автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Массовая коммуникация и культура

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Петров, Леонид Васильевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Массовая коммуникация и культура'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Массовая коммуникация и культура"

0 0 4 9 У; .

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ДЕУ1БЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ШЬТУШ ИМЕНИ Н.К. КРУПСКОЙ

На правах рукописи УДК [1)08.2 : 009 ; 006.72] ( 043.3 )

ПЕТРОВ Леонид Васильевич

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И КУЛЬТУРА ( исторая,теория,методология )

Специальность 17.00.08 - теория и история культуры.

автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Ленинград 1991

/ /

■ - / -' /'

Работа выполнена на кафедре теории и истории культур; Ленинградского ордена Дружбы народов государственного института культуры имени Н.К. Крупской

Официальные оппоненты

доктор философских наук, профессор Б.А. Врунов

доктор философских наук, профессор Г.Л. Тульчинский

доктор философских наук, Б.М. Фгтрсоп

Ведущая оргализащи:

каЬедра Философии Ленинградского института политологии

в час. на заседании специализированного Совета Д 092.01.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук но специальности 17.00.08 - теория и История кдльтуры при Ленинградском Государственном институте культуры имени Н.К.Крупской ( Ленинград, Дворцовая набережная д. 2 )

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института,' .

Защита состоится

Автореферат разослан

Ученый секретарь

Специализированного Сонета

А.Л. Сукало

j

^хергациЙ1

Актуальность проблемы

/нализ истории человеческого общества показывает, что одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями мезаду людьми. В каждом новом поколении человек становится человеком только в результате усвоения им культурного богатства человечества, Личность формируется в процессе оощения с другими людьми и в процесса контактов с культурными ценностями. Oda этих процесса происходят на основе передачи и приема Щуорн*-цт, её интерпретации и усвоения, то есть на основе, коммуникации.

1'ри мощцеьвих толчка, ускорявших развитие, получила культура зв время её существования: первый - появление письменности, позволившее человеку вступать в коммуникации с другими дидьми, не нсходящимися с ним в непосредственном контакте; второй - внедрение книгопечатания,, предоставившее возможность множеству лидей получить доступ к аньимям и тем приобщиться к культуре; третий - распространение телевидения, которое вместе с сопутствующими изобретениям» (спутниковое и кабельное телевидение, видеомагнитофоны и телефаксы, ввдеогсксы и видеотелефоны) предоставило возможность почти всему человечеству стать непосредственными свидетелями и участниками историко-культурного процесса, происходящего на наше»-планете.

Серьезные, далеко не изученные в долиной мере еоцио-куль-турные, философские и организационно-практические,проблемы связаны с распространением нових средств массовой коммуникации. Эти средства вторглись почти во все сферы жизни в исторически столь короткие сроки, что общество не сумело еще осознать связанные с ними возможности к исходящие от них опасности. Происходящее с по-мощыз техники и мощных информационных потоков приобщение к культуре широких масс, формирование в масштабах не только отдельных стран, но и мировой цивилизации единой аудио-визуальной среды культуры повлекли за собой радикальные изменения в обществе. Благодаря новой информационной технике на наших глазах меняется характер труда, быта, .досуга, образования, повседневного общения, возникают новые виды искусств. Но что еще более вакно для нашей

темы - обнаруживается фундаментальное значение массовых коммуникаций, которые существуют с моменте возникновения общества и во многом определяют его целостность, структуру, устойчивость. Массовые коммуникации - ото относительно устойчивые информационные связи, взаимодействия ковду отдельными группами и институтами; управляющими инстсициямк и поселением, творцами культуры л её потребителями. Эффект массовых коммуникаций» их стабилизирующее и дестабилизирующее воздействие определяются не только содержанием передаваемых сообщений, но такке скоростью, кощнос1ью ииуоркашюшых потоков, разнообразием видов, жанров, источников информации- Из-за возрастания информационных потоков уже небольшие изменения в пропорциях, "удельном весе"' тех или иных сообщении, дак'е случайные флуктуации в распределении информации могут иметь далеко идущие последствия.

Мы являемся свидетелями того, как печать, радио, телевидение ведут борьбу за обновление общества, освобождают сознание от идеологических догм, иллюзий, стереотипов. Но открывающаяся свобода слова, возможность тиражировать тексты и распространять информацию не только способствуют консолидации демократических сил и общественного мнения, но приводят и к рвзмекеванию политических позиций, конфронтации, росту радикализма и экстремизма. Отмена цензур«, мвссовизеция и демократизация культуры открывают доступ к новым, ранее недоступным источникам информации, помогают понять способ Функционирования того общества, в котором кы живем. Но эти же причини открывают дорогу всякого рода сенсациям, публичному шарлатанству, распространению низкопробного чтива и эротики, которые вытесняют серьезную, "высокув" культуру. Еще в недавнем прошлом "железный зановос"1 почти наглухо отгораживал нас от мировой цивилизации. Информация строго дозировалась и цен-эурировалась таким образом, чтобы поддержать и укрепить в сознании принпнпы, ¡¡а которых строилась идеология. Сегодня '"железный гановес"' больше ие существует. Цензуре не может скрыть от нас трагических событий, происходящих в различных регионах страны: межнациональных конфликтов, забастовок и антиправительственных выступлений. Однако свобода поиска, выбора, получения и распространения информации и адей, закрепленные в Законе СССР о печати и в статье 29 "Всеобщей декларации прав человека", совершенно меняют культурный климат в обществе, требуют от всех, кто работает в области культуры не только высокой ответственности, но и

глубокого понимания механизмов функционирования [лассовнх ко1.-...1у-никаций, тех политических, экономических и психологических эффектов, которые могут бить ими вызвали. Нельзя закрывать глаза на то, что возрастание количества источников 1шфорьацпи не только помогает формировать более объективную картину мира,но и способствует нарастанию инфорлационного хаоса, ослаблению нравственных и эстетических ориентиров.

Едва ли будет преувеличении.! сказать, что трансляция по телевидении заседаний Верховных Советов СССР и РСФСР явилась школой политической зрелости для всего нашего народа.Публичность работы государственных органов активизирует политическое сознание масс, позволяет людям осознать свои ¡¡раса и обязанности, увидеть своих воздей п кушров как Си под увеличительным стеклом.

При посредстве кассовой коммуникации в масштабах общества воспроизводятся такие массовые психологические процессы как подражание,заражение,паника, суггестия,зкскалация разного рода чувствований. Развитие коммуникаций включает л себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и ¡¡скажается, мояет самопроизвольно возрастать или угасать. Массовая коммуникация по самой своей природе требует инноваций и годно их ассимилирует, что придает ел и динамичность и непредсказуемость ее эффектов. В условиях свободы слова, гласности, права каддого на получение и распространение информации, общество должно учиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным эффектом, Исследования последнего времени показывают,что несмотря на возможность кратковременных дестабилизирующих эффектов, сшзашшх с открытой критикой авторитетов и систем ценностей через средства массовой коммуникации, такая критика в конечном итоге усиливает реши политической демократии, укрепляет правовые основы общественного порядка, способствует выработке консенсуса. Несомненно, что такие технические новации как кабельное и спутниковое телевидение, не говоря уне о других, которые появятся в недалеком будущем, при умелом их использовании окажут благотворное воздействие на сфер! труда, быта,досуга, политической жизни, на образование и искусство, способству-ои наиболее рациональному решению экологических,экономических, и других проблем, стоящих перед человечеством.

Состояние научной разработки проблемы

Кессовея коммуникация представляет собой соиипльно-обуслов-линннк процесс, выполняющий шоксство Руцким». Есз поддержания устойчивого соксцо информацией иезду ишишвдыг.., социальными группами, коллективами ¡: социальными институтами невозможно себе представить существования общества к£\к целого. В то ;;;е время очевидно, что всякого рода изменения в содержании и направлен-и ости вдоривииоиных потопов, я твкве случшше (рлукту ощш в и их могут иметь далеко идуг;пе последс.гпия для общества. Б этом связи становится понятен тот пакт, что владении средствами массовой коммуникации входит б число условий оолвдеш1я какой бы то пи было влсстьв - экономической, политической или духовной.

Практике; социальных преобразовании, осуществляемая как в нашей стране, ток и во и с ем пире, но г. узы в сот пастоятольнум необходимость создания системы спецнслнзкроаешшх знаний о процессах, ЗСКОКОКСрИОСТЯХ И К&ХЩШЗНСХ* массовой коммуникации, хотя она настолько сплелось с культурой и вросла в неё, что в некоторых её аспектах (например, в случае "кассовой культуры") оно полностью отождествляется с самой культурой.

Историческое развитие массовок коммуникации кок соииально-культурного явления достигло сегодня тон степени зрелости, при которой уз.;о и для обыденного и для теоретического сознания нет сомнения в ток, что массово-коммуникативные процессы оказывают значительное, иногда решавшее влияние на все стороны жизни. Вместе с тем эмпиризм, выступающий в повседневной деятельности средств массовой-коммуникации как доыииврувиея силе, является уже тормозом дальнейшего развития социально-культурного явления на научной основе.

Средства кассовой коммуникации: кинематограф, печать, радиовещание и телевидение, - активно участвуют в пробуждении общественного мнения сегодня, ведут борьбу с бюрократией, на деле утверждают политическую демократию как систему социальной жизнедеятельности, Задача теоретического исследования массовой коммуникации как сложного и целостного социально-культурного явления ыокет быть именно в этот момент наиболее полезна обществу.

