автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Материальная культура Уральского казачества конца XIX - начала XX века (развитие этнических традиций)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сагнаева, С.К.
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Материальная культура Уральского казачества конца XIX - начала XX века (развитие этнических традиций)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Материальная культура Уральского казачества конца XIX - начала XX века (развитие этнических традиций)"

российская академия наук

ордена дружбу народов институт этн0101ии и ангюзэдогии шева н.н.ШШХО-машя

САОДЕВА С«ши Кайрошввм

м&тбриашая культура уральского казачества конца ш - наша xx вька (развитие этнических традции)

С&ецашвооть 07.00,07 - Эчногрвфм

автореферат

даоввргшии на ооиокаимв учево! отелвня кавдвдатв исторпвокях наук

На прввах рукопао!

Москва - 1992

Рзсюта вшолмяв а Отделе этножогяя руооаого яаролв инстиута »тнологяя я автропологяя яы.Н.Н.Мякдухо-Макдая ПН.

Каучннй руководятеивк - доктор юторпвсши наук

Д.Н.Чяиигава

Офмнмювю опловавтн - доктор ясторячеокях ааук

и.С.Кашуба - кандидат исторических наук Д.Б.Заоедагедева

Ведущее учреждение - Кафедре отечественной истории, средних

веков и ном г« времени Историке-архивного института (Российский Государственный Гуманитарный университет)

Защита состоятся г. в ^ чао,

и а эаоодания Спецяалиэяроваиного совета К 002.г/6.01 по ващвте диссвртапвй на ооясканяе ученой отелена кандидата яоторячемшх наук при Институте атвологяя я антропологяя ям. Н.Н.Мяклухо-Маклею РАН (117334, Москва, Ленинский прооаект, д.32а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии я автроаологяя ВИН.

4

Автореферат равосдав " Ц " ^¿¿¿'¿-Ух 1992 г.

Учений секретарь

Сиещализированного совета, г Г /

канглдот исторических ваук И Л.В.Ннкулява

отая ХАРШЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность доследования. I. Изучение казачества приобрело особое значение в настоящее. время в овяза о возровдзияец культурных градаций:, пэреосиыслвниеы опыта прошлого, а также деятельностью общественных организаций, выступающих от имена "хмззгхга". Заноиоп активной сеаовдейгифжащш о казачеством часта населения на территории! бывших казачыи войск, попытка интегрирования некоторых фору, казачьегосамоуправления я хозяйствования, патриотического и трудового. воспитания в современнуп практику таете тробу-ад серьезного анализа. Исследование истораа н культуры российского казачества позволят более объективно, уплывая ого социокуль-турноо своеобразие в прошлом, подойти к повшаняп современных яи-деиай общественной знзня, связанных о аозроаденяем казачества.

2. Изучение культуры уральского казачества поноиет более полно представить его ¡этническую асторзп, сопостааать с культурой цругах груш казачества, русского населения разных регионов страны. Выявление черт сходства а локального своеобразия ¡материального бита уральского казачества поыояаг охарактеризовать в целом своеобразие казачества как этносословной группы, выявить этническая, исторические, экологические, соцвальню а другао фактора, мвлаявиае на офоршюнна а разватае его традиционной культуры.

Предметом доследования являются традиционные одазда а шмца, адторнэ рассматриваются в контексте этнической историй а хогзяЗот-занной деятельности уральского казачества, его этносоциального заоеобразня. Особое внимание уделяетоя анализу рола старообрвдче-зтва, а такие такого субъективного фактора, как саыосозвааао казачества а сохранения градационной культуры.

Диссертация ограничена хронологическими рамками конца XIX -щчала XX века, хотя для сравнения привлекаются материалы как боше раннего, так и более позднего времена.

В работе рассматривается материальная культура ао только гральсках казаков, но а "уральцев" - локальной групш, образовав-шйся пз нэсколысах тысяч уральских казаков, высланных в конца ГО-х годов XIX века в Туркестанское генерал-губернаторство.

Исследуемая территория включает западную часть Уральской я ¡еверо-заиадную часть Гурьовской областей Казахстана (бывшая тер-ааторая войска ) а районы компактного проживания "уральцев" ! Джаыбулской областа Казахстана и Каракалпакии (г.Ьукус).

Степень разработав воотв темы. В большанотве работ по воторац и культуре уральского казачества, вышедшах до 1917 года, традиционные одсада в шица вэ были предметом опецвального изучения. Но многие in них тш не менее оодархат ценные сведения о быте в культуре уральских казаков. "Эвцяклопедаей" уральокого казачества ва-анааи? труп Н.А.Бородина "Уральское казачье войско" (1891), охва-глшющай широкий круг вопросов по воторяв, географии, отатяотвке, хозяйственной деятельности Уральского войска. По масштабу ясследо-панш к нему близок груд А.Д.Рябанина "Уральокое казачье войоко" (I86G). эта работы - оаыые крупные доревашдионвые исследования об уральском войске, ве потеряла научной ценности с в настоящее врешь

Особое место среда работ, освещающих отдельные стороны материального быта казачества, занвмают статьи я очерка известных уральских бытописателеС Н.Ф.Саввчева а И.И.Нелезнова, & такае ие-бслыяя публикацая анонимного автора - "Заметка о народном быто уральских казаков" (1866), содержащая относительно подробное опя-саьле их одежда серодани XIX века.

В совэтокое время ыыопе вопроои догорав и культуры уральского казачества не получали достаточного освещения. Б отдельных pack) i: их совотских ученых, посвященных традацнонной культуре русского населения, упомввалясь в орйвнвтельно-всторическоа аспекте лвшь отдельные компоненты традиционной одеады. Небольшой очерк об одевде i нище уральских казаков был помещен в сборнике. "Урало-Каспяйоквй край".(1927), но он не предотавляет научной ценности, поскольку ос-п0бш1 на компилятивном материале. То ев можно сказать в о тох фрагментарных характериотаках традиционной одеады, которые встречаются и публикациях местных краеведов в советское время.

