автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Место семьи в системе ценностных ориентаций личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Место семьи в системе ценностных ориентаций личности"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ШШ, ОРДЕНА ОШЕРЪСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет /Д 053.05.6?./ по социологическим паукам
Негправах рукописи
Марковская Надежда Георгиевна
МЕСТО СЕМЬИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты й образ жизни
АВТОРЕФЕРАТ' диссертации на.соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва 1990
/
Я
Работа выполнена на кафедре методики конкретных социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Научный руководитель - доктор философских наук,
Антонов А.И.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
Мацковский М.С. '■ - кандидат философских наук, Сысенко В.А.
Ведущая организация - Высшая школа профсоюзного движения
ВЦСПС, кафедра социологии и социального управления.
Защита состоится "-7 У " 990 г. В -//р^часов на заседании Специализированного совета /Д 053.05.67./ по" социологическим наукам в Московском государственном университете ям. М.В.Ломоносова по адресу: 119899,'Москва,Ленинские горы, МГУ,3-й корпус гуманитарных факультетов,социологический факультет, аудитория М^О.Т_
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной-библиотеки им. А.М.Горького МГУ 1Ш. М.В.Ломоносова / 1-й корпус гуманитарных факультетов/.
, Автореферат разослан " " ¿<-<^>-^1.990 г.
Ученый секретарь Специализированного совета
Актуальность теми исследования обусловливается специфическим положением института семьи среди других социальных институтов. С одной стороны, семья является продуктом общественной системы, а с другой - источником обеспечения постоянного функционирования общества путем воспроизводства населения и социализации подрастающих поколений. Ф.Энгельс называл семью одним из видов производства, степень развития которого обусловливает "общественные порядки, при которых яивут отди определенной исторической эпохи и определенной страны"*.
В качестве социального института семья неразрывно связана с экономическим и социальным развитием общества: она обеспечивает народное хозяйство трудовыми ресурсами на основе демографических процессов и через социализацию, являясь транслятором моральных, идеологических н культурных ценностей.
На современном этапе развития в семье по разным причинам проявляется определенный уровень дестабилизации, что в конечном итоге приводит к появлении в обществе множества негативных явлений. Для укрепления сетей, ее стабилизации необходимы определонные керн, условия экономического, социально-психологического и бытового характера. Поэтому все большее внимание в последнее время уделяется проблемам семья на общегосударственном уровне. В послании Президента СССР Верховному Совету СССР отмечается, что укрепление семьи это "... коренной вопрос лизни вашего общо-■ ства, его будущего и настоящего", в связи с этим "... забота о матерях и детях должна быть превшие всего. Внимание к ним - один из важнейыкх показателей культуры, цивилизованности лябпго общества"2.
1. Маркс К., Энгельс Соч. T.2I. С.61.
2. Правда. 2 апреля 1990 г.
1-112/у
Сегодня пока еще нет четкого представления о той модели семьи которая поддерживается и поощряется государством. В значительной степени это связано с тем, что среди специалистов, занимавшихся проблемами семьи, нет общепризнанного подхода к решению этой проблемы.
Зависимость состояния общества от прочности современной семьи девает особенно важной проблему ее укрепления, порождает острую необходимость исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования этого социального института.
Для личности семья является уникальным местом реализации многообразных социальных а социально-психологически потребностей: в отцовстве и материнстве, в интимном межличностном общении, во взаимопонимании и поддержке, в реализации своего "Я" к т.д. С этой точки зрения семья является личностной ценностью.
На современном этапе общественного развития происходит процесс снижения ценности семьи как на общественном, так и на личностном уровнях, что находит выражение в доминировании малодетно-сти, распространении добровольного безбрачия, росте разводов, развитии альтернативных семейному образэв кизни. Снижение ценности семьи, является общемировой тенденцией, особенно ярко проявляющейся в экономически развитых странах с высоким уровнем жизни. В нашей стране, особенно в европейской части, этот процесс также имеет место, но еще не проявился-в полной мере.
На протяжении многих десятилетий ценность семьи в СССР вступала в противоречие с нормативными ценностями, находящимися вверху иерархической пирамиды социальных ценностей таких как: труд, общественная работа, профессиональная и образовательная активность. Оказавшись неконкурентноспособной, ценность семьи в обществе начинает падать.
