автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество И.И. Ясинского в литературном процессе 80-х годов XIX века

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Башкеева, Вера Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Творчество И.И. Ясинского в литературном процессе 80-х годов XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Башкеева, Вера Викторовна

ГЛАВА I. И.И.Ясинский и основные тенденции беллетристики "Отечественных записок 80-х годов.

ГЛАВА П. Ясинский и эволюция реализма в 80-е годы.

ГЛАВА Ш. Ясинский и нереалистические направления. Натурализм и предсимволизм.II6-I

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Башкеева, Вера Викторовна

Диссертация посвящена рассмотрению творчества беллетриста И.И.Ясинского в 80-е годы XIX века в связи с ведущими тенденциями в русской литературе этого десятилетия.

Творческий путь Ясинского (1850-1931) охватывает почти шесть десятилетий и отмечен как несомненными достижениями, так и спадами. Писатель демократического лагеря, чьи первые произведения приветствовали М.Е.Салтыков-Щедрин и И.А.Гончаров, активный автор щедринских "Отечественных записок", один из спутников А.П.Чехова во второй половине 80-х годов, не избежавший затем декадентских, консервативных настроений в 1890-е и 1900-е годы, за что заслужил суровую оценку А.М.Горького; наконец, литератор, принявший Октябрьскую революцию, участник ряда культурных начинаний советского времени, подведший итоги своего жизненного и писательского пути в мемуарной книге "Роман моей жизни", - таким предстает творческий облик беллетриста. Наиболее интересная и заметная часть его литературной жизни - 1880-е годы: в конце данного десятилетия вышло два собрания произведений Ясинского: Полное собрание повестей и рассказов в четырех томах (Спб, 1888) и трехтомное Собрание романов (Спб, 1888-1889). Они и послужат основным материалом для изучения.

Обострившийся в последние десятилетия интерес к литературному процессу, к особенностям его развития приводит к интенсивному изучению творчества так называемых второстепенных писателей, к выявлению их места в литературе своего времени и прояснению их роли в литературном процессе. Неоднократно справедливо замечалось, что судить о литературе той или иной эпохи должно не только по первым величинам, но также и по талантам средним. Об этом писал еще А.С.Пушкин: ".скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию.В.Г.Белинский в целом ряде своих статей, касаясь проблемы "гениев" и "талантов", особое внимание уделяет талантам, иначе говоря, второстепенным писателям. Приблизительно о том же, т.е. о необходимости изучать литературу как можно более полно, с охватом всех сколько-нибудь значимых для истории литературы имен, позднее писали и художники, и критики (П.Д.Лавров, Г.В.Плеханов, В.Ф.Переверзев, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов и другие). В советское время эта продуктивная мысль вновь и вновь воскрешалась в статьях и заметках писателей и литературоведов: А.Белецйого, Д.Лихачева, Ал.Макарова, И.Эрен-бурга, С.Залыгина и других. В наше время само понятие "второстепенные писатели", сравнительно с тем, какое содержание вкладывали в него в XIX - начале XX века, претерпело довольно существенные ^изменения. Так, например, П.Лавров, говоря о втором ряде р деятелей, имел в виду Лессинга^. Современный же исследователь, занимаясь второстепенными писателями на материале русской литературы, будет разуметь под ними, скажем, почти не известных в наше время беллетристов из чеховского окружения^.

1 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 16-ти т., т. II, М.~Л, 1949, с. 89.

2 См.: П.Л.Лавров. Дидро и Лессинг. - В: "Отечественные записки". 1868, № I, с. 149-150.

3 Знаменательной вехой в процессе изучения второстепенных писателей, в составлении возможно более полного каталога имен литературных деятелей и писателей явился замысел трехтомного "Словаря русских писателей" (Издательство "Советская энцикло

К числу тех полузабытых писателей, чье творчество требует изучения и действительно представляет значительный интерес, и относится И.И.Ясинский. В 80-е годы он нередко оказывался на гребне успеха в широких читательских кругах. Более того, критика соотносила его с крупнейшими фигурами литературного процесса.

Интересно проследить ряд оценок, которые творчество Ясинского получило в критике и литературоведении. Начальный этап его литературной деятельности, период сотрудничества в журналах "Слово", "Отечественные записки", по общему мнению критиков конца века, связан с демократическим руслом русской литературы. "Сжато, но вместе с тем ярко написанные рассказы "На чистоту", "Наташка", "Дети", "Всходы" примыкают к альтруистическому движению 70-х годов,"1- отмечается в словаре Брокгауза-Ефрона. Того же мнения придерживаются авторы современного сборника "Русские писатели": "Первый цикл (имеются в виду ранние рассказы Ясинского- В.Б.) связан с демократическими идеями "Отечественных запир сок" и мнением Салтыкова-Щедрина".

Однако уже в произведениях первых лет литературного творчества Ясинского можно отметить особый интерес писателя к изображению ирреального, смерти, снов, полуфантастических видений, что впоследствии на какое-то время привело его в декадентский лагерь. "Позднее.Ясинский становится защитником модернистского искусстпедия).

1 В(енгеров) С. Ясинский - В khv: Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь, т.82. Спб, 1904, с.842. Под "альтруистическим движением" следует понимать народнические, демократические настроения.

2 Трофимов И.Т. Ясинский. - В сб.: Русские писатели. М., 1971, с.721. ва," - сказано далее в том же сборнике.* Чаще всего писателя причисляют к натуралистам; авторы монографий и учебников по русской литературе представляют его в качестве одного из активных и последовательных учеников Золя. Л.П.Громов относит к натуралистам почти всю "артель" восьмидесятников: И.Леонтьева-Щеглова, В.Билибина, И.Потапенко, А.Лазарева-Грузинского, В.Бибико ва, В.Тихонова, включает в этот список и Ясинского. Трехтомная "История русской литературы" называет Максима Белинского^ одним из русских натуралистов (П.Боборыкин, Вас. Немирович-Данченко, И.Потапенко, И.Щеглов, В.Луговой, Дедлов, В.Бибиков,

В.Тихонов, Н.Морской и другие)Более поздние исследования в q основном придерживаются аналогичной точки зрения.

Нет единой и четкой концепции относительно идейной и эстетической ориентации этого писателя. Разноречивость оценок отражает противоречия в самом развитии его творчества. Эти противоречия, характерные для Ясинского, повторяли, как бы дублировали искания целых групп писателей; в них, как в зеркале, отражались некоторые ведущие тенденции в развитии русской литературы в це

1 Там же, с. 725.

2 Громов Л.П. Чехов и "артель" восьмидесятников. - В кн.: А.П. Чехов. Сб. статей и материалов. Ростов-на-Д., 1959, с.95.

3 Псевдоним И.Ясинского.

4 Цейтлин А.Г. Глава 3. - В кн.: История русской литературы. В 3-х т. т.З, М., 1964, с.689.

5. Важно отметить, что проблемы русского натурализма до сих пор недостаточно разработаны. См.: Кулешов В.И. Реализм Чехова в соотношении с натурализмом и символизмом в русской литературе конца XIX и начала XX века. - В кн.: Чеховские чтения в Ялте. М., 1973, с.22-28; Он же. Нерешенные вопросы лом.

