автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Массовое сознание и массовая культура
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ларин, Евгений Игоревич
Введение.
Глава 1. Механизм формирования массового сознания.
1.1 Массовое сознание: традиции исследования, понятийный ряд.
1.2 Массовая культура как основной механизм формирования массового сознания.
Глава 2. Особенности российского массового сознания.
2.1 Российское массовое сознание в досоветский и советский период.
2.2 Российское массовое сознание в перестроечный период.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Ларин, Евгений Игоревич
Актуальность темы исследования.
Большое количество публикаций в научной и научно-популярной литературе, а также в средствах массовой информации, говорит о том, что проблематика массового сознания занимает одно из центральных мест в жизни современного общества. Активно развиваются социологические, философские и культурологические концепции массового сознания, поскольку в условиях демократизации его роль резко возросла. Объединяющим началом учений и теорий, отражающих данную предметную область в настоящее время, является тезис о доминировании массовых ценностей во всех сферах современной общественной и культурной жизни.
Особая актуальность этой темы обусловлена и тем, что в центре внимания советской философской науки оказалась не столько масса как явление социально-психологическое или социокультурное, сколько деятельность больших социальных групп, классов (прежде всего пролетариата), рассматриваемых в качестве субъекта политической борьбы и объекта пропаганды, носителя революционного сознания и коммунистических убеждений. В этом причина и дефицита исследований в области социально-массовых явлений в настоящий момент, после относительно недавнего отхода от догматов исторического материализма.
Так же существенным и весомым аргументом, подтверждающим повышенную актуальность избранной темы исследования, является сама социальная практика. XX век стал временем развертывания бурных и многочисленных массовых движений, приобщения большинства населения в нашей и других странах к всеобщему образованию, активного, невиданного ранее, вторжения интересов и вкусов «человека массы» в элитарные ранее сферы культуры и политики.
Интерес представляют и практические потребности анализа меняющейся духовной реальности современного российского общества. По мнению ряда исследователей, «массовидные» свойства отечественного социалистического общества заслонялись до поры политико-идеологическими особенностями советского строя. Постперестроечное же общество открыло простор для свободной мысли без оболочки идеологии, массовой культуры, не всегда находящейся под контролем государства, но всегда определяющей общественное мнение и настроение.
Возникший в ходе инновационных преобразований духовно-идеологический вакуум, созданный идеологической разобщенностью, все больше заполняется продуктами западного масскульта. На фоне дестабилизации социальных институтов и духовной сферы российского общества все явственней проступает силуэт «человека массы» западного образца, лишая возможности трансляцию опыта отечественной культуры на молодые поколения, что может привести к ее стагнации и упадку. Проблема угрозы потери культурной самобытности русского народа в условиях «культурного империализма» является одной важных из злободневных для отечественной социальной науки, делающих попытку анализа перечисленных явлений актуальней. Представляется необходимым рассмотреть механизмы формирования и функционирования массового сознания с целью лучшего уяснения возможностей решения указанной проблемы.
Степень разработанности темы
Общей особенностью для большинства исследований западных авторов в исследовании массовых явлений вплоть до середины XIX века была экстраполяция эмпирически наблюдаемых характеристик толпы на более широкие и внутренне сложные явления и общности (народные массы, большие группы - классы), низкая оценка деятельности народных низов, отрицание их творческой, конструктивной роли в историческом процессе определение этой роли как пассивной, второстепенной или же стихийно-разрушительной).
В рамках или под воздействием отдельных элементов описанной выше тенденции осмысления массовых явлений сформировался и ряд направлений западной социальной науки Х1Х-ХХ веков, так или иначе акцентирующих внимание на проблеме «массы»: во-первых, различные варианты теории элитизма, ориентирующиеся на изучение правящей элиты и определение в этой связи роли масс (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс; элементы теории меритократии у К. Манхейма, Дж. Гелбрейта; ряд идей Д. Белла, Ч. Миллса); во-вторых, ницшеанское направление, акцентирующее взгляд на массу, как нетворческое, эстетически и этически несовершенное большинство; в-третьих, так называемые теории «массового общества» эпохи развитых индустриально- капиталистических отношений XX века, опирающиеся на многие из перечисленных выше положений.
