автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Материальная культура уральского казачества конца XIX - начала ХХ века (развитие этнических традиций)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сагнаева, Саади Кайроллоевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва ;
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Материальная культура уральского казачества конца XIX - начала ХХ века (развитие этнических традиций)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Материальная культура уральского казачества конца XIX - начала ХХ века (развитие этнических традиций)"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ' ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТЮГШОШ шева Н.Н.МШШХО-МАКНАЯ

На правах рукогшоа

САГКАШ Савм Кайрошмвяа

ШТШШШАЛ КУЛЬТУРА УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЕСТВА КОНЦА XII - НАЧАЛА И ВОД (РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ТРАДОЩИ)

Спецяальнооть 07.00.07 - Этнографе*

АВТОРЕФЕРАТ

хаооаргавди на ооаокание учвво! отелен* «авдидата исторпасых ваух

Москва -

1992

:Гз0ом вш»дн«н а Отда« «»cuiora* »Оеиого »apo* Ипсгигга ■ »»рцкдаги ш.Н.Н.Ишиухо-Иакил MB.

Заучен* руководи«« - жжторавторшчаса« вауж ,"

ХН.Чашюм

- - паадяда* 'içiK^ptèoÉkt мук

Ведущее учреадвма - Ka{ejQa отечестаеннвй истории, средних

веке в м Ht м г* времени Иотерике-архивнего института (Реооийокий Геоударотввнадй Гу-маннтарны* ужаереитет) -

Задата ооотоато* nQ там г. i

. ил »аоеданм1 оаящтщароаемого оове»« к ООй/л&.м ао мим ; даюсартаод*' м оояокшё учввой омйвйа магмам «стормевкюс . наук при Иястатуте пволотаа им. Н.Н.Мваухо-

Макяал РАН (II7334, Моокм, ШмЖ Якрт • Я.защ).

■ ¥4 • -

^ %„ *

С диссертацией ыпкно оааакоматься а 01&яо¥шсе Института втво-логии и антрополог«в НШ.

к

Автореферат равослав " " уАлХЛ 1992 г.

Ученый оекретарь ■ ; Сптедализяроваявок», coaàïa♦ -

•jpiUÄWT иоЗорадевхих иаук Л.В.Йикудава

' | ОЕДДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. I. Изучение казачества приобрело особое значение В: настоящее время в овязд о возровденпеи культурных традиций, переосмыслением опыта прошлого, а также деятельностью общественных организаций, выступающих от имени "мяззхон?. Феномен- активной еамоадейтафикации о казачеством части населения на территории. бивших казачьих войск, попытка интегрирования некоторых фор* казаке го самоуправления в хозяйствования, патриотического ш трудового воспитания в современную практику такае требу-вт серьезного анализа. Исследование истории а культуры российского казачества позволит более объективно, укатывая его социокультурное своеобразие в прошлом, подойти к пониманию современных явлений общественной жизни, связанных о возрождением казачества.

2. Изучение культуры уральского казачества помоает более полно представать его этническую историю, сопоставить с культурой других груш казачества, русского населения разных регионов страви. Выявление черт сходства и локального своеобразия материального бита уральского казачества помоает охарактеризовать в целой своеобразие казачества как этносословной группы, выявить этническая, исторические, экологические, социальные и другие факторы, повлаявпде на оформление и развитие его традиционной культуры.

Предметом исследования являются традиционные одежда а шща, которые рассматриваются в контексте этнической истории и хозяйственной деятельности уральского казачества, его этносоциального своеобразия. Особое внимание уделяется анализу роли старообрядчества, а такае такого субъективного фактора, как самосознание казачества а сохранении традиционной культуры.

Диссертация ограничена хронологическими рамками конца XIX -начала XX века, хотя для сравнения привлекаются материалы как более раннего, так а более позднего времена.

В работе рассматривается материальная культура на только уральских казаков, но а "уральцев" - локальной группы, образовавшейся яз нэскольких тысяч уральских казаков, высланных а конце 70-х годов XIX века в Туркестанское генерал-губернаторотво.

Исследуемая территория включает западную часть Уральской а северо-западную часть Гурьевской областей Казахстана (бывшая территория войска ) и районы компактного проживания "уральцев" в ДкаыбулскоЙ области Казахстана и Каракалпакии (г.Ьукус).

Степень разрвботаввооти темы. В болыщцстве работ по яоторин и куллгуре уральского казачвотва, вышедшие до 1917 года, традици-оппые одовда и пища ве бшш предметом специального язученяя. Но многие ж? нях тем не менее оодерхат ценные сведения о быте я культур а уральских казаков. "Эвциклопедяей" уральского казачвотва ва-я ивам труп И.А.Бородяна "Уральское казачье войско" (1891), охва-глваигдИ широкий круг вопрооов по иоторяя, география, статяотике, яозяЪствениой деятельноотя Уральского войска. По масштабу ясоледо-пания к вему близок труд А.Д.Еябянина "Уральокое казачье войоко" (IBWi). Зтя работы - самые крупные дореволюционное ясоле.црванвя об ¿ральокоы войске, ве потерши научной ценности я в настоящее время.

Особое меото орвдя работ, освещающих отдельные оторовы материального быта казачества, занимают отатья я очерка известных уральских бытопясателей Н.Ф.Савичева л И.И.Желеэвова, а также ве-бслыля публикация анонимного автора - "Заметкя о народном быте уральских казаков" (I8G6), содержащая относительно подробное описание их о дважды серед» ны XIX века.

В советское время мыогле вопрооы яоторяя в культуры уральского казачества ве получядя достаточного оовещения. В отдельных работах советских ученых, посвященных традиционной культуре русского наоилчяия, упоминалась в орввнительно-ясторяческом аспекте липь отдельные компоненты традяциовной одежды. Небольшой очерк об одежде i пище уральскях казаков бил помещен в сборнике, "Урало-Каопяйокяй край" .(1927), но он не предотавляет научной ценности, поокольку ос-новин на компилятивном материале. То ке можно сказать я о тех фрагментарных характеристиках традиционной одежды, которые встречается я публикациях месгных краеведов в советское вреьш.

