автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Абеленцева, Ольга Алексеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Исследования о жизни и деятельности митрополита Киевского и всея Руси Ионы и установлении автокефалии Русской церкви в 1448 г.
ГЛАВА 2. Характеристика комплекса источников по истории Русской митрополии второй половины 30-х - 50-х гг. XV века и деятельности митрополита Ионы.
§ 1. Грамоты и послания митрополита Ионы.
§1.1. Рукописная традиция сборников, содержащих послания и грамоты митрополита Ионы и некоторые другие актовые и эпистолярные источники по истории Русской митрополии середины XV в.
§1.2. Формулярная обработка посланий.
§1.3. Общее подразделение посланий и грамот митрополита Ионы на группы по разновидностям документов, тематике и географии адресатов
§ 1.4. Введение в научный оборот грамот и посланий митрополита
Ионы.
§1.5. Послания и грамоты митрополита Ионы. Таблица 1 (списки и публикации).
§ 2. 1) Грамоты и послания великих князей и епископата, касающиеся истории Русской церкви 30-х - 60-х гг. XV в.; 2) актовый материал (княжеские духовные, договорные, жалованные и другие грамоты и частноправовые акты).
§ 3. Документы Римской курии.
§ 4. Летописи.
§ 5. Житие митрополита Ионы. 105
§ 6. 1) Полемические произведения, посвященные Ферраро
Флорентийскому собору; 2) Агиографические источники . 107-
ГЛАВА 3. Жизнь и деятельность епископа Ионы до доставления в митрополиты и положение митрополии Киевской и всея Руси в 30 - 40-е гг. XV века. 110
§ 1. Сведения о периоде жизни Ионы до поставления на митрополию и вопрос о замещении митрополии Киевской и всея Руси в 30-е гг. XV в. 110
§ 2. Митрополит Исидор и отношение к Флорентийской унии в
Москве. 131
§2.1. Вопрос об отношении к митрополиту Исидору на Руси до поездки на Ферраро-Флорентийский собор. 132
§ 2.2. Вопрос о тверском посольстве на Ферраро-Флорентийский собор. 149
§ 2.3. Вопрос об отношении к Флорентийской унии в Москве . 158-
§ 2.3.1. О московско-тверском договоре 1437 г. в связи с историей
Русской митрополии начала 40-х гг. XV в. 185
§ 2.3.2. Об отношении Новгорода к итогам Флорентийского собора. 191-
§ 3. Установление фактической автокефалии Русской церкви в
1448 г. 199
§3.1. Источники по истории установления фактической автокефалии Русской церкви в 1448 г. 200
§3.2. Исторические и канонические обстоятельства установления фактической автокефалии Русской церкви в 1448 г. 225
§3.3. Вопрос о существовании оппозиции установлению автокефалии Русской церкви в среде русского духовенства и членов великокняжеского двора . 262
ГЛАВА 4. Митрополит Иона - политик и пастырь. 274
§ 1. Участие митрополита Ионы и духовенства в событиях феодальной войны в великом княжестве Московском. 274
§ 2. Московско-новгородские политические противоречия и их влияние на отношения между митрополитом Ионой и архиепископом новгородским Евфимием II Вяжищским . 294 -
§ 3. Пастырская и церковно-административная деятельность митрополита Ионы в Литве и его борьба против разделения митрополии . 308
§3.1. Получение митрополитом Ионой согласия литовских властей на управление православными епархиями на территории великого княжества Литовского и известия источников о его церковно-административной деятельности. 308
§3.2. Борьба митрополита Ионы и епископата Русской церкви против разделения митрополии после доставления в Риме митрополита Григория. 328
§ 4. Вопрос об избрании преемника митрополита Ионы. 361
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Абеленцева, Ольга Алексеевна
Рассматриваемый в диссертации период истории Русской церкви - 30-е -50-е гг. XV века - соответствует сложному и неоднозначно оцениваемому исследователями этапу истории Русского государства. Православная церковь являлась одним из важнейших институтов русского средневекового общества, поэтому существенное изменение ее статуса - установление фактической автокефалии, произошедшее в результате сложных и драматичных событий церковной истории рассматриваемого периода, заслуживает особого внимания исследователей.
Проблемы установления церковной автокефалии тесно связаны с политическими процессами, происходящими внутри государств, на территории которых появляются новые автокефальные церкви. Эти процессы волнуют широкие слои христианской православной паствы многих стран на протяжении нескольких веков. Не были исключением в этом смысле XIX и XX вв. В XIX в. на территории Европы возникло несколько православных автокефальных церквей. Отчасти это было связано с национально-освободительными процессами, протекавшими на территории этих государств, но само стремление к автокефалии поместных церквей, находившихся на канонической территории Константинопольского патриархата, отмечалось довольно рано, например, для Болгарской церкви с конца IX - начала X века. В тот период возможность реализации автокефальных устремлений также была связана с политическими процессами. Ликвидация Предславского патриархата явилась следствием завоевания Болгарского царства Византийской империей. При всей несомненной связи церковных и политических процессов, все же следует сказать, что автокефальные чаяния поместных церквей имели свое собственное содержание, не связанное с национально-государственным строительством. Так, лишь в условиях автокефалии успешно развивалось внутрицерковное строительство, получала условия для свободного развития национальная церковная мысль и литература. 6
В XX в. вопросы, связанные с автокефалией, возникали как следствие тех чрезвычайно неблагоприятных, часто трагических обстоятельств, в которых оказалась Русская православная церковь в СССР. В результате этих обстоятельств, а также неправомерных действий некоторых других автокефальных церквей, были отторгнуты многие приходы Русской православной церкви на территориях вне СССР, например в Финляндии и в некоторых других европейских странах.
Во многом схожая ситуация возникла в 90-е гг. XX в. Образование на пространстве бывшего СССР ряда независимых государств привело к политически обусловленным осложнениям в отношениях с теми бывшими епархиями Московского патриархата, которые, в силу сложившихся обстоятельств, оказались вне территории России. Эти события отечественной истории последних лет продемонстрировали актуальность углубленного изучения проблем, связанных с установлением церковной автокефалии, являющейся не только институтом канонического права, но имеющей, кроме богословского и канонического, еще и исторически обусловленный идейно-политический аспект.
В настоящее время у Русской православной церкви имеются значительные трудности в отношениях с епархиями, ранее бывшими под юрисдикцией Московского патриархата, а теперь оказавшихся на территории суверенных государств, и с епархиями, в настоящее время отделившимися от патриархата и претендующими на статус автокефальных церквей, как это происходит, например, на Украине.
В первые годы XXI в. с новой остротой встал вопрос о взаимоотношениях Русской православной церкви с Римско-католической церковью, в связи с экспансией последней на каноническую территорию Русской церкви.
Периодически возникающие проблемы во взаимоотношениях автокефальных церквей дают повод обратиться к историческому опыту, к детальному изучению деятельности видных церковных деятелей прошлого, одним из которых является митрополит Иона. Повышение значения Русской православной церкви как общественного института объясняет интерес к отдельным событиям 7 в истории Русской церкви, особенно к такому значимому, как установление автокефалии Русской церкви.
