автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему: Методология и технологии региональной культурной политики
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора культурол. наук Бирженюк, Григорий Михайлович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Культура в организационно-управленческом контексте (содержание понятия)
1.2. Сущность, субъекты и концептуальные модели культурной политики
1.3. Принципы и приоритеты культурной политики
1.4. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле культурной политики
ВЫВОДЫ
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Региональная культурная политика: принципы, содержание, специфика
2.2. Регион как социально-культурный комплекс и объект культурной политики
2.3. Информационное обеспечение региональной культурной политики
2.5. Проблемное поле и приоритеты региональной культурной политики
2.6. Этапы формирования региональной культурной политики
2.7. Социокультурное проектирование как инструмент региональной культурной политики
2.7. Инновационные методы и механизмы региональной культурной политики
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
3.2. Организационно-управленческие модели выработки и реализации территориальной культурной политики
3.3. Ресурсы совершенствования культурной политики на региональном уровне
ВЫВОДЫ
Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Бирженюк, Григорий Михайлович
Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в российской культуре и характеризуемые утратой духовно-нравственных ориентиров развития общества, вымыванием из общественного сознания традиционных ценностей и их заменой на инокультурные ценностные идентификаты, децентрализацией управления отраслью культуры, ее регионализацией, хроническим недофинансированием, высветили проблему разработки теоретико-методологических основ формирования и организационно-управленческих механизмов реализации культурной политики.
Кризис культурной политики вызван, с одной стороны, несоответствием традиционных теоретических моделей изменившейся социокультурной ситуации, с другой - декларативным характером государственной политики в сфере культуры, допущенными ошибками в определении приоритетов развития социально-культурной сферы, отсутствием стратегически выверенных и научно обоснованных направлений культурной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствием в системе структур власти элементов, способных оценивать реальные проблемы и отражать их в форме государственных решений. Сегодня проблемы культуры возникают в вакууме пассивности власти, они не имеют интенциональной направленности, что чревато дальнейшим усилением деструктивных процессов в сфере культуры.
Просчеты государственной культурной политики проявились, прежде всего, в непродуманной и поспешной модификации общественных целей и ценностей, сокращении объемов финансирования практически всех сфер духовного производства, разрушении традиционной системы культурно-досуговых учреждений. Нигилизм реформ начала 90-х годов по отношению к идеологической заданности содержания, форм и методов культурно-досуговой деятельности, их подчиненности задаче формирования так называемого "нового человека" привел к дискредитации всех институтов воспитания, исключению этого вида общественной практики и духовного производства из программ общеобразовательных и профессиональных школ,
71-170005 (2409x3429x2 Щ 5 средних специальных и высших учебных заведений. На фоне концептуальной неопределенности, резкого сокращения объемов государственного финансирования и недостаточного контроля со стороны государства стихийное развитие рынка культурных услуг привело к росту предложения достаточно сомнительных в идейно-художественном и нравственном отношении продуктов и услуг, тиражированию чуждых традиционной российской культуре образцов и ценностей и дальнейшему подрыву духовных оснований жизни общества.
Государственная культурная политика, оказавшись в идеологическом вакууме и не имея серьезного научного обоснования, не смогла выработать приоритеты, адекватные масштабу и глубине переживаемых обществом проблем: не выполняются гарантированные "Основами законодательства РФ о культуре" нормативы финансирования отрасли; формально заявленные федеральные программы практически не финансируются; на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) отсутствует система стимулирования * социально-культурной активности и творчества молодежи.
Решение обозначенных выше проблем во многом будет зависеть от концептуальной обоснованности и технологической оснащенности культурной политики на региональном уровне. Именно здесь сегодня должна складываться стратегия развития культуры, учитывающая всю совокупность факторов, определяющих специфику территории, ее историко-культурный потенциал, характер и содержание социальных, социально-демографических, социально-культурных и иных проблем. Сущность культурной политики сегодня состоит в компенсации негативных тенденций, обусловленных неупорядоченностью процессов саморазвития культуры в ситуации общественной трансформации и культурной дезинтеграции; активизации субъектов культурной жизни и запуске механизмов самоорганизации и саморазвития, а также согласовании интересов различных социальных сил и их учет при определении приоритетов культурной политики.
Сложившееся противоречие между реальным состоянием региональной культурной политики и ее потенциальными возможностями в оптимиза
71-170006 (2425x3440x2 Щ 6 ции культурных процессов определяет актуальность исследования, цель которого - разработать теоретические основы и технологии формирования и реализации региональной культурной политики.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач исследования:
1. Теоретические задачи:
1.1. Проанализировать современное состояние и проблемы государственной культурной политики.
1.2. Раскрыть содержание понятия "культура" в контексте управленческой деятельности.
1.3. Обосновать принципы и приоритеты культурной политики.
1.4. Охарактеризовать проблемное поле культурной политики на основе анализа современной социокультурной ситуации.
1.5. Разработать методологию формирования региональной культурной политики.
2. Прикладные задачи:
2.1. Определить основные факторы, обусловливающие специфику региона как социально-культурного комплекса и объекта культурной политики.
2.2. Обосновать приоритетные направления и задачи региональной культурной политики.
2.3. Разработать этапы формирования и реализации региональной культурной политики.
2.4. Разработать методику и технологию информационно-аналитического обеспечения культурной политики.
2.5. Апробировать инновационные методы и механизмы совершенствования региональной культурной политики.
2.6. Раскрыть сущность и методологию социально-культурного проектирования как основного инструмента региональной политики.
71-170007 (2397x3421x2 Щ 7
2.7. Выявить ресурсы совершенствования культурной политики на региональном уровне (правовые, экономические, социально-педагогические, организационные).
2.8. Разработать организационно-управленческие модели реализации территориальной культурной политики.
Объект исследования - региональная культурная политика.
Предмет - методология и технологии формирования и реализации региональной культурной политики.
Для решения поставленных задач принципиально важное значение имеют исследования, связанные с теоретическими и прикладными основами и условиями оптимизации досуга различных категорий населения (М.А.Ариарский, А.С.Запесоцкий, Д.М.Генкин, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов, В.Е.Триодин), разработкой методологии культурной политики (М.А.Ариарский, Т.М.Дридзе, И.В.Жежко, А.П.Марков, Э.А.Орлова, В.М.Розин, В.Б.Чурбанов и др.).
Источниковую базу исследования составили: результаты представительных социологических исследований, проведенных авторитетными учеными и ведущими научными учреждениями; данные Госкомстата РФ, правительственные документы; учетно-отчетная документация образовательных и культурно-досуговых учреждений; монографии, сборники статей, материалы научно-практических и научно-теоретических конференций, публикации периодической печати.
Анализ философских, культурологических, социологических, социально-психологических и организационно-педагогических концепций, отражающих различные уровни и грани проблематики, связанной с приоритетами и механизмами культурной политики, показывает, что для решения заявленной в настоящем исследовании проблемы сложились определенные теоретико-методологические предпосылки. В то же время следует отметить:
- во-первых, необходимость серьезного критического осмысления целого ряда теоретических разработок и рекомендаций в области совершенствования культурной политики, созданных в предыдущие десятилетия, по
71-170008 (2390x3416x2 НА) 8 скольку иной социокультурный контекст и ярко выраженный идеологизированный характер существенно снижает эффективность и возможности их использования в современной российской действительности;
- во-вторых, отсутствие исследований, связанных с комплексным и всесторонним анализом типичных для большинства регионов России социокультурных проблем и выработкой на этой базе целостной концепции региональной культурной политики.
Методология исследования выстраивается на единстве культурологического, структурно-функционального и социально-педагогического подходов к решению обозначенных выше проблем. Культурная политика рассматривается в качестве ведущего регулятора культурных процессов на различных уровнях (федеральном, региональном, местном), эффективность которого определяется целой системой взаимозависимых факторов, и прежде всего: наличием формируемых в соответствии с ключевыми проблемами социокультурной жизни приоритетов, способностью учитывать и эффективно использовать социокультурный потенциал и ресурсы территории, полиструктурным субъектом, включающим как институциональные, так и неинституциональные культурные силы.
Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей культурологии, социологии, педагогики. Автор опирается на понимание культуры как сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания, формы созидания и наиболее полного выражения человеческой природы, как процесса создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества (М.С.Каган, П.С.Гуревич и др.).
Методологическую базу для определения основ культурной политики составили: идея взаимодополняемости процессов сохранения и изменения, необходимость баланса которых задает функции, содержание и специфику деятельности совокупного субъекта, осуществляющего государственную политику в сфере культуры; закономерности эволюции социальных систем, со
71-170009 (2380x3385x2 Щ 9 гласно которым стабильность системы обеспечивается сохранением динамического баланса между культуротворческими и цивилизационными процессами (при этом духовная культура компенсирует разрушительный потенциал производственных технологий механизмами сдерживания); принцип самоорганизации, определяющий формы и границы вмешательства в процесс функционирования социальных систем возможным спектром их развития, внутренней логикой самой системы, ее собственными тенденциями и механизмами саморазвития.
Важную роль в формировании концептуального ядра диссертационного исследования сыграла культурно-историческая концепция развития личности (Л.С.Выготский), обусловливающая выделение в качестве объекта регулирования не только существующую инфраструктуру, но и социально-культурную среду - пространство обитания человека.
Существенное место в определении теоретических позиции автора заняли фундаментальные труды С.Н.Артановского, С.Н.Иконниковой, Д.С.Лихачева, В.Т.Лисовского, А.И.Новикова, Э.В.Соколова по проблемам культуры, досуга, воспитания.
Мировоззренческим основанием и исходной концептуальной позицией исследования стало формирующееся в общественном сознании новое понимание культуры как определяющего условия реализации созидательного потенциала личности и душевного здоровья нации, важнейшего фактора духовного обновления общества. Богатство культуры есть основное условие развития каждого гражданина - осуществление человеческого потенциала определяется избыточностью культурных условий, востребующих личностный потенциал человека и общества. В силу этого социально-культурная сфера должна рассматриваться в качестве важнейшего приоритета политики государства, инвестиции в которую позволят ускорить и оптимизировать процессы общественной трансформации, обеспечить перспективное развитие страны. Приоритеты культуры - это приоритеты опережающего развития, ибо поддерживая культуру, общество воспроизводит себя как целостную социально-культурную систему. В период общественной трансформации
71-170010 (2392x3394x2 ^
10 культура является одним из ведущих ресурсов общественных преобразований, и в этой связи имеет право на всестороннюю поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед настоящим и будущим за сохранение и развитие духовного потенциала нации.
Исходные концептуальные позиции исследования.
1. Культура, особенно в период общественной трансформации, является основным ресурсом общественных преобразований, и в этой связи имеет право на всестороннюю поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед настоящим и будущим за сохранение и развитие духовного потенциала нации. Негативные тенденции в развитии культурной жизни, особенно остро проявившие себя в последние годы, являются во многом следствием непродуманной государственной культурной политики.
2. Богатство культуры есть основное условие развития каждого гражданина общества - востребованность человеческого потенциала определяется избыточностью культурных условий, которые востребуют личностный потенциал человека и общества.
3. Культура есть важнейший фактор духовного обновления общества, в силу чего социально-культурная сфера должна стать одним из важнейших приоритетов политики государства, инвестиции в которую позволят ускорить и оптимизировать процессы общественной трансформации, обеспечить перспективное развитие страны. Приоритеты культуры - это приоритеты опережающего развития, ибо поддерживая культуру, общество воспроизводит себя как целостную социально-культурную систему. В этой связи государственная культурная политика должна строиться на основе оптимального сочетания регуляции и самоорганизации, прямых и обратных связей, на человеческом измерении всех осуществляемых преобразований, выстраивании оптимального соотношения социальных, экономических и духовных факторов развития общества.
5. Учитывая приоритетность культуры в общей концепции государственного развития, необходима фундаментальная переориентация культурной
71-170011 (2395x3396x2 НА)
11 политики. Важнейшим приоритетом государственной политики должны стать сохранение преемственности культурных процессов, традиций, ценностей, норм; поддержка и развитие отечественной культуры как целостной системы.
6. Формирование приоритетов культурной политики должно выстраиваться на понимании социально-культурной деятельности, выполняющей функции социальной востребованности человека и гуманизации общества путем обеспечения личности возможностей всестороннего развития своих способностей, признания и самоутверждения.
Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую систему следующих предположений:
1. В условиях динамичных общественных трансформаций, регионализации и децентрализации государственной власти саморазвитие культуры может рассматриваться как ведущий фактор обеспечения оптимального соотношения ее традиционных и инновационных составляющих, что предопределяет необходимость разработки принципиально новой стратегии территориальной культурной политики.
2. Основным условием оптимизации саморазвития культуры на региональном уровне является концептуально обоснованная культурная политика:
- имеющая четко выраженные приоритеты, соответствующие ключевым проблемам, характерным для социально-культурной ситуации в регионе.
- рассматривающая в качестве объекта условия и ресурсы реализации социокультурного потенциала территории;
- формируемая и реализуемая полиструктурным субъектом, включающим как институциональные, так и неинституциональные культурные силы.
3. Приоритеты культурной политики должны формироваться в проблемном поле, образуемом, с одной стороны, реальными противоречиями, характерными для наиболее существенных сфер жизни региона, с другой -историко-культурным потенциалом, уникальностью и самобытностью территории.
71-170012 (2392x3394x2 А
12
4. В качестве фундаментального направления переориентации культурной попишки необходимо рассматривать смену парадигмы управления культурой как отраслью за счет перехода на принципы межотраслевого, внеотраслевого и средового регулирования культурных процессов.
Данная гипотеза была подвергнута всесторонней проверке в ходе комплексного исследования, которое осуществлялось на протяжении 17 лет и в своем развитии зафиксировало три этапа.
На первом этапе (1980-1984гг.) изучалось состояние, цели, механизмы и другие параметры государственного регулирования культурных процессов. Существенное внимание уделялось анализу системы организации досуга населения.
Исследование охватило 2770 респондентов (выборочный опрос населения в Красноярском и Хабаровском краях, Архангельске и Архангельской области (г.Полярные Зори), Курской, Тульской, Челябинской и Костромской областях), а также 107 экспертов, в качестве которых выступили работники - управленческого аппарата на уровне председателей и зам. председателей 85 областных и краевых комитетов по культуре, работники учреждений культуры.
На втором этапе (1985-1991гг.) была сформирована программа фундаментального исследования по проблемам культурной политики. В рамках данной программы были изучены состояние, проблемы и факторы формирования культурной политики, обоснованы ее приоритеты. В ходе этого этапа осуществлялось широкое внедрение модели организационно-управленческих структур в различных регионах РФ. Одновременно разрабатывались концептуальные подходы к формированию региональной культурной политики. Основные методологические и исследовательские задачи решались в рамках комплексной научно-исследовательской программы "Формирование и реализация региональных программ культурно-досуговой деятельности" (1988* 1991гг.), заказчиком которой выступило Министерство культуры РФ. Особое место в рамках этапа было отведено экспериментальной деятельности автора по внедрению в практику разработанной модели в процессе разработки тер
71-170013 (2402x3401x2 Щ
13 риториальных программ поддержки и развития культуры в различных регионах РФ.
На третьем этапе (1992-1997гг.) была разработана методология формирования культурной политики на различных уровнях, обоснованы приоритетные направления государственной политики в сфере культуры и досуга, включая систему правовых, экономических, социально-педагогических и организационных условий его совершенствования, сформирована целостная концепция социально-культурного проектирования как ведущего инструмента разработки региональной культурной политики. В рамках этапа концепция региональной культурной политики была апробирована в 15 регионах России в ходе разработки программ поддержки и развития культуры.
Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографию. В первой главе "Теоретико-методологические основы культурной политики" раскрывается сущность и содержание понятия "культурная политика", характеризуются концептуальные (мировоззренческие) модели культурной политики, ее объект и субъект, приоритеты, цели, задачи, средства, ресурсы, социальные механизмы, процедуры и технологии, анализируется организационно-управленческом контексте феномен культуры, раскрываются особенности социально-культурной сферы как объекта управления, обосновываются принципы и приоритеты культурной политики. Во второй главе "Теоретико-методологическая база и инструментальное обеспечение региональной культурной политики" раскрываются принципы, содержание и специфика региональной культурной политики, очерчивается ее проблемное поле и приоритеты, дается характеристика региона как социально-культурного комплекса и объекта культурной политики, предлагаются технологии информационного обеспечения культурной политики, обосновываются этапы формирования региональной культурной политики, раскрывается сущность и потенциал социокультурного проектирования. Третья глава "Содержание и ресурсы региональной культурной политики" включает обоснование оптимальной структуры региональной программы поддержки и развития культуры, организационно-управленческих моделей выработки и
Заключение научной работыдиссертация на тему "Методология и технологии региональной культурной политики"
317 ВЫВОДЫ
1. Оптимальная структура территориальной программы (которая отражает алгоритм ее разработки и реализации, т.е. обозначает последовательность решения задач), апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы, включает следующие разделы: а) «Общая характеристика территории (области, города, района)». Раздел призван дать оценку социально-экономической, социально-демографической, политической ситуации, определяющей впоследствии ряд параметров проектной деятельности. б) «Исторические особенности и культурный потенциал территории». Раздел концентрирует информацию о природно-ландшафтной уникальности территории; историко-культурной самобытности и потенциале территории. в) «Тенденции и проблемы развития культурной жизни». Раздел содержит обобщенные данные о содержании и характере социально-культурных проблем территории; а также «отраслевых» проблем развития культурной жизни (связанных с социально-экономическими условиями развития культуры, объемами ее финансирования, особенностями развития материальной базы и др.). г) «Концепция развития культурной жизни территории». Раздел содержит обоснование приоритетных направлений поддержки и развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности); формулировку целей и задач культурной политики; оценку ресурсов развития культурной жизни (материальных, кадровых, человеческих и т.д.). д) «Основные направления деятельности и содержание мероприятий». Обоснованные выше приоритеты культурной политики здесь получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию в виде конкретных проектов. е) «Меры по обеспечению реализации программы поддержки и развития сферы культуры». В разделе планируются меры по созданию организа
71-170318 (2318x3386x2 А
318 ционно-экономических условий развития культурной жизни; координации субъектов культурной политики; информационно-методического, кадрового, и другого ресурсного обеспечения программы ж) «Этапы реализации программы» включает систему мероприятий, обеспечивающих организационные условия для последовательного осуществления всех проектных решений.
2. Пакет технологий формирования и реализации региональной культурной политики, включает: а) Критерии и процедуру определения ведущих сфер и направлений культурной политики, основанные на выявлении и оценке, во-первых, интенсивности, многоаспектности и репрезентативности проблемного поля в соответствующих секторах культурной жизни; во-вторых, субъективной и объективной значимости этих сфер личностного становления и жизненного бытия для различных категорий и групп населения; в-третьих, историко-культурной уникальности и самобытности региона. б) Этапы формирования и реализации региональной культурной политики: информационно-аналитический (сбор, обработка, анализ информации о социально-политической, экономической и культурной жизни территории); нормативно-прогнозный (прогнозирование развития ситуации как в случае сохранения существующих тенденций, так и в случае реализации программ, направленных на оптимизацию ситуации); концептуальный (определение приоритетных направлений социокультурного развития; обоснование социальной базы культурной политики - «проблемных» групп населения); про-ектно-планирующий (разработка программы поддержки и развития культуры территории); исполнительско-внедренческий (кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение процесса реализации территориальной программы); контрольно-коррекционный (корректировка приоритетов развития культуры; анализ хода реализации региональных программ; поиск вариантов оптимального решения поставленных задач). в) Организационные механизмы обеспечения полисубъектности куль
71-170319 (2306x3378x2 Щ
319 турной политики как ведущего условия оптимального соотношения процессов регуляции и саморегуляции, максимального учета интересов и потенциала всех субъектов культурной жизни территории (личностей, социальных групп, общественных объединений, движений, партий, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации и т.д.). Участие в выработке и реализации культурной политики, создавая дополнительные возможности для личностной самореализации, обеспечивает саморазвитие культуры посредством, во-первых, изменения ее норм, ценностей, стилей жизни (их обновления и развития за счет формирования избыточных и вероятностных моделей и состояний культуры); во-вторых, сохранения культурной преемственности. г) Методику проектной деятельности как основного инструмента территориальной культурной политики, включающую совокупность принципов, приемов и операций, позволяющих осуществить проблематизацию социокультурной ситуации, целеполагание и обеспечить эффективные средства решения проблем. д) Ресурсное обеспечение региональной культурной политики за счет максимального использования финансовых, правовых, инфраструктурных, социально-культурных и человеческих потенциалов территории.
3. Организационно-управленческие модели взаимодействия различных субъектов культурной политики, соответствующие территориальной специфике и современной нормативно-правовой базе могут быть построены на основе различных комбинаций традиционных и инновационных структурных элементов (и соответствующих функций), таких как: местный орган власти (с традиционной структурой); единый Совет по вопросам культуры, образования и социальной политики, создаваемый при представительном органе вместо существовавших раньше комиссий (по культуре, образованию, по делам семьи, детства и молодежи, физической культуре и спорту); Совет по культуре и досугу как государственно-общественная структура управления, действующий при местной администрации (или органе местного самоуправления); Фонд развития культуры; Социально-культурный Центр как самостоя
71-170320 (2306x3378x2 Щ
320 тельный и единый творчееко-производственный комплекс со статусом государственного некоммерческого учреждения (создаваемый на базе отдела культуры или вместо отраслевого органа управления - как подразделение при местной администрации с передачей ему функций и штата отдела культуры; Попечительский Совет (или комиссия по культуре); Совет по культуре и досугу; Фонд целевых программ; Советы целевых культурных программ; Комиссия по культуре; Общественная организация самоуправления в сфере культуры (Союз творческих работников, Ассоциация деятелей культуры или работников учреждений культуры и т.п.).
4. Функционирование охарактеризованных выше организационно-управленческих моделей позволяет оптимизировать все составляющие культурной политики, максимально эффективно задействовать и востребовать ее ресурсы, представляющие совокупность организационных, методических, технологических, экономический, правовых и других факторов, объективно существующих, обладающих реальным потенциалом совершенствования как культурной политики в целом, так и конкретных учреждений, составляющих ее инфраструктуру.
5. Концептуально-мировоззренческие модели региональной культурной политики должны выстраиваться с учетом специфики территории, при этом их системообразующей основой выступает доминирующий вид культурной деятельности: производство, сохранение, потребление культурных ценностей, норм, традиций.
6. Основным условием успешной реализации разработанной концепции региональной культурной политики является: а) соответствие ее организационно-управленческих моделей территориальной специфике и современной нормативно-правовой базе; б) оптимальное сочетание традиционных и инновационных структурных элементов (и соответствующих функций); в) наличие в системе ее организационных структур субъектов, рефлексирующих все многообразие социально-культурных проблем территории и «отражающих» их в форме управленческих решений.
71-170321 (2321x3389x2 Щ)
321
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проводившееся в течение 17-ти лет исследования, объектом которого была избрана региональная культурная политика, а предметом - технологии ее формирования и реализации, были с той или иной степенью полноты охарактеризованы современное состояние и проблемы государственной культурной политики, раскрыто содержание понятия "культура" в контексте управленческой деятельности, обоснованы принципы и приоритеты культурной политики, охарактеризовано проблемное поле культурной политики на основе анализа современной социокультурной ситуации, разработана методология формирования региональной культурной политики.
Наряду с решением указанных выше теоретических задач в ходе реализации исследовательского проекта были определены основные факторы, определяющие специфику региона как социально-культурного комплекса и объекта культурной политики, обоснованы приоритетные направления и задачи региональной культурной политики, разработана последовательность и содержание этапов формирования и реализации региональной культурной политики, методика и технология информационно-аналитического обеспечения культурной политики, апробированы инновационные методы и механизмы совершенствования региональной культурной политики, раскрыты сущность и методология социально-культурного проектирования как основного инструмента региональной политики, выявлены правовые, экономические, социально-педагогические, организационные ресурсы совершенствования культурной политики на региональном уровне, разработаны организационно-управленческие модели реализации территориальной культурной политики.