"Уральцы" Средней Азии и Казахстана также привлекали внимание Niioi их путешественников я бытописателей своеобразный укладом визня, драматизмом собитий, связанных с переселением. В трудах В.В.Крестовского, В.Г.Короленко, Л.С.Берга я других авторов можно найти немило сведений этнографического характера об "уральцах".

Еолъвой вклад в изучение "уральцев" внесла видающийся советский этнограф Е.Э.Бломквист, в работах которой ¡«скрыты характерные осо<Х'Шюсти культуры, исторические л социальные корни своеобразия лиге, и также цллигиозного ооэнанлч этой группы. Особое внимание Г.ЭЛ'июмкниот удолкла с<]-о!ю межэтнических конгиктоа. £ю, в частно-i.'ji!, ni ин''Д'.!П1 унккалънио материалы по билингвизму "удальцов". В ьубли vii'.K'ix jnuiorc нааг.о отражение лишь часть половых и архивных ь.по;л- .va-, г/. Op<Hi!:.< из в]они асслидиштил к.,льтури "у]тльции" в

Каракалпакии.

В целом степень азугэпностя материальной культуры "уральцев" п,особенно, уральокого казачества, недостаточна. Предпринятое в дзссертацяп исследование материальной культуры псакмо отого осложнилось слабой разработанностью вопросов этнической иотораи и тра-дициопиого хозяйства уральского казачества, Недостаточность него-рико-отпографаческях по следований по другим казачьвм войскам огрэ--начала вовнокиооги широких псторяко-культурных сопоставлений.

С долью проведения сравнительного аооледования культуры казачества с народным оьтоы руоского населения других регионов, а токае народов Волвско-Уральокого а Среднэазиатско-Казахстанского регионов была прявлг-"лш работы этнографов по широкому кругу проблем, связанных о традиционной одеадой и падей. Это прежде всего ¿руда С.Ы.Абрамзона, С.а.Арутюнова, Г.П.Васильевой, Н.П.Гранковой, С.И, Дмитриевой, Д.Б.Заседателевой, И.В.Захаровой, Д.К.Зеленина, Б.Х. Кармышевой, В.Ю.Крушнокой, А.А.Лебедевой, Н.И.Лебэдевой, В.А.Ли-пннской, Г.С.Масловой, Е.И.Маховой, А.С.Морозовой, М.Г.Рабиновича, 0.А.Сухаревой, Л.Н.Чиииковой, Ы.Н.Шмелевой а др.

Цела доследования - I) на основе анализа одэады а гадя уральокого казачества конца XIX- начала XX веков виявить наиболее стойкие этнические традиции его материального Сыта, '¿) раскрыть их связь о другими сторонами традиционной культуры казачества, 3) показать детерминированность своеобразия материального быта кааачи-ства особенностям его происхоаденвя я ооцяокультурного разшмия, а также 4) обосновать вовмокность использоваыая в кечес истори-ко-этнографического источника для изучения этиосословнсЬ грушш таких компонентов интервальной культуры, как одовда и пища.

Для выполнения поставленной цела было необходимо;

1. Осветить этническую историю уральского казачества,чтобы определить основнье исторические, социальные, экономические, этнические фактора, повлиявшде на формирование и раввитиб наиболее характерных черт традиционно-бытовой культуры.

2. Проанализировать традиционную структуру системы питании и ее связях с природной средой и основными направлениями хозяйственной деятельности казачества.

3. Выявить традиционные способы получения, хранения, порорабог-кд и употребления пищи в ракурсо этнической специфики, обрадтав особое внимание на социальные аспекты повседневной, праздничной, ос^я-дово-ритуальной трапез и основных их компонентов в исторической ii.it-намике и локальных вариантах.

4. Выделить характерные особенности традиционной одевды уральских калаков, проследить их развитие, соотношение традиций в новаций; охарактеризовать локальные эломенты одехды и общие о другими кавачьы/.в войскади и даселеииеа разных регионов России, выявив ино-э'лшчныо заимствования.

5. Рассмотреть одеаду в качестве этнического, половозрастного, профессионального я конфессионального шаркора, показod вкако-ьую роль отдельных элементов казачьего костюма.

6. На основе анализа восприятия казаками отдельных элементов традиционной одезды, а такке способов вх изготовления в гоаеаия рас-Kpjtb ;роль самосознания казачества в консервации старшшшс форы сдсещы и усилении ее знакового содержания.

Источники. Диссертация базируется на штериалах автора, собранных в ходе половых исследований 1986-1991 гг. в Уральсшй, Гурь-ь-вской, Дзшмбулской областях Казахстана, а такие в Каракалпакии. Помимо этого использованы хранящиеся в архиве Музея антропологии и этнографии иыони Петра Великого (Кунсткамера), НИИ РАН половш ua-торцалн Е.Э.Баомквист, изучавшей культуру "уральцев" в IS43-IS15 гг. в Каракалпакии ( Нукус, Тургкуль, Кунград) и Туркмении (Ходкейли) (KlG.On.I. Ед.хр.1-122). В ходе экспедиций ею был собран уникальный материал по духовной культуре, языку (обряда, фольклор, диалект) , материальному быту, сделаны фотографии и рисунки одезды. В диссертации использована такие этнографическая часть рукописи С.А. Судаксва "Уральцы-старообрядцы Амударьинского оазиса" (1933), хрз-«шщейся в фонде Е.Э.Еломквист (&.I0. On.I« Ед.хр. 121). Сведения об одеада и пище "уральцев", имеющиеся в пай, несмотра на фрагментарность, дополняют данныо Е.Э.Бломквист. Несомненный интерес представляет и иллюстративный материал (фотографии и рисунки) С.А.Суда лона. При рассмотрении обрядовых функций пищи и одезды привлекалась тик к о полевые записи U.U.Белецкой, участвовавшей в экспедиции

г., я такке хрншщиеся в Зонде Е.Э.Еломквист (4.10.0п.1.Ед.хр. 77-Ы).

