автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Метафизическая антропология Х. Мариаса

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Синельникова, Наталья Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Метафизическая антропология Х. Мариаса'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Синельникова, Наталья Алексеевна

Введение.2 стр.

Глава 1. Историко-философский генезис антропологии X. Мариаса.

1.1 Понимание X. Мариасом своего места в истории философии.10 стр.

1.2 Философия X. Мариаса и перспективизм X. Ортеги-и-Гассета.26 стр.

Глава 2. Аналитическая теория человеческой жизни: метафизические аспекты антропологии X. Мариаса.34 стр.

Глава 3. Анализ эмпирическо-антропологической структуры X. Мариаса.

3.1 Общие эмпирические структуры: инсталляция и векторная стрзчстура.49 стр.

3.2 Мирскость.68 стр.

3.3 Обусловленность полом.83 стр.

3.4 Любовное состояние.:.98 стр.

3.4 Темпоральность и смертность.ПО стр.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Синельникова, Наталья Алексеевна

Хулиан Мариас (родился в 1914 году в городе Вальядолид) - современный испанский философ, историк философии, ближайший ученик и сотрудник X. Ортеги-и-Гассета начиная с 40-х годов.

Мариас пол5?чил образование в Мадридском университете, на факультете философии и гуманитарных наук, где он прослушал курсы М. Гарсии Моренте, X. Гаоса, X. Субири и, конечно, X. Ортеги-и-Гассета. В 1951 году Мариасу бьша присвоена докторская степень по философии. Свою диссертацию он посвятил творчеству отца Гратри.

Наряду с Ортегой-и-Гассетом, Мариас является учредителем Института гуманитарных исследований в Мадриде, в котором он долгое время преподавал философию. Для этого института им были разработаны несколько оригинальных образовательных программ. С 1960 года Мариас занимает должность директора Семинарии по изучению гуманитарных наук в Мадриде.

Мариас - член Международного института философии (Париж), в котором он, вместе с X. Ферратером Мора и П. Лаином Энтральго, представляет Испанию с 1953 года, член Международного общества истории идей (Нью-Йорк) и Бразильского института философии (Сан-Паулу). В 1964 году на заседании Испанской Королевской академии язьша он бьш избран действительным членом академии.

Мариас в совершенстве владеет португальским, французским, английским и немецким язьпсами, что позволяет ему читать лекции в университетах всего мира. В качестве приглашенного специалиста он не раз преподавал испанскую литературу и философию в крупнейших университетах США, Франции, Германии, Португалии, Великобритании и странах Латинской Америки.

Статьи Мариаса публикзтотся в авторитетных испанских и международных философских журналах, таких как «Revista de Occidente» (основан Ортегой в 1923 году), который оказьшает большое влияние на развитие испанской философской мысли и культуры в целом, «Нога de Espana», «Escorial», «Criterio», «La Vie Intellectuelle», «The Dublin Review», «Forcing AfFairs», «Philosophy and Phenomenological Reserch», «Journal of International Affairs» и многих других.

Мариас - автор многочисленных произведений, посвященных историко-философской проблематике («История философии», «Введение в философию», «Биография философии» и «Идея метафизики»), анализу современного положения испанской философии и ее связи с европейской философской традицией («Мадридская школа», монографии «Мигель де Унамуно» и «Ортега. Обстоятельства и призвание»), вопросам социологии («Социальная структура»).

Однако особый интерес хфедставляет его книга «Метафизическая антропология», поскольку в ней изложены оригинальные идеи Мариаса, касающиеся понимания человека, определения основы и сферы «собственно человеческого» бытия, человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека, объяснения из него и через него как его собственной природы, так и смысла и значения окружающего мира. В 1972 году за работу «Метафизическая антропология» Мариас получил премию Хуана Паломо, одну из наиболее престижных в Испании премий в области гуманитарных исследований.

Помимо прочего, Мариас является составителем трех философских антологий; ему принадлежат переводы работ греческих, латинских, а также современных авторов и комментарии к этом работам.

