автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Модальная структура текста Эссе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Модальная структура текста Эссе"
Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет
ГОРДЕЛИЙ Зоя Петровна
МОДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА ЭССЕ
(на материале английской литературной критики ХУП-ХХ в. в.)
Специальность № 10.02.04 — германские языки
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
На правах рукописи
Москва — 1991
Работа выполнена на кафедре стилистики английского языка Московского ордена Дружбы народов Государственного лингвистического университета.
НАУЧНШ! РУКОВОДИТЕЛЬ - кандидат филологических наук, профессор Н.Д.Токарева
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОГОЮНЕНШ - доктор филологических наук,
профессор Г.А.Вгйхман
кавдидат филологических наук, доцент Т.В.Андрюхина
ВЕДУЩАЯ ОРГАШЗАЩШ - Московский педагогический государственный университет им. В.И.Ленина, кафедра грамматики английского , языка.
Защита состоится "27"декабря 1991г, на заседании специализированного совета 1С—053. 17. 01 ло лрисуадению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Дружбы народов государственном лингвистическом университете по адресу: 119800, Москва, ГСП - 3, ул. Осгонешса, 38
С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан 1991г.
Ученый секретарь /г)
специализированного совета [7/Ь II. 1.1. ОС ВОТ., С КАЯ
Рдферируемая диссертация от носится к числу работ по функциональной стилистике и лингвистике текста в ранках коммуникативно-прагматического подхода к решению проблем. В качестве объекта исследования бша избрана модальная структура текстов эссе, а такте особенности ео формирования в английских литературно-критических эссе, относяаихся к различны) историческим периодам.
Актуальность диссертации обусловлена неослабевающим интересом исследователе!! к проблеме подал.ностн, а также к особенностям проявления згой категории на текстовок уровня. Всесторонне«; изучение и описание лингвистических средств 'выражения категории модальности в текстах различной язнрово-стилевой принадлежности также отвечает требованиям современного этапа развития лингвистики текста и английской стилистики. Актуальность исследования определяется и необходимостью поиска путей анализа семантической структуры текста.
Цель работы - всестороннее исследование проявления катего-
т
рии модальности в английской эссе литературно-критического характера, с точки зрения .соотношения составляющих ото^ категории (ее компонентов) и лингвистических средств ее выражения, а также установление' за вис иное т и не:кду характерными чертами текстовой модальности и обцимп Функционально-стилистическими особенностями текста эссе.
Поставленная иель определяет основные задачи исследования:
- уточнить сучнэстнчй характеристики модальности текста;
- разработать методику анализа гактонеягов модальности и их взинюохяоташ:! в рои;:;1'-; тзгетг.}
- устпг«?ь л ошм.-ть осп-" пллиц^е ахой гглегор:.:.;
- рпс:рьт;. евх.ш.ч.г'! по(м;;роз?.л,:л ьзрррхеи отюмшЯ »;с-.--у
составллшцими наследуемой текстовом категории;
- выявить основополагающие принципы форшгрованид модальной структуры эссе;
- исследовать, влияние акстрилингвкстических ^акторов на формирование тех шш иных типов модальных структур;
- описать особенности уорцнрованля ьюдальной структуры в текстах оссе различных периодов,
ь1атериалоы исследования послуяши текст эссе английских авторов на литературно-критические тепы, охватывающие в хронологической плане значительный период развития английской литературно-критической традиции с конца ХУй до первой четверти XX века. При установлении хрош.ил':;'-tci.K. рамок принииались во внимание и факторы, характеризующие становление и развитие эссеистики, Весь объём материала бш! разделен на три периода.
Анализу были подвергнуты тексты эссе из различных сборников общим объемом около 1500 странлц.
При рассмотрении текстов использовался описательно-аналитический подход, основанный на методах кошюнентного, а также супралинеарного анализа. Для проверки гипотез и данных широко использовались приема количественного подсчета, что обеспечивает достоверность полученных данных. Результаты исследования били проанализированы, обобщены и типизированы с использованием описательного метода.
Основные положения, выносимые на защиту
1, Категория чодальности текста ыокет быть описана в виде многомерной структуры.
2, Основными компонентами текстовой модальности являются сл едуйщие:
- о неточность
- интенсификации
-„экспрессивность
- варлггивкость точек зрения на объект оценки.
3. Компоненты модальности, сгруппированные в три параметра описания исследуемой категории: I) диапазон оценки; 2) способ
и степень выраженности оценки; 3) иерархия точек зрения, -яачяются основой для выявления ведущих принципов реализации модальной структуры текста.
4. Основными пришдипшш реализации модальных структур в английских эссе на литературно-критические тени являются следующие: "
- пришит противопоставления
- принцип контрастного вид олений
- принцип мозаичиости.
