автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Многообразие бесконечности универсума

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Хазиев, Зия Анварович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Многообразие бесконечности универсума'

Текст диссертации на тему "Многообразие бесконечности универсума"

X .»'Ч * «г*'/ .

/ - /

/

«г

9 /

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МНОГООБРАЗИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ УНИВЕРСУМА (Философский анализ)

Специальность: 09 00 01 - Онтология и теория познания

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

В.Н. Финогентов

На правах рукописи

Хазиев Зия Анварович

УФА 1999

Оглавление

Введение.................................................3

Глава 1. Универсум, мир, бесконечность........................14

§ 1. Универсум и множественность миров.......................14

§ 2. Мир как целое. Анализ взаимоотношений целого и части.......25

Глава 2. Уровни бытия. Конечное и бесконечное.................35

§ 1. Оппозиция "Человек и Универсум". Конечное и бесконечное. . . .38

§ 2. Мир Парменида и мир Кратила............................45

§ 3. Двухуровневая модель бытия. Бесконечность как форма связи. . . 49

§4. Универсум как система. Миры Лапласа и Бергсона.............60

Глава 3. Феномены бесконечного универсума.....................76

§ 1. Многомерность как феномен бесконечного универсума.........76

§ 2. Разомкнутость как феномен бесконечного универсума. .........90

Заключение...............................................106

Литература...............................................112

Введение

Актуальность темы исследования. Тема бесконечности мира очень давняя. Красной нитью она проходит через многовековую философскую традицию (от учения Анаксимандра о беспредельном первоначале мира (ареггоп) до наших дней). С тех пор как существует философия, попытки людей "познать бесконечное" не прерывались. По праву эту тему можно назвать вечной. И все же, тема не исчерпывается наличием разных мировоззрений, откуда можно было бы почерпнуть то или иное видение бесконечности. Нельзя сказать, что в решении этой "вечной" проблемы философия стоит на месте, так и не продвинувшись вперед. Конечно, у нее есть истоки, уходящие вглубь естества человека, которые постоянно подталкивают его задавать одни и те же не стареющие и всегда актуальные вопросы. Но вместе с тем, есть огромный материал традиции, множество новых направлений в познании, откуда в том или ином качестве высвечивается стародавняя проблема, есть, в конце концов, современный мир культуры. Все это формирует современное состояние проблемы бесконечности и нынешний интерес к ней.

Во многом актуальность темы исследования обусловлена состоянием современной фундаментальной науки. Существуют разделы естествознания, которые тесно соприкасаются с различными '"ликами" бесконечности. В первую очередь здесь стоит упомянуть космологию. Неэвклидовы геометрии и общая теория относительности существенно изменили представление о бесконечности Вселенной. В рамках общей теории относительности стал возможным вариант Вселенной безграничной и конечной одновременно; раньше это утверждение выглядело бы, по меньшей мере, противоречиво. На присутствие бесконечности указывает и другой факт в космологии: связь между свойствами Вселенной - самого большого объекта исследования и

свойствами микромира, проявляющиеся на самых малых расстояниях. То есть, для того, чтобы понять, что именно происходит в масштабах

Л Л

порядка 10 см (размер отдельных галактик) нужно знать, как обстоят дела на расстояниях 10 см (планковская длина). Достоин упоминания и такой раздел естествознания как синергетика, где исследуется "упорядоченный хаос", который тоже имеет отношение к проблеме бесконечности. Существует проблема, связанная с бесконечностью и в математике, которая проявляется, например, в виде парадоксов в теории множеств.

Проблема бесконечности обнаруживается и в глубине самых фундаментальных философских проблем. Формами бесконечности являются такие феномены бытия как свобода, творчество, случайность. Она существенным образом связана с проблемой новизны. Проблема бесконечности напрямую связана с актуальной ныне проблемой предельных оснований бытия и деятельности. А за этими понятиями скрываются глубочайшие философские проблемы. Они лежат не только в сфере духовного бытия, но также проникают в материальное бытие. Кроме того, анализ явления на предмет его конечных и бесконечных форм способен осветить некоторые черты присутствия сознания в целом. Сейчас эта проблема тоже - одна из ключевых для философии. Нужно определить, какие формы в изучаемом явлении несут в себе признаки сознания.

