автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Миссия иезуитского ордена в Китае , 1579-1842 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пчелин, Николай Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Миссия иезуитского ордена в Китае , 1579-1842 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Пчелин, Николай Георгиевич

Введение.3-6.

Глава I. Источники и литература. 7-36.

Глава II. История развития проповеднической деятельности членов Миссии Иезуитского ордена в Китае (1579-1842). 37-95.

Раздел 1. Первые шаги иезуитов в деле пропаганды христианства в Китае (конец XVI - середина XVII вв). 37-56, Раздел 2. Активная деятельность членов Миссии «Общества Иисуса» в Китае во второй половине XVII - начале XVIII вв. Раздел 3. Изменения политики властей династии Цин в отношение католических миссионеров : ограничение деятельности последних (20-е - 70-е гг. XVIII в.). 65-75. Раздел 4. Деятельность в Китае духовных наследников иезуитов - миссионеров-лазаристов и миссионеров-протестантов в конце XVIII-пepвoй половине XIX вв. <80-95.

Глава III. Различные аспекты деловой активности миссионеров-иезуитов в Китае (1579-1842): 96-144.

Раздел 1. Научная и переводческая деятельность членов Миссии Иезуитского ордена в Китае. 96-110. Раздел 2. Картографическая деятельность миссионеров-иезуитов. 111-121.

Раздел 3. Дипломатическая и военная деятельность миссионеров из Иезуитского ордена в Китае. 122-138. Раздел 4. Коммерческая деятельность монахов Иезуитского ордена в Китае в XVIII-нaчaлe XIX в. 139-144. Заключение. 145-152.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Пчелин, Николай Георгиевич

-23. «Доклад миссионеров-иезуитов к императору Кан-си» от 17-го числа 9-го месяца 1719г.

4. «Сборник докладов миссионеров-иезуитов к императору Цянь-луну за 1736-1738г.г.» - «Жуй цзянь лу» («Послания Мудрому на милостивое рассмотрение»).

5. Фрагмент текста сборника «Бэй хай цзи ю» («Записки в помощь морским путешественникам»).

6. Альбом офортов - подарок императору Цянь-луну на 50-летний юбилей его правления от коллектива Миссии Иезуитского ордена в Пекине.

7. Переводы с французского языка писем миссионера-иезуита А.Гобиля о работе Миссии Иезуитского ордена в Пекине в первой половине XVIII в.

8. Биографии некоторых лиц, упомянутых в тексте работы.

9. Перечень названий неправославных миссионерских организаций Европы, работавших в Китае в XVIII - XIX в.в.

ВВЕДЕНИЕ.

Важность изучения деятельности Миссии Иезуитского ордена в Китае неоспорима для понимания процесса взаимовлияния культур и цивилизаций на Дальнем Востоке. Именно изучение работы членов «Общества Иисуса» в Китае в 1579-1842 гг. позволяет понять сущность многочисленных процессов межкультурных заимствований, как в самой Срединной империи, так и в Европе.

Перед службой в Китае члены Иезуитского ордена проходили специальную подготовку, осваивали китайский и маньчжурский языки, получали прикладные знания для ускорения адаптации на месте. Вследствие этого иезуиты четко выделялись среди миссионеров других европейских конфессий профессиональным подходом к решению стоящих перед ними в Поднебесной проблем.

В Китае члены «Общества Иисуса» развернули широкую пропаганду христианства, занимались разнообразной научно-исследовательской работой во всех областях знания, участвовали в дипломатической и военной деятельности правительства Китая. Известны также многочисленные факты их участия в коммерции и ростовщичестве. Переводческая и практическая деятельность членов Миссии Иезуитского ордена в Китае, проводившаяся ими в течение двух с половиной столетий, знакомила жителей Поднебесной с достижениями Европы в астрономии, военном деле, физике, медицине и других областях человеческого знания. В свою очередь через иезуитов европейцы постигали китайскую цивилизацию, знакомились с жителями Поднебесной.

О работе иезуитов в Китае опубликовано определенное количество исследований, как за рубежом, так и в нашей стране. Отечественными учеными эта тема разрабатывалась мало, а предметом изучения зарубежных исследователей она стала лишь в последние 20-25 лет.

Как в России, так и за рубежом исследования были посвящены в основном научной и переводческой сторонам деятельности членов «Общества Иисуса» в Китае, и меньше внимания уделялось дипломатической, военной, картографической и коммерческой работе иезуитов в Поднебесной. И на сегодняшний день, несмотря на то, что существует большое количество литературы на разных языках, посвященной этой тематике или же касающейся ее в связи с другими вопросами, многие аспекты работы миссионеров-иезуитов в Китае освещены недостаточно полно. Это касается, в первую очередь, первую очередь, их картографической, дипломатической и военной деятельности. Тем самым, до сих пор в полном объеме не выявлен весь комплекс характерных черт, присущих деятельности посланцев Иезуитского ордена в Китае. Представляют огромный интерес особенности их проповедей для жителей этой страны, их методы изучения реалий Срединной империи. Ведь только иезуиты сумели преодолеть все языковые барьеры в этой стране, в отличие от всех остальных европейских миссионеров.

Помимо важных источников и документов о деятельности миссионеров-иезуитов в Китае, ранее обработанных другими исследователями (переведенная на китайский и маньчжурский языки европейская богословская и научная литература, дипломатическая документация и др.), в настоящей работе впервые в истории изучения деятельности иезуитов в Китае вводятся в научный оборот некоторые указы императоров Китая XVII века о деятельности иезуитов из сборника «Решение дел в годы славного правления». Сам сборник как таковой привлекался для изучения лишь однажды, а в отечественном китаеведении это делается впервые.

Кроме того, впервые в отечественном китаеведении также использован такой ценный источник для понимания военной и картографической деятельности иезуитов, как уникальный подарочный экземпляр Альбома офортов с сюжетами, посвященными победам войск императора Цяньлуна в Джунгарии и Восточном Туркестане, хранящийся в отделе Востока Государственного Эрмитажа.

Также впервые в данной работе подробно рассматриваются уникальные экземпляры научных работ членов Миссии «Общества Иисуса» в Китае, вышедшие из печати в Европе. Нами изучены несколько докладов иезуитов, поданных Цяньяуну в 17361738 гг. и другие ранее подробно не изучавшиеся источники по истории деятельности членов Миссии «Общества Иисуса» в Поднебесной.

Кроме того, помимо опубликованных материалов, в настоящей работе представлены ранее не использовавшиеся неопубликованные документы из нескольких российских архивов (СПб. Ф ИВ РАН, Архив РАН и др.)

Вводимые в научный оборот новые материалы значительно дополняют общую картину разнообразной деятельности иезуитов в Поднебесной и свидетельствуют о том, что тематика проведенных этими миссионерами исследований охватывала значительно более широкий спектр научных проблем, чем это предполагалось ранее, и нередко отвечала самым высоким требованиям академической науки того времени.

В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать впервые вводимые в научный оборот письменные источники, созданные непосредственно теми миссионерами, чья деятельность представляет особый объект нашего исследования. Показать место этих источников в ряду письменных памятников по изучаемой тематике.

2. Проанализировать и сопоставить результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемым проблемам.

3. Раскрыть также малоизвестные стороны деятельности католических иезуитов-миссионеров в Китае в течение более двух с половиной столетий.

4. Предложить авторскую систематизацию сведений об изучаемых исторических личностях, сыгравших определяющую роль в судьбе неправославного миссионерства в Китае и показать ее преимущество перед ранее предложенными.

Временные рамки рассматриваемого периода обуславливаются: 1579г. - временем появления первых миссионеров-иезуитов в Китае и начала их активной работы там; 29 августа 1842г. - подписанием первого неравноправного договора Китая с Англией. Этот договор завершил англо-китайскую войну 183 8-1842гг. (1-ю «опиумную» войну). Договор предусматривал открытие для английской торговли и для деятельности миссионеров 5 китайских портов - Сямыня (Амой), Фучжоу, Нинбо, Шанхая и Гуанчжоу, переход под юрисдикцию Великобритании острова Сянган (Гонконг) и др. уступки. Начинался новый период развития взаимоотношений Китая с Европой. (70, 51, 266, 328). После заключения этого договора деятельность миссионеров в Китае перешла в другое качество, т.к. теперь они получили и юридические права и дипломатическое «прикрытие». Изучению работы миссионеров в Китае во второй половине XIX в. посвящено много книг отечественных и зарубежных исследователей, поэтому в данной работе этот период не затрагивается.

Таким образом, в основу настоящего исследования положен комплексный подход в сочетании с хронологически последовательным, тематическим изложением материала и сравнительно-историческим анализом источников. Основной акцент в работе делается, таким образом, на изучении проповеднической, научной, переводческой, картографической, военной и коммерческой сторонах деятельности членов Миссии «Общества Иисуса» в Китае.

Работа состоит из введения, обзора источников и литературы и двух глав - в первой дается история развития проповеднической работы иезуитов в Китае, а во второй - показаны различные аспекты деятельности членов Миссии иезуитского ордена в Китае.

К работе прилагаются тексты подлинных документов, написанных членами Миссии Иезуитского ордена в Китае, полные списки членов этой Миссии, а также - тех католических миссионерских организаций, которые были созданы либо самими членами Миссии, либо - миссионерами других европейских конфессий с учетов опыта иезуитов-миссионеров в Китае.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Миссия иезуитского ордена в Китае , 1579-1842 гг."

Заключение.

Исследование деятельности членов Миссии Иезуитского ордена в Китае позволяет значительно расширить наши представления о содержании и формах контактов империи Цин с внешним миром в период «до опиумных войн».

Настоящая работа посвящена деятельности членов Миссии Иезуитского ордена в Китае в период с 1579 г. по 1842 г. Этот период впервые в мировой истории отмечен оживленными связями Китая и Западной Европы, в развитии которых члены Миссии Иезуитского ордена в Китае сыграли заглавную роль.