Ъторой корпус источников составляли материалы по этнической истории и традиционной культуре yj-альских кааакоЕ, хранящиеся в pv.ur.o: архивах: Архиве Географического общества (разряд 26,73), Ар-14>и Лк'-.л^нии наук IAH f Санкт-Н^тербурге (C.I-'i. On.I; Ф.1304.On.I, loV. ГП.1,£) ,1кРТ1'1ЛМ10М ГОСУ&1]СТЬОИНОМ ¡JCilillHO-ÜCTOptNOCiCOM ср-

(•; J3. Cii.I/iL.7; v.lOO. On.I; С-.Г-'.'З. Oil. 1,13; C.-luO. On.I ,44; •«.;;( . >. Сti « др.), Ант»« ьпт^аологил и этно-

графая пмоеш Петра Великого (Кунсткамера), ПИИ Р/Ь (ФЛО.ОпЛ. Ед.хр.Х-122), Отдела рукопзаей Рэссзйской Государственной бийсио-тека(0.1Э5. 0п,1,2), Рукопаспом отдало Государственной Публичной бабмотекл па.Салтикоса-Щодрапа (Ф.8Ё5, 1055, 1159), Урельокоа областной государственно!! архпзэ а Карааелпакскон государственном q архзво. Использованы таккз одолаапиэ Е.Э.Блошшист выписка аз материалов по "уральцам" (Ф.Ю.Оп.1. Ед.хр.40,41), хранящиеся в гс • с'ударствэннюс архивах Узбзкяотапа' з Каракалпакии.

Третий корпуо асточнакоз - ыузеЯньа коллокцаа по традвдиошюй одэвдэ уральского казачества. Самая большая а полная - в Уральском odüsaotüou асторако-краезэдческсу муззо. В Гурьааокоа областном кр/.-эзедчосиса муэоа l Государственное мувзэ огчографзп в Санкт-Пет-цу-бурго прэдотаплены ллпь вэкоторыэ предметы отаранной одехды. Иллк>-сзрциа со иусской п 'г-эпопой одсздэ снввтся в фондах эозх трах му-яооа.

В осооуа группу асточнаков следует выделать материалы дпалек-тогогэтоокях оксподаадЗ Уральского пёдзгопзчоского пнствтута им. А.С.Пупипз шд руководство?! и.М.Малача, среда которых висются фрагмэнторниа опзоанкя одззди а пгдш, а тагло диалектологический слопать Н.М.Малсчл {рукопись) "Русское народные говори Среднего в Назиего точингл рока Урал (дзалект япцш кявакоэ)вв ьоошз зсиах (1975 г.). Из coro почэрпнуты такзе иногиэ сводимая об одойдо, по-цэ, xosifio?ao п duva уральского касзчестеа.

Научная иовнана работы. Даосэргащш - парзоо нопогрефачисксе псолодогапаа катервальвой культуры (главный образом од» (ды и нища) уральского каоачествн конца XIX - начала XX а., а ко?и1Ш зтвлче-скво традгцзз рассматриваются в коктекотэ лсторлко-культурного сео еобразат мэачоотва, влеяния социальных, экологических, этнических фактороз ка ах иоииакяовеияв а ризватае, а таксе а сравнена с культурой казачсоУЕЗ другах bü..ck, руоского заоилендя разыо; рюгло-üon Росоая. В рзботе обосновывается правомериоогь Еоьюльзолаиш таких ясгорлко-этаографачеокшс нсточнакоэ как одеад& в пзда дм исследования этнической дстораа а кул1гуры относословаой группы.

Пра аналлзз'«атерзааьаой культуры акцентируется auauauus на знаковом содержании отдельных ее компонентов, особенностях восприятия некоторых аз чих носителями этой культуры а прадстцрителшш других этнических, ооциальяых или конфессиональных групп, что позволяет глубао представать связь материального быта с самосоунанш.!.

В научный оборот введены оригинальные г.олувые материалы .диссертанта, а такхе значительная часть научного наследия Е.З.-ьломк-

!мс? и материалы диалектологического словаря Н.Ы.Ыалечя.

Практическое зиачевие диооертация. Материалы я основные выгоды могу? быть использованы для сравнительного изучения материальной культуры разных групп казачества я русского народа, а такке процессов этнокультурного взаимодействия уральского казачества с цруиши ни родами я его этничеокой истории.

Дд сс«рг:ация может представить ивтерео для научных работников-(.010!слогов, историков, искусотвоведов, е также для краеведов, му-ги!Лаы>; работников, преподавателей вузов, школьных учителей. Мате-риаль чо одежде можно использовать для моделирования и реконструкции народного костюма.

I условиях дефицита пищевых продуктов результаты исследования грддпшонной пищи дают возможность иа базе местных ресурсов пищевого сырья организовать полноценное питание как в оистше общепита, так л в домашних условиях.

Материалы диссертации могут найти применение в практике обще-стныших и государственных организаций для получения более полного гредставленяя о проблемах, связанных с историей и культурой казачества в целом, а также о некоторых специфических сторонах быта старообрядцев.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена ва заоедавяи отдела этнологии русского народа (апрель 1992 г.). Осиоввые положения работы изложены в опубликованных и находящихся в печати статьях и тезисах общем объемом 5,5 п.л.

Структуре работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, исключения, списка литературы, списка сокращений в альбома о иллюстрациями.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во владении к диссертации обоснованы актуальность наследования, покезана степень изученности, изложены цели и задачи, перечислены основные источники, определены научная новизна и практическая значимость работы. Вгедение завершено кратким экскурсом в ес-1'<.р.'/1ю кмачеотьа с целью выявления основных тенденций его формирования, опредышвиих своеобразие этнокультурного развития российского к.т<;тс?£а.