Следующим этапом в разработке указанных проблем стало формирование марксистско-ленинской традиции рассмотрения массовых явлений. Ее родоначальники заявили о творчески-созидательном характере деятельности широких народных масс как производителей основных материальных благ. В центре внимания марксистской школы, включая ее многие более поздние варианты, оказалась не столько масса, как явление социально-психологическое или социокультурное, сколько деятельность больших социальных групп, классов (прежде всего пролетариата), рассматриваемых в качестве субъекта политической борьбы и объекта пропаганды, носителя революционного сознания и коммунистических убеждений.
И все же, как нам представляется, начало исследования феноменов массы и массового сознания было связано с иными направлениями обществоведческой мысли и совпало по времени со становлением социальной психологии как научной дисциплины в последней трети XIX века. Почти одновременно в России и во Франции Н.К. Михайловским и Г. Тардом (а затем и
Г. Лебоном) были установлены основные закономерности поведения индивида, перемены в его психике при включении в состав толпы. В дальнейшем, различные аспекты этого подхода разрабатывались представителями психоаналитической школы (3. Фрейд, Э. Фромм). С. Московичи вслед за Г. Лебоном, З.Фрейдом и Э. Фроммом направляет свой исследовательский интерес в область массового сознания, реконструируя и модифицируя подходы данных авторов. Его заслугой принято считать введение в научный оборот понятий «виртуальная толпа», «виртуальная деревня».
Особенный интерес для нашего исследования представляют работы Хосе Ортега-и-Гассета. Вслед за А. Грамши его постановка вопроса о проблеме массового сознания в индустриальную эпоху выводит во главу угла элиту и творческую интеллигенцию в противопоставлении с «человеком массы» или так называемым «специалистом».
Оригинальную трактовку действующей массы предложил видный мыслитель, нобелевский лауреат Э. Канетти. В отечественной научной литературе этот подход или отдельные его элементы нашли отражение в работах Б.А. Грушина, Д.В. Ольшанского, П.В. Разина, в ряде публикаций Г.Г. Дилигенского.
Своеобразные положения для понимания специфики современной социальной массы, соотношения массы и индивида выдвинули М. Шелер, Г. Маркузе, Г. Шишков, О. Тоффлер, К. Ясперс.
В отечественном обществознании советского периода проблемы «массы» и «массового сознания» долгое время развивались как альтернативные, периферийные. Понятие «масса» рассматривалось как теоретический и идеологический антипод понятия «класс», в работах ряда авторов ставилось под сомнение само его право на существование в языке науки (Г.Гибш, М.Ферверг).
Наряду с объективными трудностями в изучении указанных'предметов (новизна, сложная структура), в советской науке имели место и проблемы, порожденные идеологическим давлением. Дезориентирующее влияние на исследователей оказали существующие в марксистско-ленинской социальной науке традиции анализа деятельности народных масс, массовых движений, взаимоотношений «массы - класса - партий - лидеров». Внешнее сходство терминов «масса» и «массы», «массовое сознание» и «сознание (трудящихся) масс», при значительном расхождении в их содержании, объективно явилось серьезной помехой для выхода марксистской социологии на новую проблематику. Позитивная традиция употребления данной терминологии берет начало лишь с 60-х годов и связана, прежде всего, с именами Б.А. Грушина и А.К. Уледова.
Первоначально активный интерес исследователей к разработке понятия «массовое сознание» сочетался с достаточно смутными и противоречивыми представлениями о субъекте этого сознания - «массе». В одних случаях субъектами-носителями массового сознания объявлялись большие социальные группы, классы (Г.Г. Дилигенский), в другом - народные массы, наконец, - «вся масса членов общества» (И.В. Люминарский). Одни авторы видели сущность массового сознания в его практическом характере, другие отождествляли с обыденным сознанием, третьи анализировали его функционирование на уровне общественного мнения. Большое число работ было посвящено изучению субъектов массового сознания в развитых капиталистических и развивающихся странах мира, проблемам идеологичеи V/ ского воздействия и идеиного манипулирования массовым сознанием.
Исследования Б.А. Грушина, полные новых для отечественной науки идей, дали мощный толчок дальнейшим разработкам в области массового сознания. Однако в качестве субъекта массового сознания он выделяет разного рода социальные общности (а не индивидов), крайне разнообразный и неустойчивый характер которых затрудняет и конкретные исследования, и прогноз, и выявление общего. Общим для всех видов масс оказываются лишь сходные формы проявления - массовое поведение, реакции.
