автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Мир идеального и мир реального в образной системе шпалеры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Косенко, Наталья Васильевна
1 глава. Философско-эстетический анализ эпохи средневековья в Европе XII XIV веков. Отражение философии объективного идеализма в формах средневековой эстетики и искусства
1.1. Эволюция понятий идеального и реального в философии и эстетике Западной Европы XII XIV веков в связи с теорией искусства и художественного творчества
1.2. Готическое искусство как средство выражения мира идеального и реального
2 глава. Образная система шпалеры в контексте ее исторического развития в европейском искусстве XII XIV веков
2.1. История становления уникального готического искусства шпалеры
2.2. Средневековый символизм и его выражение в художественной форме шпалеры
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Косенко, Наталья Васильевна
Замысел работы связан с попыткой исследовать одну из интереснейших тем средневековой философии - тему взаимоподчинения категорий идеального и реального. Однако эта философская проблема рассматривается в работе с позиций эстетики в силу уникальных особенностей теории искусства и эстетики в этот период.
Категории идеального и реального играют решающую роль для формирования миросозерцания человека и мыслителя Средневековья. Наследуя воззрения великого идеалиста античности — Платона, средневековые мыслители, и прежде всего, Блаженный Августин, сформировали стройную философскую систему, поясняющую отношение между космическим надмирным идеалом и бесконечной лестницей его уподоблений в сфере реального. Для понимания, в какой мере и в каком виде идеальное содержание преломилось сквозь материальные реалии, в исследовании потребовалось применить методы этнографии, в данном случае, описательные, литературного анализа византийских и средневековых текстовых источников, в исследовании также был затронуто уникальное свойство готического произведения, позволяющее посредством обращения к его образности выявить его внутренние мировоззренческие, идейные и культурные смыслы.
Выбор темы и эпохи обоснован в первую очередь тем обстоятельством, что именно для искусства и эстетики Средних веков наиболее характерной и насущной проблемой была необходимость объединить в одном произведении выражение мира идеального и мира реального, а во-вторых, тем специфическим положением, которое заняло искусство шпалеры в многообразии искусств Средневековья - ни до, ни после этого шпалера не достигла такого мощного развития.
В сферу изучения и детального исследования особенности образной конструкции произведений готического искусства попали относительно недавно. Конечно, те или иные концепции и понятия уже становились предметом философского и историко-теоретического рассмотрения. Однако попытки обстоятельного осмысления эстетико-символического опыта готической шпалеры обнаружили себя преимущественно лишь в 1960-е - 1970-е годы XX столетия. Именно в это время, возможно как отклик на возрождение традиций древнего искусства и широко осознанную потребность в новом знании и новых принципах созидания образа - в фокус общественного и исследовательского внимания выдвигаются историко-эстетические особенности образа готического искусства.
Можно сказать, что с 1930-х по 1960-е годы XX века произошло второе открытие принципов конструкции образа готической шпалеры и за годы, прошедшие с тех пор, интерес к этой теме не только не угас, но и значительно возрос. Появился ряд важных статей, посвященных анализу художественно-эстетического опыта, накопленного мастерами готики. (См., например: Коваль Р. Очарование мильфлера. - Декоративное Искусство СССР, 1984 г., № 5; Кантор Е., Негневицкая О. На чем строился эффект старинных шпалер. - Декоративное Искусство СССР, 1986 г., № 11 и др.). Наступила пора рассмотрения уже не отдельных имен и произведений, но системного анализа наиболее существенных особенностей готической шпалеры в целом.
И тем не менее, несмотря на мощнейший за 500 лет взлет искусства шпалеры, образно-эстетические принципы этого искусства до сих пор не были исследованы в полной мере. Для современного состояния отечественного знания в этой области характерна ориентация на исторические реалии и искусствоведческий анализ шпалеры как искусства и ремесла. В этом контексте теоретическая ретроспекция средневекового готического искусства XII - конца XV века имеет несомненную ценность. Можно указать на исследования, в которых делаются серьезные усилия по осмыслению искуства готики. Среди таких исследований можно назвать труды Муратовой «Мастера французской готики XII - XIII веков» и Савицкой «Превращение шпалеры». Однако, необходимо отметить, что специфическая проблема иконографической интерпретации образа в шпалере была раскрыта в работах английских, американских и французских исследователей, не переведенных на русский язык. В обсуждаемой работе они представлены в моих переводах. Это прежде всего Margaret Freeman, The Unicorn tapestries; John Williamson, The Oak King, The Holly King and The Unicorn; Chevalier, Gheelbrant, Dictionnaire des symboles; Hulst, Tapisserie flamandes. На русском языке до сих пор эта проблема не исследовалась.