Проблема массовой коммуникации затрагивается рядом наук: политологией, политической экономией, социальной психологией, общей психологией, семиотикой, искусствоведением, эстетикой, лингвистикой, журналистикой, юриспруденцией. Здесь накоплен извест-

nuil опит, КыСЙЮЩИйСЯ рССОКОТрИШЯ рудольиия сторон, HLKOVOiK ; механизмов, честна обстоятельств э v о i, i¡|.uuj¡o¡;¡i . !¡oiiuT¡ai создания в нашей CTpuiiti Küi;iiX--'í о ооосш^иьих гшютьа, котор-го осуцвсуь-дялась специи листами на оьзо одной иигиьалшнрогмодой науки нияь-8я призвить уснешшип, íióo ь коночной счете ош; иго,ц1аг.сь к Принудительному ЬФШКНШИШ t ИОГОООрийПОГО 11 ООГаТиГО Р&3(Ш).;Л 04-

тенкаки процесса массовом k0u-yin¡iu..uui под г.рыыу у„;е рмвитои, 1Ш все-таки частно!: и чу.-..он гиорш:.

ípíiriiüUTiTpiiUíí шелла офдолышх зь .аььъ ииссоьод ко1..:..уш:кыиш, яьляясь исторически тишбшиш станам рнаыюия л.н5оя теории, в определенный момент изишше« сои я, исо здчниылся препя4'С®ьш» иа пути постшюёки и рсьения иоркшш, оуцьоспшл upofóntt отыпешцьи-ся теории. Вкесте с теп ь нсслодоишни цюолени » отечественной науке иы-тча^тся и темешшл, uocyu-'n ut. ссс'с печать частно-научного подхода, Токоек, ншрккер, опасность "аеякическсго" подхода, В котором npouocc nOíibJIClir.iI U рбЗКШ'ия U1.CCOBOJÍ KOWiymiKCUWI предстает как детвркиюфоьшшии развитии;; техники, а сана теория массовой комыунпкащш пицпмиется к г. к частниц случай общей теории технической связи, ¡¡з послидне*; акешиширувтея содержание о.порни;; понятий, водедогвии чего шогщункштаяыюи явление кассовой коммуникации определяемся как Чвредачл информации", "процесс распределения сведении" и т.п.

Среди исследователей как в нишей егын», так и за руоеаом, нет единства в оценке сошшльно-культуpitüü роли массовой коммуникации. Ьсли одни шельмоват ели о восторгом перечисляют богатство способов использования маисовой коммуникации, рассматривают их как совершенно вовне, характерные лишь для XX столетия явления, то другие объявляют такой взгляд грубой натяккои, утверждая при о том, что коммуникация незду людьми существовала во псе эпохи, а в наше время просто появились новые технические средства её реализации, и это не внесло ничего принципиально нового в человеческую культуру. Висказивоьтся и такое мнение, что преувеличенное внимание к средствам массовой коммуникации приводит к недооценке роли "собственно человеческого" фактора в культуре, к подмене Еопроса о сути и смысле коммуникации вопросом о ей форме и механизмах.

Всё оказанное в достаточной мера объясняет необходимость исследования массовой коммуникации, которая в диссертации рассматривается прежде всего с теоретико-культурной точки зрения.

Значение этой теш для теории культур« можно обосновать следу-пщнпн соображениями:

- но-первих, теория культур« изучает совокупность социальных установлен»;], продуктов материальной деятельности, идей и ценностей как целостную систему культуры, которая конституируется в значительной степени благодаря устойчивым коммуникативны к связям, поддерживающим целостность культуры во времени и пространстве!

- во-вторых, теории культур» ¡¡мест, в качестве актуальней-ией задачи исследование способов, путей и результатов воздействия культуры, отдельных рё олспрнтов не общество, жизнь и раз-, витне социсльнкх групп, иг; сознание люден. роздействие культу- ■ рн на с!]еру "социума" осуществляется кик пиформацпонно-комму-микатионий процесс, оаягенинз с непременной передачей информации, ей восприятием, осмыслением и усвоенном;

- в-третьих, теория г.ультурк обязана своим возникновением, не в последний очередь, активизации культурного обмене, учащению и углублению контактов пожду г.ультурипи, которыо должны привести, в конечном итоге, к цориирэявпии едином нирозоИ культуры человечества, построенной на гармоничном взаимодействии самобытных ретноиально-зтничоских культур. Проблеме взаимного влияния культур кок проблема коммуникации мезду ¡ниш оказывается, таким образом, в центре иишенвя теория культуры с самого момента её возникновениям

- в-четвертых, культурологический аспект феномена коммуникации четко выявляется при исследовании процесса развития художественной культуры, в котором огромную роль играют коммуникации мзззду творцом и потребителями искусства, всякого рода интерпретации и толкования произведений, которое происходят в форме диалога, обмена идеями, столкновения оценок}

- в-пятых, теория культуры как и ряд других современных отраслей науки формируется кок результат набирающего силу процессе интеграции неук, их ьзаимообогсщения через установление коммуникаций мевду творцами к потребителями культурологического знания. При этом характер таких коммуникация существенным образом влияет На формирование самого предмета культурологии, на постановку её целей и проблем.

Основная ноль исследования - комплексный анализ массовой коммуникации как целостного социально-

культурного (¡¡.еиомекц, выяснение ее роли в прописав развития культуры, внутренних механизмов массовой коммуникации, выявление наиболее значительных о^ектов влияния кассовой кошуцпкв-ции на культурные процессы современности.

Постевлеинся ноль конкретизируется в олвдувдьх направлениях исследования:

- уточнение понятия "массовая коммуникация"' путем сопоставления его с близкими по смыслу понятиями "коммуникация"»"общение", "средства массовой шйорпсцкп", "массовая культура" и других. Понятно "кассовая коммуникация" анализируется как через посредство общенаучных понятии (система, информация, обратная связь, канал связи, языки, коды), так м путем использования традиционных понятии гуманитарных наук (смысл, согласие, взаимопонимание, убеждение, диалог, миопия, ценностные установки к т.п.);

- выявление еоцпальцо-культурпнх предпосылок возникновения коммуникации, массовой коммуникации, их социально-культурной обусловленности;

- выявление и обоснование основных отг-пов формирования массовой коммуникации в историческом процесса;

- создание на этой основе спстши категории теории массовой коммуникации, и построение ее культурно-исторической типологии;

- исследование феномена, называемого "массовой культурой"' и процессов "массовизации культуры" с их многообразными последствиями;

- исследование покоящихся па массово-коммуникационной основе психологических и социокультурных явлении: "слухи", "паника", "мода", - и установление некоторых закономерностей их появления и распространения в культуре общества.

Методологическая основа диссертации

Методологической основой диссертации являются' принципы историзма, применяемые при анализе социальных явлений, разработанные в классическом философском наследии; системный подход и структурно-функциональный анализ. Автор строил свой труд, опираясь на работы советских ученых, а также опираясь на специальные исследования различных средств массовой коммуникации за рубежом.

В диссертации, по замыслу автора, призвано было объединить исторический, структурно-функциональный и феноменологический

аспекты кассовой коммуникации. Исходя из истории национально-культурных форм коммуникации, ряда характерных явлении культуры диссертант питался создать социологические обобщения о функциях массовой коммуникации в обцестве и ее культурно-творческих возможностях. Для автора было важно выявить основные характеристики массовых коммуникаций, позволяющие фиксировать этапы их исторического становления и сравнивать пожду собой коммуникативные системы культуры по степени их зрелости. В качестве таких специфических признаков массовой коммуникации расматриваится её диах-ронность, диатопность, мультиплицирование, симультанность и репликация.

Автор опирался в своем' исследовании но искусствоведческие труды, работы'по теории кино, телевидения, массовой печати, социологии, общественного мнения, труды по кибернетике, семиотике, психологии, общей теории систем, о также по теории рекламы и пропогенды.

Исследования ленинградских, московских, эстонских социологов, организационно-методологическая и исследовательская деятельность ученых Проблемной группы по семиотико при Московском Государственном университете им.М.В.Ломоносова, исследования большой группы ученых Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР, конференции, семинары и симпозиумы, проведенные Московским, Тартусским, Уральским, Тбилисским, Ереванским, Белорусским университетами и опубликованные там материалы - вся эта деятельность советской науки, вместе с изучением доступного зарубежного опыта дает основание для осуществления попытки создания целостного исследования о специфическо: характере и взаимозависимости массовой коммуникации и культуры.

Диссертация строится как филоеофско-культорологическое исследование. Культура рассматривается в ней как категория философии, служащая связующим звеном между категориями истории, с одной стороны, и теории культуры, с другой.

Апробация работы

Результаты исследования докладывеливь автором в выступлениях на научных Международных, Всесоюзных и Республиканских конференциях, посвященных проблемам функционирования массовых коммуникаций, общественного мнения, семиотики и культуры. На материалах

собственных асслод ьгл'оро.; ьротагььи слеш;, льиие кури,

по теории иессохюь кокиуш.ксщ.а »и- I юозогпчмжон ¡/аку.^то'.т Московского Госудсрсяьинног»» ункъиил.'ил'ь, и:; чсг.сь фскулы-ите Лоциигрздскогч. Гооу;я¿шдшюго уш.вьрсятеач., и Со-фипскои Госудьрсявышоп университет« Iл». 1(ли«Vо (ирмского (Болгария), в Лбикпгр&лско;: кштсгути тич-рс, пузики к ким.ь» •рогрцши, в Хипкнградоко!) институте культуры, и Кониусуо по культуре (Болгария).

