автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Творчество как феномен социальных коммуникаций

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Дубина, Игорь Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Творчество как феномен социальных коммуникаций'

Текст диссертации на тему "Творчество как феномен социальных коммуникаций"

ы

/ п п

в

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ДУБИНА Игорь Николаевич

ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность 09.00.11 - социальная философия

Научный руководитель к.филос.н., доцент Л.А.Кощей

Барнаул 1999

Оглавление

Введение.................................................................................3

Глава 1. Социально-коммуникативный подход к проблеме творчества. Теоретико-методологические предпосылки и обоснования............15

1.1. Зарождение проблематики творчества в истории философской и научной мысли.................................................................—

1.2. Креативность и творчество как моменты человеческого бытия......43

1.3. Социальные коммуникации как поле бытия творчества...............58

Глава 2. Креативность субъекта в социальных коммуникациях......66

2.1. Проблема креативности и феномен новообразования...................68

2.2. Креативный субъект в системе социокультурных отношений.........78

2.3. Креативный процесс становления новой идеи: проблемность,

полисубъектность, коммуникативность....................................88

Глава 3. Бытие творчества в системе социальных коммуникаций .... 101 3.1. Условия бытия творчества в системе социальных коммуникаций.

Конфликтность и "социальное ожидание"................................ —

3.2. Мистифицирование творчества в социальных коммуникациях........110

3.3. Творчество и развитие коммуникационных технологий.................124

Заключение..............................................................................139

Библиографический список использованной литературы..................147

Введение

Диссертационное исследование посвящено изучению природы и сущности творчества как субъектно-личностного и социокультурного феномена, рассмотрению социально-коммуникативных механизмов и условий становления творчества, построению новых теоретико-методологических принципов исследования бытия творчества в культуре.

4 i jt

Актуальность темы исследования. Феномен творчества вызывает давний, глубочайший и неослабевающий интерес у философов, ученых, деятелей искусства. "Творчество" — одно из самых частотных понятий, но, вместе с тем, это одна из самых сложных, противоречивых и наименее разработанных категорий в философии и науке.

Наше время — это время поиска новых методик изучения и понимания человека и его творчества. А.Брудный писал, что необходимость в новых методологиях возникает в ситуации, когда прежние методы исчерпали себя. Это не обязательно означает, что они были неэффективны или неверны. Это значит, что они были этапом в развитии знания, в исследовании и анализе проблемы, и этот этап проходит или уже прошел. Задача исследователя в такой ситуации — искать пути к новой парадигме1.

Сегодня мы можем утверждать, что стали свидетелями значительного ослабления прежних подходов и фундаментальных установок исследования творчества в отечественной философии. Прежде всего изменилось общее отношение к проблеме человека. Стало ясно, что ее изучение не удается заменить поиском абстрактных законов общественного развития. В нашей науке и философии поменялись представления о человеке, его персональной тождественности, автономности, субстанциальности, вновь заметно возрос интерес к особенному, случайному, уникальному, личностному.

На этом фоне происходит переосмысление проблемы творчества, ведь знание

0 творчестве является составной частью глобальных знаний о человеке. В изме-

1 Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М., 1998. С. 66.

3

нившихся условиях многие применявшиеся ранее подходы к изучению творчества утрачивают эффективность и действенность. В ситуации активной смены исследовательских парадигм (от изучения инвариантного и постоянного — к исследованию случайного, уникального и становящегося) необходимы новые подходы к проблематике творчества, построенные на иных принципах и основаниях.

Актуальность социально-философского исследования творчества связана также с существующими теоретико-методологическими сложностями. Творчество исследуется преимущественно конкретными науками, накопившими к концу века множество интересных результатов, способствующих углубленному пониманию основных характеристик и отдельных аспектов творчества. В то же время, достигнутые результаты приводят к выводу о том, что сущность творчества вообще невозможно полностью раскрыть, исходя из анализа какого-то отдельного вида или отдельного аспекта творческой деятельности, как и нельзя средствами любой частной науки разобраться в структуре этого сложного феномена. Необходимы пограничные полидисциплинарные исследования. Но существующая многодисцип-линарность изучения сделала категорию творчества размытой и неотчетливой, поэтому необходимо уточнение понятий и дальнейшая разработка принципов комплексного междисциплинарного исследования творчества.

Сегодня очевидно назрела необходимость обобщения, систематизации и соотнесения, во-первых, отечественного и зарубежного опыта изучения творчества, во-вторых, междисциплинарного опыта гуманитарных исследований, прежде всего философских и психологических подходов к творчеству, в-третъих, естественнонаучных и гуманитарных представлений о творчестве. Последнее позволило бы отчасти восполнить существующий разрыв между человеком и природой, между естественными и гуманитарными исследованиями творчества.

Развитие и широкое распространение современных информационных и коммуникационных технологий формируют новую парадигму человеческого существования в мире тотальных коммуникаций, которые не только вызвали к жизни новые формы творчества, но изменили представление и о самом творчестве, и о его субъекте. Актуальной остается разработка теоретических и методологических принципов осмысления происходящих изменений.