Автокефалия1 (самоуправление) Русской церкви была установлена в 1448 г. в результате вступления Греческой церкви в унию с Римской церковью на Фер-раро-Флорентийском соборе 1438 - 1439 гг. Непростое для епископата русской церкви и светских властей Руси решение было принято в условиях продолжающегося внутреннего кризиса великого княжения Московского, связанного с борьбой за престолонаследие. В связи с Флорентийской унией встал вопрос об отношениях Русской церкви и Константинопольского патриархата. Через 9 лет после заключения Флорентийской унии, в Москве решились поставить митрополита собором русских епископов. Им стал епископ рязанский и муромский Иона2 - один из видных церковных и политических деятелей середины XV в. Занимая в течение более чем 12 лет место предстоятеля Русской церкви и будучи одним из ближайших сподвижников великого князя Василия II Васильевича, Иона непосредственно принимал участие во многих политических событиях и оказывал на них существенное влияние.
На время его первосвятительства приходятся как многие драматичные события политической истории середины XV в. - феодальная война, татарские нашествия, так и крупные события в жизни Русской митрополии - установление фактической автокефалии Русской церкви и разделение митрополии Киевской и всея Руси на Киевскую и Московскую. Это во многом определило то неослабевающее внимание, которое исследователи уделяли рассматриваемому периоду и фигуре митрополита Ионы. Непростые обстоятельства, в которых протекала его церковно-политическая деятельность, вызывали и вызывают споры в исторической литературе.
Кратко обозначенный выше круг вопросов затрагивался как ранее, так и в последние десятилетия в отечественной и зарубежной историографии в ряде
1 Троицкий С.В. О церковной автокефалии // Журнал Московской патриархии. 1948. № 7.
2ПСРЛ. Т. XXV. С. 270; Т. V. СПб., 1851. С. 269; Т. XXIV. Пг., 1921. С. 184 -185; Т. XXVI. М., Л., 1959. С. 208; Т. XX. Ч. 1. СПб., 1910. С. 261. 8 исследований, посвященных разным аспектам внешней и внутренней политики Русского государства и истории Русской церкви, а также в работах, посвященных изучению отдельных групп источников. Монографического исследования и научной биографии митрополита Ионы до сих пор не написано. Кроме того, следует отметить, что круг источников, на который опирались историки при рассмотрении данной темы, сформировавшийся в основном к началу XX в., за последнее столетие несколько пополнился, а главное, многие источники и целые группы источников были подвергнуты углубленному изучению, но обобщающего исследования по рассматриваемой теме, как уже было отмечено, не создано.
В предлагаемой диссертации предпринято комплексное исследование отдельных аспектов истории Русского государства и церкви в 30-е - 50-е гг. XV в. и достижения в изучении источниковой базы по истории рассматриваемого периода с результатами изучения исторического процесса развития церковного законодательства, посвященного вопросам церковной автокефалии.
Хронологические рамки исследования охватывают 30-е - 50-е гг. XV в., с момента кончины митрополита Фотия до кончины митрополита Ионы, которая почти совпала по времени с разделением митрополии Киевской и всея Руси на две части: киевскую и московскую. Некоторые события, рассмотренные в диссертации и выходящие за ее хронологические рамки, затронуты в связи с необходимостью пояснения взаимосвязанных явлений и развивающихся процессов значительной временной протяженности.
Целью диссертации является всестороннее изучение деятельности митрополита Ионы и обстоятельств установления фактической автокефалии Русской церкви в контексте межгосударственных и межцерковных взаимоотношений (под которыми, после установления фактической автокефалии, понимаются отношения Русской церкви с Константинопольским патриархатом и папством) в середине XV в.
В соответствии с целью исследования, предполагается решить следующие задачи:
- дать анализ литературы вопроса, показать степень изученности темы;
- охарактеризовать основные группы привлеченных источников;
- изучить обстоятельства жизни и деятельности Ионы до наречения, избрания и поставления в митрополиты;
- рассмотреть ситуацию с замещением кафедры Русской митрополии, сложившуюся к середине 30-х гг. XV в., в связи с тяжелым положением Византийской империи и отношение к Флорентийской унии в Москве и западнорусских землях;
- изучить комплекс проблем, связанных с установлением фактической автокефалии Русской церкви в 1448 г. и возможность существования оппозиции установлению автокефалии;
- рассмотреть отношение митрополита Ионы и епископата Русской церкви к событиям феодальной войны;
- выявить характер противоречий между митрополитом Ионой и новгородским архиепископом Евфимием II;
- проанализировать характер взаимоотношений правящих кругов великого княжества Литовского и митрополита Ионы, определить степень участия митрополита в проведении внешнеполитических акций;
- рассмотреть вопрос о каноничности назначения преемника митрополитом Ионой.
В диссертации основное внимание уделено изучению обстоятельств установления фактической автокефалии Русской церкви в 1448 г., основанному на детальном анализе разных групп источников. Пересмотрены установившиеся ранее мнения о времени создания некоторых документов и их значении для оценки сложных церковно-политических событий рассматриваемого периода.
В первой главе рассмотрена литература, посвященная установлению фактической автокефалии Русской церкви, деятельности митрополита Ионы и изучению отдельных групп источников, отражающих события рассматриваемого периода.
10
В шести параграфах второй главы дан обзор основных групп источников по рассматриваемым аспектам истории Русской церкви середины XV века, охарактеризованы их основные особенности. В первом параграфе дана характеристика рукописной традиции, в рамках которой до нас дошли послания и грамоты митрополита Ионы, являющиеся важными источниками по истории установления фактической автокефалии Русской церкви, рассмотрены особенности в работе с текстами, сохранившимися в формулярной обработке, охарактеризован состав сохранившегося документального наследия митрополита Ионы по разновидностям документов, тематике и географии адресатов. Приведены наиболее полные сведения о корпусе посланий и грамот митрополита Ионы, представленные в виде таблицы с указанием списков, публикаций и датировок в разных изданиях. Во втором параграфе рассмотрены послания великого князя, епископата и актовый материал, касающиеся истории Русской церкви 30-х - 60-х гг. XV в. или позволяющие получить сведения для воссоздания общеисторического контекста. Сведения о посланиях великого князя и епископата представлены в виде таблицы. В третьем параграфе представлены три группы документов, связанных с деятельностью римской курии на территории митрополии Киевской и всея Руси. В четвертом параграфе представлен спектр мнений исследователей о происхождении летописных памятников, в которых отразились события рассматриваемого периода. В пятом параграфе охарактеризованы особенности Жития митрополита Ионы как возможного источника по рассматриваемой нами теме. В шестом параграфе кратко охарактеризованы нарративные источники, содержащие сведения по теме диссертации.