¿кссертсцпя сбоу;..дед;.сь и получили рпсипепдсцт: к зикит» на совместном зесед«.гл; сокг-оров и кглщ^р Ленинградского института тивтрв, пузики и кькьнзтогредЁи, нй ооы&отиоы зссодинш секторов Всесоюзного ньучно-г.ослелоаитильского института г.скус-стьозкшшя {.¡квистерстви культу ри СССР, и и кадедре исторического материализма Филосо^ ского ^екультета ^-шшгредского уштьрсвтбтс-, на Кафедре ИСГОрШ 1! Т0срш> вультури 1бПННГр адского института культуры.

Практическое- ^печение риооти

• Представленная днсес-ругцнсниия рьйоте носит иплосорокий, теоретический херех'гер. полсаенвл иогут бить копользовсии при построении о ищи;; теории кассовой кои;уншс£-иш1, в оообцсицях р£ботах по теории культуры, по истории культуры, при чтении для студентов, при составлении учьоиих пособии. Осношио полокеввя диесиртыцш дольни, по ).;цояив ивтори, представить кнтьрсс кск для специалистов, з¡лшнглапхся теоретически!;:! проблемами культуры, истории культуры и социологии культуры, так и для практиков, реботсощж в средствах кассовой ша;уиикащш. Особый штерес робота дол:;;на представить для преподе вателеН высших учебных заведении, читаиыих курсы истории и теории культуры, особенно в тех вузвх, где готовят кадры для рьботи в средствах массовой щд.орысщш.

Научная новизна роботы

Научим новизна раооти состоит в следу^ип; '

1. Впервые дано системное описсине (фактов появления, развития п современного состояния ьассовоп компуникации как культурио-историчоского процесса.

2. Обобщен опыт науки ь проблеме описания структурно-Функцио-

кельнях элементов массовом коммуникации.

11 историко-логическон анализе процесса развития- культуры шявлени и определена основные этвш формирования массовой коммуникации.

Бэделони, определены и огшеаш основные категории теории массовой коммуникации, дьвщио возможности описания процесса массово!; коммуникации на новом научном уровне.

5. Исследованы покоящиеся на коммуникационной основе ыассо-во-пскхологичссглш явления (слуу.и, паника, пода) и установлены некоторые закономерности :к появления и распространения, в об— цсстве и культуре.

6. Изучена история ряда характерных форм, массовой коммуникации в России (печать, почта, лубскидр.).

7. Подробно прослежена и на бельком историко-филологическом материале списана судьба терминов теории массовой коммуникации:.

На заадпту выносятся следующие положения диссертации:

1 - воздействие культуры на общество, па сознание людей осуществляется как комлунйкатишю-инфорлащюншй процесс, специфика которого обусловлена способами производства передача ц переработки информации;

2 - коммуникативные процессы и их закономерности в значительной степени определяют характер и результат взаимодействия культур, их диалог и сотрудничество;

3 - в историческом процессе формирование массовой коммуникации имеет свои, отличные от общего хода культурно-исторического развития этапы, которые выявлены и определены в диссертации;

4 - выевшие место в прошлом, развитые ныне ц еще находящиеся в зарождении свойства ¡1 особенности массовой коммуникации могут быть детально и полностью описаны через систему категорий -диахронность, дяатошюсть, аккумуляция «иультиплпцироваше, сиыуль-ташюсть,репликация.

КРАТКОЙ СОДЕРИШВ РАБОТЫ

Диссертация состоит из татарах глав, Введения и Заключения.

В гдава первой "Генезис массовой коммуникации" рассматривается историческое развита этого явления от зламантаршх его форе! к современниц и формулируются некоторые общие принципы его анализа.

Быстрое развитие в XX веко кино, радио п других технических средств передачи сообщэшзй и их массированной вторяонио во всо сфарц 2изш| создает у современников иллюзию того, что история массовой коммуникации началась буквально у них на глазах. Мезду тем массовая коммуникация существует в человеческой коллектива с .самого aro возникновения, уходя своими корнями в процессы кизна-деятелшостя нивоишх сообществ.

Современная наука различает но сколько функций коммуникации в JüUBoií природа. Они состоят в поиска живоишми друг друга; обеспечении координации поведения и подписании иерархии в группа; координации деятельности в сообществах, имеющих черты "сворхорга-кизма", типа муравейника; обеспечении взашосвязи менду популяциями и сообществами в биоценоза. Рыбн, ворош, дольфищ, комары, пчелы обмениваются разными звуковыми и электромагнитными сигналами, которых у дельфинов, например, насчитывается более 800. Коммуникации в животных сообществах обеспечиваю! их адаптацию к среда, упорядоченность и стабильность. Способы сигнализации передаются как генетическим путан, так и путам научения.

Человеческие сообщества, имоя на заро своего возникновения лишь небольшое число сигналов, в ароцессе усложнения деятельности, разделения труда выработали коммуникативные системы, насчитывающие сотни тысяч сигналов. Сигналы и знаки возникали первоначально в ситуации контакта лицом к лицу. Они включали в себя по-3U, яасты, мимику, звуки. -Звуковой язык явился вааноиыим достижением человечества. Благодаря языку были выработаны знаки и значения, с помощью которых мог закрепляться и предаваться от поколения к поколению опит производственной н общественной деятельности, а такаа опыт самопознания д воспитания человека. Достаточная, упорядоченная и устойчивая коммуникация является недреманным условием жизнеспособности коллектива и нормального развития в нам отдельных индивидов. Известно, что недостаток общения шщ какие-

то иго нарушения в детском возрасте, т.н. "депривация", нехватка эмоцлонэлышх и интеллектуальных стимулов для развита, но позволяет достичь психической зрелости и овладеть важнейшими родовыми навыками китаодоятольностп.

По поре уволичеш:я численности а усложнения человеческих обществ возникла потребность в цародачо сигналов и сообщений на расстояние. В диссертация прослеживаются различные техничоские средства, которые использовались для oxoii цели. Древние способы сигнализации вклшалп в собя раатлгание костров, устройство сторожевых вышек с опиши, маяки на побережье, человоческне эстафеты, гдо сообщения передавались с цсшщыа голосовых сигналов или барабанов. На Руси сигналы об опасности, яакарах, нашествиях передавались с помощью колоколов. Совершенствование средств коммуникации в ходе истории связано с увеличением скорости передачи сигналов, возрастанием объемов передаваемой информации, выработкой умений экранировать передаваемые сообщения от воздействия различных "щупов" и помех, добиваясь того, чтобы информация на утрачивалась, не искажалась при эе передаче.

Усложнение труда п фор:,! социальной организации требовало гса более интенсивного информационного обмена. Звуковая речь на могла удовлетворить развивающуюся практику. Развитие культуры могло осуществляться при том условии, чю наряду со звуковой рочыо в обиход вводятся средства, дающие возможность выведения информации за пределы естественной памяти и закрепления ее в некотором материальном носителе на болов или менее продолжительное время. Свойство коммуникации, дающее возмшность сообщениям сохраняться во времени, ш называем диахронностыо (дна - сквозь, хронос -время). Диахронная коммуникация позволяет развести во времени моменты отравления и получения сообщения, т.е. осуществить обмен информацией баз непосредственного контакта. В число нервах коммуникативных средств, обладавших качеством диахршности, мокно назвать надрубки, насечки на каша, дереве, кости, рисунки и шрамы на человеческой коже. Рисунки на стенах пещеры, скульптур, изобретение письменности, установка памятных столбов, надгробий, мемориальных комплексов- все это мокно рассматривать в русле развития даахронной коммуникации, благодаря которой стали возможны процесс суммирования знаний, их систематизация, выработка слоеных знаковых систем. Те племена и народности, которые на создали развитых систем коммуникации, обречены были остаться в аръергар-

- К! -

Д8 цивилизации и были поглощены другими племенами.

Процесс образования государств, империй, колониальных систем приводил к расширению осваиваемой территории и усложнению социальных структур. В коммуникативном аспекте этому процессу соответствуем разработка и внедрение средств, дающих возможность сообщениям преодолевать пространство. Это свойство коммуникации может быть названо "диатопностью" (диа - сквозь, топос - пространство). Для успешного функционирования войска, налоговой аистами, нушш были специализированные средства передачи информации от периферии к центру и обратно. Всо значихолыщо политические объединения прошлого имели в своем распоряжении такие средства передачи сообщений, экологического, военного, политического и экономического характера. От империи инков до наших дней сохранились прекрасно вымощенные дороги гонцов. Регулярное почтовое сообщение поддерживалось в Дравши Китае. Особенного совершенства и разнообразия достигли в разработка диатонных средств коммуникации древние греки. При Дионисии Старшом в Сицилии били изобретены клепсидры - сообщающиеся по длинному трубопроводу сосуда с одинаково расположенными на них: надписями-сигналами. Меняя уровень воды в сосуда, можно было передавать сигналы на расстояние. Греки использовали также почтовых голубей, световую сигнализацию, кодирование сообщений. Рост древних империй лнмитировад-ся в прошлом отсутствием достаточно эффективных средств коммуникации. По мнению Н.Винера, возможно, несколько парадоксальному, Римская империя могла бы существовать и пошна, если бы в ее рае-порянешщ был телеграф.

Развитие культуры, выделение в общество центров руководства и управления, образование городов, где достигалась максимальная интенсивность общения и информационного обмана и быстро шал процесс приращения информации,даля таи од выработке средств ее накопления, сосредоточения в одних руках, в одном центра. "Писаницы Сибири", рисунки бупионов, глиняные клинописные таблички в Ассиро-Вавилонском царства, создание библиотек, цузоав, храмов -все это этапы и формы решения проблемы аккумуляции информации.

