автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Массовые народные движения в Перу: поиски форм демократического и антиимпериалистического единства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Массовые народные движения в Перу: поиски форм демократического и антиимпериалистического единства"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
На правах рукописи
НАТАРОВ "Александр Николаевич
МАССОВЫЕ НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ПЕРУ: поиски форм демократического и антиимпериалистического единства
Специальность: 07.00.03. - всеобщая история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1990
Работа выполнена в отделе идеологических и социально-политических проблем Института Латинской Америки
АН СССР
Научный руководитель: доктор исторических наук
Ю. Н. Королев
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
Б. М. Мерин
кандидат исторических наук Н. Н. Марчук
Ведущее учреждение - кафедра новой и новейшей истории исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Защита состоится 1990 г.
в - часов на заседании Специализированного оовета /Д.003.09.01/ при Институте Латинской. Америки АН СССР
/113035, Москва, ул. Б. Ордынка, 21/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Латинской Америки АН СССР
Автореферат разослан " 1990 г.
Ученый секретарь Специализированного совета
Актуальность темы. Главный фактор, обуславливающий актуальность теш исследования, - это ее неразработанность в советской историографии.
Кроме того»речь вдет об одной из так называемых "вечных" тем (насколько может быть вечным что-либо в мире, где действуют законы диалектики, для которых единственное вечное—это постоянное изменение), имея в виду, что вопросы, поднимаемые в диссертации, касаются коренных народов - этого "станового хребта Америки" (Ф.Кастро. "Вторая Гаванская декларация"). "Вечность" темы определяется тем фактом, что история этой части света на протяжении 12 (а по некоторым, пока не наше,щит достоверного подтверждения предположениям - 30-40) тысяч лет связана с индейскими обществами, в то время как присутствие здесь европейского начала измеряется, в разных регионах, сроками около 2-5 веков, а в бразильской Амазонии по сей день всё новые и новые коренные народы впервые вступают; в контакт с неиндейским миром. Индейская история Америки по меньшей мере в 23 раза длиннее индейско-европейской ее истории.
Однако то обстоятельство, что индейско-европейские полтысячелетия истории Америки являются последним по времени полутысячелетием, накладывает совершенно определенный отпечаток на этот период ее истории: этот отрезок рассматривается (особенно нами - европейскими исследователями) как преимущественно европейско-индейский, а то и просто европейский. Продолжение производства и. воспроизводства в индейских обществах своего, отличного от европейского, образа жизни не обращало на себя внимания как на свидетельство продолжения индейской истории. Индейда привлекали к себе внимание в этом смысле лишь пока оказывали сопротивление колонизации или когда поднимали восстания, т.е. совершали действия, направленные на. европейский компонент новой американской реальности и оцениваемые по европейским меркам как исторические события. С этой точки зрения ператаваемый знне коренными народами Перу период заслуживает внимания асследователей-европейцев, поскольку он характеризуется
тем, что, начиная со второй половины 70-х и особенно в 80-е годы вдет бурный процесс создания этими народами организаций, напоминающие по форме европейские, которые к тому же очень часто обращаются к внешнему миру на понятном ему европейском языке.
С другой стороны, тема актуальна назревшей постановкой вопроса об исторической значимости неевропейского пути развития. Признание этой значимости логически предполагает в качестве следующего шага признание общечеловеческой значимости социально-культурных достижений народов - носителей неевропейского общественного генотипа. В эпоху осознания приоритетов общечеловеческих ценностей актуальнейшей задачей становится познание разными частями человечества друг друга, дабы ценности эти богатством своего многообразия служили продуктивным ориентиром в развитии человечества.
Помимо этого в диссертации рассматриваются вопросы, касающиеся наличия в Перу партизанских движений "Сендеро луминосо" и Революционного движения имени.Тупак Амару. Деятельность, этих организаций составляет одну из главных внутриполитических проблем нынешней Перу, что и обуславливает актуальность этих вопросов.
Хронологические рамки диссертации охватывают весь период существования изучаемых движений с момента возникновения по сей день: для движений коренных народов это 19591961 гг. и с 1969 г.; для "Сендеро луминосо" это период с 1970 г., но главным образом со времени начала вооруженной борьбы, т.е, с 1980 г.; для Революционного движения им. Тупак Амару - с 1984 г.
Цели диссертации состоят в том, чтобы, во-первых, впервые в отечественной историографии проанализировать деятельность движений коренных народов современной Перу; во-вторых, исследовать индейскую идеологию с точки зрения марксизма и выявить пути облегчения знакомства между различными идеологиями; в-третьих, проанализировать феномен миграции индейских общинников из сьерры в косту, создания
ими там так называемых'региональных-ассоциаций мигрантов, а также ассоциаций сателлитов в общинах съеррьг- и взаимодействия между ними; в-четвертых, исследовать партизанские движения "Сендеро луминосо" и Революционное движение им. Тупак Амару, их социальные корни, историю возникновения, идеологию, стратегий и тактику, методы борьбы и.т.д.; в-пятых:, выявить позитивное содержание изучаемых движений.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в советской историографии комплексным исследованием движений коренных народов современной Перу и партизанских' движений "Сендеро луминосо" и Революционного движения им. Тупак Мару,- в котором сформулированы выводы о наличии в Перу двух, типов общества: креольского, тяготеющего к западной социально-культурной традиции, и индейского, являющегося носителем социально-культурного генотипа неевропейского пути развития; показано, что речь идет о разных способах производства материальной жизни, разных общественно-исторических формациях, т.к. у этих обществ на нынешнем отрезке их развития разные материальные общественные отношения, доминирующие в базисе: соответственно экономические и семейно-родовые. В работе творчески развиты взгляды Ф.Энгельса на идеологию применительно к мировоззрению, коренных народов Америки и намечены пути облегчения знакомства мезду различными идеологиями.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы углубляют наши представления о содержании и . закономерностях развития исследованных массовых народных движений. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при Подготовке фундаментальных исследований и лекционных курсов по новейшей истории стран Латинской Америки, проблемам революционно-освободительного движения в регионе, а такяе по истории и проблемам международного антиимпериалистического и демократического движения.
