автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Место и роль политической культуры в системе политического сознания

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Суслопаров, Александр Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Место и роль политической культуры в системе политического сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Место и роль политической культуры в системе политического сознания"

ШСУДАРСТШШЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ШСШЕЙ UK0JIE

ИШЛШЙ ГОСУДАРСТШШЯ УНИВЕРСИТЕТ

Л Л „

,4 На правах рукописи

CyCJIOIIAFOB - Александр Георгиевич

МЕСТО И ГОЛЬ ШЛИТОЧЕСКОЙ ШШТУ

в сксше шлитичисшго оознаш

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на еопскеиио ученой степени кандидата философских наук

Иркутск - IS95

Диссертация выполнена на кафедре философии и культуроло,-гии Иркутского государственного университета.

Научный руководителе* - доктор философских наук, профессор Решетников В.А.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор Хартхоев В.Х.; кандидат философских наук, доцент Каща-©» А.Е.

Ведуиаяг организации: Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков

кафедра философии и политологии

_ .. . ----- -------,------... -------- . . й

cTsncm доктора философских наук при Иркутском государственно» ушиерси^ете по специальности 09.00.11 - социальная философия . ■

Адрес спещнализировалного совета: 664003, г. Иркутск, ул.К.Маркса, I, ИГУ

С диссертацией 110*110 ознакомиться, в библиотеке Иркутского государственного университета.

Автореферат разослан Ctst'JK&bíQ.1995 г.

Ученый секретаре специализированного совета доктор философских наук,

профессор

З.А.Мальчуков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОТУ

Актуальность теми исследования определяется новизной п сложностью политических процессов, которые происходят в современной России. Конкурентная политическая борьба на выборах, п парламенте, поиски консенсуса ме-ду структура.'«) президентской, законодательной я судебной властей , а такте распределение власти между центром а провинциями - пзс ото требует точных теоретических ориентиров. Одной из централь -них теоретических проблем при этом, выступает проблема политической культуры. Успех ила неудач!! рефор.< во многой зависят от ее способностей к модификации, которая обеспечила бы устойчивое развитие'!! интеграцию на новом уровне.

Актуальность избранной темы исследования определяется такче необходимостью» переосмысления теоретических разработок. Большинство из них отражают дореформенную реальность в по-о вигони анализу токупей политики, а обращение к традиции,как к средству познания не. выходило за рамки объяснительного принципа классификации явлений политической кизни через при-"бычниз образцы "западнического" и "почвеннического" мышления. Такой подход редуцирует еяолнкэ реалии политической культура России*

£н лос офс ко -с оцно логи чес кое осмысленно ценностно-смксло-вых оснований деятельности людей необходимо требует акцентирования научного интереса' на архетипах, проблеме генезиса политической культуры в целом как концентрированного трахания исторического опыта поколений. Обобшоние устойчивых мировоззренческих ориентация индивидов, социальных групп,классов и наций в мире политика позволяет соединить макро- и микроуровень политического процесса в теории политической I культура Таким сбразом, становится возможным через познание политико-культурных ценностно-смысловых аспектов деятельно *-. сти объяснить динош!ку поведение ких реакций лп'дей и прогно-зпровать явления политической лизни.

Особенную актуальность имеет изучение политической культури в соотнесении с политическим сознанием. й*енно такой подход позволяет проанализировать относительно устойчи -

,. й -

вые фор,ш политического сознания субъекта - "свёрнутые" моменты проело Я политической деятельности.

Исследование ояо»ных процессов взаимовлияния политике -с кой культуры и политического сознания позволит достаточно 1:04110 очертить границы еозио«ногс, произвольного в изменениях'обоих явлений, предотвратить у*е на уровне теоретических обобщений пагубные волюнтаристе кие дюПстьия.