Создание алфавита, письменности, книги, книгопечатания -важнейшие вехи на пути развития коммуникаций а культуры как целого. Изобретение книги, в принципе, дает возможность каядому при-обащться ко всему накопленному обществом информационному богатству, разумеется при условии грамотности. Недаром Гутенберг в ка-

честна пробной книга печатает грамматику. Первопечатники йран-цпск Скорина и Иван Федоров так же начинают свою деятельность с издания букварей.

Разумеется, появление нового технического средства коммуникации не предопределило однозначно путей дальнейшего социо-куль-турного развития. Изобретение книга не повлекло за собой немедленно всеобщей грамотности и всеобщего образования. Способность того дли иного общества "впитывать" в себя средство коммуникаций и передаваемую им информацию, распределять ее швду представителями различных социальных слоев, определяется не только уровнем культуры и духовными потребностями отдельных людей, но и характером экономической и политической системы. Поскольку владение знанием и информацией дает возыскносгь эффективного управления и участия в системе власти, грамотность и достуц к письменной культуре были в течение долгого времени привилегией господствующих классов и интеллигенции. С другой стороны, тяжелый физический труд преобладающей массы людей препятствует духовному развитию и распространению грамотности.

На примере изобретения Гутенберга отчетливо прослеживается связь социальной потребности в коммуникации со средствами ее удовлетворения. По мере того, как в усложняющихся социальных структурах усиливается потребность в информационном обмене, появляются все более совершошше средства закрепления, хранения, передачи и переработки информации. К числу таких гениально найденных средств относится книгопечатание, ври котором тексты размножаются с помощью типографского набора. После изобретения книгопечатания были введены в практику основанные на этом фундаментальном изобретении линотип, ротатор, фотоаппарат, фотоцинкография, офсетная печать, грашзапись, диктофон, запись движущихся изображений на кинопленке и другие средства, дающие возможность многократного копирования информации практически любого вида. Свойство коммуникации, при котором сообщение многократно повторяется в неизменном виде, есть тиражирование или "мультиплицирование" (мульти - много, лат.). Последний термин удобен своей предельной общностью, ибо он докрывает любые случаи размножения сообщения, независимо от его вцда и формы.

Потребность в мультиплицировании инфорлации связана с массо-визацией общественная: процессов, ускорением и возрастанием мае-

штабов мобильности населения, как вертикальной, так ц горизонтальной, включением широких масс в политическую и кудмурнуи деятельное 1'ь.

Маосовпзация была бы невозможна боа развитых теяшчзедих средств коммуникации, баз тиражирования научной, культурной, социальной информации. Техническое развитие коммуникации рззу.о ускоряет этот процесс, нащшдяя его в специфическое русло "кассовой культуры". При этш возрастание объема аудио-зязузлзшх сообщений, создаваемых благодаря соотвоютлумчей те:шико, вытеснение шли дисьмешшх сообщений, книжно:! кошуншешцп! создает драматическую ситуацию в области культура. Аудио-визуальная информация воспринимается при ишшмуьо штеллектуалышх усш:п;:, она может предназначаться я да иограмотних лгдой, даходмдеся на низком уроЕШ развита. Распространяясь на болькпз территории, она охватываоз? огрошшв кассы населения. •Люсовизадпв оби«.эс2ва, в свою очередь, ааияоа на коммуникации, лрпнод:! к жишеншо уровня сложности передаваемых сообпртШ. При этом создаются коанорци-ализировашше сродства массовой коодгошалекп, которые едэциально рассчитаны на низкий уровень культуры потребителя и косорие используются з целях полот ическоро шияпулированвя• оозияпаои масс. Аудио-внзуальная шфо^ждация обладает своЯстаигд бистро устаревать, требует постоянного обновления. ¡1) основа аудко-вазуаиышк сродств коииуиввацаи возникает все яоаио ¡рор.\;и ¡сультурн высокой слсйшости, обладавдио всоиц признаками произведений искусства. Аудио-визуальные средства активизируьм психику, процосси фантазии и вообрананпя, способствуя тем самим интенсификации культурного творчества.

В диссертации разграничиваются даа способа ыультиплкцирова-ния информации, соответствующие различным уровням социального и культурного развития ц по-разному влияющие на качество и восприятие передаваемой информации. ПорвмН способ основан на "принципе цепи", единичного копироваши. Он реализуется, например, корда книга переписывается вручнуы или когда художник копирует художественное полотно. Передвижение носагитоля музея от картины к картине такае соответствует этому последовательному способу мультиплицирования. Уникальные произведения искусства мультиплицируются только таким способом, хотя зрителями их могут стать в течение достаточного периода миллионы людей.

Другой способ мультиплицирования нежно сравнить с пучком лу-

чай, исходящих из одного цангро. В этом случае множество одинаковых сообщения появляются одномоментно в х>азных местах и прак-шчески в одно и то же время достигают каждого зрителя ми слушателя.

Первый способ мультиплицирования был достаточен, пота процессы общаствзнно-исторического развития шли сравнительно медленно. Однако но мера интенсификации производства, возрастания ценности Ереыенч, появления многомшшюшых аудиторий, разбросаншх в широком пространство, скорость порадачи и восприятия сообщений становится все болоа существенным фзктором с точки зрения управления социальными процессами, а также в экономической и политической конкурентной борьбе. Та или иная скорость информационных взаимосвязей оказывает влияние на быстроту и направленность социальных изменений. Чегл быстрое получается информация, тем выше ее цена, тем сильнее производимый ею эффект. Это обстоятельство ясно обнаруживается в порно,цй революций. Во время Великой Французской буржуазной резолюции, пожалуй, впервые выявилась колоссальная регулирующая роль оперативной социальной информации, поступающей в массовое сознание в переломный момент развития обществ;}, когда уае небольшие сдвига в поведении масс могут склонять в ту или иную сторону чашу на политических весах.

Процесс вовлечения огромного количества людей, живших прежде относительно изолированно, в политическую а экономическую жизнь нации, сформировал потребность в регулярном информировании л обмене новостями. Ответом ка эту потребность явилась массовая печать, сотни газет, начавшие выходить в Парижа а провинции. Первоначально она передавала, главным образом, экономическую информацию и лишь позшэ превратились в органы общественно-культурного информирования, более иды менее пропорционально отражающие ход событий и занятые выработкой самосознания нации. Эпоха Великой Французской революции - это именно тот рубеж, по которому пролегает историческая граница ыевд прессой, как средством информирования определенных групп о некоторых событиях и массовой коммуникацией, которая, в перспектива, нацелена на то, чтобы информировать всех обо всем. Революция заставила осознать всю важность одномоментного информирования политически возбужденных и готовых к действию масс.

Свойство коммуникации, обозначающее одномоментность восприятия сообщения, назовем "слмультанностыо" (от лат. имул - выес-

те, совместно, а также франц. симультана - одновременный). Массовая начать впервые обоспочида сшлультагаюсть ксшуншсацци. Впоследствии изобретение линотипа, ротатора, пересылка кшогрэфских матриц на самолета, передача газетных полос фототелеграмм способствовали наращиванию ыспцдости п эффективности коммуникации.

В современных условиях сишудьтанность коммуникации оказывается особенно важным качеством. Она обеспечивает демократизацию всах сторон социальной жизни, способствует быстроИиоьгу формированию общественного мнения. Одномоментность восприятия ванной информации противодействует распространении слухов, пашней, которые могут нарушать нормальный рая» социальной ккзни, создавать экономический дефицит, пробки на транспорте п т.д.

Одним аз недостатков одщвсгвувдой сегодня форщ массовой коммуникации является ее одаонапрааяошшЗ характер. Информация передается от ком,tymiuaтора к рпцешюнту, а обратная связь либо отставлена во времени а требув'т специальных послвдошаЕй, которые установили бы реакцию общества на ту или пнуп передачу, ли- -бо ооущостадегся в очень незначито/шт:! стон от, когда например, отдельные телезрители звонят по телефону на студып, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепрограммы. 3 годы перестройки значительно усилилось тжише руководителей печати, радио, талевидения дать возможность рядовым потребителям информации высказывать свод взгляда деред широкой ауддаогагей. Создание систем так называемого "кабельного толавидония", цозполяадо-го потребителям заказывать программы по своему выбору, существенно расширяет возможность массового обратного воздействия рецепи-ента на коммуникатора. Наличие кабеля, связывающего получзтэля сообщений о информационны;.! банком, предоставляет каждому на только широкий выбор информации, но л возможность оперативного ответа на вопросы, поставленные как камушка тором, так и рацениан-том. Происходит превращение системы массовых коммуникаций, сегодня в основном, монологической, в диалогическую. Кабальное телави-дание развивается успешно в США, Англии, Японии, Германии и .других странах как ответ на потребность в быстром реагировании на меняющуюся ситуацию. Свойство коммуникации, которая обеспечивает ответ рецепиента коммуникатору,и установление между ними оперативного обмена информацией может быть названо "репликацией" (раплао - обратное действие, лат., радлик - отвэт, франц.). Рад-лякатдвнзя коммуникация существовала и существует, например, в

- 1в ~

ивдо личной нароцчси! к разговоров но толофону, Создание технических л организационных условии для массовой рошпшатпшюн коммуникации сигроот огромную роль в демократизации общественных процессов, ускорении выработки оптимальных решений, решении множества частных социальных проблем, таких как выбор супруга, экономического партнера, нзклшенио выгодной сдолки. В принципе, можно говорить о телонгапокно! бирже, телевизионном парлаыонто, которые дадут возможность бистро и эуРоктпвко решать слсшшо политические и экономически вопросы.