Методологической основой диссертации является идеология марксизма и ее метод - диалектический материализм. В исследовании практически применен ленинский методологичес-
кий принцип "раздвоение единого и познание противоречивых частей его"*, что проявилось, в частности, в выделении в движении коренных народов автохтонного субстрата и черт (форм, средств и т.п.), заимствованных у западной социально-культурной традиции.
Указание К.Маркса на то, что "семья... была единственным социальным отношением" в первобытном родовом обществе подтолкнуло мысль автора в направлении вывода о том, что все известные истории общества имели два типа материальных общественных отношений, составляющих их базис: семейно-родовые и экономические. Выводы перуанских ученых Т.Альтамирано, Х.Матоса Мара и А.Кихано о доминирущей роли семейно-родовых отношений в индейском обществе современной Перу позволили прийти к заключению,, что даже при наличии в современном индейском обществе Перу экономических отношений (которые, как известно, появляются с возникновением общественного разделения труда, а оно у перуанских индейцев есть) семейно-родовые отношения остаются доминирующими материальными общественными отношениями. Экономические отношения занимают господствующее положение лишь при капитализме (хотя и тут семейные отношения не исчезают, а лишь становятся подчиненными). Исхода из этих положений следует вывод, что индейское общество Перу (в отличие от креольского) не является капиталистическим. На вопрос о том, что же это за общество помогает ответить возобновившаяся в последнее время дискуссия вокруг "азиатского" способа производства, о чем подробнее см. ниже: в описании третьего параграфа первой главы.
Рассмотрение вопроса об индейской идеологии построено на развитии положения Ф.Энгельса о том, что "раз возникнув, всякая идеология развивается в связи со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их дальнейшей переработке. Иначе она не была бы идеологией, то есть не имела бы дела с мыслями как с самостоятельными .сущностями, кото-
£ Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 29. - С. 316. й Маркс К., Энгельс .Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3. - С. 27.
рые обладают независимым развитием и подчиняются только своим собственным законам"*. Энгельс отмечает в связи с этим, что общественная идеология "всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от пр&ших времен, так как во всех вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой"2. Автор, используя эти общие положения Ф.Энгельса, рассатривает частный случай -индейскую идеологию - как самостоятельную сущность, обладающую независимым развитием, подчиняющуюся своим собственным законам и сохранявшую известный запас представлений, унаследованных от прошлых времен. Так как эта независимая сущность подвергает всю совокупность существующих представлений на основе своих собственных законов дальнейшей переработке и развивается в связи с ней, оставаясь самой собой, т.е. не становясь менее индейской, указано на несостоятельность взгляда, в соответствии с которым лишь забвение собственной идеологии и переход на позиции марксизма принесет зщцейскш народам освобождение. Однако знакомство индейского мира с марксизмом весьма желательно .(и желаемо самими индейцами), и в связи с этим в диссертации намечены дуги облегчения этого знакомства. В основу здесь положено положение К.Маркса о том, что "теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ай ЬошЗлгет, а доказывает она ш! Ьои±поа, когда становится радикальной. Быть радикальной - значит понять вещь в ее корне. Но. корнем является для человека сам человек"^. В диссертации осуществлена разработка путей доказательства марксизма ай Ьошлап применительно к индейскому, миру, в частности Перу.
Источники, использованные в диссертации можно разделить на 6 групп: официальные документы, труды лидеров движений коренных народов Перу и индейских идеологов, доку-
| Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 313.
л ф„,. п -зтс;
о Там же. - С. 315. 05 Там же. - Т. I. - 0. 422.
менты индейских движений и организаций "Сендеро луминосо", периодика, статистика, справочная литература.
Движения коренных народов изучены на основе материалов журнала Межамериканского индеанистского института "Америка индихена" , его ежегодника "Ануарио индихениста"** и информационного бюллетеня "Нотисьяс индихенистас де Америка" (в англоязычном варианте - "Индиан. нъюс оф де Амери-кас")^; материалов журнала Амазонского центра антропологии
Hora Bernasconi C. Reflexiones acerca del problema territorial de las comunidades indígenas de la Amazonia // Alai-rica Indígena. - México, 1983. - V. XLIII. - II 3« - 3?. 56-9-584; Smith R.C. La ideología liberal y las comunidades indígenas en el Perú republicano // Ibid. - P. 585-600; V/ise M.R. Lenguas indígenas de la Amazonia peruana: historia y estado presento 7/ Ibid. -14.- P. 823-843; Moora T.R. El ILV y una "tribu recién encontrada": la experiencia amarakaeri // Ibid. - 1984. - V. XLIV. - II 1. - P. 2548; Berdich.e\vsky B. Del indigenismo a la indignidad y el surgimiento de una ideología indígena en Andinoamórica // Ibid. - 1986. - V. X1VI. - II 4. - P. 643-658; Solía G. Re-vitalización de lenguas en su contexto social // Ibid. -1987. - V. XLVII. - N 4. - P. 647-651; Regan J. Mesianismo cocaína: un movimiento de resistencia en la Amazonia peruana // Ibid. - 1988. - V. XLVIII. - IM. - P. 127-138; Marzal M.M. Los caminos religiosos de los. inmigrantes en Lima. El casa de .una parroquia del Augustino 7/ Ibid. - P. 139-164.
Conclusiones del XVIII Congreso de la Federación, de Comunidades Ilativas Yanasha - BECOHAYA, Perú. // Anuario Indigenista. - México, 1986. - V. XLVI. - P. 103-104; Perú: Decreto Supremo Húm. 009-87-SA // Ibid. - 1987. - Y. XLVII.
- P. 139-145.
^ FECOITAÜ organizó ourso sobxt agricultura // Noticias Indigenistas de América. - México, 1983. - N 24 (Diciembre).
