автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Материальная культура Мордвы - эрзи и мокши (пища, утварь, одежда). Эволюция с конца XIX по 80-е гг. XX в.

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Мезин, Петр Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Материальная культура Мордвы - эрзи и мокши (пища, утварь, одежда). Эволюция с конца XIX по 80-е гг. XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Материальная культура Мордвы - эрзи и мокши (пища, утварь, одежда). Эволюция с конца XIX по 80-е гг. XX в."

рГ Б ОА

- 2 П1№ 1&Й

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЯГОТИГУТ ЭТШЮГИИ И АНТРОЮЛЭГИИ им. а Н. йтяухо-Иаклая

Ш правах рукописи

МЕЗИН ПЕТР КИХАЯЛЭШЧ

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮРДШ - ЭРЗИ И МОЯШ ( ПИЩА, УТВАРЬ, ОДЕЭДА ). ЭВЭЛЩИЯ С КОНЦА XIX ГО 80-е гг. XX в.

Исторические науки Специальность 07.00.07 - Этнография (Этнология)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Шсква - 1994

Работа выполнена в Мордовском ордена ДруиЭы народов государственном университете иы. Н. П. Огарева

Научные руководители: доктор исторических наук, профессор ЕИ. Козлов, доктор исторических наук, профессор Е. П. Бусыгин.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук А. Н. Зорин,

кандидат исторических наук ЕИ. Григулевкч. |

Ведущее научное учреждение - Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы н истории им. а И. Васильев

Защита диссертации состоится " " .. . г.

в 14.30 на заседании специализированного совета К 002.76.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии РАН (117334, г. Шсква, Ленинский проспект, 32-А, корп.В, конференц-зал, 18 этаж).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии РАЕ

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь

специализированного совета

кандидат исторических наук А.Н Остапенко

1. - Обгрл нзрсктеристе'д дпссортацта

/ДТУЛЛЫЮСТЬ 13ССВД0ЕДЕВ1 Д=а-га?одоа, атпосоа, хврясгарзз тагл терта, постоянное иэнзтшя, Р"?.зетгт:гэ, что в юута кс?зш:петел атнпчесжи:! процессами ". Кзуланке этнически процессов ецэ пэ та: дагз:о соотсэгяао ведугре направляв» - Есегедовзяпй в советской зтяо-лзгдчзсгдй паука. Да п в настопгзе зрэьл, тогда больсоэ biebsib«} пэргкдачэно на изучение гакэтгокэскшс относэввй, . исследование ' эгничеких процессов пэ потеряло значения в связи с тем,что мкогкэ стороны их определяется 1эгагнкчэс1кз.и контактам, зависят о? сссто-яшп «эгэтначэскях отпоязний, да и ссмя атя процессы в той ига иной степени влияет па эти отнонэнпя.

ЭГНЗЧЗСКИе ЩХЩЭССЫ, как в их зволпщюшюм ВЯДЭ, проявляемся ткиш образом в изменении различных сторон кулмургд и быта, так и а тр2псфор:зцкояЕои виде, завершащиеся изкзпекиэи этнического са:.юсоз-кглиа, охватшгэт, па сугрству, псе стороны казня эгесса, в тем- чпегэ его язех, хозяйство, а такта все коиганенты ьатеркашьной и духовной культуры, тесно связанные с развитием хозяйства и - таре - с прога-подстгш ?.атер:сшпшс благ, состазлягзях осясву г:апсобзсяачэпет откоса.

3 cJ-эру катеркзаьгой гуяыури принято вкакзяъ восеяэкка а пшггр с интерьером, одегду, гоговнш уборы и обувь, срудгл труда п средства транспорта, югу и утварь, исподьзуецуа для ое приготовления. Прпуэрно до ЗХ столетия в условиях преобладавшего сельского бита из»э-, Ш2ГЭ sua ко'яхонептов материальной культура было обусловлено главки1.! oC;cssm всей развитием штерзалшого производства с его лскалыпгия snaracieseï napisaHraioi, а такхэ ааикствованкяш" кз ттериальной кул^тури соседних этносов. По мере роста городов с шс споци^ттоской изгедааяьвод -культурой, спало подеериэнной уш&щпроваянкдг воз-Г.э.'отиго нро^нпленного производства, основную роль з этнических процессах эволтат-мипого, а отчасти и трансфоргэцяояпого типа стало тарать аозде&твиэ "горсдсг-сй" культуры па седьскуз, сохрэлпвгуа этнический колорит. И с развитием процесса урбанизации такое воздействие становища» все enasse. Л поскольку основу городского коселегап па территории Рссскйской Сидерация кэяэяаа составляла руссгао, то именно они стали своего рода проводниками городской культуры не только в русскуо селгскуз, ко и в пкозтничес1«уа сэльскуэ среду, а весь процесс взакмо-дойстгпя городской и сел^стй культуры общего бия окржен влиянием русского яоьж и русской культуры па другие этноси страна.

Eco сказанное вето относится и к кордовсисму этносу, слолзшпэмуся и гтл'лтле/ главным образом з Среднем Швохтае, и'подразделяющемуся на два основных суботноса - эрзяясгей и мокзвнекий с idc сугрствошп&ш язьк020-иуль5урнек21 раЭЛИЧИЯЮТ. Есть мнонке, ЧТО Эрзя и LÎOÎC3 представлют собой самостоятельные этносы, а мордва является суперет-носсм, получквЕа! свое о&ъэдтпплелыюе лаэвагак от кюэтнэтестж соседей, ко обсуждение этого вопроса не входгтг в каст задачи, а его то или :иое решение не затрагивает суждости îianiîx даль к ейпих положений.

;.*срдовс:сй относ вследствие исторически возникай территориальной разобщенности отдельных его частей, а юстамл и дгсперского характера расселения, ухэ в течение нескольких столетий находится в тесных кон-

tqkt&s с другизи зтнасс&к, в первуи очзрздь - с pyccraiisi, подЕэргаэгсл ЕОЗДЗПСТГУгИ) 12 ЦУЛЬТУРЫ. ЭЮ ОбСТОЯТвЛЬСТВО утл давно привлекает ВПК-—------ ...... /1 \ П^ГП'Л /flTW

SiUitSltf J-iCudiCi-üiсii, Qßiicaw iüjj isiii.; ииицг^^^^шм '^«w« ' «i'

вяеской и кокезеской/ культура н Сыта и основных in: измзнэний оз помэднее столетие ец} пе зазервэно. К настояцэц/ врешип кгкболзо о5сгоятс-ль;:0 изучены поселзнкя и ЕШЕца, главным образом в работах В.С.ЕавЕдина , несколько кэяьеэ - традиционней одежда., особенно в с а взаюаэвлияшз! с городской (о чзы речь пойдет далее) дало изучены пп^д, домашня утвар! и орудия груда, а таете тракспортЕыэ средства и кэко-торкэ другие компоненты ь£.тер1шльной культуры.

Езхиссгь згой раЗоты определяется тем, что именно шф и одзлда соетазшшг осеоеы огеркзлъкаго Епзнэобеспвчэккг этноса, в них получкой отрахлкиз кз только этническая спещфпз, ко и длительный процзас адзлтац:21 этноса к пркродгши усхазгла его иэпи, поэгоку ®н " традкщх-ощпдй" стоит es тодыю известный консерватизм сельской гсинн, но к длительный Еарздай ОВЬГГ, отказ ОТ которого ИСТ ЕеГйТКВШЙ

последствии для этнического бьсгкя и здоровья лгдей, особенно в кэрало1.2шэ соцйафко-вшажнчвекнэ ез^юды, какзвыш язлдпгся последние ГОДЫ РОССИЙСКОЙ КСТОрКЕ.

Актуальность работы обусловлена продолкавдазя быстра • изыэкэкщц традиционной культуры ьслздстаке вытеснения ее стандартизированной городской культурой, что все более затрудняет исторические реконструк-ц-к, ддхэз? норой кевозюгаззл дать полную картину происгадаос кэизнз-вай с необходшой их зтЕорегиоишной спецл&иой.