•• 1;"í°rv'Ell<?,i?H_iie..УР^ьского._kí¡.ячества,_^арай.т_ерйс-. г г. к а л■ лл<у;п(." - рассматриваются ьопросы его этничеокой истории и

хозяйственной дзлташюотг.

В первой параграфа - "Форыярованве уральского кдзачеагва" -основное внешние удэлзио этническому составу кавачьего войска в Ш1— XIX вв., а такяо теы факторам, которые' обусловили особенности ооцпальных, демографических и этнических процессов в Уральски!0 войске.

Казачья "вольница" на Ялке в ХУЛ - начале ХУШ века отличалась этнической в социальной неоднородностью. Хотя здесь (Зила вьг-ходцы пз разных регионов, преобладала среди них русские из По -водаьа и центральных районов Росспа. По цаторсадаы перышед Захарова (1723-1724ГГ.) звачятельауо часть явцках казаков в первой четвери вапа ооиавляля вшеодцы аз Казанской, Симбирской, Саиа]/-сюй, НпаегородскоИ, Вдадааирской, Уфимской, Пензенокой, Московок;/., Тамбовской, Рязанской в Коотромской губернай, Области 13ойска Донского а др» Даннеэ той кэ перепали свидетельствовали о социальной неоднородно ста казачоства: пз 3196 одушша казаков болэв шлощаш (1922 чад.) быдл выходцами аз крзстьян, 369 до поступления в войско входзлл в разные группы казачества (городокяо, конши, белопч-хотнкэ а др.); бивших посадокдх людей оказплооь 212, а конных а цо-сах'отрелщоа - 152 человека а т.д. Населенна территория казачьего войска в ХУЛ - ХУЫ вв. постоянно пополнялось бэглшп отарообрщща-ии, скрывашшмися от преследований правительства. В его ооотап в пэрзод формнрованкя погишо русских вливались такяо украинцы, татири, калинка, бавиари, туркаовы, каракалпака, чуваша а др.

Этнический состав Уральского казачьего ьойска во I орой половине XIX века характеразувт следущле дзшшэ:

Народ

1' о д

1862

¡Т

1885 &л)

Руоскде Башкиры Татары Калныня Карак&дпакд Возго:

70^37 - В6 %

6095 - 7,3 %

4168 - Б %

1Ш - 1,4 % 220 - 0,26 % 82004

93648 - УЗ,6 %

13373 934

- 5,3 %

- 0,9 %

99971

Еябанин А.Д. Уральское казачье войско. СП б,, 1Ь6б. 4.1. С.3с0-331.

Бородин ¡л'.А. Уральское казачьа войско. Уральск, 1Ь91. Т.1. С ЛЗУ-135.

Улшаннй вес невойскового населения на территория Уральского iiriicKu до сиредины ИХ в. был незначительнш, в IB85 г. в результата узкого притока "иногородцев" оно составило уве 26,9 % все-ic населения.

to втором параграфе - "Особенности процесса заселения терра-торги Уральского казачьего войска" - вышавие акцентируется аа сикторзх, повлиявших на хирактер освоепш его территории в ХУП-XIX ic. Часть поселений уральских казаков возникла на месте крепостей и форпостов Никнеявцкой - вдоль нового берега Урала о? Гурьева до Илецкого городка (середина ХУШ века) и так называемой Внутренней линий в западной части войсковых зауаль. В конца 2УШ -пцшсй половине XIX века в северной и северо-западной части еой-ска ' исло пооолений резко увеличилось, что было связано с хозяёст-Г-9ШШМ освоением земледельческих районов территории войска. Во вто-pof половине XII века новые поселка на всей территории войска чаща нсего возникали на базе хуторов.

Таким образом, на процесс заоеления территории Уральского вой-ока п ХУ11-ХП вв. повлияли строительство пограничной линии а характер хозяйственной доятельнооти казачества.

И третьем параграфе - "Основнвд направления хозяйства уральских казаков'' - характеризуются преимущественно рыболовство, земледелие, скотоводство.

Общинный характер владения войсковыми землями определялся не только социальной структурой войска, но,во многом, и экологическими условиями, в частности, неравномерным распределением земель, пригодных для хозяйственного использования,, особенностями главных видов рыболовного промысла в др. Закрепление за Уральским казачыш войском, некоторых монопольных привилегий в использовании природных ресурсов в немалой степени способствовало складыванию особой системы землепользования и порядка рыбной ловла на реке Урале я в при-брокной части Каспийского моря.

Рыболовство было самым древним и основным занятием уральских казаков, не потерявшим экономического значения и в ИХ веке. Занятно рыболовным промыслом определяло образ кизву уральского казака в lie меньшей степени, чем военная слувба. Хотя общинный характер вл-чдоння землей ь войско позволял, например, казакам северных ста-ni'ix ("воровским") заниматься морским рыболоиным промыслом, а "шь •,мг.- р.адледолиом ь сегсриой части i.ouuca, тем не менее, во ь?01>. ;i !i.:>/or.iHie XIX иска отчетливо uponвялясь хозявствинпая "сне-

цяалязащщи казаков: у азтэдвй' северной часта воРсковоЗ территория преобладало земледелие, а рыболовство а скотоводство била дополнительным аоточникоа доходов. Казаки центральной часта шшемыаись ¡:< а рыболовством, так и земледелием, в меныма степени ско'тсвоцсткш. Среди хозяйственных занятий аптелой "незовских" сташщ доминироьа-о ли рыболовство и скотоводство.

