автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Мировоззренческий аспект интуитивного познавания
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сторижко, Людмила Васильевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕШИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ/.
§ I. Место интуиции в решении мировоззренческих вопросов философией.рабовладельческого общества.
§ 2. Мировоззренческая интерпретация интуиции в философии Нового времени и классической. немецкой.философии
§ 3.'.Социально-мировоззренческие основания и гносеологические корни современного.интуитивизма
ГЛАВА П. РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ. НАУЧНО ГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
§ I. Диалектико-материалистическое решение пробле мы интуициив.философии и конкретных науках
§ 2. Социально-историческая детерминированность интуиции.
§ 3. Место интуиции, в процессе .формирования.научного мировоззрения личности
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Сторижко, Людмила Васильевна
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач коммунистического строительства, стоящей перед обществом развитого социализма, является задача воспитания нового человека, . развитие его деятельностных способностей и формирования научного мировоззрения.
Решение указанных задач предполагает вовлечение человека в.такую систему общественных отношений, форм общения и деятельности, в которых достигается-и реализуется единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, формируется богатый мир духовной культуры и коллективистской психологии личности. "Партия добивается того, чтобы.человек воспитывался, у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего -как гражданин социалистического общества,- активный строитель коммунизма с присущими ему идейными установками,.моралью и интересами, высокой культуры труда и поведения"*.
Необходимым условием реализации важнейших программ, стоящих перед личностью периода совершенствования развитого социализма, является повсеместный переход на творческие формы и методы деятельности человека. . .
Важную роль в развитии и применении способностей человека по.познанию и.освоению действительности играет интуиция, как необходимый компонент духовной жизни человека, способствующий аккумулированию опыта и знаний, являющийся важным средством творческого познания и формирования научного мировоззрения. Основные направления реформы общеобразовательной и высшей школы, - Правда, 1983 от 14 апреля с.г.
Интуиция является важным компонентом не только познания, она также своеобразно соприсутствует во всем.многообразии форм практики и духовно-практического способа.освоения человеком действительности, а также в обучении .и воспитании личности. Особенно это становится очевидным.в условиях НТР,.когда значительно возрастает поток научной и общественной информации, когда все более сложной, динамичной и напряженной становится ежедневная практическая деятельность индивида, когда социальное. время "спрессовывается" в неведомые ранее темпы социального прогресса, и формы деятельности насыщаются содержанием всего богатства культуры,человека.
Наконец, актуальность исследования проблемы интуиции связана с тем фактом, что она зачастую является предметом спекуляции и мистификации со стороны различных направлений современней буржуазной философии. Таким образом, актуальность проблемы интуиции обусловлена целым.комплексом практических, познаватель- . ных, педагогических, мировоззренческих и методологических задач.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования научного мировоззрения занимала и занимает важное место в исследованиях советских ученых, философов-марксистов за рубежом. В основе изучения познавательной.деятельности человека лежит диа-лектико-материалистическое положение о главенствующей в ней роли сознания, а проблема интуиции выделяется в особую тему при анализе имманентной.структуры последнего. Психическая деятельность человека в этом случае рассматривается на таких ее подуровнях, как неосознанное психическое, бессознательное, интуиция. Большие успехи достигнуты также в гносеологическом.анализе феномена интуиции. Интуиция в марксистско-ленинской философии рассматривается как непосредственное знание в том отношении, что оно основано на ранее накопленных знаниях и опосредовано материальной практикой. В.нашей философской литературе существует ряд.точек зрения относительно гносеологической природы интуиции. Первую, согласно которой интуиция бывает двух видов -чувственной.и интеллектуальной, выдвинул и наиболее четко сформулировал В.Ф.Асмус. Перспективной формой такого знания является "непосредственное усмотрение истины при.помощи чувств"*. Если чувственная интуиция выступает как самоочевидная и подтверждается чувственными восприятиями, то интеллектуальная интуиция продуцирует истины самоочевидные лишь на первый взгляд, а на самом деле они доланы быть опосредованы либо другими,истинами, либо доказательством.-Эту точку зрения разделяют Б.Г.Ананьев, . М.Бунге, В.Г.Виноградов,.Ф.И.Георгиев, Д.И.дубровекий, .М.Р.Ра-довель, М.С.Роговин, А.А.Налчаджян, Я.А.Пономарев, В.И.Хорев. С другой позиции подходят к проблеме классификации интуиции философы, рассматривающие всякое знание.только.во взаимодействии чувственного и рационального моментов. Исходя из опосредования чувственного восприятия.человеческим мышлением,.интуиция определяется как единство чувственного и рационального /Ж.М. Абильдин,. B.C. Библер,. Д.MfБирюков, В.Р.Ирина, А.С.Кармин, П.В.Копнин, .В.П.Кузьмин, А.А.Новиков, В .Г. Панов, А.Д.Урсул, Б.П.Хайкин/. Изучению гносеологических механизмов возникновения интуиции и.ее функционирования в познавательной.деятельности -человека посвящены работы Ы.Бунге., В.Г.Виноградова, Е.С.Жарикова, В.Г.Кондратьева, .А.А.Налчаджяна, Я.А.Пономарева, А.С.Попова, В.Н.Пушкина,. М.Р.Радовеля, И.К.Радионовой, В.И.Хорева.
Обширная психологическая литература посвящена анализу функ
1 Асмус В.Ф.'Проблема интуиции в философии и математике. - ГЛ., 1965, с. 3. ционирования интуиции в контексте всей психической деятельности человека /Л.М.Веккер, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, И.М.Сеченов, П.В.Симонов, Д.И.'Узнадзе, Г.Х.Шин-гаров и др./.
Мировоззренческое осмысление проблемы интуиции и ее роль в формировании научного мировоззрения личности не было предметом специального рассмотрения. Необходимо однако выделить направление, которое предполагает осмысление этих проблем с позиций анализа духовно-практической деятельности человека по освоению окружающей действительности /В. И. Шинкарук, М.Л.Злотина, В.П.Иванов, А.С.Канарский, К.Р.Мегрелидзе, В.Г.Табачковский, Н.Ф.Тара-сенко, А.И.Яценко и др./. В контексте данного- направления автор рассматривает интуицию как существенный момент познавательной деятельности человека по распредмечиванию объективной действительности .и трактует . как конденсат социально-исторического опыта человечества. Эти положения имеют.принципиальное значение для решения кардинальных вопросов формирования личности, выработки ее. мировоззренческих.ориентиров и составляют предмет диссертационного .исследования. . . . Целью диссертационной работы является раскрытие общественно-практической природы интуиции и ее роли в процессе формирования мировоззрения личности. . . . . . .
Цель исследования определила конкретные задачи исследования: -.анализ обусловленности истолкования проблемы интуиции, ее происхождения и.сущности в истории философии в зависимости от мировоззренческой направленности философских систем;
- вшвление закономерностей функционирования интуиции на обыденном уровне, сознания как концентрации социально-исторического опыта и практики человека;
- раскрытие особенностей реализации интуиции в познавательной, деятельности и ее психологических основаниях; - определение места и роли интуиции в системе духовных и духовно-практических способностей субъекта;
- анализ значения интуитивных форм.познания в освоении человеком.действительности в процессе формирования его мировоззрения.
Методологической основой исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, посвященные анализу мировоззренческих проблем, материалы съездов партии, Пленумов ЦК КПСС, в которых нашли отражение проблемы формирования нового человека - всесторонне и гармонически развитой личности, обладающей научным мировоззрением.
В ходе работы .над диссертационным исследованием автор опирался на разработки и результаты исследований советских и зарубежных философов-марксистов, данше психологии, педагогики, эстетики и других наук, а также на соответствующий историко-философский материал.
Практическое значение диссертационной, работы состоит .в том,, что ее основные выводы и положения могут быть испояьзова-. ны для дальнейшей разработки актуальных проблем.диалектического и.исторического материализма, в частности при исследовании проблем теории познания, творчества, духовно-практического способа освоения человеком действительности, закономерностей формирования мировоззрения личности развитого социализма, ее духовного .мира культуры и др., а также для критики современных буржуазных философских и психологических концепций, спекулирующих на проблеме интуиции и пытающихся использовать ее извращенное истолкование .против марксистско-ленинской теории. Результаты диссертации можно применить при чтении ряда тем курса марксистско-ленинской философии, в пропагандистской, воспитательной и методической работе, в особенности при разработке проблемного метода обучения студентов в вузе.
