автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Банаева, Виктория Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья"

005001¿ЭУ

На правах рукописи

Банаева Виктория Андреевна

МЕТАЛЛ

В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БУРЯТ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ (XIX - начало XX в.)

Специальность: 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 2 Я Н В 2012

Улан-Удэ 2011

005007255

•Работа выполнена на кафедре этнологии и народной художественной культуры ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Николаева Дарима Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, доцент

Нимаев Даба Дамбаевич

кандидат исторических наук Гомбоев Баир Цыремпилович

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО

«Северо-Восточный федеральный университет

им. М.Н. Аммосова»

Зашита состоится 25 января 2012 г. в час. на заседании диссертационного совета Д 210.002.02 при ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств».

Автореферат разослан ^^ декабря 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Николаева Д.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловливается значением металла в культуре традиционного общества как одного из важнейших показателей материального и духовного развития народа, отражающего уровень его социально-экономического развития, религиозно-мировоззренческих представлений и художественной культуры. Кроме того, техника и технология его обработки, термины, относящиеся к металлу, отражают исторические связи и культурные контакты между народами, не всегда учтенные по данным других источников.

В традиционной культуре бурят металл представлен в таких аспектах, как кузнечное ремесло, кузнечный культ, включающий в себя пантеон кузнечных божеств и духов, развитую систему обрядов, специальные святилища, ритуальные предметы, кузнецов как жрецов родоплеменного культа и художественный металл - один из видов народного искусства.

В историко-этнографическом изучении бурят актуальность данного исследования конкретизируется необходимостью комплексного изучения роли, места и значения металла в жизнеобеспечении народа, выраженного в его локальных вариантах. Актуальность такого подхода обусловливается сложностью этно- и культурогенеза, этнической и культурной истории бурятского народа, отразившихся на формировании специфических особенностей культурных комплексов его разных групп.

В современных условиях, на фоне активного процесса возрождения утраченных культурных ценностей, значительно возрастает необходимость историко-этнографических исследований различных аспектов традиционной культуры, составляющих не только этническое, но и общечеловеческое культурное наследие. Полагаем, что наше исследование, посвященное теме «Металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья», позволит расширить рамки этнографических, исторических, искусствоведческих исследований не только бурят, но и целого круга народов, связанных с ним своим этногенезом и историей культуры.

Степень изученности проблемы. В соответствии с внутренней структурой культуры металла все публикации, касающиеся темы нашего исследования, мы разделили на три группы.

К первой группе мы относим работы, посвященные исследованию в области металлопроизводства и кузнечного ремесла. Во-первых, это труды путешественников, историков, этнографов и востоковедов дореволюционного периода начиная с XVII в.: Н. Спафария, И. Идеса, Дж. Белля,

И. Георги, И. Г. Гмелина, Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, в которых содержались сведения по кузнечному ремеслу, информация об особенностях металлопроизводства, горных разработках, рудниках и плавильнях, имелись описания художественного металла у бурят.

Во-вторых, это труды исследователей советского периода. Б. Э. Петри в очерке «Орнамент кудинских бурят» [1918], рассматривая кузнечное и плотницкое ремесла предбайкальских бурят, подробно описал основные орнаментальные мотивы и способы нанесения декора на предметы кузнечного ремесла. Значительный вклад в изучение художественного металла у бурят внесен искусствоведами И. И. Соктоевой и А. В. Тума-хани, создавшими наиболее цельное представление об истории развития национального искусства. В работах И. И. Соктоевой «Бурятский художественный металл» [1971], «Художественная обработка металла в Бурятии» [1974], «Изобразительное и декоративное искусство Бурятии» [1988], «Белый волосок серебряный до луны дотяни...» [2002], «Декоративно-прикладное искусство предбайкальских бурят (ремесла и промыслы)» [2002] и др. содержатся сведения по специфическим особенностям обработки металла и кузнечному культу.

В монографии «Бурятское народное искусство» [1970] А. В. Тума-хани посвятил специальный раздел художественной обработке металла, выявляя самобытность изделий бурятских мастеров. Ряд сведений о художественном металле бурят был опубликован в статье JI. Ф. Левитиной «Фонд С. П. Балдаева. Свадебные украшения западных бурят» [1999], где изложена подробная информация о небольшой, но уникальной части коллекции, описанной С. П. Балдаевым - архаичных украшениях невесты и женщин, участвующих в свадебном обряде, и описана технология обработки металла - таушировка (насечка).

Следует отметить труды археологов, в частности, сборник статей А. П. Окладникова «История и культура Бурятии» [1976], где автор, определяя границы распространения курумчинской культуры, представляет картину местообитания древних кузнецов в Предбайкалье. Интересны сведения в монографии Б. Б. Дашибалова «Археологические памятники курыкан и хори» [1995], касающиеся выводов лабораторных анализов наконечников стрел, найденных в поселении Шохтой, в которых отмечается высокий процент содержания чистого железа.

К исследованиям постсоветского периода мы относим фундаментальный труд «Буряты» [2004], где опубликованы, статьи Д. А. Николаевой «Одежда и украшения» с описанием украшений из металла и

К. Д. Басаевой «Традиции и обряды, связанные с рождением и. воспитанием детей», где рассматривается роль металла в обрядах этого цикла. К этому же периоду можно причислить и монографию В. А. Михайлова «Традиционные ремесла бурят: строительство, металлообработка (XVII -начало XX века)» [2006], в которой, наряду с историческим обзором архитектурно-строительного искусства, представлено кузнечно-ювелирное мастерство бурят с XVII до начала XX в.

Ко второй группе относятся труды ученых, интересовавшихся вопросами роли и места кузнечного культа, кузнечного ремесла в рамках религиозных воззрений и обрядовых практик бурят. В трехтомном собрании сочинений М. Н. Хангалова имеются этнографические сведения по кузнечному культу кудинских и балаганских бурят [2004]; в монографии В. А. Михайлова «Религиозная мифология» [1996] рассматривается группа божеств-покровителей кузнечного искусства, которая относится к специальным высшим небесным божествам - тэнгри, во главе которых стоит кузнец Белое небо —Дархан саган тэнгри.

Статья Г. Д. Санжеева «Тайлган бурятских кузнецов» содержит ценные полевые материалы, где описывается специфика кузнечного культа, призываний кузнечных божеств бурят Приангарья, выделяемых как ун-гинские.

