автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Место религии в системе культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Место религии в системе культуры"
Тг 1130
ШШСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРУЗИНСКОЙ ССР
ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВШЩ УНИВЕРСИШ ШШИ И.А.ДЖАВАШШИЖ
На правах рукописи
удк а.*ооз
ЧИШШШ1 Ыанана Владея ропна
МЕСТО РЕЖГШ В СШТЕШ ХУЛЬГ/Ш
Специальность - 09.00.06 - НадчяаЙ птоязу,история
раднгаа и зтоззул
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соисканаа тчаао! стапоиз кандидата философолаж наук
Т б И л 3 С :1 - 1920
Работа выполнена на кафедре этики а религиоведения Тбилисского государственного университета имени И.Джавахишвили.
Научный руководитель - профессор ОД.Габидзашвили
Официальные оппонента- доктор философских наук ,
профессор Гегешидзе Д.В. кандидат философских наук, доцент Гогоберишвили В.Г.
Ведущая организация - кафедрц философии Политехнического
университета
Защита диссертации состоится " 1990 года
в " 16 " часов на заседания специализированного совета К 057.03.20 по присуждению ученых степеней кандидата философ-скит наук при Тбилисском государственном университете по адресу: 360028, г.Тбилиси.пр.И.Чавчавадзе,1.
С диссертацией кохно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского государственного университета,
Автореферат разослан "СУктШкУ 1990 года.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,
доцент р Р.Циквадзе
ТС^Г-.П;
на." I
.ТШЗ1
иел | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
яаций 'с
-¿Актуальность проблемы. Исследование культури и религии, их роли и социальной функции в истории общества - одна из актуальных проблем обществоведения и культурологии. Проблема эта не нова и сопутствует всей истории человеческой деягель-, ности. Тем не менее сегодня, когда во всех сферах жизни происходят серьезные революционные перемены, она приобретает особую остроту и требует серьезного осмысления целого ряда вопросов, смелой ломки многих превратившихся в догму воззрений.обоснованной, аргументированной теории, соответствующей современной эпохе.
Актуальность исследования проблемы взаимосвязи культуры и религии обусловлена также тем, что на сегодня все еще нет однозначного ответа на вопрос, какое место занимает религия в системе культуры, какую роль она выполняет в процессе развития , цивилизации. В связи с этим мнений: первое объявляет религию единственной основой и условием культуры, а все противоречащие религии явления считает чуждцми культуре. В соответствии со вторым мнением, у религии нет ничего общего с культурой,более того - в развитии культуры она играла скорее отрицательную роль. Существует также мнение, что религия является преходящим элементом культуры. В такой ситуации необходимо внести ясность в поставленную проблему, отвести каждому факту и явлению заняли соответствующее ему место.
Исследуемая проблема превде всего требует определения понятий культуры и религии. И здесь мы также сталкиваемся с раз-\ нообразием мнений. Под культурой можно подразумевать многое,но Главное то, что её основное содержание довольно неизменно, а именно: культура есть единство созданных человеком материальных и духовных ценностей. Религию также можно определять по разному, но ее основным элементом остается вера, .в сверхъестественное, которая находит выражение в определенной системе действий и эмоций.
Мы но сможем объяснить взаимосвязь культуры и религии без проникновения в глубокие корни их генезиса и эволюции. А отсвда можно сделать вывод о том, что культура и религия - исторические категории и тлеют довольно заметные точки соприкосновения.
Проблемы культуры и религии приобрели особую актуальность в условиях современной научно-технической революции, которая оказала серьезное влияние как на религию, так и на всю духовную культуру человечества. В связи с этим было создано множество теорий, среди которцх выделяется одна, согласно которой культура человечества целиком опирается на христианство, поскольку христианство утвервдает свободу, являющуюся источником творчества. Не меньшей популярностью пользуется мнение, что религия есть вера в такие высшие ценности, приобщаясь к которым человек достигает своего совершенства как индивидуум. Вся история развития человечества-свидетельствует, что в культурах всех без исключения народов, религия сыгоала весьма значительную роль.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена и тем, что вопрос взаимосвязи культуры и религии почти не рассматривался в связи с анализом конкретного материала. В настоящей работе предпринята попытка прослздить взиамосвязь культуры и религии на примере изучения грузинской национальной культуры и установления культуротворческой функции язычества и христианства.
Уровень научной разработки проблемы. Интерес к проблеме взаимосвязи культуры и религии кале в чисто научной, так и в теологической литературе за последний период значительно возрос. К соталешгы, исследовании-этой проблемы в пешей республике до последнего времени не уделялось долкного вшыания. Правда, исследованию феломена культуры и феномена религии, как социального явления, в отдельности на грузинском языке посвящены немало значительных трудов, однако вопросы связи этих двух явлений почти не затрагивались специалистами. И все же нельзя не упомянуть некоторые из трудов грузинских философов. Здесь превде всего нужно назвать труд профессора А.Бочоригцвили "Что 5 такое культура?", в котором автор дает глубокий историко-фило- 1 со$ск:!Й анализ феномена культуры. Автор относит к культуре только те явления, которые имрют какую-либо ценность.
Представляет интерес также труд проф.Н.Чавчавадуе "Культура и ценности", в котором он касается кардинальных <$илософских проблем культуры. В зтой работе культура рассматривается с позиций гуманистически-аксиолохичсской юищетши, согласно кото-
рой она является миром осуществленных ценностей. В работе исследуются проблемы структуры и динамики культуры и иерархии цешюстей, внутренних и внешних факторов развития культуры, специфики философии культури.
Заслуживает внимания работа Т.Мтибелангоили "Культура и социалистический гуманизм", в шторой в свете ценностных понятий показана гуманистическая сущность культуры. Гуманизм культуры понимается автором как преодоление индивидуализма и абсолютизма. В работе показано, что единственной гуманной формой взаимоотношения типов культури является диалог, проанализированы причины кризиса европейской культури и обоснована решаю-и!ал роль человеческого фактора в деле дальнейшей гуманизации культури.