В главе акцентируется внимание иа факторах, повлиявших на с|ср--иароЕанаа этвокультуряого своеобразия уральского казачиства. Однгм нэ основных факторов, начдвая со второй половины ХУШ века, било кое сокращение "механического" прироста казачьего населения, сьй-завноэ не только о.правительственными запретами на прием "беглых", ио а о отказом предательства от педштака массовых пэресолеклй д.» рочевйокях я украинских областей аэ-эа недостаточвостл пршредно-хо зяйотвенных рэсурсол войсковых земель. Это обсголтольстао, ь сноп очеродь, способствовало усиленно замкнутости уральокого кпзиуиспн а большей огввчеокой однородности его состава. Исторически йгокин-пайся порядок землевладения, при котором собственником :замлн ечтче лось все нааечье войско, я пзсткая рзглаиентацая занятий ¿>аэнш.а »льдам а хозяйственной дзятельпоста казакоз я "иаказакоп" тага о сов.з1!~ ответит еподяцяп "едднообашнппков" - казаков от аоех, кто находился вин этого круга ("акогорохдзз").

Своеобразно (нпокудьтурцого облндз уральского казачестиа а значительной столона определялось учаотием а его формврочешчи иногда. "поруоокчх" пародов, среда нах следует выделать татар, шшпе ах культуры прослэхнЕаетсл в языка, фольклора, не:ко?ор1 1 обрвдлх» одеадо, пище. Дня уральских казаков, особенно среда кигелий тише районов войска, о проплом было характерно свободное владение казахским а татарехам лзшеамд. Традиции куначества, оущоогэовайцаз '] уральоквх казаков, такие свадотольсгвупт о тесных ьтаэтадчвоках контактах с тюрссязычикма народам?,

В зашшчптмьчои параграфа - "Уральцы" - кратко ыр&итркну^т-ся группа, образовавшаяся из уральских казаков, знодздяьк а Орвдчпо Азеэ а Юзиый Казахстан з 107!5 - Ш9 гг. за пеповиюэвни-э ыьоыу "Половендю о воинской пойанност.ч Уральокого казачьаго потока" (1874 г.). Своеобразие материального быта"урадьцеи,"сщр5дсиялооь пл1Шниом старообрядчества, общинно-патриархальными семнйшил Iстояли, тесными контактами с тюркскими народами региона, а Гбкм традиционными видами хозяйственной деятельности (рыболозс.'во, рзмеало, торговля, охота и др.). В самосознании "урелшеп" отразилось азмс,-

п< м:е их социального полоаения (они были лишены войскового звания;. Ь.с.^и ¡аиьше их самоидентафакация определялась прянадлевшо-отьд) казачеству, то после выоылкл - в освовном конфессиональной. прл(«.даоинсютыо. В настоящее время, как и раньше, "уральцы" отла-41 иг себя от других групп руоского наоеления региона и от "родян-оглх" - ммелой Урала преаде воего по конфессии.

В главе II - "Традиционная система питания уральского казаче-стм как часть культуры кдзвеобеспечения " - рассматриваются связи системы питания о природной оредой, структурой хозяйства, детерыи-нвроваваими структуру пищевого комплекса в целом.

В первом параграфе - "Характеристика традиционной щади д опо- . собм» кулинарной оЗработкв" - анализврушся виды "градационной пищи. Основу повседневного питания уральокого казачества в иоояеду-имьШ период составляли блюда из муки, круп, овощей, молочных, мясных и рыбных продуктов. Немаловакное значение в рационе шалы дикорастущие плоды, коренья, травы.

Хлеб пекли из кислого теста, используя исключительно шевич-вуи туку ("калачи", '■"кокурси", "витушка" и другие). Из рваной муки готовили "хдеб" дон сезонных рабочих - "иногородцев" и булочка-"оолодушки", известные больше как детское лакомство. Популярным еддом хлеба были и "лепешка", "пыл^шки" из кислом и пресного теста, которые выпекали на сухой сковороде без жира.

Из кислого теста пекла закрытые пироги с рыбной, мясной, овощной в фруктовой начинками ("каравайды") и открытие пироги о начинкой из ягод, творога, "каймака" ("вятр^шки").

Особый способ приготовления и "разъедания" "уральского пирога" (пирога с рыбой) свидетельствует о его севернорусском происховде-й.ИИ.

В названиях и способах приготовления таких мучшгх блюд, как "апи" ("салмб"), "галушки", "рванцы", "вареники" с ыясоы и рыбой (подшони), вареники с картошкой, творогом, ягодой, " затируха" или "дт^рьма" отразились кулинарные традиции русских, украинцев, ■ тктпр и других народов. Изделия из пресного и гяслого теста, обка-}*.и,чис I к. а еле ("леркенцл" - пирожки с начинкой, "бурсак^" или "оргьисм", "маканцы", розапцы или "розаны"), которые подавали кок к 'ТЕсе/пц'УНому, так и к птез'дничноыу столу, тс.кке свидетельствуют о ш^1о; инии сллилскюс традиций с заимствованиями из кулинарии кои 1; у« ("кмм", "исошии;", "кала с рыбоВ"), некоторые

особенности их праготовлониа позволяют выявить региональные связи традиционной пищи уральского казачества, Напрсдер, "каша с рц-бой" была известна у русского населения среднего и нишзего Пополам, "пшенник" - у русских верхнего Поволаьа,

В скоромной я постной пвде оохранилаоь ыногаэ архаичные блюда из муки ч круп ("кисоль" из кислого теста а отрубей, "кулага", шздкие мучные каша - "гуща", "баламык", "шат"), широко распространенные в прошлом у всех восточнославянских народов, многих народов Урало-Поволпского и Сродяеазиатско-Казахстанского региопов.

Молочныо продукты были ванной частью пщавого рациона уральского казачества в XIX - начале XI вока , особенно у "вазовских" казаков. Основой дои получения большинства аз них бшо "кислое" или "варев&тное" молоко. Из него делала напитки - "арян", "чалап"; "мешошное" или "откидное" молоко - наподобие брынзы; "ремчук" и "сарсу" - путем длительного выпаривания "кислого" молока до образования твороаистой массы. "Технология" получения большинства кисломолочных продуктов была заимствована уральскими казаками из кулинарии кочевых народов регпова.