"Уральцы" Средней Азви в Казахстана также привлекала внваавие ынотх путешественников и бытопасателей своеобразным укладом кязпя, драматизмом событий, связанных с переселением. В трудах Б.В.Крес-'товокого, В.Г.Короленко, Д.С.Берга а других авторос мокно найти немило сведений этнографического характера об "уральцах".

Большой вклад в изучение "уральцев" внесла выдающийся советский этнограф Е.Э.Бломквист, в работах которой раскрыты характерны( осо'х'нноста культуры, исторические в социальные корни своеобразия aj,тг, и таыко цляигиоаного ооэиапач этой группы. Особое внимание ■ '.Э.Ьчомкнист уделила о]<.']ю межэтнических конгиктов. Ею, р чаогно-'..11!, И] pii»Ä':i-n унвкалышо материалы по билингвизму "уральцев", В i,jcSäi« uvv.-tt jnuiorü нашла отросонио лишь часть полоны* и архивных !,,«o,.t-VH-, 10 »¡еми иселчлтшии культуры "уридьциь" а

Каракалпакна.

В целом степень азучовноств материальной культуры "уральцев" а,особенно, уральокого казачеотва, недостаточна. Предпринятое в дасоертацяи исследование иатериальной культуры яшшо итого оступалось слабой разработанность® вопросов этнической иотораи в традиционного хозяйства уральского казачества. Недостаточность исто-рако-отвографачеоких аоал.едованай по другим кааачывд войокш огра-ьичдла возиокносгн пшрокдх воторако-культурных сопоставлений.

С целью проведения сравнительного аоолвдования культур! каза чества о пароднкы оздш руоского ааовлевая других регионов, а ток-89 народов Волкско-Уральокого н Срвднеаанатско-Казахстанского регионов была привлеклш работы этнографов по сшрокоыу кругу проблем, связанных с традиционной одеадой в пищей. Это правде всего /руда С.Ы.Абрзмзона, С.а.Арутюнова, Г.П.Васильевой, Н.П.ГрннковоЦ, С.И. Дмитриевой, Л.Б.Засвдателевой, И.В.Захаровой, Д.К.Зеленина, Б.Х, Кармышввой, В.Ю.Кругшаокой, А.А.Лобедевой, Н.И.Лебедевой, В.А.Ли-пинской, Г.С.Масловой, В.И.Маховой, А.С.Морозовой, Ы.Г.Йабиновяча, 0.А.Сухаревой, Д.НЛижиковой, Ы.Ы.Шмеловой а др.

Цели исследования - I) на основе анализа одввды 0 гшщя уральского казачества конца XIX- начала XX веков выявить наиболее стойкие этнические традиции его ыатариального быта, '¿) раскрыть их овязь о другими сторонами традиционной культуры казачества, 3) показать детерминированность своеобразия материального бьта казачества особенностями его вроисхоадения в оопдокультурного разив* ил, а такие 4) обосновать вовмоквость использования в кечес иотори-ко-этнографического источника дая изучения этаосословнсЬ грушш таких компонентов материальной культуры, как одаасда и пища,

Дая выполнения поставленной цела Сто необходимо:

1. Осветить этническую историю уральского кавачеотвц,чтобы определить основные исторические, социальные, экопомичеоквэ, этнические фактора, повлиявшее ва формирование я развити» наиболее характерных черт традиционно-бытовой культуры.

2. Проанализировать традиционную структуру сгстены питании и ее связях о природной ордой и основный» направлениями хоздйсгвон-ной деятельности казачества,

3. Выявить традиционные способы иолучоннн, хранения, переработка и употребления пищи в ракурсе этнической специфики, обратив особое внимание на социальные аспекты повседневной, праздничной, об!«~ дово-ритуальной трапез а основных их компонентов в исторической шн-наышее и локальных вариантах.

4. Быдалить характерные особенности традиционной одеида уральских казаков, проследить их развитие, соотношение традиций и новаций; охарактеризовать локальные элементы одеады и общие о другими каеачьими войсками и васалеияем разных регионов России, выявив иво-этмичныо заимствования.

5. Рассмотреть одевду а качестве этнического, половозрастного, профессионального а конфессионального маркера, показав евако-ьую холь отдельных элементов казачьего костюма.

6. На основе анализа восприятия казаками отдельных злеиовтов традиционной одеады, а такие способов их изготовления я вовеаия рас-крль ;роль самосознания казачества в консервации старинных форы едскды и усилении ее знакового содержания.

Источники■ Диссертация базируется на материалах авторе, собранных в ходе полевых исследований 1986-1991 гг. в Уральской, Гурь-ьвской, Джамбулской областях Казахстана, а такке в Каракалпакии. Помимо этого использованы хранящиеся в архиве'Музея антропологии и этнографии имени Петре Великого (Кунсткамера), НИИ РАН полевыа т-тарцадн Е.Э.Бломквист, изучавшей культуру "уральцев" в 1943-1545 гг. с Каракалпакии ( Нукус, Турткуль, Кунград) и Туркмении (Ходжейля)' (¿.10.ОдЛ. Ьд.хр.1-122). В ходе экспедиций ев был собран уникаль-иый материал по духовной культуре, языку (обряды, фольклор, диалект), материальному быту, сделаны фотографии и рисунка одеады. В диссертации использована также этнографическая часть рукописи С.А. Судаксва "Уральцы-старообрядцы Аыударьивск-ого оазиса" (1933), хранящейся в фонде Е.Э.Бломквист (Ф.10. ОпЛ. Ед.хр. 121). Сведения об о до ада и нища "уральцев", имеющиеся в -ней, несмотра на фрагментарность, дополняют данные Е.Э.Бломквиот. Несомненный интерес пред-стаьллет и иллюстративный материал (фотографии и рисунки) С.А.Су-дакова. При рассмотрении обрядовые функций пищи а одоады нравлекг-.■1Гсь такжо полевые записи li.II.Белецкой, участвовавшей в экспедиции

г., и такке хранящиеся в фонде Е.Э.Бломквист (ЬЛО.ОпЛ.'Ед.хр. 77-1)1).