Диссертация носит актуальный характер, поскольку объектом рассмотрения в ней стало творчество испанского мыслителя, что крайне редко встречается в отечественных исследованиях. Долгое время интерес к испанской философии ограничивался анализом философского учения X. Ортеги-и-Гассета. Как правило, исследовались его эстетика и концепция «восстания масс», но были редкие работы, в которых изучались антропологические, гносеологические и социальные аспекты его философии. Прежде всего, здесь следует вьщелить диссертации и статьи А.Б. Зьгеовой, О.В. Журавлева и A.M. Руткевича. За последние годы ситуация несколько изменилась, появились содержательные работы, посвященные творчеству М. де Унамуно, X. Субири, Х.Л.Л. Арангурена. Однако все это - только небольшая часть по сравнению с тем, какие возможности для иззАения может дать испанская философия. В Испании происходит быстрое развитие философских исследований. Вьшускается большое количество книг по проблемам философии, создаются новые журналы, издательства, специализирующиеся на публикации философской литературы, ведется активная деятельность по переводу текстов современных мыслителей на испанский язык.

В России философия Мариаса практически не изучена. Его работы никогда не переводились на русский язык, хотя бьши переведены на многие европейские языки, крайне редко цитировались в обзорах испанской философии рядом с произведениями, например, Ортеги-и-Гассета, Субири, Унамуно, его идеи никогда не становились предметом самостоятельного исследования (исключение составляют только русский перевод предисловия Мариаса к книге X. Ортеги-и-Гассета «Размышления о Дон Кихоте» и рассмотрение некоторых аспектов творчества Мариаса в работах А.М. Руткевича. Так, в книге «Социальная философия «Мадридской школы» А.М. Руткевич указал на главный вопрос, который формулирует Мариас в «Метафизической антропологии», а также в предельно сжатой форме изложил ее основное содержание). Имя Мариаса никогда не упоминалось в философских словарях и справочниках, тогда как в Испании и других странах привлекло к себе пристальное внимание исследователей вскоре после выхода в свет его первых произведений.

На ранних этапах творчество Мариаса исследовалось в сопоставлении с Зрениями других представителей испанской философской мысли. Как правило, к его работам обращались в связи с рассмотрением философии М. де Унамуно и X. Ортеги-и-Гассета. Впервые собственная философия Мариаса была представлена в 1967 году в книге Э. Карпинтеро Капеллы «Пять испанских авантюр», где творчеству Мариаса посвящена целая глава. Автор этого исследования назвал Мариаса одним из пяти самых интересных и популярных к тому времени представителей современной испанской философии. В 70-е годы в Испании и странах Латинской Америки начинают выходить в свет уже монографии, посвященные исключительно творчеству Мариаса, прежде всего -его философско-антропологической проблематике. Среди прочих следует отметить книгу И. Солера Планаса «Мьппление X. Мариаса», вьппедшую в 1973 году.

Таким образом, видится целесообразным, чтобы философ, столь широко известный как у себя на родине, так и в мире в целом, бьш представлен российскому читателю, если не через русский перевод первоисточника, то хотя бы посредством обзорного рассмотрения его работ, в том числе и с философско-антропологических позиций.

Почему именно философская антропология Мариаса стала предметом данного исследования?

Во-первых, сам Мариас ставит учение о человеке на первое место в своей многоплановой философской системе. Для него человек представляет собой своеобразный универсум, реальность, где сконцентрированы все проблемы мира.

Во-вторых, в антропологической концепции Мариас изложил свои самые интересные и оригинальные идеи, использовал специфический язык, ввел немало неологизмов.

В-третьих, это связано с тем, что в современной философии отчетливо обозначился процесс антропологизации знаний. Сегодня под философской антропологией понимается не только учение о природе и сущности человека или определенное философское направление, но и особый метод мьппления. Он выражается в стремлении преодолеть абстрактный, умозрительный подход к рещению общих, например, метафизических проблем и попытке осмыслить их через феномен человека. В поиске антропологических оснований традиционных тем философии состоит характерная примета современной философской рефлексии. В этом отношении обращение автора диссертации к антропологии Мариаса также является актуальным и показательным.