Историко-генетические и культурно-семантические аспекты кузнечного культа бурят исследуются в работах Л. J1. Абаевой «Кузнечный культ у монголоязычных народов» [1987], «Культ гор и буддизм в Бурятии: эволюция верований и культов селенгинских бурят» [1992]; Т. Д. Скрынниковой «Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов» [1998]; Н. Б. Дашиевой «Культурно-семантический и исто-рико-генетический анализ кузнечных мифов бурят Предбайкалья» [2005], «Кузнечный культ бурят в свете евразийский традиций» [2006]. Авторы рассматривают семантику кузнечных онгонов, мифологическую основу кузнечных культов, а также изучают тексты мифов, выявляя целостность картины мира в архаических воззрениях бурят.

Значение металла в обрядах и праздниках бурят представлено в монографии С. П. Балдаева «Бурятские свадебные обряды» [1959]; К. Д. Басаевой «Семья и брак у бурят (вторая половина XIX - начало XX века)» [1980, 1981]; Г. Р. Галдановой «Доламаистские верования бурят» [1987]; коллективной монографии «Обряды в традиционной культуре бурят» [2002]. В указанных работах в контексте основных проблем, по-

ставленных в данных исследованиях, показаны роль и место изделий из металла.

К третьей группе относятся труды, посвященные художественным изделиям из металла у бурят и раннего населения Предбайкалья. Так, прорисовки и описания фрагментов кольчуги, наконечников стрел ку-румчинской культуры были опубликованы в работе А. В. Асеева «Прибайкалье в средние века» [1980].

Ценные сведения по костюму и украшениям бурят изложены в монографии Р. Д. Бадмаевой «Бурятский народный костюм» [1987], основанной на материале экспедиционных исследований. Этнограф, выявляя роль и значение одежды и украшений в обрядовой жизни, в том числе классифицировала и украшения западных бурят.

В монографии С. Г. Жамбаловой «Традиционная охота бурят» [1991], наряду с техникой и технологией вооружений и снаряжений охотника, анализируются ритуальное оформление охоты, символика и семантика оружия и орудий. Вопросы вооружения и доспехов рассматриваются в брошюре В. А. Михайлова «Оружие и доспехи бурят» [1993]. В статьях Д. А. Николаевой «Девичьи украшения саажа западных бурят» [2005], «Одежда и украшения» [2004], «Традиционный женский костюм и украшения бурят» (соавтор М. Б. Дагданова) [2006] выявляются архаические воззрения, связанные с этнической картиной мира и отраженные на украшениях из металла. В монографии Е. А. Баторовой «Бурятский орнамент XVIII-XX веков» [2007] в главе «Композиционно-колористическая структура орнамента предбайкальских и забайкальских бурят XVIII-XX вв.» систематизированы уникальные коллекции металлических изделий из фондов Художественного музея им. Ц. С. Сампилова и Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

К четвертой группе относятся сравнительно-сопоставительные исследования теоретико-концептуальных, историко-культурных и искусствоведческих аспектов в вопросах типологии культуры металла. Так, в книге «Декоративное искусство монголоязычных народов XIX-XX вв.» [1979] Н. В. Кочешков, исследуя художественный металл наряду с другими видами ремесел раскрыл основные черты и особенности искусства монголоязычных народов.

J1. Р. Павлинская в обширной статье «Художественный металл как источник для изучения этнокультурных контактов» [1984], наиболее полно проанализировав художественный металл бурят, представила сравнительное исследование техники набивной насечки у народов Южной Сибири и Средней Азии, пришла к выводу об их общих истоках. В статье

«Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов» [1988] исследователь проводит сравнительный анализ наиболее распространенных видов художественной обработки металла народов Сибири XIX - начала XX в.

Таким образом, оценивая степень изученности темы, отметим, что, несмотря на значительное количество опубликованных работ, имеющих различную степень фундаментальности и научной значимости, касающихся металла в традиционной культуре бурят Предбайкалья, проблема, поставленная в данной работе, предметом исследования в этнографической литературе не становилась.

Объектом исследования является металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья.

Предметом исследования выступают функции металла в традиционной культуре бурят Предбайкалья.

Цель исследования заключается в создании целостной характеристики металла в традиционной культуре бурят Предбайкалья.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— проследить историю развития культуры металла на территории Предбайкалья;

— выявить характерные стилевые черты и особенности технологических приемов художественной обработки металла бурят;

- проанализировать варианты кузнечного культа в традиционной культуре бурят;

- определить значение металла в обрядах жизненного цикла;

- систематизировать изделия художественного металла (военно-охотничье снаряжение и украшения);

— рассмотреть семантику художественной орнаментации изделий из металла.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется тем, что традиционные представления о роли и значении металла в жизни общества поддаются реконструкции только при одновременном и взаимообусловленном изучении мифологии, верований, обрядово-риту-альной практики с привлечением материалов по этнографии, археологии, истории и искусствоведению бурят.

Представленная диссертационная работа основывается на ряде принципов, определяющих сущностную сторону историко-этнографи-ческого и этнокультурного исследования:

- принцип историзма позволяет исследовать социально-культурные реалии традиционного представления о функциональности металла и культуре кузнечества в динамике его становления и развития;

- принцип целостности позволил провести комплексный анализ совокупности религиозно-мифологического воззрения на значение в жизни традиционного общества металла и выявить структурообразующую картину мира, связанную с металлом;

- принцип системности применялся при рассмотрении совокупности религиозно-мифологического, материального, обрядового и социального компонентов кузнечного культа и его неотъемлемой составляющей - металла.

В диссертационной работе были применены теоретико-концептуальные методы. Так, историко-генетический, семантический и интер-претативный методы способствовали изучению истоков формирования кузнечного культа у бурят. Реконструкция архаической культуры позволяет выявить наиболее глубинные основы бурятской культуры, определить специфические свойства локальной этнической традиции и решить проблемы ее генезиса.

Особое место в исследовании занимает хронологический метод, позволяющий показать преемственность и динамику этнокультурных процессов в разные периоды.

