автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Мировоззрение Хатиба Табризи

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гасымов, Закир Фирудин оглы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Мировоззрение Хатиба Табризи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззрение Хатиба Табризи"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ССР -ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи

ГАСЬШОВ ЗАКИР ФИРУДИН оглы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХАТИБА ТАБРИЗИ

Специальность: 03. 00. 03 — История философии

< . .

АВТОР ЕФ ЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

БАКУ — 19С0

Работа выполнена в Институте философии н гтрг.па Академии наук Азербайджанской ССР.

Научный руководитель:

Доктор философских наук КУЛ ИЗ АДЕ 3. А.

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук А/ЛИНЗ АДЕ А.

Доктор философских наук АЗИМОВ 1С. Л.

Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского инженерно-строительного института.

Защита состоится » О[О/и.СкО^З 1990 г. в часов на заседании Специализированного совета Д. 004. 05. 01 по присуждению ученой степени доктора философских наук при Институте философии и права Академии паук Азербайджанской ССР по адресу: Баку-370143. пр. Нариманова, 31, Институт философии и права АН Азсри.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотек: АН Азсрб. ССР.

ССР.

Автореферат разослан « ¿О » <^1950 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат философских

Т. ОБЩАЯ ХАРЛТагрИСККЛ РАБОТ*

¿т-сталт-кость то п. При сре.кгйгвлъно сбгярвой иссдедовак«сгл 0CH02BUX аспектов в«.урпп философской каслн азгфбайдвеьекого парода, пройлош 'ХЛЛОСО&ЗХСГО КОШеЯГОТОВЗДИЯ, 3 ЧЛСТНОС'ГИ, ПОСЮТ05-ул а ролютго гкровоэзрвичастиис гсзрссов а кокуэшаркях к пом-гпга-1сйм фхлоссфской из нашла ощэ дохшего схрохваия а агорбзид-

яянской исторгом-£4.лосо$ской лэтерагуро.Явдосгато-шоси» кптсроса z эго:<у спец#тазскй;у способу развития $аяоса§зю8 досдо средневековья объясгллтся ¡:о-г.(.ьг.!,'.о:.ту и расгространеипостью но совсем верного инегои о та.?, что в хшгюктаршсс лмшь пессиэпо иовторяохог содзрханпо ксшэнтарус\:ого гаторкала я сгнссптальксй шлоасолодо-ванностьп есторш! азер6&1!данс!с0й фадссофш а целом.

По моро яоеяедованпя фадосо^кгадЦ тел: все опваядаео становится несбходкиость серьезного изучения философского хпяюкитоБг-ния jcait фзноиояо и з частности, его каста з проццссо сгоновдеяяя « далышйзаго резаяякя '1?:лосс$йи сроднввоксвого Ежглгох'о к Сродного Востока, вклшая к Азврбайдан.

.'.'вего к значимость философской поэзия з истории философского наследия- гародоз гдусулъкзкского Востока,дат основание для однозначного у2ворздмпм о i®, что без всосгороошого и углубленного научного исследования проблем фллососзсхой поэзия, вкдотая и комментарии к .-гей.невозжгло создан;» волгой a xiaiocrioii irayv:oii зсартина развития философской ьщелк лъэдиовекового щезлъг&яапх^' Боотокс.

Коклонкгровашю.как форт вырастая духовной культури, енгра-ло saziiya роль в ycraroars«. а а укрепления вэаккосаязвй и взэеко;.---доЗотвия культур icQxt народго, твеодафх в мусульманский рэгкон.так и культурных взаимосвязей па уровнэ ЕСо?.^рной фгяоеофза. Обчоязвостко, что во многом благодаря фалооэЁскяы кдгацгаряям восточных перипатетиков, сочетавши в coco орагпкалытй .синтез прогрессивной философской шели Востока с трактовкой астсрзчоскп прогрессивных тон-докций классической грочоской , пападцая кулыура к огило-

софая поздних.веков сбрели scsiiosuocib ознакомиться с иетеологиэи-ровакаой оха:астшсо2 ингдчаой лоеофиеЗ.. ".'■'■'

Оргаазчсшюй часть» •Eo:r*.OOT&sq>CKoJi'культура сродиеьвкового цусулькаиского Поиска является :: яаанеатарта к философской лоэз:;п, представление в Xl-XIiss. наследием извостпах азэрбэйдканск:;;; :.'усли-ГХР& Хатпба Тйбразп /1030-1109/ к йусуфз Хувеййа /1-я поя.ХП г./. . В наследия ииззаши.х лислитеоэй ставилась :i,b вроде с се ксжоп?:по-вания.своеоЗравно рааалзсь различные $ллосо$скао,этачесг*>.:>>,гс7':,::!~

- 4 - ,

чэскяе,обкаатвошо-политич&сию вопросам пахла прсблеш конкретных квук.

Особое моего в истории арабоязычной культуры мусульманского Востока занимает наследие Хагаоа Табризи,который сород известность в своем регионе благодаря разработанное методу всесго-роаааго научного кохштироваяпя.а так*е как осиэволояоаник объективной литературной критики, спираясь на которые он ставил . и своеобразно решал шогге вопроса (¿алософского, атака-эстетического и обчествешю-поллтатеского яорадка. Всем вшаи вложенным. и определяется значимость и актуальность предлагаемого исследования.

Ртгнонь рззрзботзнноста тгооДдзнп Жйззъ а творчество Хатиба Табриэи,одного аз Еразташж представителей культуры ерздаеьо-.ковьй.врзвлакали ьнтааае' и оягеиштюь усе сопреиеяаихакя шо-лгталя. Учъгиьая обширность научной внфорглацая о бяотоаа;; я отдельных аспектах творчества Хагаба Табрицл", в представленной-работе (31 ограничилась рассмотрением только мировоззренческих вопросов в наслодлй кислятеля. В шине обращения к мировоззренческим лройзелйк наследия Хатиба Табркзи особую новость представляли; • всслодованкп азсрбаЦдяансхого ученого К.?.Махиудова а ' . сзпиИскогэ ученого Фахрадщша Гэбазэ.Оба исследоватз.'М.расска^и-вгт наследие Хатиба Тайриэа' в плане литературоведения,тем не ме-изо,естественно,касаются и р.^ инровоззроячеешх 1гроблем итого каелвдяя. . .

Б исторшг исследования наследия Хаткба Твбрзза особенно ви-деляатся научные работы профессора !Л,Р.ШхмудоЕа.В;с£о:а кики творчество Хатиба Табризи", "Паг,ко!.:... от Табрига до Шагд", а такго в отдельных статьях Ы. Р.Махмудов вперено научно освоил ¡гизнь и творчество Хатиба Табрязи.Профессору М.Р.Уах-, цудову пршшдлехшт га слуга окцеыгации внимания на необходимости стадиального $илосс$ского исследования каслодшх Хатиба 2абрази: "При анализе отаческшс и ¿плософских взглядов /комментируемого.-З.Г./ поэта, ученый местами варагает свое 1юло"ЖтельРоа клг? отои-пататьпоа отиоезние к поставленному вопросу, а иногда выступает а весьма опкгинальаым стядевтгями. Зга особенность соотпнляот кгч-

111 ■ ■

«/ История исследования наследия мыслителя подробно освеца-егзя и.Р.Махмудовшл в специальном раздело книг»; "аязкь и творчество Хатиба Та5р1!2Ип.-Бану, 1972. с, 157-17« /На азерб.кэ. В дальнейшем: А'лхмудэв М. 1изнь и творчество Хатиба ТабрЕои/.

.Шеяяя Л тгрбует ¡»сс.т.чловэть ого как ¿длрсойа"1 /подчеркнуто нага;.- З.Г./. Р.М. Махмудов мш пишет о ыгсокой'эрудзгцяз Хатабз Табризя з области философий и ссзремен-'. внх о«у идейных иалрэвшгай, особо 2од»оркиваег,что без глубокого 5нан;:я 'Зядосо^сквх и гзологя'всних течгшй средневековья коток-тааср но смог Си правильно рзсотнтА мировоззрения /иссле^омоп-з.Г./ поэта, ого' с;:;:::,йстот!г:с-с;:;о: воззрокп!"'.

