1965), а также в воспоминаниях журналиста Дэвида Брета «Марлен Дитрих. Голубой ангел» («Marlene Dietrich - My Friend: An Intimate Biography», David Bret, книга издана на русском языке, 2004) и Алана Боске «Марлен Дитрих. Любовь по телефону» («Marlene Dietrich: un amour par telephone», Alain Bosquet, 1992). Два последних автора принадлежали к числу немногих, с кем Дитрих поддерживала знакомство в последние годы жизни.

Мемуары, посвященные Эдит Пиаф, - «Моя подруга Эдит Пиаф» Жину Рише («Mon amie Edith Piaf», Ginou Richer, 2004), «Тайная Пиаф» Жана Ноли («Piaf secrète», Jean Noli, 1993). Кроме того, интересные оценки и факты, касающиеся Эдит Пиаф, даны в автобиографических книгах Ива Монтана, Шарля Азнавура, Жана Кокто и даже Марлен Дитрих. Все они переведены на русский язык.

Помимо переводов, важное место в русскоязычной библиографии Эдит Пиаф занимает книга Натальи Кончаловской «Эдит Пиаф: Песня, собранная в кулак» (1965). Она стала первой, познакомившей российских читателей с биографией и творчеством Пиаф.

Автобиографии Эдит Пиаф «Au bal de la chance» (русское издание -«На балу удачи», дополненное воспоминаниями Марселя Блистена «До свиданья, Эдит» в книге «Эдит Пиаф», 1965) и Марлен Дитрих «Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin» («Я, благословение Богу, из Берлина», русские издания (в переводе Майи Кристалинской) называются «Размышления», 1985 и «Мысли и чувства», 2008) и «Marlene Dietrich's ABC» (1962, в русском переводе - «Азбука моей жизни», 1997) позволяют увидеть актрис в том

свете, в каком они сами желали себя представить. Взгляд на себя, субъективная оценка собственных действий и происходящего вокруг представляют большой интерес и способствуют более глубокому пониманию человеческой и творческой природы Пиаф и Дитрих.

Атмосферу, в которой сформировались Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, помогает понять книга Лизы Аппиньянези «Кабаре» («The Cabaret», Lisa Appignanesi, 2004). В ней дана объемная картина развития зарубежной эстрады, представлена история кабаре от истоков до наших дней. Большое достоинство книги - обнаруженные и четко сформулированные автором связи между этапами развития жанра, социокультурной средой и событиями истории.

В изучении этого вопроса незаменимы известные книги «Кабаре вчера» и «Кабаре вчера и сегодня» Рудольфа Хоша (Rudolph Hosch, «Kabarett von gestern», 1967, «Kabarett von gestern und heute», 1972), посвященные истории немецкого кабаре соответственно - с 1900 по 1933 и с 1933 по 1970 гг.

Большой интерес представляют также статьи Елены Хайченко об английском мюзик-холле, такие как - «Викторианство в зеркале мюзик-холла», «Городские типы на сцене лондонского мюзик-холла», изданные в научных сборниках Государственного института искусствознания «Бремя развлечений: Otium в Европе» (2006), «Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты» (2007) и др. О французских кабаре и мюзик-холлах речь идет в книгах Жака Шарля «Сто лет мюзик-холла» («Cent ans de Music-hall», Jacques Charles, 1956) и Люсьена Римеля «От кафе-концерта к Консер-Майоль» («Du Caf Cone' au Concert Mayol», Lucien Riméis, 1950).

В диссертации также использованы материалы зарубежной прессы, рецензии и отзывы современников.

Помимо того, что касается собственно эстрадного искусства, в диссертации затронуты вопросы кинематографа и, прежде всего,

музыкального кинематографа. Главное исследование, касающееся истории и проблем развития музыкального кино и мюзикла от истоков до 70-х гг. XX века, - это книга Михаэля Ханиша «О песнях под дождем» (1984). «История киноискусства. От его зарождения до наших дней» Жоржа Садуля (1957) -еще одна известная и наиболее обстоятельная книга, посвященная истории кино и достаточно полно освещающая особенности развития немецкого кинематографа в 20-30-х гг. и голливудского в 30-50-х.

В этом обзоре упомянуты далеко не все книги, имеющие отношение к предмету исследования, а лишь основные, наиболее полно освещающие различные аспекты темы.

Материал исследования. Идеальный материал для изучения творчества эстрадных исполнителей - видео- и аудиозаписи, позволяющие проделать самостоятельный анализ. Именно поэтому в исследовании уделено большое внимание видео- и аудиоматериалам.

Однако записи немногочисленны и не в состоянии точно и достоверно передать атмосферу зрелища, специфику взаимоотношений певца и публики и многое другое. Все это восполняет изучение свидетельств очевидцев, мемуаров и критики.

Теоретические и методологические основы исследования. Методология исследования определяется необходимостью комплексного подхода к его предмету. Изучение творческого пути Эдит Пиаф и Марлен Дитрих на фоне социокультурной и исторической ситуации эпохи возможно лишь при использовании как культурологического, так и исторического подхода к исследованию. Кроме того, для изучения специфики репертуара необходим текстологический анализ. Метод сравнительного анализа -ключевой для диссертации. Именно он позволяет выделить черты, характерные не только для творчества двух выдающихся артисток, но и для жанра в целом. В диссертации при исследовании различных аспектов

творчества Эдит Пиаф и Марлей Дитрих (ролей в кино и театре, сценических образов, особенностей интонирования, манеры исполнения и др.) использован также методы искусствоведческого и театроведческого анализа.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования -выделить основные этапы становления артистических индивидуальностей Эдит Пиаф и Марлен Дитрих; на их примере обнаружить специфику развития песенного эстрадного жанра в западной культуре XX века; определить место двух исполнительниц в контексте развлекательной культуры XX века; рассмотреть на примере их творчества феномен артиста, ставшегося «лицом» поколения.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- дать детальный обзор творческого пути и анализ творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих;

- проследить взаимосвязь их творчества с культурно-исторической обстановкой эпохи;

- изучить особенности развития развлекательной культуры в исследуемый период;

- выделить основные аспекты творчества Пиаф и Дитрих и, сопоставив их, выявить общее и сугубо индивидуальное;

- основываясь на сопоставлении, сделать выводы, касающиеся формирования творчества этих выдающихся артисток.

Объектом исследования является творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих в контексте развлекательной культуры XX века.

Предмет исследования - развитие песенного жанра на эстраде в середине XX века и феномен артиста-легенды в рамках этого жанра.

Новизна исследования. Научная новизна диссертации определяется тем, что в исследовании впервые сопоставляются контрастные образы и

искусство Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Рассматривая их жизненный путь, творчество и обнаруживая при этом немало общего, автор стремится выявить черты и особенности, обеспечившие им место в культуре и сознании общественности. На примере творчества Дитрих и Пиаф также рассматриваются пути развития песенного жанра в середине XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

- европейское кабаре начала XX века оказало определяющее влияние на формирование артистических образов Эдит Пиаф и Марлен Дитрих;

- на протяжении творческого пути артистические образы Эдит Пиаф и Марлен Дитрих претерпели значительные изменения, обусловленные как формированием их личностей, так и социокультурными и историческими переменами, происходившими в мире;

- сопоставление сценического образа, репертуара, проблематики творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, позволяют сделать выводы об особенностях, сделавших их знаковыми артистами для своей эпохи. Это, прежде всего, сильное, ярко выраженное личностное начало, артистизм, предельная искренность, пение о себе и для себя;

- Марлен Дитрих и Эдит Пиаф оставили заметный след в мировой эстраде второй половины XX века, их влияние опосредованно проявляется в творчестве отдельных артистов, нередко исполняющих их репертуар. Ярко выраженная харизма не позволяет природе повторить эти уникальные личности, а искусственные попытки создать дублеров приводили в лучшем случае к появлению их бледных копий.