Традиции приготовления и употребления овощных блюд, фруктов, ягод сходны с темя, которые существовали у русского васеления на значительной территории страны, часть из них восходит к севернорусским (например, "морковник"), другие - к традициям юннорусских областей России ("арбузный мед"). В некоторых локальных способах засолки овощей (например, капусты, огурцов в "рубачах" - мякоти арбуза) проявляется оходство с известными в центральных районах России приемами засолки в огуречной мякоти. Технология приготовления "йлушек" - вяленой дыни была заимствована уральскими казаками у среднеазиатских народов (туркмен), использование русской печи позволило увеличить сроки хранения и улучшить вкусовые качества "вялушак".

Блюда из рг/бы.составляли значительную часть пищевого рациона, особенно у казаков центральной и южной частей войока и у "уральцев" Средней Азии. "Балык", "кавардак", "аирина", "уха" ("щерба"), "тельное" были те ко, что и у многих других групп русских, занимавшихся рыболовством (поморы, русско-уотьинцы, донские казаки и др.). Своеобразным было пасхальное блюдо - "баланша", или "был-манджа" - наподобие келе из "рыбьего клея", сваренного в молоке. "Кар/а" - мелко накрошенная отварная рыба с лапшой, нарезанной в форме ромбиков, была заимствована "уральцами" у кяракалляксв.

Первые и вторыэ блюда из мяса ("уральские ща", "даша", супы, "пашкет" "соуо", "кавардак", "бешбармак", "холодное";"оаль-ник" и "сельтисон" - из внутренностей животных) входили в состав повседневной и правдничвой трапез .. Многие из них били распространены у русских Поволжья, центральных и северных районов России, Сибири и других мест. "Сельтисон" заимствован у украинцев. "Бешбармак", распространенный в южной части войска, представлял собой отварное мясо с кусочками раскатанного как на лапшу теста (традиционное блюдо многих кочевых народов Средней Аваи и Казахстана). Причем его готовили не только из говядины и баранины, но и из птицы, рыбы. Интересно, что казахи впоследствии переняли у казаков традицию готовить "бешбармак" с птицей и рыбой.

Таким образом, в традициях приготовления пищи отразились го-нетнческие связи культуры уральского казачества с русским населением Поволжья, северных, центральных районов России, а так&е рогд- , овальные особонностн и зашствоваиия из куливарии кочевых народов. Ряд локальных черт Боевик в результате сочетания разных традиций. Сохранение архаичных блюд в традиционном питания уральского казачества связано с тем, что они были важной частью постного рациона и составляла основу питания казаков в "дороге" - на рыболовном промысле, военной службе, охоте, сенокосе в др. Немаловажную роль сыграло и постоянное присутствие в войске представителей кочевых народов, традиционная кухня которых сохраняла целМ пласт архаичных приемов приготовления пища.

Бо втором параграфе - "Функциональное содержание традиционной системы питания: социальные аспекты повседневных, ритуально-обрядовых трапез" - о целью выяснения этнической, социальной, конфессиональной специфика культуры уральскохю казачества рассматриваются пищевые запреты и ограничения, а такае свадебная и поминальная трапезы.

Поскольку пищевые ограничения п запреты регламентировались чаще всего религиозными предписаниями, их изучение может способствовать более глубокому анализу влияния соционорыативной сфе^ы на материальный быт. В ряде запретов проявилась в функция культура, ца-званная С.А.Токаревым "разделительной": так, отарообрадды не могли ■ использовать пищевые продукты, полученные от "чу&их". В круг "чужих" входили все "неказаки", "бритоусцы - т.е. не носившие бороды, "табашники" - курильщики, а 'х'акке нарушители определенных религиозных предписаний (например, запрета ловить рыбу или охотиться в

праздник). У старообрядце? "малого круга" (самых "крутых") к"чу-нсм" относилась и старообрядцы других толков.

Бо время постов строго регулировался сэ только состав пищи, но п порядок ее приема в точение дня, объем а другие моменты. Трансформация постного рациона, ослаблэнпэ многих регламентация в 1820-1930- а годы свидетельствуют об изменения не только структуры традиционного питания, но и уклада елвви я цалоа.

В свадебной я поминальной трапезо выявляется соотношений традиций и новаций з обрядовой пища. Если поминальная трапеза сохраняет ряд архаичных элементов питания, то свадебная трапеез, наоборот, включает большоз -число новых блюд, частичш заимствованных. Характерным примером мояот слуяить замзва традиционного свадебного парю-га "красотй" из кислого сдобного теста "чак-ч&ком" - блюдом татарской народной кулинарии.

Самими "уральцами" Средней Азии поминальная трапеза, гак и поыинально-погрэбальяый обрнд в целом, воспринимается как одно из основных культурно-бытовых отличий от "неуральцев" - русского населения региона я вообще "российских". В состав обязательных скоромных блюд поминальной трапезы входили кутья ("каша"), "уральский пирог", "уха", "сладкий караваец", "кисель" из кислого теста, блины, В пост пирог делали о начинкой из гороха (фасоли, маша ) ила капусты. "Уральцы" а отлично от "неуральцев" до настоящего времени ¿охранили обычай подавать горячима все блюда, в том число и пирог. Причем последний подавали в неразрезанном виде. Единственным "холодным" блюдом был кисель.

Материалы нашего исследования в целом характеризуют традиционную пищу как важный исторако-этнографический источник для изучения культуры казачества, позволяющий представать его этнокультурное своеобразие. Традиционный состав блюд и способы их приготовления, отдельные компоненты повседневной, праздничной, обрядовой и ритуальной трапез, изученные в аспекте формирования и развития этнических традиций, могут быть использованы дая более полного представления об этнической астораа уральского казачества, "истоках" его культуры и мозэтнлческих контактах .

В главе Ш - "Традиционная одежда уральского казачоства в ее этнических связях" - выявлены характерные черты одеады уральского . казачества в исследуемый период, факторы, обусловившие ео своеод-разие, а тягле социальные функции одеяда нз примере обрядов семпй-пого цикла.