Терршгоркалъпыэ ракки езеэго исследования охватывапг группы юрдви эрзи и кипа, вазуща: гхавньм образои на территории Республики Иэрдо-вкя: арал - преиауцэатЕенно в ее восточных районах, моксз - в западны:!;. Современное расселение шрдш харшггеркзуется тем,что, по nepemici населения 1989 г., ее чкслэешсть в Мордовки достегает 313,4 ткс. чел. /с прш&рно равные чколаннна соочноеониом эрзи и uorjr-i/; si'o составляем 29,2Z от. всех кие лей республики. В ней повсоьастно ктет ещз- 535, русских, а таккв 47,3 тыс. татар;..в целой эрзя оказалась терржсорйальЕс отделенной от кокзн доеохьно широкой полосой русских и отчасти татарск: селений, что ~ затруднило этническую консолидацию мордовской кацки. Ешсте с тем дксперскосгь , расселения шрдва способствовала прзцэс-сам этнической асскьаляции ее с русскими (с к. карту с. 3 ).

ЬЬрдовкя находятся в зона ушренио континентального климата в подсока сис-еише к Енгвеших лесов с довольно благоприятными для земледелия почвами: при этом в ее восточной, эрзянской,части распространены более плодородные оподзолешже черноземные почвы,в западной, океанской,- серыэ лесные почвы. Территория Уэрдовии в мэру богата ыэсткы-ш полез1ШШ! ископаемыми, не приспособленным!!, однако, для пирокой про-шшенной разработки .(железо, торф, лес, древесный уголь), к другтш ресурсами, и это обстоятельство,наряду с удаленностью ее от Волги к других транспортных магистралей, долгое вреия сдерживало экономическое развитие населения, в том числе и рост промышленных городов. Городское население на этой территории, по данный переписи 1897г., составляло менее 0,4 % от его обцэй численности и почти не возросло к переписи 1926 г. Ш переписи 1959 г., горожане составили 18Z от всего числа жителей

f

СОВРЕМЕННОЕ РАССЕЛЕНИЕ МОРДВЫ (СЕЛЬСКИЙ МАССИВ)

.ОГДЬ

Условные з н а к й:|

- Границы Республики Мордовия

- Границы районов Районные центры

шпшм.

iiilllp:1. Мордва-мокша

llpi Мордва-эрзя

I I Лесной массив

Ы

Татары Русские

аттi Граннци этногеографическнх осп I - западная; II- ккиая; III - серединная; 1У - восточная

республики, а по переписи 198Э г.- ужз 56 X, что говорит о быстро иду

процессе урбанизации республики. Однако среди'мордвы доля ropo т. составила. лит 38 %, прячем больная чйсть из них - сравнительно нэдав нко переселенцы из сельской шстности.

СОСТОЯНИЕ КЗУЧ2ШЮСТК ПР0ЕЛ2Ш И ЮЕЫЕ ГОДЩЦЫ

Задачей данной работы является исследование процессов нзыэнзнк градационной ШЩ1, доиглюй утвари и одежда шрдвы /эрзи и могсел/ в. более чем столетний период и характеристика современного состоя!::: зтш: гампонентов материальной культуры.

КСТОЧНИЮЕЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. При работе над диссертациэ были использованы все основные.вяда источников: литературные, архивны и полевые экспедиционные материала. Особо больаюе значение сред послодлих имеат материалы. этносоциологического обследования 1973-197 гг., позволивши дать этнические процессом в Мордовии количественны

0Ц21ЛИ.

Обзор научно-литературных источников по теме диссертации во много огребет ¡:стор::ографла исследоЕашй иордоЕского этноса.

Исходна.« рубежом нггаго псслгдопания является сведения о традицн онноЛ ьзтерпальной культуре юрдаы ИХ е. Она довольно полно описана работах В. А. Ауковскэго, С. А. Архангельского, Б. А. Куфтиаа, В. Е 1£Днова Е Т. Ыьрдалова, И. Я СьпфнОЕа .

Ezzziae значение для описания традиционной материальной культур мэрдви, а таккэ еэ шкашЕвх Еаршжгов сыграли и более ранние работ учсних-путеиэстаенюков ILИ. Лзгахкна , П. С. Иалласа, ЕЕ'йадька , в ко topuz ьатериалькая культура рагсштрока на Соне различных сторон на родной гскапи. ШдроЗкый анализ всех этих работ дан нага в статья 'Тэрдовская кэнская одэвда в этнографической литературе"(1977), "Арха нчоские черти в обрядовой пнеэ мордвы" (1982), в сборнике статей "&г покуяьтурнке процессы б Глрдовки" (1982 г.).

Исходя из того что узлоьш моментом насаго исследования является соотносзние элементов традиционной сельской и "городской" культуры нами выделяется два основных и взаимосвязанных аспекта: традиционно-этнографический и социологический. Ееа изучения первого практическ невозмолдн и тигельный анализ второго на баге историзма, с выявление обцнх и'специфических закономерностей развития культуры.

Ко второй половине XIX в. больешетво элементов материальной куль туры шрдвы значительно видоизменились по сравнении с их ранними фор мами . Именно эти элементы культуры, частично сохранившиеся вплоть д навих дней,обычно и считаются "традиционными". В этнографической лите ратуре этого периода обращается знимание не только на изучение общи черт одежды мордвы, но и на поэлементное описание костюмов мокши, эр зи, каратаев, терюхан. Были выявлены основные территориальные коми лексы костюма мордвы с их повседневными, праздничными и обрядовым: формами. .

При описании пишд выделяются повседневные и обрядовые кушанья, да' етсп характеристика меню, релима питания, способов приготовления пище

на продуктов II С7Д9ЛЫШХ блзд. С ЭТИМ Лврколоч СВЯОШ ПЗРЕ5Й l'CTOpra-■рафзчзский сша-гз ымеркалыгсй культури ¡ардпн. Появление его хсссбствовало более rawscnicimoi/y кзучоннл m только гаеплэксои ¡н п зтничсскоБ спещфзот шцц иэрдвы, но и параллелей со с друпглг

а а глйяовш, а еозднзэ Д. К. Зедзншш« Ста; сшггегатизкравз'ш ia-:ерналы ерхкла Русского Операторского географического обгрства. Зяа-штеднэл часть i-атерказов ко катериальней культуре публиковалась в 'Известиях РГО". Особэнпо ценны материала экгпэдпцнй В. IL Кайпот 1S77 i 1879 гг., содзржщиа'400 фотографий я рнзутатав. Пэ, к согалзгояо, .оку: :э поступили в научный оборот. ^

Особой ааслугой Е И Шйзова явдяется его кякга, удостоегатля золотой ¡:здали Русского геогрпфнчзского обцзства "Очерки юридического О'лта зордш«". Она как бы-подводит итог га учения «ааиркадьной культуру гор-iOEciraro народа. Отдзлыше фрап'ептн штергального бита г, обрядовой п'-зре даятоя а рпОого "Остатка юрдовспой мп'Толопш". Ксслэдогртель ■ заеензтрлвазт их п езязи с релэткозгага шпедениеи, угавшря при атом m их архаичность. Особо огиетш, что зяачктсдьдез изсто л гссло.-таа-' ншг ЕII 1ййлолг отводится каргографзгоэскоуу изтериадг.

Изучение гатеркаданой культури иорден продолхалзсь к в голи со-зетшзой власти как ученный пз цзнтралышх иаучаих учрзгдсш'Л страшная и самими шрдо2сга»/а специалиста}« .особенно посте соядгяия п L034 г. Мордовского НШСШЕЭ (института национальной культуры). Km шегиту? иочдожяосс исследований он сразу принялся за изучента проиэ-сил и материальной культуры. Благодаря uonoi^i других гаучнше центров страны, уж к концу 1930-х годов появляются первкз заэработкм' по социологическое исследаванкз села. При зтом различит аяшононты материальной ¡дчатурц были изучат неравномэрпо. Осшзноэ зезоииэ уделкось шрдовскэй (эрзяпскай к иокэансшй ) традзцгаппоГ. ЗДОИДв.

В 1973.г. кздака больпзя работа доктора цетортееекп nayi: 3-ЕЕолкцер "Езроднал одезгда мзрдвц", посаягрнпая ксследоваил и кар-:огряф1роватш отдогакшс кошигевсов зрзяисгазго и мокзгаского гастг/з, хстшэв других этнографических групп. Это позволило автору при ак?лгзе н'олгщш одекдц сократить es описательную часть и уделить" большео взк-пищэ и доотлней утвзрн.

IfcnurKa кзупггь ¡тпиэхеи одогда шрдовегай диаспоры едз/ляз з ра-Зото " {ЬрдоЕскнЛ: народный kocte." T. il Црогашоа и 11 IL Суршюй. Цоль шьбома - поапагазиггь читателя с богатством шрдовского газсиха, его запЕгпнля! вприащшми в. обхдети декоратшно - прикладного искусства. >даtara и эта гашга па могла претендовать на окончательное, ресэшга фоблэш, хотя ряд проблэн она рекаэт довольно качэствонпо пз kooqïî ¡аучном уровне.