Для показа этой заглавной роли иезуитов, в настоящей работе рассматриваются восемь сторон деятельности Миссии Иезуитского ордена в Китае, а именно: проповедническая, преподавательская, научно-исследовательская, переводческая, дипломатическая (рассматривается роль иезуитов в формировании внешней политики империи Цин), картографическая, военная и коммерческая.

Это в свою очередь позволило показать те стороны активности иезуитов-миссионеров в течение почти двух с половиной столетий, которые в отечественном востоковедении ранее или почти не исследовались, или упоминались лишь поверхностно.

Орден иезуитов действовал в Китае в течение более двух столетий - с 1579-го по 1842 г. за это время не раз коренным образом менялось их положение, как в Китае, так и в Европе; политика пекинских властей по отношению к ним претерпевала частые изменения. И можно выделить четыре периода деятельности миссионеров-иезуитов и их духовных наследников - лазаристов в период времени с 1579 г. по 1842 г. первый период - с конца XVI в. до падения династии Мин - время начала проповеднической и иной деятельности иезуитов, когда они только еще утверждались на земле Китая. На второй период - с середины XVII в. и до 20-х гг. XVIII в., в особенности, на годы правления императора Кан-си (1662-1722) -приходится расцвет активности миссионеров-иезуитов.

В эти десятилетия династия Цин только еще утверждала свою власть на обширной территории Поднебесной и начинала завоевания соседних государств. И в это время Цины остро нуждались в иезуитах-проповедниках как практических специалистах в области науки, языка, техники и медицины. Поэтому Цины, с одной стороны, использовали католических миссионеров в своих интересах, но с другой стороны, вынуждены были разрешать им осуществлять проповедь христианства, вести научно-исследовательскую и дипломатическую работу.

В последующий, третий период, во время правления императоров Юн-чжэн (1723-1736) И Цянь-луна (1736-1795) сильная императорская власть гораздо меньше нуждалась в услугах членов Миссии Иезуитского ордена, однако продолжала их использовать как дипломатов, военных специалистов, архитекторов, картографов, художников и лекарей. Одновременно Цины стремились резко ограничить их права и возможности в области проповедей католицизма в Китае.

Последний - четвёртый период деятельности в Китае миссионеров из «Общества Иисуса» был отмечен их переходом на полулегальное положение в империи и серьёзной активизацией работы их духовных наследников - миссионеров-лазаристов и миссионеров-протестантов.

Научная и переводческая работа иезуитов-миссионеров включала в себя, прежде всего, переводы на китайский и маньчжурский языки христианской литературы, трудов по астрономии, математике, механике, логике, географии, картографии, медицине, ботанике, и некоторым другим отраслям знаний, в основном, с латинского и французского языков.

Как удалось установить в ходе исследования собрания ксилографов в СПб Ф ИВ РАН, почти все эти переводы печатались самими иезуитами в принадлежащих им печатнях и типографиях, находящихся на подворьях четырех коллегий их Миссии в Пекине, либо в типографии в Запретном городе. Как выяснилось, именно в последней было напечатано 67 переведенных миссионерами работ и учебников для китайцев и маньчжур.

Император Кан-си знакомился с достижениями европейской науки под руководством и при деятельном участии большого числа членов Миссии «Общество Иисуса» в Китае. В частности, логике его обучал Ф.Фербист, а с европейской медициной и анатомией его знакомил иезуит Д.Парренин. И китайские ученые ХУШ-Х1Х вв. неоднократно ссылались на работы многих ученых-иезуитов из числа членов Миссии «Общество Иисуса» в Китае.

В результате работы стало особенно очевидно выдающаяся роль коллектива иезуитов-миссионеров в работе Астрономического

Приказа Китая. Здесь миссионеры-иезуиты не только доказали превосходство европейской астрономической школы и обучили китайцев теоретической и практической астрономии, но и внесли очень заметный вклад и в развитие европейской астрономии, имея при этом постоянные научные контакты с ведущими астрономами Европы ХУП-ХУШ вв.

Члены Миссии «Общества Иисуса» за долгие годы работы в Астрономическом Приказе превратили его в важный центр распространения католичества.

Переводы работ Эвклида, Лейбница и других ученых иезуитами очень помогли в деле распространения европейских достижений в области алгебры, тригонометрии, гидродинамики и баллистики среди китайских ученых ХУШ-Х1Х вв.

Кроме того, нами показано, что иезуиты Д.Парренин и А.Гобиль в 1729-1744 гг. организовали и возглавили в Пекине специальную государственную школу, в которой готовили переводчиков с латинского, маньчжурского и монгольского языков, в основном, для ведения международных переговоров. В отличие от мнения ряда исследователей (Себес и др.) о незначительной доли влияния католических миссионеров на процесс ведения внешней политики Китая в ХУП-ХУШ вв., в работе на основании изучения переписки А.Гобиля и Д.Парренина со своими европейскими корреспондентами, а также - воспоминаний православных миссионеров в Китае и российских дипломатических курьеров, показана очень заметная роль иезуитов-проповедников в формировании внешней политики империи Цин, в особенности по отношению к России. Используя свое уникальное положение знатоков международного языка того периода- латыни, иезуиты всегда были в курсе дипломатии Китая в рассматриваемый период. Практически любые переговоры в это время с иностранцами, как нами установлено, не обходились без участия членов Миссии «Общества Иисуса» в Китае.

В особенности, это касается русско-китайских отношений. Все переговоры в ХУП-ХУШ вв. проходили, как правило, при личном участии иезуитов, причем их ранг в дипломатическом протоколе был очень высоким - так, например, Д.Парренин имел статус алиха-амбаня, т.е. посланника императора Китая, на переговорах с русскими дипломатическими представителями в 20-х- 40-х годах ХУШ в.

Знакомство с уникальными архивными материалами, находящимися в фондах Архива РАН в Санкт- Петербурге и их сопоставление с публикациями документов по истории деятельности Миссии «Общества Иисуса» в Китае позволяет сделать вывод о том, что именно благодаря четко скоординированной топографической, рекогносцировочной и астрономической технике счислений, проводимой А.Гобилем на территории Китая, а иезуитами- братьями Делилями - на территории России в 30-х - 40-х годах XVIII в., на карты была нанесена та демаркационная линия между двумя этими государствами, которая долго служила основой для проведения линии русско-китайской границы в последующие десятилетия. Результаты этой работы иезуитов оказали ощутимое влияние на весь ход договорного процесса по разграничению государственных территорий Китая и России. И, таким образом, теперь можно добавить еще один аспект к широкой сфере картографической деятельности в Китае иезуитов-миссионеров. Это и переводы европейских карт мира на китайский и маньчжурский языки, и изготовление глобусов для императорского Двора в Пекине, начатое еще М.Риччи и сделанное с подписями на вэньяне, и создание иезуитами Д.Алени и Ф.Самбиаси карт мира с проведением нулевого меридиана через Пекин, публикация иезуитами двуязычных карт территории Поднебесной. Все это знакомило китайцев и маньчжур с достижениями европейской картографии и в тоже время показывало масштабы границ их собственной страны.

С другой стороны, как известно, миссионеры из «Общества Иисуса» составили и переправились в Европу подробнейшие карты различных районов империи Цин на латинском языке, для чего проводили полевые исследования, как уже выше говорилось, - в Маньчжурии, вдоль почти всего протяжения русско-китайской границы, в центральных и южных провинциях Поднебесной и на о.Тайвань. Результатом этой многолетней, тщательно выполненной работы стало издание д'Анвилем в 1735 г. во Франции атласа «Описание географии, истории, хронологии и политики Империи Китай и китайской Татарии» - всего 42 карты всех территорий, подвластных Цинам, а также - ряд отдельных карт различных районов Китая, опубликованных в качестве дополнений.

Большое внимание в настоящей работе уделено и военной деятельности иезуитов-миссионеров, которая ранее в отечественном китаеведении обстоятельно не изучались. Иезуитами были тщательно исследованы тактика и вооружение армии народов Дальнего Востока и, кроме того, иезуиты еще со времени правления императоров династии Мин являлись незаменимыми для Китая советниками по производству и использованию новейших для того времени европейских вооружений. Впервые в отечественной литературе раскрывается роль А.Шаля фон Беля (сер. XVII в.) в организации производства пушек европейского образца и, параллельно, - курсов для командного состава, где шло обучение артиллерийскому делу, основанное на переводах европейских учебников. При династии Цин эту работу после смерти Шаля продолжили Ф.Фербист и другие члены Миссии «Общества Иисуса» в Китае.

На основании сопоставления сделанных нами переводов писем А.Гобиля в Париж с сюжетами и сопроводительными надписями на китайском языке офортов из подарочного Альбома императору Цянь-луну, этого ранее никогда не привлекавшегося для исследования, уникального источника по истории Миссии «Общества Иисуса» в Китае (хранящегося в фондах отдела Востока Государственного Эрмитажа) стала ясной роль иезуитов-миссионеров и, в частности, д'Эспинья и да Роша, в успешном проведении в Джунгарии во время захвата ее территории войсками императора Цянь-луна в 1755-1759 гг., топографической и рекогносцировочной работы там и оказании существенной помощи маньчжурским военачальникам.

Также, основываясь на анализе архивных материалов и опубликованных миссионерских описаний Китая ХУП-ХУШ вв., удалось установить многочисленные факты отсылки составленных миссионерами из «Общества Иисуса» карт территорий Восточной Азии в Париж, Рим и Санкт-Петербург. Таким образом, впервые удалось выявить все огромное значение картографической деятельности членов Миссии «Общества Иисуса» в Китае.

Сопоставление писем А.Гобиля в Париж и Санкт-Петербург с Альбомом офортов, уже выше упоминавшимся, обнаруживается тот интересный факт, что иезуиты участвовали в качестве артиллерийских инструкторов в завоевании войсками Цянь-луна Джунгарии в 1754-1759 гг. И, будучи первоклассными художниками, иезуиты-миссионеры по специальному распоряжению Двора запечатлели основные вехи победоносной кампании на больших полотнах, с которых потом были сделаны в Европе офорты при содействии Миссии «Общества Иисуса» в Китае.