Зэхроддкк Габаво исслодовал ряд- грсззгадоннЯ Хатиба Табразк /"Ал-Хэ!,:исв", "Патах аЫ'знгш;",. л т.д./ посва-

тал коиковгарряц ккслзтохя спеуиалькоэ топографическое яссяэдаза-кя(з "!&г.сс*зда7-т-!Габрвгя 6« чурухнхи га-лчшй'лагу-г-з'аргхаййе .гм-ллг" /"Ком.кнтагорсхай .метод Тзбригл и историчесхсе зютовдо л.ч-!.о"£а;|.ил5гГ:Каг"'/. Раосиагрзэдх различные аспв'лта гок-изнтариоз Хстибэ Тгбрпзг /лзкко2.?;^баа;е, лптсратуровс-дчеслшо, ::о-торячвскиа.эга.млсглческне'/, ЗпхрадКлН Ггбэзо подчоркавзот.чтс дяя гсигзягсрпв» ьглслмтзля харакгоряз нсесторопнооть охзэтэ коммиь тнрушэго иаторлала,!: называет ого основоположником катода всестороннего анализа лозпгчоских произведешь3. Далее сирийский учении о:глэчазт,П1о. Хатяб Табрязк стоеюглся раскругь хак худстест-вешше особенности стихов, гаг, ;т осяовявв г'о.'лентн ьяфозоззрения, ЯЯЭ135 а деятельности ах авторов*.

Одаако спэхдеалышЗ аааляг жрсзоззрончосках. прочая к ком- • шятаряях Хатпба Тзбртап.т.о. исслс-дсвэяке Хатаба Тзбр;:з;; :<п:< $-!лосс$а, оставалось до сях пор одной из кзроЕеятпк задач: ют:! истсрико-фидосо'Хской пауки, г, стют- о чем обгсг.гом гсслсдакгежг* предотзы;-гс.',.'01> диссертация и избрано мзровоззромзв Хатвб:?

Цс.ггт. я сг'-ачи дассоу)та1Г.:о:р;ой работа. Цслкэ данного исслпдо-зышя явллстся.на основа пзучэтая кадконтарзаз Хатаба Табрсз;* :га "Саг? аз-Занд" ав-Иазрп, "Ятаган" я "Хамаса". Лбу Та.\«а:.п, "Лхтпйа--ра-г" гг-ф|зддаля ад-Даба, "¡.!эгсура" Ис'л Дгрзйдз, а тс-ет некоторых С1ИХО» садого мгагител!, воссоздать «слоетясо цродотопдопко о ого •1клсо,>1с.".ом кяровэззр:зиг.Нй пряаере $алэсе§ского ¿ш&тазз

1 Гдзнв и '¿зсрчосто Хатабз Табрзг,-, 'с.СЛ..

2 Махмудов М. Цеика-л... от Табризз до Баку, 1802, с. 118 олорб.яз./.

/Гс,с »ap-W7.fi отсутствуем/ вшб.яз./ В датаюйям: Гзбэвз '5. Уяшц^-т-Тафзся.../.

4 Там с. 2о8.

¿ворчества Хатиба Тафдзи ьргумек тиром хь тозчс с то-;,что кол-дон-харовэниэ.в часшосхи - кодаонхпрогзплб ^кдосо-*ской псззка,является. одао'1 из сгацк^ичоских форм шрамики среднозоковоЗ (¿сло-со^ской шел: арабояаытаого роглока. £ дисеортагл;::

- вэделош; сспол.ие источник;: формаровсияя нгровогзрешгя ?.,ыслктеля. Рассмотрены харавтегняе особошюст хсультуркого развитая зпогл.б которой хал и творил елитоль и определена споци-<Х-*1кп ijopi.m гцрозякпя его уклоеойсхих ьоззронч!!;

- .чан еиал-'з взглядов Хагпба Уабрази на проЗявш батпя и поашшия;

- расс.-.ютро1Ш Еопзре;:::.'". миелите.^ по ссциляшо-налитическпм, отачоск::м осгсггчоским ареблсызм;

- определена значптсть изучения поставлена»: хгасблом дяя хцро.юшшнового шюкодо&экшг ксхоряи философской шеля Азер&££-

¡¿ана.

Научная ноэ.тена г соде.? оюкпя. 'ДкяоеоАское мировоззрение Хаглба Табрлзк впервые вгадяхаохся :«к хсма специального исслодошиая и ltd ьрдшро гшгльа.ч шелздаа шетголя локззшзэогск :.:осго кокмокта-puB'j, как спець£лчоской ffiopr.aj становления и развития сроднввэкоБОй арабо'ягялной £ждосо£«к.

Мировоззронпе Хаткба Тсбраги дано гл слроксм фоне обцо^ль-хуокого развития, эпоха тела тал: в органячоскоП саязв с охам :Jo-¡:с:л. ■ • ' '

Практичаская ¡тата^эту дассертадяя могут

битв использованы в паучяоГ.,пропагандистской :: угабпо-воепптатолыюй рзбото.в частнсс-ги - в доле ознаг.а.кои/я молодого поколения о про-гр-эссизшми традицаямз §;:лософско:! а сациально-огпчзехо!-; шали хгасш-.пого.Кзхерчалы диссертации когуг быть использовгпш текло в ггроцсс-ое вузовского преподавания.Углубленное изучаиио .'лпровоззрэнпя лс-тиба Тобрпзи способствует paстарению масштабов изу^ого осве:д?пуя истории науки и культуры строку Ближго i: Среднего Ксотока.в г;с:? ■пело ii .Азербайджана.

'." ' Теоретическая t; Дсосоу-

тшгх в схода пз сугубо научного пркящшь объективности л шпрвк'е-ксторачзского подхода к проблеши история духовной культуры пытался максимально учесть икевдхэся но тематике диссертаций совотс:::'г и зарубежные научные исследования.

А-тпобашш работ». Автор обсудил структуру п основные пдо:: дпссормигаи с ведуфш специалистам* в облает:-: средневековой £:.'ло-сл>и Кнстптуха философии и права АН Аззрб.ССР.

Розудьтета всследованЕЯ проасш азройацип ва научцо-теервти- ; « ческах конферэгщвях аспирантов, воввднх фигософол, преподавателей в gaynmx работников зааггадзахся жосаидаутаем ярсбжеаясториж ' ■и фллоссфаин куль туря в

Диссертация обсувдоиз к одобрзка ва весвдиотг отдвха истории fajrocoíKB Института фш>оо$г» вврава АН iaepd. ССР, 4 б. О* 9or.

Сгауктуьа в обгеи дпес^тутетдга. JgcoegCTEM соотокт яа яведр-нкя.трвх ггав.вакючввня а списка жетшгмованвой .ялтфвтурв,' / v Объем iъ7стр. tmarntrnca. v- '"".;• -f^'l

■:l< П. (ХЩРШЖ РАБОШ 7

Во й^адйяяя обосноишаетгя вхтуанность теш »рассштрявадтсл cieno:» м ^»рвАотонЕостя.афвдаопотся даа азадэчавсследввэ-шм.ужагмваотся его uaTcgojtmvsaaun» осногы,научная новазаа я драк-» отесжая догамое». '•'.-';."\

Ьшишш в иотоаах.форшрова- : •

нля его шфовоаареняя.' UÉasi ¿ tsqjpróство иыодятвет";соотойт se* Ф двух naje Графов. :I-г г

В первоц патмгоаДе "Од яхохаХатвйа. Тзвриаи и истоках форшку роваши его.каровоззрения" дгва схЗщзннаяхарактерисгака истори-V -в П веке,- йвтез'МЙг tBOjsüt' Хатвб !йбрвзв.ДЕЯ у этого периода истории иусуяьнзастгото культурного региона в цмЬи характерен ;педьен духовней вя^н. рсЛуслоыенный значительными ■ сдвигами в «хщяалЬдо-гжовсадчвсашревзжта обетства.

Оонозяыы сювнтиом апохн.г спрвдаявнной коре дрвдопродоливоим' : развитие ¿аучноЗ в хулмурноЗ жигвв региона,было образование,рао-шрание и укрепление государства та^жев-^ельдауков,политика прави-телеЗ которого способствовала рагвктив науки и культура- в роают-ша районах халифэта.Какпадазряжвавт К.Ыаркс,появлений; сельцу- , - ' хидоа "изменяет все отношения в Парадней; Азии"1, создание во то~ " гас городах различных, учвбннх вавадений, библиотек,центровнаухи .. и т.д. способствовало развятиэ научных знаний и в целом духовной . культуры тою времени. Крувнейяяи г» оузмзтвовавпих в ту шоху за- -, ведений в регионе был сродвевемш! университет "НазаииМе" . ооздан-<. выЗ в 1067 году вэликзцпроовотйтелви Востока,визиги Соладвдгкско-ч , , го государства,иранцем по пронсхсздсЕип Евзам. аль-фльяоы. ; v .