г
Девальвация ценности семьи и родительства в ходе исторического ослабления системы социальная норм и ценностей многодетности, отражает экономические, социальные и нравственные кризисные явления, имевшие место в развитии нашей страны и закреплена в современном образе жизни, социально-демографическими характеристиками которого выступает малодетность, нуклеаризация, дестабилизация брачно-семейных отношений.
Снижение социальной ценности семьи в качестве общемировой тенденции, проявляется также в том, что деятельность социальных институте®, направленная на отдельного индивида (а не на семью), связана с процессом утраты семьей ее посреднической роли в отношениях общество-личность*. Общество нацеливает своих членов на внесемейное поведение: на индивидуальные достижения, социальную мобильность и т.п. Это является основой многоуровневого (общество -семья-личность) и внутриуровневого конфликта ценностей и ценностных ориентация.
Изменение семейных ценностей выражается в двух аспектах: социально-экономическом и социально-психологическом. Наиболее разработан первый аспект, в котором рассматриваются такие факторы, как индивидуализация доходов, вовлечение женщин в общественное производство, потеря экономической (в классическом понимании) функции семьи, сведение практически к нулю экономической мотивации деторождения, урбанизаци и т.п. Второй аспект включает в себя потерю духовной межпоколенческой связи, нарастающее отчужденно (между супругами, мевду родителями и детьми), отсутствие полноценного семейного воспитания. Анализ именно этого аспекта позволяет изучать место семьи в системе ценностных ориентации лпчно-
I. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М.1976.
сти, что является весьма актуальны,! в условиях нынешнего мало-деткого образа жизни.
Но малодетность - это не только образ жизни, но и интегральный показатель общественного сознания с присущей ему иерархией ценностей, т.к. она выражается но только в количественных показателях, но и является качественным признаком семьи а самого общества, характеризующим различия нэ только материальных условий, но и ценностных ориентаций населения.
Таким образом, выявление места семьи в системе ценностных ориентаций личности, как показателя, характеризующего тенденции развития института семьи и направленность образа жцзни личности является актуальным о точки зрения социальной политики и социологического исследования проблеш.
На данном этапе отсутствуют достаточно информационные, точные и достоверные методы измерения ценностных ориентаций на семью» что отрицательно влияет на возможность широкого эмпирического изучения и получения сравнимых результатов.
Степень разработанности проблемы.-'Одним из важных направлений в современной социологии является изучение сущности ценностных ораентаяий личности в общей структуре жизнедеятельноете. Анализ специфики ценностных ориентаций - особого "внутреннего" регулятора социального поведения был сделан в работах Здравомысяо-ва А.Г., Ядова-В.А. Определенна сущности, функционального значения и места ценностных ориентаций в системе детерминации человеческой деятельности проявился в целом ряде работ Водзиаской В.В., Кречмар А., Краливской Л.В., Подольской Е.А. Пути формирования ценностных ориентаций рассматриваются в работах Фай н бурга З.И.
Взаимосвязь ценностных компонентов сознания с условиями жизнедеятельности рассматривалась в рамках теории образа жизни
Гордоном I.A., Левыкиннм И.Т., Мансуровым H.С., Тощенко 2.М., Травиннм И.И., Филипповым O.P., Цштко В.А. и др.
Важнейшим шагом в этом направлении является теория диспози-ционной регуляции поведения, разработанная В.А.Ядовым. По материалам эмпирических социологических исследований выяснилось, что иерархическая структура ценностных ориентаций личности регулирует поведение на уровне различных сфер деятельности*.
Анализ работ, посвященных исследовании ценностных ориентаций показал, что большинство исследователей предметом своэго рассмотрения выбирают "руд, профессиональную, общественную активность или вообще жизненные планы личности. Несмотря на то, что семья входит в любой набор ценностей, независимо от целей исследования, она не рассматривалась специально в плане ее ценностного значения для личности.
Это не говорит о том, что семья выпала из поля зрения обществоведов. Наиболее разработанными в области семейной проблематики являются: теоретико-методологические вопросы закономерностей развития и формирования семьи (Харчев А.Г., Мацковский М.С., Васильева Э.К., Тийт Э., Волков А.Г., Чуйко Л.В., Янкова З.А. и др.), репродуктивное поведение семьи, в частности влияние образа газни на репродуктивные установки супругов (Антонов А.И., Борисов В.А., Бойко В.Б., Дарений Л.Е., Медков В.М., Вишневский А.Г. и др.) норма стабильности брака и семьи, характера супружеских отношений,подготовка молодежи к браку (Голод С.И., Гурко Т.А., Кутсар Д., Тавит А., Синельников A.B., Сысенко В.А., Ильна И.П. я др.), проблемы разводов (Соловьев Н.Я., Тольц М.Г., Чечот Д.М.,
I. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. H. 1975. С.89-106.
