автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Мистерия В.К. Кюхельбекера "Ижорский" и проблемы русского демонизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мистерия В.К. Кюхельбекера "Ижорский" и проблемы русского демонизма"
3 № 9 О"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИНСТИТУТ имени А.И.ГЕРЦЕНА
На правах рукописи УДК 882 /092/ Кюхельбекер
КАТУШЕВА Марина Юрьевна
МИСТЕРИЯ В. К. КЮХЕЛЬБЕКЕРА "ЮЮРСКИИ" И ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО ДЕМОНИЗМА
10.01.01 - русская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ленинград 1990
V / /г 7
Работа выполнена на кафедре русской литературы Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени А.И.Герцена
Научный руководитель: доктор филологических наук профессор Н.Н.Скатов
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
Л.Г.Фризман кандидат филологических наук М.Я.Билинкис
Ведущая организация: Псковский государственный педагогический институт
Защита состоится "¿Л" М'^'-К 1990 г. в /'/ часов на заседании специализированного совета К.ИЗ.05.05 по присуждению ученой степени кандидата наук в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена / адрес: 199053, г.Ленинград, В.О., 1-я линия, д.52, аудито-
/V
рия Ы>/.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.
Автореферат разослан " " /и?._ 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук
Н.Н.Кякшто
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
' ..Мистерия В.К.Кюхельбекера "Ижорский", как и все его творчество В' целом, мало исследовано в науке о литературе. Мистерия вобрала в себя разнообразные литературные влияния и содержит богатый материал для изучения проблем русского демонизма. Концепция демонизма, представленная в мистерии В.К.Кюхельбекера "Ижорский", рассматривается в свете традиции русского демонизма в литературе 20-х - 30-х годов 19 века.
Актуальность темы. В современной науке происходит переосмысление общих направлений развития русской литературы, не только частных, но и кардинальных литературоведческих проблем. Особый интерес исследователей вызывают проблемы духовных поисков, обусловленных глубоким влиянием христианской культуры на русскую литературу .. Мистерия "Ижорский" - яркий образец использования и художественной интерпретации религиозных идей и образов демонологии во взаимодействии с традициями русской и западно-европейской литературы. Система христианских, представлений о мире и человеке, христианская мифология во многом определили тематику и проблематику демонизма в рУсск°й литературе первой трети 19 века. Актуальность избранной темы определяется недостаточной изученностью'как творчества В.К.Кюхельбекера, так и проблем демонизма. Русский демонизм еще не исследован как целостное явление, воплотившее в себе определенные философско-исторические и этические воззрения и особое художественное видение мира.
Научная новизна исследования состоит в тем, что мистерия В.К. Кюхельбекера "Ижорский" рассматривается как произведение, в котором представлена определенная концепция демонизма. Яри этом проблемы демонизма в мистерии Кюхельбекера исследуются в сравнёнии с произведениями русской классики, определяется место и значение мистерии в русской литературной демонической традиции..
Цель диссертации заключалась в определении мировоззренческих и художественных истоков концепции демонизма в мистерии "Ижорский", осмыслении традиционных черт и художественного своеобразия мистерии на основе сопоставительного анализа ряда, произведений демэническим героем.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут
быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы, на семинарах и практических занятиях, посвященных литературному творчеству декабристов, а также в спецкурсах и спе^еминарах по сравнительному литературоведению, по проблемам романтизма.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы ЛПМ имени А.И.Герцена. Основные поло--жения работы изалагались на научной конференции в Архангельске /1988 г./ и на Герценовских чтениях /1989 г./. По теме диссертации опубликована статья и тезисы, есть депонированная статья.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Основное содержание изложено на 194 страницах машинописного текста. Библиография насчитывает 303 наимено-вайия.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТИ
Введение посвящено истории изучения творчества Кюхельбекера в целом и его мистерии "Ижорский" в частности, а также изучению русской и частично затдно-авропейской демонической традиции в дореволюционном и советском литературоведении. \
Работы ученых, дореволюционного времени содержат важные сведения о философских, общественно-политических истоках западно-европейского демонизма,-о связях европейского и русского романтизма. Однако русский демонизм в их работах представлен лишь творчеством М.Ю.Лермонтова. Кроме того, многие дореволюционные исследователи большое внимание уделяет не литературным героям, а психологическому складу самого поэта, в нем находят черты демонизма.
