автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Методологические аспекты проблемы этнического сознания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Методологические аспекты проблемы этнического сознания"
ДЕНШТАДСЮ!Й ОРДЕНА ДШНЛ К ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО 5НАШ1И Г0С7ДДРСШННКй 7пИЬЕгС1;ТЕТ
На правах рукописи .
ГАЙНУТШЮБ Раажд Ибрагимович. КБТОШОГКЧЕСШ АСПЕКТЫ ЕР0БЯЕКЫ ЗГоьЧЕСКОГО СОЗНАЫ'Л
Специальность 09.G0.01 - Диалектический к исторический
.уатерьвлкзм
АВТОРЕФЕРАТ л; ссвттаггЕ1' на союканка ученой степени кандидата философских наук
ЛШШ1РАД 1920
Диссертация вкполиада яз кафесре философии для гуманитарных- ййкудътетов $глозс$ского факультета Лонкнградского
оглена Лещика к ордена Трудового Красного Знамени государственного ^кишрситета.
Научаий руководитель - доктор ¿здоеофскхх наук,
профессор А.О.Бороиоеь
Скакальные оппоненты: доктор ф1д1сс0фс::^ наук, ' .
профессор К.Н.Хиб^буллгк
кандидат философских наук, допоит А.'Л.КлевцоБ
¿£ду;-д5ь учреждение- - Ленинградский ордена Трудового • Красного сельскохозяйс;вешг>'2 институт..
Емдата д;:ссертац>;;. со сток гея " " декабря 1930 года з ч*сов ка заседай»;^ спеияаякзу.роваккого совета л.СоЗ.сУ.26 по прасуй-дея;;» ученой степени кандидата ф;-юсоф-ок;:х «аух и ¿¡кк;:нградскс:.: ункьерег.твте по адресу:
191'СчМ ,„1ен;:иг-сад,1«енделееБсшя лккия,д.5,
философский факультет ЛГ/.
С д;:соертацсек мохг»о ознзко.'штьел в научной б^бл—>теко п.-.пГорького Ленинградского государственного университета.
«гатерзфзрат разослан " " ноября 1Э90г.
Ученый секретарь спсш:а.т;.з;.роз&дного совета кандидат философских наук,доцент Б.А.Аполлонов.
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТШ. ДКССЕг?А1Ш.
Актуальность проблемы.Современная сктуацхя в ю.ре и в стране характеризуется ростом национального /этнического/ самосознания.Футуролога предсказывают к концу века усиление во всем национальной за!.зшутости,ус1ленке стремления к этническому своеобразию,интереса к этническим традициям з: коркяк.Уш;ф1'.кац'.:я материальной культуры перемещает центр тяжести этнической спец;:х>;:ки б сферу духовную.Как ?/ы ведем на примере нашей страны,здесь,как к во всяком процессе,есть и положительные к отрицательные стороны. Естественно,более чем актуальным является вопрос,какал образок, развевая своеосраз; е каждого народа,избе:зать национальной розгл:, дост;чь подлинного союза свободных народов? Прежнее решение этой пр Злекы.это очевидно,npi Beio наыу страну к Глубокому кризису у, прежде всего,в сфере нашснатъних отношений.Одной v.3 наиболее Бедных пр1.ч-,:н кркз. са,на наш взгляд,является явно недостаточное анк-манке к разраоотке теоретических проб;:ек этническую отношенийгв частностям разработке того естественно-наушого з; культурологического пласта,который должен лежать в фундаменте любой национальной йолитею:.Для нас зге этот кризис оказался,в определенной степса::, несждакностъп.Нельзя сказать,что ксн&лккт ¡,'.е:-ду Ар.тен;:ей и Азербайджаном невозгюжно было прогнозировать.Оставлял в стороне политические 'недораэукзнкя с границами можно вспоинкть.что столкновения между азербайджанца!,® к армянам: началась ке сегодня,что корни их конфликта уходят в глубокую древнссть/пэльзя предо та-...-ять людей однородной кассой,не обращать внимания на реальные срстквог-речкя.в частности.этнические.
Для того,чтобы прогнозировать будущее к реально влиять на настоящее,необходимо знать законы по который оно развгвается, знать природу происходят: х квяенг.Я к,прежде всего,на базе соответст-вуздих теоретических гседедованьй.В этой ситуаций осмгсленка зтлз:-ческгх проблем является особенно акт5'альни/,В своей работе автор не ставит цель рассмотреть весь кокилем этнической проблематики, а останавливается на анализе этнического сознания,которое выделя- ' ется как.одно из важнейшие элетентов я структуре наук, ся человеком к человечестЕом.Пред^заряя анализ огнкчзскогр ссанзн;.я, часть работы посвясается рассмотрению этноса,таг. как по ходу исследования стало ясно,что,не определяв своего отношения к пробломз этноса,нельзя адекватно подойти к рассмотрение этнического созиаикл.
Состояние г-сследоваккя птюолп:.:ц.Существенный вклад б теорию этноса :: з разработку проблем национальных отноденкй внесли такие учение как ЮЗ.БроУлей.Л.Н.Гуг.^лев.К.Б.Ч^сгов.Н.Ь.Чебоксаров, й. 11. Козлов,А Л^Пера1л,С.А.Аруткнсь(Л.П.Лашук,Ю.:/;.КобиЕанов,П.1;.Куш-нер ,А. К. Batûyp-îiH, А. О. Борокоэв,¡Л.В .Крюков ,Э. С Д'лркарян, iv'i .А .Членов, Ю.П,АЕорк;:£Ба,С.А.Тскарев,Р.Ф.Итс,С.П.Толстов,Г.Ь.Шелепоз,А .Г.Ага-ев,С.Т.К^лтахчян ,К.Н .Хабхбудш н ,М.С .Дкукусов ,З.С .Алябьева.
Значительное ьякякте уделяла уделяю? проблеск этноса •/. зарубежные авторы;Л.Г..Морган ,А. Еасттан,Ж.Б. ЛяпугД.Вебер,Л.Вор-нор. Л.Срол,И.Глейзер,Д,1*ойа»хен,Т.!1Ь<5утани,К.Кван,Г.Кгколь,Е.К.Фреясг.с
К Т.Д.