Тем самым была реализована основная цель исследования, которая состояла в разработке теоретических основ и технологии формирования и реализации региональной культурной политики.
Исследование в целом подтвердило исходную гипотезу о том, что в условиях динамичных общественных трансформаций, регионализации и де
71-170322 (2307x3379x2 Щ
322 централизации государственной власти саморазвитие культуры может рассматриваться как ведущий фактор обеспечения оптимального соотношения ее традиционных и инновационных составляющих, что предопределяет необходимость разработки принципиально новой стратегии территориальной культурной политики. В этой связи предполагалось, что основным условием оптимизации саморазвития культуры на региональном уровне является концептуально обоснованная культурная политика, отвечающая следующим критериям: наличие четко выраженных приоритетов, соответствующих ключевым проблемам, характерным для социально-культурной ситуации в регионе; рассмотрение в качестве объекта условия и ресурсы реализации социокультурного потенциала территории; формирование и реализация полиструктурным субъектом, включающим как институциональные, так и неинституциональные культурные силы.
Соответственно, приоритеты культурной политики должны формироваться в проблемном поле, образуемом, с одной стороны, реальными противоречиями, характерными для наиболее существенных сфер жизни региона, с другой - историко-культурным потенциалом, уникальностью и самобытностью территории.
Гипотеза включала также предположение, что в качестве фундаментального направления переориентации культурной политики необходимо рассматривать смену парадигмы управления культурой как отраслью за счет перехода на принципы межотраслевого, внеотраслевого и средового регулирования культурных процессов.
Таким образом, исследование позволило достичь ряда результатов, которые нашли свое выражение в выносимых на защиту:
1. Концепции региональной культурной политики, включающая:
2. Пакете технологий формирования и реализации региональной культурной политики.
3. Организационно-управленческих моделях взаимодействия различных субъектов культурной политики, соответствующих территориальной специфике и современной нормативно-правовой базе и построенных на раз
71-170323 (2307x3379x2 Щ
323 личных комбинациях традиционных и инновационных структурных элементов.
Каждая из перечисленных позиций имеет свою специфику, часть результатов, как это видно из их названий, имеет теоретико-методологическую природу, другие - выраженную прикладную направленность. Все это порождает определенные трудности, связанные с адекватным и достаточно компактным текстовым их изложением, соответствующим жанру заключения. Содержание обозначенных выше основных результатов исследования можно представить следующим образом.
Концепция региональной культурной политики, включает: а) мировоззренческие основания регулирования культурных процессов на региональном уровне, исходящие из понимания культуры как условия реализации созидательного потенциала личности и общества, гуманистического ориентира и критерия развития человека, признания права каждого человека как творца культуры и ее главного творения на полноценное участие в культурной жизни, свободу выбора форм культурной жизни и творчества, многоаспектном подходе к решению всего комплекса социальных, экономических, политических, образовательных, культурных и иных проблем на основе интеграции усилий всех государственных и общественных институтов как субъектов культурной политики, учете региональной специфики, определяющей характер, формы проявления и возможности решения имеющихся проблем. б) Концептуальные модели культурной политики, определяемые спецификой региона, системообразующей основой которых выступает доминирующий вид культурной деятельности: производство, сохранение, потребление культурных ценностей, норм, традиций и т.д. б) принципы региональной культурной политики: демократичность, обеспечивающаяся совокупностью реальных прав и условий участия населения как полноценного субъекта социальной практики; опережающий характер культурной политики; социогуманитарный подход к осуществлению преобразований в сфере культурной жизни, субъектом и объектом которых
71-170324 (2304x3377x2 Щ
324 выступает население региона; проблемно-целевая ориентация региональной культурной политики, которая выступает критерием актуальности принимаемых решений и основой концептуальности ее приоритетов; принцип "критического порога модификации", принцип оптимизации "зоны ближайшего развития" личности, принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение. г) Объект региональной культурной политики, под которым понимаются условия, социальные институты и ресурсы, обеспечивающие решение социокультурных проблем, выращивание и востребованность созидательного потенциала населения, реализацию его интеллектуальных и духовных способностей. д) Система приоритетов региональной культурной политики:
- создание "зон" духовного и интеллектуального роста, способных сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты, обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры территории;
- расширение социальной базы культурной жизни, стимулирование и поддержка социально-культурных инициатив (объединений, организаций, клубов, ассоциаций, движений) и создание условий для общественной востребованности самодеятельной активности населения территории;
- развитие инфраструктуры культуры как системы условий создания, сохранения, экспонированная, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества, оптимизации досуга населения как пространства творческой самореализации и среды;
- всесторонняя поддержка социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительных организаций, формирующих духовно насыщенную и нормативно-регулирующую социокультурную среду обитания личности, обеспечивающих культурно-историческую преемственность, закрепление и передачу последующим поколениям духовного опыта народа, воспитывающих уважение молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам;
71-170325 (2309x3380x2 Щ
325
- обеспечение минимума культурного развития и благоприятных условий социальной адаптации категориям и группам населения, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека - права на участие в образовательной и культурной деятельности;
- выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному здоровью и сохранению самобытности отечественной культуры;
- создание системы экономических, правовых и иных условий, способствующих самоорганизации и саморазвитию социокультурной жизни;
- инициирование и поддержка социальных институтов и учреждений, деятельность которых направлена на содействие населению в решении социальных, социально-психологических, социально-культурных и иных проблем;
- поддержка спонсорства и благотворительности в области разработки и реализации культурных программ и проектов путем регулирования налогообложения и создания благоприятных условий для развития партнерства в сфере культурной деятельности.
Пакет технологий формирования и реализации региональной культурной политики, включает: а) Критерии и процедуру определения ведущих сфер и направлений культурной политики, основанные на выявлении и оценке, во-первых, интенсивности, многоаспектности и репрезентативности проблемного поля в соответствующих секторах культурной жизни; во-вторых, субъективной и объективной значимости этих сфер личностного становления и жизненного бытия для различных категорий и групп населения; в-третьих, историко-культурной уникальности и самобытности региона. б) Этапы формирования и реализации региональной культурной политики: информационно-аналитический (сбор, обработка, анализ информации о социально-политической, экономической и культурной жизни территории); нормативно-прогнозный (прогнозирование развития ситуации как в случае
71-170326 (2304x3377x2 Щ
326 сохранения существующих тенденций, так и в случае реализации программ, направленных на оптимизацию ситуации); концептуальный (определение приоритетных направлений социокультурного развития; обоснование социальной базы культурной политики - "проблемных" групп населения); про-ектно-планирующий (разработка программы поддержки и развития культуры территории); исполнительско-внедренческий (кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение процесса реализации территориальной программы); контролъно-коррекциоииый (корректировка приоритетов развития культуры; анализ хода реализации региональных программ; поиск вариантов оптимального решения поставленных задач). в) Организационные механизмы обеспечения полисубъектности культурной политики как ведущего условия оптимального соотношения процессов регуляции и саморегуляции, максимального учета интересов и потенциала всех субъектов культурной жизни территории (личностей, социальных групп, общественных объединений, движений, партий, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации и т.д.). Участие в выработке и реализации культурной политики, создавая дополнительные возможности для личностной самореализации, обеспечивает саморазвитие культуры посредством, во-первых, изменения ее норм, ценностей, стилей жизни (их обновления и развития за счет формирования избыточных и вероятностных моделей и состояний культуры); во-вторых, сохранения культурной преемственности. г) Методику проектной деятельности как основного инструмента территориальной культурной политики, включающую совокупность принципов, приемов и операций, позволяющих осуществить проблематизацию социокультурной ситуации, целеполагание и обеспечить эффективные средства решения проблем. д) Ресурсное обеспечение региональной культурной политики за счет максимального использования финансовых, правовых, инфраструктурных, социально-культурных и человеческих потенциалов территории.
