автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Творчество как вид социальной деятельности

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Букш, Светлана Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Творчество как вид социальной деятельности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Букш, Светлана Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

I раздел. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.

П раздел. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ

К ИССЛЕДОВАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

III раздел. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Букш, Светлана Александровна

Актуальность темы исследования. Процесс глубоких перемен в жизни нашего общества выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, он ведет к активному и всестороннему поиску критериев устойчивого развития социума в формах творческой деятельности, которая представляет собой глубочайшую основу реформирования, нововведений во всех сферах управления общественной жизнью.

Эта функция заложена в самой природе творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающейся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но там не может быть творчества.

Поэтому главная особенность социальных связей в отличие от природных в том, что они складываются на основе деятельности людей. Изучение механизмов и закономерностей творчества показывает, что все качества человека, необходимые для творчества, развиваются в процессе творческой деятельности, что каждому человеку доступны творческие достижения. Творчество - самая сложная деятельность из всех известных человеку. Детерминация этой деятельности происходит на разных уровнях: от сверхглобальных, макросоциальных и социокультурных феноменов до индивидуальных, даже подсознательных микроуровней.

Как бы ни была понята "сущность" нового, человеческая деятельность нигде не требует столь широкого разнообразия в специфике и индивидуализации как в творчестве. Деятельность является тем преобразовательным началом, которое позволяет трансформировать материал, взятый из искусственной среды, превращать его в специфично человеческие, культурные характеристики личности.

Современный этап научного познания органически связан с признанием комплексного характера проблемы творчества. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, рыночной, политической и т.д. Рассматривать творчество можно в двух аспектах: философском и психологическом. Социально-философские исследования творчества сводятся к выяснению сущности, закономерностей творческой деятельности и результатов ее реализации в различных сферах общественной жизни. Психологический подход следует рассматривать как продолжение, конкретизацию социально-философского анализа. Оба эти подхода вытекают из самой сущности творчества, взаимно дополняя друг друга.

Психологический аспект творчества носит личностный и процессуальный характер. Он предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, вдохновения, соотношения сознательного и бессознательного, раскрытия созидательных возможностей человека./

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью познания реальных практических задач, социальных проблем, которые возникают в связи с переосмыслением всех общественных и индивидуальных ценностей. С практической точки зрения значимость проблемы творчества как вида социальной деятельности связана с потребностью объяснения многих реальных социальных феноменов и процессов на уровне социума.

В современных условиях творчество понимается в основном в узком, собственном смысле слова, как творческая деятельность человека, и почти забыта заложенная еще в начале века традиционное понимание творчества в широком смысле слова, как механизма развития. Понять как, почему и что является мотивацией социального творчества - одна из актуальных задач современной науки. В связи с этим исследования проблемы творчества в контексте социальных процессов невозможно без переосмысления теоретических и методологических аспектов/ В рамках диссертационного исследования необходимо расширить и углубить традиционные представления о социальном творчестве не только как результате, свершившегося факта, а как процесса осмысления социальной деятельности.

Творчество является способом саморазвития личности, реализации человека в социальной жизни. Рассмотрение мотивов побуждения человека к творчеству позволяет высказать мысль о том, что в творчестве находит выражение преодоление индивидуальной отдаленности от внешнего мира. Наличие этой потребности может быть объяснено наличием социального существования человека. В связи с этим актуализируется разработка философских категорий, в которых отражается ориентация на целеполагание, результаты и пределы человеческой деятельности.

В социально-философском плане важность избранной темы актуализируется требованиями выявить механизмы, обеспечивающие целостность творческого процесса. В рамках исследования важно показать теоретические основания прогнозирования конкретных форм человеческой деятельности и ее результатов. Данная тема представляет интерес с точки зрения выявления критериев оценки социальных перемен, происходящих во всех сферах общества, поисков принципов и идеалов дальнейших социальных преобразований.

Все сущее в человеке и обществе заложено в творчестве или по крайней мере испытывает его влияние. Поскольку сам индивид формируется обществом и своей собственной деятельностью, постольку он есть продукт собственного творчества. Творя свою жизнь, историю, люди творят и самих себя. Можно считать определение человека как "творческого существа", поскольку его главной особенностью является способность к творчеству.

Таким образом, через предмет социальной философии можно построить методологическое основание - для рассмотрения соотношения психологического и социального, анализ взаимодействия устоявшихся традиционных форм ценностей и фундаментальных представлений с новыми нетрадиционными исследованиями процессов сознательного и бессознательного в социуме.