Ьторой корпус источников составляли материалы по этнической история и традиционной культуре уральских кааакоь, хранящиеся в

архивах: Архиве Географического общэстш (разряд 26,73), Ар-лно Лил^лыки иаук Ш: Саикт-!к'твр<буртв (<1.141. 0а.1; <Ь.804.0и.1, I, '.о'', сп .1*2) ,1к>г;т1«л1.ном Госуодгтььмом ¡х^нно-историчос^ом ар-

(¿.К*. Он. 1/11-7; С'.XI'. Оп.1; З-.С-'.'З. Он.£,13; СИоО. Он. 1,44; •«. И ( . <. :.!; V .< ¡.3.I а др.), Ар/Ш'о !.'у:к'« антропологии и атно-

графя я имени Петра Великого (Кунсткамере), НИИ Р/Ь (Ф.Ю.Оп.1. Ед.хр.1-122), Отдела рукопаоей Российской Государственной байсио--техи(0.125. Од.1,2), Рукописном отдела Государственной Пуоллчьой ОабЛйоием па.СадтикоЕЭ-Щддрапа (&.BS5, 1055, 1159), Уральском осЗ-лаством гооударствошю:.» архаээ а Карааедпшсскоы государственном о архаво. Использованы таккэ сделавпиэ Е.Э.Бяошшист выписка аз материалов но "уральцам" (О.Ю.Оп.1. Ед.хр.40,41), хранящиеся в гг.-• с^дарствэввых архивах Уобэкиотона' я Каракалпакии.

Трзтай коряуо источников - музейпыэ коллекции до традиционной одекдз уральского ндзачостта. Сайт, большая а полная - в Уральском обдаотиом ястораао-краеаедчвокса музео. В Гурьепспом областном кр,-эзздчзсксм музее l Государственное нуззэ отчографап в Санкт-Петербурга прэдотапленн лапь norosopao предметы старинной одохда. йллю-отрацаа па нуксяой ri isonorafl одоздэ емсотсл s фоьддх воэх трах му-зэоа.

В оеоС'уя группу псточааиов следует выделать материалы дпалок-тологзчосклх окопедэдаИ Уральского пепгогичзского института им, А.С.Нусипа под рукозодстгом Н.Ц.Наяэчз, среда которых шеются фрагмонтарние спзоашл одээд а птада, о таглз диалектологический слоааяь Н.!Д«Малзчл (рукоплсь) "Русские народные говори Сродного а Нагшего точангл р-эая Урал (длаиект ягдалх казаков)"п косша томах (I97S г.). Из пэго почерпнута токае uucгао свединнл об одвкдв, nano, хоаяйотэо а бете уральского казачества.

Научная новизна работы, Дэооэртацэл - пэрзоо мовогре^ичискоа яасладоЕзазв иатервальвой хулиури (гдагяыз образом од1 (дь и пища) уральского каеачестая ко ад III - начала XX э., в so ?ujt¿j зтнлче-скпа традацпз рассматриваются з контекото псторзко-культурного сво еобразгл здзачастёа, пляянея социальных, экологических, этнических фактороз ка ах гоиаакяовенив а раззлтяэ, а гака о а сраваодвл с культурой казачоотЕз другах во..ск, русского наонлэпдя pamas: регионов Росопа. В работе обооаовшается правомерность иоюдъоолйшы таких всторзко-этеографичоокдх асточ.чакоз как одеада я падь дня яссле-доьаная этнической дстораи а кул*туры етнососдовюй грушш.

Ира аиаддаэ' маторяавиой культуры акцентируется внимание на знаковом содераанна отдельных.ее компонентов, особенностях вооирия-тая некоторых вз чах носителями этой культуры а представителями других этнических, ооциальаых или конфессиональных групп, таи позволяет глубао представить связь материального быта с самосознание.

В научный оборот введены оригинальные половые материалы диссертанта, а такие значительная часть научного наследия Е.3.£/юмк-

11-к: г и материалы диалектологического словаря Н.Ы.Малечв.

П;?вктичэоков звачевие дисоертацая. Материалы в основана вывод» могут быть использованы для сравнительного изучения материальной культуры разных групп казачества в русского народа, а такке процессов этнокультурного взаимодействия уральского казачеотва о чругиыи народами я его этнической история.

Д,ййсер?ашш мовег представить яитврео для научных работников-соцвслогов, историков, искусотвоведов, а такав дая краеведов, му-:н;;\аы>; работников, преподавателей вузов, школьных учителей. Мате-риаль \ю одежде можно использовать для моделирования и рекоаотрук-П.ВИ народного костюма.

£ условиях дофадита пищевых продуктов результаты исследования грщпшоштй пищи дают возможность ва базе местных росурсов пищевого сарья организовать полноценное питание как в системе общепита, так и в домашних условиях.

Материалы диссертация могут найтя применение в практике обще-етаотшх в государственных организаций для получения более полного гредставлевия о проблемах, связавных с историей и культурой казачества в цадом, а такае о некоторых специфических сторонах быта старообрядце».

Апробация диссертации. Диссертащш обсукдена на заоедавиа отдала этнологии русского народа (апрель 1992 г.). Освовные хюлоае-ния работы изложены в опубликованных а находящихся в печати статьях и тезисах общем обьемом 5,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоят из введения, трех глав, »включения, списка литературы, списка сокращений и альбома о еллеъ стрешшмя.

СОДЕШНИЕ РАБОТЫ

Во введении к диссертации обоснованы актуальность исследования, показана степень изученности, изложены цели а задача, перечислены освовные источники, определены научная новизна и практически; значимость работы. Введение завершено крат 1.км экскурсом в историю казачества с целью выявления основных тенденций его формирования, осределлшшх своеобразие этнокультурного развития российского Кач.ЧЧССгЕА.