- P. 12; Land and freedom is the cry in the Peruvian jungla // Indian Hevvs of the Americaa. - I,léxico City, 1984. -N 25-26 (January-August). - P. 14; Course on traditional medicine in the Ucayali, Pera // Ibidem; En las, provincias de R±a;Ja y Condorcanqui nativos electos en las municipalidades // Noticias. Indigenistas de América. - 1986. - H 33« (Septiembre-diciembre). - P. 5; Pronunciamiento de la AIDESEP: Postura acerca de leyes y proyectos de colonización amazónica // Ibid. - 1987. - H 34 (Enero-abril). - P. 15; V Asamblea General: Consejo. Mundial de Pueblos Indígenas // Ibid. - N 35 (Mayo-agosto). - P. 9-10; Diálogo: organizaciones indígenas-gobierno. Nuevos Rimanacuy en la . selva //Ibid. - H 36 (Septiembre-diciembre). - P. 4.
и практического применения "Амасония перуана"^; газеты Перуанской коммунистической партии "Унидад"^; выступлений в печати индейских лидеров Р.Касаито Шингари3 (ка'.ша), Э. Нугкуага Иканана4 (агуаруна). и Х.Руиса Сааведры5 (напуру-на - кечуа реки Напо). Позиции индейских идеологов и орга-
Barclay P., Santos P. La conformación de las comunidades amuesha (La legalización de un. despojo territorial) // Amazonia Peruana. - Lima, 1980. - N 5 (junio). - P. 43-74; Anadio M,, D'Emilio A.L. Alianza entre los candosbi (mura-to) del Alto Amazonas // Ibid. — 1983. - IT 9 (julio). - P. 23-36; Gray A. Los amarakaeri:una noción de estructura social // Ibid. - 1984. - N 10 (marzo). - P. 47-63; Camino A. Pasado y presente de las estrategias de subsistencia indi— gena3 en la Amazonia peruana: problemas y posibilidades // Ibid. - P. 79-89; Adrienne Works M. El proceso de desarrollo y la experiencia de cambio: la situación de los agua-runas en el valle del Alto Mayo // Ibid. - P. 119-128; Uriarte L. Los nativos y au. territorio: el caso de los jívaro achilara en. la Amazonia peruana // Ibid. - 1985. - V. VI. - N. 11 (febrero). - P. 39-64.
Comunidades nativas harán congreso // Unidad. - Lima. -N 718. - 20.XII.1979; Nació la Federación Nativa Amuesha // Ibid. - N 719. - 28.111.1979-9.1.1980; Liga Agraria "Revolución Campesina y Dativa" oonvoca a convención // Ibid. - IT 723. - 1-6.Il.19Q0; Ilativos chimacos realizan su primer congraso // Ibid. - H 732. - 2-9.IV.1980; Samuel Quiroz y el VI Congreso Campa-Ashaninka: Defenderemos nuestraa tierras // Ibid. - II 734. - 16-23.IV. 1980; VI Congreso Campa constituye Federación // Ibid. - N 737. - 8-14.V.1980; Aniversario federación campa // Ibid. - II 789. - 28.V-3.VI.1931; Denuncian comunidades nativas: Transnacionales conquistan la selva // Ibid. - N 790. - 4-10.VI. 1981; Pliego da reclamos // Ibid. - K 792. - 18-24.VI.1981; Comunidades nativas frente a colonización, de la selva // Ibid. - N 817. - 21.1.1982; Conferencia de comunidades // Ibid. - H 818. - 28.1.1982; Amazonas: Aguarunas. protestan // Ibid. - N 972. - 15.VIII.1985; La Amazonia lucha por un futuro mejor // Ibid. - 10.VIII.1987; Stnogenocidio e injusticias entre las nacionalidades étnicas aguaruna y huambisa // Ibid. - 6.3X.19B7.
^ Casanto Shingari R. 25 años de experiencia organizativa en la sociedad ashánj nka del. Peren& // Balances amazónicos: Enfoques antropológicos. - Iquit03, 1985. - P. 225-2.37-
^ Hugkuag Ikanaa E. Experiencias de organización, da los pueblos indígenas en la actualidad: El Consejo Aguaruna y Huambisa, Amazonas - Perú. // Ibid. - P. 239-253.
Ruiz Saavedra J. La organización campesina en la región de Iquitos // Ibid. - P. 255-260.
низаций почерпнуты из их книг (Р.Рейнага)* и материалов международных индейских семинаров (С.Паломино, Индейский совет Южной Америки и др. Кроме'того для исследования феномена миграции индейских общинников в города побережья (главным образом, в "большую Лиму") использованы данные переписи населения Перу 12 июля 1981 г.^, а тазрке данные переписи населения предместий Лимы, осуществленной Институтом перуанских исследований в ноябре 1956 г.^.
Лги изучения движения "Сендеро луминосо" обильнейшим источником информации послужили материалы журнала Центра исследований и содействия развитию "Кеасер", особенно статьи Р.Гонсалеса, а также Х.М.Сальседо, А.Фавра и Х.Уррутии. В истории возникновении организации помогли разобраться исследования П.Парехи, Р.Леттса, М.Рида и А.Флореса Галин-до. По крупицам собрана информация о движении, появившаяся на страницах газет "Гранма", "Хувентуд ребельде" и журнала "Боэмия" (Куба);• газет "Экспресо", "Унидад" и журнала "Ка-ретас" (Перу); газеты "Пайс" и журнала "Камбио 16" (Испания); газет "Дна", "Хорнада" и "Финансьеро" (Мексика); "Бреча" (Уругвай); журналов "Кромос" (Колумбия); "Ньюс-уик", газет "Интернэшнл геральд трибюн" (США); "Монд", журнала "Африк-Ази" (Франция); газеты "Унита" и журнала "Эвпреосо" (Италия), а также в справочниках-ежегодниках Франции и Великобритании.
