автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Методы активизации творческого поиска в дизайне
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Клубиков, Борис Иванович
ВВЕДЕНИЕ. Необходимость совершенствования творческого процесса в соответствии с современными задачами развития народного хозяйства . 4
ГЛАВА I. Возможноеть и необходимость активизации и стимулирования творческого поиска в дизайне.
§ I* Дизайн и проблема творчества . 13
§ 2. Эвристика. Прикладное значение практических методов творческого поиска . 24
§ 3. Функциональный аопект методики дизайна (дизайн-стратегия и дизайн-тактика). Методы выбора тактических оредств решения творческих задач . 38
ГЛАВА П. Методы прикладной эвристики применительно к задачам дизайна.
§ I* Классификация практических методов поиска ре» шений. 45
§ 2. Методы прикладной эвристики и интуитивного прогнозирования в дизайне . 54
§ 3. Перопективы использования методов эвристики в проектировании .122
ГЛАВА 1. Методы обучения творческому поиску решений в дизайне.
§ I. Общее понятие об управлении обучением . 137
§ 2. Обоснование учебной программы "Технологические приемы творческого поиока" . 149
§ 3. Программа курса "Технологические приемы творчеокого поиска" (основы эвристики для дизайнеров) . 156
Введение диссертации1978 год, автореферат по искусствоведению, Клубиков, Борис Иванович
Курс на повышение эффективности отечественного производства и улучшения качества продукции, намеченной ХХУ съездом КПСС, неразрывно связан с необходимостью усиления творческого потенциала специалистов народного хозяйства, обеспечивающего активное революционное преобразование окрукающей предметной средн. Формирование культуры профессионального мышления, целенаправленное развитие способностей человека является существенным фактором, непосредственно определяющим экономический, социальный и культурный прогресс етраны.
Право на творческую деятельность в области науки, изобретательства, технического творчества и рационализации, литературы и искусства, закрепленные в Конституции СССР (5), предопределяют оптимальное удовлетворение общественных и личных потребностей.
Современная НТР обусловливает качественно-новые возрастающие требования и к творческому труду дизайнеров-цроектировщиков разно-^ го профиля. Их практическая деятельность выходит сегодня далеко за рамки проектирования единичного объекта и прибликается вплотную к разработке многофункциональных, эстетически целостных систем, не имеющих прецедента. Для дальнейшей активизации и совершенствования творческого поиска,как важнейшего составного элемента структуры творчества во всех областях человеческой деятельности - особенно в проектировании и производстве, необходимо привлечение новых наиболее совершенных научных методов и средств, способствующих организации и управлению процессом проектирования. Плодотворный высококачественный результат здесь мохет быть достигнут изучением и практическим внедрением (наряду с традиционными эмпирическими приемами творчества) нетрадиционных, специально сконструированных психологических методов, стимулирующих творческое мышление t способствующих активизации процесса поиска решений и выработки новых стратегий.
В атой связи полокения эвристики - науки о решении творческих зацач, ее средства, рассматриваемые в диссертации - общетворческие и специальные методы, комплексы методов, программы активизации творческого мышления, частные приемыv правила и рекомендации
- являются базисными для специалистов по дизайну в самом широком диапазоне, на всех этапах проектной работы - от постановки задачи до научного анализа при обосновании проекта. Вследствие этого необходимо:
- проанализировать потребность различных видов проектирования, в томчисле дизайна, в средствах активизации творческой деятельности;
- рассмотреть существующие прикладные методы эвристики, наиболее приемлемые для дизайна (как в настоящее время, так и в расчете на перспективу);
- исследовать применение этих методов в процессе худокественно-конструкторского поиска с целью получения нового технико-эстетического качества.
Из учение состояния вопроса показывает, что до настоящего времени методы эвристики применялись преимущественно в инженерном и изобретательском творчестве и, по сути, не использовались для решения дизайнерских задач. Дизайнеру, как любому проектировщику, необходим творческий подход, который моает обеопечить соответствующая подготовка, основным содержанием которой является развитие способностей мыслить творчески» Дизайн сегодня, тесно связанный с новой эпохой эстетического развития человечества в "технический век", использует вое более разнообразнее научные дисциплины г приемы творческой работа* Считается, что "представляемые современным этапом развития науки новые опособы и приемы эстетического исследоваW ния, использование математических и кибернетических методов" являются своеобразным "знамением времени" (I2& о.55).
Целью диссертации является формирование системы эвристических методов, наиболее эффективных для уцравления процессом художественно-конструкторского поиска, необходимых и достаточных для вузовской подготовки дизайнеров, и, наряду с этим, приемлемых в профессиональной дизайнерской фактике, В условиях быстрого накопления новых (и, соответственно, устаревания имеющихся знаний)» как подчеркивал на ХХУ съезде КПСС Л.И,Брежнев, необходимо непрерывно учиться самому, не замыкаясь на сумме полученной в вузе информации (4, о 77). Проводить какое-либо разграничение между учебным и фактическим дизайном было бы нецелесообразно, так как это значило бы необъективность подхода к решению основной задачи, поставленной в данном исследовании - формированию профессиональной культуры проектного мышления. Освоение психологических методов стимулирования творчества в равной степени необходимо и будущему специалисту и профессионалу, который, если того требуют условия постоянно самосовершенствуется и растет творчески.