Теоретическая и практическая значимость исследования. На обширном материале исследовано творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Представлен детальный анализ артистических образов, специфики сценического поведения, взаимоотношений с публикой, проблематики творчества, особенностей репертуара.

Наблюдения и выводы, сделанные в диссертации, будут полезны как исследователям, изучающим зарубежную эстраду XX века, так и артистам эстрады в их профессиональной деятельности.

Сопоставление искусства Марлен Дитрих и Эдит Пиаф, проделанное впервые, может быть использовано в учебно-педагогической практике.

Апробация исследования. Главы диссертации были представлены и обсуждались на заседаниях Кафедры эстрадного искусства Российской академии театрального искусства-ГИТИС и Отдела массовых жанров сценического искусства Государственного института искусствознания, основные положения диссертации нашли отражение в печатных работах автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, представлена степень ее разработанности, определяется объект, предмет, цель, задачи диссертации, формулируются ее теоретические и методологические принципы, научная новизна и положения, выносимые на защиту, дается обзор литературы, отмечается теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования.

В Главе 1 «Марлен Дитрих» исследуется творческий путь актрисы, представлен анализ кинофильмов, эстрадного репертуара, динамика развития сценического образа.

Конец первой мировой войны знаменуется новым расцветом немецких кабаре, краткая история которых дана в начале главы. Как развлекательные заведения, они были призваны отвлекать людей от мыслей об ужасах войны и смерти. Однако период послевоенного расцвета кабаре оказался коротким,

и с приходом к власти национал-социалистов в 1933 г. начинается закат жанра.

Берлинское кабаре и общественная жизнь 1920-х гг. оказали важное влияние на формирование художественной индивидуальности Дитрих. Она усвоила и перенесла сначала на экран, а потом на большую эстраду один из главных секретов сценической привлекательности артистов кабаре, заключавшийся в их как можно более тесной и волнующей близости к публике. Через пару десятилетий, начав выступать в многотысячных концертных залах, Дитрих вернет к жизни атмосферу старого немецкого кабаре.

Благодаря картине «Der blaue Engel» («Голубой ангел», 1930) режиссера Джозефа фон Штернберга Марлен Дитрих, исполнившая роль Лолы Лолы, получила известность не только в Германии, но и за ее пределами. Песни, исполненные Дитрих в «Голубом ангеле» станут ее бессменными хитами, анализ исполнения этих песен позволяет составить представление об эстрадном образе и данных Дитрих в начале ее карьеры. Благодаря «Голубому ангелу» Дитрих подписала контракт со студией «Парамаунт» и уехала в США, где начался период ее работы в Голливуде.

Кинематограф, уверенно «заговорив» в конце 20-х годов, почти сразу запел. В начале эры звукового кино оказались востребованы поющие и танцующие актрисы, такие как Джанет Макдональд, Джуди Гарланд, Дина Дурбин, Джинджер Роджерс. Музыкальные фильмы уверенно занимали первые места в прокате. Великая Депрессия 30-х гг. XX века еще больше обострила интерес к легким музыкальным комедиям. Марлен Дитрих великолепно вписалась в компанию поющих звезд. И хотя ни один из ее голливудских фильмов не был мюзиклом, они отражали веяния, актуальные для тех лет.

В первой совместной голливудской работе Марлен Дитрих и Джозефа фон Штернберга «Марокко» (1930) кинематографический образ актрисы оформился и приобрел художественную завершенность. Выходящие один за другим голливудские фильмы Дитрих пользуются огромным успехом. Однако актриса хочет большей независимости от Штернберга. Фильм «Song of songs» («Песнь песней», 1933), снятый Рубэном Мамуляном, стал первой фактически самостоятельной работой Дитрих. Картина «The Devil is а woman» («Дьявол - это женщина», 1935) завершила этап в жизни Дитрих, связанный с Джозефом фон Штернбергом. К этому моменту определился ее облик, соединяющий черты вамп и инженю, сформировалось экранное амплуа.

Фильм «Destry rides again» («Дестри снова в седле», 1939) режиссера Джорджа Маршалла ознаменовал начало нового этапа в карьере Дитрих. По настоянию режиссера она отказалась от эстетской статуарности своих героинь. Прибыль от картины побила все рекорды кинопроката, и Дитрих убедилась в том, что, приблизив совершенство своего экранного образа к реальной жизни, она приобрела невиданную прежде популярность.

Начало второй мировой войны, вместе с большинством эмигрантов из Европы, Марлен Дитрих приняла как личную драму. Она отправилась на фронт вместе с другими артистами, чтобы поддержать дух американских солдат. В репертуаре Дитрих - «See What the Boys in the Backroom Will Have» («Посмотри, что будет у мальчиков в задней комнате») и новая песня «Lili Marlene», несмотря на немецкое происхождение получившая огромную популярность по обе стороны фронта. Для Марлен Дитрих национальная неоднозначность этой песни имела особенное значение. Официально будучи американской гражданкой и развлекая американских солдат, она не могла не думать о своей настоящей родине и соотечественниках.

Война окончательно превращает Марлен в космополитку, так как разрывает ее последние связи с Германией и в то же время ослабляет ее привязанность к США. Годы, проведенные на фронте, необратимо изменили Дитрих. Легкомысленность и воздушность блестящей звезды экрана были замещены новыми качествами - глубиной, серьезностью, драматичностью, благодаря которым она сможет стать тем живым изваянием, символом и легендой, какой ее знают до сих пор.

Дитрих продолжает сниматься в кино. Важнейшим послевоенным фильмом, запечатлевшим наметившиеся в ней перемены, стал «А foreign affair» («Заграничный роман», 1948). В остроумной комедии Билли Уайлдера был тонкий и вовсе не комедийный пласт - моноспектакль Дитрих на развалинах Берлина.

50-е годы стали новой эрой голливудского кино. Изменились мода, вкусы, кумиры. Звезда черно-белого кино 30-х годов не могла сохранить этот статус в 50-ые. В условиях наметившегося творческого кризиса в 1953 году Дитрих получила предложение исполнять песни из своих фильмов перед посетителями казино «Sahara Hotel» в Лас-Вегасе. Она согласилась и начала новую карьеру на новом для себя эстрадном поприще.

На протяжении десятилетий эстрадного творчества Дитрих шлифовала и улучшала структуру представления, придуманную для «Sahara Hotel», добавляла новые детали, новые песни, однако первоначальная идея и первоначальный образ остались практически в полной неприкосновенности -свидетельство того, что, создавая их в начале 50-х, Дитрих абсолютно четко представляла значение и перспективы казавшейся многим сомнительной авантюры с казино.

Важным этапом эстрадной карьеры Марлен было появление у нее аранжировщика и музыкального руководителя шоу - Берта Бакарака, благодаря которому музыкальная сторона представления стала

соответствовать во всех отношениях визуальной. Он переписал абсолютно все песни, бывшие в репертуаре Марлен, совершенствуя ее исполнительскую манеру.

Шоу Дитрих продолжало трансформироваться, в соответствии с ее эстрадным опытом и возрастом. К 1964 г. оно лишилось большой доли внешних эффектов, стало более серьезным и сконцентрированным на актрисе. То, чего прежде Дитрих добивалась только с помощью внешних данных, женского очарования, стало подвластно ее профессиональному мастерству, которое росло с каждым годом на эстраде, она накопила опыт, до тонкостей изучив специфику сцены.