Научная новизна работы состоит в следящем:
- процесс реализации категории иодальности текста рассмотрен .о точки зрения структурности его проявления;
- разработана методика анализа и описания гадальной струк-
*
туры английского текста;
-дана сравнительная характеристика особенностей ^проявления подальноП структуры в текстах эссе на литературно-критические те!.:п, отно'стцпхся к различит гстергческш! периодам как в развитии эссе iu.ii. п.па текста, так и в сгянозлск'.ш английской литературно-кр'лткчесгоГ! трздту.гл.
Теоретическая значл;!ость исследования вогдвтаится в зш<, что получечяда рс?ул7>т?ти спосо<<ат?уг режниэ про^лг;: г^«:»-тивности гекгла. Сдвлпяи«.« з" .*гч г«ла овр^ол'-Н":? £уя7и::-
онал1»ио-с1'!листичсспо'' -г--:», ,-;-льп(г•'.:!••:;
боткл гопросо» тоир'.ш ;лп'лпГюг.ого ти-с. •-« •• т*. . о-г?.~ьпост'!,
Осг.о?пш полого¡ш дкссортццп погут спасо-'с:::. -»о.;<;?: чи?го-;у
представлении об осойенностях проявления категории модальности в зависимости ох принадлежности текста к конкретной канрово-стилевой разновидности. Принципы, положенные в основу иссле-дашаяд модальной структуры текста с разложением ее на соста-бЛЯч^а а определение и иерархии отношений между ними, могут йшь жшлу.ютни для изучения других типов текстов с анало-гш^та ючм 1&нлн,
¡{¡»¿■игичьская ценность работы определяется тем, что в ней щнцушьш и&юдиж анализа и описания модальной структуры английского ¡лс е, ко г о рал шхкет Ошь апробирована на других ¡¡ийиоеццютпк текста. Результаты исследования способствует рцаребот новцхч способов интерпретации текста в процессе 1фе1юдьвьш«1 стилистика английского языка в языковом вузе.
Ааоойшт работы. Теш диссертации является частью плана даучно-иеследовательской работ кафедры стилистики английского языка игл У, Основные положения п вы води диссертации обсуждались на заседаниях кафедра стилистики английского языка университета в ГУ66, 1969, 1990 годах.
Структура диссертации подчинена целя« и обусловлена задаг-чаш и спецификой исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка использованных источников.
Исследование проводилось в два этапа.
Первый зхац посвящен, определению сущности текстовой категории модальности и раэрпоотке концептуального аппарата, что позволило перейти к ооодпнии методики практического анализа текста.
15о второй части исследования проводится последовательное
описание лингвистических средств выражения кошюиентов модоль-
- ¡| -
нос п.) а та к-*с особенностей формирования модальной структуры текстов эсг.'-> трех периодов. Обобщение результатов второго этапа исследования вкточгот выявление принципов, леяагаих в осноие некоторое типов модельной структуры, Сравнительная характеристика этих принципов опирается на анализ факторов экстралингви-стичеокого характера.
XXX
Исследований проблемы модальности на уровне текста получило ноьнИ импульс в результате разработки болея широкого подхода к её изучении, В ранках этого подхода модальность рассиатри-вается как категория, способы выражения которой вктачапт различные лексико-грашгатлческпе и стилистический средства. Данное направление исследований в советском языкознании связано лреггде всего $ именами В. Л.Виноградом, Н.Ю. [йввдовоИ, И.Г.Гальперина
! др. Выводи, сделанные в работах этих авторов, позволили допол-
*
шть описок падешь нж значений эноционольно-экспресоитши композитом»-, Отнесение категории модальности к разряду коммуникативно-шиисипеских явилось основой для постановки и решения ятоИ проблемы в райках текста.
При переходе на нноЯ уровень рассмотрения проблелн многие ущвостнне характеристики категории ыодальяоетя лереосмпсли-оютсл. Так, граница су/1 '¿актирного " объективного в текстовой одадькости становится ьс? йолее раз:пао!<. Представляется ие-есос^рзэни» говорить о .субъективно:1. модальности текста, обт,ек-пч»?е содер-пйчо которой косит нодчинечл*.!!! характер к в»ра:члоюя орчеятатм г ч гора я» раялпчш-в групп« поил (сочпяльшгс, гуль-у.чгмх п др.).
Анализ субъективно-модального содержания текста имеет отношение к такой важной проблеме, как оценка автором описываемого. Оценка составляет основу модальности текста, а ее описание иохет осуществляться в рамках процедуры семантического анализа критериев оценки. Модальность текста как. бы соединяет в себе сферу семантики и сферу прагматики текста. Учет фактора адресата, попытка оказать на него милние, а такие соотнесенность содержания текста с его субъектом, отраженность в теисте позиции автора,-вводят нас в сферу действия прагматикл. Обращение к семантическим критериям оценки, попытка дифференцированно подойти к анализу ценностных ориентиров автора текста, а, значит, и привлечение различного рода информации, как заключенной в саком тексте, так и ассоциативно связанной с ним, -имеют прямое отношение к исследованию семантической структуры текста.