Применение структурно-функционального метода позволило на фактологическом материале осуществить анализ функционирования металла как текста культуры. Осмысление концептуальных идей в трудах Л. Л. Абаевой, Н. Б. Дашиевой, Т. Д. Скрынниковой, Г. Р. Галдановой и др. позволили нам проанализировать металл как феномен, обладающий в традиционной культуре знаковой функцией.

Из научных методов эмпирического исследования применялись методы экспедиционной работы: наблюдение, описание, фото-фиксация.

Источниковедческая база исследования делится на эмпирическую и теоретическую. В первом случае к ним относятся:

1) полевые материалы автора (ПМА), собранные начиная с 2005 г. в Усть-Ордынском Бурятском округе и Ольхонском районе Иркутской области. Они включают непосредственное наблюдение и интервьюирование, благодаря которым был собран эмпирический материал о металле в традиционной культуре, связанные с ним сведения о кузнечном культе, обрядах с использованием металла, устройстве кузницы, кузнечных атрибутах и фольклорные произведения;

2) этнографические коллещии Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова (г. Улан-Удэ); Художественного музея им. Ц. С. Сампи-лова (г. Улан-Удэ); Новосибирского Государственного краеведческого музея (г. Новосибирск); Музея Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск); этнографические коллекции музеев Иркутской области: Иркутского областного краеведческого музея (г. Иркутск); архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (г. Иркутск); Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа (пос. Усть-Ордынский); Хужирского краеведческого музея им. Н. М. Ревякина (с. Хужир, Оль-хонский район); Осинского историко-краеведческого музея (с. Оса, Осинский район); мемориального дома-музея М. Н. Ербанова (с. Бахай, Аларский район); Аларского краеведческого музея им. В. Б. Мохосоева (с. Аларь, Аларский район) и Байтогского краеведческого музея (с. Бай-тог, Эхирит-Булагатский район). Музейные коллекции состоят из украшений, наборных поясов, подвесок, ножей, огнив, колчанов, налучников, стрелохранилищ, традиционной одежды, утвари, а также атрибутов шаманского и кузнечного культов;

3) методический фонд Областного Государственного учреждения культуры «Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов», в котором собраны материалы по декоративно-прикладному искусству предбайкальских бурят (фотографии, рисунки, ксилографии). Большой интерес представляют такие изображения, как комплекс вооружения на гравюре Е. М. Корнеева начала XIX в. «Братские татары», комплексы украшений национального костюма на акварели А. Е. Мартынова 1808 г., на рисунке Л. Немировского «Бурятка» 1856 г., а также фотографии бурят в традиционной одежде конца XIX - начала XX в.;

4) электронные ресурсы - сайты сети Интернет, на которых размещены материалы об украшениях, вооружении и конской упряжи бурят;

5) в качестве источниковых материалов были использованы научные исследования по художественной обработке металла: труды А. В. Тума-хани [1970]; И. И. Соктоевой [1971, 1974, 1988, 2002]; Л. Р. Павлинской [1984, 1988].

Перечисленные авторы сосредотачивали свое внимание на важнейших аспектах, связанные с художественной обработкой металла, орнаментом, кузнечеством, но тема металла в традиционной культуре бурят Предбайкалья не была доминирующей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- проведено комплексное исследование культуры металла как проявление системного характера традиционной культуры предбайкальских бурят;

- впервые выявлена роль металла в обрядах жизненного цикла бурят Предбайкалья;

- доказаны преемственность и связь металлопроизводства и металлоизделий бурят с культурными традициями древних насельников Предбайкалья и тюркских народов;

- раскрыты роль и значимость металла в мифоритуальных воззрениях бурят;

- предложена трактовка методологического и проблемного характера применительно к культуре металла, обладающего устойчивостью и гибкостью, обеспечивающей внутреннюю динамику и адаптацию к изменяющимся социокультурным процессам;

- рассмотрены изделия из металла в значении знака культуры;

- доказано, что культура металла является одним из базовых концептов в традиционной культуре бурят.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Традиционные представления о металле - это совокупность устойчивых парадигм, обеспечивающие эффективность процессов жизнедеятельности социума.

2. Традиционные представления на значимость металла в жизни общества выявляют многообразные связи и преемственность, с одной стороны, с металлургической культурой древних насельников Предбайкалья, а с другой - тюрко-монгольской традицией металлоизделий.

3. Взаимосвязь воззрений кузнечного ремесла, кузнечного культа и изделий художественного металла обусловлены с наиболее значимыми функциями жизнеобеспечения традиционного общества, а именно обеспечение благодатью, верификация неофитов, магическая защита.

4. Изучение металла в традиционной культуре бурят позволяет зафиксировать его в качестве семантического текста культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIX -начала XX в. Данный период связан с наиболее высоким уровнем развития кузнечного ремесла в традиционной культуре бурят Предбайкалья, а также с переходом изделий из металла утилитарного назначения в разряд лишь сакральных атрибутов обрядности.

Территориальные рамки исследования определяются Усть-Ордынским Бурятским округом и Иркутской областью.

Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в этнографических, этнологических, исторических, культурологических, искусствоведческих исследованиях этнической культуры. Результаты работы станут весомым дополнением для изучения истории и культуры бурят.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:

- в разработке и усовершенствовании специальных курсов «Этнография бурят», «Семантика традиционной культуры», «Народная художественная культура бурят», «Декоративно-прикладное искусство» для учащихся средних специальных и высших учебных заведений;

- при проведении курсов повышения квалификации для руководителей изостудий;

- при проведении мастер-классов;

- в работе национальных центров художественных народных промыслов.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования были изложены в виде научных докладов: на научно-практической конференции «Мир монгольской моды» (г. Улан-Удэ, 2005); на V международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века» (г. Улан-Удэ, 2005); на межрегиональной научно-практической конференции «Язык и культура: Межкультурная коммуникация. Лингводидактика» (г. Улан-Удэ, 2005); на научно-практической конференции, посвященной 75-летию РЦНТ «Культурно-досуговая деятельность и народное художественное творчество: парадигмы XXI века»(г. Улан-Удэ, 2006).

Структура диссертации состоит из Введения, трех глав, Заключения, Примечаний, Списка литературы, Списка информаторов и Приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введение дается обоснование актуальности темы диссертации, раскрывается степень ее научной разработанности, ставится цель исследования, определяются ее задачи, описываются методы и формулируется научная новизна.