В 90-е годы к вопросам, вплотную связанным с массовым сознанием, обращается значительное число авторов. Некоторые из них рассматривают отдельные аспекты и характеристики, конкретно-исторические формы массы и массового сознания, пограничные проблемы (A.A. Кара-Мурза). Другие же претендуют на целостное рассмотрение объекта исследования, разработку методологических проблем (Г.Ю. Юсифова).
Наибольший интерес представляют работы Г.В. Афанасьевой и Н.П. Кириллова. Анализируя большой массив отечественной и зарубежной литературы, Г.В. Афанасьева ставит задачу выделения массового сознания в особое понятие социальной философии. Н.П. Кириллов высказывает предположение о том, что определять понятие массы необходимо в сопоставлении с понятием элиты. Автор также считает, что массовое сознание - «фундамент, корневая система общественного сознания вообще». Продолжая разработку темы, Н.П. Кириллов определяет массу и как «единый способ поведения и сознания», в чем сходится с Б.А. Грушиным. В то же время Н.П. Кириллов представляет массу, как совокупного оппонента субъектов управления.
В последние годы в ряде публикаций и диссертационных работ были предприняты попытки целостного анализа феномена массового сознания (H.H. Дунаева, Ю.В. Колин), в других работах имело место рассмотрение его отдельных аспектов (A.A. Белов, Т.М. Зуева), исследование исторических и групповых этнических, половозрастных, профессиональных и других его форм (Г.Б. Власова, М.К. Ясменко, Д.А. Буклов). Все это свидетельствует о росте исследовательского интереса к проблеме массового сознания, об упрочении позиций, связанных с этой проблемой.
Целыо настоящей диссертационной работы является рассмотрение, на основе теоретических исследований массового сознания, -в-общих-чертах, процесса формирования российского массового сознания и выявления на этой основе его досоветской, советской и современной специфики.
Достижение поставленной цели предполагает следующие задачи:
1. Анализ понятийного аппарата известных теорий социально-массовых явлений, в частности, понятий «массовое сознание», «идеология», «массовая культура».
2. Рассмотрение процесса формирования и функционирования массового сознания на основе массовой культуры.
3. Изучение, на основе результатов этого рассмотрения, «западной» и отечественной массовой культуры как основы формирования и функционирования массового сознания.
Объектом исследования выступают явления массового сознания и массовой культуры российского общества.
Предметом исследования является развитие массового сознания и массовой культуры досоветского, советского и перестроечного периодов нашего общества.
Научная новизна исследования.
1. Выявлены сущностные характеристики процесса формирования и функционирования массового сознания как категории социокультурного знания.
2. Рассмотрена связь феномена массового сознания с феноменом массовой культуры в двух ее формах - традиционно-мифологической и идеологической; выявлена роль государства и социальных институтов (в частности, средств массовой информации) как инструментов идеологизации массового сознания.
3. На этой основе выявлены основные моменты процесса формирования массового сознания на досоветском, советском и перестроечном этапах развития нашего общества в условиях разорванности культуры российского общества на деревенскую и городскую.
4. Выявлена роль феномена «массовой культуры» как основного механизма формирования массового сознания в условиях его сращивания с господствующей идеологией.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Содержательные основания массового сознания определяются наиболее примитивными мировоззренческими установками, выработанными в процессе развития обыденного сознания в рамках повседневности и выражающимися в виде социальной веры в определенную картину мира и место человека в нем, с присущими ей аксиологическими установками. Наиболее ярко массовое сознание проявляется в общественно значимых проблемных ситуациях как однотипная реакция многих (негативная или позитивная).
2. Основным способом формирования массового сознания в XX веке выступала массовая культура, а главным способом манипулирования им -идеология как ее рационализированная составляющая.
3. Основой феномена «массовой культуры» являются объективные характеристики сознания «человека массы» X. Ортега-и-Гассета: стремление упрощать, сводить к обыденным схемам поведения любые явления и действия; стремление быть «похожим на всех» во всех значимых отношениях ради чувства социальной защищенности; стремление объяснять все проблемы чьим-то враждебным отношением и т.п. Массовая культура является основным средством воспроизводства массового сознания. В феномене массовой культуры можно выделить ее социокультурные функции: развлекательную, социализации и идеологическую, призванные одинаково эффективно воздействовать как на массы, так и на элиту.