Б диссертации модальное содержание рассматривается как часть (¡числового содержания текста. Описание текстовой модальности можно представить в в .до двух групп понятий, упорядоченных в соответствии со степенно их значимости в процессе формирования модальной: структуры, Ути две группы относятся соответственно к шалу содарялнця и плану выражения, В плане содержания модальность текста рассматривается как иерархия субъективно-модальных смыслов, состоящая из: Г) варьирующихся аспектов опенки одного и того же предмета; 2) оценок различных предметов и 3) оценок предмета описания различными субъектами (в передаче автора), ]) плане выражения модальность складывается из иерархических отношений ее компонентов, предсгапллкщнх собой разноплановые по своей нрпроце лексико-стилпстичесние средства передачи эмоционально-оценочного оодерпания. Оубъег.тивно-
- б -
нодш'^инй смысл понимается кпк оценочная информация, заключенная в некотором отрезке текста, характеризуемом определенностью объекта оценки 11 субъекта этой оценки. Компонентами (ми составляющими) модальности названы."
- оценочность (анализируемая с учетов свшштнки критериев оценки, экс.плпн'лруемоЛ различными лексическими средствами);
- инхенскЛотгния (в ее лекоико-грэннотпческои вирахекии);
- экспрессивность (рассматриваемая кпк своеобразный прием по созданию выразительности контекста);
- вариативность точек зрения ип объект (здесь, как сувдст-вованго различите способов введения иного мнения в контекст
г вторе кой модальности).
Эти составляющие группируются в параметри описания текстовой модальности: 1)диапазон оценки; 2)способ и степень выраженности оценки (экспрессивность и интенсификация); 3)нерархня точек зрения.,
XXX
Первый параметр - диапазон оценки - складывается из различных зочетаний оцено'чнпх значений, в которих имплицируются подуем рекомендации , одобрения, запрета, сомнения, согласия, уверенности 5 т. д. Описание отого параметра основывается на анализе лекои-юекп:; значении слои, содержащих оценочную• коннотации. Для их горпктерпстеки в дпипо;1 исслсдов-ярч пспочьзустся гллсси£»к№~ !ия оцеяочн'-х аючея:11! по приян:;";; /»»яп. еенпптпчеекпх крпто-•ис? оценки, дрг-'укк'У-ии.т Л.Д.Лрушючоп. Согласно отой 1ляс-!!Г):;кац.чи кр::г''р-п оценка дел;тел о^ачои«* почине (хо]«-о/ плохо) чесп'ооцсночнус: сонеорпие, суилилпро-
ванные, рационалистические (с дальнейшей их дифференциацией).
о текстах эссе литературно-критического характера представлены все виды оценки:
- сенсорная:
(I) iit htove х-ead th« book «lth_^he_gre«teat_£lei3ure.
(Uaoaulay T.B.)
- суолпыировакная:
('¿) It viculi) Ъе cUii'lsult to n.uie . bock whiah exhibits more kinilness, fairness and modesty. (Uaoaulwy Т.Н.) (13 данном случае сублимированная оценка основана на этических критериях);
- рационалистическая:
(3) The e.*tiao ts ... »re in the highest dagxee v^lu.. bl e cn ttooDunt ot' the ini'prMwtlon wiiloh they aor.t-ln.
(HbOkUlay T.B.)
- Общая;
(4) Considered merely as u 0 opposition, it deaervss to be classed among the best epeoiroens of English ргозе..,
(H*o*ulay T.B.)
Б ходе анализа критериев оценкн в текстах различних периодов 0няи ввделени наиболее типичный оценочные шкалы. Каждый данный критерий, формирующий оценку явления, представляет со-, оой основание шкалы с некоторой точкой отсчета - нулевой оценкой, от которой в обе схорони направлены лучи с делениями, определявшими качественно-количественную характеристику того или иного ьида опенки.
Приведем припер одной из шкал рационалистической оценки, в основания которой лежит нормативный критерий:
о on v йл 11 ол я 1. ofMnarj seleot original
Следует ответить, что "с nnvi-ntionfci", м»reinarу" в применении к оценке худо-жест wiunjx произведений имеют отрицательную оценочную коннотацию.
Иццеленис оценочных галл способствует проведению классики кадия оценочных алеи».итоп, иаибочее чисто лстречтцихся в текстах
>ссе раяличтгг пгрмолов.
X X X
Второй трпигтр опнечимя текстовой модальности - способ и .■епеяь выраженности опенки - реализуется посредством двух оставляющих суОъпктивцо-оц»почкой модальности - эксиресспп-ости и интенсификации, Л«емогря на то, что эти составляющие одчинены опеночности, как основе формирования модальности
г
екстг., они не являются чисто количественной характеристикой, : вносящей нового качества в модальность коятекстп. )1ппрот*т, 5ладнвавдийся из этих двух компонентов параметр описания сле-г»т отнести к разряду качественно-количественных особенностей давления наследуемой категории.