Гораздо кзпызэ зпикзнея уделялось изучению особенностей шрдовслпй 'ш!шшю1етй и эрзянской) пища и доьгашшй ртвари с их ггаиенешиьэд по ¡решни.

В историографии XIX в. исследуемая • проблема представлялась как шешшй быт. Ее рассматривали П. II Мэльников-Шчерсгай, И. IL Смирнов, J.K. Кузнецов, Н.Прозкн, А. А. ПЬхкатов, U Е. Евсевьев и др.' В советское

время рамки исследования несколысо расширились, хотя авторы в боя сшетпе рассматривали повседневные , праздничные и обрядовые футащ пищи. Это работы М. Т.. Иаркэлова, Е. й. Динес,В. Е Белицер, Т. Е (Еедянови' Е ©.'Беляевой, В. А. Балапова, А. С. Лузгина, Е ¡2. Шкиина, Е Е Шртьянов; Е 'Э. Еав1шша. В монографиях Е А. Балашова, Е 0. Вавилина особое вниши уделяется количественным характеристикам. К это не случайно, каждый i исследователей провел свои этносоцшлогическке экспедиции по специас пым программам. Новый этап дальнейшего изучения традиционной культу] шрдвы откосится к 70-м годам, когда развернулось изучение этничэсю процессов в СССР с применением ¡.в г о да соцгалопгческих обследований i специально составленным анкетам. В прошлом такой метод был испольвое; для обследования хгиелей Иэрдовкн en? в 1034 г., но штериалы это: обследования не были обработаны. Теперь ке для обработки таких матер; aro в оказалось воат^зш использовать 3EI

Основное зткосоцкологичэское обследование Иэрдовш! было проведз: в 1973 - 1975гг. коллективом научных сотрудников Института этнограф АН СССР и ¡¿эрдовского ЕНЛЯЯ5Э под руководством профессора Е Е Певш га. Одной из задач зтой работы являлось изучение процессов, происходи цх;: в сфере шгеркаоной культуры нордвы, по отдельные ее кошопоиса: При этом основное внкьвнеэ било уделено их биговакиа срс; сельского неделепил, которое' по-прег^ему составляет основу кэрдовско; атноса, является тгорцои и носителей его специфических черт. Еместе тем такой подход позволил выявить наиболее сугрственагэ стадии и за-тапо^эрности процессов изменения материальной культуры под вдияии; все более усигиващзйся урбанизации.

Обследование мордовского сельского населения проводилось по тр; атногрс£ичас«оща зонам - западной, каюй ,и восточной, вклкчащии в с( бя одиннадцать районов с момганскаа населением и десять - с эрзяне ras 1Ьква проживает в западной зоне в Атюрьевском, Елышкоеском, Зубово-1 гянском, Ергспостбодскоы, Старовайговском, ТекннгаЕскоы, Теньгуссвс! и Торбеевском районах. Б двух последних прокипает и эрзянское населэ! В еелув этнографическую зону вошли Ковнлклкский, Инсарсгсий и Рузаевс; районы, гдэ каззвт мокла. Эрзянское население представлено воете иой зоной: Ардатовским, Атяеэескиы, БольЕэбэрэзнкковскии, Болыкшч товским, ДгСенскнм, Ичалковскнм, Кочкуровскш к Чзыэявсюы районам Городское мордовское пасогзнкэ было обследовано по тем ¡:¿> зтногрс йнчесгаш soieü, представлении:.! т-гл! городами и рабочими поселками, такта средни« по величине городам - Саранском (cía карту на с. 3).

/При обследовании мордовскЬго сельского населения била прнавизг выборка, разработанная профессором Э. К. Васильевой и осуиззствленная i практике профессором, Е Е Пишновыи. ' Надежность полученной инфэркащ проверялась контрольными вопросами, экспертными вонросникаш и сс доставлением данных выборочной и генеральной совокупности.

Диссертант принимал ■ участие в указанном эгаосоцнодзгическоы иссле довании, а в последовавшие за ним годы произвел статистическую •обрн ботку полученных данных,продолжил сбор полевых этнографических матеру адов по бытованию традиционной пищи .домашней утвари и одевды у мор? вы-мокши и мордвы-эрзи, прослеживая процесс вытеснения их "городега ми формами. В зтой работе ол использовал картографический метод.

дал '

о,'"! " ; ссс/сгг;*! ту Г; ~:г:гт:

.....^ jj:t,o:l.-ja ьту.лг/ 'чп^^с^^^ицого ч t-j^cn.-c.-

Г'-ос-тл:-':'? CÎ:1"';.? СГ;35й ССГОО глу^о:^ " ■ Î":';1'" ""n

у : г; теуl'^vïnyo:! и '-.г^юк^п .¿;:с:': п'

е.'.тгс; ч •..:,кс-л:.\т. г;г"02г,. Кул jïOîî 'ТЪ

- "'-тл-?:. .' ссгл:ог::ь.э .""■ктсри. :::■

'и :-,тор'\-г»-!?::' 'гуг^-уп г ор;;;':! ( ргус-п гп-ï «

- "апольлуя croiо:п г^тсгрсч л •: a':::vl "îtoîù;, nyc-or.îyvjt. "голтта

о,гэгт:?,л. ;;о!г-.~>:<?л утег-ри и ^п'зг^ггэ :г: royo-с«™'::

с еа^ахы'ой ¡! дуго.тгпой глух/-,

y-vt.:: Gcr.o-'З royor.rpoï^ii:^;

- : ' y; ; ; - : f;'; ' ■ пг*; ■ f v '" Г" '

- « »гг'пот'гспг»-с Kicr':"1.....z грч"'1-

;:j;-..; гоу.",у:::с;м у -, ••р-'-гп'сглго Ч"":^;'

-п.-л;.'i:G'.' '.".'..; '.с: ; гут>;

- '.гр-';.- "т.. '''/.iîo'.'j ч- ;т^'Г:tW'C!О ('.l'.vynrD

л-гсЛ

- г~сс.гэ,~';т1 '!Т!ггс7% тплг*т'"с;:":0гс' то ггут?"* го.'о-осат-

crpyirryp»-!

• ji'i:!PoSoïsîî. ?'010д:л--7 :i голггоствеянуп cneinty угл

•л з,г2:.'зпх,сз n гг.явлишя гглэ-

'ETOZP^nïï "ССЛ2Д)2Л1ШЯ оппраэтся :ra- отпоссятолсгл-

îCîrot г;иа::"г> л ?8ср5т:тасга» œror.n с.';г:ггоаис s

лотз с гги Содаоэ вш^захэ обратятся ка iciwrorpryin^acKMS нэхол îi ViTov'osiiy ^згоргдгаз д.-п даторжто-гггогрг^г^гето

Feôora з усюваях аотргбозагл кфэлй круг г^^одг"::: p-i-

(:21ДК2ялуаггпоо к rpynnopcs), пиг.сту(с::рссу) ,

.•.я:ф:г:,зс1скэ кгЛгрдешя!; соч;этегг":эоя с ярогвркой î'iktoîi по трг.,ч::1у:с::-);'i ютэриагьноЗ культурз^ Ел^бодоэ ч?гко cp^fiaTî-r/i.'". »'"'год групгойого исрвьз, гагда опраьтазв»»» попразгял; друг друга, прзетдч :î оОгр»"/ >г.знйж при это» устапавлтхся иеобю;!.::1^ глптог.г л ёэзрсстяпс грул-что nosuaajio научтй гакерес.

Яийолее орлггпкигыг/п часть пегого ксслэдозаш'л составпга :д-тор::гг-1 Егпосощюлогическгх'окспэд!щsjji 1973-74 гг.

Оспое:шя н!;отру!.:онтарпои сбслэдо^ания стая сосгавлэпруЛ Е Б. Г1:я;э-ж?л "!.Ьрдоесш4й этнографический 2опроск1гл". Оз содерглл 39 г-опросоз, хполозкэншлх по благам. Блок материальной культуры представлен гига-!»,одеждой, кгпэй и утзарьп (пакторы 57-63). Это вопроси знания и Оы-¡Еания традифюшюго и городегого в одезде, саадебпо!.? наряде, угпэ.рп,-' !2СЭДКеВН0Й, пргэдшгчной И ОбряДСЕОЙ ПК!П,9.