Революционное движение имени Тупак Амару исследовано практически целиком на материалах прессы: журналов "Каре-тас", "Кеасер", газет "Экспресо" и "Унидад" (Перу); 'Тран-ма" и "Хувентуд ребельде", журнала "Боамия" (Куба); газет "Диа" и "Эксельсиор" (Мексика); "Унита", журнала "Эспрес-
* Wankar. Tawantinsuyu (5 siglas de guerra qheswaynara contra España). - M&xLco, 1981. - 375 p.
а II Seminario de filosofía, ideología y política de la inflfnniДяг1т Coaquln, c6rdoba - Argentina. 31 agosto-7 setiembre '86. - Lima, a.a. - 184 p.
3 Perüí Hechos y cifras demográficas. - lima, 1984. - 12Sp.
4 Matos Mar J. Las barriadas de Lima. 1957« - 2,-a. ed. rev. y aun. - Lima, 1977. - 293 B-
со" (Италия); газет "Пайс" (Испания); "Република" (Уругвай); "Эспектадор" (Колумбия); "Баррикада" (Никарагуа); ежегодного справочника "Европа" (Великобритания), а также материалов ТАСС.
Историографический обзор. В советской историографии почти не получили освещения вопросы, касающиеся движений коренных народов и вооруженных партизанских движений Перу. Проблемы, относящиеся к данной теме, исследованы в работах В.В.Витюка и С.А.Эфирова: "Левый" терроризм на Западе: история и современность. М., 1987 (с. 128-130 о "Сендеро лу-миносо"); Т.Е.Ворожейкиной: Опыт единства левых сил (19801985). - Латинская Америка. 1986. й 8 (с. 47-48 о "Сендеро луминосо"); Новое восстание масс. СССР на пороге третьего мира. - Век XX и мир. 1990. й 3; Т.В.Гончаровой: § Индеа-низм. - Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения. М., 1976; Индеанизм: идеология и политика. Боливия, Перу, Эквадор. 50-60 годы XX века. М., 1979; § Расово-нацдоналистические концепции "самобытного развития" в индейских и афро-креольских странах Латинской Америки. - Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983; Современный индоамериканизм: философия истории. - Латинская Америка. 1984. № 9; Ю.А.Зубрицкого: Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. М., 1975; § Национальные отношения. - Перу: социально-экономическое и политическое развитие (1968-1980). М., 1982; Трудности и противоречия прогрессивного пути развития Дндских стран, связанные с характером и особенностями национальных отношений. - Андские страны: опыт борьбы за прогрессивный курс развития (трудности и противоречия). М., 1982; Советская индеанистика: место в латиноамериканистике и ее основные задачи. - Исторические судьбы американских индейцев: Проблемы индеанистики. М., 1985; Актуальные аспекты национально-этнического развития. - Латинская Америка. 1986. № 4; Л.С.Поскониной: гл. Идеология левого радикализма. - Современные идеологические течения в Латинской Америке. М.., 1983; Латинская Америка: критика леворадикальных концеп-
ций. М., 1988; И.К.Самаркиной: гл. Общинный сектор и его эволюция. - Сельские'трудящиеся в Латинской Америке. М., 1972; Община в Перу. Очерк социально-экономического развития. М., 1974; Я.Г.Шемякина: Латинская Америка: традиции и современность. М., 1987 (гл. 2. Роль индейской традиции в истории Латинской .Америка: с. 35-92).
'Зарубежная историография вопроса таклсе не очень богата. Здесь надо отметить работы по движениям коренных народов Э.Грея, Т.Мура, Р.Ч.Смита, Р.Щумейкера, .А.Чирифа, К. Рюдель, в том числе по региональным ассоциациям мигрантов -Т.Альтамирано, Х.Матоса Мара, А.Кихано, а также по левым партизанским движениям - П.Парехи, М.Рида, А.Флореса Га-линдо, Р.Леттса, Р.Гонсалеса, А.Фавра, Х.М.Сальседо и X. Уррутии.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в ряде статей и нашли отражение в выступлении на Ш Всесоюзном симпозиуме по проблемам индеанистики (Москва, декабрь 1988 г.), которое также будет опубликовано издательством "Наука" в 1991 г..
Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении раскрывается значение и актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, его методологическая основа, дана характеристика источников.
В первой главе "Движения коренных народов Перу" рас- . сматриваются особенности национально-освободительного движения индейских народов современной Перу. В первом параграфе дана критика разработки в отечественной литературе вопроса об этническом составе коренного населения страны и представлены результаты собственного анализа вопроса: таблица с перечнем свыше трех десятков индейских национальностей Перу, которым, по нашим оценкам, не грозит исчезновение с исторической арены в обозримом будущем. В ней приводятся имеющиеся данные о численности этих народов на конец 70-х - 80-е гг. в пределах страны и в других странах и указаны районы их расселения, равно как и.принадлежность '
языка какого народа к той или иной лингвистической группе. Результатом анализа явилось также выявление определенно выраженной тенденции к увеличению численности абсолютного большинства, если не всех коренных народов Перу. Другая тенденция, выявленная в ходе анализа этого вопроса, состоит в том, что в современной Перу происходят процессы объединения индейских племен, слияния нескольких племен в один этнос, включения малочисленных племен в крупные национальности.
Второй параграф "Современные индейские движения: традиционализм и модернизм - две стороны единого целого" посвящен анализу индейских движений. В то время как перуанский индеанизм, т.е. общественное течение испаноязычных перуанцев, нацеленное на улучшение положения коренного населения, ведет свою историю еще из прошлого века и является старейшим во всей Латинской Америке, то движения самих коренных народов Перу, принимающие организованные формы этнических федераций, являются одними Из самых молодых в регионе. Первой из них была Ассоциация туземцев каша реки Перене, возникшая в. середине 1959 г. и прекратившая свою деятельность в конце 1961 г., а из ныне существующих самой старой является Конгресс амуэша, который возник в 1969 г. Большинство же индейских организаций в Перу появилось во второй половине 70-х - 80-х годах.