Экспрессивность в качестве компонента »одалькости текста •дет быть определила каг' один из способов импликации нодплJiro содержания смисловнх отрезков текста итетета в кплои, я обеспечения процесса интерпретации эплояенмого в тслстй коЛ'". автор исночьзует различии* спосойи itpiíwieueww внюмгои тагочл к теп отрет;"-! текста, ки?л{»ч> со перчат "гонцентрпро-чно'.' чрр-.-<(.к'!1' .••вго,нзчого ип.чпррнщ. :ь сч'!т отПл средств yv;"itb.ii< .'vnyo'irabka mu'itmum ччгп.рля ж» тех remx, ко-
хорие вилолляыт ведущую роль а фсцмщювашш содергателыии сторовц retccra, Экспрессивность способствует актуализации KOiii4j;"HX оценочных значения лексических единиц. В диссертации экспрессивность понимается ти кояструт.ышй прием, иовишоциа выразительность контекста. Следует заиетить, что понятие конструктивного приeua пире понятия стилистического приема. Таким образом, способы швьшенин выразительности (aKOfipiCctifiiOCTij) контекста крале стилистических приеиов швчыл » другие кйц»йэицис.нйй-стйлис?ическпе особенной!и: ььсдсни« р<ии'(>еО|<шх 9» eueшов, «ихонационно-rрауичес,.ие 0.í.0|.íf,íel<np ф,м<) к т.д. |<ршер иллюстрирует ска-
3l¡HlWe¡
¡tut /««¿'if Uom ii(4iitlfbl «и eriier lia» sprung frua tíi* «UUt MlKl tj'leû.1 »( tili» i'ifcrOÄ M>-t>¡íl (blteJ.ÏÎJf P.}).)
ÍW'mtmeswi оценки ( •Ч>«м»Ш»1.« ) ушшш>&хоя »вспрессивлостью иоишмн (ковами(/iHiie, ИНОЩАШ/, п*п>1лци, миге?),
Нуойчдвшш* исольдоьпннб никаздло, что экспрессив-
ное^» (iповороттут реадиамцин различии* щшЖ, преследуемых им бри оссе, Л сйяаи с ut an щпюии okoui>evûi>buocui, мрья-pyuMMf « TClXtdX pftMH'lllllZ IkîfUwAOI), чю определяет одну из xui'UfciefiUßTHK качествешги'О отличи»» ¡яр их текмои друг от дру-vn,
ïa«, и/щшвр, oï'pfliweûi/f,' щюшги четк/р грань нету по-локителмю дцйИйваймш обш;тйи » tro пяти иодом в текстах üccí первого (ift(¡40,.(íi прониклось п предпочтении приема анги-■хезц всем другим отилиотичвйкни ирнешн. В тпкетах второго периода, дли которого хгф<ч,т<ф»« подчерки па ¡¡я«, вселение творческого, супт,вктиш1ип> начали (период романтизма в литературе), H.I iiepùuii план щотушют Образность ИйТм;юрц и
- Ц)
стилистического сравнения. Аналитичность текстов третьего периода проявилась в использовании иронии, не поаволяедеЯ видеть в оцениваемом только одну (положительную или отрицатель пуп) сторону.
Термином интенсификация обозначена в работе та составлять иодальности, которая соотносится со степенью выраженности оценки (в то зреи.ч пак экспрессивность характеризует способ BupaíeHHccTii опечки). Пнтенсприкапия, как и экспрессивность, способствует выделении тех отрезков текста, "оторня -иппболсе ва/снн с точки зрения заключенной б них авторской оценки. Явление интенсификации актуализируется посредством применения широкого спектра средств, позволяющих усиливать либо поломтельнув, либо отрицательную направленность оценки. Пшенеирикатор фактически определяет степень различных качественных проявлений оценки. В роли шпенеп:"-sai о ров могут выступать отдельные лаксемн, лрннздлг-гаиие различным частя» речи, а такяе словосочетания. Ч диссертации штенсифшсаторн били классифицлрованм т основе сепяигичеекчго сритерня. Таким образов било оделено пять типов лягеяекфи-:аторов. Это иитепол^якаюри, огреет)» s
1) степень наличия качества или в.гянности состояния ькм нопшш, i.jrrbv' ocnp^ioo, sciík г-гсгit, ь*«и.а, tinxnx,
CT.IRWH'ST mrnotennun и Т.П.);
2) частоту про;(кл'-'Нч-: кпеох>r> (m.'i.n, '.ччггимвя,
кпгетн.л,):
3) степень не-;'! -г':*,: :л.г »-цт«д<чш /"so
-Tielderalíl-, !;ГГ.::? --г¡-IÍ <>м.» vl^-.tir; уик lJ¿;?í.¿i /->;
i) ст^пен'. ' кг':i-;; с:: ч (m cht.
5) схепем. уверенности, нисюЦчавосш автора (дмвьЕП, сьнт^пги, р1;!(11дра).