Третья глава подразделяется на три параграфа. В первом параграфе рассмотрены сведения источников о жизни и деятельности Ионы до поставления на митрополию - происхождение, сведения о пребывании его в Симоновом монастыре в Москве, вопрос о поставлении Ионы в епископы и возможные обстоятельства избрания и наречения на митрополию, а также некоторые обстоятельства деятельности Ионы в качестве епископа. Дана краткая характеристика церковно-политических обстоятельств поставления в митрополиты епископа
11 смоленского Герасима. Во втором параграфе детально рассмотрен комплекс вопросов, связанных с деятельностью на Руси митрополита Исидора и отношением к Флорентийской унии в Москве и в западнорусских землях. Отдельно рассмотрен вопрос о попытках в исторической литературе последних десятилетий пересмотреть некоторые установившиеся мнения, что, с точки зрения автора настоящей работы, не было подкреплено серьезным источниковедческим анализом. В третьем параграфе дан анализ источников по истории установления фактической автокефалии Русской церкви, и, на его основе, рассмотрен комплекс вопросов, связанных с обстоятельствами установления автокефалии, ролью духовных и светских властей, возможностью существования оппозиции установлению автокефалии.
Четвертая глава подразделяется на четыре параграфа. В первом параграфе анализируются сведения источников об отношении духовенства к феодальной войне, важные для понимания характера отношений между великим князем, удельными князьями и епископатом, как в этот, так и в последующий период. Во втором параграфе анализируется характер церковно-политических противоречий в отношениях между митрополитом Ионой и архиепископом новгородским Евфимием, рассмотрены вопросы о возможных автокефальных устремлениях Новгорода и о пастырской деятельности митрополита Ионы по отношению к новгородской пастве. В третьем параграфе рассмотрены два периода церковно-административных отношений митрополита Ионы с западнорусскими епископиями: 1) 1451 - 1457 гг.: получение прав на управление западнорусскими епископиями, характер церковно-административной деятельности в этот период; 2) 1458-1461 гг.: борьба за сохранение единства митрополии Киевской и всея Руси. Четвертый параграф посвящен вопросу о назначении митрополитом Ионой преемника.
В Заключении подводятся основные итоги исследования.
12
Заключение научной работыдиссертация на тему "Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно подвести следующие итоги нашего исследования:
Анализ источников, освещающих период жизни и деятельности митрополита Ионы до наречения его в митрополиты, показал, что, помимо сведений его Жития и «Сказания въкратце о святых иже в Рустей земли сущих» Иосифа Во-лоцкого, традиционно используемых для реконструкции этого периода жизни митрополита Ионы, возможно привлечение данных других летописных и агиографических источников, которые, хотя и не сообщают новых данных о жизни самого Ионы, но помогают воссоздать контекст событий, выявить некоторые особенности жизни Симонова монастыря в тот период времени, когда там монашествовал будущий митрополит, и которые затем способствовали его становлению как крупного церковного деятеля. Остается возможность для отождествления Ионы с известным по источникам архимандритом Ионой, хотя, в настоящее время, этому нет неоспоримых доказательств. Представляется, что епископ Иона управлял делами митрополии после кончины митрополита Фотия и до появления в Москве митрополита Исидора.
Рассмотренные источники сообщают о столкновении в этот период при замещении митрополичьей кафедры политических интересов Константинополя, Москвы и Литвы. Москва и Вильно были озабочены решением внутри- и внешнеполитических проблем. На первом этапе Литве удалось обеспечить в Константинополе поддержку своему кандидату на митрополичий стол, но нет убедительных данных о том, что митрополит Герасим был поставлен как митрополит Киевский и всея Руси, и что он был признан в Москве светскими или церковными кругами. Московские источники говорят о недовольстве великого князя Василия II отказом константинопольских властей поставить его кандидата в митрополиты. Для Византии в рассматриваемый период было важно обеспечить проведение линии на соединение церквей с целью получения военной помощи от западных государств. Поставление митрополита Исидора было обу
372 словлено политическими интересами Византийской империи, теснимой внешними врагами, и его интересы изначально были далеки от церковных или внутриполитических проблем Руси, требовавших постоянного присутствия митрополита.
Позиция отдельных земель Руси - Новгорода и Твери - накануне Ферраро-Флорентийского собора в вопросе о соединении церквей не нашла сколько-нибудь определенного отражения в источниках, что, однако, не может свидетельствовать в пользу характеристики устремлений правящих кругов этих земель как униатских. Их положение как частей митрополии Киевской и всея Руси исключало возможность непосредственно влиять на ход соборных прений. Присутствие в свите митрополита Исидора тверского светского посла представляется актом политическим, преследовавшим цель заручиться в дальнейшем поддержкой светских властей Твери.
Принятие унии митрополитом Исидором поставило Русскую церковь в сложное положение. Уния не нашла как активных сторонников, так и противников в католических землях Польши и Литвы, как представляется, по политическим, а не по идеологическим мотивам. Для православных в Литве была характерна выжидательная позиция. Попытки новейшей историографии пересмотреть общепринятые представления об отношении к Флорентийской унии в Москве и обстоятельствах отказа от ее принятия являются недостаточно аргументированными. Как «независимые», так и московские источники свидетельствуют об отказе московских властей принять унию и называют одни и те же основания для отказа - поминание папы римского прежде патриарха и обвинение в принесении «иных вещей много не по обычаю земля Рускиа».
Канонические правила возлагают принятие решений по вопросам вероучения на епископат, однако, не дают возможность самим епископам судить своего митрополита, а отдают это в юрисдикцию собора поместной церкви (или глав сопредельных церквей, если речь идет о главе поместной церкви). В Москве была соблюдена процедура отделения от главы митрополии, то есть получено подтверждение публичной проповеди униатских взглядов митрополитом, а
373 также было вынесено соборное суждение епископов об их ложности, затем епископат предложил митрополиту отказаться от унии, и был получен отказ Исидора это сделать.
В Москве, как показали последующие семь лет ожидания, не расценивали происходящее как предлог для обретения фактической автокефалии, которым, в противном случае, не преминули бы воспользоваться незамедлительно. Великий князь Василий II действовал по отношению к митрополиту Исидору в рамках историко-культурной традиции, которая не предполагала как полного отказа от ранее принятых норм отношений с Константинопольским патриархатом, так и каких-либо радикальных действий по отношению к митрополиту. Позиция великого князя оставалась единственным инструментом в борьбе с унией. Отношения великого князя с епископатом и духовенством в целом имели характер сотрудничества, а не конфронтации. Если же рассматривать вопрос о возможных политических последствиях принятия унии с Римом, то, как уже отмечалось в литературе, такой шаг мог привести к вмешательству курии во внешнеполитические отношения Русского государства со странами Западной Европы и способствовать проведению в этой сфере решений не соответствующих национальным интересам.
Источниками при рассмотрении вопроса об установлении фактической автокефалии Русской церкви в 1448 г. являются послания и грамоты великого князя Василия II Васильевича, митрополита Ионы и летописные известия. Летописную традицию отличает ограниченное количество сообщаемых фактов и лаконичное их изложение. Известия об этом событии в части летописей скорее отражают эволюцию во времени представлений о характере произошедшего, а не сами обстоятельства установления автокефалии.
Обретение Русской церковью фактической автокефалии состоялось в трудный для Русского государства период. Поставление митрополита связывается в источниках с острой необходимостью его участия во внутриполитических и церковных делах. В рассматриваемый период епископ Иона был признанным кандидатом, авторитет которого не зависел исключительно от полити
374 ческой воли кого-либо из князей. Упоминание источников о благословении, полученном Ионой в Константинополе, имело целью подчеркнуть связь Русской церкви с Греческой в смысле канонического преемства, но не являлось каноническим основанием для его поставления в тех условиях, в которых состоялось поставление Ионы.
