автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Методология социокультурного исследования переходных процессов

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Ахиезер, Александр Самуилович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Методология социокультурного исследования переходных процессов'

Текст диссертации на тему "Методология социокультурного исследования переходных процессов"

^ ""российский институт культурологии

министерство культуры рф и российская академия

наук

Специализированный Совет Д.092.13.02

На правах рукописи

АХИЕЗЕР Александр Самуилович

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИИ) ,

Специальность - 24.00.01 - теория культуры

диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук в виде научного доклада

у -¿«А

.19""

5ную степень Д'.-,'

'""У \Г~ч

москва ! 1997

Работа выполнена в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН

Официальные оппоненты - Член-корреспондент РАН

доктор философских наук, профессор Лапин Николай Иванович

- доктор философских наук, профессор Ядов Владимир Александрович

- доктор психологических наук, профессор Филонов Лев Борисович

Ведущая организация - Кафедра философии Московского государственного технологического Университета им. Н.Э. Баумана.

Защита состоится на заседании Специализированного совета Д.092.12.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук в Российчом интитуте культурологии по адресу: ' "О-" 2, Москва, Берсеньевская набережная, 20.

С диссертацией в виде научного доклада можн лиотеке

Института культурологии.

Диссертация в виде научного доклада разос

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук Л.Б.Волынская

содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ............................................................................................4

Актуальность исследования..............................................................................................................4

Состояние и степень разработанности проблемы................................................................4

Проблема и гипотеза исследовании................................................................................................................6

Цели и задачи исследования..................................................................................................................................7

Предмет и объект исследования.................................................................................................................8

Методологическая основа исследования................................................................................................8

Новизна полученных результатов....................................................................................................................9

Основные положения, выносимые на защиту....................................................................................10

Практическая значимость полученных результатов....................................................................12

Апробация результатов исследований..........................................................................................................14

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................14

ЧАСТЬ I. Специфика и возможности методологии социокультурных

исследований переходных состояний............................................................................14

1.1. Понятие "переходное состояние"...........................................................14

1.2. Некоторые возможности социокультурных исследований

переходных состояний общества................................................................................17

1.3. Взаимопереход и взаимоотталкивание социального и культурного..............18

ЧАСТЬ II. Переходность российского общества как

предмет исследования.............................................................................21

2.1. Методология выявления специфики общества......................................................................20

2.2. Специфика российского общества..........................................................................23

2.3. Многоаспектность переходности................................................................25

ЧАСТЬ III. Формирование соцтокультурного концептуального

прогноза...............................................................................................................................................27

ЯД. Методология социокультурного прогнозирования............................................................27

3.2. Опыт концептуального социокультурного прогнозирования................................29

3.3, Перспективы социокультурного прогнозирования............................................................30

ВЫВОДЫ......................................................................................................................................................................................32

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ..........34

з

1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный мир становится всё более сложным, динамичным. Он характеризуется ростом разнообразия своих элементов, возрастающим количеством их связей и одновременно ростом значимости местного разнообразия, динамичностью взаимозависимости макро- и микроуровней общества. Все больший удельный вес занимают не столько повторяющиеся процессы, изменения в рамках уже известного, освоенного человеком мира, в рамках устойчивых ритмов, реализация уже давно сложившихся, вновь и вновь воспроизводящихся программ деятельности, сколько качественные изменения, масштабные инновации, формирование все более многоаспектных программ, приводящих к результатам, не имеющим исторических прецедентов.

Современное человечество характеризуется постоянным напряженным переходом к новым состояниям. Общество становится всё более открытым и. проблемным. Всё более масштабными становятся переходы от обжитого мира к незнакомому, дискомфортному. Одновременно усиливается стремление ответить на это переходом к комфортным жизненным условиям, вернуться к старому утраченному, сформировать новые идеалы, обещающие приемлемое будущее. Переходность формируется на всех уровнях - от личностного до стран и народов, до человечества в целом. В современном мире все общества в определенном смысле переходные. Однако некоторые могут быть названы переходными в узком смысле, как переходящие от традиционного состояния к либеральному. К ним относится и российское. Специфика исторического опыта России делает решение проблемы перехода особенно сложным.

Отсюда актуальность задачи - научиться жить, выживать, обеспечивать стабильность во всё более сложном, динамичном переходном мире, научиться придавать смыслы происходящим изменениям:, принимать всё более сложные решения, открывающие возможность формулировать и разрешать проблемы выживания во всё более сложных условиях. Отсюда необходимость разработки обновленной, всё более совершенной методологии формирования адекватных смыслов и решений, связанных со сложностью изменяющихся условий, средств и целей жизнедеятельности человека.