'Сам термин "демонизм" был выдвинут уже в дореволюционном литературоведении. Ученые дореволюционного времени отметили ряд особенностей демонического героя, таких как скептицизм, гипертрофия собственного "я", титанизм, жажда мщения, эгоистическая исключительность, замкнутость в своем душевном мире, "чувство нравственного одиночества" /С.И.Родзевич/. В философском плане существенной чертой демонического мироощущения является указанная Н.Котля-ревским связь устремлений демонического героя с идеями свободы воли.
Во введении оговаривается разделение героев произведений с демонической тематикой на демонических героев и демонологических персонажей. Деюнические герои - герои, не связанные с пандемони-
умом мифологии. Это Ижорский Кюхельбекера, Арбенин Лермонтова, Сильвио и Германн Пушкина и другие. К демонологическим персонажам мы относим героев библейской и народной мифологии, изображаемых в литературе - это Сатана, Асмодей, Демон, Кикимора и другие.
Значительную часть введения занимает обзор работ советских исследователей. Отмечаются различные этапы изучения русского демонизма, начиная с 40-х гг. нашего века и по настоящее время.
■ Во введении рассматриваются такие диссертационные работы,посвященные творчеству В.К.Кюхельбекера. Две из них - А.В.Архиповой и Е.П.Мстиславской - касаются творческого пути Кюхельбекера в ■целом. Диссертация Ф.Г.Бирюкова посвящена литературно-критическим взглядам поэта-декабриста. Две последние по времени диссертации /М.ГЛИазьи и Л.Г.Горбуновой/ охватывают мировоззрение и творчество Кюхельбекера в таких аспектах, которые мало связаны с проблемами демонизма, с образом демонического героя мистерии. Специальной работы о мистерии Кюхельбекера "Ижорский" нет.
Завершается введение кратким обзором литературы о творчестве В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, чьи произведения, касающиеся демонической проблематики, анализируются во второй главе диссертации.
Глава I. "Особенности мировоззрения В.К.Кюхельбекера, его интерпретация демонизма до декабристского восстания и в 30-е - 40-е годы и мистерия "Ижорский".
В I параграфе первой главы рассматривается мировоззрение Кюхельбекера в 20-е годы, его отношение к демоническим настроениям и к "демонизации" исторической личности. Создание образа демонического героя является в это время одаим из способов' разрешения в литературе проблемы личносоти-общества. Демонический герой, "демо-низированная" историческая личность в русской литературе часто предстают как выразители узловых проблем исторического, общественного развития.
Историческая концепция Кюхельбекера в своих основных чертах оформилась в 20-е годы. Историко-философские представления позта-декабриста имели давний и достаточно разработанный источник - провиденциализм. Кюхельбекер в публицистических "Европейских письмах" /1824/ точно отражает логику провиденциального мышления. Религиозные идеи сочетаются у него с революционными идеалами, пафосом тираноборчества. Слияние религиозных понятий и революционных воз-
зрений - явление, характерное для политической мысли декабристов. В науке отмечена традиция декабристской интерпретации библейских псалмов. Обращение к этому жанру - один из фактов, свидетельствующих о желании декабристов соединить идеи политическойчсвободы и религиозные постулаты. Подобное сочетание можно найти в представлениях виднейших деятелей Южного общества - в "Катехизисе"'С.И. Муравьева-Апостола и М.П.Бестужева-Рюмина и в "Любопытном разговоре" Н.М.Муравьева. В этих произведениях тексты Священного писания используются для обоснования революционных действий. Нечто подобное находимивмировоззрении Кюхельбекера. Его провиденциализм своеобразно сочетается с революционным бунтарством. Если Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол, основываясь на речи Самуила, черпают из Библии понятие о политической свободе, то Кюхельбекер берет на вооружение библейские представления о богоизбранном народе, которому предназначен великий путь. Эти идеи он излагает в публицистике 20-х годов, а также в показаниях на следствии по делу 14 декабря. Идея нравственного совершенствования человечестваустремленного к царствию божию, служит у- декабриста обоснованием идеи борьбы с деспотизмом. Утверждение о богоизбранности русского народа имеет своим следствием мысль о необходимости отмены крепостного права. Эти особенности мировоззрения Кюхельбекера во многомх определили трансформацию его убеждений в 30-е - 40-е года по направлению ко все более целостному религиозному миросозерцанию. Кроме того, фи-лософско-исторические взгляды декабриста способствовали формированию его отношения к конкретной исторической личности, ее роли в историческом процессе и к абсолютизации этой "сверхличности", что прямо ведет к созданию образа демонического героя.