Конкретные задачи, походящие из главной цели работы:
- рассмотрение эвристики, как система прикладных методов творческого поиска;
- приложение ряда методов к решению проектных задач диаайна;
- привлечение новейших практических приемов творчества для расширения арсенала профессиональных средств дизайнера;
- формирование, в итоге работы, исходных позиций для создания специальных методических материалов по эвристической подготовке дизайнера, направленных на повышение качеотва проектирования и, соответственно, качественно-нсвого решения технико-эстетических задач.
Цель и задачи определяют границы исследования - рассматривается применение методов стимулирования творчеотва в учебном дизайне, специфичным и представительным в педагогическом отношении для сознательного, целенаправленного, наглядного управления творческим процессом.
Методологическая направленность работы» Многие виды человеческой деятельности, независимо от их оодераания, носят подлинно творческий характер и подчиняются определенным внутренним правилам. При этом, в процессе работы зачастую используются идентичные творческие методы (типовые или специально сконструированные). Иными словами закономерности творчеотва имеют универсальный характер. Согласно положениям маркеисгко-ленинской методологии, на которых основываетоя данное исследование, можно сделать вывод, что творчесгво познаваемо. Следовательно, результаты этого познания могут быть использованы джя оптимизации творческого процесса при выполнении любой продуктивной деятельности, в том числе - дизайнерской.
Методы конкретного анализа:
- сравнительно-описательный метод - при изучении видов "технологических" приемов творчества и их эвристической ценности щя творческого процесса проектирования;
- проектно-экспериментальный метод - при проверке приемов в худо-кественно-консгрукгорском творчестве на стадии поиска решений;
- модельно-аналитический метод - при разработке модели проектирования (с вычленением эвристического аспекта управления творческим процессом).
Основные положения диссертации выявлялись и разрабатывались на основе изучения литературы вопроса (данные ряда наук), анализа существующих программ обучения "технологии" творческого поиска, осуществления экспериментальных учебных занятий, применения и проверки результатов специальными эвристическими упражнениями, психологическими тестами и закреплялись в рекомендациях по эвристической подготовке дизайнеров. Таким образом, работа развивалась одновременно в двух направлениях - теоретическом и экспериментально-практическом.
Специальные отечественные работы документально подтверждающие необходимость привлечения психологических методов активизации творческого поиска для решения именно дизайнерских задач [фактически отсутствуют. Отсюда возникла необходимость изучения материалов и источников из смежных областей знания (а также различных по профилю наук). Этой цели послушали фундаментальные и прикладные исследования по проблеме творчества: в общей психологии и психологии творчества (М. А. Блох, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, И«М.Розет, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон, М.Г.Яро-шевский и др.), в философии (Б.М.Кедров, А.Н.Лук), физике (А.Пуанкаре), математике (Д.Пойа, Н.Винер), также работы отечественных и зарубежных авторов по теории дизайна и изобретательства, прогнозированию, философии, педагогике, впрямую или косвенным образом затрагивающие рассматриваемый вопрос (Г.0.Буш>, Э.де Боно, В.Глазы-чев, Э.П.Григорьев, Дж.К.Джвнс, Д.Евищиани, В.Лисичкин, Л.И.Новикова, А.И.Половинкин, Э.З.Розенталь, А.Холл, П.Хилл, Ф.Цвикки, Э.Янч и др.).
Структура и содержание диссертации: h
- Анализ ооновных причин, побудивших современную науку к поиску оредств, способствующих успешному протеканию творческого процесса и развити ю творческой потенции личности. Творчество и его связь с эстетической деятельностью. Подчеркивается важность проблемы творчеотва в овязи с многофункциональностью задач отечественного дизайна* Устанавливаются признаки сходства дизайна с изобретательством3^ - управляемой творческой деятельностью - , говорящие в пользу их интеграции (как специфический метод творчества, » изобретательство присуще многим отраслям деятельности, в том числе искусству - новаторы в различных областях творчеотва - литературе, искусстве театра и кино, архитектуре, живописи, музыке выступали именно как изобретатели). Особое внимание отводится роли методов конструкторско-изобретагельского творчества, как наиболее эффективных и перспективных средств стимуляции творческого мышления и изобретательской активности дизайнера (в первую очередь при решении нестереотипных з а дач, проблемных ситуаций связанных с вопросами проектного прогнозирования). Подчеркивается необходимость обучения дизайнеров -Технологии" генерирования идей;
- общие положения эвристики - раздела психологии творческого (продуктивного) мышления, науки, которая исследует закономерности творчеокой деятельности человека, а также пути и методы управления творческими процессами. Конкретно рассматриваются: предмет, задача, цель и основные аспекты науки, развивающиеся по трем основным направлениям - психологическому, педагогическому, кибернетическому. Роль первых наиболее значительна, в связи с разработкой и использованием специальных средств, форм и способов целех) 1Ш1 йё^бЩа "изобретательства сформировалась прежде во его t в области техники, а уже отсюда стала переходить в другие сферы творческой деятельности* Поэтому для теории и {фактики дизайна . принципиальное значение имеет изучение последовательности развития теории и методики изобретательства в СССР и за рубежом* направленного управления умственной деятельноетью в процессе творческого поиска дизайнерских решений;
- функциональный аспект методики дизайна (дизайн - стратегия и дизайн-тактика) , наиболее разработанный из трех видов методических отношений, а именно - методики дизайн-проектирования, методики потребления продуктов дизайна и методики дизайн-экспертизы. Способы расположения стратегических и тактических средств решения задач;
- сравнение и классификацию методов конетрукторско-изобретательского творчества и дизайна, осуществляемую по признакам: общности, детерминированности, назначению, уровню сложности . Наиболее часто встречающиеся объединения методов, представляющие собой комплексы средств решения слоеных задач;
- изложение содержания основных методов практической эвристики, необходимых для дизайна - от простейших приемов и типовых методов, специальных способов трансформации постановки проектной задачи -до сложнейших комплексных методов поиска и эвристических программ (алгоритмов);
- общее понятие профессионального обучения дизайну, требующее глубинного изучения в отношении существа творческой деятельности. Принципы обучения, состоящие в реализации основных положений,используемые в советской психологии и педагогике (контроль и управление развитием человеческих знаний), преследующие основную цель-рационализацию и повышение эффективности труда педагогов и учащихся. Методы обучения и воспитания как способы управления человеческой деятельностью, формирования качеств личности, интересов и способностей; х) прием метод программа (алгоритм или эвристическая программа) -в принципе-это одно и то же, только в разных стациях развития.