"■■. ••■■''•• '■ ■ 5 - V •^■'•V.V '-'■;'!■■.'¿'Л

•'■>;' I Нами К^Хроиадоггюсхио вааисхп; -' Атд^ Цзркоа-9ш^л^- ;,' W», t.7, К, ЮЗ»,-С. Щ. i..- i:■

- &

Хатиб ТаСрлки был «зжги мз изаеспшх хгрвподогагвлой "Низзи:;!-йе" « заведовал библисмасоЗ ук1:г,ерсл?:тг, что создавало кс-огрзБгчеюгие -вахихтоетц ялх знакомства с пааяшиимв различных асязххс® чулмурз-

Б слогу, кегле гкл-к- таотшл 1атаб ТаСрлза, ягрокоз рассро-странеысо в'^граа«: «иусуяыазисксгсБэстска ноидгчпли раалк'кшз но-ортодоксальный 'учи!-:яя»--На£йсл®е зкачзселышкя яэ них йшз а^тазз-. «чаэы, ксваялкэк,' учецго "1&ввн ао-

Сз-ха" /"Б^тьвв частот"/, г др., кынчзд которых оаасала опрело- . лотов ветяняо ».и бсршрсзакго игровоззрсшм Хзтиби Тсбраак.

' Особое гшяшо ка твФрчввтгй^аткб&^ТабригЕ сказали идея ?азялктоп, основсиолсгаг/ков раодрнзлисгапесяога направления з ис-лаш. Сбааюргь^Геогзрии)®: £$$аяшигоо 2 ¿атаба .Тайргзг иаблияа-атся.в часлгося:, в фоиикфив пссрссов субстани'Я и еяцад&здш, ¿побед»' ем;;, сьтгозуу пророка, а гакы» в трс:ггой:з гшогаг обц<зсг-взгс'.о-яодатвчоодх, зюкр^срих гоалсгэтссжс: ароблш г т.а. Ргщ:сна-лязя дактаго гечкмя.Еогмаэю, сказался и на сгоякноа духса пакги-кзгла учекзз ХотаЗг* Тэбриач о соотношении дохра к бога. Хотаб Та&рлзл е своих ком^ясгариял касаотея взглядов одного из изгсс?-ккх предо галтелей ку'аэклкзиа Дтлхца бвн Саувдкэ /уйг? з 7С0г./.

Снобов коо2С в яаслодап Хаитба Т&бркзз эанишох ¡1 учет'.а х/р-раматоа, 420 наило отражение в ко:.монгар:1ях к "йааку" Абу Таша-ма. В ат::х ко!.йонгьр1усх проявляются рбъекткЕность я йраддявость кссмбдсватела-'/сг'орика.х^кшизм и двиокрагпзг. свободо:.щйЕга;-эго ученого, ^ огцоггхгазЕено пелохзгелхноз отнозэпио Хатйба ТабрпЕИ к гурранззчу. Конечно, учятавая условия ззреыени, Хатиб Тйбризи но йог достаточно отхрито и яско излагать сгсз ьшета. Однако, метод излгяшгя ¿ыгеркздз.акцовгасовэязге внимания на пододнгашшх значениях термина "хуррэи" .подчеркиваете силы я мсию хуррагштоз к юг© гяе друга». исшырг пзлоадш,безусловно, сзкдатеяьстауЕт о агшгаг/-«х /хотя в на айтаир^ей«/ к хуррашзму, о дешкрахвзш и свободо-.: иас.тса сеиого ииашгчым.

3 ьшяу Хатиба Те?ркзи .б странах Исламского рьгйша иарохоэ распространенно водучзл такке суфаз5е.ХОЕЯ'фялософся суфизма,суде со кяследив вдслгтэлЕ в 'иолом,во оказадш.по-вндамому, заметного -клжил ад Хягаба, Тафизя, который в противовес сцфат отрацел оъязлгауы с сЦиИсгаш па^тоизшл докгрш^ жшгеизеиая Лога в чало-исга.тсм не" «оное,вытзахош;е аЕсбодогаагля в иаслоддв «ыслятсдя, его отношениа к осношил зшяотюм * обрядам религия,|фамкв сувдст-ьулздх об&есгэеньых порадков в опредал'ЗнноЛ мэре ейкаяавт ^зго к с

дектт»гно«и суфнзма.

СгсаТйТвльнув рань а Ъорщооятш* ¿г.гссоЪсглх пуедстяаяенвД ХатпСа Табрязи снграяс грсчасйоо фалософскса яасяедап, пяроко раснростракенною.чтамов и роязугаеисо в эпоху шслятеля шогкю перелови,я продстевзийша регпобга.Килвитзрии Хэтгба Табрпзя стидетельствуит о тс«,что наследие древке гпаческоЗ £ ало ее? л л. в чэстиомг,Платов н Арасготоль,бала 'взята нз 'зэсруг.ек;ге шояпга.том а его сягЦйфгтаскоЯ и но пярл/мтрш крайне слспясл деятель-

ности коммечтатора. . • '••- - " ' : -

Говоря о культурней фям я ядойпнх истоках, форг-товавк»: мировоззрение Хатаба Набрал,необходимо £одчоркну~ь непосродсзязн-лу»,огям:-:ическув связь (¡агософоявх возэдяй шзлзхайя с фиоса^й': ого пдойного гшетэингдаз и .труга Лбу-^-Ага ал-.'.йаррп /973-1020/, видного продстэвлтяля сряж^окотего ¡^¿оос^Ьэго сзсбедогдюлля, в такте наследие;.! пзепстпого г.рабачого поэта - зольногуицз Ахмеда пс!н Хусей* г?л-!,!утанабй:} /315-53£/, творчество:.: пеэтоз Лбу ыа ат-Тая /7Нг-С43/, Ибк ЛуроЕдЬ /ЗЗа-йЗЗ/ и поото-пзьт«г>ог^ д»ля ад-Даба /утр а 780 г./. :

Нтровоззрония ХэтлСа Тибрчзл форшрожиось по только под влшсшс-м ео^га.гъко-цгжгтггаских условий и культурной .тлен:: лрк'.э-ва; при определения ого ■ ваатую 'роль, Зоэу&тсйЬ," ятрэж те.—зто-ка и идейная направленность проппзодекяЗ' на -случзГио .чыс.5;«тс~оп обт.татшп: своего ко:а:энгЛовзкля. Набор объектов и езч харякгер ^сатедокзп2!я,гозуслон:о,язл!ютс:: одки.ст' с2 осхмьлех ¡терзателей при характораемко £злосо$екот& наследия ХатшЗа ?абр.:.~л и укачивают на ядоЕние встояя этого наследия.' ^

Второй т^здгтуок тт^оуой глаук - а творчество Хатибз

л<|бр::зн". Учпппаая наличие серьезных пх"ёаге' п'-грьепсточшошв лс-оледоэаьаЗ о «пзш» и творчестве Хатиба Габряэа, "даосеотапг огропь'-ч>и задача данного дадотафч обобдоянот имегктяем ¿загрузи дао-лнтзля, агдентуруя вдоганде лига на моывктэх, сяоссбстз^.тап: ос-творческого путй'и обьаоЙйнао форгарэхйн»; даровоззрэкття Хйтибй 'Габрпзя. 1 "

&ымря иахъа абя Ай» ¿збрпзн родом в ЕПЯР году в города Гаоркзе. Начальное образовали:» он лолуед в уедя»: ropa.ro, азлиг своэ гервоо яутзяеедаш в лэсру.Пссла жозграсдапз» в Тэ£--рг.-... ю совету кгс-с-ск«дс учтхг. молсда"; Гйсс-й огзрлюс?«!?«: т Ъгс** ■

;•. -зл-Г/д-ггл;;. ?.*.;,, .Vут:..'

V г.'.: гг--. гс;: .

__I .. ■

.:•Гзсс-;

риав провел в Маарро сздь лет /1043-1055/1. За время учебы у ■ ,ал-Маарри Хатиб Табриаа падуча* годное и всестороннее образование по филооофвр и Зялалогии. Вцедаж уоовзроонствования свдах внакий Хатпб Габрави посетил,шяша Сйряв.Янвгн и Египет,где учился у иавостнкх ученых я мыслителей срвдвевекозья. 2 ЮббгодуХатнб Йбриаи прабнл б Багдад и 1фозви здесь до конца жизни.\

/Оюнчался Хатиб ТвОрвзя 3 января 2109года в Багдада в там; / яв похоронен. 'Л-, у ^Г-,;,.'

; ХатЕб Табризи вовадв встррнокуяыуры своего региона,в момент ренессансного взлета посладгеЯ.каЕ ученый, соадавшй своеобразный метод всестороннего многоаспектного коументировання, тре-:: бупцего от кошен татора швшкшедачвсвоЯ образованности. Ск созда-вялкомштарии не только к птошшаац философской поэзии прошлого,но в к произведениям,поовячвннни ^проблемам литературы,языка ' и т.д.. ■ V■.