Отчасти такое отсутствие внимания к интереснейшей и важнейшей в плане эстетико-символического анализа теме в отечественной науке объясняется тем обстоятельством, что на территории России искусство готической шпалеры не представлено ни одним памятником. Поэтому в обсуждаемой работе рассматривается эстетика крупнейших на тот момент стран Западной Европы - Франции, Фландрии, Бургундии и Англии.
Осознание, а вместе с тем формирование процесса построения образа - явление сложное и многомерное. В осмыслении комплексного образа шпалеры принимают участие текстово-семиотический анализ составляющих образа, особенности восприятия с позиции данной исторической ментальности, анализ графических и литературных источников. В обсуждаемой работе проводится первая в отечественной эстетике попытка систематизировать эти разнообразные факторы и определить степень их влияния на конкретный образ в шпалере.
Научная новизна диссертации определяется попыткой автора дать целостную характеристику конструкции образной структуры шпалеры, рассмотреть готическую шпалеру как культурно-эстетический феномен, выявить его влияние на искусство и эстетику позднейших лет. Обращаясь к сопоставлению мира идеального и мира реального в образах шпалеры, автор обращается к наиболее характерным средневековым памятникам. Это "Фрагмент шпалеры с птицами и чудовищами", «Приношение волхвов со св. Эразмом и св. Доротеей», «Благовещение», «Дикарка с Единорогом», «Ковер королевы Матильды», "Легенда о святом Стефане", геральдические шпалеры "Бофор - Тюренн - Комминг" и «Герб Миро» и циклы "Анжерский Апокалипсис", «Дама с Единорогом» и «Охота на Единорога»
- В работе описана история становления и развития искусства шпалеры во всем мире с древнейших времен до конца 15 века. Для этого в сравнении берутся памятники древнего Египта, античной Греции и Рима, стран Северной и Западной Европы - Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Испания, Италия и другие, а также отдельные памятники Византии, Мавритании и мусульманского Востока.
- В работе впервые в таком полном объеме рассматривается широкая совокупность источников, влияющих на уникальную символико-иконографическую систему, ставшую неотъемлемой частью европейской культуры. Здесь важен и круг выбранных памятников искусства и объем исследуемых факторов, что в совокупности позволяет сделать квалифицированные заключения касательно образной структуры готической шпалеры. В диссертации дан анализ обширного комплекса этих факторов в связи с теоретическими представлениями эпохи.
- Образная структура шпалеры рассмотрена в диссертации в контексте западной философско-эстетической мысли 13 - конца 15 века в целом. Это позволило автору сделать вывод о том, что накопленные и аккумулированнные в течение нескольких столетий принципы построения образа, и, шире, эстетические принципы, на много столетий определили как мировоззрение европейцев, так и эстетико-художественную концепцию европейского искусства.
- В диссертации показано, что средневековой эстетике периода готики свойственно, осмысляя сюжетную тему, приходить к организации биполярной структуры образа, в котором приводится во взаимную зависимость изображение мира идеального и мира реального. Совокупность этих двух соподчиненных образов рождает целостный образ готической шпалеры.
- Дано сравнительное описание сюжетных особенностей шпалер, принадлежащих к разным стилистико-идеологическим традициям. В частности, сравнивается античный натурно-мифологический сюжет коптских тканей и средневековый религиозно-мистический сюжет цикла шпалер Анжерский Апокалипсис. Предлагается заключение о непосредственной связи между категориями духа, исследуемыми средневековой философией и их воплощением через образы реального мира вплоть до буквальных («И ад следовал за ним»).
- Кроме того, в диссертации определяется место образно-эстетического анализа в ряду других теоретических подходов.
- В работе обстоятельно изложены и проанализированы эстетико-методологические пути сложения образной концепции из социо-культурных, этнических,эстетических, религиозных, экономико-исторических, бытовых и мировоззренческих реалий общества.
- Сформулирован ряд критериев, позволяющих квалифицировать специфику иконографии шпалеры вообще и ее символическую составляющую в частности, - в их отношении к традициям западно-европейской эстетики.
Помимо этих общих положений существует целый ряд конкретных наблюдений, формулировок и выводов, позволяющих в совокупности говорить о научной новизне, теоретическом и историко-культурном значении работы. Так, например, предлагается раздел, посвященный анализу иконографии цикла шпалер «Охота на Единорога» в связи с анализом источников и взглядов, организующих мировоззрение средневекового человека.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мир идеального и мир реального в образной системе шпалеры"
Заключение.
