автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Массовая литература 1880- начала 1890-х годов (И.И. Ясинский, В.И. Бибиков)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Абашина, Марина Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Массовая литература 1880- начала 1890-х годов (И.И. Ясинский, В.И. Бибиков)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Массовая литература 1880- начала 1890-х годов (И.И. Ясинский, В.И. Бибиков)"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи АБАЩ1НА Марина Георгиевна

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 1880-х - НАЧАЛА 1890-х ГОДОВ / И.И.Ясинский, З.Я.Бибиков / .

Споциальность IO.Oi.CI. - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учэной степени кандидата ¡¿илологичэских наук

Санкт-Петербург 1992

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Саакт-Петарбургского государственного университета.

Паучник руководигаль - докгор филологических наук, .. профессор А.Б.гдаАТОВ

Официальные оппонента - докгор филологических неук,

профессор Б.Н.ЗАХ\РСВ,

■ кандидат филологических наук

Н.М.малшва'

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный институт культуры им. К.К.Крупской

Защита состоится " х&32 г. в часов

на заседании специализированного совета К 053.57.42 по приоуаденип ученой стзпени кандидата филологических паук в Сагкг-Погербургскоы гооударсгвзнном университете

(199164, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.П.)

С диссертацией моуно ознакомиться в библиотеке имени Горького Санкт-Петербургского государстванногс университе-га (Санкт-Петербург, Университетская пай., д,17).

.'"Автореферат разослан " " __. 1922 г.

Ученый секретарь специализированного

совета, кандидат филологических наук, . Лтэ^мм.^.—

доцент" '

А;и.Владамвроиа

' 1 Актуальность и новизна всолэдезания. Восьмидесятио годи - ..„ИХ века сйкчно в первую очередь овязкваагся с именем Чехова, Творчество других писателей этой эпохи долгие годи ке привлэ-ЕЦЦ'-'.хЬяо внимания вооледовагвлок, и даже имена их оставались пеиз-эасгннми. А вместе с гам литература той эпоха была обширной в разнообразно!'.. На рубежа 70-80-х годов в ко о вошло целое поколение :/.олодах писателей, многие из которых вмоли немалый успех у читателей того времени, например, И.Л.ЛэонгьевЧДаглоз, И.Н. Потапенко, й.Н.Альбов, К.С.&аранцевкч; И.И.Ясвнскв'л и др.

Они-го я составляла "массовую" ля тара гуру своей эпохи.

Недостаточная изучоняость згоз литературы била, огчссг:;, обусловлена тем, что за эпохой 1880-х годов утвердилась репутация "безвременья", эпохи идейного и литературного упадка. Мнение это ооновивалось, кстати, и на суждениях самих писателей того времени: широко извостны, например, высказывания на этот счет Чехова в Короленко.

Такой взгляд на литературу 13В0-:с годов в наша время нуждается в серьезном пересмотра. Как совершенно справедливо заметил В.Б.Ха?£.ев, в истории литературы Йивакт эпохи, когда но-р::з пути ее развития оказызаатся связашпки ив только с творчеством зь-'дагацихся писателей, яо и авгороз, как теперь прлняго говорить, второго и третьего рядов1.

Действительно,"массовая" литература 80-90-х годов сиграла значительную роль в развития русской литературу рубежа веков, и эго связано с самой спецификой "массовой" литэрагуры. Литература этого разряда, как правило, сама по себэ не открывает новых направлений, на вырабатывает выдааедхся. идей, однако, пыенно эта литература зачастую вось.ча_ чутко улавливав! и отражает те идеи, тенденции к настроения, которые начинают овладевать массовым интеллигентским оознанием. Тэ или анне <1вло-софские, социальное, этические, эстетические в др. идее, попадая в лагэрагуру этого разряда, ;гачгиа»г. выступать а езягзн-но:л, упрощенном, популяризированном вядэ. Эго касается и тех идей, которые попадают в "массовую" литературу из лигерагура

I. С?.!.: Опугнили Чехова. - 1982. - С.?.

"большой". Здесь они иражируюгся з упрощенной, облегченной дор-ме, удобной длй усвоения массовым читателем, • г.е широкими слоями интеллигенции, на которые я ориентирована эга литература. Однако далеко не всегда "массовая" литература в этом отношении вторична по отношению к классике: творчество "массового" балла триста, не столь, может быть, глубокое, сколь творчество классика, оказывается зачастую более гибким и подвижным, что позволяет ему быстрее приспосабливаться к "носящимся в воздухе" новым ваяниям я.настроениям.