Противоречивы высказывания о Ясинском его современников. М.Салтыков-Щедрин в письме к Н.Михайловскому от 11/23 сентября 1881 года писал: "Предполагаю печатать "Наташку" и Златовратско-го. По-моему, Ясинский талантлив. И его не мешало бы привлечь."* Положительно отнесся к появлению повести "Всходы" (1882) И.А«Гончаров: "Так вот, значит, молодое поколение появилось, наконец р нам на смену. Я давно не читал ничего такого яркого." Очень тепло отзывался Я.П.Полонский о собрании повестей и рассказов Ясинского: ".на меня пахнуло и жизнью, и правдой, и красотой, и Вашим любящим сердцем. Две ночи провел я за Вашей книжкой и многие из числа рассказов прочел по два, по три раза. Так я думаю и Вы охотно бы прослушали два-три раза одну и ту же музыкальную пьесу, которая бы Вам сильно понравилась"^, хотя роман писателя "Добрая фея" "до тошноты был противен" Полонскому, а рассказ "Город мертвых", если применить выражение Тургенева, "пахнет литературой".^ Крайне дорожил мнением Ясинского К.Бальмонт: "Очень мне интересно было бы знать подробнее Ваши впечатления от "Будем как солнце". Напишите пожалуйста, назовите стихотворения, которые Вам особенно понравились. Вы знаете, как я дорожу Вашим мнеизучения русской литературы рубежа XIX-XX веков. - Вопр. литры, 1982, № 8; Он же. История русской литературы 70-90-х годов XIX века. М., 1983, с.324.

1 "Наташка" - первое произведение Ясинского, опубликованное в "Отечественных записках", 1881, № 10.

2 Ясинский И. Роман моей жизни. Н.-Л., 1926, с. 144.

3 ИРЛИ, Ясинский. Ф.352, оп. 2, № 536 (копия письма Полонского).

4 Там же. нием, и как дороги мне Ваши сочувственные слова. Вы один из очень-очень немногих и лучших моих друзей."*

К 1910-м годам относится сугубо отрицательный отзыв A.M. Горького о писателе - в сентябре I9II года Горький заявил о своем отказе сотрудничать в журнале "Новая жизнь" ввиду того, что в нем должна была появиться новая повесть Ясинского. В письме к Л.Андрееву Горький пишет: "Я не сомневаюсь, что ты не читал ни одной строки его писаний, таких, как "Иринарх Плутархов", "1-е марта" и т.д., и ты, конечно, не знал, кто в русской литературе этот грязный, злой старикашка и чего он заслуживает," - не принимая сочинений беллетриста в основном 1890-1910-х годов. Негативное отношение Горького определяется не литературными характеристиками творчества Ясинского, а главным образом неприятием его р идейного облика, "беспринципности".

Можно приводить и другие примеры. Как видим, и в отзывах писателей-современников отражается сложный путь, проделанный Ясинским, путь, не всегда остававшийся прямым, особенно в условиях реакции 1910-х годов. На склоне жизни, обращаясь к своему долгому и противоречивому пути, Ясинский многое объяснил в автобиографической книге "Роман моей жизни", на страницах которой представлена интереснейшая эпоха в истории русского общества,

1 ОР ГПБ, Ясинский. Ф. 901, оп. 3, № 52.

2 23 ноября I9II года на страницах "Голоса Москвы" появилась заметка И.Ясинского - публичная реакция на выступление Горького: ".но оказалось, о моем сотрудничестве не должен был знать только один Максим Горький!., он не мог примириться со мною как с автором "Иринарха Плутархова" и "Первого марта". Спасибо Горькому, что он не мог примириться со мною. и заставил меня выйти из "Новой жизни". период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX столетия. "В "Романе моей жизни" читатель найдет правдиво собранный моею памятью материал для суждения об истории развития среднего русского человека, пронесшего через все этапы нашей общественности. чувство правды и нелицеприятного отношения к действительности, какая бы она ни была."* Еще раз хочется подчеркнуть, что противоречия в творчестве Ясинского повторяли во многом искания русской литературы не только 80-х годов, но и последующих десятилетий. Творчество писателя, подвергшееся в 1900-е годы воздействию консервативных тенденций, напоминало некоторые искания и метания в творчестве значительной части русских писателей.

Разумеется, не только противоречивостью и не столько ею беллетрист вызывает к себе интерес. Произведения его заслуживают изучения и по некоторым другим соображениям. Ясинский пор своему интересен как крупный журнальный деятель , совсем не изучены его поэтические и драматические опыты^; совершенно особого разговора заслуживают любопытные произведения, созданные им после революции 1917 года.^

1 Ясинский И. Роман моей жизни, с.З.

2 В 70-е шоды он сотрудничает в провинциальных периодических изданиях в качестве корреспондента, корректора, редактора.

В 90-е - под псевдонимом Независимый - еженедельно публикует корреспонденции в газете "Биржевые ведомости". В начале XX века приступает к изданию собственных журналов: "Ежемесячные сочинения", "Беседа" ("Провинция"), "Провинциальный исторический журнал".

3 Г.Бялый, составитель антологии "Поэяы 1880-1890-х годов", дает краткую характеристику Ясинскому-поэту. Ясинский, в частности, перевел в 1919 году поэму Ф.Энгельса "Вечер".

4 Остросюжетные, стилистически "взвинченные", синтаксически

Таким образом, творчество писателя можно изучать с разных сторон. Нас же оно интересует в соотношении с ведущими тенденциями в литературе 80-х годов; творчество писателя в соотнесенности с литературным процессом его эпохи. Целью настоящей диссертационной работы является определение места творчества Ясинского в историко-литературном процессе 80-х годов XIX века, изучение того, как и почему в творчестве этого ныне забытого беллетриста могли найти отражение многие ведущие тенденции литературы указанного десятилетия. Хронологические границы исследования определены периодом наибольшей творческой продуктивности беллетриста, кроме того, данный период нагляднее всего демонстрирует связи Ясинского с художественным процессом тех лет. Предметом исследования станут рассказы, повести, романы писателя 80-х годов, его критические статьи и рецензии. Привлекаются архивные материалы, хранящиеся в ОР ГБЛ, ОР ГПБ, ЦГАЛИ, ИРЛИ. Кроме творческого наследия Ясинского, изучаются произведения беллетристов - сотрудников "Отечественных записок", сочинения Салтыкова-Щедрина, Чехова, Толстого, писателей-восьмидесятников.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эстетическому понятию "литературный процесс" и обобщающему теоретическому осмыслению его, и конкретному описанию "живого" литературного процесса той или иной страны, той или иной эпохи.

Критики и теоретики, разрабатывающие данную проблему, редко дают развернутые логические определения этому понятию. Е.Н.Купреянова высказала в свое время мнение, что литературнетрадиционные, они несут на себе отсвет тревожного времени-.ный процесс - это наиболее общая, фундаментальная литературоведческая категория, "над которой надстраиваются и через которую только и могут быть определены такие группы или ряды историко-литературных понятий, как направление, течение, метод, стиль, с одной стороны, и эпоха, этап, период литературного развития, с другой."1 Далее, конкретизируя определение, исследовательница настаивает на абстрагирующей природе этого понятия, отвлекающего "логику исторического развитая литературно-художественного сознания от бесконечного многообразия ее проявлений в истории различных национальных литератур" и именно этим отличающегося от понятия история литературы, предполагающего изучение конкретного хода литературного развития и национальных особенностей, "в том числе и особенностей проявления в развитии данной национальной литературы фундамен тальных закономерностей истории мировой литературы."

Мы склонны присоединиться к более распространенному мнению, высказанному рядом других исследователей. Принципиальная установка на понимание "общенационального литературного развития" как закономерной "смены одних эпох и их периодов другими" и "неслучайного возникновения каждого литературного течения в соответствующую эпоху"^ отмечает точку зрения Г.Н.Поспелова на литературный процесс. Литературный процесс, думается нам, - не абстрагированная от живой литературной истории

1 Купреянова Е.Н. Историко-литературный процесс как научное понятие. - В кн.: Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л., 1974, с.5.

2 Там же, с.41.

3 Поспелов Г.Н. Литературный процесс. - В сб.: Литературный процесс. М., 1981, с.20. смена общих понятий; логика исторического развития литературно-художественного сознания диалектически связана с множеством индивидуальных и единичных проявлений этого сознания в творчестве конкретных писателей.