Стоит еще отметить, что проблема бесконечности универсума -одна из немногих проблем, которая способна объединить в себе такие далекие друг от друга ветви познания как наука и теология. Существуют, по-видимому, процессы, протекающие сходным образом на разных уровнях универсума и нуждающиеся в едином сквозном описании. И наверняка бесконечность в этом плане могла бы послужить в качестве "общей единицы" описания. Иначе говоря, в философском плане

проблема бесконечности плотно пронизывает все обжитое человеком Мироздание.

Категории "конечное" и "бесконечное" являются фундаментальными характеристиками бытия. В частности, они характеризуют изменения, которые происходят во всех фрагментах бытия. Такие изменения идут в природе и в жизни общества. Поэтому актуальность темы может быть напрямую связана с процессами, происходящими в жизни общества. В нынешнем общественном сознании происходят радикальные изменения. В частности, сейчас наблюдается всплеск религиозности, который во многом обусловлен эсхатологическими настроениями. Мысли о предстоящем "конце света" могут быть не только пережиты, но и рассмотрены с разных позиций в рамках проблемы бесконечности.

Степень разработанности проблемы. Огромную роль в проблеме бесконечности сыграл Аристотель. Он неоднократно обращался к анализу этой проблемы. Ему принадлежит существующее и поныне разграничение понятия "бесконечность". Аристотель вел рассуждение о двух типах бесконечности: актуальной и потенциальной ("бесконечное в действительности" и "бесконечное в возможности"). По мнению Аристотеля, мы имеем дело исключительно с потенциальной бесконечностью. Что же касается актуальной бесконечности, то она в опыте нам не дана. В истории философии встречается и другое, не менее важное, разграничение понятия "бесконечность". Ее ввел в свое время немецкий философ Г.В.Ф. Гегель. В рассуждениях мыслителя бесконечность разделяется на отрицательную ("дурную") и истинную. Первый тип бесконечности характеризует процесс смены одной конечной формы другой. "Бесконечное" всякий раз выходит за пределы "конечного". Перешагивая через "конечное" мышление восходит к "бесконечному" путем постоянной смены конечных форм. В такой

трактовке "бесконечное" разворачивается на фоне скучного повторения одного и того же. Второй же тип бесконечности характеризует моменты становления целого. "Конечное" не исчезает бесследно, но переходит в другую форму. В этой трактовке бесконечности сохранена связь между отдельными состояниями.

Большое влияние на развитие проблемы бесконечности оказало средневековая философия. Пожалуй, в эту эпоху "бесконечность" была центральной темой размышлений философов. Каждый крупный мыслитель средневековья оставил ценные рассуждения по этой теме. Напомним здесь имена таких выдающихся мыслителей как Августин, Ф. Аквинский, Д. Ареопагит, Н. Кузанский, М. Экхарт. В противоположность взглядам Аристотеля философы этой эпохи считали бесконечность актуально существующей. Размышления о бесконечности зачастую совпадали у них с размышлениями о боге. Перечислим здесь некоторые новшества, которые в какой-то степени характеризуют заслуги средневековых мыслителей. Появилось онтологическое доказательство бытия бога, и бесконечность стала рассматриваться в первую очередь как атрибут бога. Понятие "бесконечность" стало сближаться с понятием "полноты бытия". Появились два противоположных направления в богословии - так называемые традиции апофатического и катафатического богословия. Первое направление (апофатика) представляло "бесконечное" (бога) как неисчерпаемое и не выражаемое; второе направление (катафатика) представляло "бесконечное" (бога) как неисчерпаемое, но выражаемое.