Б последнее десятилетие огизился интерес к писателям "чеховской" поры, да,и к "массовой" литературе в целом. Одно из свидетельств тому - сборники "Спутники Чехова" Ш., 1982) и "Писатели чеховской норы" ( В 2 т. - М., 198^). Творчеством иисагелой этого круга занялся ряд исследователей, особенно много работают в этом направлении В.Б. Катаев я А.Б.Муратов. Емэсго с гам писатели эти привлекает внимание ученых в основном именно как "спутники Чехова", в творчество их изучается во взаимосвязях с творчеством их великого современника. Однако целый ряд важных тенденций в балле тристих 1880-1890-х годов оказался мало связанным или вовсе не связанный с Чеховым. Это касается, в частности, декадентских и предсимволистских тенденций, получивших распространение в литературе и эстетической мнояа тех лет. Эти тенденция, наиболее ранние проявления которых характерны именно для массовой литература 80-х годов, нашли свое наиболее полное виражшие в творчестве одного из самых известных беллетристов того времени - И.К.Ясинсксго. И с этой точки зрения оно заслуживает самого пристального вникания.

Впрочзм, о Ясинском как о предшественнике декадентства говорила довольно часто и при казни писателя, и в тех немногих исследовательских работах, которые так или иначе связана с его творчеством. Его совместное с поэтом Н..'Л.Минским выступление в киевской газете "Заря" в 1884 году давно принято считать одноЬ из первых, если не первой, эстетической декларацией нарождавшегося русского декадентства. С этой.точки зрения к.

творчеству Ясинского подошли в своих работах А.Б.Муратов и З.Г.Минц1. Загронуг aro г вопрос я в диссертационной работа В.В.Баакаевог, посвященной творчеству Ясинского 80-х годов'1. Но А.Б.Муратова и З.Г.Мклц Ясинский ингеросуег лишь в связи с обвдш проблемами историко-литературного процесса, а пафос работ З.В.Башхеевой сводятся к задаче рсссмогрегь творчество Ясинского в русло рзалисгической лпгзрагуры 80-х годов, связанно!; с демократическими традициями. При этом, говоря о декадентства Ясинского, исследователи ограничивается преимущественно пересказом его статей 1834 г. А мэяду тем для того, чтоби обнаружить, в чем именно Ясинский является предшественником русского декадентства, необходим.более пли мэкоэ подробней анализ его.творчества, в котором декларации-Á884 г. должны била найти своз оцугимое выргазкио.

Сказанное откосится и к творчеству другого писателя того времени, В.И.Бибикова, вошедшего в\тигараsypy в качество преемника и последователя Ясинского.

Поли и задали исследования. Целью диссертационной работ является: подробно рассмотрев творчество Ясгаского и Бибикова 1880-3 - начала 1890-х годов, лросладпгь, ка:: в "кассовой" литература гого времени возникала л утверждали себя новио, прод-символистские генпенцпи.

Материалом исследования послужили вез опубликованные произведения Ясинского указанного периода (четырехтомное собрание

1. С:л.: Муратов А.Б. Литература 1880-х годов // История русской литературы: В 4 г. - Л., 1383. - Т.4. - С.34-68; Минц З.Г. "Новые романтики". (К проблеме русского праешэолизма / // Ткняноеский сборник. - Рига, 1888. - C.I44-I58; Ее же. С Статья И.Неясного "Старинный спор" и ое место в становлении русского символизма // Блоковсний сборник IX. - Тарту, 1889. - C.44-5?.

2. Банкаепа В.З. Творчество I!.К.Ясинского 80-х годов XEZ века: Автореф. дес5. ... канд.филол.наук. -М., IS85. .

повестей и рассказов, яаписгкннх в 1879-1886 гг., двенадцать романов, сборник рассказов "Осонкиэ листы", включающий произведения, написанные в 80-а - начала 90-х годов , все, опубликованные отдельными изданиями, a raicxo в журналах и газетах, произведения В.К.Бибикова, материала киевской газеты "Заря" за шеагь лаг ее существования (I830-I8S6 гг.), а также архяв-ыыо материалы, связанные с литературной деятельностью Ясинского и Бибикова.

Практическое примзиениэ. Результаты исследования могут быть использована при составлении лекционных курсов догорки русской литературу второй половины ЯХ века, а также специальных курсов по вогорий русского символизма и ян тараторь "чеховской эпохи".