Представляющий для нас интерес материал содержится в книге Д.Чхиквишвили "Нация, культура и социализм". В ней рассмотрены такие важнейшие вопросы многообразной советской культуры, как: предпосылки социалистической культурой революции, ее цели и задачи; образование социалистических наций; создание новой исторической общности людей - советского народа. Особо подчеркивается в работе единство национального и интернационального в многонациональной советской культуре. Вопросы культуры рассматриваются как в теоретическом, так и в историческом аспекте,на фоне критики буржуазных теорий. Тем не менее необходимо отметить, что основные положения работы на сегодняшний день почти неприемлемы и вызывают серьезные споры.
Интересный исторический материал представлен в работе О.Га-бидзашвили и Д.Гегешидзе "Религиозная вера и научное знание", где рассмотрены основные моменты противопоставления научного знания и религиозной веры, процесс и суть преобразования религиозной веры в мировую религию, определено вз&гмоотношение религии с другими формами общественного сознания.
В связи с исследуемой проблемой' не лишена интереса работа Д.Гегешидзе "Критика богословских концепций места и роли христианства в истории Грузии". В ней автор пытается выяснить суть богословской концепции места и роли христианства в истории Грузии и мотивы гиперболизации роли грузинской церкви в деле политического объединения феодальной Грузни; автор обос- •
новывает антиисторический характер экзетики распространения христианства в Грузки, беспочвенность богословских интерпретаций существования в Грузии противоположных православию религий и претензий на сохранение читоты христианских принципов в грузинском православии, ошибочность православной кошюнции культуры,
I
Глубокое философское исследование проведено в работе В.Го-гоберипвили "Пробле;,ш религии в условиях научно-технической революции"; как справедливо указывает автор, научно-техническая революция проникла во все сферы жизни и оставила в них свой след. Конечно, не обошло ее влияние и религию. Автор считает, что если бы научно-технический прогресс, исходя из исторического опита XIX века, развивался в традиционном для себя "направлении"то сегодня должно било бы исчезнуть само понятие религии. Однако произошло обратное: была заложена основа для нового возрождения религии, на что теологи сегодня возлагают большие надездц. Сама возможность термоядерной катастрофы, обязанной своим приближением научно-технической революции, со всей силой выявила "спасительную функцию" христианской религии. Можно подумать, что христианство только и ожидало наступления отого момента, чтобы до конца осознать свое истинное предназначение. Это породило ситуацию, при которой на все возникшие вследствие материально-технической революции проблемы у современных богословов имеется претензия на компетентный ответ. В работе делается попытка последовательно рассмотреть ответы современных христианских богословов на эти возникшие вследствие научно-технической революции проблемы и ползать их место в свете истинного разрешения проблема спасетм человечества.
В связи с исследуемой темой заслуживающий внимания материал содержит работа О.Джиоева "Что такое культура?"
Вопросам взиамосвязи культуры и нравственности, роли культуры в условиях научно-технической революции посвящены труды Т.Пипия и И.Каландия.
Интересный материал по исследуемой проблеме содержится в богатом литературном и историческом наследии Ив.Джавахишвили, К.Кекелидзе, С.Джанашиа, Н.Бердзенишвили, М.Алексиывили и дру-
гтос грузинских ученых^
Интересные труди по вопросам культуры и религии опубликованы русскими авторами, среди шгх следует назвать: Артамонов-скии С.Н. - "Некоторые проблемы теории культуры" (Л.,1977); Баллер Э.А. и Косолапой С.М. "Культура как общественное явление" (М.: Знание, I960); Алексеев В.П. "В поисках предков", Анаропологпя и история (М.: Сов.Россия,1972); Герасимов М.М. "Люди каменного века" (М.: Наука, 1964); Лосев А.Ф. "Эстетика Возрождении" (М.,1978); Глаголев B.C. "Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики (М.: Мысль, 1985).
/Во всех названных трудах собрал богатый материал, цред-ставлянций для нас интерес, хотя некоторые их положения спорны. Тем ire менее в названных трудах почти не затрагиваются непосредственно вопроси взаимосвязи культуры и религии, тем более конкретно на грузинском материале. Мы поставили своей целью именно эту задачу, так как считаем, что анализ конкретного материала поможет глубже уяснить исследуемую проблему.
Основные цели и задачи работы. Основные цели и задачи диссертационной работы можно представить следующим образом:
- проанализировать понятия культуры и религии, показать их генезис и эволюцию;
- на примере истории человечества обосновать феномены культуры и религии как исторические категории, провести их сравнительный анализ;
- охарактеризовать те теории взаимосвязи культуры и религии, в которых наиболее отчетливо выражена их сущность. Показать, как переплетаются друг с другом два этих явления в исторических процессах;
- изучить роль религии в системе культуры на основании анализа основных элементов религии с использованием конкретного историко-философского материала;
I См.:Ляавахишвшт Ив. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа.-Тбилиси: Изд.АН ГССР.1946; Кекелид-зе К. История древнегрузинской литературы, в 2-х томах.-Тбилиси: Мещшзреба,1980,т.2; Бешэеншвили П. Вопросы истории Гпузяи.-Тбилиси: Мешиереба,1987,т.5; Дканашя 0.Труды.-Тбилиси: Мецшюреба,1987,т.5; Алексишвили М. К вопросу понимания и оценки христианской религии.-Тбилиси,1957.
- охарактеризовать конкретно грузинскую материальную и ду-xoiuryiu К1>»тлу1>у к показать, роль пели not в развитии культуры с Грузли в эпохи язычества и христианства.