Учение о человеке есть центр философии Мариаса, с которым сопряжена особая направленность и избирательность его интереса к метафизике, гносеологии, истории философии. Задачу времени Мариас видит в не в том, чтобы ставить так остро проблему бытия, как это делала классическая философия, а в том, чтобы пересмотреть ее, начиная с самых основ, с тем, чтобы найти тот первоначальный фундамент, на котором должна строиться философия. Таким первоначальным основанием является, по Мариасу, человек с миром или человек с реальностью, другими словами, человеческая жизнь. С его точки зрения, при помощи понятия «человеческая жизнь» возможно рещение всех философских проблем, в том числе теоретико-познавательных. В тех определениях, которые Мариас дает жизни, главным является утверждение принципиальной неразрывности человека и мира, утверждение невозможности существования одного без другого. Мир, в своем независимом состоянии рассматриваюпршся Мариасом только как возможность, приобретает структуру и перспективу в результате творческой активности человека, не только познающего мир, но и живущего в нем, а значит, неразрывного с ним. Поэтому объективное познание реальности становится невозможным.

По Мариасу, каждый человек в силу своей специфики воспринимает определенную, только ему поддающуюся сторону реальности - такую, какую не воспринимает больше ни один человек. Истина значима именно как индивидуальная истина, поэтому она является множественной. Особое подчеркивание значимости каждой перспективы в процессе познания реальности утверждает, по Мариасу, значимость каждого человека в мире в С1шу того, что он несет свою долю истины и что заменить его в этом никто не может.

Своему главному замьюлу - поставить в центр философского исследования понятие индивидуальной жизни человека - Мариас также подчиняет изложение историко-философского материала. С его точки зрения, историю философии возможно представить как историю разъединения и соединения человека и мира. В качестве критических пунктов в развитии западной философии Мариас выделяет зрения Декарта и Канта. Так, Декарт рассматривается им как источник деления реальности на субъект и объект и, следовательно, разъединения человека и мира. Кант, напротив, благодаря утверждению об активной деятельности мьшшения, сделал, по мнению Мариаса, первые шаги на пути «вьтода человека в мир».

Таким образом, целью данного исследования является попытка предложить российскому читателю более или менее полный анализ основного направления творчества Мариаса - его философской антропологии. В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следуюпще задачи:

1) Проследить историко-философский генезис антропологической концепции Мариаса, выявить идейные истоки его ученая о человеке.

2) Раскрыть смысл основных антропологических положений Мариаса, изложенных в его ключевой по данной проблематике работе «Метафизическая антропология» (1970), а также отдельных статьях.

3) Представить интерпретацию вводимых Мариасом философско-антропологических понятий, создать словарь специфической испано-язычной философской терминологии.

В диссертации применяются основные методы историко-философского исследования. Особый упор делается на дескриптивный анализ смыслового содержания антропологической концепции Мариаса, а также сравнительный анализ при сопоставлении взглядов Мариаса и взглядов других философов от Канта до Хайдеггера и Ортеги-и-Гассета.

Источниковедческая база исследования состоит из работ Мариаса, изданных на испанском языке, трудов отечественных и зарубежных 9 исследователей по испанской философии, истории философии, философской антропологии.

СтрзАтура диссертации во многом определена задачами исследования. Первая глава позволяет проследить формирование антропологической концепции Мариаса. В ней выявляется взаимосвязь некоторых идей Канта, представителей «философии жизни», Гуссерля и Хайдеггера с философской антропологией Мариаса, прослеживаются линии взаимодействия его философии и другого испанского мыслителя - X. Ортеги-и-Гассета. Вторая глава посвящена рассмотрению аналитической теории человеческой жизни, без которой невозможно представить анализ эмпирическо-антропологической структуры Мариаса. В третьей главе исследуются основные элементы эмпирической структуры - условия существования отдельных людей. В глоссарии приводится оригинальная философско-антропологическая терминология испанского мыслителя.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Метафизическая антропология Х. Мариаса"

