автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Методологический анализ проблемы философского обоснования теории творчества
Текст диссертации на тему "Методологический анализ проблемы философского обоснования теории творчества"
г/
~ V/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ЛОЩИЛИН Александр Николаевич
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА
Специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания.
Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук
л у
о х-'А кХ
м 15 А К
и- (.
Москва 1999
з степень Д,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................................3.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА.
1.1. Методологическая основа, исходные принципы и категории в исследовании творчества.............................................................................................................26
1.2. Методологическое значение принципа деятельности в исследовании творчества......................................................................................................................75
1.3. Проблема классификации основных форм творчества как деятельности...............................................................................................................................,85
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..
2.1. Субъект творческой деятельности................................................................111
2.2. Сущностные силы субъекта творческой, деятельности ..............................124
2.3.Специфика объекта творческой деятельности.............................................166
ГЛАВА 3.ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
ЗЛ. Проблема мотивации творческой деятельности..........................................176
3.2. Соотношение цели, средства, продукта и результата творческой деятельности......................................................................................................................195
3.3. Противоречия и творчество..........................................................................224
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................240
5.СПИСОК ЛИТЕРАТЕРЫ....................................................................................249
Предисловие.
Настоящее диссертационное исследование посвящено методологическому анализу проблемы философского обоснования теории творчества, что предполагает максимальное использование принципов и категорий философии, И в то же время, в соответствии с проблемой теории творчества, предполагается определенная конкретизация самих исходных принципов и категорий, которые используются в выделенной проблеме. Наибольшее внимание уделяется рассмотрению принципа деятельности, основных форм человеческой деятельности, и на этой основе делается попытка выделения закономерностей творческою процесса.
Проблема творчества постоянно находилась в центре внимания многих выдающихся философов в истории философии. Следует особо выделить рассмотрение проблем творчества Платоном, Аристотелем, Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем, Вл. Соловьевым и многими другими философами, которые внесли значительный вклад в развитие представлений о сущности человека, человеческой деятельности и творчества. Но исторический аспект непосредственного рассмотрения выходит за рамки нашей работы и обращение к нему будет лишь по мере необходимости рассмотрения нашей главной проблемы.
Основное внимание в данной работе будет посвящено обобщению того, что было сделано в отечественной философии, психологии и других науках по исследованию творчества за последние десятилетия. Это не является случайным, так как именно в последние десятилетия было сделано достаточно много по исследованию происхождения, сущности человеческого сознания. Что в конечном итоге не только позволило сделать важные теоретические и методологические выводы, но и привело к величайшим практическим результатам по формированию сознания у слепо-глухо-немых детей, разработке оригинальных методик обучения творческой деятельности.
Не менее интересными и плодотворными были исследования, посвященные проблемам творческого процесса, его сущности, закономерностям формирования и развития творческих способностей. В начале восьмидесятых годов ставилась задача создания центров по изучению проблем творчества, разработке и апробации методик по обучению творческой деятельности. Во многих городах страны такие центры были созда-
ны. В Симферополе, Москве, Кишиневе, Уфе, Риге, Новосибирске, Минске, Киеве, Свердловске, Чебоксарах, Казани, Красноярске и других городах успешно решались не только теоретические, но и практические задачи. Поэтому именно рассмотрению результатов деятельности данного периода будет уделено первостепенное значение.
Хотя многие результаты исследований были выражены в монографиях, статьях, материалах научных конференций, в разработках многочисленных методик и обучающих программ по творческой деятельности, все эти работы еще далеко не стали всеобщим достоянием, так как были отражены в малотиражных изданиях. В этой связи, некоторые новые исследования, публикации показывают, что все, сделанное еще совсем недавно, остается невостребованным и практически не используется. Поэтому многое анализируется и открывается, как бы заново. Но сделано было немало выдающимися отечественными исследователями сущностных характеристик человеческой деятельности и творчества.