Отпечатанные в Париже альбомы, таким образом, известны во многих европейских странах, что способствовало дальнейшему знакомству последних с культурой народов Дальнего Востока и Центральной Азии.

Действительно, как и Мины, Цины и значительная часть правящей элиты Китая этого времени, видели конкретную пользу от практической деятельности иезуитов-миссионеров, что и позволило последним почти без перерывов, в течение двух с половиной столетий проповедовать католичество и вести здесь разнообразную работу. Последнее и явилось одним из важнейших каналов ознакомления Европы с достижениями китайской культуры, т.к. иезуиты делали многочисленные переводы на европейские языки китайских работ по философии, астрономии, математике, географии, ботанике и др. А.Гобиль и Премар перевели на французский язык «И-цзин» - «Книгу перемен». И, кроме того, в данной работе представлены и другие примеры такой деятельности иезуитов-миссионеров. Впервые в отечественном китаеведении здесь анализируется книга Буве «История китайского императора» и статья Кеглера «Письма китайского императора Кан-си», в которых члены Миссии «Общества Иисуса» знакомят европейцев с культурой, языком и особенностями мировосприятия жителей Поднебесной.

В данной работе впервые в отечественной науке исследованы письма А.Гобиля в Европу и Россию, что дало нам возможность показать степень осведомленности и участия одного из руководителей Миссии Иезуитского ордена в Китае в различных мероприятиях пекинского правительства и Астрономического Приказа этой страны. Впервые проведенный последовательный анализ как изданной переписки Гобиля, так и хранящейся в С-Пб Ф Архива РАН и в Архиве востоковедов при СПб. Ф. ИВ РАН, показал, что иезуиты-миссионеры регулярно сообщали в Европу, прежде всего в Париж, Ватикан и Санкт-Петербург, подробные сведения о политическом положении в Китае, его внешней политике, членах правительства, армии, военных планах и компаниях, о придворных группировках, внешней и внутренней торговле, коммерческих договорах, и, конечно, также о ходе своей проповеднической работы. Знаменательным примером такой активной деятельности является впервые здесь подробно рассматриваемая книга иезуита-миссионера Амио «Воинское искусство китайцев», вышедшая в Париже в 1772 г. Эта работа содержит переводы сочинений китайских стратегов прошлого по тактике и личные наблюдения автора за военными учениями маньчжуро-китайских войск.

Сочинения передовых европейских ученых и философов -Лейбница, Вольтера и др., в тех их разделах, где шла речь о Китае, были основаны главным образом на сведениях из трудов и отчетов миссионеров - членов «Общества Иисуса» со многими из которых они находились в переписке.

Члены Миссии «Общества Иисуса» внесли огромный вклад в исследование китайского и маньчжурского языков и других языков и диалектов империи Цин. В этой области следует отметить заслуги М.Риччи, Д.Алени, Ф.Фербиста, И. Кеглера, А.Гобиля и других иезуитов. Особо отметившим «Грамматику маньчжурского языка» Ф.Фербиста, изданную в конце XVIII в. в Париже.

Петербургский ученый Т.З.Байер в середине XVIII в. в результате изучения китайского языка под руководством китайца-иезуита Аркадия Хуана, воспитанника пекинских иезуитов, длительной активной переписке с членами Миссии «Общество Иисуса» в Китае, составил грамматику китайского языка и два словаря - китайско-русский и китайско-латинский.

Можно сделать вывод о том, что основным источником сведений о Китае для Европы и России в ХУП-ХУШ вв. служили письма, отчеты и работы членов Миссии Иезуитского ордена в Китае.

Именно близость к пекинскому Двору Миссии «Общество Иисуса» позволило развить в Китае ее членам в течение длительного времени активную и разностороннюю деятельность в труднейших условиях внутренних беспорядков, смены династий, неприятия местным чиновничеством и населением, временами антихристианских гонений, наконец, самого существования в непонятной «языческой» стране - Срединной империи.

В тоже время, благодаря дальновидной политике организаторов Миссии - А.Валиньяно и М. Риччи, а также - руководства Иезуитского ордена, а впоследствии - руководителей Ордена Святого Лазаря, иезуиты и лазаристы до отправки в Китай получали основательную подготовку не только как проповедники, но и как астрономы, специалисты военного дела, архитекторы, печатники, часовщики, художники, врачи и т.п. Кроме того, иезуит-миссионер должен был знать языки, культуру, нравы и обычаи, политику и религии страны, где он должен был работать многие десятилетия, зачастую вплоть до самой смерти.

Однако в Китае XVI - XVIII веков не было объективных условий для распространения христианства, чуждого традиционной культуре Срединной империи. И успехи в христианизации Китая были весьма скромными. Пропаганда, проводимая иезуитами и другими миссионерами, не дала ожидаемых результатов. Так и не была создана национальная христианская Церковь. Однако деятельность иезуитов-миссионеров и их духовных наследников -лазаристов способствовала активным культурным и иным контактам европейской и китайской цивилизаций.

Нами в целом показана многогранная деятельность членов Миссии иезуитского ордена в Китае в 1579-1842 гг. и доказана необходимость ее дальнейшего изучения.

В итоге надо сказать, что главные успехи деятельности Миссии Иезуитского ордена в Китае были в области картографии,политики и дипломатии во взаимоотношениях Востока и Запада, когда Европа еще не имела потенциальных возможностей оказывать силовое и финансовое давление на Китай. А наследие, состоявшее из многочисленных и передовых для того времени трудов ее членов, различного рода научных и философских сочинений, переводов с китайского и маньчжурского языков основополагающих трудов по философии и религии Китая в Европе оказались фактически не востребованными. Лишь несколько всемирно известных ученых, таких как Вольтер и Лейбниц, оказались заинтересованными в научных изысканиях иезуитов.

Деятельность же иезуитов в области культуры и искусства носила ограниченный характер, не повлиявший на весь ход развития в этих областях в целом, как в Европе, так и в Китае.

Итак, деятельность Миссии Иезуитского ордена в Китае представляла собой важный этап развития взаимоотношений между цивилизациями Востока и Запада.

 

Список научной литературыПчелин, Николай Георгиевич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Гагенар Г. «Описание о Японе. О вине и гонениях на христиан». С.-П б., 1734.4. «Договоры России с Востоком». Сост. Т.Юзефович. СПб., 1869, с.с. 231-247.

2. Леонтьев. «Кратчайшее описание городам, доходам и прочему Китайского государства, а при том и всем государствам, королевствам и княжествам, кои китайцам сведомы». СПб., 1778, с.с. 304-306.

3. Леонтьевский З.Ф. «Памятники христианской веры в Китае». СПб., 1834.

4. Плано Карпини Джовани дель. «История монгалов». Под ред. Шастиной Н. М., 1957.

5. Сморжевский Ф. Выписка из журнала «О Российско-императорских Пекинских миссиях» «Нечто о находящихся в Пекине иезуитах». В журн. - «Сибирский Вестник», 1822, Ч. 19, с.с. 107-132, 181-210; Ч. 20, с.с. 227-254, 295-310, 329-356.

6. Софроний. «Известие о китайском, ныне маньчжуро-китайском государстве». М., 1861.19. «Тайцин гурунь и Ухери коли», Т.е. «Все законы и установления китайского (а ныне маньчжурского) правительства».' Перевод А.Леонтьева. СПб., 1783, Т.З, с.с. 7-15.

7. Фонд Дмитриевского. Дело Левашова. Архив востоковедов ПО ИВ РАН.

8. Фонд Лыткина. «Калмыцкие записки». Архив востоковедов. ПО ИВ РАН, Ф. 44, On. I, Дело №5, л.л. 268-269.

9. Фонд Тарановича Б.П. Архив востоковедов ПО ИВ РАН. Ф-102.

10. Цветков П.В. «О христианстве в Китае».Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. СПб., 1857, Т.З, с.с. 15-16.1. На китайском языке:

11. Alary Georgio. «Два письма (ему) от китайских католиков 1775-1776г.г. Десять писем китайских католиков (к нему) и два молитвенных обращения (к нему) китаянок-католичек». Рукопись на 17л. на кит. яз.

12. Щ yjsj. ^ j^? «Юй Юнхэ. Бэй хай цзию». «Записки в помощь морским путешественникам», 1-й цзюань. Б. М. Б. г.

13. На западноевропейских языках:

14. Amiot, missionnaire a Pecing. «Art militaire des Chinois, ou recueil d'anciens traites sur la Guerre, compotes avant Гете chrétienne, par différents généraux chinois». A Paris, 1772, p.p.V-XII, 319-321.

15. Bouvet P.Y. «Histoire de l'Empereur de la Chine, presentee au Roi». Haye, 1699.

16. D'Enrecolles, Pere. «Lettres 'édifiantes et curieuses ecretes des missions etrangeres par quelques missionnaires de la compagnie de Jésus». Vol. 12;16. Paris, 1703-1776.

17. Gaubil Le P.A. «Correspondance de Pékin, 1722-1759». Geneva, 1970.

18. Gaubil A. Письма. (Переводы) ПО Архива РАН. Разряд III,Опись 1, Ед. хр. 94. Разряд I, Опись 5, Уд. хр. 7. Разряд I,Опись 28, Ед. хр. 38.

19. Koegleri Ignatii, P., S.I. Litterae patentes Impereatoies Sinarum Kang-hi, sinice et latine. Norimbergae et Altdorfii, 1832.

20. Richenet J.F. l'abbe, de la Congregation de la Mission. «Note sur la Mission des lazaristes en Chine, spécialement a Pékin». «Affaires Etrangères».- «Asie. Mémoires et documents», 21. «T'ong Pao». Leide, 1921, v.XX, p.p.l 17-129.

21. Richenet J.F. «Sur les moyens ou le mode de rétablir le commerce français en Chine». «T'oung Pao», 1903, p.p. 290294.

22. Schall J. A., Pater. «Geschichte der chinesischen Mission under der Leitung des Pater Johann Adam Schall». Wien, 1824.1. Литература:

23. Адоратский H. «Исторический очерк католической пропаганды в Китае». Казань, 1885.