В работах исследователей, занимающихся литературным процессом, речь идет то о категории жанра*, то о созданных характерах и их противоречиях^, то о триаде "метод - стиль -жанр"^, то о литературном течении и об идеологическом осмыслении жизни, отражающемся в идейном содержании произведений^; то о "проблеме "человечного в человеческом"^.

Подобная пестрота, разнородность решений свидетельствуют о необходимости дальнейшей разработки кас теоретических, так и конкретно-исторических аспектов проблемы литературного процесса. Нас интересует определенный аспект изучения проблемы -писатель в его отношении к литературному процессу, типология литературных позиций. ".Литературный процесс как объект исследования только с разных точек зрения и может быть объек

1 Благой Д.Д. Литература и действительность. М., 1959, с.24

2 Фохт У.Р. Внутренние закономерности историко-литературного развития. - ИАН,0ЛЯ, IS59, т.ХУШ, вып. 2, сс.116-120.

3 Лейдерман Н.Л. О теоретических принципах изучения историко-литературного процесса (к характеристике системы "метод - стиль - жанр"). - В кн.: Проблемы типологии литературного процесса. Межвуз. сб. научных трудов. Пермь, 1980, с.3-17.

4 Поспелов Г.Н. Литературный процесс. - В сб. Литературный процесс. М., 1981, с.15 -16 .

5 Суровцев Ю. Литературный процесс и его периодизация (о принципах определения). - "Вопросы литературы", 1983, № 10

- 12 тивно понят, ибо нуждается б объемном, стереоскопическом видении."*

Совершенно очевидно, что можно говорить о нескольких различных типах отношения писателя к литературному процессу. В истории литературы известен художественный консерватизм, когда писатель, сформировавшийся в рамках определенной художественно-эстетической школы, упорно борется с иными, новыми тенденциями, остается верен школе. Чуткость $ новому, новаторство, "открытость" веяниям времени - еще одна разновидность отношения писателя к литературному процессу. Встречается она в "чистом виде" достаточно редко. Творчество А.С.Пушкина, например, в высшей степени отвечает данному определению. Наконец, чаще всего в литературе можно столкнуться с промежуточными явлениями, когда писатель, улавливая одни тенденции, остается "глухим" в другом. Или, приветствуя новаторство младших современников, не принимает в их манере каких-то новых, не знакомых ему черт.

Если говорить о литературе 1880-х годов, то представителями первого типа отношения к литературному движению оказывается большая часть писателей-народников. В тот исторический период, когда на авансцену русской литературы выдвигались новая проблематика, новый герой, когда прежний авторский субъективизм сменялся требованием объективности, писатели-народники хранили верность традиционным крестьянским темам. Этому во многом способствовала все еще очень автори

I Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). М., 1983, с.203.

- 13 тетная народническая критика (Н.Михайловский, А.Скабичевский, М.Протопопов).

Литературная позиция критиков-народников связана с их общественными взглядами, с "идеями старого русского крестьянского социализма". ".Мы с поразительной наглядностью видим, - замечает В.И.Ленин, - до какой степени выдохлись эти идеи, как потеряли они всякую цельную теоретическую основу, спустившись до жалкого эклектизма, до самой дюжинной куль-турническо-оппортунистической программы."* Тормозящая то новое, что несла марксистская мысль, общественная позиция народников определяла и их литературно-критические вкусы. "Народники пытались создать свою "прямую" пропагандистскую литературу, литературу "для народа.," - пишет В.И.Кулешов. Что касается главного критика народнического толка, Н.Михайловского, то он ".в приговорах о многих явлениях социальной действительности и литературных произведениях . исходил из разработанной им особой шкалы ценностей, которая z и была его эстетическим кодексом."^ Народническая критика "загоняла" писателей в узкий круг вполне определенных идей, лишала возможности творческого поиска.

Не имеющие "литературного слуха", писатели-народники тем не менее были частично подвержены влиянию нового в ху

1 Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? - ПСС, изд. 5, T.I, М., 1979, с.297.

2 Кулешов В.И. История русской литературы 70-90-х годов XIX века. с.13

3 Там же, с.12.

- 14 дожественно-историческом процессе. Это проявлялось, например, в том, что с повествования о жизни крестьянина акцент был перенесен на изображение осознания, осмысления им своего бытия.

Художниками-новаторами, художниками, чуткими к новому, были Салтыков-Щедрин, Чехов и Толстой. Их творческая практика отличается новизной, динамичностью, для них характерны перемены, иногда резкие, принципиальные. Но перемены эти всегда связаны с изменениями в жизни общества и всегда ведут к обогащению уже приобретенного опыта. Вспомним Щедрина 80-х годов, "нового" Щедрина, отказавшегося от преимущественного изображения интеллигентов из дворян и представителей власти, администрации и переключившегося на показ "среднего человека" и человека "лебеды". Доминировавший же социально-политический принцип обработки жизненного материала оказывается потесненным личноетно-бытовым подходом.

80-е годы для Толстого ознаменованы не только духовным переломом. Резкому изменению подвергается и поэтика его творчества. Интерес к повседневности, к "среднему человеку", обновление жанров, стремление к простоте, ясности, переориентировка с характерного для Толстого внутреннего монолога на авторский монолог (решающей становится авторская оценка жизни) отличают произведения писателя этого периода.

Чехов, в отличие от Салтыкова-Щедрина и Толстого, не менялся, а формировался как писатель "новой манеры". Помимо изображения "среднего человека" в его быту, повседневности, Чехова характеризует новизна в жанровом отношении, в отношении пафоса. Отсутствие регламентирующего авторского голоса, завершающих, итоговых концовок, наделение композиции, портрета, пейзажа дополнительной смысловой и оценочной нагрузкой явились настоящим открытием в литературе 80-х гг. Народническая критика не поняла и в основном не приняла новаторское творчество Чехова. Не смогла по-настоящему оценить она и Салтыкова-Щедрина.

Рассмотренные выше типы литературных позиций, может быть, наиболее очевидны. Гораздо менее изученным является третий, промежуточный тип отношения к литературному процессу. Писатели, принадлежащие к данному типу, как правило, редко оставляют высокохудожественные произведения, но для изучения интересны такие фигуры, торопившиеся произнести то новое, что почувствовали сам или же восприняли из знакомства с творчеством других писателей. Это новое у второстепенных писателей выглядит порою более отчетливым и резким, чем у литературных корифеев.

И.Ясинский, представитель данного типа, не только отличался чуткостью к современным художественным исканиям, нередко он предчувствовал эстетические изменения задолго до их утверждения и общего признания. Внешне резкие перемены в творчестве Ясинского напоминали изменения, происходившие с Щедриным и Чеховым. Однако перемены в его литературной практике были настолько часты, а восприимчивость к новому настолько чрезмерна, что все это позволяло критике называть его "беспринципным писателем". Но и Чехова, как мы увидим, также обвиняли в отсутствии принципов. Применительно к Чехову, это было проявлением критической слепоты. По отношению же к Ясинскому обвинения критики зачастую оказывались справедливыми.

Эстетическая чуткость к литературному процессу, не подкрепленная большим дарованием или устойчивыми принципами, несет в себе и положительные и отрицательные моменты! Достоинство ее выражается в том, что художественное чутье не позволяет писателю закоснеть б сковывающих рамках устаревших представлений. Нередко это однако приводит к тому, что в произведениях беллетриста отсутствуют глубина и творческая характерность. Переменчивость кажется : своего рода вольтижерством, сменой масок. Поэтому, как нам кажется, и были столь противоречивы оценки творчества Ясинского.