Степень научной разработанности проблемы. Обозначенная тема рассматривается в философском плане на протяжении многих столетий. Поэтому исследование проблемы творчества требует обращения к истории вопроса, к трудам отечественной и зарубежной философии.

Проблема творчества как самостоятельный предмет исследования определилась в отечественной науке на рубеже XIX-XX веков. Это во многом связано с особенностями социальной ситуации, сложившейся в России в тот период, когда коренные реформы российского общества требовали от науки не только определенных рекомендаций по их проведению, но и исследования способов и условий творческого решения встающих перед обществом задач.

Несмотря на актуальность проблемы творчества как вида социальной деятельности, она фактически мало разработана. В нашей стране эта научная тема широко разрабатывалась в 20-е годы нашего столетия. Следует вспомнить научные работы И.И.Лапшина, М.А.Блоха, П.К.Энгельмейра, Б.А.Лезина, С.О.Грузенберга и др. Однако со второй половины 20-х гг. и вплоть до конца 50-х работы в данной области фактически прекратились. Условия для обсуждения вопросов творчества стали более благоприятными лишь с начала 60-х годов. При этом творчество понималось не только как способ решения внутренних проблем индивида, но и как средство коммуникации, передачи собственных переживаний и мыслей. Это привело к тому, что первые теории психологии творчества неразрывно связаны с лингвистикой, с исследованиями знания, слова и его внутренних форм.

Однако с 60-х гг. в развитии проблемы творчества были сформулированы основные черты комплексного подхода, который требовал консолидации множества наук1. Ряд важнейших предпосылок в теории творчества были сформулированы в области философии и психологии на уровне деятельностного подхода.

Философский подход к исследованию творчества характеризуется многообразием частных подходов, что существенно обогащает виденье творчества как вида социальной деятельности. Однако, по нашему мнению, пока еще не выработана общая система философских мировоззренческих ориентиров, позволяющих подойти к определению сущности и фундаментальных закономерностей развития данного вопроса в целом.

В западной литературе со второй половины XIX века доминировал психологический подход к интерпретации творчества. Парадоксальность ситуации состоит в том, что существует множество про

1 См. подробнее работы: Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2-х т. - М., 1989; Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М., 1980; Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996; Брушлинский А.В. Субъкт: Мышление, учение, воображение. -Воронеж, 1996; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975; Леонтьев А.Н. Философия психологии. - М., 1994; Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1979; Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М., 1994; Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1984; Новиков Б.В. Творчество и философия. - Киев, 1989; Гольдентрих С.С., Коршунова A.M. Диалектика и теория отражения. - М., 1986; Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М., 1989; Г.А.Давыдова. - Творчество и диалектика. -М., 1986; Дышлевский П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности. - Воронеж, 1989. тиворечивых концепций творчества. Некоторые видят источники творческой деятельности в воздействии среды (культурологические теории Леви Брюлля, Леви-Стросса); абсолютизации роли подсознания (психологические теории З.Фрейда и Юнга); К.врожденных способностей к творчеству (Ч.Ломбразо); в активной деятельности интуиции (А.Бергсона); в физиологии и генетических механизмах (Дженсен, Айзенк, С.Грофф)1. Предприняты попытки описания структуры творческого процесса. Сегодня в рамках приложения к техническому творчеству таких моделей более 20-ти (схемы Д.Росмана, М.Амановича и многих других).

Философия в это время в основном занималась всевозможными процедурами анализа готового знания. Имея в виду логико-методологический анализ знания, один из энтузиастов эпистемологии Г.Башляр заметил: "Изучение логических основ некоторого знания не исчерпывает его эпистемологического исследования"2. Известно также, что еще в 30-е годы в "Логике исследования" К.Поппера наблюдалась тенденция перехода от анализа готового знания к исследованию роста знания3.

Цели и задачи: Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы показать закономерности, которые осуществляют всеобщую регуляцию творчества. Охарактеризовать роль творчества, его значение в совокупной деятельности человека. Обо

1 Леви-Брюль. Первобытное мышление. - М., 1930; Леви - Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985; Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989; Юнг К. Психологические типы. - СПб., - М., 1995; Ломбразо Ч. Гениальность и помешательство. - М., 1995; Бергсон А. Творческая жэволюция.// Соб. соч. Т. 1. - СПб., 1914; Грофф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. -М., 1996.