24. Адоратский Н. «История Пекинской духовной миссии в 1-й период ее деятельности (1685-1745)». «История Пекинской духовной миссии во П-й период ее деятельности(1745-1808)». Казань, 1887.

25. Алексеев В.М. «Заметки об изучении Китая в Англии, Франции и Германии». «Журнал Министерства народного просвещения, №№ 9, 10 за 1906.

26. Алексеев В.М. «Христиане-миссионеры». В кн.: Алексеев В.М. «Китайская народная картина». М., 1966, с.с. 148-153.

27. Арапова Т.Б. «Китайские расписные эмали». М., 1988, с.с. 26-29, 30.

28. Арапова Т.Б. «Китайские расписные эмали XVIII в. с европейскими сюжетами». В кн.: «Научные сообщения Государственного музея искусства народов Востока». Выпуск III. M., 1980, с.с. 91-111.

29. Арапова Т.Б., Уханова И.Н. «Два зеркала середины XVIII в. из собрания Эрмитажа». В кн. «Памятники культуры», 1983, с.с. 428-434.

30. Арутюнов С.А. «Народы и культуры. Развитие и взаимодействие». Под ред.- Ю.В.Бромлей. М., 1989, с.с.162-198.

31. Бартольд В. «История изучения Востока в Европе и в России». СПб., 1911, с.с. 85-120.

32. Беленький А.Б. Рецензия на кн. Берзина Э.О. «Католическая церковь в Юго-Восточной Азии». М., 1966. В журн.: Народы Азии и Африки, № 6 за 1967, с.с. 130-132.

33. Берзин Э.О. «Католическая церковь в Юго-Восточной Азии». М., 1966.

34. Беспрозванных E.JI. «Приамурье в системе русско-китайских отношениях. XVII сер. XIX в.в». М., 1983, с.с. 104-106, с.с. 112125.

35. Бемер Г. «Иезуиты». Перевод с немецкого. М., 1913.

36. Берг JI.C. «Роль Академии Наук в истории географических открытий (XVIII в.)». В журн.- «Природа», JL, 1925, №7-9, с.с. 143-159.

37. Бичурин И. «Историческое обозрение ойратов и калмыков с XV в. до настоящего времени». СПб., 1984, с.с. 106-130.

38. Бичурин И. «Статистическое описание Китайской империи». СПб., 1842.

39. Бончковский И. «Общество Иисуса, год 1975». В журн. «Новое время», 1975, за 3-е октября.

40. Борисовская Н. «Разглядывая старинные карты». «Панорама искусств» 9. М., с.с. 321-338.

41. Бриллиант В.А. «Об анонимном гербовом знаке». В сб. - «Труды Ленинградского общества экслибрисов». Вып. 1-ый. Л., 1924, с.с. 9-10.

42. Бунаков Ю.М. «Периодическая печать в Китае». Сб. «Китай». Под ред. В.М.Алексеева. М., 1940.

43. Великович Л.Н. «Иезуиты вчера и сегодня». В сб. «Новая и новейшая история». №4 за 1967 г.

44. Великович Л.Н. «Черная гвардия Ватикана». Изд. 2-е. М., 1985, с.с. 3-51.

45. Виноградов А. «Исторический очерк западных христианских миссий в Китае». В журн.- «Православный собеседник», №№6,8, 9, 10, 12 за 1886.

46. Виноградов А. «История англо-американской Библии». СПб., 1889-1891,4. III, с.с. 400-429.

47. Виноградов А. «История Библии на Востоке». Т. I. СПб., 18891895.

48. Виноградов А.Н. «Китайская библиотека и ученые труды членов Императорской Российской духовной и дипломатической Миссии в г.Пекине». СПб., 1889, с.с. 33-36, 122-123.

49. Виноградов А. «Миссионерские диалоги М.Риччи с китайским ученым о христианстве и язычестве». СПб., 1889.

50. Виргинский B.C. «Очерки истории науки и техники XVI-XIX в.в». М., 1984, с.с. 140-152.

51. Волкова М.П. «Описание маньчжурских ксилографов ИВ АН СССР». Вып.1. М., 1988.

52. Волкова М.П. «Описание маньчжурских рукописей Института народов Азии АН СССР». М., 1965.

53. Волохова A.A. «Иностранные миссионеры в Китае.(1901-1920)». М., 1969.

54. Воронцов В.Б. «Миссионеры и их наследники: повороты политики США в отношении Китая». М., 1986.

55. Вольтер. «Эстетика». М., 1974.

56. Гараджа В.И. «Протестантизм». М., 1971, с.с. 3-28.

57. Гаранин И.П. «Миссионерство и антимиссионерская деятельность в Китае в 60-80-е гг. XIX в». M.-JL, 1966. Диссертация.

58. Георгиевский С. «Принципы жизни Китая». СПб., 1888. с.с. 388429.

59. Гербилон (Жербийон). «О Великой Татарии». В кн.- «Собрание сочинений, выбранных из месяцесловов на разные годы в Санкт-Петербурге». СПб., 1785, 4.1.

60. Гессе-Вартег. «Китай и китайцы». Перевод с немецкого. СПб., 1900.

61. Головачев В.Ц. «Жизнеописание Лан Шинина (Джузеппе Кастильоне)-придворного художника маньчжурских императоров. В кн. «XXVI-я научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1995, с.с.70-74.

62. Горбачева З.И., Тихонов Д.И «Из истории изучения Китая в России». В журн. «Советское востоковедение», 1955, №2, с.с. 139147:

63. Григулевич И.Р. «История инквизиции (XIII XX в.в.)». М.,1970, с.с. 400-405.

64. Гризингер Т. «Иезуиты». Перевод с немецкого. СПб.- М., 1869 т.2.

65. Грубе В. «Духовная культура Китая». Перевод немецкого, 1912.

66. Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры». М., 1973.

67. Гуревич Б.П. «Международные отношения в Центральной Азии в XVII перв. пол. XX в». М., 1983, с.с. 95-190.

68. Даркевич В.П. «Аргонавты средневековья». М., 1976, с.с.63-68.

69. Демидова Н.Ф., Мясников B.C. «Первые русские дипломаты в Китае». М., 1966.

70. Джайлс Г.А. «Китай и его жизнь» СПб., 1914.9¡.Дипломатический словарь. M., 1985, Т.П.

71. Доронин Б.Г. «Китай XVII-XVIII в.в. Проблемы историографии и источниковедения». JL, 1988, с.с. 103-109, 155-159.

72. Доронин Б.Г. «Китай и мир в XVIII в.; В журн. «Восток», №5, с.с. 168-172.

73. Думан Л.И. «Аграрная политика Цинского правительства в Синьцзяне в конце XVIII в». М.-Л., 1936, с. 11-13.

74. Дю Гальд. «Географическое, историческое, хронологическое, политическое и физическое описание Китайской Империи». Перевод Г.Тейльс и Леонтьева. Печатано при Кадетском корпусе в С.-Петербурге. 1774г.

75. Ерасова И.А. «Ватикан в современной Африке». М., 1989.

76. ЮО.Златкин И.Я. «История Джунгарского ханства». М., 1983, с.с. 165, 279-303.

77. История Франции. Под ред. А.З.Манфред и др. М., 1972.

78. Казанин М.И. «Спафарий и Мартини». В журн. «Народы Азии и Африки», №6, 1971, с.с. 106-112.

79. Каталог фонда китайских ксилографов Института востоковедения АН СССР. 4.III, М., 1973, с.247.

80. Юб.Киселева В.В, «История католического миссионерства в Китае». Диссертация. М., 1996.107.«Китайские рукописи и ксилографы Публичной библиотеки». Сост. КС. Яхонтов. СПб., 1993, с.с. 126-129.

81. Кляшторный С.Г., Колесников A.A., Басханов М. «Восточный Туркестан глазами европейских путешественников»: Алма-Ата, 1991, с.с. 14-21.

82. Кнехт Р.Д. «Ришелье». Пер. с англ. и вступит, ст. А.Егорова. Ростов на - Дону. 1997.

83. Ю.Княжецкая Е.А. «Новые сведения об экспедиции И.М. Лихарева. (1719-1720)». В кн.- «Страны и народы Востока». Вып. XXVI. Кн.З.М., 1989.

84. П.Ковальский H.A., Иванова И.М. «Католицизм и международные отношения». М., 1989, с.с. 232-235.

85. Конрад Н.И. «Запад и Восток». М., 1966, с.с. 103-105, 112, 116118, 276-280, 401.

86. И.Кречетова М.Н. «Сюжеты росписи китайского фарфора для экспорта в Европу конца XVII XVIII в.в». В сб. - «Культура и искусство Индии и Дальнего Востока». Л., 1975.

87. Кроль Ю.Л. «Ханьская концепция «слабого руководства» варварами (цзи ми)». В сб. «XVIII-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». 4.1, М., 1987, с.с. 77-84.

88. Кузнецов B.C. «Империя Цин и мусульманский мир». В сб. -«Центральная Азия и соседние территории в средние века». Новосибирск, 1990, с.с. 106-114.

89. Кузнецов B.C. «Цинская империя на рубежах Центральной Азии». Т.6, Новосибирск, 1983, с.с. 9-27.

90. Кузьменко Л.Е. «Пейзаж в свитке Лан Шинина «Ледовые забавы»». В сб. «Проблема человека в традиционных китайских учениях». М., 1983, с.с. 105-111.

91. Кульпин Э.С. «Теория М.Вебера и опыт реконструкции системы ценностей Европы и Китая». В сб. «XXI-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». 4.1, М., 1990, с.с. 212-218.

92. Кулябко Е. С., Перельмутер И.А. «Из научной переписки петербургских ученых XVIII в». В кн.- «Страны и народы Востока». М., 1969, вып. VIII, с.с. 136-152.

93. Кюнер Н.В. «Новейшая история стран Дальнего Востока». 4.II, вып.1. Владивосток, 1909.

94. Лойола И. «Духовные упражнения». В журн. «Символ», №26, Париж, 1991, с.с.15-122.