Большая заслуга в развитии проблемы бесконечности принадлежит И. Канту. Здесь, прежде всего, стоит упомянуть его антиномии. Мыслитель в построенных им антиномиях указывает на противоречивый характер познания. Утверждения, противоречащие друг другу, могут быть в равной мере признаны истинными или ложными. И это обусловлено

тем, что разум выходит за сферу опыта. В частности, разум впадает в антиномии, когда пытаешься высказывать суждения о мире в целом. Кстати отметим, что позже, в философской системе Г.В.Ф. Гегеля "противоречивость" играло роль основной черты понятия "бесконечность".

В недавнем прошлом советские ученые серьезно прорабатывали тему бесконечности. В целом они обращались к материально устроенному миру, используя мощь категориального аппарата диалектического материализма. Упомянем здесь наиболее серьезные работы. Это труды Т.А. Горолевича [34], A.C. Кармина [47], А.Ф. Кудряшева [51], С.Т. Мелюхина [68], Д.А. Нуриева [79, 80], В.И. Свидерского [92]. Эти исследования заслуживают внимания. В них был глубоко продуман тезис о неисчерпаемости материи. Этот тезис обсуждался учеными и в плане онтологии, и в плане гносеологии. В свете проблемы были выделены такие аспекты бесконечности: 1) интенсивная и экстенсивная бесконечности (или так называемые бесконечности "вширь" и "вглубь"); 2) актуальная и потенциальная бесконечности; 3) истинная (положительная) и отрицательная бесконечности. Правда, стоит отметить, что рассматриваемая проблема преподносится названными авторами однобоко. Действительно, бесконечность присутствует не только в материальном плане бытия, который только и является предметом их обсуждения. Многие философские традиции, имеющие полное право на существование, не нашли в трудах названных авторов достойного освещения.

Философы, занимавшиеся проблемой бесконечности, преимущественно ориентировались на естествознание. Эту тенденцию можно было обнаружить как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Видимо, этому способствовало бурное развитие "точных наук", начавшееся с конца прошлого века. Изменилась коренным образом

научная картина мира. И вместе с тем назрела необходимость заново поднимать вопросы, касающиеся фундамента наших знаний. Некогда ровная и спокойная по характеру сфера познания пережила череду бурных открытий. В эту эпоху складывалось новое представление о пространстве и времени. И, конечно, многое из того, что произошло, касалось непосредственно и проблемы бесконечности. Так, например, появилось представление о метрической бесконечности. Оказывается, термин "бесконечность" не синонимичен термину "неограниченность". В рамках представления о метрической бесконечности появились варианты миров неограниченных, но в целом конечных. Советскими учеными подробно обсуждалась тема бесконечности Вселенной. Речь, главным образом, шла о космологических моделях Вселенной. Результаты этих исследований отражены в работах: Б.С. Галимова [27, 126], A.M. Мостепаненко [71, 72], А.И. Панченко [81, 82], А. Турсунова [100], и в статьях Ю.В. Балашова [121], A.JI. Зельманова [128], С.Т. Мелюхина [133], Г.И. Наана [137, 138].

Очень содержательны для проблемы бесконечности оказались успехи математических наук. Внутри такой дисциплины как теория множеств, впервые в истории науки родилось содержательное определение бесконечности. До этого она определялась негативно: как то, что есть выход за всякое конечное. Бесконечное множество (в рамках теоретико-множественного подхода) может быть определено как такое, в котором существуют части (подмножества) эквивалентные самому множеству, В области бесконечного, таким образом, здравый смысл теряет почву. Ведь мы склонны думать, что целое всегда больше части. Подробнее о математических аспектах бесконечности можно познакомиться в работах И. Бар-Хиллела и А. Френкеля [108], Н. Бурбаки [18], И.Н. Буровой [19], А.Ф. Кудряшева [131], Ф.А. Медведева [66], А. Пуанкаре [89], Б. Рассела [143].