Глава I «Культура обработки металла на территории Предбайка-лья» состоит из двух параграфов. В параграфе 1.1 «История обработки

металла на территории Предбайкалья» рассматриваются истоки металлургического производства на территории Предбайкалья. Разновременные археологические памятники Предбайкалья позволяют проследить развитие металлургической культуры на протяжении тысячелетий. Так, в эпоху бронзы население данной территории знало такие виды сырья, как медь, золото, серебро, бронзовые сплавы и освоило технические приемы их обработки: ковку, литье, витье, золочение и т.д. В начале железного века в экономике и производстве металлоизделий у племен Предбайкалья произошел качественный переворот. Использование железа, отличающегося своей прочностью, повысило эффективность труда, а изделия из этого металла стали более разнообразными, специализированными.

Следующая большая группа памятников относится к курыканской культуре У-Х вв. н.э. При раскопках в местности Уту Елга в долине р. Куда в одной из землянок были обнаружены остатки кузнечного производства. В научной литературе прочно утвердилось мнение о том, что содержание чистого металла в сыродутном железе курумчинцев достигало 99,43 %. Эта цифра встречается почти в каждой публикации, связанной с курумчинской культурой.

В конце XVII - начале XVIII в. в Восточной Сибири зарождаются первые очаги промышленности, развиваются домашняя промышленность и ремесло, появляются новые виды производства. Горная и горнозаводская промышленность составляют основу промышленного развития края. В 70-90-е гг. XIX в. производство железоделательных заводов достигает наибольшего расцвета.

При этом кузнечное ремесло у бурят не теряет своих позиций и продолжает интенсивно развиваться наряду с промышленностью. За период существования кузнечного производства в его технологии не произошло существенных изменений. Кузнецы обеспечивали своей продукцией нужды населения, изготавливали топоры, ножи, принадлежности конской упряжи, котлы, мелкие-предметы обихода. Изделия бурятских мастеров имелиширокий сбыт среди населения.

В параграфе 1.2 «Кузнечное ремесло в традиционной культуре бурят» изложены особенности технологии местного кузнечного производства, дается описание внутреннего устройства кузниц.

Рассматриваются основные технологические приемы: ковка, расковка, витье, плавка, насечка, литье. Для бурят Предбайкалья характерными особенностями в художественной обработке металла являются: 1) широко распространенная набивная насечка (таушировка); 2) насечение по-

верхности железа сеткой, тончайшая равномерная сетка пересекающихся под острым углом борозд, покрывающая поверхность накладных пластин, украшающих сбрую, седла, украшения предбайкальских бурят; 3) применение ленточной насечки с добавлением волоченной проволоки; 4) для изделий характерно преобладание серебряного покрытия, в котором железо является только фоном. В этой связи можно говорить о подчиненной роли железа, о том, что обработка железа на изделиях отличалась единообразием, проявляющимся не только в технологических приемах, но и в уровне профессионального мастерства.

Следует отметить, что кузнечное ремесло у бурят имело свою специфику. Во-первых, отсутствие помещения, сезонность работы, использование наряду с железными орудиями каменных. Под влиянием русской культуры у бурят появляются стационарные кузницы, в которых устройство горна, мехов и прочих предметов, несмотря на разнообразие, строго соответствуют традиционной пространственной картине мира, ориентированные на сакральные и профанные стороны.

Глава II «Металл в религиозно-мифологических представлениях бурят Предбайкалья» состоит из двух параграфов. В параграфе 2.1 «Кузнечный культ в традиционной культуре» рассмотрены кузнечные культы, проанализированы кузнечные мифы, классифицированы сюжеты по персонажам и по бытованию в локальных традициях.

Кузнечный культ, включавший в себя почитание горна, меха, наковальни, кузнечных инструментов, оборудования и самого кузнеца, получил широкое распространение с древнейших времен. Культ поклонения кузнечному горну связан с еще более архаичным культом огня, игравшим важную роль в верованиях и обрядах древних бурят. При проведении ежегодных обрядов дуИаалга в родовой кузнице обвязывали белыми лентами кузнечные инструменты, которые обладали своей сакральностью. Так, кузнечный мех являлся атрибутом-медиатором между мирами, был связан с культом предков и через него осуществлялся контакт с иным миром.

Согласно религиозно-мифологическим воззрениям, у бурят существовала иерархия пантеона божеств, покровительствующих кузнечному ремеслу: небесные тэнгрии - покровители кузнецов, духи-хозяева кузнечных инструментов, кузнецы-предки, хозяева мест добычи металла. При этом мифы о кузнечном ремесле имеют различные варианты (имена персонажей бывают разными даже в одной и той же местности), но во всех вариантах искусство обработки металла зарождается на небе и оттуда передается людям.

Говоря о статусе кузнеца, как «белого», так и «черного», можно сказать, что в традиционной культуре он был объектом особого почитания и поклонения. Это было обусловлено представлениями о его магических способностях, нередко превосходящих силу шамана. Он сам изготовлял предметы не только кузнечного культа, но и шаманского, при этом постоянно соприкасаясь с такими природными стихиями, как огонь, железо и вода.

В культе кузнецов особое место занимают онгоны. Кузнечным онго-ном буряты называли души предков, которые происходили от кузнечных родов, или изображение какого-либо кузнечного духа. Главной функцией онгонов считалось поддержание хозяйственного и семейного благополучия. В зависимости от принадлежности к «белым» или «черным» кузнецам онгоны разделялись на две группы: одни представляли собой изображения духов «белых» кузнецов, другие - духов «черных» кузнецов.

Таким образом, религиозно-мифологические представления о кузнечном культе проецируют и сакрализуют все пространство, связанное с культурой металла. В этой связи значимой фигурой является кузнец, который, соприкасаясь с природными стихиями, превосходил по силе шамана.

В параграфе 2.2 «Металл в обрядах жизненного цикла» рассматривается сакральная значимость металла в обрядах предбайкальских бурят. Металл был олицетворением жизненной силы, благодати чадородия и размножения скота. С помощью обрядовых действий человек приобретает определенный социальный статус, постепенно приобретая атрибуты этого статуса. Каждый обрядовый элемент носил характер ритуала.

