автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Мировоззренческая роль принципа практики в марксистско-ленинской диалектике

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Сибирев, Юрий Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Мировоззренческая роль принципа практики в марксистско-ленинской диалектике'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сибирев, Юрий Васильевич

Введение.3

Глава I. Становление и развитие принципа практики в марксизме.

§ I. Постановка проблемы оснований человеческой " » деятельности классиками марксизма . 10

§ 2. Понимание практики в современной марксистской литературе . 48

Глава 2. Практика и мировоззрение.

§ I. Практика в оценочных отношениях.81

§ 2. Практика - основа формирования мировоззрения. 114

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Сибирев, Юрий Васильевич

Революционный переворот в философии, совершенный К.Марксом и Ф.Энгельсом, коренное изменение роли философии в жизни общества связаны с осмыслением реально существующей общественно - исторической практики. Выдвижение принципа практики в качестве основного принципа материалистической диалектики позволило марксистской философии превратиться из объясняющей науки в одно из действенных средств освоения человеком объективной действительности.

Особую актуальность разработка принципа практики приобретает в наши дни. Конец XX столетия характеризуется расширением активности самых прогрессивных сил общества, повышением роли трудящихся, увеличением значения революционных партий, призванных выражать интересы эксплуатируемых. Выполнение исторической миссии советского народа и стран социализма осложняется борьбой с силами империализма, силами реакции в экономической и политической областях. Заметно обострилась j, идеологическая борьба, формы которой приобретают все более { изощренный характер.*

Значительные" изменения происходят с расширением научно-технической революции. Превращение науки в непосредственную производительную силу предъявляет к ней самые высокие требования в плане адекватности отражения законов объективного мираЛ Одновременно с этим возрастание уровня теоретических абстракций, процессы интеграции и дифференциации научного знания, повышение интереса к методологическим и мировоззренческим проблемам научного знания, растущее осознание учеными социальной ответственности порождает вопросы развития научного знания, которые не могут быть решены силами данной конкретной науки, но лишь с позиций и на базе более ширркого философского анализа всей совокупности проблем развития специально - научного знания.

Многогранность и острота проблем общественного развития, проблем научного познания заставляют обращать пристальное внимание к вопросам формирования целостного и ясного мировоззрения, соответствующего научной истине и гуманистическим идеалам социального прогресса.Мировоззренческое воспитание лежит в основе всей идеологической работы Коммунистической партии.-'- Особую роль в удовлетворении потребности в мировоззренческой ориентации, в обоснованных научно ответах на важнейшие вопросы развития общества и научного познания призвана сыграть марксистско-ленинская философия - ядро научного мировоззрения ./Определяя задачи философских исследований, журнал "Коммунист" писал: "Диалектико - материалистическая философия должна овладеть умами и сердцами миллионов ладей, давать ответы на волнующие их мировоззренческие проблемы смысла жизни и предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме, его ответственности перед другими людьми, обществом, перед собственным будущим и будущим человечества.Выполнить возложенную на нее функцию формирования научного мировоззрения марксистско - ленинская См.: Материалы ХХ1У съезда Коммунистической партии Советского Союза. Стенограф, отчет, т.1, М.,1971, с.108; Там же, т.2, М.,1971, с.234; Материалы Ш съезда КПСС. М.,1976, с.76-77; Материалы Ш1 съезда КПСС. М.,1981, с.63,77. ^ 0 состояний и направлениях философских исследований. -Коммунист, 1979, № 15, с.74. философия способна в том случае, когда поняты объективные основания и субъективные условия становления и развития нового типа'мировоззрения. Последняя задача разрешима лишь с позиций материалистической диалектики - теоретического орудия, помогающего объективно учитывать многообразие и разносторонность природных и социальных процессов.

Мировоззрение, являясь формой общественного сознания, представляет из себя разнородное образование, включающее представления самого разного, порой диаметрально противоположного характера. В совокупности форм общественного сознания оно выделяется тесной связью с личным опытом субъекта и отражением различных сторон общественно - исторической практики. Многообразие форм освоения и преобразования человеком объективного мира и отражение их в соответствующих теоретических представлениях позволяет с различных сторон подойти к исследованию того, каковы основы формирования мировоззрения. Особое значение в этих условиях приобретает указание о том, чтобы не ""забывать" об основополагающих принципах материалистической диалектики",^ призванных служить основанием анализа социальной действительности. Это требование, как и отмеченные особенности мировоззрения, заставляют обратиться к исследованию объективно существующей практики и принципу практики для уяснения особенностей и путей формирования мировоззрения - особой формы социальной реальности.

Исследование мировоззренческой и методологической роли принципа практики в марксистско - ленинской диалектике является актуальным и в плане теоретической и идеологической Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М. ,1983, с.34. борьбы с современными противниками материалистической диалектики.

