автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Аутлева, Фатима Аминовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Аутлева, Фатима Аминовна

Введение

Глава I. А.Евтых. Дилогия «Баржа» и «Бычья кровь»

1.1. Общее и особенное в нравственно-философском осмыслении народной жизни в художественной системе А.Евтыха

1.2. Нравственно-философская концепция быта и бытия в дилогии «Баржа», «Бычья кровь»

1.3. Художественный образ революционного времени в дилогии

1.4. Религиозно-духовный аспект народного сознания в «Барже» и «Бычьей крови»

1.5. Символика красного цвета в дилогии

1.6. Фольклорно-эпические и литературные формы выражения авторского сознания

Обобщения и выводы

Глава II. Ю.Чуяко. Роман «Сказание о Железном Волке»

1.2. Художественный мир писателя и роман «Сказание о Железном Волке»

2.2. «Сказание о Железном Волке» как жанр новописьменной прозы

2.3. Легенда о двух кузнецах и сказание о роде Мазлоковых

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Аутлева, Фатима Аминовна

Проблемы национального своеобразия художественного мышления народа, как пишут К.Шаззо и Р.Мамий в «Истории адыгейской литературы»1, включают в себя и всегда актуальную проблему «фольклор и литература». Она остается важной для литературы любого «возраста», особенно емка и многозначна для новописьменных литератур, какой является адыгейская. Суть проблемы - оценка роли фольклора в духовном сознании и творчестве адыгов, понимание специфики взаимодействия фольклорного и литературного сознания на разных этапах письменного творчества, характер трансформации фольклорных форм и литературных приемов в процессе этого взаимодействия и др.

Своего рода итог разноречию в оценке адыгского фольклора в историческом ракурсе (на обозримом пространстве XX века) дан в «Истории адыгейской литературы»: «Тот, кто отрицает роль фольклора в духовном развитии нации, не только субъективен и активно космополитичен, но агрессивно антигуманистичен - это аксиома. Фольклор всегда влиял, влияет и будет влиять на наше духовное и художественное сознание, как бы осознанно и последовательно мы ни сопротивлялись этому процессу»2.

Проблеме взаимодействия литературы и фольклора посвящены исследования адыгских литературоведов и суждения писателей второй половины XX века: А.Алиевой, С.Аутлевой, Л.Бекизовой, Т.Керашева, Д.Костанова, У.Панеша, Т.Чамокова, А.Схаляхо, Ю.Тхагазитова, Х.Хапсирокова, Ш.Хута, К.Шаззо, А.Шортанова и др.

В этом огромном совокупном труде решена однозначно проблема оценки роли фольклора, приближена к решению проблема фольклорных и литературных взаимодействий. Последняя, развиваясь по ступеням

1 Шаззо К.Г., Мамий Р.Г. Введение// История адыгейской литературы. - Майкоп: Меоты, 1999. - С.9.

2 Там же. С. 10. 5 формирования новописьменной литературы, включает и проблему освоения фольклорных традиций, опыта более зрелых литератур. Как пишет Т.Чамоков, на первой ступени (20-е - 30-е годы) «освоение национальной художественной традиции и учеба у мастеров слова. происходит одновременно»3. Причем здесь традиции русской литературы играют ведущую роль. «Освоение же опыта мировой литературы, даже опыта литератур региона, близких по историко-этническим признакам, происходит в них позже - в период начала движения к зрелости (в 50-е - 60-е годы)»4.

Т.Чамоков справедливо отмечает, что представление о народном творчестве «становится более широким и емким», «изменяются формы взаимодействия традиций народного эпоса и литературы». Если на первых порах «соединение двух эстетических систем - фольклорной и литературной - носило преимущественно механический характер», то к 60-м годам был, в основном, завершен «период «иждивенческой» зависимости писателей адыгских литератур от фольклора» (заимствований, творческой обработки фольклорных жанров и т.п.)5.

Литературно-фольклорные связи перешли в качественно новое состояние, в котором фольклорные традиции становятся органической частью литературной художественной системы. Это явление «меньше всего поддается научному анализу в современных исследованиях. Если фольклоризм на начальном этапе молодых литератур характеризуется достаточно полно, то современные его формы очерчиваются весьма обще и приблизительно»6.

Новый этап в научном осмыслении проблем адыгского фольклора, его взаимодействия с литературой обозначился в исследованиях З.Налоева и Ю.Тхагазитова. Кабардинские ученые рассматривают адыгское духовное наследие как единое целое, как явление, возникшее и сложившееся в период

3 Чамоков Т. В ритме эпохи. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - С. 104.

4 Там же.-С. 106.

5 Там же. - С. 107.

6 История адыгейской литературы. - Майкоп: Меоты, 1999. - С.21 - 22. 6 формирования архетипов народа, архетипов его мировоззрения. З.Налоев видит истоки современного искусства в древнем институте джегуако7, в поэтических творениях которых «отражались нравы, дух, верования, психология народа, т.е. духовное и художественное сознание адыгов». о

Ю.Тхагазитов расширяет сферу проявления воздействия фольклора на новописьменную литературу, «включая в этот процесс древнейшие формы творчества, как космогонический миф, ритуал, этикет адыгов, придавая им первостепенное значение в становлении архетипа адыга, архетипа его духовного сознания, а позднее - в становлении культурно-художественных, письменных традиций»9.

Таким образом, фольклоризм на новом этапе развития новописьменных литератур - проблема, находящаяся на первой ступени активной разработки. В этом плане существенный теоретический вклад сделан авторами «Истории адыгейской литературы» К.Шаззо и Р.Мамием, оценившими формы взаимодействия фольклорных и письменных традиций в исторической последовательности от начального периода до современного: использование внешних особенностей сюжетостроения и определенных средств художественной выразительности фольклора; стилизация народного стиха; переложения устно-поэтического сюжета на язык письменной литературы; разработка фольклорно-религиозных основ литературы, художественное воплощение национально-духовного сознания, прежде всего, в типе адыга, характере его самоощущения в мире. Последние формы, так или иначе проявляясь в творчестве Т.Керашева, М.Паранука, стали доминирующими в романном эпосе А.Евтыха, Ю.Чуяко, Н.Куека, создателей адыгейского философского романа.

Анализ названных форм требует, прежде всего, обращения к значительным проблемам современного многонационального романа.

7 Налоев 3. Этюды по истории культуры адыгов. - Нальчик, 1985. - С.З.

8 Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик, 1994.