Эти цели диссертационной работы требовали решения следую-¡тлх основных задач: преядо всего ка основании анализа' сущест-nyxtcix материалов опровбргнуть те краШпю, взаимонсключаюааю взгляды, которые до настоящего времени в иазаей философской литератур0 занимают определенное место. Выявить те исторические ценности человеческой культура, конкретным отражением которых является грузинская материальная и духовная культура.
• Научную новизну диссертации можно обосновать р ладо сведущих основних положений:
I. Впервые в грузинской философской литературе дается непосредственная характеристика взаимосвязи культуры к религии. 2» В работе охарактеризованы основные теории, которые с разных, сторон рассматривают проблемы взаимосвязи культуры и религии,
3, Еперино с цель» определения места религии в культуре выдвинуты на передний план кошфетше материалы грузинской нацис-иал1:пс:'1 духооной и материальной культуры.
4, В работе сделана попытка преодоления крайних взглядов, поставленной проблеме.
5, В работе, с учетом характера современных условий, по-новому осзсщснн целы;'. ряд вопросов, обсуждение которых прежде было кепозмомю.
ЬЫ считаем, что предпринятая в работе попытка постановки н освещения проблемы взаимосвязи культуры и религии будет способствовать в дальнейшем ее более глубоко*,у исследованию, разработке и конкретизации.
Ндж<тичсскос значошю исследования. Основной материал .выводы и результата исследования могут бить использованы в процессе преподавания в ПУ2ах вопросов религиоведения, истории реллпии tcopjw культуры и др. Исследование также может принести яольэу широко.* о<5«сотцешсостц, интересующейся вопросами рели-ии а культур«. '
,\лхсбгу.!л рабоед. Ookowho пожжет« диссертант обсуждо-<с;с:. ит. rafq.vpo фп^осс^у! Ь^чч-псслоач) иадтозашчосдоп» кнетк-гут-:. tVio'iv.i в ио.-чмм 0ut.;:;.i0 t\iim обсуздгок* чя тсаЯодре отпет
« кдадаши 'ftiliJitfWXO."» lVC%№r>V\TA'lluW• У/>1ШО}>СИП ТО.
Отдельные зодросн работы били заложены и встречены о одобрением на заучной конференции з г.Кутаиси.
Структура работы. Диссертация состоит 713 введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа содержит . Щй машинописных листа.
СОДИРШШВ РЛШШ
Во введе!пш обоснованы актуальность проблемы, состояние ее разработки и научная новизна исследования, Здесь ж дан обзор основной литературы, так или иначе связанной с исследуемой проблемой. Во введении же показано практкчзскоз зизлспчз работы.
В нотой главе диосеттгаши - "Допросы со здания теории культуры и религии" - дана дефишпшя понятий культуры и реж-гии, показаны существующие в этом вопроса '¡аияи'шя здалала попытка установления их социальной фулхасга.
IIa основе анализа отношения различных авторов к определению культуры 7становлеио, что "культура из есть отрицание цри-роды, качественно новая ступень в развитии дбйстшгтзлыюскх, преодоление единства неодушевленных, бессмысленных цредаетов, лишенных ценности, культура есть обновление, эе очухотзореняе и мир ценностей".
Ценность же есть не проекция субъективной потребности "а мир, а отражение реальных существующих объективно откожзни!! между человеком и миром.
История культуры любого народа подтверждает, что аульсура, как собственная, так и заимствованная у деугих и ставшая затем родной, есть реальная сила, которая помогает пароду л борьбе против внутренних и внешних врагов, в защите звозй еачебн*-кости, своего места под солнцем. Культура способна азрздагать энергию только тогда, когда она глубоко пустила :сорш в ной жизни, овладела ее создателями и потребителам.
Народ - создатель всех материальных я духов:гяк ценностей, решающая сила общественного производства. Развитее ж общественного производства ость осноаа развитая ;j«ox ovvtün^x сторон шзшь Без народа не Оыло бч га иуэяяцэдотоп, »;« самого общества, ни естественно, культуры!:
1 Чавчавпдзо Н. Культура ч иашюс-эт,--ТОгадсг,ШЧ, c>vp,<;
2 Еаллср Э.А, Ii Ifoeojtairon G.M. Kpr&xy^a Jtrsic С13шс7пс>:*лгк> •;>> ленив.-ii., [3iü, CTp.'iÖ.
Культура погашается как действие и результат, обусловленные стремлением человека к бесконечности и вечности. В основе этого действия лежат человеческие переживания бесконечности и вечности. В первую очередь, это бесконечность возможности все большего и большего сове]эшенствования собственного существования, реально не исчерпаемая и, таким образом, никогда до конца не осуществимая, но имеющая решающее значение в культуре¿творчеств е- индивидуальная цель. Культура, творчество, по существу, представляет собой создание новой (реальной или ирреальной) действительности, имеющей определенную форму и содержание, в которой эта цель осуществляется и которая, в каждом конкретном случае, достигает цели лишь настолько, насколько возможно отражение бесконечного в конечном, т.е. лишь частично.
Основой единства культуры признана ценность. В индивидуальных явлениях культуры ценность проявляется не полностью, а лишь частично. Каждое индивидуальное явление культуры проявляет в каком—то новом аспекте и под новым углом свою основу (ценность) , что и обуславливает его неизменное значение в процессе познания этой основы. Очевидно, что казгдое явление культуры не может быть истинным открытием, здесь имеют место определенные повторы, "серийность", хотя и с гораздо большей точностью, чем в природе, но это не имеет существенного значения, так как истинной индивидуальностью обладают не тоги, а те "оригиналы", копиями которых они являются и, которые, как результат истинного творчества, действительно представляют собой новое явление культуры.1
Первый признак культура, по мнению О.Джиоева, есть то,что она существует не в естественном виде, а создается в результате человеческого действия. Культура - искусственно созданный мир, но это очень общее определение культуры. Слово "культура" мы употребляем не только для обозначения созданного человеком искусственного мира, но и для характеристики самого человека и общества и, в соответствии с этим, говорим о культуре человека и общества. По существу культура - это не созданные человеком предметы, а те признаки, по которым эти предметы соотно-
I См.: Мтибелишвили Т. Культура и социалистический гуманизм.-Тбилиси, 1988, стр.67.