Поставлению митрополита предшествовало обсуждение этого шага представителями светской и духовной властей. Во всех рассматриваемых источниках, сообщающих о поставлении епископа Ионы в митрополиты, говорится, что он поставлен собором епископов по каноническим правилам. Поставление митрополита в Москве не воспринимали как разрыв канонического единства с Константинопольской церковью, связи с которой не были только административными. Большинство духовенства и монашества в Византии не приняло унию, что сближало русское и византийское духовенство, так как и в Москве, и в Византии имел место конфликт с первыми предстоятелями церквей в лице патриарха и митрополита. Важно учитывать и влияние на позицию Руси в этом вопросе русского монашества, имеющего тесные связи с греческим монашеством. В Москве считали необходимым не осложнять отношения и ожидать возможных благоприятных перемен в отношении к унии в Константинополе. Таким образом, поставление митрополита Ионы в 1448 г. не преследовало цели разрыва с Константинопольским патриархатом.
Нельзя ответить со всей определенностью, думали ли в этот период в Москве о возможности изменения традиционного порядка поставления митрополитов, или предполагали вернуться к прежней традиционной схеме? На Руси давно присутствовало желание самим ставить митрополитов из числа русских клириков, которое отказывались удовлетворить в Константинополе как до падения Византийской империи, так и после.
Осмысление падения Византийской империи как события мирового масштаба требовало значительного времени. В посланиях митрополита 1459 - 1460 гг. вопрос об урегулировании отношений с Константинополем не поднимается,
375 а его падение расценивается как результат принятия унии.1 На восприятие прежней модели отношений между церквями должно было повлиять изменение традиционного порядка - из схемы управления митрополией Киевской и всея Руси был исключен император, роль которого в чине поставления патриарха занял турецкий султан, что не могло пройти незамеченным на Руси, так как, при сакральном объяснении прав императора на участие в поставлении патриарха, такая подмена не могла быть соответствующим образом мотивирована. Из источников следует, что права константинопольского патриарха на поставление митрополита не оспаривались и после кончины митрополита Ионы, во всяком случае, при жизни великого князя Василия II.
Возможная оппозиция установлению автокефалии Русской церкви могла иметь как канонический, так и политический характер. В историографии в качестве примеров существования среди русского духовенства оппозиции по-ставлению митрополита Ионы в Москве собором русских епископов приводятся конфликты между митрополитом Ионой и Пафнутием Боровским и боярином Василием Кутузовым. Детали конфликтов остаются для нас неизвестными, но то, что мы знаем, не дает оснований считать, что Пафнутий Боровский и Василий Кутузов отрицали законность поставления митрополита Ионы. Известные в настоящее время источники не содержат сведений, позволяющих говорить о существовании оппозиции установлению автокефалии Русской церкви в
1448 г.
Епископат и духовенство в целом впервые принимают участие в событиях феодальной войны после ослепления великого князя Василия II. Позиция духовенства в этот период отражена в его послании Дмитрию Шемяке, из которого следует, что духовенство, рассмотрев предшествующие этапы конфликта, сочло бесперспективным и ведущим к бессмысленным человеческим жертвам дальнейшее продолжение борьбы Дмитрием Шемякой. Во второй половине
1449 г. духовенством было принято решение о вступлении в силу условия кре-стоцеловальной грамоты о запрещении Шемяки. Митрополит Иона пытался
1 РФА. № 51: С. 187; РИБ. № 87. Стб. 648 - 649.
376 воздействовать на потенциальных союзников галицких князей в Вятке и в Новгороде, пытаясь обеспечить его политическую изоляцию. Единственное, что в сложившихся условиях могло сделать духовенство - это помочь зафиксировать сложившееся соотношение сил и, в дальнейшем, способствовать прекращению военных действий.
Архиепископ как глава Новгородской республики отстаивал ее политические и экономические интересы, а как глава новгородской церковной организации - заботился о доходах кафедры. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что во время первосвятительства Ионы и архиепископства Евфимия II церковные контакты Москвы и Новгорода осуществлялись в рамках канонических норм, но, при этом, имели место конфликты на политической почве, что значительно затрудняло для митрополита реализацию его властных полномочий.
Великие князья литовские ранее уже предпринимали попытки получить отдельного от Москвы митрополита на подвластной им территории. Однако митрополит Иона был признан литовским сеймом в январе 1451 г. и получил все права на управление православными епархиями на территории великого княжества Литовского, принадлежавшие ранее его предшественникам. Акт соединения митрополии осмысливался как следование традиции того периода, когда митрополита на Русь поставляли в Константинополе. При этом просьба митрополита Ионы о предоставлении прав на галицкие епископии, видимо, не была удовлетворена. Процедура передачи прав светскими лицами духовному не была освящена какими-либо законоположениями канонического права, а была обусловлена лишь необходимостью получения признания властных полномочий у светских властей, существовавшей и ранее для митрополитов, поставляемых на Русь в Константинополе. Важнейшим правом и обязанностью митрополита было поставление епископов. Известны имена восьми православных епископов, поставленных митрополитом Ионой на русских землях великого княжества Литовского.
377
Участие митрополита Ионы в политических межгосударственных отношениях между великими княжествами Московским и Литовским в качестве посредника определялось рамками традиции. Сложные межгосударственные отношения в рассматриваемый период требовали от митрополита значительных дипломатические усилий для исполнения его святительских обязанностей из-за невозможности опереться на авторитет и возможные дисциплинарные санкции со стороны Константинополя.
Разделение митрополии Киевской и всея Руси на митрополию всея Руси или Московскую и митрополию Киевскую и всея Руси произошло в 1460 г., после признания Берестейским сеймом прав на Киевскую митрополию ставленника римской курии митрополита Григория. Акт разделения митрополии Киевской и всея Руси был инициирован в римской курии, при участии греческих униатских епископов, нашедших себе в Риме приют и средства к существованию. Митрополия Киевская и всея Руси была разделена на две части по грамоте папы Пия II от 3 сентября 1458 г. 17 января 1459 г. папа Пий II выдал Григорию верительную грамоту как «архиепископу Киевскому и всея Руси»2. Разделение митрополии явилось следствием, прежде всего, политических причин.
Епископатом митрополии и правящими кругами великого княжества Московского было принято решение об обеспечении преемственности православного первосвятительства в управлении митрополией посредством избрания преемника при жизни митрополита Ионы. Решение о возможности благословения преемника принималось епископатом при участии великого князя между 22 и 31 марта 1461 г. Митрополит благословил в качестве преемника архиепископа ростовского Феодосия, о чем была составлена грамота, положенная на престол в Успенском соборе. Хотя благословение преемника посредством специальной грамоты было несомненной новацией, но за ней стояло соборное избрание преемника, как того требовали правила. Благословение преемника не явля
2 Documenta Pontificum romanorum historiam Ucrainae illustrantia (1075 - 1953) Vol. I (1075 - 1700). Collegit introductione et adnotationibus auxit Athanasius G. Welykyj. Roma, 1953. № 93. С. 156 - 157.