Диакронность, даатоппоот]., аккупуллцнп, мультиплицирование, сииульт.чнность и могут быть х>а осматриваемы кук полов-

ине категории теории *«соовой комцуишщцз. Они характеризуют свойства, стушни рчзвлтпя, степень зрелости кассовой коммуникации. Их использование дает воат\с:юсхь качественного описания и сравнения различных тан?лоб и сродств кассовой коммуникации. Каждое из рассмотренных, свойств массовой коммуникации возникает в практике ее развития п приобретает особенную значимость в конк-рзгшх ситуациях или г. определенные шпонтп история в качестве ответа на сложившуюся социальную потребность и, в свою очередь, рождает новые жформациоЕШо потребности.

Каядое из суцоствукшх: согодня средств массовой коммуникация - шшгещочиташю, толовцденио, радиовещанпа, кинематограф и т.д. - зшот свои слоцпйг.ку. Выстукал в точошю некоторого периода как способ, оптимально отвечающий но социальную потребность, даиноо средство со временем уходят кз практики, заменяется другим. Каждое из средств идо г и находит свою оптимальную "нишу", свои круг рэцепизнтов и кешуннкаторов. Отдельныэ сродства спа-циализврушея л сочетаются в определенных комбинациях, стремясь дополнить друг друга. Изменение технико-организационных аспектов массовой коммуникации подготавливается всем ходом социального развития, а это последнее, в свою очередь, стимулируется и ориентируется в определенном направлений.

Специальный раздел первой главы диссертации посвящен развитию общастввнко-кошуштатавщх средств в России. Письмо на Руси существовало еще в дохристианские времена. Первые ссылки на письменные договоры русских князей с Византией относятся к УШ-П векам. С древнейших времен практиковалось переписывание священных книг, которое считалось богоугодным делом. В Х1-ХШ веках на Руси вмело хождение около 85 тысяч книг церковного содержания. Всякая

- 1У -

шшги почиталась как свящзнннЯ продшт. Иорвыо ишга на русском языке покатал бодоруcciuiii просветитель Фратщпск Гооргш Скорина. В 1564 году Иван Федоров и ого товарищ Петр Мстиславец закончили печать книги "Деяния апостольские". Одновременно с печатанием богословских книг в русских типографиях печатались буквари.

Почта в России была одной из дрэвнейигах в Европе. Спаниель-ныв почтовые тракта воли из Москвы в Вильно, Архангельск, Сибирь. Почта явилась матерью российской печати, ябо регулярная передача сведений военного, политического и экономического содержания именно с нею л осупествлчлась. Вознигаовашзз более или менее регулярных систом передачи.информации относится к периоду скончания Смутного времени, когда стали развиваться отношения с Западной Европой. Русские агенты за грашцей разузнавали о всяких событиях, почзрлнважи новости из газет л отправляли письменные и печатные отчеты царю и ого приближенным. Позднее эти отчеты стали называться "курантами" (по названию одной из итальянских газет). Большинство сообщений поступало из немощах, .олландских, польских, итальянских и шведских газет. Первым иностранным корреспондентом российской периодики бил Юстус Филимонатус. Будучи аккредитован в Риге, он составлял спстсштяческко обзоры политических событий и лрвлонил много усилий, чтобы сделать передачу известий регулярной л быстрой. Еце в допетровские времена служба по сбору политической информации зела активный а целенаправленный поиск важных для государства сведений.

Большинство сообщений относилось к воешгш действиям, решениям государственных советов, парламентов, речь шло также о народных волнениях и диковинках природы. По Указу Петра Первого в 1702 году стала издаваться первая русская газета "Ведомости"..Редакторы следили за том, чтобы все вахшые события были в ней отражены и вместе о тем требовали воздерживаться от всяких "умствований" и предосудительных экспрессия. Обсудцениэ правительственных распоряжений не допускалось.

Нельзя не отметить, что как со стороны светских и духовных властей, так и со стороны неразвитой и фанатической части народа нередко возникали препятствия для распространения той или иной информации - об этом говорят факт ссшганзя типографии Ивана Федорова, царская цензура, указы патриархата, осуждающие печатание и распространение листов с изображением святых. В принципе, ситуация эта естественна. Общество и его институты,пользу-

ясь массовыми коммуникациями, стремятся их контролировать тем или иным способом. Интеллектуальный уровень и эстетический вкус цензоров лишь до известной степени соответствует интересам общественности и государства, однако влияние конкретных цензоров на развитие коммуникаций макет бить весьма значительным.

Вторая глава диссертации содершт кражи! очерк исследований массовой коммуникации в русской и европейской общественной мысли в социологии.

Уже говорилось о той огромной роли, которую сыграла Великая французская революции в создании массовой газетной и гэдшлыюй прессы. Неудивительно, что этой эпохе и вызванным ей коммуникативным процессам посвящено немало исследований. Диссертант анализирует рабою Л.Салшош, Г.Кунова, Jt.Бланка, Э.Фукса, Г.Бранде-са, рассматривающие периодическую почать европейских стран в конце ХУШ - начале XIX веков. В зту эпоху происходит резкое повышение грамотности, печать делается сродством просвещения, пропаганды, оформления общественного мнения. Исследователи массовой печати обычно выступают как ее участники и критики с позиций "высокой культуры". Отмечается, что в печать но только проникают "низкие" мысли и настроения, о которых не принято было говорить в светских салонах, но и сама печать приспосабливается ко вкусам толгш, стараясь в то ;ка время ши управлять. Критики соналевт о том, что чтение газет стало заменой самостаз тельному мышлению, что газеты являются фактически постоянно функционирующим "мозгом буржуазии", но отнюдь но мозгом всого общества. К.Каутский пишет, что курналистпка водит людей за нос, бесстыдно жат, удерживает в невежестве и деморализует. Лево-демократическая и социалистическая критика прессы так "осанки" богачей и власть имущих развивается в работах К.Маркс*. .. его последователей. Она и сегодня является заметным мотивом в европейских, исследованиях массовой коммуникации.

• Интересно и глубоко ставились вопросы массовой коммуникации в русской критика и публицистика XIX в. Уне А.С.Пушкин ясно понимал, что "сословие журналистов есть рассадник людей государственных". В.Г.Белинский доставил задачу формирования публики, т.е. такого агломерата читателей, который "получил ука известное направление, известный вщо, обличается большим или меньшим единством".

Статья Белинского об Н.А.Нолевом содержит любопытную клао-

оификацто читателей. Н.Г.Чернышевский подчеркивает, что публицист должок прежде всого сообразовываться о живыми потребностями общества. Власть публицистов по отноишпю к мнению общества зависит, по мысли Чернышевского, но от их авторитета и эрудиции, ' а от того, насколько они способны улавливать дух происходящих событий и направление прогресса. Интересна обширная работа малоизвестного шно М.О.Меньшикова "Призвание журналистики". В ней фиксируются изменение механизма воздействия газеты на общество, вы-. Т0СН9НИ0 длинных рассуддеиий хроникой, оперативной информацией. 1.1.0.Меньшиков видит главную задачу газеты в том, чтобы "поддерживать в обществе разговор". Несмотря на быстрые темпы развития печати в начале века, наша страна но количеству выходивших газет в 1905 году все еще занимала примерно десятое место в мире.

В исследованиях, посвященных проблемам почата, выделяются ' работы КЛаркса. Это, прежде всего, "Оправдание мозельского корреспондента" п "Дебаты о свободе печати". Что бы ни говорили сегодня критики Маркса, но эти работы без всякого преувеличения можно считать самыми интересными для своего времени. В наших учебниках по журналистике л теоретических статьях иногда делались на них ссылка, но выбирались самые нейтральные места. По своей открытости, смелости, точности выражений эти статьи и сегодня, воспринимаются как острая критика пороков массовой прессы нашего недавнего прошлого. Автореферат, как'нанр, на люби? цитирования, но хотелось бы, чтобы читатель почувствовал стиль молодого К.Маркса :

"Правительство слышит только свой собственный голос, оно знает, что слышит только свой собственный голос и, тем но менее, оно поддерживает в себе самообман, будто слышит голос народа, и требует такав и от народа, чтобы он поддерживал этот самообман. Народ же, со своей стороны, .ибо впадает отчасти в политическое суеверие, отчасти в политическое неверие, либо, совершенно отвернувшись от государственной яизни, превращается в толпу людей живущих только частной жизнью. Если господь Бог только на шестой ■ день сказал о своем собственном творении: "И увидел, что все хорошо", то подцензурная печать - каждый день восхваляет творения Правительственной воли; но гак как один день непременно противоречит другому, то печать постоянно жег и при этом долина скрывать, что она сознает свою ложь, должна потерять всякий стыд"

1 Маркс К., Энгельс §. Соч. 1.1. с.69.

- ÜÜ -

Маркс утверждал, чго подобно тому, как каждый должен учиться читать и писать, он должш кмв'гь право писать и читать. В середина Хл века ото право било закреплено в статье 19-той Всеоб-щой декларации прав человека.

Второй раздел главы посвящай критическому анализу современник западных теорий массовой коммуникации. Рассматриваются работы Г.Тарда, Г.Лассуэла, У.Лшшана, Л.Saparo.