Адообадия работа. Материалы диссертации излагались на научных конференциях: на конференции, посвященной памяти В.М.Гар-шина (ЛГУ, 1Э88), конференции "Литература и нравственность" (Ставрополь, 1990), на итоговой конференции з Савцро-Осаген-оком госушшзрситето (г.Владикавказ, I9SI), обсуждались на заседаниях кафедра истории русской.литературы Ленинградского (нана Санкт-Петербургского) университета. .

Структура работы. Диссертация состоит из.введения, пяти глав, заключения в списка литературы в архивная материалов.

Во введение обоснован выбор геык диссертации, дзнс оценка ва актуальвооти, определена ее научная новизна. Сола отся обзор научной литературу, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе исследуется творчество Ясинского начала 1880-х годов. Ясинский вошел в литературу в те годы, когда в общества, особенно среди молодежи, еще па утратили своей популярности народнические идеи. Свою литературную деятельность он начинавг в журнала "Слово", СЕЗзанном во многом с народническим движением. Ясинский довольно органично .вливается в поток демократической литературы тех лет с ее слоившимися традициями: открнтой тенденциозностью, сосредоточенностью ка социальной проблематике, устойчивым кругом -угзарздаемых идей. Ка-чиваотлй автор обращается к тематике, ¡.распространенной в такой литература: он бичует ренегатов народничества, мымск и обывателей, :<ратй*уот интеллигенция) за ее бозьдаквость, пассив-

ность, отступничество, прославляв г тех, кто посвятил свою жизнь служению народу, говорит о сзраданкях обездоленных. Ясинский стремится быть актуальным, идти в ногу со временом; Тенденциозность а демократизм его ранних произведений были в значительной мере данью времени и литературной моде; он стремится уловить а отразить популярные или только приобретающие • популярность тенденции и настроения - и при этом не просто идет за временем, но зачастую и предугадывает новые идеи и веяния.

В этот период Ясинский пришелся ко двору в "Отечественных записках". Шго рассказ "Наташка" (1881) был высоко оценен Салтыковым-Щедриным. В нем говорится о трагической судьбе девушка, которую голод и нвщага вынудила ступить на путь проституции. Однако тема страданий бёйноты не стала в гворчеогва Ясинского основной. Главное место в нем занимает тема идейной и духовной жизни интеллигенции в эпоху "безвременья" (рассказы "Начистоту", "Два подруги", "Г.алида", "Греза", "Ночь", повесть "Бунт Ивана Ивановича", роман "Всходы").

В своих' ранних произведениях Ясинский близок не только в демократической прозе тех лат, но в к де.мокр этической и народнической поэзии: он не столько изображает, сколько восповааг подвиг и самопожертвование тех, кто посвятил свою яцзнь осво-боясдонию народа. Произведения эти отличаются ясно выраженной в них гражданской позицией автора, некоторой рационалистической заданноетью образов и сюжетов: персонажи контрастно противопоставляются друг другу и оцениваются (всегда однозначно) по отношению к неким бесспорным для. авторп ценностям: это революционная борьба, верность нравственному долгу, способность к самопозеертзовзнию а т.д.

В 1882 году в творчестве Ясинского намечается перелом, признаки которого проявились в рассказах "Старый сад", повести "Болотный цветок" и романа "Искра Божия". Так, в "Искре Божией" Ясинский вновь обра чается к изображению людей, ведущих революционную борьбу, но теперь он вх изображает в самой неприглядном виде: они кеез&и в ограниченны, самоуверенная безжалостны к окружающим людям. Положи те льнами то героями у Ясинского те-

перь становятся не деятели, а жергвн, нэ борющиеся, а страдающие люди.

Все большее место начинает занимать в произведениях Ясинского тема мирового зла, которое осмысляется им теперь как зло не социальное, а грансцадоктное, извечно присущее миру и роду человеческому (в рассказах "Старый сад", "Терентий Иванович", "Враг рода человеческого", "Верочка"). Мысль о врожденности, необъяснимости злого начала в людях, изобраг-еыие мирового зла как грязи вдзни я била, на наш взгляд, одной из первых декадентских тенденций, уже в 1882-1884 годах проявившейся в творчестве Ясинского и развившееоя в его последующих произведениях. Она связана с переходом Ясинского ка ноЕые идэйпае я эстетические позиции, декларированные им в его наауиевшем выступлении в ки-евскок газете "Заря" летом 1684 года.