Ь советской научной литературе преоблалакщк:,'; относ; только откоса ив,тяйтся две точку. зрен;,я.Первая - трактухиая этнос как особый в;д сок.йлькой групп; ровхг ,возн;.кащга не по воле людей,а в результате естеотсеяко-5:схор;.ческого процесса.К этноса;.; относят веб irait ;'сго?;.ческой ой&ност:: ладей, суквствоЕагагг.е в :.стор;:;. человечества. вторая - утваркдакцая.чго этнос является природных образование*; ,существовал ¿о остальной ;:стор;:;; v. пр;лкноЯ возн;.кнове-н: л откоссз яглквтсл флуктуади. энергетического баланса aessiy орган., зг.:ам;: срздоГ: ,бызкь23щ.с воги».каовенг.е пассн.онарносг.;, т. е ; безотчетного етге;/ленкя человека к действ;^. 20ф;,ц;<.ально прканапа в советской -науке порвал точка зренкя.За р-убеком ь конкретных пс-с^едиьангях до cvx пор явно преобладает усдользовая: в этнической терггьнолог/;. для иеболыгкх этн:.ческ;-.х подразделен;:;.
ïe;.- не f/.енее ,хотя elîhchchu но все асдекти указанной пробле-i/ат;к::",г.-огло сказать,что теория этноса разработана достаточно полно.К согаленг»,этого кетьзя сказать о разработанное?*; лр-облыл этнического ссзнакгя.Зто понят;.о встречается в работах некоторых советских ученых,ко и/еет в ;-х ; сследовангях явно второстепенное к даг.е третьестепенное знечснкеЛК Toi/y ке,он>. вклада ьавт в содержанке этого пскят7.л разный скисл.Б западной литературе это понятие ко расс:/атг.;тдйтся.___
1.Еро:/лейЮ.Ъ.Зтн^с к этнография.»!. 1973 ;он'же.Очерхк теории этноса. У.. 1983.
2 .Гу^вдв Л.К,Биосфера i, ккпульсы сознан;:я//Лр;:рода,19?8,.,;12;сн г.а. Этногенез к бгосфера Зе?.-ли.Л.1989.
З.Еро.глей Ю.Е.Очоркк теорп; этноса.М,1983;Геш:нг Б, Ф.Этнический процесс в первобытности.Сврдух. 1970
Цель к "адач/ ксс-ледоватая.Обдба цельа днсссртадпг. язлкс-.ся комплексный йнлософско-этногра'ркчзск:!;* анализ понятия "этническое сознание".
Основнь'.тл задачами работы яашстся:
1.рассмотрение методологических проблем этноса;
2.выведение определения этноса;
З.опр-здэленке содержан:я этнического сознания:
4.определение места этнического сознания в с;'стеке основных понятий теории относа к культурологи::;
5.выяснение взаимосвязи этнического сознания i: поведения.
?/отогологгчзс"ой основой диссертационного исследования яаляет-ся даалектико-г/зтердалксткческая теория.
EaKi-iaiizi'-.cii теоретически.::: источниками явились рабсл: слодун-щпх исследователей:Еромлея Ю.З. ,Гукале?л Л.Н..Лубia К.П. .Кракова M.S. Даркаряиа Э .С .Аруткноза С .А.Алексеева Е.П. .Бсроноава А.О., Георгиевского А.Б..Андрианова В.Б..КубЗеля Л.Е.,Птса P.O..Курьера ПЛ. Доткана Ю.М. .Першпца А.И..Токарева С.А..Чебоксарона Алябьевой З.С. .Сарингуляна К.С. .Трубецкого К.С.,Илота Г.Г. .Здбора Н.К. .Сер-тантоьа Б.Ф. и др.Из • зарубежных ученых :Лев:!-Бр;аяя Л. Днд.М., Парсонсл Г. .Днохансона Д. ,Кдн К..Стреляу Я. .Клякса i>. .Тайлора Э.Ь., Прспка Б.Я. .Кларка Дж.Г.Д,.Лев::-Стресса К..Моргана Л. :: др.
новизна • % дхссертацпи
предпринята попытка дать определение этноса,в ccho'.v. которого ле- -ккт рассмотрение этноса .как исторической ссстос-ти лкдей.возкякащей в процессе соцко-к аьтуркнх адаптацей на основе популяпи'!, характеризующейся наличие.».: диформационных генетических и ■чокдеуникацгонкых связей.
Определена ноняткяГзтпос" связывается с понятием "адалгадая" и. видвгггаетея тезис с зозникнсБбнип этнсссв в процесса адалтодап пспулядпЯ пссредстйоы деятельности к определенной экологической нплэ.
В нсследотани;; сделана попитка кймаяексного рассмотрения понятия "этническое сознание*.Этническое созтзг/о раасглатраБсется как oiposeiiiie процесса адаптации зтиоиа к условиям окружите?! сродн з сознании .'-цд-зй.
Е работе выявляется Елг.янке этнического сознания на пе^зде-hv.3 лядзй.
В работе предлагается о дун ду г-рг. расс.татрс-г откоса
и зтп1-чоского со?нан.".я.Бресте с те» иы стре:к.-хсь сФормулдрозать ряд обязате.тьямх требований, в,1'дв::гае."цх перед это;? областью чаучко-Го гчакяя практикой «¡заи.Во-пгрвюс.нсс.тедуя этнос я этническое сознание ъ качество объекта пэзнаш:я,необходимо отражать вое богатство и мяогограккость да каше с;е!юг.:9Коь,г,<о ейк свягзни со все*:.: про.чадв-нкяга челсдочаской деятельности.Во-вторых.нельзя ограничиваться только этко1"рау::чес:скм уровне.« рассг/отренкя этнической пробяз^тэдж как йа ок и;; окл Бален.З-третькх.факскзк откоса ;; этнического ссонация ¡¡еоиХсд;и;о тасс.'.'дтр.'.т-ать раьгиьатт, их теории в обдам процессе ьмегратнЕкого ьааакодзйстгяя обдестр^кнкх к ьстестЕеьк-ас каук.Гласное при отси, найти а выработать дадккы?. ¿алана ;/з:?ду рас-; атркваемим; одкаакойо , маната; изучения лвле.чкй.В-четвертых .можно
сделать в^вэд.что ксслйдсьакле г.;Н1:ч-"сксго ссскакхя должно Скть связано с рагл^ч:-«.-;: сфера;,:,: соикально-упраклекческой практик;; >..,::ре.-:> до ¿согс,трад;:иконкой о&ластьэ ее ;:так':':чискгх приложений - воспитанием лг.чяост^.Слздуюд.'е ьыводи.к г.отор^,: ьд ярите:: ь результате нашего гяслсдсодкя ьх.ут быть вкракеки несг.сльк.;,ул: тозиьауд:
-зтгсс - сто у.стоукчзская об&аость дкдвй, вогиккаггак в процессе сопкоч-ульгурюй ададта:;;.;: на основе популяция .Хароетерд-усдаяся да-тлчпом <.К'Р0рйг>ц.'г01!ных генеткчесгах к ко:%:ун>;кац,,;о!;.чг;х связей,раз-ьпшясаяся на определенней терри-орж, облздагдоя сСцгс-:, относительно стаб'.^кыу:; особс;-::-:остя:.а; языка,кул*»урн '<:-г.са:,::-."/.,а '¿акхо созкакиогл срос-го д от.:кЧ;:д о? других подобных соразсжш;::;.