I ■¡¿•'■»в 1 - и5р1|«и^онав^в_^р(шьоко]го.}«).¡ачеств.а«_ХарайЗС8РЛ(&. 1 г.ка лЧ'-,й.1у:п(" - рпссматриваюгсд ьонроси его этнической истории и

хозяйственной деятельности,

В первой параграфа - "Формирование уральского казачества" -основное вняианяв уделено этническому составу казачьего войска в ХУШ - ИХ вв., а танке тем факторам, которые' обусловил« особенности. социальных, деыографичеоких в этнических процессов в Уральскшв войске.

Казачья "вольница" на Явке в ХУЛ - начале ХУШ века отличалась этнической а социальной неоднородностью. Хотя адооь была еь-ходда пз разных регионов, преобладала среди них русские из По -волкья а центральных районов Россаа. До маторсалаы аербшюа Захарова (172Э-1724ГГ.) зпачлтольнуп часть явцках казаков в первой чег-аэрта ЖУЙ гэаа оо^авляля вшодды аз Казанской, Симбирокой, Саши^-сюй, Нааегородской, Владимирской, Уфимской, Пензенской, Мооковско;', Таыбовокой, Казанской а КоотролскоЙ губерний, Области Бойска Донского а др. Данннэ тоЗ ао парепяпа свидетельствовала о ооцвальнсА иеоднородноста казачества: пз 3196 олуавлых казаков более доловлии (1922 чел.) б ¡Алл выходцами аз крестьян, 369 до поступлении в ао11-ско входалл а равные группы казачества (городокао, коннив, бадопа-хотнкэ а др.); бывших посадокдх лвдой окиаплооь 2X2, а конных а попах1 отрельцоа - 152 человека а т.д. Население терраторая казачьего зойска а ХУЛ - ХУШ «в. постоянно пополнялось бэглыыа отарообрадца-мп, скрывавшимися от преследований правятельотва. В его соатап в перзод форыирования попило русских вливались также украинцы, татары, калмыки, банкиры, туркыавы, каракалпака, чуваши а др.

Этнический оостав Уральского казачьего ьойска во I 'ороИ тло-ванэ XIX века характеризует следуезде дзангп:

ттт

Народ

1862

^ГаГ

1685

&л У

Русские Башкиры Татары Калышся Каракалпака Всего:

70337 - 86 % €095 - 7,3 % 4168 - б % 1184 - 1,4 % 220 - 0,26 % 82004

93648 - УЗ,б %

5373 - 5,3 % 924 - 0,9 %

996-71

Кябанин А.Д. Уральское казачье войско. СП б,, 1866. 4.1. С.3с0-331.

Бородин М.А. Уральское казачье войско. Уральск, 1891. Т.1. С. 13^139. ^

Удильный вес невойскового населенна на территории Уральского поиска до си родины III в. был незначительный, а 1В85 г. в результат о узкого притока "иногородцев" оно составило уие 26,9 % всо-ю населения.

■ Цо второы параграфа - "Особенности процесса васвлендя территория Уральского казачьего войска" - вншавие акцентируется на сикторах, повлиявших на характер освоения его территории в ХУП-XIX ее. Часть поселений уральских казаков вовнщла на месте крепо-г:тий и форпостов Никнеяицкой - вдоль правого берега Урала от Гурь-ива до Илецкого городка (середина ХУЕ1 века) и так называемой Внутренней линий в западной части войсковых земель. В конца ХУШ -пцшей половине XIX века в северной в северо-западной части войска > ясло пооелений резко увеличилось, что было связано с хозяЁст-Г'зтшм освоением земледельческих районов территории войска. Во вто-ро?- половине XIX века новые поселка на всей территории войска чащо •¿сего гознякалв на базе хуторов. '

Таким образом, на процесс заселения территории Уральского вой-ока в ХУ11-Х1Х вв. повлияли строительство пограничной линии в характер хозяйственной деятельности казачества.

И третьем параграфа - "Основниз направления хозяйства уральских канаков" - характеризуются преимущественно рыболовство, земледелие , скотоводство.

Общинный характер владения войсковыми землями определялся не только социальной структурой войска, но,во многом, в экологическими условиями, в частности, неравномерным распределением зачаль, пригодных для хозяйственного использования,, особенностями главных видов рыболовного промысла в др. Закрепление за Уральским казачьим войском, некоторых монопольных привилегий в использовании природных ресурсов в немалой степени способствовало складыванию особой системы землепользования и порядка рыбной ловля на реке Урале и в пра-брекной части Каспийского моря.

Рыболовство было самым древним я основным занятием уральских казаков, не потерявшим экономического значения и в XIX веке. Занятие рыболовным промыслом определяло образ кизвк уральского казака п не меньшей стспени, чем военная слуаба. Хотя обданный характер владения землей ь войске позволял, например, казакам северных ста-ы'ц ("еорховскам") заниматься морским рыболоиным промыслом, а "ни-эовс.»!."." - зомледолием в северной части иткка, тем не менее, во а гор..;'. ьолшиии л!Х иска отчытллю ироньилась хозяйственная "спо-

цвалазацая" казаков: у кз?9Лбй северной части воРсковоЗ территория преобладало земледелие, а рыболовство а скотоводство была допели»-тельнш поточишеоа доходов. Казака центральной чиста шшем tu.ua. аи рнболозством, так и земледелием, в меньшей степени скотоводет>м. Среда хозяйственных адаятий ¡штвлей "нсзонсках" станиц домацироьи-0 ля рыболовство а скотоводство.