Создание этнических федераций народами сельвы было вызвано двумя явлениями перуанской реальности: с одной стороны, началось активное освоение восточной лесной зоны, с другой,, господствовавшая в сфере защиты интересов индейцев концепция (индеанизм) и государство уповали на "интеграцию" туземного населения как способ решения индейского вопроса, что означало неприятие, перечеркивание, антидиалектическое отрицание традиционной, культуры коренных народов. В контексте возникщей в связи с этими обстоятельствами реальной угрозы этноцвда народы Амазонии стали создавать этнические федерации как фронты борьбы за свои на-:циональные интересы.
Двумя главными организующими факторами, были и остаются борьба за землю и отстаивание своего этнического лица. Значение земли для коренных народов Америки (да и всего мира) невозможно переоценить. Земля для индейского народа -это, кроме всего прочего, также и основа для выживания его как этноса. Поэтому вопрос о земле индейские организации ставят на первое место по важности в своей борьбе. Земля -это обязательное предварительное условие достижимости каких бы то ни было других целей, которые преследуют движения индейских народов.
Эти другие цели можно резюмировать следующим образом: I. Самоопределение. Автономное (альтернативное) социальное и политическое развитие, самостоятельность в деле жизнеобеспечения, хозяйственные альтернативы. 2. Укрепление и развитие национальных черт своего этноса, культуры, национального достоинства и гордости. Сплачивание народа. Использование вековой народной мудрости как стержня дая создания новых альтернатив в результате самостоятельного творчества. Укрепление традиционной, системы организации и власти. 3. Межэтническая консолидация, и единство как на уровне Амазонии, так и о.бщеперуанском уровне, В качестве не столь магистральной цели, а скорее такой, которая выступает одновременно и средством достижения вышеперечисленных, является развитие образования и распространение грамотности.
Анализ показывает, что в этих движениях переплетаются традиции и современность, автохтонное и заимствованное извне. При этом традиционное в целом составляет сердцевину, главное, суть, содержание, а заимствованное - второстепенное, подчиненное, форму и т.п. Если.целью народов является сохранение себя как таковых, продолжение, и развитие своих ■ вековых традиций, то создание этнических федераций - не- ' традиционная форма деятельности - представляет собой лишь средство для достижения этой цели. Если борьба за землю - . важнейшее дело коренных народов, то грамотность - одно из средств, призванных обеспечить успех в этой борьбе. Совре-
менный этап движения коренных народов можно охарактеризовать как создание прочной линии обороны из во многом заимствованных средств и форм вокруг ценностей традиционного характера. Однако не только заимствованные формы и средства служат индейцам в их борьбе. Их главная сила лежит в способности к совместной деятельности, сотрудничеству, взаимопомощи, объединению усилий, имещей своими корнями общинные традиции, общинную солидарность, дух взаимной поддержки членов общины.
Рассмотрены движения народов амуэша, кампа, агуаруна и уамбиса, а также народов департамента Мадре-де-Дьос. Народ амуэша смог поддержать в более или менее нетронутом виде свои культурные основы и свои возможности воспроизводства и выживания как группы (общества). Анализ его современной истории показывает, что это стало возможным благодаря равновесию между тенденцией сопротивления внешнему неиндейскому миру и тенденцией адаптации к нему. Этот двуединый процесс позволяет утверждать, что история амуэша не есть история, подверженная лишь поворотам событий в обществе. завоевателей, а есть история, главными действующими лицами которой были и являются они сами. Анализ источников по движениям других индейских народов показывает, что то же самое верно и в отношении всех их: история к сиренных народов не является частью истории креольского перуанского общества, у нее другая периодизация. Если для истории креольского Перу период первого пребывания у власти правительства Ф.Белаунде Терри, Революционного правительства вооруженных сил (причем с двумя его этапами, когда у власти были разные президенты: Х.Веласко Алъварадо и Ф.Моралес Бермудес), второе правление Ф.Белаунде, априст-ское правительство А.Гарсии Переса, - всё это четко различаемые периоды истории, то для современной истории индейских народов нет такой периодизации, периоды их истории связаны совсем с другими вехами, для них не важно, кто сидит в президентском дворце в далекой Лиме, а куда важнее, когда открыты нефть или золото на землях того или иного
народа, когда в той или иной общине появился миссионер, когда проложено то или иное шоссе, по которому на индейские земли хлынули потоки колонистов, важны географические перемещения общин, важно создание собственных организаций и движений, важна защита своей территории, важна борьба за земли и т.д.
Третий параграф посвящен анализу феномена миграции индейских общинников из сьерры в города косты, создания ими там так называемых региональных ассоциаций мигрантов, а возвращающимися назад в общины сьерры - ассоциаций-сателлитов. Индейских мигрантов из сьерры в Лиме насчитывается свыше I миллиона человек; ими там создано 6000 ассоциаций. Задавшись вопросом: какие материальные общественные отношения явились, "побудительными силами", вызвавшими зарождение столь специфических идеологических отношений, каковыми предстают региональные ассоциации мигрантов? -мы, при помощи исследований Т.Альтамирано, Х.Матоса Мара и А.Кихано, ответили, что такими материальными общественными отношениями являются семейно-родовые отношения. Даже там, где экономические отношения пустили наиболее глубокие корни в индейском обществе - среди уанка (этнографической группы кечуа, населяющей долину реки Мантаро в южной половине департамента Хунин), -. доминирующим!» всё равно остаются отношения семейно-родовые. Этот вывод ведет к следующему ряду .рассуждений и выводов. Правильно ли говорить, что индеец из сельвы или из пуны (андского высокогорья) и креол из Лимы являются членами одного и того же общества только потому, что они живут на территории одного государства? Причем в сознании некоторых из них может и не быть этого факта. А ведь сознание только отражает объективную реальность, и если оно в данном случае этого факта не отражает, то, очевидно, только потому, что тут нечего отражать. К примеру, в отдаленных высокогорных деревушках, скажем в департаменте Куско, лади до сих пор (по крайней мере до 70-х годов, к которым относятся наши сведения) "живут в государстве инков", а не в Перу; правда, в их ле-
гендах есть туманные сведения о том; что страну их, якобы, когда-то завоевали испанцы, но точно игл это не известно. О Каком едином перуанском обществе тут может идти речь? Мы не считаем, что всякое государство обязательно составляет одно общество. Ведь государство - это элемент надстройки, т.е. идеологическое отношение. А общество базируется на материальных отношениях. И если материальные основания жизни - различны (экономика, семья), то и говорить следует о разных обществах.