Самые важные композиции в выступлении певица подчеркивала контрастом. Так, бравурная «Lola Lola» исполнялась перед финальной кульминацией из четырех песен драматического содержания: «Das Lied ist aus» («Песня закончена»), «Marie, Marie», «Lili Marlene» и «Where have all the flowers gone» («Куда исчезли все цветы»).

Единственный полноценный документальный образец эстрадного творчества Марлен - концерт 1972 года в «New London Theatre», записанный для телевидения. Его слишком очевидные недочеты и резкая реакция на него самой Дитрих не позволяют сделать выводы о впечатлении, которое производило живое выступление, однако эта запись использована в работе как материал для анализа структуры шоу Дитрих в одной из его последних версий.

Глава 2 озаглавлена «Эдит Пиаф» и посвящена исследованию жизненного и творческого пути французской певицы, изучению репертуара и динамики развития сценического образа. Глава начинается с анализа песни «Non, je ne regrette rien» («Нет, я ни о чем не жалею»), одного из самых популярных произведений репертуара Пиаф, чрезвычайно важного для понимания художественных основ ее искусства. С точки зрения реальных

событий жизни Пиаф, эта песня, исключительная во всех отношениях, автобиографична и адекватно отражает мироощущение певицы на момент ее появления в репертуаре. Она словно подводит творческие и жизненные итоги Эдит Пиаф, отрекающейся от своего прошлого, в котором не о чем пожалеть, начинающей с нуля - но не для того, чтобы все пережить еще раз, а для того, чтобы попробовать жить совсем иначе.

Рассказ о профессиональной карьере певицы начинается с кабаре «Жерни'с» (Gerny's). В 30-х годах кабаре продолжает играть в жизни парижского артистического мира важную роль. В пору, когда радио и телевидение еще не были развиты и общедоступны, кабаре были единственным местом, где исполнители могли продемонстрировать публике, на что они способны, завоевать своего слушателя, а вместе с ним популярность и славу. Ступив на подмостки «Жерни'с», Пиаф стала продолжательницей традиции знаменитых кабаретных певиц начала века, своих старших современниц. Самыми популярными среди них были Фреэль, Мистенгетт, Мари Дюба, Дамиа. Все эти певицы принадлежали к популярному в то время течению во французской песне - chanson réaliste (реалистическая песня). Первый успех Пиаф принесли уникальный голос и полное внешнее несоответствие образу певицы кабаре, который сложился на тот момент в сознании публики, при столь же полном соответствии образу лирической героини chanson réaliste. Сценический образ, воплощенный Пиаф, был свеж и интересен. Однако персонажу маленькой уличной певицы недоставало глубины. На смену простонародным мотивам, первоначально составлявшим основу ее репертуара, пришла песня «L'Etranger» -«Чужестранец» (Робер Мальрон - Маргерит Монно, Робер Жюэль). Лирическая героиня песни как нельзя лучше соответствовала начавшему складываться эстрадному образу Малышки Пиаф. При этом ее принадлежность миру улицы в песне передана едва считываемыми намеками

и лишена скабрезной конкретности. Сюжет, полный драматических событий, делал «Чужестранца» необычайно эффектным материалом для сценического исполнения.

Гибель хозяина «Жерни'с» Луи Лепле резко изменила начавшее было упрочаться положение Пиаф. Однако совместная работа с поэтом и автором песен Реймоном Ассо возвращает ей стабильность и начинает новый период в ее творчестве. За два с половиной года, проведенные с Реймоном Ассо, Пиаф из подающей надежды дебютантки превратилась в настоящую звезду, которой были открыты двери крупнейших мюзик-холлов. Ассо вложил много сил в базовое и профессиональное образование Пиаф и создал специально для нее новый репертуар, состоящий из прекрасно написанных песен в сохраняющем популярность реалистическом жанре. Эти песни принесли ей первый в ее жизни большой успех, и тем не менее, она без сожаления рассталась с ними навсегда. Поднявшись как исполнительница на качественно новый уровень и ощутив свою самостоятельность, Пиаф искала песни, в которых был бы запечатлен образ ее лирической героини. На смену авантюрной экзотике, характерной для периода Ассо, должны были прийти интимные чувства и переживания.

В начале 40-х в жизни Пиаф появляются два новых автора, роль которых чрезвычайно важна в ее творчестве, - Мишель Эмер и Анри Конте. При их непосредственном участии, в соответствии с изменившимися запросами Пиаф, формируется ее новый репертуар, знаковой для которого становится песня «L'Accordéoniste» - «Аккордеонист». Несмотря на то, что образ ее героини вполне соответствовал образу героини chanson réaliste, в этой песне полностью отсутствовал характерный социальный контекст. «L'Accordéoniste» открыл Пиаф как трагическую певицу, способную вместить в песню огромный диапазон чувств.

Короткий послевоенный период творчества Эдит Пиаф, связанный с именем Ива Монтана, весьма важен. В творческой биографии Монтана Пиаф сыграла ту же роль, что Реймон Ассо в ее собственной жизни. Сделав Монтана знаменитым, она продемонстрировала насколько четки ее представления о законах эстрадной популярности и каким образом они смогут быть полезны другому исполнителю.

Союз с Марселем Серданом, закончившийся его трагической гибелью в 1949 году, оказал огромное влияние на личность и творчество Эдит Пиаф. Обрушившаяся на певицу личная трагедия рельефно проявила и заострила черты ее эстрадного облика.

50-ые годы - период творческого взлета Пиаф. В ее репертуаре одна за другой появляются песни, которые впоследствии станут самыми знаменитыми в ее репертуаре. Однако пик ее творческой карьеры и популярности совпадает с глубоким жизненным кризисом, усугубленным серьезным физическим недомоганием, из которого Эдит Пиаф, несмотря на героические усилия, так и не удается выбраться.

Глава 3 озаглавлена «Эдит и Марлей» и состоит из пяти параграфов. В ней выделены ключевые моменты творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, позволяющие сопоставить и провести сравнительный анализ искусства двух исполнительниц.

В § 1 «Кабаре и театральность» речь идет о художественных истоках и сценической специфике искусства Эдит Пиаф и Марлен Дитрих.

Корни их искусства уходят в кабаре начала XX века. Пиаф начинала в кабаре карьеру певицы, Дитрих возродила дух берлинского кабаре 20-х в своих киноролях. Пиаф и Дитрих застали последние годы старого европейского кабаре и именно с кабаре началась их профессиональная карьера. Специфика взаимоотношений артиста и публики, характерная для кабаре, перенесена ими на большую эстраду. Кабаре определило

театральность искусства Дитрих и Пиаф. Театр песни Пиаф и шоу-спектакль Марлен - явления одного порядка. Их корни лежат в синтетическом искусстве кабаре и еще шире - в искусстве сцены.

В § 2 «Этапы становления» сопоставлены этапы и особенности формирования сценических индивидуальностей Пиаф и Дитрих.

Важным этапом для них стало приобретение творческой самостоятельности. Перед лицом войны Марлен Дитрих и Эдит Пиаф предстали уже состоявшимися, успешными и знаменитыми. Война серьезно сказалась на творчестве певиц - их образе, репертуаре, исполнительской манере. За этот период они усвоили новую интонацию в общении с публикой. Война, повлияв на общественные вкусы и мировоззрение, сплотила общество в США и во Франции и сделала его чрезвычайно восприимчивым к искусству таких артистов, как Пиаф и Дитрих.