В изложенной работе был проведен анализ роли искусства в определенный период (в данном случае, искусства готики, характерного для периода западноевропейского Средневековья 12 -14 века), как средства выражения категорий идеального и реального и, в частности, привлечен анализ идейно-художественной системы искусства шпалеры в качестве иллюстрации этой роли. Особенность такого подхода повлекла за собой необходимость выявить и проанализировать источники сложения художественно-эстетического образа и проследить выражение идеологии и мировоззрения через мир реального на социально-экономическом, эстетическом и философском уровне. В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. декларировать решение философской проблемы в сфере эстетики и искусства,
2. проанализировать категории идеального и реального в представлениях западноевропейских философов 12 - 14 веков,
3. описать феномен уникального готического искусства шпалеры, рассматриваемый как средоточие идейно-художественных и мировоззренческих аспектов своей эпохи.
4. систематизировать и изучить совокупность символико-иконографических источников, входящих в систему образных представлений человека Средневековья,
5. на примере конкретного произведения искусства готики (цикла шпалер «Охота на Единорога») продемонстрировать возможность и неизбежность эстетического решения философской проблемы соотношения идеального и реального в сознании человека и мыслителя Средневековья. Как представляется автору, исследование проблем идеалистического мировоззрения в сфере эстетики имеет широкие перспективы. В дальнейшем материалы исследования могли бы быть использованы для более глубокого изучения мировоззрения мыслителя эпохи Средневековья. Основные идеи исследования предлагается применять в учебных программах в практике преподавания эстетики и культурологии.
Список научной литературыКосенко, Наталья Васильевна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Августин. Исповедь. М., 1997.
2. Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. М., 1975.
3. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. В кн: Античность и Византия. М., 1986
4. Алпатов М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М., 1940.
5. Антология мировой философии. М., 1969.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
7. Балдина О. Русские народные картинки. М., 1972
8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
9. Барт Р. Основы семиологии.
10. Ю.Бархин М. Структура и композиция.
11. П.Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
13. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М, 1974.
14. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса. Советское искусствознание, 1980, №2.
15. Бирюкова Н. Западноевропейские набивные ткани 16-18 веков. М, 1973.
16. Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
17. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
18. Гааян А. Армянские ковры 12-15 вв из Каппадокии. Ереван, 1978.
19. Глаголев B.C. Современное православие и искусство. М, 1965. (автореферат).
20. Гуревич А. Я. Категории средневекового искусства. М., 1984.
21. Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. ОГИЗ / ИЗОГИЗ , 1934.
22. Делакруа Э. Дневник. МД961
23. Дмитриева Н. А. К проблеме интерпретации // Мир искусств. М., 1995.
24. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М, 1962.
25. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М, 1970.
26. Зиновьев А.А., Ревзин И.Н. Логическая модель как средство научного исследования. "Вопросы философии", 1960, №1.
27. Знак: сборник статей по семиотике и поэтике. М, 1994.
28. Искусство и религия. История и современность. СПб., 1996.
29. Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972.
30. Каптерева Т. О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов. Советское искусствознание, 1980, №1.31 .Карсавин Л. П. Культура Средних Веков.
31. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.
32. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М, 1972.
33. Коршунова Т.Т., Ясинская И.М. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л, 1975.
34. Кума X. Эльги Реэметс. М, 1983.
35. КумаХ. Мари Адамсон. М, 1991.
36. Лихачев Д.С. Поэтика древне-русской литературы. М.1971.
37. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л, "Наука", 1971.
38. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
39. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1994.
40. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля. Вопросы эстетики, вып. 6, М, 1964.
41. Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэтике. М, Гнозис, 1994.
42. Лясковская О. А. Французская готика. М 1973.
43. Матье М., Ляпунова К., Ткани коптского Египта. Искусство, М-Л 1951.
44. Маца И. Творческий метод и художественное наследство. ОГИЗ/ИЗОГИЗ, 1934.
45. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. 1995.
46. Мец А. Мусульманский Ренессанс. МД966.
47. Мириманов В. Искусство 20 века.
48. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
49. Муратова К. М. Мастера французской готики XII XIII веков. М., 1988.
50. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. Сборник.52.0т Эразма Роттердамского до Бертрана Расселла. Сборник.
51. Панофски Э. История искусств как гуманистическая дисциплина. Сб. Советское искусствознание, 1988 г., № 23.
52. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М, 1973.
53. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи.
54. Реале Дж. и Антиеери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994.
55. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. М, 1978.
56. Савицкая В. Превращение шпалеры. М, Галарт, 1995.
57. Савицкая В.Н. Современный советский гобелен. М, 1979.