В глава акцентируется вншанаа на факторах, повлиявших на с|ср-ыярованзо этнокультурного своеобразия уральского казачества. Одашд из основных факторов, вачивая со второй половины ХУШ века, било /д коэ сокращение "ыохиаического" прироста казачьего населения, связанное не только с, правительственны»! запретами на прием "беглых", но а о отказом прс ^тельотпа от пола-шка массовых пэресилеклй д.» росяйскях п украинских областей аз-за аадостаточвоота пхшрздно-хо-зяйотвенных ресурсов войсковых земель. Это обстоятельство, и спою очэрадь, способствовало усилении замкнутости уральского кпзачоа'И! л большей втэичеокой однородности его оостава. Исторически суокин-пшйол порядок эеиловладонпя, прп котором собственником эемэд считалось все казачье войско, а кэстная рзглаыентация занятий ¿«зпына дзмя хозяйственной деятельности казаков а "неказаков" тшяо содействовали яполяцаа "едянообвднакков" - казаков от воех, кто находился аии этого круга ("пногородцэа").

Своеобразно птяокультурного облика уральского казачпетиа в значительной стошиш опредзлялооь учаотием а его форд^озаяии «ногах "йорусоапх4 народов, среда пах следует выделать татар, 'влияние нх культуры прослэадваетсл в языке, фольклоре, нелсотор! V обряди*, одездо, шгце. Дяя уральских казаков, особенно среда алтелой аднше районов войска, о дошлом было характерно свободной владовие •казахским а татарезши языкама. Традиция куначества, оущооввовавшм у уральокпх казака», такие савдетельотвуют о теевнх ывкэтяячосках контактах о тюркеязычныуа народам*,

В заклстнтальчои параграфе - "Уральцы" - кратко харедторину«-оя группа, образовавшаяся из уральских казаков, зьодшвьх а Среди»«! Азии а Юзный Казахстан а 10715 - 1Ь?9 гг. за поиовечоэениэ некому "Половенню о воинской поааввосг.ч Уральского казачьего ползка" (1874 г.). Своеобразие материального быта"урааьцев,"опр5ди.шюаь влиянием старообрядчества, общинно-патриархальнимя оеыиймыа зсто-ями, теснима ковтактамя с тюркскими народама региона, а гекжа градационными видама хозяйственной деятельности (рыболовство, ремесло, торговля, охота а др.). В самосознании "урелшев" отразилось изме--

[ii:u!o их социального положения (они были лишены войскового вва-|шя;. к.оли раньше ах саыоидентифакящщ определялась прянадлеано-отьм к хязе.чеотву, то после выошши - в основном конфеосиовальвой. приiklдаюмнсютью• В настоящее время, как и раньше, "уральцы" отли-чгют ceот других групп русского населения региона и от "родин-оглх" - кителей Урала преете воего по конфессии.

В глава II - "Традиционная система днтаадя уральского казаче-cfiiu как часть культуры шазвеобеспечендя " - рассматриваются связи сясгомн питания о природной средой, структурой хозяйства, детэрад-нироваваиыи структуру пищевого комплекса в целом.

В первой параграфе - ^Характеристика традиционной шщв и опо-. собол кулинарной_ обработки" - анализируются виды традацЕОНЕОЙ диад. Основу повседневного питания уральского казачества в ассяаду-unuii период составляла блюда из мука, круп, овощей, ыояочных, мясных н рыбных продуктов. Неааловакное значение в рациона шелш дикорастущие плоды, коревья, травы.

Хлеб пекли из кислого теста, пепользуя исключительно шеняч-вуи шуку ("калачи", '"хокурси", "витуиш!" а другие). Из рканой иуки готовили "хлеб" для сезонных рабочих - "иногородцев" я булочка-"оолодушки", известные больше как детское лакомство. Популярный блдом хлеба были и "лепешка", "пыл^шки" из кислого и преского теста, которые выпекали на сухой сковороде без аира.

Из кислого теста пекли закрытые плрогя с рыбной, ыясной, овощной я фруктовой начинками ("каравайш") и открытые пироги о начинкой из ягод,, творога, "каймака" ("вятр^шки").

Особый способ приготовления и "разъедания" "уральского пирога" {пирога с рыбой) свидетельствует о его севернорусском происховде-нм.

В названиях и способах приготовления таких мучних блюд, как ("салкб"), "галушки", "ранцы", "вареники" с ыясоы и рыбой (польмона), вареники с картошкой, творогом, ягодой, " затлруха" ила "Л'";;ръма" отразились кулинарные традиции русских, украинцев, татар и других народов. Изделия из пресного и кислого теста, обжа-рынше i касле ("перкенцл" - пирожки с начинкоц, "бурсакй" или "о/ушки", "маканцы", розанцн или "розаны"), которые подавали кок к лГ'Есе/пиачюму, так и к птоз'дничному столу, тс.кясе свидетельствуют о

лот«нии слпылских традиций с заимства-аикши из кулинарии ко-

;•:» i ;уп ("км:;а", "икоииш:", "xaïaa с рыбой"), некоторые

особенности их приготовления позволяет выявить региональные связи традиционной нищи уральского казачества. Например, "капа с рыбой" была известна у русского населения среднего и нианего По-волаья, "пшенник" - у русских верхнего Поволжья.

В скоромной и постной пщэ сохранилась цногна архаичные йяюда из муки ч круп ("кисель" из кислого теста а отрубей, "кулага", падкие мучные каша - "гуща", "баламнк", "шаш"), широко распространенные в прошлом у всех восточнославянских народов, многих народов Урало-Поволкского в Среднеазиатско-Казахстанского регионов.

Молочные продукты были ванной частью пищевого рациона уральского казачества в XII - начале XX века , оченно у "вазовских" казаков. Основой для получения большинства аз аих было "кислое" или "варен$шное" молоко. Из него делали напитки - "арян", "чал^п"; "мешошное" ила "откидное" ыолоко - наподобие брынзы; "ремчук" и "сарсу" - пугач длительного выпаривания "кислого" колока до образования творожистой нассы. "Технология" получения большинства кисломолочных продуктов была заимствована уральскими казакам из кулинарии кочевых аародов региона.