Структура работы строится в соответствии с ее задачами. В первой.главе - "Проблема интуиции в истории философских учений /мировоззренческий аспект/" - прослеживается взаимосвязь между решением проблемы интуиции и общей мировоззренческой направленностью философских систем.
При исследовании данной проблемы.диссертант исходит из посылки, что интуиция - это прежде всего один из способов познания объективной действительности. Поэтому.ее решение.предполагает анализ социальных и гносеологических оснований возникновения и фракционирования интуиции. Поскольку этот вопрос уходит своими корнями в древние философские системы Индии, Китая и Греции,. диссертант считает.целесообразным рассмотреть данный вопрос в его генезисе. Особ.ое место в древних философских системах занимал вопрос о сущности знания, о.способах его.получения. Каждая философская система решала его по-своему, однако существует ряд.общих черт в его решении, и .прежде всего в тех аспектах, которые затрагивают происхождение знании, а также понятие умозрения, иди интеллектуальной интуиции.
Основной идеей древнеиндийской философии является освобождение человека от страданий. Большинство древнеиндийских философских систем - джайнизма, санкхьи, йоги, мимансы, веданты -видят причину страданий в незнании. Если бы человек познал себя и окр^ающий мир в его.истине, он уменьшил бы свои страдания или избежал бы их вовсе. Следовательно, путь к благу лежит через познание.Но,в свою - очередь, совершенство познания, его сила и истинность зависят от желания познать и, главное, от характера мировоззренческих взглядов человека. Автор, сравнивая мировоззренческую.направленность учения о непосредственном знании в рамках религиозной теории познания систем джайнизма, миманса и.веданта и материалистической теории познания .ньяя - вайтетика приходит к выводу, что, с.одной.стороны утверждались неизменность внешней реальности, проповедовались смирение и самоусовершенствование, а с другой - активность.познающего субъекта, стремление к абсолютному познанию реального мира и его преобразованию. .
В ряде работ древнегреческих философов.также рассматривается проблема интуиции. Так,.в философии Платона мы сталкиваемся с учением о бессмертии человеческой души, о-ее причастности к благу и злу и основополагающей роли идеального в формировании человека.цВ диалоге. "Менон" развивается следующее представление о душе: душа бессмертна, до своей земной.жизни она созерцала истину, и теперь, в своей земной.жизни.вспоминает виденное, может понимать все частное и раздробленное, в том числе и добродетель. В ней содержатся абсолютно все знания. И необходимо лишь найти способ вспомнить их. В своем более позднем диалоге - "Фе-дон" Платон показывает, как. Сократ развивает перед своими учениках,ш теорию, философствования как умирания тела и очищения души, которая,, постепенно освобождаясь от тела, приближается к созерцанию чистого, подлинного бытия. '' В "Федоне", как и в "Меноне" говорится, что душа "припоминает" то, что ей было известно в прошлой жизни. Теоретическая несостоятельность платоновского учения о бытии, основанного на дихотомии действительности на умопостигаемый и чувственно данный щр,служит основой ошибочности концепции умопостигаемых сущностей -.знания божественного происхождения, интеллектуальной интуиции,.
Идея врожденного, знания в древнеиндийской философии, в философии Конфуция и в платонизме носила реакционный характер, поскольку в соответствии с нею, знание, получаемое.при помощи интеллектуальной интуиции,трактовалось как неземное и "божественное", являясь мистическим и абсолютным. . Проблема интуиции решалась философией средневековья и Нового времени. В философии средневековья развивалась и культивировалась почти исключительно религиозно-идеалистическая трактовка. В философии Нового времени была предпринята попытка рассмотрения проблемы непосредственного знания на рационалистической основе, что совпадало с основными тенденциями-философии периода развития и становления, капиталистических отношений. . . . .Ф.Бэкон выступил как убежденный .материалист, сознательно разрабатывающий метод эмпирической науки.Поэтому диссертант. считает, что анализ методологических и мировоззренческих оснований философии Бэкона необходим, для уяснения тех задач, которые стояли перед прогрессивной наукой, определения методологического. арсенала,.- посредством которого, предпринимались попытки постижения феномена интуиции. Элементы новых воззрений, складывавшихся в различных областях творчества, в достижениях нового естествознания,, слились в.учении Бэкона, в целостное материалистическое мировоззрение, в котором они систематизированы, углублены, развиты. Заслуга Бэкона в том, что он противопоставил идее спекулятивной философии о мистической интуиции как способе постижения истины метод научной индукции, основывающийся на данных экспериментирующей науки.
Попытку объяснения интуиции на рациональной.основе,предпринял выдающийся французский мыслитель ученый Р.Декарт. Он счел возможным и необходимым .возвести интуицию в ранг-одной из важнейших функций разума и попытался концептуально обосновать это. .
Декарт признавал существование мысли более достоверным и очевидным, чем существование тела, мира материальных вещей. Единственными истинами,, которые усматриваются с безусловной четко- . стью и-ясностыо,. Декарт считал интуиции разума, исключающие .чувственное, живое познание. По нашему мнению,объясняется это прежде всего тем,. : что на мировоззрение.Декарта,. как и Бэкона, серьезное влияние оказывала религиозная идеология. Учение Декарта об интуиции разума, получаемой непосредственно, без помощи, вывода и доказательства, носящей абсолютный характер, оторвано от человеческой чувственной деятельности, живого созерцания и практики. Ни Декарт, ни Бэкон.не осознавали, что их метод имеет жизненную основу в изменившемся способе производства - в расчленении цельного технологического процесса на составляющие его звенья. Декарт и.Бэкон, напротив, склонны были видеть в изменившемся способе производства результат перемен в методе.мышления. В связи с этим автор делает вывод, что Декарт, не находя в практической деятельности атрибутов всеобщности и необходимости,признавал их источником интуиции разума.
Учение Декарта послужило.теоретическим источником философии Б.Спинозы,«который возвел феномен интуиции в ранг высшей мыслительной способности и усмотрел в ней основное творческое начало познания.Особенность трактовки интуиции.Спинозой з шиш чается также в том,.что ее существование связано не только с научным познанием, но и со всем многообразием духовно-практического освоения действительности. .
Спиноза различал познание первого рода, называемое мнением или воображением, познание второго рода, осуществляемое при по-, мощи рассудка и, наконец, интуитивное познание. Акт интуитивного познания у Спинозы не только связан с актами дискурсивными, но по каждому.результату ничем не отличается от него.
На этом основании диссертант приходит к выводу, что теория познания .и учения об интуиции в рамках философской, системы Спинозы, носят априорно-рационалистический характер. Они оторваны . от практической деятельности, а последняя оказывается расчлененной на.два вида,, причем один из них - чувственное.познание - . . противопоставляется другому - рациональному. Поэтому интуитивное знание Спинозы носит.нечувственный,, внеисторический характер. С резкой критикой врожденных идей.Декарта выступил основатель материалистического сенсуализма Д.Локк. Продолжая материалистическую линию Бэкона и Гоббса,.он.направил свои .усилия на развитие, эмпиризма, обосновав его основной принцип.- происхождение знаний и идей из чувственных .данных. Ядром мировоззрения. Локка.был материализм. По,, даже основываясь на чувственном поз- | нании, все же высшим и,наиболее совершенным видом знания Локк | провозглашает интуицию. Автор приходит к выводу, что такая трактовка процесса познания не случайна - материалистическое по сути мировоззрение Локка,все лее. не было свободно от .деистических и теологических моментов. Именно они и.ограниченность материализма Локка не дали ему возможности провести последовательно материалистический принцип познания и обнаружить переход от чув
- 13 г ственного знания к теоретическому, абстрактному мышлению.
Метафизический материализм не смог выяснить и правильно оценить активную роль субъекта в процессе познания, так как сконцентрировал все внимание на объекте познания.