Серебро и олово в свадебных обрядах выражало как пожелание благодати новобрачным, так и сакрализацию брачующихся. Например, посредством обряда туулга хадуулган «прикрепление олова» происходило приобщение жениха к роду своей невесты. К приезду свадебного поезда в дом жениха под навесом с правой стороны юрты обязательно вывешивалось огниво хэтэ, которое выступало в качестве объекта поклонения как источник огня. Церемонию поклонения огниву и хозяину огня выполняли все приехавшие на свадьбу гости.

В гаданиях по олову можно видеть его магическую связь с рождением детей. В родильной обрядности с помощью металлических инструментов определялась половая принадлежность ребенка: это прослеживается на примере выбора инструмента для перерезания пуповины новоро-

жяенного: для мальчика - нож, для девочки - ножницы. Среди обрядовых действий, направленных на определение социального статуса новорожденного внутри сообщества, находятся и ритуалы, сопровождающие укладывание ребенка в колыбель, при этом собравшиеся одаривали новорожденного. Если дарилась готовая одежда, к ней обязательно пришивалась монета как пожелание богатства, постоянного обладания деньгами или долголетия. Новорожденному мальчику принято было дарить мужские принадлежности: нож в ножнах, лук со стрелами, седло.

Как видим, в традиционной культуре бурят конца XIX - начала XX в. металл как сакральный маркер активно использовался в наиболее значимых в жизни человека обрядах, выполняя оберегающую, репродуцирующую и цивилизирующую функции.

Глава III «Семантика орнаментации изделий из художественного металла у бурят Предбайкалья» состоит из двух параграфов. Параграф 3.1 «Изделия художественного металла» состоит из систематизации круга предметов, в художественном оформлении которых применяется металл. Железные пластины и бляшки, покрытые узором из серебра, украшали снаряжение всадника-воина и коня, а также встречались на мужских и женских украшениях. Рассматриваемые изделия были выполнены в технике насечки. Кроме того, дополнительные элементы, декорирующие основную часть украшения, представлены вставками из коралла.

Функциональное назначение вышеперечисленных атрибутов формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. В связи с изменением уровня жизни, они постепенно вышли из применения и использовались как атрибуты свадебной обрядности.

Таким образом, традиции изготовления изделий из металла уходят в далекое прошлое и использование их в значимых моментах жизни человека, как в обрядах, так и в повседневном быту, доказывает то, что они выполняли важнейшие функции магического оберега, сакрализации.

В параграфе 3.2 «Семантика орнамента» рассматривается знаковая характеристика орнамента в изделиях художественного металла предбай-кальских бурят. Орнаменты предбайкальских бурят, встречающиеся на изделиях из металла, можно разделить на три группы: 1) геометрический: точки, линии - прямые зигзагообразные, круги, звезды, кресты и т.д.; 2) анималистический, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог); 3) растительный - к данной группе можно отнести S-видные фигуры.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Орнаменты геометрического происхождения - это самая многочисленная группа. У предбай-кальских бурят существует целый ряд орнаментов, состоящий из палочек, крестов, ромбов и зубцов. По данным образцам можно убедиться, что подавляющее большинство геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда. Поля каждой отдельной фигуры отделяются от соседних фигур или крестом, или палочкой, которые исполняют роль перегородки. В других случаях палочки играют роль самостоятельного орнаментального мотива.

Можно сказать, что в украшении художественных изделий из металла буряты применяют древнюю космогоническую символику, идущую от времен поклонения стихийным силам и явлениям природы - огню, облакам, горам, солнцу, луне, звездам - их мы не выделяем в отдельную группу, так как все космогонические орнаменты бурят Предбайкалья стремятся к геометризации.

Анималистический, орнамент зооморфного происхождения, встречается на предметах вооружения и быта, представлен разнообразием роговидного орнамента. Образуя многочисленные вариации, он всегда носит одно и то же название хусын эбэр и считается традиционным орнаментом бурят Предбайкалья, символизирует плодородие, богатство, изобилие, процветание.

Растительный орнамент редко встречается в культуре предбайкальских бурят, к данной группе можно отнести Б-видные и волнообразные фигуры. Растительные завитки могут покрывать всю поверхность, создавая симметричные композиции с четырехлепестковой розеткой в центре. Эти мотивы получили широкое распространение в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов и огнив.

Наиболее распространенные символы, встречающиеся на металлических предметах материальной культуры бурят Предбайкалья, - это со-лярно-лунарные, относящиеся к геометрическому орнаменту и зооморфные. Построенные большей частью в различных комбинациях, они, как своеобразный язык символов, отражают особенности мифологического мышления и по закону ритмического ряда несут информацию о модели мира, выполняя информационные и апотропейные функции.

Изделия из металла в силу своей сакральности, как по своей природе, так и благодаря орнаменту, мультиплицируя представления бурят о картине мира, выполняли важные функции в жизнедеятельности общества.

В Заключение подводятся основные итоги исследования. Анализ совокупности использования металла в жизнеобеспечении традиционного бурятского общества XIX - начала XX в. позволил выявить стратегию освоения окружающего пространства, адаптации к конкретным историческим условиям, повлиявшую на развитие среды бытования бурят. Исследование применения металла в жизнеобес-печении общества показало не только его сопряженность с конкретной хозяйственно-культурной деятельностью, но и определило его место и значение в историческом процессе складывания традиционной культуры как целостной системы, выявило мифоритуальные исходные положения, задаваемые космическими аспектами картины мира. Кроме того, подтверждается неоднозначность этно- и культурогенетических вопросов у бурят, когда в рамках единого этноса прослеживаются следы неоднородных по культуре обработки художественного металла, что свидетельствует о сложном и длительном процессе их генезиса. Так, разновременные памятники Предбайкалья позволяют проследить развитие металлургической культуры населения на протяжении тысячелетия. С другой стороны, они в той или иной степени отражают сложные процессы этногенеза бурят, начальные этапы которого фиксируются в ранних погребениях курыканских комплексов, границы распространения которых определяются примерно низовьем р. Селенга, долиной Баргузина, Тункинским краем, долиной р. Ангара до Балаганска, верховьем р. Лена до Жигалова.

Кузнечное ремесло у бурят имело архаичные традиции и обладало своей спецификой: например, отсутствием помещения, сезонностью работы, использованием (наряду с железными) каменных орудий.