В целях уто'шення отделькьис зопросоз дополнительно проводился сбор лериала. С 1970 по 1933 г. оиэгодяо на территории Шрдов»Я1 проводи-

—сгпогрс.^.кэсга siœnодгцка, цзлаа Koxapuz являлся сбор иатеркашв со традиционной 1зтер:шьпой кудьтуро шрдовскаго народа (ьатериакп к еткэгрз&этзскоыу атласу Республики Мордовия). Это значительно обогатило * исследование. В нем обратно шагание на "качественнее" и "колп-тастЕенюэ" кзиекенкя культуры, Оаа ¡к взаимосвязи изучение нзтериздь-еоП культура выглядело бы однобоко. Шгодика количественного анализа: иодэлировашэ соотнесены "этнического" к " городского". Цри исслэдо-взгц2хээавис12£зстн между социальными фггаораии, составляю^! ссг.згаинэ зтЕоса, и изучаемыми аспектами штернальпой культуры ка ес£одпм ¡и того, что STKOC - систеиа, а материальная культура - субсис-теиа или его компонента. Еэ основное вшшанке в работе уделено, колкчэст-р^таг; юкзиапини. Результаты шлншкого подсчета представляет собой Сс-зусговвиз, условные распределения ответов опрашиваемых, и коэффициента пг.'ор1^ц;:онной свази ( I). Основываясь на данных условных распределений парних факторов, ш стремились ешш изменение доли этнической спе-iç^sci иатэркгапой культуры во взаимосвязи с социальными фактора»! и духовной ¡етньв.

. использование соотноЕзпкя"этЕического" и "городского"в факторе и его признаках открызает всзиктость сравнительного изучения культурного вэаиьюдействия и служи; наглядным показателем этнических процессов не толы» среди мокви и эран, ко и среди других этнически общностей. Если доля "городского" стремится к 100 %, это значит, что этническа специфика в исследуемом явлении нивелирована; ,в этом случае фздаор оценивается как интерэтничный или "интернациональный".

Одним из еожшх моментов анализа или обработки информации является Ешвление структурных связей факторов в общэй системе этноса. Для ана-лзаа информации предпочтительнее строить ыодели в виде графа иди цепей связи. Этот метода на наш взгляд, не только наглядно показывает сами связи, но и дает основу для логического осмысления происходящих процессов. При построении шделей по условному критерии производили отбор значимых связей. В данном случае наш использован эмпирико-аналити-ческий подход.

Примененный в нашем исследовании картографический метод имеет давило истории,однако собственно этнографо-культурная тематика долго не получала должного внимания. Только в 1960-е годы развернулась работа по создании историко-этнографических атласов с показом элементов народной культуры, в частности, в 1967 г. выходит атлас "Русские", а за ним три выпуска атласа Прибалтики, в нашей работе также сделана попытка отразить на карте элементы пищи, домашней утвари, одежды; т.е. использовать картографический метод исследования. На современном этапе представилось возможным провести картографирование с использованием ЭВМ. Для этих целей используется стандартный пакет программ (АККАД). Эта перспективная методика поможет преодолеть господствующую мажоритарную систецу картографирования явлений; кроме того, используя многослойную этническую карту, »южно будет накладывать и синтезировать исторические слои по расселению, культуре, системам земледелия, составу почв и другим показателям, отраженным на кальках (слоях). Диссертант понимает, что эффективность этого метода полностью проявляется лишь в историко-этнографических атласах типа атласа "Русские" и ат-

креста народов ЕркЗаггт'згя; тои гл кмкэ стлать первиЛ иг з зтои к&а-разг.енпи ему представлялось волэгпн"Л

В целом в изучении кылгапсптоэ ютэркзльпой культуры гя сбрсгдгк зензниэ не только на состав и содэр.тшпэ культурного фонда, но и па процесс культурного потребления. Это, па пза взгляд, дазт возкогяость зсугрствлекия глуботаго и всестороннего злата этнокультурных процессов. *

НАУЧНАЯ ЕОЕ-ЗЕД работы определяется тэн, что ока является перзь-л спецггальЕкь; исследованием аволщки традиционной гоп^.утвара а одежды иордвы (мэкзи я зрз и), направленна! нз перспоктпвяое рзаватиэ исторически оправдавшей себя культурной специфика Уделяется особое вшаЕнгз картографическому ьято^у зтеосоциологиз! и процассвм моделирования. Ероведекный аналггз свкдэтальствуэт, что процесс возрождения этноса возгажэн на основа дадьиейпгго вяутрйзтнкчэского развито с испольво-саннем мэзпшшэнеьв: связей для передача традиций во всех кокпояэнт.ах этноса; при этом о5ра:рзтсп особое вшкаплэ па роль этнического ссзна-2К1. Зтнокнтеграцтннв? процессы долгам быть налрзалэнн в русло этнической консолидации . Диссертант отчэтлизо осознает, что кэученхз ш-геркалъной культуры как систем лпзнеобеспеч-зши этноса г.з •.'ог.эт прэ-тевдовать на-сироте освеврнко этнических процессов, так охгаткга-ет яла отдельнь"? состазннэ- катеризльпой культуры; теп пэ г-?нее полезность исследования представляется очевидной.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что в нем выявлены факторы, - способствуйте преемственности традиционного в рассматриваемых компонентах материальной культуры, особэнпо - пхця. Дальнейшее успешное регэние вопросов ггизкеобэспечэши этноса необходимо рассматривать через призму потребностей и потребктельно-стоимостно-го анализа. Киериаги по этнический процессам свидетельствует о гоы, что они управляемы и во многом зависят от социально-культурной адаптации к ним в семье и обгззетве. Эмпирический ьзтериал моделирования процессов развитие и жизнеобеспечения этноса шшо нспольвовать цля разрекения проблем внутриэтнического и шгитшгееекого развития.

Результаты работы будут использованы-при написании отдельных статей и войдут в состав коллективной монографии "ЬЬрдва. Историко-культурные очерки подготавливавмой коллективом авторов ЬЬрдовского государственного университета имени Я П. Огарева и Шучно-ксследова-гельского института языка, литературы, истории и экономики при Совете министров - Цравительстве Республики Мэрдовия.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЕ Основные положения диссертации излагались авто-юм на всесоюзных и региональных конференциях: на Шрвоы Поволжском Фхеолого-этнографическом совещании в Казани (1974), на Всесошной сонференции, посвященной этнографическому изучении современности, в 'ллъчике (1975), на Всесоюзной конференции, посвященной этнической гстории народов Урала и Поволжья, в Уфе (1976).

Ш теме работы диссертантом опубликованы 12 статей,--из них две-на «октанекои языке.

••üjksJ' (lá'Si), coi^süici-bSwor-Dro бша а&ЯЗагнэю ci/лд" (ÍCS5). i¡ гр-^гл /i,ccspia.troíí готоь;;гол;

^-саср'хадкл оСчг/гдол^-оъ й погуч^л ог.жг/ t,.a »aai-^„.j'-.j bpséoíonüi и" oíioric.Ju:

ííoí'J^Í, ллторзтдаг, «..J ¡i np¡ Ссл-^Тс po¿¡ - цкзди&хьазд PcsnyOiEKi: lLrt>¡.,oi:i¿i.

¡; ССДы*.

ссого*:? Í^J B>3fi,.a¿;;,9pí:£ и трак

еа oúoososuscstcs: ícjü:,' íl-

у^л к r¡pa.aHC¿aí,?iK аглуй^ i: CS''.:íoiíl с-с 'j.i.úooiix.cupc-^.c/.zijicü предик u EO-

«i'.iíí£a¡i3 eauapa», даэ-гсп ойгор hcio'i&iísb, ora,2uv«isc» tos;u;.uí ccarc, ¡ сЗраЗогик «.lepi-asos, пэстроокж ьэд.ех^ к ю»ргот pi*:,por дзач üTftosstt: ijijLJcroB iü'iopiiirbiioí. дт'С^эгра г^готойлг.шл .

ixpsu o ЗЕЛ no сяаадартгс;". нрогргм*/ АЕйЩ.