Преодоление недостатков.метафизического материализма составляет главную задачу.немецкого классического идеализма. Первым представителем этого направления был И.Кант. Теория познания выдвигается им на первый план как основная философская наука. . Ее основой у Канта является идеализм. Своей всеобщностью и не-, обходимостью, по Канту, научное значение, обязано априорным формам наглядного представления и логического мышления. По Канту, нет ничего выше разума для обработки материала созерцаний и подведения его под высшее единство мышления. Рассудок является предметом для разума так же, как чувственность является предметом для рассудка. Интуитивным же интеллектуальное созерцание может быть только у.какого-то иного, высшего сравнительно с человеком, существа. В силу этого человеческий интеллект, согласно Канту, ничего не созерцает, а только мыслит посредством понятий. Познание всякого человеческого рассудка есть-познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное,. Таким образом, делает вывод автор,.Кант резко отграничивает дискурсивное познание, от интуитивного и полагает интуицию как трансцедентный феномен. .
Огромный вклад в разработку проблемы непосредственного знания внес Гегель, высказав мысль о том,.что непосредственное знание всегда опосредовано. Но. в силу того, что Гегель трактовал опосредствование идеалистически, он не смог решить до конца проблему непосредственного знания.
Совершенно другой характер приобретают идеалистические теории интуиции в эпоху империализма. В это время возникает новая разновидность учения об интуиции. Интуиция уже.не рассматривается как одна из функций интеллекта, но противопоставляется рас-, судку, интеллекту, интеллектуальному знанию в. контексте иррацио-налистической критики человеческого разума. В новом типе учения об интуиции отразилось обусловленное развитием капиталистического общества.империалистической эпохи глубокое противоречие буржуазного теоретического сознания. На основании сказанного выше автор приходит, к выводу, что мировоззренческое содержание философских концепций.является отражением, особенностей жизни общества, на .том или ином, этапе его развития. В свою очередь, решение гносеологических вопросов в . рамках той или иной философской системы тесно связано с ее мировоззренческой направленностью. Восходящее общественное и экономическое развитие общества порождает философские системы, которые стремятся адекватно отразить объективную реальность, поэтому используют рациональные, научные методы исследования. Там же, где общественные,отношения заходят."в тупик".в своем развитии, появляются мировоззренческие и*философские концепции, пытающиеся оправдать их .существование и поэтому .неадекватно отражающие мир. Цоскольку исторически они изжили, себя и при помощи научных методов невозможно оправдать их. дальнейшее существование, упор де-дается-на антиинтеллектуальные методы. Этот процесс отражается и на постановке, ж решении проблемы интуиции. . . . Единственно научное решение этой проблемы возможно только на основе.положений философии диалектического материализма, которое установило, что наука не .только подчинена практической цели, но именно практика является основой и критерием ее истинности. В рамках диалектического материализма непосредственное знание быдо лишено ореола абсолютности и умозрительности, его происхождение, стало объясняться с позиции опосредования-материальной практикой, .духовно-црактической.деятельностью человека.
Во второй главе -"Место интуиции в механизме формирования научного мировоззрения личности" - показана роль интуиции в формировании мировоззрения личности в процессе ее становления.
С этой целью в диссертационном исследовании проведен гносеологический и психологический анализ интуиции, механизмов ее возникновения и функционирования. Большинство исследователей, рассматривая механизм действия интуиции, .характеризуют ее как внезапный скачок .от старого знания к новому. Интуитивный скачок представляет собой сложный поэтапный процесс, движимый диалектическим противоречием избытка и. дефицита .информации, .Интуиция . трактуется автором как скачок от старого знания к новому, основанный на.диалектическом взаимодействии чувственного.и рационального, в результате которого.образуется .принципиально новое знание.
В целях.более полного осмысления гносеологического анализа интуиции автор остановился на. психологическом.исследовании этого феномена.При решении всех последующих вопросов основополагающим является положение о том, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру, включающую, в себя сознание и.неосознанные психические процессы, бессознательное психическое и интуицию.Сознание оперирует знанием,, которое.четко сформулировано и оформлено, выражено в.форде законченного определения или в.виде, формулы. К сфере бессознательного относятся автоматизированные навыки, усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, имевшие место в жизни человека, в его деятельности функционирующие без непосредственного участия, сознания. Другими словами, бессознательное выполняет защитную функцию,• предохраняя сознание от излишней работы.и психических перегрузок. Интуиция же.чаще всего проявляется во время.творческих актов цри решении сложных научных проблем. Ее функционирование основано на накопленном, предшествующем огт^те и знаниях, в том числе мировоззренческих. . .
Интуитивное.познание играет важную-роль в формировании ми-, ровоззрения личности, так как является одним из видов неосознанной психической деятельности, которая в свою очередь составляет необходимый компонент всей психической деятельности человека.
В рассмотрении процесса формирования мировоззрения автор опирается на его структурные элементы и особенности.
Являясь интернированным обобщением жизненного опыта и знаний, мировоззрение содержит в себе совокупность исходных принципов и установок, которые регулируют, взаимоотношения социаль-г ных.классов,, групп, индивидов. Главная черта.коммунистического мировоззрения - его соответствие общим закономерностям исторического процесса,, адекватное. отражение объективных закономерностей природного и социального, мира.
Учитывая, два уровня . содержания, .мировоззрения - теоретический /совокупность мировоззренческих взглядов и представлений/ и. непосредственно практический /реализация мировоззренческих знаний в поведении человека/, возникает.проблема, которая заключается в следующем:, мировоззренческое воспитание носило бы простейшую форму, если .бы сводилось к обучению, простому закреплению мировоззренческих знаний,.а знания.сразу же, автоматически входили бы.в. мировоззренческую установку. Однако, этот процесс намного сложнее. .Чтобы понять его истинную сущность, необходимо рассмотреть тесное взаимодействие интеллектуальной и других.форм духовной деятельности в процессе познания объективного мира.
Учитывая высокую интеллектуальную активность в процессе освоения субъектом окружающей его действительности, такую деятельность правомерно назвать творческой. В ходе ее возникают определенные задачи, которые различаются по их сложности, степени содержания в них творческого элемента и тому вкладу,- который вносят их.решения в духовное богатство личности. Творческие задачи можно разделить на две группы. Одну из.них составляют те, которые могут.быть решены.путем планомерного использования осознанных способов и приемов. Другую группу составляют задачи, противоречия которых более глубоки и решения опосредствуются неосознаваемыми вначале находками. И первому и второму классу задач присущи фазы творческого процесса. К общей последовательности фаз. творческого процесса.мы относим следующую систему фаз: логического анализа, интуитивного решения, вербализации интуитивного решения, формализации вербализованного решения. Таким-образсм, для решения познавательных задач второго класса помимо творческой деятельности сознания.необходима.еще.одна форма познавательной деятельности человека - интуитивное, познание. . . В выделении интуиции как существенного момента познавательной деятельности автор основывается.на положениях маркеизма-ле- . нинизма, которые указывают на.сложность.процесса познания:. "Чистых явлений, писал В.И.Ленин - ни в природе,, ни в обществе нет . и быть не может - об .этом учит именно диалектика Маркса, показывая нам, что самое-понятие чистоты есть некоторая узость,.однобокость человеческого познания, не охватывающая предает до конца во всей его сложности".1 Ленинские работы по проблемам гносеологии прямо указывают на то, что процесс мышления нельзя
1 Ленин В#И. Крах П Интернационала. - Полн.собр.соч. т.26, с.241. понимать упрощенно, сводить его к голой логической формуле. Он является скачкообразным, с неожиданными, прозрениями и открытиями: '.'Совпадение мысли с объектом есть процесс: мысль./=человек/ не должен представлять себе истину.в.виде мертвого покоя, в виде простой картины /образа/, бледного /тусклого/,.без стремления, без движения, точно гения, точно число, точно абстрактную мысль""1". .
В силу того, что познавательные способности человека наиболее полно развиваются в практике и именно практика, взятая как способ бытия человека, является реальным процессом общественной жизнедеятельности, включающей в себя познание,.как необходимый момент, именно.она порождает человеческое сознание как ее .непосредственное отражение, а также такие феномены психической деятельности человека, как подсознание и интуиция. . . Появление такой формы познания, как интуитивное, обусловлено неосознанным отражением объективной действительности.и в некоторых случаях предполагает не порождение принципиально.нового знания, а лишь использование ранее накопленного опыта. Социальная память охватывает значительно большую сферу, чем сфера передаваемых из поколения в поколение знаний, навыков, умений. Носителем социальной памяти является человек. Внегенетическая информация представлена в человеке на различных уровнях - от нервной деятельности.до психики и сознания. Являясь основой познавательной деятельности, она обусловливает такой вид.деятельности, как интуитивное познание. Информация оседает.в неосознанном, . а затем, в виде внезапной .догадки, "прорывается" в сознание. Интуитивное.познание необходимо учитывать как .при анализе научного познания, так и.при .рассмотрении предметно-практической деятельности по освоению внешнего мира.Этот процесс
1 Ленин В.И. Философские тетради.-Полн.собр.соч.,т.29,с.176-177.