95. Лю Данянь. «О Канси». В сб. «Историческая наука в КНР». М., 1981.

96. Любак Анри де. «Мысли о Церкви». Милан Москва, 1994.

97. Магидович И.П. «Очерки по истории географических открытий». М., 1949, с.с. 70-85, 276-280.

98. Малов В.Н. «Людовик XIV: опыт психологической характеристики». В журн. «Новая и новейшая история», №6. М., 1996.126.«Маньчжурское владычество в Китае». Под ред. С.Л. Тихвинского. М., 1966.

99. Мартынов A.C. «Значение приезда послов в императорском Китае». В журн. «Народы Азии и Африки», 1979, №1, с.с. 27-39.

100. Мартынов A.C. «Статус Тибета в XVII XVIII в.в». М., 1978.

101. Мартынов A.C. «Традиция и политика в период Цяньлун». В сб. -«Конфуцианство в Китае». М., 1982, с.с. 207-228.

102. Мартынов A.C., Поршнева Е.Б. «Учения» и религия в Восточной Азии в период средневековья. В журн. «Народы Азии и Африки», №1, М., 1986, с.с.79-101.

103. Медведев Д. «Христианство в Китае». Оренбург, 1904.

104. Медушевская О.М. «Картографические источники XVII1. XVIII в.в». М., 1957.133.«Международные отношения в Центральной Азии. XVII -XVIII в.в». М., 1989, Кн.1 с.с. 284-286. Кн.2 - с.с. 53,261.

105. Мелихов Г.В. «Как готовилась агрессия феодальных правителей Цинского Китая против русских поселений на Амуре в 80-х годах XVII в». В кн.- «Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений». М., 1982.

106. Мелихов Г.В. «О северной границе вотчинных владений маньчжурских (цинских) феодалов в период завоевания ими Китая (40 80-е годы XVII в.)». В кн.- «Документы опровергают. Против фальсификации истории руссско-китайских отношений». М., 1982.

107. Михневич Д.Е. «Очерки по истории католической реакции (иезуиты)». М., 1953, с.с. 164-190.

108. Моисеев В.А. «О Джунгаро-Цинских переговорах в 1734- 1740 г.г». В кн.- «VIII-я научная конференция «Общество и государство в Китае»», 4.2. М., 1977, с.с. 8,10.

109. Моисеев В.А. «Цинская империя и народы Саяно-Алтая в XVIII в». М., 1983.

110. Морочевич В. «Записка об Европейских миссиях в Китае». М.-П., 1911.

111. Мурашева Г.Ф. «Вьетнамо-китайские отношения. XVII XIX в.в». М., 1973.

112. Мюллер M. «Религии Китая». Перевод с английского. СПб., 1901.

113. Мюри Ж. «Подъем или упадок французского католицизма?» М., 1963.

114. Мясников B.C. «Империя Цин и русское государство в XVII в». М., 1980, с.с. 62-63, 153-166.

115. Мясников B.C. «Историческое значение Нерчинского договора». В кн.- «И не распалась связь времен». М, 1993, с.с. 85-90.

116. Мясников B.C., Тарасов В.Н. «Труды и дни Николая Спафария». В журн. «Проблемы Дальнего Востока», 1985, №3, с.с. 129-139.

117. Науменкова H.H. «Записки французских миссионеров о китайском искусстве (XVII начало XVIII вв.)». В сб. - «XVI-я науч. конференция «Общество и государство в Китае»». М., 1985. с.с. 118-119.

118. Невская Н.И. «Г.З.Байер и астрономия стран Востока». В сб. -«Г.З.Байер академик Петербургской Академии наук». СПб.,1996, с.с.38-45.

119. Невская Н.И. «Петербургская астрономическая школа XVIII в». Л., 1984, с.с. 32-33, 42, 158-159, 170, 185, 232.149.«Новая история Китая». Под ред. С.Л. Тихвинского. М., 1972.150.«0черки истории Китая». Под ред. Шан Юэ. М., 1959, с.с. 544567.

120. Пан Т.А. «Особенности маньчжурского поэтического текста «Ода Мукдену» императора Цяньлуна». В сб. «Altaica», M.,1997, с.с.68-79.

121. Паркер Э. «Китай». Перевод с английского. СПб., 1903, с.с. 151-169.

122. Переломов Л.С. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая». М., 1981.

123. Пескова Г.Н. «Иностранная торговля опиумом в Китае и позиция России». В кн.: «Документы опровергают». М., 1982.

124. Петруций : Е.Ф. «Проблемы взаимодействия культур в историческом материализме». Автореферат диссертации. Ленинград, 1986.

125. Подберезский И.В. «Католическая церковь на Филиппинах». М., 1988, с.с. 10-65.

126. Позднеев Д. Проникновение западного торгового капитала на Дальний Восток. Статья вторая. М.-Л., б.г.

127. Полевой Б.П. «Открытие и заселение русскими залива Хаджив 1853 г. (Из истории Советской Гавани). В сб. «Страны и народы Востока». Вып.ХХ, Кн.4.,. М., 1979, с.с. 108-111.

128. Поло Марко. «Книга». Перевод со старо французского И.П.Минаева. М., 1955.

129. Поршнева Е.Б. «Учение «Белого лотоса» идеология народного восстания 1796-1806 г.г». М., 1972, с.с. 78-83.

130. После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в странах трех Индий». Перевод и примечания Я.М. Света. М., 1968.

131. Пумпян Г.З., Федосеева М.В. «Байер и русское востоковедение». В сб. «Г.З.Байер - академик Петербургской Академии наук». СПб., 1996, с.с.22-28.

132. Пчелин Н.Г. «Антуан Гобиль: миссионер, ученый и дипломат». В кн.- «ХХ1-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.И, М., 1990, с.с. 75-76.

133. Пчелин Н.Г. «Многоликий Вербист миссионер-иезуит на службе маньчжурского Двора». В кн.- «ХХП-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.И, М., 1991, с.с. 29-31.

134. Пчелин Н.Г. «Новые свидетельства драматических событий в Китае середины XVII в. В кн.- «ХХШ-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.П, М., 1991, с.с. 17-19.

135. Пчелин Н.Г. «О деятельности западноевропейских миссионеров в Китае во 2-ой половине XVIII в. (По материалам «Жуй цзянь лу»)». В сб. «Х1Х-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.П, М., 1988, с.с. 130-132.

136. Пчелин Н.Г., Озерова М.И. «Французские китаеведы Ж. Бувэ и А. Гобиль». В кн.- «Страны и народы Востока». Вып. XXVIII, СПб., 1994, с.с. 123-131.

137. Пчелин Н.Г. «Работа Игнаса Кеглера из Общества Иисуса в собрании Эрмитажа». В сб. «Эрмитажные чтения памяти В.Ф. Лессинга». СПб., 1996.

138. Пчелин Н.Г. «Юбилейный подарок католических миссионеров императору Китая Цяньлуну». В печати.

139. Райт Дж. К. «Географические представления в эпоху крестовых походов». М., 1988.

140. Рерих Ю.Н. «По странам срединной Азии». Хабаровск, 1982. 301.

141. Рудов Л.Н. «Новая история Китая». Рукопись, л.л. 62-65, л.л.74-75. Личный архив Л.Н. Рудова.

142. Рулло Ф. «Святой И.Лойола и восточная духовность». В журн. «Символ», №26. Париж, 1991, с.с.195-206.

143. Санчиров В.П. «Джунгарский хан Даваци: правитель и пленник». В сб. «ХУШ-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». ЧИ, М., 1987, с.с. 144-146.

144. Саркисова Г.И. «Вольтер о Китае и становление русского китаеведения». В кн.- «И не распалась связь времен». М.,1993, с.с. 100-135.

145. Скачков К. «Судьба астрономии в Китае». В журн. «Журнал Министерства народного просвещения». Ч.СЬХХШ; СПб, 1874, с.с. 1-31.

146. Скачков П.Е. «Очерки истории русского китаеведения». М., 1977.

147. Скрынникова Т.Д. «Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия XVI начало XX в». Новосибирск, 1988, с.с. 45, 50-51,86-87.

148. Сладковский М.И. «Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая». М., 1953.

149. Соломин Г. «Азиатско-европейские параллели в работах западных исследователей». В журн.- «Народы Азии и Африки», 1969, №3, с.с. 142-150.181 .«40 лет КНР». М., 1989, с.с. 233-235.

150. Стужина Э.П. «Китайское ремесло в XVI XVIII в.в». М., 1970, с.17, с.с. 218-251.

151. Таранович В.П. «И. Россохин и его труды по китаеведению». В кн.: «Советское востоковедение», Т.Ш. М.-Л., 1945, с.с. 225-241.

152. Тихвинский С.Л. «История Китая и современность». М., 1976, с.с. 53-144.

153. Тодер Ф.А. «Тайвань и его история XIX в». М., 1978, с.с. 60-83.

154. Тэнасе А. «Культура и религия». М., 1977.

155. Тюрин В. «С крестом и мушкетом». М., 1967.

156. Фань Вэньлань. «Новая история Китая». Перевод с китайского. М., 1955, Т.1, с.с. 11-39.

157. Фишман О.Л. «Китайский сатирический роман». М., 1966, с.с. 140-143.

158. Фишман О.Л. «К проблеме рецепции Западной Европой XVII -XVIII в.в. некоторых элементов китайской культуры». В сб. -«Культурное наследие Востока». 1985, с.с. 319-327.

159. Фишман О.Л. «Хронология «Путешествия» Рубрука». В кн.-«ХХИ-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». Ч.З, М., 1991, с.с. 199-203.

160. Фомина Н.И. «Борьба против Цинов в Юго-Восточной Азии (середина XVII в.)». М., 1974.

161. Хафизова К.Ш. Некоторые вопросы международных отношений в Центральной Азии в середине XVIII в. В сб. «Третья научная конференция «Общество и государство в Китае»». Вып.1; М., 1972, с.с. 127-140.

162. Хенниг Р. «Неведомые земли». Перевод с немецкого, Т. 1-4. М., 1961.