Эта способность улавливать новое присуща далеко не всем писателям. Чаще всего таланты второй величины приходят в литературу с одной или несколькими темами, рисуют быт, занятия, интересы хорошо знакомых социальных кругов. Но вскоре, исчерпав ресурсы темы, исписываются и ничего нового создать не могут. Так, например, произошло с И.Л.Леонтьевым (Щегловым), вступившим в русскую литературу 80-х годов с военной темой и этим завоевавшим одобрение критики и популярность. Преуспел он также и в театральной теме, затем на очередь дня пришли темы дачная и курортная, но уже в SO-е годы запас тем писателя оказался исчерпанным.*

Встречаются художники, чуткие к изменениям в литературном процессе, но способность улавливать формальные или содержательные новшества оставляет их с течением времени. Ясинскому же удалось надолго сохранить в себе указанное качество. Во многом этим объясняется наш интерес к нему. Изучение литературного процесса в аспекте типологии литературных позиций и составляет научную теоретическую новизну диссертации. Практическая новизна исследования заключается в анализе творческого наследия Ясинского, до сих пор в советском литературоведении специально не рассматривавшегося.

I Подробнее об этом см.: Спутники Чехова. М., 1982, с.461462.

- 17

Практическое значение результатов научного исследования состоит в том, что они могут быть использованы при изучении курса "Русская литература XIX века" в вузах, в статьях и монографиях по истории русского реализма и нереалистических направлений конца века, в работах, касающихся литературного процесса.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество И.И. Ясинского в литературном процессе 80-х годов XIX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.170-176

 

Список научной литературыБашкеева, Вера Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют! против социал-демократов. - Полн.собр.соч., 5-е изд., | T.I, с. 125-346.| 2.

2. Ясинский И.И. Полн.собр.повестей и рассказов: В 4-х т.-СПб.: Тип.И.Н.Скороходова, 1888.i

3. Ясинский И.И. Собр.романов: В 3-х т. ("Искра божья", "Великий человек", "Добрая фея"). - СПб.: А.Я.Панафидин, 1888-1889.

4. Ясинский И.И. Киевские рассказы. - Киев: тип.Г.Л.Фронц-кевича, 1885. - 221 с.

5. Ясинский И.И. Наташка (и другие рассказы). - Киев: Тип. I Г.Фронцкевича, 1886. - 63 с.

6. Ясинский И.И. Наташка (и др.рассказ^. - СПб.: Тип.И.Н. Скороходова, 1887. - 244 с.

7. Ясинский И.И. Осенние листы. Новые рассказы. - СПб.: Тип. А.С.Суворина, 1893. - 373 с.

8. Ясинский И.И. Семидесятые годы. Повести и рассказы. (1879-1886): 2-е изд. СПб.: Т-во худож.печати, 1901. -295 с.

9. Ясинский И.И. Сиреневая поэма (и другие повести и рассказы). - /Киев/: Тип. Г.Л.Фронцкевича, 1886. - 45 с.

10. Ясинский И.И. Шесть рассказов. - СПб.: А.Ф.Цинзерлинг, 1881. - 230 с.

11. Ясинский И.И. Болотный цветок: Повесть. - Отеч.зап., 1883, №11, с. 5-44.

12. Ясинский И.И. Вечный праздник: Роман. - Ежемес.прил. к журн. Живописное обозрение, 1888, № 4, с.3-127;№ 5, с. 129-222.

13. Ясинский И.И. Всходы. Картины провинциальной жизни. -Отеч.зап., 1882, № 3, с. 1-82.

14. Ясинский И.И. Горный ручей: Роман. - Наблюдатель, 1894, № I, с. 69-104; №2, с.3-33; ЖЗ, с.77-122;М,с.3-47.

15. Ясинский И.И. Двенадцать дочерей: Рассказ. - Русское богатство, 1883, № I, с. 6-25.

16. Ясинский И.И. Джек: Рассказ. - Труд,1890,№5,с.449-457.

17. Ясинский И.И.Дикая девочка: Рассказ. - Будильник,1878, № 3, с. 36-37.

18. Ясинский И.И. Дочь гробовщика: Рассказ. - Буддльник, 1877, № 33, с.3-5; № 34, с.3-5.

19. Ясинский И.И.Жених и невеста:Повесть. - Всемирная иллюстрация, 1887, №984,с.410-414;№285,с.434-435, № 986,с.454-455; № 987, с. 473-479.

20. Ясинский И.И. Затмение: Очерк. - Всемирная иллюстрация, 1887, № 973, с. 185-186.

21. Ясинский И.И. Измена: Повесть. - Наблюдатель, 1888, № 12, с. 5-38.

22. Ясинский И.И. Иринарх Плутархов: Роман. - СПб.: Тип. Скороходова, 1890. - 309 с.

23. Ясинский И.И. Искра божья. Картины провинциальной жизни. - Отеч.зап.,1882,№10,с.261-340; № II,с.5-67.

24. Ясинский И.И. Катря: Повесть. - Отеч.зап.,1883, № 4, с. 533-564.

25. Ясинский Й.И. Муза; Повесть. - Русское обозрение, 1890, № II, с.5-42, № 12, с. 469-502.

26. Ясинский Й.И. На заре жизни: Роман. - Ежемес.прил. к журн. Живописное обозрение, 1890, № 3, с. I-I90.

27. Ясинский И.И. Наташка: Рассказ. - Отеч.зап.,1881, № 10, с. 410-429.

28. Ясинский И.И. Пани Казимира Любовичева: Рассказ. - Новь,1889, I, с. 49-55.

29. Ясинский И.И. Пожар: Рассказ. - В кн.: Спутники Чехова. М., 1982, с. 200-213.

30. Ясинский И.И. Поздний гость: Психологический этюд. -Наблюдатель, 1887, № II, с. 5-16.

31. Ясинский И.И. Привидения: Рассказ художника. - Всемирная иллюстрация, 1888, В I0II, с. 445.

32. Ясинский И.И. Римма: Рассказ - Всемирн.иллюстрация, ■1888, № 1000, с.230-231.

33. Ясинский И.Й.' Роман моей жизни. - М.-Л.: Гос.изд., 1926. - 360 с.

34. Ясинский И.И. Свет погас: Роман. - Наблюдатель, 1889, № I, с. 5-59; Jfc2,c.II9-I55;№3,c.83-II5;M,c.5I-8I.

35. Ясинский И.И. Сердце скажет: Роман. - Наблюдатель,1890, J& I, с.5-41;Д£,с.5-48;ЖЗ,с.5-31;М,с.5-36Д5, с.5-49; №6,с.5-40.

36. Ясинский И.И. Современник: Повесть в письмах. - Русское обозрение, 1890, £ 9, с. 7-52.

37. Ясинский Й.И. Спящая красавица: Рассказ. - Отеч.зап., 1884, Jfc 3, с. 5-42.

38. Ясинский И.И. Старый друг: Роман. - СПб.: А.С.Суворин, 1893. - 309 с.

39. Ясинский Й.И. Старый сад: Рассказ. - Отеч. зап.,1883, № 3, с. 241-282.

40. Ясинский й.й. Счастье Павла Осиповича: Рассказ. - Наблюдатель, 1889, № 10, с. 250-263.

41. Ясинский И.И. Тихие слезы: Повесть. - Наблюдатель,1888, Л 3, с.5-38; № 4, с.5-25.

42. Ясинский И.И. Трагики: Роман. - СПб. :Тип.Скороходова,1889. - 282 с.

43. Ясинский И.И. Этика обыденной жизни. СПб. :Тип.С.М.Про-ппера, 1898. - 160 с.3.

44. Ясинский И.И. (Заметки.) - Заря, Киев, 1884, № 163, 179,185.

45. Ясинский И.И. Единство творческого процесса. - Слово, 1879, & 9, с. 89-105.46.(Ясинский И.И.).Максим Белинский. Э.Золя и его новый роман. Критический очерк. - Наблюдатель, 1885, № II, с. 56-68.