Заключение

В ходе данного исследования было установлено, что учение о человеке представляет собой тот центр в философии Мариаса, с которым связано его решение традиционных философских проблем. С философско-антропологических позиций Мариас определяет отношение к классическому идеализму, и прежде всего картезианскому рационализму. С одной стороны, сам факт открытия реальности сознания, разрабОт1ш идеи субъективности Мариас считает большой заслугой идеализма, посколыдА он поднял философию на качественно новый уровень. С другой стороны, человеческая субъективность в нем оказалась изъятой из мира, человек выступил субъектом познающим, но не живущим, в результате чего спонтанные проявления человеческого бытия оказались за пределами философского исследования.

Свою главную задачу и задачу современной философии Мариас видит в том, чтобы преодолеть идеализм, вывести философский анализ за пределы сферы сознания. Он исходит из необходимости вновь ввести «я» в мир, но так, чтобы сохранить достижения субъективности и для этого по-новому понять связь человека и мира. По Мариасу, исходная реальность - это сосуществование «я» и мира. Такое сосуществование определяется им как человеческая жизнь, а само понятие «жизнь» рассматривается как порождающее новую идею бытия, новую «жизненную» онтологию. Подлинным и первичным бытием становится для Мариаса жизнь человека в мире, а максимальным выражением данной установки -известный тезис X. Ортеги-и-Гассета «я есть я и мои обстоятельства».

Для Мариаса важно то, что Ортега вьвдвигает положение об изначальном неразрьшном единстве человека и мира, основанном на разомкнутости. открытости сознания, устремленного «вовне», в предметный мир. Объективно существующий окружающий мир, сам по себе оставшийся за пределами философского анализа Ортеги, проникает в этот анализ через встречу с человеком, превратившись в перспективу определенной индивидуальной точки видения. Мир, в своем независимом состоянии рассматривающийся Ортегой только как сумма возможностей, приобретает структуру и перспективу в результате творческой активности сознания, не только познающего мир, но и живущего в нем, а значит, неразрывного с ним.

В главной ортегианской формуле «я есть я и мои обстоятельства» первое «я» означает радикальную реальность человеческой жизни, в которой укоренены все остальные реальности; второе «я» означает индивидуальное и рефлексирующее «я»; сферу же непосредственно данного составляют обстоятельства. Согласно Мариасу, к радикальной реальности неприменимы научные методы познания, поскольку научные теории также являются укорененными реальностями и становятся понятными только вместе с пониманием той жизни, в которой они присутствуют. Единственным способом познания радикальной реальности он считает описание, которое опирается на аналитическую теорию человеческой жизни.

Мариас приходит к необходимой аналитической теории через анализ «моей жизни». Он назьюает эту теорию также «внутренне присущей». Результатом такого анализа являются условия, без которых невозможна «моя жизнь», поэтому, заключает Мариас, они должны находиться в каждой человеческой жизни. Это необходимью условия, а потому универсальные; они есть а priori по отношению к каждой жизни.

Условия, которые открьшает анализ «моей жизни», составляют аналитическую структуру человеческой жизни. Согласно Мариасу, отталкиваясь от этой аналитической структуры возможно подлинное описание жизни человека, в противном же случае история жизни может быть рассказана как угодно. Аналитическую структуру составляют следующие основные характеристики: персональность, динамизм, необходимость, обстоятельственность (бытие в мире), фундаментальная способность воображения (она творит мир, трансцендирует мир), факт целеполагания, проективность, призвание (аутентичное существование), свобода (возможность отказаться от аутентичного существования).

Однако, в ходе своих дальнейших исследований Мариас пришел к вьшоду, что абстрактная аналитика позволяет понять любую жизнь, даже возможную, но недостаточна для постижения особенностей конкретного человека. В «Метафизической антропологии» он задает главный вопрос: «Возможно ли перейти прямо от аналитической структуры к единичной реальности, находящейся в конкретных обстоятельствах? Не отсутствует ли между ними промежуточная ступень? То есть недостающее звено, которое означало бы одновременно некоторый пласт реальности и теоретический уровень?»