В_пертюм параграфе - "характеристика традщионной оючды" -

рассматриваются традиционная женская а мужская одежда и обувь, я такхе комплексы промысловой и молельной одежды.

венский костш в конце XIX - начале ХХв. был представлен оара-фаноы с рубахой, "юбкой о кофтой" и платьем. Женская рубаха вмела два типа. "Старинной" считалась рубаха о полаками ("выставкой"), пришитыми по утку стана. Бесполиковая рубаха с цельнокроенними широкими рукавами, пришитыми по основе ткани, распространилась в конце XIX века и довольно быстро вытеснила рубаху о поляками. Последняя сохранилась преимущественно у старообрядцев.

В изучаемый период существовало несколько типов сарафана. Старинный сарафан "в перекат" ("круглый сарафан") имел своеобразный покрой: прямые полотнища сшивались по горизонтали в форме полукруга. Его делали распашным «а пуговицах, в конце XIX века передние поды сшивали. Аналогия "круглому сарафану" обнаруживается только в распашном "китаешнвке" Костромской губераиа (последний отличался лишь наличием боковых клиньев). Косоклинный сарафан ("клинный", "с боками"), в котором к передним и задним полотшащам пришивались косые клинья, наиболее распространенный, был широко известен как повседневный и праздничный. "Сарафанка" представляла собой сарафан, сшитый из прямых полотнищ, с глубоко залокенными складками от плеча спереди и сзади, отреаной по талии и неотрезной. "Юбка с лифоа"-сарафан отрезной по талии с широкой юбкой и облегающим лифом. Два последних типа сарафана появились в конце XIX в., но бытовали относительно недолго, т.к. были вытеснены "юбкой с кофтой". Этот комплекс городской одевды довольно быстро завоевал популярность. Высокая степень зажиточности казаков ускорила распространение городской одевды, так во как и в других казачьих войсках. Но, наряду о этим, у уральских казаков в качестве праздничной, модальной, свадебного паряда стойко сохранялась старинная одеада.

Женский головной убор уральской казачка шал черты сходства о головным убором русских Поволжья, Урала, центральной России, частично Сибири. Девушки нооили "перевязку" - косынку или Шарф,обернутые вокруг головы. Замужние женщины надавали три "покрывала": волосник, сороку (мягкий повойник) и платок (шарф). Болосник впервые надевали после "расплетания" кос негесты, что символизировало превращение девушка в вамужниа жеьдину. Доя старообрядцев он шах также значение "родительского благословения". Сравнительно высокая материальная обеспеченность уральокого казачества проявилась в а том, что даже оредняя семья могла похвастаться обилием самых разных платков, косынок, шалей.

Для верхней женской одежда второй половины III века также было характерно вытеснение старинных видов одояда ("шубеек", "куца-воек", "фу$аэк") городскими ("польта", "ротоны", "дипломаты" и Другие).

Основой мужского на^хэдного костюма были рубаха и штаны. Рубаху туникообразного покроя с боковыми клиньями носили навыпуск, подпоясав пояском или ремешком, или заправив в штаны ("подшарова-ренная рубаха").

Устойчивой традицией в исследуемое время бьшо ношение верхних ("шаровары") и нианих ("штаны") штанов, которая, на наш взглядс свидетельствует о тюркском влиянии. Интересным представляется и то, что о появлением брак фабричного пошива, их носили сначала в каче- • стве нияних штанов - т.е. под шароварами. По мере вытеснения шаровар, которые перешли в разряд никних штанов, брюки стали надевать как "верхние" штаны. Крой шаровар уральского казака отличался локальным своеобразием: они имели удлиненную по горизонтали вставку-"ширянку" трапециевидной формы, которая пришивалась к штанинам по всей их дайне.

Мужской головной убор для холодного времена года шили из овчины, лисьего и волчьего меха, сукна, бархата, коки и др. Празднич-ппй головной убор казака в ХП в. отлячалоя декоративностью внешнего вида (круглые шапки с цветнш верхом - "тумаком"), его украшали позументом, цветным шнуром.

Казачьи форменные "папахи", "мерлушки", "бадейки", "кубанки", такие выделявшиеся щегольским видом, носили не только слуаилые, но и отставные казаки и "малолетки". В комплекс производственной, а в навале XIX века а . военной одекды казака входили "шапки", "малахаи", "ялкасы" ("треухи"). Летним головным убором в конце XIX в. была "казачья фуракка" темно-синего цвета о малиновым околышем.

Верхняя одевда уральского казака в XIX веке ("зипун", "халат" ("азям"), "шуба", "доха", "бешмет") имела многофункциональное назначение: она была одновременно военной а промысловой. Поскольку военная форма установленного образца в Уральском войске получила распространение сравнительно поздно, казак еще в середине прошлого столетия в своем "зипуне", "бешмете", "халате" являлся па службу.

"Зипун" - туппкообразная одезсда прямого покроя, с клиньями по бокам, имевшая большой запах. Его шиля из "арыячины" - верблюжьего, а о начала XIX в. - из фабричного сукна.

"Халат" - старзаная верхняя халотообразиая одеяла - бытовал как повседневная, праздничная, молельная, "смертовая" одоада. Верх-

¿O -

няя одежда аналогичного кроя в названия была широко навества у русских (особенно у старообрядцев) Поволжья, Урала, Сибири. "Халатик" - укороченный "халат", простеганный на вате или шерсти, был удобной производственной одеждой, как и другие его разновидноств ("куртка" или "крутка", "фуфайка", "визитка"). Характерной особенностью ношения верхней одевды был обычай заправлять полы в шарове-ры ("подшаровараваться").

"Бешмет" длительное время заменял форменный мундир уральского казака, его крошш прямым, с отрезной спянкой а баской сзади. "Беиь ыет", "зипун", "халат", "чекмень", как известно, бытовали у казаков других войск в aso же и более ранее время.