На послевоенные годы приходится этап окончательного становления и пика популярности Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Для обеих он связан с серьезными жизненными потрясениями. Гибель Марселя Сердана произвела последние важные перемены в личности и образе Пиаф. Глубоко пережитая личная трагедия завершила ее формирование как трагической певицы. Вынужденный космополитизм и отрыв от национальных корней стали источниками трагического в творчестве Дитрих.

И для Марлен Дитрих, и для Эдит Пиаф в этот период куда важнее не профессиональные достижения, а эмоциональный опыт, благодаря которому обозначилась и оформилась лирическая, глубоко личная тема их искусства -ностальгическая драма одной и любовная трагедия другой.

В качестве примера в работе приведено сопоставление знаковой для Пиаф песни «L'Hymne à l'amour» («Гимн любви», 1949) и одной из последних и самых блестящих киноработ Дитрих в фильме Стенли Крамера «Нюрнбергский процесс» (1961).

§ 3 «Образ и сцена» посвящен сопоставлению особенностей сценических образов и исполнительской манеры Пиаф и Дитрих.

Сценические костюмы Дитрих и Пиаф выглядят полными противоположностями, однако выполняют сходные функции. Преувеличенная скромность, как и гипертрофированная роскошь, в равной степени шокировали публику, позволяли заручиться ее вниманием и запечатлеться в ее памяти.

Замкнутость образа Пиаф сочеталась с исповедальной открытостью ее сценического персонажа, а обольстительная манера Дитрих, доступность ее образа - с его холодным и недостижимым великолепием.

Использование художественных принципов, характерных для тесных кабаре - малой сцены, в мюзик-холлах - на большой сцене, позволяет Пиаф и Дитрих достичь доверительной близости со зрителем, сохраняя внушающую уважение дистанцию. Это немало способствовало их популярности.

§ 4 «Песни» посвящен сравнительному анализу репертуара Марлен Дитрих и Эдит Пиаф.

Репертуар Пиаф отчетливо делится на три категории -легкомысленные, иногда комические шансонетки; трагические песни о любви, где в качестве лирической героини предстает сама певица; драматические сюжетные песни, в которых образ лирического героя не сливается с личностью исполнителя. Для репертуара Дитрих подходит то же деление. Однако нишу сюжетных песен, исполнение которых требовало актерских выразительных средств, заняли песни кинематографического репертуара Дитрих.

Сходной чертой в репертуаре Дитрих и Пиаф была автобиографичность, необходимая для создания уникальной, глубоко личной и предельно искренней интонации. Серьезный подход к проблематике песен обусловил важность текста. Однако, используя исполнительские средства,

переставляя акценты, они меняли смысловую нагрузку песни в соответствии с тем, что хотели сказать своим слушателям.

В § 5 «Искусство и время» дан обзор песенного эстрадного искусства 50-60-х годов и проанализировано положение, которое заняли Эдит Пиаф и Марлен Дитрих в новой музыкальной культуре.

40-ые годы стали революционными для эстрадного искусства, благодаря завоевавшему большую популярность свингу - в 30-ые новому джазовому течению, а впоследствии модному танцевальному ритму. Именно свинг был предтечей жанра поп-музыки, зарождение которого относят к послевоенному периоду. Действительно популярной - то есть общедоступной - музыка смогла стать благодаря распространению новых технических средств-носителей звука и телевидения. Сцена - как основное поле деятельности эстрадных исполнителей уходит на второй план. Пиаф и Дитрих оказались в числе последних исполнителей, обязанных эстрадной славой только сцене.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Творчество Марлен Дитрих и Эдит Пиаф соединяет искусство кабаре начала XX века с современной эстрадой. В искусстве этих, на первый взгляд, столь разных певиц обнаруживается гораздо больше общих черт, чем можно ожидать: значительное театральное, актерское начало в их песенном творчестве; принципы, лежащие в основе внешней выразительности образа; выбор репертуара; совпадения этапов их творческих биографий. Совокупность этих общностей дает представление, с одной стороны, о специфике развития песенного жанра в середине XX веке, а с другой - об особенностях и обстоятельствах, способствующих возникновению феномена артиста, определяющего в массовом сознании лицо своей эпохи.

На протяжении всей своей карьеры Пиаф и Дитрих существовали на эстраде в окружении заметных и популярных исполнителей. В начале пути

последние оказывали влияние на искусство молодых певиц. Однако стремительный творческий рост, характерный как для Пиаф, так и для Дитрих, довольно быстро сделал их самостоятельными и самодостаточными личностями. Пик их художественной состоятельности совпал с важными переменами в музыкальной культуре. Громко заявила о себе молодежная контркультура - рок-музыка в исполнении Элвиса Пресли (США), «The Beatles», «The Rolling Stones» (Великобритания) и других исполнителей покорила молодое поколение. С другой стороны, новыми лицами песни стали Жюльетт Греко, Далида, Барбара во Франции, Боб Дилан и Барбара Стрейзанд в США и другие. Эдит Пиаф и Марлен Дитрих оказались в узком кругу тех, кто, не усвоив нового стиля эпохи и не пользуясь ее техническими достижениями, сохранил положение на самой вершине эстрадного Олимпа. Они были в числе последних великих актеров и актрис, благодаря которым обаяние и зрелищность кабаре, мюзик-холла и кафешантана стали достоянием высокого искусства, искусства сцены.

По теме диссертации опубликована следующая работа в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

Данилова Е.П. Формула славы. // Обсерватория культуры. - №5 - 2008. -0,7 п.л. В других изданиях:

Данилова Е.П. Марлен Дитрих и немецкое кабаре начала XX века. // Бремя развлечений: Otium в Европе. XVIII - XX вв. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - 1 п.л.

Данилова Е.П. На балу у Марлен. // Театральные новые известия. - №10 (54) - 2008. - 0,2 п.л.

Заказ № 154/02/09 Подписано в печать 27.02.2009 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1.5

Д?-';, ООО "Цифровичок", тел. (495) 797-75-76; (495) 649-83-30 " " www.cfr.ru ; е-таИ: info@cfr.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Данилова, Елена Павловна

Вступление.

Глава 1. Марлен Дитрих.

Глава 2. Эдит Пиаф.

Глава 3. Эдит и Марлен.

§ 1. Кабаре и театральность.

§ 2. Этапы становления.

§ 3. Образ и сцена.

§ 4. Песни.

§ 5. Искусство и время.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Данилова, Елена Павловна

Актуальность исследования обусловлена также тем интересом, который продолжают вызывать как творчество, так и личности Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Об этом свидетельствуют появление художественных и документальных фильмов, театральных постановок и выставок, посвященных Пиаф и Дитрих. Только в последние годы на экраны вышли документальный фильм Дэвида Ривы «Марлен Дитрих: Белокурая бестия» (David Riva, «Marlene Dietrich: Her own song», 2001) и художественная картина режиссера Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете» (Olivier Dahan, «La Моте», 2007) об Эдит Пиаф. На сцене Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова в августе 2008 года появилась постановка Анжелики Холиной «Берег женщин», основанная на песнях репертуара Марлен Дитрих и раскрывающая образ актрисы в контексте культуры и истории XX века. В Театре Романа Виктюка идет спектакль «Эдит Пиаф», а в Театре Луны — постановка «Диагноз: Эдит Пиаф». И это далеко не полный список примеров обращения современных режиссеров к сценическим образам и судьбам Пиаф и Дитрих. В ноябре 2008 г. в Хлебном доме ГМЗ «Царицыно» открылась крупная выставка, посвященная Марлен Дитрих.