Степень тазтяботамос'ги проблемы _ Интерес к проблеме места и роли политической культуры с системе политического сознания возник в последние .песятиле -тия. Следует отметить труда тагах авторов, кап З.П. Баталов, 4. М. Бурлацкий, К.С.Гад«иов, А.А.Галкин, Ь. К. Глади липа, Л,Н. Коган, А.А.Когтева, С.И.Лялькина, В.В.Мшвениерадзе.В.Ю.Смор-гунова, М.Н. Сёндрик и др.

Достаточно полно нсследэваны проблемы структуры политического сознания, однако преобладали труды, дашиэ ос вешание проблемы в синхроническом аспекте. Проблема« эмпирического в теоретического уровней политического сознания, взаиыодейст -вию политической идеологии и политической психологии, специализированному н массовому политическому сознанию посвяюени работы Н.Б.'Еиккенина, Т.'В.Горбуновой, П.С.Рряциемского, : В.Иванова, И.Т.-Касавина, А.Г.Ковалева, И.Т.Ловыкинэ.', ,П.Й.Лу-коьакой, Л.С.Мамута, А.П.Носкова, Б.Ф.Порпшева, Б.Я.Гукшан -ского, Д'.'Рпда, 'Н.М.Сапожникава, 11.А.Сергиенко, В.И.Толстых, А.К.Уледова, Г.Яновского и др.

Обусловленность политического сознания широким социо -культурным контекстом его развития изучается. только в самое последнее время. Ш*но выделить работы Л.С.Ахиеэера, А.А.Леоновой, С.В.Оболенской.

Приоритет -в 'рассмотрении проблем политической культуры принадлежит англо-американским авторам. В последние два десятилетия появились содержательные исследования и в отечественной науке. Осшее стремление ученых состоит в попытках отразить ценностно-волевые структуры деятельности в политике,, уйти от преувеличенного обозначения роли институционального фактора в политическом процессе. Наиболее обстоятельные научные исследования провели Г.Алмонд, Ф.М.Бурлацкий, С.Верба,

- 5 -

Е. Вятр, К.С.Гад»иев, А.А.Галкин, А. Б.Зубов, Н.М.Кейзеров, Л.Н.Коган, С.Коэн, Л.Е.Кубс>'ель, А.Лейпхарт, ДЛоуэлл, Л.В. "Пай, А.С.Ианарин, В. A. Peine гни ко в, А.М.Салмин, Р.Такер, С.Уайт и др.

Поскольку определе;^"?'.а разноглосия е определении сущности политической культуры •.•сходят из иногокачественности культуры, диссертант стремился обобпить достижения отечест -венной и эарубетюй культурологии. Следует особо подчеркнуть труды С.С. Аверинцева, Ю.Е.Бэреэкияа, К.Гнрца, Ы.Ноула, Б.Ма-ляновского, Е.М.Мелетинского, Е. В.Ревуленковой, В.Н.Ромало ,-ва, С.Скрибнера, В.Н.Топорова и др., раз зи ваших проблематику чз лове ко творческой сущности культурных процессов.

Ряд важных .'^пектов становления специализированного и массового симпрактическсго и рефлективного политического сознания отражен в работах Л.Б.Алаева, Л.С.Васильева, Ж.-П.Вцр-нана, А.А.Вигасина, А.Б.Зубова, Л.Е.Куббеля, М.К.Петрова, А. И.Першицз, В.Д.Плахой, В.Н.Роыанова, П.Тульвисте, В.Н.Лр-хо и др.

Конкретизация некоторых важных влаимосвязей политической культуры и политического сознания проведена в нсследо -воииях Э.Фромма, Т.Адорю, Р.Г.Апресяна (первичный нравственный опит); К.Леви-Стросса, П.Шзффа, А.В.Ахутина, £. В. Fb-вунэнковой (коллективные социальные аффекты); В.П.Зфродалсо-на, А.Г.Понугаевой (механизм импринтинга и имгрессинга); школы исследователей во главе с Д.Н.Узнадзе (установка); С.М.Мурадяна (стереотип).