Культ кузнеца также имеет древние корни. Кузнец как сакральный медиатор являлся семантически полифункциональным персонажем, выполняя цивилизующие, гармонизующие, коммуникативные функции между мирами. В качестве актора обрядово-ритуальных практик он был более значимой фигурой, чем шаман, поскольку соприкасался со многими стихиями.

Проведенное исследование показало, что у бурят был востребованным культ металла, способствующий благополучной реализации процессов жизнеобеспечения социума. Металл, маркируя статус неофита, выполнял сакральные функции, идентифицировал его, наделял жизненной силой, благодатью, чадородием в обрядах жизненного цикла. С помощью металлических инструментов посвящаемый вовлекался в новые социальные отношения.

Все изделия кузнецов, как «белых», так и «черных», были наполнены сакральным смыслом. В орнаменте художественного металла зафиксированы определенные космогонические и космологические поня-ия, через узоры, цветовые сочетания зашифрована информация о картине мира.

Высокий уровень развития художественной обработки металла бурят Предбайкалья подтверждается рассмотренными в работе произведениями материальной и духовной культуры.

III. СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статьи в рецензируемых изданиях

1. Банаева В. А. Кузнечные культы в религиозно-мифологических представлениях бурят / В. А. Банаева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Филология. - 2008. - Вып. 10. - С. 268-273.

2. Банаева В. А. Металл в обрядах жизненного цикла предбай-кальских бурят / В. А. Банаева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Филология. - 2009. - Вып. 10. - С. 68-73.

3. Банаева В. А. Женские украшения предбайкальских бурят / В. А. Банаева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2010. -№ 124.-С. 13-21.

4. Банаева В. А. Художественная обработка металла в военно-охотничьих снаряжениях предбайкальских бурят / В. А. Банаева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. -2010. -№ 126. - С. 9-16.

Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций и симпозиумов

5. Банаева В. А. Изготовление украшений у предбайкальских бурят / В. А. Банаева // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века. В 2-х т.: мат-лы V меж-дунар. науч. симп. - Улан-Удэ, 2005. - С. 303-307.

6. Банаева В. А. Техника набивной насечки в значении языка культуры кузнечества предбайкальских бурят / В. А. Банаева // Язык и культура: Межкультурная коммуникация. Лингводидактика: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2005. - С. 107-112.

7. Банаева В. А. Кузнечное ремесло бурят Предбайкалья ! В. А. Банаева // Культурно-досуговая деятельность и народное художественное

творчество: парадигмы XXI века: мат-лы науч.-прак. конф., посвяш. 75-летию РЦНТ. - Улан-Удэ, 2006. - С. 124-131.

8. Банаева В. А. Художественный металл в оформлении конского снаряжения бурят / В. А. Банаева // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов: сб. ст. В 3-х т., т. 1. - Улан-Удэ, 2006.-С. 517-523.

Публикации в научных и научно-методических изданиях

9. Банаева В. А. Кузнечные культы в декоративно-прикладном искусстве бурят / В. А. Банаева // Краеведческие записки. Иркутский областной краеведческий музей. - Вып. 13. - Иркутск: Изд. Института географии им. Сочавы, СО РАН, 2007. - С. 4-12.

10. Банаева В. А. Художественная обработка металла предбайкаль-ских бурят XIX - начала XX в. / В. А. Банаева. - Иркутск: Оттиск, 2010. — 116 с.

Подписано в печать 23.12. 2011. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100. Заказ №81.

Отпечатано в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН 670047 г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

 

Текст диссертации на тему "Металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья"

61 12-7/223

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия

культуры и искусств»

На правах рукописи

Банаева Виктория Андреевна МЕТАЛЛ

В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БУРЯТ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ

(XIX-начало XX вв.)

07.00.07 - этнография, этнология и антропология Диссертация на соискание, ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: к.и.н., доцент Д.А. Николаева

Улан-Удэ 2011

Содержание

Введение 3

Глава I. Культура обработки металла на территории Предбайкалья 13

1.1. История обработки металла на территории

Предбайкалья 13

1.2. Кузнечное ремесло в традиционной культуре бурят 23 Глава II. Металл в религиозно-мифологических представлениях бурят Предбайкалья 41

2.1. Кузнечный культ в традиционной культуре 41

2.2. Металл в обрядах жизненного цикла 57 Глава III. Семантика орнаментации изделий из художественного металла у бурят Предбайкалья 70

3.1. Изделия художественного металла 70

3.2. Семантика орнамента 99 Заключение 109 Список литературы 113 Список сокращений 130 Список информаторов 131 Список иллюстраций 133 Приложение 154

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловливается значением металла в культуре традиционного общества как одного из важнейших показателей материального и духовного развития народа, отражающего уровень его социально-экономического развития, религиозно-мировоззренческих представлений и художественной культуры. Кроме того, техника и технология его обработки, термины, относящиеся к металлу, отражают исторические связи и культурные контакты между народами, не всегда учтенные по данным других источников.

В традиционной культуре бурят металл представлен в таких аспектах, как кузнечное ремесло, кузнечный культ, включающий в себя пантеон кузнечных божеств и духов, развитую систему обрядов, специальные святилища, ритуальные предметы кузнецов как жрецов родоплеменного культа, а также художественный металл как один из видов народного искусства.

В историко-этнографическом изучении бурят актуальность данного исследования конкретизируется необходимостью комплексного изучения роли, места и значения металла в жизнеобеспечении народа, выраженного в его локальных вариантах. Актуальность такого подхода обусловливается сложностью этно- и культурогенеза, этнической и культурной истории бурятского народа, отразившихся на формировании специфических особенностей культурных комплексов его разных групп.

В современных условиях, на фоне активного процесса возрождения утраченных культурных ценностей, значительно возрастает необходимость историко-этнографических исследований различных аспектов традиционной культуры, составляющих не только этническое, но и общечеловеческое культурное наследие. Полагаем, что наше исследование, посвященное теме «Металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья» позволит расширить рамки этнографических, исторических, искусствоведческих исследований не

только бурят, но и целого круга народов, связанных своим этногенезом и историей культуры.

Степень изученности проблемы. В соответствии с внутренней структурой культуры металла все публикации, касающиеся темы нашего исследования, мы разделили на три группы.