В иаргзй ггаз& - "ГЕг^з" - peac^pasesrc» os£sss&» ЕЕДЙ храдшадг.-uuü каш.ггаа, j^a&reeK попытка ¿¡¡эдэ^па их древпкэ чорга и сгг parpabas "Блада ы» зернзвик",'' teos;: и фругаи", дается оп/.зе;й» рескг-*«ш>кой 'ik/д;:, при агои просаол-нкаэтся пргазч звзакшоск. от кглршг.-.;-хиэалзгаа, эанаткй, кроиюлов, язвгдгов к традиции стшгкскхх груш эрзи а югзг/и FacT.víüSbuaя гсс-л в значительной сгагаии характеризуем древнее фуикщашфовлг,», агкроко Езвасткое не- таиька шрдогскэуу народу, ко к <*аяао-угоргко«7 u ызгзнскшу кару в целом. Сяда прзгде всегс отеоонхся процесс пркготовяе ш'л хлгОп, isa; ситного, так ¡: суррогагпогс кз пресного и кислого теста, пирогов с начшяаах, биаюз, ittceaa, тоглол

•и-т.д.

líírepísasa ншаас зкецедаций свидетежьетвуаг, что Cssxíi ssajJ обязателен для 12 гристашскзп праздников. Вшечка пвзкшс бешов обязательна на шмнкках, свадьбах, похоронах, родинах и ¡ксстзшах ц более кара;:-торна для мокеи. Ш дашшг Барбаро, это древнее" шрдовскоз обрядогое кушанье известно с XIY в-Шэко долго соперкичало с хяэбвыгя злгивьк. 1 Шаслу древнейтх кукаккй относятся овощ! и травк капуста, репа, i:,-,-вель, свекла, бргквг, етркоЕь, лук, чеснок, а в XV'III в. входа в Oía картофель в различных сочетаниях.

Вахним источником растительной пид?-е- были садоводство и соба-рательство. Ягоды и фрукты употребляли в качестве начинок,отдельных кушаний, приправ, отваров. Особенно широко бытовала калина, кз нее с еэ-болышм добгвлениеи кукн варилл каду - "чевгоеь .добавляет в

квас,брагу - "чквгонь поза" (м).

йз трав готовили различнее отвары, напнтки. Шиболэе часто употребляли Еэвель, лебеду, головкк белого и красного клевера, дагей

- u -

,•71:,'УГ:.i'ъл.л;)г-:у'>

Сггзчз.-"! сссбгш :■! з '"fo .

it TSïpo;o i гт-г

:i ?тортл: ;>".:.».

'".¡сп'.-'з rn:e~Yrœï> з* G!'?-**i;;torj.T:o 00f...... ■ _

•? "стз ■"'!:::!.'•; ст::;; ir^rc;.: :• I-v.-O'JÏ;'.

a поз;.""-: 'zpï.zr.y.vczr.Y'-'M j'rc-r^^t::. ::

С-^эггсслт);„C:ÎL;-' ô:r-7;r.v: СПТПЛЛСЬ СОЛГ^^Л.Г.ОГО;:?:; -Î

, когда p'î:^ ста?, кг;: праяко, о год;::г; ïv:.-?.

йсоэ;;й. '::ieo /фпгз'етп c^viûïozb urxiîii Gorsr.

богзз p^npoïi^Wurnr: 5'пд.".'": rnc"1^ ':.}, "n;1;,:-., cu-

n'ï-T"" (il) - IÏCp2110Cî CICCjr.' ( '} t . -

к супзкоз. Erpov.o рсшпрострзйюк ъ&рзии'. zo:>'j;:,зц "са "-■"Gît;- злотого Ov.?o'j",r. ',г"ч~,'/лзтг',!Qoc*;!"'-

гаг-гуп iirpisi р!йл ~ h с^го^'ч? дупг. * л г.сст;: т

au, клгслъ ясса" (з),!'!:агэп*> ля;-." {»>?. сггл-

п?з,шгкьуэ и союнуд 7 yrarp-^inxi 2 пин-у rvc-c-,*! to ;.тт.т-т-пркгогзпг'кпЛ 3 гс^лоа'яо roroi:!:.": ;-S рЛу H

- "т.жл toaa" (-.*)• СсоС->кг.'» »'КггссЗр':^ сг!осс;-'!

(:■), "жгьбп" "¡:г!;лг;г;-г! »'(,?). п--':-.:..--.:;, 7 '.с-с ¡'''-л сурскяч -стор2!у>» гкг.'лоттп -т? : ■ • < d^c,",'''1'-

"о-лоо е.: о ч л"*;)"''ру^ч))^ пг.! • <о,-о"">"; о"

(э), (м) - полога, т*;сг.сз - (э), "гзлг>.~

roTïçi" (м); яростсизяп - ""глрг-гсгь'р /ov^-" (ч), ¿зг.со"

(.-".). ïropor лттр^иллл-'т н^ с uj'-mt-'-î

:i ачзший. Г1з гагагл готагжл рч-^-жэ cjtm п pnsa яичницу с гало1«>я, Яйг» a>m 'э iwjsctsa spsnpawi 3 к г-арзьо-

uj тртофола, супгл ОСйршо для гоатея гсюгио гспзунга 1 кзсзсг^э зторого обрядового бггда в^фетад Оиголяя блгл - "aiTavusKC©"

(з), "алпачат'" (у).

ОсоСашгоогя обрядовой та^я р-'сстагр^ззжсся пжл ч '¡зга-эртом параграф» парзоЛ г^эзпд ото s ocaoBii.OM ирзодштс! зе^едз^ьчесюто народного календаря; прк атои сш^стстм явжзсетго и хргсгигяского сохранялся я пипр шрдпы вплоть до ввтп дней. Еа?лоз юето а праядпнчко-оЗ-рядовой ткр отводится хлебу, пезлвьг<- Ялкнаи, кпсньзд блэ-дя/,хиэльпш и безалкогодагиы ната-яам: 1йд, ку^ья,1ддовоя сета сзяоакы с древним по?яяалыгю1 обрядом трдви.

Опксап;га старкшшх згтнттз посея^н лятый ппрагргЛ) первой главк. Осповга«*» разновидности напитгав отрзлана на карта. Дается описапке способов изготовления браги, медового кгдапка nyi» ,тша,квгса,сезок-шгх напитков,березового и кленового сока,различных отваров из траз.

В разделе " Традициошюе и новее к современной пвдэ icorerri и эрзи" рассштривается эволщия традтуюняей шп?1,иапитков.-

. Современная пигуа мордвы есть синтез традиционных и городошх ¡:уна-ню1 Устой^пгао сохраияется обрядовые *радк1р;ош;цэ бляда. Для злзлгша со-цетлогкческой информации строится uoïfija бытования трад1щконной пкпл

В городе, наряду "с внедрением традиционных еткланеке и эрзянские кугзанггй в быт семьи, наблюдается их стандартизация в сетк обзэственно-го питания. Среди городских яителзй старишше народные куванья сохра-

кяется в основном в праздничной сфере, в то вреьэ как в будничной ее доля невелика. У шкаааского сельского населении традицконзшэ блцгд значительно уступили в биту 1эсто городскни и сохранились в праздничной сфере и в едгшичзои бытовании. У эрзянского сельского населения устойчиво бытует традиционные блюда,что отчасти обусловлено более плодородными почвам, поэволявдви сохранить прежние посевные куль тури и другие средства ¡пвнеобеспеченЕЯ.

вункцконвроваяке традиционных б лад во многом зависит от гле?-ещ-ховкйхи, приготовлящрй обед для семьи и накрывающей стол к нрзэд-ншсаи, торжественны.! дням к сеьлйдьм обрядам. Цракткчгеют ккзиао хзке?!-шиа осущзст&гкатся вйЗор традкцгокнш и городских'- Традкциошаз блвда более устойчиво сохраняйся у лиц пожшюго возраста, которые нередко соблюдает посты.

Моделирование позволило выявить сера факторов, споссбствуп^гх сохранности традиций в пи»?». Преекктвэпкостн традиций способствует семья,аконоигсеские факторы (зарплата,суша дохода семьи). Прослевшс-ется сильная связь сохранности традиционной тагщ. с языковые 4аетора:&1 н степенью" религиозности лютости, семьи. Народные традиции в пкташаг довольно устойчивы: даже в средне« городе 5 %. опропэшгьк имели постоянно на столе традиционная кушанья, в малом городе - 20 %, в рабочих поселках - 29 X.

Традиционная кукня популярна среди квалифицированных и кеквагкфи-цкрованшх работников фкэичеекого труда.

