автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Методологическое значение социологии научного познания в исследовании исторической реальности

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Мурашов, Филипп Константинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Методологическое значение социологии научного познания в исследовании исторической реальности'

Текст диссертации на тему "Методологическое значение социологии научного познания в исследовании исторической реальности"

/

/

/

Московский педагогический государственный университет

МУРАШОВ ФИЛИПП КОНСТАНТИНОВИЧ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ

РЕАЛЬНОСТИ Специальность 22. 00.06. - социология духовной жизни (философские науки)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских

наук.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Григорьян Э.Р.

На правах рукописи.

Москва, 1999 г.

Оглавление

Введение 2 Глава 1. Идейные предпосылки социологического анализа

познания. 10

§1. Тема социокультурной обусловленности познания 10

§ 2. Специфика исторического знания 33

§ 3. Социальная обусловленность исторического познания 53 Глава 2. Историческая наука как объект социологического

анализа 69 §1. От социологии науки к социологии знания - этапы

становления 69 §2. Реконструкция исторического события: социология

научного познания в исследовании исторической реальности 110

Заключение. 131

Список использованной литературы 135

Введение

Актуальность темы исследования

Актуальность заявленной в данном диссертационном исследовании тематики обусловливается рядом важных тенденций, которые переживает гуманитарная наука на рубеже XXI века. Основными из них можно назвать: тенденцию к выраженной гетерогенности предмета познания; к близости различных ветвей гуманитарных наук; к возрастанию роли общенаучного знания с его различными дисциплинами, например, систематикой, синергетикой. Научное знание все более становится трансдисциплинарным. Данные тенденции, относясь ко всей области гуманитарных наук, в высшей степени относятся и к исторической науке. Чтобы понять, что означает развитие данных тенденций для сферы исторического познания, сегодня очень важно получить максимальное представление о путях и методах получения подобного адекватного знания.

В решении этой задачи велика роль анализа взаимодействия философско-социологических подходов к познанию, одним из центральных вопросов которых является вопрос о социокультурной относительности знания. Особым результатом этого взаимодействия стало появление социологии научного познания - специфической дисциплины, возникшей на границе социологии науки и философско-методологического анализа научного познания. При этом проблематика, связанная со статусом этой дисциплины, ее предметом и ее перспективами в исследовании науки, концентрирует в себя, по сути, вопрос о влиянии социокультурных факторов на процессы формирования адекватного знания. Обсуждение всех этих общих проблем осуществляется в данном

случае в конкретной форме - в виде обсуждения вопроса о возможностях, которые открывает социология познания перед историческим познанием, где влияние социокультурных факторов приобретает зачастую решающее значение.

К середине 60-х годов XX века стала окончательно ясна смена позиций в области методологии науки. Общее представление о структуре познавательной деятельности к этому времени со все более нарастающей силой стали определять постпозитивистские концепции Т. Куна, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда и др. Эти концепции, постулировав зависимость самого содержания знания от социальных и культурных по своей природе предпочтений ученых, открыли перспективу социологического анализа самого познания. Таким образом, предметом социологии познания явилось возникновение и функционирование различных форм мышления в том или ином социальном контексте. В основу же концепций социологии научного познания легло представление о социальной зависимости, механизмах и функциях научного познания, замкнутых на социокультурной уверенности ученого в необходимости объективного знания, процесс формирования которого исследуется с приложением социологических методов.

В течение 70-х - 80-х годов в мировой и в отечественной философско-методологической литературе продолжались интенсивные теоретические баталии вокруг постпозитивистских концепций. Между тем, в эти же годы социология научного познания предпринимала серьезные попытки реального исследования соответствующих аспектов научной познавательной деятельности. Споры о том, в какой мере оправдана постпозитивистская трактовка познавательного процесса в целом и научного, в частности - продолжаются и сегодня, хотя и менее

интенсивно. Автору представляется, что споры в этой области в том виде, в котором они существовали в 60-х - 80-х годах, исчерпали себя. По-видимому, более плодотворным на сегодняшний день может быть внимание к вопросу о когнитивном смысле социологии научного познания применительно к различным областям научного познания, в том числе - к историческому познанию.

Степень разработанности темы

Вопрос, связывающий конкретные перспективы исторического познания с социологией научного познания, возникающей в ходе взаимодействия философско-социологических подходов в зарубежной и отечественной историографии практически не разрабатывался. В данном случае можно говорить о том, что в составе выделенного вопроса обнаруживается ряд проблем, которые имеют историю своего изучения. В качестве таких проблем можно выделить несколько. Во-первых, проблема возможности социологического анализа науки вообще.

Традиционный социологический анализ науки имеет свои основания в общей социологии, и как таковой достаточно успешно развивается и сегодня.

Это направление исследований представлено в работах таких зарубежных ученых, как Барнес Б., Бунге М., Арон Р., Пуанкаре А., Силвермен Д., Тернер Дж., Холтон Дж., Сторер Н., а также отечественных ученых - Буропа Е.Г., Мирского Е.М., Огурцова А.И., Старостина Б.А., Мирской Е.З., Злобина Н.С., Комаровой Е.К., Келле В.Ж. и др.