- ^ с _
сятся с культурой. Культуры такж не ость сам предает, как ¡ю является, к примеру, таким предметом истина, красота или добро. Кроме того, противопоставление культуры и природы мопсе т породить ложное представлен^--, будто чем больш мы отдаляемся от природы, тем более высокого уровгея достигает культура. В действительности же, отдаленность от природы вовсе не является признаком культуры. Наоборот, одшш из показателей развития культуры можно считать и степень ее единства с природой.
Как видим, понятие культуры возникло но только для обоз-начешш того, что создано действием человека, но и для его опенки: культура, культурность всегда противопоставлялась варварству. Человек, пытаясь "облагородить" приропу, облагораживался сам. Безусловно, этот процесс протекал далеко не безболезненно и гладко: иногда вместо продвижения вперед человек возвращался к варварству, но в целом, несмотря на трудности и препятствия, в истории происходил процесс становления человека, продвижения общества вперед, что видно хотя бы из того, что варварство, которое у истоков истории"человечества было неотъемлемой частью повседневной жизни, сегодня воспринимается ¡сак синоним крайней отсталости и отсутствия цивилизации и культуры.
Культура - показатель формирования человека и общества, очеловечивания человека, мера его гуманизации.*
Согласно марксистско-ленинской философии, культура предполагает дав"сферы - материальное и духовное производство общества. Понятие культуры распространяется на производство .базис и надстройку.,К материальной основе культуры относится производство, орудия труда, техника и те материальные ценности, которые созданы человеком дда удовлетворении потребностей хозяйствования и быта'. . "; ' _
Духовная же ^ культура предполагает духовную жизнь общества, общественные идеи, теории, политические', научные взгляды,, и представления, искусство, литературу, образование.
Материальная и духовная культуры органически, связаны, между собой. В диссертационной работе выявлена связь культуры с .
I См.: Дшоеь 0'. 'Что тяксё I,- Тбилиси," 19У5; стр. 6 .''
другими социальными явлениями, в частности с религией, - и дано определение сущности последней.
"Каздая религия - не что иное, как всего лишь фантастическое отранение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных сил."^"
Вера в существование сверхъестественных сил - тот общий признак, который характеризует все религии. Он является обязательным, основным и определяющим признаком религиозных воззрений.
Религия не только признает существование сверхъестественных сил, но и считает действительный мир реальным отображением этих сил. Исходя из этого и выработаны определенные системы религиозных догматов и представлений. Эти системы создают религиозную идеологию. Религиозная идеология, или теология, есть систематизированная теория псевдонаучного, религиозного учения, облеченного в теоретическую форму, которая в действительности неверна, ненаучна, но, несмотря на ото, претендует на истинность.
Религиозная идеология - основная составная часть религии. При этом религия содержит и религиозные взгляда верующих.Эти взгляды существуют в виде сочиненных верующими мифических (библейских) историй, в виде их религиозных чувств, эмоций и т.д. Единство взглядов верующих составляет содержание понятия религиозной пстаологии.
У «сех религий выработаны сложные системы религиозных действий (культа). Одни авторы придают решающее значение религиозному культу, другие - религиозным взглядам и т.д. Думается, правильно то мнение, согласно которому выработанная религиозная вера в существование сверхъестественных сил - основной, решающий признак любой религии. Тем не менее ото не означает отрицания в религии значения религиозного культа.
Целью религиозного культа является упрочение религиозных воззрений,а на основе религиозных воззрений осуществляется религиозный культ.
I Энгельс Ф. Анти-Дюринг,- - Тбилиси, 1952, стр.378.
Исходя из этого в работе сделаны следующие выводы: фантастическое отображение действительности - признак специфики религии, но для дефиниции религии констатации одного этого признака недостаточно. Основным признаком религии являются религиозные воззрения, выработанные на основе веры в супсство-вание сверхъестественных сил и включающие в себя религиозные чувства и эмоции; вера же в существование сверхъестествешшх сил подразумевает осуществление определенного религиозного действия - отправления культа.
Во втором параграфе первой главы диссертации - "Культура и религия как исторические категории" - прослежена предыстория развития общества, определяющая два значительных феномена - культуру и религии - как исторические категории, поскольку именно в условиях родового строя произошло их зарождение, развитие и дальнейшее совершенствование.
В работе история первобытного общества рассматривается в соответствии с этапами развитом, а деление первобытной эпохи на периоды осуществляется в соответствии с тем материалом, из которого в основном изготавливались орудия труда и оружие. Соответственно различаются каменный, бронзовый и железный век.
Первые археологические раскопки, целью которых было обнаружение остатков каменного века, с начала проводились, в основном во Франции. Позднее такого рода раскопки начали предприниматься и в других странах. Собранный материал, свидетельствующий о неуклонном техническом и культурном прогрессе, дает возможность выделения целого ряда ступеней. Эти последовательные ступени, выявленные по различным следам определенной человеческой деятельности в разных уголках земли, получили название той "культуры" . которая связана с! названием местности, где впервые были обнаружены наиболее типичные памятники этой культуры. ,
Во Франции в соответствии с, развитием древнего каменного века палеолит делят на более.мелкие ступени: шельская, ангельская, мустьерская, ориньякская, солзотрейекая, мадленская, -азильско-тарденуазская. Первые три эпохи причисляют нижнему палеолиту, остальные же четыре- к верхнему палеолиту. В работе дана характеристика кавдой ступени каменной) века.