Вторая глава - " Утварь" - включает в себя основные разновидности традиционной посуды из дерева, глины, шталла, стекла, луба. Техника изготовления традиционной посуды у иордаы долго сохраняла древние чэр-ты.0на использовалась для приготовления,хранения и тепловой обработка пищи. Зачастую традиционную керамическую посуду покрывали поливой, муравой, глазировали, получая разнообразные цветные оттенки, покрывавшее посуду внутри и снарузаьВ маленьких горшжах"секази"(к) ,"Еакй"(э) Еари-ли кащу для детей, а в более крупных - для всех членов семьи. Ероцэ горшков, из глккы изготовляли кружки,бокалы,кубки,солонка,миски,сковороды. Грубая лепная посуда,характерная для X - ЭТ вз.,сохранялась вплоть до 40-х годов XX в. Особенно красива посуда с белоглинякой керамикой и красиой росписью, получившая распространение в Мордовки во второй половине ХУШв. Несколько позднее на смену ей пришла фаянсовая посуда, изготавливаемая в г. Темникове, ко из-за дороговизны она не получила широкого распространения.

Деревянная посуда мордвы хотя и считалась " второстепенной",, но в хозяйственном быту нередко играла основную роль. Ей отдавали предпочтение в хранении продуктов, приготовлении обрядовых напитков. Особое значение как материалу для обрядовой утвари придавалось липе, дубу, яблоне. ЯЭлоневый ковш обязателен в разливе напитков на молянах, липа -для хранения меда,, дуб - для кислого молока, капусты, огурцов, дубовые ведра - для приготовления пива, пуре, браги, для хранения верна и т.д. деревянную утварь украшали разнообразной резьбой.

Для переработки зерна на муку и крупу применяли ступы - "човар" (з),"шовар"(м) с пестом - "петкель'Чм), ручные жернова "кедьсэ велявтам кев" (э),и кедь кев"(м). Столовая посуда - блюда, миски, чаши, кубки,

аги:, лзлзь ло*карЕ".щы, солонки - иэготоваилась та саик разпнх пород Зепесияи. -

В разделе "Плетеная утзарь" рассютрпвагггся . изделия зга лла, бо->ести, гсшякз, прутьев и исреш«>в. Предназначаюсь они в осдоанои дгя крсиоски и хранения продуктов шягшия, для сбора грибов, ягод. Это ¡орэины, туеса, юоробы, рогояки, кули, плэтенниэ из ивняка ¡азрсбп, кор-1ККИ Еорзинн у M3Kx.ii назывались "горбапят",у зрзя - "пхатсэсат, города.", лукошта-"тептерькат'Чэ), "каптернят"(и). Кроиэ ивняка, для их езготовеэния использовали бересту, кору, корил растений,лют. Сугкетю-1ал специальный прокжел по изготовлении роголных кухэЯ. Использовались ш для перевозки сшучих гйтерг.зло'в и были саиаг разных разшров - от аленьких кульков для гвоздей до Оольсях иэпксз и рогогзк, гхзторггя юкрцвали на сплавных судах хлебные грузы.

Цзогке виды мордовской утварн били однотипны с прэдыеташ обихода :0сэде9Г0 русского населения. Шпрк!Эр,оСгзй способ приготовления гп^д грэбовал одинакового печного инвентаря,состоивсего, как правило, из иябяой лопаты, кочерги, ухвата, сковородника, катка для еыэ>.кп га .печи гягэлнх чугунов, помела, крыла утки или гуся виэсто веника.

Для зерна, крупы, муки использовалась шра - " пондо" (э) ,"гарп"(»). Зсповнк! прибором для определения изесы были весы и Оезиен.

1*гталлическая посуда известна мордве с древности. Ассорпшент ее довольно велик: котлы, чугуни.кувапш, сковороды, блвда, тазы, чугуппиэ чалл, горски, характерные для Вяндрейского и Иясарского литейных зово-цов.

В первой половине XVIII гака традиционная дошсняя утварь претерпела изменения. Указом Петра I крестьяне были приписаны железоделательным заводам, металлообработка как щкшьеел была еапреозна. В быт входит стеклянная,металлическая,фаянсовая посуда, приобретение которой считалось не только целесообразным,но и необходимый. Ассортимент утвари пополняется иеталличесгапа! ведрами, чугунаии, противнями, стеклянными итофаыи, сулеями, четвертями, хрустальными стаканами. Посуда начинает все больше разделяться на повседневную, праздничную и обрядовую. Появляется специальные шкафы для хранения посуды.

Раздел "Современная домашняя утварь" дает картину эволюции предметов быта, где все больше возрастает роль городского. Общего в утвари селян и городских жителей стало много. Однако наличие этнического свидетельствует о существенных различиях; вырадахгцихся не только в утвари, но и функционировали традиционной пнщн, которую без Необходимой посуды трудно готовить. Поэтому в городской среде эти блвда и напитки либо заменяется сходными, либо отсутствуют вообще.

Газификация, электрификация не только изменили очаг, но и создали целую систему приборов, необходима семье. Появились кухонные гарнитуры, необходимый инвентарь для кухни, широкий набор предметов из стекла, хрусталя, фарфора, фаянса, нержавеющей стали, алюминия, пластмассы. Все большее распространение получают электроприборы. Электрификация предметов бита с радостью была встречена хозяйками. Для тепловой обработки широко используются чугуны, противни, жаровни, гусятницы, кастрюли.

Существенные различия наблюдаются и в видах "очага". В городе, как правило, используется газовая или электрическая плита. На селе продол-

¿ лгг-тгз Г-СГ». t! y. Í.LCoü :-

у;;-.;:!':* e-wi^so;-;.: :;;), u t*j-с:

iu, r. míg^ái^: ии-.^луо;., к::; jj^i-v:^, оЗуз;

L ^r.'.í iwfo^, В VYÍ:::;;:, npií-jjiU-

t;„./i г. i.'p^üni-cr. x,

v; Cyó,:1.".;,.^ с-

к o;:-?;;;,:-' c:.-.;«r.)rc ь coi-одй^го u че:-.:-!:-..?. -

:\;r.".:¡ O;,:'/.::;:: r^ "¡^яг^с;;; ; i.r..

.uv^'i-.iior от rr^jir E. К •zxrüiw? R i;, C^r.-i.:.,:..

;'..:)■. Ил JO/^Í.^.J.u ü .u -

vio' ci^.'i'.-;^ . л'.-ш' в аэл:-

i.o-.pc.-iíü",е-::: ¡^ухпчгс;"-; cü,:u,

¡..vív.rG nGip^x.aríj ;:o g5o5i":¿.:¡. su; tjpv;; ,<;o "

.sí"„.;: „:;;:сг,зго r,.:-c:r.:u кг í;¿ njsu ripi-i::;. o

r::. ' tiop.v. ;:::х;лож;и>иОга ..." ... ■ -

кч-ргкрр ¡й5ажга оооЗскпо s сго^ ^3'j-

jiLcau'o rpyLu'J 15 - СО jjji', rpfi гфаод'гжо:^ коса;:--у ;; j.-j "ссо5с<; г..<т;оет i; i^tckí. Л sos «э,npes:««E8Efí»rs и ;:2готивггА.и tv?-'-

Еейщщагдгкгп, дала городйшго стала

трад»а?гокйоЛ <х саа-глОпаИ одзг^н ко loara r.Tfií'scist свяэу,^а фзгсгора, и стесект, ••зйг^сстк зп ¿ csicxsra Eri.cca, а та?;"; сбч1® тоБдггцта зтаокудатурпаго

грсаа. сйул шдэаь кз psc^szss? Еэ^траккой ярнгиэда ёжгорасго

сггтаа к, ^ 'х-'.ахпост:-;, соотко^эгок городакзго етгггс

шв, е Tbicr.: са"-:ита)ш: im эгегонтоа. этого обрг.иазг п л^жсда усювигг р£сьрс-;'.2£знгй.

Ш дшагин атногрш^яческого обсгедогашл 1973-74 гг., сродк i.ap-ДОЕСШГО cteíiiCKoro пгселвввя восйзя »рдсшский IÍDCTSM ЮЕседпэвЕО 14,8%, крсмэ и>го,е!цЭ 11,52 яользовааюь ш в праздшгетД.вх киэш ого в сосгаво праздшганого, а сочетанки с городским iúxhhxjm и липа 1,6« косят на работу. Заиэна традиционной одэгда' городсшш ¡ист&юл шад рассютркиаэтсЕ ка;1 действиэ кнтеграягюнного процзсса,сЕпзаЕкого с утратой эгничэгкой спещгфики.