Согласно Мертону и его последователям, социология науки исследует науку как особый социальный институт с его системой взаимодействия между учеными, нормами и ценностями,

регулирующими их поведение. Всем этим задается проблемное поле социологии науки. В интерпретации Куна акцент в социальных характеристиках науки переносится на субъективные (зачастую, вообще не вербализуемые) аспекты познавательной деятельности ученых. Таким образом, Кун фактически открыл дорогу применению социологических методов к анализу содержательной работы ученых, результатом которой является научное знание. Позднее, в рамках этой тенденции, методология науки предложила новые варианты распространения методов социологии на изучение динамики познавательного процесса.

Следующая широко исследованная проблема - это проблема релятивности познания в целом и социальной относительности исторического познания, в частности. Анализ этой проблемы содержится в исследованиях таких зарубежных авторов, как Бартли В., Лаудан Л., Аутвейт У., Барт Р., Блок М., Вебер М., Лиотар Ж.-Ф., Тойнби А., Февр Л., Коллигвуд Дж., и отечественных -Автономовой Н.С., Барга М.А., Гуревича А.Я., Иванова Г.М., Ракитова А.И., Кузнецовой Н.И., Мамчур Е.А., Пружинина Б.И., Юдина Б.Г. и др. Если говорить о ее философских и общесоциологических предпосылках, то здесь прежде всего следует назвать постпозитивистскую философию науки: работы М.Полани, И.Лакатоса, Ст.Тулмина, Н.Хенсона, Т.Куна, П.Фейерабенда и др. Из постпозитивизма заимствуются критика эпистемологии и методологии позитивизма, позитивистского понимания науки, релятивистские и конвенционалистские мотивы в трактовке научного знания.

Более радикальные приверженцы релятивизма для обоснования своих подходов, помимо философии постпозитивизма, нередко обращаются к феноменологической философии и

социологии, к постмодернизму. Из работ А.Шюца, П.Бергера, Т.Лукмана и пр. заимствуются идеи о социально конструируемой и реконструируемой реальности, которые трансформируются в тезис о научном факте как социальной конструкции. В работах Дюркгейма, Шелера, Мангейма, Штарка берется тезис о социальной обусловленности познавательной деятельности прежде всего в гуманитарных научных и, в частности, о зависимости исторического познания от социальной позиции тех, кто эти знания вырабатывает и принимает.

В целом, с нашей точки зрения, можно выделить две крайних традиции методологического представления исторического познания с точки зрения отношения к его социокультурной относительности - неокантианскую и позитивистскую. Но хотя реальность исторического познания все же вне рамок этих противопоставлений, она - на их границе, что отмечается большинством современных ученых и хотя необходимо искать неантиномичные способы идентификации исторического познания, заключающиеся в сочетании объективного познания и воздействия социокультурных факторов, в историографии не говорится о конкретных способах такого рассмотрения социальной относительности исторического познания, чтобы оно обладало выраженным когнитивным смыслом.

И, наконец, широко в историографии рассматривается проблема становления социологии научного познания, связанная с собственными традициями и истоками, помимо постпозитивизма. Становление этого направления связано с именами. Мангейма, Мертона, Бергера, Лукмана, Куна. Ряд современных зарубежных и российских исследователей плодотворно работает в этой плоскости. К ним можно отнести Блура Д., Рейхенбаха Н., Вольфа К.,

Голдстейна М, Коула Дж., Малкея М, Мокшицкого Э., Роуза Дж., Гилберта Найджела и др. Весомый вклад в становление понятия «социология научного познания» внесли Глазман М.С., Игнатов Д.Н., Келевай Е.В., Швырев B.C., Мартынович С.Ф.„ Розов М.А., Сухотин А.К., Межуев В.М., Чешков М.А. и др. Но в ходе освещения этой проблемы основное внимание уделялось вопросу ее статуса и границ, в чем так и не была достигнута необходимая определенность. Следовательно, возможности самой социологии познания для анализа познавательных процессов также не были определены.

Таким образом, был предопределен наш подход к изучению взаимодействия философско-социологических подходов, становлению социологии научного познания и ее когнитивного воздействия на историческое познание.

Объект и предмет исследования

Объектом данного диссертационного исследования является процесс исторического познания, как особая познавательная деятельность, направленная на получение знаний об исторической реальности.

Предметом диссертационного исследования является изучение возможностей приложения социологии научного познания к процессу исторического исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования

Цель настоящего диссертационного исследования - оценить перспективы приложения социологии научного познания к процессу изучения исторической реальности.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить и критически оценить основные итоги решения вопроса о социокультурной относительности познания, лежащего у истоков предмета и концепций социологии научного познания.

2. Обозначить границы и основное содержание понятия «социология научного познания», «социология науки».