9 История адыгейской литературы. - Майкоп: Меоты, 1999 - С. 22. 7

Роман как эпический жанр наиболее самодостаточен из всех литературных жанров, идет ли речь о психологической разработке характеров или философском осмыслении быта и бытия. И всякий истинный роман изначально философичен, так или иначе являясь плодом размышлений автора о жизни и смерти, добре и зле, о месте личности в окружающем ее мире, совместимости государственного и человеческого, пользы и необходимости. И хотя существует особая жанровая ветвь художественной прозы, где решаются проблемы бытия, именующаяся философским романом, достижение полноты эстетических решений в этом жанре, как правило, -идеал, отдаленная точка писательских стремлений. Эта мысль может быть проиллюстрирована кратким экскурсом в историю европейской и русской литературы. Вольтер, Гете, Достоевский - в начале биографии философского романа; А.Франс, Т.Манн, Л.Леонов - некие пики его современного развития.

Русская философская проза советского периода унаследовала от русской классики XIX века традицию сосредоточения внимания на этических проблемах. Наука выделяет следующие жанрово-стилевые тенденции:

1. Лирико-философская (М.Пришвин, В.Крупин, В.Астафьев);

2. Гротескно-фантастическая (М.Булгаков, Ч.Айтматов, В.Тендряков, В.Орлов, В.Пелевин и др.);

3. Философско-эпическая (Л.Леонов, Ю.Бондарев, В.Белов, С.Залыгин, П.Проскурин, В.Распутин).

Причем этическая проблематика в каждом жанровом образовании философской прозы обретает свои ракурсы, диктуемые идейно-тематическими предпочтениями и индивидуальными художественными склонностями авторов.

Так, в лирической прозе М.Пришвина прослеживаются связи между человеком и природой, общей целью человечества и национальной судьбой; 8 в творчестве В.Астафьева резко обнажается конфликт между ноосферой и биосферой.

Традиционный дуализм добра и зла, знания и невежества, прекрасного и безобразного в формах сочетания сатирического и фантастического, абсурдного и реального, но не с использованием библейских образов, как у М.Булгакова, а образов русского фольклора находит место в сатирических повестях - сказках В.Шукшина («До третьих петухов», «Точка зрения»), в повестях В.Крупина.

Философско-драматическая, философско-эпическая линия у Л.Леонова не раз пересечется с другими (лирической, гротескно-фантастической -«Вор», «Дорога на океан», «Русский лес») и вберет в себя гносеологические проблемы, вопросы теории познания законов Земли и Космоса, решение натурфилософских задач и др. Ставя задачу «высветить из вечных потемок сокровенные глубины бытия», Л.Леонов подчиняет ей роман «Пирамида». Проявляя углубленный интерес к внутренним процессам рационального и интуитивного в душе человека, писатель разрабатывает свою поэтику. Характерная ее особенность - интеграция событий истории по законам философского жанра (помимо социального аспекта, вводятся категории, характерные для эпопей, - «национальный опыт», «национальный дух», «национальное наследство», осмысление в грандиозной и трагической перспективе судеб планеты).

В настоящее время философский жанр строится на разработке двух глобальных тем современности: война и мир, человек и природа. В их рамках делаются попытки раскрыть тип общественной детерминированности отдельной человеческой судьбы с ходом исторического развития на изломе XX века. Особо привлекают писателей пути постижения новых видов взаимосвязей на стыке социального и природного факторов. Главный вопрос «что есть человек?» - решается теперь в соотнесении с биосферой и ноосферой, а не только с социально-экономической средой. 9

Место «геооптимизма» первого пятидесятилетия XX века в трактовке темы «человек и природа» сейчас занимают трагические раздумья, пейзажи переходят в саму архитектонику, эстетику и стилистику произведения («Царь-рыба» В.Астафьева, «Прощание с Матерой» В.Распутина). Отображению современной эпохи как трагической отвечает и постижение другого кризисного состояния нашей планеты - социально-политического, как тревожного ощущения ядерного апокалипсиса. Неслучайно нынешняя литература о войне (В.Астафьев, Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов, Б.Васильев) все чаще использует жанр произведения-предостережения.

Лучшие романы 70 - 80-х годов - итог философских обобщений -символизируют расцвет социально-философского романа и повести (Ч.Айтматов, В.Астафьев, Ю.Бондарев, В.Быков, В.Распутин, С.Залыгин, В.Маканин и др.). Современная литература ориентирована на самые важные проблемы человечества и среди них: быть или не быть? Этот вопрос обретает невиданную прежде остроту, так как глобальные созидательные и разрушительные действия человека уравновешиваются с геологическими процессами.

В новописьменных литературах, в частности адыгских, - философская проза имеет достаточно убедительную предысторию, если ее начинать от творчества писателей-просветителей, то есть с XIX века. Безусловно, в их творчестве преимущественное внимание отдано истории и этнокультуре адыгов (Ш.Ногмов, Султан Хан-Гирей, Адиль-Гирей Кешев), но вместе с тем, многие просветители даже первого поколения создавали художественные произведения (Султан Казы-Гирей, Султан Хан-Гирей, Адиль-Гирей Кешев, Юрий Кази-Бек (Ахметуков), в которых любое жизненное явление, частное или общественно-историческое, в авторской интерпретации поднималось над реалиями быта, побуждая к мысли, то есть, осмыслению бытия. Причем художественное осмысление ими нравственно-философских проблем адыгской жизни в прошлом и настоящем неизменно

10 имело качество постоянства, так как осуществлялось посредством обращения к мифологии, национальному фольклору, этнографии, художественным приемам русской и других литератур. Касаясь множества тем, оно чаще всего было сосредоточено вокруг проблем войны и мира, мухаджирства, свободы и рабства. И их художественные решения находили разную глубину реализации - от иллюстрации, так сказать, художественного комментария к проблеме (через диалоги или монологи героев и авторское повествование) до историко-философского строения (композиции) самого произведения, самого стиля. Безусловно, учитывая недостаточность опыта такого плана у авторов, трудно ставить им в вину немногочисленность или отсутствие философских произведений на рубеже XIX - XX веков.

Надо отметить также некоторые жанровые отличия просветительской прозы, где философия, как правило, опосредованно представлена в фольклорной образной системе.

Как отмечает ряд ученых (Т.Саськова, Ю.Тхагазитов), русскоязычные писатели-адыги, как и русские писатели XIX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.), представляли один «едино-раздельный» (по А.Лосеву) тип творчества, равнявшийся на русский «историко-культурный миф» о «золотом веке» как целостном мировосприятии горцев, «лишенном всеразъедающей рефлексии и скепсиса, отличающемся «органической связью черкеса с его народным и социальным миром», воплощающим то естественное состояние, которое было утрачено европейской культурой. Таковы поэмы М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей», кавказские стихи А.И.Одоевского, «Грузинская ночь» А.С.Грибоедова, «Долина Ажитугай» С.Кази-Гирея. В их основу положены не реалии, а народные предания. В них дается национальная романтическая «модель мира», заключающая мировидение автора. В них обозначены и основные архетипы национального космоса и поведения черкесов - бог, свобода, законы бытия, этика. Главное

11 свойство народно-национального характера» - бесконечная любовь к земле предков10.