Вторая глава диссертации посвящзка подробному исследования эстетической декларации Ясинского (и К.Майского) в "Заре".

В диссертации впервые восстанавливается история газэти "Заря", на страницах которой отводилось большое место обсуждению научных, философских и эстетических проблем, публиковались произведения многих русских и зарубекных писателе!!. В "Заре" появились первые произведения Виктора Сибикова - очерки "Умалишенные" (1882) и рассказ "Барьерная сторожиха" (1884). Видную роль в газете играл И.И.Яскпский.

Поводом для полемики по вопросам искусства, развернувлейся в."Заре" летом 1884 года, стала публикация в ней отрывка из "КспоЕеди" Толстого, в котором выраяена мысль о долге писателя быть.учителем, наставником публики. Возражая Толстому, Ясинский акцентировал внимание ка двух вопросах, вокруг которых в разгорался спор: о целях в задачах искусства и о возможностях художественного, с сравнонии о научным, познания мира.

В трех своих статьях1 Ясинский декларирует самоценность и совершенную свободу творчества, объявляя искусство высшим родом человеческой деятельности и высшим, ьнерациональнш постажа-

I. См.: Заря. - 1084. - 22 июня, II аэгусга, 19 августа,.

НИ9М жизни. Искусство, по мысли Ясинского, ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ лишь красою и дарить людям счастье э с готического наслаждения - и в этом его вечное назначение. С згой точки зрения он резко вы-сгулаог против подчинения искусства каким-либо практическим целям и против тонденциоэности в искусстве. Поль поэзии - лишь сама поэзия, утверждает он. *

Оппонентами Ясинского выступили профессор Киевского университета Ф.Г.Мищзнно, стоявший на позициях демократической эстетики 60-х годов, и редактор "ЗаряГ М.К.Кулшпер, сторонник позитивистской эстетики, отводивший искусству роль популяризатора научных знаний1.

Б поддержку Ясинского выступил поэт Минский. В статье "Старинный спор"^ он осудил эстетику 60-х годов, навязавшую искусству чуздыо ему практические цели и подчинившую его публицистике. 'ласаясь вопроса о соотношении•искусства и науки, первенствующее место он отводит искусству, гак как, в отличие от ученого, открывающего законы, существующие в мире независимо от ного, худолскйк, уподобляясь Богу, творит новый мир и новое челоЕвчесгЕо по законам свовЬ дуыи, и этот новый мир, созданный художником, мир "устатического наслайздения", по мнении Минского, живое и ярче мира реального.

Ясинский и Минский во-многом погторяют положения теоретиков чистого искусства середина /IX века (Дружинине, Боткина и др.), восходящие, в целом, к обцеромаытвческой традиции: о самодостаточности искусства, об искусстве, как о высшем интуитивном постижении мировой гармонии, об эстетическом наслаждении, которое есть высшее очаегье, доступное человеку. Но эти достаточно общие идеи приобретают ука во многом новый емнол: центральные я взаимообусловленные категории эстетики Ясинского и Минского обретали нетрадиционный нравственный ста с,*, добро и зло не объяснимы законами причинности, а рояленн только моим "Я". В этом смысле чаловэн, отрицающий искусство, оогаогся без идеалов.

Такой взгляд явился но гоЛысо реакцией на теаденциозноогь демократической и народнической ллг&рагурн, но и на раояросгра-

X. См.: Заря. - 1884. - 4 августа, 12 августа, 15 августа.

2. См.: Заря. - 1884. - 29 августа.

пившийся в 70-80-а годи эстетический и философский позитивизм и натурализм, угверждадщиэ в искусства принцип естественнонаучного детерминизма и ограничивавшие познание пределами феномена, отказываясь при этом от постижения сущнрсти и первопричины явлений , Ясинский и Минский стремились доказать право искусства выйти за предела эмпирического в область сущностного, идеального, духовного, открыть "высшую правду" мира, заплаченную в творящем свой мир художнике и недоступную научному познанию. Поэтому искусстзо они мыслели как интуитивное, субъективной, эстетическое постижение жизни. Одно лишь искусство мокаг приобщить душу к вечным, абсолютным ценностям, без которых человеческая жизнь терааг смысл. Эстетические взгляды Минского, декларированные им в стдтьэ "Старинный спор", связаны с его идейными и духовными исканиями, нашедшими отражение в его книге "Пр1/ свете совасти" (1890) а лирика 80-х годов.