- методологические основа научного управления обучением творчеству и, в чаогности, -"технологические" приемы творческого поиска.
Соответственно рассматриваются наиболее эффективные программа обучения методам управления творческим поиском решения проблем, прошедшие длительную практическую проверку в СССР (ряде зарубежных стран), направленные на подготовку специалистов народного хозябства (в том числе - инженеров, конструкторов, дизайнеров .)•
Конечная цель исследования заключается в создании система управления щюцессом художественного конструирования, то есть разработки методических средств, которые наряду с уке существующей методикой дизайна, как системой эмпирических и отчасти научно-обоснованных приемов работы, позволят не просто более организованно осуществлять, но и управлять - последовательно планировать, организовывать, стимулировать, контролировать и регулировать творческий процесс. Это должно способствовать повышению качества и эффективности проектирования, а также сокращению сроков проектных работ. Практическим выходом (результатом) диссертации являются:
- учебная программа курсах^ "Технологические приема творческого поиска" (Основа эвристики для дизайнеров) для вузовской специальности 2230 " промышленное искусство", к которой прилагается:
1) Составленный автором "Краткий эвристический оловарь - справочник" (235 терминов);
2) Разработанная в процессе исследования "Документация по проведению эвристического эксперимента":
- типовая карта эвристического метода;
- пригласительный билет и программа заседания коллективной генерации идей. - - - xj курс предназначен не только для студентов-дизайнеров, но и профессиональных проектировщиков широкого профиля.
3).Матрица взаимодействий этапов творческого процесса проектирования и методов творчества.
4).Также прилагается иллюстративный материал (комплексные программа работа с использованием эвристических средств)»
5).Описание известных отечественных и зарубежных программ по курсу методики творческого поиска* 4
Заключение научной работыдиссертация на тему "Методы активизации творческого поиска в дизайне"
Выводы
В процессе проектирования все известные эмпирические и разработанные психологами эвристические приемы, которые в наборе можно представить в виде своеобразного "справочника" принципов и рекомендаций по проектированию, должны использоваться умело и уместно, в зависимости от опыта проектной работы, творческих способностей инцивица и конкретной проблемной ситуации. Средства эвристики в различных формах (тестах, упражнениях, спец.заданиях) необходимы для создания напряженной творческой атмосферы, которые позволяют разбудить инициативу, раскрыть индивидуальность, развить логику мышления, Это положение, как подчеркивается в настоящей главе, составляет существенный педагогический аспект и открывает возможность регулирования процесса творческого поиска.
Наука о творческом поиске приобретает неоценимое значение в качестве стимулятора ("психологического лекаротва") - средства, позволяющего снимать застои, стрессы, преодолевать психологические барьеры творчества. Эвристический подход содействует темпорирова-нию - ускорению или торможению творческого процесса (его отдельных этапов) в зависимости от ситуации.
Наиболее важным для обучения, в частности, является вывод о возможности осуществления контроля за выполнением задания на каждом этапе учебного проектирования. Расчленение и поэтапное проведение проектных заданий позволит не просто фиксировать объеем выполненной работы и производить ее оценку, но и перейти к точной локализации места творческой неудачи, что позволит обеспечить поиск причины неудачи и облегчить процесс ее выявления и устранения. Необходимо отметить, что каждый из методов творческого поиска предъявляет свои требования к способностям дизайнера, но в то же самое время способствует активизации необходимых проектировщику качеств и выявлению скрытых потенциальных творческих возможностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало проведенное исследование многочисленные методы эвристики направлены на выявление и развитие способностей проектировщика к мысленному моделированию. Яркое, подвижное пространственное воображение, умение видеть, рассмотреть и оценить максимальное количество альтернативных вариантов решений проблемы - качество необходимое дизайнеру. Отсюда учет требований, предъявляемых к его наблюдательности, настойчивости и систематичности. Мыс-• ленное экспериментирование, предполагающее использование разнообразных стимулирующих эвристических средств, способствует активизации вышеуказанных способностей к творчеству, формированию общей и профессиональной культуры мышления. В некоторых ситуациях творческие идеи нужно выдавать даже по требованию - для этого необходимо обучение проблемам и технике их генерирования. Дизайнер, вооруженный методами эвристики, обретает новый инструмент своего творчества, становится более квалифицированным и умелым специалистом.