2 Grand Larousse ency clopedigue. - Paris, 1961.,- p.621 (обзорная статья).

3 См. подробнее: Попер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. значить понятийное знание о творчестве как виде социальной деятельности.

Для осуществления этой цели поставлены следующие исследовательские задачи:

- проанализировать и переосмыслить подходы к исследованию природы творчества; дать краткий историко-философский анализ развития понятия творчества, исследуя работы отечественных и зарубежных философов;

-определить методологический статус и содержание особенности соотношения понятий творчества и деятельности;

-дать современное определение творчества в контексте социальной философии;

- выявить основные характерные черты и признаки творчества как процесса (творческого акта);

-раскрыть роль социального психоанализа в развитии творчества как результата социальной деятельности.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологической основой диссертационной работы стал системный анализ как совокупность общепринятых принципов и методов философского, общенаучного и частнонаучного познания.

В представленной работе широко привлечены историко-философские источники, в которых особое место занимают И.Канта, Г.В.Гегеля, К.Маркса, а также известных представителей античности, средневековья и Нового времени. В диссертации широко используются труды известных отечественных философов, психологов. Значительное внимание уделено работам русской философской, психологической мысли, посвященным анализу исследования проблемме творчества, который позволил проследить процесс формирования представлений о творчестве как результате социальной деятельности и возможностей использования различных методов исследования, соотнести сознательное и бессознательное, как выражение е динства рационального и иррационального в процессе творческого акта.

Теоретическая новизна положений, выносимых на защиту, может быть сведена к следующим моментам.

В диссертации получает дальнейшее развитие характеристика творчества как вида социальной деятельности^ В результате деятельности, возникающее новое основывается на старом и в то же время отрицает старое, новое же, создаваемое в творческой деятельности, развивает это старое по пути его качественного обновления, становится более совершенным по сравнению с предыдущим. Таким образом, определяющая черта творческого процесса выражается в анализе репродуктивного и продуктивного т.е. в созидании более прогрессивного, обновление предшествующего и "прибавка" к существующему.

Определение творческой деятельности дается через систему таких признаков, как;

- творческая деятельность направлена на достижение таких задач, для которых характерно отсутствие в предметной области не только способа решения, но главное - отсутствие знаний, необходимых для разработки постулатов, аксиом, теорий, прогнозов, способствующих совершенствованию системы управления общественными процессами и прогресса науки и культуры;

- творчество выражается в созидательной деятельности субъекта на осознанном и неосознанном уровнях, в рациональной и иррациональной формах, в сочетании логического мышления и интуиции.

В диссертации по этим причинам выделяются две стержневых проблемы: творческого процесса и творческой личности. Для субъекта характерна творческая деятельность заранее неопределенной возможности получения новых знаний и разработки новых способов решения социальных задач.

В представленной работе дается более углубленное рассмотрение творчества в философском и психологическом аспектах, отмечается, что творчество получает социальную апробацию и во многих аспектах разрабатывается не только философией и психологией, но и кибернетикой, эвристикой, синергетикой и др. современными дисциплинами.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что оно дает определенный научный материал для более глубоких исследований в области теории творчества. Проведенное исследование позволяет расширить общепринятые рамки традиционного подхода к анализу творчества как вида социальной деятельности, сформировать системное представление об эволюции этого понятия. В данном диссертационном исследовании была предпринята попытка синтезировать идеи, взятые как из истории философии и психологии, так и современных теоретических и экспериментальных исследований, которые важны для обоснования философской концепции творчества.

Диссертантом предложены отдельные ключевые понятия и некоторые общие методологические принципы, уточнен категориально-понятийный аппарат, используемый в философии для описания творчества как вида социальной деятельности.

Выводы и обобщения, сделанные в диссертации, свидетельствуют о том, что любое творчество как вид социальной деятельности имеет результат творчества, который определяется следующими факторами: генетическими, социальными, психологическими и органическими. Следовательно, мы имеем дело с психической реальностью, которая является результатом творчества, где психическая деятельность отражает процессы социальной деятельности. Особое внимание имеет вывод о том, что творчество есть форма социальной деятельности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании проблемной группы по социальной философии на кафедре история российской государственности и общественно-философской мысли. По теме диссертации автором сделано сообщение на историко-философском семинаре "Философское наследие: современное видение" (апрель 1996), аспирантская конференция "Философские проблемы современного общественного развития" (апрель 1997); отдельные положения работы изложены автором в публикациях.