2-112/у
s
Чуйко I.B. и др.), проблемы реализации экономической и хозяйственно-битовой функции семьи (йгдченко О.Н., Груздева Е.Б., Елизаров В.В., Квапа А.Я. и др.), вопросы рекреационной функции семьи, психо-соматического здоровья родителей и детей (Бедный М.С., Захаров А.И., Лебединский В.В.).
Отдельные аспекты семейных ценностей в контексте современного образа жизни рассматривались в работах прибалтийских социологов и учеными из других научных центров1. Анализ ценностных ориентаций выпускников школ на брачно-семейные отношения и уровень подготовленности их к будущей семейной вкзни, проведен в
п
диссертационном исследовании А.С.Красовского .
Проблема соотношения семейных и внесемейных ценностей ориентации исследуется Антоновым А.И., Медковым В.М., Архангельским В.Н., Г^гладзе Г.Е. и др.
Тем не менее, семья как ценностный объект, являющийся неотъемлемой частью системы ценностных ориентации личности, еще не получила, в этом своем качестве, достаточного освещения.
Таким образом, в научной литературе.до проблемам брака и семьи в той или иной степени анализируются ценности семейной жизни. Результаты всех этих исследований несомненно имеют большую
1. Проблемы стабильности брака. Т.4. Тарту. 1980. Исследования по качеству брака. Т.5. Тарту 1982. Психология личности и образ жизни. M.I987..Иконникова С.Н;" Молодежь, социологический и социально-психологический анализ. Л.1974. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж. 1989. Титма М.Х., Кенкманн П. Семья как агент социализации в социалистическом обществе. М., 1972, и др.
2. Красовский A.C. Ценностные ориентации выпускников школ на брачно-семейные отношения как предмет социологического анализа. Минск. IS86.
теоретическую и практическую ценность. Вместе с тем имеется ряд проблем, изучение которых не получило пока достаточно полного освещения.
Дель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является выявление взаимосвязи между современным положением института семьи в обществе и местом семьи в системе ценностных ориентация личности. Исходя из основной цели в диссертационном исследовании необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать в цевностно-ориентацконном аспекте семейный образ жизни в связи с распространением малодетности в европейской части страны;
- определить своеобразие индивидуальной иерархии ценностных ориентации супругов в различных брачных когортах, позволяющие зафиксировать межлоколенческую динамику личностных представлений о брачно-семейных отношениях;
- проанализировать структуру семейных и внесемейных ценностных ориентаций;
- выявить ролевые семейные и внесемейные образы мужчин и женщин и их взаимосвязь с брачно-семейными ценностями.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются труды основоположников марксизма-ленинизма, документы Советского государства. В работе используются работы советских и зарубежных специалистов в области социологии, демографии, экономики, социальной психологии, философии.
Эмпирическую основу работы составляют материалы проведенного автором в 1989 году в г.Куйбышеве исследования, в ходе которого ретроспективно изучался процесс изменения семьи за 30 лет - с 1950 - по 1980 годы. Было опрошено 196 семей (392 респондента).
Исследование было осуществлено по методу когорт: в первую когорту вошли супруги, вступившие в брак в 1950 году, во вторую -вступившие в брак в 1955 году, в третью - вступившие в брак в 1980 году.
В диссертации использованы материалы Госкомстата СССРи Куйбышевского областного статистического управления.
Объект и предмет эмпирического исследования. Объектом эмпирического исследования явились супруги, состоящие в первом браке, заключенном в 1950, 1965, 1980 гг.
Предает исследования - семейные и внесемейные ценностные ориентации, их соотношение и иерархия.
Научная новлзна диссертационного исследования состоит в том, что:
1. Выявлена и подробно описана структура семейных и внесе-мейных ценностных ориентация личности.
2. Разработана методика проективных ситуаций для измерения семейных и внесемейных ценностных ориентаций.
3. Применен когортный метод изучения- системы ценностных ориентаций личности, мотивационной структуры брачных экспектаций и образа будущего супруга,
4. Исследован образ семьи, проведен анализ семейных и внесемейных поло-ролевых образов.
Практическое значение представленной диссертационной работы заключается в том, что изучение семьи с точки зрения ее меота в системе ценностных ориентаций личности дает возможность расширить теоретико-методический горизонт теоретических и практических изысканий по семейной проблематике.