Натергсзди обследования 1Q79 - ВО гг. дагл икрог^ю ¡»-^фткну зтно5дгл2>-турпьп; процессов. Эрзянский кепскнй традиционней косткы под влияш-isu урбанизации и ькгатническиг связей праганчесга! вышел из употребления. В сочетаниях с городским он бытует у 6,7% к числу опросенньсс. 92,8% носят городской костш и лишь Q-.7X отдают предпочтение традиционной

одеядэ. Цря этом пуззно отютпть, что трздиц;:оннна праэгзпгеай костеу сохранился в свадебном наряде зрзи. Дезупси, приглапшцие на свадьбу -"евтницят", обязаны надевать его во врэъз сбора "поезжан". Несколько иная картина функционирования традиционного кпстаа у искгплок. Пред-почтенно ему отдаст'21,3%, у 4.5Z бытует оба костез - традиционный и городской, 33% носят только городской костш.

Багетное влияние на формы я бигованке свадебного наряда огазыноит фзеторы семейного положила, возраст вступления в брак, состав п теп семьи. Но, пожалуй, самая существенная связь з модели свадебного бето-вааия национального костгна, с одной стороны, с такин фактором, как пол, с другой - с агиографической зоной (мокли или зрзи).

Современная. одекда невэсты сохранила традиционный белзгЗ цвет. Голову накрывали вуальп (у зрзи раньсз лшр невесты закрывали платком "парочка",черньм ила коричневый с герзснигги еиентымя цветами; он вшпзл кз битования). Из традиционного костит бытует полотенце "нргсдаця" с вкзшкой. Платье невесты "генэЧная илатия" - белое, с EirsniMi цзэта-!гг. Розовое кяя красясз еэ разрзпгзтея. Обязательно повез платье, белое, коричневые чулки, бельэ туфли. Одедда гэшка состоит га черного коотекэ, белой ру<5азси, газотука, черных ботинок. Одпйяо в пайтояг^э вре:.ся к цвету костаа не предъявляется строгие требования, он г;сего 'яга додлэп бить те-.аюго тога.

J'tíik, з традиционной одэ.тдэ ¡.зрдгы нагло отрзЕэгпэ пг- только удовлетворение потребностей этноса за счет общественного производства и тадягидуалького крестьянского труда, но и связей, которым споссбстзава-. ло яэьиогюэ в культурное сблягзниз. Еаетуа роль скгрзга и обрядовая .тт-зиа. Обряд и религиозность требовали не только ссбг^-ргет определенного ритуала, ко н определенной одеиды, узаконивая ее традггцткзн-нгз черты.

Ш налим данный, гогеванская яенская одезгда епр сохрззигся в быту ко !2-ныэй ьэре дза покалзштя. У молодежи она фуш^-зг-фует как духовное наследие,у кэнгзш пошлого возраста - как пргздягта-обрядовзя. Однако возюмеи и процесс рэкультурации ее на ногоЗ npeisrzzeHSoa основе.

В Зскшчзгага подводятся итоги исследования и (¿¡орьулггруятся основное ЕЫЗОДЬЬ

Процесса, происходя!?!® в материальной культуре г:орловского народа, охватьзавт салсыэ разнообразные стороны гаяак.'Сга гэаглсвяэаны в састенэ агаоса. Основное иг содержание - изненешэ азр'Ггэрз домзевого труда и трансформация традиционных компонентов под знанием развития промигзгшой экономики. Этнические процессы в ьатерхггыгоа культуре идут в тесной скяаи с изменением хозяйственной деятельности,преобразованием географической среды,. социальным! процессами, урбанизацией.

В конце XIX - начале XX в. мордовское село isssira» собой безрадостную картину преобладавкзй бедности. Режимы питания в осавкгом регулировалась церковьп, обвэствекнши молянами и народам каяевязреи. Еезгра-г.этнал, задавленная налогами крестьянская се гая -стремилась себя как-то прокормить, одеть и обуть, выспаться на лавках , на печи или хотя бы на полу. . Утварь изготовлялась либо на крестьянское подворье, либо покупалась, но самая необходимая, чтобы сварить пкцу, обработать продукты. Tarasí было состояние изучаемых наш компонентов материальной куйьту-

ра ек у юрдазз:^, ка, квтьти ерзать» к у русский гфостыш на ?ер-рзстрззг ШрДОЕШ:. Естаствэнко, ЧТО, ЩХЭЙШХК! в таких условиях, лг^з о лучной доле. Творчошюе отшгэцке к лизни требовало гсжзко-Iтел быта. Богахиз сэз^н лагио кэгла решяь зтог вопрос оконоиичеекз. 2 бэдшпаз кг не бшэ средств. Улучзсть ссиайпуй бш, обзавестись т-!г>й-ли5э обновкой крестьянин «эг позволить себе за счэг шш доызензгс труда или таща, доходов крестьянской саьак.

■йгтерлалн какзго нзелэдоватш свидетельствуют, что кнтопсивкс-стг изйэтшмэскяг зашгтшший в игхерпахьноЗ' кзгевдрэ шрдоБского ; русского Еаголзшаг способствовала фор&ированиз обгрго культурно-хозяйственного тгаа. Та:;, овладение русским язькои, хригткаястга обра-дат:-; вело ьо только к язшэвой, но к культурной аасш-иациа к шлагрз,-цпг. Адскажщцошиэ нродгсси, охватизынэ часть шрдовиаго игсэлзк^г Накагородскз';, Пензенской, Тамбовегай к других губартай, приноси свог плядц клл а городской, так к в сельской местности. 3' значительно; частк эрзянского назеленил вошея в бит русский костюм. Ваиэтво унзфгцц-роеггась праздничная христианская шар. Однообразие очага (русокаг печь) к способов приготовления отдельных продуктов и бдзд сочетаю« с утяфигодиэй утвари.

Еопсолидацкошше процессы ыэкду эрзей и мокшей прослешвавгся елд-бае. Территориальная разобщенность этих этнических групп, наличии ат-шгаэского партнера-б лицо русского населений с настолько более развитой иаяериальной культурой чаи? . приводило мордву к интеграции с руссгешн. На новой экономической к политической основе ото продолжается и в настояние зреет. Сортируется мэнэтнкчоекзя ко духу кукь-гура. Еа содэрзвшие все более наодпется урбанганрованно-врофоссиопагатга обзррозсийскимя злешятгж.

Успехи, достигнута мордовский народом в око:ю;,!ккэ и к духовкой сфарс, сильно изионили социальный облик и «атериальнуп культуру зт-носа. За прегадкий период произошвг прогрессивны:.' сдешч: в соцкадыю» струетуре этноса: значительно увеличилось гардовсюэ городшеое насегз-ике,национальная интеллигенция к различу сощзшга-профессионалшл: группы. Боа эти изменения сказались на материальной культуре.

Ерендс- всего стал иным способ производства материальной жизни, 1»-торцд, е свою очередь, обусловливает новый уровень Еэаишотноизнгя человека и обп?зстЕа, маняя социальной, экожнлгаеский, обо^ственно-поли-ткчоскиД и духовные процессы газ ни в целок. Ломаются рааки нацкокахь-кой ограниченности, улучшается материальная культура - основа жизнеобеспечения этноса.

1й.териалы нашего исследования свидетельствует также, что наиболее существенное влипже на компонентыматериальной культуры оказывает процесс урбанизации. В нашем исследовании городское . выражается не только в общероссийских, но и в общеевропейских формах, входяещ в жизнь села и -все больше вытеснящах этническое. Под влиянием урбанизации стираются локальные и этнические различия.-

Естественно ожидать, что дальнейшее социально-экономическое развитие сгладит эти различия. В ближайшее десятилетие этноинтеграционные процессы,вероятно,почти нивелируют этническую специфику в повседневной и праздничной сферах, сохранив ее лишь в духовной лизни и обрядах. Од-

¡шо ютерзлхы ИССЛЭД02ШШЯ пс:сззываг?, что дата на Сазе городсгкго истгаа возгшпа рекультурашл отдольшн эк^нтов народной одогди на граллшештай основе.

Еззйольггй устойчивость*) среди 1со>шо!тептоз 1атор::зль::сЛ культуры (блздает традиционная пивз.. Бтсьг/ способствует прэгдэ тзсего нагкчие годсобпого хозяйства,основного источника трЕдгасшшпг: продуктов пета- ' пяя.

Еагзюй особенность!) происсэдкпс в пктеяел этноса изменений являлся асе Сольсее. выразнгааякэ Еиутри этнических групп ( i'oirzi л эрзи) розней погребения трздкцяспннх icynainifl отдалыпля соцпзаньаи слоями i группами.