Структура диссертации. В соответствии с поставленной целью и ее задачами диссертационное исследование состоит из введения f трех разделов, заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество как вид социальной деятельности"

Основные выводы диссертации отражают необходимость разработки проблемы творчества как вида социальной деятельности и целесообразности дальнейшего углубленного изучения данной проблематики.

Анализ историко-философской мысли по диссертационной проблематике позволил выделить условно несколько периодов представлений о творчестве, его природе и сущности. В результате чего определилось, что каждому времени присуще свое собственное представление о творчестве и деятельности.

Исследование предмета показало, что творчество - это постоянное воспроизводство универсальной человеческой сущности. Важнейшим моментом понимания социального творчества является взаимодействие в деятельности природного и социального. Показано, что творчество, осуществленное через человеческую деятельность, выступает как форма развития мира.

Автор определяет творчество как процесс и как результат социальной деятельности. Из чего следует, что творчество есть та деятельность человека, где он выступает как творец созидания. Социальные творческие силы человека заключены в следующих потенциалах: преобразующая-практическая, гносеологическая, аксиологическая и коммуникативная формы деятельности. Обобщая исследования видов творчества, автор приходит к выводу, что содержание, механизм, поиск, решение творческой проблемы состоит из определенной структуры, а теории и гипотезы, выработанные человечеством на протяжении многих столетий, включаются в любой вид творчества, являясь его частью и субъектом. Определяя творчество как механизм, как акт сознательно-мыслительной деятельности, диссертант использует термины логическое, интуитивное, рациональное и иррациональное, сознательное и бессознательное.

При изучении процесса творчества огромное значение имеет способ установления связи между логическими формами и интуитивно-рациональными. Анализ таких связей дал серьезные основания для неожиданного на первый взгляд предположения о том, что всякая психологическая деятельность представляет собой социальную деятельность, результатом которой выступает творчество как акт мышления.

В этом процессе огромную роль играют духовные, культурно-исторические, биологические факторы активности человека, которые могут быть заложены как генетически, так и приобретены вследствие взаимодействия с природной и искусственной средой. Творческие компоненты проявляются в мировоззрении, миропонимании, переживании, созерцании человека. Знания, опыт прошлых поколений является коллективной памятью и соответствует одному из компонентов, которые позволяют совершенствовать творчество сегодня.

Самосохранение в творчестве скорее всего складывается из самостоятельных, органических связей друг с другом таких звеньев, как акт исполнения, восприятия, запоминания.

Результаты анализа исследований за последние несколько десятилетий позволили определить сущность творчества и его структуру, специфическую форму.

Диссертантом сделана попытка объяснить связь творчества с психологическим складом личности. Автор предполагает, что в творческом процессе "принимают участие" главные психические явления - мышление, воображение, эмоции и воля. Но очень часто непсихологический фактор личности принимает психологическую форму, так, глубинно-сущностные процессы социально-практической детерминации, как правило, остаются "потусторонними" по отношению к соответствующим в мире психологическим феноменам.

Необходимо подчеркнуть, что творчеством создается предпосылка для избирательной активности как индивида, так и социума.

Во многом творчество представляет собой генетически закодированную наследственность организма к адаптивной творческой деятельности. Автор приходит к выводу, что сущность проблемы творчества связано, прежде всего, с познавательным процессом и социальной деятельностью.

Завершая данную работу, следует подчеркнуть, что поставленные цели и задачи в целом нашли свое разрешение в рамках исследования. Необходимо отметить, что множество вопросов еще открыто для исследования. По-прежнему, остаются актуальны и мало исследованы: проблемы творческой активности; природа творческого активного сознания; диалог сознательного и бессознательного творческой активности сознания.

Сегодня все еще существует разброс точек зрения на сущность творчества. Поэтому проблема творчества остается актуальной и нуждается в активизации исследовательской работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список научной литературыБукш, Светлана Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. -299 с.

2. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-335 с.

3. Алехин В.В. Философские проблемы инженерно-технического труда. -М., 1983. -95 с.

4. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.

5. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой мысли. Минск, 1994. - 478 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Воронеж, 1996. - 383 с.

7. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. -М„ 1984.-287 с.

8. Антология мировой философии. В4-х томах. Т. 4. - М., 1972.

9. Аристотель. Соч. М., 1975. - Т. 1. - 550 с.

10. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. -Т.1.- М., 1971.

11. Афасижев М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества. М., 1984. - 127 с.