46. Ясинский И.И. Э.Золя и Клод Бернар. - Слово, 1879, № 10, с. 152-157.

47. Ясинский И.И. Э.Золя как романист. Критический очерк. СПб., 1895. - 50 с.

48. Ясинский И.И. Эмиль Золя. - Почтальон, 1902, № 8, с.510.- 181 -4.

49. Альбов М.Н. Повести и рассказы. - 2-е доп. изд. - СПб.: Тип. и лит. В.А.Тиханова, 1887. - 513 с.

50. Бежецкий А.Н. (Маслов А.Н.). На пути. Рассказы и очерки. - СПб.: А.С.Суворин, 1888. - 413 с.

51. Бибиков В. Друзья-приятели: Роман. - Ежемес. прил. к журн. Живописное обозрение, 1890, № 4, с. I-I80.

52. Бибиков В. Три портрета. Стендаль - Флобер - Бодлер. -СПб.: Тип. Л.Бермана и Г.Рабиновича, 1890. - 241 с.

53. Гнедич П.П. Семнадцать рассказов. - СПб.: Тип. Н.А.Лебедева, 1888. - 290 с.

54. Красный цветок. Лит.сборник в память В.М.Гаршина. -СПб.: Тип. И.Н.Скороходова, 1890. - 196 с.

55. Отечественные записки: Журнал лит., полит, и ученый. СПб., I881-1884, гё I-I2.

56. Писатели чеховской поры: Избр. произведения писателей 80-90-х годов. В 2-х т. / Вступ.статья, сост. и коммент. С.В.Букчина. - М.: Худож.лит.,1982.

57. Потапенко И.Н. Не герой: Роман. - М.: /Д.П.Ефимов/, 1896. - 184 с.

58. Поэты 1880-1890-х годов./Вступ.статья и общая ред. Г.А. Бялого. - Л.: Сов.писатель (Ленингр.отд-ние),1972. -724 с.

59. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр.соч.: В 20-ти т. М.:Худож. лит.,1965-1977.-Т.15,1973;т.16,1974;т.19,1977.

60. Спутники Чехова/Собр.текстов статьи и коммент.В.Б.Катаева. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.

61. Тихонов В.А. В наши дни. Повести и рассказы. - СПб.: Н.А.Лебедев, 1892. - 215 с.

62. Толстой Л.Н. Поли.собр.соч.: В 90 т. М.-Л.; ГИХЛ, 1928-1958. Т.26, 1936.

63. Тургенев И.О. Полн.собр.соч. и писем: В 28-ми т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960-1968. Соч.,т.4,1963.

64. Чехов А.П. Поли4собр.соч.и писем: В 30-ти т. М.: Наука, 1974-1979. Соч.,т.1,1974; т.2,1975;т.6,1976; Письма,т. 2, 1975; т.4,1976; т.5,1977.

65. Щеглов И. Гордиев узел: Роман. - СПб.:Тип.М.М.Стасюле-вича, 1887. - 250 с.5.

66. Абдуллина Г.А. Цикл М.Е.Салтыкова-Щедрина "Мелочи жизни". - Автореф.дис. канд.филол.наук. - Л.,1980. - 15с.

67. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - 3 -е изд., изм. - Вып.1. М.:Науч.слово,I9II.

68. Александров Б.М. 0 жанрах чеховской прозы 80-х годов.-В кн.: 0 творчестве русских писателей XIX в. Вып.37.1. Горький, 1961, с.3-80.

69. Александрович Ю. (Потеряхин А.Н.). История новейшей русской литературы. I880-I9I0. 4.1. - М.:Сфинкс,I9II.-288 с.

70. Алтаев Ал. Памятные встречи. - (Доп.изд.) - /М./: Гослитиздат, 1957. - 422 с.

71. Анатольев А. К истории закрытия журнала "Отеч.зап."-Каторга и ссылка, 1929, 8-9, с. 169-202.

72. Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М.: Изд-во МГУ,1980. -249 с.

73. Арсеньев К.К. Критические этюды по русской литературе: В 2-х т. - СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1888.

74. Арсеньев К.К. Беллетристы последнего времени. - Вестник Европы, 1887, № 12, с. 776-784.

75. Арсеньев К.К. Модная форма беллетристики. - Вестник Европы, 1889, № 4, с. 679-694.

76. Арсеньев К.К. Современные русские беллетристы. - Вестник Европы, 1888, № 7, с. 245-261.

77. Базилевская А. Трагедия "встревоженной бессознательности" в тв-ве М.Е.Салтыкова-Щедрина 80-х гг. - Учен.зап. Урал. гос. ун-та,М5,вып.З. Русская литература 70-90-х годов, сб.1. - Свердловск, 1966, с. 24-36.

78. Басардин В. (Мечников). Новейший нана-турализм. - Дело, 1880,№ 3, с.36-65; № 5, с. 71-107.

79. Батюшков Ф.Д. Критич. очерки и заметки: В 2-х т. - СПб.: А.Ф.Цинзерлинг, 1900-1902.

80. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова./Статьи и разборы. - М.: Худож.лит.,1973. - 301 с.

81. Бердников Г.П. Крестьянская тема в тв-ве Чехова 80-х годов. - В кн.: 0 русском реализме XIX в. и вопросах народности литературы. М.-Л.,1960, с. 357-401.

82. Де ла Барт Ф.Г. Импрессионизм, символизм и декадентство (Из истории приемов худ.творчества). - Киев: Тип. Д.Н.Трахтенберга, 1904. - 39 с.- 184

83. Благой Д.Д. Литература и действительность. - М.: Гослитиздат, 1959. - 515 с.

84. Боград В.Э. Журнал. Отеч. зап.: 1868-1884./Указатель содержания. - М.:Книга,1971. - 734 с.

85. Брешко-Брешковский Н. Сорокалетние литературной деятельности И.И.Ясинского. - Баян,I9II,№2,с.94-95.

86. Букчин С.В. Чеховская "артель". - В. кн.: Писатели чеховской поры. T.I.,М.,1982, с.5-27.

87. Буренин В. Полемические заметки. - Новое время, 1897, № 7545.

88. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М.-Л.: Изд-во АН СССР (Ленингр.отд-ние),1959. - 644 с.

89. Бушмин А.С. Эволюция реализма Салтыкова-Щедрина в 80-е года. - Русская лит., 1958, № I, с.163-199.

90. Бялый Г.А. В.М.Гаршин и литературная борьба 80-х годов. - М*Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - 209 с.

91. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М.-Л.: Сов. писатель, 1962, - 247 с.

92. Бялый Г.А. А.П.Чехов и русский реализм. Очерки. - Л.: Сов.писатель (Ленингр.отд-ние),1981.- 400 с.

93. Варшавская К.О. Малые жанры в литературе 80-90-х годов и проза А.П.Чехова. - Автореф.дис. канд.филол. наук. - Томск, 1969, 21 с.

94. Васильковский П.Е. Неувядаемый талант. (К юбилею И.И. Ясинского). - Светоч и дневник писателя,I9II,№2,с.98-101.

95. В/енгеров/ С. Ясинский. - В кн.: Брокгауз-Ефрон. Энцикл. словарь. Т.82, СПб.,1904,с.342-343.- 185

96. Веневич (Стукалич В.К.). Очерки современной литературы. - Рус. курьер, 1888, 20 июня.

97. Видуэцкая И.П. Проза Чехова и стили русского реализма 80-90-х годов. - Автореф.дис. канд.филол.наук.-М.,1966, 24 с.

98. Владиславлев И. Ясинский. - В кн.: Энцикл.словарь. 7-е изд. Гранат. Т.XI (приложение),с.738'.

99. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Худож.-этические искания. Л.: Наука, 1981, - 174 с.