Утварь во многом зависят от щ>о:нводстеоппоЯ деяте-тыгаста зтпосз к зазшггия bkohoísoci. Наряду с устойчивой сохранностью mzji битуот от-;зльпнэ виды традиционной утвори, гаторкз обсгугзваат очаг, а текла гомэторкэ,продает, кесбаодгггэ для пряготовхзка яслнткоз (ноги), блинов, куглний из теста, для сбора грябоз и ягод. Ш ícrcspra-иссгэдоваята, трздащиоаагэ утварь у сельского пгс&гагтя почти ют-' гл га бытовала. В'ивстоягре врека отдетэкш продеты сохранятся жпа з сочетал®! с лрютзлэва&я кздэгкгя. Ero - л>,~а, солпхи, бочки, ю-i¡yrni для aacor-ca огогрй, sea я друга продуктов, для пэрэ-

■оскя продуктов, храззпзп вэцзЗ. Еа сьзну ш яду* ковш ;тулы7р::о-б;>-

ГО?!'Э T0E5PÜ Пйро:» Пр2Э2ЯЗГСЯ 3 ДОГЛГЛГ;Н П'МУ It ППОКТр:*.-''

гэсю» платки, тссрубки, шеазбойга, пгЗэгэряи» хогоршьижи, териоси I др.

Елрокнм спросом пользуется традяцтаппэ тделкя, кзготозтзппш на ^с-дпрглтгах зудогяствептшя щтазллов. Eos входит в Сет П'-родшп зкшвйо. Еа укразгз?.нащдуют, подупет, полшага, скатортя, полотен-' Ц-Ч, руташш И Т. д.

, По юра даль^вйсэго ргэзатия экономя«, птрокзго гкедреткл в бит ^пгроскйиса стандарт::! л фэрм, про'-апгзвпк пр?д;-зтоз ».атертаапоЯ культуры уни$ацяруотся н урбашвифтотда вит трдмекого народа, сбротая :-:or,,v3 аспекта. ЕЧяяэт гогтюй (сгтвргддьно-теавкесиоЯ Саза, успехи па-ргго-тапшчэсгай' рввогзщгя дагсгш позгосяь "•ютпгтг-лыю авро и погзээ удовлетворять потребности каждого чеэга сб^етвз среднего достатка. Ел этой осюеэ ток или зтазсэ кзжотся зтшгаоасй галорзгг в одеяло; зга-г,э, гпяье, интерьере. УстсрзБгг» про д! ¡эти градкцкошгоЗ ютерцазкой ¡культуры згзйняятся ccBpsí.fjnniisi, болэе зеготичя?^"!, удобпьзгя,соот-РЭТСТВУЕ7Е51 Сбг;ЭрОСС1ЙС1С2{, ЮТДУЕЗРОДПШ ECpfGM, Оба?Г'121ЕЗ^С1 доют-tó! труд. Crjarrs^OTcn ргэлачгя з одегдо, ббупя. ©чгакое рзспростргле-нке получили городегай исстгм, аагрзтгою проиагзшшэ издвляя. Dacte с тем с рг?звиг1Э1! систем оО^ествешого шланга возрождается зтки-чссгап спещфиа nra^i. , ■ . -

Аиал'.з iyitrapiomipoaaian традтрюпаого и городского покаэшает, что !ío:oioHeiiTH ;атернадйшй г^ультуры развзгазэтея неодяоплакоио л ¡п'зст сб-тенденцию к ушфащщш. Гйгаенсивность an.'.^inj традиционного сообразуется с проявлением отюиесгасс процессов: консолидации п категрацгш. Процесс этнической гсонеолндащш шга и зрзи в шрдовегай народ налзэл отразхзнпе в вьработке обгзэшрдовсигп черт в одежде, пкгр и домавяей утвари. - Он способствовав сткрангаэ локаяьпизс к впутризтпических раэли-

Ч2й формнроганкв национально-особенного. Что касается процесса этнической асгашлядки, то е ксслэдоваюш отшчазгся два ее типа. Шргнй проявляется в звиэяе народной одеггда, пкдя христианскими обреацща*. Второй - более естественный,связан, нзпркг,эр, с кепринузденвш восприятием эргяксккы населенкзи среднерусского гастг-а, с повсекзстнки ваа-кшвлшшем в гощг и утвари и т. д.

Ьйезтнкчзские зазфсгвоЕаая в современной материальной культуре прослекиЕаэтся слабее ir проявляется в болъсэй шрэ через общественное производство tiüii факор пошевней благосостояния народа. Кйогообразке эгшствовазатй у русски, татар и других народов в одегйО.шпр.докзЕЕЗй •утвари, опзченнов шик, саздетеааствует об Еатерзацаовагетацви иатзра-алыгай культуры, Опа деки? специфику sasypro этноса достоянеэм ссей многонациональной семьи российских народов.

Совре^гнкыэ зтяичемша процессы в 1ЬрдоЕНп в период стеновлоеил риздчпых отношений могут бигь направлены на Еоарозгдапкз и развитие традиционного в лизни этноса. В материальной культуре югагя и арзи как бы аккумулируются досгкхйния нэ только народов России, но и всех стран шра. Это наглядно видзо на прошзленщк товарах, приобретаемом в торговой сети, й? случайна, что японский ситец появился в косте.;э кокзи-нок Атврьевского и Ерзснослободского районов. Расширенна шянацкоЕаЕь-1 ше контактов способствуют ке только рыночные свяаи, но и совэр-пэнствование национальных отношений. Все зависит от того,насколько нация разовьет сваи прокзводетелькие сила и вступит в широкие ршочнаэ связи в целях преемственности и развития прогрессивных черт культуры.

Основное содержанке диссертации отражено в сяедущах публикациях:

Монографии (коллективные)

1. -Мордовская кухня (Разд. Стар;зкое).- Саранск: Мэрдов. кн. изд-ео, 1977.- С. 21-99.

2. Соврешнная одежда // 1йрдва. Есторика-атнографическке очергср -Саранск, 1981. (В соавторстве с А. С. Лузгшым.)- с. 141-147.

// шрдва- ^Topffi® - этнографический ичвркл- Саранск, 1981. (В соавторстве с А. С. Дузгинш.)- С. 148-165.

1чяя ' ^ST**®010® бет мордовского села f Гл. 2,3). - Саранск,

1S86. (в соавторстве с A.C./Еузгиньь'О- С. 118--126. Р '

Глава в коллективных научных трудах

Тр °девда в миографической литературе. //

-с!е8-105 ' Ьбшистроа Шрдов. АССР. -Вып. 54. - даранск, 1977.

6. Архаичные черты в обрядовой пидэ мордвы // Этнокультурные про-

гаесы в Иэрдоеин // . Тр. П32ЕГЭ при Созета 1'плстров ГЪрдозсиой .ССР.-Ел. 71. - Саранск, 1682. - С.З -'18

7. Роль я >.!зето тщз в сисгеиг шрдовского этноса: Эткокультуркуэ роцзсси в ГЬрдовской АССР//Тр. ЕЖЯШЭ при Созате йппгатров 1ЙССР.-Ьа. 71. - Саранск, 1982. - С. 97 - 110.

0. Пз^ца // ЬЬрдза. КЬгориа-^льтурнкэ очерки - Саранск, 1925. 3 соавторстве с а А. Еагазовиа, А- С. .Пузгкяыа.)

3. Оделда могаш и эрзи (Шкаэрзятнень . гимена) 977. -Н 6. - С. 73 - 76.

Тезисы

10. К вопросу о миеркздъной культуре сельского каселзикя мордвы ■цока на территории Кзрдовсной а.сср//Пэрвое ШволгОкоэ археоло-■о-атнографтезеизэ совзсекиз: Тез.докл.- Казань, 1974.- с.63.

11. Отражение этнических процессов в материальной культуре ¡.гар-\Q2cicoro сельского насею ккя // "Всесоюзная конференция, посЕясркяая «гогрзфическску изучения современности: Тез. докл. - Шскза; Нальчик, :Э7б. - С. 86.

12. Интенсивность этнических процессов в материальной культуре ■прдовского сельского населения //Этническая история народов Урала и ЗэЕошая. - Уфа, 1976. - С. 24 - 25.

13. Процессы интернационализации в материальной культуре -мордвы '/ Ёсесоозкая сессия по итогом полевых этнографических и антропологических исследований : Тэз. дсия. - Уфа, 1330.-С. 14.,

1-1. Некоторые аспееты развитая материального быта сельского населения Мзрдовской АССР//Всесовэкая конференция "Этнокультурные процессы в современном мире - /ой 1981 г.": Тез. докл. - Элиста, 1981. [ В соавторстве с А. С. ■ Лузгилш, В. В. Розжиеинеи.)- С. 166-167.