71-170327 (2324x3391x2 Щ
327
Организационно-управленческие модели взаимодействия различных субъектов культурной политики, соответствующие территориальной специфике и современной нормативно-правовой базе, построены на различных комбинациях традиционных и инновационных структурных элементов (и соответствующих функций): местный орган власти (с традиционной структурой); единый Совет по вопросам культуры, образования и социальной политики, создаваемый при представительном органе вместо существовавших раньше комиссий (по культуре, образованию, по делам семьи, детства и молодежи, физической культуре и спорту); совет по культуре и досугу как государственно-общественная структура управления, действующий при местной администрации (или органе местного самоуправления); Фонд развития культуры; Социально-культурный Центр как самостоятельный и единый творческо-производственный комплекс со статусом государственного некоммерческого учреждения (создаваемый на базе отдела культуры или вместо отраслевого органа управления - как подразделение при местной администрации с передачей ему функций и штата отдела культуры; Попечительский Совет (или комиссия по культуре); Совет по культуре и досугу; Фонд целевых программ; Советы целевых культурных программ; Комиссия по культуре; Общественная организация самоуправления в сфере культуры (Союз творческих работников, Ассоциация деятелей культуры или работников учреждений культуры и т.п.).
Сами модели достаточно подробно описаны в третьей главе настоящей работы, что освобождает автора от необходимости их вторичного подробного изложения.
Все это создает необходимые и достаточные основания для определения научной новизны и теоретической значимости проведенного исследования. Научная новизна данного исследования определяется многоаспектным и комплексным изучением феномена региональной культурной политики как объекта прикладной культурологии. Теоретическое обоснование процессов саморазвития культуры как ведущего фактора оптимизации соотношения ее традиционных и инновационных составляющих позволило разработать
71-170328 (2333x3397x2 Щ
328 принципиально новую концепцию региональной культурной политики как полисубъектной системы, обеспечивающей условия саморазвития культуры территории путем достижения оптимального соотношения механизмов сохранения и изменения. Методологическую базу данной концепции составляют: парадигма внеотраслевого управления культурой как и средового регулирования культурных процессов; проблемно-целевая ориентация как ведущий принцип и критерий выявления приоритетов региональной культурной политики; целенаправленная поддержка механизмов культурной преемственности, которые в ситуации активизации модернизационных процессов обеспечивают сохранение и развитие историко-культурной самобытности региона; создание условий для реального участия всех социально-культурных сил региона в выработке и реализации культурной политики.
Будучи с самого начала практически ориентированным, исследование позволило получить результаты, имеющие прикладное значение, которое определяется разработкой системы методов, технологий и обоснованием инновационных механизмов формирования и реализации региональной культурной политики, включающей: а) принципы, критерии и методы выявления приоритетов региональной культурной политики; б) этапы и механизмы ее реализации; в) систему ресурсного обеспечения территориальной культурной политики; г) технологию разработки региональных программ поддержки и развития культуры (методика анализа социокультурной ситуации, способы определения приоритетных направлений развития культуры территории, их конкретизации в форме проектов); д) организационно-управленческие модели культурной политики, выстраивающиеся на основе различной комбинации институциональных и неинституциональных субъектов культурной жизни; е) инновационные методы социокультурного проектирования.
Исследование прошло многоэтапную и разностороннюю апробацию, его результаты внедрены в практику. Эта составляющая исследовательского проекта реализовывалась по ряду направлений, включающих: опубликование результатов исследования в печати (опубликовано в общей сложности 84 работы общим объемом (95 п.л.); выступления на научно-теоретических и на
71-170329 (2359x3414x2 Щ
329 учно-практических конференциях; доклады и лекции для практических работников Министерства культуры РФ, региональных органов управления культурой, работников учреждений культуры, досуга, образования, спорта, социального обеспечения и т.п.; разработку программ поддержки и развития культуры для различных регионов РФ (г.Архангельск, Нефтеюганский р-н Тюменской обл., г.Полярные Зори Мурманской обл., и др.); проведение инновационных деловых игр по разработке региональных программ поддержки и развития культуры, а также обучающих игр по аналогичной тематике (Красноярский край, Хабаровский край, Архангельская обл., Кострома, Курск, Челябинск, Мурманск, Вологда); разработку в составе авторского коллектива проекта "Декларации прав культуры"; использование материалов и выводов исследования в учебном процессе в СПбГАК и СПбГУП в курсах "Социально-культурная деятельность" и "Основы социально-культурного проектирования".
71-170330 (2312x3383x2 tiff)
330
Список научной литературыБирженюк, Григорий Михайлович, диссертация по теме "Прикладная культурология"
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность в психологии личности. - М.: Наука, 1980, - 335 с.
2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск, Наука, 1990.
3. Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопр. социологии. 1992. Т.1. №2. С.83-98.
4. Андрущенко В.П. Идеологическая эффективность культуры. -Киев: Вища шк. Изд. Киев. Гос. Ун-та., 1988. 188 с.
5. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологические аспекты. Минск, 1986. -114с.
6. Антонюк Г.А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). Минск, 1981. - 90с.
7. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. М.: Мысль, 1986. - 204 с.
8. Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы: Критика современных буржуазных концепций. М.: Статистика, 1978. - 319 с.
9. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Наука, 1993.188с.
10. Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн.-техн. школы-семинара. Л., 1987. - С. 83-88.
11. Ахиезер A.C. Как «открыть» закрытое общество / Ин-т «Открытое об-во». М.: Магистр. 1997. - 40 с.
12. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т.1: От прошлого к будущему 2-е изд., перераб, доп. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1897. 804 с.
13. Бабаков В. Культурные последствия модернизации у малочисленных народов // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. -34-44.
14. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное самосознание и национальная культура (методологические проблемы) / Ин-т философии РАН. М, 1996. 70 с.
15. Бабич А.Т., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань. 1996. 48с
16. Баллер Э. Социальный прогресс и культурное наследие/Отв. ред. Н.С.Злобин, М.: Наука, 1987. - 158с.
17. Барабанов Е.В. Россия Запад: взгляд издалека //Вопр. философии - 1991 - №10. » С.59-66.
18. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма коммуникации, мышления, деятельности. М.: МНИИПУ, 1988.- 110с.71.170331 (2319x3387x2 tiff)331
19. Барблан А. Иерархия знания. "Alma mater", 1994, №3. С.30-35.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-440с.
21. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984. - 310с.
22. Бестужев-Лада И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования // Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования. М., 1986. - С. 11-32.
23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
24. Бирштейн М.М., Жуков Р.Ф., Тимофеевский Т.П. Возникновение и состояние советских и зарубежных деловых игр // Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск, 1981. - С. 18-29.
25. Бляхер Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 138 с.
26. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. Авто-реф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1980. 36 с.
27. Богин Г.И. К онтологии понимания текста. // Вопросы методологии, 1991г., №2. -С. 33-46.
28. Бондарев Г Ожидающая культура: Эзотерические очерки рус. истории и культуры. М.: ЭКСМО, 1996. - 527 с.
29. Брун-Цеховой В.А., Захаров A.A. Консервативные тенденции и демократические альтернативы в культурной политике ФРГ. М.: НИО «Ин-формкультура», 1988. 44с.
30. Бутиков Г.П. Музей русского культового искусства // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб, 1996.-С. 126-128.
31. Быстрицкий Е.К. Личность в мире культуры: философско-онтологический подход. Дисс. .докт. филос. наук. Киев, 1992. - 32с.
32. Валентей С.Д. Российские реформы и российский федерализм // Федерализм. 1996.-№1.-С. 9-11.
33. Вербицкая Л. А. Культура речи и культура общения // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб, 1996. - С. 55-57.
34. Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. Учеб. пособие для высш. шк. Ин-т «Открытое общество». -М.: Тривола, 1996. 176 с.
35. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества / Сб. ст.; научн. ред. Э.В.Соколов). Л.: ЛГИК, 1986. - 176 с.
36. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное; М.: ИНИОН, 1994.-349 с.
37. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека: Социал. филос. иссл-я. -М.: Мысль, 1988. 188 с.
38. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 413с.
39. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры СПБГУ, 1996. - 166с.71.170332 (2306x3378x2 Щ332
40. Гадамер Г. Истина и метод. М., Прогресс, 1988. 704с.