Ъог;и:;»;уь.' под миянкег/ сбгеяткшых пр;:ч::;|,от:;сс существует стол* .ть сСг:>кт:;к!о,как п правду» сю ссгда5хз;е.0бг^кт!:н::-"л является прохг.з рссгс,процесс адаптации человека /ргноен/ к окрууддией среде. Сусъекгиьк:-;;.; дьллотся спосоз осознания общности через ссу.иглен;;а связей как сэяэбй э*:н;гчбскхх;
~огк:;чес:а:е -сгязи .в обществе не развиваются саксстолтельно. Наряду с ¿;х заы-.ск;,гостья от естественных услое;;«! суда с»ьзна:-;;:.ч, определят«;::: способ ах,а:;тиц;;;; этноса к среде обзтакяяд5 обществе ьтн::-чьск;:е с вяз;; зависят от связей оконсьтескнх.совдадьних, патетических к культурно -О^тошх.
Этккчес;с;:е си этническое созиокие гыеют своя , внутренние зщеоног/.еркостк и типгчнке формы к оказывают,ь езоз очередь,влияние на другие формы социальна,экоксг/лческкх,политических ккьшх связей} -з Еозк.ткковеипи к развитии этноса ь его сийциф;;;;е, как • особой обьнэстк дюдой.важйейгсуо роль сыграли природный .географические
торы,которые особж образок влияли на организация психики Ата. ^а/. мсг^ологип л фушш.н:! тела человека;
-отахческое сознание - специфическое сознание ,являкд;эе.ся особым случаем обцеотзек^ого сознанид.Субъектом его двля.'отся этносы. Б процессе освоения среды откос, создает своя культуру в зпрокс:.; смысле этого слова, т, е.тгаджисшые,но вместе с тем исторически мснямзгеся способы добывания средств существования, традиционную') штерпалькув к духовную культуру,определенные социальные отнокснпя систему социальных кж/уникаций.в которых проявляется этническое сосканне;
-этническое сознанка ат этнический аспект социального бытля могут приобретать самостоятельное значение и на урогно теоретического осозкачия кацкон&шшх /этнкчэоюл/ различий;
-этнический /этнокультурный/облик парода на определенной оту- ' пени .исторического развита мокег находиться в слохкых соотношениях, с состоянием этнического сознания этого ьарод^-.С этническим облаком народа этническое сознание соотносится как отражение состояния к форьа: осознания общности этноса,его взьп.'/оотястенп^ с друга;.« этносами,способа са^сьыделенид этноса.
Этническое создание зависит' не только от .вдитальпых по времени действия причин,являгаххся отражниев.; процесса адашацпч этноса к среде.ко и причин более непосредственных,совокупность которых формирует определенней этническую ситуации.Этническое соьнаннг» является не только результатом, о к-одним из факторов.воздействуй- ■ щах ка этнические .оцйссы;
-этническое сознание начинает формироваться связи с появлением некоторых различий в культуре, лльк-э, в период,предиествуэ-ший становление типа человека,но отличающегося от современного -неоантропа;
-главны?.; носителем этнически свойств- является культура в широком с.гы^те слова.Е культу!10 яе проявляется спедифкка человеческого сознания.Эту же формулу мехно отнести к леЗой этнической кулч-тууе к этническое сознайте;
••локальная культура выражает особый способ трансфоршцн:; и превращения лотзчдий индивидов а с 01 ы I о -капра ьл енр. у и активность, способ,поэзелявдлй действовать в окрун-ащем ¡.гире,шгд и <;с
наменять его н адаптироваться к нему .Локальная культура создает возможность дад превратит зтноса. нз просто адаптивной системы в
универсальную адаптивно-адаиткругщу» систеку;
-отндческое сознание /как и человеческое сознание в делои/ пвчяется носителей информации об окружавцей среда к о процессе адап тот;;; к этой среде.Информация, в вдил,передается тремя каналам; /и на общечеловеческом^' на этническом уровнях/.Первкй-гснетнчесхгЛ на уровне этносов определяется нажжем непосредственной связи по-пуляпкй я этносов з период возникновения этнссов.Бторой-яередача ин формации в дпахроннои плаке .прежде всего,через традиции .Третий-з синхронном плане,в основном через инновации;
-специфика этнического сознания и этническое своеобразие., культурн отчетливо выражаются в стереотипах поведения.Пс : стереотипера: поведения пошггл'.ытся устойчивые,регулярно повторянцаеся формы поведения.Это своего рода я;та.\:пы, шаблоны,образы поведения, принятие в тоГ; клк иной культуре.Разновзушостямит/стереотипизарован-ного поЕоденкя являются сбркды к обычаи.
'Поведение человека кногообрасно к вариативно,но в то же вре.уя поведен;:? четовбка тг—изировано,т.е.оно подчиняется коркам,выработан?. и:- в обществе,я поэтому с неизбежностью во многих отношениях стандартно.
А пгоб^пик г в боты. Основное положения диссертации были обсунде-;:ы авторе?,: в докладах: на научно-практической конференции "Вопросы теории :: практики !.:е.7наш;ональнкх отношений в условиях перестрой-К1."-Ленинград,декабрь 1--88г.;на семинаре, г.освякенном проблеме взаимовлияния культур в Народном университете Западного Берлина - Западный Е'-рли1:,:.:г:1 1Э30д;диссертация обсухдена на кафедре философии для гуг.'Л1-:птарккх факультетов философского факультета ЛГУ 16 января 1290г. 26 игмя 1530г.
О'лу, у. -структура иупсе^тапот.Райота состоит из введения,2-х глав,заключена :: бнблкографпк.Сбъе;.; работы баз списка литературы строкхц,последний ькязчаег паикеношний. (карьков содепу-ание днссетлагпп.Ьп введении .обосновывается вкбер те:.:ы,ее актуальность .дается характеристика проблема и основных направлений ее исследованиям краткого обзоре литературы выявляется нерешенные в„лросы,формулируется цели к задачи данного исследования, излагаются основные результаты,кз научная новизна к. практическая значимость.
Пер.'зля глава диссертации "Этносметодологические проблемы" состоит кз двух параграфов.