Однако в «Измаил-Бее» М.Ю.Лермонтова «соединяются» реальный герой и легенды о нем, реальная природа Кавказа и ее романтическое восприятие, причем не только автором, но и лирическим героем -рассказчиком «восточной повести»11. Такой синтез реальной и легендарной истории Кавказа, понимание его как особого мира, живущего по своим законам, станет традицией в творчестве русскоязычных адыгов.

Через идеи просветительства русскоязычные писатели стремились найти пути дальнейшего исторического развития своего народа. Вот почему их привлекают руссоистская идея «естественного человека» в его преимуществах перед цивилизацией, идея природного равенства людей, ориентация на разум, как светоч для человека. В творчестве просветителей проповедуются идеи общечеловеческих ценностей, но отдаются предпочтения не европейской цивилизации, а природному миру.

Ю.Тхагазитов полагает, что «в общении с русской литературой адыгским просветителям удалось миновать длительный путь поисков путей и основ создания национальной литературы». Для этого они плодотворно воспользовались опытом русской литературы, а через нее, естественно, и некоторым опытом литератур европейских.

Опыт русской литературы оказался близок адыгским просветителям и потому, что она была выражением социальных исканий народа. Русскоязычная проза адыгов стала для народа «его социологией, историей, философией, этнографией»12. Это утверждение в полной мере относится к «Долине Ажитугай», «Персидскому анекдоту» С.Казы-Гирея, повестям-преданиям С.Хан-Гирея, «Истории адыгейского народа» Ш.Ногмова. Адыгский просветитель сумел через легенды и предания, историю и

10 Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996. - С. 59.

11 Там же. - С.61.

12 Там же. - С. 65 - 66.

12 топонимику родного края не только воссоздать его историю, но и осветить ее философской мыслью - прежде всего о единении адыгов. Этот путь национального самосохранения укреплялся культом эпического сознания народа и его этическими идеалами, которые в дописьменный период бытия народа находили выражение в фольклорно-мифологических формах.

Художественному народно-эпическому сознанию, каким оно проступало в произведениях просветителей, особенно Шоры Ногмова, присущи были органические взаимосвязи с родовым, патриархальным сознанием, выявляющимся в художественном творчестве. Духовный универсализм, синкретизм форм и типов сознания (языческого, религиозного, художественного, фольклорного), ориентация на мысль, мнение, просветительскую идеологию, а не на науку, как путь к идеальному общественному устройству - качества, отличающие адыгскую просветительскую литературу. Глубоко правы исследователи этого вопроса (З.Налоев, И.Тресков, А.Хакуашев, Ю.Тхагазитов), видящие соотносимость произведений первых просветителей с эпико-мифологическим сознанием народа, что отражается «в материале, структуре и образной системе произведения»13.

Оно отличается, как правило, точкой зрения автора, единством структуры, которая соединяет исторические сведения, описание частных событий с переводами - переложениями фольклорных произведений адыгов. Эта особенность придает произведению необходимую завершенность -свидетельство принадлежности произведения к литературе. Такого типа художественность скажется на некоторых особенностях эпических произведений русскоязычной литературы последнего поколения писателей-просветителей (Юрий Кази-Бек (Ахметуков) и первых произведениях адыгейской литературы, например, на ранней прозе И.Цея, позже

13 Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996. - С. 69.

13

Т.Керашева и А.Евтыха. Скажется и на первом романе Т.Керашева «Щамбуль».

Здесь новеллистическое строение напоминает циклы хабаров, опирающихся на одну - авторскую - точку зрения, а народно-эпическое сознание определяет общую нравственно-философскую мысль романа. Философское самосознание народа зачастую выражается через прямое изображение, через философию самосознания личности, индивидуума, через литературный психологизм.

Тот фольклорный материал, который в этом романе и далее использует Т.Керашев, можно разделить на четыре группы: исторический материал, этно-педагогический, философский и этнографический. Фольклор в произведениях Т.Керашева представляет эстетическую систему, несущую всегда просветительскую функцию.

Взаимодействуя с эстетической системой письменной литературы и исторической концепцией автора, фольклорная система на первой ступени развития романа берет на себя новые функции - политико-идеологические. Но, надо заметить, что в своеобразных речевых формах они и раньше, так и иначе, присутствовали в национальном фольклоре.

Философско-нравственная идея народной жизни во всех романах Т.Керашева, в эпической прозе Ю.Тлюстена, Х.Ашинова, А.Евтыха, И.Машбаша, Ю.Чуяко, Н.Куека в большей или меньшей степени несет на себе отсвет народно-эпического сознания, и эта особенность придает и современной адыгейской прозе своеобразную художественную характеристику.

В изучении качественного наращивания романной формы в адыгейской прозе, ее связей с фольклорной традицией методологически важные идеи были выражены и развиты литературоведами А.Схаляхо, М.Кунижевым, Е.Шибинской, Т.Чамоковым, К.Шаззо, У.Панешем, Ш.Хутом, Р.Мамием,

14

Х.Тлепцерше, молодыми исследователями М.Хачемизовой, Н.Дахужевой и др.

Значительную роль в плане развития интереса к нашей проблеме сыграли работы адыгских ученых А.Алиевой, Л.Бекизовой, Х.Бакова, М.Мижаева, К.Султанова, Ю.Тхагазитова, А.Хакуашева, Р.Хашхожевой и др.

В трудах А.Схаляхо14 исследованы предпосылки развития романной прозы в адыгейской литературе, фольклорные прозаические формы и творчество русскоязычных писателей конца XIX - начала XX вв. Автор тщательно проанализировал и обстоятельно изложил свою концепцию формирования первых адыгейских романов и их социально-нравственное содержание.

В работах Е.Шибинской15 изучено последовательное формирование идейно-эстетических особенностей новописьменного адыгейского романа в его взаимоотношениях с фольклорным и повествовательными жанрами, опытом русскоязычной прозы, литературной традицией; прослежена история современного адыгейского романа в свете традиций Т.Керашева, исследованы художественные особенности романов Ю.Чуяко.

Работы М.Кунижева16 внесли существенный вклад в формирование концепции развития ранней адыгейской литературы, в оценку ее идейно-художественного содержания, начиная с произведений писателей-просветителей. М.Кунижев одним из первых адыгейских литературоведов осваивал проблему взаимодействия национального фольклора и молодой литературы.

14 Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988; Устная литература индивидуального творчества, Ибрагим Цей и др.// История адыгейской литературы. - Майкоп, 1999.-Т.1.

15 Шибинская Е.П. Становление жанра в младописьменной литературе (Адыгейский роман): Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Тбилиси, 1968; Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман// История адыгейской литературы. - Майкоп, 2002. - T.2; Размышления над романом Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1995. - Вып. 9.

16 Кунижев М.Ш. Формирование жанров адыгейской литературы: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - М., 1971.