378 лось нарушением канонических норм, так как оно не противоречило тем положениям, на основании которых состоялось поставление митрополита Ионы.
Установление фактической автокефалии Русской церкви явилось следствием объективных обстоятельств и в дальнейшем стало важнейшей вехой в истории Русской церкви. Фактическая автокефалия была установлена в соответствии с каноническими правилами. Рассмотренные события дают основание считать митрополита Иону одним из наиболее ярких деятелей русской церкви XV века.
379
Список научной литературыАбеленцева, Ольга Алексеевна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842, т. 1-5.
2. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т.1.
3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1.
4. Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси конца XIV начала XVI в. Т. I - III. М., 1952 - 1964.
5. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV XVI веков. М., 1951. Ч. I.
6. Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб. 1838.
7. Бодянский О.М. О поисках монускриптов в Познанской библиотеке // ЧОИДР. 1846. Январь. № 1. Отд. 1. С. 12 16.
8. Библиографическая летопись// ОЛДП. Вып. 3. 1917.
9. Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием: в 16-ти вып. СПб., 1868 1917.
10. Ю.Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись / Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4.
11. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Материалы для 5-го Археологического съезда. Составил Д.П.Пурцеладзе. Тифлис, 1881.
12. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1.
13. Древнерусский текст грамоты Флорентийского собора 1439. Предисловие и подготовка текста Анджоло Данти. Флоренция, 1971.
14. Древняя российская вивлиофика Н.И. Новикова. 2-е изд. М.,1788. Ч. 6, 14.383
15. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV XVI вв. М., Л., 1950.
16. Иоасафовская летопись. М., 1957.
17. Иосиф Волоцкий. «Отвещание любозазорных и сказание въкратце о святых иже в Рустей земли сущих» // ЛЗАК. СПб., 1864(1862). Вып. 2.
18. Кадлубовский А.П. Житие преподобного Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным / Сборник историко-филологического общества при институте кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. II. С. 99 149.
19. Казакова Н.А. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» // ТОДРЛ. Т. 25. Л., 1970.
20. Коцебу А. Свидригайло, великий князь Литовский. СПб., 1839. Приложения
21. Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексея) / Источники и историография славянского средневековья. М., 1967.
22. Летопись занятий Археографической комиссии. Вып. III. Приложение. С. 28 -32.
23. Лихачев Н.П. Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. СПб., 1908. ПДПИ № 168.
24. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. Приложения.
25. Материалы для истории Русской церкви митрополита Макария. Харьков, 1862. Т. 1.
26. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., Л., 1949.
27. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (памятники XI XV в.). СПб., 1880 // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1880 (1908). Т. 6.
28. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. М., 1982.
29. Попов А.Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI XV вв.). М., 1875.
30. ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. Типографская летопись.
31. ПСРЛ. М., Л., 1949. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века.
32. ПСРЛ. М., Л., 1959. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись.
33. ПСРЛ. М., Л., 1962. Т. 27. Никаноровская летопись. Сокращенный летописные своды конца XV века.
34. ПСРЛ. М., Л., 1963. Т. 28. Летописец от 72 язык.
35. ПСРЛ. М., 1980. Т. 35. Белорусская I летопись.
36. ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. Устюжская летопись.
37. Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А.А.Зимина и Я.С.Лурье. М., Л., 1959.
38. Псковская летопись. М., 1837.
39. Псковские летописи. Вып. 1-2. М., Л., 1941 1955.
40. Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. Спб., 1911. Т. I II.51 .Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и св. отец с толкованиями. М., 1876 1880.
41. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские (Издание подготовлено Г.М.Прохоровым, Е.Г.Водолазкиным и Е.Э.Шевченко). СПб., 1993.
42. Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2.385
43. Русский феодальный архив XIV первой трети XVI вв. / Подг. текста и комментарии А.И.Плигузова и Г.В.Семенченко и др., под ред. В.И.Буганова. М., 1986-1992. Вып. I-V.
44. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русского, кончая временем Петра Великого. Составил В.Н.Бенешевич. Пг., 1914. Вып. II.
45. Сказание известно о Каменном монастыре приснопамятного старца Паисея Ярославова // Православный собеседник. 1861. Ч. 1. С. 197-216.
46. Софийский временник, или Русская летопись с 362 г. по 1534 г. / Издал П.Строев. М., 1820. Ч. 1-2.
47. Столетие Вятской губернии: Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Приложение к 2-му тому сборника. Вятка, 1881. С. 8 11. № 10, 11.
48. Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 года. Вятка. 1906. Вып. I — II. С. 31-38.
49. Consilium florentinum: Documenta et scriptores. Roma, 1976. Vol. XI. Acta slavica consilii florentini: Narrationes et documenta / Ad fidem manuscriptorum edidita versione latina J. Krajcar. P. 136 137.
50. Dlugosz, J. Joannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Opera omnia cura Alexandri. 1878. V. XIV.
51. Documenta Pontificum romanorum historiam Ucrainae illustrantia (1075 1953). Vol. I (1075 - 1700). Collegit introductione et adnotationibus auxit Athanasius G. Welykyj. Roma, 1953.
52. Dr. Gottlob A. Aus den Rechnungsbuchern Eugens IV zur Geschichte des Florentinums // Historisches Jahrbuch. V. XIV / 1. Munchen, 1893.
53. Laurent V. Les "Memoires" du Grand Ecclesiarque de TEglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438 1439). Paris, 1971.
54. A.Theiner et F.Miklosich. Monumenta et spectantia ad unionem ecclesiarum Graecae et Romanae maiorem partem e sanctioribus Vaticani tabulariis. Vindobonae, 1872.386
55. Nieznane dokumenta do unii Florenckiej w Polce. Podal Antoni Prochaska. S. 58 74 // Ateneum Wilenskie czasopismo naukowe poswi^cone badaniom przeszlsci ziem W. X. Litewskiego. Wilno, 1923.
56. Silvester Syropoulos. "Vera historia unionis non verae inter Graecos et Latinos sive Concilii Florentini exactissima narratio Graece scripta per Silvestrum Syropoulum" Hagae, 1660
57. Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae gentiumque finitimarum historiam illustrantia. (ed. A.Theiner). Т. II. Romae, 1861.1. Литература
58. Абрамович Д.И. Описание рукописей С.-Петербургской Духовной Академии. Софийская библиотека. Вып. 3. СПб., 1910.
59. Алексеев В.И. Роль церкви в создании Русского государства (Период от нашествия татар до Ивана III). Nyack, NY 10960. 1990.
60. Алексеев Ю.Г. «К Москве хотим»: Закат боярской республики в Новгороде. Л., 1991.
61. Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992.
62. Алексеев Ю.Г. Россия и Византия: конец ойкумены // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 1994. История. Языкознание. Литературоведение. Вып. 1. (№ 2). С. 12 -25.
63. Алексеев Ю.Г. У кормила Российского государства: Очерк развития аппарата управления XIV XV вв. СПб., 1998.
64. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. М., 1995. Т. 2.
65. Алмазов А. Умершие под церковным отлучением (Из истории отношения Греческой Церкви к народному верованию в вурдалаков). Сергиев посад, 1915.
66. Амвросий (Орнатский), епископ. История российской иерархии. М., 1807 -1815. Т. 1-6.