4. Реализация идеологической функции заключается в предоставлении «массовому человеку» понятных для него и нужных для идеологизато-ров схем интерпретации и объяснения всего происходящего в обществе, схем выводов и принятия решений, организационных проектов и планов действий. Это может осуществляться и через социализационную 'и развлекательную функции.
5. В обществе постоянно происходит борьба за массы институциональными средствами; особенно велика роль государства, манипулирующего сознанием широких масс. На примерах воздействия государственной идеологии на массовое сознание и культуру в нацистской Германии и довоенном Советском Союзе видна общность закономерностей и механизмов оболванивания масс.
6. Субъективно-психологическим основанием механизма «массового сознания» является патернализм, понимаемый как врожденное, неосознаваемое, имеющее мифологические корни свойство мышления человека «преодолевать трудности» наиболее простым способом (например, в виде надежды на абсолютного героя, вождя, отца-защитника). В качестве же субъективно-психологического основания механизма «массовой культуры» можно предложить «феномен красоты»1, суть которого в том, что предмет считается прекрасным, если он вызывает восторг и сопереживание у большинства. Этот «феномен» может быть объяснением того, что произведения массовой культуры, являются единственно возможным способом постижения мира для той части населения, которая соответствует образу «человека массы», предложенному Хосе Ор-тега-и-Гассетом.
7. Безусловное преобладание идеологической функции в массовой культуре советского общества формировали такое понимание художественного произведения как у автора, так и у его читателя, зрителя, что воспри
1 См.: Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии №11. 1992. с. 9. ятие его было направлено не на выработку собственной позиции для описываемой ситуации, а на безусловное подражание абсолютной норме поведения (восприятия, чувствования, мышления, действования). Это и определило основное качество массовой культуры советского типа, свойственное и настоящему времени.
8. Экономический и социальный кризис обусловили развал социальной структуры и советской системы ценностей. Это означало взрыв индивидуализма, неспособного создать новую систему ценностей. Поэтому в перестроечную и постперестроечную эпоху содержанием произведений массовой культуры становятся «маргинальные» типы личности.
9. Современная ситуация в российском массовом сознании и массовой культуре характеризуется поиском новой, социально и политически значимой системы ценностей, создаваемой вокруг центральной фигуры российской политики и государства - президента. Именно на эту задачу постепенно переключаются органы массовой культуры.
Методологическая основа исследования. При формировании методологической основы исследования автор исходил из того, что системное научное знание о массовых явлениях находится в настоящий момент в стадии развития, что вся видимая сфера изучения массового является объектом междисциплинарного исследования и различные аспекты массовых явлений изучаются в рамках социологии, социальной психологии, политологии, культурологии, а методология исследования вырабатывается в социальной философии. В качестве теоретической и методологической основы данной работы используется сложившаяся методология изучения сложноорганизо-ванных объектов социальной и духовной сфер, в которой диалектический метод сочетается с деятельностным подходом. В процессе работы автор опирался на методологические принципы системности, диалектического единства сущности и явления, а также феноменологического и сравнительно-исторического анализа социальных явлений.
Научно-практическое значение исследования. Материалы исследования могут быть использованы для уточнения понятий «массовое сознание» и «массовая культура» в их функциональном аспекте и далее - для более эффективного анализа соответствующих явлений общественного сознания и деятельности (в частности, в сфере политического проектирования). Также они могут использоваться при чтении учебных курсов по социальной и политической философии, социологии, социальной психологии.
Апробация работы. Текст диссертации обсуждался на объединённом заседании отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы и кафедры философии Ростовского государственного педагогического университета.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 186 наименований. Общий объем диссертации 154 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Массовое сознание и массовая культура"
Заключение
Уникальность современного состояния массового сознания россиян может быть определена лишь сквозь призму более чем семидесятилетней истории советского государства. Ведь все мы с детства знаем, «что такое хорошо и что такое плохо»! Впитанная с молоком матери, а также через механизмы начальной, средней, высшей школы, через механизм массовой культуры, ранней и поздней социализации социальная вера населения в незыблемость и святость советского государства, начиная с 60-х годов, находилась под жестким давлением со стороны самого государства.