Для понимания направленности, проблематики.и результатов исследований массовой коммуникации вазшо принять во внимание характер тех практических коьиунлкатнвшх задач, которые решались в ту или иную эпоху или конкретный иошн? bpauotui, а та юла условия, в которых они решались. В конце ZCEX - начала XX веков в ноле зрения исследователей цопали процессы иаосоьизащш общества. Этому периоду соотвотствовали работы Тарда, Да-Бона, Фрейда о психологии толпы. В это Mö время я поз;,а) изучались различные тили публики и аудитории. Во врош первой мировой войны и поело нее проявлялся большой ияторос к военной пропаганда и роюшмо. За том акцент сместился на исследования кошорчоокоЗ массовой культухы, политического массового сознания. В года иторой мировой войны и посла нее изучались пропаганда е контрпрша ганда, а в диошие-кия "холодной войны" - оифпктмвносуь коАь;уш)С!1'ической и антикоммунистической пропаганда па различный стршш и слои населения.

О влиянии условий пропагандистской роботы на выводы исследователей говорят следуюс^Г: пример. В парною мировую войну широкомасштабные пропагандистские кампании союзников существенно способствовали рааясиоиию немецких войск. Si'o создало у теоретиков ложное представление о там, что момно добиться любого нротган-дистского эффекта, если составлять сообщения аонко и ушо. Начиная с IS37 года в ClilA издавался к_.'-лал с ннтрш^ющш названной "Анализ пропаганды или еаамосячное письмо с целый помочь интеллигентному гравдашщу обнаруживать и анаиизировать пропаганду". Само название журнала свидетельствовало о иовораюстно-рационалис-тическом понимании сущности пропаганды, да и коммуникации вообще. Вскоре явилось достаточно (Тактов, опровергавших такое понимание. Выяснилось первостепенное значение' внутреннего состояния рецепи-ен'та дал эффекта воздействия. Психика, как показали психоаналитические исследования, в зависимости от имеющейся установки монет успешно сопротивляться самой правдивой и убедительной пропаганде, но может варить и самому грубому обману.

Во время второй мировой войны немецкие части даже в очень тяжэлых условиях; но поддавались пропаганде союзников и сражались до последнего. Причиной столь различных эффектов одних и ток ко , пропагандистских воздействий были не только общие изменения политического климата, росг национализма, но и изменения социальной структур! объекта пропаганда. В первую мировую войну в немецких частях были сильна сословяо-классовые барьеры, отделявшие соддат от офицеров, подогревавшие революционные настроения и об--легчавшие работу пропагандистов. Во второй мировой войне в частях специально культивировались настроения фронтового братства солдат и офицеров, бережно поддерживались з^адиции полков и дивизий, вырабатывалась соответствующая символика. Англо-американские исследователи извлекли богатие уроки, изучая методы геббель-совской пропаганды и психологической обработки общественного мнения. Известная работа Л.Иууба на эту тему л сегодня не потеряла своей актуальности.

В послевоенное время о массовой коммуникации написаны тысячи работ. В них констатировалось, что человечество переживает момент информационного взрыва, что общество, которое существует сегодня, это "информационное общество", что культура, на которую оказывает дробящее воздействие массовая коммуникация, стала "мозаичной культурой",

В диссертации анализируется одна из наиболее популярных, новаторская, но весьма спорная концепция "масс"модиа", принадлежащая канадскому социологу М.Маклюэну,

Отраяая довольно поверхностные, с точки зрения общего состояния культуры настроения люмпенизированной научно-технической интеллигенции, Маклюон в сенсационном футурологическом стиле трактует средства массовой коммуникации как основной двигатель истории. Главная его мысль состоит в том, что общества и люди формируются в большей степени в зависимости от характера средств коммуникации, чем от ее содержания. Иначе говоря, ваяно не то, что именно сообщается, а то, каким средством ш при этом пользуемся. Анализ концепции Маклшна плодотворен, однако в том отношении, что открывает новые проблемы, обнаруживает новые функции массовой коммуникации в системе культуры.

Значительный интерес представляют работы американского ученого М.де Флера, в особенности его труд "Теории массовой коммуникации". флер выделяет четыре основных теории массовой коммуняка-

ции: индивццуалышх различий, социальных категорий, социальных о1ношошн1 и культурных НОрЫ.

Парная из них связана с развитием психологических и соци-ально-псикхмогичаских исследований мотивации. Психологи получили убедительные доказательства того, что мотнвационшэ побуяде-шш могут быть приобретены через обучение. Но на все индивиды могу 2 бить "мотиаировани" одними и тони же побуждениями". Было введено к развито цовоо понятие "эттитыод" (установка), как средство для объяснения различных человеческих предпочтений и действии. Был также сформулирован принцип избирательного восприятия информации в условиях коммуникации. Било показано, что из мнсыества получаемых сообщений. человек обраи^от внимание правде всего на не, которые связаны с его интересами, укрепляют ого убеждения и подчеркиваю его ценности.

Теория социальных кавогорий основывается на достшюшшх современной социологии. Ее предпосылки ело,дующие: несмотря на разнородность современного общества люди, пьющие много одинаковых характеристик (возраст, пол, образование, уровень дохода, моего жительства и т.п) и образующие особые группировка - социальные категории - будут инеть некоторые одинаковые типы ориентации и поведения в условиях массовой коммуникации.

Теория социальных отношошй фиксирует внимание па том, что члеш аудитории имеют семьи, друзей, широкий круг знакомых, и эти неформальные межличностные отношения - "первичные групповые связи" - оказываются очень ваиныыц в ситуациях выбора, там, где от чало вага'требуется доверие к средствам массовой коммуникации.

Важным достижением было открытие "двухступенчатого потока коммуникаций". Хотя человек и принимает непосредственно сообщение из "масс-медиа", его доверие ¡отщу сообщению зависит от тех рекомендаций, коворца он получает от "лидех-а мнений", находящегося с ним в непосредственном контакта.

Теория культурных норм показывает, как средстш массовой коммуникации, воздействуя на нормы культуры, принятые в данном общества, может влиять на стандарты поведения.

. Завершаегся обзор западной литерутуры анализом солидного труда Дениса Макгвейда "Массово-коммуникативная теория" (Лондон, 1985 г.). В этой работе подробно рассматриваются цели и функции массовой коммуникации, оа института и организации, характеристики передаваемых сообщений, особенности аудитории, эффекты возцей-

-- Й5 -

ствия, а также некоторые политические аспекты влияния массовой коммуникации. В качостве специфических условий восприятия сообщений автор выделяет: добровольность, непрерывность, всеобщность, открытость, низкую стоимость, невысокую квалификацию рецопионта, возможность ддя иэго отказа от продолжения кошушнации.

Завершая этот раздал, следует привести слова до Флера, кото-рыма он характеризует результаты исследований массовой коммуникации: "Накоплены существенные эздиричаские дашшо, которые освещают особенности коммуникативных процессов, выдвинуто много предположений о способа существования массовой коммуникации, есть гипотезы о способах влияния массовых средств на индивидов и группы, имеются предположения о роли отдельных фаз кассовой коммуникации, - но нэт пока соглашения о том, что -та всо-таки долзан представлять собою предмет, обозначающий поле исследований массовой коммуникации".

В Третьей глава, на основании материала, изложенного ранее, а такжа с помощью привлечения новых данных делается допытка обозначить общие контуры теории массовой коммуникации.

СЛОВО "КОММуНПКаЦЕЯ". ПРОИСХОДИТ ОТ ЛаТИНСКОГО " corraunica -Но", котороа ИМ98Т два значения: I - сообщение, передача; 2 -риторическая фигура обращения к слушателям с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Это слово стало употребляться в русском официальном языке в петровскую эпоху. В евпзи с основанием Санкт-Петербурга Петр указывал на необходимость войны со шведами, которые отодвинув Россию от Балтийского моря, тем самым "разумным очам добрый задернули занавас и со всем светом коммуникацию пресекли". В диссертации на многих примерах показывается судьба этого слова и превращение его в широкоа общенаучное понятие. Кошуникация определяется как процесс формирования и поддар-.•кания единства общности. Поддерганиа единства в интересах развития общности - генеральная фикция коммуникации. Любое социально-политическое и культурное единство простирает свои границы не до тех мест, где стоят пограничные столбы, а до тех, куда проникает и где адекватно воспринимается кошуникация, имеющая определенные социальные, политические, национальные, социально-аенхоло-тачвекие и культурные особенности, присущие только этой общности.

Для обозначения интересующего нас явления термин "массовая коммуникация".("масс-медиа", "средства шссовой коммуникации") предпочтительное, чем термин "средства массовой информации". Ыас-

совал коммуникация, как уне отмечалось, существовала да;;:а в те времена, когда на било кино, радио, газет, телевидения л других средств, асаольэуоиих для перодачп информации, Шссовая коммуникация порвслачальцо тогдаствоша гланздояталыюстн сооба;оства. Лишь постопешю в социальном пространство наделяются а локализуются специальные средства, каналы, у зли, специально занятна информационной деятельность».

Передача информации лииь редко шступаот в качество специальной цеди кол,'$никацш1, которая чаще осуществляется ради поддержания целостности группы, согласия, координации практических действия. Единство общности, в приацше, мог.от подцероиваться н баз сймока пнфорлащш илд ко при самой минимальной его интенсивности. Цсэд лддхлш общность ногат устанавливаться и поддергиваться либо путем нрпнукдонпя, либо путем любви, т.о. полного взаимного согласил и взаимопонимания. Однако, в саду разных причин, оба эти способа либо трудно осуществимы, либо но пршонами для широкой п разнородной общности. Поэтому коммуникация с помощью информационного обмена является наиболее удобной, надакной, эффективной гак в чолоеочосшис, так л гльотшх сообществах.