67. Барсов Т.В. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878.387
68. Барсуков Н. Источники русской агиографии. ОЛДП. 1882.
69. Белякова Е.В. К истории учреждения автокефалии Русской церкви // Россия на путях централизации. М., 1982. С. 152 156.
70. Белякова Е.В. Об одном источнике Жития митрополита Ионы //Архив русской истории. Вып. 2. М., 1992. С. 171 178.
71. Белякова Е.В. Обоснование автокефалии в русских кормчих // Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 139 161.
72. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963.
73. Бернадский В.Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М., Л., 1961.
74. Библиография работ по древнерусской литературе. Вып. 1, 2 (Ч. I III), 3. Л. 1996-1998.
75. Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века (Исследование и тексты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. СПб., 1996.
76. Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. 287 с.
77. Бобров А.Г. Новгородско-псковские отношения и Флорентийская уния // ТОДРЛ. Т. 50. СПб., 1997. С. 359 373.
78. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV XV веков. М., 1986.
79. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV XV вв. (по «житиям святых»). М., 1966.
80. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. I. С. 548-549.
81. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.388
82. Васильев А.А. История Византийской империи от начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998.
83. Веселовский С.В. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.
84. Викторов А.Е. Собрание рукописей И.Д.Беляева в Московском публичном и Румянцевском музее. М. 1881. С.
85. Водов В. Герасим митрополит Литовский или «всея Руси»? / In memoriam: Сборник памяти Я.С.Лурье. СПб., 1997. С. 230 - 238.
86. Водов В. Новгород и Флорентийская уния / Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т.Пашуто. М., 1999. С. 42 46.
87. Востоков А. Описание Русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.
88. Всенощное бдение. Литургия. М., 1991.
89. Гераклитов А.А. Филиграни ХУИека на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963.
90. Герд Л.А. Византийские завещания: функция преамбулы // ВИД. Т. 25. С. 243.
91. Гиронтас Р. Попытки церковной унии в великом княжестве Литовском // Славяне и их соседи. М., 1991.
92. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. 3. М., 1997 (= Т. 2. Ч. 1 // ЧОИДР. 1900).
93. Горский А.В. Св. Иона, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к изданию творений Св. Отцев в Русском переводе. Год четвертый. М., 1846.
94. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей московской Сонодальной Библиотеки. М., 1855 1915.
95. Грушевський М.С. 1стор1я Укра'ши-Руси. Льв1в, 1903 1906. Т. 4 - 5.
96. Делекторский Ф. Критико-библиографический обзор древне-русских сказаний о Флорентийской унии // ЖМНП. Ч. ССС. 1895, июль.389
97. Делекторский Ф. Флорентийская уния и вопрос о соединении церквей в древней Руси // Странник. 1893. Т. II.
98. Дмитриев JI.A. Повести о житии Михаила Клопского. М.; Л., 1958.
99. Дмитриева Р.П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Т. 28. Л., 1974.
100. Дмитриева Р.П. Библиография русского летописания. Л.,
101. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской церкви, второй выпуск (Период северно-русской митрополии 1237 1588 г.). М., 1886.
102. Дробленкова Н.Ф. Симеон Суздальский / Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 334 336.
103. Дробленкова Н.Ф. «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» / Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 401 403.
104. Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки по истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.
105. Дьяконов М.А. К истории древнерусских церковно-общественных отношений // Историческое обозрение. СПб., 1891. Т. 3. С. 72 91.
106. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. СПб, 1907 (М, Л, 1926).
107. Евгений, митр. (Болховитинов). Описание Киево-Софийского собора и история киевской иерархии. Киев, 1825.
108. Евгений, митр. (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. СПб, 1818. Т. I -II.
109. Евстафий, архим. Московский мужской ставропигиальный Симонов монастырь. М, 1867.
110. Зернин А.П. Об отношении константинопольского патриарха к русской иерархии. СПб, 1846.
111. Зернин А.П. Учреждение в России патриаршества. М, 1851.
112. Зимин А.А. Витязь на распутье. М, 1991.390
113. Зимин А.А. Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1977. № 38. С. 15-29.
114. Зимин А.А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV XV вв. // Проблемы источниковедения. М., 1958; Вып. VI. С. 275 - 324.
115. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV первой трети XVI в. М.: Наука, 1988. 350 с.
116. Иннокентий (Павлов), игумен. Духовная грамота святителя Ионы (К вопросу об автокефалии Русской церкви) // Византиноруссика. М., 1994. № 1.С. 127- 135.
117. Иннокентий (Смирнов). Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. СПб, 1817. Т. I II.
118. Иосиф, архимандрит. Подробное оглавление Великих Миней Четиих всероссийского митрополита Макария. М, 1892.
119. История СССР. Том I. С древнейших времен до 1861 г. Первобытно общинный и рабовладельческий строй. Период феодализма. М, 1956.
120. История СССР. С древнейших времен до наших дней. Том II. Борьба народов нашей страны за независимость в XIII XVII вв. Образование единого Русского государства. М, 1966.
121. Казакова Н.А. Западная Европа в русской письменности XV XVI веков: Из истории международных культурных связей России. Л, 1980.
122. Казакова Н.А. Известия летописей и хронографов о начале автокефалии Русской церкви // ВИД. Л, 1983. Т. 15. С. 92 102.
123. Казакова Н.А. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» // ТОДРЛ. М.; Л, 1970. Т. 25. С. 60 72.
124. Казакова Н.А. Хождение во Флоренцию. 1437 1440 гг.: (Списки и редакции) // ТОДРЛ. Л, 1976. Т. 30.
125. Казакова Н.А, Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI в. М, Л, 1955.391
126. Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке тайного советника, сенатора. графа Ф.А.Толстого. М., 1825.
127. Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси М., 1874.
128. Карамзин Н.М. История Государства Российского. М., 1993. Т. V.
129. Карпов Г.Ф. Очерки из истории российской иерархии: Церковная смута. Св. Иона, последний митрополит Киевский и всея Руси // ЧОИДР. М., 1864. Кн. 4. С. 144 206.
130. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т. 1.
131. Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970.
132. Клосс Б.М. Летопись Никоновская / Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 49-50.
133. Клосс Б.М. Летопись Новгородская первая // Словарь книжников. Вып. I, С. 246.
134. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI XVII вв. М., 1980.312 с.
135. Клосс Б.М. Список Царского Софийской I летописи и его отношение к Воскресенской летописи // Летописи и хроники. 1984 г. М., 1984. С. 25 37.
136. Клюг Э. Княжество Тверское ( 1247 1485 гг. ). Тверь, 1994.
137. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.
138. Ключевский В.О. Православие в России. Сборник статей разных лет. М., 2000.392
139. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1987 1990.
140. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. JI., 1991.
141. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга 1. Вып. 1 3. М., 1990 (СПб., 1874). 737 с.
142. Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М., Смоленск, 1994. 544 с.
143. Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексея) / Источники и историография славянского средневековья. М., 1967.
144. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. Лекции, читанные слушателям «Архивных Курсов» при Петроградском Археологическом Институте в 1918 году. Пг., 1918.
145. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998.
146. Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. СПб., 1904.
147. Левина С.А. Летопись Воскресенская / Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 39-42.
148. Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С.Уварова. В 4-х частях. Ч. 4. М., 1894.
149. Лилиенфельд Ф. О литературном жанре сочинений Нила Сорского // ТОДРЛ. М., Л., 1962. Т. 18. С. 80-98.
150. Лихачев Н.П. Из лекций по дипломатике, читанных в Императорском археологическом институте. СПб., 1905 1906 уч. г.
151. Лихачев Н.П. Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. ПД11И. СПб., 1908. Т. 168.393
152. Лихачев Н.П. Письмо папы Пия V к царю Ивану Грозному в связи с вопросом о папских бреве. (Этюд по дипломатике пап ). СПб, 1906.
153. Ломизе Е.М. К вопросу о восприятии Ферраро-Флорентийского собора русской делегацией. (Анализ сведений Симеона Суздальского) / Славяне и их соседи. М, 1996. Вып. 6. С. 140 152.
154. Ломизе Е.М. Письменные источники сведений о Флорентийской унии на Московской Руси в середине XV в. // Россия и Христианский Восток. Вып. I М, 1997. С. 69-85.
155. Лурье Я.С. Авраамка // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 1. С. 5.
156. Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. СПб, 1994.
157. Лурье Я.С. Духовное завещание митрополита Ионы (1452/1453 1461) // Памятники культуры: Новые открытия. 1994. С.
158. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV -начала 16 века. М, Л, 1960. С. 53 54, 69, 371.
159. Лурье Я.С. Иона // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 426 427.
160. Лурье Я.С. Как установилась автокефалия Русской церкви в XV в.? // ВИД. Л, 1991. Вып. 23. С. 181 198.
161. Лурье Я.С. Летописи белорусско-литовские (западнорусские) // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 26.
162. Лурье Я.С. Летопись Новгородская IV // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 52.
163. Лурье Я.С. Летопись Новгородская Хронографическая // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 55 56.
164. Лурье Я.С. Летопись Симеоновская // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 56-57.
165. Лурье Я.С. Летопись Софийская I // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 58-59.
166. Лурье Я.С. Летопись Тверская // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 63.
167. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV XV вв. Л, 1976.394
168. Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV первой трети XVI вв. Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М., 2001.
169. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Т. IV. Ч. 1. М., 1996. (=Т. 6.М, 1879).
170. Макарий, архим. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М., 1863.
171. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.
172. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской церкви. Тула, 1888.,Пг., 1915-1916. (СПб., 1897 1902) М., 2000.
173. Манкиев А.И. Ядро российской истории, сочиненное ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом, кн. А.Я.Хилковым, в пользу российского юношества, и для всех о российской истории краткое понятие иметь желающих. М., 1784.
174. Мансветов Н. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882.
175. Мейендорф И., протоиерей. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Париж, 1990.
176. Мейендорф И.Ф. Флорентийский собор: причины исторической неудачи //ВВ. Т. LII. М, 1991. С. 84-101.
177. Мельников С.А. Об отношении великокняжеской власти с Троице-Сергиевым монастырем в период феодальной войны (40-е годы XV в.) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1993. № 2. С. 27 34
178. Музейное собрание рукописей. Описание (Под ред. И.М.Кудрявцева). М., 1961.
179. Муравьев А.Н. История российской церкви. СПб., 1838. 451 с.
180. Насонов А.Н. Из истории псковского летописания // ИЗ. Т. 18. М., 1946. С. 255-294.395
181. Насонов А.Н. История русского летописания IX начала XVIII в. М., 1969.
182. Никитский А.И. Очерки внутренней истории церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879.
183. Николаевский П. Учреждение патриаршества в России // Христианское чтение. СПб., 1879. Август октябрь.
184. Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. СПб., 1907.
185. Никольский К. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю великого поста (историческое исследование о чине православия). СПб., 1879.
186. Никольский Н.М. История Русской церкви. М., 1930. 447 с.
187. Новикова O.JI. Новгородские летописи XVI века. Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. к. фил. н. СПб., 2000. С. 10.
188. Описание рукописного отдела библиотеки АН СССР. Исторические сборники XV XVII вв. Т. 3. Вып. 2. М., Л., 1965.
189. Описание славяно-российских рукописей графа Ф.А.Толстого. М., 1825.
190. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года: Комментированное издание / Составители З.В. Дмитриева, М.Н. Шаромазов. СПб., 1998.
191. Остроумов И. История Флорентийского собора. М., 1847.
192. Отчет ИПБ за 1859 г. СПб., 1860.
193. Охотникова В.И. Летописи Псковские // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 27.
194. Очерки истории СССР. Период феодализма IX XV вв. В двух частях. Часть вторая (XIV - XV вв.). Объединение русских земель вокруг Москвы и образование Русского централизованного государства (Под ред. Б.Д.Грекова, Л.В.Черепнина, В.Т.Пашуто). М., 1953.
195. Павлов А.С. Критические опыты по истории греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878.396
196. Павлов А.С. Курс церковного права. Троице Сергиева Лавра, 1902.
197. Павлов А.С. Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права // Православное обозрение. 1879 ноябрь декабрь.
198. Пассек В.В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М, 1843.
199. Пирлинг П. Россия и папский престол. М, 1912.
200. Платон (Левшин), митр. Краткая российская церковная история, М, 1823. Т. 1.
201. Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х томах / СПб, 1993. Т. 1. Лекции по русской истории.
202. Плигузов А.И. Гипотетический сборник митрополита Филиппа // РФА. Вып. V. С. 1029- 1033.
203. Плигузов А.И. О титуле «митрополит Киевский и всея Руси» // РФА. Вып. V. С. 1034-1042.
204. Покровский H.H. Афанасий // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 1. С. 73 -79.
205. Понырко Н.В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. Л, 1985. Т. 39. С. 379 387.
206. Попов А.Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI XV вв.). М, 1875.
207. Пресняков А.Е. Московское царство. Пг, 1918.397
208. Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII -XV столетия. Пг., 1918.
209. Приселков М.Д. История русского летописания XI XV вв. JL, 1940.
210. Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания. М., 1970. Вып. 1.
211. Прохоров Г.М. Летописные подборки ГПБ, F.IV.603. и проблема общерусского сводного летописания // ТОДРЛ. Л. 1977. Т. 32. С. 165 198.
212. Прохоров Г.М. Материалы постатейного анализа общерусских летописных сводов (подборки Карамзинской рукописи, Софийская 1, Новгородская 4 и Новгородская 5 летописи) // ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 137-205.
213. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.
214. Прохоров Г.М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // Книжные центры Древней Руси XI XVI вв. СПб., 1991. С. 136 -162.
215. Религия и церковь в истории России. (Советские историки о православной церкви в России). М., 1975. 255 с.
216. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901.
217. Сахаров М.А. Церковь и образование Русского централизованного государства // Вопросы истории. 1966. № 1. С. 49 65.
218. Сборник Российской Публичной Библиотеки. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1920.
219. Сборник памятников по истории церковного права (под ред. В.Н.Бенешевича). Вып. 2. Пг., 1915.
220. Семенченко Г.В. Духовная грамота митрополита Алексия (к изучению раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) / Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981. С. 7 21.