Олвдуот отметить, что все перечисленные тши шгтеноифн-к&торов встречается в текстах всех трех периодов, ¿(окно говорить дшиь об относительно большей ила иеньаев представленности различных пх типов в текстах каждого конкретного периода,
Интенсификация п экспрессивность объединены в' раооте в один паралитр описания на том основании, что они выполняют оОчу«) функцию - Функции выделения отрезков текста, со.церь-жащих концентрированное выражение авторского намерения. 13 связи с огам средства интенсификации и экспрессивности часто дополняют друг друга. Параметр "способ и степень виракенности оценки" можно считать вертикальны но отношению к параметру "диапазон оценки", так как он дополняет качественно-количественной характеристикой те оценочные иилчгнля, которые формируют "горизонтальную" оценочную плоскость.
XXX
Третий параметр описания текстовой модальности - иерархия точек зрения. Он формируется из различных оценок, представленных в тексте в виде точек зрения различных суПъектов оценки. Иазванннй параметр также отраклет взаимоотношения этих точек зрения, и:; взаимовлияния. Вместе с тем, поскольку особенности оо се как типа текста во многом определяются я-рки вправе и но И субъектавностыо наложения, рьторскал шдольяоог» ашюлнлег ве-дуцуи роль в ..;о|И!нроя.ч«.ш г-сего ие,>а|1х»ч«С"0ГС строя гоч.з.:
- К
зрения. Поэтому рассмотрение существа третьего параметра описания распадается на две части; I) характеристика ведуцей авторской тональности и 2) описание способов сочетании точек зрения в субъективно-оценочном контексте асае.
Ведуцая ааторск.-.л тон.1льйосгь шхех sivar«TL у -¿ренность, настойчивость в ароодемн своей точки зрен.и, ¡»гсгГиричийвтъ, сомнение, BociopsenHücvb, стришенле к обг^мчшноста и т.п. Непосредственной «upauefuie отн осоовнтстм находят ■> дискурса: сентенции, рассуидешш, овогашм, - а тлкдв ь характере парантез, преимущественна попользует« для введения авторской оценка.
Для авторов эссе первого периода характерен назпды'еяьинй тон, смягчаемый иногда до зшчения настоятельного совета, рекомендации» Это выражается■ в предпочтении сентенции другим .[юриам
дискурса: •
It js, theraf are, . not a sufficient vlaiiloation o£ u. c'n«-
racter, that it is dr«,vn аэ it *рре*тз; íor папу characters ought neyer to be drawn... (Johnson S.),
Характер обобщении, вводимых в текст, токае красноречиво
описывает аедуду^ авто^скуа тональность, й текстах I периода
зю обобщения глобального характера cu ссачкой нл человечество ("the rest of ras.nK.lnd. ., "every mail", "there is 110 man...").
Что касается характера вводних слососочетлиай и предложений, то оий ra;r,:i; подкрепл-тт категоричность вивказизаюм оц»н-' кн. CzpeuA<iiue научать, иргдпмсивт в эссе конца ХЛ1 - первой половины ХУШ в.0. внргшетсл в парантезах типа: "... when advice is asked...", "1 1 ay it Льчп íor a rule», "I design to rea emraend ..," ,
л-ч/иы .•¡fivjj^k--!! ion jí.í.hoüí'l т«,кзчоь второго iiep.iü ía (конец
- lJ -
ХУИ - нерчяя четверть XIX в, р. ) раздагльяо отличается от пре«иЧ1»л»мкй тоналмюсш шкетов эссе первого периода. Авгор не питается поучать других, его оценю выражает восхищение иди неприятно, восторг или воэиуцение. Г!ентешшл уступает место рассуждению в 70 рм? лирического отступления. Доверительность тона определяется и иным характером обобщений, Введение в текст обо^щенно-личних структур "уси..,", "яот* pi из..." - преврлиает читателя в единомышленника автора. Искренность в сочетании с подчеркиванием субъективности своеП пояшши у авторов эссе второго периода проявляется в тоне сомнения и эмоциональной насыщенности вводнш («раз: "I mjnelf inula neither... и»г,.,в, "1 hate...", "... If I may so say..."
В текстах зеее третьего периода (конец XIX - первая четверть XX в.в.) отмечается стрттние к большем аргументированности мноли. Рассуждения укс не имеют характера лирических отступлений и прииимил более доказательны!! вид. Приемы ведения полемической беседы проотупаит более отчетливо: "Let us suppose, for example..."it Is met b,y the fant tli;-,t...", •the cblet reason wh.y..ШрОКО ИСНОЛЬЗуеТСЯ HOBl'.tt тип обобщений, которые автор основывает на компетентности'критиков и читателей: "ет-гу oonpetent reader... must ieel to be true..." "the intellectual pnhllc generally agrees «1th him" 11 Т.Н. Вводные фразы в текстах третьего периода сочеташ «нраление субъективности со стремлением к аргументированности мысли:
"Indeed...", "I, myself. ."in lact...", "ninth, rt^erves to be noted...", "we i.ro fain to nckno.vleiU-»".