Марлен Дитрих и Эдит Пиаф принадлежат к числу истинных «звезд» эстрады самой большой величины. Исследование и сравнительный анализ их творчества, позволяющие внимательно рассмотреть этот феномен, который в английском языке именуется «star quality» (можно перевести как «звездность»), делают данное исследование актуальным в контексте современного искусства и интереса к этим актрисам в массовом сознании.

Книг и статей, посвященных сравнительному анализу творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, не существует. Однако многие журналисты и исследователи обращались к изучению жизненного и творческого пути каждой из них.

Среди самых серьезных работ следует отметить книги «Пиаф» Пьера Дюкло и Жоржа Мартена («Piaf», Pierre Duclos, Georges Martin, 1993) и «Марлен Дитрих. Жизнь и легенда» Стивена Баха («Marlene Dietrich. Life and legend», Steven Bach, 2000). В этих биографиях наиболее полно и объективно исследованы жизнь и творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Достоверности фактов, изложенных в книгах, можно полностью доверять. Они представляют особенную ценность именно благодаря надежному фактическому материалу, основанному на изучении архивных источников и свидетельств очевидцев.

Среди других биографий Марлен Дитрих стоит упомянуть книгу Александра Уокера «Дитрих» («Dietrich», Alexander Walker, 2001), серьезное исследование творческого пути актрисы, а также «Марлен Дитрих» Шеридан

Морли («Marlene Dietrich», Sheridan Morley, 1978), где подробнее, чем в других источниках, изучено эстрадное творчество актрисы.

Любопытные аспекты образа Марлен Дитрих затронуты в работе Рене Дроза «Марлен Дитрих и психология вамп» («Marlene Dietrich und die Psychologie des Vamps», Rene Droz, 1961). Образ Дитрих и то влияние, которое он оказал на актрис и певиц младших поколений, исследует книга Парика О'Коннера «Удивительные белокурые женщины: собственный стиль Дитрих» («The Amazing Blonde Women: Dietrich's own style», Patrick O'Conner, 1991). В ней опубликовано множество редких фотографий, позволяющих читателю составить собственное представление об особенностях образа Дитрих и его трансформации. Еще одна биография, написанная в 70-х годах, - «Марлен: Жизнь Марлен Дитрих» Чарльза Хайэма («Marlene: The life of Marlene Dietrich», Charles Higham, 1977). Ее главная ценность - в подборке интервью, которые автор взял у современников Дитрих.

Среди биографий Эдит Пиаф, кроме уже упомянутой, стоит выделить книгу Моник Ланж «История Пиаф» («Histoire de Piaf», Monique Lange, 1979) — обстоятельную и прекрасно иллюстрированную работу. Также интересная, хотя и несколько беллетризованная работа «Пиаф, черный ангел» («Piaf, l'ange noir», Louis Valentin, 1993) написана Луи Валентаном. Издана на русском языке биография Сильвена Райнера «Эдит Пиаф» (2007), впрочем, она может быть полезна на начальном этапе знакомства с биографией певицы - и теряет смысл после прочтения работ, перечисленных выше. «Эдит Пиаф. Время одной жизни» Марка и Даниэль Бонель («Edith Piaf. Le Temps d'une Vie», Marc et Danilelle Bonel, 1993) - это биография с великолепной подборкой оригинальных писем, написанных ей самыми разными людьми на протяжении всей ее жизни.

Воспоминания, целиком или отчасти посвященные Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, — многочисленны. Использование этого типа источников в работе требует определенной осторожности, связанной с субъективностью повествования и недостоверностью в изложении фактов, характерными для литературы такого жанра. Однако мемуарная литература, изученная в достаточном для создания объективной картины объеме, - необходимая составляющая исследования артистического пути и индивидуальностей Пиаф и Дитрих.

Среди мемуаров о Марлен Дитрих самое популярное и неоднозначное произведение - книга ее дочери Марии Ривы «Моя мать Марлен Дитрих» (издано на русском языке в 2004, оригинальное название - «Marlene Dietrich by her daughter», Maria Riva, 1993). Эмоциональное и, как утверждают исследователи, сознательно недостоверное повествование дает объемный и живой портрет героини. Разумный подход к материалу, сопоставление фактов, изложенных Марией Ривой с приведенными в иных источниках, игнорирование слишком эмоциональных оценок, данных автором, делает книгу уникальной для понимания натуры и характера Марлен Дитрих.

Многие факты, изложенные в воспоминаниях Симоны Берто «Эдит Пиаф» (Ростов-на-Дону, 1999), также подвергнуты серьезным сомнениям со стороны исследователей. Однако характерность многих описанных эпизодов, в особенности, относящихся к юности Пиаф, дает право принимать их во внимание и строить на их основании выводы о некоторых чертах облика певицы.

Любопытные факты и оценки Марлен Дитрих можно найти в книге Джозефа фон Штернберга «Веселье в китайской прачечной» («Fun in a Chinese Laundry», Josef von Sternberg, 1965), а также в воспоминаниях журналиста Дэвида Брета «Марлен Дитрих. Голубой ангел» («Marlene Dietrich - My Friend: An Intimate Biography», David Bret, книга издана на русском языке, 2004) и Алана Боске «Марлен Дитрих. Любовь по телефону» («Marlene Dietrich: un amour par telephone», Alain Bosquet, 1992). Два последних автора принадлежали к числу немногих, с кем Дитрих поддерживала знакомство в последние годы жизни.

Мемуары, посвященные Эдит Пиаф, — «Моя подруга Эдит Пиаф» Жину Рише («Моп amie Edith Piaf», Ginou Richer, 2004), «Тайная Пиаф» Жана Ноли («Piaf secrete», Jean Noli, 1993). Кроме того, интересные оценки и факты, касающиеся Эдит Пиаф, даны в автобиографических книгах Ива Монтана, Шарля Азнавура, Жана Кокто и даже Марлен Дитрих. Все они переведены на русский язык.

Помимо переводов, важное место в русскоязычной библиографии Эдит Пиаф занимает книга Натальи Кончаловской «Эдит Пиаф: Песня, собранная в кулак» (1965). Она стала первой, познакомившей российских читателей с биографией и творчеством Пиаф.

Автобиографии Эдит Пиаф «Аи bal de la chance» (русское издание - «На балу удачи», дополненное воспоминаниями Марселя Блистена «До свиданья, Эдит» в книге «Эдит Пиаф», 1965) и Марлен Дитрих «Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin» («Я, благословение Богу, из Берлина», русские издания (в переводе Майи Кристалинской) называются «Размышления», 1985 и «Мысли и чувства», 2008) и «Marlene Dietrich's ABC» (1962, в русском переводе - «Азбука моей жизни», 1997) позволяют увидеть актрис в том свете, в каком они сами желали себя представить. Взгляд на себя, субъективная оценка собственных действий и происходящего вокруг представляют большой интерес и способствуют более глубокому пониманию человеческой и творческой природы Пиаф и Дитрих.

Атмосферу, в которой сформировались Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, помогает понять книга Лизы Аппиньянези «Кабаре» («The Cabaret», Lisa Appignanesi, 2004). В ней дана объемная картина развития зарубежной эстрады, представлена история кабаре от истоков до наших дней. Большое достоинство книги - обнаруженные и четко сформулированные автором связи между этапами развития жанра, социокультурной средой и событиями истории.

В изучении этого вопроса незаменимы известные книги «Кабаре вчера» и «Кабаре вчера и сегодня» Рудольфа Хоша (Rudolph Hosch, «Kabarett von gestern», 1967, «Kabarett von gestern und heute», 1972), посвященные истории немецкого кабаре соответственно - с 1900 по 1933 и с 1933 по 1970 гг.