Б данном параграфе наряду с фигософским аспектом наследия мнсллтеля, отрсгекныи оснсшаявго коиыантарияыи говорится и о : коммэятьриях к сугубо дитерагурвна,а твкз» языковедческим произведениям. Диссертант подъергавбет.что дальнейшее исследование творчества мыслителя и ученого, воанояго поможет обнаружить новые, не известию в настоящее врем его произведения, и расшрпт рамки знаний о.наследии п мцровсвзреяик Хатяба Табризи.

Вторая глава - г,£ялосойсаае воззрения Хатяба. Табвизи" - с»-стоит из ч?ех парагсасЬов. ПараграФ шшэый - "Домш выражения философских воззрений Хетеба ТайЬизи" двднэтся своего рода ключом к пониманию специфики шзтзноамг и раиинии Датософских вопросов я - комментариях азербайздаясшго «каигзам.;. ^ /

: УП-ХП веков — эпохи наивысвягсрасцветв культуря янаухи в чгсуль-ыансжы мире, кратко рассматржввется история становления и развития комментаторского иокуссгвав арабской литера туре.Уулмурная. жизнь арабо-«усульианского шгра фсреровалась прв тесной взаимодействии с культурными традвдияя нвзрвбсжих цусулькан.а таксе . {античной и алушшзгической научно-фялософскойшсли.нч теряя при »том собственной, арабской почва. .'.

:;'*. В духовной культуре шооаг Хатяба Х&брези широко распростреня-< лись идее прогрессивных и неартддекоягиплг учаенй как античного . Средиземноморья, так и доисдаисиогэ Востока. Была осуществлена большая работа по исслэдзванап культурного наолвдая самих арабов,

I Шпдфар Б.Я. Абу-ль-Адя адь-Ыаарри,- II. ,1985, с. 69.

- и -

в частности,поэзии оиоха Дтлхлдля.Первно попытка сбора, сксгокагя-зацви з ксжантаровшш доэта-часких произведений, в далмюйлем .обрела шсптабкость и глубину. Кожонтарии стали носить каучно-исслвдотатояьскяй характер а' ссвиадли свои объекта в шшно фя-лологяи, истсрм ,$вяосо$ви и т.д. '

Важным событием з истср'Ш кта тсрс --.его «сдусотза стало творчоскео аоэгв-ф£лосо$а Абу-л-Ала ал-Маарра, козорьЗ стал - . родиталъяиаом иаголи блэстяЕИХ учетах и ко^ентатороз-песлэдова-.. гелей. Сам ад-Мааррп кс:."'о":П';гроза," произродоапя эл-|'Дутанаббя, Лбу , Таканэ, ея-Бухаури и др. В когаштараях алЧ&аарри /иьраду с дру--аспектами/ болытаэ гкшзнзэ уделялось выявлению философского аспекта ко^хептйруекяс раб?т,в таст2ости,осведанта проблем, сья- .. дата о- рояиигозне.-$ялосо$скнш стечениями.

Маогсасввхтиоа, гаятая и дглософскоз.кожоптцровадпе яаяя-отоя содоржатеоа кааадая Хатиба Твбризи - учеилка в идоНиого поатоговатоля ая-Шарр'л. Коийвтарки Хатиба .Табризд сод^кот гра.^гцяонни^ морфологический к синтаксисеекай анадяз, сошка яа гороническио тексты, ивегадия других поэтов а асмлзнтаюроа' ''л т.д. Однако спсця&газсксй чертой когдантаторехого метода Хата- ; ба Табряза является его цоаоуогремленпая всесторонность, даэдак возуогдюсть глубинного сс:.мелзнйя объекта анализа, раскрытия эг-о идойцо-фияософской суадостк. • ' •

Говоря'о спэад^аке коалонгатсрского творчества Хатиба Табрц-зя, слодуэт отметать, сто ссновзгя его цоль - просветить'читателя, оэпакоглить его, с ааучшаш пррдоювлвнкямн.урсадеи- культури эпоха,« которой отнесено данное произведешь.Рассматривая казалось бн обычные отроги коглжатнруомого произведения, Хатпб Табризи, наряду с фплологичесгсш анализом, намеренно вводах та та толя и з !гаж оТора знания дао? читателям определенные 'знания.из области философии, истории, этпографги, пстрснсгзга, кадщивм. п т.д.

Подобный подход г. анализу порт- ;ес.;;к произведений характерен для хсдаоптаторского метода Хатиба Тебркзя в цело;/.. В диссертации сказанное аргументируется ссылками яа постановку и решанэ философских. сотлальпо-патагнчв'скг»:,отичэаа« и эатоткчосках: во--' просов в наследия мыслителя.

Второй параграф второй главы "Снтологачзскпз возаршгея Хатиба Твбрязи" /шлнзтс! центральным в диссертации,ибо распивает суть философских воэзрошяй Хатиба Табрпзи. -' • ,„• '•.-'.' ...

Об онтологические взглядах Хйткба Табризи га судим но', трактовке з его ка^затариях ряда сущбсггенных вопросов.а..категорий.

. сродаеаедозо*: философии - бога природа, юс соотношения дахра /сзначахсегс и Брели к бытие/, еуостапцш; и акцлдощзи.дуии к тола и взаимосвязи с взс'иг.ооткоиекий послодалх.

Т&тервсзо огаошше шс.глтэля к категории "дзхр". У Хатиба Тзбркзи иахсдон интерпретацию данного понятия з ;сзух планах-з плане разъяснен:«* самим мыслителем дахра как самостоятельного яьлен'ля и категории, a ieic¿e в плане разъяснения поштая дахра явашцогося основой учзнлл дахр;на;а, сакп.и: дэхрпгаш. Понятие "д;:хр" з средпс'БОксво:! ф;глоооф:и многозначно,оно употреблялось . кок е сначсшп: "зроыя", так 1: в значении "бигм" и "рок". Поскольку данное понятие у Хатиба Табризи многократно употребляется в • знзчежи "бН'х-ае", освещение онтологических воззрений ¡.шсллтоля л диссертации начато с анализа понятия "дохр".

В работ» тэкяа ькратде рассматривается средневековое учешю дахрлйла, сч:< таксе е дахр первоосновой ьсего суцего.Споди'Зичоско^ ■ особенности данного учения являлось признание им органического единства, а подчас - л то.тдаства, идентичности,зржоня в бнт"я.

3 комментариях Хатиба Табризи указывается нэ наличие различна значений понятия дг.хр. С характерной для ого кошептотсрского метода лаконичностью, в коьионтариях к "Иагсура" шелктель в нескольких $pasax сумел изложить суть шролониг.-.жня учения дах-рчИйа, евчзакну» с трактош;сй дахра как вечности ынра /4-;т;:я/, лони-гмтои дахра так эпохи, хсторяа народа,а тчкае как роиз,судьбы*.

Основной вопрос фклоссйии ьаступиет в комментариях Хатаба Т-^рнзи как вопрос соотнесения бога и дахра. Этот вопрос в наело- '

Уагаба Табрапи решается неоднозначно..Числитель колеблется в трактовке» соотношения бога и дахра кевду идеализмом к пантеизмом, характерным дал йалоссу&ий многих но ортодокса лынос учений его зпо- . хй. Известно, что в средние века при резком противостоянии ортодоксии и Ентиортодоксли,ереси, оба направления плталпеъ найти обоснование своей позиция а кзкоках религии. И ко случайно, как нам ка-котся, мйслетшгь при объяснении соотношения бога а дахра обращается к авторитету пророка я хадкез /к.л;опизчрованиого рассказа о пророке/.' Приводя изречение "Аллах, ест:, Дахр", он ьтид как бн под-■гверадает верность иактаиотлческоИ философия .неортодоксальных и-

~~ I O-Jri J^JÚI ¿-1 Ь^-6^

./. йа араб. яз. В "дальнейшем: Мзгсура/. \ ъ с ^ (

чений к допустимость пантеистической трактовки категории дехр^.

В наследии Хатиба Табризи ставится и проблема соотношения бога и человека,в решении которой шслитель занимает более яснуз позицию и,в противовес учения о "хулу.те" /инкарнации бояеетва/, наличествующее в ноортодоксалшнх учения;; своей эпохи,отрицает воз:.жиость воплощения бога з челсвеко^.

Если исходить из наследия мыслителя в целом,его отношение :с в остановке и решонию онтологических проблэл но ко.чсот бнтъ определено о.глозкачпо. Здесь ш встречаемся я с сочзтяшгегл идэплязмэ я с сознатольнни отклоненном к пантеизму.

Посяедд'ее годгвервдается в диссертации и' рассмотрением вопросов о сущности и соотнопокиях субстанции к акдадепцип, дуля и тела, а танке проблем космологии.Изложение г тих вопросов в процессе ког.г.'.онтнровинпя отрезало разнозтсрокнос-л. и высоту пнтсл.~ег.1уаль-ного уровня мыслителя и одновременно продемонстрировало состояние философской миелл исламского региона Востока в XI веко.