С убъсктн в но—о вт о ic кап г.оч.'.лыюсть в tniajvir-. -see'.: riepu-одов вступает в различные отной"н:;ч с пноиочпльи^ш хср?гые-
r ,i
иилии посредством своеобразных сочетании точек, гренил, ВВОДИМЫХ в гзксг.
Основные пищ этих сочетаний uo.vao обобщенно ооозяачнть следующим образом:
- подчинен«« авторского мнения точке эре пил - основе;
- дополнение, ¿сдвиги» "чуаой" гочки зрения;
- подтверждение точки зрения;
- сравнение точек зрения;
- несогласие о мнением;
- контраст точек зрения.
Эти способа сочетания мнений отражают различные степени проявления двух основнпх понятий - согласия и несогласия, Приведем примери двух крайних позиций:
(1) " »Slaul et Juounik efc id»nea dioere Yltae.1
Hor,
• 'and Jein botb profit and delight In one."
CreeQh,
That the highest degree oi reverence Simula he paid to yeuth, and that nothing Lndeaent should he :vufferert to approach their eyes and e-гз, ¿.re preoepts exorted by sense and virtue frcra an ancient writer...'> (jehnaon S.) Рассуад&ншш U,Джонсона предшествует эпиграф - цитата из ангичних источников с переводом современника, Имступал в качестве базисного мнения, этот зпиграф как бы позволяет автору высказать с во», оценку, нь вмходл за рамки-заявленного я цитате, и дает ему право занять позиции поучающего.
Контраст Ючок зрен.л иллюстрируется примером из Г.Узллсаг
(2) ''Let us examine The f.od In the Car, whioh... is
dec
- L> -
дшгкаь!« n orks In а ysar thut _U8_the_h ¿ndl-
wqrk of ngarl,y all our bust living novelists,.'... Го challenge auaon_lj_t Р£Г;ое_Еп£11 sh_Jcurr chapter of Juii? the Obajujg сr of Eathec Waters iawcrth all
that Mr. H 0l'e-U-s H.G.J
Выбор способа сочетания точек зрения в значительной степени определяется гтюм ведущей авторской тональности. Обе зги характеристики в совокупности составляют отличительные признак« третьего параметра описания текстовой модальности -иерархии точек зрения. Этот параметр как бн достраивает модаль-нуч структуру, прадавчя eii глубину, 'объемность за счет введения в текст оценок, отличных от авторской или дополняющих ее.
XXX
Выделение трех параметров описания составило основу для разработки процедуры анализа конкретного текста с точки зрения его модальной структур».
]1 ходе практического исследования бич разработан ряд этапов (1-7), последовательное прохождение когорнх позволило перейти к целостному описанию модальной структурн'тексга и выявлении принципа, лежащего в основе ее формирования.
I этан - выявление тематических полей текста.
Необходимость отого тага обусловлена теи, что анализ первого параметра описания текстовой подпльностн - диапазона оценки - становится возмоашш лишь при условии ГруШшровпичп всех оценочных элеыентоя текста вокруг некоторое тематически;; общностей, хпраюертгаупдо отрезки токстл р--плячиоЗ проп п-нчостн. Тематическое поле Оорлируехся на основ,, ооцносга о--а ош:н-
- If',
ки или ее' субъекта.
Затем устанавливается характер взаииоотношеиий выявленных геи друг с другой. Таким образом описываются ключевые тематические поля и дополнительные по отношению к иш,
П этап - Описание характера элементов, еоставляшдих основу оценочного содержания в райках выделенных тематических полей.
Этот уровень подразумевает:
- сплошную выборку оценочных элементов текста, отнесение их к группам наделенных тематических палы;
- семантический анализ оценочных элементов с точки apjn.ii критериев оценки;
- описание типов оценочных структур.
Ш этап - Количественный анализ выявленных оценочных элементов (на большом шеенве текстов).
Этот иаг' включает:'
- регистрации обцего количества оценочных злеыешоа с точки зрения их принадлежносуи различный частяи речи;
- подсчет оценочных элементов, объединении): одинаковыми критериями оценки, и выявление ведущих критериев (ведущими критериями считаются те, которые формируют оценочность основных тематических полей);
- учет количества /потреблений каддого оценочного элемента;
- выяснение соотношения отрицательно и положительны оценочных структур (с использованной словарей к конгекстного анализа);
- объединение оценочных элеиентов в группы синонимов и определение удельного веса кла-доП из групп в обмен числе употреблении (отношение количества ушт^Ллсн.Ш сньониио» каждой группы к обцеиу числу уиогрййленнВ оценочных элементов);
~ пмчпц'нпв основных типов оценочных шкал,
IV этой. - Лкализ приемов, способствующих фокусировке внимания читателя на ведущих темах,
Это1 уровень анализа основывается на описании процессов повышения экспрессивности конгейста и способов интенсификации оценочных значений,
Анал па экспрессивности основывается на регистрации стилистических приемов и других средств, способствующих повышению выразительности контекста. Далее определяется роль этих приемов в ■четуализации ведущей авторской оценочной тенденции.