100. Гиппиус В.В. М.Е.Салтыков-Щедрин и реакция начала 80-х годов (по неизданным материалам). - В кн.: Сб.о-ва ист.,филос. и социол. наук при Перм.ун-те. Вып.З. Пермь, 1929, с.193-218.

101. Головин К.Ф. (Орловский). Русский роман и русское общество. - 2-е изд. - СПб.: А.Ф.Маркс,1904. - 520 с.

102. Ю7.К>Л1щев В.А. Литературные очерки. - М.: Ред.журн.Рус. мысль, 1895. - 201 с.

103. Горнфельд А. Натурализм. - В кн.: Брокгауз-Ефрон. Энцикл.словарь. Т.40, СПб.,1897, с.684-686.

104. Горький A.M. Собр.соч.: В 30-ти т. М.: ГИХЛ,1949-1955. Т.23, 1953; т.28,1954; т.29,1954.

105. Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская демокр.лите-ратура 60-80-х годов XIX в. - М.:Наука,1977. - 176 с.

106. Грачева Й.В. Сборник А.П.Чехова "В сумерках" и общ.-лит.движение 80-х годов XIX в. - Автореф.дис. канд. филол.наук. - Л.,1979, 16 с.

107. Гречнев В.Я. 1>усский рассказ конца XIX-XX века. - Л.: Наука (Ленингр.отд-ние),1979. - 208 с.

108. Громов'Л.П. Реализм А.П.Чехова второй пол. 80-х гг.

109. Ростов Н/Д.: Ростов.кн.изд-во,1958. - 213 с.

110. Громов Л.П. Чехов и "артель" восьмидесятников. - В кн.: Лит. музей А.П.Чехова. Сб.статей и материалов, вып.1.- Ростов н/Д. 1959, с.95-158.

111. Гроссман Л.П. Натурализм Чехова. - В кн.: Гроссман Л.П. От Пушкина до Блока. М.,1926, с.281-326.

112. Гуревич А. Типологическая общность и нац.-ист.своеобразие. - Вопр.лит.,1978, № II, с.164-188.

113. Дергачев И.А. Динамика повествоват. жанров русской прозы 70-90-х годов XIX века. - В кн.: Проблемы типологии реализма. Вып.9. Урал.гос.ун-т. Свердловск, 1976, с.3-17.

114. Дергачев И.А. Д.Н.Мамин-Сибиряк в русском лит.процессе 1870-1890-х гг. - Автореф.дис. д-ра филол.наук.-Л.,1980, 40 с.

115. Дерман А. Творческий портрет Чехова. - М.: кооп.изд-во Мир, 1929. - 348 с.

116. Десницкий В. М.Е.Салтыков-Щедрин в 80-е годы. - В кн.: Десницкий В. Статьи и исследования. - Л.: Худож.лит., 1979, с.289-327.

117. Р.Д. (Дистерло Р.А.). Новое литературное поколение (Опыт'психологической критики.)- Неделя, 1888, № 13, с.15.

118. Д.(Дистерло Р.). О безвластии молодых писателей (Новогодние размышления). - Неделя, 1889, Jfc I.

119. Длуговская С. Салтыков-Щедрин и Чехов. (Проблема обыденного). - Науч.труды высш.учеб.заведений Литов. ССР. - Литература. Т.З. Вильнюс, 1962,с. 125-136.

120. Добин Е.С. Искусство детали. Наблюдения и анализ.

121. Л.: Сов.писатель, 1975, № 192 с.

122. Долгополов Л.К. Личность писателя, герой литературы и лит. процесс. - Вопр.лит.,1974, № 2, с. 104-140.

123. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе XIX в.-н.ХХ века.- Л.:Сов.писатель (Ленингр.отд.-ние), 1977. - 366 с.

124. Евгеньев-Максимов В.Е. В тисках реакции. К столетию рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина. - М.-Л. :ГИЗ,1926. -136 с.

125. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма к.XIX века. - М.: ГИХЛ, 1958. - 200 с.

126. Ершов А. К истории русской журналистики. "Отеч.зап." (1868-1884). - Образование, 1905, № I, с.217-256;& 2, с.231-263; № 3, с.275-294; № 4, с.67-101; & 5, с.9-37.

127. Есин Б.И.Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. - М.: Изд-во МГУ, 1963. - 191 с.

128. Жиркевич А.В. Из дневника. Встречи с Толстым. - В кн.: Лит.наследство, т.37-38. Л.Н.Толстой. М. 1939,с.417-442.

129. Жук А.А. Сатирич. роман М.Е.Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия". - Саратов.: изд-во Саратов.ун-та, 1958. - 136 с.

130. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в к.XIX столетия. (Политич.реакция 80-х - н.90-х годов). - М.: Мысль, 1970. - 442 с.

131. Залыгин С. Первые среди вторых. - В кн.: Залыгин С. Литературные заботы. - 2-е изд. - М.,1979,с.335-340.135,136,137,138,139140141142143144145146147

132. Зарев П. К вопросу о структуре лит.процесса. - Вопр. лит.,1982, №4, с.15-28.

133. Засурский Я.Н. Есин Б.И.Киселев А.П. Мишурис А.Л., Прохоров Е.П.Газета. - В кн.: БСЭ. 3 -е изд.,т.5, 1971, с.631.

134. Захаркин А.Ф.Творчество А.П.Чехова и русская литература конца XIX - нач.XX веков. - Автореф.дис. д-ра филол.наук. - М.,1969, 45 с.

135. Измайлов А.А. И.И.Ясинский (К 35-летн. юбилею. - Родная нива, 1905, № 50, с.450.

136. СССР (Ленингр.отд-ние),1958.

137. История русской литературы: В 10-ти т. М.-Л.: АН СССР, I94I-I956. Т.9, 4.1,1954.

138. История русской литературы: В 3-х т. М.-Л.: Изд-во АН СССР (Ленингр.отд-ние) 1958-1964. Т.З,М. :Наука, 1964.

139. История русской литературы: В 4-х т. Т.4. Л. :Наука (Ленингр. отд-ние), 1983.

140. История русской литературы второй половины XIX века./ Учеб.пособие. Под ред.проф.Н.И.Кравцова. - М.: Просвещение, 1966. - 694 с.

141. История русской литературы XIX века: В 5-ти т. Под ред. Д.Н.Овсянико-Куликовского. М.: Изд-во т-ва Мир, 1908-1909.

142. История русской литературы XIX века (вторая половина). Под ред. С.М.Петрова. - 4-е изд. испр.-М. Просвещение,1978, - 608 с.

143. Каминский В.И. К вопросу о гносеологии реализма и некоторых нереалистических методов в русской литературе. - Русская лит.,1974, № I, с.28-45.

144. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. - Л.: Наука (Ленингр.отд.),1979. - 197 с.

145. Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. -М.: изд-во МГУ,1979. - 327 с.

146. Катаев В.Б. Чехов и его литерат.окружение (80-е годы XIX века). - В кн.: Спутники Чехова. Собрание текстов.-М.,1982,с.47.

147. Келдыш В.А. К проблеме литературных взаимодействий (о так называемых "промежуточных" явлениях). - Русская литература, 1979, № 2, с.3-27.

148. Келдыш В.А. Русский реализм начала 20 века.-М.: Наука, 1975. - 280 с.160. (Кигн В.Л.). Литературное обозрение (Краткие размышления о литературном 1885 годе). - Неделя, 1886,Ш.

149. Ковский В.Е.Литературный процесс 60-70-х годов. (Динамика развития и проблемы изучения совр.сов.литерату' ры). - М.:Наука,1983. - 336 с.

150. Козьмин Б.П. Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. - М.: тип.Высш.парт.школы при ЦК ВКП(б) 1948.-60 с.