К первой группе мы относим работы, посвященные исследованию в области металлопроизводства и кузнечного ремесла. Во-первых, это труды путешественников, историков, этнографов и востоковедов дореволюционного периода, начиная с XVII века: Н. -Спафария, И. Идеса, Дж. Белля, И. Георги, И. Г. Гмелина, Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, в которых содержались сведения по кузнечному ремеслу, информация об особенностях металлопроизводства, о горных разработках, рудниках и плавильнях, имелись описания художественного металла у бурят.

Во-вторых, это труды исследователей советского периода. Б. Э. Петри в очерке «Орнамент кудинских бурят» [1918], рассматривая кузнечное и плотницкое ремесла предбайкальских бурят, подробно описал основные орнаментальные мотивы и способы нанесения декора на предметы кузнечного ремесла. Значительный вклад в изучение художественного металла у бурят был внесен искусствоведами И. И. Соктоевой и А. В. Тумахани, создавшими наиболее цельное представление об истории развития национального искусства. В работах И. И. Соктоевой «Бурятский художественный металл» [1971], «Художественная обработка металла в Бурятии» [1974], «Изобразительное и декоративное искусство Бурятии» [1988], «Белый волосок серебряный до луны дотяни...» [2002], «Декоративно-прикладное искусство предбайкальских бурят (ремесла и промыслы)» [2002] и других содержатся сведения о специфических особенностях обработки металла и кузнечном культе.

В монографии «Бурятское народное искусство» [1970] А. В. Тумахани посвятил специальный раздел художественной обработке металла, выявляя самобытность изделий бурятских мастеров. Ряд сведений о художественном

металле бурят был опубликован в статье Л. Ф. Левитиной «Фонд С. П. Балдаева. Свадебные украшения западных бурят» [1999], где изложена подробная информация о небольшой, но уникальной части коллекции, описанной С. П. Балдаевым, - архаичных украшениях невесты и женщин, участвующих в свадебном обряде, а также описана технология обработки металла - таушировка (насечка).

Следует отметить труды археологов, в частности, сборник статей А. П. Окладникова «История и культура Бурятии» [1976], где автор, определяя границы распространения курумчинской культуры, представляет картину местообитания древних кузнецов в Предбайкалье. Интересны сведения в монографии Б. Б. Дашибалова «Археологические памятники курыкан и хори» [1995], касающиеся выводов лабораторных анализов наконечников стрел, найденных в поселении Шохтой, в которых отмечается высокий процент содержания чистого железа.

К исследованиям постсоветского периода мы относим фундаментальный труд «Буряты» [2004], где опубликованы статьи Д. А. Николаевой «Одежда и украшения» с описанием украшений из металла, и К.Д. Басаевой «Традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей», где рассматривается роль металла в обрядах этого цикла. К этому же периоду можно причислить и монографию В.А. Михайлова «Традиционные ремесла бурят: строительство, металлообработка (XVII - начало XX века)» [2006], в которой, наряду с историческим обзором архитектурно-строительного искусства, представлено кузнечно-ювелирное мастерство бурят с XVII до начала XX вв.

Ко второй группе относятся труды ученых, которых интересовали вопросы роли и места кузнечного культа, кузнечного ремесла в рамках религиозных воззрений и обрядовых практик бурят. В трехтомном собрании сочинений М. Н. Хангалова имеются этнографические сведения по кузнечному культу кудинских и балаганских бурят [2004]; в монографии В. А. Михайлова «Религиозная мифология» [1996] рассматривается группа

божеств - покровителей кузнечного искусства, которая относится к специальным высшим небесным божествам - тэнгэри, во главе которых стоит кузнец Белое небо -Дархан сагаан тэнгэри.

Статья Г. Д. Санжеева «Тайлган бурятских кузнецов» содержит ценные полевые материалы, где описывается специфика кузнечного культа, призываний кузнечных божеств бурят Приангарья, выделяемых как унгинские.

Историко-генетические и культурно-семантические аспекты кузнечного культа бурят исследуются в работах JL J1. Абаевой «Кузнечный культ у монголоязычных народов» [1987], «Культ гор и буддизм в Бурятии: Эволюция верований и культов селенгинских бурят» [1992]; Т. Д. Скрынниковой «Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов» [1998]; Н. Б. Дашиевой «Культурно-семантический и историко-генетический анализ кузнечных мифов бурят Предбайкалья» [2005], «Кузнечный культ бурят в свете евразийских традиций» [2006]. Авторы рассматривают семантику кузнечных онгонов, мифологическую основу кузнечных культов, а также изучают тексты мифов, выявляя целостность картины мира в архаических воззрениях бурят.

Значение металла в обрядах и праздниках бурят представлено в монографии С. П. Балдаева «Бурятские свадебные обряды» [1959], К. Д. Басаевой «Семья и брак у бурят (вторая половина XIX начало - XX века)» [1980, 1981], Г. Р. Галдановой «Доламаистские верования бурят» [1987], коллективной монографии «Обряды в традиционной культуре бурят» [2002]. В указанных работах в контексте основных проблем, поставленных в данных исследованиях, показаны роль и место изделий из металла.

К третьей группе относятся труды, посвященные художественным изделиям из металла у бурят и раннего населения Предбайкалья. Так, прорисовки и описания фрагментов кольчуги, наконечников стрел курумчинской культуры были опубликованы в работе А. В. Асеева «Прибайкалье в средние века» [1980].

Ценные сведения по костюму и украшениям бурят изложены в монографии Р. Д. Бадмаевой «Бурятский народный костюм» [1987], основанной на материале экспедиционных исследований. Этнограф, выявляя роль и значение одежды и украшений в обрядовой жизни, в том числе классифицировала и украшения западных бурят.