Для его решения Мариас обращается к эмпирической структуре. Ей принадлежат все детерминации, которые, не являясь ингредиентами универсальной теории, осуществляют жизнь человека. Это не случайные события, но структурные эмпирические элементы, предшествующие каждой конкретной биографии, которые функционируют как ее предпосылки. Эмпирическая струкхура - это стабильные исторические формы существования отдельных людей. Эмпирическая структура предшествует любой конкретной биографии, она позволяет определить траекторию индивидуальной жизни в описании, которое Мариас по-прежнему считает единственно возможным способом постижения жизни. <1гМетафизическая антропология» представляет собой систематическое описание эмпирических структур. Мариас полагает, что радикальная реальность человеческой жизни, в которой укоренены все остальные реальности, исследуется метафизикой, но реальность человека - философской антропологией. Человек в антропологии есть единство эмпирических структур. Аналитическая структура всегда воплощена в эмпирические структуры, другими словами, эмпирические структуры есть земные воплощения элементов аналитической структуры.

Таким образом, согласно Мариасу, антропология в полном и адекватном значении этого термина должна изучать эмпирическую структуру человеческой жизни, в то время как метафизика изучает теорию человеческой жизни как радикальной реальности. Мариас считает, что нашел возможность проследить путь индивидуальной жизни человека, рассматривая ее как «изнутри», с помощью «внутренне присущей», аналитической теории, так и «извне», соединить описание и объяснение.

Эмпирическая структура состоит из общих структур и множества подструктур. Согласно Мариасу, общими эмпирическими структурами являются инсталлящгя - эмпирическая форма укоренения в человеческой жизни как радикальной реальности, и, противоположная по значению инсталляции, векторная структура. Инсталлящм и векторная структура обусловливают характер всех измерений эмпирических структур. Мирскость также является эмпирической структурой всеобщего значения, которая непосредственно связана с обстоятельственностью человеческой жизни. Эмпирические атрибуты мирскости определяются телесностью. Поскольку мирскость телесна, человек наделен чувственностью, благодаря которой он способен обнаружить самого себя и вещи вокруг. Чувствительность понимается Мариасом как прозрачность мира: через нее человеческому чувству открьшается, проясняется реальность. С помощью трех основных чувств - осязания, зрения и слуха - конституируются три взаимосвязанных измерения: реальность, собственно мирскость и значение. К элементам эмпирической структуры также относятся обусловленность полом, темпоральность и конечность или смертность человеческой жизни. Пол, возраст и смерть не изучаются аналитической теорией, они появляются только в эмпирической реальности.

Рассмотрением человеческой смертности Мариас завершает исследование эмпирической структуры, причем авторитетом для него выступает уже не Ортега, а апостол Павел. Согласно Мариасу, телесное состояние человека подвергнуто опасности смерти, человек включает ее в свою жизнь в качестве неизменного и конститутивного ингредиента. Тем не менее, испанский философ оставляет человеку возможность надеяться на бессмертие. Дело в том, что на неминуемую гибель обречена исключительно эмпирическая структура, в то время как аналитическая структура может обрести новую жизнь. Исчезает определенность земная, но аналитика может воплотиться в другое бытие. Смерть также является укорененной реальностью, она содержится в реальности «моей жизни». Словами католического гимна Dies irae Мариас заканчивает свою книгу.

Таким образом, философская антропология Мариаса является прямым продолжением анализа радикальной реальности. Эмпирическая структура есть не что иное, как «земное» воплощение аналитической структуры. Отличие Мариаса от Ортеги сводится к тому, что Мариас отходит от исторшдазма Ортеги и признает наличие эмпирической реальности человека. Но природа эта понимается

125 так, что действительные биологические и социальные характеристики человека превращаются в априорно заданные аналитическую и эмпирическую структуры. Опытные данные, которые приводит Мариас, присутствуют в его антропологии как реальности в пределах радикальной реальности человеческой жизни. Так, разбирая значение различных чувств, не органов чувств, но форм инсталляции, Мариас исходит не из того, что дано человеку природой, но из априорных предпосылок. Они наличны, поскольку необходимы для вьшолнения аналитически заданной функции.