Большой интерес представляют также статьи Елены Хайченко об английском мюзик-холле, такие как - «Викторианство в зеркале мюзик-холла», «Городские типы на сцене лондонского мюзик-холла», изданные в научных сборниках Государственного института искусствознания «Бремя развлечений: Otium в Европе» (2006), «Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты» (2007) и др. О французских кабаре и мюзик-холлах речь идет в книгах Жака

Шарля «Сто лет мюзик-холла» («Cent ans de Music-hall», Jacques Charles, 1956) и Люсьена Римеля «От кафе-концерта к Консер-Майоль» («Du Caf Cone' au Concert Mayol», Lucien Rimels, 1950).

В диссертации также использованы материалы зарубежной прессы, рецензии и отзывы современников.

Помимо того, что касается собственно эстрадного искусства, в диссертации затронуты вопросы кинематографа и, прежде всего, музыкального кинематографа. Главное исследование, касающееся истории и проблем развития музыкального кино и мюзикла от истоков до 70-х гг. XX века, - это книга Михаэля Ханиша «О песнях под дождем» (1984). «История киноискусства. От его зарождения до наших дней» Жоржа Садуля (1957) - еще одна известная и наиболее обстоятельная книга, посвященная истории кино и достаточно полно освещающая особенности развития немецкого кинематографа в 20-30-х гг. и голливудского в 30-50-х.

В этом обзоре упомянуты далеко не все книги, имеющие отношение к предмету исследования, а лишь основные, наиболее полно освещающие различные аспекты темы.

Материал исследования. Идеальный материал для изучения творчества эстрадных исполнителей - видео- и аудиозаписи, позволяющие проделать самостоятельный анализ. Именно поэтому в исследовании уделено большое внимание видео- и аудиоматериалам.

Однако записи немногочисленны и не в состоянии точно и достоверно передать атмосферу зрелища, специфику взаимоотношений певца и публики и многое другое. Все это восполняет изучение свидетельств очевидцев, мемуаров и критики.

Теоретические и методологические основы исследования. Методология исследования определяется необходимостью комплексного подхода к его предмету. Изучение творческого пути Эдит Пиаф и Марлен Дитрих на фоне социокультурной и исторической ситуации эпохи возможно лишь при использовании как культурологического, так и исторического подхода к исследованию. Кроме того, для изучения специфики репертуара необходим текстологический анализ. Метод сравнительного анализа - ключевой для диссертации. Именно он позволяет выделить черты, характерные не только для творчества двух выдающихся артисток, но и для жанра в целом. В диссертации при исследовании различных аспектов творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих (ролей в кино и театре, сценических образов, особенностей интонирования, манеры исполнения и др.) использован также методы искусствоведческого и театроведческого анализа

Цель настоящего исследования - выделить основные этапы становления артистических индивидуальностей Эдит Пиаф и Марлен Дитрих; на их примере обнаружить специфику развития песенного эстрадного жанра в западной культуре XX века; определить место двух исполнительниц в контексте развлекательной культуры XX века; рассмотреть на примере их творчества феномен артиста, ставшегося «лицом» поколения.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- дать детальный обзор творческого пути и анализ творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих;

- проследить взаимосвязь их творчества с культурно-исторической обстановкой эпохи;

- изучить особенности развития развлекательной культуры в исследуемый период;

- выделить основные аспекты творчества Пиаф и Дитрих и, сопоставив их, выявить общее и сугубо индивидуальное;

- основываясь на сопоставлении, сделать выводы, касающиеся формирования творчества этих выдающихся артисток.

Объектом исследования является творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих в контексте развлекательной культуры XX века.

Предмет исследования - развитие песенного жанра на эстраде в середине XX века и феномен артиста-легенды в рамках этого жанра.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в исследовании впервые сопоставляются контрастные образы и искусство Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Рассматривая их жизненный путь, творчество и обнаруживая при этом немало общего, автор стремится выявить черты и особенности, обеспечившие им место в культуре и сознании общественности. На примере творчества Дитрих и Пиаф также рассматриваются пути развития песенного жанра в середине XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

- европейское кабаре начала XX века оказало определяющее влияние на формирование артистических образов Эдит Пиаф и Марлен Дитрих;

- на протяжении творческого пути артистические образы Эдит Пиаф и Марлен Дитрих претерпели значительные изменения, обусловленные как формированием их личностей, так и социокультурными и историческими переменами, происходившими в мире;

- сопоставление сценического образа, репертуара, проблематики творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, позволяют сделать выводы об особенностях, сделавших их знаковыми артистами для своей эпохи. Это, прежде всего, сильное, ярко выраженное личностное начало, артистизм, предельная искренность, пение о себе и для себя;

- Марлен Дитрих и Эдит Пиаф оставили заметный след в мировой эстраде второй половины XX века, их влияние опосредованно проявляется в творчестве отдельных артистов, нередко исполняющих их репертуар. Ярко выраженная харизма не позволяет природе повторить эти уникальные личности, а искусственные попытки создать дублеров приводили в лучшем случае к появлению их бледных копий.

На обширном материале исследовано творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Представлен детальный анализ артистических образов, специфики сценического поведения, взаимоотношений с публикой, проблематики творчества, особенностей репертуара.

Наблюдения и выводы, сделанные в диссертации, будут полезны как исследователям, изучающим зарубежную эстраду XX века, так и артистам эстрады в их профессиональной деятельности.

Сопоставление искусства Марлен Дитрих и Эдит Пиаф, проделанное впервые, может быть использовано в учебно-педагогической практике.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Марлен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества"

Заключение

Марлен Дитрих и Эдит Пиаф - две центральные и самые знаменитые, во всяком случае, среди женщин-исполнительниц, героини мировой эстрады XX века. Их творчество - своеобразный мостик, соединяющий полузабытое сегодня искусство кабаре начала XX века с современной эстрадой. В искусстве этих, на первый взгляд, столь разных певиц обнаруживается гораздо больше общих черт, чем можно ожидать. Значительное театральное, актерское начало в их эстрадном творчестве, принципы, лежащие в основе внешней выразительности образа, репертуара, исполнительской манеры, совпадения этапов формирования их как художественных индивидуальностей, - все это позволяет утверждать, что эти певицы занимают близкие места в истории музыкальной культуры XX века.

Корни искусства Марлен Дитрих и Эдит Пиаф обнаруживаются при изучении истории и художественного своеобразия европейского кабаре 1910-20-х гг. На формирование творческих образов Дитрих и Пиаф повлияли как отдельные исполнители этого периода, так и специфика жанра.

Сходную роль в процессе творческого формирования Дитрих и Пиаф сыграли учителя, режиссер Джозеф фон Штернберг и поэт Реймон Ассо. Благодаря им актриса и певица впитали основы профессии, определились с местом искусства в своей жизни и пришли к творческой самостоятельности, рост которой и обусловил разрыв с наставниками.

Вторая мировая война застала Пиаф и Дитрих в момент большой популярности и творческого подъема. Не сказавшись трагически на бытовой стороне их жизни, война самым серьезным образом повлияла на их образ и проблематику их творчества. Кроме того, оказав огромное влияние на общественное мировоззрение, война создала для Пиаф и Дитрих поколение публики, объединенной общими переживаниями и восприимчивой к посылу, содержавшемуся в искусстве двух певиц. Именно это обусловило их широкую популярность, сделало знаковыми персонажами для своего времени.

Пик творческой состоятельности наступает в жизни Марлен Дитрих и Эдит Пиаф после серьезного переломного момента в жизни. Для Пиаф - это трагический удар, нанесенный ей гибелью Марселя Сердана. Для Дитрих -драматический момент разрыва последних связей с Германией. Эмоциональный, жизненный и профессиональный опыт сыграют определяющую роль в становлении авторитетности и харизматичности искусства Пиаф и Дитрих.