15

Последовательно развивая в ряде трудов идеи, связанные с проблемами современной северокавказской прозы, К.Шаззо17 акцентирует мысль не только на различии в соотношении фольклорных и письменных традиций, но и на специфике фольклорной эстетики и возможностях обогащения эпоса литературными приемами анализа внутреннего мира личности. Широкий взгляд на проблему «фольклор и литература», представленный в «Истории адыгейской литературы», во многом благодаря концептуальному изложению

1Я проблемы К.Шаззо и Р.Мамием , расширил наши представления о национальном своеобразии художественного мышления адыгейского народа, путях влияния на его духовное и художественное сознание.

В книгах Т.Чамокова19 глубокое внимание сосредоточено на соотношении с фольклоризмом романов Т.Керашева, А.Шортанова, А.Кешокова (повествовательность, принципы эпического параллелизма, народная точка зрения на событие), рассмотрены жанровые признаки исторической прозы А.Шортанова, И.Машбаша, отмечена постановка в их романах вопросов социально-психологического плана. Т.Чамоков высказывает ряд серьезных суждений о разных уровнях освоения традиций фольклора в адыгской новописьменной литературе, что всегда связано с «коренной перестройкой художественного сознания мастеров слова» (В ритме эпохи. Стр. 104). Ценно в трудах Т.Чамокова стремление классифицировать формы усвоения фольклорных традиций.

У.Панеш значительно продвинул адыгскую научную мысль относительно типологии героев и концепции характера в адыгской литературе. В работах У.Панеша20 несомненную пользу приносит молодым

17 Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы// История адыгейской литературы. Майкоп, 1999.-Г. 1.

18 Шаззо К.Г., Мамий Р.Г. Введение// История адыгейской литературы. - Майкоп, 1999. - Т.1

19 Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. - М. 1976; В ритме эпохи. - Нальчик: Эльбрус, 1985.

20 Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990; Тембот Керашев// История адыгейской литературы. - Майкоп, 1999. - Т.1

16 исследователям периодизация развития адыгской прозы, характеристики адыгейских романов Т.Керашева, И.Машбаша, А.Евтыха.

В методологическом плане и в практическом анализе адыгской романистики значителен вклад в науку трудов Р.Мамия21, М.Хачемизовой22.

В контексте тех или иных проблем адыгейского романа молодыми учеными осуществлялось изучение некоторых романов А.Евтыха23, исторических романов Т.Керашева, И.Машбаша24 и Ю.Чуяко25.

Автор предпринял данное исследование, также опираясь на проделанную адыгскими учеными работу, представленную в монографии

•у/г

Мир культуры адыгов: проблемы эволюции и целостности» , а так же с учетом трудов А.Алиевой, Л.Бекизовой, Х.Бакова, Ю.Тхагазитова и других.

Однако в адыгейском литературоведении нет монографического исследования по проблеме связи нравственно-философских аспектов современного романа с народно-эпическим и литературным художественным сознанием.

Интерес к теме мотивирован ее злободневностью и недостаточной разработанностью в национальной литературной науке проблем современного нравственно-философского романа. Этим объясняется актуальность темы исследования.

Объект исследования - адыгейские романы А.Евтыха «Баржа» и «Бычья кровь», Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке».

Материал исследования - адыгейская романистика последних двух десятилетий, труды крупных отечественных литературоведов,

21 Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа. - Майкоп, 1974; Аскер Евтых// История адыгейской литературы. -Майкоп, 2002. - Т. 2.

22 Хачемизова M.H. Художественная концепция человека в творчестве Т.Керашева: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Тбилиси, 1990.

23 Маргания Л.Е. Поэтика произведений русскоязычных писателей Абхазии и Адыгеи: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Майкоп, 1996. Хуажева Н.Х. Художественная концепция личности в прозе А.Евтыха: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Майкоп, 1999.

24 Дахужева Н.А. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Майкоп, 2000.

25 Хуако С. Когда уйдут Тхагаледж и тот, кто.// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. -Майкоп, 2001.

26 Мир культуры адыгов: Проблемы эволюции и целостности/ Под ред. Р.Ханаху. - М., 2002.

17 фольклористов и культурологов: А.Алиевой, Л.Бекизовой, Р.Бикмухамедова, Г.Гачева, Д.Лихачева, Р.Мамия, У.Панеша, А.Схаляхо, Ю.Тзагазитова, Х.Хапсирокова, Ш.Хута, К.Шаззо, А.Шортанова.

Гипотеза исследования - изучение нравственно-философских проблем современного адыгейского романа может привести к позитивным результатам при условии реализации новых подходов к проблеме - в данном случае через исследование взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного сознания в художественной системе произведения.

Цель исследования - анализ специфики взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного художественного сознания в нравственно-философских аспектах адыгейского романа двух последних десятилетий (А.Евтых, Ю.Чуяко).

Задачи исследования

- осмыслить проблему взаимосвязи литературы и фольклора в художественном произведении новописьменной литературы;

- изучить особенности формирования философских аспектов романов последнего двадцатилетия в русской и адыгских литературах;

- проследить художественное конструирование философской модели адыгской жизни в просветительской литературе XIX - начала XX вв.;

- исследовать взаимоотношения фольклорно-эпического и литературного сознания в художественной реализации нравственно-философских идей народной жизни в романах А.Евтыха «Баржа» и «Бычья кровь»;

- рассмотреть нравственно-философский аспект художественного изображения народной жизни в свете взаимодействия фольклорного и литературного сознания в романе Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»;

- определить общее и особенное в художественной реализации философской модели народной жизни в романах А.Евтыха и Ю.Чуяко.

18

Методологической основой диссертационного исследования явились труды М.Бахтина, В.Проппа, Д.Лихачева, Е.Мелетинского, Г.Поспелова, Л.Тимофеева, М.Храпченко, а также теоретические положения в работах З.Османовой, У.Панеша, К.Шаззо, Ш.Хута.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые предпринята попытка исследования нравственно-философских содержательных сторон современного адыгейского романа в соотнесенности с мифо-фольклорной и литературно-художественной культурой.

Работа строится на результатах, добытых теоретическим, текстологическим и художественным анализом романов А.Евтыха и Ю.Чуяко, не исследованных в литературоведении в ракурсе означенной проблемы.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности через его посредство углубить концепцию нравственно-философского содержания адыгейского романа, представить в конкретном анализе наши теоретические соображения о взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного сознания.

Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования в процессе структурирования курса истории адыгейской литературы в вузах и в школе, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по современной национальной литературе и адыгейскому роману.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Философская модель адыгской жизни в просветительской литературе XIX - начала XX вв. является исходной для осмысления нравственно-философских проблем современного адыгейского романа.

2. Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в романах А.Евтыха «Баржа» и «Бычья кровь» рассматривается нами как эффективное средство художественного осмысления нравственно

19 философских идей народной жизни и выводит дилогию к новому в адыгейской литературе типу философского романа.