В статьях Ясинского и Минского уяа в 1884 голу выявились контуры некой новой системы эсготических представлений, во (.йогом предвосхищающей будущие теоротичзские обоснования символизма. В этом смысле взгляды Ясинского и Минского были близки к философским и эстетическим идеям А.Л.Волынского, нашадшим отражение в его статьях 1890-х годов. Осмысление красоты как выражения "вксшэй правды", мысль об искусстве как о создании новой, высшей реальности соприкасались о идеями Бл.Соловьева, высказанными им в статьях "Красота в природе" и "Общий смысл искусства" (168Э-1890). ■

В третье& глава рассмотрено творчество Ясинского середины 1880-х годов. С чзмонанием эстетических взглядов Ясинского связана и его решительная идейная переориентация. Она проявилась в его пошумевшем романа - пагфчетв "Кринарх Плутархов" (1805), в котором автор выразил свое рэзко-негативное,теперь отношение к либеральной журналистике и народиичаской литературе.

Но дело, разумеется, не только в "Нрино.рхэ Плугархове". В сарошшо 80-х годов Ясинский вздет поиск новых путей в своем творчество, стремясь реализовать свою эстетическую программу и создать искусство "эстетического наслаждения", обращенного к глубокий и печным проб.-тмам бытия. В ого произведениях этих Л'.1Т на первий пин выходят теми мирового зла и мировой скорби.

Наогроония безысходного отчаяния и гдгбокого пессимизма пронизывают его рассказы 'Петербургская повесть", "Город мертвых", "Проводы", "Лилег.", "За городом" (1865-1886). И пессимизм этот уже не социальный (как пессимизм, напршор, Гаршина), а "глобальный": в этих произведениях центральной стала ¡.июль о неизбывности страданий и зла в мире, клонящемся к упадку. Это били го с_:гко мысли и насгроояиь, ¡которые в те годы начали овладевать массовым сознание^ и связанные с разочарованием в философских и социальных учениях предшествующи десятилетий, с растущей популярностью в общества философии пессимизма (Шопенгауэра, Гаргаана к др.). Их и моано расценить как декадентские, Хотя эти настроения оказываются нередко облечены в традиционную форму, и автор использует порой условные, £антастичеокие образы, обращаясь к романтической традиции (интересны в этом смысле рао-сказы "Петербургская повесть" и "Город мертвих"), или показывает зло в вго низменном, бытовой обличье ("За городом"); иногда же эта тема сосодствуэт с "надрывнш" мелодраматизмом и сентиментальностью, типичными вообще длй массовой литературы.

Ьпрочом, "декадентство" Ясинского увивалось с вполне "массовым!»" и расхожими идеями. В эти годи Ясинский отдает дань морально-дипакуичзскол тенденции, проявившейся в литературе 80-х годов (в творчестве Толстого, Лескова, в последних рассказах Гаршина). В целом ряде произведений 1885-1887 гадов Ясинский злу пытается противопоставить "искру Боящю", т.е. некие нравственные ценности, связанные, главшм образом, о христианством. "Христианство" Ясинского, однако, но адот дальше проповеди ласлож-ной мо'ралй и добродвтили (романы "Добрая фея", "Путеводная звезда", "Старый друг"). В некоторые из этих произведений Ясинский вводит элементы легенды, притчи ("Добрая фея", "Путеводная звезда"). Б этих романах Ясинский пытается интерпретировать идею мирового зла в духе христианского учения, противопоставив злу христианскую добродетель. Б го ям время он огаразгея ув-лочь читателя занимательной любовной интригой. И а этом проявилась характерная дла "массовой" литератур!; установка: развлекая читателя, преподать эму в то хо врем несложнкй нравственный урок.

Вскоре, впрочем, Ясинохий отходит ог дидактической линии в своем творчества и сосре до точи ваз гея на иных проблемах - философских и - прзлщз всего - эстетических.