Описание способов интенсификации .заключается в составлении списков интенсификаторов и их классификации,
V этап - Описание р 1 т' 'тгьвести точек зрения.
На данном этапе определяются способы введения в текст иных точек зрения (цитация, аллюзия) и ошкмшшгея варианты сочетания этих точек зрения друг с другом и о авторской позицией.
VI этап - Описание принципа, лежащего в основе модальной структура.
Формулирование и характеристика принципа опирается на описание типов взаимодействий тематических полей, способов комбинирования точек зрения, о также многих других факторов качественного различия между текстами,
УП этап - Сводное описание выявленных особенностей по периодам.
Этот шаг опирается на результаты, получение после выполнения этапов I - У1.
X X X
Анализ текстов эссе на основе описанной выые процедуры позволил вцдвить ведущие тенденции в процессе формирования модальной структуры текстов эссе каздого из трех периодов. Эти тенденции в своей основе сводятся к реализации определенного принципа, которнй характеризует способ представления в тексте объектов оценки в сочетании со способом введения в текст других точек зрения. Принцип формирования модальной структуры может бить описан по схеме, состояцеИ из четырех уровней;
1) описание принципа, положенного'в основу взаимодействия тематических полей оценочяости;
2) описание характера оценочной семантики}
3) описание особенностей проявления параметра "способ и степень выраженности оценки (экспрессивности и интенсификации);
'О описание способов сочетания точек зрения, характерных для данного .принципа.
Первые три ступени отражают способ представления объектов оценки. Четвертая ступень характеризует способ введения в текст других точек зрения.
Несмотря на выявленные в результате анализа общие черти проявления модальности в текстах всех периодов, что определяет функционально-стилистические свойства исследуемого типа текста, удалось проследить развитие специфических для каждого периода особенностей.
Для текстоп первого периода характерна тенденция к разведению оцениваемых суцностей на разные полоса оценки. Эта особенность опирается на принцип противопоставления, легаций в основе типизированной модальной структуры. 3 ранки текстп включается такие теттмчрвкчс поля, которые но слоен оценочно П направленности прямо противоною-нч. ос но од их сочетличя находится принцип
- 1У -
симметричного противопоставления с включением в них антони-мичных пар слов. .В отношения антонимии чаще вступают существительные, оценочная коннотация которых в семантическом алане опирается на этические критерии (truth, falsehood, rirtue, rio», a vil, kindness и т.п.). Из приемов повышения выразительности кошекста особая роль в текстах конца XVII - первой половины ХУШ в. в. отеодится приемам антитезы, синтаксического параллелизма, а также аллюзии v шпации, что в свою очередь способствует поддержанию симметрии в представлении тематических полей, Интенсификация способствует акцентированию основной линии противопоставления. Из способов интенсификации предпочтение часто отдается превосходной степени прилагательных. Принцип противопоставления наиболее часто сочетается с тремя типами комбинирования точек зрения: подчинение авторского мнения точке прения - основе; развитие, дополнение авторитетной точки зрения' введение "чужой" точки .зрения для подтверждения своей правоты. Ото позволяет автору высказываться в категорическом тоне предписания, сентенции. ООп.ая тональность текстов этого периода -дидактическая, что соответствует характеристике данного этапа развития литературной критики как периода литературного законодательства,
В текстах вссе второго периода (конец Х/Ш- первая четверть XIX в,в.) отчетливо прослеживается тенденция к самовыражению автора, эмоциональному высказывании субъективного впечатления. В основе этой тенденции - принцип контрастного выделен ,я авторской субъективно-оценочной модальности на гоне других менее существенннх опенок. 'Гемптичвог.йс гола гонт раз тиру»1' д;<уг с другом. Оцчпетрпя в те продетазленли отсутствует: о'.;но из них выполняет роль (юна для 1'нт.елалгл другого. Аки.шя щ.-г.-нгов
-
с оценочной коннотацией текстов этого периода позволяет сделать вывод о преимущественном употреблении прилагательных сенсорной (эмоционально-психологической) ¡1 сублимированной (главным образом - ЭСТеГИЧеСКОй) оценки (llrely, -palling, splendid, rul^ac, beautiful ). Вщелению ведущего тематического поля способствует-образность лексических стилистических приемов (прежде всега тафоры, стилистического сравнения), включенных в контекст экспрессивного синтаксиса. Распространены различные способы интонационной офоршенности высказывания. Интенсификаторы дополнят функцию, выполняемую приемами экспрессии, входя в состав эмфатических структур. Среди точек зрения авторская бесспорно доминирует. Иногда вводится контрастирующая с ней точка зрения или точка зрения, с которой автор согласен, но она, как правило, вшюлнлет роль фона для актуализации авторской оценки. Ведущая авторская тональность отличается большой омоциональиостыо, вщшпвдейся в доверительности, восторженности или неприятии чего-либо.