Внедрение средств эвристики в практику учебного и профессионального дизайна позволяет в ряде случаев воочию представить мыслительный процесс творчества как бы "вывернутым наружу". Это открывает широкие перспективы сознательного включения в творческий процесс проектирования с целью активизации его отдельных этапов, выявления и точной фиксации недостатков, устранения психологических барьеров творчества, расширения поля творческой фантазии и одновременно целенаправленного сужения зоны творческого поиска. Непосредственное же использование стимулирующих эвристических средств в процессе творческого поиска будет способствовать сокращению временных затрат на проектную работу, поэтапному формированию действий % для локализации области наиболее вероятных и оптимальных решений, направленных на достижение высоких технико-эстетических свойств дизайн-объекта.
Этим не исчерпывается значение методов эвристики в дизайне. В настоящее время необходимы дальнейшие расширенные исследования в области коллективного использования методов творческого поиска, их внедрение в проектную практику, что дает возможность сознательного управления процессом проектирования. В современных условиях решение сложных проектных проблем не под силу одному специалисту. Групповое же творчество, как известно из практики изобретательства, имеет целый ряд положительных черт - это эффект свежего взгляда на проблему, взаимное обогащение идеями, взаимная поддержка.
Качественно-новый подход к решению сложных задач на Уровне перспективных проектных исследований, потребует от дизайнеров самой активной эвристической подготовки и сознательного развития потенциальных способностей к творчеству. Учет аксиоморфологических требований в дизайне предполагает использование техник свободного фантазирования, ассоциативных аналогий, литературно-художественных и проектных утопий, сопряженных с особенностями мышления и рядом эмоциональных моментов. Многофункциональность задач дизайна будущего, бурные темпы роста науки и техники уже сегодня оказывают несомненное влияние на все возрастающую сложность объектов проектирования. В настоящее время требуется проведение расширенных исследований по внедрению методов системного анализа, а также специальных методов из различных областей знания (близких по своим задачам к инженерным и проектно-конструкторским) в профессиональную практику дизайна. Соответственно необходимо форсированное обучение будущих специалистов-дизайнеров, разнообразным и современным методам, направленным на организацию самого процесса проектирования, новейшим методам проектных исследований.
Творческие методы не избавляют от необходимости думать, а направляет творческую мысль дизайнера по наиболее перспективным путям. Точно так же эвристический подход не исключает интуицию, а напротив, создает настройку наиболее благоприятную для ее проявления в новом качестве, вносит систему в уже имеющиеся приемы и упорядочивает, концентрирует мысли.
На всех этапах исторического развития человек, как творчеекая личность, выполняет общественную функцию преобразователя мира. Отсюда следует, что главной профессиональной задачей человека является овладение навыками творчества, творческого мышления и его "технологическими приемами". Безотлагательное решение этой проблемы на самом оптимальном уровне является сегодня задачей первостепенной важности для высшей школы, занятой подготовкой дизайнеров-будущих творческих специалистов, решающих сложный комплекс вопросов проектирования во всех областях народного хозяйства нашей страны. У творчества есть своя наука - эвристика, свои закономерности,
• . знание которых поможет формированию в единое целое всех личностных качеств и способностей человека к творчеству, которые обеспечат создание действительно новых оригинальных и ценных эстетических произведений. Творческая личность человека должна раскрыться во всем ее богатстве и многообразии. Эвристика - это грамматика творческого мышления, В практическом плане она значительно усилит могущество человека, сделает еще более эффективной его созидательную деятельность, направленную на решение актуальных народнохозяйственных задач социалистического общества и создания необходимых предпосылок для всестороннего развития и становления прочной материаль-* . но-технической базы коммунизма.
Положения диссертации по использованию средств прикладной эвристики непосредственно в учебном процессе с целью его оптимизации и регулирования реализованы в процессе выполнения практических работ (серии экспериментальных упражнений и специальных курсовых заданий) студентами основного отделения кафедры промышленного искусства и экспериментального учебного курса (ЭУК) лВХПУ им.В.И.Мухиной.
В результате анализа типологии и структуры приемов творчества, изучения возможности и необходимости их применения в процессе дизайн-поиска разработаны:
1) принципы активизации и стимулирования процесса проектирования;
2) методические рекомендации по эвристической подготовке дизайнеров:
- учебная программа по курсу "Технологические приемы творческого поиска" (основы эвристики для дизайнеров) для углубления разделов вузовских курсов художественного конструирования, а также для совершенствования работы практикующих дизайнеров;
- методические пособия - универсальная матрица взаимодействий этапов проектирования и методов творчества; типовая карта эвристического метода; программа коллективного творческого поиска; иллюстрированные программы творческого поиска с использованием разнообразных эвристических средств;
3) терминологический словарь-справочник, необходимый для ознакомления и ориентации проектировщиков в существующих методиках творческого поиска.
Внедрение диссертационных исследований и разработок.
I) Периодическое изучение проблем эвристики применительно к дизайну проводится на факультете промышленного искусства ЛЕХПУ им. В.й.Мухиной с 1973г.
2) Разработанный на основе материалов диссертации курс "Технологические приемы творческого поиска" читается автором на экспериментальном учебном курсе2^ с 1974г.
3) На основе положений диссертации написан раздел "Эвристика и управление творческим процессом" в учебном пособии "Основы профессионального творчества художника-конструктора" (ЛЕХПУ, 1978г.).