Автор диссертации приходит к вьюоду, что главная задача Мариаса, состоящая в том, чтобы вьюести философский анализ к реальной жизни человека в мире, распространить его за пределы сферы сознания, не была им решена. Любая реальность, в том числе и такая реальность, как человек, вьшодится «изнутри» радикальной реальности. Ничто не может проникнуть в мир «извне», так как все с самого начала содержится в «моей жизни», укоренено в ней. Весь мир оказьюается у Мариаса коррелятом человеческого сознания.

 

Список научной литературыСинельникова, Наталья Алексеевна, диссертация по теме "История философии"

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1975-83. Т.2.

2. Бердяев. H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.: Прометей, 1989.

3. Бердяев. H.A. О назначении человека. М., 1993.

4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Спб.: Наука: Ювента, 1998

5. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М.: Мьюль,1994. Т.2, стр.3-72.

6. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2001.

7. ЗиммельГ. Избранное. Т. 1-2. М.: Юристъ, 1996. Т.2.

8. Мариас X. Первая книга Ортеги/Ортега-и-Гассет. Размышления о «Дон Кихоте». Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1997.

9. Новый Завет. Христианское издательство, 1990.

10. Ортега-и-Гассет. X. Что такое философия?. М.: Наука, 1991.

11. Ортега-и-Гассет. X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

12. Ортега-и-Гассет. X. Размьппления о «Дон Кихоте». СПб.: Изд-во СПб. ун-та.

13. Ортега-и-Гассет. X. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000.

14. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Мьгсль, 1993. Т.2.

15. Унамуно М. Агония христианства/О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Киев: Символ, 1997.

16. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Киев: Символ, 1997.

17. Феномен человека. Антология. М., 1993.

18. Философия любви. Ч. 1-2. М., 1990.

19. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989.

20. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики/Время и бытие. М.: Республика, 1993. С тр.327-345.

21. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

22. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997.

23. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

24. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век. М., 1995.

25. Marias J. Obras. Т. 1-8. Madrid: Revista de Occidente, 1958-1982. T.l.

26. Marias J. Obras. T.1-8. Madrid: Revista de Occidente, 1964-1982. T.2.

27. Marias J. Biografia de la filosofia. Buenos Aires: Emece, 1956.

28. Marias J. La escuela de Madrid. Buenos Aires; Emece, 1959.

29. Marias J. Ensayos teoreticos. Madrid: Revista de Occidente, 1966.

30. Marias J. Meditaciones sobre la sociedad espanola. Madrid: Revista de Occidente,1966.

31. Marias J. Nuevos ensayos de filosofia. Madrid: Revista de Occidente, 1968.

32. Marias J. Antropologia metafisica. Madrid: Revista de Occidente, 1970.

33. Marias J. Acerca de Ortega. Madrid: Revista de Occidente, 1971.

34. Marias J. Ortega: Circunstancia y vocacion, vol. 1-2. Madrid: Revista de Occidente, 1973.

35. Marias J. La Espana real. Madrid: Revista de Occidente, 1976.

36. Marias J. La devolucion de Espana. Madrid: Revista de Occidente, 1977.

37. Marias J. El tema del hombre. Madrid: Espasa-Calpe, 1977.

38. Ortega y Gasset. J. Obras Completas, vol. 1-11. Madrid: Revista de Occidente, 1953-70.

39. Ortega y Gasset. J. El tema de nuestro tiempo. Madrid: Espasa-Calpe, 1955.

40. Ortega y GassetJ. El hombre y la gente. Madrid: Revista de Occidente,1957.

41. Ortega y Gasset.J. Que es filosofia? Madrid: Revista de Occidente,1958.

42. Ortega y Gasset.J. Maditaciones del Quijote. La Habana: Consejo nac. de cultura,1964.1. Литература:

43. Асмус В. Ф. Декарт. М.: Госполитиздат, 1956.

44. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.

45. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мьюль, 1984.

46. Бок. Г. История, история женщин, история полов/THESIS, 1994. №6. С. 180.

47. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года.

48. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.

49. Бондаренко Н.Д. Некоторые аспекты проблемы человека в философии X. Ортеги-и-Гассета/Историко-философский сборник. М., 1968. С.224-240.

50. Васильева Т.В. Путь к Платону: любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1999.

51. Виндельбанд В. От Канта до Нищпе: история Новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон-пресс: Кучково поле,1998.

52. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 1999.

53. Гарсиа X. Испания 20 века. М.: Мьюль, 1967.

54. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М. .Политиздат, 1973.

55. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982.

56. Губин В.Д. Некрасова E.H. Философская антропология. М.: Изд-воРГГУ,2000.

57. Губин В.Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Изд-во РГГУ, 1998.

58. Гулыга A.B. Кант. М.: Молодая гвардия, 1981.

59. Гульпа A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.

60. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

61. Долгов K.M. Философия культуры и эстетика X. Ортеги-и-Гассета/ О современной буржуазной эстетике. М., 1972.

62. Железнов Ю.Д. и др. Человек в природе и обществе: Введение в эколого-философскую антропологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

63. Журавлев О.В. Концепция «культурного синтеза» в системе идей X. Ортеги-и-Гассета/Проблемы борьбы против буржуазной идеологии. Л., 1972.

64. Журавлев О.В. Философия «жизненного разума» X. Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина. Л., 1972. Диссертация.

65. Журавлев О.В. Пути и перепутья испанской философии. СПб.: Изд-во Спб. ун-та, 1993. С. 128-169.

66. Зыкова А.Б. Экзистенциализм в Испании/Современный экзистенциализм. Критические очерки. М., 1966.

67. Зыкова А.Б. Поиски сферы свободного самовыражения личности в философии X. Ортеги-и-Гассета/Вопросы философии, 1969 №9.

68. Зыкова А.Б. Опыт жизни как форма знания/Вопросы философии. 1971. №7

69. Зыкова А.Б. Критический анализ проблемы человека в философии X. Ортеги-и-Гассета. М., 1973. Диссертация.

70. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. М.: Наука,1978.

71. Зыкова А.Б. Ортега-и-Гассет/Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во политической литературы, 1991.С. 223-224.

72. Капланов P.M. X. Ортега-и-Гассет и его концепция «массового общества»/Проблемы испанской истории. М., 1975.

73. Карьева-Угринович В.Б. Реакционность концепции человека в философии Ортеги-и-Гассета/Философские науки. 1964 №6.

74. КимелевЮ.А. Современная философско-религиозная антропология. М.: Наука, 1985.

75. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 -начала 19 века. М.: Высшая школа, 1989.

76. Кутлунин А.Г. Учение о человеке в философии Ортеги-и-Гассета/ Историко-философские исследования. Вьш.1. Свердловск, 1973.

77. Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни. Критические очерки. Иркутск: Изд-во HpKjrrcK. ун-та, 1986.

78. Кутлунин А.Г. Западноевропейская философия жизни: проблемы и противоречия. Екатеринбург: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.

79. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М.: Высшая школа, 1965.

80. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980,

81. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.

82. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

83. Претель. Д. Испанская философия/Философская энциклопедия. Т1-2. М., 1962. Т.2.

84. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

85. Руткевич А.М. Социальная философия «Мадридской школы». М., 1977. Диссертация.

86. Руткевич А.М. Философская антропология Мадридской школы/Философские науки. 1979 №6. С. 114-118.

87. Руткевич А.М. Социальная философия Мадридской школы. М., 1989.

88. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во политической литературы, 1991.

89. Стенин. B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

90. Тертерян М. Философско-психологические истолкования образа Дон Кихота и борьба идей в Испании 20 века/Сервантес и всемирная литература. М., «Наука» 1969.

