автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Мастерство Абдурауфа Фитрата в создании трагедии "Абулфайзхан"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мастерство Абдурауфа Фитрата в создании трагедии "Абулфайзхан""
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. АЛИШЕРА НАВОИ
На правах рукописи
ГАНИЕВ Илхом Музаффарович
МАСТЕРСТВО АБДУРАУФА ФИТРАТА В СОЗДАНИИ ТРАГЕДИИ „ А БУ Л ФА Й 3 X А Н"
10.01.02 — Литература народов СССР (советский период)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ТАШКЕНТ — 1992
■ Работа выполнена в отделах теории литературы, литературных взаимосвязей и теории перевода Института литературы им. Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.
Научный руководитель: Доктор филологических наук, профессор КАРИМОВ Э. А.
Официальные оппоненты:
Член-корр. АН Республики Узбекистан, доктор филологических наук НАЗАРОВ Б. А. кандидат филологических наук, доцент КАРИМОВ X. К.
Ведущая организация — Ташкентский Государственный педагогический институт им. Низами.
Защита состоится « » марта 1992 г. в 10.00 час. на заседании специализированного совета Д 015.04.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте им. Алишера Навои Республики Узбекистан (700170, г. Ташкент, ул. Муминова, 9).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (Ташкент-170, ул. Муминова, 13).
Автореферат разослан « » февраля 1992 г.
Ученый секретарь
специализированного совета, V)/') __
доктор филологических наук, г
профессор КАРИМОВ Э. А
ОШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность текй» Абдурауф Фктрат, в нарушение элементар -ных правовых нора, репрессированный в 1937 г. в период массовых сталинских расправ, был известным поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, ученым энциклопедических знаний, просветителем, крупным общественным и госудаг твенным деятелем. Зго творчество оставило глубокий след по существу во всех родах и жанрах лихе -ратуры - лирике, эпосе, драме.
Драматургия в творчестве Абдурауфа Фитраха занимает значи -тельное и особое место. Его перу принадлежат такие пьесы, . как "Кровь" ("К,он"), "Еекджан" ("Еегияоя"), "Гробница Тшура" ("Те -кур саганаси"), "Абумуслкм" ("Абомуслим"), "Огузхан" ("Угузх он"), "Индийские революционеры" ("3£инд ихтполчилари"), "Настоящая л&~ бовь" ("Чин севиа"), "Арслан" ("Арслон"), "Волна" ("Тулгуш"), "Восстание Восе" ("Восеъ одзголонк"). В этом ряду следует на -зваг- и комическую пьесу с трагическим исходом "Говельщики" ("Рузалар").,
Как видим, большая часть, его пьео исторического и историг >-революционного содержания. Среда,них есть и психологические драмы, и трагедии, и комедии и 1._д,
Его пьесы, как правило^ освещают события истории узбекского народа, народов Туркестана, поворотные для судеб нации периоды. Это в равной мера относится и.к его таким психологическим драмам на историческую тематику-, как "Гробница Тимура", "Абукуслим", "О^эхая", "Абулфайзхан"; его пьесам, написанным о на1 :оналыю-освободительной борьбе народов Ид эстг э - "Индийские револю -пионеры" и "Настоящая любовь".
В исторических драмах Фитрата, хотя и выведены известные исторические фигуры, но главным их героем является прежде всего сама история, историко-событийный прои-сс, отображенный в си -стеме исторически реальных и художественно-вымышленных образов, соответствующих правде жизни;.
Среди драматических произведений Абдурауфа. Фитрата особое место занимает психологическая драма "Абулфайзхан", справедливо определяемая как художественно, достаточно глубоко и многогранно разрас ганная в канре трагедии пьеса.
Одни ученые называют ее "первой трагедией" в узбекской дра-
матургки, другие - первой настоящей трагедией, художественно слскной и многозначной.
Трагедия Абдурауфа Фитратз стала важным событием в узбекской литер., гуре И в. Э.а пьеса была создана в тот сложный и драмати -ческий период нашей жизни, когда исторический жанр, историческая тематика были поставлены, по существу, вне закона.
Но з появлении это;5 пьесы была своя глубокая логика. Народ должен был осмыслить свою историю, свое прошлое, чтобы осознанно относиться к настоящему. Поэтому Фитрат и обращается к периоду распада идшэрии аэтархалидов (1597 • 1747), когда на сглзну им к власти пришла династия мзнгитов (1747 - 1Э20).
Оитрат i СЕоей пьесе выявляет причины заката и гибели авто -крэтических режимов.
В атом плакэ "АбулфаЗзхан" был дсжуиентоа своей эпохи, ко до 1939 г. насильственно вырван из истории узбек -"".ой литературы. Главной причиной этого было появление групп, осуществляющих ста -линсхую политику в стране, объявление Фитрата наряду с Абдуллой Кадыри, Чулпаном и др. "-пионом мировой буржуазии", "напиокали -сгом", "паниоркистом", "панисламистом" п т. д., завершающихся репрессивном актог.: (IS37 г.).
Со второй половины 20-х годов атмосфера в стране резко меняется - подозрительность, преследование, террор достигают своего
апогея. Еирокое распространение получают вульгарно-социологиче -ские воззрениянролиткульта>РАШа, УзАППа, оставившие незаживающие ракы в кизни общества и всего народа. Насилие не только обо -сноЕывается, но и оправдывается, становясь нормой реальной казни.
В 1936 г. в статье' "Литературное творчестго Нитрата" Хамвд. Алимдкан, разбирая пьссу "АбулфаЛзхан", обвиняет писателя в том, что образ представителя народной массы не изображается в качестве едущей ciu"'. "Фитрат, - писал он, - не нашел реально"; силц, ко -торая вела бы настоясую борьбу гротов ханства. Перо Фитрата ока -зэлось не в состоянии изобразить силы, которые выраяалч бы под -линкую борьбу против ханской власти"*.
В статьях, написанных после Хамида Ал;1.\даана, это несправед-
* 0 л и м к о н Мукакмал асарлар тупламп. Ун тог/лик. -б том. "Фан" нашриёти. - Тспкент, 1232. 233-бет.
- ливое суждение стало многократно повторяться*.
На протяжении 60-ти лет взгляд этот на трагедию "Абулфайзхан" оставался неизменным; ко изучался и ж топуляризи -ровался. И только лишь в 1839 г. журнал юддузи" опубликовал
трагедию»
Впервые в предлагаемой диссертации проводится специальное изучение пьесы "Абулфайзхан" Абд/рауфа Фитрата, эшэхи,' в которую была создана пьеса, причины ее написания, источники, народность, художественная и философская мощь ее, место в узбекской литера -туре. На объективной научной основе обстоятельно исследуется и мастерство издания трагедии Фитрата.