Ориентация на науку обнажает одну характерную черту. Универсум чаще всего понимается как сложная многоуровневая система. Об этом говорится, например, в работах А.И. Селиванова [93, 94]. В первую очередь, интерес вызывает характер поведения систем. Одни системы во времени ведут себя спокойно, однообразно, в согласии с законами функционирования, другие способны вести себя непредсказуемом образом. Первый тип систем часто олицетворяет конечный уровень бытия, другой тип - бесконечный уровень. В диссертации была использована онтологическая модель, разработанная В.Н. Финогентовым [104, 105]. Он именует вариант бытия, в котором все состояния универсума однозначно связаны, миром Лапласа. Это - мир конечного как такового, рассудочная модель бытия. Вариант же бытия, фиксирующий творческий характер развития, назван миром Бергсона. Это мир, в котором существуют как конечный, так и бесконечный уровни бытия.

Творческий характер развития связан с проблемой самоорганизации универсума. Сравнительно недавно появилась синергетика. Возникла она в среде термодинамики. Задачи, решаемые этим направлением естествознания, напрямую связаны с этой проблемой. Конечно, модель мира, которая здесь рассматривается, механистична, но она уже не является просто функционирующей системой, подчиненной каким-то законам. Мир, имеющий однообразный характер изменений, конечен. Но в центре внимания синергетики стоят системы, которые способны эволюционировать. Здесь, несомненно, присутствует какая-то загадка. Возможно ли, не наделяя мир Сознанием, понять, как происходит самоорганизация? Ведь качественные изменения, носящие творческий характер, трудно увязать с механистическими представлениями. Этой темы посвящены работы И. Пригожина [86, 87], а философские выводы

можно найти в статьях E.H. Князевой и С.П. Курдюмова [129], Г.И. Рузавина [144], С.И. Яковленко [147].

Способность к самоорганизации - это черта бесконечного универсума. В этом плане показательны концепции биологического эволюционизма. Прежде всего, это те системы, которые допускают творческий характер эволюции. Без элемента спонтанного развития трудно вообразить себе, как могла бы эволюционировать Природа. Универсум, в котором имеют место непредсказуемые изменения, бесконечен. Такой взгляд на строение мира изложен во многих классических трудах. В диссертации использованы работы: JI.C. Берга [6], А. Бергсона [7], В.И. Вернадского [21], А. Лима-де-Фариа [102], П. Тейяр де Шардена [113] и др. авторов.

Отметим, что творческий характер развития касается и таких реалий мира как культура и язык. В некотором плане это тоже миры, в которых присутствует бесконечность. Например, известная проблема: «Как так, в языке слова не меняются, а высказывания каждый раз новые?» -несомненно, указывает на присутствие уровня бесконечного в языке. Иначе в нем не могло бы рождаться что-то принципиально новое. Уровень бесконечного существенно связан с новизной, которая может появиться в системе. В диссертации по этому пункту имеются ссылки на следующих авторов: Г. Гийом [32], Ф. Соссюр [97], М. Мерло-Понти [133].

Итак, предшествующие исследования прояснили многие аспекты проблемы бесконечности: выявлены и описаны основные типы бесконечности (актуальная и потенциальная бесконечность, истинная и отрицательная бесконечность, экстенсивная и интенсивная бесконечность), проанализированы связи и взаимные переходы между конечным и бесконечным уровнями бытия; показано "присутствие" бесконечности в глубине многих философских проблем. В то же время

некоторые существенные моменты остались, по существу, вне поля внимания авторов, занимающихся этой проблемой. Все они, так или иначе, исходят из оппозиции "внешний мир - человек". На наш взгляд, подобный подход не является адекватным при рассмотрении проблемы бесконечности универсума. Этот подход справедлив только при рассмотрении бесконечности предметного мира. Но универсум не есть только предметное бытие, он включает в себя также социальное бытие, бытие духа, экзистенцию человека. Наше исследование и представляет собой попытку постижения бесконечности универсума, осуществляемую за пределами оппозиции "внешний мир - человек".

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является построение основ концепции многообразия форм проявления бесконечности универсума.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, следует прояснить значения ключевых для исследования понятий "мир" и "универсум" и осветить факты, которые склоняют к тому, чтобы признать множественность миров. Успешное выполнение этой задачи может показать, сколь разнообразными могут быть миры. Нужно отметить, что прояснение значен