Признаки религии встречаются сравнительно поздно, в верхнем палеолите, в так называемый кроманьонским период. Археологическими раскопками обнаружено множество имеющих религиозный оттенок предметов и рисунков, выполненных людьми этого периода. Особый интерес представляет обычай погребения умерших. Как выясняется, в'период RepxHero палеолита в могилу опускали различные предметы, что, по-видимому, свидетельствует о появлении представления о сверхъестественных свойствах умершего.
Комплекс первобытных представлений первоначально получил название "анимизм" (лат. arma- "дуиа"). На начальной стадии развития религии еще не 'существовало особого представления о душе, и сущность ранних религиозных воззрешШ выражиа в общих и смутных представлениях о тождестве человека и приводы и животворности последней.
Одну из самых; ранних- форм религии, в которой отражено это представление, составляет сложное социальное явление, получившее название тотемизма (пз алгонкинского языка - toUfn-"ero род"). ' . ' ..
Тотемизм - это представление о связи, существующей между человеком и каким-либо кивотным (преимущественно)- или растением, иногда неодушевленным предав том и явлением природы.
Наряду с тотемизмом,'одним из основных элементов первобытной религии является магия.- Магия - это искаженная, локная вора в существовании невидимой ебязи л воздействия как природа на человека, так и, наоборот,-- человека на природу.и людей друг на друга. ' : ' -
' . Вся последующая история религии основана главным образом на том, что тотемизм олицетворяет силы, "по'фовительствующие человеку, магия же развивается'в культ.
В первобытной религии-в виде анимистической, магической, фетишистской, тотемистской .веры нашло отражение отношения человека к силам природаí его бессилие и беспомощность перед этими силами. Поэтому лерво'быткую религию часто называют природной религией.
За распадом первобытнообщинного строя и раннего рабовла-дельчества последовали изменения в религиозных взглядах людей, что выразилось в зарождении политеистической религии.
Политеизм не отделяем от первобытной религии какой-то непреодолимой чертой, в обоих случаях мы дело имеем с обожествлением сил природы. Но если в первобытной религии отражены конкретные предметы и явления, то в политеизме они наделены -человеческим лицом и характером.
На всем протяжении истории-развития человечества культура и религия связаны-мезду собой незримы?® нитями, наполняют духовную жизнь человека.
Признается, что мышление первобытных коллективов не было полностью иррациональным, мистическим, религиозным, так как если бы древнейшее- человечество руководствовалось лишь ложными предетавлениями,, оно прервало бы свое развитие или погибло. Но для культуры родовой общины характерно смещение рациональных и ложных представлений. Так например, при лечении ран человек прибегал как к полезным целебным травам, так и к магий. Изображая .животных, он упражнялся в-навыках к охоте или учил молодых и в то же время магически обеспечивал успех будущей деятельности.^ .,
Культура и религия рассматриваются в работе как исторические категории. Они возникли на древнейшей ступени развития человечества и отразили в различных, формах многообразные процессы отношений человека с действительностью. .
Культура и религия в историческом процессе переплетались с другом, обогащали друг друга, чём по-своему.способствовали историческому прогрессу. Во взаимосвязи культуры и религии находит отражение единство рационального и иррационального, что. выделяло человека,как разумное существо, среди других существ. . ". ..
Место религии в развитии культуры зависело от степени выдвижения на первый план того ее основного элемента, который был тесно связан с условиями жизни ладей, их практической деятельностью.
В третьем параграфе первой главы диссертации - "Теории взаимосвязи культуры и религии" - показано, что вопрос взаимосвязи культуры и религии имеет продолжительную истории. Й хотя вопрос о том, включают или взаимоисклотают друг друга
I См.: Пешиц А., Монгайт А., Алексеев В. История первобытного общества,- Тбилиси, 1988, стр.184-185.
. культура и религия, решается на родных мировоззренческих уровнях, связь между ними никем не отрицается.
По Гегелю, культура есть результат развития абсолютного духа, его проявление в различной форме с тенденцией у стрем-ленности к философии ("венцу культуры"). Гегелевское понятие культуры религиозно не только потому, что вся фыософия Гегеля, по существу, - религия, выраженная в рациональной форме, но и потому, что, согласно Гегели, творчество человека в области культуры направляется богом. В процессе культурного творчества, по мнению Гегеля, разум художника приобретает небесную, божественную силу. С помощью этой божественной силы разум творца придает "прозаическому" состоянию этой действительности, с ее грубостью и уродством, гармонический и пластический дух. Творение культуры - небесного происхождения, ^поскольку рожденное в недрах человеческого духа, оно вновь продолжает вечно пребывать на почве духа, так как скрещено с духом и отражает лишь то, что возникло в согласии с ним."*
Таким образом, здесь мы имеем дело с попыткой упорядочения истории развития культуры в мистически-религиозной форме, из чего само по себе вытекает идеалистическое понимание роли культуры.
По Фр.Ницше, основанные на авторитете бога ценности вместе "со смертью Бога" обесцениваются, теряют силу. Человек оотается без ценностных ориентаций. Невозможно спасти человека, воспитанного на-европейской культуре и ее традициях. Более того, эта культура создана ложным и обманным путем.Со-, ответственно, она ложна сама по себе и не сообразуется с истинной сущностью человека,- Поэтому она должна быть отвергнута полностью, со всеми своими ценностями и всеми своими достижениями. Должна быть создана новая система ценностей и соответственно, - новый тип культуры. Носителем последней не может быть современный европейский человек, независимо от его социального положения. Поэтому,, вместе с европейской культурой должна быть отвергнута, преодолена и европейская система ценностей.
"Бог умер". Это значит, что нужно изменить старое понимание мира. Человек должен быть верен земле. Жизнь - вот, что
I Гегель. - Соч., т.ХП, стр.150.
должно быть основой культуры. В сравнении с жизнью сознание вторично, и соответственно перед ней "бледнеют" основанные на разуме нравственные и вообще любые ценности. Дух человека,по Ницше, - это нищета и грязь, жалкое самодовольство.