Цели и задачи исследования - обе нование, что это:
- первая историческая трагедия в узбекской драматургии;
- определение ее места в литературном процессе XX в.;
- причина написания, ее источники;
- жанровые особенности пьесы;
- принципы изображения исторических событий и лиц;
- принципы изображения вымышленны- образов и образов-симво -лов через посредство художественных средств и приемов;
-- различи и общее в принципах художественного изображения исторических и вымышленных образов;
- система образов и иоторичес их г "¡нов пьесы, ее философ -екая концепция;
- объективное изучение на научной основе мастерства создания трагедии Фитрата, его творческой лаборатории.
Таков круг проблем, рассматриваемых в диссертации.
Объект исследования - историческая трагедия "Абулфайзхан" Фитрата.
Методология и теоретические основы исследования. В диссертации использован опыт советеши ученых по литературоведению и эстетике, драматургии и теории литеры'уры, теории стилей.
* См.: С о б и р о в Т. Пути развития узбекской советской драматургии. Диссертация на. соиск. уч. степ., докт. филол. наук. - Топкепт, 1963; Алиев С. Литературные связи и узбекская драматургия. Изд-во "Фан", 1975.
В работе плодотворно использованы и исследования по 'драме тякь.. крупных уче^ин-теоретиков, как М. Волошин, Г. А. Гунов -сккй, Б. Л. Сучков, 3. Волы;енштеин, С. И. Петров, Г. Н. По -спелоз, Ю. А. Андреев, Ю. Борев, Е. Горбунов, А. И. Тимофеев,
A. Анжот и др.
В диссертации использованы и работы узбекских ученых по теме исследования - И. Султанова, ¡-,!. Кошчапова, С- ¡.Замздаанова, С. Мирвалиевэ, у. Кэрдаова, С. Аяг^ва, ¡Л. Рахманова, Б. Имакова,
B. Турдь-ева, А. Каттабекэза, Б. Гулямова и др.
На-ян;г.я новизна ъсолепотящя заключаете.«: прзяде всего в том, что историческая ' оагедпа Фитрата "Абулфайэхан" впервые стала объектом специального изучения.
В работе проводятся комплексное изучешг трагедии, опреде -ляется специфика ее формы и содержания, сюяетяо-ко^иоолипонаая структура, система образов, историческая основа, филооофско-пси-хологичзская концепция ' т. д.
, Все это и составляет новизну диссертации.
Теотета'сескг:?! я. то.яктичзская зиячпу.ость работы заключается в тс:.:, что ее результата послуййт более ползоау освещен:*» исто -рии литературы XX в., определен;® принципов изображения в исто -ркческо:-* трагедии исторических лпц и худоиествэнно-вы-'.'-кплекных образов и образов-символов, теории драма, лягут в основу курсов лекций и спецсеминаров на филфаках вузов по истории узбекской литературы.
Апробация работы. Диссертация бкла обсу:?денп на обцом- заседании отделов теории литературы, литературных взаимосвязей и теории перевода Института литература и::.. Аликера Навоя Республики Узбекистан и рекомендовала к защите.
По те..е диссертации опублихоЕаш 3 статьи, отрчхяхти оо -новноэ ее содоряаняа. В Бухарскоа пединституте им. 0. Ходаяэва на конференции зтро^есссрсхо-проподйвагзльского состава (1939, 1920, 1591) сделаны доклада о «раках - ¿г/грате.
Структура ту.ботч. Дкосертакзя '-состоят !.з введения, трех глав, заключения и списка аспользопзкио:: хдгоратура.
ОСНОВНОЕ СОдСЕ^О Я1'С-^оР'ТЛТ.^Г.I
определяются и-г^л^ь сть •/. коп:т-.г. "спледсва -;г.:.ч, ее цел;; п задачи, |'.'ето;лг;сг,;:'с;с;-.п-' о снос л, и
практическая значимость, степень апробации.
Первая г::авз диссертации, названная "АбулфаКзхпа" - первая узбзкекся историческая трагедия", состоит из 5 разде.-ов: I. "Взгляд на драматургию до трагедии "Абулфайзхак". 2. "Потз -рия наппсаяля пьесы и ее судьба". 3. "История изучения трете -дни". 4. "Абулфайзхан" - трагед'ля'Ч 5* "Ижспвр и езтрат".
Б первом разделе разбираются 5§8озя П. А. Пестовского, И. Рахаансва, Т. Сабирова» Алиева, В. Турдиела, Р. '.'устафз -кулоза, С. Ахмедоза» £, Гуля!юва, исследовавшие рззлг.чше этапа формлрсзанзд к развития узбекской дракртургяя и театра, :;:зчг-" -вые особенности узбекских пьес.
Дастся краткая характеристика содеряанзд сачровой слэцг.оя-ки тек:1х драматических произведений, кек "Отцеубийца йот По -ложе яке шучявозгося рзбенка" Бехбуди (1911), "Прив'-тлегиролан -нне" Абдурруфа Самадова (1911), "Свадьба" Кудратуллы "усратул -лаевэ (1914), "Умераая молодой", "Глупец" Абдуллы Еадри (ГУ15) "Отравленная жизнь'" иди Зертвы либзи" Уамзы (1915), "Кесчаст -кьй. явних" Абдуллы Кадыри (1915), "Старая школа" или "Новая ■тола" Хадаи Муияа Щужуруллаева (1916), "Заххак и Кова" Газы Юнуса (1313). Обстоятельно рассмотрены и пьесы, ставившиеся в конце XIX - начале XX ев. труппами русского, татарского я азербайджанского т. атров.
Вошедшие в XX в. в узбекскую литературу и ставившееся на театральной сцене драмы В. Шекспир", Ф. Шиллера, Н. 3. Гоголя, X. Лдав;да, Н. Наримановой узбенско-татарские, узбекско-азер -байдаансхие литературные связи, формирующаяся узбекская драма тургия, творческая и историческая атмосфера 20-х годов, послу -жили фундаментом для создания трагедии Нитрата "Абулфайзхан".
"История написания пьесы и ее судьба" Своим произведением писатель выражает отношение не только к истории, ко и к совре -менности, обществу, его порядкам, событиям. "Абулфайзхан" - это произведение высокохудожественной форгды, выражающее отношение драматурга к событиям 20-х годов.
Что г">служило написанию общественно-политического, .вухоз -кого, литературного процессов и созданию исторической трагедия "Абулфайзхан"?
- -■рудность г драматизм национально-территориального раз -
- а -
мояеваная республик Средней Азии и Казахстана; . - выбор пути;
- нерзстройка сознан."! народа; '
- исторл-йсяое крушение- феодзлько-патркархалыюго уклада;
- сомнения наиболее сознательной частя общества к новой кизш.