- сугубо индивидуальный, основанный на познании окружающего мира и опыте целесообразного поведения, происходит на основе накапливающегося личного опыта и установления определенных стереотипов поведения. Процесс формирования мировоззрения автор -рассматривает с позиции.анализа психической деятельности человека как совокупность сознательных и неосознанных процессов,. ибо."только признание важнейших функций неосознанного психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под= и сверхсознания дает возможность естественнонаучного материалистического ответа на самые жгучие вопросы человековедения"1 .
Подобный.подход в определении мировоззренческой функции . интуиции позволяет очертить некоторые пути постановки.и решения вопросов, связанных с мировоззренческим воспитанием подрастающего поколения. . . . . Автор считает, что.уже в самом раннем возрасте необходимо воспитывать ребенка, .формируя его мировосприятие. Незаменимым, средством для достижения этой цели является детская игра. Именно в игре осуществляется первичная социализация ребенка как личности, .посредством игры ребенок познает мир и утверждает себя в нем. При этом детская игра является важным средством тренировки интуиции, так как в каждом игре.проявляется творчество ребенка, реализуются его творческие.возможности. В„силу того, что большую часть информации ребенок усваивает, неосознанно, интуиция является синтезом, его познавательной деятельности и возникает на основе тех знании, которые он успел усвоить. Так.возникает феномен, известный под названием "детская интуиция".
1 Симонов П.В. Неосознаваемое психическое; подсознание и сверхсознание. - Природа, 1983, 3, с.31.
В школьном возрасте необходимо более целенаправленное воспитание, формирующее научное мировоззрение. Его компонентами являются знания, полученные при обучении в школе, и жизненный опыт, приобретенный в ходе социализации школьника. При этом очень важно, чтобы.знания, полученные в ходе обучения, превращались в убеждения. Этот процесс .наиболее успешно осуществляется с применением проблемного метода обучения. Советская педагогика исходит из положения, что творческий и интеллектуальный потенциал каждого ученика необходимо.развивать. Проблемный метод обучения и имитационные игры, проводимые во время учебного процесса, наиболее полно отвечают требованию, поставленному перед, школой - научить детей.творчески.мыслить. В ходе проблемного обучения, благодаря самостоятельности в получении, знаний и творческому, мышлению, необходимым компонентом которого является интуиция, переход знаний в убеждения.происходит наиболее органично. С другой стороны,.необходимо организовать жизнедеятельность подростка таким образом, чтобы.то, что он слышит на уроках в школе, подтверждалось и закреплялось в реальной жизни.
Важным этапом в формировании научного мировоззрения личности является изучение марксистско-ленинской философии в вузе. В. силу того,, что перед высшей школой поставлена задача научить молодых специалистов самостоятельно и творчески решать сложные задачи, в процессе преподавания выдвигаются глобальные вопросы, составляющие этапы в решении той или иной проблемы. Процесс учения по своей.природе тесно, связан с процессом познания, поэтому правомерно говорить об идентичности их структуры. Поскольку психологические механизмы формирования и функционирования интеллекта и личности оказываются тождественными, знания, полученные самостоятельно, при высокой интеллектуальной активности познающего субъекта превращаются в его убеждения. Знания, полученные при изучении математических и естественнонаучных дисциплин, составляют основу формирования научной картины мира. В процессе преподавания общественных дисциплин, знания, превращаясь в убеждения, становятся основой формирования мировоззренческих установок личности.
Таким образом, автор.приходит к выводу, что на каждом.этапе духовно-практического освоения человеком окружающего его мира, наряду с сознанием, большую роль играет и неосознанная психическая деятельность человека, порождающая интуитивное познание, являющееся неотъемлемой частью человеческой познавательной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возникновение и интерпретация проблемы интуиции тесно связаны с общей мировоззренческой направленностью философских систем.
2. По своей сути.интуиция является необходимым .компонентом постижения человеком .окружающей его.действительности, в котором в форме диалектического скачка приобретается новое знание,.реализуется конкретное единство чувственного и рационального, продуктивного и.репродуктивного. . . . .
3. С психологической тонки зрения, интуиция является своеобразным разрешением противоречия между сознанием и неосознанным психическим, посредством которого психические процессы трансформируются в рефлексные формы сознания.
4. Интуиция, определяемая с мировоззренческих позиций,.- как существенный момент познавательной деятельности человека по распредмечиванию объективной действительности, выполняет синтетическую функцию формирования установок и категориальных структур, способствующих превращению мировоззрения личности в целостный взгляд на мир.
5. Овладение - личностью интуитивными формах,ш. познания позволяет полнее осознать и использовать творческий потенциал ее способностей, является важным средством формирования самосознания и научного мировоззрения.
6. Как необходимый компонент творческого мышления, интуиция играет важную роль в реализации проблемного метода обучения в вузах, в трансформации знаний в формы личностного самосознания, превращения их в убеждения, в формировании жизненно-смысловых установок личности.
О результатах, диссертационной работы докладывалось на региональной конференции Западно-Сибирского отделения философского общества СССР, на республиканской научно-теоретической конференции, а также на научно-методических конференциях Киевского технологического института пищевой промышленности. Основные положения диссертационной работы используются и. могут далее использоваться при чтении курса диалектического материализма и проведении семинарских занятий преподавателями философии. Некоторые положения диссертационного исследования используются в лекционной и.пропагандистской работе, проводимой в трудовых .коллективах г.Киева. По результатам проведенного научного исследования опубликовано четыре научные работы общим объемом 1,3 печ.л.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мировоззренческий аспект интуитивного познавания"
В.результате проведенного исследования был выявлен механизм формирования м1фовоззрения, обозначена роль интуиции в формиро вании научного мировоззрешш личности и сделаны следующие выво ды. - . • Мировоззренческое содержание филосо^юких концепций являет ся, отражением, особенностей социальной лшзни общества на том или
1Ш0М этапе его развития. В свою очередь, решение гносеологиче ских вопросов в pai.max той или иней философской системы тесно связаны с ее мировоззренческой направленностью. Общественное и эконош1ческое развитие общества, находящегося в процессе ста новления и развития, порождает философские системы, которые стре мятся адекватно отразить объективную реальность, поэтому исполь sytoT рациональные, научные методы исследования. Там же, где об щественные отношения-заходят "в тупик".в своем развитш1, появля ются различные м^зровоззренческие, философские концепции, пытаю щиеся оправдать их существование. Поскольку же исторически они ЗОлб изжили себя и при .помощи науч^шх методов невозможно оправ дать их дальнейшее.существование, начинают пригленяться антиин теллектуальные, мет оды, связанные прежде всего с использованием иррациональной, мистической интуиции. . . - ^ На заре возюшновения рабовладельческого общества в древ ней Греции, когда оно находилось в процессе развития и станов ления, возникли философхзкие--Концепции, объясняющие мир о мате риалистршескнх позици!!.. Таковы были концепции ЛевкиЕпа, Демо крита.. Мир признавался материальнш-л и познаваемым. Те. же, кто, как Платон и Плотин, философствовали в.период крушения рабовла дельчесЮ'ПС отношентьв своих системах они уходят от реальной
жизни в ршшозорное прошлое. Рк системы носят иррациональны!'!, а само познание - ьлистический характер. Основныгш формали позна ния выступает интуиция и врожденное знание.В дждософии средневековья развивалась и культивировалась почти исключительно религиозно-идеалистическая трактовка интуи щ ш . С зарождением же новых, капиталистических отношений, когда природа стала объектом познания, а человек провозглашен.кузне цом своего счастья, идеи ращонального познания были вновь под няты .и провозглашены в философских концепциях Бэкона, Декарта, Спинозы, Гоббса, Локка и др. В философских построениях этих мыслителей не нашла места иррационально трактуемая интуиция., -Диалектический' момент в понимании интуции был внесен не мецкой классической философией. В частности, Гегель трактовал интуицию как непосредственное знание.с необходш'лостью, его опо средования.. Но опосредование.Гегель рассматривал с идеалистиче ских позиций, поэтому он не смог решить до конца проблег71у не посредственного знания.Когда же капиталистическая ..система стала приходить в упа док, и класс буржуазии любыгл способом старался оправдать свое существование и утвердить свою идеологию,, рациональные методы познания вновь были отвергнуты, так как они вели к признанию..теоретичесгаа обоснованного-прогноза гибели капиталистического общества. РационатЕЬНьм методам познания были противопоставлены антиинтеллектуальные, основанные на иррационально трактуемой интуиции. . - . . . .Марксистско-лешшская философия ^ рассматривает интуицию как i непосредственное знание,.! в том смысле, что оно опосредовано ра- '• нее накопденньми знаьшят'Ш и приобретенным опытом. Источник интуи тивного знания выступает в форме скрытого от сшлого субъекта, но!