Исследование автором проблемы становления исторических типов российского политического сознаяия осуществлялось на базе работ Г.П.Артёмовз, А.С.Ахиезера, С.В.Буиуева, Ч.Д*. Гальперина, А.В.Дворничвшсо, Г.М.Зиборова, А.В.Карташзва, А.И.Клибанова, В. А. Крас иль щи нова, Я.С.Мамута, Г.Е.Миронова, И.К.Пентина, Ю.С.Пивоварова! Е.Г.Плимака, 0. В.Поповой, О.М. Р&пова, 3.А,Решетникова, А.В.Втбова, И.Я.Фроянова, Д*г.Фурмана, В.Г. Хороса» В,Е.Чертихина, А.1Шемана и др.

В целом, анализ изученности проблем показывает, что связи политической культуры и политического сознания иссле-дбваны в неполной маре. Научный анализ затруднен недостп -

_ О -

точным вниманием з литературе к характеристикам сущностных аспектов указанных феноменов, слабой изученностью генезиса политической »изни г аспекте ее культурной детерминации. Отсутствуют целостные исследования деятельностных оснований, лежащих в основе становления политической культуры и политического сознания как единого процесса. Сами эти политические явления зачастую рассматриваются отдельно, вне их конкретно-исторической взаимосвязи.

?1е.тгь и залагт исследования

Даль Исследования состоит з выявлении г.угсностных сЕязей политической культуры и политического сознания и в уточнении их взаимодействия в процессе развития.

Достижение данной цели включает в себя решение следую -□их задач: - ' .

I) Вшснитъ эвристические возможности культурологического детерминизма при анализе политического -сознания.

к.) Уточнить сушостнце характеристики понятия "полити -чес кап культура".

о) Проанализировать обизе к особенное во взаимосвязях политической культура и политического сознания.

4) .Рассмотреть структурно-генетические взаимосвязи политической культуры и политического сознания.

5) Исследовать конкретно-исторические аспекты становления российского политического сознания в его взаимосвязи с отечественной политической культурой.

Твртатодескбч и методологическая основа диссертации

Методология Исследования опирается.на диалектико-мате -риалистический подход. Игпользовьны общенаучные принципы познания, сравнительно-исторические методы, содержащиеся в трудах сторонников классического рационализма, соцкокультурюго петерлинизма, культурантропологии, позитивистской социологии.

Методика исследовании предполагает обобщение научной литературы современных отечественных авторов и р^тда зарубежных исследователей.

Нпучнпц нппипна работы постоит в Рыявлонии в диньмиче -с ко и системе политического сознания относительно устойчивых сигсыуцгол, последующем определении эшкгсимостн структуры по-

литического сознания от детершннрушего влияния политичэ -ской куль туры | а также анализе взаимосвязей политической культуры и политического сознания на формально-логическом уровне с привлечением категориального аппарата диалектики. Выявленные таким образом закономерности применено для исследования генезиса политической культуры и политического со -знания России как результата переосмысления архетипов поте-старно-полмтической культуры славянства в период многовеко -вого совершенствопашя российской государзтвеннооти. Особо отмечено имплицитное воздействие политической культуры на становление исторических типов политического сознания ГЬссии, указаны возможности гар/онического сочетания ценностей самобытной политичег <чзй культуры в период современной российской модернизации.

Результаты исследования могут быть резюмированы в поло-гениях. выносимых на защиту:

1. Политическое сознание в единстве индивидуального и общественного сознания, эмпирического и теоретического его уровней, политической идеологии и политической психологии представляет собой диалектически организованную систему детерминированную социокультурными характеристиками субъекта. Социокультурный подход к анализу политического сознания акцентирует внимание на ценностных ориентациях субъекта,позволяет понять единство архаики и ин но раций, рациональных и чувственных аспектов политического сознания. Субъектно-лич -ностный, человекотворческмй характер ценностей и смыслов культуры обусловливает вариативное саморазвитие политического сознания.