Состояние и степень разработанности проблемы. Развиваемая в предлагаемом исследовании методология складывалась в трудах автора на основе обобщения разнородных по своему предмету и методу исследований и дисциплин, подчас далеко отстоящих друг от друга. Многолетнее занятие общественной наукой, естественными науками1, а также математическими метода-

1 См., например: 9, 11, 16

-годами в общественных процессах позволяет говорить о развитии этой методологии на стыке ряда наук, об использовании методологического материала, сложившегося в разных сферах исследований, на стыке философии и культурологии.

Диссертация является попыткой ответить на вопросы, поставленные предшествующим развитием философии и науки, переформулировать сами проблемы в соответствии с новыми условиями. Высказывалась точка зрения, что предлагаемая теория развивает традиции русской философии, прежде всего традиции универсализма и преимущественного внимания к нравственным проблемам. Предлагаемая концепция, как это уже отмечалось, одновременно осуществляет сдвиг от религиозно-философских форм осмысления истории к рационально-научным, а также к осознанию "ведущей роли рефлексии в общественных процессах". При этом одновременно указывалось на важнейший источник - на классическую западную философию, но с упором на практическую рефлексию социального субъекта2. Концепция рассматривается как продолжение бердяевских традиций3. Идея целостного подхода, идущая от русской философии, стала важнейшей в предлагаемой концепции. Основным фокусом внимания в работе является раскол целостности. Этот феномен рассматривался многими авторами еще до 1917 года, например, И.Киреевским, В.Соловьевым, Г.Федотовым и т.д. Автор превращает раскод из метафоры в научную категорию.

Из наследия западной классической философии было использовано представление о творческом характере деятельности субъекта во всех его формах (хотя сам субъект трактуется существенно иначе), его способности разрешать проблемы и тем самым утверждать себя в мире, в единстве с миром. Эти идеи нашли свою конкретизацию в рамках науки о культуре, то есть культурологии. Методология формирования новых смыслов феноменов изменяющегося мира через механизмы культуры излагалась в трудах К. Ле ви-Строса (в частности, идея медиации движения мысли), М.М. Бахтина (идея возникновения смысла нового явления между смыслами уже существующими), В.В.Иванова, A.M. Золотарева (идея значимости дуальных оппозиций для социального порядка) и т.д., в рамках истории ментальности4. Недостатком этого направления было игнорирование разрыва, несоответствия между исторически сложившейся ментальностью и реальным поведением, на что уже обращалось внимание5. Был использован структурно-

2 Матвеева С.Я. Расколотое общество: путь и судьба России в социокультур-

ной теории А.Ахиезера//Вводная статья к (5), с. 35. -'Шемякин Я. Выступление //Восток, 1996, № 1, с. 191.

4 См., например: История ментальностей. Историческая антропология. М., 1996.

5Шартье Р. Споры о главном//Одиссея. М., 1991, с. 42 - 43.

антропологический подход, который, однако, был сформулирован в "историческом измерении" . Проблема динамики смыслообразования рассматривалась также в процессе исследования инновационных процессов (18, 20) при использовании сложившейся в этой сфере исследований методологии.

В работе были использованы груды российских ученых по теории культуры, в первую очередь работы Э.А.Орловой. В формировании методологии активно использовались труды по цивилизационному подходу. В обсуждении этих проблем автор принимал активное участие (см. напр., 30). В литературе уже одобрительно отмечалось рассмотрение автором российской цивилизации как "промежуточной"7.

Важную роль в исследованиях автора имели труды по истории России с древнейших времен до наших дней. Здесь речь идет не только о крупных историках страны, но и о многочисленных монографиях, посвященных важнейшим периодам, событиям истории, крупным государственным деятелям, политическим, хозяйственным и другим процессам. Они позволили сформулировать специфическую концепцию истории страны. Использовались работы, которые можно условно отнести к социальной психологии, работы Б.Ф. Поршнеява, А.Я.Гуревича, а также работы А.И.Клибанова и т.д., которые в разных формах позволили рассматривать народную культуру как особую форму реальности с характерной для нее логикой.

Важным источником для анализа современного состоянии страны являются результаты социологических исследований. Важнейший вывод, который следует из их анализа, заключается в том, что сегодня усиливается "кризис, превращая переходное положение в хроническое состояние"8.

Важное значение имели также труды, связанные с науковедением, которые использовались в соответствующих работах (15).

Прооблема и гипотеза исследования. Анализ всех этих материалов позволил сформулировать проблемы: сегодня не хватает методологии, выдвигающей в центр исследования сферу реальности, для описания которой следует следует использовать категории как культурологии, так и социологии, что позволяет рассматривать переход от одного состояния общества к другому как особый предмет исследования, углублять его осмысление. В центре работы находится обоснование и доказательство гипотезы: смыслы, которыми

'Матвеева С.Я. Вводная статья. Первый опыт социокультурного словаря (2, т.З, с. XII).