В 01 показаны история появления к развития понятия "этнос". В нем говорится об опыте исследования методологических проблем этноса. в научной литературе слово "этноаУдрзвнегреч.-стая,рои,группа, племя, народ/появляется ка рубежеХУ111-Х1Х веков,вместе с терминами и&ткаграфия''п"этнологня",но его использование первоначально ограничивается преимущественно этими производными от него терминами.5 практической деятельности ученые употребляли прекде всего таксе термины, как "племя", "раса", "наши".Постепенно входя ь научный обиход в кон-цеХ1Х в.,слово "этнос"/главным образом в форма производного от него прилагательного"этническккий"/ксполъзовалось в самых различных значениях: для обозначения ранней стадии в истории человечества,историко-культурных провинций , культурных единиц ит.д. В конце XIX века близкую', .к современной трактовке этнической терминологии дол французский антрополог ¿.деникер.Он считал,что под"этдическкми группа:л:"следует понимать"народи","нации","плРмена"отлкчахгл:;еся друг ст друга языком, образок япзнк .поведением.
Русский этнограф Е.М..'«огклянскдй в начале ХХвека использовал термин "этнос" для обозначения этнографически объектов исследований.
Немецкий социолог М.Ьебер в 20-е годы предложил считать "этнический группами" чоловеческно группы.которые разделяет субъективную веру в общее происхождение из-за сходства по физическому типу,или обычаям,или из-за общих воспоминаний.
В это же время русский этнограф С.М.Шкрокогсров предложит рассматривать этнос как отдельный вид .биологической функцией .второго является война. ■
В целом .однако, в20-е и 30-е годы этническая терминология не лолучула сколько -ни будь заметного распространения вкаучной литературе.Хотя псдчас в это время слозэ"этянк"/ /и использовалось в специальных исследованиях англоязычная авторов, однако лишь з том значении .которое за ним закрепилось в обиходном английском языке,т.е. "племенной","языческий". • •
Лишь в середина ?0-х тодоз стало более определенно декларировать сл стремление расширить использование этнической терминологии с том, чтобы но ограничить се только меньалнствама.а распространить таю.;е на все группы,общества,сбладаюниз этя:-лескм.м свойстйаии.Однако,в конкретных исследованиях зарубэ:,«сж авторов до сих пор явно преобладали использование этнической гершшогии для обозначения небольших
этнических подразделений.
Значительный разнобой в западной литературе наблюдается в отношении определения основных характерных черт этнически подразделений. Ь большинстве из них акцент делается на субъективных моментах.
5 советском обществоведении интерес к этнической проблематике начинает проявляться уже в первые послевоенные десятклетия.Во внедрении этнической терминологии в современную отечественную научную литературу неталую роль сыграли работы П.К.Кушкера,-1 написанные им на рубеже 4С-5С-Х годов.В этих работах подчеркивалось в качение территориального взаимодействия этнических общностей для их функционирования »а та1'„>;е роль "Нацискального/этнического/ самосознания" как этнического определителя.
Б работах Б.Н.Чебоксарога в конце 50-х начале 60-х годов было подчеркнуто значение этнического самосознания как непременного признака элюса.
Е.\:есте с тем с конца 60-х годов в кашей научной литературе проявилась тенденция трактовать этносы как биологические единицы. Такого рода представлетт изложены в работах Л.Н.Гукилева"посвящен-пкх теоретически:.; аспектам этнической проблекхтпки.Е них он характеризует "этнос как биологическую единицу,таксоноьжчески стояауй
нкг:е вида,как.........¡[замечая при этом,что тайга образок "путем
применения естественных наук отыскана дефиниция" ьткоса.Соответст-венно.по его №.енни,социальные и этнические процессы различны по своей природе.
3 целом,однако,в советской науке б это и-в последующее врем преобладающ:.! остается ¡.кеиие.что стносн представляют собой одну из разновидностей социальных общностей.Ери этом большинство советских этнографов рассматривали и рассматривают этнические общности /этносы/ как родовое понятие,выделяя три их исторических типа:плеш /для первобытного общества/,народность /для рабовладельческого и феодального общества/ и шцкю /для капиталистически и социалистических существ/.
1.Куинер П.П.;1ациональноо самосознание как этнический определитель// 1{СИЭ.1349,гый.8;он ко .Этнические территории и этнические границы "// КЭ. Нов. серия 1951, т. 15.
. 2.Чебоксаро» Н.И.Проблемы происхождения древних и современных народов. к.,1964.
З.Гу«и№ Л.К.О торгжне "этгюсн//Докл.отделений л колшсслй.Геогр.
- - ТОО".
В начале 70-х годоз Оыла надвинута идея шделекдя двух оено*?-них видов этнических общностей ¡этноса в узко:.: и широко;-: значении слова .Согласно наиболее распространенному 5 кастоямсе ве&мя з оозст 'кой науке споеделешга этноса в узком значении сн предсговляо? собой истерически слозатз^-уЕея на определенней территории устойчив;-; совокупность .-мдйй.обладаидих общими (относительно стабильными особенностями язака,культуры,психики,а таккв ссзканп^н сеоэго единства и отличия от других подобная сбразоглшД,фиксированной в самоназванп;;.Одновременно бкло предложено употребление термина "этнос" в широком значении этого елсва.Такоа продлевание основывается па тем,что собственно этнические явления находятся в тесной связи с социально-экономическими .котсра.;;; они в конечном счете ■& обусловлены.
Б §2 выводится определение относа.Человечество представляет собой единое целое в биологическом. стно;сокин. и развивается по обди:л социологическим законах?,но вместе с тем оно распадается ¡¡а многочисленна группы.На Земле сушс-твуот огромное количество обдяост&Й различной величина.Эти ооъедпнепкя когут охватывать ладей ка территориях различной величины,а члени общности могут нить вместе ;:ли быть рассеянн среди других людей,о*нк из них сложились естественно-исторически .независимо от воли и сознания отдельных индивидов .другие бкли созданы по .талани» воаздлпх в них ладей.Объективным осно- ■ ванием для существования пода мякшего большинства всех этих ебцяое-тей является целенаправленная деятельность людей,составляющая «х главное свойство.Основываясь на этой точко зрения Э.С.Маркаряг: предложил отнести человеческое общество к особому подклассу унпзор-сильных "адаптиьно-адапгкрухгдга систем". Рассмотрение этносов с этой точки зрения кажется нам такхе допустимом.
Понятием "адалтивао-адайтирукцая система" снратается активный и двуединнй характер человеческой деятельности.которая,оставаясь по своей природе адаптивной,в то хе время благодаря возникновения культуры,является уппверсальнкм преобразуем механизмом.Культура в данном случае понимается как надбпологичзекпй регулятивный,жизнеобеспечивающий и воспроизводящей механизм челоьечпекой деятельности, т.о.как особый адаптивный механизм общества.Оценка человеческой д 'ятельност^ кал: универсального прообразующего механизма допустила также на уровне этяссов,только'речь здесь будет идти о локальной
1.?.:аркарлн Э.С.Гштегративниэ течгоюхии во взаимодействии оиэдетвэа-нкх и естественнщ: каук.ЕрвшиД977,сЛЭ9.