Исчерпывающий анализ направлений исследования различных проблем диалектико - материалистического учения о практике был дан в свое время в книге "Практика и познание" /1973 г./, где выделены следующие его стороны: основные этапы формирования и своеобразие марксистского понимания практики; ленинское понимание места и роли практики в познании, единства практической и теоретической деятельности людей; сущность практики, многообразие и особенности форм ее проявления; практическая природа познания, гносеологические функции практики как основы познания и критерия его истинности; роль практики в логическом мышлении и образовании научных понятий; соотношение теории и практики в общественной жизни и др. Основные направления исследования проблем практики и в настоящее время остаются неизменными. Значительный вклад в исследование этих проблем внесли: И.Д.Андреев, Г.С.Арефьева, В.В.Байлук,

A.А.Баталов, Г.С.Батищев, Б.Н.Бессонов, А.С.Богомолов, М.А. Булатов, Ю.Ф.Бухалов, Н.К.Вахтомин, И.Ф.Ведин, А.А.Ветров, Б.А.Воронович, Г.Е.Глезерман, С.И.Гончарук, Д.П.Горский, Г.А. Давыдова, Б.Н.Иванов, А.Н.Илиади, М.С.Кветный, В.Е.Козловский, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, А.М.Ковалев, А.М.Коршунов,

С.Б.Крымский, П.В.Копнин, Г.А.Курсанов, Н.И.Лапин, Г.Д.Левин,

B.А.Лекторский, К.Н.Любутин, И.Я.Лойфман, И.Е.Мальков, И.С. Нарский, А.П.Огурцов, З.М.Орудзкев, Т.И.Ойзерман, Ю.В.Петров, Ю.К.Плетников, В.А.Погосян, С.И.Попов, В.Н.Сагатовский, Е.А. Самарская, С.Н.Смирнов, А.Г.Спиркин, В.С.Степин, Л.Н.Суворов, В.Г.Табачковский, Н.Ф.Тарасенко, Д.Г.Терёлтьв, Д.Хофман, Г.Г. Шакарян, В.С.Швырев, А.П.Шептулин, Э.МЛудинов, П.ПЛупин, Й.Элез, И.Т.Якушевский, Т.Ярошевский, А.И.Яценко и др.

Вместе с тем многочисленность "срезов" исследования проблемы привела к тому, что и по настоящее время в отечественной литературе нет однозначного понимания практики,что говорит о недостаточной разработанности проблемы в общефилософском плане. Следует также отметить, что в исследованиях, посвященных мировоззрению /работы П.В.Алексеева, М.Г.Ашмани-са, В.В.Бабенко, А.И.Евтушенко, В.Г.Иванова, И.В.Мартынычева, В.С.Овчинникова, М.А.Селезнева, А.Я.Сенченко, А.Г.Спиркяна, Б.Ф.Солопова, П.Н.Федосеева, В.ФДерноволенко, В.И.Шинкарука и др./, проводится мысль о том, что в структуре мировоззрения следует различать знание и оценку. Если роль практики в познании исследуется достаточно широко и разносторонне, то в отношении оценки этого сказать нельзя. При этом несмотря на большое количество работ, посвященных анализу научного знания, возможности привнесения его в мировоззрение раскрыты не полно.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность темы по отдельным направлениям цель диссертационного исследования следует видеть в дальнейшей разработке мировоззренческой и методологической роли принципа практики в марксист-ско - ленинской диалектике на современном этапе ее развития.

В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи исследования:

- на основе анализа принципа практики в работах классиков марксизма выявить его основные социальные и теоретические предпосылки в материалистической диалектике;

- выявить наиболее характерные общие черты в понимании принципа практики в современной марксистской литературе;

- сформулировать существенные характеристики принципа практики с учетом современного этапа развития марксистско

- ленинской диалектики;

- определить роль принципа практики в оценочном отношении человека к окружающему миру;

- с позиций принципа практики выявить закономерности превращения мировоззрения в научно - теоретическое.

Научная новизна работы определяется прежде всего характером проблем, поставленных в диссертации и стремлением внести определенный вклад в целостное определение роли принципа практики в материалистической диалектике.

В диссертации:

- принцип практики рассмотрен с точки зрения взаимосвязи материальной и духовной деятельности и раскрыт механизм влияния основных закономерностей этой связи на формирование научного мировоззрения выражающейся в требованияхга/определения объективной зависимости между теоретической деятельностью, ее результатами и материальной жизнью общества; б/проведения корректировки теории при изменении условий общественного производства и материальной деятельности; в/отражения конкретно - исторического характера развития материального производства в теории; г/соблюдении диалектико - материалистических принципов при рассмотрении отношения теории и материального производства.

- критически проанализированы и обобщены различные исторические концепции практики, в результате чего выделены единые основания для адекватного ее понимания на современном этапе развития материалистической диалектики: а/практика есть присущая лишь человеку форма деятельности; б/практика имеет общественно - исторический характер; в/практика имеет материальный характер.

- в результате анализа влияния практики на оценочно

- ориентирующие функции в деятельности человека обоснован тезис о том, что действительным объектом оценки становится сама практика в ее конкретно - исторической форме.

Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию принципа практики в развитии марксистско - ленинской диалектики. Они могут быть использованы в преподавании марксистско - ленинской философии при подготовке лекций и семинарских занятий по темам: "Мировоззрение, его структура, Форш и функции. Место философии в ряду мировоззренческих форм", "Функции диалектического материализма", "Принципы диалектического материализма", в освещении вопросов марксистско-ленинского учения об истине. Материалы диссертации могут быть использованы в практике пропагандистско - идеологической работы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мировоззренческая роль принципа практики в марксистско-ленинской диалектике"

- 144 -Заключение.

Исследование мировоззренческой роли принципа практики в марксистско-ленинской диалектике показало, что принцип практики стоит в центре решения вопросов формирования научного мировоззрения, отвечающего требованиям социального прогресса.

Сознательное отрицание или непонимание роли объективно существующей общественно - исторической практики в домарксистской философии приводило к господству метафизического или идеалистического мировоззрения и невозможности адекватного действительным процессам объяснения путей и возможностей становления научного мировоззрения, отражающего объективные законы развития окружающего человека мира и его самого. Вместе с тем, осмысление реально существующей практики и выдвижение принципа практики в марксистской философии есть результат развития, с одной стороны, всей философской домарксистской мысли, так как в ней были поставлены весьма существенные для понимания принципа практики проблемы, с другой - результат потребности осмысления новых исторических условий развития капиталистического общества и обоснования роли пролетариата в социальных процессах. Именно это обстоятельство привлекает внимание философов - марксистов к анализу работ классиков марксизма - ленинизма, поскольку подобный анализ позволяет проследить историческое становление нового типа мировоззрения и на основе последнего сделать соответствующие выводы, касающиеся как особенностей выдвижения нового принципа, принципа практики, так и его роли в дальнейшем развитии научного, диалектико - материалистического мировоззрения.

Наиболее важным в понимании принципа практики классиками марксизма является диалектическое единство материальной и ду

- 145 ховной деятельности. Отсюда содержанием принципа практики является выделение таких характерных особенностей, закономерностей, которые определяют их /материальной и духовной деятельности/ упорядоченное изменение. Задача здесь осложняется■ многообразием материальной и духовной деятельности, а следовательно, возможностью исследования их с различных сторон. Анализ современной марксистской литературы по данному вопросу убедительно доказывает последнюювозможность.

Многообразие аспектов исследования практики и роли принципа практики в марксистско - ленинской диалектике вызывает к жизни требование выделения таких особенностей практики, которые в максимальной степени способствовали бы выявлению роли принципа практики для объяснения особенностей становления и развития научного мировоззрения, учитывали многообразие форм освоения и преобразования человеком объективной действительности. В этой связи, и после рассмотрения имеющихсд концепций практики в марксистско - ленинской диалектике,.можно сделать вывод о том, что практика - есть социальная форма единства материи и сознания, проявляющегося в конкретно - исторических способах освоения и преобразования объективной действительности человеком. При этом в понятие объективной действительности естественным образом включается и сам человек как общественный субъект, а под понятием "освоение" следует подразумевать и отражение, хотя не сводить целиком к нему. Это понимание практики дается в контексте исследования мировоззренческой роли принципа практики, так как раскрывает перспективы для того, чтобы учесть все те факторы взаимодействия человека с миром, которые оказывают влияние на формирование научного мировоззрения с точки зрения принципа практики.

- 146

Анализ принципа практики в объяснении становления и развития научного мировоззрения ограничивается, как правило, исследованием его роли в становлении знания как элемента мировоззрения. Вместе с тем, не менее важным элементом мировоззрения является оценка, дополняющая и конкретизирующая общее мировоззренческое отношение человека к миру. Исследуя оценочно - ориентирующую функцию научной философии, можно придти к выводу о том, что действительная практика субъекта является не только основой познания, но и основой оценки субъектом собственной деятельности. Мировоззренческая роль принципа практики проявляется в том, чтобы "привести" все стороны деятельности к их материалистической основе.

Вопрос о формировании научного мировоззрения может быть рассмотрен со стороны возможностей привнесения научно - теоретического знания в мировоззрение. Однако для того, чтобы научно - теоретическое знание стало действенным фактором мировоззрения, то есть превратилось в убеждение, необходимо соблюдение некоторых требований, которые вытекают из особенностей практики субъекта. Здесь мировоззренческая 'роль принципа практики заключается в выдвижении таких требований к теории, которые исходят из закономерностей практики, присущих ей на всем протяжении ее развития.

 

Список научной литературыСибирев, Юрий Васильевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. Введение. /Из экономических рукописей 1857- 1859 годов/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с.709 738.

2. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с.115 217.

3. Маркс К. Временный устав товарищества. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с. 12 15.

4. Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага, /статья первая/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.30-84.

5. Маркс К.Дебаты шестого рейнского ландтага, /статья третья/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.1,с.119 -160.

6. Маркс К. Заметки о новейшей Прусской цензурной инструкции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с. 3 27.

7. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с. 369 399.

8. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, 907 с.

9. Маркс К. Коммунизм и аугсбургская "ALL z£iTu4&\ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с. 114 118.

10. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с.382 413.

11. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219 368.

12. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с. 414 429.

13. Маркс К.,К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч?., 2-е изд., т.13, с. I 167.14