Традиции приготовления и употребдэввя овощных блюд, фруктов, ягод сходны с теми, которые существовали у русского населения на значительной территории страны, часть из них восходит к севернорусским (например, "морковник"), другие - к традициям юанорусских областей России ("арбузный мед"). В некоторых локальных способах засолки овощей (например, капусты, огурцов в "рубачах" - мякоти арбуза) проявляется сходство с известными в центральных районах России приемам засолка в огуречной мякоти. Технология приготовления "вйлушек" - вяленой дани была заимствована уральскими казаками у среднеазиатских народов (туркмен), использование русской печи позволило увеличить сроки хранения и улучшить вкусовые качества "вялушек".

Блюда из рмбы составляли значительную часть пищевого рациона, оообенно у казаков центральной и южной чаотей войска и у "уральцев" Средней Азии. "Балык", "кавардак", "жарина", "уха" ("щерба"), "тельное" были те на, что и у многих других групп русских, занимавшихся рыболовством (поморы, русско-уогыанцы, донокие казаки и др.). Своеобразным было пасхальное блюдо - "баланша", или "быд-ыандиа" - наподобие келе из "рыбьего клея", сваренного в молоке. "Карма" - мелко накрошенная отварная рыба с лапшой, нарезанной в форме ромбиков, была заимствована "уральцами" у каракалпаков.

Первые и вторда блюда из ыяса ("уральские щи", "лапша", оу-ды, "нашкет" "соус", "кавардак", "бешбарм£к", "холодное";"оаль-ник" и "сельтисон" - из внутренностей кивотншс) входили в состав повседневной я правдничной трапез .. Многие ив них были распроот-ранены у русских Поволкья, центральных и северных районов России, Сибири и других мест. "Сельтисон" заимствован у украинцев. "Бешбармак", распространенный в юкной части войска, представлял собой отварное мясо с кусочками.раскатанного как на лапшу теста (традиционное блюдо многих кочевых народов Средней Авии и Казахстана). Причем его готовили не только из говядины и баранины, но и из птицы, рыбы. Интересно, что казахи впоследствии переняла у казаков традицию готовить "бешбармак" с птицей и рыбой.

Таким образом, в традициях приготовления пищи отразились генетические связи культуры уральского казачества о русским насед&-нием Поволкья, северных, центральных районов России, а такае рвги- , ональные особенности и заимствования из кулинарии кочевых народов. Ряд локальных черт воэвик в результате сочетания разных традиций. Сохранение архаичных блюд в традиционном питании уральского казачества связано о тем, что она были вааной частью постного рациона и составляли основу питания казаков в "дороге" - на рыболовном промысле, военной слукбе, охоте, сенокоса а др. Немаловакную роль сыграло и постоянное присутствие в войске представителей ^ • чевых народов, традиционная кухня которых сохраняла целый пласт архаичных приемов приготовления пища.

Во втором параграфе - "Функциональное содержание традиционной системы ттавт: социальные аспекты повседневных, ритуально-обрядовых трапез" - о целью выяснения этнической, социальной, конфессиональной специфики культуры уральского казачества рассматриваются пищевые запреты в ограничения, а такке овадебная и поминальная трапезы.

Поскольку пищевые ограничения и запреты регламентировались чаще всего религиозными предписаниями, их изучение моызт способствовать более глубокому анализу влияния соционормативной сферы на материальный бш. В ряде запретов проявилась в функция культуры, названная С.А.Токаревым "разделительной": так, старообрядцы не могли ■ использовать пшцввые продукты, полученные от "чуашх". В круг "чу-ких" входили все "неказаки", "бритоусцы - т.е. не носившие бороды, "табашники" - курллыдики, а '¿акке нарушители определенных религиозных предписаний (например, запрета ловить рыбу или охотиться в

праздник). У старообрядцев "малого круга" (самых "крутых") к"чу-вем" относилась я старообрядцы других толков.

Во время постов строго регулировался со только соотав пищи, но а порядок ее приема в течение дня, объел я другие моменты. Трансформация постного рациона, ослабление многих регламентации в 1920-19Ю- е годы свидетельствуют об изменении не только структуры традиционного питания, но и уклада газна а цаяоа.

В свадэбвой а поминальной трапезе выявляется соотношений традиций и новаций в обрядовой пище. Если поминальная трапеза сохраняет ряд архаичных элементов питания, то свадебная трапеза, наоборот, включает большое -число новых блюд, частично заимствованных. Характерным примером мояет слукать замена традиционного свадебного пирога "красотк" из ыслого одобного теста "чак-чаком" - блюдом татарской народной зуллварая.

Самими "уральцами" Средней Азии поминальная трапеза, как и поминально-погрзбальный обряд в целом, воспринимается как одно из основных культурно-бытовых отличий от "неуральцев" - русского населения региона и вообще "российских". В состав обязательных скоромных блюд поминальной трапезы входили кутья ("каша"), "уральский пирог", "уха", "сладкий караваец", "кисель" из кислого теста, блины, В пост пирог делали о начинкой из гороха (фасоли, мава ) или капусты. "Уральцы" а отличие от "неуральцев" до настоящего эро?4ена ¿охранили обычай подавать горячима все блюда, в том числе и пярог. Причем последний подавали в неразрезанном виде. Единственным "холодным" блюдом был кисель.

Материалы нашего исследования а целом характеризуют традиционную пищу как зазпый исторако-этнографический источник для изучения культуры казачества, позволяющий представить его этнокультурное своеобразие. Традицибнный состав блюд и способы их приготовления, отдельные компоненты повседневной, праздничной, обрядовой и ритуальной трапез, язученные в аопекте формирования и развития этнических традиций, могут быть использованы для более полного представления об этнической истории уральского казачества, "истоках" его культуры и межэтнических контактах .