Сценические образы и исполнительская манера Пиаф и Дитрих производят впечатление полностью противоположных, однако их объединяют принципы, лежащие в их основе, и производимый на публику эффект. Речь идет о шокирующей необычности внешнего облика, его многозначительности и исторической обусловленности, а также специфической манере, позволяющей добиться одновременно возвышенной отстраненности образа и тесного, почти интимного единения артиста с публикой.

В основе структуры и проблематики песенного репертуара Эдит Пиаф и Марлен Дитрих также лежит ряд сходных принципов, главный из которых — автобиографичность, чрезвычайно важная для понимания искусства обеих исполнительниц.

На протяжении всей своей карьеры Пиаф и Дитрих существовали на эстраде в окружении заметных и популярных исполнителей. В начале пути — особенно это касается Пиаф - последние оказывали влияние на искусство молодых певиц. Однако довольно стремительный творческий рост, характерный как для Пиаф, так и для Дитрих, довольно быстро сделал их самостоятельными и самодостаточными личностями. Пик их художественной состоятельности совпал с важными переменами в музыкальной культуре, которые выдвинули на первый план новых прогрессивных исполнителей. Эдит Пиаф и Марлен Дитрих оказались в узком кругу тех, кто, не усвоив стиля эпохи и не пользуясь ее достижениями, сохранил положение на самой вершине эстрадного Олимпа. Они были последними, кому удалось чисто сценическое искусство, корни которого лежат к камерном искусстве кабаре, сделать достоянием массовой культуры.

 

Список научной литературыДанилова, Елена Павловна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Азнавур Ш. Прошлое и будущее. - М.: Вагриус, 2004

2. Айзенштадт О. Певица демократической Франции. // Советская эстрада и цирк, 1964, №1

3. Александров Д. Рассказывает Марлен Дитрих. // Совестское кино, 1964, №21

4. Аркадьева М. Все секреты «голубого ангела». // Экран и сцена, 1992, №6

5. Бибианки В. Незаконная «звезда». // Комсомольская правда, 1964, №122

6. Берто С. Эдит Пиаф. Ростов н/Д: Феникс, 1999

7. Бояджиева JI. Дитрих и Ремарк. М.: Вагриус, 2007

8. Брагинский А. Марлен Дитрих, недосягаемая, как миф о Марлен. // Искусство кино, 1992, №9

9. Брет Д. Марлен Дитрих — голубой ангел. М.: Эксмо, 2004 Ю.Бутковская Т. Великая Пиаф. // Музыкальная жизнь, 1986, №1 П.Вертинский А. За кулисами. - М.: Советский Фонд Культуры, 1991

10. Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. -М.: В/О Союзтеатр, 1990

11. Гаевский В. После концерта Гизелы Май. // Театр, 1969, №1

12. Гаевский В. Голос. // Театральная жизнь, 1988, №18

13. Голубенский Ю. Поет Марлен Дитрих. // Сцена, 1964, №123

14. Гордиенко Е. Ив Монтан. Ростов н/Д: Феникс, 1998

15. Горохов В. «Звезда», не похожая на других. // Известия, 1964, №21

16. Горский С. Марлен Дитрих и реваншисты. // Советская культура, 1960, №65

17. Грешкович А. 60 минут искусства. // Советская эстрада и цирк, 1964, №7

18. Дитрих М. Мысли и чувства. М.: ACT: Зебра Е, 2008

19. Жирардо А. Уйти, вернуться: сила страстей. М.: FreeFly, 2005

20. Караганов А. Первое столетие кино: Открытия, уроки, перспективы. -М.: Материк, 2006

21. Клитин С. Эстрадные заведением: Пятнадцать очерков для профессионалов и любителей эстрадного искусства. М.: ГИТИС, 2002

22. Кнопп Г. Женщины Гитлера и Марлен: шесть женщин шесть судеб: соратницы, сторонницы и враги. - М.: ACT: Астрель, 2006

23. Кончаловская Н. Избранное. В 2-х тт. М.: Художественная литература, 1987

24. Кончаловская Н. Песня, собранная в кулак. — М.: Московский рабочий, 1965

25. Кончаловская Н. А она с «нутром», эта малютка! // Советская эстрада и цирк, 1964, №12

26. Кончаловская Н. Эдит. // Советская эстрада и цирк, 1976, №4

27. Лелуш К. Баловень судьбы. М.: Вагриус, 2003

28. Лесс А. На концерте Марлен Дитрих. // Вторая стихия. Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1969

29. Макаров А. Марлен Дитрих. // Музыкальная жизнь, 1964, №14

30. Монтан И. Солнцем полна голова. М.: Искусство, 1956

31. Пиаф Э. На балу удачи. // Эдит Пиаф. М.: Искусство, 1965

32. Пиаф Э. Книга о себе. // Театр, 1965, №4

33. Пиаф Э. Моя жизнь. // Нева, 1965, №9

34. Поляновский М. Марленг. // Театральная жизнь, 1968, №22

35. Поюровский Б. О визитной карточке. // Культура, 1992, №1

36. Райнер С. Эдит Пиаф. М.: Эксмо, 2007

37. Ремарк Э. М. «Скажи мне, что ты меня любишь.»: Письма к Марлен Дитрих. М.: Вагриус, 2003

38. Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. М.: Искусство, 1981

39. Рива М. Моя мать Марлен Дитрих. СПб.: Лимбус Пресс, 2004

40. Савченко Б. Эстрада ретро. -М.: Искусство, 1996

41. Садуль Ж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957

42. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1982

43. Скороходов Г. Ты божество, ты - мой кумир! - М.: Олимп: Астрель: ACT, 2006

44. Ткачеико Ю., Костиков П. Поет Марлен Дитрихю. // Советская культура, 1964, №15

45. Тодрия Н. Эдит Пиаф легенда Парижа. // Театр, 1964, №3

46. Ханиш М. О песнях под дождем. М.: Радуга, 1984

47. Хайченко Е. Викторианство в зеркале мюзик-холла. // Бремя развлечений: Otium в Европе. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006

48. Хайченко Е. Городские типы на сцене лондонского мюзик-холла. // Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007

49. Черевков К. Желанный гость. // Огонек, 1964, №23

50. Шевалье М. Мастеровой Франции. Отрывки из воспоминаний. // Театр, 1974, №11

51. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1964

52. Эрисман Г. Французская песня. — М.: Совесткий композитор, 1974

53. Appignanesi L. The Cabaret. New Haven, London: Yale University Press, 2004

54. Asso R. Recreation. Paris: Nouvelles editions Meridian, 1952

55. Asso R. Le Sixieme evangile. Paris: C. R. Denoel, 1950

56. Bach S. Marlene Dietrich: life and legend. New York: Da Capo Press, 2000

57. Barbara. II etait un piano noir. Memoires interrompus. Paris: Fayard, 2002

58. Bindas K. J. America's Musical Pulse: Popular Music in Twentieth-Century Society. London: Praeger, 1992

59. Bonel M., Bonel D. Edith Piaf, le temps d'une vie. Paris: Ed. de Fallois, 1993

60. Bosquet A. Marlene Dietrich: Un amour par telephone. Paris: Ed. de la Difference, 1992

61. Brown Ph. Marlene Dietrich: The song book. London: Wise Publications, 1997

62. Brunschwig C., Clavet L.-J., Klein J. C. Cent ans de chanson francaise. Paris: Le Seuil, 1981

63. Cahill M. Marlene Dietrich: A Hollywood Portrait. New York: Smithmark Publishers, 1993

64. СапЬу V. Theatre: Dietrich debut. // The New York Times, 1967, October 10

65. Carrier J. Edith et Therese: La sainte et la pecheresse. Paris: Editions Anne Carriere, 1999

66. Cau J., Marriott R. В., Powers J., Penelope P. Marlene Dietrich. New York: Dunetz&Lovett, 1950

67. Charles J. Cent ans de Music-hall. Paris: Jeheber, 1956

68. Cerdan M. Piaf et moi. Paris: Flammarion, 2000

69. Clarke D. The Rise and Fall of Popular Music. New York: St Martin's Press, 1995

70. Connoly K. Eh-oh! Life is a cabaret // The Guardian, 2001, February 14

71. Constable C. Thinking in Images: Film Theory, Feminist Philosophy and Marlene Dietrich. London: British Film Institute, 2008