4)"Краткий эвристический словарь-справочник", включающий наиболее общие термины и понятия (235 терминов), употребляющиеся в эвристике, общей психологии, теории дизайна и изобретательства, педагогике, прогнозировании . (учебные пособие ЛЕХПУ, 1979г.).
5) Методы прикладной эвристики в практике учебного дизайна отражены во фрагментах учебного фильма "Эксперимент" (созданного на базе ЭУК ЛЕХПУ в 1976г.).
6) Занятия по проблемам эвристики проводились на постоянно действующем семинаре для работников ленинградской промышленности в ЛДНТП.
7) Основные положения диссертации докладывались и рассматривались:
- на общегородской межвузовской конференции "Научно-техническая революция и художественное конструирование" (1974г.);
- на внутривузовской конференции профессорско-преподавательского состава ЛВХПУ им.В.И.Мухиной "Проблемы подготовки художниковх) Курс, организованный для апробирования новых методов обучения дизаину, функционирует на факультете промышленного искусства ЛВХПУ им.В.И.Мухиной.
См.Лукин Я.Н. "В Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им.В.И.Мухиной" Т.Э., 1976, № 3-4; Опыт работы экспериментального курса ЛЕХПУ им.В.й.Мухиной по подготовке цизайнеров.-В сб.:"Практика художественного конструирования". ЛДНТП, 1977.
-конструкторов, работающих на перспективу" (1976г.);
- на республиканском совещании "Метоцы решения консгрукгорско--изобрегательских зацач" (г.Рига, 20-21 сентября 1977г.), в докладе "Методы эвристической активизации творческого поиска решений в дизайне".
8) Методы эвристики (системно-логической организации идей) в дизайне, предложенные автором использованы:
- В коллективной научно-исследовательской дизайнерской разработке, связанной с проблемой жизнеобеспечения в экологически замкнутой среде (тема, включенная в план НИСа 1977-1979 г.г., заказчик -ЛеНЗНИИЭП);
- в дипломной работе студента Михайленко В.И. "Многофункциональная фотооптическая система", 1977г.);
- в студенческой НИР "Организация кабинета профориентации по дизайну" (конференция СНО ЛВХПУ им.В.И.Мухиной, 1977г.) и др.
9) Методы прикладной эвристики отрабатывались и закреплялись при проведении экспериментальных учебных заданий и специальных упражнений на основном отделении промышленного искусства с 1971г. по настоящее время (начиная с 1974г. в ЭУК).
10) Результатом научного исследования являются материалы, необходимые для практического применения (включены в приложение к диссертации: программа курса прикладной эвристики, иллюстрированные методические таблицы, терминологический словарь методов и принципов творчества, типовая карта эвристического метода - справочник проектировщика). Проведенное исследование является составной частью раздела плана НИР вуза - темы 8М-75- "Методика организации и проведения экспериментального учебного курса по специальности 2230 "Промышленное искусство".
По теме диссертации опубликовано 7 статей в сб.ЛЖПУ, ЛДНТП (о-во "Знание"), ВНИИТЭ, ЛагШИНТИ (г.Рига) общим объемом свыше 2-х печатных листов. Сданы в печать 2 работы, включенные в план издания ЛЕХПУ 1978-1979 г.г. (общим объемом 4 печатных листа).
Список научной литературыКлубиков, Борис Иванович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений изд.2-е, т. 13.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений изд. 2-е, т.23.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений изц.5-е, г.45.
4. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., "Политиздат", I97S.
5. Конституция (основной закон) СССР, статья 47, М., "Политиздат", 1977.
6. Александров А. "Методика деструктивной отнесенной оценки.• В кн.: 1У Киевский Симпозиум по науковедению и научно-техническому прогнозированию. Тезисы докладов, Киев. 1972.
7. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., "Московский рабочий". 1973.
8. Анализ тенденций и прогнозирование научно-технического прогрес-г са. Киев.-"Наукова цумка""\ 1967.
9. Артемьев Е.И., Кравец Л.Г. Изобретательство, новая техника, управление. М., "Экономика", 1974.
10. Ю.Архимед. Сочинения. М., Физматгиз, 1962.
11. И.Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., Политиздат, 1972.
12. Бабат Г. Сбывшееся и несбывшееся. В сб."Пути в незнаемое".1962.
13. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования. М., Из-во Литературы по строительству. 1969.
14. Беляев Е.А. "Роль аналогии познаний" автореферат дисс. на соискание уч.степени кандидата философских наук. М., "Московский университету 1967.
15. Берг Е.А. Состояние и перспективы развития программированного % , обучения. М., 1966.
16. Бернал Дж. Мир без войны. М., из-во Иностранной литературы.I960.
17. Библиотека программ систематической эвристики для ученых и инженеров. Йошкар-Ола. Марийское книжн.изд-во. 1974.
18. Бирюков Б.В., Геллер E.G. Кибернетика в гуманитарных науках. М. "Наука", 1973.
19. Блох М.А. Творчество в науке и технике. Иг., 1920.
20. Боно Э.де "Рождение новой идеи". М., "Прогресс", 1976.
21. Буш Г.0. Агрегатирование метод технического творчества. Лат. НИТИ, Рига, 1969.
22. Буш Г.О. Методы технического творчества. Рига. Лиесма. 1972.
23. ЗЗ.Буш Г.О. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига. Лиесма. 1974.