В текстах третьего перпота (конец XIX - первая четверть XX в. в.) основной является тенденция к об активизации модального смысла за счет включения авторской оценки в широкие рамки биографического, культурного, литературоведческого и исторического контекстов. Авторская позиция отличается отрешением проанализировать разные стороны объекта и разные оценки этого объекта другими субъектами. В основе этой тенденции заложен принцип иозаичности в формировании модальной структуры. Тематические поля текста отличаются значительным разнообразием (как за счет смены рассматриваемой стороны объекта, так и за счет варьирования субъектов оценки). Тематические поля взаимодействуют, включаясь одно в другое, расиирля и дополняя основное тематн-тическое поле. Критерии оценки - в основном сенсорные (пмоцпо-
нально-психелпгические и интеллектуаль нс-пс миологические) И рационалистические (телеологические) (' pJesnsr.t, delipht-
Tul, Intsrestlni, slpalfloaot, destructive, nkllful ).
Нредстшиястся, что сочетанию разнопланоdux. критериев, какими мозно считать сенсорные и рационалистические, также следует отнести на счет тенденции к больней аналитичности в оценке объекта. Стремление к аналитиччостг не отвергает чувственного, образного осмысления и опенки объекта. Из приемов экспрессивности весьма распространено использование иронии, окска-орона, каламбура. Экспрессивный синтаксис реализует эмоциональный аспект авторской опенки. В текстах эссе присутствует многочисленные точки зрения, различные по характеру отнопгии'1 с авторской оценкой.
Описанные принципы, определяющие ведущие тенденции проявления модальной структуры текстов рссе трех периодов, согласуются с основной методологической направленностью английской литературной критики соответствующего этапа ее развития. Принцип противопоставления отрахает особенности этапа литера- . турного законодательства. Принцип контрастного выделения субъективно-оценочной модальности соответствует духу творческого процесса, характеризуемого стремлением к оо'мовыраяёиив (эпоха романтизма): критик то;:е должен быть поэтом. Принцип моваич-ности модальной структуры является характерным для новой ступени развития литературной критики,- когда аналитичность стала культивироваться представителями многочиспснннх школ и течений.
В цело!! в результате послпдоетнчя в inn внчвлона следующая тенденция i> разшгг.ч'л нодсл'-но'* структура текстов эссе на лите-рпгууяо-гртпчоцкло томи:
- от'однозначного противопоставления полохитеяышх а отрицательных сущностей со стремлением нивелировать субъективность автора охсилкоИ к авторитетам античности
- через эмоциональное, образное, недвусмысленное В1Ь сказывание личностного, авторского
- к стремлению синтезировать лпчнуц оценку, вира^ьннуи в эмоциональной форме, с обоснованием мотивов такой оценки путей анализа с алого объекта, рассмотрения его со ьсох сторон, а тагосе путем привлечения мнении компетентных лкдеП и различного рода релевантных сведении.
XXX
• Такиы образом исследование подтвердило, что:
1) текстовая категория модальноати могсет быть представлена -в вцде некоторого набора компонентов (составляющих), которые является качественными характеристиками исследуеноа категории; ,
2) составляющие модальности, сгруппированные в три параметра описания категории, служат основой для разработки процедуры практического анализа текста;
3) шд&тьная структура текста эссе ио:;:ет быть описана о точки зрения лежащего в ее основе принципа}
4) основные тпии модальной структур и английского иссе на литературно-критические тепы реализуются на основе принципов противопоставления, контрастного выделения и мозаичнос-си$
5) применение разработанной методики анализа позволяет ¡равнять особенности ьодальяои структуры определенных ти) )
пои текстов на различных этапах их формирования;
б) основные типы модальной структуры английского эссе литературно-критического характера складывались под воздействием экстралингвистичсских факторов.
Полученные в работе результаты не исчерпывают возможностей изучения особенностей модальной организации различных типов текстов. В русле развития теории английского языка представляется перспективным дальнейшее совершенствование предложенной методики анализа модальной структуры применительно к текстам других функционально-стилистических разновидностей.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
текста эссе // Содержание и принципы лингвостилистических исследований: Сб. науч. трудов ИМ нм, Ц.Тореза. - И., 1989,. Вып. ЗЗИ. - с. 113 - КО (0,5 п.л.).
2. Параметры описания текстовой модальности // Проблемы стилистической маркированности: Со. науч. трудов МГИИЯ им. М.Тореза. - :>!., 1990, Вып. 356„ - с. Р6 - 93 (0,5 п.л.)4
XXX
I. Один из принципов формирования модальной структуры
¡Un. к нет,™ // г.
шгагрлфия МГЛУ
i'-c.i п л.) К J Гир. ?-?J экз. Пил--
■Vir-.'c редакции: Мчскпэ, v.i < Телефон: 24S 27-а'1