В четвертой главе рассматривается творчество Ясинского конца 80-х - начала 90-х годов. В это время, основное место в его произведениях начинает занимать проблематика, характерная для раннего символизма: смысл жизни, даль бытия, место человека во вселенной, поиск вечных, абсолютных ценностей. Одной из центральных гам его творчества становится вскуоство. Тема искусства и людям искусства восзащен цельи ряд романов: "Великий человек" (I882-I8S6), "Свет погас" (1888), "Муза" (1890), 'Торкай ручей" (1891). В них Яскнский развивает и конкретизирует свои эстетические'идеи, заявленные еще в 1884 году. Вез эти романы отличаются полемической направленностью и не случайно большое* место в них отводится спорам об искусстве, о красоте и т.д.: в них Ясинский как бы продолааэт полемику со своими оппононга-ми, декларируя свои эстетические установки,

В романе "Великий человек" вновь встречается поаятае "аехфы Боквей", но теперь оно связано не столько с этическими, сколько с эстетвчоскими проблемами: светлое, божественное начало несет в оэбэ только искусство, и только оно иosaг быть противопоставлено мировому злу. Поэтому содержание искусства, как ут~ вэрздаот один из героев романа, хуаотик Бомшский, должно непременно быть религиозным: только в красоте может бить вьрааа-на божественная идея. Так яточкяагся прогнив взгляды Ясинского на цели и задачи творчества. Этот взгляд на красоту,как вырака-нио божественного начала в мире, высказывает в романе ente один ого рэрой - Ломачав, ведущий отрепюнный ог повседновноств образ жизни, догруженный в созерцание вечной ¡драсоты, что в делает его истинно "великий" человеком.

Главный герой романа "Свет погас" Багряной - гоже художник. В »гот образ автор вложил много автобиографического: роман написан под впечатлением киевской лизни серэдиш 80-х годов, и за его собигиямв в пероонагами угадываются реальные факта в конкретные протопит. Багряяову доверено выражение мыслей, владевших в so время сам ил Ясинским: о здзни и смерти, о Боге, об искусстве. Емеано искусство, считает Багрянев, призвано удов-

летворить висшиа запросам человеческого духа и донести до человека неземной, божественный свет. Такое искусство стремится создать сам Багрянов: его картины, (их описанио в романе ориентировано, спорее всего, на метод худоянихов-импрессионистов) передают этот божественный свет.

С эстетическими проблемами связан и роман "Муза". В ном Ясинский продолжает полемику о Толстым, начатую да еще в I8S4 году. Один из персонаяей романа, талантливый скрипач, увлекшийся учением Толстого, вслед за своим учителем приходит к отрицанию искусства, слунацего, по его мнении, лишь удовлетворению развращенных вкусов пресыщенной и праздной публики. Он сяигает своя скрипку, отказывается ог творчества, но при этом сам страдает, так как, по логике автора, лршаэг себя высшей ценности в своей жизни. Зго позиция противопоставлена в романе точка зрзния главного героя - ¡.'аншкна, считающего искусство высшим родом человеческой деятельности, божественным даром, утверждающего (как и Е-Синский) полную свободу художника от служения каким бн то ни било практическим целям. 3 то аз время в этом романе вырааан чисто декадентский взгляд на красоту и лзь бовь: если раньае любовь мыслилась Ясинским как светлое, чке- . тое чувство, го теперь его герой находит.утонченное наслаждение в порочной, греховной любви, непостижимую красоту в порочной, развратной .•кантике.

Но наибольшое место, пожалуй, философская и эстетическая проблематика занимает в романе "Горний ручей". Бее горок ого - ладь искусства, и роман буквально перегружен разговорами об искусстве, о красоте. Здесь вновь провозглашается божественная свобода художника, вновь идет полемика со сторонниками традиций гражданетвелного искусства 60-х годов. Одним жз из ochoehkx вопросов, который мучительно пытается разрешить для себя главный герой романа, становится вопрос о соотношении и красоты в нравственности. В романе выражается идея порочной, злой красоты (в бодлэровском духа), которая порой влечет к себе человека больяе, чем красота чистая. В романе сопоставлены различвые • точки зрения на проблемы красоты, нравственности, а также скисла улвни, идеала и т.д.

Однако ни одна из этих точек зрения не берет верх: в финала жизнь представлявгея главному герою непостижимой и трагической путаницей добра и зла, счастья и несчастья, любви в злобы. Символичным становится заглавной образ романа: жизнь - как горный ручей, шум которого лейтмотивом сопровождает все действие романа, она стихийна и загадочна в смысл ее неведом человеку.