Не случайно Фитрат избирает теглу круизнип в ХУШ в. дина -стии аштарканидов и насильственный захват власти мангитами. В этом било сходство мекду событиями 20-х годов и трагедией 1740 г. Есгч один нзсилглм положил качало правлению новой династии, то второй - несправедливой борьбой, йзмш м хотел зало -еи?ь основы социалистического строя.
. К судьба самой пьесы непосредственно связана с господством сталинской политики в республике (1927 - 1954) - в эт'т период утвердились и широко распространились вульгарно-социологические, прол;глсультовского-рапповские литературные зоззрения и обратились в критерии оценки произведений литературы, искусства, нау..л.
Личность и творчество. Фитрата, на которые были навешены ярлыки "иантюркиста", "панисламиста", "агента националистической мировой буржуазии", было иску зтвенно изъято из узбекской лите* -ратуры. - .
"История изучение "Абулфайзхана". Историю изуг~ния трагедии Фитрата можно условно подразделить на два периода: I. Перзый период, вплоть до 1984 г. только как произведение вульгарно-социологическое, прогщзанкое идеями национализма, пантюркизма, где представителе народной массы не. изображены в качестве ведущей силы истории (X. Алимдаан, Т. Сабиров, С. Алиев, Р. Мустафаку лов). 2. Второй период, когда трагедия Фитрата объективно полу -. чила научную оценку (Э. Каримов, А. Алиев, Дж. Камол, Б. Касимов и др.).
Хамкд Алимдкан в своей статье "Литературное творчество Фит-.рэта" (1936 г.) оценивает, толкует такие произведения, как "Ин -. дк£скяй путешественник", "Мунозара", "Бэдиль"; "Настоящая лю -боэъ", "Игдийские революционеры", "Бунт оатага против бога", "Арслон" к "Абулфайзхан" политически вредными, протаскивающими идее п^нтаргекз:.'т, панисламизма и национализма" "Фитрат противо-
поставляет революционный Туркестан как'врзкдебиое ему (Востоку -И. Г.) образование. Он, стоя во главе националистической лптерг-тури, руководил ею". "Фитрат был рэиантж. Это; естественно, бал реакционный романтизи".. "В основе творчества Фитрата леишт глу -бокий пэсекмизи". Так писал Хамвд Аливддэп, яээьплаая на Фитрата десятки политических ярлыков^.
Если Т. Сабиров писал, что .в пьес? "Абулфайзхан" но показана борьба трудящихся касс против ханского угнетения2, то С.•Алиев утверждал, что в изос^аязняя прошлого Фитрат доцуст&я субъективность, что идея пьесы неопределенна. На первом плане Абул -фпГзхяк и его близкие, а аизнь трудового народа осталась в те -ни3.
"По глубине социального психологизма а силе худонесг-еьпого изо браке кия, - пишет Э. Каримов, - трагедия Затрата "Абулфаизхап" - одно из лучшх произведений узбекской литературы 20-х годов"4.
"И хотя в образе Абулфгйзхака есть ярккз иядввклуальлве чеп-тн, свойственные его характеру и возрасту, вместе с тем з ней в обобщенно-типизярозгнноЯ форме представлена ч те качества, которое свойственны всем хзвем - деспотам и обусловленный свое Г: сущностью (Тводпльяо-патриаркалъных деспотий, - Мурулымвкулу, Худо-ярхану, Асфзндиярхалу, Алимхану и другим"**.
Днзмал Камал как и^эт и переводчик склоняется к аисли, что в "Абулфайзхапе" нашло свое полное охранение правда истории, на-пксаянэя в кайре трагедии и пьеса является первой исторической тематикой в узбекской драматургии 20-х годов6, то Б. Касшлоз, как литературовед, правильно определит цель п условия его няпи-
Т---•
См.: О л и и а о к I,. ©итратнгтг эдабпй ен>дй зкр'дэ. "Совет адабкетк" журнала, 1936, 5-сояяар.
о
С о б и р о з Т. Пути развития узбекской советской драма -тургяи. Автореферат пэ сопск. уч. степени док. фидол. наук. "Ф;.и". - Ташкен-т, 19 СЗ.
А л п ь в С. Литературные связи и узбекская драматургия. Мзц-во "Фян", - Таасеет, 1975. - С. 103.
4 К а р и м о а 3. "¿бул-^айсон" тарихий дракаси "Шар^ млдузи" аурнали, 1939, 1-сон, 81-бет.
^ Т- С. 31.
5 :с 5 ;». о л Ж. "Абудфайзхоя" - тудакч тчргхи?, дгама. "Узбекистан пл^бпё'"!.: 23 с::-,;л:;" ^афгаллга, 1939, 14 апрель.
сано^
"Л'удСййзхан" - трагедия". Если А. С. Пузкпк освежал в"Бори-ое Году логе" сло-сныг, драмадЕческпэ, кро?2Е«е события исто -риг: ;,ссс:;п, то Аб"лграуф Сптрат в своей трзгзднп отобразил' трзги -чссасо пол опенке Бухарского оаирата эпохи правдевяя Абулф-зйзхака Ц711 ~ 1747).
Абудфзйзхсн восходит из Бухарский престол путем убийства сьозго старшего брата Убэйдуляахаяа, В результате насилия, кровавых раоцрзз, смерти близких к родных, он не только не прекращает бссс-аслсятые с'эсчянства, одолеваема": канаеЗ преследова-
ния к подозрительности, з напротив усиливает, расширяет его мае -нтабц. Убпзая близкое ему лпдей, и те::, кто возвел его на ггсе -стол, за период своего 37-леткего правления, он предает стерта самнх лучших скноз Бухары.
3 стране зегыхиваот феодальные войны, ¡глрятся мекдоусобинц, обостряются недовольства народ- ах масс, край превращается в руи -
КЫ .
Трагедия - канр трудный, слоншй» Развитие действий в траге-* лил неотвратимо прнблгк^-от героя к трггической развязке.
Б трагедии, к=к правило, изображается смека эпох, поколений, разлитых типов героев, так как на смеку одному социальному пра -вонорядку идет другой. Вез это происходит в борьбе, з бескокцсо -
ссньс: противоборства, в ксови, смертях, убийствах. Контлмст, заверяемый кутками по своему содерзянаю событиями - смертью ге -роя, зйлиний Гегель называл "холодным". Смысл не в галкой•гибели героя, а в неотвратимости этого события. Сама история обрекла его на страпную, трагическую смерть.
Действие в трагедии, как'-правило, происходит на рубеае дэух эпох. Герой улшрает, сходит со сцены вместе с эпохой, породившей ее. Примером тому могут быть подтверадением трагедии Шекспира "Гамлет", "Отелло", "'.".акбст"; исторические хроника - "Ричард Е", "Ричард 1У" и др.