12. Бажутина Т.О., Бажутин И.С. Философско-психологические основания интерпретации творческой деятельности // Гуманит. науки в Сибири. Новосибирск, 1996. - № 1. - С.50-55.

13. Бассин Е.Я. Психология художественного творчества. М., 1985.-64 с.

14. Бассин Е.Я. Двуликий Янус (О природе творческой личности).-М., 1996.- 172 с.

15. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984. - 443 с.

16. Белинский В.Г. Полн. Собр. соч. Т. 10. - М., 1953-1959.

17. Бергсон А. Творческая эволюция. // Соб. соч. Т.1. СПб., 1914.-331 с.

18. Белозерцев В.И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. Ульяновск, 1970. - 352 с.

19. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание. // Фил. науки. 1990. - № 6. - С.84-90.

20. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. М., 1947. - 280 с.

21. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991. - 445 с.

22. Бердяев Н.А. Философия творчества, культура и искусство. -Т.1.-М., 1994.-542 с.

23. Бердяев Н.А. Философия творчества, культура и искусство. -Т.2.-М., 1994.-509 с.

24. Бердяев Н.А. pro et contra. Кн. 1. СПб., 1994. - 573 с.

25. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. М., 1993.- 196 с.

26. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М., 1995. - 103 с.

27. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии.-М., 1994.-400 с.

28. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1979. - 399 с.

29. Блюм Геральд. Психоаналитические теории личности. М., 1996. - 247 с.

30. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на- Дону. - 1983. - 185 с.

31. Брайн Джеймс. Психология фрейдизма и постфрейдисты. -Воронеж, 1997. 298 с.

32. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983.

33. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996. - 390 с.

34. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (философские заметки). М., 1988. - 63 с.

35. Буш Г.А. Диалогика и творчество. Рига, 1985. - 317 с.

36. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 804 с.

37. Велиев Г.Н. Проблема бессознательного в философии и психологии. Баку, 1985. - 168 с.

38. Велиев Г.Н. Проблема бессознательного в философии и психологии. Баку, 1985. - 168 с.

39. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. -Т. 7.-262 с.

40. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. -М., 1984.- 175 с.

41. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека. Социально-философское исследование. М., 1988. - 188 с.

42. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти томах Т.З. - 1983. - 367 с.

43. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. -М., 1993.-224 с.

44. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996. - 415 с.

45. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Воронеж., 1996. - 512 с.

46. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. М., 1994. - 175 с.

47. Гавеля В.Л. Цель и целеполагание в структуре деятельности человека. Волжский университет. - 1997. - 209 с.

48. Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.126 с.

49. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. -М., 1974. Т. 1. - 452 е.; Т.2. - 695 с.

50. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человека. М., 1977. - 703 с.

51. Герцен А.И. Избранные философские произведения. М.,1946.

52. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев, 1990. - 143 с. (монография).

53. Гольдентрихт С.С., Пьянова Л.А. К вопросу об общей теории творчества // Вестник Московского ун-та. Серия Философия. 1983. №7.

54. Грановская P.M. Интуиция и искусственный интеллект. -М., 1991.-268 с.

55. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989.319с.

56. Громов Е. Художественное творчество. М., 1970. - 66 с.

57. Грофф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцен-ден. в психотерапии. М., 1993. - 504 с.

58. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории психологии. С приложением неизвестных материалов по вопросам психологии. М., 1924. -254 с.

59. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923. Т.1. - 167 с.

60. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995. - 308 с.

61. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976. - 176 с.

62. Декарт Р. Избранные произведения (перевод с франц. и латинского). М., 1950. - 712 с.

63. Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. - 168 с.

64. Деятельность: теории, методологии, проблемы. М., 1990.368 с.

65. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы.-М., 1990.- 180 с.

66. Диалектическое противоречие. М., 1979. - 343 с.

67. Диалектика и теория творчества. М., 1987. - 198 с.

68. Диалектика познания и бессознательного. Л., 1988. - 159 с.

69. Диалектика свободы как творчества. Алма-Ата, 1989.229с.

70. Диалектика творческой деятельности (сб. статей). Воронеж, 1989.- 192 с.

71. Дмитриев Е.В. Социальная природа творческого мышления. -Минск, 1989.-95с.

72. Дышлевский П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, 1986. - 209 с.

73. Евсеев А.В. Философское понимание научного творчества: (Аналит. обзор) / Санкт-Петербург, гос. технол. ин-т (техн. ун-т). -СПб., 1995. 27 с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 50847 от 24.10.95.