91. Тертерян М. Испытание историей. Очерки испанской литературы 20 века. М.: Наука, 1973.

92. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Распшряюшаяся вселенная абсолютна. Книги 1 и 2. Новосибирск: Наука, 1995. Кн.1.

93. Леви С. Между философията на живота и екзистенциализма. София, «Наука и изкус» 1967.

94. Abellan J.L. Historia critica del pensamiento espanol. Т. 1-5. Madrid: Espasa-Calpe, 1979-89. T.5., cap. 1.

95. Abellan J.L. Panorama de la filosofi a espanola actual: Una situacion escandalosa. Madrid: Espasa-Calpe, 1978.

96. Abellan J.L. Ortega y Gasset en la filosofi a espanola. Madrid: Tecnos, 1966.

97. Abellan J.L. La cultura en Espana. Madrid: Edicusa, 1970.

98. Aquinada Carlos B. De Nicodimo a Don Quijote/Pensamiento y letras en la Espana del Siglo 20. Nashville, 1966.

99. Araquistain L. El pensamiento espanol contemporaneo. Buenos Aires, 1962.

100. Basave Fernandez de Valle A. Miguel de Unamuno y Jose Ortega y Gasset. Un bosquejo valorativo. Mexico: Jus, 1950.

101. Bayon J. Razon vital y dialectica en Ortega. Madrid, 1972.

102. Carpintero Capell H. Cinco aventuras espanolas (Ayala, Lain, Aranguren, Ferrater, Mari as). Madrid: Revistado Occidente, 1967. Pag. 191-229.

103. Diccionario de la filosofia contemporanea. Dir. por M.A. Quintanilla. Salamanca, 1976.

104. Elias Dias H. Notas para una historia del pensamiento espanol actual (1939 -1973). Madrid, 1974.

105. Fernandez de la Mora G. Ortega y el 98. Madrid: Rialp, 1979.

106. Fernandez de la Mora G. Pensamiento espanol. 1964-68. T.1-4. Madrid: Rialp, 1968. T.3.

107. Ferrater Mora J. Ortega y Gasset. Etapas de una filosofi a. Barcelona: SeixBarral, 1958.

108. Gaos J. Sobre Ortega y Gasset y otros trabajos de historia de ideas en Espana y la America Espanola. Mexico: Impr. universitaria, 1957.

109. Garagorri P. Relecciones y disputaciones orteguianos. Madrid: Cuadernostauras, 1965.

110. Garagorri P. Unamuno, Ortega, Zubiri en la filosofia espanola. Madrid: Plenitud, 1968.

111. Garagorri P. Introduccion a Ortega. Madrid: Alianza, 1970.

112. Goenechea F. Lo individual y lo social en la filosofia de Ortega y Gasseta. Zurich, 1964.

113. Gtanell M. Ortega y su filosofia. Madrid. 1960.

114. Lain Entralgo P. Espana como problema. T.1-2. Madrid: Aguilar, 1956. T.2.

115. Lopez Quintas A. Filosofia espanola contemporanea. Temas y autores. Madrid: La ed. catolica, 1970.

116. Lopez Quintas A. El pensamiento filosofico de Ortega y D'Ors. Una clave de interpretation. Madrid: Guadarrama, 1972.

117. Moron Arroyo C. El sistema de Ortega y Gasset. Madrid: Alcala, 1968.

118. Ramirez S. La filosofia de Ortega y Gasset. Barcelona, 1958.

119. Ramirez S. Ortega y el n^leo de su filosofia. Madrid, 1959.

120. Rocamora P. Pensadores espanoles contemporaneos. Madrid: C.S.I.C., 1975.

121. Soler Planas I. El pensamiento de J. Marias. Madrid: Revista de Occidente, 1973. Cap.2,pag.65-116.

122. Vela F. Ortega y los existencialismos. Madrid: Revista de Occidente, 1961.

123. Zubiri X. El hombre, realidad personal/ Revista de Occidente. 1963 № 1.

124. Zubiri X. El origen del hombre/Revista de Occidente. 1964 №17.