Рассматривая категории субстанции и акгиденции, Хаткб Табризи приводит высказывают перипатетиков и таг; называемых "новых мутэкгкк лпмоз" /;.!утази.тглтов/ и особо подворкнвает, что и дчя тех и дта других попятив субстанция означает начало материальное - тело,атсм? Сам Хатиб'Табризи употребляет понятие субстанции как понятие, идентичное понятию "сущность", ¿"отпроэ по представлениям средневековых философов, означало первооснову, суть всего,что есть. Для Хатиба Табризи сущность - это "основа,начало вещей", он подчеркивает ее "извечность" и "чистоту"'-.. Акциденции в понимании Хэтиба Табризи • являются различными фермами проявления бытия, это преходягне, изменчивые свойства игра, кгр явлений^. Неоднократно касаясь в своих комментариях названных категории Хгтгб Табризи акцентирует внимание ко на проблема первичности какой-либо из них, а на их неразрывности, единстве.

"I Махсура, с. 32-37.

2 Там г.е, с. 150.

3 1« ъуь ¡¿Л - г-А-! (»и»" Л

'на араб.яз. Б дальнейшем: Диван Абу Текла;,а/. ^ .

'X 1ЙМ лО.

5 ¿йгсура, с. 213-214.

' ; . ~ i4 -

Пршнзгшалшгл ьощросом онкологических учзкйй.в частности, /фе;феаоковг>я,яашзися вопрос о соотношении душ и тела, оргаки-■'доска "ехжзаишй с орактовкой бзосшфтия. Для Хаткба Табризи.в от-.личие от кюгих ерэдповзкогш: уадтяе.дукэ и тело но предстявляу^ '.ся началами 'противоположны?,ш. Рассматривая вопрос о с:.:орта и бэе-' смертна душ, Хатиб Табриаи по сути признает лущу смертной и пв-' кот ; ■ "ДуЕЗ предпочитают зочнеох:-.. Однако,сама вечность ведот их 'к исчззн-рзэшза" . Хатиб Табризс,признавая сиэраюсть ¿уш з оо исчезкс-вэкяс,происходят и,исто со смертью »'о;:а,1флтиасФйл гстрэ--/ ico рйолростоскэгаюе ъ его зрэгл к исходящее ив призк-жгя вечн носхи.бессуертая фт y&sne о "тькасух'Чт.е. о пчрзеолбиаи дули /ыегеьшеихозе/, называя его л опиьм,к&проэдопсдсбп;;;,г.

Особое, внимание в диссертации уделяется ïjcbsobxô икелято-'."jísm «опроса о соотаоа;енет бозеотвенной воли - лродопродеяокаи и человеческой вода, ибо с признанием свобода воли чалоЕока,ес'хс— '.•тг.онко, ограничивалась сфера волевых действий творвд.к даиздй .;.г\'>1,ч зелялая как один из основных в проблеме "бог - челове:;"' средЕешковоЙ духовной культуре в, прежде ьсаго, в фигосо&ш. "¿¿•ц х«ассмогрвнии дэшой проблема шелвтель в своих комментариях . т.стеэ ле.две«'одаозначного ответа.' Суедогяя Хатиба Табраои оввде-; ■s:jo>cs¿3P!'ío ого колебавши, вярззквдахся в разноречивых тракаоа-г.';.с отсЗ 1фоблсш.Тек,в одном случгю Хотаб Еебриьн утварздзот, - ;о !азлоant so &«еет свобода дэйегьия к зависит от боаэсгагяного .1.у«цо-.:рцд0Лсгшяи, в другом ss шлют о свобода Lara: человека с ■ з:. ,гл5р:^алот аахонокоряоеть собнтяй в сашгай кари. Кокмсктпруя . .'дедаризоа Хатвб Табраав наьэ'х: "Дела я события па еяродог-: fysica- судьбой. Они. Ероходяцз.кродояеттес.': 'и'соворяэвгся во ^рэда-пз^т.с., со5нтвй явиабоаш, sos» их причины сокршл от Еао№<4.

-Снтологачоские. аоазцвв каслитвкя щ^ясшвотся п в езэг* ого ¿о^здеасй.о наличия в шро взакко«кш» вротиаопакоилоои?, 'взаимо-лояшшооти в т.д.

,, чяэлеитЕчноста подхода к рад рассазаздавасках пы теоретически; л. кснЕрэтно-научанх хфойяеи, включая цроблеми мгрездячпя.коаго-

« AM Ь --U>J! ^Л -—

/ей араб.яз. Е далькейсам: Сагт'«8-ЗандЛ VS- <</> ««ДЛ2Л

2 ¡xsTxm Лбу Тйюйка, ч.П,о. 56.: i 3,:"Магсура, о. 213-214, ,

"^¿í .¿Ai-fß.

ораб.яз. В дальнейаем: ЩадвшйВат/. V Х*©.^ с WVí

лаг5Ш,ас1!ро;«иет и г.д., оЗуедЬвякшш рвгкояалкшяа ,традетжтгл ç уроштсм ' кулътурв шаз&шя сапога ученого,в ряда случаев определила мзтерно.,~тсгачеспкэ тондсч-ззяв в зго жрсЕрздставЕэн;12»1!о-г„ч следпие стлалась в его суад&в^ях о адянотвэ создания,ото • ' структуре,фязкчвсхой .*>дяс.'род:1оотк нэбес:ж Чшг.детхэякл я по сути, направлении:: протшз таогщйсягсмз з относительно подробно рассмотренных в данном раздало ¿зссоргецзз. ' Зеворгзвгся лйяпгЯ серэгра$ онаявэся «исвззая Хзтабз1 Тч'.'рп- -оя а радггга, оо догаам, что *«за» псизгавт игшид ' oawao-,. гач'-г-ш яродставхйий »rwscrass. .'{атаб TatfpasH аэ" dus; атвгог^к тая же, аая so бал сктогае л его учзт&а ал-йэрри, хотя cd, агояг?:з последнего в caco врогя пясадя С.Елрояи к.• Пя ал-Каэррк, кя его ушнвг. 1ат;.б. Табряая.ко озрздзля Зсгя-твфча, <3ога-шфглдеяглголя,нэ отрази ояя s ршзггуз.йх copjí-v няя я кагабэная огиоевтвдш» таэрзгаэлспэтяспси пророю/; soora Kcjam я друглх уэторяший орго-оксачдного заход во итогом родаила 22 з ^таз:«т?люн.Сгж1э газвтякс ívíoiíx нбтрсаиоза но аротлз гув?»оелг ралом, а пропса ;<сайяоссой в ко ' толхсаешг, 'прогал доэт-ютпкк) и «бсолхгхушгая трактовка ч>'о ' гагскз~ r.nl.Jori £083Р?Ш!Я лСТРбЭ Tä<$S333 в ССЯ0Ж:0И'ЖЯ»^Я?,"!2' г, русле.-' <ф}дпясйого та-зз кл.-гмз.з то по вреся они во ьаогс« osürassrat от ортсдсксалыгпс тракгевс» сс-спк рс^зга-тамгл, леппткн/и тозсЛ 23Т? нег.стор:та тн? сспэвяя гслскшяй рэжяот с г::&яанз râjiocr/cè'ô-гс с*эбедо12.таггл. v-- ■■ ' •'."".""''^ . lôoccasocwœiro воззришь • Звбрг'зн", ¡>3cicp;ü»»? öoc?38o«qr "J ротанге шеэтгоябя яжкЦ гор'н „-опросов агезряв дсгеозйй. ' " '■."■

' ' Г.:ос?ологгчэскяо веззрегчя ХзггЗа laópsse 'ebeno .езязави о sro аа«ья5г-5И зо озт!Ш>г^есагм'?рсбл?кзм а чэстясстз, с-то • тозклй cocxucsctm духа-и ворил'п человеческий г'»-

•зуг^гдсско г,сиял пс;яшате£»'л> сзссойгсога чолсвека.Б цэлсм. .'Ú..-'.<•¿1 Гасрязп зелозкшшпо регэтд гоцроз о зоззааэзмосгп ьтнрг н-'й'л

ддлок о ¿ 2ib0cíkl¿!3m3 .Ко jjcfîtfos учвзг'л гсся0г2и о бопэсте2глх\

raöBos»позначно истиня са свяакгал о псашатс». рояльного iû:pa.'.'>•-ловзчасстй рзсу"»во ого кязязо.а occro®íaí вэсатт. гяуйшпгиэ

1 йгрсяп С. иолткпй врчйкяЯ поот и i-Mcxaïoasr-.aîô-ÂtiBpa iL, 195?,о. 15 з Грягсрян С*.H;. Oossesspossn фмюдо^я паводез

ь* Сродного Востока.-M.,TiCS,с.í'j?.