В монографии С. Г. Жамбаловой «Традиционная охота бурят» [1991], наряду с техникой и технологией вооружений и снаряжений охотника, анализируются ритуальное оформление охоты, символика и семантика оружия и орудий. Вопросы вооружения и доспехов рассматриваются в брошюре В. А. Михайлова «Оружие и доспехи бурят» [1993]. В статьях Д. А. Николаевой «Одежда и украшения» [2004], «Девичьи украшения саажа западных бурят» [2005], «Традиционный женский костюм и украшения бурят» (соавтор М. Б. Дагданова) [2006] выявляются архаические воззрения, связанные с этнической картиной мира и отраженные в культуре изготовления украшений из металла. В монографии Е. А. Баторовой «Бурятский орнамент XVIII-XX веков» [2007], в главе «Композиционно-колористическая структура орнамента предбайкальских и забайкальских бурят XVIII-XX в.в.», систематизированы уникальные коллекции металлических изделий из фондов Художественного музея им. Ц. С. Сампилова и Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

К четвертой группе относятся сравнительно-сопоставительные исследования теоретико-концептуальных, историко-культурных и искусствоведческих аспектов в вопросах типологии культуры металла. Так, Н. В. Кочешков в книге «Декоративное искусство монголоязычных народов XIX-XX вв.» [1979], исследуя художественный металл наряду с другими видами ремесел, раскрыл основные черты и особенности искусства монголоязычных народов.

JI. Р. Павлинская в обширной статье «Художественный металл как источник для изучения этнокультурных контактов» [1984], наиболее полно проанализировав художественный металл бурят, представила сравнительное

исследование техники набивной насечки у народов Южной Сибири и Средней Азии, пришла к выводу об их общих истоках. В статье «Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов» [1988] исследователь проводит сравнительный анализ наиболее распространенных видов художественной обработки металла народов Сибири XIX - начала XX вв.

Таким образом, оценивая степень изученности темы, отметим, что, несмотря на значительное количество опубликованных работ, имеющих различную степень фундаментальности и научной значимости, касающихся металла в традиционной культуре бурят Предбайкалья, проблема, поставленная в данной работе, предметом исследования в этнографической литературе не становилась.

Объектом исследования является металл в традиционной культуре бурят Предбайкалья.

Предметом исследования выступают функции металла в традиционной культуре бурят Предбайкалья.

Цель исследования заключается в создании целостной характеристики металла в традиционной культуре бурят Предбайкалья.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- проследить историю развития культуры металла на территории Предбайкалья;

- выявить характерные стилевые черты и особенности технологических приемов художественной обработки металла бурят;

- проанализировать варианты кузнечного культа в традиционной культуре бурят;

- определить значение металла в обрядах жизненного цикла;

- систематизировать изделия художественного металла (военно-охотничье снаряжение и украшения);

- рассмотреть семантику художественной орнаментации изделий из

металла.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется тем, что традиционные представления о роли и значении металла в жизни общества поддаются реконструкции только при одновременном и взаимообусловленном изучении мифологии, верований, обрядово-ритуальной практики, с привлечением материалов по этнографии, археологии, истории и искусствоведению бурят.

Представленная диссертационная работа основывается на ряде принципов, определяющих сущностную сторону историко-

этнографического и этнокультурного исследования:

- принцип историзма позволяет исследовать социально-культурные реалии традиционного представления о функциональности металла и культуре кузнечества в динамике его становления и развития;

- принцип целостности позволил провести комплексный анализ совокупности религиозно-мифологического воззрения на значение в жизни традиционного общества металла и выявить структурообразующую картину мира, связанную с металлом;

- принцип системности применялся при рассмотрении совокупности религиозно-мифологического, материального, обрядового и социального компонентов кузнечного культа и его неотъемлемой составляющей -металла.

В диссертационной работе были применены теоретико-концептуальные методы. Так, историко-генетический, семантический и интерпретативный методы способствовали изучению истоков формирования кузнечного культа у бурят. Реконструкция архаической культуры позволяет выявить наиболее глубинные основы бурятской культуры, определить специфические свойства локальной этнической традиции и решить проблемы ее генезиса.

Особое место в исследовании занимает хронологический метод, позволяющий показать преемственность и динамику этнокультурных процессов в разные периоды.

Применение структурно-функционального метода позволило на фактологическом материале осуществить анализ функционирования металла как текста культуры. Осмысление концептуальных идей в трудах Л. Л. Абаевой, Н. Б. Дашиевой, Т. Д. Скрынниковой, Г. Р. Галдановой и других авторов позволило нам проанализировать металл как феномен, обладающий в традиционной культуре знаковой функцией.

Из научных методов эмпирического исследования применялись методы экспедиционной работы: наблюдение, описание, фотофиксация.

Источниковедческая база исследования делится на эмпирическую и теоретическую. В первом случае к ним относятся:

1) полевые материалы автора (ПМА), собранные начиная с 2005 г. в Усть-Ордынском Бурятском округе и Ольхонском районе Иркутской области. Они включают непосредственное наблюдение и интервьюирование, благодаря которым был собран эмпирический материал о металле в традиционной культуре, связанные с ним сведения о кузнечном культе, обрядах с использованием металла, об устройстве кузницы, кузнечных атрибутах, а также фольклорные произведения;

2) этнографические коллекции Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова (г. Улан-Удэ); Художественного музея им. Ц. С. Сампилова (г. Улан-Удэ); Новосибирского Государственного краеведческого музея (г. Новосибирск); Музея Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск); этнографические коллекции музеев Иркутской области: Иркутского областного краеведческого музея (г. Иркутск); Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (г. Иркутск); Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа (пос. Усть-Ордынский); Хужирского краеведческого музея имени Н. М. Ревякина (с. Хужир, Ольхонский район); Осинского историко-краеведческого музея (с. Оса, Осинский район);

Мемориального дома-музея М. Н. Ербанова (с. Бахай, Аларский район); Аларского краеведческого музея им. В. Б. Мохосоева (с. Аларь, Аларский район) и Байтогского краеведческого музея (с. Байтог, Эхирит-Булагатский район). Музейные коллекции состоят из украшений, наборных поясов, подвесок, ножей, огнив, колчанов, налучников, стрелохранилищ, традиционной одежды, утвари, а также атрибутов шаманского и кузнечного культов;

3) методический фонд Областного Государственного учреждения культуры «Усть-Ордынский Национальный центр художественных народных промыслов», в котором собраны материалы по декоративно-прикладному искусству предбайкальских бурят (фотографии, рисунки, ксилографии). Большой интерес представляют такие изображения, как комплекс вооружения на гравюре Е. М. Корнеева начала XIX в. «Братские татары», комплексы украшений национального костюма на акварели А. Е. Мартынова 1808 г., на рисунке Л. Немировского 1856 г. «Бурятка», а также фотографии бурят в традиционной одежде конца XIX - начала XX в.в.;

4) электронные ресур