Более того, мы считаем, что применительно к перуанской действительности надо говорить о разных способах производства материальной жизни - о разных общественно-исторических формациях.
В последнее время интерес ученых привлекает вопрос об "азиатском" способе производства. Высказываются различные точки зрения на то, что понимал Маркс под "азиатским" способом производства. Среди мнений есть такое, что это - то, что они предпочитают называть "государственным способом производства", где "государство - никак не надстройка над базисом, но важнейший элемент производственных отношений, доминирующий над обществом"*. Сторонники этой точки зрения обосновывают положение, согласно которому пятичленная схема формаций, разработанная на материале западноевропейской истории, и "государственный способ производства", или неевропейский путь развития, - суть два кардинально разных пути развития всех известных истории цивилизованных обществ. К неевропейскому пути развития относятся и раннего-сударственные образования доколумбовой Америки. Неевропейские структуры незнакомы со сменой формаций (кроме одной: от первобытного общества к государственно^ способу производства) и не имеют внутренних потенций для вызревания в них капитализма.
Нам в данном случае (вне зависимости от того, что понимал под "азиатским" способом производства Маркс) предс-
* Васильев Л.С. Что такое "азиатский" способ производства? /ГНароды Азии и Африки. - 1988. - № 3. - С. 70-71.
тавляется важным выделение неевропейского пути развития, характеризующее и инкское общество.
Особенность- функционирования инкского социального генотипа неевропейского пути развития заключается в том, что индейские народа сьерры лишены вот уже на протяжений более четырех веков своей государственности, а ведь именно государство - доминирующий элемент неевропейских общественных структур. Креольское перуанское государство как "элемент надстройки над капиталистическим экономическим базисом является чуждым для них образованием. В этих условиях, по ^ нашему мнению, индейское общество сделало единственный .гарантирующий ему сохранение шаг - назад: к возвышению значимости кровно-родственных отношений.
Четвертый параграф посвящен анализу идеологии, питающей движения коренных народов, с точки зрения марксизма; в нем также намечены пути облегчения знакомства носителей индейской идеологии с марксизмом. Оттолкнувшись от рассуждений Ф.Энгельса об идеологии, мы утверждаем, что индейская идеология является самостоятельной сущностью, базирующейся на собственном запасе представлений, унаследованном от прошлых времен (в Перу - от инкской и доинкских цивилизаций), которая обладает независимым развитием и подчиняется собственным законам, на основе которых она подвергает переработке всю совокупность существующих представлений.
В ответ на заинтересованность индейского мира в знакомстве с марксизмом мы; осуществили разработку путей, облегчающих такое знакомство. За основу взят метод убеждения и доказательства, называемый-латинским термином агеитеп^ит а& Ьлт1пет (доказательство применительно к данному лицу), о котором говорил К.Маркс (см. выше: с. 5). Для доказательства марксизма а4 1шш±пет применительно к индейцам мы выделяем в индейской идеологии и марксизме одинаковый или сходный взгляд на те или иные проблемы или явления, с тем чтобы начать знакомство именно с этих "точек соприкосновения", могущих апеллировать к индейскому сознанию. В диссертации выделен целый ряд таких точек соприкосновения,
первоочередное знакомство с которыми способно создать своеобразное "первоначальное накопление", за которым знакомство со всем остальным богатством марксизма сможет развиваться самостоятельно и, несомненно, успешнее, чем без такового.
Бо второй главе "Левые партизанские движения в современной Перу" анализируется история возникновения и становления движения "Сендеро лумпносо" и Революционного движения имени Тупак Амару, их социальная база, стратегия и тактика, цели и методы борьбы, идеология и практика.
Одна из непосредственных причин начала вооруженной борьбы, развернутой "Сендеро луминосо" в департаменте Ая-кучо в 1980 г. - ухудшение экономической ситуации, в результате которого хозяйство департамента оказалось в состоянии глубокой депрессии.
В 80-е гг. правительство Ф.Белаунде, выражавшее интересы крупной национальной буржуазии, опиралось на поддержку США и ТНК. В народе росло недовольство хозяйничанием в стране американского империализма. На этой волне антиамериканизма и вышло на арену политической борьбы Революционное движение им. Тупак Амару.
Коммунистическая партия Перу - "Сендеро луминосо" (СЛ) откололась в конце февраля 1970 г. от маоистской КПП - "Бандера роха", которая, в свою очередь, возникла в результате раскола основанной Х.К.Мариатеги Перуанской коммунистической партии на 1У национальной конференции ПКП 18-19 января 1964 г. на сторонников Москвы и Пекина.
Идеологически СЛ вооружено маоистским тезисом о том, что только массы, руководимые рабочим классом и его партией, способны совершить изменение мира. В такой стране, как Перу, первым шагом должно быть взятие курса на строительство государства новой демократии, для чего необходимо пойти по пути "превращения отсталых сельских зон в передовые и прочные революционные опорные базы", а оттуда пойти на города и взять их.
Начиная с 1977 г., СЛ. интенсифицировало свою работу в
университетской и крестьянской среде (было осуществлено "перемещение в деревню"), особенно в Аякучо. Под руководством А.Гусмана СЛ установило свой контроль над университетом Сан-Кристобаль-де-Уаманга и к 1980 г. стало крупной организованной силой в высших и специализированных учебных заведениях в районе Аякучо.