Пробжма личности в истории, проблема соотношения личной воли великогочеловека и необходимости исторического процесса глубоко волнозала мыслителей, политиков, писателей в первой трети 19 века. В цзнтре всеобщего внимания находилась, прежде всего личность Наполеона.
Кюхельбекер по-своему осмысливал эти проблемы. Его высказывания о Наполеоне в "Отрывке из путешествия по полуденной Франции" /1821/ и в "Европейских письмах" свидетельствуют о таи, что Кюхельбекер еще до декабрьского восстания с известным скептицизмом относился к Наполеону и вообще к абсолютизации значения выдающейся лич-
ности в истории. Это одно из предвестий будущего развенчания демонического героя. Поэт задумывается над нравственным значением 'политической, государственной деятельности Наполеона. Идеал героя, творящего историю, был близок декабристам. Судьба Наполеона в этом смысле особенно интересна. Человек, которого взрастила и вознесла революция, узурпировал престол и неуклонно стремился к мировому господству. Кюхельбекер размышляет над закономерностью пути Наполеона к деспотизму. Презрение к человечеству Не есть ли свойство "необыкновенного" человека, которое ведет к тирании? По-видимому,впоследствии, создавая образ демонического героя, Кюхельбекер выразил и декабристскую ненависть к тирану. Волнует Кюхельбекера и трагический гонец Наполеона. Его падение он связывает с волей бога. В "Европейских_письмах" он подчеркивает, что именно воля провидения побеждает нечеловеческую волю завоевателя. Воля провидения решает участь демонического героя и в мистерии "Ижорский"., Кюхельбекеру было чуждо слепое поклонение "сверхличности", чужда ему и "демони-зация" исторической личности /явление * распространенное в русской литературе 20-х - 30-х годов 19 века/.
Исторический оптимизм провиденциалистского типа в сочетании с декабристскими идеалами общественного служения, приоритета общественных интересов над личными, с идеей мессианского предназначения русского нарда закономерно определили в 20-е годы и отрицательное отношение Кюхельбекера к идее сверхгероя в мировой истории, и неприятие Кюхелъбекерсм-писателем и критиком, героя-индивидуалиста. Отсюда и негативная оценка творчестве Дж.Г.Байрона, которую Кюхельбекер дает в статье "Разговор с Булгариным" /1824/.Критик не принимает романтического героя Байрона, ему чужды идеи гипертрофии личного начала, опустошенность, отъединенность от людей и противопоставление "я" байроновского героя всему миру. Деятельная декабристская мэраль требовала практических шагов, действенных преобразований на пути дальнейшего развития человечества.
Однако критическое отношение Кюхельбекера к демоническому герою не исключило в его вторчестве попыток уже в 20-е годы выразить свое понимание демонизма, персонифицировать черты демонического отрицания и сомнения. Свидетельством тому служит отрывок "Меламегас. Бес-человек". Принципиально не цринимая демонизм как позицию, Кюхельбекер вое-тали видит в нем некоторое отражение духовного состояния общества. В демонической традиции Кюхельбекер ищет ключ к по-
ниманию психологик современника. Образ беса-человека диктовал черты титанизма, отрицания и мятежности, но герой-дьявол не очень приспособлен, чт,обч выразить расщепление, раздвоенность натуры современного человека. С ним сложно связать положительные духовные ценности, важные для Кюхельбекера: такой герой не подлежит обращению. Впоследствии Кюхельбекер-автор мистерии отказывается от изображения беса-человека и создает образ человека, наделенного чертами демонизма, - Ижорского. Именно такой герой был нужен Кюхельбекеру, для того чтобы выразить идеи искупления и совершенствования духовной природы человека, нравственного самоопределения в сложной и противоречивой социальной и исторической жизни.
Второй параграф первой главы посвящен осмыслению мировоззренческих установок Кюхельбекера в.30-е годы, религиозной основы демонической концепции в мистерии "Ижорский".