Выводы и обобщения, сделанные в результата исследования, ио-"гут быть использованы в лекционно-пропагандистской деятельности,
в
в преподавании курсов "Этика я психология семейной жизнг." и "Социология семьи", в деятельности брачно-семейнИх консультаций.
Данные исследования и предложенные рекомендации могут быть
о
использованы в практчке социального управления, при разработке мер по дальнейшему совершенствованию социальной политики, направленной на стабилизацию института семьи.
Апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения я эмпирические результаты докладывались на заседании сектора Социальных проблем семьи КС АН СССР, на 2-й конференции молодых демографов и социологов в г.Звенигород, результаты эмпирического исследования обсуждались на проб. лемной группе кафедры ГЛССИ социологического факультета МГУ ем. М.В.Ломоносова, докладывались на всесоюзной научно-практической конференции "Планирование семьи и национальные традиции" в г. Тбилиси.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЗНШИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается" актуальность темы исследования, степень ее разработанности, формируются цели и задачи диссертационного исследования, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Взаимосвязь изменения посреднического положения семьи в обществе и ценностных ориентация* личности" рао-снатривается процосс изменения места семьи среди других социальных институтов общества и в системе ценностных ориентаций личности.
Первый параграф "Семья как социальный институт в система об-
■Ч-112/у
ществоаннх огяошэдяа" посвящен выяснению специфики семьи как уникального института общества.
Семья как социальное образование, с одной стороны, постоянно испытывает прямое зли опосредованное влияние общества, а с другой сама воздействует на его развитие. Предпринятый в диссертации исторический анализ развитая института семьи дает возможность проследить неустойчивость посредничества семьи между индивидом и обществом. Семья - это единственный социальный институт в котором осуществляется рождение детей и их социализация, т.е. Еосироазвод ство человека. И если интерес общества заключается в пополнении численности населения, в исполнителях, социальных ролей, рабочей силе, то "демографический" интерес личности рао-кргааетсл через потребность в детях. Именно здесь ярче всего проявляете« противоречие мевду потребностями личности и общества.
В докапиталистических формациях общество было заинтересоваг-но в воспроизводстве работников, но это не входило в противоречие с интересами и потребностями личности, т.к. потребность личности в детях и многодетной семьи в работниках находились во взаимосвязи и взаимозависимости. Жизнедеятельность общества, наличие норм и ценностей семейного образа жизни нейтрализовали ан-т?хошзш между экономической необходимостью общества в трудовых ресурсах и потребностью личности в определенном количестве детей,
С переходом к крупному промышленному производству человек вовлекается в сферу наемного труда и семейное производство устраняется как таковое. Это в свою очередь ослабляет истоки р&-продуктивной мотивации, основы многодетности и обнажает антагонизм личности и общества. Семья превращается как бы в коммунально-гигиеническую ячейку с потребностью в детях редуцируемой до малодетвооти и даже в принципе до бездетности. Но мнению круп-
к
нейшего американского социолога У.Гуда пэсредкпческ&ч функция оемьи, заклшающаяся в соединении отдельного человека социальной структурой, воплощается в реальность "только если индивида будут мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества..."*
В диссертации анализируется концепция ослабления потребности семьи в детях А.И.Антовоза - В.А.Борисова. При этом подчеркивается, что мотивирование родителей к рождению и воспитанию детей "отвечающих нуждам общества" достигается лишь из основе семейного производства, предполагающего взаимодействие родителей и де'-ей2.
Некоторые положения этой концепции признаются оппонентами, хотя процесс отмирания многодетной сети но выступает у них процессом дестабилизации семьи3, а свидетельствует о становлений новой "современной семьи"4. Освобождений от эконоиико-пройзъодз!*-венной стороны жизнедеятельности семьи трактуется при этом как избавление семейных отношений от материального расчета. Однако, при этом в центр семьи помещаются быт, потребительотво, гигиена, которые, например, в условиях нашей страны вовсе но способствую* устойчивости внутрисемейного общения, сплоченности семьи, о чем возможно свидетельствует рост разводимости в последние десятилетия.
1. А Уа/., ТЬе Рсх.«,^. й-с-Л::«!.- Р х.
2. Антонов АЛ. Социология рождаемости. М. 1980, Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М. 1976.
3. Вишневский АЛ'. Демографическая революция и будущая рождаемости и смертности в СССР. // Наше будущее глазами демографа. М. 1979.