Выработанный за долгие годы жесткого советского цензурного режима, а также как результат индустриализации страны, с последующим коммунальным общежитием, извне ориентированный «человек массы», все это время вынужденный потреблять бесконечные потоки «идеальных образов», оказался неспособен справиться с готовыми образцами массовой культуры других стран. Перестройка и крушение советского строя, КПСС породили не только изменения демографической статистики, политической карты мира, социальной структуры всего общества, но и глубокий кризис культуры и образования, открыв, тем самым, дорогу самым примитивным «маргинальным» порослям западного масскульта.
Жесткая централизация политической власти в настоящий момент вокруг ее исполнительной ветви и одновременное упорядочивание отношений в сфере потоков массовой информации, по нашему мнению, может способствовать сохранению отечественных культурных традиций в перспективе.
Список научной литературыЛарин, Евгений Игоревич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение. // Вопросы истории 1998., № 8.
2. Абросимова Т.А. Социалистическая идея в массовом сознании 1917г. // Анатомия революции: массы, партии, власть. СПб.: Глаголь, 1994.
3. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам. // Вопросы философии 1993., № 3
4. Авторханова А.Г. Технология власти. // Вопросы истории № 2, 1998
5. Алякринский O.A. «Американская мечта» в российском массовом сознании // США: Экономика. Политика. Идеология. 1996. -№ 4.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
7. Анчел Е. Этос и история. М., 1983.
8. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
9. Афанасьева Г.В. Социально-философский анализ массового сознания: Дис. канд. филос. наук. М., 1994.
10. Ашин Г.К. Доктрина «массового общества». М.: Политиздат, 1971.
11. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных теорий о роли народных масс и личности в истории. М.: Высшая школа, 1973.
12. Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. М.: Международные отношения, 1985.
13. Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. -1993. -№ 7.
14. Ашин Г.К. Элитизм и демократия // ОНС. 1996. - № 5
15. Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. М.: Мысль, 1986.
16. Баталов Э.Я. Массовое политическое сознание современного американского общества: методология исследования // Общественные науки. -1981. -№3.
17. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
18. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: НМЛ-пресс, 1995.
19. Буллок А. Гитлер и Сталин: Сравнительное жизнеописание: В 2-х т-Смоленск.: Русич, 1994.
20. Бучин А. Феномен массовых демократических движений. М.:Б. и. -1995.
21. Бучин А.П. Классово-экономическая характеристика массовых демократических движений XIX-XX веков // Вопросы истории № 3, 1997.
22. Вайнштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1990.
23. Верещагин В.Ю. Лекции по русской культуре Ростов-на-Дону.: РЮИ МВД России, 1998
24. Веткасова Н.В. Массовое революционное сознание и проблемы его формирования. Дис. канд. филос. наук. Казань, 1989.
25. Власова Г.Б. Рок-культура феномен XX века. Автор-т. Дис. К.ф.н. Ростов-на-Дону, 2001.
26. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М: AHO РЖ «Соц.-гуманит. знания». 2000
27. Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества // Социально-политический журнал, 1999 № 6.
28. Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный анализ // Вопросы философии. 1998., № 12.
29. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гасет и его «Восстание масс» //Вопросы философии. 1989. -№ 4.
30. Галкин A.A. Германский фашизм. Изд. 2-е, доп. - М.: Наука, 1989.
31. Гибш Г., Форверг М. Ввдение в марксистскую социальную психологию. -М.: Прогресс, 1972.
32. Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории. 1991, № 3.
33. Грамши А. Искусство и политика: В 2 Т. М., 1991
34. Гроссман В. Все течет.- Октябрь, 1989, № 7,
35. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М.: Политиздат, 1967.
36. Грушин Б.А. Логические принципы исследования массового сознания // Вопросы философии. -1970. -№ 7.
37. Грушин Б. А. Массовое сознание: феномен информированности // Вопросы философии. — 1971—№ 6.
38. Грушин Б.А. Структура и состав общественного сознания // Социологические исследования. — 1983. -№ 4.