3. «Сказание о Железном Волке» Ю.Чуяко принадлежит к новым жанровым образованиям (роман-сказание), соединяющим на новой ступени развития современного романа художественные достижения фольклора и литературы.

4. Романы А.Евтыха и Ю.Чуяко принадлежат к философским романам. Достоверность результатов обусловлена использованием основополагающих трудов литературоведов, фольклористов, этнографов.

Апробация работы - диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории литературы и журналистики и кафедры адыгейской филологии Адыгейского государственного университета. Материалы исследования освещались на внутривузовских (Майкоп, 2001), региональных (Карачаевск, 2001; Майкоп, 2003) и всероссийских (Нальчик, 2003) научных конференциях. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях автора.

Структура и объем диссертации - диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа"

Выводы

Во второй главе, посвященной анализу романа Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке» с точки зрения соотнесения в нем фольклорно-эпического и литературного сознания, рассмотрены те аспекты концепции диссертационной темы, которые, на наш взгляд, отвечают нашей задаче.

А именно: определено место «Сказания о Железном Волке» в художественном мире писателя, преемственность нравственно-философских идей, присущих всему творчеству писателя (2.1). Охарактеризованы жанровые стороны произведения, позволяющие отнести его к роману своеобразной модификации - роману-сказанию (2.2). Исследованы легенды: О двух кузнецах (2.3.), О джегуако (2.4.), О Железном Волке (2.5) и Сказание о роде Мазлоковых (2.3) - воплощающие синтез двух типов художественного сознания (фольклорно-эпическое и современное литературное). Причем анализ их взаимосвязи, выявляющей нравственно-философскую проблематику романа, изложен в каждом из перечисленных параграфов и завершен в 2.6, специально посвященном этим проблемам.

145

Заключение

Романы А.Евтыха и Ю.Чуяко, представляя собой яркое явление в современной адыгейской романистике, отличаются типическими для нее качествами, свидетельствующими о новой ступени восхождения адыгейского литературного эпоса к художественному воплощению национальной духовной жизни, народного самосознания. Об этом свидетельствуют и романы Н.Куека, И.Машбаша, П.Кошубаева, С.Панеша и других писателей среднего и молодого поколений. В интересующих нас романах индивидуально своеобразное и вместе с тем общее в художественном мировидении авторов подтверждает закономерность и поисков, и достижений, стабилизацию их в новых жанровых модификациях национального романа 90-х - 2000 гг.

Бычья кровь» А.Евтыха и «Сказание о Железном Волке» Ю.Чуяко -убедительное доказательство успешности новаторских поисков, шедших по разным направлениям, но к одной цели: художественное осмысление духовного самосознания народов (адыгов и русских), качеств национального характера конца XX века в его эволюции и диалектике. Движение к столь многогранной цели позволило авторам выйти на новую, высокую орбиту нравственно-философского осмысления Времени и Пространства своей эпохи, быта и бытия народов. Историзм мышления обоих авторов обрел новые параметры его художественного постижения, причем наблюдается некая преемственность авторских интересов к определенным моментам истории адыгов: Кавказская война, революция и война гражданская, Великая Отечественная война - время общественных катаклизмов; наиболее отчетливого проявления нравственных черт личности в процессе ее самоопределения; острого интереса к проблемам бытия, смысла жизни, ее цены, цены смерти. Время активного возвращения Памяти. Отсюда близость

146 авторов в тяготении к историческому документу, к выбору типа духовного состояния героя.

Говоря о главных параметрах интеллектуальной близости романистов А.Евтыха и Ю.Чуяко, необходимо отметить особо глубокое, философское осмысление проблем XX века: войны и мира, человека и истории, человека и природы; осмысление жизни народа в трагической перспективе его судеб в трех временных измерениях; присутствие массового народного сознания как выражения нравственной оценки настоящего и прошлого. Категории нравственности, ориентированные на «адыге хабзэ», многовековой этический кодекс народа, являются здесь высшим эталоном национального самосознания. Национальный дух, национальный опыт, национальная проблематика, являясь категориями эпоса, нашли убедительное художественное развитие в названных романах.

Сближают романистов А.Евтыха и Ю.Чуяко интересы в художественном плане: поиски гибких форм воплощения художественного устно-поэтического и литературного сознания на современном уровне развития большой литературной формы - через использование фольклорно-эпических приемов в сочетании с литературными. В этом аспекте традиция

87 новописьменных литератур предлагает несколько путей : «ученичество» у фольклора; заимствование некоторых особенностей сюжетостроения и устойчивых художественно-изобразительных средств; стилизация языка фольклорных форм; «переложение устно-поэтического сюжета на язык оо письменной литературы» , использование законченных малых фольклорных форм (притчи, новеллы, загадки, песни, пословицы и др.) в литературном произведении.

87 Хут Ш. Национальные и художественные истоки адыгейской литературы// История адыгейской литературы в 2-х томах. - Майкоп: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999. -Т.1.- С.126.

88 Введение// История адыгейской литературы в 2-х томах. - Майкоп: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999. - Т. 1. - С. 23.

147

Адыгские литераторы последнего десятилетия решают проблему взаимодействия фольклорных и литературных форм, строя литературные произведения на основе изустных форм (традиция, идущая от Хан-Гирея, закреплена Т.Керашевым), создавая единую художественную систему осмысления национально-духовных оснований литературы (А.Евтых, Ю.Чуяко, И.Машбаш, Н.Куек), тем самым способствуя «широкому и многогранному развитию реализма» в адыгейской литературе (У.Панеш), повышая уровень фольклорной ориентации романа.

В решении проблем взаимодействия фольклорных и литературных типов художественного сознания необходимо подчеркнуть роль теоретических изысканий З.Налоева89, Ю.Тхагазитова90, Т.Саськовой91.

При концептуальной близости романов А.Евтыха и Ю.Чуяко, произведения коренным образом отличаются. Мы бы сказали, прежде всего, «проекцией» отражения настоящего и прошлого и функциями автора в системе повествования.

Так, у А.Евтыха жизнь представлена в эпическом повествовании «от автора», равно уважающего (в художественном смысле) разные стороны народного быта и сознания, разные этапы истории народов Кубани, Шапсугии, Черкесии. Истории - сосредоточенной на изображении событий, точно «датированных», порой документально совпадающих, но без присутствия в тексте повествования развернутых документов.

Мы выделили несколько главных аспектов рассмотрения специфики осмысления А.Евтыхом названной проблематики: нравственно-философское освещение национального быта и бытия; создание образа революционного времени в романе; осмысление религиозно-духовных сторон народного сознания; анализ символики красного цвета, исследование взаимосвязи фольклорно-эпических и литературных форм авторского сознания.

89 Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. - Нальчик, 1985.