2. Взаимоотношения политической культуры и политического сознания исследуются, исходя из звристнчзских возможностей деятельноетного подхода, утверждающего налитое каузально-динамических с вязе ме»ду культурой и сознанием, с одной стороны, и исторически сложившимися типами социальной дея -тельности, с другой. Дэятельностянй, ку.тьтурантропологи че -ский подход предполагает выявление предельных основэний политической культур» - исторического опыта применения субъектом политической власти рот удовлетворения актуальных потреб-

нос те й.

3. Политическая культура, выра^аюзтзя меру освоения субъектом исторического опита в политической сфере общества, проявляет себя через стереотипы деятельности и мышления, ец-текакшие из имплицитно присутствующих у субъекта ценностных ориентации, лишь частично рационально эксплицируемых. Одной из форм такой экспликации архетипов, норл, ценностей политической культуры выступает политическое сознание, причем концепция политической культуры позволяет объяснить моменты единства политического сознания на микро- и макроуровне социума.

4. Несмотря на близость структур политической культуры и политического сознания, сущностные характеристики данных финоыенов .различны. Преобладание аксиологического аспекта у политической культуры н когнитивного у политического сознания определяют своеобразие взаимоотношений исследуемых явлений.' Соотношение политической культуры и политического сознания мокет бить вкрачено черэз диалектику фориы и содержания. Относительная устойчивость политико-культурной формы и динамизм политического сознания, понимаемого з качестве категории "содержание", позволяет субъекту политической доя -тельности творчески модифицировать политические традиции,сохраняя преемственность в развитии.

5. Разработанная методика дает возможность проанализи - ■ ровать генезис континуума политической культуру и политиче -ского сознания. Протополитические общества демонстрируют слитность в ритуале информационного и прагматического,властного еспектов, ценностных архетипов и симпрактического про-тополитического сознания. Своеобразие модификации традиционной культуры в период политогенеза у восточной и западноевропейской цивилизаций формируется на базе явления "власть -собственность", особенностей "первичных политических представлений" этноса. Историческое своеобразие политического сознания России определяется его относительной гомогенностью в период борьбы с геноцидом кочевников, что было результатом контаминации смыслов общинной консенсуальности и великокня -»некого отатизмз. Относительно гомогенное политическое со-

знание' дифференцируется в период рефорл Ж1-ПШ веков в тра диционалистский и модернистский варианты консенсуального и - -этатистского типов. Значение гар.юнического синтеза ценностей народоправства и единовластия остается важнейшей проблемой современных российских реформ.-

Теоретическая и практическая знаггимость работы . Теоретическое значение работы определяется прежде всего тем, что большинство проблем, исследуемых автором, вплетается в ткань современного обновления отечественной философии, особенно ее политической проблематики. Саму диссертационную -работу мо'пю рассматривать как одну из вариаций современного политического сознания на его теоретическом уровне, как попытку аргумента^ъанного участия в философских дискуссиях ' реформирующейся ЗРоссии.

Концепция работы мотет быть использована в преподавании социальной философии я социологии, в частности, для разработки спецкурсов политической тематики.

А; воды и рекомендации работы вагны для осознания властными структурами специфики политико-культурных процессов. . Конкретное соотношение властных полномочий центра и местного самоуправления должно задаваться не произвольно, а через знание конкретных особенностей политической культуры.

Материалы диссертации могут быть использованы также в пропаганде философских знаний среди населения.

Апробация работы

Основные теоретические поло»ения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на методологических семинарах ИШ при УрГУ (1983 г.), на Всесоюзной научной конференции (Ленинград, 1935 г.), на городской (Иркутск, 1987 г.) и республиканской конференциях (РЬстов-на-Дону, 1992 г.). ,

На основе материалов исследования издавались методмче -ские разработки. Обобщения и выводы диссертации включены ая-. тором в лекционный курс, использовались в докладах и сообщениях на методологических семинарах.

Диссертация обсудена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии и экспертной группой специализированного совета Д.063.32.05 по защите диссертаций на соиске. -

- 10 -

нив учений степени 'доктора философских наук при Иркутском государственном университете.