атнической руль туре, яачязадейся способом человеческой деятельности* именно на зтом уровне.Подобная постановка вопроса не отрицает культуру как общечеловеческий феноивн.Оаи существуют параллельно и,безус .-:ойно,культура как способ деятельности на общечеловеческом уровне явдяется о..р.едэлдах,ей для этнической культуры.
Ваи'.оа значение.для ксследонаккя имеет понятие "адаптация". Адаитйц;:д есть особая форма отратенпя системам: воздействия внешней и шу греннбй среды,заключающаяся д тенденции к установлении с пум: дгнглг/чеокого равновесия.*
Популяции .е челоиэческом общество в результате ссцво-культурно адаптации приобретает дополнительное значение качественно своеобразна, спйцнфпче-ск; х ял я ладей обздюстей.Отсюда сам: этносы и этнически культуры ;-'.огут рассматриваться как особые способы адаптации человека к разнос;разкаа условиям природной среды.Подобно то:лу,как локальное разнообразие бделогачезкеч": зведгадл: достигается путем впдообрааоьаяк так и локальнее разнообразие е процессах развития ч&тоЕечоства дости гаитоя посредством вирс-Оотк*' этноса к 01нкчсских культур.Этническое :.'.!:orcc6rasne,î^iccî,:o.репное как зоологическая подивардантноать культуры "слоп?честт,; ст1. ничто иной,как одно из 1?ырг:»снпй ее кзбнточ-посдо.ужндоЯ огроглоб адаатцЕис-эвслкцхонное акачеигв.Ь'еханизм су-вдетвоьэ.нкч этнически;' ссдоо&г?2 .во эх тгаов,гх пространственная ста-<5;льнзоть,п: ьр&кенная преекотаекнссть осноеиваатся глагаык образом ва связях,которое когут быть описаны ь paatia понятая ин^оркации.Кн-форгйт я.опрехедяыьая спец. $».ку к -существование атиоса.ис едае^сд ра л!чк,г.утя:.-; ::'&цет;:ческ'/. в силу того.чю г результате социальной адекацди эгьоса возникают на основу популяций.Особенно г^ш для челоуека языдевдо ко?л"лшкацип - передача слонеспцх сосбмний от человека к человеку как в устной,так :: в акскхпноИ фордв.Меньшее,но тоге ьояюй значение имеет »ш^ршггся,передаваемая в форке показа, недр*; ^яия.Ьта Çop.va-особенно вал'а в детском возрасте,когда человек приобщается к ocuosmat поведенческим аспекта?/, своей культуры, которые во кногйх случаях жхат этнический характер.Всикко г.::усрг.-ации,о которой только что говорилось, т. о. информации в синхронном плане /горизонтально.'/. плане/,существует еще икформацкд ь диахронном плане /вср-тккальном/.Зто вся ¿гультуриак традиция народа,six творческое насле-д-е, передаваемое из поколения в поколение в словесной /устной ели
1.Георгинеиски!: А.Б.Философские проблемы теории адаптации.»!. Î375.
пксьменно-лктературибй/,а тахте в катериатзно-изобразителькой форме .Наитие этрх непрерывных диахрошшх теТосвязеЙ иеяду сменяющая друг друга последоЕагеяьш.ч-в яоколенилтяг относа к наличием генетических сьязей сбуслоачона его преемственность и стабильность во времени передача этнической трашш: п теченпо паков.
В том,что расположение генетических /бкодогкчосклх/ и собствен!1, о этнических дгахуоннкх a craxpowiux сэязей совпадает определяющую роль играет геогр&р/ческая среда,а такте биологическая г. соц->адм нал адаптация к это!! среде.
Поскольку культура яатяется специфическим для человека ;,:оха-ш::шо;л адагпацаи к оредодиебкологкческнм гго своей сути,но знполняс-еин те я.о адлпткнше фушоппи яоторкэ в остальной ггквой природе ш-пэлшшхся v.exa!iz3r.ar/j,i биологической эволюции .постольку я втчосн как форм.« культурной щрпаЗелъности могут рассматривать^ как адаитгаэ-иие гдоханиэш.При ото:.' этнос,яаяятаи'Яоя в ддрвобнтнчх обществах одним кг> средстп йитажзкпя и оформления локальной культурк.был для ' дз»шо» челогсчесхсй грувкн пр-спссаблоттч! яохаяяхяом к определенной ЕргрсдноЯ к социальной ип~р.З cfoo сччредь этническая культура продсталляет со<5сй совокупность таких приспособителъйнх механизмов.
Осчавикксь на ктезлеженн ом,этнос vojsho определить как гс-тогптескуг) общность .лл-.ей.ззознйкгтгую в процессе соц?.о-культут>кой адаптации на основе яопулян;п1.хпракт«сг'зув5?у»с.я нялик.ен. лнформа-ш.о:шгл. геястлЧсскдх х кажуигквклоннкх сеязс-й,раэйиьакяукся на оп-редолрнноь торркторяп ,оС«адаглуа обипил, »отчосг.тедьно стабплыпма особенностям-.! язука, культу рь. г. лскхпкк.а таюга совнанием своего единства и отлг.чпя от других нодсйннх обрчпоганий.
faaba ^.Этническое созашшо так- яркзиах этнической общности. Г.тага состоит ля трех параграфов.
Ъ §1 рассматривается проблема соотнозенвя этноса л э'тияческо-го сознания.
■ Относи - это янлепко естествеиноксторкчаское.сукествукзцее во рсо отпдип развития челокеческого oi-адстваЛеяолвчвство- охвачено систе'.'ой этносов,которые не исчезают а нпкудч.а разругпаясь,переходит в состйр других зтаоссв.т.о.конкс-вишИ этнос разругпается,исчезает,а этнос как явление присущее человеческому роду,остается.Раэ-русаясь.зтнсс переходит в состав других этнических обшюстеЛ,наделяя их своей генетической паюпыо к сопкалм'ой панягьв и культурой, и,таким образом,влияя на этнический облик других этносов.
Наличие сбцностк такой устойчивости,с комиаксом таких характерных свойств,говорит о важной роли к огромней значи^сти этносов в существовании человечества.Вполне разокно предположить,что общность такого рода делкна имеяь сознание,отражающее по только ооъек- • тпшум реальность существования всего чалсвечествг« ,а сознание спе-цифмеское,присущее току,что ш «сзыаайм этносом.
3 возникновении я развитии этноса,в «.-го сзтецй*;.ке .щлкейау» роль сыграли природные,географические факторы,которые оссбыь; обозом ьшш на организацию психики Дюзга/,корф&логи.а я фуккц/л тела человека. допусти:/« также прадаслояиь.что,воэь'.сжао,составной частью /глубинной оспозой/зтыг.ческого созвдя-ля является зтничзекг окрашенное бессознательное.