Несмотря на это, Ницше все же не до конца обрекает Европу на "культурное бесплодие". Он считает, что путем прохождения ступеней перевоплощения - верблюда, льва, ребенка - возможно возрождение европейского духа.
Для идеалистической культурологической традиции характерен отрыв общечеловеческих элементов культуры от их конкретно-исторических проявлений и перенос акцента на то, что ведет к искажению реального культурно-исторического процесса. Способность человека .к религии,ниспосланные свыше устойчивые общечеловеческие элементы icy ль туры" - "неизменна? божественные ценности", целенаправленный же характер культурного творчества - есть проявление "божественного замысла'.'2
По Тиллиху, типы культур проявляются во время крупных исторических событий, как в отдельном индивидуальном сознании, так и в политических движениях, религиозных течениях, но более всего - в популярных нравственных концепциях.
Взаимоотношение религии и культуры, по Тиллиху, рассматривается как взаимоотношение формы и содержания. Исходя из экстенсивного взгляда, религия охватывает все функции культуры; исходя из интенсивного - "наибольшую глубину". Тиллих предлагает выделить, три основных типа культуры. Первые два типа он считает профанированными. В одном из них содержание господствует над формой, во втором - наоборот. Третий - классический тип культуры, в котором наблвдается единство формы и содержания.
Во всех формах культуры, по мнению Тиллиха, представлен дуализм профанированной культуры и религиозной культуры. Этот дуализм выражается множеством неясностей и является переходным эвеном.
Ренессанс он рассматривает как эпоху поисков деятелями культуры ее автономии, независимости от религии. Эпоха просветительства характеризуется им как "период частичной секу-
1 Фридрих Ницще. Так говорил Заратустра.-СПБ, I9II, стр.6,II.
2 См.: Глаголев В. Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики.-М.,1985, стр.14-15.
ляризации", культура же 19-го века, - как "модель секуляризации науки и техники".*
В работе рассмотрены взгляды на эту проблему Нибура, Бердяева, Кокса, Дьюи и других.
Во второй главе диссертации - "Место религии в культуре в свете грузинского исторического материала" - указано; что для выяснения взаимосвязи культуры и религии весьма цримеча-тельный и доступный материал дает история Грузии. В грузинской материальной и духовной, языческой и христианской культуре место религии выступает с особой очевидностью.
Распространение христианства способствовало широкому развитию строительного дела во всех странах, в том числе и в Грузии, Это подтверждают сведения грузинских источников о строительной деятельности первых христианских царей: Мириана, Ба- • кура, Трдата, Мирдата и др. Царствование жо Вахтанга Горгаса-ла и Дачи отмечено интенсивным строительством светских и духовных памятников зодчества.
В древкегрузинском языке строительное искусство называлось "хурооба" (мастерство). Оно подразделялось на две отрасли: мастерство по камню и мастерство по дереву. Основу грузинского строительного искусства составляло мастерство по дереву, от него идет и традиция мастерства по камню.
Строительное дело возглавлял "хуротмодзгуари" (зодчий). Он был главным строителем и наставником. В древнейшем грузинском строительном искусстве главное место занимали культовые сооружения.
На рубеже У-УГ вв. возводятся здашш большого объема по типу бескулольных, базиликовых церквей: Болниси, .храм Анчис-хати в Тбилиси в первоначальном виде. В последние десятилетия У1 века грузинское зодчество достигает классических форм, под-твервданием чего является Большой храм Мцхе тс ко го -Джвари.
В Ш-х годах IX в. в-Самцхе была построена церковь Зарз- ' ма; в начале X в. - т.н. новая церковь Зарэма; в УЩ-ХХ вв; -V Сафара (церковь .успения -Богородицы); в Джавахети в IX в.'подстроены Кумурдо, Цкаростави, Иоане-Цмшща; в начале X в. в Шавш«ти Ашот,'эристав эрИставов. построил церковь в Тбсти; в ' Тао 1ГУП-Х1 вв.. ОИЛа 'иос.трооиа;-.Бана, IX в, - Ншхани, Иен,-., ;
малая церковь Хахули (при Давиде Куропалате); в X в. - главный собор Ошки и две малые церкви, главный собор Хахули (при Давиде Великом Куропалате), Отхтаэклесиа, Пархали; в начале XI в. был построен Экеки.
В архитектуре особо следует отметить три кафедрала: Кутаисский собор (1003 г.), Светицховели во Мцхета (1029 г.) и Алаверди в Кахети (прибл. 1040 г.).
В У1-Х вв. получает развитие национальная агиография,создаются "жития" грузинских святых. Блестящим образцом грузинской оригинальной агиографии этой поры является "Мученичество Евстафия Мцхетели" (У1 в.) анонимного автора, "Мученичество Або Тбилели" Иоанэ Сабанисдзе (УШ в.), "Житие и подвижничество Серапиона Зарзмели" Василия Зарзмели (X в.), "Житие Григола Хандзтели" Георгия Мерчуле (X в.).
Грузинская духовная поэзия берет свое начало в УП-УШ веках. Для грузинской духовной поэзии характерны не только ямбические стихи, которые имеют определенное количество слогов, и в некоторых случаях зародш простой рифмы, 'но и "гааири" из шестнадцати слогов (тлеется в виду гимн Богородице Филиппа, известный под назвашем "Вифлеемского" и имеющий важное значение для истории грузинской метрики).