1 Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса 1Х-ХХ в. М.,Интерпракс, 1994, с. 7 - 8.

«Гудков Л. Д. Русский неотрадиционализм//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1997, № 2, с.26

люди наделяют элементы своего окружения и переживания, понимаемые как производная способности к интерпретации явлений на основе сложившегося культурного опыта, можно рассматривать в качестве идеальных типов. Использование этих теоретических конструктов создает основу для последующего осмысления переходных процессов, включая специфику разных обществ, прежде всего российского, прогноз их динамики. В постоянно усложняющемся мире акцент в понимании такого рода смыслов должен сдвигаться в сторону переходности, способности людей формировать смыслы, соответствующие сложности осваиваемого мира.

Цели и задачи исследования. Цель исследования - разработка методологии исследований социокультурной динамики общества как переходного процесса. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

1. Разработка методологии исследования переходных процессов через формирование иерархии дуальных оппозиций. Переходность может быть описана как движение мысли и действия внутри дуальной оппозиции, приводящей к ее преодолению, выходу за ее рамки, через ее интерпретацию, переинтерпретацию. Это формирует новые дуальные оппозиции. Переходный процесс может рассматриваться через динамику способности субъекта искать меру между полюсами оппозиции, что может привести к преодолению сложившейся оппозиции и возникновению новой. Полюса оппозиции могут рассматриваться как идеальные типы.

2. Разработка методологии анализа российского общества как особой конкретно-исторической формы переходного процесса, как общества, "застрявшего" между традиционным и либеральным обществами, то есть не ставшего на путь последовательного перехода между ними.

3. Рассмотрение в качестве важнейшей специфической проблемы российского общества социокультурного раскола, разрыва смыслового, культурного поля, движущих сил в обществе, несущих стремление не столько преодолеть, сколько разрушить дуальную оппозицию, противостоять выходу к более сложной дуальной оппозиции.

4. Рассмотреть раскол как тормоз перехода общества к состоянию, обеспечивающему более эффективное воспроизводство выживаемости, превращающий динамику в инверсионный цикл между исторически сложившимися полюсами социокультурных оппозиций, рассмотреть циклы российской истории как форму проявления, результат социокультурного раскола.

5. Использование социокультурной методологии для прогнозировании динамики общества, а также для формирования методологической основы выработки пути выхода из расколотого состояния. Перенос акцента прогнозирования на критические возможности общества, позволяющие изменять культуру, формы отношений. Это может привести к новой оппозиции, к

формированию иерархии дуальных оппозиций, специфических идеальных тинов.

Предмет и объект исследования. В усложняющемся мире предмет познания, деятельности всё больше смещается от сложившегося общества, его социальных и культурных реалий к возможности преодолевать ограниченность ранее сложившихся форм культуры и социальной реальности. На первый план в качестве предмета выходит виртуальность мира, базирующаяся на человеческих способностях и возможностях. От способности людей качественно изменять, совершенствовать методологию формирования новых смыслов, соответствующих необходимости ориентироваться и действовать во всё более сложных условиях, зависит выживаемость, жизнеспособность, стабильность ( сообщества, эффективность ответа на потенциально бесконечную цепь вызовов истории. Важнейшей задачей науки становится формирование методологии, повышающей эффективность исследований возможности человека выходить сознанием и действием в возрастающих масштабах в сферу возможного, рассматривать возможность как сферу человеческой реальности. Эта способность и ее последствия составляют предмет исследования. Объектом исследования является российское общество, взятое с точки зрения его социокультурной динамики.

Методологическая основа исследования. Переходное состояние общества требует осмысления, выражения в системе категорий, понятий, в форме целостной теории. Важное место здесь занимает наука, исследующая культуру, ее динамику, механизмы функционирования. На ее основе на стыке с социальной философией возможно сформулировать основные категории, описывающие формы и процессы человеческой жизнедеятельности, определить специфику как статичного так и динамичного состояния, механизмы переходов между ними, выявить движущие силы этих переходов с точки зрения воспроизводственной деятельности, обеспечивающей выживаемость. Категория выживаемости в рамках данной работы рассматривается в терминах нравственности. Этот подход характерен для культурологических и одновременно социологических исследований.

Многоаспектность проблемы, входящей в компетенцию разных наук, предполагает разработку методологии, ведущей к объединению их результатов и подходов, оснований для интерпретации фактов. Ее следует конкретизировать для объяснения, понимания социокультурной динамики российского общества, выявления его специфи