58. Салтыков А. Понятие ритма в искусстве и миниатюра "Богоматерь с Младенцем" Симеона Арчишеци из рукописи 1297 г. Ереван, 1978., 40 стр
59. Сапего И. Предмет и форма. М., 1985.
60. Серов Н.В. Античный хроматизм. Спб, 1995.
61. Столович Л. Н. Искусство и игра. М., 1987.
62. Стриженова Т.К. Эдит Вигнере. М, 1979.
63. Стриженова Т.К. Рудольф Хеймрат. М, 1984.
64. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах. В кн: Семиотика и искусствометрия. М, 1972.
65. Уайтхед А. Избранные работы по философии.
66. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М, 1988.
67. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М., 1996.
68. Флоренский П. Иконостас. М. 1999.
69. Фольклор. Поэтическая система. М, 1977.
70. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989., 509 стр.
71. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.
72. Харитонович Д. А. Эстетические аспекты ремесленной деятельности (на материале средневековых ремесленных трактатов). // Культура и искусство западно-европейского средневековья. М. 1982.
73. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М, 1992.
74. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1995, 414 стр.
75. Хейзинга Й. Homo Ludens. М. 1992.
76. Хоманько JI.H. Проблемы художественно-выразительных возможностей технологии современного ручного ткачества. М, 1983.
77. Художественный язык Средневековья. М. 1982.
78. Чернова Г.А. Миниатюры Больших Французских Хроник. М, 1960
79. Штофф В.А. О роли моделей в познании. Изд ЛГУ, 1963
80. Шуринова Р. Коптские ткани. М, 1969, 207 стр.
81. Эстетические исследования: Методы и критерии. М., 1996.
82. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М, 1963.
83. Bestiary of Guillome le Clerc, trans George Claridge Druce. Ashford, Kent, 1936.
84. Gilson E. Painting and Reality. Panteon Books, 1957.
85. Grabar O. Architecture and Art. The Genius of Arab Civilisation -Source of Renaissance. London, 1976.
86. McCulloch, Florence, Medieval Latin and French Bestiaries. Chapel Hill, 1962.
87. Chevalier J, Gheelbrant A. Dictionnaire des symboles. P, 1973.
88. Christianity and the Visual Arts. Faith Press, 1965.
89. Forman W. Blumen und Wuste (Aegiptiche Kinder). Praha,1968.
90. Freeman, Margaret В., The Unicorn tapestries. NY, 1989., 244 p.
91. Henre A. & Filthaut T. Contemporary Church Art. NY, Sheed and Ward, 1956.94."Homily on Psalm 28" in Exegetic Homilies, trans. Sister Agnes Clare Way Washington D. C. 1963., 205 p.
92. Hulst R. Tapisserie flamandes du 14 au 18 sciecle. Bruxelle, 1960.
93. Kybal A. Kapitoly о textilnem umeni. Praha, 1980.
94. Maritain J. Art and Scholasticism. N.Y., 1930.
95. Maritain J. Reflections on Sacred Art. In: Modern Sacred Art, London, first published, 193 8.
96. On the Caracteristics of Animals, trans. A. F. Sholtfield. Cambridge, Mass. 1956.
97. Panofsky E. The History of the Theory of Human Proportions as a Reflection of a History of Styles. In: Meaning in the Visual Art. Garden City, 1955.
98. Philips, B. Tapestry. London, 2000., 240 p.
99. Shepard, Odell, The Lore of the Unicorn. Boston, 1930.
100. Thomas M. et aut. L'art textil. Geneve, 1985.
101. Verlet, P et aut. The book of tapestry. Lausanne, 1978., 230 p.
102. Williamson, John, The Oak King, The Holly King and The Unicorn. NY, 1986.
103. Wordwell A. Material matters. Cleveland, 1984.1. Иллюстрации1. Заяц.
104. Коптская ткань, Египет, 4 в., ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.
105. Приношение волхвов со св. Эразмом и св. Доротеей,1. Германия, ок. 1470 г.
106. Анжерский Апокалипсис. Сцена 41.
107. Франция, кон. 14 в., Замок Анжер.
108. Дама с Единорогом. Моему единственному желанию.
109. Франция, 1490-1500 гг., Музей Клюни.1. Легенда о св. Стефане.
110. Франция, 1490 г., Музей Клюни.
111. Геральдическая шпалера Бофор Тюренн - Комминг.
112. Франция, кон. 14 в., Музей Метрополитен.
113. Охота на Единорога. Единорог перепрыгивает поток.1. Франция, сер15 в.
114. Музей Клойстерс, Нью-Йорк.i . ah " , W .rt ЧШл1. A'