yse тлеющегося у него знания. Штуиция представляет собой ска- \ чок от старого знания к новоглу, основанный на диалектическом взшмодейств^ш чувственного и рационального знания. Философское освлысление проблемы интуиции невозможно вне данных естествозна ния - психологии и нейрофизиолопш. Неосознанность творческой интуиц1ш является "защитой" от npesyieвременного вмешательства сознания. Не.будь этой "защиты", здравый смысл, очевидность не посредственного наблюдения "душили" бы интуицшо, оригинальный замысел. Интущия производит первичный отбор возникающих реком бинащш и предъявляет сознаьиш те из них, которшл присуща из вестная вероятность их соответствия реальной де]1ствительности.Материал для своей рекомбинационной деятельности интушдш черпа ет в осознаваемом опыте, в резервах подсознания.Выделяя интуицию кшс существенный момент познавательной деятельности по распреj]Me4iiBaHHio объективной действительности, мы-определяем ее прежде всего.как сгусток социально-историче ского опыта человечества.-Мировоззрение же, являясь интегриро ванньил обобщением лшзненного опыта, представляет собой совокуп ность исходных принципов и, установок,-которые регулируют взшшо^ отношения социальных классов, групп, 1шдивидов. Мировоззренческое воспитание носило бы простейшую-ф^рму, если бы сводилось к обу чению, простому закреплению мировоззренческих знанш!. Решение данной проблемы представляется в тесном взаимодействии интел лектуального и личностного факторов в процессе познания объек тивного. мира, активизации и интеллектуализации познавательной , деятельности, .поскольку механизмы формировашю и фушщионирова ш ш личности, оказываются тождественнылш. Учитывая высокую ин теллектуальную активность в процессе освоения субъектом окружаю щей его действительности, правомерно назвать такую деятельность Процесс формирования глировоззрения рассматривается с пози ции анализа психргаеской деятельности человека как совокупности сознательных и неосознаншх процессов. С сшяого раннего возрас та необходимо форрлировать мрхровосприятие ребенка. Незагленшлым средством для достизкения этой цеди является игра, йленно в,игре осуществляется первичная социализация ребенка как личности. При этом детская игра является вагкныгл, средством тренировки интуиции, так кaI^ : в каждой.игре прежде всего реализуются творчесхше воз можности ребенка,. . . . . _ Блшсольном возрасте необходшло целенаправленное воспита ние, форм1фу1ощее научное мрхровоззрение. -Этот процесс наиболее успешно протекает при помощи ггроблеьшото метода обучения. Наша советская педагопша, исходя из положения о том, что творческий и интеллектуальный потенциал-ка^гуюго ученика необходимо разви вать., использует в процессе обучения проблемный.метод и 1шита ционные игры. В ходе проблемного обучения, благодаря сатлостояте льности в получении^знание! и творчес.коьлу. мышлению, необходигшм компонентом которого является интуиция, переход знаний в убежде ния происходит наиболее органично. . -
ВаЕшыл! этапом в формировании научного мировоззрения личнос ти, является изучеьше марксистско-ленинской философии в вузе. В силу того, что перед высшей шкодой.поставлена задача - научить молодых специалистов са1лостоят_ельно и творчески решать сложные задачи, в процессе преподавания выдвшгаются глобальные вопросы, составляющие этапы.в решении той илк иной,проблемы. Разрешение таких задач требует творческого, неснендартного мышления, состав- 171 -
ным компонентом которого является интуиция.. Знания, полученные при изучении матеглатхсчесш-к, и естественно-научных дисщшлин, составляют основу форгшрования научной картины мира. В процессе преподавания общественных дисциплин, знания,.превращаясь в ydes-
денжя, становятся основой форшфованил мировоззренчесюк устано вок личности, . . .Последующее изучение процесса форшфования научного миро воззрешш личности с учетом интзштивного. уровня познаьшя пред полагает дальнейшее изуче1ше механизма форьщровашш мировоззре ния, его гносеологического и психологического анализа.
Список научной литературыСторижко, Людмила Васильевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Маркс к, Заглечания на книгу А.Вагнера, "Учебшш подитическойэкономШ'1". - Маркс К., Знге:.:ъс Ф. Соч. 2-е изд.,т.13,с.369-399.
2. Энгельс Ф. В.Боргпусу, 25 января. - Маркс К., Энгельс Ф.. Соч. 2-е изд., т.39, с.174-177.
3. Энгельс.Ф. Диалектика природы. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд . , . т .20 , с.339-526.
5. Ленин В.И. Историчес1ше судьбы учения Карла Маркса. Поли..собр.соч. , .т .23, с .1-4. . . . . .
6. Ленин В.И. Карл Маркс. - Поли.собр.соч., т.26, с.50-55.
7. Ленин В.И. Крах П Интернационала, - Поли.собр.соч.,с.26,, с.222-241.
8. Лешш В.И. Марксизм и ревизионизм. - Поли.собр.соч.,т.17,. с.15-26. ,
9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Поли.собр., соч., т .18, с.34-128.
10. Ленин В.И. О,значении воинствующего материализма. - Поли., собр.соч., т .45, с.23-33.
11. Ленин В,И. Три источншш и три составные части марксизма.Поли.собр.соч., т.23,. с.40-48.
12. Ленин В.И. Философские тетраш-!. - Поли.собр.соч.,т.29, -620с.- 173 - . . .
13. Программа. КомглунистическоЁ партии Советского Союза: Принята. ХШ съездом КПСС. - М.:, Политиздат, IS78. - 144 с.
14. Основные направления экономического и социального развитхшСССР на 198I-1985 годы и на период до 1990 года. - М.: Политиздат, I981. - 95 с. .
15. Материалы }01У1 съезда КПСС.-.М.: Политиздат, I98I.
16. Материалы.Пленрла Центрального Комитета,МСС 14_15 июня. 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.27.
17. Материалы Пленугла Центрального Комитета КПССДСапреля 1984 го, да. - М.: .Политиздат,, 1984,- с. 14.
18. Абраслов М. М. Воспитание.комлунистическои убежденности. -4VI.:. Московский,рабочий,Л973. - 160 с.
19. AiviocoB Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев: Науко. ва дуглка,. 1965. --304 с, . . - . , .
20. Ананьев В,Г. О проблемах современного человекознания. - М.;, Hayica, 1977. -.380 с. , _ . . . . .
21. Анохин П.К. Биология и нейрофизиолопш условного рефлекса.. М.: М.едиц1ша, 1968. - 547 с .
22. Анохин-П.К, Избранные труды:.Философские аспекты теорш!фушщиональной системы. - М.: Наука, 1978. -.400 с .
23. Анохин П.К. Системные механизгды высшей нервной деятельности., М.: Наука,, 1979. .- 454 с. . . . .
24. Анох^ ш П.К. Теория .отражения и современная наука о мозге., М.: Знание, 1976. - 46 с . .
25. АсмусВ.Ф. Античная философия. - М , : Высшая школа, 1976,, с.198-250.
26. Асмус В,Ф. И.Каыт. - М.: Наука, 1973, с.3-352.
27. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и в математике.М.: Мысль, 1965. - 298 с. - 174
28. Бабенко В.В. Марксистско-ленинская философия и г.'Щровоззренческие .убеждения человека. - Киев-Одесса: Высшая шсола, 1973. - 143 с.
29. Бабе1жо.В.В. Основн! риси комун1Стично1 1деолог11. - Ки'хв,:. Бища школа, I98I. - 104 с .
30. Бассии Ф.В., Роянов В.Е.-О современном подходе к проблеме.неосознаваемой психической деятельности /бессознательное/. . Вопросы философрш, 1975, Is 10.
31. Бассин Ф.В. Проблема "бессознательного". - Ы.: Медицина,, 1968. - 468 с.
33. Брхблер B.C. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, Г975., - 399 с . ,
34. Библер B.C. Творческое мышление как предлет лопжи /проблемы и перспектх-шы/. - В кн.: Научное творчество. - М.: Нау, ка, 1969. , . .
35. Блауберг И.И. Является ,ли коэ(|фицр1ент интеллектуального.развитию наследственным? - Вопросы философии, 1983, 13 I, с.158. -160. . . .
36. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. - М.: Высшая. Ш1£ола, 1966. - 150 с.
37. Бочков Н.П. Методологические и социальные вопросы современной генетшш человека. -Вопросы философ1Ш, I98I, ib I,c.5I.
38. Бродов В.В.. д.Чаттопадхьяя. Живое и мертвое в индийской. философии. - Вопросы философии, 1983, .-.5 7, .с.168.
39. Де Бройдь Л. По Tponaivi науки. -М.: Иное тр. литература, 1962.- 408 с. -175 -,
40. Бранс1шй В.П., 1{армин А.С. Проблема,,иитущии в диалектической логике. - В 1ш.: Актуальные проблемы диалектическом логики. - Ал1.1а-Ата, Наука, 1971.
41. Брунер Д. Психология познания. За пределaIvш непосредствен. ной информации. - М.: Прогресс, Л977. - 412^с. 46; Буева Л .П. Социальная среда и сознание личности. - Ы.: Р1зд. МГУ, 1968. - 268 с.
42. Буева Л.П. Социальная среда и форгжрование гармоническойличности. -1.1.: .Знание, I97I. - 48 с.-. .
43. Социальная структура социалистического общества.и всестороннее развитие личности. Сб.ст.Отв.ред. Буева Л.П. - М.: Hayita, , 1983. - 231 С ^
44. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль,. 1978. -.216 с. , . , .
45. Бунге М. Инту1ЩШ1 и наука, - М.: Прогресс, 1967. - 187 с.
47. Быков.К.М. Учение И.П. Павлова и современное естествозна. ние.-- и.: Медгиз,.1952. - 36 с. - -
48. Бычко А.К. J истоков христианского иррационализма. - 1{иев;. Политиздат Украины, 1984. - 140.с.
49. Бышю И.В. В лаб11ринтах свободы. - М.:.Политиздат, 1976, 158 с.
50. Василенко В,Л. Мировоззрение Л1 человек. К проблеме формирования научного мировоззрения советских людей. - Киев: Политнз, дат, 1974. .- 262 с. . - .
51. Василенрю В.Л. Льэдське П1знання в св1ТЛ1 .дхалектичного матер1ал1зму. т Шив: БПШ при Щ{ ШУ. 1974. - 41 с.
52. ВергасоБ В.М. Актхшизация мыслительной деятельности студента- 176 в высшей шкоде. - Киев: Высшая школа, 1979. -,216 с.
53. Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей шгюде.-К.: Вща, шкода, 1977,.-.94 с. .
54. Виноградов В.Г. Научное предвидение.ЧЛ.: Высшая шкода, 1973,, - 187 с. . . .
55. Воспитание детей-В игре. - iii.: Просвещение, 1983. -.191 с.
56. Гак Г.И. Учение об обществе.в свете теории познания. -Ivl.:. ВПШ и АОН при.-Щг 1ШСС, I960. - 200 с .
57. Гальперин-П.Я. Аютуальные проблемы возрастной психолопш.. гл.: Изд-во Московского университета,, 1978. - 118 с.
58. Гальперин П.Я. Введение в психологшо. -.М.: Издательство. Московского.университета, 1976,,-.150 с . . . ,
59. Гальперин П.Я. и Кобыльницкая Л. Экспершлентальное форглирование вшмания.- 1А.: Издательство Московского унпверсите. та, 1974. - .101 с. - . . . _ .
60. Гегель. Лехщии по истории философии.-М.-л.: Соцэгиз, 1935,. т.Х1,.кн.З, с.400-450.
61. Гегель. Лекции по эстетике. -М.: Соцэгвд, 1938, т.ХП, КЕ. 1 ,. с.20-100.
62. Гегель. Феноменология .духа. -М.:, 1959, т.4, с.10-50.
63. Георгиев Ф.И. Гносеологические проблемы диалектического материализма. -Ы.1 Высшая школа,. 1974.- 357. с,
64. Георгиев Ф.И. Проблемы отрат^ения. - М.: Издательство Москов, ского университета, 1969. - 142 с.
65. Гоббс Т. Возра:кения. на"Метафизичес1-сие размышления Декарта".. Изб.соч.4'1.-Л.: Государственное издательство, 1926,с. 150-250.
66. Головаха 1.П., Стогн1йЛ,П, Про матерхалхстичне розутлтння. icTopii. ,-.Ки*1в: Держпол1твидав Укра1ни, 1975, -208 с.
67. Гулыга А.В. Искусство в век Hayicn.-M.: Наука, 1978, - 182 с.- 177
68. Давыдов В,В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагопша,. 1972. - 423.с. , , .
69. Давыдов В.В. Пснхолого-педагогические проблемы обучения ивоспиташы. Под ред. Давыдова В.В,,Фальдштейна Д.И. - Ду. шанбе: Доншп, 1974,.- 207 с. .
70. Давыдов В.В. .Формирование учебной деятельности щольников./Давыдов В.В., Маркова А.К,, Ломтпер И,/, - М.: Педагогика, . 1982, -.216 с.
71. Дайри Н.Г. _Как подготовить урок истории. - М.: Просвещение,. 1969, с.63-75.
72. ДревнеKPiTaiinicaH фидосорш. В 2-х т. -М.: Мысль, 1972,, с. 104-202.
73. Дункер.К. Психология продуктивного /творческого/ мышления.. - в кн. Психология.мышления. -М., 1965, с.48-53.
74. Евтушенко А.И. Филососмя и кошчунистическое MiipoB03зрение.. - 1{иев: Наукова думка, 1980. - 255 с.
75. Егоров А.С, Психологические проблеме развития профессиональных способностей учащхкся профтехучилищ .-Л.гЕНШпро^я-ехобра. зования, 1977. - 54 с. .
76. Есипчук Н.М. Историческая реальность.как предмет познания.- Киев: Наукова дутлка, 1978. - 144 с. - . .
77. SapincoB E.G. Методологический анализ возможностей опттшзащ ш научного творчества. -.1шев, 1968. - 170 с
78. Жаргшов.Е.С. На;^ "чныи поиск.,- Киев: Издательство 1Сиевского. университета, 1967. -.151 с.
79. Ир1ша В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции.4vl.: Наука,, 1978. - 190 с.
80. Р1смаидов Б. Языхе и познание мира.- Ташкент: Фан,. 1969, с.37.
81. История античной диалектики. - М.: Мысль, 1972, 0,178-266.- 178
82. Кант К.Сошшения в шести тогла^ с, т .З . - М.: Мысль, 1964,с.3-347. . . ,
83. Кармин А.С-Хаиюш Б.П. Творческая интзащрш в на;^ тсе. - М.:. Знание, I97I. - 43 с.
84. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого восштгашш и образования современной молоде}:а1. - Вопросы философии, I97I, .*^ 7, . с.24.
85. Кедров Б.М. Из лаборатории ленинской мысли. - 1я.: Мысль,. 1972. - 358 с.
86. Кедров Б.М. 1.11шроанатомия ведикого.открыт1№. К ЮО-летшо. зшсона Менде,теева.4;1.: Наука, 1970. - 247 с.
87. Кедров Б.Н. Проблемы истории и нетодояогщ!,научного познания. /Отв.ред.Кедров Б.М. и Овчинников Н.Ф./. - М . : Hayica, 1974, - 311 с.