В 30-е - 40-е дгоды после поражения восстания Кюхельбекер ищет, новые ориентиры, жавдет снова обрести веру в смысл существования и развития человечества.В это время, желая преодолеть духовный кризис, он углубляетсяв свою внутреннюю жизнь.Проблема личности предстает перед ним ва всей своей сложности. Кюхельбекер ищет выхода из тупика и решает художественно освоить, прочувствовать отвергнутый ранее способ духовного существования - путь личного самоутверждения. Мистерия "Ижорский" выразила новые духовные искания Кюхельбекера-мыслителя и художника. Декабрист стремится выработать целостное мировоззрение в 30-е годы двумя путями: через художественное творчество и через углубленные религиозные поиски. Утверждение в христианском миропонимании, 'религиозные настроения и чувства во многом определили нравственно-философскую концепцию мистерии и ее художественную структуру. В годы написания, мистерии Кюхельбекер вновь приходит к идее провиденциальности исторического процесса. Однако теперь эта идея почти лишается примеси декабристских воззрений, таких как тираноборчество, народовластие, развитие общества через революционные преобразования и т.д. Он рассматривает теперь цель истории человечества не как создание утопической общины социальной справдливости в духе финала "Европейских писем", а как цель трансцендентную,восхождение к богу и соединение с ним. Эта идея особенно отчетливо проявилась в двух произведениях Кюхельбекера 30-х-40-х годов - в мистерии "Ижорский" /изображение личной судьбы отдельного человека/ и в поэме "Агасвер" /осмысление судеб всего че-
ловечества и хода мировой истории/. Поэма и мистерия создавались параллельно и содержат немало общих черт. Легендарный сюжет о "вечном жиде" предоставил поэту-возможность дать очерк различных исторических эпох и событий, которые оцениваются с точки зрения провиденциализма. Кюхельбекер прямо формулирует положение религиозной телеологии стремление человечества в общем историческом процессе к божественному абсолюту. Размышления о величии небесной славы и бессмертии души характеризуют чисто религиозную концепцию исторической жизни человечества и отдельного человека. В центре этой концепции стоит понятие провиденциальной цели,понятие рока. В поэме "Агасвер" даны различные представления о роке. Сначала жизнь оценивается с позиций отчаявшегося скептика, для него рок- слепая сила, несущая человеку одни беды. Человек со слертыо исчезает навсегда. Вторую точку зерния высказывет бес: людьми правят низменные потребности, а миром - слепой случай. Вторая теория - это первая, доведенная до логического конца. Представления, подобные тсй точке зрения, которую высказывает бес, были распространены среди определенной части французских просветителей, хотя,может быть, не в столь вульгарной и упрощенной форме. Так 2.-0.Ламетри связывает моральные достоинства и недостатки с физическим состоянием человека. Энциклопедист П.А.Гольбах отрицает духовную сущность человека. Те идеи, которые сконцентрированы в афоризмах беса - это интерпретация ^некоторых идей французского Просвещения. Вообще материализм и атеизм являются для Кюхельбекера синонимами бездуховности, меркантилизма. Просветителям он противопоставляет Гизо, Дежерандо и Кузена /дневниковая запись ¿845 года/. Для Кюхельбекера эти мыслители - представители религиозно-философского направления, противостоящего французскому рационализму. Отрицая материализм и атеизм, понимаемые кан отрицание духовности и утверждение власти слепого случая, Кюхельбекер проповедует в поэме религиозную доктрину. Лирический герой побеждает сомнения и неверие. Божественный промысл для него - рок, облеченный в строгость, но спасительный. Именно таков рок и в мистерии "Ижорский".
Тема высшей промыслительной силы творца определяет весь строй и смысл мистерии "Ижорский". Мистерию, несмотря на все разнообразие составляющих ее пластов, объединяет центральная религиозно-нравственная идея спасения души великого грешника. Если поэма "Агасвер" связана с идеей освобождения человечества от заблуждений через ис-
торические катаклизмы, войны, страдания на пути к высшему единению с богом, то в "Ижорском" автор рисует историю одной человеческой души,1, ее тернистый путь к спасению, как оно понимается в христианской религии.
Несмотря' на изобилие весьма разнородных мифологических существ и глубокое ироническое переосмысление традиционных элемент тов литургического действа, рамки истории о падении и возрождении христианской души остаются незыблемыми. В мистерии рисуется обряд продажи души. Бесы различными уловками искушают Ижорского. В мистерии множество реминисценций из Библии. Ижорский не раз уподобляется Каину. Скорбь и умножение ненависти демонического героя к людям Кюхельбекер связывает с его грехопадением.. К демоническому мироощущению приводит отторжение от бога. В третьей части мистерии, как в финале литургического действа, Ижорский приходит к покаянию, принимает мученическую смерть. Покаянием и мученичеством Ижорский заслуживает благодать и спасение от небесного отца. Таким образом, логика провиденциального мышления, идеи вины и искупления целиком определяют в творчестве Кюхельбекера как понимание истории человечества, так и судьбы отдельного человека, концепцию демонического героя. Демонизм у Кюхельбекера - почти буквально демонское обольщение. Ряд демонических черт в,личности Ижорского -отчуждение от людей, абсолютное одиночество, презрение к роду че-ловечесжому и нарастающая жгучая ненависть к нему, апогей личного произвола и стремление к нарушению моральных установлений -связываются с" отпадение от бога и обращением к сфере демонских, бесовских влияний. Мистериальное литургическое толкование" демонического героя почти лишает его индивидуальных черт и конкретно-исторических примет. В результате Икорский оказывается довольно абстрактной фигурой религиозного действа.