41. Генисаретский О.И. Воображение и ценностные взаимосвязи образа жизни и предметной среды // Ценности, образ жизни и жилая среда: Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. Вып. 51. М., 1987.- С. 21-23.
42. Генисаретский О.И. Опыт методологического конструирования общественных систем // Моделирование социальных процессов. М., 1970. 45-57.
43. Генисаретский О.И. Проблемы и перспективы развития системы эстетического воспитания // Обзорная информация. Культура и искусство а СССР. Изобразительное искусство. М., 1986. - (Информкультура МК СССР: Вып 1). - С. 3-9.
44. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. М., НИИ культуры, 1991. - С.21-30.
45. Генисаретский О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной практики // Прорыв к реальности. М.? 1996. С. 44-56.
46. Генисаретский О.И. Творческая деятельность как проблема дизайна // Вопросы методологии, 1992 г., №3-4. С. 10-28.
47. Генисаретский О.И., Гнедовский М., Коник М. Художественное проектирование и экологическое сознание // Искусство. 1986. - № 6. - С.31-36.
48. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т.1. Западный опыт. М.: Искусство, 1991. 311с.
49. Глазычев В.Д. Исследование и проектирование в сфере культуры // Методология и методика социологических исследований культуры. М., 1986.-С. 15-28.
50. Глазычев В.Л. Роль градостроительных конвенций в развитии современной архитектуры. ЦНИИТА. М., 1984. - 70с.
51. Глазычев В.Л. Язык и метод социального проектирования // Прорыв к реальности. М., 1996. С. 78-90.
52. Гнедовский М.Б. Художник как социальный проектировщик городской среды // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. - С. 11-20.
53. Гозман Л., Психология власти. // АиФ, 1989, №24.
54. Голов А. Что мы думаем? // ЛГ. 1989. - 28 марта.
55. Громыко И.В. Выготскианство (подход Л.С.Выготского) за рамками концепции Выготского (к идее деятельностной антропологии) // Вопросы методологии, 1992, №3-4. С. 46-64.71.170333 (2306x3378x2 tiff)333
56. Грушин Б.А. Методологические принципы разработки долгосрочных комплексных программ // Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М., 1985. - С. 70-84.
57. Грушин Б.А. Принципы долгосрочного программирования в сфере культуры // Социологические исследования. 1984. - №3. - С. 83-84.
58. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997.-286 с.
59. Гуревич П.С. Культурология. Учеб пособие. М.: Знание, 1996288с.
60. Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд. Рост. Унта, 1979.-263 с.
61. Дадамян Г.Г. Прогнозирование художественной культуры: иллюзии и реальность // Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980. - С. 120-133.
62. Дадамян Г.Г. Проектирование культурных процессов по образам // Социальное проектирование в сфере культуры; методологические проблемы. М., 1986.-С. 43-54;
63. Дадамян Г.Г. Специфика современной культурной ситуации и проблемы ее научного изучения // Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984. - С. 44-56.
64. Демографический ежегодник СССР 1990. М.: Финансы и статистика, 1990.-639с.
65. Демократия как важнейшее условие развития культуры. Часть 1. под ред. А.В.Бобарыгина. Барнаул. 1990. 280с.
66. Дискин П.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Наука, 1990. 144с.
67. Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Правл. об-ва Знание России, 1993. - 190 с.
68. Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Прорыв к реальности. М., 1996. С. 211-220.
69. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М.: НИИ культурологии, 1995. - 244с.
70. Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения в организациях. М., 1983. - С. 90-102.
71. Дудченко B.C., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990. -№5. С.106-107.
72. Дудченко B.C., Масалков И.К. Решение региональных проблем71.170334 (2306x3378x2 tiff)334игровыми методами 11 Социс., 1991. №7. - С.85-86.
73. Духовное производство и народная культура: Сб. н. тр./ Урал, гос. ун-т им. А.М.Горького: (Редкол. Л.Н.Коган и др.). Свердловск: УрГУ, 1988. - 159 с.
74. Дьюи Дж. Свобода и культура (пер. Л.Машковского. London. Overseas publ. interchange, 1968. - 195 с.
75. Европейская культура и мировое развитие (реферат сборника) -Культура и искусство за рубежом (Серия: Культура и идеологическая борьба). Экспресс-информация. Вып.6. М., 1987. - 40с.
76. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2х частях. М. Высшая школа, 1994. 449с.
77. Жданов Ю.А. Наука, культура, образование: достижения и перспективы. М.: Знание, 1980. - 64 с.
78. Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры // Прорыв в реальность. М., 1996. С. 166-176.
79. Жежко И.В. Игры открытого типа как средство активизации человеческого фактора. Обзор. М., ИНИОН, 1988. - 48с.
80. Жежко И.В. Проектная игра "Досуг в городе" // Культура города: проблемы качества городской среды, М., 1986. - С. 110-122.
81. Жежко И.В. Проектные игры в культуре // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. - С. 1827.
82. Железко С.Н., Рю М.Ю. Формирование инновационных установок у горожан в процессе проблемно-практической игры // Культура города: проблемы инноваций. М., 1987. - С. 61-69.
83. Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях". Российская газета, 1995, 25 мая.
84. Запесоцкий А. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / СПб. Гуманитар, ун-т профсоюзов СПб. 1996. - 320 с.
85. Запесоцкий А. Молодежь в современном мире: Проблема индивидуализации и социально-культурной интеграции. / СПб.: Гуманитар, ун-т профсоюзов. СПб., 1996. 348 с. (Новое в гуманитар, науках).
86. Зинин В.Г. Проблемы комплексного планирования и управления развитием отраслей культуры и средств массовой информации // Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М., 1985. - С.40-49.
87. Зинченко А.П. Организационно-деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. Новосибирск, 1983. - С. 29-66.
88. Зинченко А.П. Проблемы архитектурно-градостроительного обеспечения программы развития города. Ульяновск, 1987. - 156с.
89. Зинченко А.П. Средовой подход и игровые имитации города // Культура города: проблемы качества городской среды. -М., 1986. С. 19-31.
90. Злобин Н. Культурные смыслы науки / Рос. ин-т культурологии71.170335 (2321x3389x2 tiff)335
91. MK РФ и РАН, Ин-т истории естествознания и техники РАН-М.: ОЛМА-Пресс, 1997.-288 с.
92. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.-303 с.
93. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991-№2.-С. 21-27.
94. Иванов Д.А., Тубельский А.Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок. // Вопросы методологии, 1992, №1-2. -С.84-92.
95. Иванова ЕЛ., Каткова Л.П. Программирование в культуре как механизм реализации культурной политики // Ориентиры культурной политики. М., 1994.-С. 312-316.
96. Иванова К.П., Торлина Л.Б., Шишкин C.B. О механизме финансирования государством сферы культуры. М.: НИИ культуры, 1991. 211с.
97. Иванова К.П., Торлина Л.Б., Шишкин C.B. О механизме финансирования государством сферы культуры. М.: НИИ культуры, 1991. 144с.
98. Иванова Ю.В. Традиции. Политика. Культура. Чита: Изд-во Забайкальского гос. пед. ин-та, 1997. - 158 с.
99. Иванов-Разумник: Личность. Творчество. Роль в культуре: Сб. ст. По материалам конференции Дзед. сост. В.Г.Белоус. - СПб.: Глаголь, 1996. - 152с.
100. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы: Учеб.пособие / СПб. гос. акад культуры. СПб., 1996. 264 с.
101. Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб., 1996. - С. 117-118.
102. Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектика развития личности // Духовная культура развитого социализма и личность. Сб. научных трудов. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской Л., 1980. - С.52-109.
103. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Наука, 1991. 206с.
104. Ильин В. Эссе о русской культуре / Вступ. ст., сост. А.П.Козырева. Спб.: Акрополь, 1997. - 464с.
105. Ионии Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс, 1995. №4. - С. 68-73.
106. Ионин Л.Г Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России) // Социс; 1995, №2. С.41-48.
107. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс., 1995, №4. С. 3-14.
108. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978. 216 с.
109. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.416 с.
110. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 212 с.