88. Кессикди ФЛ. От ьшт к логосу. - М.: Мысль, 1972. - 303 с.
89. Киссеяь М.А. Попытка к/хассиюшсации философсшк ^^ чений об интуиции. Материалы.к сшлпозщтлу по проблегяа!^ интуиции. , Батутли, 1968, с .1 . . .
90. Шлссель М.А. Философская эволюция Я. - П.Сартра. - Л.: Лен.издат, 1976.,- 238-С. , . , , ,
91. Ковалев В.П. Психология личности. - М . ; Просвещение, 1970,, с.242. - - .
92. Комплексный,подход к комлунистхгческому воспитанию. - Л.,, IS80, с . , 68 . , .
93. К0ПК1Ш П.В. Введение в марксистскую гносеологрно. - Шлев:Высшая Ш1\0ла, 1966, - 275 с.
94. Копнин П.В, Проблемы диалектики кал^ логики и теории позна. шш. -Лл.,,1982. - 367 с.
95. Коршунов A.M. Как человек познает окружающий гжр. - 11,:Политиздат, 1966, - 56 с. . . . . - 179
96. Коршунов A.M. Отрахсение, деятельность, познание. - М.: По, дитиздат, 1979, - 216.с.
97. Коршунов A.M. Теория отра^ешш и активность субъекта.. М.: Знание, 1978. - 64 с.
98. Коссак Е. Экзистенциализм.в философии и литературе. - М.:. Политиздат, 1980. - 355,с. . . 1Ш. Кочергин А.Н., Братко А.А. 1'1нформация и психика. - Новоси. бирск: Наука,.1977. - 198 с.
99. Кочергин А.Н. Моделхфование глышления. - М.: Политиздат,. 1969. - 244 с. Н О . Кочергин А.Н.,. Коган В.З. Проблемы информационного взшшо. действия в.обществе., - М,: Наука,. 1980. - 176 с.
100. Кочергин А.Н. Проблемы моделирования психической деятельности. Д1атериалы к стшозиуТ'Лу/. ,Под ред. .А.Н.Кочергина и . Волкова. П.П.-Новосибирск! 1977. - 198 с.. . . , .
101. Кочергин А.Н. Философиские вопросы моделирования функщш, мозга. - Новосибирск:. НГУ, 1973. - 252 с. lis, Кушошкин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. , М.: Педагогика, 1970..- 231 с.
103. Леви В.Л. PIcKyccTBO быть собой. - IL;. Знание, .1973. - 158 с.
104. Леви В.Л. Я и гш. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 288 с.
105. Лейбниц. Новые опыты о человеческом pasyivie. -M.-TJI.: СОЦэгиз, 1936, с.15-70. . . .
106. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.:. Политиздат, 1975. - 304 с. ^
107. Леонтьев А.Н..Потребности, мотивы и эмощш.,- М.: Из дате ль. ство Московского-университета, I97I, - 4 0 с .
108. Леонтьев-А,Н. Проблемы развития псих1ши. - Ы.: Издательство. Московского университета, 1972. - 584-С,
109. Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности.. М.: Издательство ьПУ, 1978. - 151 с. .
110. Экспертлентальная пськология. Под ред.Леонтьева Л.И.Сост.Фресс П. и Пиалке.}!. - М.: Прогресс, 1973. - 343 с.
111. Лопжа и методология научного познания. Сб.ст.Отв.ред.. Абдылдаев Т.А, --Фрунзе: Илшл,. I98I. - 170 с.
112. Логика и.методология системных исследований. Отв.ред.Сутла. рокова Л.И, - Киев: Вища шкода, 1977. - 255 с. ,
113. Логика научного исследования. Сб.статей под ред. Копнина П.В.. и.Поповича.Ы.В^_ - Ы»: Наука, 196,5. -.360 с.
114. Логика и.проблемы. обучения. Под ред.Бирюкова Б.В. и ФарбераВ.Г. -М.: Педагогика, 1977. -,215 с. .
115. Логика и эмпирическое познание. /Об.ст.Отв.ред.Таванец В.П./.. М.: Hayita, 1972. -.104 с. , _ , , , ,
116. Локк Д. .Опыт о. человеческом разугле. .Шбр.филос.произв. в2-х т. -Ы.: Издательство социально-экономической литерату. ры, I960, T.I, с.71-519. . . . . .
117. Лук А,Н. Мышление и творчество. - М . : Политиздат, 1976,с. 119.
118. Лук А.Н. Об ошибках интущшь - Наука и жизнь, 1976, Jv^ 4 ,с .44 .- 181 - , . ' .
119. Лурш А.Р.-Вншлание и.память. Материалы к курсу лекций по. общей психологии. - М.: Издательство 1Ш, 1975. - 104 с.
120. Лурия А.Р. Нейропсихология.памяти. Нарушения памяти при. локальных.поршкениях мозга. - М.: Педагогшса, 1974. -311 с.
121. Лурия А.В. Об историческом развитии познавательных процес. сов. -М.: Наука, 1974.,- 246 с. .
122. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Издательство при. Iffy, 1975. - 112 с .
123. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ы.: Издательство при МГУ,. 1979. - 319 с. . .
124. Мазманян М.А. - К вопросу о месте бессознательного в системе психологичесд-шх понятий. - Баку: Материалы Ш Закав. казской конференции психологов, 1962, с.42.
125. Мазманян.М.А.О бессознательных компонентах творческогопроцесса. - Л.: Тезисы докладов на П съезде Общества психологов, 1963, с.146-150. . . .
126. Мазманян М.А^, Т.альян Л.М. Роль вдохновения и интуицьш впроцессе осуществления художественного замысла. - В сб. . Проблемы способностей. - М., 1962, с.177-194.
127. Маковка Н.Н. Как человек познает и преобразует глир. - Крас. нодар: Кн. Издательство, 1975, - 49 с.
128. Материалистическая диалектшса как основа научного глировоз, зренрхя. - Л., 1982, c.III. ,
129. Материалы Закавказском конференции психологов. - Тбилиси,. 1977, C.53. ,
130. Михайлов Ф.Т.Загадка человеческого "я". - М.: Политиздат,, 1976. - 287 с.
131. Михайлов Ф.Т. Методе логические, проб ле.\ш психологии личности. - М., НИИОП, I98I. - 181 с. - 182 - , . . .
132. Михайлов Ф.Т. и Царегородцев Г,И., За порогом сознания.. Критич.очерк фрейдизма. -iJ.: Госполитиздат, I96I. - 112 с.
133. Мухина Т.К. О критерют сформированноети мировоззрения.. Советская педагогика,, 1983, й 7, с.40-42.
134. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и ^ жлософские про. блемы интуитивного познания. - М.: Мысль, 1972, - 271 с.„
135. Налчаджян А.А.Проблемы бессознательного и интуиции в творениях -Плат она. - Ереван, Тезисы докладов на 5 конференции , , психологов Закавказья, 1970, ..
136. Новиков .А .А. К вопросу о. содержании понятия "бессознательное'. и "неосознанное"^ - Вестник Iffy, 1972, iS 3, с.32. . .
137. Орбели Л.А..Вопросы возрастной физиологии ребенка. - М.:, Издательство Акад.пед.наук РСФСР,.1955,.-.262 с.
138. Павлов И.П. - Поли.собр.соч., т.З, кн.1. - М.: АН СССР,, 1955, с.38. . . . .
139. Павлов И,П.,- Полн.собр.соч., т.З, кн.2. - М.: АН СССР,. I95I, 384. - , .
140. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвеще, ние, Л969, с.144. ,., , . . .
141. Платон. Соч. т.2. -М.: Мысль,.I97I, с.15-292. .
142. Платон. Соч. ,т .3 /1 / , 3 /2 / . - М.: Мысль, I97I, с.100-317.
143. Платонов Н.К,.Социальное и биологическое.в структуре лич, нести.-Вопросы философии, .1970, 1Й 9,, с.144.
144. Пойа Д. Как решить.задачу? - М.: Учпедгиз, 1959.--, 207 с.