В У1-Х вв. грузинская историография описывает мученичества или деяния святых, а в Х1-ХШ вв. грузинская письменность содержит уже два больших раздела: церковную и светскую художественную литературу. Из грузинской светской художественной литературы можно назвать несколько памятников: в прозы - "Ами-рандареджаниаки", "Висрамиани", в поэзии - два панегирических сочинения ("Тамариаки", "Абдулмесиани) и "Витязь в тигровой шкуре" Руставели.1
На сегодня в распоряжении грузинских ученых - следующие древнейшие памятники грузинской письменности: палестинские грузинские надписи храма Болниси (последние годы У в.), надписи Мцхетского Джвари (рубеж У1-УП вв.), т.н. ханметные тексты У1-УП вв. (тексты Евангелия), т.н. "Ханметный лекциона-рий" (У1-УП вв.). Первый датированный памятник из Самцхе относится к 616-619 гг. Дошедшая до нас древнейшая датированием. : Очерки истории Грузии. -Тбилиси, 1970, т.З, стр.283-284.
нал грузинская надпись, выбитая на одном из строительных камней храма Болниси,'откосится к 492-493 гг.
В Ж веке в Грузии существовали высшие школы, академии. Одной из таких школ являлась Гелатская академия. Монастырь Гелати был построен Давидом Строителем в 1106-1125 гг.
Существуют более поздние данные о том, что в Грузии ХШ века, кроме Гелатской, существовала еще одна высшая школа -в лице Икалтойской академии, которой руководил Арсений Икал-тоели. По преданию, высшая школа, по-видимому существовала и в Греми, но каких-либо достоверных сведений об этом не сохранилось.
Монастыри представляли собой центры просвещения средневекового общества. В Грузии и за ее пределами в то время был пе один памятник (в Палестине, Сириии, Византии, Болгарии и др.), где проводилась широкая творческая работа по научному изучению христианства.
В грузинской философии Х1-ХП вв. утверждаются два направления, одно из которых продолжает традицию догматического мышления и остается ?ха позиции дуализма неба и земли, а другое обращено на преодоление этого дуализма, обоснование целостности сущего и тем самым доказательство ценности реальной действительности и оправдание человеческого в человеке.
Представляет интерес развитие в Грузии искусства перегородчатой земли, связанное с деятельностью Бека и Бешкена Опи-зари.
В творчестве Бека Олизари (украшение оклада Спаса Анчис-хати, 1184-1193 гг., украшение Цкароставского евангелия, 1195г., переплет сохранившегося евангелия в Цалхо), по сравнению с творчеством Бешкена (переплет евангелия Берта) преобладает эмоциональный элемент.
В грузинской живописи глубокой человечностью и тонким лиризмом отличаются роспись Главного Храма Вардзиа (эпоха царицы Тамар ), живопись стены Бетаниа, особенно ого "цикл страстей", живопись стены Юинцвиси (эпоха царицы Тамар). Незабываема в этом смысле фигура ангела в Кинцвиси (из сцены "Вос-крсееняи1')^.
I См.: Амирашшадла Ш. История грузинского искусства.-Тбилиси, 1971, с.тр.408.
Хозяйственная деятельность грузинского народа, его письменность, зодчество, ювелирное искусство, философия и др. рассматриваются в работе в рамках христианской религии, а само христианство - как идеология.
Во второй главе параграфе второй главы диссертации -"Языческая культура грузин" - рассматриваются религиозные языческие воззрения существования до распространения христианства и основания грузинской православной церкви.
Наибольшее уважение и поклонение предки грузин оказыззли небесным светилам - солнцу, луне к пяти планетам.
Следы культа светил и сегодня сохранился в грузинских названиях дней недели.
Поэма Руставели включает молитву, обращенную семи свати-лам, которую произносит Автандил, чьими устами Руставзла провозгласил собствешше философские идеи.
Молитва светилам прогшзана духом астральностн. Астраш>-ность, культ светил находился в полной гармо'ши с сущностью манихейского учения о космическом свете.
В работе приводится мнение проф.Ш.Хндашели по этому же вопросу: "Ряд светил в "Витязе в тигровой шкуре" в общих чертах соответствует системе Птолемея, где светила расположит согласно их удаленности от земли. Исключение составляет Солнце, которое поставлено во главе. Можно было бы добавить, что систему Птолемея (рад представленных светил) приняла средневековая догматика и узаконил Иоанн Дамаскин в сочинении "Источник знания".
Таким образом, плесенное Руставели изменение заслуживает
внимания не только и не столько в отпошзнии Птолемея, кал в
о
отношении средневековой догматики".
По мнению шсад.И.Дшвахишвили, в эпоху язычества главные божеством считаюсь не Солнце, как ото обычно бывает, а Луна. Это характерная особенность грузинского религиозного лпроояу-щошш. Особого в1шмания эасл5гцчает таккз то обстоятельство, что Луна п предстап.гснии грузинского народа - мугского, а не женского рода, как ото принято у других ияродол.
1 С.-,!.: Ингороквэ И.-Собр.соч. в 7 го-ч*.-Тбилиси, 1903,т.I, СТрЛМ.
2 /.члппели М.Вопгюсч глстоюзэрегтч Руот^ели.-Тбилиол,.1931, ст.», 27.
Среди обожествленных светил, по мнению акад. С.Джанашиа (в отличие от акад.'Ив.Дкавахишвили), первое место занимало Солнце. Это естественно, поскольку Солнце представлялось земледельцу основным источником растительности, плодородия, жизни, у Солнца просил он милости и защиты. Существование культа Солнца в античной Грузии подтверждает и археологический материал. В Армази и Бори (около Шор апаш) найден предмет,на котором изображена религиозная сцена - конь, стоящий у жертвенника. Коня же обычно приносили в жертву Солнцу.
В народе до последнего времени сохранились, особенно в горных и отдаленных районах, Грузии, молитвы, приурочешше к дню того или иного божества, песнопения и сказания. Например, в Сванети еще в XX веке справляли языческий праздник - молебен "мурквамоба", состоявший из восьми частей.
Праздник - молебен "мурквамоба" - представляет собой пере: житок культа древнего хеттского божества - Телепинуса.