90 Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик, 1994. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. — Нальчик, 1996.

91 СаськоваТ.В. Образ Кавказа в русской литературе//Советская литература и Кавказ. - Грозный, 1991.

148

У Ю.Чуяко в повествовании от первого лица, «эстафетно» передаваемом автору, автор вводится в самую структуру произведения. Такой принцип помогает приближать к читателю те события, которые как бы приподнимаются над рядом других «фокусом» индивидуального эмоционального отношения героя-рассказчика, а затем предстают через нейтральное изображение посредством объективированной линии авторского повествования. В этом «двойном» освещении изображаемое обретает особую объемность и психологическую достоверность.

Сопоставление романов позволяет определить разницу между ними, прежде всего, в структуре. Мы отмечаем одну ее художественную основу -традицию народной новеллы хабара, но совершенно по-разному организующую сюжет.

В романе «Бычья кровь» тридцать шесть частей-глав, в которых развивается главный сюжет - судьбы народа и личности в революции -через изображение драматизма поступков и «состояний» личности. Судьбы в нравственно-философском освещении.

В «Сказании о Железном Волке» в одиннадцати главах сосредоточено чрезвычайно широкое во временном плане художественное содержание, строящееся на своеобразном сюжете «судьбы», но включающее как бы самостоятельные новеллы и сказания - о «древе жизни» Мазлоковых, извечном противостоянии добра и зла, прошлом и будущем народов.

Так же похожа и различна роль эпиграфов в раскрытии религиозно-духовного аспекта народного сознания в обоих романах, где авторская концепция находит индивидуально-своеобразную художественную реализацию, точно отвечающую ее смысловой и даже жанровой заданности эпиграфом.

Этой же заданности соответствует система лейтмотивов и художественной символики в романах, демонстрирующая богатство

149 взаимосвязи фольклорно-эпических и литературных форм авторского сознания и гибкость их использования.

В единую художественную систему осмысления нравственно-философских оснований народной жизни авторы обоих романов вводят все ступени и формы воплощения этой взаимосвязи. Но если в «Бычьей крови» А.Евтыха мифологемы художественного мира, фольклорные формы мышления вовлечены в единое романное поле, где организующая роль принадлежит литературному сознанию автора, то произведение Ю.Чуяко представляет собой новую для адыгейской литературы модификацию романа, условно определяемую нами как роман-сказание, в котором эпические формы народных сказаний и авторского повествования, синтезируя два типа художественного сознания, слиты в один поток.

Мы пытались доказать тезис о взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного сознания в выявлении нравственно-философского содержания романов А.Евтыха и Ю.Чуяко, обращаясь и к конкретному исследованию индивидуального стиля обоих писателей. Относительно «Бычьей крови» А.Евтыха анализ дал возможность утверждать, что приемы художественного выражения народного сознания развиваются в литературном русле, однако отмечены печатью сугубо личностной авторской эстетики.

Вместе с тем, в романе значительна доля мифологических, фольклорно-эпических способов изображения этико-философского содержания народной жизни (символика, мифологемы, библеизмы, сказания, притчи, песни, пословицы). Эпическая сказовая стилизация автора органична устному повествовательному тексту и увеличивает «авторитет» фольклорного присутствия в системе литературных приемов в романе.

Анализ «Сказания о Железном Волке» позволил доказать следующее. Его структурная и стилевая характеристика, анализ литературных приемов (поток сознания, несобственно-прямая речь героя, внутренний монолог, сложные образные ассоциации и др.) и фольклорно-мифологических форм

150 мифы, сказания, легенды, сказки, песни, притчи и т.д.), составляющих единую художественную систему, подтвердждают тезис о жанровой новизне «Сказания о Железном Волке». Через соотношение «горного космоса» и «мифо-эпического» в художественной системе романа воссоздаются те или иные пласты национальной жизни адыгов прошлого; освещение «духовного космоса» предков лучами пытливой мысли потомков открывает современный мир народа. Таковы аргументы в пользу мысли: роман Ю.Чуяко может быть отнесен к философскому жанру.

Таким образом, художественная реализация философских тенденций в романах А.Евтыха и Ю.Чуяко осуществляется несколькими путями, которые обусловлены объективным состоянием национальной романной культуры и субъективными качествами индивидуального художественного мышления писателя. Объединяющее начало здесь - вневременная модель мироздания, народно-эпическое сознание в его историческом движении к освоению духовного пространства народной жизни в ее трех измерениях. Авторы анализируемых романов подняли на новую ступень национальный роман в целом, обеспечив ему готовность к овладению жанровыми признаками философского романа.

Справедливы прогнозы авторов Введения к «Истории адыгейской литературы» К.Шаззо и Р.Мамия: «Адыгейская литература сегодня находится на высоком уровне реалистического осмысления национальной жизни и истории. Открывшиеся возможности правдиво-объективного показа процессов и коллизий в общественной, социальной и духовной жизни народов обещают появление и новых талантов, и новых высокохудожественных произведений»92.

92 История адыгейской литературы в 2-х томах. - Майкоп: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999. — Т.1. - С. 46.

151

 

Список научной литературыАутлева, Фатима Аминовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Адамович А. Становление жанра. - М., 1964. - 70 с.

2. Адыгейский литературный процесс сегодня// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 9 - 12. - Майкоп: Меоты, 1995.

3. Алиева А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов// Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980.

4. Алиева М. Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 1993.

5. Арутюнов JI.H. Развитие эпических традиций в современной советской литературе// Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М., 1981.

6. Арцимович Е. Железный Волк символ предательства// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. - Майкоп, 2001.

7. Аутлев М. Железный Волк живуч// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

8. Аутлев М. Писатель-гражданин: Аскеру Евтыху 80 лет// Кубанские новости. - 1995. - 23 сентября.

9. Аутлева С. Адыгские историко-героические народные песни XVI -XVIII вв.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. Тбилиси, 1965.

10. Ашинов Р. Мы потеряли нравственные ориентиры// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

11. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975.

12. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1980.153

13. Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 160 с.

14. Бекизова JI. От богатырского эпоса к роману: Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгейской литературы. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1974. - 286 с.

15. Бекизова JI. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа// Традиции и современность. Метод и жанр. -Черкесск, 1986. С. 57 - 71.

16. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983.

17. Белая Г. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. М.: Советский писатель, 1986. - 365 с.

18. Беретарь X. Герои рядом с нами// Адыгейская правда. 1961. - 26 марта.

19. Борщуков В. История литературы и современности. М.: Наука, 1972. -229 с.

20. Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. -Нальчик, 1992. 224 с.

21. Бешукова Н. К истокам// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 17.

22. Бузаров К. Духовный потенциал// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

23. Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литературы народов СССР: Статьи, материалы. Л.: Наука, 1988.

24. Вовьенко Г. Добрая и чистая, как родник// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 64.