Динамика современного мира вызывает все растушую потребность в высококреативных людях, способных успешно ориентироваться в быстро меняющихся условиях и кризисных ситуациях. Существующий во всем мире значительный интерес к развитию инновационных стратегий делает весьма актуальной разработку и совершенствование соответствующих креативно-направленных образовательных технологий, для чего необходимо изучение природы креативности, способов формирования и развития креативных способностей.

Степень разработанности проблемы. Внимание к вопросам творчества в западной философии заметно уже у софистов и Платона. Но до конца XIX в. изучение творчества в большинстве случаев носило описательный характер и сводилось к философским гипотезам и догадкам, основанным на отрывочных и разрозненных наблюдениях или самонаблюдениях человеческого сознания и поведения. Началом эпохи научно-конкретного, систематического и целенаправленного изучения творчества стали исследования творческого процесса, проведенные Г.Гельмгольцем и А.Пуанкаре в конце прошлого столетия. С этого времени вопросы творчества отчасти переходят от философии к науке, происходит значительное изменение тематики исследований, оформляется новая методика изучения. В XX в. разработка проблем творчества ведется одновременно с концептуальных позиций разных научных школ и дисциплин, осуществляются комплексные междисциплинарные исследовательские программы (например, работавшая в СССР в 60-80-х гг. Комиссия комплексного изучения художественного творчества), возникают специальные научные направления, изучающие творчество: экспериментальная психология творчества, эвристика, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и др., в задачи которых входит разработка экспериментальных методов исследования механизмов протекания творческого акта, методик стимулирования и активизации творческой и поисковой деятельности и пр.

Результатом сциентизации исследований явилось осознание сложности, парадоксальности, многозначности и многоаспектности творчества и более тщательное, систематическое, направленное его изучение. В XX в. "романтические" теории творчества и экзальтированное отношение к творческому акту оказались значительно потесненными теориями "повседневной" (М.Боден) природы творче-

ства. Однако, оказавшись предметом научного анализа, творчество не только потеряло былую сакральность, но стало порой огрубляться и редуцироваться то к психологической или физиологической реакции организма, то к компенсации социальной неудовлетворенности, то к решению познавательных задач и др. Творчество перестало быть целостным, оказалось разделенным на части отдельными науками, разрабатывающими свои теории творчества.

В отечественной философии интерес к вопросам творчества проявился в конце прошлого — начале нынешнего столетия, на что указывают изданные в тот период многочисленные работы. Не только систематизации и обзоры западных концепций творчества, но и собственные оригинальные идеи по широкому проблемному спектру представлены в философских и психологических исследованиях Н.А.Бердяева, В.М.Бехтерева, М.А.Блоха, В.В.Розанова, П.К.Энгельмейера, К.Эрберга. Творчество преимущественно изучалось как индивидуально-психологическая деятельность, внимание социокультурным аспектам творчества практически не уделялось. Изменившаяся в 30-х гг. социально-политическая реальность, как известно, не способствовала развитию философского и научного интереса к творчеству, напротив, привела к тому, что работы на данную тему вообще перестали появляться. Лишь в 60-х гг. интерес к проблематике творчества заметно повысился, началось его активное изучение. Об этом свидетельствует работа Комиссии по комплексному изучению художественного творчества под руководством Б.С.Мейлаха, проведение в Москве в 1967 г. первого симпозиума по проблемам научного и технического творчества, последующих семинаров и конгрессов и пр. В последнем десятилетии активность изучения творчества в России вновь несколько снизилась.

Основу проблематики отечественных работ по творчеству в 60-90-х гг. составили следующие вопросы:

✓ сущность и природа творчества (Г.С.Батищев, В.С.Библер, П.П.Гайденко, А.М.Коршунов, В.Ф.Овчинников, К.С.Пигров, В.В.Селиванов, В.А.Цапок и

др-);

✓ соотношение биологического и социального в творчестве (Э.В.Ильенков, А.Н.Леонтьев, В.П.Эфроимсон и др.);

✓ взаимодействие в творчестве интуитивного и дискурсивного, соотношение продуктивного и репродуктивного, процессы и механизмы творческой деятельности (В.Ф.Асмус, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, М.Г.Ярошевский и др.);

✓ проблема типологии творчества и специфика его основных видов (В.Ф.Асмус, В.И.Белозерцев, С.С.Гольдентрихт, Е.С.Громов, В.А.Ельчанинов, А.Н.Илиади, М.С.Каган, Б.М.Кедров, А.Ф.Кудряшов, А.С.Майданов, Е.А.Мамчур, Л.А.Ми-кешина, К.С.Пигров, Е.Л.Фейнберг, Б.Г.Юдин, Л.В.Яценко и др.);

✓ принципы компьютерного моделирования творчества (Б.В.Бирюков, В.Н.Пушкин, В.С.Славская и др.).