Igkeí образом, в градационной мужской одездэ ярко проявилась специфика военной службы и хозяйственной деятельности казака, кроае toro, в ней своеобразно переплелись восмчнослааянскаэ градицЕШ и заимствования аз одежда кочевых народов persona. >

Эгновпаковыо, апотропейные, ыагическЕз функцзя одэжды ярх про-явллись в комплексе свадабзой и погребальной одежды, которые ессло-дуются во вгоро;; параграфе - "Место одежды в семейной обрядности".

Апотропайноо значение пояоа, креста, рубаха ковно ироследазь в обрядах родпльяо-кростЕЛЫшго е свадебного цикла, особенно у старообрядцев.

Погребальная одежда уральского казачества исследуемого периода такие представляем интерес для реконструкция архаачных деталей одезды (материал, крой, способ повязываная платка и т.д.), а такдо опрадааоиия связей одежды в соцЕонориатввной сферы. Строгая рэгла-менхацвя способов изготовления одежды в отдельных еа дэталой старообрядцами способствовала их консервации. Погрзбальвая одеад выполняла также "разделительные" функция. В ней достаточно отчетливо фиксировалась различия меалу старообрядцам в прлвортанцамп официального православия, а также между разнима сторообрядческсив толками.

В комплексе конской погребальной одежды преобладала оарафан '-о рубахой, в мужской - штаны, рубаха и "азям".

Интервспымя представляются разновидноств савана. Некоторые ¿а . них ("с клиньями1) вмели локальный характер. У старообрядцев сохранился старинный обычай "пеленать" покойника поверх савана, олицетворявший представление о "чистоте" покойника, извоствий в прошлом в Сибира, на Урале, некоторых областях центральной России.

Изучение восприятия казаками традиционной одевды в качестве отличительных признаков принадлежности к определенной этнической,

социальной, конфессиональной обгдиосгп представляет возмогшость ¡рзссматрпгагь ео в качества втносоцпальпого ¡«эркера. Так, в прош-гсч для урпльс:ах казаков било характерно противопоставление не-ГХ?0ТЕХ фог.1 ОДСЯДЦ Я СПОСОбОВ 69 ДЗГОТОЗЛОНЗЩ а ношеная "рос-сгЛско" {"рус сигм", "иногородним") - т.о. пасоявнгаэ восточнославянского, проясхогдепЕя, прокввавиеуу па войсковой территория ила ппо ео - "а Россла". "Уральцы" Сродней Азля токао отличала "уральскую" одсзду от "русской".

В оаглвчопяи подводятся основные лтогя носледованЕя.

Прогадоншй анализ одоздл п шгцз дает основания условно шдэ-лпть зря группы традапдй, слопявияхся з процессе ::поговзкоеого существования культура. Порзая сбьодпаяе? зрздгцпп, отрзгаюязе этно- ' гепотвческпз сеязз с культурой русского пасзлепил "походной" территория: северных я срптралышх райопоа Россия а Поволжья. Бо вторую пошла традсцяа, слояпешосл в порлод формированы Уральского казачества (ХУП-ХУШ ев) и. шевшзо иного облего о культурой русского населения Урала я Западной Сабэрз, а гакзо друглх казачьих войск. Трспэ группу составили локадьнгэ традиции» в том числе и возникшие а результате зтвокультурянх коптастов с н ост ни.! а народа-ып.

Ряд характерна особенностей культур! уральских казаков связан о социальны:) л ксторпко-культурпга своеобразием казачества в целом. Сословная замкнутость казачества, усиленная обзгвно-патриархальпыц укладом, в радо случаев - конфессиональной обособленность®, сформировала особую социокультурную нашу, которая во нкогсу определяла процесс развития его траддцай. "Закрытость" казачьего общества препятствовала "расмшзаилп" культурных традиций под еоздойстепсы внешних факторов, благодарх чему в культура уральских казаков копцз XIX - начала XX аогд сохранялись ыиогна архаячныа влемонти. Немало-вагную роль в "стагнации" ряда культурных яблоней снграло я старообрядчество.

Проведопноа гсслодовавго выявило особуа рась самосознания казачества а сохрапапза его этнических трздпцпЗ. Являясь опосредованным отражением тох специфических социальных, хозяйственна я куль-турпых а другях яалеппЯ, которые в совокупности сформировала образ япзпп и уг.лад всой пульт'урно-бытопоа сфори обчоствз, самосознание казачества, в своп очередь, оказывало сильное влидвгв на консорад-цаю отдольных сторон материального бита, конкретных злоыентов ку-1-тури. Она восправвиадась в рпдо случаев но только ск ;,ппк пгппа::-

давности к кааачеотву, во я как свидетельство оохранения особых прав и "вольностей", "дедовских заветов". Иыевво вгва объясняется, например, упорное сопротивление казаков попыткам правительства в

XIX веке ввести единую военную форыу или "обрить" ех, б которых они видела угрозу воем овош "старинным превам".

Исследование культуры уральского кавачеотаа конца XIX - начала

XX в. в целом подтвердило правомерность такого подхода, при котором учитывались особенности прояохокдения, социальный статуо, этнокультурное своеобразие, специфика образа кивав казачества в целой, широко привлекались всторико-сравнительные материалы по другим казачьим войскам я культуре руоского населения равных регионов.

По геые дисоертоции опубликованы следущие работы: Г. Особенности формирования уральоких казаков как этнической группы в их современное подокение (тозисы) в об, "Этнические и этнографические грушш в СССР я ах роль в современных этнокультурных процессах. Уфа, 19(39. - 0,6 п.л.

2. Состояние я перспективы развития неашациональиых отношений в городе Уральске Казахской ССР. // Межнациональные отношения в СССР. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Ы.,1991.-- I п.л.

3. "Уральская" тема а научном наследия Е.Э.Бдоыквист. Ы, ,-1 п.л. (в печати).

4. Российское кааачеотво. М., - 2 п.л. (в печати),

5. Традиционная кухня уральских казаков. Уральск , - I п.л, (в печати).