39. Грушин Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия // Рабочий класс и совр. мир. 1984. -№ 5.
40. Грушин Б.А. Процессы массовизации в современных обществах // Рабочий класс и совр. мир. 1986. - № 5.
41. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.
42. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: «Прогресс-Традиция». 2001.
43. Грязнов A.B. Консервативность в массовом сознании: Дис. канд. филос. наук. -М., 1992.
44. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984.
45. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание М.: Наука, 1980.
46. Гусаков М. Психологическая жизнь толп // Открытая политика. -1997. -№2-3.
47. Гуслякова Л.Г. Стереотипы обыденного сознания // Философское освоение мира человеком. Л.: Изд-во ЛГПУ, 1977.
48. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1979.
49. Давидович В.Е., Дергунова Л. А. Мода в условиях массового общества и массовой культуры // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов Вып. 27. Шахты, 1998.
50. Даллес А. Искусство разведки. М.: Международные отношения МП «Улисс», 1992.
51. Дергунова Л.А. Мода в условиях массового общества, Авто-т Дис. К.ф.н. Ростов-на-Дону. 1998.
52. Дилигенский Г.Г. Рабочий на капиталистическом предприятии. Исследование по социальноий психологии французского рабочего класса. -М.: Наука, 1969.
53. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания // Вопросы философии. 1983. -№ 11.
54. Дилигенский Г.Г. Массовое общественно-политическое сознание рабочего класса капиталистических стран: проблемы типологии и динамики // Рабочий класс и совр. мир. 1984. - № 1-2.
55. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М.-.Политиздат, 1986.
56. Дилигенский Г.Г. Перестройка и духовно-психологические процессы в обществе // Вопросы философии. 1987. -№ 9.
57. Дилигенский Г.Г. Феномен массы и массовые движения: социально-психологические аспекты // Рабочий класс и современный мир. -1987.-№3.
58. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.
59. Ерасов Б.С. Массовое сознание в развивающихся странах: содержание и динамика сдвигов // Вопросы философии. 1981. -№9.бО.Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологического конфликта и динамика массового сознания // Социс. -1993.-№ 8.
60. Зеленин Е.И. Крестьянство и власть в СССР после «революции сверху» // Вопросы истории № 7, 199662.3еленов М.В. Главлит и историческая наука в 20-30 годы // Вопросы истории № 3, 1997.
61. Зиновьев A.A. Глобальный Человейник. М.: Центорополиграф,1997.
62. Зиновьев A.A. Посткоммунистическая Россия. М., 1996.
63. Ибрагимова Д.Х. Нэп и массовое сознание сельского населения //Вестник Челябинского ун-та. История. - 1993. - № 1.
64. Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1985.
65. Иерусалимский В.П. Массовое сознание и некоторые аспекты борьбы коммунистов за массы // Проблемы коммунистического движения. М.: Мысль, 1976.
66. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука. 1993.
67. История французской литературы. Современная эпоха. М., 1909
68. Иорданский В.Б. Архаичное сознание и его коллективные представления // Народы Азии и Африки. 1980. -№ 2.7¡.История социалистических идей и стереотипы массового сознания. -М.: ИНИОН, 1990.
69. Кабанов В.В. Пути и бездорожье аграрного развития России в XX веке // Вопросы истории №2, 1993.
70. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.
71. Канетти Э. Масса и власть // Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990.
72. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм. 2000.
73. Кара-Мурза А. А. Социальная деградация как феномен исторического процесса: автор, дис. д-ра фил. н. М 1994.
74. Карпухин О. Макаревич С. Формирование масс. Калининград: ФГУИПП. Янтар. Сказ. 2001.
75. Корданский С.Г. «Реальный социализм»: истории, структура, парадоксы // Вопросы философии 1991, №3.
76. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека// Вопросы философии № 2 1997.
77. Кукаркин А.В. По ту сторону рассвета., Изд-во политич. лит-а М., 1974.
78. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX начала XX века. - М. : Изд-во МГУ. 1993.
79. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. -М.: Политиздат, 1989.
80. Кукушкина Е.И., Насонова Л.И. Обыденное и массовое сознание // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12.-1991. -№ 1.
81. Культура, культурология, образование. Материалы круглого стола // Вопросы философии № 2. 1997.
82. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н\Д: «Феникс», 2001.
83. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М.: Мысль, 1988.
84. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. //. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994.
85. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики Издательский центр «Комилекс» - Ростов-на-Дону, 2000.
86. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995.
87. Лебон Г. Психология социализма // Литературное обозрение. -1991.-№6.
88. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е. - М.: Политиздат, 1958-1965.
89. Лихачев Д.С., Самвелян Н.Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М.: Сов. Россия, 1988.
90. Лукин В.Н. «Идеология развития» и массовое сознание в странах «третьего мира» // Вопросы философии. 1969. -№ 6.
91. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993.
92. Люкс Л. Интеллигенция и революция: летопись триумфального поражения // Вопросы философии № 11. 1991
93. Люминарский И.В. Массовое сознание: методологические проблемы исследования: авт. дис. канд. филос. наук. М., 1987.
94. Малькова Т.П., Фролова М.А. Информационное общество: поиск социальных детерминант формирования массового, группового и индивидуального сознания // Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. М.: Изд-во МГТУ, 1992.
95. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994.
96. Манчуев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения советской власти. -:М.: Норма, 1999.
97. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - М.: Политиздат, 19541974.
98. Массовая культура: иллюзии и действительность. М.: Искусство, 1975.
99. Массовое сознание в развивающемся мире /Мат. «круглого стола» // Народы Азии и Африки. 1982. - № 2.
100. Массовое сознание и массовые действия. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.
101. Массовые движения в современном обществе. М.: Наука, 1987.
102. Межуев В.М. Культурология как наука // Вопросы философии №8 1997
103. Микешина JI.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997.
104. Миллс Р. Властвующая элита. М.: Иностр. литература, 1959
105. Мир в цифрах: статистич. сб. М.: А О «Финстатинформ», 1993.
106. Михайловский Н.К. Сочинения. 2-е изд. - Т.6. - СПб.: Изд-во А .Я. Панафидина, 1894.
107. Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Сочинения. Изд. 4-е. - T.I. - СПб.: Тип. H.H. Клобукова, 1906.
108. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Там же.
109. Михайловский Н.К. Поли. собр. соч.: В 10-ти т. СПб.: Тип-фия М.М. Стасюлевича, 1906-1914.
110. Морозова И.В. Художественная литература как источник социальной информации: социологический анализ. Автореферат. Канд. социол. Н. Ростов-на-Дону 2001.
111. Московичи С. Век толп. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996.
112. Мусиенко Н.Б., Яковенко П.Г., Голубь Е.Е. Буржуазная «массовая» культура: новые времена, старые проблемы. Киев: Мистецтво, 1988.
113. Мэтьюз М. Становление системы привилегий в советском государстве // Вопросы истории 1992, № 2-3.
114. Небогатикова Э.Г. К вопросу о соотношении понятий общественной психологии, массового и обыденного сознания // Учен, записки Моск. обл. пед. ин-та. М., 1970. - Т. 276. -Вып. 17.-Ч. 2.
115. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей
116. Новинская М.И. Массовое сознание молодежи развитых капиталистических стран // Борьба классов и современный мир. М.: Наука, 1971.
117. Образование в конце XX века Материалы круглого стола // Вопросы философии № 9. 1992
118. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986.
119. Овчинников Г.К. Массовое сознание как объект социологического анализа. Автореф.-дис. канд. филос. наук. М., 1974.
120. Ольшанский Д.В. Густав Лебон: каким виделся социализм на рубеже XIX-XX веков //Литературное обозрение. 1991. - № 6.
121. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного времени //Вопросы философии. 1992. -№ 4.
122. Ортега-и-Гасет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989, -№ 3-4.
123. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия культуры. М., 1981.
124. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 30-е годы // Вопросы истории № 10,2001.
125. Печчеи А. Человеческие качества. 2-е изд. - М.: Прогресс,1985
126. Платон. Государство // Собр. соч. В 4-х т. -М.: Мысль. Т.4, 1994.
127. Попов Н.П. Политизация массового сознания в США. М.: Наука, 1981.
128. Постмодернизм и культура. Материалы круглого стола // Вопросы философии 1993., № 3
129. Постиндустриальное развитие капиталистических стран: Географический прогноз. М.: Наука, 1993.