74. Ермичев А.А. Три свободы Н.А.Бердяева. М., 1990.

75. Заблуждающий разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990.-461 с.

76. Зайцева А.А. Методологические проблемы социального творчества. М., 1990. - 115 с.

77. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. -М., 1986.

78. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.-430 с.

79. Зелинченко А.И. Психология духовности. М., - 1996.400с.

80. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М., 1997. - 607 с.81.3инченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы философии. № 2. - 1991.

81. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии.// Вопросы философии. № 7. - 1997.

82. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. -М., 1987. -254 с.

83. Зись А.Я. Художественное творчество и психология. М., 1991.-191 с.

84. Ильин В.В. Теория познания. М., 1983. - 164 с.

85. Интеллектуальные системы и творчество / Тез. докл. и со-общ. Новосибирск, 1990. - 4.2. - 220 с.

86. Интуиция, логика, творчество. JL, 1987. - 175 с.

87. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М., 1974. - 255 с.

88. Кант И. Соч. Т.З. М., 1964.

89. Калошина. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983. - 168 с.

90. Каразинов М.Ю. Диалектика взаимосвязи личного и социального в научном творчестве. Авт. дис. канд. фил. наук. - Л., 1981.

91. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов. - 1974. - 224 с.

92. Кедров Б.М. О теории научного открытия.// Научное творчество.-М., 1969.- 192 с.

93. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. - 148 с.

94. Князев Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое миро-видение. Диалог с И.Пригожиным. // Вопросы философии. 1992. -№ 12.-С.3-20.

95. Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995. - 225 с.

96. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -М., 1997.-432 с.

97. Колобова Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений: Автореф. псих. наук. М., 1992. - 17 с.

98. Коновалова Л.И. Воображение и его роль в психологии художественного творчества. // Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. Чита, 1996. -Ч.З. Психология. Педагогика. - С.26-30.

99. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971. -216 с.

100. Коршунов A.M. Познание и деятельность. М., 1984.142с.

101. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М., 1988. - 64 с. (из цикла "Страницы ист. отеч. фил. мысли")

102. Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические образования // Системные исследования. Мм 1984.

103. Кэмпбелл Дональд. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследований. СПб., 1996. - 391 с.

104. Культура и творчество: Сб. науч. трудов. Тверь, 1995.179 с.

105. Ладенко И.С., Степанов С.Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой деятельности. Новосибирск. - 1992. - 52с.

106. Леви-Брюль. Первобытное мышление. М., 1930. - 338 с.

107. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

108. Лезин Б.А. Художественное творчество, как особый вид экономической мысли. // Вопросы теории и психологии творчества. -1907. Т.1. - С.5-39.

109. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.310 с.

110. Лилов А. Воображение и творчество. София, 1986. - 293 с.

111. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-304 с.

112. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994. - 284 с.

113. Локк Джон. Соч. Т.1. - 1985. - 620 с.

114. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995.398 с.

115. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество (научно-аналитический обзор). Мм 1984. - 28 с.

116. Лысенко А.А., Кобзарь А.И. Формы человеческой деятельности: социально-философский анализ. // Методологические проблемы социального познания. Киев, 1987. - С.73-79.

117. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1936.- 141 с.

118. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и познание. -Иерусалим, 1982.

119. Маркарян Э.Г. О генезисе человеческой культуры. Ереван. - 1974.- 145 с.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1., Ч. 2.

121. Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека. // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1992. № 2. - С.33-42.

122. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985.-318 с.

123. Мелас В.Б. Переживание и действие как категории социальной философии. // Научная конференция "Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура". СПб., 1994. - 4.1. - С.63-64.

124. Михайлова Е.П. Мыслительно-коммуникативная деятельность человека и ее социобиологическая детерминация. М., 1995. — 255 с.

125. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.-47 с.

126. Моляко В. А. Стратегия решения новых залач в процессе регуляции творческой деятельности.// Психологический журнал. Т. 16.-№ 1.-С. 84-90.

127. Мышление: личностные механизмы и понятийный аппарат. -М., 1990. 102 с.

128. Наука и творчество: Методологические проблемы. Ярославль, 1986.

129. Некрасов С.И. Сущность философии и природа философии творчества. Белгород. - 1994. - 17 с.

130. Николов JI. Структуры человеческой деятельности. М., 1984.- 176 с.

131. Новиков Б.В. Творчество и философия. Киев, 1989. - 166с.

132. Новалис. Фрагменты. Литературные теории немецкого романтизма. М., 1984.