То ~е самое происходит и в трагедии Абдурзуфа (Затрата* Вместе с героем со сцены сходит а эпоха, ее породившая.- На смену ей приходит другая, чем-то в существенных чертах, отличительная от-прежней.
" к, О с п ;.: о в Б. Инсон м?гдг»лгсп. "УзСо-гс-о^ ,»
епкъатя", 1920, 6 апрель. * "" "
Трагедия состоит не из отдельных, случайных трагических спек и событий, а цепи обстоятельств, обуславливающих и отобра -жающях трагизм самой истории. В произведениях трагического кан -ра, независимо от ее положения и сути характера, страну непроизвольно подталкивает к трагедии истории, которая неизбежна. Абул-файзхан, Улфат и др. персонажи трагедия изекли с.5я такпз, как и тот неразумный, кровавый, построенный на насилии, крови, 'смертях правопорядок, который она охраняет и сохраняет своей кзиивке!» себя Еластыэ, идеологией, человеконенавистничества, поступками, действиями,
"Гекошто и Фитоат". Абдурэуф Фктрат был писателем, в чьем творчестве синтезированы художественные завоевания литератур Востока и Запада. В его произведениях, слоаккх по СЕоей канровой структуре, написанных еще в дореволюционный период, укз ояущался тот уровень, который был характерен именно мировой олцественно-полатлческой и философской мыслью. К числу этих произведений т-носятся "Спор одного Бухарского ?Лударриса с Европейцем по неко -торым вопросам и о дкадидизме" (1309 г.) и "Записки индийского путешественника" (1911 г.). Э. Каримов определяет канр этих произведений, как "философские" или "философско-публинистические диалоги"!
Фитрат - крупный мыслитель и общественный деятель, по своим воззрениям был, бесспорно, демократом. И это, конечно, нашло свое отражение в его творчестве, ..тно:. )шк к различным политическим системам, литературе, искусству вообще.
' Что яе мог взять Абдурауф Фитра? У Шекспира? Какие принципы изображения мировой литературы он мор использовать в свд§й тра -гедии "Абулфайзхан"?
А. С. Пушкин, создавший трагедия "Борис Годунов", призна -вался: "Шекспиру я подражал в его во.цдом л игроком изображении характеров, в небрежном и простом составления данов; Карамзину • следовал я в светлом развития происшествий, в летописях старался угадать образ .-.щелей и язык тогдашнего времени"2.
Всл^д за Пушкиным, несколько переиначив его слова, ,'бдурауф
* "Адабий"турлар ва нанрлар". эпос. - Тоакент, "Фан" гчшриёти, 1991.
2 :: ;/ ш к и н А. С. Мысли о литературе. М., "Современник", :(.'33. - с. 137.
Фитрат ...or сказать, что Еекспиру и Навои он следовал в вольно:.; и широком кзобрашиш характеров персонажей трагедии "Абулфайг-хан", что в гармоничности гения Алиавра Навои ок черпал свет -лость брксовки са: х темных, самых трагических происшествий исторш, что в летописях и ;.: а ну скриптах по истории угадывал он форму п тип, образ хкслеВ и историзм лексики языка того времени.
Существует генетическая связь йежду тоагодояж Пжспг^а и "Абулфайзхано.м" Абдурауфа Затрата. Худо"œственчо-генотическал связь иезду творчеством драчатаческих писателей Запада и Востока. И связь эта проявляется не только в формах к способах изо -брл-::о1ц;.ч вольных и широких характешп в их природной естественности, по и в формах углубленней лсяхологизашг: личности исто -рпчеехгсе лщ и худою стрчнио вшздакенных героев.
Характеры шреонапей трагедии Фитрата просты и неглубоки. Это в полно2 мере относится и к характэру самого Абулфайзхака, Ульфате и .других персонажей граи дин, ко личность ах y<ytosacie*>-ся, становясь многозначной, когда они выступают в роля носите -лей. идеологии, власти феодально-патриархальной тирании, когда они выполняют функцию государственной'машины. Вот тут-то и об -регает их личность »уткую, по своему смыслу и сояерааниа, «ко -гезначшеть кровавой и смертоносной ма~1ны.
Сам Абулфайзхан, особенно его сын Абдуиумия, возведенный на престол конкретными ооаизльяыма группами и силами общества, добр и мягкосердечен, каким и долдан быть мальчик его возраста,, ко .'^уткая, гяеетокая, кроваза.с автократическая окна пробуждается в нем каядай раз, когда он по внушению советников выполняет функции власти,.становясь орудием уничтожения люде;:. Есть определенные сходства не только в принципах изображения сильных ха-. рактеров, з композиционном построении пьяесы, ко и сходстве отдельных сцен и образоз символического плана, например, Призрака ("Хаёл"), . ягорыЯ .выполняет больную, значительную философсао-психологическуи функцию, услотагощ}-э концепцию трагедии, делая ее гуманистической и общечеловеческой по содсраанал и идеалам.
Свззтные и кокцгптуальные сходства трагедий "Гамлет" ц "Макбет" Шекспира и "Абулфайзхак" Абдурауфа 'Затрата не только в принципах худокествеиного изображения, но и в созпздекик описываемого исторического времени и социально-психологических си -туаций.
Многозначность образов подчеркивает трагизм происходящего, усиливая :ханронне особенности трагедии "Абулфайзхан".
Вятдао здесь следует оговорить, что правда ягазн. и правда искусства, историческое время и время худойествекьое в трагедии по свози эпическим параметрам не равноззлгки и разнятся друг от друга, хотя Фитрат и старается точно выдержать хронологию истории правления аштарканлдов и мангятов.
Зсз это и раскрыто з процессе анализа системы образов и зодерзакия трагедии.
Разумеется, сходство гстуативное и типологическое, различие 5 творческой ендиеидузльиоотя драматургов и з национальном сво-юбразяь и специфике, в типе мвшгешя, реалиях народной аизня и $нте, ь ее восточно-мусульманских формах.
Вторая глава дяссертапяи, названная "Исторические события : их художественное толкование", состоит такае из дву разде -ов: I. "От исторического документа к трагедии". 2. "Худокест -енное изображение исторических событий".
'В первом разделе драматург связывает различные эпохи, воз-рения л судьбы философско-психологической концепция своей тра-едии "Абулфамзхан". Эта концепция ело за и многозначна по труктуре и гуманистична по содержанию. Она направлена на коксо-идацяю кародо_ региона, хотя в самой пьесе на основе историче-ких источников показано противостояние не только народов (гарев и иранцев), но и различных социальных групп, родов и племен, эставл^щих саму народность и основу Ьухарского государства.
Фитрата, как художника и мыслителя, прежде всего интересу-г поворотные моменты в истории Бухарского государства, судьба эмих народов, ее населяющих. Его привыкают такие периоды исто-ш, которые оставили глубокий след в судьбе народа. Именно по -тому он обращается к периоду правления .династии аштарханидов и шгитов, изобиловавшие кровавыми мевдоусобицами.