Этническое сознание.по всей вцдишстх,явдяатся особым случаем общественного сознания,субъектом которого, явяятак этносы.Ь процессе исторического развития этническое сознание не только сог/'аз'лвует, во и непрерывно взаазьюдайствуе? с х&эаачижв формы« сбздстшшого сознания и<лйссо'^.:,религиозном ,гос;да и
т.д.Б связй с »тик,наряду с обшкостямз.которые "ожго охарактеризовать как згикчеекпо,существуют. общности эанмингвисгпческпе, этносоциальные, этнорелигиозные и т.п.Сип соотносятся как пересекающиеся окружности,границы которых не совпадает пи друг с другом,ш; о социальными граница?«;.
В процессе освоения среды атнеп создает осок культуру в широкой смысле этого слова,т.е .традиционные,но шесте о тем исторически ншвдввоя споссбв добушшя средств существования, традиционную шторкальнув а духовную культуру,определенные социальные отношения и систему социальных коммуникаций,в которых прояшлется этническое ' сознания.
Разнообразие современных этнических ситуаций таково,что даже саьюэ поверхностное их обоэ'р<акке позволяет едчлать висод:любоЙ из признаков этноса,который обычно фигурирует в перечислениях /обшность, языка,территории,вкоишчоекгх связой,культурного уклада,религии, самосознания и т.д./ ке доялоп абсакзткзироваться.Кйл-дый из на кокет, при определенной шпунт и, оказаться к сжал ваших к второстепенном ил»; 'даже иовсе не играть никакой роли.Однако, дял формирования г. развития этнического сознания они ьси имеют чрезвычайно важное значений г. то,каким образом они сочетаются,в большой степени определяет своеобразие этнического сознания.
Этническое сознание и этнический аспект социального бытия могут приобретать самостоятельное значение и на уровне теоретичес» кого осознания национальных /этнических/различий,хотя,разумеется, и в этом смысле национальные,/обычно превращающиеся в националистические/ теории в большой степени есть сублимация явлений и факторов содаальныХ.политических,классовых и т.п.
Этнический /этнокультурный/ облик народа - это его индивидуальность .неповторимые сочетания форм его культуры в определенный период его развития.С этническим, обликом народа этническое сознание соотносится как отражение состояния и формы осознания общности этноса, его взаимоотношений с другими этносами,способы самовыделения этноса.Этническое сознание зависит Но только от Длительных по времени действия причин.явяяодихся отражением процесса адаптации этноса к среде,но и причин более непосредственных,совокупность которых формирует определенную этническую ситуацию /с каюил или какими этносами находится интересующий нас этнос в экономических,социальных,политических, культурт-.ых, религиозных й других взаимоотношениях и связях, принимают ли эти связи характер сближения или отталкивания и т.д./
Чрезвычайно существенно,что духовная культура каждого народа есть не только органическая составная часть его культуры как целого, т.е. его этнического' облика,ко и находится под сильнейшим к непосредственным воздействием того,что ми называем этническим сознанием. Так,например,те или инке обряды могут совершаться по традиции,но могут приобретать и демонстративный характер,если их исполнение подчеркивает этническую принадлежность участников сбряда,выделяет их из скругказздей пноэтнической средн.Давно замечено,что иноэткическое окружение .особенно прн наличии конфликтной ситуации .способствует консервации традида.онш« форм и духовной,и материальной культуры /например,старообрядцы за рубежом/.
Следовательно,этническое сознание .может стат> частью духовкой культуры народа п,вместе с тем,способствовать идеологизации других форм как материальной,так и,особенно,духовной культуры /язык,религии .обряда,этногсническпэ придания,эпос,исторические песни,на более поздней стадии - литература.кскусство.нацпойатьно-политические теории и движения и т.д./и тем самыи способствовать консервации или обновяенйп традиций, закрепление ми разкнйаяив ток шги иных этнических признаков.Ига иначе - этнпчоскоэ сознание язляется не только результатом,но и однш из факторов, воздействуй;:* на этнические про-
цесеа /их направление,темп,содержание г. т.д./.особенно в области духовной культура.Вместо о тем.грашша иезду явлениями катер:адькой и духоыюй культуры в этническое аспекте оказивается при таком поникании условной,т.к.всякое осознание элементов ¡/.атеркальной культуры как этноди|<|врен1:1фужщих может превратить :1Х одновременно в явления духовной культура.
Во втором параграфе рассматривается взаимосвязь этнического сознания с культурой, традициями и 1лновадия1жи5етодологлческой ос-ноьой вделешш этнического сознания является рассмотрение этносов как процесса социо-культурнсй адаптации к определенной географической среда и этническое сознание,в таком случае.нужно рассматривать как отражений'этого процесса адаптации.
До стносени» к культуре справедливо следующее определение: "главным носителе!«; этнических свойств является культура б широком сшсли слова", 1В культуре кз проваляется специфика человеческого сознания.Эту зге формулу иожно отнести к любой этнической /локальной/ культуре и этническому сознанию.Культура человечества как особого способа жизнедеятельности - тоже локальная,ко е отличие от культур этносов,ксторке соотноси® к'екду собой и создают кюгссбразие в рам- • ках общечеловеческой культуры,локальность ее проявляется в отделенное^- от других. фор и жизнедеятельности,существующих на других небесных телах.
VIсхода из всего вывесказанного, 1-й коже« при "зекном" употреблении понятия "культура" определить его для краткости как специфический способ деятельности людей /специфический способ их существования/,ибо пак известна пока лишь одна форма проявления культура -чепов&чоская жизнедеятельность,^а человеческое созначпе расиг-атри-вать как отражение этой жизнедеятельности.В этом смысле челов&чесг ксе сознание будет аналогично ггиичесгсгту сознание или»,вернее,оно будет этническим сознанием в ток смысле,ь каком человечество с его оссЗып; условиями существования на Земле является частью космического разума.
Условней возникновения этнического сознания является различие
3.,Броклей ¡О.Б.К вопросу с соотношении этнографии к истории культуры. //С. 0.3 972, И, с. 161.
2Л,'аркари1 5.0.Человеческое обиеотьо как особый тип организаций. Вопроси'философии. 1971,МО;он »е.Вопросы системного исследования общества ,М.1972.
конкретных условий среди,в которых функционируют этносы,причиной -наличие человеческой деятельности,в различных условиях среды имея-щей специфику п.,прежде всего, эткпческут). Этническое сознание возникает как отражение кпзкедеятельностк этноса,разворачивающейся в конкретных условиях среды,в процессе адаптации: людей к этой среде .Специфику этническому сознания /именно как этническому/ примет этническая культура,под которой покидается совокупность лихь тех культурных элементов и структур,которые обладает этнической определенность», ешслнля как этнодиффсрвкцирую-цуи функция 3 рат-^ах оппозкцдл - не г/:ы" /;ик "наае - не наше"/,так и зтнопятегрируюзутз функции, способствуя осознанию своего единства различными,зачастую дисперсно разбсосакны;.!к частями данного зтнсса.