Зародившись в университетской среде, СЛ имеет своей главной социальной базой' студенчество и недавних выпускников вузов сьерры. Являясь также порождением нищеты, лишений, страданий, голода и отчаянного положения народа, это движение черпает сторонников в лице бедных слоев населения, главным образом молодежи. Участвуют в нем и женщины, фигурирующие как среди рядовых членов, так и среди руководства.
Сильным козырем сендеристов в деле привлечения сторонников является то, что они обращается к народным массам сьерры на кечуа. Вце Х.К.Мариатеги отмечал: "Крестьяне-индейцы по-настоящему поймут только выходцев из своей среды, которые обращаются к ним на родном языке"*. И, как показал опыт развития политического движения в деревне с начала 60-х годов, индейцы идут преимущественно за лидерами, говорящими с ними на их родном языке. Показательна в этом смысле "непроницаемость" для сендеристов зоны расселения народности аймара, в силу того, что речь идет о другом языке и другой социально-экономической реальности. Дане, диалектные различия кечуа, по нашему мнению, играют свою роль в облегчении или затруднении экспансии СЛ в сьерре. Так, начав свою борьбу в Аякучо, движение очень быстро и легко распространило ее на департаменты Уанкавелика и западную часть Апуримака. С лингвистической точки зрения, это район распространения аякучанского диалекта кечуа. За пределы указанных департаментов СЛ довольно долго не выносило своей деятельности. В этой же связи характерна долгая "непроницаемость" для СЛ долины реки Мантаро в департаменте Хунин, остававшейся зажатой между двумя очагами сенде-
* Мариатеги Х.К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. - М., 1963. - С. 390.
ристской активности. С лингвистической, социально-культурной и экономической точки зрения, долина реки Мантаро является "страной" "народа уанка" - этнографической группы ~ кечуа, чей диалект столь сильно отличается от аякучанско-го, что носители того и другого порой могут просто не понимать друг друга.
В приведенной цитате Х.К.Мариатеги сендеристами не оставлено без внимания и положение, содержащееся в первой части фразы. Они не только свободно владеют языком местного населения, но и связаны с ним тесными семейными, общинными и религиозными узами. "Перемещение в деревню", осуществленное в 1977 г., состояло в том, что члены партии переселялись в деревню, изучали нечуа (если не знали его), ленились на крестьянках, становились общинниками.
Численность членов СЛ колеблется в пределах 2-7 тысяч активных партизан. Организационная структура вертикальна.
Начиная вооруженную борьбу, организация предвидела три главных этапа развертывания своей активности.
Первый этап - этап агитации и пропаганды, во время которого страна должна была узнать, что партия взялась за оружие, что повстанческие очаги множатся по всей стране, что в борьбе выковывается регулярная армия и что усиливается ее влияние на селе.
Второй этап - этап установления освобожденных зон, т.е. "освобождение" определенных населенных пунктов, предполагающее изгнание из них всего того, что представляет государство.
Стычки и бои на этом этапе являются прологом заключительного - третьего этапа - этапа тотальной войны и окружения городов из сельской местности.
Когда в декабре 1982 г. правительство объявило чрезвычайное положение в районах действий СЛ и направило туда вооруженные силы, движение осуществляло задачи первого большого этапа.
С вступлением в Аякучо вооруженных сил СЛ начинает терпеть военные поражения. Армия начинает занимать департа-
мент и вынуждает покинуть район основные кадры подрывных элементов. Часло акций в Аякучо сокращается и они начинают распространяться на районы вне департамента, особенно в Яше. •
Параллельно встают ноше проблемы: общины крестьян-кечуа в Аякучо начинают отвергать вмешательств«} в их судьбы, насильственное рекрутирование, протестовать против закрытия ярмарок и рынков и расправ с теми, кого сендернсты считают предателями а стукачами". СЕ начинает утрачивать поддержку народа, которой оно добилось в результате долгой и кропотливой работы.
В 1983-1984 гг. вырисовались три цели, которые ставило перед собой СЯ: дестабилизация политической системы, социально-политическая поляризация страны и создание в зонах действия на селе опорных баз (шаг, предшествующий созданию освобожденных зон).
Одной из фори действия стала тактика создания партизанских фронтов. Свой первый партизанский фронт СИ открыло 3 марта 1982 г. в департаменте Аякучо. Второй партизанский фронт был открыт в июне 1983 г. в департаменте Даско. СЕ проводило "кампанию за завоевание опорных баз".
В экономической области СИ выступает за создание натуральных хозяйств крестьянских общин и за неучастие их во всякого рода торговле и обмене.
С октября 1986 г. СИ начало набирать невиданную прежде силу. Примерно с января 1987 г. произошло изменение .стратегии. Главным театром своих операций СИ теперь рассматривает не деревню, а город. Не утверждается более, что в Перу "война будет долгой и затяжной", а говорится уже о переходе ж новому этапу: "вооруженные волнения ъ городе" -не через два-три года, а теперь же. В 1989 г. Ш является -хозяином более трети Перу - того, что оно называет "осво-болщенными территориями", где оно полностью контролирует все происходящее. В декабре 1988 т, - январе 1989 г.. во второй .(после -Аякучо) наиболее потрясаемый действиями СЛ. район в еъерре превратилась провинция .Уанкайо на иге депар-
тамента Хунин. В первые месяцы 1989 г. СЛ проявило свое присутствие в косте к северу и югу от'столица и вдоль Центрального шоссе, протянувшегося от Лимы на восток, на котором, "у самых ворот" столицы, находится город Уайкан, превратившийся в'Цитадель сендеристов. СЛ надвинулось на Лиму этаким неправильным полукрутом. Отмечается-рост СЛ, которое практически уже почти овладело всей осью сьерры и располагает хорошими возможностями для дальнейшего роста. Оно привело весь свой военный аппарат в действие, оно успешно мобилизует население, оно всё проще осуществляет забастовки, оно способно привлекать крестьян к действиям. В зоне чрезвычайного положения мало что осталось от перуанского государства..В городах осталась формальность: министерства, государственные конторы, банки. В деревне не осталось почти ничего: полицейский участок или армейская казарма и алькальды. Но во многих зонах страны государство . уже почти не существует. Алькальды, губернаторы и т.п. подают в отставку в массовом порядке. Их осталось очень мало: только в столицах департаментов и провинций, где больше защищенности. Хотя и здесь СЛ распаравляется с теми, кто не уходит в отставку. В сельских же зонах - мелких населенных пунктах, столицах округов - нет ни алькальдов, ни губернаторов, никаких властей.