В диссертации развивается идея о том, что массовая коммуникация - ото процесс, вкличащпй в себя, с одной стороны, - извлечение, переработку и передачу с помощыэ относительно быстродей-ствущих устройств социальной п социальпо-аначпмой информации, осуществляемый спецаалпзпровэшшмн институтами; с другой стороны, - праом этой информации численно большими, социально разнородными, рассрадоточзшшын, но взаимодействующими ыедцу собой аудиториями. Генаралыюя функция массово!! кшууяшацца определяется в диссертации ик корреляция отношений внутри общности, ки-ду еа элементами (классами, еловыйгруппами), корреляция отпоаэ-гшй меаду самими общностями (государствами, их обьодинаяшшд , экономическими и политическими сообществами, социалышш, ралыги-озшш1 и другш.ш организациями) с целью подписания динамического единства и целостности данной социальной структуры. Основная функция массовой коммуникации, другими словами, ото процесс идеологической, социальной, социально-психологической а культурной интеграции индивидов в изкоторую общность (государство, нация, класс, профессиональное обчедиаенцэ п т.д.).

Свою генеральную фушщию массовая коммуникация шполняет с цоисщш следующих средств: I. создашь и подцераанае "картины ии-

ра" (сообщение о фактах, событиях, идеологической ориентации, политическом значении тох нлп ышх явлений во впоянеи для данной обицюсти среде); 2. создзняе "картины обцгости" (сообщение о .фактах п событиях, социальных оршэнгпцнях, касающихся изменений, ПРОИСХОДЯЩИХ внутри социума. Создашэ "х'лртпны социума" ' ость по сути дала процесс социальной регуляции; 3. трансляция ценностей культуры, осуществляемая гак дпахрояшй и как синхронный процессы; 4. рекреация аудитории массовой коммукнкацин.

В своз враш еще Налолеон I говорил, что о прогресса общественного благосостояния маяно судить но результатам счетов почто-' шх дилижансов, ибо в них косвенным образом отроилась экономическая активность той ила иной страна. Теперь яе коммуникативная деятельность п сама стала обладать собственной ценностю, стала выступать как товар нородко самый дорогостоящий, ибо в экономически развитых странах информационная деятельность составляет большую половину всого объема экономической деятельности. II вместе с тем время,потраченное на труд, в развитых странах составляет только 2/3 от времени, потраченного только на просмотр телевизионных программ.

Характеризуя структуру массовой кегмзуникащт, можно вспомнить о там, что еца Л.Н.Толстой выделял в человеческом общении три фактора: кто и какой человек говорит; как - хоросо или дурно он говорит; говорит ли он, что думает и совершенно ли то, что думает п чувстзует. Современная .теория массовой коммуникации пользуется похожей структурной схемой, подвинутой Гарольдом Лас-су элом ащэ в 1932 году, которая формулируется в виде пяти вопросов: Кто сообщает? Что сообщает? По какому каналу? Кому? ,С каким эффектом? Через двадцать лот Лессузл вернулся к этой формулировке и ввел в нее дополнения: "Кто, с каким намерением,, в такой ситуации, с какими ресурсами, используя какую стратегию, оказывая влияние па какую аудитории, с кагал результатом". Однако, несмотря на обширную критику и множественные дополнения, которые предлагались различными авторами, лассуэловская пяхиэлемонтная форгду— ла ударкалась в теории массовой коммуникация потому, что она верно схватывает существо коммуникативного процесса.

Теорию массовой коммуникации существенно обогатила теория информации, в которой (по К.Шеннону) содержится три главных элемента: источник - сообщение - получатель. В теории массовой коммуникация источник сообщения получил название "коммуникатор", а

- '¿'d -

иодучаааль сообщений стал называться "рацедцентом". В дальнейшей проблема структуры била развита в работах У.Щраадш. Один из первых исследователей массовой каммунагощпн в нашей стране Ю.Воронцов в структура коммуникации выделяет у:ло 15 элементов.

■ Сло,люсть коммуникативного процесса связана с тем, что одна и та sa икфирпащш моаат бить но разному понята л' осмыслена расними ладь;,гл. Болао того, одна и та ^е информация на мо;зет быть совершенно одинаково воспринята даже одним человеком в раз-ныэ периоды его жизни или когда он находятся в разных эмоциональных состояниях. Процессы перацачи информации выступают одновременно и в качества процессов еэ переработки. Личности, социальные институты, группа постоянно получают, перерабатывают и передают информацию, которая в этом своем дшшшш цогат угасать, рассеиваться, но ыокет и увеличиваться в объеме, приобретать все большую значимость. Для еизни д развития культури характер информационных процессов имеет первостепенное значение. В диссертации подробно рассмотрели взгляды американского исследователя Ф.Цах-лупа, который различает шесть типов участников кошуникативного процесса. Один паредаот информацию без малейших изменений. Второй изменяет форму, не меняя содержания. Третий измошет и то и другое с помощью рутинных приемов. Четвертый воссоздает полученное сообщенаа с помощью вообранэнпя. Пятни присоединяет к сообщении собственные мысли и углубляет его. Шестой использует получаемую информацию как стимул для оригинального творчества. Таким образом, информационные потоки в обществе питают творческую деятельность, обогащают культуру. Но могло, вероятно, выделить информационные потоки угасающие, омертвляющие информацию, приводящие к разрушению и обеднении культура. Так, например, в современных тоталитарных идеологиях проиоодит одновременно и разрушение традиций и блокирование творчества.

' Завершая этот раздел, хочется всношшть слова Р.Оденгойме-ра, который заметил, что самые удаеныие среди нас разбираются хорошо только в очень немногих вещах... Чем больше и точнее ш понимаем собственное дело, тем лучше мы можем измерить вою глубину собственного невежества.

Четвертая глава н->свящеца рассмотрению массово-коммуникативных явлений в культуре. Она начинается с раздела "Лубок и ого роль в истории русской культура". -Печатание лубков - нравоучительных, веселых л познавательных картинок с деревянных досок

является началом массовой коммуникации. Первые попытки такого рода были осуществлены около тысячи лет назад в Азии. В России такие картинки називались потешными немецкими или фряжскими листами. По свидетельству П.Забелпна они использовались для обучения малолетних царей, цзрззичей и царевен. О их распространенности свидетельствует то? фл'.т, что при описи домовой казны патриарха Никона было описано 270 листов фряжских.

Лубочные картинки украшали не только царские палаты. Они входили в качества декоративного элемента в интерьер крестьянской избы, мещанского дома и дока купеческой гостиной. Долгов время лубок был почти единственной духовной пищей русского народа, энциклопедией самых разнообразных сведений. Для большинства жителей России он был первым учебником грамоты, духовной пищей и энциклопедией. Сенатор Д.Л.Ровинский - известный собиратель и исследователь русской народной картинки - выделяет четыре основных теш, отражаемых в содержании лубка: изображения сш.нх, иллюстрированные нравственные заповеди и настроения, сатиру и комические изображения, виды городов с их описанием. Но обилию тем, полету фантазии, затейливости техники, национальному своеобразию лубок значительно превосходил гравюры для господ и картины, выходившие из-под лера питомцев импараторской Академии художеств, которые нередко только колировали иностранных мастеров. Лубок давал читающему, но малограмотному человеку начатки знаний по истории. В период турецкой войны 1770-х годов возникла продолжающаяся серия лубочных картинок о взятии турецких кропостен. Это было первое многосерийное иллюстрированное вздание в иVтории русской культуры. В лубках печатались географические карты, календари, буквари, арифлетики, прописи. Шссовое издание сатирических лубков во время войны с Нанолеоном, имевших огромную популярность, можно, по-видимому, считать первым прообразом современных средств массовой коммуникации.

Ровинский справедливо утверждал, что народная доревянная гравюра служила общественным потребностям, заменяла бедным те дорогие манускрипты и миниатюры, которые были доступны богатым. Русский лубок выступал гак исходная ступень эстетического образования. Подобно теперешним телевизионным новостям, он информировал о событиях, случавшихся в разных частях света, давал красочные описания праздников, иллюстрировал сообщения о прибытии шо-

странных гостей, сообщал об уголовной хронике и происшествиях.

Значение лубка дня развития русской национальной культуры трудно переоценить. В течение нескольких столетий он служил средством массовой коммуникации для народа. Удивительно в лубке не только го, что он был вызван к жизни потребностями народа, но ю, что он создавался самим народом. В продолжение сотен лет он выступал как "народное телевидение".

В разделе под названием "Массовая коммуникация и художественная культура" показано, что каждое из средств массовой коммуникации имеет две сферы: тахничоскую и социальную. Наличие прекрасных сценариев, талантливых режиссеров, великолепных актеров, высокопрофессиональных операторов но создает ощо массовой коммуникации, а образует лишь ее предпосылки. Они могут быть реализованы при наличии технических средств - кинопланки, толекинокамер, радио и телестанций, кинопроекторов,, видеомагнитофонов, телевизоров и радиоприемников. Техническая сфера массовой коммуникации не входит непосредственно в сферу художественного творчества.