Историзм трагедии Фитрата "Абулфайзхан" обуславливается >ежде всего изображением конкретных событий истории, действием ней реа_т>кых исторических лиц, диньотий, точного периода еоз-кновения истории и Еерность передачи самого духа истории. |ано сказать, что трагедия Фитрата соответствует своим содер -;Ш1ем тем требованиям, которые предъявляются к произведениям торического нанра.
В пьесе введены реальные исторические лица, которые определяли в тот период политику и лицо эпохи в регионе, ставшие обь -ектсм худопестиеиного отображения. Это Абулфайзхан - правитель Бухара, ято Нодираах - правитель Ирана, это старейшины бухарских родов п плеиен, люди, близкие к власти - Ргшкбяй, Хакимбий и многие другие.
Трг-гедия "Абулфайзхан" написана кг основе реальных фактов истории. Принцип этот стал ведущим в произведения. Реальная история в ос крупных и малых событиях и стала трагическая по своей сути и содержании.
В трагедии не только действуют исторические фигуры того времени, но и их биографии, деяния, портреты и суть характеров вы -верекы по историче ск:п.: труда:/, и лзтоппоям, составленным в то время по горячим следа: . а порой и одновременно с собакаядщ.
'Лногке из этих исторических псточнжоз доалп до насего времени. Исходя из этих источников и трудов к пг-*шли в трагедии Фнтрата, обретя плоть и кровь, главные герои трагедии, в частности, Абулфайзхан, Нодиршах, Рахг.мбиГ:, Хакимбий, Мир Вафо Карма -ганий, Ризокули и др.
Г&рои летописей и исторических книг легли в основу трагедии Абдурауфс Затрата. Историчс..;.~г основу трагедии могли составить такие книги по истории того периода, как "Тухфайи хонпй" ("Хан -ски:" подарок") ;';.;цр Вафо Кармаганлй. Труд этот известен а как "Раэгкмхон тарпхг." ("История Рехимхана"). Этот труд был написан ;,"ухам;.йдом Вафо ибн :.?зкааздд Зохир Кзрмагаякйем совместно з соавторстве с Олимбеко:.! г.бн Ниёзкулкбеком ишаком*»
Книга эта содернпт единственное в своем рода факты по истории, социально-экономическому - полозенпю Бухарского эмирата 1722 - 1732. Факты о событиях последних лет правления Абулфайзха-на, о захвате и расправе Рпхкмхапом над династией гштархзкидоз взяты Фитратом из этого исторического источника.
Другой источник: ТЛукЕгасоя таспхп" (":.'ухк.'.с-:анская история") Муха:.-1'.ада Юсуфа Мукший. В этой кв:ге описаны события периода правления актархгнддоз в 1601 - 1702 годах, вплоть до смерти
* А х м е д о в Е. Истошко-геограгическзя литература Средней Азии ХУ1 - НЕ вв. Изд. Чан. - Тагкент, 1235. -С. 114 - 126.
Субханкулихана. ".'лукшханская история" зтала для Фктрата "говна свидетельство?.!", указавшая на основные причины, которые привели к кризису и крушению династии аштарханидсв.
И "Убайдуллзкома" ("Убайдулла-наме") Мир «5ух8Ш".ада Ашшп Бухо-ри непосредственно связана с эпохой правления Абулфайзхана. И этот источник истории, несомненно, не мог не привлечь внимания Фитрата. Дело в том, что в нем описано время правления Убайдул -лахана (1702 - 1711) - старшего брата Абулфзйзхана. В трагедия описаян события, связянше с убпйотвокУбайдуддахаЕ?,»Онк взяты из этого источикс о.
Еще одним источником, достойным внимания, является оочине -кие Абдурахкана Толе "Абулфайзхон тардхи" ("История Абулфайзха -на"). Сочинение это по своему содераашш является логическим продолжением "Убзйдулла-наме". В этом историческом источнике описакн События и социально-экономическое положила бухарского , эмирата, начиная с вступления Абулфакзхана на престол (1711) и вплоть до 1724 года.
Факта, приведенные в "Истории Абулфзйзхана" показывают, что иееду Бухарским, ханством и Самаркандом, Мке.Сеулом, Карши, Шахри-сябзом и Термезом довольно часто вспыхивали кровавые столккове -ния и меадоусобиш. И хотя "История Абулфзйзхана" не посреди -венко связана с названием трагедии Фитрата, сна не послуяила основным историческим источником'для написания произведения.
3 трагедии получил свое отображение иной хронологический период правления Абулфзйзхана, а именно 1935' - 1947 гг. С другой сторон«, Абдурахмзн Толе -был человеком из близкого окружения Абул?.айзхгна и, естественно: что в свобй истории в процессе описания фзктоз и событий мог допускать определенную односторонность и субъективность в опенке его личности и событий. Как бы не ухудкплось положение Бухары, как бы не-разорялся народ и край з целом, Абдурэхман в этом вилит других, но только не хана. Не -довольство ■зе ханом он объяснит зависимости') придворных и т. д. История Абдурахмана Толе полна одических эпитетов и похвал. В его характеристике Абулкайзхан - "Его высочество пророк", "справедливый хан", "великий хан", "высокочтимый хан" и т. д.*
1 Т о л е ъ А б д у и а х м а н. История Абулфайзханэ. Изд.
Г'УзССР. - Топкеит*, 1959.
Еще одним основана источником дал создания тр; лздиз стала
книга историка Г/12 в. лЗухаммада Каъими "Нодир 'йетршнг звазрягвр-
. лик китобп" ("йлроукраааащая нодирова книга"). Мухекмад Козим,
бывший личный военный летописец Нодир шаха в своей книге обссо-.
ятельно описал похода полководца в Иран, ¡Закавказье, Среднюю
..зига, Индостан, грани его характера и личности, отношение к на/
роду, к своим воинам и т. д. Видимо, не следует забывьгь, что близость :: паху и предопределила общую хвалеоность тона истории Кезима. Захватнические войны Нодир-шаха описываются в гиперболических тонах и красках.
Фитрзт для своей трагедии почерпнул из истории Казими о походе сына Нодир шаха, Ризокули на Карай (1740), как он во главе 20-тысячного войска, осадив Карш, ке смог взять его и Еынуэдея был отступить и уйти из этого города, о мире, заключенном менду Абулфайзханом и Кодир шахоа и т. д.
3 число источников трагедии можно екгочить и п-торическое сочинение Ахмада Допита "Бухорс макрит амирларк тарихи" (''Исто -рия мангитских эмиров Бухары").