147. Пономарев Я.А. Псрххика и интуиция. - М.: Политиздат, 1967.. -.256 с. , . . , ,
148. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Hayi^a, 1976,. З03.,с. . . . _ . ,
149. Пономарев Я.А, Психология.творчества и педагогика. - М.:. Педагогика,.1976. -.280 с. - - ,
150. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.:, Изд-во^Акад.пед.наук РСФСР, I960. -352 с.
151. Исследование проблем психологии творчества. Сб.ст.Отв.ред.. Пономарев,Я.А.-М., Наука, 1983. - 336 с. ,
152. Попов A.G., Кондратьев В.Г. Очерки методологии клинического, мышления. -Л.:. Медивдна, Л972, -.183 с. . . . .
153. Практика, познание, мировоззрение. - Киев: Наукова думка,. 1980. - 331 с. . . _ . .
154. Преподавание философии и ко^лмунистическое воспитание сту. дентов. -Киев:. Высшая школа, .1970, с. 23.
155. Проблема отрая^ения и.современная.наука. Материалы к теоретической конференции. Отв.ред.Георгиев Ф.И. -М., 1967. , 84 с. . -. . , - ,
156. Проблемы формирования познавательных способностей в дошхюль, ном возрасте.- М.: НИИОП, 1980, - 85 .с .
157. Радионова И.К, Интуиция и ее роль в познании. Автор. - М.,. ivrry, 1966,.с.I2-. . . . .
159. Радхакришнан Индийская философия. - М.: Иностр.литера, тура, I956-I957, т . 1 . - ,623 с .
160. Ра,11хакришнан.С. Индийская с|илософия. - М.: Иностр.литература,1.56-I957, т . 2 . - 731 с. - 184
161. Рогова P.M. Об.исследовании проблемы сфомированности основко1лмунистического мировоззрения школьников. - Советская пе, дагогика, 1983, i.^ 7, с.42т-44.
162. Рубинштейн Л. Бытие и сознание. О месте.психического вовсеобщей взаиглосвязи явлений материального лмра. - М.; . Изд-во Акад.наук СССР, 1957. - 328 с.
163. Рубинштейн Л,. О мышлении и путях его исследования .. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1958. - 147 е.
164. Рубинштейн.С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педаго, гика, 1973. - 423 с. . _
165. Рубинштейн Л. Процесс мышлениями закономерности анализа,синтеза и обобщершя. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, I960. . 168 с.
166. Рубинштейн СЯ.,-0 воспитании привычек у детей. - М.:. Изд-во Акад,пед.нау1с РСФСР, 1958. - 39. с . \ . _, 18о. Рубинштейн Я. Черты характера у ребенка и их воспитании . в семье, т- М.: Просвещение, 1964. - 48 с . „
167. Семенов B.C. Культура и развитие человека. - Вопросы фило. софШ1,- 1982, 1^4, с.15-29. , . .
169. СИРЛОНОВ П.В. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверх. сознание. .-.Природа, 1983, 1,^3,.с.24-31.,
170. Сшлонов П.В. .ТемперaivieHT. Характер. Личность. - М.: Наука,1984. - 160 с. __ -185 -„
171. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций.. М.: Наука, 1970. - 141 с. , . ,. .
172. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М.: Наука, ,1966. - 93 с.
173. Сшлонов П.В. Эмоциональный мозг: физиология. Нейроанатомия.. Психология эмоций. -М.: Наука, 1981. - 215 с.
174. Сиглпозиум по вопросшл нейрофизиологии, 5-й. Вильнюс.Материалы У-го стлпозиума по вопросам нейрофизиологии, , 1967. - 62 с.
175. Сшлпозиум по вопросадт разработки диагностических методов .определения уровня утлственного развития людей. Рига, 1970. . - 278 с. . .
176. Сироткин А, В мире.слепо-глухонемого. - Вопросы филосо. ф1Ш, 1975,, 1й 6. с.75. ..,.,.
177. Славин.А.В. О природе интуиции. - Философские науки, 1972,, AV4_, с.53-59. . . „
178. Современные проблемы теории познания.диалектического мате, риадизма. - М.: Мысль, 1970, с.29-84.
179. Современный экзистенциализм,. -.М,.: Мысль,. 1966, 0.15-82.
180. Спиноза Б. Избр.произв.в 2-х т. - М.: Госполитиздат, 1957,, с.300-450.
181. Старченко А.А. Анализ категории "убеждение". - Философские, науки, 1979, Ж 5.
182. Степин B.C. Научное познание как "опережающее отражение"практики.,- В кн.: Практика и познание. - М.: Наука, 1973, , с.206-227. . . . ,
183. Строительство.коглмунизма и духовный глир человека. - М.:. Наука, 1966, с.33-34.
184. Психология и психофизиология индивидуальных различий.Сб.ст.Отв.ред.Сглирнов А А. - М., 1977. - 184 с. - 186
185. Теддов Б.М.Проблемы индивидуальных различий. - М.:. Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, I96I, - 536 е.
186. Тугаринов В.П. и Румянцева,Т.М. Предвидение и современ. ность. - Л.: Лениздат, 1976. - 351 с.
187. Тугаринов.В.П. Природа, цивилизация, человек. -Л.: Изд-во. ЛГ7, 1978. - 128 с. . . ,
188. Тугаринов В.П. Философия сознания. - М.: Мысль, I97I., 199 с. . . . .
189. Узнадзе.Д.Н. Психология исследования. -М.: Наука, 1966,, с.27^5., .
190. Удедов.А.К, Духовная жизнь общества: Проблемы методологии. исследования.-М.: Мысль, 198,0, с.84-96.
191. Файнбург З.И. Современное общество и научная фантастика:, - Вопросы философии, 1967, .Ф 6, с.33.
192. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельностии психологии. Под ред.Федосеева П.Н. -.М.: Наука, 1963.
193. Фихте И.Г. Избр.соч.- М.: СПб.1916, т.1, с.13-453.
194. Фихте И.Г. Назначение человека-^МШб,, 1906,, с.84.
195. Фихте И.Г. О назначешш ученого. - М.: Соцэгиз, 1935,. с.60-61. - , .
196. Халецкий A.M.Уровень психической деятельности. - М.: Меди. цина, 1970, .с. 14. _. _. .
197. Хачатурян А,Б. Ленинская .теория отражения .и некоторыевопросы материалистической диалектики. - М.: Знание, I97I, . с.30. . , _ . .
198. Хорев В.И. Роль интуиции в научном познании. - Пермь, Учебное, пособие, 197.0, - 27 с. . ,.
199. Человек и мир человека. - Мев; Наукова думка, 1978. - 342 с.-Л87 - ,
200. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание.. Киев: Изд-во 1{иевского ун-та, 1970. - 173.с.
201. Шатрова Т.И. Активизация учения школьников. - М.; Педагогика, 1982, -.209 с.
202. Шинкарук В.И.-Социалистический образ жизни и всесторонннее. развитие личности. - Киев: Наукова думка, 1979. - 343 с.
203. Шинкарук.ВЛ. Соцхалхстичний cnoci6 життя. Пхд ред.Шинкарука B.I., Сохань Л.В. - Ки1в: Полхтвидав Украхни, 1981. - 279 с. . .
204. Шинкарук В.И. Мировоззренческое содержание.категорий изаконов материалистической диалектики. Отв.ред.Шинкарук . В.И., Яценко А.И. - Киев: Наукова думка, I98I. - 368 с. .
205. Штракс Г.М. О превращении философских знаний в.убеждения.- В кн. Преподавание марксистско-ленинской философии как фактор коглмунистического воспитания. - М.: Высшая школа, , 1974.
206. Энгельгардт В.А. Движущие силы научного творчества., Наука.и жизнь, 1965, В 3, с.51. . .
207. Якобсон П.М. Психология чувств. - М.: Изд-во Акад.пед.наук. РСФСР,- 1958. - 384 с. . ,
208. Якобсон П.М. Чувства, кх развитие и воспитание. - М.: Зна. ние, 1976. -г 64 с. ^
209. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвеще, ние, 1966, т- 291 с. .
210. Якобсон ЕМ, Эстетическое воспитание детей в семье. - М.:, Учпедгиз, I96I. - 50 с. . , .
211. Яколев В.А. Проблема.интуиции.и операциональная концепция. Ж.Пиаже.,-,Вестник Московркого университета, 1976, 1^ 2.
212. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. - Киев: Наукова думка,1977. - 275 с.