4. Волков А.Г., Дарений Л.Е." Демографическое развитее сомьк. // Демографическое развитие в СССР. М. 1985. С.59-70.
Очень важным фактором, влияющим на ослабление посреднической роли семьи (кроме воздействия промышленного производства) выступает переход рада семейных функций к многообразным социальным институтам (здравоохранение, образование, социальное страхование, сфера обслуживания и т.д.), которые, с одной стороны, облегчают жизнедеятельность семьи, а о другой - эмансипируют членов семьи от самой семьи*. Поскольку каждый член семьи оказывается вовлеченным в сферу деятельности, независимые от интересов семьи и семейных связей, то семья оказывается "лишним" звеном в отношениях "общество-личность".
Все факте . которые детерминируют подобное изменение социального положения сомьи (связанное о неустойчивостью брака, разводами, дезорганизацией общения в семье и социализации детей, а также с распространением нуклеаризации и малодетности семьи), продолжают действовать и, до оловам видного американского демографа и социолога Ч.Уастофа, не обнаруживают "никаких признаков поворота вспять... На одна из долгосрочных социальных тенденций ве протерпела коренного перелома, кото|>ыйшовлек бы за собой изменение в норме малодетной семьи"2.
Изменения, происходящие в институте семьи отражаются и на отношении личности к семье. Этот процесс выявляется посредством рассмотрения поведения человека в различных жизненных ситуациях. Структура поведения может интерпретироваться многозначно, но об-
1. Антонов А,И., Борисов В.А. Семья как объект социально-демографического управления. // Региональные особенности воспроизводства населения и вопросы демографической политики. Ереван. 1983.
2, Ч.Уэстоф. Возможности прогнозирования рождаемости в развитых ■> странах. // Как изучают рождаемость. М. 1983. С.94.
щепризнано, что система диспозиций есть центральное звено а движущий механизм поведения*. Высший уровень диспозиции поведения образуют ценностные ориентации, которые могут быть структурированы по различным основаниям, в том числе и в зависимости от направленности на семью как "семейные и внесемейные".
Во втором параграфе "Структура семейных и внесемейных ценностных ориентации личности" обосновывается правомерность принятой в диссертации типологии личностных ориентаций. Но увеличению доли внесемейных ценностей можно судить не только о том, как именно складываются те или иные результаты брачно-семейного поведения (в т.ч. репродуктивного), но и о приоритетности, иерархии разного рода ценностей в обществе.
Воспринимая, интернализуя системы ценностей общества, общностей, групп личность использует их для оценки конкренных ситуаций своей жизнедеятельности, наполняет при этом "личностным смыслом", связанным с ее реальнкм практическим жизненным опытом, осуществляет индивидуальное ценностное самоопределение.
Ценностные ориентации - это сложное образование, в котором отражаются различные уровни воздействия общественного и индивидуального в личности, внутреннего и внешнего, степень ооознания человеком окружающего мира и своего "Я", как некая "установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества"2.
Подобная установка в отруктуре внеоемейных ценностных ориеп-
1. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. M.I975. С.89-106.
2. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценноотные ориентации личности. // Социология в СССР. Т.2. C.I99.
таций проявляется в направленности, во-первых на творческие достижения, самореализацию на профессиональном поприще л, во-вторых, на приобретение искомого социального статуса. Строго говоря, первый тип внесемейннх ориентации - индивидуализация достижений в различных сферах - так или иначе приводит к продвижению цо статусной лестнице, т.е. выступает превращенной формой второго -статусного типа. Таким образом, для структуры внесемейннх ценностных ориэнтаций личности характерна ведущая роль ориентация на достижение определенного социального статуса.
В процессе жизнедеятельности личность стремится к удовлетворению потребности в самоактуализации своего "Я", потребности в саморазвитии и самосовершенствовании как нэиболео полной реализации своего потенциала. В современных условиях, когда семья утратила роль всеобъемлющей ценности и перестает выступать посредником между личностью и обществом, удовлетворение этой потребности стало все больше концентрироваться на внесемейной (производственной, общественной, образовательной и т.п.) деятельности.
В структуре личности доминантными становятся знесемэйные ценности, т.к. направленность большинства социальных институтов не на семью, а ка отдельного индивида сказалось на том, что семья и родитэльство становя?оя неконкурентноспособными по сравнению с таккг.и ценностями как повышение социального статуса, уровня образования, квалификации, материального благополучия и т.п.