Глава 2."Мистерия В.К.Кюхельбекера "Ижорский" и проблемы русского демонизма ".
Концепция демонизма, представленная в миз терии "Ижорский", рассматривается в этой главе как продолжение, развитие и своеобразная интерпретация русской и западно-европейской демонической традиции. Русская демоническая традиция в 20-е - 30-е годы 19 века развивается в трех основных направлениях: религиозно-нравственная литература /В.К.Кюхельбекер, В.А.Жуковский, В.Ф.Одоевский и др./,
произведения богоборческого характера /М.О.Лермонтов/ и, наконец, произведения, в которых демонизм предстает как умонастроение и миропонимание преходящее, этап развития и разновидность духовной жизни общества /А.С.Пушкин/.
Первое из названных, направлений охватывало наиболее широкий круг писателей. Это связано с тем, что демоническая традиция христианской ориентации особенно шогообразно разработана в мировой литературе. Кроме того, подъем интереса к демонической проблематике среди европейских романтиков сказался и на развитии русского романтизма. Отметим также, что воздействие этико-философских идей христианства на литературу и искусство в эти годы было достаточно сильным. Известное влияние на писателей этого круга оказали и идеи идеалистической немецкой ф!Лософии, восцринятые в христианском контексте. Это направление было близко Кюхельбекеру.
В первом параграфе второй главы исследуются две концепции демонизма - В.К.Кюхельбекера и В.А.Жуковского, Литературные связи Кюхельбекера и 1уковского были достаточно прочны и многообразны. В ссшпсе, на поселении Кюхельбекер с глубоким интересом читает-и перечитывает произведения Зуковского. Именно ему Кюхельбекер посвящает мистерию "Ижорский". Кюхельбекер, без сомнения, не прошел мимо демонической проблештики йаллад и сказок Яуковского. Демонизм как изображение в литературе демонических потусторонних сил - демона, дьявола, сатаны - одна из центральных тем романтических бал-... лад и сказок Жуковского. Персонажи религиозной демонологии - Асмо-дей, Сатана, Бука - составляют значительную группу героев 2уковс-кого. Понимание Чуковским демоничеокого во многом сходно' с тем, как трактует демоническое Кюхельбекер. Основа мировоззрения Жуковского - также христианские идеи. Идеи божественного суда, греховности „ искупления нашли художественное воплощение в творчестве Жуковского. Нравственно-религиозный критерий и у Яуковского и у Кюхельбекера основополагающий. Религиозная поляризация добра и зла, представление о душе грешника как арене действия мистических сил определяют в цроизведениях обоих авторов изображение соседства и взаимопроникновения двух миров - земного и потустороннего. Двоемирие в мистерии Кюхельбекера понимается в христианском смысле. Мир духов вторгается в земной мар. Кюхельбекер демонстрирует и подчеркивает двоемирие постоянным вмешательством демонических сил и воздействием их на развитие событий. Сам душевный переворот .который
привел Ижорского к спасению, не обусловлен психологически и происходит без видимых причин. Ижорского касается божественная благодать. Третья часть мистерии сразу начинается с изображения нового духовного состояния Ижорского. Обычная логика отступает перед-действием трансцендентных сил. В балладах Жуковского также возникает образ двух шров. Причем романтическое двоемирие 1уковского равно христианскому двоемирию "града небесного" и "града земного". В творчестве Жуковского двоемирие демонического и божественного, как и у собственно религиозных мыслителей, имеет четкий нравственно-эстетический критерий. Демоническое у Зуковского - отвратительно с нравственной точки зрения и безобразно с .