Современное изучение творчества характеризуется многодисциплинарно-стью, многоуровневостью и множественностью подходов. Значительный вклад в изучение различных аспектов проблемы творчества внесли зарубежные и отечественные философы, социологи, психологи, педагоги, культурологи, нейрофизиологи, искусствоведы, историки, кибернетики, представители других наук. Вместе с тем, социально-философские исследования в общем объеме выходящей литературы о творчестве представлены довольно незначительно, в нашей стране они практически не отражены в монографиях, за исключением работ К.С.Пигрова (1979), В.А.Цапок (1989) и недавно вышедшей книги Г.С.Батищева (1997). Подавляющую часть современной зарубежной литературы по проблематике творчества также составляют экспериментально-психологические исследования креативных процессов и способностей, опыты их компьютерного моделирования, педагогико-при-кладные аспекты развития креативности.

Все же, по целому ряду проблем, составляющих предмет диссертационного исследования, имеется достаточно широкий круг публикаций. Прежде всего необходимо отметить работы М.М.Бахтина и В.С.Библера, в которых подчеркивается диалогичность и открытость креативного процесса, коммуникативность механизмов креативного мышления. Проблема межсубъектной ориентированности творчества занимает центральное место во всех работах Г.С.Батищева, рассматривающего творчество прежде всего как со-творчество. Вопросы коллективности и корпоративности науки, значимости коммуникаций для научного творчества исследовались В.А.Героименко, Т.П.Ивановой, А.С.Майдановым, М.Г.Ярошевским и

др. Существует обширная отечественная и зарубежная литература, представляющая результаты философских и искусствоведческих исследований коммуникативных элементов художественного творчества, изначальной ориентированности его на зрителя (У.Эко, М.С.Каган, В.В.Селиванов и др.). Разумеется, весь этот комплекс идей был подготовлен трудами многих заметных мыслителей нынешнего и прошлого веков, которые показали необходимость интерсубъектной коммуникации для формировании личности в ее бытии-с-другими (К.Маркс, М.Хайдеггер, КЯсперс, М.Бубер, Ж.П.Сартр, Л.Витгенштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Э.В.Ильенков и др.). В отечественной философии и психологии к общим проблемам социальных коммуникаций обращались А.А.Брудный, А.В.Брушлинский, П.П.Буева, В.П.Конецкая, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др.

Важное значение для подготовки диссертации имели исследования закономерностей и тенденций развития новых идей в науке и искусстве, представленные в известных работах Т.Куна, П.Фейерабенда, М.С.Кагана, Ю.М.Лотмана и др.

Одно из главных мест в данном исследовании занимает проблема мистифицирования творчества. Несмотря на то, что эта проблема неоднократно поднималась в публицистике, рассматривалась в ходе дискуссий о "популярной" и "массовой" культуре, приходится констатировать недостаточность ее философской разработанности.

В зарубежной литературе последних лет обнаруживается интерес к терминологическому разделению субъектно-психологического и социально-культурного аспектов творчества (М.Боден, Дж.Вайкофф), но серьезной разработки эта проблема пока нигде не получила. В нашей работе мы обращаемся к этой проблеме и на основе анализа истории философского и научного изучения творчества предлагаем подход к ее решению.

Рассматриваемый в диссертации вопрос о роли коммуникационных технологий в творчестве обозначился в качестве особой проблемы лишь в начале 70-х гг., несмотря на очень активное художественное освоение новых технологий в течение нескольких предшествовавших десятилетий. В нашей стране этот вопрос рассматривали М.С.Каган, З.И.Гершкович и др., на Западе — Х.М.Маклюэн и другие американские коммуникативисты. Сегодня вопрос о новом телекоммуникацион-

ном искусстве и его перспективах чрезвычайно популярен среди зарубежных представителей искусства, культурологов, философов. Но одним из основных препятствий при обсуждения проблемы до настоящего времени остается эмпиризм большинства исследований.

Синергетические концепции, к которым мы обращаемся в данной работе, все чаще находят сегодня применение в различных областях знания, в том числе в междисциплинарных исследованиях, имеющих отношение к проблематике творчества (И.А.Евин, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов). Синергетика ни в коей мере не претендует на теоретическое обобщение бесчисленных фактов из мира познания человека и его креативности. Но отдельные положения новой научной дисциплины могут способствовать появлению неожиданного, нетрадиционного и, надеемся, продуктивного взгляда на творчество и пути его изучения. Основная трудность использования и перенесения в гуманитарные сферы категорий синергетики заключается в том, что они сформулированы на достаточно специфическом языке, включающем узко-специальные термины. Это, безусловно, затрудняет интегрирование отдельных концепций синергетики в систему социально-философского и гуманитарного знания в целом.

В философии накоплен значительный опыт изучения влияния социокультурных ситуаций на формирование новых идей; практически в каждой отечественной работе о творчестве подчеркивалась его социальная обусловленность. Но социальность творчества при этом, как правило, только декларировалась на основании фундаментальной социальности человека, в обосновании которой советская философия действительно достигла серьезных результатов, часто, впрочем, в ущерб другой, не менее существенной проблеме — проблеме личностно-субъективной природы творчества. Именно поэтому известная концепция "социального заказа", даже очищенная от идеологических наслоений, далеко не всегда обеспечивала удовлетворительное объяснение бытия творчества в культуре.

За рамками традиционной проблематики творчества до сих пор остаются:

• проблемы связанности тво