Структура диссертации

Диссертация состоит :из ¡введения, двух глав, содержащих пять параграфов,, и .заключат®. -Обший объем работы 155 страниц машинописного '/ге.кста. iQiwaoïK литературы включает 235 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕШАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрыта актуальность темы диссертации, показана степень ее разработанности, формулируется цель и задачи исследования, изложены его теоретико-методологические основы.

£ главе I - "Политическая культура и политическео сознание: методологические подходы к анализу взаимосвязей" дан анализ возможностей культурологического детерминизма при изучении политического сознания, уточнены сущностные характеристики политической культуры, исследовано общее и особенное во взаимосвязях политической культуры и политического сознания.

В § I "Система политического сознания и проблема социокультурного детерминизма" отмечается, что обзор подходов к анализу политического сознания показывает наличие частичных, аспектных воззрений на данное явление. В диссертации указы -вается, что такие точки зрения взаимно дополняют друг друга, что политическое сознание есть многомерный объект исследования в единстве индивидуального и общественного сознания, эмпирического и теоретического его уровней, политической идеологии и политической психологии.

Надличностный, но не внеличностный характер полнтическог го сознания показывает "снятость" творчества индивидуально-групповой политической активности, ai лирическое политическое сознание как повседневный опыт обшения людей с публичной властью слито с практикой, эмоционально насыщено,не рефлек -тивно. Анализ показывает, что оно организовано "здравым смыслом" - единством чувственного опыта и интуиции, базирующейся на слабопровервншх аналогиях. Эмпирическое политиче-

- и - ■

1 <

с кое сознание дает мыслительный материал для теоретического сознания, получая от него обратное влияние в виде усвоения . отдельных -политических идей, лозунгов и т.д.

Теоретическое, специализированное политическое сознание чаше всего преодолевает ограниченность эмпирической базы и прилагает категориальный аппарат для критически-рефлективной переработки обыденного сознания.

Прослеживается действие механизмов взаимовлияния поли -тической психологии и политической идеологии через внушение и убеждение. Показано, что сущность» внушения выступает эмоциональное- доверие к авторитету, а сущностью убеждения - рациональная аргументация. Подражание, конформизм и иные механизмы взаимосвязи есть модификация внушения и убеждения.

Осуществив формально-логический анализ политического сознания в еспекте его структурах связей, автор переходит к изучению его исторической обусловленности политической и иной общественной практикой.

В диссертации показано, что социально-классовая обусловленность политического сознания в марксистской концепции выступает элементом более обших причинно-следственных связей в конкретных, рационально-техногенных цивилизациях. Обшая,универсальная обусловленность политического сознания заключена во влиянии на него совокупного исторического опыта, культуры.

Культура, как организованный опыт предшествующей истории, воспроизводит общественную целостность и отдельные ее элементы, такие, как политическое сознание.

Политическая культура в виде идеальных схем политической деятельности, динамичных стереотипов неявно, имплицитно влияет на формирование политического сознания как непосред -ственно, так и через консервативные структуры социально-по -литических отношений. Особое место в структуре культурной детерминации политического сознания занимают нравственные архетипы - первооснова политического опыта общности.

Политическая культура, испытывающая здияние инноваций, оценивающая реальность в категориях прошлого и будущего,своим ценностно-смысловым характером предопределяет возможность имплицитного обобщения, консенсуса личностных и групповых

фор.! политического сознания, выведения его на общественно-значимый уровень. -

В § 2 "Понятно политической культуры" обоснована необ -ходимость выяснения сущности политической культуры - еноте -

образующего элемента политического сознания. Политическая культура мо«*ет исследоваться как~со стороны понятия полити -та, так и со стороны категории культура. Игходя из целей исследования, диссертант показывает возможность псдхода,делаю-иего акцент на субъективной стороне политической жизни.