точки зрения эстетической. Наоборот, святость рисуется как воплощение небесной красоты и божественного света. С демоническим связано в произведениях Жуковского ужасное, которое неотделимо от чудесного и призвано' оттенять возвышенное. -При этом чудесное Зуковский черпает именно из христианской мифологии. В мистерии Кюхельбекера демоническое и небесное также образует чудесное. Но чудесное Кюхельбекер понимает значительно шире, чем Чуковский. Кюхельбекер считает возможным черпать мифологические образы не только в Священном писании, но и в русской народной мифологии, демонологии народов Еврош, использует фантастические персонажи Шекспира. Исследователи отмечают связь смешанной системы мифологических персонажей мистерии с программой создания новой мифологии немецких романтиков. Глубокие христиане- . кие воззрения Кюхельбекера никак не способствовали возрождению ми^ фологии в мистерии в ее исконном, не условно поэтическом смысле. И тем не менее некоторые черты эстетики йенских романтиков присущи и мифэлогии Кюхельбекера. Это относится прежде всего к двупланово-сти мистерии и влиянию мифологических персонажей на судьбу Ижорского; на весь ход событий пьесы. Существенную роль в мистерии играет ирония, близкая по смыслу и цели "романтической иронии" Ф.Шле-геля.В.Тика и .щугих. Ирония Кюхельбекера также снимает иллюзию достоверности происходящего, раскрывает авторскую лабораторию, подчеркивает власть творца-демиурга. Она служит Кюхельбекеру и для то^-го, чтобы продемонстрировать условно поэтическое использование персонажей. Создавая образы демонологических парсонажей, Кюхельбекер и принимает демоническую традицию и иронически отчувдается от нее. Эти персонажи становятся у Кюхельбекера иронически интерпретированной системой условных образов, которая служит для утверждения нравственно-философских императивов автора. Отношение Жуковсюго к де-
моническим героям тоже в определенной мере иронично. Однако ироническое остранение почти не проявляется в его произведениях не-парйдийного жанра. У Кюхельбекера ироническое отчуждение проявляется в самой мистерии. Ирония в "Ижорском" - это и проявление романтического мироощущения и стремление- выйТи за его пределы. Кюхельбекер смело взрывает форму, нарушает сценическую услошость. Герои произносят иронические монологи на пуйлику. Автор иронизирует над самими героями. Иронически Кюхельбекер относится и к демоническим героям европейской литературы. Для него литературный пандемониум - прошедший этап развития литературы. Поэт рассчиты--вается с ним,, создавая образы представителей универсальной мифологии в мистерии. В творчество Жуковского традиция европейского демонизма вошла более глубоко, стала источником размышлэний о добре и зле, свободе и необходимости. Оценивая образ мильтоновского Сатаны, он излагает свое понимание свободы. Свобода лишь тогда истинна, когда соответствует божественному плану мироустройства. Кюхельбекер тоже понимает свободу как возможность нравственного выбора. По Кюхельбекеру, использование свободы для зла приводит к величайшей несвободе. Символически это выражается в мистерии в по-рабощенности Ижорского зльми духами. У обоих авторов свобода царит в душевном мире', а судьба предстает как сила, непреодолимая, как проявление воли творца. По воле бога демонический герой приходит к покаянию. Именно религиозная идея искупления, очищения души великого грешника определила выбор жанра "Ижорского". Идея мистерии воплотилась в строго схематическом построении. Демонический герой - Ижорский - имеет свое определенное место в иерархии литургического действа. Роль Ижорского - это роль великого грешника средневековых мистерий. Покаяние и атсение демонического героя - основа интерпретации демонизма в творчестве Жуковского и Кюхельбекера. Их объединяет система христианских л убеждений, а в эстетическом плане - неприятие реалистической эстетики. Несмотря на различие художественных методов этих авторов,их понимание демонизма определяет целое направление в развитии русской демонической традиции.