130. Пыжиков A.B. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории № 2, 2000.
131. Разин П.В. Феномен популярности в массовом сознании. Дис. канд. социол. наук. М., 1990.
132. Рахманин B.C. Политическое сознание масс в революционной ситуации // Научный коммунизм. 1974. -№ 5.
133. Роллан Р. Народный театр//Собр. соч. В 14т.-Т. 14. -М, Гослитиздат, 1958.
134. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
135. Рыбин В.А. Современное массовое иллюзорное сознание: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1993.
136. Рюде Дж. Народные низы в истории. 1730-1848. М.: Прогресс,1984
137. Саламон JI. Всеобщая история прессы. С-Пб., 1909.
138. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии № 11. 1992.
139. Согомонов Ю.В. Массовое моральное сознание в развитом социалистическом обществе // Социальная сущность, структура и функции морали. М.: Изд-во МГУ, 1977.
140. Сорокин П.А. Система социологии. Кн. 2. - Сыктывкар, 1991.
141. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Прогресс, 1992.
142. Средства массовой информации и пропаганды: Новое политическое мышление и массовые информационно-коммуникационные процессы. -4.2. -М.:ИНИОН, 1989.
143. Средства массовой коммуникации в современной художественной культуре. М.: Искусство, 1983.
144. Судас Л.Г. Массовое сознание и некоторые проблемы управления его формированием в условиях развитого социализма: Дис.канд. филос. наук. -М., 1978.
145. Судас Л.Г. Массовое сознание современного российского общества: Философско-политологический аспект исследования // Автореф. Дис. на соиск. д-ра филос. наук. М., 1996.
146. Структура общества и массовое сознание. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.
147. Тард Г. Преступность толпы П Социальные этюды. СПб., 1902.
148. Тард Г. Толпа и публика // Социальные этюды. СПб., 1902.
149. Тоффлер О. Третья волна // США. Экономика. Политика. Идеоло-гия.-1982.-№ 7-11.
150. Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
151. Туманов C.B. Особенности массового сознания в условиях социального кризиса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. - 1993. -№ 5.
152. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968.
153. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985.
154. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.; Мысль, 1990.
155. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х т. СПб.: София, 1991.
156. Философская энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970.
157. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Избранное. Кн. 1 - М.: Моск. рабочий, 1990.
158. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.
159. Хомяков A.C. Политические письма 1848 года // Вопросы философии 1991
160. Хоффер Э. Истинноверующий. МН.: ЕГУ, 2001
161. Ценности массового сознания в СССР и США. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1989.
162. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: Исследовательские подходы Дубна: Фецикс+, 2002
163. Черняховский B.C. Креатив в рекламе. Мировые традиции и национальные особенности // Рекламный мир. 1997. -№11.
164. Чешков М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии 1995, № 4
165. Чудинов И.А. Обыденное сознание масс. -JL: Изд-воЛГУ, 1979
166. Шаповалов В.Ф. «Восстание масс» по-российски // Свободная мысль. 1993.-№ 12.
167. Шаронов В.В. Психология класса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
168. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
169. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973.
170. Шестаков В. Мифология XX века, Искусство М., 1988.
171. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980.
172. Шишминцев А.Н. Социальная вера столетия масс: Опыт реконструкции концепции. Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост. Ун-та, 2001
173. Юсифова Г.Ю. Социально-политическая природа массового сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Баку, 1995.
174. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993.
175. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
176. Ястребова H.A. Индивидуальное и массовое в советском искусстве. -М.: Наука, 1984.
177. Яхот И. Подавление философии в СССР (20-30 годы) // Вопросы философии 1991., №9-11.1
178. Blumer H. Industrializationas agent of social change: a critical analysis.
179. Bell. D. Cultural Condradictions of capitalism N.Y. 1976
180. Bell. D. Modernism, Beyond Self. In: Art. Polities and Will. N.Y., 1977
181. Giner S. Mass Society. New York, San-Francisco: Academic Press,
182. New York: de Gruyter. 1990.1976.
183. Marcust H. One-demensional Man: Studies m the ideology of advanced industrial society. Boston: Beacon press, 1966.
184. Risman D. The Lonely Crowd: A study of changing American character. -New Haven London: Yale University Press, 1963.1. Vй'