©лтрэт в своей трагедии искусно, с соблюдением чувства ху -докествеиности и меры использует факты и события, извлеченные из различных исторических источников и документов» Он обходит опасность превращения трагедии в хронику. Зерно следуя правде исто -рии, он вместе с тем не становится рабом исторических фактов.
Разумеется, у Фитрата есть и своя концепцв.. истории Босто -' ка, и своя концепция истории Бухары, и свой взгляд на Абулфайзха-на и Нодир шаха, к свой взгляд на взаимоотношения тюрков и иранцев .
Воззрения Фитрата на историю, на автократическую власть, ее антигуманную суть к народу и человеку наши свое художественное преломление в системе образов и философии трагедии "Абул -файзхан".
Художественное отображение и истолкование исторических событий" . Фитрзт в трагедии "Абулфайзхак" свободен е проявлениях . своей творческой фантазии. Но эта свобода приводит не к отступ-1 .ленив от исторических фактов, а, наоборот, к еще более глубоко- -му постижению, осмыслению и истолкованию исторической истине.
' Ситрат, """:.равляясь от философской концепции своей траге -дай, проводит кес-гкий отбор исторических ф^тов, отбрасывая
сяучэйые, несущественные и суммируя, ^бобцая наиболее характернее, которые дзот социально и психологически гераое прежстовло -кие о личности аптархакидов, мапгптов п правителя Крана Еод-р гааха. Для своей трагедии ¿лтрзт отбирает п собнтия - ост -
рые, глубоко содеряателъгаз, определяющие хгсзорэтчше моменты, как з самой истории, так и в оудь^'э е? героев, независимо от того, исторически реальные лп зто ляде или худоаествекцо вымижен-нне образу, по ргботовщпе на обдув философскую концепция прокз -ведения и народность ее -»дергания.
Суть трггедпи определяет сема трагичность событий и истории фесдэлънэ-потр'лархалъйо;] тирании и трагизм судеб ее героев, отобразивших бедствия и дра:.:у «»стокого века.
Трагедия "АбулфаЗахан" начинается с приема в Арке Б;/гсапи. Хал недоволен своим аталпко:* Фархадом. Нази Низом заключает: "Разве вы ему скаэг-и, что войска Ирана заставил отступить от . Каргд яв тольчо ты один?"
И сразу se становится ясным, что первая картона начинается с событий 1740 г.
Дпачог Абулфайзхааа и Каэи Чизома продолжается и происходит еце большая конкретизация проясдедгнх событий..
Хан... Таг. что он сам отступил? Казн Низом. Ват раб аталик (с?8рэ2шика рода) счит зт, что сам. И хотя войска Ирана, говорит он, - бнлз воорунены новыми пушками, винтовками и смогли смешать ряда нанего ьоПска, но стояли в нереиктельности, опасаясь бога -тырскпх качеств узбекоз. Услышав, что войска Хивы пришли на по --v.«.jb в Бухару, искусно прекратили во"чу, и уши из-под стен Кар-
ГЛ... '
Действительно, собнтия эти к..:ели место. 3 первом томе "История Узбекистана" сказано: "Захватив больпую часть узбекских se -мель на левом берегу Амударъп, Ризокули по фирману отца перешел реку и с 12-тысячным отрядом взял курс на Карта. Мухаммед Хаким-ó::-2, иаходашзся в Карай,, услышав о приближении иракцев, ввел э город отряд, состоящий из мангятов и других племен и призвал все население, находившееся вокруг города, мобилизовать Есе силы для уничтожения врзга"^.
- Узбекистон таолхи. I томлнк, I китоб. ?з-5А. - Тошкент, .'955. - 460 - 461-бетлар.
Согласно сведениям, приводимым в той ке Истории, Рвзокули, сын Нодкр каха, сперва разорил окрестное население, отобрав у них продовольственные зс :асы, а затем приступил к осаде Карей. Но1 получлв известие, что в Бухару с большим войском приближэ -ется союзник Бухары - хан Хивы Илбарс, Ризокули поспешно от -ступил и переправился на другой берег Амударьи, чтобы соединиться с войсками отца и заключить мир с Абулфайзханом*.
То, что в исторических трудах заняло десятая и сотни стра ■ ниц, в трагедии Фитрата нашло отображение в диалоге двух персо • кажей; в одной единственной сцене. Но диалог этот и сцена нося' не только объективный, исторжо-познавательный, но и функциона • льный характер, работая на общую концепцию произведения. В два • логе с большей обобщенностью и аналитичностью не только выракен; но больше прояснена ситуация, чем в книгах по истории. Исторический ф.пкт осады Карии, получивший образное изобраке; :е и оброс • ший плотью и кровью подлинных чувств и страстей, прояснил еще ] то, чего нет в исторических источниках, что герои, отбившие осаду Карай и заставившие отступить врага, были казнены Абулфайзха-ном, который посчитал себя оскорбленным, что победа не была приписана ему. ' .
Вводит в - трагедию Дбдур^уф.Фитрат и факт заключения мира мевду Нодир шахом и Абулфайзхаком опять-таки изобразив ее в вида сложной, противоречивой, драматичной и ыногокрас г-зюё картиной. И в -этой сцене-картине проявились наиболее существенные черты х; 'рактера и личности как Абулфайзхана, так и Нодир шаха.
С большим масторстром изображена хитрость, коварство и дипломатическая многоопытность Нодир шаха, который даже из самой безвы-содной ситуации монет выжать дал себя многое и выиграть.
Нодир шах выкуаден заключить мир и поспешно отправиться в Ирал, так как там его противники подняли против него восстание. Нодир иах пал в этой борьбе. В результате этих событий Бухара обрела свободу.
Сцена мира полка драматизма, противостояния воли, умов, .смены событий, психологически тонко выписанных Оитратом.
Ка смену убиенным Абулфайзхану и его сыну Абдулмуминхану
* Узьокпстон тахлхи. I тоилик, I китоб. УзСА - Толг.ент, ' 1956. - 460 - 461-бетлар..
приходит Хэкакбк! - предводитель юзежекя цвзгкгоз. Происходит кг просто смеяз дакает«*, по и эпох.
Б диссертации ка^лй псторп^скай п?1ст изучен з протес.'с сопоставления с той трансформацией, которую он протерпел в трегз -дин, обращаясь к правде цпзнк, к правда искусства. Правду истории он трансформирует в худогоствеяцу» правду.
Разумеется, Х7ДОШствекпгя трансформация ггрявдн истории -факта, события, документа з араиду искусст^.а - провесе -'рэзгыч?.:"--но трудонй и слозкмЗ, тро б;-о';;ай пронгансвения и в творнз с::;/и ла -боратор.'зо писателя и л спэигГяку его творческого метода, который всегда индизидуелея, хотя в нем и наличествуют типологии;с::н об - . дао слагаемые компоненты.