151. Короленко В. 0 Щедрине. - В кн.: Короленко В.Г.Полн. собр.соч.,посмерт.изд.,т.24,Харьков,1927,с.327-335.

152. Короленко в воспоминаниях современников.-М.Гослитиздат, 1962. - 654 с.

153. Коропчевский Д.А.Натурализм и его современное значение. (Критический этюд). - Изящная литература, 1884, JKE2, раздел Совр.обозрение,с. 15-32.

154. Кранихфельд В. Два юбилея. - "Современный мир,19П, №3, с.304-319.

155. Кранихфельд В. Десятилетие о среднем человеке.- Современный мир, 1907,Ж1, с. 165-202; № 12, с.87-127.

156. Красносельский А. Опыт генеалогии современного псевдореалистического романа. - Отеч.зап.,1883,№5,с.91-120; № 6,с.354-382.

157. Крутикова Н.Е. К вопросу о литературном окружении

158. А.П.Чехова (Чехов и его современники). - Радянське л1тературознавство (Советское литературоведение3 •'), Киев,I960, № 2, с.99-112.

159. Кулешов В.И. История русской критики. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение,1978. - 526 с.

160. Кулешов В.И.Натуральная школа в русской литературе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 239 с.

161. Кулешов В.И.Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа XIX-XX веков. - Вопр.лит.,1982,№8, с.50-75.

162. Кулешов В.И.История русской литературы 70-90-х годов XIX века. М.,1983, Высшая школа. - 400 с.

163. Кулешов В.И.Этюды о русских писателях.-М.: Изд-во МГУ, 1982. - 262 с.

164. Кулиш Ж.В. М.К.Цебрикова о "беллетристах-фотографах".-Науч.труды Курск.пед.ин-та,т.216.Вопросы истории и теории русской лит.критики XIX в. Курск,1981, с.137-148.

165. Куприяновский П.В.Доверие к жизни. (Литературовед, и лит.-критич.статьи).-Ярославль,Верхне-Волжск.кн.изд-во,1981. - 238 с.177. (Лавров П.Л.У.Дидро и Лессинг. - Отеч.зап. 1868, № I, с.149-150.

166. Лазаревский Б.А. Из дневников.Записи о Чехове. - В кн.: Лит.наследство,т.87. Из истории русской литературы и обществ.мысли 1860-1890-х годов. М.,1977,с. 319-358.

167. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. - М.:Сов.писатель, 1963. - 570 с.- 192

168. Лидии Вл.Г. Писатели чеховской поры. - В кн.: Друзья мои - книги. М.,Современник, 1976, с.252-255.

169. Линин A.M. К истории буржуазного стиля в русской литературе (Творчество Л.Д.Боборыкина). Ростов н/Д: тип.им.Калинина,1935. - 135 с.

170. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века. / Отв.ред.Б.А.Бялик. М.: Наука, 1975. - 416 с.

171. Литературный процесс:Сборник./Под ред.Г.Н.Поспелова. М. :изд-во МГУД981. - 237 с.

172. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века. 1890-1904. Социал-дем.и обще-дем.издания. М. :Наука,1981. - 390 с.

173. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века. 1890-1904. Бурж.-либ. и модернист.издания. М.:Наука, 1982. - 372 с.

174. Лихачев Д.С. Популяризация или исследование? Полемические заметки о совр.литературовед.проблемах. -Лит.газета,1974, $ 38, 18 сент.

175. Макаров А. Литературно-критические работы: В 2-х т. М.: Худож.лит.,1982. Т.2,1982. - 408 с.

176. Маяковский В.В. Полн.собр.соч.: В 12ти т. М.: Гослитиздат,1939. T.I. М.,1939.

177. Медведский К.П. Совр.литературные деятели. И.И.Ясинский. - Ист.вестник, 1893, № 5, с.412-424.

178. Мейлах Б. 0 так называемых "второстепенных" писателях. - В кн.: Мейлах Б. Вопросы литературы и эстетики. Сб.статей Л.,Сов.пис.,1958,с.361-445.- 193

179. Минский Н.М. При свете совести. Мысли и мечты о цели жанра. 2-е изд. СПб.,тип.Ю.Н.Эрлих,1897. - 228 с.

180. Михайловский Б.В. Русская литература XX века. С 90-х годов XIX века до 1917. - М.: Учпедгиз, 1939.-420 с.

181. Михайловский Н.К. Поли.собр.соч. 2-е изд. СПб.,1909-1913. Т.6, 1909. Т.10,1913.

182. Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. -М.Гослитиздат,1957. - 664 с.

183. Михневич В.0. Наши знакомые. Фельетонный словарь современников. - СПб.,тип.Э.Гоппе,1884. - 283 с.

184. Назарова Л.Н. Тургенев и рус.литература к.Х1Х-н.ХХ века. - Л.,Наука, 1979. - 201 с.

185. Неведомский М. (М.П.Миклашевский). 80-е и 90-е годы в нашей литературе. - В кн.: История России в XIX веке. 4.4, т.9. СПб., /б.г./,с.1-П6.

186. Николаев Ю.(Ю.Н.Говоруха-Отрок). Очерки современной беллетристики. - Моск.ведомости,1889, № 345,14 дек.

187. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки бурж.эстетики. - М.,Наука, 1976. - 255 с.

188. Новополин Г.С.(Нейфельд Г.С.). В сумерках литературы и жизни в 80-е годы. (80-е и 90е годы). - Харьков, Э.А.Толовкина, 1902. - 233 с.

189. Новополин Г.С. (Нейфельд Г.С.). Порнографический элемент в русской литературе. - Екатеринослав:Тип.Л.И. Сатановского, 1909. - 247 с.

190. Овчарова П. Чехов и его современники/ Рец. на кн.: Г.Бялый. Чехов и русский реализм. - Вопр.лит., 1982, № 3, с.236-240.

191. Осьмакова Л.Н. "Таинственные" повести и рассказы- 194

192. И.С.Тургенева в контексте ест.-науч.открытий второй пол. XIX века. - Филол. науки, 1984, № I, с.9-14.

193. Охотина Г.А. Салтыков-Щедрин и Чехов (Проблема "мелочей жизни") - Рус.лит.,1979,№2, с.117-127.

194. Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. - /М./:Гослитиздат,1958. - 848 с.

195. Пенкин М.С. Реализм и натурализм: что их разъединяет? - В кн.: Пенкин М. Искусство и наука. Проблемы, парадоксы, поиски. М.: Современник, 1982, с.135-170.

196. Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа.- /2-е изд/. - М.:Худож.лит.,1965. - 216 с.

197. Перцов П. Изъяны творчества. (Повести и рассказы А. П.Чехова). - Русское богатство,1893, № I, с.39-71.

198. Письма А.П.Чехову его брата Александра Чехова. - М.: Гос.соц.-,эк.изд-во,1939. - 567 с.

199. Подцубная Е.Я. Творчество И.Н.Потапенко и основные закономерности "массовой" литературы. - Автореф.дис. канд.филол.наук. - Л.,1979. - 16 с.

200. Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина.-М.: Гослитиздат,1963. - 470 с.

201. Полоцкая Э.А. А.П.Чехов. Движение художественной мысли. - М.: Сов.писатель,1979. - 340 с.

202. Попова М.Г. "Письма к тетеньке" Салтыкова-Щедрина.-Учен.зап.Казан.пед.ин-та, вып. 14. Каф. литературы. Казань, 1958, с.ЮЗ-118.

203. Португалов Ю.В. К психологии литературных течений эпохи 1860-1890-х годов. - Оренбург: /А.О.Киселев/, 1908. - 150 с.