Среди наиболее интересных и глубоких исследований творчества, творческих способностей, мотивов и детерминант деятельности, таких как потребности, интересы и способности в первую очередь следует назвать исследователей творчества: Г.Я. Буша, Мамыкина, Альтшуллера, работы, которых стали настольными книгами, методологическим, теоретическим и методическим руководством в деятельности многих изобретателей. Следует отметить существенный вклад в исследование сущности творчества, который внесли работы Н.П. Французовой, П.Я. Дышлевого, Л.А. Мике-шиной, A.B. Мялкина, А.Т. Шумилина, H.A. Венгеренко, И.С. Ладенко и многих других. Следует отметить и то, что проблема соотношения теории и методологии так и не получила однозначного решения. Некоторые исследователи творчества считали и продолжают считать методологию выше теории, что нашло свое выражение в названиях многочисленных семинаров по методологии и теории творчества в Симферополе, которые организовывались и проводились под руководством А.Т. Шумилина. Другие исследователи считают теорию и методологию как бы равнозначными. Некоторые отмечали их принципиальное различие. Если рассматривать теорию, то она действительно может иметь методологическое значение. Но, как и всякая теория, она является продуктом творческой деятельности, в то время как методология была, есть и будет совокупностью методов или средством творческой деятельности. Хотя и методология в целом и отдельные методы, в свою очередь, являются определенными продуктами предшествующей деятельности исследователей, разработчи-
ков методов. Но сами методы разрабатывались именно для того, чтобы быть использованными в качестве средств будущей деятельности. Поэтому не столь существенные различия можно найти лишь в способах потребления или использования теории и методологии, но между ними и много общего.
В данном диссертационном исследовании предполагается прежде всего рассмотреть общефилософские основания теории творчества, проанализировать методологические и эвристические возможности различных типов философствования, и на этой основе предпринять попытку выделения наиболее плодотворной категориальной философской основы, обладающей максимальными теоретическими, методологическими и эвристическими возможностями.
Как показывает анализ основных подходов к рассмотрению проблем человеческой деятельности, возможны по крайней мере, два направления, или две тенденции, которые были реализованы в предшествующей философии, но сохраняют свое влияние и представительство в настоящее время. Во-первых, это подход к исследованию творчества, как атрибуту материи или силы, которая порождает и развивает принципиально новые формы бытия материальной действительности, породила и Бога, и мир во всем многообразии их проявления, в том числе и человека. Независимо от вариантов рассмотрения и конкретных нюансов данный подход был назван, как точка зрения природников. Сторонники подобной точки зрения в истории философии достаточно хорошо известны, это, прежде всего Шеллинг, Бердяев и другие. Из современных исследователей творчества на признании творчества атрибутом материи настаивал Я.А. Пономарев.
Совершенно другой подход к исследованию творчества предлагался, и предлагается, как деятельностный. Творчество в рамках данного подхода понимается, как разновидность человеческой деятельности. Деятельностный подход стал господствующим среди исследователей творчества в последние десятилетия. Но это не в коей мере не исключало рассмотрение и других подходов, которые предлагались неоднократно, например, доклад В.И. Белова на конференции "Историзм и творчество". Поэтому крайне необходимо в самом начале определиться по вопросу о том, что же мы в дальнейшем будем понимать под творчеством? То ли творчество выступает атрибутом материи, то ли это нечто крайне редко встречающееся в деятельности человека и человечества? Разумеется, есть некоторые основания в доводах природников, которые основаны на
понимании материи с точки зрения ее саморазвития, где постоянно происходят определенные изменения и появляется нечто принципиально новое. Но кто в таком случае является субъектом творчества? Нечто, стоящее над материальной действительностью в виде духовной субстанции, всеобщего закона (Дао иш Логоса), Бога или всеобщих законов универсума? Или человек, преследующий свои определенные цели?
Многие исследователи творческой деятельности считают, что не мир развивается в соответствии со сверхъестественным Всеобщим законодательством, а законы и закономерности реализуются в его развитии. В мире существуют предметы, процессы, взаимодействия, явления, состояния, изменения, наиболее общее в которых, наиболее существенное, постоянно повторяющееся, мы называем законами. Законы миру не писаны, и он не придерживается никаких сверхъестественным образом принятых законов. Нет никакой реальности в виде всеобщего законодательства, которая стояла бы над миром и правила им, или существовала бы по крайней мере параллельно. Но есть то, что существенно и необходимо реализуется в процессах, явлениях.
Человек в своей деятельности постоянно ориентируется на закономерности развития материи или универсума. Главное в человеческой деятельности состоит в определении и реализации человеческих возможностей по преобразованию мира, социума и самого человека. Что человек может и на что ему можно надеяться? Если исходить из понимания творчертва в качестве атрибута материи, то человек, в лучшем случае, может лишь использоваться кем-то или чем-то в своем творческом процессе. Человек, в том числе и человечество в целом, может пониматься лишь как средство само развивающейся материи.
Зачем же в таком случае напрягаться, мучиться над проблемами? Не лучше ли подождать, пока сама материя в её творческом само развитии не решит все наши проблемы. Поэтому именно деятельностный подход выступает эвристически наиболее плодотворным. Под творчеством в дальнейшем мы будем понимать такую разновидность человеческой деятельности в различных формах её проявления, которая ведет к саморазвитию человека.