Самооценка личности, ее социальное самочувствие - все оказывается соединенпнм, спаянным в "Я" с определенным кругом социокультурных релей, успех осуществления которых способствует росту социального статуса. Все остальные роли, г.е связанные с тенденцией к росту социально-экономического статуса как бы отодвигаются в сторону, остаются в тени и все мзнеэ являются включенными в
"Я" - концепцию". Укрепление впооемейкых ценностных ориентация означает ослайдонив собственно семейной направленности личности, ослаблением соединения "Я" с семейными ролями личности, идентификации "Я" с ними, при этом заступает отчуждение человека, в данном случае от всего семейно-детиого.
В диссертации подробно рассматриваэтся структура семейных ориентации. Понятие " семейные ориентации " применялось в исследовании репродуктивного поведения и чаще всего ассоциировалось с детностыэ. Однако семейные ориентации - более широкое понятие, которое включает в себя триединство родительства, родства и супружества, т.е. те отношения которые являются основой семейной жизнедеятельности. Центральное значение в семейных ориентациях имеют ориентации на родительство - на принятие социальных ролей матери и отца, на рождение определенного числа детой. Но распространение малодетноста и снижение ценности семьи приводит к появлению феномена отчужденного родительства. Сужается а дане оводится на нет процесс межпокодонной трансляции: реализации "Я" родителей в "Я" ребенка.
Лимит времеии работающих родителей сказывается в семье на том, пто внимание их становится направленным лишь на физические аспекты содержания детей и ухода за ними. Из-за отсутствие собственно семейного воспитания, важность роли которого в процессе становления личности на нуждается в доказательствах, но которое было вытеснено государственным конвейером (ясли - детский сад, школа о группами продленного дня), выросло несколько поколений отчужденных от родительского дома, от родительской сети. С процессом ослабления взаимосвязи "родители-дети" (меньше детой -меньше сплоченность) связала нуклеаризация семьи - разъединение трех' поколений, смена расширенной семьи семьей двухпоколенной.
Это вашло свое отражение во втором составном компоненте семейных ориентаций - направленности на родство, родственные узы. В современной семье, которая все больше становится однодетной семейные ориентации на родбтво постепенно идут на убыль, т.к. из системы родства исключаются отношения братьев и сестер, отно-пення мегду дядями-тетями и племаннтоадщ, отношения двоюродного родства вообще и остаются лишь отношения "родители-ребенок".
Ориентация на супружество - третий компонент семейных ориентации личности. Его слагаемы - ориентации на брачный статус, не состояние в браке и ориентации на брачного партнера, а не на семью как таковую. Именно отношения "цуг-гена" становятся доминантными в семейной жизнедеятельности и это приводит к тому, что "Я" все больше идентифицируется о супружескими ролями. Приоритетность ценности супружества, при частичной или полной девальвация ценностей родительства и родства может свидетельствовать о гои, что семья все чаще редуцируется к партнерству более хонфлив-тогеыному, подверженному риску развода отношению.
Анализ ценностных ориентации личности позволяет автору сделать внвод, что отчуждение личности от семьи приводит к удовлетворений потребности "Я" в самоактуализацак ае благодаря семейной КЕзиедеятельности, а только посредством включения в профессионально-статусные роли.
Глава вторая "Методологические и методические проблемы изучения ценностных ориентацяй личности на семью средствами выборочного исследования".
Здесь делается анализ эмпирического материала ретросаехгнв-ного когортного исследования семьи.
В первом параграфе "Многоуровневый подход к ЕэучевЕэ ценностных ориентации личнооти па семью" рассматриваются методики
по выявлению ценностных ориентации и анализируются разу ль ,'чтн эмпирического исследования по определении места секьи в структуре цмнноотных ориентации личности.
В рамках исследования при изучении ценностных ориентация были использованы следующие методы: метод модальности, метод ранжирования и 5-ти бальная шкала оценок. Автор исходил из общепринятого положения, что содержание ценностных ориентация иолто определить в условиях ценностного выбора объектов по результатам тех предпочтений, которые оказывает личность одним объекта!! перед другими.
Ценностные ориентации были разделены на три группы - общественные, семейные и личностные. Центральное место в наборе общественных ценностей, под которыми мы понимаем ценности в равной степени значимые как для всего общества, так в для каждого человека, заняла семья во всех когортах. Далее по степени значимости оледовали такие ценности как здоровье, дети, социальная справедливость и профессиональная активность, сохранение мира. Это свидетельствует о том, что семья действительно является общечеловеческой ценностью - стереотипом и подобное единство мнений респондентов говорит скорее об осознании и восприятии общественных норы и ценностей, но не об их инторнализации.