Многоаспектность понимания культуры заставила такге определиться в трактовке ее в рамках данной работы. Диссер -тачт полагает деятельноетный подход к исследованию культур -кого феномена эвристически наиболее интересным.

Ценностно-смысловая сторона культуры исключительно устойчива во времени, допуская модификацию смыслов в процессе диалога, культур е новых исторических условиях. Архаичные схемы опыта, заключенные в культуре, проявляют себя в виде фрейдистски трактуемого архетипа (К. -Г. Снг), в виде "коллективных представлений", содзрчашх закодированный опит предков (З.Дорктейм), в виде образца для подражания, иррациональ-^ но усваиваемого (М.Злиаде) к т.п. Интуитивное выявление про" образа-прхетипа, переосмысливаемого новыми поколениями, происходит в вербальной, письменной форме, и в экономичной форме символа. Но в любом случае и архетипы, я инновационная их модификация долтаы быть объективи|ованы» что следует из че-ловекотворческого характера культуры, Иленно объективированность фактов культут-ч позтоллот отделить культурные феномены от флрм сознания при всей относительности такого разделения.

Несмотря' на очевидную значимость аксиологического аспекта культурологии, ценность его относительна, так как не зноя зокоцомерностей становления ценностей, смыслов и символов в совместной деятельности, трудно прогнозировать их возможную трансформацию. Это определяет особый интерес диссер -тента к деятельнее тней, культурантро по логической стороне политических процессов.

В диссертации аргументируется необходимость анализа политических компонентов архетипов средствами политической ан-

трепологии и этнографии, изучаппих протополитичзские (потес-тарные) феномены. Политические архетипы в качестве ценностей "неявного знания" задают поле знсоко вероятного поседения субъекта в современных политических структурах.

Осознание политической философией и социологией указанных обстоятельств определило внимание неумного сообщества к политической культуре. £ исследовании прослеживается поста -пенное становление концепции политической культури. Получиз-вие научное признание первые определения политической куль -туры имели европоцентристский подтекст, виделявейй ряд ценностей специфической-западной демократии - рациональную организацию, секулярность, мажеритэризм,- активизм и т.д. - В ка-стояшее время западная философия политики питается преодолеть ограниченность моделей, политической культура, обобпаЬ-ших опыт Запада, путем развития концепции политической культуры "многосоставной демократии" (АЛейпхарт).

С точки зрения диссертанта, консенсуальноя ориентация политических культур есть, по существу, обобщение опыта политического согласования интересов в ряде ■ воеточных обсеств. Восточные политические культуры Индии, Японии, Китая с их отказом от крайностей конкурентного противоборства, 'со стремлением к понимании позиции оппонентов позволили решать проблемы модернизации общества при минимальных издержках. Своеобразный опыт кросс культурных взаимодействий этих еос точных стран с западной системой представительной демократии ссо -бенно ценен, на нал взгляд, для реформирующейся России.

Наибольшее раззитие деятельностно/у подходи к политической культуре зафиксировав англо-американской науке. Многие западане авторы исходили из необходимости актуализации идеи сметанного правления Аристотеля, Полибия и Цицерона, .предполагавшей гармоничное сочетание лучших сторон монархии, аристократии и демократии в единой политической системе. Такое сочетание практически возмо»-но только на основе зчэляч политических ориентация людей, субъективных предпочтении во властных отнесениях* Именно эти моменты ценностных орионта -цчй в политик, выливавшихся в поведенческие реакции, были зафиксированы ь большинстве концепций политической культура.

При этом одни авторы считали важнейшим качеством поли -тической культуры большум или меньшую близость к нормам "активистского" поведения англо-американской традиции (Г.Алмонд, С.Верба, ДЛЬузлл и др.); другие исследователи акцентировали внимание на значимости успешного политического опыта для закрепления образцов политической культуры (Ф.М.Бурлацкий, А.А.Галкин), третьи отмечали возможность объединения политического управлени: и самоуправления, благодаря интегрирующим нормам политической культуры (Л.Пай, Ю.А.Замошкин, Н.М.Кей -зеров).