133. Овсяннико-Куликовский Д.Н. О значении научного языкознания для психологии мысли. // Вопросы теории и психологии творчества. 1907. - Т.1. - С.211-236.

134. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984. - 87 с.

135. Осницкий А.К. Проблемы исслед. субъект, активности. // Вопросы психологии. № 1. - 1996. - С.5-19.

136. Очерки по истории философии. М., 1934. - 420 с.

137. Петровский В.А. Психология неадаптивной деятельности. -М., 1992. С.25-51.

138. Пиаже Ж. Избран, психол. труд./ Пер. с англ. и франц. -М., 1994.-680 с.

139. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М., 1987.

140. Писарев Д.И. Соч. М., 1955-1956. - Т.2.

141. Платон. Соч. Т.2. М., 1970. - 610 с.

142. Платонов К.Н. Структура и развитие личности. М., 1986.- 254 с.

143. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. - 303 с.

144. Понятие деятельности в философской науке. М., 1978.224 с.

145. Попов В. Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М., 1997. - 176 с.

146. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

147. Потебня А.П. Мысль и язык. Харьков, 1926. - 228 с.

148. Пригожин И., Стенгерс Н. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М., 1986. - 431 с.

149. Пригожин И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. 1991. -№6. -С.46-52.

150. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. - 186 с.

151. Проблема человека в западной философии. М., 1988. - 544с.

152. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи.-М„ 1976.

153. Протасеня П. Ф., Белякович Н. Н. Социальная активность как общественное явление.// Философские науки. 1978. - № 1. - С. 30-38.

154. Прибрам К. Язык мозга. М., 1975.

155. Психоаналитические процессы художественного творчества, /ред. Мейлах Б.С., Хренов Н.А. JI., - 1981. - 285 с.

156. Психология. Словарь. М., 1990. - 494 с.

157. Психологическая наука в России XX столетия. М., 1994.574 с.

158. Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. - 222 с.

159. Рибо. Опыт исследования творческого воображения. -СПб., 1901.-56 с.

160. Роджерс К. Взгляд на психотерапию становлении человека. -М, 1984.-472.

161. Родчанин Е.Г. Научное и художественное познание истины. -Киев., 1982.- 122 с.

162. Розин В.М. Культурно-историческая и психологическая рефлексия научного творчества // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995. - Т.1. - С.205-226.

163. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. -М., 1958.

164. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959.

165. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1945.

166. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. М., 1989. Т.П.-353 с.

167. Рузавин Г.И. Синергетика и системный подход. // Фил. науки.- 1985.-№ 12. С.50-53.

168. Русенов Р.Д. Культура и мышление человека: объективность концептуальных оснований. // Философские науки. М., 1989. № 7. - С.88-95.

169. Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем. // Системные исследования. М., 1980.

170. Семенов В.Л. Диалектика понятий "творчество" и "культура" в философии Н.А.Бердяева. // Диалектика и культура: Тезисы, доклады. Межвуз. науч. конф. Пермь, 1991. - С. 146-148.

171. Семенов В.В. Кооперация деятельности система с рефлексией. // Проблемы рефлексии. - Новосибирск, 1987. - С.228-235. Библиогр.: с.235.

172. Сеченов И.М. Физиология нервных центров. М., 1952.234 с.

173. Синцов Е.В. Диалектика воплощаемого и возможного в мыслительных процессах: (На материале творчества в искусстве). Ав-тореф. дис. . канд. филос. наук / Самар. гос. ун-т. Самара, 1995. -25 с.

174. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: сравнительно-исторический анализ. СПб., 1992. - 114с.

175. Слободчиков В.И. Психология человека: введение в психологию субъекта (основы психологической антропологии). М., 1995. - 384 с.

176. Соколова Е.Е. Сознание действующее (к проблеме соотношения "сознания-образа" и "сознания-деятельности". // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. - № 1. - С.43-57.

177. Содружество наук и тайны творчества. М., 1968. - 450 с.

178. Соловьев B.C. Собр. соч. В 10-ти томах. Т.З. - М., 1912.430 с.

179. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1989.

180. Сэмыоэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. М., 1994. - 182 с.

181. Солсо Роберт. Когнитивная психология. М., 1996. - 598 с.

182. Социальное творчество и личность: Сб. науч. трудов. М., 1985. - 208 с.