Следующий раздел второй главы посвящен проблемам, демонизма в творчестве А.С.Пушкина и в мистерии "Ижорский". Демонизм в творчестве Кюхельбекера и демонизм у Пушкина представляют собой совершенно разные концепции как в идейно-тематическом, так и в художе-
ственном аспекте. В 20-е годы Пушкин в своей поэзии отдал дань увлечению демоническими мотивами. В 30-е годы он на новом уровне осмысливает проблемы демонизма,создает образы демонических героев в повестях "Выстрел" и "Пиковая дама". Как.и Кюхельбекер, Пушкин изображает демонизм как умонастроение ущербное. Однако, в отличие от Кюхельбекера, он не заключает своих героев в какие-либо абстрактные схемы нравственно-назидательного характера. В качестве художника-реалиста, он рисует образ демонического героя как полноправный психологически мотивированный характер. Элементы романтического мировосприятия органично вплетаются в ткань реалистического повествования. Пушкин аналитически исследует сущность демони-, ческого умонастроения в социальном, философском, нравственно-психологическом шане. Демонические мотивы входят как равноправные в многогранный шр пушкинского реализма, В "По.вестях Белкина" и в "Пиковой даме" Пушкин определяет место и'значение демонического героя в картине мира. Цикл "Повестей Белкина" открывается повестью "Выстрел". Исследователи по-разному трактуют центральную в повести идею мщения и судьбу главного героя. Н.Я.Берковский оценивает демонический 0унт Сильвио как попытку преодолеть рамки социальной судьбы. Он полагает, что пауза в действии в шесть jet подрывает идею мести, ванную для Сильвио. Однако можно предположить и обратное: то, что Сильвио реализует мечту о мщении и через шесть лет, свидетельствует о мэгуществе этой идеи. В поступках Сильвио как демонического героя есть нечто иррациональное, не поддающееся какому-либо одному истолкованию. Это касается и многозначного финала псвести. Можно интепретировать его как изображение тупика демонического отрицания и мнения, а смерть Сильвио - как бесплодную гибель отчаявшегося человека. Можно понять этот финал и как знак преодоления Сильвио демонических страстей, как гуманистическое самоутверждение. Но в любом случае финал несет в себе неприятие пути демонического героя, при этом демонизм изображается в повести как форма духовной жизни, имеющая притягательные черты и иррациональную основу. И именно фйнал "Выстрела" прямо соотносится с сюжетными узлами мистерии "Ижорский". Кюхельбекер демонстративно проигрывает в пьесе подобный финал и отказывается от него. Автор мистерии целенаправленно развенчивает демонизм, но в ином видит ценностную ориентацию. Ижорский принимает участие в том же восстании, в котором погиб Сильвио. Но это лшь один из этапов пути Ижорского.
Участие в греческом движении не приносит Иясорскому освобождения от бремени грехов. Единственный выход из тупика демонического зла Кюхельбекер вида г в духовном подвижничестве и христианском отречении от мира. Теперь Кюхельбекер связывает спасение человечества и каждого отдельного человека с и скули тельной жертвой Христа. В 30-е-40-е гг. Кюхельбекер не отридает важность и значение освободительных движений, но считает их лишь ступенью к духовному со- ■ вершенствазанию и самопознанию. Кюхельбекер, преодолевая внутренний конфликт своего собственного сознания, находит шору в христианстве и своего героя ведет путем личного спасения. Идея мцения не является для Кюхельбекера, как и для Пушкина, приемлемой основой жизненной позиции. Месть как бы венчает в мистерии пирамиду преступлений героя. Центром злодеяний Ижорского становится его игорный дом. Тема карт объединяет в мистерии важные смысловые узлы. У Кюхельбекера карты и карточная игра прочно ассоциируются с дьявольским наваждением, адскими силами. Тема карточной игры оказывается в поле зрения Пушкина. Особенно глубоко он развивает эту тему в повести "Пиковая дама". Пушкинский мир в этой повести реалистически насыщен социальным содержанием, но в то же время романтически загадочен, непредсказуем. Слияние фантастического и обыденного, реального и потустороннего, страсти и расчета определяет особое отношение Пушкина к сфере демонического. Демоническое здесь - выражение противоречий жизни, достигающих вызочайшего напряжения. Магические выигрыши /Чашщцкий/ и таинственные проигрипи/Гер-манн/ - отражение тайных законов жизни, которая фантастична. В финале .демонический герой у Пушкина не возвышается, а умаляется. Его сумасшествие - это не восхождение души к небесно^ отцу, как в "Ижорском", а самое обыденное пребывание в Обуховской больнице в 17 нумере. Демоническое преломляется в обыденное. В "Пиковой дане" звучит пафос исследования. Пушкинское понимание демонизш характеризуется прежде всего тем, что демонические темы и мотивы сопрягаются с универсальной моделью объективного мира. Не принимая, в конечном итоге, демонизм как'позицию, Пушкин включает его в общую картину мира как правомерный, закономерный и преходящий этап. Демоническая концепция жизни представляется Пушкину неизмеримо более сложной, чем Кюхельбекеру. Сложность и разносторонность пушкинского подхода к демонической проблематике глубоко отличают его трактовку демонизма в повестях от концепции демонизма Кюхельбекера.