В группе личностных ценностей, куда были включены ценности, которыми индивид руководствуется в течение жизни или к достижению которых стремится, также как и при анализе блока общественных ценностей большинство респондентов отдали предпочтение семье. Скорее всего лидирующее место семьи среди личностных ценностей является результатом конформистской реакции на стереотип желаемой счастливой семьи. Т.е., по нашему мнению, был получен результат оценки личностных ценностей скорее на вербальном, чем
поведенческом уровне. С другой сторонн, это ориентация на мало-детную семью, т.е. семью с одним или в крайнем случае с двумя детьми.
Спрос студентов по такому же набору личностных ценностей выявил совсем другие тенденции. У них преобладают внесемейные ценности (работа, общение с друзьями), семья же заняла лишь 9 место. Ценность ребенка у студентов-мужчин была на 8 месте, а у женщин -на 13 (из 16 ценностей).
В группе семейных цонностей автор попытался отразить те моменты, которые значимы для человека в семейной жизни. Анализ данной группы ценностей позволил подтвердить гипотезу об ориентации на супружеские ценности. Самым важным оказалось взаимопонимание супругов и терпимость, супружеская верность, от когорты к когорте повышается значимость гармонии в сексуальных отношениях. Ценность родительства - выполнение ролей матери и отца - хотя и вошла в тройку значимых ценностей, но заняла лишь третье место. А ценность нескольких детей в семье сместилась на "почетное" одиннадцатое место. Родственные отношения в процеоое нуклеаризации сводятся ва нет, поэтому в иерархии семейных ценностных ориентации эта ценность оказалась на последнем месте.
Разрыв мэжпоколенческих связей еще более углубляет процесо снижения ценности семьи и роста »несемейных ценностных ориентации
Еще ©дво подтверждение этому процессу можно найти в характере семейной социализации. По данным исследования, социализация в родительской семье в основном направлена на внесемейную деятельность. Только десятая часть респондентов из каждой когорты отметила, что в разговорах о родителями каким-то образом затрагивалась тема семьи. Ориентация на супружество-партнерство подтвер-
вдается анализом данных мотивационьой структуры вступления в брак. Таким образом процесс распада единства семейных отношений связан с выходом на первый план отношений супружества и смещением отношений родительства и родства. Такая направленность личности приводит к тому, что брак перестает восприниматься как пожизненный потому, что снижается чувство ответственности за семью и ее членов. От когорты к когорте увеличивается количество рео-пондентов (особенно среди мужчин), которые считагт "если брак по тем или иным причинам оказался неудачным, можно повторять попытки, пока не найдешь подходящего спутника жизни". Поэтому реальной возможностью разрешения конфликтных ситуаций становится развод.
Ослабление семейной направленности, притязаний личности, относящихся к семье, приводит к укрепления внесемейных ориентаций, что в своп очередь сопровождается снижением ценности семьи и ослаблением соединенности "Я" с семейными ролями.
В диссертации для выявления ценностных ориентаций был применен также метод оценки ситуаций, связанных о оемейным поведением. Предлагался набор из десяти ситуаций о 3-4 вариантами альтернативных выборов среди которых были семейная и внесемейная направленность поведения. Однако эта методика оказалась не столь информативной (на ее основе не удалось выделить "чистых" типов респондентов семейной и внесемейной ориентации, в связи с тем, что опрошенные пары были социально и статусно гомогенными).
Ситуативный подход к изучении ценностных ориентацнй диссертанту представляется перспективным при дальнейшей доработке и валидизации.
Второй параграф "Выявление направленности ценностных ориентаций на формирование поло-ролевых образов".
Плодотворным подходом к выявлению ценностных ориентации может слушать методика конструирования "образов". Понятие "образ", широко гспояьзуется в социальной психологии и психологии личности, шест богатко теоретические к эмпирические возможности при изучения сеьтьи, брачно-семейной мотивации, структуры ценностных оркзитацй! лнчиости. Его распространенность основывается на таких состазляглцКх как типичность, ивтегральность, устойчивость, а такхо на тесной связи о цолым рядом понятий и категорий.
Характеристика образа отражает те качества, которые, по мнению личности ила группы личностей, являются наиболее важными для списания данного явления. Днфференцированность видения объекта ~ результат проломяяюцого действия системы (личностной и групповой) ценностей и потребностей, а такта - "Я-концопции". Система образов на всем своем пути формирования и реализации неразрывно связана с ценностио-сриеатационной структурой.