3. Определить результаты приложения социологии научного познания к изучению исторической реальности через анализ конкретной исторической проблемы.

Теоретическая база исследования.

Теоретической базой для диссертационной работы послужили философско-методологические подходы, разработанные в отечественной философии и социологии.

Методика исследования и эмпирическая база.

Основными методами исследования являются общенаучные методы анализа и синтеза, а также контент-анализ, конкретно-исторический и диалектический подходы. Эмпирической основой исследования являются результаты конкретных исследований по социологии и истории.

Научная новизна диссертационного исследования.

В настоящее время в отечественной, зарубежной социологической и философской литературе практически отсутствуют работы, посвященные конкретной оценке итогов применения социологии научного познания к анализу объектов исторической реальности. Основные усилия исследователей в этой области до сих пор были сосредоточены на обсуждении философско-социологических перспектив решения центральной проблемы исторического познания - его социокультурной

относительности. Между тем было бы необходимо определить конкретный гносеологический смысл социологии научного познания, складывающейся в процессе решения вопроса о социокультурной относительности познания в целом и исторического - в частности, для самого исторического познания.

Настоящая работа является попыткой в какой-то мере восполнить этот пробел путем рассмотрения изучения исторического познания в аспекте взаимодействия философско-социологических подходов. Таким образом, в диссертации:

1. Исследуется когнитивный смысл социологии научного познания для исследования объектов исторической реальности.

2. Предпринимается попытка показать, что социология научного познания, сложившаяся в ходе взаимодействия философско-социологических подходов к познанию, сама может выполнять функции теоретической основы и метода исторических исследований.

3. Конкретная практика приложения соответствующим образом понятой социологии научного познания разрабатывается на фрагменте реальной познавательной активности в исторической науке.

Научно-практическая значимость работы.

Результаты данной диссертационной работы могут быть использованы для дальнейшего углубления представлений о путях и методах формирования адекватного знания об исторической реальности, о методологическом значении социологии научного познания для исследования объектов исторической реальности.

Полученные результаты также могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по социологии науки (и социологии познания), философии и методологии науки.

Апробация работы

Основные положения и выводы автора были изложены на заседании кафедры политологии и социологии МПГУ, в докладах на научно-методологической конференции «Развитие

междисциплинарных подходов в исторических исследованиях» (Москва, 1994 г.), на научно-практической конференции «Новые подходы в историческом образовании учащихся средней и высшей школы» (Минск, 1997 г.).

Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора.

Глава 1.

Идейные предпосылки социологического анализа

познания.

Параграф 1.

Тема социокультурной обусловленности познания.

В данном разделе мы попытаемся уточнить философские предпосылки становления и развития современной социологии научного познания, оценка методологических возможностей которой в историческом познании и является на самом деле основной темой нашего исследования. Первый параграф представляет собой обзор концепций социокультурной обусловленности научного познания, лежащих у истоков предмета и

концепций социологии научного познания. В данном параграфе мы, также, попытаемся сформулировать выработанные в рамках указанных концепций исследовательские установки и оценить их с точки зрения решения вопроса об эвристическом значении для развития других сфер гуманитарного познания, в частности, для исторического познания.

Кроме того, благодаря такому обзору появляется возможность уточнить философские предпосылки социологического анализа науки вообще и значение ряда конкретных направлений философии науки для становления и развития современной социологии познания. Дело в том, что развертывание социологии познания, как мы уже отметили, происходило на базе тех философско-методологических моделей познавательного процесса, которые были выработаны в рамках этого философского направления.

Историческая панорама философии науки и ее критическая оценка содержится в ряде работ отечественных философов - таковы публикации Н.С.Автономовой, Л.Б.Баженова, В.П.Визгина, П.П.Гайденко, Б.С.Грязнова, Ю.Н.Давыдова, Б.М.Кедрова, Н.И.Кузнецовой, В.А.Лекторского, Е.А.Мамчур, Л.А.Марковой, И.П.Меркулова, Э.М.Мирского, Е.П.Никитина, А.Л.Никифорова,

A.П.Огурцова, А.В.Панина, Б.Я.Пахомова, В.Н.Поруса, Б.И.Пружинина, М.А.Розова, В.Н.Садовского, В.А.Смирнова, Г.А.Смирнова, Е.Д.Смирновой, В.С.Степина, В.Г.Федотовой,

B.П.Филатова, В.С.Швырева, Б.Г.Юдина, Э.Г.Юдина и других авторов. В своем обзоре мы будем опираться на эти работы.

С конца 50-х гг. в центре методологических дискуссий англоамериканской философии науки оказалась рациональность, одна из основных характеристик научного мышления. Как отмечал в своей статье Б.И.Пружинин [102], в западной литературе по методологии

науки сложилось два смысловых контекста употребления этого термина - область специальных логических исследований процедуры обоснования в науке и область собственно философского исследования науки, где эта процедура рассматривается с точки зрения ее познавательной эффективности. Возникший в конце 70-х гг. в философии науки ди