В главе Ш - "Традиционная одеида уральского казачества в ее этнических связях" - выявлены характерные черты одежды уральского . казачества в исследуемый период, факторы, обусловившие ей своеобразие, а также социальные функции одежды на примера обрядов сомоП-вого цикла. '

В перрон параграфа - "Характеристика традидиоаной опочды" -

рассматриваются традиционная венская и мужская одеада и обувь, к также комплексы промысловой и молельной одежды.

Женский костюм в конце XIX - начале ХХв. был представлен сарафаном с рубахой, "юбкой о кофтой" и платьем. Женская рубаха имела два типа, "Старинной" считалась рубаха с ноликами ("выставкой"), пришитыми по утку стана. Бесноликовая рубаха с цельнокроенныыи широкими рукавами, пришитыми по основе ткани, распространилась в конце XIX века и довольно быстро вытеснила рубаху с поликаин. Последняя сохранилась преимущественно у старообрядцев.

Б изучаемый период существовало несколько типов оарафана. Старинный сарафан "в перекат" ("круглый сарафан") имел своеобразный покрой: прямые полотнища сшивались по горизонтали в форме полукруга. Его делали распашным на пуговицах, в конце XIX века перодепо полы сшивала. Аналогия "круглому сарафану" обнаруживается только в распашном "китаешнике" Костромской губернии (последний отличался лишь наличием боковых клиньев). Косоклинный сарафан ("клинный", "с боками"), в котором к передним и задним полотнищам пришивались косые клинья, наиболее распространенный, был широко известен как повседневный и праздаичный. "Сарцфанка" представляла собой сарафан, сшитый из прямых полотнищ, с глубоко залоЕенными складками от плеча спереди и сзада, отрезной по талии и неотрезной, "Юбка с лифш"-сарафан отрезной по талии о широкой юбкой в облегающим длфом. Два последних типа сарафана появились в конца XIX в., но бытовали от- . носительно недолго, т.к. бш.и вытеснены "юбкой с кофтой". Этот ксц-плекс городской одеада довольно быстро завоевал популярность. Высокая степень заааточнооти казаков ускорила распространение городской одеада, так ке как а в других казачьих войоках. Но, наряду о этим, у уральских казаков в качестве праздничной, молэдыюй, свадебного наряда стойко сохранялась старинная одеада.

Венский головной убор уральской казачка имел черты оходотва о головным убором русских Поволжья, Урала, центральной России, частично Сибири. Девушки нооили "перевязку" - косынку ади шарф,обернутые вокруг головы. Замужние кенцивы надевали три "покрывала": волосник, сороку (мягкий повойник) и платок (оарф), Волосник впервые надевали после "расплетания" кос негесты, что символизировало превращение девушка в вамукнюю кеыцину. Для старообрядцев он вмел таксе значение "родительского благословения". Сравнительно высокая материальная обеспеченность уральокого казачества проявилась и в том, что даже оредняя семья могла похвастаться обилием самых разных платков, косынок, шалей.

Для верхней женекой одеяда второй половины III века также было характерно вытеснмнв старинных видов одввды ("шубеек", "куца-веек", "фуфаэк") городскимя ("польта", "ротоан", "дипломаты" и Другяе).

Основой мужского народного костюма были рубаха а штаны. Рубаху гуникообразного покроя с боковыми клиньями носили навыпуск, подпоясав пояском или ремешком, или заправив в штаны ("подаарова-рейная рубаха").

Устойчивой традицией в исследуемое время было ношение верхних ("шаровары") и никних ("штаны") штанов, которая, на наш взглядс свидетельствует о тюркоком влиянии. Интересным представляется я то, что о появлением брюк фабричного пошива, их носили сначала в каче- ■ СТ80 нйхййх штанов - т.е. под шароварами. По мере вытеснения шаровар, которые перешли в разряд нижних штанов, бркш стали надевать как "верхние" штаны. Крой шаровар уральского казака отличался локальным своеобразием: она имели удлиненную по горизонтали вставку-"цщрнику" трапециевидной формы, которая пришивалась к штанинам по всей их длине.

Мужской головной убор для холодного времена года шали из овчины, лисьего и волчьего меха, сукна, бархата, коки я др. Праздничный головной убор казака в XIX в. отличалоя декоративностью внешнего вида (круглые шапка с цветным верхом - "тумаком"), его украшали позументом, цветным.шнуром.

Казачьи форменные "папахи", "мерлушки", "бадейки", "кубанки", также выделявшиеся щегольским видом, носили на только служилые, но я отставные казаки и "малолетки". В комплекс производственной, а в напала XIX века а . военной одевды казака входили "шапки", "малахаи", "ялкасы" ("треуха"). Летним голозвш убором в конца XIX в. была "казачья фурааска"1 теыно-синего цвета о малиновым околышем.

Верхняя одевда уральского казака в XIX веке ("зипун", "халат" ("азям"), "шуба", "доха", "бешмет") имела многофункциональное назначение: она была одновременно военной а промысловой. Поскольку военная форма уставовленного образца в Уральском войске получила распространение сравнительно поздно, казак еще в середине прошлого столетия в своем "зипуне", "бешмете", "халате" являлся на слукбу.

"Зипун" - тунякообразная одеяда прямого покроя, с юиньями по бокам, имевшая большой запах. Его шили из "армячины" - верблюжьего, а о начала XIX в. - аз Фабричного сукна.

"Халат" - старинная верхняя халатообразная одеяда - бытовал как повседневная, праздничная, молельная, "смертовая" одеяда. Верх-

НЯЯ одевда аналогичного кроя и названия была широко известна у русских (особенно у старообрядцев) Поволжья» Урала, Свбира. "Халатик" - укороченный "халат", простеганный на вате ила шерсти, йш удобной производственной одеадой, как и другие его разновидности ("куртка" или "крутка", "фуфайка", "визитка"). Характерной особенностью ношения верхней одевды был обычай заправлять полы в шаровары ("подшаровараваться").