В третьем параграфе исследуются философские основы демонизма и образ демонического героя в творчестве В.К.Кюхельбекера и М.10. Лермонтова. В литературоведении не раз ставилась проблема литературных связей Кюхельбекера и Лермэнтова. Идейная и даже стилистическая близость мистерии и.драмы "Маскарад" Дает серьезные основания предполагать влияние мистерии Кюхельбекера на дранку Лермонтова. Однако близость эта может быть обусловлена и европейской и русской романтической традицией и воздействием определенной системы философских представлений. Классическая немецкая философия глубоко воздействовала на русскую мысль. Но, пожалуй, никто из европейских философов не оказал такого мощного влияния на русскую литературу первой трети 19 века, как Ф.В.Шеллинг. Исследователя не раз отмечали воздействие идей Шеллинга на русских поэтов и мыслителей. Однако проблема русского шеллингиакства не разрешена еще. в литературоведении в полном объеме. Знакомство Кюхельбекера с работами Шеллинга подтверждается документально. Он изучал труды Шеллинга ещз в 20-е годы, а в 30-е года заново переосмыслил их, работая в это время над мистерией. Философские идеи немецкого мыслителя насыщают философский пласт мистерии "Ижорский".,
ЗРяд ученых связывает демонизм героев И.Ю.Лермонтова с шеллин-гианским пониманием категорий добра и зла, свободы и необходшос-ти. Шеллингианство составляет философскую базу лермонтовского демонизма. Волюнтаристские и детерминистские позиции сближают Лермонтова и Шеллинга. Лермонтов исключительно в юле видит источник всякого действия, реализующегося через борьбу. В то же время его глубоко занимает вопрос: как сочетать волю субъекта и объективную предопределенность его действий? Эту проблему Лермонтов решает и в драме "Маскарад". Мощная воля, личная свобода сталкивается с дейст--вием необходимости, невольно участвуя в ее создании. Арбенин, вовлекаясь в светскую интригу, осуществляет приговор необходимости. По Шеллингу, человек свободен,но, действуя свободно, он участвует в создании необходимости, которая не зашисит от отдельной воли. С таким пониманием диалектической связи свободы и необходимости сопрягается и шеллингианское определение трагического как вторжения скрытой необходимости в человеческую свободу, близкое лермонтовской концепции трагического в "Маскараде". Олицетворением необходимости становится Неизвестный. В "Ижорском" тоже есть демонологические персонажа, преследующие главного героя. Неизвестный заинтересован в личной мести. Шишимора апеллирует ко второму пришествию
Христа. В финале мистерии Ижорский становится мучеником за веру. Лидия берет на себя в подражание Христу "зрак раба" и как невинно убиенная обретает рай. Лермонтов полемически переоценивает духовные ценности христианства, тему мученичества.Нина, ставшая жертвой Арбенина,вводится в систему христианских идей о жертвенности, возникают ассоциации с жертвой Христа, "агнца божия".Смерть Нины иронически интерпретируется как мученическая кончина. В сценах смерти Нины и карточной, игры Арбенина и князя Звездича драматическое действие расширяется до масштабов христианского мистериально-го действа, но наполняется отнюдь не традиционным содержанием.Роковые силы персонифицируются в лице бога, которого Арбенин и обвиняет в финале драмы. Именно .темная первоволя определяет у Лермонтова божественное провидение. Taicoe понимание poica связано с шел-лингианским понятием темной основы в боге. Автор мистерии стремится к воссоединению личной свобода и необходим)сти и видит их гармонию в единении человека с богом. Это близко по духу учению Шеллинга, представляющего такую гармонию в виде абсолюта, в котором уничтожаются все противоборствующие начала. Лермонтова же интересуют диалектические идеи Шеллинга, взаимодействие противоборствующих сил. Лермонтов полемичен по отношению к демонической традиции христианской литературы. Кюхельбекер - представитель этой традиции, и философию Шеллинга он воспринимает в силу близости ее религиозному миропониманию.
В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего развития темы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ 0TPA2EHÜ В СЛЕДЯЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
1. Изучение проблемы "демонизма" в творчестве М.Ю.Лермонтова // Проблемы профессиональной подготовки учителя в свете перестройки деятельности системы народного образования:Тезисы докладов научно-практической конференции, Архангельск,15-16 сентября 1988 года. - Архангельск,1988. - Часть I. - С.137-138.
2. К вопросу о влиянии диалектических идей Ф.В.Шеллинга на творчество М.Ю.Лермонтова. - Статья деп. в ИНИОН АН СССР. - 1989. - Jé 38394 от 15.06.89.Библиограф.описание опубликовано в Библиограф. указателе Литературоведение. М., 1989, № II.
3. К идее рока в драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад" // Русская литература. - 1989. - № 3. - C.I6I-I66.