163. Ходжаев А. «Торговое соглашение между Джунгарским ханством и Цинской империей: переговоры и реализация». В сб. -«ХУШ-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». Ч.П, М., 1987, с.с. 137-143.

164. Хохлов А.Н. «Русско-китайская торговля через Кяхту с 20-х гг. XVIII в. до середины XIX в». В сб. « Производительные силы и социальные проблемы старого Китая». М., 1984, с.с. 127-149.'

165. Храповицкий А. «О событиях, сопутствовавших Цинской династии». Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Т.З.СПб., 1857.

166. Ху Шэн. «Агрессия империалистических держав в Китае». Перевод с китайского. М., 1951, с.с. 19-24.

167. Цверава Г.К. «Дополнительные страницы к биографии Г.В. Рихмана». В журн. «Природа», 1986, №7, с.с. 55-58.200.«Цзин пин мэй». М., 1977, Т.1-П. (О «драконовой слюне»-амбре).

168. Чжан Кай. «Китайская цивилизация и Запад». Курьер ЮНЕСКО.1983, №1.

169. Чигринский М.Ф. «Западные миссионеры на Тайване (XVII-XIX вв.)». В кн.- «Х1Х-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». Ч.П, М., 1988, с.с. 132-137.

170. Чигринский М.Ф. «Из предыстории голландской колонизации Тайваня». В кн.- <^1-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». 4.1, М., 1975, с.с. 160-167.

171. Чигринский М.Ф. «К истории европейской колонизации Тайваня». В сб. «Страны и народы Востока». Bып.XVП. М., с.с. 196-206.

172. Чугуевский Л.И. «Архив Востоковедов». В кн.- «Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока».

173. XXIII-я годичная научная сессия ЛО ИВАН СССР». 4.III, М., 1990, с.с. 5,27,29,31. 206.Чугуевский Л.И. «Периодическая печать в Китае». Рукопись.

174. Шаталов О.В. «Китай в работах западноевропейских и русских миссионеров (вторая половина XVIII в.)». В сб. «XVIII-я научная конференция «Общество и государство в Китае»». 4.II, М., 1987, с.с. 171-177.

175. Шаталов О.В. «Образ Китая в западно-европейской и русской общественной мысли XVIIIb.B жур.: «Кунсткамера». Вып. 10, 1997.

176. Шаталов О.В. «Представление о Китае в трудах западноевропейских и русских миссионеров второй половины XVIII в». Диссертация. Л., 1987.

177. Школяр С.А. «Китайская доогнестрельная артиллерия». М., 1980, с.10.

178. Яхонтов К.С. «Китайские и маньчжурские книги в Иркутске». СПб., 1994.

179. Яцунский В.К. «Историческая география». М., 1955. На китайском языке:1. KTJUJr* Л-Ф1

180. А Ин. «Краткая история развития лубочной картины в Китае». Пекин, 1954, с.с. 11-13.216. i ^ && • Ф in ^ ^х ш £ * т •

181. Ван Чжисинь. «Общая история религиозных воззрений Китая». Тайвань, 1960, с.с. 185-195.217. ° ИМ- Бао Цзуньпэн. Сборник исследований истории династии Мин. Тайбэй, 1969.218. % д т А я. т t»in ж т •

182. Сборник воспоминаний европейцев о времени правления дин. Цин. сост. Шэ Вэнькай. Пекин, 1985.

183. Ван Юньу. «История распространения католичества в Китае Шанхай, 1934, с.с. 80-84.

184. Вэй Дун. «Джузеппе Кастильоне и праздничные, сезонные зарисовки при Дворе династии Цин».221 -Щ ч т1. Щ¿и *

185. Дай Сюэцзи. «Преступная деятельность западных колонизаторов в Хэтао, Ордосе и других местах. В журн.- «Лиши Яньцзю». 1964, №5-6, с.с. 67-68.222.= п? е ^ Й ■!#4%

186. РЁ А • №2%. • М ^ Ш > М- 90 й

187. Лю Пиньсань. «Рисование лошадей и картина Джузеппе Кастильоне «Восемь коней»». Пекин, 1988, Т. 2, с.с. 88-90.223. & £ Д "Ф® Ъ ^ ^ ф м ^ ^.'Ш М РЖ А нш £ •

188. Не Чунчжэн. «Джузеппе Кастильоне и процесс взаимовлияния между искусствами Китая и Запада». Пекин, 1988, Т.2, с.с. 72-79.224. 6 ^ & й щ ^ р^ ^ а ^

189. Произведения искусства, созданные Джузеппе Кастильоне и хранящиеся в Дворцовом музее г.Тайбея». Пекин, 1988, Т.2, с.с. 9196.225.ж Ш & € >>£ ш'

190. В кн.^ £ Ц Л ^ ^ ± ^ ^ а 1985.

191. Сун Цзюньжун (Гобиль А.), «Несколько писем о Юн Чжэне и христианстве». Переводчик Чэнь Дэлай, редактор Ло Цзэчжэнь. Пекин, 1985, с.с.141-169.226. М& S.;М ЗЛ.±у£Ш WШfy Щ £ fä X шаг*1. Харбин, 1994, №2.

192. Стари Д., Пан Т.А. «Записки французского миссионера Парренина о маньчжурском языке»)ft' Ш & SPtt f

193. Цзю Дэюань, Тянь Цзяньи и Дин Цюн «Художник Джузеппе Кастильоне при дворе династии Цин». Пекин, 1988, Т.2., с.с. 27-71.

194. Ф ш ш ix ± ш $ m -1 >п >i9S4 *.>- >

195. Обзор истории печатного дела в Китае в новое и новейшее время». Шанхай, 1954,4.2, с.с. 392-393.229.^ 10 & • f ¡3 tit f & % pt) ^ fi^ # >t SÜ &.1. Л z Ж Ш Ä Pt

196. Ян Бода. «Художественные произведения и заслуги Джузеппе Кастильоне при дворе династии Цин». Пекин, 1988, Т.2, 4.4, с.с. 326.

197. Ян Хунъин. «Подавление императором Китая Цяньлуном двух восстаний в Синьцзяне в 1755-1759 г.г». Пекин, Т.4, с.с. 17-21.

198. На западноевропейских языках:231.«А centure of Protestant Missions in China». (1807-1907). Ed. by Gillivray M. Shanghai, 1907.232. «American missionaries in China». Cambrige, 1970.

199. Anderson M.R. «Protestant Missions Schools for Girls inSourth China (1827 to the Japanes Invasion)». Mobile,Alabama, 1943.

200. Arelli F de. la. «Sacra Congregatio de Propaganda Fide» e la Cina nei secoli XVII-XVIII: lemissioni, la Procura ed i Procurabore nella documentazione del l'arcluvio sborico di Roma». «Annali», v.55, fasc.2, Napoli, 1995, 217-231.

201. Bard E. «Les Chinois Ches eux». Paris, 1899.

202. Battaglini Marina «The Jesuit Manuscriots Concerning China, preserved in the Biblioteca Nazionale Centrale-VittorioEmanuele in Rome». B kh.- «Actes du V-e Colloqueinternational de sinologie». Chantilly, 1986.

203. Beraard H. «F.Verbist». Jn: Monumenta Serica. 5, 1940, p.p.103-140.

204. Bernard-Maitre Henri «Les Jesuites en Chine». B c6.- «Aspects de la Chine». Paris, 1959, p.p. 190-195.

205. Beurdeley G.M. «Castiglione, peintre jesuite a la Court de Chine». Fribourg Paris, 1971.240. «Biographie universelle». Paris et Leipzig, s.a.1805, p.p.6,10.

206. Boell P. «La protectorate des missions catholiques en Chine et la politique de la France en Extreme Oriente». Paris, 1899.

207. Bossierre, Y. de Thomaz de.»Un Belge mandarin a la'cjur de Chine aux XVII-e et XVIII-e siecles, Antoine Thomas 1644-1709». Paris, 1977.

208. Cady J.E. «The Roots of French Imperialism in Eastern Asia». New York, 1954.

209. Carter T.F. «The invention of printing in China». New York, 1955, p.p. 230-233.

210. Chan A.S.J. «A European document on the fall of Ming». Bkh.-«Monumenta Serica», №35,1981-1983, p.p.75-109.

211. Chapuis Alfred. Automata. New York, 1958, p.p.77-84, 107-114.247

212. Chen Arthur. «Macao, an historical imagination inperspective». B c6.- «The Jesuits. 1594-1994. Macao andChina. East meets West». -«Review of Culture», №21 (2 ndseries). English edition. Macau, 1994, p.p. 185-200.

213. Chen Minisun «Hsii Kuang-ch'i (1562-1633) and his knowledgeof Europe». B kh.- «Actes du IV-e Colloque international desinologie». Chantilly, 1983.249.«China in transition: 1517-1911». New York, 1969.

214. Chung Sachyang Kim Hong-do's Village School: Cojectures on Some Possible Artistic Antecedents 1745-1806. In: «Orientions», September, 1996, p.p. 83-88.246

215. Cohen P.A. «China and Christianity». Cambrige, 1963, p.p. 20-44.

216. Collani Claudia von. «Charles Maigrot's Role in the Chinese Rites Controversy» Edited by Mingelo D.E. In : «The Chinese Rites Controversy: its history Meaning». Varlay, 1994.

217. Collani Claudia von. «La Chronologie chinoise, base de la methode missionaire du P.Ioachim Bouvet, S.I». In : «Actes du IV-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1983.222

218. Collani Claudia von. «Le Pere J.Bouvet et le mandement du vicaire apostoloque Charles Maigrot». In : «Actes du V-e Colloque international de sinologe». Chantilly, 1986.

219. Collani Claudia von. «Misssion and matrimony». In: «The 6-th International Symposium of the «Verbiest Foundation»» , 2-4 September, 1998. Leuven, 1998.

220. Collani Claudia von. «P.Joachim Bouvet, S J. Sein Leben und Werk». Nettetal, 1985.

221. Comentale Christophe. «Mateo Ripa (1682-1738), Sources manuscriptes et imprimees: de F amateurisme a F officiel». In : «Actes du V-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1986.