С проблематикой книги Минского связано содержание еще одного произведения Ясинского - повести "Современник" (18'Л): герой ее, Поспелов, размышляет.о бессмысленности краткой человеческой жизни в бесконечном и равнодуином мире, об относительности всех нраветвенных ценностей и решает, совершив преступление и став сказочно богатым/ дтвердить таким образом краткий миг своей кизни, бросав вызов вечности. Однако душа его протестует против этой рационалистической установки: отрицающий любовь Поспелова неожиданно для себя влюбляется, в колодонькую и наивную дегулку, преклоняясь перед ез чисто той и невинностью. Такова, помысли автора, психология современного e;¿y иателлггеята, рассудочно отрицающего вез духовные ценности, но внутренне тоскующего по идеалу.

Таков был путь Ясинского: ог произведений в духе демократической литература он пришел к кругу философских и эстетических идей, которые можно считать предвестием декадентства в руской литературе. Разочарование в жизненных ценностях и опущение глобальности зла, перенесение нравственных проблей в область чисто субъективного сознания и, как следствие - индивидуализм и абсолютизация эстетического взгляда, заменяющего нравственную противоположность зла и добра, что вело, в шще концов, к релятивности нравственных ценностей. Все это свойства прозы Ясинского, обозначившиеся в его творчестве как тенденция, не всегда последовательная, на ясно ощутимая. Она же дает о себе знать и в творчестве Бибикова.

Пятая глава посвящена анализу творчества В.Ь.Бабикова. Наиболее известное произведение этого писателя ,- роман "Частая любовь", посвященный Ясинскому (1687). Он является как бы идейно-тематический центром воего творчества Бибикова. В нем выражено авторское представление о мире как царстве порока и ала. В каждом человеке, кем бы он ни был, скрывается зверь.

Чистая любовь - эго идзал, иечта, которой яе дзео осуществиться в реальной жизни, ал«, ззрнае, эго некая высшая ценность, противопоставленная реальному миру, лишенному ценностей. С мыслью о врожденной порочности ладей связано и представление о несоотоятэльности всех социальных идей п теорий: человек на руководствуется в свози л-.изни "иэдями и убеждениями, в силу своей природа он груб, грязен и йэсток - затасканными радикальными Фразами героа романа лвыь прикрывает свою пустоту,поп-яость и порочность.

Столь же скептичзсг.ое отнокениз х разного родз "идеям" и теориям выраэдно в целом ряде.произведений Бибикова: "Встреча" (1854), "Любочка" (1885), ""¡мслитзль" (1887), "Увлечение" (1890). Об этом жэ о.т гютат и б романа "Друзья-приятели" (1884-1890). " .

Одна из ведущих там у Бао'ехова (адк ч у Ясинского) - тема мирового зла и безысходного трагизма человеческой жизни. Об этом его рассказы "Маруся", "Старый портрет" и "Счастьо", написанные в конца 80-х годов.

Единогвенянм нзеомнепнш счастьем и единственной не иллгозор-ной ценностью хз произведениях Бибикова этих лет оказывается искусство. По?тому художни::, человек, живущий искусством, стоит више других людей и в известной мера коте? бить свободен от вравсиззнных обязательств парод ни"и. Единственной подлинной жизнью дли него становится искуостио - оно заменяемому реальную жизнь или, точнее, оказывается некой эксшеЛ реальностью. Такой взгляд выражен в рассказах "Первая победа" (1607), "Случайность" (1891) и в романе "Друзья-пркятгли", н котором единственным человеком, чьи убеждения не оказываются ложны?.«!, заступает автобиографический, герой Пловутпн, всешло преданный литературному гворчссгву.

Свои эстетические взгляды Бибиков непосредственно выразил е книга "Гри портрзта. Стендаль. Ф.тобар.Бодлор", где он отстаивает идеи частого искусства (а духа Ясинского) и говорят об искусства как о божественном прозревав и высшем знании.

Б этой глава рассмотрен вопрос об отношении Бибикова к натурализм (главный образом, Золя), в подражании которое его час-

го упрокала критика, говорившая, о "безыдейности" его произведений, oí отсутствии у кого социальная, нравегзэнккх и др. идеалов, о пристрастии его к "сомнительным" темам и сосредоточенности на наиболее негативных, отталкивающих явлениях жизни. Но критики, обращая внимание на внешняя сторону произведений Бибикова, упускали из виду гот факт, что в основе этих прокзведе-. ник лежит совсем но натуралистическая концепция мира, человека и искусства. Если говорить о литературных влияниях, го следует отметить прежде всего влияние на Бибикова творчества почитаемого им Флобера с его бесдрястрамной "безличной" манерой повествования, -с aro апологией свободного творчества, а такта Бодлера с его эротизмом и эстетизацией порока и зла.