Не менее важной проблемой теории творчества является определение исходных принципов и категорий, которые необходимы для анализа человеческой деятельности и соответственно, для исследования творчества. Следует особо отметить то, что речь будет идти о принципах исследования творчества, но не о принципах и методах творчества, что явля-
ется самостоятельной проблемой и требует специального исследования. Необходимость специального рассмотрения принципов и категорий связана с тем, что они являются необходимым инструментарием в любом теоретическом исследовании. И как любой другой инструментарий, они требуют четкого знания их свойств и особенностей.
Но поскольку общий подход был обозначен, как деятельностный, то возникает необходимость рассмотрения категории "деятельность" во всех ее аспектах, в рамках, как вертикального среза и выявления основных форм деятельности, так и горизонтальное рассмотрение основных этапов осуществления самой деятельности, независимо от конкретных форм ее проявления.
Реальная творческая деятельность не существует сама по себе без ее носителя, то есть без субъекта, как невозможна она и без объекта. В этой связи, деятельность предполагается рассматривать, как субъектно-объектное отношение, что, в свою очередь, требует пристального рассмотрения, как существенных, так и специфических особенностей субъекта, а так же объективных и субъективных предпосылок осуществления творческой деятельности субъекта в преобразовании объекта.
Рассмотрение творческой деятельности было бы не полным без учета специфики полученного продукта и результата. Анализ деятельности с точки зрения данных категорий, по всей видимости, способен дать наиболее глубокую характеристику творческой деятельности, выявить ее сущность. Выделенные основные аспекты проблематики и выяснение сущностных характеристик творчества должно завершиться рассмотрением как положительных моментов творческой деятельности, так и отрицательных.
В творчестве не все однозначно положительно, и различные уверения в том, что творчество - это хорошо, на самом деле весьма далеки от истины, так как творчество может быть направлено не только на пользу, но и во вред как человеку, так и человечеству. Творчество способно порождать как благо, так и зло. Все вышесказанное и определило основную проблематику данной работы и последовательность изложения основных вопросов темы.
Актуальность темы исследования. Темпы экономического, социально-политического, научного, технического развития общества в XX веке несоизмеримы с темпами развития предшествующих столетий. Двадцатое столетие может с полной ответственностью быть охарактеризовано, как эпоха бурного развития и совершенствования теоретической и практиче-
ской деятельности человека, в самых различных формах её проявления и творческой в особенности. Просто трудно себе представить, как могла осуществляться жизнь людей прошлого столетия без телефона, радио, телевидения, электричества, автомобилей, самолетов, кино, телевидения, компьютеров и многообразных знаний, которые появились совсем недавно. Все, что мы имеем в настоящее время, было получено в процессе творческой деятельности ученых, изобретателей. Поэтому вполне определенно можно говорить и о том, что XX век является веком творчества.
Творческая деятельность в науке, технике, материальном производстве не только существенно повлияла на развитие традиционных видов художественного творчества, дав им принципиально новую материальную основу. Но и во многом способствовала возникновению и развитию новых видов искусства. Это достаточно ярко видно из того, что после изобретения фотографии, кино, телевидения, компьютеров появились совершенно новые виды художественного творчества, а традиционные получили принципиально новые возможности.
Несмотря на то, что проблемой творчества занимались и в предшествующие столетия, но именно с середины XX века происходит значительное усиление интереса к исследованию самого творчества. Изучением творчества занимается психология, педагогика, патентоведение, эстетика, искусствоведение, и в этой связи усиление интереса философов к проблеме творчества не является случайным. В каждом из конкретных проявлений творческой деятельности существуют определенные методики по обучению творчеству, например, музыке, живописи, исполнительскому искусству, изобретательской деятельности и др. Но до сих пор не существует общепризнанной общей теории творчества, в которой могли бы быть раскрыты природа и сущность творческой деятельности вообще.
В этой связи существует большой разброс в понимании основных категорий, в которых раскрывается процесс творческой деятельности. То есть, в каждой из конкретных наук существует свой специфический язык, и это создает определенные трудности для взаимопонимания исследователей. В этой связи возникает потребность создания общей теории творчества, о необходимости, создания которой говорили многие исследователи.
Но, поскольку творческая деятельность является одной из наиболее сложных проявлений человеческой деятельности, то было предложено объединить усилия исследователей творчества в единой организации,
для чего была создана секция "Теория и методология творчества" при президиуме Философского общества СССР. Именно задачам разработки теории и методологии творчества уделялось основное внимание1. В 80 -90 годы в различных городах страны были проведены десятки Всесоюзных научных, научно-теоретических и научно-практических конференц