"Бешмет" ддатедьное вреш эаыенял форленвый мундир уральского казака, его кровла пряьш, с отрезной спинкой а ейской сзада. "Бешмет", "зипун", "халат", "чекмень", как известно, бытовали у казаков других войск в его ко а более ранее вреия.

Таки образои, в традацвонкой нукской одзедэ ярко проявилась специфика военной слуабы н хозяйственной деятельности казака, крше того, в ней своеобразно переплелась восточиослашйскга градации а заимствования аз сдзецщ кочевых народов регсона. ,

Эгаовааковыо, епогропойныо, кагачеекгз функвдя одэады яргл проявилась в комплекса свадабаой в погребальной одевды, которые исследуются ео второе параграфа - "Место одевды в семейной обрядности".

АпотропоЕноо аначенпо пояоа, креста, рубаха моено проследить в обрядах родальво-креотального е свадебного цгшла, особенно у старообрядцев.

Погребальная одозда уральского казачества асследуешого периода такаа прздетавляез интерес для реконструкцая архаичных деталей одегды (ыатврпал, кроЕ, способ довязывания платка в т.д.), а такде опрздадеиш связей ода ада а соцнокоршэЕвной сферы. Строгая рогла-кентацвя способов заготовления одевды а отдельных еа дэтелой старо-обрядцаин способ5твоаала ш. консервации. Погрзозльвая одета выполняла таксе "раздэлятельныа" функции. В ной достаточно отчотдаво фиксировалась разлвчая иеаду сгарообрздцаав а ирзаорссицаиЕ офяца-ального православая, а таккэ ыеаду разными стерообрядческвап тодка-шз.

В комплексе венской погрэбальной одавды првоблададв сарафан '-о рубахой, в иуксяой - штаны, рубаха ы "азяу".

Интересным представляются разновидности савана. Некоторые аз . них (вс клиньям') шел® локальный характер. У старообрядцев сохранился старинный обычай "пеленать" шкойника поверх савана, олицетворивший представление о "частоте" покойника, известный в прошлом в Сибир, на Урале, некоторые областях центральной России.

Изучение восприятия казаками традиционной одевды в качестве отличительных признаков принадаекности к определенной этнической,

социальной, конфессиональной общности представляет возможность ¡рассматривать ее в качестве этносоциального маркера. Так, в прош-лоа для уральских казаков .-было характерно противопоставление не-яоторнх фозя ®х ¡одежды а способов ее изготовления и ношения "российским" {"русским", "иногородним") .- т.е. наоалению восточнославянского, проиоховдения, проживавшему на войсковой территория ила вне ее - "в Росоии". "Уральцы" Средней Азия также отличали "уральскую" одежду от "русской".

В заключении подводятся основные итога исследования.

Проведанный а нала а одежды а пища дает основания условно выделить зря группы традацай, слоягеояхоя а процессе нногоэекового существования культура. Первая объединяет градации, отрэйашщзе этно- ' генетические связа о культурой русского населения "походной" территории; северных а дентральшх районов Россия а Поволил. Во вторую вошли традиции, азокявпгеся в пергод фэрмрованш Уральского казачества (ХУП-ХУШ вв) и ¡шввшав ивого общего о культурой русского населения Урала а Западной Сибарэ, а таке других казачьих войск. Третью грушу составили докальвкэ традяшз, в том числе и возникшие в результате этнокультурных контактов о местными народами.

Ряд характерных особенностей культуры уральских казаков связан о социальным п историко-культурным своеобразием казачества в целом. Сословная замкнутость казачества, усиленная общинно-патриархальный укладом, в ряде случаев - конфосояональЕой обособленностью, сформировала особуп социокультурную нишу, которая во ыеогоу определяла процесс развития его традиций. "Закрытость" казачьего общества препятствовала "равмнванш" культурных традиций под воздействием внешних факторов, благодаря чему в культура уральских казаков конца ИХ - начала XX века сохранялись ывогяе архаичные элементы. Неыало-ваавую роль в "стагнации" ряда культурных явлений сыграло н старообрядчество.

'Проведенное исследование выявило особую ро.сь самосознания казачества в сохранении его этнических традацай. Являясь опосредованным отраженном тех специфических социальных, хозяйственных п культурных и других явлений, которые в совокупности сформировала образ низнп и уклад всей иудьтурно-бытовой сферы общвотва, самосознание казачества, в свои очередь, оказывало сильное влиянве на консорад-цию отдельных сторон материального бита, конкретных моментов культуры. Они воспринимались в ряде случаев но только о« знак принял-

леаности к кавачеотву, во л как свидетельство сохравевая оообых прав в "вольностей", "дедовских заветов", Иыевно этим объясняется, например, упорное сопротивление казаков попыткам правительства в III веке ЕБостн единую воевиую форду или "обрить" вх, в которых оси видела угрозу воем овоеу "стараннш правам".

Исследование культуры уральского казачества конца XIX - начала XX в. в целом подтверди») правомерность такого подхода, при которой учитывались особенвоотя происхождения, ооцаальвый статус, этнокультурное своеобразие, опещфака образа кизва каэачеотва в целом, широко привлекались всторако-сравнительные материалы по другим казачьим еойскаы и культуре руоского населенна ровных рогюнов.

По геде досоертавдш опубликованы следующие работы:

Г. Особенности форшровашш уральских казаков как этшзческой группы в их современное шлокзнив (тезисы) в об, "Этнические в етно-. графические грушш в СССР и ах роль в современных етнокудьгурных процессах. Уфа, 1989. - 0,6 п.д.

2. Состояние а перспективы развития мегшациональных отношений в городе Уральске Казахской ССР. // Межнациональные отношения в СССР. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Ы.,1991.-- I п.д.

3. "Уральская" тема с научном насдодаа Е.Э.Блонкзист. М, ,-1 п.л. (в печати).

4. Российское кавачеотво, 11., - 2 п.л. (в печати),

5. Традиционная кухня уральских казаков. Уральок , - I п.л. (в печати).