Оценки СЛ государственными и политическими деятелями, за редким исключением, содержат его категорическое осуждение, основанное на критике насилия и терроризма с политических и морально-этических позиций.
Революционное движение им. Тупак Амару (МРТА), в отличие от СЛ, не является результатом раскола какой-либо партии или движения. Речь идет скорее об идеологическом наследнике целого ряда движений партий и деятелей как из недавнего, так и более отдаленного прошлого Перу и Латинской Америки. Главным предтечей МГТА, очевидно, является возникшая в 1959 г. партия Революционное движение левых (МИР),' а идеологическим предшественником - ее основатель и -.лидер Л. де ла Пуэнте Уседа. Движение является также пос-
ледователем Х.К.Мариатеги. Оно, несомненно, воодушевлено и личностью Э. Че Гевары. Из исторических.фигур прошлых веков главным Героем" движения является Тупак Амару П. В меньшей степени на эту роль могут претендовать освободитель Сан-Мартин и герои войны с Чили М.Грау и Ф.Болоньеои.
Организация начала активную борьбу под лозунгом ''войны против антинародного, правительства и американского империализма". Члены МРТА провозглашают, что оно намеревается "совершить такую не революцию, как в Никарагуа" и "приступить к строительству социалистического общества". В июне 1985 г. МРТА определило себя как организацию рабочего класса и народных масс, придеряшвакщзпося.марксистско-ленинской идеологии. Движение рассматривает этот метод анализа действительности не как догму, а утверждает вслед за Мариатеги: "Революция не будет ни калькой и не копией, а героическим творчеством". МЕТА считает, что в Перу господствующим является капиталистический способ производства. Поэтому оно утверждает, что социалистическая революция будет делом не только крестьянства, но также, и главным образом, городских народных масс: рабочего класса, полностью или частично безработных, интеллигенции, мелких собственников и т.п.
Тупакамаристы считают, что принуждение (насилие) должно применяться только к привилегированному меньшинству и к поддерживающим его вооруженным силам.
Социальную базу МРТА составляют главным образом студенты и молодые люди из средних городских .слоев, причем женщины, очевидно, играют в этой организации еще более заметную роль, чем в СЛ. Возможно, среди тупакамаристов есть даже левые военные-националисты, "веласкисты". Примечательно, что это движение возникло в городах, в то время как все прежние перуанские партизанские группировки возникали в сельской местности.
В деятельности движения мы выделяем несколько этацов и вех, отмечающих различные периоды в истории организации.
Организация ищет и находит союзников и внутри страны,
и за рубежом. Эти факты, наряду с отсутствием у организации особой, отличной от марксизма-ленинизма идеологии, мы оцениваем как признак продвижения МРТА-в направлении того достаточно условного рубежа, который разграничивает ультралевые и леворадикальные движения.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. В современной Перу наличествуют'два типа общества: креольское, тяготеющее к западноевропейской социально-культурной 'традиции, и индейское, являющееся наследником социально-культурного генотипа неевропейского пути развития. Речь идет о разных способах производства материальной жизни, разных общественно-исторических формациях, т.к. у этих обществ на нынешнем отрезке их развития разные материальные общественные отношензн , доминирующие в базисе: соответственно экономические и семейно-родовые.
2. Современный этап борьбы коренных народов можно охарактеризовать как создание прочной линии обороны из во многом заимствованных средств и форм вокруг ценностей традиционного характера. Сохранение индейскими народами своей самоидентичности происходит благодаря равновесию между тенденцией сопротивления напору внешнего мира и тенденцией адаптации полезных и приемлемых черт этого мира для плодотворного развития автохтонных традиций, наряду с возровде-нием вековой народной мудрости как стержня для создания новых альтернатив и укреплением традиционной системы организации и власти.
3. В современной Перу народные массы сьерры демонстрируют географическую экспансию, неся с собой социально-культурную традицию, являвдуюся наследницей социального генотипа неевропейского пути развития, которая и в косте не ассимилируется западной социально-культурной традицией, а сохраняет свое лицо и даже превращается в определяющий компонент новой панперуанской культуры, центром формирования которой стала:"большая Лима".
4. Идеология, -питающая движения коренных народов Пе-
ру, с точки зрения марксизма, есть самостоятельная сущность, обладающая известным запасом представлений, унаследованных от прошлых эпох, и развивающаяся независимо, по своим собственным законам, Вследствие этого несостоятельны упования на за/лену индейской идеологии какой бы то ни было иной доктриной, во шля каких бы высоких целей это ни провозглашалось.
5. Несмотря на всю неприемлемость вооруженных методов борьбы партизанских движений с абстрактной точки -зрения современной западной демократии, в конкретных условиях современной Перу эти методы оказываются наиболее приемлемыми для огромных масс бедствующего от нищеты и безысходности населения. .
6. Из рассмотренных нами движений о наличии единства, идейного и организационного, можно говорить только в отношении движений коренных народов.
По теме имеется публикации общим объемсм 2,6 п. д., в том числе: ■
1. Региональные ассоциации мигрантов в Перу // Латинская Америка. - 1989. - £ 8. - С. 45-50.
2. Проблемы создания единого нормативного алфавита кечуа,// Исторические судьбы американских индейцев: Проблемы индеанистики. - М., 1985. - С. 266-274.
3. Лагерь Желтый Гром - экологическая альтернатива индейцев традиционалистов // Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы индеанистики. - М., 1988. - С. 238-246.