222. Comentale Christophe. «Une Carte inedite du Pere Antoine Gaubil, S.I.: Chine et Tartarie». In : «Actes du IV-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1983.

223. Conner I. «George Chinnery (1774-1852), artist of India and China coast». Wodbridge, 1993.

224. Cordier H. «Histoure Generale de la Chine et de ses relations avec les pays étrangers III» Paris, 1920.

225. Cordier H. «La Chine en France au XVIII siecle». Paris, 1810.

226. Couceiro Goncalo. «Macao and art of the Society of Jesus in China". In : «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». -«Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macao, 1994, p.p.27-34.

227. Criveller G. «The Dialogues of G.Aleni». In: «The 6th International Symposium of the «Verbiest's Foundation»». 2-4 September, 1998, Leuven, 1998.

228. Cronin V. «The wise man from the West». New York, 1955.

229. Cummins J.S. «The Travels and Controversies of Friar D. Navarrete, 1618-1686». Cambridge, 1962.

230. Davis J.F. «La Chine ou description generale». Paris, 1837, p.p. 1145.

231. Dehergne Joseph, S.I. «La Requete de Ricci au confesseur jesuite de Henri IV». B kh.- «Actes du IV-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1983.

232. Dehergne J., S.I. «L'expose des jesuites de Pékin sur les cultes des ancetres présentes a l'empereur K'ang Hi en novembre 1700». In: «Actes du Il-e Colloque international de Sinologie». Chantilly, 1977

233. Dehergne J., S.I. «Repertoire des Jesuites de Chine de 1552 a 1800». ' Roma, 1973/

234. Descroches Jean-Paul. «Beijing-Versailles: Relations between Qing Dynasty China and France». «Oriental Art», vol.XLIII (43), №2, 1997, p.p.32-40.

235. Donnelly P.J. «Blanc de Chine. The porcelain of Tehua in Fukien». London, 1969, p.p. 154, 155,288, 289.

236. Dudgeon J. « Historical sketch of the ecclesiastical, political and commercial relations of Russia with China». Peking, 1872.

237. Dudink A.C. «Chistianity in Late Ming China». Dissertation. E.M., EX.

238. Duhr J. «Une Jesuite en Chine: A. Schall, astronome et conseiller imperial, (1592-1661)». Bruxelles, 1936.

239. Dulles R. «China and America. The story of their Relations since 1784». Princeton, New York, 1946.

240. Dunne G.H. « Generation of giants. The story of the jesuit sin China in the Last decades of the Ming dynasty». London, 1962.

241. Elison George. «Deus destroyed. The Image of Christianity in Early Modern Japan». Cambridge (Massachusetts) and London, 1991, p.p.16-17, 37-42, 46-49.

242. Elisseeff Danielle «Arcade Hoang interprete chinois de Louis XIV». In: «Actes du V-e Colloque international desinologie». Chantilly, 1986.

243. Enoki Kazuo «Researches in Chinese Turkesan during the Chin-lung Period, With special reference to the Hsi-yii-f ung-chig. In: «Memoirs of the research department of the Toyo Bunko», №14. Tokio, 1955, p.p. 1-46.

244. Fairbank. «The United States and China». Cambridge, 1958.

245. Foss Teodore Nicolas «Chinese Chronology in Jean-Baptist Du Halde, S.I., «Description. de la Chine». In: «Actes du IV-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1983.

246. Foss T.N. «Jesuit cartography. A western interpretation of China». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China, East meets West». -«Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p.133-156, vol.1; (vol.2).

247. Fu Loshu. «A documentary Chronicle of Sino-Western Relation (1644-1820)». Tucson, 1966.

248. Gale E.M. «Basics of the Chinese Civilization». Shanghai, 1934.

249. Genest Gilles. «Les Palais europeens du Yuanmingyuan: essai sur la vegetation dans les jardins». In «Arts Asiatiques». T. 49 1994, p.p.82-90.

250. Golvers Noel. «F.Verbiest, S.J. (1623-1688) and the astronomical bureau in Beijing». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 201-212.

251. Golvers N. «The Elementa linguae tartaricae» by F.Verbiest. S.J. (1623-1688): some new evidence». Leuven, 1998.

252. Guiness M.G. «The perposes of the China Inland Mission». Vol. 1-2.Lion, 1894.

253. Guk «Histoire du Christianisme en Chine». Paris, 6.r.

254. Gundry R.S. «China present and past». London, 1895, p.p. 1-22.

255. Han Qi. «The Role jf the Astronomical Bureau in Catholic Mission during the Qing period». Jn: «The 6th International Simposium of the Verbest Foundation». Leuven (Belgium), 2-4 September 1998.

256. Harcourt-Smith Simon. A Catalogue of various clocs, watches, automata and other miscellane objects of European workmanship dating from the XVTII-th an early XlX-thcenturies, in the Palace museum and the Wu Ying Tien, Peiping, 1933.

257. Hidehiro Okada. «Jesuit Influence in Emperor K'ang-hsi's Manchu Letters». In: G.Stary, «Proceedings of the XXVIII Permanent International Altaistic Conference». Venice, 8-14 July 1985». Wiesbaden, 1989,165-171.

258. Hsia A. «The transformation of Chinesia from Jesuitical fiction to Jesuit college drama. A preliminary survey». In: «Sino-Western Cultural Relations Journal». XVII, 1995, p.p.6-26.

259. Hudson G.F. «Europe and China». Boston, 1980, p.p. 306-329.

260. Jansen Marius B. «China in the Tokugawa World». Cambridge (Massachusetts) and London, 1992, p.p. 14, 22, 72.

261. Javary Genevieve «Le Pere Iochim Bouvet a-t-il retrouve Pythagoreen Chine? La Face cachee du Pere Bouvet». B kh.- «Actes du IV-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1983.

262. Jenkins Robert C., M.A. The Jesuits in China and the legation of cardinal De Tournon». London, 1894.305.«Jornal of oriental studies of the Catholic university of Peking. Semiannual». Ed-F.X.Ballas. Monumenta serica. Peiping, 1935.

263. Kajdanski Edward. Michael Boym: the first European Expert in Chinese medicine and pharmacy». In: «Aktes du V-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1986, p.p. 133-144.

264. Kara G. Sur deux canons chinois des Tsing». In: «Acta Orientalia Academicae Scientiarum Hungaricae», №10, 1960, p.p.249-153.

265. Kessler L.D. «K'ang-hsi the consolidation of Ch'ing rule. 16611684». Chicago, 1976.

266. Lach D.F. «China in the eyes of Europe. The 16-th century». London, 1968.

267. Larousse Piere. «Grand dictionnaire universel». II. Paris, б.г.

268. Larousse Piere. «Grand dictionnaire universel du XIX siecle». 6. Paris, б.г., p.360.

269. Latourette R.S. «A History of Christian Mission in China». London, 1929.

270. Latourette K.S. «History of the Exspansion of Christianity in China ». Vol. 1-6. New York London, 1937-1944.

271. Laufer B. «Christian art in China». Berlin, 1910.

272. Launay A. «Memorial de la Société des Missions Etrangères». Paris, 1916.

273. Leslie Lyall. «Come Wind, Come Weather. The Present Experience of the Church in China». London, 1961.

274. Laung C. «Etienne Fourmont (1683-1745): the birth of sinology in the context of the Institutions of learning in eighteenth-century France». In: «Sino-Western Cultural Relations Journal». XVII, 1995, p.p.38-57.

275. Lin Tong-yang «Aprocu sur la mappemonde de F.Verbiest, leK'un-yu-chuan-fu». In: «Actes du V-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1986.

276. Lundbaek Knud. «Josef de Premare (1666-1736), S.J. In : "Chinese philology and figurism». Aarhus, 1991.

277. Lundbaek Knud «Shao Yong et les jesuites de Г ancienne mission de Chine». In: «Actes du V-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1986.

278. Lundbaek Knud. «T.S.Bayer (1694-1738)». Pioneer Sinologist». Landon, XIV, 1986.

279. Lundbaek Knud. «T.S.Bayer et les Jesuites». In: «Actes du IV-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1983.

280. Lundbaek Knud. «The Traditional History of the Chinese Script from a 17th Century Jesuit Manuscript». Aarhus, 1988.

281. Luo Shen-yi «Les premiers systèmes de notation alphabétique unilises dans les etudes de phonologie chinoise» In: «Actes du V-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1986.

282. Mac-key G.S. «From far Formosa». Edinburg London, 1900.

283. Malatesta Edward J. «Alessandro Valignano, Fan Lian(1539-1606). Strategist of Jesuit mission in China»». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 35-54.

284. Martzloff Jean Claude «Note sur les traductions chinoises et mandchoues des elements d'unclide effectuees entre1690-1723». In: -«Actes du V-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1986.

285. Me Cune Shannon «Jean-Baptiste Regis, S.J., an Extraordinary Cartographer». B kh.- «Actes du IV-e Colloque internationalde sinologie». Chantilly, 1983.

286. Mende von Erling «The Qing-A Dinasty of conquest». In: «The Forbidden City. Court Culture of the Chinese Emperors (1644-1911)». Rotterdam, 1990.

287. Miasnikov V.S. «F.Verbist and his role of formation of Sino-Russian relations». Monumenta Serica, Nettetal, 1994, vol.30, p.p.273-280.

288. Michaud. «Biographie universelle, ancienne et moderne». Paris -Leipzig, 1854; T.10, c.c.333-336.

289. Minako Debergh «La carte du monde du p.M.Ricci (1602) et sa version Coreenne (1708), Conservee a Osaka». In: «Journal Asiatique». Tome 274, 1986, numero-3-4, p.p. 417-454.336.«Missionaries in China». By a Candid freind. Tiantsin, 6.r.

290. Muller-Hofstede Christoph, Walravens Harmut. «Paris-Pecing. Kurferstiche fur Kaiser Qianlong». In: « Europa und dieKaiser von China. 1240-1816». Frankfurt am Main, 1985, p.p. 163-172.