По унчнкю автора, применение понятия "образ" в исследовании семьи весьма перспективно:
- оно позволяет воссоздать представление личности, супружеской пара о семье в целостном виде, не расчленяя его на структур-Ео-фушсцнональЕше эломэнты;
- с помощью интегральных характеристик образ можно типизировать по социально-демографическим или любым другим параметрам выборочной совокупности, т.е. создать типичные образы семьи для рйзгкчшх групп населения;
- образ семьи представляет данные о ценностных ориентациях рееггаздзвтов, о иесте семьи в структура ценностей личности, о степанв езк?юзяости семьи в личностную Я-концепцш.
В работе Есгг^ьзовалась методика выявления образа семьи путам свободного ЕЯ?ерв£2> ва тему "Как вы представляете себе
семью". Респонденту предлагалось в удобной для него форма выразить свое представление о семье как о понятии. Структурао-фунв-ЦЕОнальвые и личностные описания можно сгруппировать в следующие теш: взаимоотношение личности и семья, взаимоотношения внутри семьи, семья а личностные эксдектации, внесеыейнне взаимоотношения.
Хотя автор ив в коой иэрэ не считает работу в данном направлении завершенной, ва настоящем этапе можно сформировать некоторые наиболее тсшгшыэ образы семьи, полученные в результате опроса. Первый образ - клетка с большим заикой, второй - мясорубка, третий - норка, четвертый - солнечный лес {названия типов образов взята из ответов респондентов). Практически все образы семьи, полученные при опросе,за исключением тех, кто указал просто состав семьи, можно отнести к однсиу из этих типов. Как можно заметить «з названкй тшов, два из них носят негативную оценку семьи. Подавляющая часть образов давалаоь в мрачных красках, чаще всего семья выступала в виде более или менее неизбежного зла.
Для исследования "образов" использовалась таизо методика, разработанная на основе метода репертуарных решеток Д.Келла1. Была предложена решетка из 7 конвенциональных ролей и 15 характерологических качеств. Респонденту надо было по 5-тя бальной шкале оценить важность каждого качества для каждой роли..
В результато анализа структур образов подтвердились следующие гипотезы;
- образ семьянина оказался несовместимым с образом работ-
I. Франселла о., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.
Руководство по репертуарным лачностнш методикам. М. 1987.
ника;
- в связи с этим ввделияоя ролевой конфликт в Я-образе и в Я-коадепции;
- Я-образ женщин по вбдпцкм группам качеств более близок в образу "Женщина-работница", чем к образу "жена";
- наиболее вероятным путем нейтрализации ролевого конфликта оказалось выделение доминантной роли при одновременной формализация другой.
Если учитывать, что современное общество закладывает в процесса социализации установку на достижение индивидуальных успехов, связанных с самореализацией на профессиональном поприще, воли принимать во внимание внесемойную деятельность социальных институтов и крайне низкую социальную значимость семьи, то будет правомерно предположить доминантность образа работника.
Тендепцкя трансформации доминантности образов соответствуют тенденциям изменения структуры ценностных ориентацкй а места в отсй структуре семьи,при условии неизменного действия сэциально---зконсмических факторов.
В заключении диссертации излагаются основные теоретические и практические вывода, намечаются пути дальнейшей разработки проблемы.
Основные положения диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях:
1. Многодетная семья в зеркале общественного мнения. // Механизмы совершенствования управления социальной сферой социалиста' ческого общества (материалы к международному семинару молодых ученых). Сочи, 1987, (в соавторскис). и',4 печ.л.
2. Образ брака з представлениях многодетных женщин. // Социально-экономические исследования брака, семьи, ро продукт таим установок и вопросы прогнозирования населения. (Тезисы докладов). Ереван. 19и8, 0,2 печ.л.
3. Планирование семьи и отношение к абортам. // Планирование семьи и национальные традиции. (Всесоюзная научно-практическая конференция. Тезисы докладов). 'Гоилиса. 1968. 0,2 печ.л. .
4. Планирование семьи и подготовка молодежи к браку. (Планирование семьи и национальные традиции. Тезисы докладов научно-практической конференции). М. 1988. (в соавторстве). 0,5 печ.л.
Подп. в печ. 09.07.90.г.Форм.изд.60X84 1/16. Объем 1,5 п.л.Зак.112/у,Тир.100.
ШГПечатник".Мосгорпечать. Н.Краснохолмская д.Б.