!!:У!0 екзьать, что драматург не увяззз? 2 историчзс :н::: и соСикзк, ъ превращает и:: в диалоги, монологи, эпизоды, сгоаы, картам. ' •
"од перем ¿страте аа^нй факт, кзэдое собнтке получгэт сяо-пкое и многозначное социально-политическое г нравственное истолкование в зспзнте гуманистического взгляда г.а псторчэ. Фатрат, изображая ароклез, предвидят будуцзе.
Третья диссертант!, называемая "l.fep-образов и фалософ-
ская кокпелсия трагедии "Абулфайзхан", состоит г.з трех разделов: I."Образы исторических тиа" 2. "Художествекно-зыУыплекше образы'.' 3. "Образы-символы?
"0бг,.1зн астопаческкх лп?.? Б трагедии "Абулфзйзхан" создзна целая галерея о.Срззов исторических лиц. Правитель Ирана Кодврвах - зеледнкй пр^дстсвитель династии с тархэиадов Абулрзйзаая, отслак (главный советник) хана ауяшад ляхам (в трагедии Хэкам-бпй), родонпчзльнак династии мпнгазов Рвхамхан (в трагедии Рпхим- . б::';), летонасеп, наансавшй плторпа Рехюгхаяа !.?нр Зе£о, сын паха "'р-'ня Ркоокул:-:.
Изобр^нея исторические лада, введенные в трягедгтэ, Фзтрат, елг-дуя прпздз истории искусно и тонко подбирает и подгоняет один г. друге:.:у те пннапндуельныз черты характера, которые была свойственны этим исторически::.: линям, Драматург изобретает их текши, зсааама она в самом л?ле были в казни и в свое": деятельности.
АЗул-Т.зПгхан бнл коварен и неверен, убийствами он захватил трс- у своего стг?рт.его брата, предав его смерти. И при всем при этом был безволен и кгрештелен. 3 руках своих советников, цдео-
логов к "защитников государства феодальной деспотии Лбулфзйзхан становится просто:'; марионеткой. Падараах чрезвычайно хитер, мастер пеоого дело, предприимчив.
лсжпмбий - умен и опытен, коварен и хитер, ради осуществ -лешш своих нолей он но останавливается пи перед чем, даке пе -род предптильством родины.
Упр Зато - карьерист, переменчив, иодделывазтея сообразно обстоятельствам, тщеславен и т. д.
Ряхпмбкй - многоогытжй, умный и хитрый государственный чуз, он хладнокровен к бесповддвц, в не: преобладают низость и кестс-кооть.
Из этих черт ¿итрзт и скяляниает многогранные образы своих персоцяйэЗ, ¡1;;.;:олл'7 их . .эргкте'ры реальна своеобразием и иидквк-дуэльностьга.'
Хавдов историческое лмцо - это особый м зоеобрэзшЛ! аар.
Б диссертагш каадоо ксторачэское лшю рассмотрено ссобо, с онредолсшюк оби:» и шшкпздугодагс черт.
С ПрИППИЛЯХ создай в современной узбекской лпторятуро обрядов, исторически реслыых лап я худогоствсппо вымыкхенжтх ге -роев, об нпгорйретегди л ьстолкоязкпк ичодслио много !:сследо-в^гшй.
Копструкрот-янке образа, лепке его .из различных черт к ком -погавток в худокгстречном произведении и соотг-етстзпк с обглй его конпетпт - процесс чрезвычайно трудшй и многозначный. Об -раз п;алъпого пегорпчэскотч) липа долгок претерпеть определенную трпясТорл-лта, чтобы воЗти оргеначно и остестэошю в систему об~ рязо» прон-зшз.денгя и составить целостный мир худс~есетеиного произведена?* Кто стройлгу», сор&засриую во всех компонентах ар -хитектонику, гдз части подогнать тк-:, ч-го мест соединения пе
л'дно.
пт.р трегодпи, ¿-птре-г сдн'."*. ф^нтг-м и и сто«:-неким \долгл ^.ольсс другим - меаьге.
Кошгсптриговгл сзок худс;"йс1-!'.э«««»в э«>ргдэ чеке?:1 Обетов и событий, .трагических с&зуас:;?, экстремг-.ш-ых отводов. К з?о::у обя -экгал.? ого <жт%!Я.а сямогс каирэ згрзгздк::. Иоэто.гу с;: .для своего пронгвз^елиг йнбчрпе? трягпчйскпз этял з истории сухг.рн и его /юрода, тзлгпчосине суд:Х'ы его сынов и героев. Систему образов трагсдл;: -¡<;гграг строит уяк, чтоб« хек молпо яолкэс хгсосоздать во
— -
всей полноте эмоциональной напряженности и ковцснтрировлшюсти правду яизш1, истину истории. Разумеется, в процессе создания трагедия и ее системы образов возкожяы квкпе-то доп^яонпя, кг -кке-то дополнения, обогащения иодостапщкх звеньев вымыслом, ко опять-таки в духе общей иапряв* ••ниостя и философской концепция произведения. Более полному и многозначному отобрашгко истории, ее правда п сути служит к систегл художественно в .аишннчх образов, существенно дополюгощэя исторически реальных фигур и подчеркивающих историзм всей трагедии в целом.
В целом характер кяздого исторического лица при.всей его объективной многозначности и многогранности сиесте с тем и рункционздсн, так как работает на обгто фплософско-психологиче-зкую концепцию трагедии, которая •■уманрстична.
Истолковпьие и опенка каздого исторического лица ведется в }спет'те гуманистического содержания философско-отическоп конце п-:,ии трагедии.
"%утто>гестаенно вымыкзегтне сбразьт'.' Создавая трагедию "Лбу л йайзхан", Затрат отбирает исторические факты и события, природа сотормх соответствует ¡мировой специфике. Изображая эти события, ¡сторическиз лица, столкновения, мевдоусобицы, конфликты, крова-!уи борьбу '.различных социальных групп и стране, драматург проду-щвает и сметные линии, связующие воедино это множество лиц и юбытий в художественное целое.
В трагедию, наряду с историческими лицами, .внедег и худо --вственно внмытлешше персонажи, 3 аспощие в историческом процессе фитратовского художественного мира произведения. Это Уль -. ,ат - воспитатель и советник Абулфзйзхана, это Давлат (имя этого оветника хану симпатично, смысл которого обозначает власть, го-ударство), Юлдаш, Курбанкул и другие.
Фпгура Ульфата приобретает особое значение в социальной и сихологической дефинация превращения мягкого и нерешительного булфайзхана в кровавого деспота, Давлат выполняет тс же функции системе образов трагедии, что и Ульфат. Образы Юлдаиз к Эрг&ша аландара, помимо отображения естественности происходящего не -■ стестЕен а вещей и событий приобретают особое значение "та боге глубокого понимания вестоких и кровавых деяний Р.ихимхзна и рщности общества угнетенных.