Рассматривая этническое сознание,необходимо учитывать,что оно является отражение« всего процесса т. - ?. кеде я тельное г и относа к проявляется оно во всей культуре этноса,а не только в этнической культуре.Под культурой этноса понижается вся совокупность культурного достояния.присущая данному этносу з липе его отдельных представителей, лскалькчх групп и т.п. .нозавт'сиъо ст того ,пме»т ли различные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраску или же лачяатся этнически, нейтральны*?/.
Этническое сознание являётсч прэиэ2одны;л от деятельности,ко оно,Е своя очередь,на определенно;.; зтаг.е развития человеческого об-' щества оказывает обратное влияние на деятельность культуру этноса.
Понятие "культура" имеет два -уровня: одкн -призванный провести разграничительную линии :,:вкду челоз«чесш типом жизнгдеятелыюстя и биологическими формами хкзни и на Земле,;; вне Зе:."лп;другой - синонимичный понятию локальной культуры и стражшций специфические способы адаптации /деятельности/ к среде,как в пределах Земли /пре.-гдо всего,в этнической проблематике/ так и вне ео.так как з пределах Еселенной культуру Зегии кезно рассматривать как локальную.Для нас, з данном случае,более интересен зторой уровень,отра.зак2лЗ способы-человеческой деятельности, з различных условиях среды /речь идет ,в частности,о культуре этноса/.
Следукднм важным элементом характеристики этнического, созна-' ння являются традиции и инновации.
Традиция -это ЯЕление,изначально присущее человеку с кскента появления его на с зет .как в филогенетическом,так у. в онтогенетическое окисле.Традиция означает передачу кнформащ;;? в дпахронкс;.: плане:
•от старших к кпадвш.от поколения к поколению,от когорты к когорте, передачу устояь-Е;: хсл форм поведения,парков,понятий,всего,что образует костяк культура.
Любая традиция - это бываая инновация,и любая иьнонацая - в потенции судукая традиция.& само:-; дела.кп одна традицпойная черта не дрпсуий лсбо^у обществу искони,ока кмезг свое качало,откуда-то появилась.следовательно.некогда Скла пннсьац'лей.И то,что «и ведш нкна как умноБацна либо не приживется в культу?^,отогнет к забудется, либо приживется,со временем пересилит смотреться как инновация, а значит,станет традиции ».Когда аьстралопктек только становился человеком, первые проблески человеческой,культурней деятельности бил:: вплетены.как совершенно необычные инновации,в ту^нь ого биологической I .хтивкостп;с Загарежнаек .формирования человека почти все грана его деятельности /замечал практически все физиологические отправления/ оказались так или иначе оърмлены культурно,притом традиционно. К с тех пор все инновации,крайне редкие вначале и необычайно изобильные в наш дни,возникают ке иначе.как на фоне давних культурных традиций.
Этническое сознание /как человаческое сознание в целом/ является носителем информации об окружающей среде к о процессе адаптации к этой среде .Информация, ввд'.;мо,передается тремя- «анадш/д /и на общечеловеческом,и на этническом уровне/.Первый генетический на уровне этносов определяется наличием непосредственной связи популяй ций и этносов -б период первоначального формирования эт.-.осов.Второй -передача информации в дпахронном плане чрегде всего через традиции. Третий - в синхронном плаке,в основном через инновации.
Традиции когут существовать без иннешш.я.ио не наоборот¡традиция абсолютно необходи/а дг,я самого поддержания существования общества ¡инновация необходи/а дл его развития;традиция и иннозания ; одинаково необходим« для жизнедеятельности этноса и являются важными элементами этнического сознания.
Этническая традиция имеет особенности.Она измы'.лътся гораздо медленнее,чем традиции иного рода и в современных условиях может определять лишь ту ча^ть культуры,которая сравнительно мало зависит от изменения а технологии производства:напржер.опроделеннус предпочтительность тех иду. пнях занятий и яообше стор.^чевую часть системы ценностных ориентации ¡многие ценности семийного быта;язкк и ме-таязыковыв фор-'" коммуникаций ¡автостереотипы и стереотипы мзжэтшгаес-
кпх othoeskkí!; значительную часть ггуз^кальнэ-хороограф^гческсй.ораа-ментальнсЗ и восб'хе наро'гкп-художость'лшсЗ традиции;долежи куллна-ри»;кавыки органхгато: про«зэо:аства;£ытсву» сйрчднсеть к т.д. "
Среди факторов,определяет:«: траке^ор/зэдкп культуры етнооов и, таким образе.;, атня.тдпх .ча изменение этнического согнанкя.вахлз&сим следует назвать уровень оскпально-эконслгпчо-лкого развития,достигнутый лак:«;?,1- обетстчо.\\
Конкретная 5:гторгческая обстановка и ход ее изменения но вре-vñw.x г.х-гут считаться вторкм яс значимости {актогом трансформации культуры лебого сбцостга и еостаетстЕекко этноса..
Тгаты'л по акапигост:. ^«-ором.ся^делакзжм трансформацию культур:;,лвляегея природная сгода т. ее соответствующие изменения. Роль отога ¿актера особенно зеда>ха для этксгоа.яахсдяжккся на сравнительно «сг-ксокод; уровне ссха'а.гв.чо-зкско?.г.:чгского развитая,а среди них - для тех .чьи. хоэяМс?ззйпс-культур:г.а< тяго» являются наиболее ссецкалкзпрСЕаккга!. '
Б треть»'!-; параграф рассматрггается 5!за1,л.'.5анвкскко'с?ь этнического ссгчагля и поЕ-едения.Лтя эпической культура характерia стандартизация sccx Dcr.oi:rc5' гч.знпхелтельнсотг .Суть» механизма традиции ееямтся етерос.тичпглиня спита*
Под сгеруот:-.".';.-';: погед-зк;:,ч понизится увтс'Лчишиё,рех-улярно асгторясянеел -jcp.vK скоего года х'таулй.аа&зонч,образы
поведения, «?;••!ртко в топ или ¡ikcíí культура.Такие' раэйоа* дисстг ете-реотнгл.зкроьачясто пс«од*а;'Я,здх обряди к обнпаг. стали трэдтаиснкк-v:¿ объекта:,.:- гуганнтарнчх »сс«?гопан7.0 это не- слу«а?ко, поскольку в стереотипах поес-дсник стчетдпкз змрааается этническое своеобразно . культура и сянП'/фг.ка этнического сознания.