В процессе научной дискуссии складывается мнение о том, что политическая культура есть единство, взаимопроникновение когнитивных, эмоционально-ценностных и праксеологических элементов. Также наблюдается единое мнение о мировоззренче -ском характере проявлений политической культуры. Концентра ция знаний оценочного характера заставляет рассматривать политическую культуру в качестве регулятивного начала.

Политическая культура может быть определена как зафик -сированный в обычаях, традициях, нормах, ориентэциях, ценностях, образцах поведения опыт, деятельная "память" о прошлом обшества или отдельных его элементов по поводу политической власти.

В § 3 "Соотношение политической культуры и политического сознания" в садом общем виде, в* виде структурно-логичэ -ской схемы показаны взаимосвязи исследуемых явлений.

В диссертации проводится анализ существующих подходов к этой проблеме. Выделяется точка зрения Л.Н.Когана, акценти -руянего внимание на объективированности фактов культуры в отличие от элементов сознания. О.М.Еурлацкий и А.А.Галкин отмечают явное преобладание когнитивных компонентов в политическом сознании в противовес ценностно-смысловым сущностным структура« политической культуры. Эти политологи та;:*е верно заметили возможность существования политического сознания то в качестве более широкого понятия, чем политике -екая культура, то, наоборот, более узкого. В диссертации показало, как этот тезис проясняется при уточнении специфики конкретных субъект-субъектные взаимодействий, политико-куль-

литичсскиз и нравственно-религиозные- смыслы в легитимист:, одобряемую массой "власть царизма, сменяется идеологией самодостаточного, религиозно неограниченного абсолютизма петровских времен.

Автор обосновывает фундпментальнуг значимость изменив -изгое я содержания .деятельности российского этноса в дифференциации гомогенного в сущностных моментах политического сознания России. Значительное усиление элеьонгов народных утопий, связанных с консенеуальным, общинным архетипом сало-, управления сочетается с компонентами массового сознания, отражавшими сомнение в легитимности отдоль"их монархов.

■Ь ХУШ веке специализированное сознание дворянской интеллигенции продуши^т наряду с апологетикой самоцер»агного этатизма варианты модершетского либерального сознания. Политическое кросс-нуль турное ЕзаимолеРстйие с Западной Европой, развитие политической борьбы с царизмом генерировали спектр как традиционалистских, так и ыолерииетских вариантов и этатистского, и консенсуального политического сознания, в котором явно преобладали этатистские ('орлы. Либеральные полити -ческие воззрения л силу слабого политико-культурного обоснования были в России .ыаловлиттельны.

Противоборство .идеальных .моделей политического развития России в XX столетии .наказало слабую выраженность политико-культурюго диалога, стремление к доминированию у явного большинства .исторических мтов политического сознания. Результатом стали |реувозгицйойиь?а пзтрясенвд, тоталитарный политический реттм.

3 условиях политической модернизации России конца XX века, проломает оставаться актуальной проблема диалога и синтеза двух осношкх ценностей политической культур! - ценностей единовластия (этатизма) и народовластия (консенсуодь-ности). Разработка и-углубление философской концепции взеимо-действия политической культуры и политике кого сознания с по -собно дать серьезное научное обоснование элективной политической модернизации РЬссии.

В заключении подводятся итоги исследования, намечается перспективы дальнейшей разработки проблемы.

- 22 -

По токе диссертации опубликованы следующие табота:

1. Активизация человеческого фактора как условие развития политического сознания //ХХУП съезд КПСС о месте и роли человеческого фактора в перестройке общественного сознания советских людей, воинов армии и Флота: Тез. докл. научн. конф. - Иркутск, 1987. (0,25 п.л.).

2. Политическая культура России. - Иркутск, 1995. (0,7 п.л.).

3. Политическая культура и политическое сознание: методологические подходы к анализу взаимосвязей. - Иркутск, 1995.

п.л.).