2 Спгт i.'I.c. 138.

~ 16,-

r.joсы, тайны здтергишлото мрраА.

3 сво!-.х ко; кон г ариях Хгтяб ТаЗрнза хзсаагся разлагаю: аспектов ггрсцоооа нозаяшк.Оч р.юснатрквлчт чознаниа как процесс поступательного дх^кв^.ня ст представлений х воображению, от них - к р-мр/иилечия'л и, наконец, к разуму^.

Подобно ряду своих предаоствоннкков, шслвтел&й древнего Бос-■rr.ia 2 ГроцииДатиб Табрззк разделяет взгляда о связи чувств к упуд с органам:; тэла, т.о. с материей,а текм о связи знешях тупстЕ человека /зрения,слуха.вкуса,обоняния к осязания/ с соот-ьвтстауададя частями тола - глазам; ,ушаыи,кончяшл языка и т.д.® Лсаоршгенно обращаясь к распространенном в его onczy гноееологк-"эск'н.м представлениям различчнх течений,Хатиб Тзбркзи акцентаруэт Ех-^глпиио на тех и& них,которое подчеркивает органичность евг" пч^ского и фззичоского, идеального г иаторзального.

Совпадай! с восточными порипатотикаьм и гносеологические г^ад-стазлсния Хатиба .Табрпзн о роли разума в кизнк человека и в Tjpo-сосоо познанкя вм действительности. Хатяб Табризи.вдступая против г.зьехтзетва с аозяцяй рааума и науки. пииот.что неваджство - результат с-отворония чего-либо по незнании.Незнание /днвхд/- против зна-

—1 / аы^'Л .

Своеобразно рассуживается Хатнбо.л Табризя вопрос о крвто-тип истинности. Показателем истинности в познанзк Хзтыб Табрпзн, как :: ая-Иаарри, считает его практическую пользу, т.е. практическая полезность знания,непосредственно связанная с реальной жизнью, выступает кригер>;ем исилзкостя этого знжя^.

Оуздензя Хатиба-йбрззи по проблема!,: познания позволяют сс-еывзть относительно целостное предзтавло;:.:о о воззрениях г.ислнте-дя в данной области, о id; тенденции i: материализму к диалектике и танц'шкгжнок сходстве с аналогична*® оуздвнЕяки перипатетиков V ал-Маерри..

Третья глава - ''Этячоекца, общественно-политические и эстете-■теекпе воззрения Хатаба Табрпзн посвящена систематизации, апализу .: научной оценке ноаицлй мыслителя по данным проблеем.

1 Сагт аз-Занд,ч.1,о. 268.

2 Там не, с. 25-33.

3 Магсура, с. 26-27.

i Там но, с. 175.

5 Сагт аз-Занд, ч.1,с. 286.

3 г.-'с^тра^, третьо": гласа расс.'-'зтртгактся атччвск'гс.

воззрения Хагг.о-з ■рзскризавуся суцкиогз к кгуггс-к-;^ :г.о-

тиво^счта посдоднах.

Центральное ко oí i ятичеекоД проблематики в каследтг,: „<*гл;-.; Табрпзи объясняются тем,что миалптаяь б нравственном согерюл-ствовакии вядол залог по только морального,но к социальною с-эпер-пенствовапия общества.

Характерный да этических воззрений мыслителя япллстея рза-•ляви, гуманизм к дошкрат:;ж.

Цель морального совершенствования но Xaœôy Тебраги, за roc счастье зеотого человека.3 отличив от яредстаглекий вирс/.о ç.sc-про стран атшкх в даннуп ьпоху включая и сусТязи, неортодоксален1-: течений,по :.ненкк /молисаля аоворконствовашю человека тлеот целнз oevjico благополучие я довольство.

Хзт::б йбркза неоднократно обращается з своем творч-гствс :: аробясае soracro человеческого счастья, считлет ого дасткгньш возко."пгд! при условии аки-rxHcíi трудопой деятолчгостя.З сво:::: монтариях Хагсгб Тао'рпз:: плает о '¿руда как сродства дсст1";ор-;.~ *.: счастья i! вь'соквх мсралыпнс ксчзотз. Основной. смысл иизга ~13~сг- -ка.оп вздит г созкдателкиск и честном трухг*.

Реализм в представлениях Хатйбй Тйбрпзх sjokck?

ссчотаег'ск с. ядеалйсузчссгл'и nossmsteu к трс.ктозкоИ с::: рзли, "Оснсзск является-то, та> покоится а прпра.гч челе.::

его характер" - лиге? шемгель а хояадактаргш к *'.\¡r,rtv^"~.

Tftü на :,:енсо на на Ерс.у-;с5шость,п на зоспхтншо качеств и чэлезеяоекога к тога долээтея упор в ьяогочпслссн*.-:: •зугдепиях Хапгба Тебр.пзи с. /г.г.2стбс-екостп,в озязя с чек в дг •. гада определкшоо место c¿ведено ирос&емзк воспитания краге:-:.: :-¡¡его совершенства в наследи:.' ккслитоля.

В дзннок raparpega ргсхривэегся суть представлений' и с : ч-1 кие Хчугба Тзбркзк к гтьчоехчм категориям дсора и и чеяозо«Genero досто1'нс1'ва: "1;.то но 'обледзот хороша: нрсвс.яз оттает совзрйзнк'а.!. Кто ki» добродетелен, нз станет достоЯки:'-"", Нравственнее соперзепсглошшс озпзагавалдео.ао ииенаа жиът-у-г-.. патриотизм,:y;42SHocrb, кекреичссть,открытоон» з озчосанпк к а т.д. /длинно эпические катогоряи шогекратно ' в рэаиг.члх .-¿.•а-

1 Диван Лбу Хчммаш, ч.Б.с. L3.

2 Магсура, с. 182.

3 Диван Лбу Тагжш, ч. И, с. 105.

-18-v.

на? ■ осзащавгаг в комштеараях Хатиба Табригя/, делано дополняться 'оозерканогвовайЕск интодсеж1уалышм«.Тбк, восхваляя пологатель-кы? аравстваькае квчасява Хаткб Табригз наряду с честность»,сие-"лосхьи,, цугссгвсм, норвдочаостыз, наоываэг и разуметь*.

Как овавдфика етачешя воззрений Хаш5а Табриза подчеркзва- : эта; з дассертсдаг отрешенза кнглихеля к .многоплановое раоеиот-psnau ятачвекгх ¡^тагордй, анализ вх во взаимосвязи ньзатозав!:-'свиосте. Гогор^с о добродзтола Хатгб Тсбркз;: подчеркивает,что она аоплоадет л eseta я правего-эннов п янгалдок^о^поа начала**, этикой сспраольпя/; язтегорзя сЕраводлкгоегм в рассгатриваетсй в тесной -связи о пижко.ч добра в зла s s.д.

Особое вемлзи:о удолепо -гасли тзло.а ра скругли лепятай бескорзс-уие-я справздагвосгь. Справедливость по Хзтебу Табрази, показатель ^алсвечеокого саверпэкотва^ ' '

• Переплетение изхериалястнческиг z идвалястаческв:: тенденций, характерное ляг; ьпрозозвровчзйкзх представлений средосвековья в делоа» ирошиоаз» 0 в трактовке -Xastfoe Табрвза взаимосвязи кревотвашостк v сбщэстоа с квдгозда. С одаоЕ' сторсш, шолятель .идеал о связя »отчески: категорий о седишшш усдоааш ебцеот-'вз, ях ваззезмоетк оз? ожрузапцэП срада'в цоло;^, с другой с зави-сямяотя нравгтганкоок человека; Оязсао релзюада фактором, опроде- -жшеим харакгзр враватвозностя oiteeevaa,' внутренние противоречия згой иравсжшюзтЕ зрзстуяаат-орареда человека, нравственность среда, обцоояаа еакгсвх- от щраэствзЕюога человека.. С£нзда, как и сааа 'шгнь чаяовдка, его батие и деЗэтэдг состоит из гфЬтавопояоашх на-

Ч&Я„ 0ТР|"£!Ы;:Г< ПрйЯВЛбХИб ДОбрОГО И ЗЛОГО /добра ВЛа/ В Щ>ЦрОДО ' Чй£03-"ЗЙ8 . !.

■■. ' йщндэдэЕкао ksçjo в вашиятержв; Хатвба Табрази отзэдаао дидактическим всаароой^.Прозодогщой г дгссаргсда тзызлаа пссагадаих «да рае „водчеркзвао? лрогрэсоаваую коаравлеивооть творчества кнелд-телй„ еге> сгободоакслге и рэцгегалгзм.

I Cars аг-Зеад, --z.a.c.L'IQ.