111. Кантор K.M. Социально-философское объяснение проектных возможностей дизайна//Вопросы философии. -1981.-№11.-С. 122-125.
112. Капто A.C. Социальная активность молодежи. М.: Знание, 1971.-48 с.
113. Карпухин О.И. Культурная политика. М., 1988. 244с.
114. Кастельс М. Высокие технологии: экономика и общество. М., Институт молодежи, 1990. 189с.
115. Киященко H.H. Политические аспекты самоорганизации в культуре // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. С. 130-142.
116. Клауорд Ричард А., Олин Ллойд Е. Дифференциация субкультуры // Социология преступности. М., 1966. С. 28-55.
117. Ключевский В.О. Курс русской истории. 4.1. М., 1937. 440с.
118. Ключевский В.О. Сочинения. Т.4. М., 1958. -456с.
119. Ключевский В.О. Сочинения. Т.9. М., 1988.-511с.
120. Коган Л.Н. Человек общество - культура: (Докл. и выступл. участников юбил. конференции поев. 70-летию РАЕН) - Екатеринбург: Б.и., 1993.-77 с.
121. Колесов В.В. Вторжение подлого стиля и разрушение менталь-ности путем заимствований // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб., 1996. - С. 402-404.
122. Комев В.А. Диалектика культуры как диалектика порождения // Диалектика культуры. Куйбышев, 1982. С. 38-41.
123. Кондаков И.З. Введение в историю русской культуры: Для вузов-М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с.
124. Конрад Н.И. Запад и Восток. Ст. М., 1972. - 160с.
125. Концепция развития культуры и искусства РФ. М.: МК РФ, 1996.-16 с.
126. Костюк В.Н. Информация как социальный экономический ресурс / Ин-т «Открытое слово». М.: Магистр, 1997- 48 с. (Общ. и пробл. Пробл. формирования открытого общества в России).
127. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994. 711с.
128. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб, 1995. - 112с.
129. Крючков Ю.А. Проектные игры как метод организации проектной деятельности // Проектирование и организация нововведений. М.: ВНИИСИ, 1987.-С. 69-78.
130. Кудрина Т.А. Егоров В.К., Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Региональные особенности управления духовно-культурной сферой // Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М., 1993. С. 106-111.
131. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения.71.170337 (2309x3380x2 tiff)337
132. М.НИО 2Информкульутра», 1994, вып.10. 54с.
133. Культура города: проблемы инноваций- М: НИИ культуры, 1987.- 112с.
134. Культура города: проблемы качества городской среды. М.: НИИ культуры. 1986. - 230с.
135. Культура и перестройка. Нормы, ценности, идеалы. М.: Наука, 1990.-310с.
136. Культура и процессы демократизации. Вып. 2. М.: Политиздат, 1990.-200с.
137. Культура на перепутье. М.: РКХ РИЦ Мин. культуры РФ. -1994.-214с.
138. Культурная политика в современном обществе. М.: НИИ культурологии, 1992.- 180с.
139. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития. Общие проблемы культуры. Обзорная информация. -Вып.2. -М., 1987.-40 с.
140. Культурная политика России. История и современность. Серия: Ориентиры культурной политики. Вып.2-3. М., Мин. культ. РФ, Рос. институт культурологии. 1996.-310с.
141. Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. М., 1993.- 144 с.
142. Кустерин С. Европейская культура и мировое развитие. М.: НИО Информкультура, 1987. Вып. 6. 44с.
143. Куценко В.А. Культура: испытание рынком // Социально-политические науки. 1991. №12. - С. 67-70.
144. Лапин Н.И., Пригожин А. И. "Социальные инновации" новое направление в организационной психологии на Западе // Психологический журнал. - 1982. - №5. - Том 3. - С. 69-74.
145. Лапин Н.И., Садовский В.Н. Советско-американские научные связи по методологии, теории и практике системных исследований/ТВопросы философии. 1985. - № 11. - С. 32-37.
146. Лапшина Н.П. "Мир искусства". Очерки истории и творческой практики. М.: Искусство, 1977. 190с.
147. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование (социально-философский аспект). Автореф. Дисс. .докт. филос. наук. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. 35 с.
148. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М.: Наука, 1981.-214с.
149. Лем С. Модель культуры // Вопр. философии. 1969. №8. С. 5657.
150. Лефевр В.А. Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // Семиотика и восточные языки. -М., 1967. С.48-56.
151. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 344 с.71.170338 (2307x3379x2 tiff)338
152. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
153. Лоусон Дж. Культурная политика в Голландии // Театр, 1990. -№6.-С. 39-44.
154. Любимова Т.В. Будущее это истина прошлого // Экология культуры. - М., НИИ культуры. 1991. - С. 90-94.
155. Любимцев Ю. Российский федерализм: проблемы и решения // Экономист, 1995. №6. - С. 40-44.
156. Лютикова Г.В. Организация культурной жизни в Швеции (80-е годы). М.: НПО «Информкультура», 1989. -44с.
157. Ляхов И.П. Социальное конструирование. М.: Знание, 1970.56с.
158. Макконнелл К., Брю С. Экономика: принципы, проблемы и политика: Реферат-дайджест учебника. М.,1993. С. 134.
159. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации: Общ. постановка проблемы и ее анализ применительно к НТР. Пущи-но: НЦБИ АН СССР., 1982 - 19 с.
160. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. Изд. АН Арм. СССР, 1973. - 140 с.
161. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии.: Учеб. пособие. СПб. СП6ГУП, 1996. - 288 с. (Б-ка гуманит. ун-та).
162. Марков А.П. Социокультурная деятельность как технология и предмет теории // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. СПб., 1995.-С. 211-213.
163. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956.-510с.
164. Мачульская И. Соотношение прав Российской Федерации и прав ее субъектов в области организации местного самоуправления // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995. С. 49-55.
165. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 440с.
166. Метод проектного семинара. Анализ опыта. Методические материалы.-М.: ВНИИТЭ, 1988. -28с.
167. Мир русской провинции и провинциальная культура // Отв. ред. Г.Ю.Стернин. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 142 с.
168. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс 1973. - 423с.
169. Мордюков П. Культурная география // Актуальные проблемы культурной политики. 1992. №12. - С. 108-115.
170. Национальная политика России: история и современность / На-учн. центр «Руссика»; С.В.Кулешов и др. М.: Русмир, 1997. - 680 с.
171. Неймарк Н. Казанцева Г. Регионально-поселенческий аспект культурной политики // Культурная политика в современном обществе. М., 1992.-С. 122-130.
172. Никитин В.А. К представлению об исторических циклах университетского образования. // Вопросы методологии, 1991, №2. С. 67-68.71.170339 (2311x3382x2 tiff)339
173. Никулин А.И. Илларионова T.B. Региональные аспекты национальной политики // Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М., 1993. С. 12-22.
174. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопросы философии. 1992, №10. - С.51-55.
175. Новое в современной западной культурологии: (Сб. к 17 Всемир. филос. конф. Монреаль 21-27.8.1983./Отв. ред. Григорьян Б.Т.). М.: ИФАН, 1983. - 137 с.
176. Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск №7 Министерства культуры РФ. М., 1993. 54с.
177. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.-М., 1994.
178. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизацион-ных процессов // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. -С.59-66.
179. Орлова Э.А. Некоторые аспекты концепции социокультурной политики в условиях модернизации // Организационно-управленческие и финансово-правовые аспекты культурной политики. М., 1992. С. 211-231.
180. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. М., Рос. институт культурологии, 1993. - С. 107-112.
181. Основные направления Федеральной целевой программы "Культура и инвалиды" на 1996-1998 годы. М., Рос. Институт культурологии, 1995.- 123с.
182. Основы законодательства Российской Федерации и субъектов федерации о культуре. Самара. 1992. 49с.
183. Панарин A.C. Вызов. Геополитический пессимизм против циви-лизационного оптимизма // Знамя, 1994. №6. - С. 98-104.
184. Панкратьев И.П. Проектные установки при решении социальных проблем досуга // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Сб. науч. тр. / НИИ культуры М., 1986. - С. 58-64.
185. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М: Экспертное бюро, Гардарика, 1997. - 344 с.
186. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства // Экономика и жизнь. 1995. -№33.-С. 98-192.
187. Потенциал культурно-просветительной деятельности в сфере межнациональных отношений. Обзор, инф. Вып. 3. - М.: НИО «Информ71.170340 (2312x3383x2 tiff)340культура», 1989. 51c.
188. Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986. - С. 54-61.
189. Разин В.М. Выступление на "Круглом столе" Познание и проектирование // Вопросы философии. 1985. - № 6. - С. 86-87.
190. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. Вып. 1. М.: НИИ культуры, 1990. С.3-10.
191. Рац М.В. Идея открытого общества в современной России / Ин-т «Открытое о-во». М., Магистр, 1997. - 40 с. (Политика и право. Проблемы формирования открытого о-ва в России).
192. Роговин В. 3., Криворучко А .Н. Тенденции социально-имущественной дифференциации // Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского обществ в России. М., 1995. С. 38-44.
193. Розин В., Жежко И. Культура и культурная политика // Теоретические основания культурной политики. (Сб. науч. тр. РИК) М., 1993. - С. 39-46.
194. Розин В.М. Природа и особенности социального проектирования (от замысла к реализации) // Прорыв к реальности. М., 1996. С. 108-117.
195. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. 1984. - №10. - С. 100-103.
196. Розин В.М. Эволюция проектной культуры и форм ее осмысления // Проблемы теории проектирования предметной среды. М., 1974. - С. 32-40.
197. Розов Я. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России, 1996, №1. С.85-89.
198. Розовская И.И. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития. Общие проблемы культуры. Обзорная информация Вып. 3, М.: ГБЛ, 1987. 44с.
199. Российский статистический ежегодник. 1994. Статистический сборник Госкомстата России. М.: Госкомстат, 1994. 312с.
200. Рудник Б.Л., Игнатьева Е.Л., Мурашов Т.П. О перспективах приватизации в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. М., 1993. -С.99-111.
201. Рукша Г.Л. Проблемы оптимизации организационной структуры управления культурой территории // Проблемы перестройки территориальной структуры управления сферой культуры. Красноярск, 1991. С. 3-9.
202. Рывкина Р.В., Винокур A.B. Социальный эксперимент. // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования. Новосибирск, 1968.-С. 89-94.
203. Рябушин A.B. Проблемы формирования жилой среды. М.: Архитектура, 1974. - 204с.71.170341 (2321x3389x2 tiff)341
204. Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека" // Вопр. филос., 1990, №5. С.61-75.
205. Сазонов Б.В. Проблемы и пути интенсификации инновационных процессов в организациях. М., 1983. - С. 4-7.
206. Сельвестров В.В. Культура как предмет теории // Культура. Традиции. Образование. М., Рос. институт культурологии. 1993. - С. 9-14.
207. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб: Петрополис, 1995.-С. 8-26.
208. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры: М.: Интерполис, 1994. - 269 с.
209. Сорочкин Б.Ю., Зайцева JI.M. Принципы формирования многоканальной системы финансирования культурной деятельности // Культура на перепутье. М., 1994. С. 201-208.
210. Социальное проектирование в сфере культуры: Игровые методы. Сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М, 1987. - 266с.
211. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика. М.: НИИ культуры, 1986. -276с.
212. Социальное проектирование. Под ред. В.В.Розина М.: Наука, 1982.- 376с.
213. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. -М.: Политиздат, 1976. 98с.
214. Стиль жизни личности: Теоретические и методол. проблемы/ Отв. ред. Л.В.Сохань. Киев: Наукова думка, 1982. - 372 с.
215. Столяров И.А. Комплексные решения в управлении культурой // Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.-С. 39-44.
216. Суровов М.В. Проблемы адаптации науки, культуры и образования к рыночным условиям // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб., 1996. -С.209-211.
217. Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. Ростов н/Д, 1994. 210с.
218. Таксами Ч.М. Актуальные проблемы саморазвития народов Севера России. Этничность, национальные движения, социальная практика. СПб.: Петрополь, 1995.- 380с.
219. Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса // Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.10. М., 1994. - С.18-23.
220. Тенденция социокультурного развития России, 1960-1990-е гг. / Рос. ин-т культурологии. Отв. ред. И.А.Бутенко, К.З.Разлогов. М., 1996. -508с.
221. Тощенко Х.Т., Аитов H.A., Лапин Н.И. Социальное проектиро71.170342 (2324x3391x2 tiff)342вание. M.: Наука, 1982. - 219c.
222. Тощенко Ж.Т. Эволюция социальных настроений периода рыночных преобразований // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб, 1996. - С.91.
223. Третий вектор" новый вектор // Экономика и жизнь. 1996. -№32.-С. 12-15.
224. Тюков A.A. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального раз вития личности // Игровое моделирование. Новосибирск, 1987. - С. 45-49.
225. Успенский Б.А. Механизм культуры. М.: Наука, 1990. - 265с.
226. Федеральная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации". M.: МК РФ, 1997. - 28с.
227. Федеральный закон "О некоммерческих организациях". М.: Изд-во юр. литер. 1996. 16с.
228. Флиер А. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность, 1994. №5. - С. 50-57.
229. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. М., 1984. - Вып.24. - С. 208-229.
230. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовное развитие личности как проблема научного управления культурой // Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980.-С. 36-37.
231. Фохт-Бабушкин Ю.У. О некоторых тенденциях в духовной жизни российского общества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб., 1996. - С.75-81.
232. Фохт-Бабушкин Ю.У., Соколов К.Б. Методологические аспекты определения целевых показателей культуры // Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. -М., 1985. С.30-33.
233. Хлопина О.В. Новая культурная политика в странах Западной Европы и в США. М.: НИО «Информкультура», 1990. 48с.
234. Художественная жизнь современного общества. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни СПб., 1996. - 235 с.
235. Челышев Е.П. Судьба культуры и путь России. Российский обозреватель. -1996. №4. - С. 29-37.
236. Чернушенко В.А. Гуманитарная культура между прошлым и будущим // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.102-103.
237. Чурбанов В.Б. Федеральная культурная политика и "местные" культуры в России // Обозреватель. 1993. №3.
238. Чучин-Руссов А.Е. Конвергенция культур / Ин-т «Открытое о-во». М.: Магистр, 1997. - 40 с. (История и культура. Пробл. формирования открытого о-ва в России).
239. Шишкин C.B. разработка территориальных программ в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. М.: НИИ культурологии, 1993.71.170343 (2312x3383x2 tiff)343-С. 144-150.
240. Шишкин С.В. Иванова Е.П. Пути перестройки управления в сфере культуры на территориальном уровне // М.: Информкультура. 1990. -С. 46-56.
241. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. -М., МНИИПУ, 1983. С. 29-43.
242. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика: (Сб.) М.: Касталь: ТОО Междунар. журн. "Магистериум", 1993. - 412 с.
243. Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. М.: НИИ культуры, 1991. 60 с.
244. Щедровицкий П.Г. Программирование культурного развития: региональные аспекты: Сб. н. тр. / М-во культуры РФ; Рос. АН; НИИ культуры; Отв. ред. П.Г.Щедровицкий. -М,: НИИК, 1981.-118 с.
245. Francisco Caiiovas. Sociedaci. mecenazgo y cultural // Leviatan. 1990.-№39. P.57-60.
246. George A. Steiiier and loliii B.Miner. Management Policy and Strategy. 2-37 New York. 1989.
247. Gilanj A. Cultural Development: Experiences and Policies. P. 1983.
248. Griffin. Ricky W. Management. Boston. 1987.
249. Gunter Max. Charisma // Journal of Comunication. 1979. Vol.29.2.
250. Hagoort Giep. Cultural Enterpi-eneurship. An Introduction to Art's Management. L'trecht, 1993.
251. Lauglay Theatre Maiiagemeiil and production in America. New York.1990.
252. Kroebci A.L. Kluckliohn C.L. Culture: A Critical lieview о Concepts and Definitions. N.Y., 1952.
253. Mintzl Krg. Henry, riie Structuring of Organizations. New York.1983.
254. Pick lolin. The arts in a state. Bristol. 1988.