183. Социально-философские и гуманитарные проблемы качества деятельности: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. "Качество деятельности общественного прогресса" / Редкол.: Пан В.В. (отв. ред.) и др.; .Омский гос. ун-т и др. Омск, 1990. - 181 с.

184. Старовойтенко Е.Б. Философский смысл творчества и психологическая модель самопознания творческой личности. // Философия и социологическая мысль. Киев, 1991. - № 10. - С. 168-173.

185. Стрюковский В.И. Научно-техническая деятельность: философский анализ развития. М., 1988.

186. Сухотин А.К. К характеристике творчества. // Социально-философские проблемы творческой активности ученых и инженеров. -Томск, 1991. С.101-105.

187. Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философский и социологический аспект). М., 1974. - 192 с.

188. Сычев Ю.В. Бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации. М., 1992. - 99 с.

189. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. - 567 с.

190. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. - 240 с.

191. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985. -Т.1.

192. Творческая активность сознания: Межвузовский сборник научных трудов. JT. - 1986. - 146 с.

193. Творческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978.-280 с.

194. Творчество и социальное познание. М., 1982.

195. Типологические исследования по фольклору. М., 1975.

196. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. - 304 с.

197. Уильяме Р. Биологическая индивидуальность. М., 1960.200. "Утешение философии" и другие трактаты. М., 1990.

198. Федоркина А.П. Развитие концепции сознания и бессознательного в России. М., 1994. - 145 с.

199. Философская энциклопедия. М., 1970. - Т.5.

200. Философские вопросы теории творчества./ Межвуз. сб. научи. трудов. Саратов. - 1992. - 135 с.

201. Философский словарь логики, психологии, этики и истории философии.-СПб., 1911.

202. Фихте И.Г. Избранные сочинения. М., 1916. - Т. 1.-521 с.

203. Формы представления знаний и творческое мышление: (Тез. докл. и сообщ. к всесоюз. семинару, 3-5 окт. 1989 г.) / Редкол.: И.С.Ладенко (отв.ред.) и др. Новосибирск: Б7 И., 1989. - 223 с.

204. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. -Новгород. 1981. -304 с.

205. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. -1 ч.

206. Французова Н.П. Историзм и творчество. М., 1980. В 2-х томах. - Т. 2. - 309 с.

207. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

208. Фрейд 3. Избранные сочинения. Т. 1. - 1969.

209. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе: сб. Статей . М., 1923.

210. Фромм. Э. Душа человека. М., 1992. - 430 с.

211. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989. - 558 с.

212. Хайдеггер М. Истоки художественного творения. // Зарубежная эстетика и теория культуры 19-20 вв. М., 1987. - С.264-312.

213. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.-464 с.

214. Художественное творчество и психология. М., 1991.191с.

215. Цапок В.А. Творчество (фил. аспект проблемы). Кишинев, 1989.- 150 с.

216. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление. -Свердловск, 1984.

217. Человек в зеркале наук. М., 1993. - 159 с.

218. Человек, космос, творчество: история и современность. -М., 1992.-67 с.

219. Человек. Мыслители прошлого и настоящего, о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

220. Человек: философские аспекты сознания и деятельности. -Минск. 1989.-206 с.

221. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988. - 175 с.

222. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.-232 с.

223. Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма. -Л., 1936.

224. Шептулин А.П. Специфическая сущность творчества. // Структура и закономерности творческого процесса. М., 1983. - С.З-10.

225. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992. - 185 с.

226. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.141 с.

227. Энгельмейр П.К. Теория творчества. СПб., 1910. - 208 с.

228. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1901. - Т.32.

229. Эрберг К. Цель творчества. 1919. - 170 с.

230. Юнг К.Г. Душа и миф: 6 архетипов, (перевод с англ.). -Киев, 1997.-383 с.

231. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М., 1978.-220 с.

232. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. -М., 1989.- 128 с.

233. Литература на иностранном языке

234. Tausan gh. Filosofia lui Plofin. Bucuresti, 1923.

235. Taussaint Y.Dien et les grands problemes de la vie Natur -Bruxelles. i960.

236. Dubarle D. Apporoches d'une theologie de la Sehince. Paris,1967.

237. Bergson H. La Pensee et mon vant. Esais et confereances. Pan s,1974.

238. Dobbek, Wilhelm Die Kategorie der Mitte in der Kunstphilosophie Y.G.Nerders // Worte und Werte. Bruno Markwardt Zum 60. geburtstag Berlin, 1961. - S.70-78.

239. Grand Larousse ency clopedigue. Paris, 1961.