,Z Cars ас-Зслд,\-Л,о.168 s Цу$аддалий2ах", ч.П,с.762,

.¿¿I,, u^'l/j

/год изданий отсутствует/ vVvo^/na араб.аз. В деяьней-'вш: .Х&шоа/, .. ™

•С ïbu ав„ с".''187. •.'';'/ -

. ' • / .. 19 -• г.

Второй параграф. "Ойдаотжшб-ооуштвквоагв вовзрешм Xa rada , Табрязя", еосвявйи авзляау социашшх взглядов шыштви.вкотсрих ваша отракапсс иворотряикооп, иутрегняя нэодцородяость я проти- < всрвчквость сдщтялитой яяивя збохл.

ПодоОйв «oirei'»фогрвссяеты ^ средневекового Востока,!« ?я<5 Табризяясходал ив деиядйячаокого яринияпа природного рзвояства лодвЗ я путь социального соввршов— , " ствозотяя вядйл в мораяыюа! ооввреюяотвоваикн ннда видса« кгщдого „■„ чаговеха.ввэашсшо oíого; кдасеовей,'расовой в т.д. лрввадаю*- .•"'•

костя. '■.'.- ; .".Л о . • '•',.' V '■ ó'-.';." : •'

В ксымаяторалх * lamo»" к ^гсурв^шслитель прявсяягфав-та 113 ИСТС1Ш взашгсшсашиЛ ярков, парсов, хроковядругах да-'.' . родов Востока и, ¿«сеясь отааашнЯ 'иёяиу. арабов я припа, воя-,;-чергшезог, что ese отеоогтм осйоигогагтся на взоиетоа уважения, Друида а добрых вамврвг?!^. Воашшо.что в данвш случае юсяя-таль.ввдзяая жаяаемвв га дейвтеттеяш^пресладовал цель путем подобных утвврадвотй; воспитать а тататело чувства уважения и дружбы к представители« ¿фугнх 8таоеаа, абсш!тагь высотап гун&нязив ш*-нациопаяша отк0яекгях.Поаягсгя мыслителя в этпх вопросах однозначна., ■ \ -■•О-/' '''.-с4 V ' ..'. ■'•''■ •-.':

5 отем шгаив щшгэчакигош призывы мыслителя к равенству в ■■ дружбе как маяку отдвшшш ¿щдьци,так и ыажду раалитншз народЕия. Эти пряяшы Хатибя Тйбряза глубоко созвучны rfo протесту против нногочнатаннвх порокш сочреиенного е«у общества неравных. .

• Осневззм ссгщялгитм «дом вхяакилвдей.по' цвчнгоХятнба Таб-риз*,явл*е*оя иалячяевобдьстэв бэдаыхябогатах.В бодноств ш : видят причину унигоияя носкорблвшя человеческого достоинства: "Бад янй я частный ч&товоквббщэетэонеценится ¿ занимает в нем j незакзтвоэ мвсто"2, ягз: "бвдаость приблигает смврть''3. Раосуадзнвя о порочности общества »гаслнгель как бя арху^еьтирует критикой современного сэбо феодального стран в ето права, он пиэот: "Беззаконие» и несправедливость сотатилявоэойцество п всех лкщев.Нет человека, который ног (fei высказать свои ывсля, отнято"4. 11римечэтел£в0, . что. 1атиб Тэбрази как ма причту сацяяльныг бедствий указывав« во бэ~

12$.

ISrr.nc щ.{|вШ9д0в IL Ztosa&.a творчество Хатаба Табрязя,,

2 Xauaca, ч.й.с. ;65. : •'*•,'■

3 ЦуфядпаляЯйдт, ч.1(с. 556.

4 Там же, с. 34S.

1-зтсхго кг^щях: "Ладя - раба богатых, от которых они но зкут поль-м" . В дйссортецяя рассуатрЕвавгся а крятячэскио суддэняя шсла-тзлл относительно сугцаствуодпх социальна.-! институтов, правопорядка, зой! и т.д. Говоря о денсгсратачностк вравлондя, шсялгель обращается, к конкретная примерам зз истории, сравнивает власть персов к вягантпйцев а ук-лзцвэот на ударешнгЗ характер государственного сраплоппя в Иране^.

Хатлб Табризн внстуяаот такие и прог/в религиозных раздоров, дррсвкж и обществе его зпохн.Полностью разделяя м/енае своего учителя ал-Шарри, осуадавкзго рвлаглознув рознь асзд" мусульманами и христианами, Хатнб Табрязя призывает х устрзнонаа взняалой вражды 2 страха кезд этиэд обеянаш и выступает с утзврвденл®« о рдалнетае все>; лвдсЛ- Он пкиет: "СИловья Лдяш - все братья''3 Крнгляуя порска сущасгауицех'о обз<есг£<шкого строя, З&гл^ 1абх.2за выдвигал идее о визшаюсти устрзнек'ля соцкаяымге ала/ .''-.¡слдтсль считал возмсакнм обоспечв:«о счастливой еггни,социально;: сяраьедлавостп хдтем установления справедливого распределения материальных 6авг ерпдн членов обцестьо. Хатеб Табрпзк пркзквает "р;, определить лвтгриаяьнне богатства :-;езду лэдькк, подобию гагу. :<ад дсята распределяется мекду тразаая :: деродьй'.'я.Сг этого я.-ль-г.у получа.от все - з бегатыо, и бедка"*. расскатрявая пути устаьсн-локия справедливого общества, Хатиб Табризи большое в:Ж,шн.и удаляет значении разума в цреэлона»^ страной.При этом мыслитель особо подчеркивает необходимость различать добро и гло, снраводлчдость п досяот;:щл°. Преувеличивая роль разул? в реиюнгя «ногих. соцйуль-н:г-: вопросов, Хаткб Табргзя вястуаает с пс.зицяй рацяскала&„ы и ' сь-ободошсушя. . '

; прогрессивности сшрально-яолаткчоских взглядов ¡•щйггтеля. ж'.?.ш-здьстзует л его огкевонве. к раз^ячяак религиозным тсчйюша. Ксмментгруя (¡-рагг.ентп отдельны:: ролнпгопн^эг. учений,а част^остп. гсо-тяческях.Хаспб Тгбрязв проявляет больчук в-зротергсмссть и »ззодво.Характерно,что о расодатригаоншс .течениям ок отзигл^сл лдк:. одобрительно, либо нв словом не осуждал кх. Примечательно и отс-

I !.1агсура, с. 171.

• 2 Них. яо кн.: Махмудов М. Эгга я гворчсстьо а/, с. 122.

. 3 Диван Абу Тамиама, ч.П,о.51.

4 Сагт бз-Завд, ч.1,с.133,

5 й®ая Абу Тйнца.ма, ч.И.с. 2Г.\

аысло его отношение к зурраыкз:ду,к религии аагса, г. гаш древних араЛз.к &шюс&ш далряШю и другзи весртоиокс*льга.5 • ti брстачоижи ученшл: явоэто ирсмана; Ира.яогдлектарсазксЕ nx ятэль «а аерюй naa;v «вдвигает'с» rs, освошео содержаите религий и ересей и,как прзваио, оЗьек-ваноо ах-рассмотрение не гаэотглет открытой cotícOTniffioíl оценкой. Автор ск&ч оценка по существу присутствует a' саысй uauepe характеристики, в retí,на каких мамки*:: у-о-•ная акцентирует шкшиио »¿«эвтагер. ' -

Трест? па-елграй. "Ьстэг.гчзс&ие гоззосюя Хагабз Табзлзп''. посаяедн рассад грзшга одной аз нахбсиео. интересна: и срагиналькн-г областей ааодавм'ьуслйтел'И.

Саеяго* омпзвгь.чго аствхичвскйо воззрения Хатвба Табриаи явилась творчактах яродогакенвеи и дальнейшим развитием лучш?х градаций а'рабслзэтнсй зсготсйской шелк, которая слсетласъ в касле-диа '/U70-SE0/, Лбу ОД&скэ «т-Таухада /укер в 1023 -•./,

ая-Ыаарр;: а других аадоа'йродемвагелей средневековой кульэды яслы:схсго Есстока. ' ; ' . . ..

Осшшвь ббгЬхтск зстегичсскоаго оиалцза одного уз ндавЗг.и представителей литератдаочфлтзчешзй шелз средазвекозья латеба Тайрнзи было позтачеш>е искуссш».

Касялтоль с гатерлуясгячзетнх. позиций трактовая связь поазаи о ¿eñ cvm то л?»ко с хьп. По г, та че с кое искусство он называл летописью народа .По ипешзз.Хюк&з *£и5раза.иоз5ЕЯ отражает 'газль' и\?сторч» на-узда.Псш дожга: вдогаговлягсея дейс'Еаитаяьностыз л'вековать ххзт:,. Стихи.огразшдие летай лаЫ.аечхш и. всегда останутся-а памяти лодейг. . ■..'•'..."• .