Вторая сфера массовой коммуникации - социальная. В ней участвуют творческие коллективы, которые своим коллективным трудом создают массовую художественную продукцию. Само содержание средств массовой коммуникации неоднородно. Произведения их существуют в четырех основных видах: журналистика (фото-кино-радиожурналистика), наука и популяризация ее (учебное телевидение, программы, посвященные здоровью), художественное творчество (виды искусства . фотоискусство, киноискусство, телеискусство), репродукция '(трансляция драматического спектакля, футбольного состязания, эстрадного концерта).

Новые виды искусства в средствах массовой кошунихсации возникают следующим путем: развитие »Ищаствашшх отношений создает потребность в новом вида коммуникации. Наличие этой потребности обусловливает поиски средств ее осуществления. Найденный канал общения сначала развивается как коммуникативное средство, в его пределах появляется и совершенствуется особый язык, обнаруживаются возможности и ограничения данного вида коммуникации и лишь затем, посла открытии присущих данному средству свойств, формируется характерный дош нею вид искусства.

Развитие художественных форы в средствах массовой коммуникации тесно связано с особенностями-этих средств. Одна из таких особенностей - способ восприятия художественных произведений. В

диссертация прослеживается, как и при каких условиях художественная коммуникация приобретает одну из следующих форы; "ассимиляция среды", "перенесение", "отагдествленлз с автором".

В процесса художественного восприятия рецепионт может пройти всо три уровня - от относительно простого - "ассимиляция среды" - к самому сложному - "отояпоствлешш" с личностью автора. Возникновение такого типа художественной коммуникации возможно только в результате длительного научения. Известная мысль о том, ■ что тот, кто хочет наслаждаться искусством, доляен быть худсиш-ственно образован - подтверждается и здесь.

Другая особенность массовой художественной коммуникации -цикличность обращения к одному и тому по круцу людей. Из этого свойства вытекает ряд особенностей коммуникации, которые до создания радиовещания и телевидения не могли бить осознаны. Одна из них - возможность быстро внедрить в сознание, з повседневную жизнь новые социокультурные норга, что рапьае, в до-телевизионную эпоад осуществлялось лишь за несколько поколений.

Следующий раздал главы посвящен анализу взаимосвязи массовой культуры и массовой коммунакацап. В современной литературе выделяются три значения тормша "массовая культура". Норвоо - совокупность шаблонных, бессодержательных художественных поделок, рассчитанных на самый неразвитый вкус; второе - совокупность всех сообщений, которые продуцируется средствами ь^ссовой коммуникации; третье - 'действующая культура масс, вюточавдая в себя значение двух предыдущих пунктов, а танке .*шбые формы потребления массовой культурней продукции п массового позади -<я.

В диссертации делается попытка доказать, что раохоаео мнение, согласно которому унифицированное поводе 1шэ множества индивидов возникает вследствие развития кассовой культуры является заблуждением. Человеческое общэство начинается с предельной ыэс-совизации. Первобытное стадо - это таге массовое общэство, которое открывает возможности индивидуализации личности только в процессе долгого социально-культурного развития.

Современная массовая культура всего лишь делает более зримой, выпуклой эту массовую составляющую сознания и поведения, которая существовала всегда.

Жизнь художественного произведения складывается, из четырех этапов: создание, трансформация, распространение и потребление. Массы включаются в культурную деятельность, начиная с этапа по-

- Ъ2 -

яребления. Последний этац духовного производства есть вместе с там первый этап массовизации. Рост потребления культурной продукции влачат за собой развитие соответствующей шщуотрия. В любой развитой страна мы видим миллионы людей, занятых в индустрии культуры. Затем ыассовизация начинается на более высоком этапе. Переход к нему намечается ука сегодня. Когда-нибудь в будущем созидание культуры станов делом масс. Ыассовизация духовного производства - исторически неизбежный процесс, который со временем обеспечит расцвот культуры.

Последний раздел диссертации посвящен анализу моды как социально-коммуникативного явления. В современном общество моде подвержены но только внешний облик, костюм, манеры, но вакке литературные и архитектурные стили, направления в уцзвоииси и музыке, формы бытового поведения. Движение моды накладывает печать и-на экономические процессы.

Механизм моды является чрезвычайно слоапым для анализа, потому что слагается из большого числа разнопорядковых элементов. Мода относится к разряду явлений, которые социальная психология называет массовым, информационным, групповым взаимодействием. Если' эти явления расположить в ряд по продолжительности действия, то на вершине будет традиция, далее более короткий по времени действия обычай, затем мода и последнее явление, обозначаемое в англо-язычной научной лексике термином " "id '"/¿ буквально "сумасшествие". На русский язык его мокно было бы'перевести как "всплеск", "вспышка", "каприз".

С точки зрения качественного своеобразия массовой информации, можно построить другой ряд, в котором находятся слух, паника, мода. Особенностью моды являемся то, что она,подобно сдуху, распространяется, по преимуществу, чарез межличностные каналы и, подобно панике, распространяется некритично и лавинообразно.

В диссертации раскрываются признаки моды. Первым является ее социальная обусловленность. Вторым - ее знаковость. Это означает, что в моде распространяются не предметы, на веда, а образцы, т.е. знаковая информация о значении тех или иных элементов в сегодняшней практике. Впв, например, внеиний облик человека, ш можем выделить в ней следующие знаковые системы: I - знаки,, информирующие о принадлэкности к определенному поду - "половая диф-форентация" (цвет одежда, ое покрой-, отделка, аксессуары, форма прически, украшения лица и т.д.). Эта дифференциация является

важнейшей в повседневной общественной практике и поэтому знаки, относяпщо индивида к определенному полу, повторяются многократно, избыточно. 2 - знаки, при "прочтения" которых встречный может идентифицировать индивида с определенным социальным слоем, группой. В массе своей шщивады стремятся овладеть чаще всего чужой, знаковой системой "верхней" по отношению к их действительному социальному положению. Эта знаковая система названа "социальной дифференциацией". 3 - "характерологическая дифференциация": внешний облик индивида дает исчерпывающие сведения для составления его психологической характеристики. 4 - "возрастная дифференциация": деталями внешнего облика либо сознательно, либо непроизвольно устанавливается прлнадлюшость индивида к определенной возрастной категории (иногда смещенной по отношений к действительной).

Механизм моды важен в культуро еще и нотему, что через ого посредство человечество избавляется от тирании традгрй. Мода выступает как легальный механизм сманы привычных форм культур. И уже поэтому мода должна изучаться в теории культуры как механизм культурного развития.

Содержание диссертации наьию отражение ь следующих публикациях:

а) Топографии, брошюры

1. массовая коммуникация и искусство. Л. IS76 ( 10 а.л.)

2. иода как общественное явление. Анализ в социально-кошуникатив-нои аспекте. Л. IS74 ( 2,25 а.л. )

3. кассовая колшуишацпя и искусство. Л. IS7I ( 1,5 а.л. )

4. Массовая культура и массовая коммуникация. Л. 1978 (1,5 а.л.)

б) Статьи в сборниках и периодических изданиях

5. Надо знать, что такое телевидение // Советское радио и телевидение. 1965. Ji 8 (I а.л. )

6. Дидеша: логика или оынлризм ? // Советское радио и телевидение. •1966. й 8 (I а.л. )

7. Проблема документального и художественного в телевидении // Тезисы докладов I Ыегшузсаской научно-теоретической конференции по проблемам теленублпциотики. Л. 1366 ( 0,25 а.л. )

8. Структура художественной коммуникации // Ироблеш телевидения и радио. Вып. I. Li. 1?37 ( 2 а.л. )

9. Массовая коммуникация и эстетика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л. IS67 С I а.л. )

10. Искусство и средства тссовой кошуникации // Научный атеизм, этика, эстетика. XXLI Герценовские чтения. Л. 1970 ( 0,2 а.л. )

11. Грань, за которой искусство // Советское фото. 1971. J¿ 7 ( I а.л.)

12. Проблема термина и понятия "массовая коммуникация" // шатешалы научного семинара "Семиотика средств массовой коммуникации". ы. 1973 ( 0,5 а.л. ).

13. Феномен мода в процессе межличностного общения // Категории этики и эстетики. Л. 1973 ( 0,75 а.л. )

14. Ленинское учение о пропаганде и современные проблемы массовой коммуникации // Тезисы выступлений на теоретической конференции ЛБПШ, Института-истории КПСС,посвященной 100-летию со дня роадешш В.И. Ленина. Л. 1970 С 0,5 а.л. )

15. Семантический анализ понятий теории массовой коммуникации // Предмет -семиотики. Проблемы взаимодействия систеш средств массовой коммуникации. Вып. I. í.¡. 1975 ( 2 а.л. )

16. Современные буржуазные теории массовой коммуникации. Критический анализ // Социально—художественные тенденции в искусстве современного Запада. Л. 1976 ( 2 а.л. )

17. Роль массовых коммуникаций в жизни общества // Социальные проблемы в документальном кино. Отражение и анализ. Рига. 1981

( 1,5 а.л. )

18. О закономерностях исторического развития массовой коммуникации // Социология культуры. Л. 1982 ( 0,75 а.л. )

19. Методологические предпосылки анализа процессов массовизации в сфере культугы //.Методология и метода исследования культуры. Л. 1984 ( 0,5 а.л. )

20. Художественная культура и возможности массовой коммуникации . // Проблемы культуры. София. 1979,й 2 ( 0,25 а.л. )

21. Массовая коммуникация и массовая культура // Проблемы куль-туш. София. 1979, № 5 ( 1.5 а.л. )

22. Die Schule dee Kontakts // Neue Deutsche Presse» N 13. 1969 (0,5 а.л»)