204. Проблемы типологии лит. процесса: Межвуз.сб.науч.тр. Перм.гос.ун-т. - Пермь,1979. - 143 с.216217218219220221222223224225226227228229

205. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. - М.-Л.: Изд-во АН СССР (Ленингр.отд-ние),1962. - 230 с. Пульхритудова Е.М. Натурализм в России. - КДЭ, т.5. М.,с.134-135.

206. Русская повесть XIX века.История и проблематика жанра. - Л.:Наука,1973. - 565 с.

207. Русские писатели о литературном труде. Сборник: В4.х т. Л.,Сов.писатель,1954-1956. Т.З. Л.,1955. - 716с.

208. Салтыков-Щедрин. 1826-1976: Статьи,материалы, библиография. - Л.: Наука,1976. - 439 с.

209. Серебренникова В.Г. Дем.журналистика периода второй револвд. ситуации. Журналы "Отеч.записки" и "Дело".-В кн.: Общественное движение в пореформенной России.-Сб.статей. М.:Наука,1965, с.344-366.

210. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. - СПб.: Ф.Павленков,1891. - 523 с.

211. Скабичевский A.M. Литературная хроника. - Новости и биржевая газета, 1887. № 21, 22 янв.

212. Скатов Н.Чехов и его современники/Рец. на кн.: Г.Вялый. Чехов и русский реализм. - Звезда,1982,^ I, с. 188-189.

213. Смирнов В.Б. Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин. (Г.И. Успенский в "Отечественных записках"). - Саратов, Изд.-во Саратов.ун-та, 1964. - 138 с.

214. Смирнов В.Б. Н.Н.Златовратский и "Отеч.записки" второй половины 70-нач.80-х годов (Народ в творчестве Златовратского). - Учен.зап. Башк.пед.ин-та. Филол. науки, вып.1. Уфа,1971, с.22-41.

215. Смирнов В.Б. Литературная история "Отечественных записок". 1868-1884. Учеб.пособие. - Пермь,1974. -314с.

216. Смирнов В.Б.Литературная история "Отечественных записок". 1868-1884: "Отечеств.записки"в обществ.-лит. процессе 70-80-х годов.- Автореф.дис. доктора фи-лол. наук. - Д.,1980. - 37 с.

217. Смирнов В.Б.Литературная политика "Отечественных записок в период второй революц.ситуации. (Проблема деятеля). - В кн.: Проблемы типологии реализма. Вып. 9. русская литература 1870-1890-х годов. Свердловск, Изд.Урал.гос.ун-та,1976, с. 18-37.

218. Смирнов В.Б. Салтыков-Щедрин и лит.школа "Отечественных записок". - В кн.: русские писатели и народничество, вып.2. Горький, 1977, с.35-41.

219. Соколов А.Г., Михайлова М.В. З^усская литературная критика конца XIX - начала XX века: Хрестоматия. -М.: Высш.школа, 1982. - 367 с.

220. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX -нач.XX века. - М.: Высш.школа,1979. - 399 с.

221. Соколов Н.И. Г.И.Успенский. Жизнь и творчество.-Л.: Худож.лит.,1968. - 319 с.

222. Суровцев Ю. Лит.процесс и его периодизация (о принципах оцределения). - Вопр.лит.,1983, Jfc 10, с.113-144.

223. Темлинский С. (Грингмут В.А.) Золаизм. Критич.этюд. 2-е изд. М.: А.Ланг,1881. - 168 с.

224. Теплинская Н.М. Проблемы натурализма и романтизма в освещении русскими дем.журналами в 70-е годы XIX века. - В кн.: Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX века: Сб.науч.трудов. Пермь, Изд-во Перм.гос.пед.ин-та,1978, с.53-64.

225. Теплинский М.В. К вопросу о жанровом своеобразии лит. школы "Отеч.записок". - В кн.: русская журналистикав литературном процессе второй половины XIX века. Пермь,1980, с.41-50.

226. Теплинский М.В. Лит.щсола в журнале. (К постановке проблемы.)- В кн.: Филологические этюды. Журналистика. Вып. I. Ростов н/Д.,1971, с. 7-22.

227. Теплинский М.В. "Отечественные записки". 1868-1884. История журнала. Лит.критика. - Юж.-Сахалинск: /Дальневост.кн.изд-во/, 1966. - 399 с.

228. Трофимов И.Т. Ясинский. - В кн.: Г^сские писатели. М.,1971, с. 724-725.

229. Турков А. Чехов и его время. - М. :Худож.лит. 1981.-408 с.

230. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977. - 574 с.

231. Усманов Л.Д. Художественные искания в русской прозе конца XIX века. - Ташкент, Фан, 1975. - 144 с.

232. Усманов Л.Д. Литературно-художественный процесс и развитие научной мысли в России. - Ташкент: Укитувчи, 1977. - 77 с.

233. Фидяер Ф.Ф. Первые литературные шаги. Автобиографии современных писателей. - /М./: Тип.т-ва И.Д.Сытина, /1911/. - 268 с.

234. Фохт У.Р. Внутренние закономерности ист.-лит.развития. - Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз., т.ХУШ, вып. 2, 1959, с. II5-130.

235. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. - 3-е изд. - М.: Худож.лит.,1971. - 526 с.

236. Художественное творчаство и литературный процесс. Вып.4. - Томск: Изд-во Том.ун-та,1982. - 159 с.

237. Чернавина О.В. Некоторые аспекты сравнит.-ист.изучения лит.процесса. - В кн.: Проблемы литературного- 199 развития. (На материале русской и зарубежной литературно-художественных традиций). Сб.статей: М.,1982, с.60-70.

238. Чехов и его время. - М.: Наука, 1977. - 359 с.

239. Чеховские чтения в Ялте. - М.: Книга,1973. - 181 с.

240. Чеховские чтения в Ялте. Чехов и русская литература. - М.: Книга, 1978. - 165 с.

241. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. - М.: Книга,1971. -291 с.

242. Чупринин С.И. Натурализм в русской литературе 8090-х годов XIX века.- Автореф.дис. канд.филол. наук. - М.,1980. - 14 с.

243. Чупринин С.И. "Фигуранты" - среда-реальность. (К характеристике русского натурализма.)- Вопр.лит., 1979, № 7, с.125-160.

244. Шаталов С.Е. Черты поэтики (А.П.Чехов и И.С.Тургенев) - В кн.: В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974, с. 296-309.

245. Ше лгу нов Н.В. Очерки русской жизни. - Сочинения, изд.З. СПб.: О.Н.Попова, /1904/.- 1098 с.

246. Шпаков екая Е. Н. Златовратский и С.Щедрин. - В кн.: Русская литература 1870-1890-х годов, вып.12. Свердловск, Изд-во Уральс.гос.ун-та,1979, с.40-65.

247. Эйзенштейн С.М. (Литература и кино). - Избр.произведения: В 6-ти т. Т.5. М.: Искусство, 1968, с. 524-527.

248. Эйхенбаум Б. О прозе. Сб.статей. - Л.: Худож.лит., 1969. - 503 с.

249. Оренбург И. Необходимое объяснение. - Лит.газета, 1957, № 19, 12 февр.

250. Южаков С.Н. Ясинский. - Одесский вестник,1889, № 176, 4/16 июля.

251. Ясинская З.И. В.Брюсов и И.Ясинский. - В кн.: Брюсов-ские чтения 1971 года. Ереван,Айастан,1973, с.402-437.

252. ЧигЛ tll'iCL-u f\.,^-kiiiu- Ыы, Л7, tfa+uta-ditm. CiiiiaU- - /lefrdcii ;1. M*-Uu*n, Ml*. cfi/).276. ЗйьерллИьь ^ Tdoiicv zi- 4tUx, itto, p.lOl-iOb.277. iahihe Kpa. Ju Pailri. ei Us cL^moh Лс A, p-emee

253. Pn Я U 41) £-. (dUt-dMh). - /W-5, -dM p.