Следует ответить двуагааоьость стср^охнсов поведения как структурны-; г?.-с;ге::тэа гткнчсдкего соянаняя.Одной стороной они коренятся и c.pp¡.- обданного ссгна:у;я.другэ2 экягрвческй яаблкдаемк пласта трздйд::сннс-бнтог.сй культуру .Будучи ядеальнкки • кокструктгйш /элементам: сознания/,этнические стереотипа поведения является объектам; ягученгя этнсвсштологгя и этносецкслеГг.н.ЕуДучу хо.%~о«ентами cktojO'V культуры а реализуясь d объективированных ферула, они яилявт собой объект собственно' этнографических нееледоram-iti.Очеиидна нзеус-кая нообхо£и:/.опт1. их полостного рассмотрения - я я только в привычном для этнографа кяг'в /как ш^охеюш в >еь'кретяс-й фйрда алехентоз тредидионкс-батопого среза ку.гьгурн/.не только с точки зрения их
функционирования в сфере обкденного сознания,но к в плане их взаимодействия сфере этнического сознания.
Наконе»; отегсотнан поведения п.:еют знаковый характер.Степень зкаковостг. /с* ■ - отичнооти/ различных стереотипов .та~№т существенно варьировать«'.- .:!то завнегт от ¡/ногих пт::ч;к,но одна из основных та, что знаковость является ех об$1 к г нвоггорайа® свойством.
Условно говорить о двух основных 5;ор.>;ах поведений,свой-
ственных человеческому сознанию вообад и этническое сознание ь частг-ностп.Одна ез них сводится к относительно свободному,ьариатьвноку поведении.Другая г.редстг у.яет сооой регламентированное поведение, ггс-дчпиягжесся зиработашкк в коллоктаьах типовым схбУэх. действий в стандартна ситуациях.
Кахтсе общество в процессе адаптации к внешней среде накапливает определенный опыт.Этот епкт является фундаментом,яа которо:.: ос-новуьа&тсх сака возкохнокть суиествошнги коллектива во грекени.Ес-тестшано,коллектив заинтересован в хранении.накоплении ¿. передаче этого опита следука:.« поколения:.'.Передача накопленной пнфор;.-дп:::: происходит двукя путяг-?,-'. генетически и негеиет; лзскх .Этой двухканаль-ной ^нфогсллдией.в сервур очередь,;: характеризуется этническое сознание с содержательной стороны.Передача ненаследстгеаной инфорг/аци;. осуществляй-;ся в щ окессе сою'вч: эащ-.н 1. пе.т.'кок оснокыа на науче-KEii.XTiuieuy.to .пет-одача.йккуку.ищпя социальной информации предполагает ее упот.дцочениь,во-иер.«ис,г отбор наиболее значат фр&гмьнтов -во-вторцх.На ьаг.олкен'йа э«х функций и оршт роьаа !се..аниз:,: стерео-ткю.заапь.С его цо;...'-:.»«^ к&шии.'годш* информация ир-.-дстачляет собой не просто сушу г-одешое знаний,ко определена«« образом орсайкзолан-• ыьш опит«которой благодаря наличию структура «о«.«т С.-лг передан во вреыенк.При это;/. "коллективная память",вероятно,имеет сьог. пределы, она кз может включать весь опьг .Стереоткпизаиия наиболее значимой информацю: позволяет и« только осуиествллть отбор,ко и сохранять ее рабочий объем в условиях постоянного обноазс-ник. - ••. » •
Основная дель этнографического изучении стереотипов поведения г заключается в шгдоди«'? их этнически своеобразна* черт,что,естественно предколигиет с^лопен/.е обц&го основакгя.Проб^кя общего к спеа\;-фпчсского.саягз/улгасванюгл по отновонпю к стереотипа:.: поведения, сама по себе г>ада?т деление на гньариаиты ¡- г-ариаатц.
Ссч'х-челоьсческ^енвар/антни^ модели ал-едем/л,казалось бы, полностью дот&р1Д.нгрованы бРолмггческт- сг.спстк.^»- человек-) .однако, следует отметить,что они существенно корректируйте л социальны:^.,
культурна:л: механизмами.Особенно ярко действ.;? кульлгных .[акторов на ункв~-сал',:п поведения проявляются в тех случаях иди "естественны.:" дойствхягг придается социальная зкач;мость.
Альтернативноз поведение всегда подразумевает Ь:;бор и .соответственно, альтернативное ретгш:е:л:о.то поступить "правильно" ул~л. "неправильно".Такое поведение регул;;рустся исключительно с пометь» вторичны-':,не дктекаксих непосредственно из контакта ограничений .Эти ограничения косят час. тнхй,условный и относительный характер,что ■ позволяет рассматривать их как этнод^форенцнругаде признаки,легате в сскозе деления людей на отделт-ные группы,В свою очередь категория . выбора слу>::ит основанием для ьеззозко.тнкх этических оценок и концепций относительно тех или еншс лостусков.
Если з ш.рвем случае /"естественных",инвариантных форм поведе-пия/стереотилипашп подвергаются вне-пзг/е аспекты деятельности,то во втором стереот:-Д1 з: руетсч как план выражения,гш и ала;! содержания. Разумеется, спей ф- ка ?-.:г. чсского сознания комет проявляться и в глубиной . в псворхносглой структуре стереоппа поведения.Но если Бияхщекпе общего и особенного во внешней стороне стереотипа не вызывает особик слояписте::,?о аналогичные процедуры по отношении к внутренней, содержательной стороне сльреотлпа сопряккни с больаг/лг.: трудностям:-: .поскольку эта с-йрэ чс-. ограничивается прагматическим смыслом или. мотивировкой д.ча^о всего,сслоягена бнтокглп птпчестгнмн, религисанмми г другие предстанленилмп.
-/.сходя :::> сказанного,мемло говорить о двух основных типах проявлен;:.! этапче-спсй спещфиь::: в стереотипах иоведенияса/когда одни.; и тем ке действиям придается различное содержание в этническом сознании газнкх гтническнх культур;б/когда одно и то та содержание нахеди.т различное выражение э поступках.
В заклеен г.. обобщены и сформулированы в пгдв отдельных тезисов ссп'овлке вь'юдп ;; рззу.тьтатк исследования.
Публикации по темд диеоеттпппи:
1.Этническое созкание.-псдход к проблеме.~Ъ сб.¡Актуальные пробдокы диалектики общественного развития,.1.,1933./Рукопись доп. з 11ЧК0Н АН ССС?,}£6157 от 22.11.19Е8/.
2. О природе этнического сознания.-Б сб.:ССкод:,гг:ие:мо-;;;,1ино-нашгаа отнесения и перестройка Д&тсргалн научно-практичесгсй ференцик/.Под ред.А.0.Бороноева,Р.Ф.нтса,^.1г.Рссенко.Л. ДЗиЗ.