Из древнейших сказаний особенно примечательно сказание об Амиране. В нем грузинский народ выразил свою многовековую мечту о человеколюбивом герое, который одержит победу над врагами и принесет стране свободу и "бескровный хлеб", т.е. счастливую жизнь.
"Собственное божество имели отдельные племена и роды,горы, ущелья, поляны и полевые цветы, деревья, дома и т.д. Божеством-покровителем лесных зверей, "пастырем зверей", были Очопинтре или Дали (имя Дали и сейчас звучит в народных песнях - "Ов.дилав, дели, дела").
Дух покровителя того или иного места назывался "матерью места". Верили также в предводителя "неба и туч" и во многое другое.
В античную эпоху, так же как и в предшествующую, господствующее положение занимает погребение - ингумация умерших, а в некоторых племенах установлен даже порядок сжигшшя скелета. Вместе с тем, замечено, что ингумация и кремация сосуществуют не только в общей, но и в одной могиле. Таковы захоронения в Брили и позднеантичные захоронения в Цебелда. В захоронениях Брили кремация обнаружена на первой ступени ран-неантшшого периода, затем ее заменяет ингумация - захороне-
ние в каменных могилах.
В работе делается ссылка на найденные во время археологических раскопок на территории Грузии предметы периода античной эпохи, типы захоронений, порядок погребения и др.
На основашш обзора существующего материала можно заключить, что в грузинской материальной и духовной культуре, в сказаниях и песнопениях, в системе названий дней недели, обычаях и традициях грузинского народа отчетливо прослеживаются следы языческой религии.
В_третьем параграфе второй,главы диссертации - "Место гру-зинскокГправославия в культуре" - отмечено, что в литературе на однозначного мнения о роли грузинского православия в истории народа и, а частности, его месте в культуре. Здесь нередко сосуществуют два крайне противоположных мнения. Tait, например, по мнегано М.Алексишвили, приписывание христианству особой роли в развитии национальной культуры свидетельствует о неправильном представлении о христианстве как космополитической, мировой религии. Прежде всего, развитию национальной культуры не могла способствовать и сама национальная религия, а тем более религия, являющаяся по своему характеру космополитической. Христианство может способствовать развитию грузинской национальной культуры в той же мере,, что и русской, немецкой и любой другой.
Что же касается того, что иногда в христианской литературе и памятниках культуры действительно встречаются национальные мотивы и признаки, то они попали туда не благодаря, а вопреки христианству, под влиянием национальной культуры и только позднее облачились в христианские одеяния.
Утверждения некоторых авторов, что распространение христианства в Грузии вызвало "расцвет письменности и оживление литературной деятельности", в доказательство чего приводится тот факт, что на грузинский язык были переведены с сирийского, греческого и языков других христианских народов Евангелие, Псалтырь, книга Апостолов и др. книги подобного рода, которые, оказывается "имели большое значение для грузинского народа", ошибочны Не вызывает сомнений, что литература подобного рода имела определенное значение для изучения истории религии самих стран, создавших ее, и для изучения истории в
делом. Но очевидно и то, что эта литература не могла дать никаких жизнеспособных идей тем народам, на чьи языки она переводилась.
Нельзя все то положительное, что содержится в церковной литературе, приписывать исключительно христианству и тем самым признавать особую роль христианской религии в деле развития грузинской литературы."'"
В работе представлен критический анализ подобных воззрений. Грузинское православие в конкретных исторических условиях оказало положительное влияние на духовную культуру грузинского народа. Этот факт нельзя отрицать (что иногда делается в атеистической литературе), но нельзя и преувеличивать его (как это присуще богословской интерпретации).
Обе тайности искажают действительную суть вопроса для прояснения которого необходимо учитывать характер этого сложного и неоднозначного влияния.
Не вызывает сомнений, что на древнюю грузинскую литературу и на развитие грузинской литературы в целом большое влияние оказали известные грузинские церковные деятели, подвизавшиеся в грузинских церквах - монастырях как на территории Грузии (Гелати, Икалто и др.), так и за ее пределами (Сирия, Палестина, гора Синай, Греция, Болгария и др.). Однако анализ той большой по объему работы, которую проводили указанные культурно-просветительские центры, доказывает, что это влияние проявляется не по чисто религиозному признаку, но по возрождению национального самосознания, беспрестанному поиску путей сближения грузинской культуры с другими культурами (византийской, армянской, иранской, арабской).
Таким образом, было бн неправомерно полностью исключить религию из системы духовной культуры на всех этапах ее исторического развития.
Трудно согласиться с теш авторами, которые утверждают, что религия, как форма общественного сознания, не играла сколько-нибудь значительную роль на всем протяжении существования человеческого общества, что она не является элементом духовной культуры (на определенном этапе развития общества) и
I См.: Алексишили М. К вопросу понимания и оценки христианской религии.-Тбилиси, 1957, стр.246-249.
не входит в состав национального культурного наследия.
Еще классики марксизма-ленинизма отмечали, что религиозное чувство само по себе есть "общественный продукт", что все религии у всех народов возникли в определенной общественной и политической обстановке и развивались вместе с ней.
"Религия на определенном этапе развития человечества стала не только первой формой объяснения мира человеком, но она превратилась в общую теорию мира, энциклопедический компендиум, его логику, его моральную санкцию, т.е. вообще в синтез духовной культуры" (К.Маркс). Это обусловлояо тем, что религия в общественном развитии людей и в процессе совершенствования общества всегда выступала в качестве идеологии, мировоззрения, и, таким образом, наполняла все сферы, общественного сознания, в том числе и культуру.
По теме диссертации опубликованы следующие труды автора:
1. Место религии в системе культуры. Тб. 1990, 25 стр.
2. Место христианской религии в материальной и духовной культуре грузин. Т(5. х. "Гштиеди", № 8, 1990 , 23 стр.