К здый художественно вымышленный образ шеет свое объектив-
нее, общественное, нравственное и философское наполнение и содер-
канж.
Она тсксе помогают гд"6ке понять с.\5ысл сущности собнтий и характера исторических лиц.
Катаяй хУДогестЕеяяо вымгпшгенпнй образ такие слояэк .и мко -го^лачен, написан на тех ае чрщщишх, что и фигуркг исто- тчеечк рзпльпмх лиц в трагедия. •
1Са'::дцй /з этих образов имеет свой своеобразный и неповторимы'? характер.
Эта художественно внаыаленше образы в большей иере, чем сами реаль®«* Есторпческ"е ляп-, внрзаают суть государства фео -дельной деспотии. Оки являются идеологами «того ; токрштеоского реглма, построег.ного на культе и власти одного человека - хана, в трагедии конкретно - Абулфайзхзна.
Улкрат и Дзвлат - советники и напорешкв Абулфайг-'ана в концентрированной форме выра~еют существо авторитарного правопорядка. Они являются его охранителями и апологетами, фанатически одержимыми и искренними.
Художественно вымышл.ншо образы Ульфата и Давлата, особенно Ульфзта опять-таки в большей мере, чем исторически реальные лица выполняют, поккмо всего п'очего, к еяявтные функции, связы-взодае отдельные эпизода, сцены, картины в целостное худон:е ст -венное произведение эпического плана.
Трагедия ''Абулфайзхан" Абдурауфэ Фитрата, если использовать терминологию В. Г.-Белинского, - это-трагедия-эпос; Такова.слок-нея гокровая структура трагедии, значительность ее эпического содержания, с.зданная в начале 20-х годов Абдурауфом Фятратом, которая синтезировала в своей пьесе жанровые достижения мировой' драмы в своей трагедии, особенно в психологизации «и придании многозначности социальной и ¡казненной структуры образов персонажей. ' .
Фитрат избегает однозначных характеристик, одной краски; черной или флой, в обрисовке персонажей своей драмы. Образы, созданные в трагедии - это образы многозначше.
.-. Показателен в этом плане обрзз Ульфата. Постулаты, на основе г.отогчх строится авторитарное государство, излагается именно км. Он охранит1:. п идеолог государства тиранического типа. С-уть о "ад) государства находит свое выражение в. его максимах. Он
объясняет 'л внушает Абулфяйзхану: "Власть (государство) - это древо, питаемое кров7,;о. Если ток крови иссякает, то государство умирает".
Автокрятичеекая власть, убеядает Ульфат своего всс.читашю -ка хана, строится на крови, убийствах, страхе. На подавление свободы духа и действий. И в соответствия с государственной идеологией подавление страны, количество убийств, ток крови убкенпнх из года в год возрастает.
"Рбрязн-символч'.' Этот человеконекявистппчзской государственно5? теории противостоит гумэнгстическая философская концепция трагедии, получившая наиболее концентрированное выраяениз в образе-символе "Хаёл" - Призрак Сиявуша.
Сиявуи - это м вдавдшешшЗ худойествояшй образ, ото реп -льное историческое лицо. Это поюмок двух правителей - Ирана и Турина, двух народов огромного региона, находившихся в беспре -рывчой, братоубийственной войне.
Сиявул - сын персидского шаха Еейсовусз и зять хаканз тюр -ков и ;.1авераннахра Афрослаба.
Спявуш олицетворяет своей судьбой к гибелью жестокость, бесчеловечность нравов, обычаев, философия того- еошвлъного правопорядка , который слоаился ' «рвкцаад и тп^каик, обострен -нув болезненность их взаимоотношзияЗ, иевшшой ^.ертгой которой он стал сам. Призрак Спявута осуждает человеконеревистнг.чоскую природе/ сузестзуосего правопорядка и неяордадьще взадмоотноше -пня народов.
Пркзррк Сиявушя вскрывает причини трагедии история народов, которые лгодолта-отся в течении многих веков. Он считает, пока оушетьувт трон а престол, пока будет вестись борьба и войны за :{лх, пока бугут существовать этнические кок'„яикты, до тех пор Зудут »гон и к розовые Со?к'п, и трагедия истории народов и будут гпб'огть в этих б9сс:..нс.те:1шх столкновениях луч же енш няродп.
Сяяэуя - это образ-самзоЕ в реалистическом произведения, игазтпоряглзйЛ собой "-«¿ртвн 45яэв&конснявкстнпчоского явтокроти-»ского прдазпоря^я и осуэт.яго? этот правопорядок.
¿»тот о*г.гз-сг.".р.од с особой силой худо?.эстазиной виечатляз -:зст.'; ^кр."?;;уС'Х-:о ц?:.:.?-:::сти^ескую суть ф/лосоТстсоЛ и прчлет-о ;:г>т»гуггг-::п трпгзд:::-.
1 "::г':У/^г> ?:,>?д<л: г чтобы у пг^гп-а ск],
...
концентрированной 'форме выразить гуманистическую идею произведения о трагедии истории и трагедии народов, яивших в .то трагиче -
В "Заключении" излокень. выводы, вытекающие из содержания всей диссертации.
В работе исследуются форма и содернание, система образов, сюжета и композиции, нравственно-философсксй^концепции триедин Фитрата "Абулфайзхая".
В процессе анализа трагедии "Абулфайзхая" системы историче -ских лии и художественно вымышленных образов, раскрывается ее гуманистическая суть и совершенная беспочвенность обвинений Фит- . рата в пантюркизме, панисламизме, национализме и еще во многих не суще ствующих грехах.
Сопостгвительное изучение трагедии к исторических трудов летописей показало объективное содержание произведения, верность Фитрата фактам и событиям истории. Искусное использован ; им фактов, биографий исторических лиц.
Анализ трагедии показал и то, что принципы изображения историче сии реальных и худояественно вымышленных образов едины. Раз -личне, пожалуй, только в том-,'что при сохранении историзма худо -жественно вымышленных образов, Фитрат более свободен в их изображении и обобщенном выражении в ^к своей гуманистической концеп -сии произведения» '
Сам подбор фактов, событий, героев истории, их олкование и изобракение полносты» соответствует природе и жанровой специфике чрагедии.
, Содержание диссертаци" отражено в следующих публикациях:
1. "Фптрат". Монография. Изд-во Г. Гулям., Ташкент, 1992, 10 п. л. (принято е печать).
2. Фитрат и музыка. Газ. "Узбекистан адабиёти ва санъати. 1590, октябрь.
3. "Абулфайзхон" - жизнеспособное произведение. Газ. "Узбе-кистон адабиёти ва саиъати". 1992, январь.
ское время