24. Буш Г.О. Основы эвристики для изобретателей (Учебно-методическое пособие для народных университетов технического творчества). Рига, "Знание", 1977, ч.1.
25. Бэкон В. Новый органон. Соцэкгиз. 1935.
26. Винчи Л.де. Избранные естественно-научные произведения. М., Изц-во АН СССР, 1955.
27. Винер Н. Я-математик. М., 1967.
28. Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. М. "Сов.Россия",1972.
29. Вычислительные машины и мышление. Пер.с англ. "Мир", 1967.
30. Гвишиани Д., Лисичкин В. Прогностика. М., "Знание", 1968.
31. Гильце В., Штарке К.Д. Идеи необходимы. "Техника и наука". М., "Профизцат", 1973, №2-3.^
32. Глазычев В. О дизайне. М., "Искусство", 1970.
33. Глазычев В. Не сотвори себе машину. "Знание-сила", М., "Знание", 1974, № 4.
34. Глушков В.Н. Наука управления наукой.- "Коме.правда", 21 декабря 1976г.
35. Гмошшский В.Г. Meтопологические основы инженерного прогнозирования. М. ШЕТ АН ССОР 1970.
36. Грабовенко Ю.А. Опыт применения фотографии как средства художественного конструирования в промышленности. В сб."Опыт применения средств художественного конструирования в промышленноети'.' ЛДНТП-ЛВХПУ, 1975.
37. Григорьев Э.П. Проблемы комплексной автоматизации процессов проектирования. "Техническая эстетика", 1968, № 6.
38. Григорьев Э.П., Переверзев Л.Б. Будущее дизайна. В сб.: "Основы технической эстетики". М., ВНИИТЭ, 1970.
39. Григорьев Э.П., Федоров М.В. Программирование в дизайне. В сб.:i I
40. Основы технической эстетики". М., ВНИИТЭ, 1970.
41. Давыдов В., Кудрявцев Т. Алгоритм Архимеда. -"Комсомольская правда", 18 марта 1977.
42. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. М., "Мир", 1976.
43. Диксон Дж.Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений, М., "Мир", 1969.
44. Дижур А.Л., Мунипов В.М. Художественное конструирование: состояние и перспективы. М., "Знание", 1976.
45. Елютин В., Горизонты высшей школы. "Правда", 25 февраля 1975г.
46. Иванов В., Корчагин П., Мозговая атака в исследовании операций. "Наука" и жизнь", 1969, В II.
47. Кант И. Критика чистого разума. Спб., 1915.
48. Касаткин Л. Эвристические методы в исследовании сложных систем. В сб.: "Математическое моделирование жизненных процессов". М., "Мысль", 1968.
49. Кедров Б.П. О теории научного открытия. В кн.:"Научное творчество", М., "Наука", 1969.
50. Кларк А. Черты будущего. М., "Мир", 1966.
51. Клубиков Б.И. Эвристический аспект процесса композиции. В сб.: "Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве". ЛДНТП, "Знание", 1973.
52. Клубиков Б.И. От качества проектирования к качеству проектируемого. В сб.:"Роль художественного конструирования в повышении качества промышленных изделий". ЛДШШ, "Знание", 1974.
53. Клубиков Б.И. Методы прикладной эвристики в проектировании. В сб.: "Опыт применения средств художественного конструирования в повышении качества промышленных изделий", ЛДНТП, "Знание", 1975.
54. Клубиков Б.И. Методы прикладной эвристики при обучении дизайнеров. В сб.: "Худозсественно-конструкторское образование", М., ВНИИТЭ, 1976, № 13.
55. Ковалев В.А. Техническое творчество и его приемы. Л., "Лениз-цат", 1965.
56. Ковалев В.И. В поиске нового. "Лениздат", 1975.
57. Кольман Э. Бернард Больцано, изд-во АН СССР. М., 1955.
58. Краткий психологический словарь-хрестоматия. М., "Высшая школа", 1974.
59. Кулютин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М./Педагогика", 1970.
60. Дазарев Е.Н. Художественное конструирование в системе эстетической деятельности. Ученые записки ЛВХПУ. 1970. № I.
61. Лазарев Е.Н. Бионимические принципы архитектурного структуро-образования. Ученые записки ЛВХПУ, 1971, вып.З.
62. Лазарев Е.Н. Биоантропологические предметы в системе подготовки дизайнера. В сб.: "Вопросы художественно-конструкторского образования". М., ВШИТЭ, 1971, № 3.
63. Лазарев Е.Н. Единство органического начала в технике и художественном конструировании. ЛДНТП, "Знание", 1971.
64. Лазарев Е.Н. Технический прибор как инструмент культуры. В сб.: "Художественное конструирование промышленных изделий в приборостроении". ЛДНТП, 1973.
65. Ланда Л.Н. "Алгоритмизация в обучении". М., "Просвещение", 1966.
66. Лебедев Ю., Вознесенский С., Гоцирицзе 0. От бионических структур к архитектуре. М., "Знание", 1971.
67. Левинеон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве -"Творчество", Пг., 1923.
68. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый виц экономии мысли. "Вопросы теории и психологии творчества", т.I. Харьков, 1907.
69. Линцсей П. Норман Д. Переработка информации у человека. М., "Мир", 1974.бЭ.Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., "Педагогика" , 1969.
70. Лисичкин В.А. Отраслевое научно-техническое прогнозирование. М., 1971.1 i -.•■ . . . i i ч^
71. Лисичкин В.А. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., "Экономика", 1974.
72. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М-Л, т.1, 1950.
73. Лук А.Н. Творчество. "Наука и жизнь", М., "Правда", I973.№ I.
74. Лук А.Н. По ступеням творчества. -"Смена", 16 октября 1975г.
75. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., "Политиздат", 1976.
76. Мамыкин И.П. Аналогия в техническом творчестве. Шнек, "Наука и техника". 1972.
77. Материалы до обмену опытом работы общественных университетов и школ технического творчества. Постановление Президиума ЦС ВОИР, протокол $ 34 от 21 февраля 1962г. Рига, ЦС и ЛРС ВСИР, 1962,
78. Материалы конференции по проблеме способностей. Институт общей и педагогической психологии АПН СССР (декабрь 1970), М., 1970.
79. Методы поиска новых технических решений. Йошкар-Ола, Марийское книжн.из-во, 1971.
80. Миллер Л., Приборам К., Галантер Ю. Планы и структура поведения. М., 1964.
81. Минский М. На пути к искусственному мышлению. "Труды института радиоинженеров США". 1961, В I.
82. Напалков А.В. Эвристическое программирование. Ростов-на-Дону. 1971.
83. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М., "Искусство", 1971.
84. Несмеянов А.Н. Знать это значит победить. В кн.: "Наука и молодежь", М., АН СССР, 1958.
85. Никанцров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М., "Наука", 1970.
86. Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельности. В кн.: "Художественное и научное творчество". Л., "Наука", 1972.
87. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., "Сов.радио", 1967.
88. Основы вузовской педагогики. Изд-во Ленинградского университета. 1972.
89. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., "Прогресс", 1973.
90. ЭО.Переверзев Л.Б., Антонов P.O. Анализ опыта зарубежного дизайна.
91. В сб.: "Техническая эстетика", М., ВНИИГЭ 1974, Л 7.
92. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности, I., "Знание",1978.
93. Платон. Сочинения. В 3-х т., М., 1968.
94. ЭЗ.Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1957.
95. Пойа Д. Как решать задачу. М., "Учпедгиз", I96X.
96. Пойа Д. Математическое открытие. М., "Наука", 1970.
97. Половинкин А.И. 0 месте задачи автоматизации изобретательского творчества в проблеме создания искусственного разума. В кн.: "Эвристика и искусственный интеллект". Вып.1, Киев, АН УССР, 1969.
98. Половинкин А.й. Алгоритм поиска глобального экстремума при проектировании инженерных конструкций. "Автоматика и вычислительная техника", 1970, II 2.
99. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., I960. ЭЭ.Пономарев Я.А. Симпозиум "Проблемы научного и технического творчества". "Вопросы психологии", 1967, № 6.
100. Пономарев Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии "Проблема научного творчества в современной психологии". М., 1971.
101. Программа курса "Методика технического творчества".-В кн.: "Программы и рекомендации для народных университетов технического творчества Латвийской ССР", Рига, ЛРС ВОИР, 1969.
102. Психологические исследования творческой деятельности, (под ред.O.K.Тихомирова). М., "Наука", 1975.
103. Пуанкаре А. Наука и метод. Спб.,1970.
104. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М-Л.,1965.
105. Пушкин В.Н. Эвристика-наука о творческом мышлении. М., 1967.
106. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся.М., 1961.
107. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., Учпедгиз, 1935.
108. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., АН СССР, 1958.
109. ПЭ.Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте. В кн.: "Художественное и научное творчество". Л., "Наука", 1972.
110. Рябушин А., Богданов Е., Паперный В. Жилая среда как объект прогнозирования. М., ВНИИТЭ, 1972.
111. Сборник задач и упражнений по методике изобретательства. Баку, 1970.. »
112. Скатерщиков В.К. "ХХУ съезд КПСС и проблемы эстетики". М.,1. Знание", 1977.
113. Соловьев Ю. 0 взаимосвязи техники, науки и искусства. -"Техническая эстетика", 1968, № 8.
114. Стефанов Н., Яхиел Н., Качаунов С. Управление. Моделирование. Прогнозирование. М., "Экономика", 1972.
115. Страхов И.В. Проблемы и методы психологии творчества. В кн.: "Вопросы психологии творчества". Саратов, Госпединститут, 1968.
116. Сунягин Г.Ф. Что такое "эстетическая культура?" В сб.: Эстетическая культура советского человека. Л., 1976.
117. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. (Опыт теоретического и экспериментального исследования). Ав-тореф. дисс. М., 1967.
118. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебная программа ЦК ЛСКМ Азербайджанского PC ВШР. Баку, 1970.
119. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
120. Трусов А.Н. Памятка для слушателей семинара на тему: "Методы решения изобретательских задач". Челябинский облсовет ВОЙР. 1908.
121. Управление познавательной деятельностью учащихся. Из-во Московского университета. 1972.
122. Учебный план Рижского общественного института патентоведения РОИЛ, Рига, 1966.
123. Учебные планы, программы и педагогический опыт обучения метоцике технического творчества JIPC ВОИР, Рига, 1971..1 ^
124. Философский словарь. Изд.3-е (под рец.М.М.Розенталя). М., Политиздат, 1972.
125. Ханзен Ф. Основы общей методики конструирования. Л., "Машиностроение", 1969.
126. Хельмске Н., Фрей Отзю. Оболочка и пространственные конструкции в природе и технике. "Современная архитектура", 1963, Л 4.