221. Семенченко Г.В. Духовные грамоты XIV XV вв. как исторический источник. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1983.398
222. Семенченко Г.В. Завещания церковных иерархов XV в. как исторический источник // Источниковедение отечественной истории. М., 1986.
223. Семенченко Г.В. Начальная часть духовных грамот вотчинников СевероВосточной Руси XIV XV вв. // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С. 226-239.
224. Сербина К.Н. Устюжское летописание XVI XVIII вв. JL, 1985.
225. Сергеевич В.И. Русские юридические древности. СПб., 1900. Т. 2.
226. Синицына Н.В. Автокефалия Русской церкви и учреждение Московского патриархата (1448 1589) // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 126- 151.
227. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. (XV XVI вв.). М., 1998.
228. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV XVI вв. Новосибирск, 1991. 396 с.
229. Скрынников Р.Г. История Российская. IX XVII вв. М., 1997.
230. Скрынников Р.Г Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX -XVII вв. СПб, 2000. 463 с.
231. Скрынников Р.Г. Святители и власти. JI, 1990. 348 с.
232. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1 2. JI, 1988 -1989.
233. Смирнов П.С. История христианской православной церкви. СПб, 1912 (М, 1994).
234. Соколов Д. История разделения Русской митрополии. СПб, 1900. С. 85 -109.
235. Соколов П.П. Был ли московский митрополит Исидор папским легатом для Москвы? Киев, 1908.
236. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М, 1993. Книга 2. Т. 4. Кн. 3. С. 649.
237. Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы / Приведен в порядок и издан под ред. А.Ф.Бычкова.СПб, 1882.399
238. Строев П.М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутия-Боровского // ОЛДП. № 98 СПб, 1891.
239. Строев П.М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие И.Н.Царскому. М, 1848.
240. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб, 1877
241. Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1 2. Ярославль, 1889 - 1890.
242. Суворов Н.С. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. СПб, 1876.
243. Сыроечковский В .Е. Гости-сурожане // Известия Государственной Академии истории материальной культуры имени Н.Я.Марра. Вып. 127. М, Л, 1935.
244. Татищев В.Н. История Российская. М.; Л, 1965. Т. V.
245. Татищев В.Н. Избранные произведения. Л, 1979.
246. Тихомиров М.Н. Россия и Византия в XIV XV столетиях // Зборник радова Византолошког института. Београд, 1961. Кн. 7. С. 23 - 38.
247. Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV XV веках. М, 1957.
248. Тихонравов Н.С. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М. 1892.
249. Токмаков И. Историческое и археологическое описание московского Симонова монастыря. М, 1892 (1896). Вып. 1-2.
250. Третьяков А. Московский Симонов монастырь. М, 1893.
251. Троицкий А.Д. Церковное отлучение и его последствия. Киев, 1913.
252. Троицкий С.В. Из истории спора Старого Рима с Новым // Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1955. Париж. № 23. С. 193-213,
253. Троицкий С.В. Каноны и восточный папизм // Вестник Русского ЗападноЕвропейского Экзархата. 1955. Париж. № 22. С. 120 131.
254. Троицкий С.В. О церковной автокефалии // Журнал Московской патриархии. 1948. № 7. С. 33 54.400
255. Троицкий С.В. Теократия или Цезаропапизм? // Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1953. Париж. № 16. С. 196 206.
256. Троицкий С.В. Халкидонский Собор и восточный папизм // Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1959. Париж. № 32. С. 255 268.
257. Уо Д. Славянские рукописи собрания Ф.А.Толстого. JL, 1980.
258. Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.
259. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской церкви. Период третий. От разделения митрополии до учреждения патриаршества (1410 -1588 г.). М., 1847.262 с.
260. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы 862 1863. Изд. 3-е. СПб., 1884.
261. Флоря Б.М. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 219-230.
262. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI XVI вв.). М., 1986.
263. Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. 224 с.
264. Хорошкевич A.JI. Исторические судьбы белорусских и украинских земель в XIV начале XVI в. / Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич A.JI. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982.
265. Церковь в истории России (IX в. 1917 г.). Критические очерки. М., 1967. 336 с.
266. Цинцадзе И. Историческая справка по вопросу об автокефалии грузинской церкви. Тифлис, 1906.
267. Цыпин В.А. Церковное право: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1996. 442 с.
268. Черепнин JI.B. К вопросу о русских источниках по истории Флорентийской унии // Средние века. М., 1964. Вып. 25. С. 176 187.401
269. Черепнин JI.B. Образование Русского централизованного государства в XIV XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.
270. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV XV вв. Ч. 1 - 2. М., Л., 1948- 1951.
271. Чистович И.А. Очерк истории западнорусской церкви. СПб., 1882. Ч. 1.
272. Шахматов А.А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1904. С. 12 14, 78-79.
273. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV XVI вв. М., Л., 1938.
274. Шахматов А.А. Отзыв об издании Н.П. Лихачева «Инока Фомы слова похвального.» СПб., 1909.
275. Шибаев М.А. Младшая редакция Софийской 1 летописи и проблема реконструкции истории летописного текста XV века // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Вып. 4. СПб., 2001. С. 340 -385.
276. Шибаев М.А. Софийская 1 летопись Младшей редакции. Автореф. на соиск. уч. ст. к. и. н. СПб., 2000.
277. Шпаков А .Я. Государство и церковь в их взаимоотношениях в Московском государстве от флорентийской унии до учреждения патриаршества. Киев, 1904. Ч. 1. Княжение Василия Темного.
278. Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. Т. IV. Ч. I. СПб., 1781.
279. Щербина А.Д. Литературная история русских сказаний о Флорентийской унии. Одесса, 1902.
280. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период. СПб., 1891. Т. 2.
281. Янин В.Л. Борьба Новгорода и Москвы за Двинские земли в 50-х 70-х гг. XV в. // Исторические записки. 1892. Т. 108.402
282. Янин B.J1. Из истории новгородско-московских отношений в XV в. // Отечественная история. 1995. № 3.
283. Янин B.J1. Из истории новгородско-московских отношений в XV в. Тезисы. // Россия в X XVIII вв. Проблемы истории и источниковедения. М, 1995. Ч. 2. С. 683-690.
284. Янин B.JI. Наместничьи печати двинских актов / Актовые печати Древней Руси X XV вв. Т. II. Новгородские печати XIII - XV вв. М, 1970.
285. Янин B.JI. Посмертная судьба Дмитрия Шемяки / Некрополь Новгородского Софийского собора. М. 1988.
286. Янин B.JI. XV в, 2 апреля. какого года? // Знание сила. 1983. № 8. С. 27-28.
287. Яцимирский А.И. Из истории славянской проповеди в Молдавии. СПб, 1906.
288. Яцимирский А.И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина. Вып. 2. М, 1897.
289. Alef G. Muscovy and the council of Florens // Slavic Review. 1961. V. XX. P. 389-401.
290. Fennell J. A History of Russian Church to 1448. London and New York, 1995. 265 p.
291. Fromman T. Kritische Baitrage zur Geschihte der Florentiner Kircheneinigung. Halle, 1872.
292. Ziegler A. Die Union des Konzils von Florenz in der Russischen Kirche. Wurzburg, 1938. S. 102- 108.