Боаьдое впшшгио Xjilví íatípaan уделял соотнсасвиз содераанял к фернш з поуегчоских прспйв«донал::. Г> предисловии к "Саг? 'аз-Зад"', подчаркиаая. одшехэо фораы. и содержания*, jared Тебриэп тек самим оп'.-узет ведущую рсш. содоргаяия. ..„•.;■:..'• ' •

В длссортыши спещ!.". ■ о рассматривается трактовка; ьз:слятелс;л худежес-гееввых ссобенностои поэтачосхах произведений, проводятся суадшм латибе ' Табрнзи о вогахянооти допущения отдельных недостаг-вов а йср:.'-о,но недопустимости их в содержании стихов,которне в первую очередь доетш бнщ яскшгг",. даглнйчишх'З.Худснеетаздаиб ооо-'бэнлостя ьрспавадезай кеулзтодъ трактует в нопосредо^аекнс;! аьязг

х Каххядоа ü. 5'азкь it яхючвотзо Хптяба Табризи,с.£6 и Zí:./: .ri. Предисловие Ха'тцбэ йорпзи, с. .3. ..., . - ;; г.

2 Сагт аз-Зэрд, чЛ,с.'4.. • '' *

3 Гиьаи Аб|у Т¡omita, ~ч.1, е. 216-217.:

ч ' .ч-/;-.', - 22 -••/* ■:■'■' Ч-л V'

с «хидейным оодаршвшеи, счптсог вх предааквченныкн диванного, ' цепного ясного щршаяа восидаего1.

■ 1агн0.Т£Лрия бкл искусном AHtfpaiyym» кр>тдюи.Са хшсал о од|ожноо7« дш^7уряо9 |ртт1: криихсаать стих трзлша, ' WM ero nscm"2, •

, Шаамп пра^ншно вашавх еощишд» йяюэго воаяпикжаго " яскуосгва и драл о необходимое»» смвыват* зогав о mtt«p*cwa народащяшмд ooiTos iacá» ж* х*х хфогомеМ »mijar, ■i.e. для варода. '".'г.--'■Ч.лЧ■ ; '"v'

Хатиб Табриявнсоко двяжд свободу, творчества в высдшах про-~ тьв гсоподстэовавипс нравовипорлдаев сярвжяшого ему общэствен-- sexo строя, хогорт мотавдшя ооэо» я пэвтсв, » тмввт и ум ' ■ " сдувал ради куска хлаба.Цасдтд wbittt сотая пот» плачам , ; »того офжэяш: ТЕоа^ м пели * к» аосоюал ■ ,

бы долхаовтпа лщ"4. v>.V:"л:.V4'■ \УДл; '-'V-

;< t&oima яюоко одни«« роо млапта, inorcpena ооиа а с®«-дакия настрадхоСр««Пов соэтетмакого творчвотва.Цуть достюмййя г поатоы уровня ваоеоящвго »стврстм Хятиб Твбриа* вядатв ввуотавном труде во жж приобретен»! шадай,» поисках bucoких идеалов и

, ; подлинной поататаской ¿

Большой интерес 1^дстшга9( храхтоака Хетйбоы Tadpuaa хате- ' :' хчэрии "1фе1^сяо*".1^1фаедо« рассшфававтм как наиболее ; . ; всеобщий критерий .»стетнчвской оценки, Впрекраснш каслитвль видят . < дредде Bc<to источник, способпгС датьчалкте^ аотвтиввсжоеваслакде-: ние5. ry/'V-y ■'■".У' ''

Цродолха* фадвдйа встетяческоЗ шоп овоей впахи^Хатиб Тай- \ риэи огадортмкет прекрасное исовервенство;Црекрасноа для Хатиба J Табризи - це воввшганая отаяечанная идм,а ксихрепае вешые вача-/ : да, плоть человеческая: "У нвевоопрекрасно: глава,рот,нос в дру-?. ; гие чася *ма"6. Особое вначале придает иыамтвжьыервкак кри-, тершэ в о<федвдош(и' краооты.1к)добно Ариототелв ХатМ Табряаи прн- '

дертавается июли, что в вырахении првврасного мера дожа тоояв- ■ г i даты« в гармсшии/сс^ашрноот.уцерюности ш сцрвяадияооти'.;

'V ;Í/*X Здвдддашат; 4.1,0, 91^.-''' ''•■i''-'Дщван :

"■ .3, Сагт ав-Зввд, ч.П,о,67В. ; :

^;'Д>ван 'Jtóy jivláMaoa^ijtó..f; i Wijtorw.•а-Запд.ч.П,<'.б58.;;

Уделяя большое влшлакяо анeusisft физической красота человека, Хатиб Табрази особо подчзркииал несбход*ялося> ез связи с вкутрэн-изй, духовной, врзвс-ГЕЭниой чистотой. Прекрасное в этой случае '. выступала а как в-граненяо дупевксЯ кресоти.что являлось,по мыслв-гедв,вашим показателем чолозэчвского совэризаства . Шслгтодь подчеркивает необходимость единства эстетического я этического совершенства.

Б протк5св&б господствовав®?!.! эстетическим представлениям феодального срсдрсзозовья.керилом. прекрасного гжслиетж. слагая человека п подчеркивал пеобходпкосуь подчпнеппя потребностей удовлетворения эстотачосюяс запросов лг^ой задача:,; кразстзснпого асе-п'ттлнпл совершенного человека. В -отои плане данвздакску кото обменить, атаяние декократачаеск к хуьипясягчоская идей древнегреческого искусства, внранкппгс в язср«*эстее Аристотеля,а зякао влпянпэ рацгонажзьа и свэбодс.'.'яслпл зл-Мааррп и философ:! пэря-нзтзтизгд.

Эстетические воззрения шелатоля ограетнн и в ого со безводно.',' поэтическом наследия. Хаткб Табрази был не только валшепл учо-нь*:.'-ко;,":антзторомено ц талантливом поэтом,всегда вослеваьштял реальную красоту человека.» природы.История 13бн Холлпган считал епшт Хзтиба Тзбрпзп.лоеввдошйге списания природ», сагоаа популгтр-HK.li и уяазнвал.что куялотн1оет ясллшся наиболее красивни! л редким по csci';- достоинствам в поззип2.

В заключении дени итоги ясследовазшя, характеризующие мирг-воззрекпо Хотиба Тзбрлзи а системе культури эпехи.'

По тока диссертация опубликованы следу &цпэ работы:

1. Лл-?.!ззррн и ляткб Тйбризи. Г,йгоркалч 24\ республиканской конференции молодых £хтеео|ов.- Баку: Элм, 108-1, с.48- Лзерб.

2. Дидактические взгляда Хатиба Тйбрпза. Актуальнее вопроса тсорпв я котодакп дрзпод^эанпя пзш'оз и литератур пародоз

го :! Среднего Нос тот. ~ Елку: .'зорблй.тстот-'скиЯ Госудсрстгсшь-З

pcuier, l'J^S, с. 11Э-ПЭ.

3. Jfco'i гюбсдо.'.чгслпя в ксслздэт Хатяба ^бризз. Тйторичлн

1 Дто'Ш Лбу Тиияяа, ч.Х, с. S0-3S.

2 ¡ут. по кн.: "Глзнь к творчество Хотнба Табрззн", с. 47.

рс олу&жканской научной конференции асллранхоз. И игага.-Баку: Элм, 1.283, с. о 1-23.

4. Ьопросв тсор'л: поанэкяя в шдаэнтарнях Хаткба Табризк. Материала республиканской научной конфераивди аспирантов Академии наук Азерб.ССР. Янага П.- Баку: азы, 1>3в7,с.5"-68.

5. Элеыонга дяалакижи в воззрениях Хачпба Табрпз::. Известия Лкздоьсш неук АазрЗайдтанской ССР. Серия нстор^г.филссос/.зи н нрава, 1839, й I.- Баку: Олы, 1ЭБ9,с.75-£0.

6. Сб эетотачоских воззрениях. Хатиба Твбризи. Новое юалвкт и 1фоблеш общостЕОигак каук.-Ешсу: Зяг, 1589, с. 32-37.-Азорб.

7. Ксскологичосхнз воззрения Хагиба Табрзза. Осциалышй аспект схеновягпмк к рагвггю: зсудонасгвокной куллгурк АзарбаЗдаз-ка з древности а ородоге жж /Материалы ресяублпкакско^^^чно-практнческой конференции: ЗК-Х6 шя 109Сг./.-Бояу: -Эли, К§6,*'

с. 55-о£. - Азорб.