25. Вопросы истории адыгейской советской литературы. В 2 кн. Кн. 2. -Майкоп, 1980.-203 с.

26. Гадагатль А., Шаззо К. Аскер Евтых// Ученые записки. Майкоп, 1968. -Т. 6.-С. 63-94.154

27. Гадагатль А. Горжусь моим земляком: Аскеру Евтыху 80 лет// Кубанские новости. - 1995. - 23 декабря.

28. Гадагатль А. Литература адыгского народа// Комсомолец Кубани. -1951. 15 июня.

29. Гадагатль А. Фольклор и становление адыгейской советской литературы// Вопросы истории адыгейской советской литературы. -Т. 1.-Майкоп, 1979.

30. Гавриляченко С. Живое куначество// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 8 - 47.

31. Ганичев В. Пророчески своевременно// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 85.

32. Гачев Г.Д. Национальные образы мира// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

33. Гацак В.М. Поэтика эпического историзма во времени// Типология и взаимосвязи фольклоров народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980.-С. 8-47.

34. Герасименко А. Русский советский роман 60 80-х годов// Некоторые аспекты концепции человека. - М.: МГУ, 1989. - 204 с.

35. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977.-443 с.

36. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. -Л.: Советский писатель, 1987. 400 с.

37. Гусев А. Герой и стиль: К теории характера и стиля: Советская литература на рубеже 60 70-х годов. - М.: Художественная литература, 1983.-286 с.

38. Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Советский писатель, 1988. - 429 с.155

39. Далгат У.Б. К вопросу о народности эпических сказаний и исторических песен у народов Северного Кавказа// Вопросы изучения эпосов народов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 208 с.

40. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М., 1981. - 304 с.

41. Дахужева Н.А. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе: Дис. на соиск. учен, степени канд. фил. наук. -Майкоп, 2002.

42. Дедков И. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых -восьмидесятых. М.: Советский писатель, 1986. - 389 с.

43. Демина Л. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русском литературном процессе 50 60-х годов. - М.: Прометей, 2001.

44. Дзыба А.Х. Генетические и типологические особенности исторического романа в абхазской литературе 60 80-х годов. - Майкоп, 1999.

45. Елагин В. Куда повернет колесо истории// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С.32.

46. Ергук-Шаззо Ш. Идеи и человек в романах Исхака Машбаша// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 9. - Майкоп, 1995.

47. Ждан-Пушкин И. Постижение века// Кубанские новости. 1995. - 23 декабря.

48. Иваницкая Л. Героическое и человеческое// Литературное обозрение. -1991. -№9.- С. 18.

49. Иванов В. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев, 1977.-251 с.

50. Из истории русско-кавказской войны: Документы и материалы. -Нальчик, 1991.-263 с.

51. История адыгейской литературы в 2-х томах. Т. 1. - Майкоп, 1999. -523 с.156

52. История адыгейской литературы в 3-х томах. Т. 2. - Майкоп, 2002. -550 с.

53. История советской многонациональной литературы. В шести томах. -М., 1970- 1974.

54. Катинов В. Талантливый писатель Адыгеи. (О творчестве А.Евтыха)// Смена. 1951. -№>3.- С. 18.

55. Кешоков А. Облик улицы// Литературная газета. 1966. - 18 июня.

56. Костанов Д. Адыгейская литература 30-х начала 40-х годов// Вопросы истории адыгейской советской литературы. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1979.-Кн. I.

57. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы. Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского кн. изд-ва, 1964. - Вып. 3. - С.82.

58. Куваева Г. Творческий путь А.Евтыха// Вопросы русской и зарубежной литературы. Ростов-на-Дону, 1967. - С.104-130.

59. Куваева Г. Эстетическая и этическая роль фольклора в адыгейской прозе. (На материале творчества Т.Керашева, А.Евтыха, Х.Ашинова)// Сб. статей по адыгейской литературе и фольклору. — Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1975.-С. 124-154.

60. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М., 1985.-223 с.

61. Кунижев М. Мысли об адыгейской литературе. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1968.- 124 с. На адыгейском языке.

62. Кунижев М. Формирование жанров адыгейской литературы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. -М., 1971. 20 с.

63. Кунижев М. Писатель вернулся//А.Евтых. Мой старший брат. Майкоп, 1992.- 182 с.

64. Кунижев М. То, что осилит человек: К 80-летию Аскера Евтыха// Голос адыга. — 1995. 26 сентября. На адыгейском языке.157

65. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1976. -304 с.

66. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981. - 71 с.

67. Литературный энциклопедический словарь М., 1987. - 752 с.

68. Ловпаче Н. Настоящее сквозь прошлое// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 36.

69. Мамий Р. Пути адыгейского романа. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1977. - 174 с.

70. Мамий Р. История и современность. Заметки о современном адыгейском романе// Кубань. 1978. - №8. - С. 96 - 103.

71. Мамий Р. Современный адыгейский роман (конфликты, характеры, жанр): Диссертация на соискание уч. степ. канд. фил. наук. Тбилиси, 1978. - 162 с.

72. Мамий Р. След человека: К 80-летию А.Евтыха// Дружба. 1995. - №3. -С. 4-14.

73. Мамий Р.Г. А.Евтых// История адыгейской литературы в 3-х томах. -Т. 2. Майкоп, 2002. - 57 с.

74. Маргания Л.Б. Поэтика произведений русскоязычных писателей Абхазии и Адыгеи: Диссертация на соискание уч. степ. канд. фил. наук. -М., 1996.

75. Марголина А. Повести Аскера Евтыха// Октябрь. 1950. - №12. - С. 169 - 170.

76. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991. - 255 с.

77. Машбаш И. Адыгейская советская литература на современном этапе: Доклад на отчетно-выборном собрании писателей Адыгейской автономной области. Майкоп, 1985. - 26 с.

78. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. - 408 с.158

79. Мижаев М.И. Космогонические мифы адыгов. Черкесск, 1991. — С. 3 — 28.

80. Мир культуры адыгов: проблемы эволюции и целостности/ Под ред. Р.Ханаху. М., 2002.

81. Мусукаева А. Ответственность перед временем: Проблемы эволюции романа в литературе Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1987. — 167 с.

82. Мусукаева А. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 91 с.

83. Надъярных Н. Литература и духовная жизнь. М.: Знание, 1979. - 64 с.

84. Налоев З.М. Корни и ветви. Нальчик, 1991. - 278 с.

85. Налоев З.М. Этюды по истории и культуре адыгов. Нальчик, 1985. -270 с.

86. Немченко Г. Сон Пегаса в богатом «стойле»// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 153.

87. Ногмов Ш.Б.История адыгейского народа. Нальчик, 1991. - 278 с.

88. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. -М., 1972. 375 с.

89. Османова З.Г. Встречи и преображения: Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. М., 1993. -232 с.