& натурализму же Бибиков: относился резко отрицательно, о чем он прямо говорил в своем очерке, посвященном Золя. Эстетическую теорию Золя он сравнивал с идеями гражданственного искусства, в гоы сшсло,'гак se, как а шестидесятники, натуралисты отводят искусству.вторичную, служебную роль, ставя его в зависимость от науки, лишая его свобода.

В I890-I89I годах в творчестве Бибикова происходят значительный изменения. Он сосредоточивается ца этичзской проблематике. В его последних произведениях на смону эстетизму приходит утверждение нравственных цешГосгей, осмысленных в духе ролягиоз-ной морали. Начавшийся поворот впервые проявился в повести "Первая гроза" (1890), в которой развенчивается утонченный эстет, считавший, что ради любви можно, пренебречь нравственным долгом и разрушить, чужое счасгьо. Моральная тенденция отличает и рас-каз "Три письма" , (18У1), в котором Бибиков впервые заговорил о Бога, как о неком нравственном ориентире, помогающем человеку, несмотря ни на что, не сворачивать с пути добра и правды. ,

Но особенно определенно зги. тенденции вкраз'ились в произведениях, написанных Бибиковым незадолго до смерти - в его неоконченном романа "На пороге к новой.жизни" и в повести "Мученики" ("Христианская мученица"). В первом из них утверждается мысль о некой роковой вина интеллигенции в отступлении от извечных, заповеданных человеку свыше нравственных норм. Подлинными жо хранителями нравственных устоев оказкзаатря в романе простые

люди, носители патриархально-религиозного сознания. Высказывается мысль о недопустимости свободы для человека: свобода понимается автором как йогооставланшсть, которая оказывается причиной зла и страданий. Превыше свободы .долазн быть нравственней закон, за уклонение от которого человека неминуемо постигает возмездие.

Моральная тенденция пронизыЕаог и повесть "Христианская мученица", истолкованная; однако, критикой как произведение зстотски-декадонгскоэ. IIa нащ взгляд, в этой повести Бибягав как раз выступает с осуждением эстетства, воспринимаемого им теперь как своего рода языческое поклоненпз, ставящее красоту фор:лы, тела, выше красота духовной. Носительницей же подлинной духовной красоты в повести оказывается девушка из бедной мещанской семьи, предпочитающая скорое умереть, чем отступить от священной для нее морали. Умирая в костите христианской мученицы, она, по логике автора, оказывается истинной мученицей за веру.

Ранняя смерть оборвала творческие поиски Бибм.ова, связанные, возможно, с влиянием на него творчества Толстого 80-х годов ели, что вероятнее, позднего Лескова, с которым, Бибиков сблизился, зкивя в Петербурге. (Повесть "Христианская мученица" стилистически близка г. сказовии произведениям Лескова).

В затшпепия подводятся итоги исследования и делается вывод, что в "массовой" литературе 80-х - начала 90-х годов в творчестве Ясинского в Бибикова возникло нокоэ новое точение,' во многом подготовившее модорнистскуы литературу рубеяа веков.

Зозникаит, однако, вопрос, почему жэ Ясинский и Бибиков, имевшие, казалось бы, все' основания считаться продизствекнпка-мн символизма, самими символистами на признавались. На этот вопрос ответила З.Г.^инц в своей статье "Новые романтики" (К проблеме русского дрвсЕкволизма): по еэ мяонил, слишком прямолинейное декадентство Ясинского и его сомнительная репутация ренегата народничества, а тяпка ориентация его на "масоовуэ" литературу оттолкнула от него как старике, так п мгадппх. сгазолп-cvob; Бибиков жо, не бивший особенно за.мегной Фигурой в литэрг-

- Ib -

туре и рано умерший, вскоре был .совершенно забкг^, С'этими доводами можно, в целок, согласиться, высказав, однако, предположение, что некоторые случаи "признания" Ясенокого, по крайней мерз "старшими" стявояистащ, эое-тахи имели место. На агу кысль, наводит сохранившееся в архиве ИРЛИ письмо к Ясинскому К.Е. Бальконта, написанное в ISOO году, в котором Бальмонт благодарит Ясинского за го, что именно он, по его словам, впорвые доброжелательно заговорил о его поэзии, и подчеркивает свою духовную и„творчеспую близость с ним2.

1. Тыняновский сборник. - С. 157-158.

2. ИРЛИ. - Ф.123. - Оп.1 -.Ед.хр. 1020.