127. Хилл П. Наука и искусство проектирования. М., "Мир", 1973.
128. Холл А, Опыт методологии для системотехники. М., "Сов.радио", 1975.
129. Хорев В.И. Отраслевое научно-техническое прогнозирование. М., 1971.
130. Хорев В.И. Эвристическая интуиция в научном поиске. Пермское книжное из-во. 1973.
131. Чавчанидзе В.В. Материалы научных семинаров, т.46, вып.1. Тбилиси, 1965.
132. Чудаков В.М. Воспитание наукой. "Ленинградская правда", 27 апреля 1976г., № 96.
133. Шубин В.А. Метоцы решения изобретательских задач (учебно-методическое пособие цля преподавателей и цля заочного обучения) Лен.облсовет ВОИР, Л., 1969 (на правах рукописи).
134. Эйлорат Т. Приемы настройки творческого инженерного коллектива. "Изобретатель и рационализатор", 1970, № 5.
135. Эйрес Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. М., "Мир", 1971.
136. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Сп.б., 1910.
137. Юсов Б.П. Проблемы творчества в американской теории художественного воспитания. Теория и црактика эстетического вое питания в США. В кн.: "Искусство и цети". М., "Искусство", 1969.
138. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М-1,В0И. 1934.
139. Ямпольский С.М., Лисичкин В.А. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., "Экономика", 1974.
140. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., "Просвещение", 1974.
141. Ярошевский М.Г. Наука как предмет психологического исследования. "Проблема научного творчества в современной психологии" М., 1971.
142. Alger J.P., Hays C.V., "Creative Synthesis in Besign% Preutke Hall, Englwood Cliffs, H.Y., 1964.
143. Arnold I.E. Creativity in engineering In: Creativity: an examenation of the creativity process. H.Y., Hastige House, 1959.
144. Ayers H.U. Technology and the Prospects for World Pood Production report HI- 640-DP. (Eev-2) Hudson Institute,• Harwoit-on-Hudson, H.Y., 19 April, 1966.
145. Brech H. Britain 1984: Unillver* s Forecast An Experiment in the Economic History of the Future, Davton, Longman and Todd, London, 1968.
146. Buds H., Belostoekis K. Produkcijds kvalitate on tas celsanas methodes, Riga, "Liesma", 1969.
147. Campbell D.T. A Typology of Tests, Projective and Otherwise, * G. Consult. Psych." 1957, v 21, p. 207-210.
148. Green E.I. Creative Thinking in Scientific Work, Electrical Engineering, vol 73» June 1954.
149. Drolle H. nLe raisonnement par analogie" Paris, 1949.
150. Fange E.K., Professional creativity. Englwood Cliffs, I.Y.,
151. Prentice Hall, Inc., 1960.
152. Gabtiel H.W. Techniques for creative thinking for management. Englwood Cliffs, Prentice Hall, Inc., 1962.
153. Glide W., Starke C.D. Ideen mass man haben. L-I-B. Urania Verlag, 1969.
154. Gordon W.I.I. Synectics: The development of creative imagination. I.Y., Harper, 1961.
155. Grawford H.P. The techniques of creative thinking. How the use your ideas to achieve Success. Veils, Vermont, Faser Publ. Co., 1964.
156. Kahn H., On Alternative World futures; Issues and Themes, Report HI. 5t5 - D for the Martin Company, Hudson Institute, Harmon - an Hudson, H.I., 20,1. May, 1965.
157. Kahn H., Wiener A., Toward the rear 2000: A Framework for Speculation, New York, Macmillan, 1967*• 168.
158. Matehett B., Briggs A.H. Practical Design Based on Method. In: The Design Method. London, Butterworths, 1966.
159. McCrory E.I. The design method in practice* In: The design method. London, Butterworths, 1966.170.
160. McPherson I.H. Environment and training for creativity. In: Creativity: Progress and Potential, C.W. Taylor (ed.) H.Y., San Francisko - Toronto - London, 1963.171.
161. Muller J. Grundlagen der systematischen Heuristik. Berlin. Dietz, 1970.
162. Oshorn A.F. How to get ideas? Lincoln. University Associates, 1950.13.0sborn A.P. Applied Imagination; principles and procedures of creative thinking. Й.У., 1953.14.0s"bom A.F., Applied imagination Hew York, Charles Sribner's Sons, 1963.
163. Prince G.H. The practice of creativity. I.Y., Harper and How, 1970.179 •Rickards T* "Brainstorming an Band D enviroment (1969 -1972). "RaD management". Oxford, 1973, vol. 3, H.3
164. O.Bohr bach B. lie man methodisch Problems findet (oder » erfindet) "Form", 1973, N 61.
165. Bossman I. Industrial Creativity: The psychology of the inventer. N.Y. University Books,1964.
166. Taylor C.W. (0d) Widening horizons in creativity. The proceedings of the fifth Utahи creativity research conference. 5.Y., 1964.
167. Tit S. Hewristika strahka stanoveni problemn a sposoby jen© reseni. "Vynalazy", 1967, N 10.
168. Walles G. The art of thought. E.Y., 1926.
169. Whiting Ch.S. Creative thinking. Ж.Т., Beinhavol, 1958.
170. I86.Zwic.cy P., Morphology of Propulsive Power, Monographs on Morphological Research, H I Society for Morphological Research, Pasadena, Calif., 1962.