90. Панеш Л. Адыгейская литература послевоенного периода. (О повестях А.Евтыха «Превосходная должность» и «У нас в ауле»)// Литературные взаимосвязи. (Институт истории грузинской литературы им. Ш.Руставели). Тбилиси, 1969. - Сб.2. - С. 320 - 335.

91. Панеш. У. Традиции и новаторство: Литературно-критические статьи. -Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1984. 175 с. На адыгейском языке.159

92. Панеш У. Характеры и конфликты (На материале адыгейской прозы 60-х годов)// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988.- 117- 130 с.

93. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. - 275 с.

94. Панеш У. Адыгейская литература 50-х 80-х годов XX века// История адыгейской литературы. - Т. 2. - Майкоп, 2002. - С. 80 - 94.

95. Панков А. Закономерности развития русской советской прозы 60 70-х годов. Идейно-художественные тенденции, гуманистические искания, социально-нравственная проблематика: Дис. на соиск. уч. степ. докт. фил. наук. - М., 1990. - 476 с.

96. Пархоменко М. Романы семидесятых. М.: Художественная литература, 1987.-332 с.

97. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1984. - Вып. IV.-168 с.

98. Роль национального языка и культуры в формировании личности: Сб. статей/ Под ред. Б.И.Барбекова. Нальчик, 1993. - 147 с.

99. Распутин В. Как должно в наше время любить свой народ// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 153.

100. Сиденко А. Свет родникового таланта: 75 лет со дня рождения А.Бвтыха// Путь Ильича. 1990. - 25 сентября.

101. Слободчиков В. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 20 - 34.

102. Смирнова В. Две повести А.Евтыха// Дружба народов. 1950. - №4. - С. 135- 146.

103. ЮЗ.Саськова Т.В. Образ Кавказа в русской литературе// Советская литература и Кавказ. Грозный, 1991. - С. 5 - 11.

104. Столин В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -286 с.160

105. Схаляхо А. Пути развития адыгейской литературы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Тбилиси, 1966. — 38 с.

106. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1979. - Вып. 5. - С. 5-29.

107. Схаляхо А. Ступени развития. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1985. — 154 с. На адыгейском языке.

108. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского, кн. изд-ва, 1988. -189 с.

109. Схаляхо А. Встречи, воспоминания: К 80-летию Аскера Евтыха// Голос адыга. 1995. - 23 сентября. На адыгейском языке.

110. Султанов К.К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. -М., 1989. 153 с.

111. Тлепцерше X. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство. Краснодар, 1991. - 175 с.

112. Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. -С. 7-41.

113. Трахо Р. Черкесы. Нальчик, 1992. - 160 с.

114. Тутукова М. Новая повесть Аскера Евтыха// Ошхамахо. 1966. - №1. -С. 57-60.

115. Тутукова М. Становление и развитие адыгейской прозы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Тбилиси, 1966. — 17 с.

116. Тхагазитов Ю.М. Развитие жанра романа в адыгских литературах: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. М., 1984. - 22 с.

117. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. - 248 с.

118. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик, 1966.

119. Тхакушинов А. В зеркале социологии: Социологические истоки зарождения и формирования адыгейского новописьменного художественного слова. Майкоп, 1995. - 285 с.

120. Хагуров А. Аскер Евтых писатель и пророк: Аскеру Евтыху - 80 лет// Кубанские новости. - 1995. -23 декабря.

121. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978 . - 335 с.

122. Хан-Гирей С. Избранные произведения. Нальчик, 1974. - 335 с.

123. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972. - 225 с.

124. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. — М.: Советский писатель, 1976. 171 с.

125. Хуако С. Когда уйдут Тхагаледж и тот, кто.// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 75.

126. Хуако С. Нравственно-эстетическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы в 60 70-х годов (На материале творчества Т.Керашева, А.Евтыха, Х.Ашинова): Дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. - Адыг. гос. ун-т. - Майкоп, 1996. - 155 с.

127. Хуажева Н. Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Майкоп, 1999.

128. Хунагова С. Мысли о вечном: К 75-летию А.Евтыха// Вестник. 1990. -20 сентября.

129. Хут Ш.Х. Адыгские писатели-просветители XIX в.// Шаги к рассвету. -Краснодарское кн. изд-во, 1986. С. 5 - 20.

130. Хут Ш.Х. Национальные художественные истоки// История адыгейской литературы в 3-х томах. Т. 1. - Майкоп, 2002. — С. 47 - 60.

131. Хачемизова М. Художественная концепция человека в творчестве Тембота Керашева: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. -Тбилиси, 1990.-21 с.162

132. Чамоков Т. Проблемы развития адыгейской прозы// Дон. 1972. - №6. -С. 163-169.

133. Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. М., 1976.

134. Чамоков Т. Сказитель новой жизни: К 70-летию А.Евтыха// Дружба. — 1985. №3. - С. 96 - 102. На адыгейском языке.

135. Чамоков Т. В ритме эпохи. Нальчик, 1986. - 182 с.

136. Чамоков Т. В защиту человека// Литературно-критические статьи, творческие портреты и этюды. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992. - 288 с.

137. Чамоков Т. Возвращение к истокам// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 8.

138. Чичеров В. Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Изд. АН СССР, 1958.-С. 11.

139. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.2. - М., 1949. -С. 295-298.

140. Шаззо К. Роман и исповедь героя. (Заметки об адыгейской прозе)// Дон. 1974.-№3.-С. 157-164.

141. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 236 с.

142. Шаззо К. Адыгейская советская литература на современном этапе// Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. 1. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1979. - С. 147.

143. Шаззо К. Новые рубежи: О некоторых тенденциях развития северокавказской прозы// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988. - С. 3 - 25.

144. Шаззо К. Дорогами правды: Литературно-критические статьи. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1989. - 238 с.

145. Шаззо К. О прошлом во имя будущего// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 59.163

146. Шаззо К. И.Машбаш// История адыгейской литературы. Т.2. - Майкоп, 2002.

147. Шибинская Е. (Беседина). Становление жанра в младописьменной литературе (На примере адыгейского романа): Дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Ростов - на - Дону, 1967. - 175 с.

148. Шибинская Е. Размышления над романом Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Вып. 9.-Майкоп, 1995.

149. Шибинская Е. Образ памяти в произведениях В.Распутина «Прощание с Матерой» и Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 107.

150. Шибинская Е. Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман// История адыгейской литературы. Т. 1. - Майкоп, 2002.

151. Шенкао М. Специфика мифоэпического сознания (На материале эпоса «Нарты»): Дис. на соиск. уч. степени канд. философ, наук. Ростов - на -Дону, 1985.- 195 с.

152. Шортанов А.Г. Адыгейская мифология. Нальчик, 1982. - 196 с.

153. Юнг К. Архетипы и символы. М., 1992. - 292 с.

154. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М., 1970. - 424 с.