291. Munggello D.E. «Curious Land. Jesuit Accomodation and Origins of Sinology»k> Honolulu, 1989.

292. Munggello D.E. «The first great cultural encounter between China and Europe (ca 1582 ca 1793)». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». - «Review ofCulture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 111-120.

293. Mungello David E. «Unaccommodating Accommodation in the Treatise Cheng-Hsueh Lin-Shih (cf. 1650) by A.Caballero,O.F.M». In: «Actes du V-e Colloque international desinologie». Chantilly, 1986.

294. Nakamura Hiroshi. «East Atria in old maps». East Asian cultural studies series, №3. Tokyo, 1962.

295. Norber Ulrika. «Polishing the Jewel in the Crown. About the Chinese Pavillion». «Ex Magazine Stockholm», 1992, November,December, p.p. 11-14.

296. Pagani Catherine. «Clockmaking in China under the Kangxi and Qianlong Emperors». In: «Arts Asiatiques». Tome L.1995.

297. Pand T., Stary G. «D.Parrenin's activities in Kangxi's Manchu word». In: «The G-th International Sumposium of the «Vicrbicst's Foundation»». September, 1998.

298. Pang T.A. «A Catalogue of Manchu materials in Paris». Wiesbaden, 1998.

299. Pelliot P. «La Brevis Relatio». In: «T'oung Pao». Revue H.Cordier et P.Pelliot. Vol. XXIII. Leide, 1924, p.p.355-372.

300. Peterson W. «Why did they become christians? Yang Tinjun, Li Juangqi». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 95-110.

301. Piaster Le P.L. «Notices bibliographiques et bibliografiques sur les jesuite de F ancienne mission de Chine, 1552-1773». Chang-hai, Jmprimtrie de la mission catholique, 1932.

302. Picard P. «Les peintres jesuites a la Cour de Chine». Grenoble, 1973.

303. Piolet J.B, «Les missions catholiques françaises au 19 ciecle». Vol.l-6. Paris, 1900-1903.

304. Pirazzoli-T'Serstevens M. «Gravures des conquetes de l'Empereur de Chine K'ien long au Musee Guimet Paris, 1969.

305. Pritchard H. «Anglo-chinese relations during the 17-th andl8-th centuries». Illinous, 1929.

306. Rae Ian. «The crose-cultural communication approach of theearly jesuit missioneries in China». B c6.- «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 121-132.

307. Raizs E. «General cartography». New York and London, 1938.

308. Reclus E. «Geographic Universelle». Paris, 6.r.356.«Records of the general conference of the protestant missioneries of . China». Shanghai, 1890.

309. Reil S. «Kilian Stumpf, 1655-1720. Ein Wuzzburger Jesuitam Kaiserhof zu Peking». Aschendorff, 1978.

310. Rienaud. «Lettre a M.Charles Lenormant sur les antiquités chretienes de la Chine par M.Reinaud». Paris, 1846.

311. Rosner Erhard «Le Développement de la terminologie medicale moderne en Chine». In: «Actes du IV-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1983.

312. Rowbotham A.H. «Missionery and Mandarin. The Jesuits at the Court of China». Los-Angeles, 1942.

313. Rowbotham A.H. «The Jesuit Figurist and Eighteenth century Religious Thought». In: «The Journal of the History ofldeas». New York, 1940.

314. Rule P. «Fan Shouyi and Macao». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review ofCulture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 249-258.

315. Santos, Domingos Mauricio Gomes dos Santos. «Macao, the first western university in the Far East». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review ofCulture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 5-25.

316. Sunders J.B., Lee F. «The «Manchu anatomy» and its historical origin». Taipei, 1981.

317. Sebes J., S.I. «A description of the tartars (Manchus) by the jesuit G. de Magalhaens in 1647, when the first encountered them at the time of their conquest of China». «Manchu Studies Newsletter», IV, 19811982, p.p.2-14.

318. Sebes J., S.I. «The Jesuits and the Sino-Russian treaty of Nerchinsk (1689). The diary of T.Pereira». Rome, 1961.

319. Sebes J., S.I. «The precursors of Ricci». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 55-82.

320. Shu Liguang. «F.Verbiest and the casting of cannons in the Qing dynasty». In: «Ferdinand Verbiest, S.J.», Nettetal, 1994, p.p.227-244.369.«Sources of Chinese Tradition». New York, 1960.

321. Spence J. «Emperor of China». New-York, 1974.

322. Spens J. «The Memory Palace of Matteo Ricci». New York, 1985.

323. Spence J. «To change China. 1620-1960». Yale, 1982.

324. Spence J. «Ts'ao Yin and the K'ang-hsi Emperor, Bondservant and Master». London, 1966.

325. Standaert N., S.I. «Heaven and hell in the seventeenth century. Exchange between China and West». In: «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Review of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p.p. 83-94.

326. Standaert N., S.I. «New trends in the historiography of Christianity in China», In: «The cathologic historical review», Vol.LXXXIII, №4, October, 1997, p.p.573-613.

327. Standaert N., S.I. «The Fascinating God. A Challenge to Modern Chinese theology presented by text on the name of God written by a 17th century Chinese student of theology». Rome, 1995.

328. Stary G."A Brief Note on the "Rediscovery" of some French Jesuits' Tombstones". In: "Sino-Western Cultural Relations Journal".- XVII, 1995, p.27-29.

329. Stary G. "Opere Mancesi in Italia e in Vaticano". Wiesbaden, 1985.

330. Stary G. "The Manchu Cannons" cast by F.Verbiest and the hitherto unknown title of his instructions". In.: "F.Verbiest' Foundation, S'.I.", ed. by J.Witek. Nettetal, 1994, p.215-225.

331. Stary G. "The Rediscovery of Yongzheng's letter dated 1725 to Pope Benedict XIII". In:"Manuscripta Orientale".Vol.4, №4, 1998, p.27-34.

332. Stainbardt N., S.I. «Chinese Cartography and Calligraphy». In: «Oriental art», V.XVIII, №1, 1997, p.p. 10-21.

333. Sullivan M. «The Meeting of Eastern and Western Art». New-York, 1973, p.p. 69-89.

334. Sung Yu. «A Comparision of Two Versions of the Chu Jui T'u by G.Castiglione». In: «Bulletin of National Palace Museum!, V.XI, №3, July August, 1976.384.«Superstition, crime et misere en Chine». Lyon, Paris, 1902.

335. Teggart T.J. Rome and China. In : "Study of correlations in historical Reviewe". California, 1939.

336. Teixeira M. «The tomb of a jesuit imperial ambassador». In : «The Jesuits. 1594-1994. Macao and China. East meets West». «Reviewe of Culture», №21 (2nd series). English edition. Macau, 1994, p. 259269.

337. The Catholic Religion in Manchoukuo. In : «Contemporary Manchuria». Vol III, №2; April,1939, p.p. 129-161.388.«The Chinese Empire. A General and Missionary survey». Lion, 1907.

338. Tung Chiming.«An outline history of China».Peking,1959, p. 193-208.

339. Tung Leyuan. «China in Western literature». In : "Far Eastern Publcations of Yale University". New Haven Conn, 1958.

340. Vertente Christine. «Nan Huai-jen's Maps of the World». In: «Actes du V-e Colloque international de Sinologie». Chantilly, 1986.

341. Uoltaire. "Essai sur les moeurs et Fesprit de Nations". Paris, 1858. Introduction №XVIII, p.p. 47-50.

342. Wallis H. «Die Kartographie der jesuiten am Hof in Peking». In: «Europa und die Kaiser von China», Berlin, 1985, p.p. 107-126.

343. Walravens H. "Father Verbiest's Chinese World Map (1674)". In: "The Journal of the International Society for the History of cartography." №43. London, 1991, p.31-47.

344. Wiest J.P. "Understanding mission and the Jesuit's shibting approaches toward China". In: "The 6th Internatioal Simposium of the "Verbiest's Foundation", 2-4 September, 1998. Leuven, 1998.

345. Willeke B.H. «Imperial Government and Catholic Missions in China during the years 1784-1785». New York, 1948.

346. Wilson A.T. «Histore of the mission of the fathers of the Society of Jesus in China and other kingdoms of the East». In: «Bull of the Scool of Orient studies», vol.4, 1926.

347. Witek, John W., S.J. "Explaining the sacrament of penance in seventeenth-century China an essay of F.Verbiest (1623-1688). In: "The 6th Internatioal Simposium of the "Verbiest's Foundation". Leuven, September, 1998. Leuven, 1998.

348. Witek, John W. «Manchu Christians in Early Eighteenth-Century China: A Prelimary Study». In :«Actes du V-e Colloque international de sinologie». Chantilly, 1986.

349. Wolferston B. «The Catholic Church in China». London, 1909.

350. Wright M.C. «The Jast Stand of the Chinese Conservation». Stanford, 1957.

351. Xu Haisong. "The Reactions of scholars to F.Verbiest's learning during the Kangxi Qianlong reign." In: "The 6th Internatioal Symposium of the "Verbiest's Foundation". 2-4 September, Leuven, 1998. Leuven, 1998.

352. Yee Cordell D.K. «A cartography of introspection: Chinese Maps as other that European». In: «Asian Art». Volume V, №4, Oxford, 1992, p.p. 29-47.

353. Yu Chunfang. «The renewal of Buddhism in China». New York, 1981, p.p. 87-90.

354. Zhang Xiping. "Preliminary research on "Qiong Li Xue" ( ) by F.Verbiest". In : "The 6th Internatioal Symposium of the "Verbiest's Foundation. 2-4 September, Leuven, 1998. Leuven, 1998.51. S.*":1.fe"1 . "í.'• i '3' i

355. Ин-т НИТАЕЬЕЯсНИЯ ан с сср1. БИБЛИСЛЕНА4н-т ijc . \ / „денм'Д. АН Ct.)ppо '1.primatur1. Chane-hal, SI Jul». 1932

356. A. Haouisée, s. j. Fie. op. Nankin,table: chronologique.1. Notice no1