72. Costaz G. Edith Piaf, une femme faite cri. Paris: Saghers, 1988

73. Coward N. The lyrics. London, 1965

74. Crocq Ph. La vie pas toujours rose d'Edith Piaf. Monaco: Ed. du Rocher, 2007

75. Crosland M. A Cry from the Heart: The Biography of Edith Piaf. London: Arcadia Books, 2008

76. Crowther B. Dietrich and Milland Starred in "Golden Earrings" Movie Now at the Paramount. // New York Times, 1947, December 4

77. Crowther B. Jean Arthur, Marlene Dietrich and John Land a Triangle in "A Foreign Affair". //New York Times, 1948, July 1

78. SO.Cuesta S. Edith Piaf. Paris: Flammarion, 2000

79. Desneux R. Yves Montand. L'artiste engage. Lausanne: Favre, 1989

80. Dickens H. The Films of Marlene Dietrich. New Jersey: The Citadel Press, 1980

81. Dietrich M. Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin. Munchen, 2000

82. Dietrich M. Marlene Dietrich's ABC. New York: Doubleday&Co Inc, 1962

83. Dietrich M. My life. London: Weidenfeld andNicolson, 1989

84. Droz R. Marlene Dietrich und die Psychologie des Vamps. Munchen: Sanssouci Verlag, 1961

85. Duclos P., Martin G. Piaf. Paris: Ed. du Seuil, 1993

86. Dutheil Pessin C. La chanson realiste. Sociologie d'un genre. Paris: Editions L'Harmattan, 2004

87. Frewin L. R. Blond Venus: A life of Marlene Dietrich. New York: Roy Publishers, 1955

88. Gems P. Piaf. Oxford: Amber Lane Press Ltd, 1979

89. Gilroy H. Marlene Dietrich prepares for Broadway debut. // The New York Times, 1967, September 26

90. Griffith R. Marlene Dietrich: Image and Legend. New York: Doubleday&Company, 1959

91. Hamon H., Rotman P. Montand raconte Montand. Paris: Ed. Du Seuil, 2001

92. Hanut E., De Castries A.-P. I Wish You Love: Conversations With Marlene Dietrich. Berkeley: Frog Ltd/Vision, 1996

93. Henahan D. Celebrities hunt for celebrities at party for Marlene Dietrich. // The New York Times, 1967, October 10

94. Higham C. Marlene: The life of Marlene Dietrich. New York: W.W. Norton&Company, 1977

95. Holman Jones S. Torch Singing: Performing Resistance and Desire from Billie Holiday to Edith Piaf. Ethnographic Alternatives. Lanliam: AltaMira Press, 2007

96. Hosch R. Kabarett von gestern nach zeitgenossischen Berichten, Kritiken und Erinnerungen. Bd. 1: 1900-1933. Berlin: Henschelverlag, 1967

97. Hosch R. Kabarett von gestem und heute nach zeitgenossischen Berichten, Kritiken, Textenund Erinnerungen. Bd. II: 1933-1970. Berlin: Henschel, 1972.

98. Jour J. Piaf: La mome en noir. Paris: Dualpha, 2000

99. Joy on C. Du cafe au theatre. Voyage avec les baladins des petites scenes. Paris: L'Harmattan, 2004

100. La Chanson Francaise et Francophone. Larousse/HER, 1999

101. Lange M. Histoire de Piaf. Paris: Ramsay, 1979

102. Lapierre J. La chanson de Paris. Paris: Aumage editions, 2005

103. Large D. C. Where Ghosts Walked: Munich's Road to the Third Reich. New York, 1997

104. Latour G. Le Cabaret-Theatre 1945-1965. Paris, 1996

105. Le Breton A. La mome Piaf. Paris: Hachette litterature, 1980

106. Morley S. Marlene Dietrich. London: Sphere Books Limited, 1978

107. Noa W. Marlene Dietrich. Berlin: Henschelverlang Kunst und Gesellschaft, 1975

108. Noli J. Piaf secrete. Paris: L'Archipele, 1993

109. Nugent F. S. Marlene Dietrich Reaches a High in Horse Opera With "Destry Rides Again" // The New York Times, 1939, November 30

110. O'Conner P. The amazing blonde woman: Dietrich's own style. London: Bloomsbury Publishing Ltd, 1991

111. Penet M. Mistinguett, la reine du music-hall. Monaco: Ed. du Rocher, 1995

112. Piaf E., Cerdan M. Moi pour toi: Lettres d'amour. Paris: Le Cherche-Midi, 2003

113. Piaf E. Ma vie. Paris: Union generate d'ed., 1988

114. Plazy G. La veritable Marlene Dietrich. Paris: Pygmalion (Watelet), 2001

115. Reed R. Dietrich: "I'm Queen of Ajax". // New York Times, 1967, 22 October

116. Richer G. Mon amie Edith Piaf. Paris: L'instante Ed., 2004

117. Rimels L. Du Caf Cone' au Concert Mayol. Paris: Editions La Maison des Ecrivains, 1950

118. Riva J. D., Stern G. A Woman at War: Marlene Dietrich Remembered. Detroit: Wayne State University Press, 2006

119. Riva M. Marlene Dietrich by her daughter Maria Riva. New York: Alfred A. Knopf, 1993

120. Routier M. Piaf l'inoubliable. Paris: Renaudot et Cie, 1990

121. Salten F. The Memoirs of Josephine Mutzenbacher. New York, 2003

122. Sheppard S. Marlene Dietrich. London: House Publishing, 2003

123. Sizaire A. Edith Piaf: La voix de l'emotion. Paris: Desclee de Brouwer,1996

124. Spoto D. Blue Angel: The Life of Marlene Dietrich. Lanham: Cooper Square Press, 2000

125. Sudendorf W. Marlene Dietrich. Munchen: DTV, 2001

126. The Noel Coward Diaries. Ed. By Graham Payn and Sheridan Morley. Boston: Little, Brown&Co., 1982

127. Trenet C. Mes jeunes annees. Paris: Ed. Robert Laffont, 1978

128. Troubac S. Edith Piaf: L'hymne a l'amour. Monte-Carlo: Editions Sauret, 1995

129. Tynan K. P. Tynan Right and Left: Plays, Films, People, Places and Events. New York: Atheneum, 1968

130. Valentin L. Piaf: L'ange noir. Paris: Plon, 1993

131. Von Sternberg J . Fun in a Chinese laundry. London: Secker&Warburg, 1965

132. Walker A. Dietrich. Paris: Flammarion, 2001

133. Wensinger A. S., Wood R. H. Marlene Dietrich: Portraits, 1926-1960. New York: Grove Press, 1984

134. Wyatt R. The Day Marlene Dietrich Died. Lantzville: Oolichan Books,1997