автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Модальное значение действительности в композиционно-речевой форме "повествование"

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Медведева, Татьяна Роменовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Модальное значение действительности в композиционно-речевой форме "повествование"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Модальное значение действительности в композиционно-речевой форме "повествование""

Российский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический университет имени А.И.Герцена

На правах рукописи

МЕДВЕДЕВА ТАТЬЯНА РОМЕНОВНА

МОДАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В КОШОЗИДИОННО-РЕЧЕВОИ ФОРМЕ "ПОВЕСТВОВАНИЕ" /на материале англоязычной прозы/

10.02.04 - германские языки

АВТОРЕФЕРАТ

диссеотации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ленинград - 1991

Диссертация выполнена на кафедре английского языка Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор 3. Я.Тураева

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Е.А.Гончарова, кандидат филологических наук, доцент И.В.Шенько

Ведущая организация - Одесский государственный

университет

Защита диссертации состоится "30" октября 1991 года в 1330 часов на заседании специализированного совета Д 113.05.07 по присуждению ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена /191186, г.Ленинград, наб.реки Мойки, 48, корпус 14, ауд.314/..

С диосертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан " " считяБрЯ 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета /? />

кандидат филологических наук, доцент

Ре^ерисуемчя гкссээтесия, выполненная в русле нсследовани" по лингвистике текста, посзянена Рассмотрению специфики реализации з художественном тексте (ХТ) модального значения действительности. Указанная проблема решается на примере одной из композиционно-речевых форм ХТ, а именно: повествования, где главным объектом изображения является художественное событие ('Л.Р.Гальперин; В.А.Кухзренко). Таким образом, основным объектом рассмотрения в работе является модальное значение действительности художественного события.

Проблематика категосии исследовалась зо многих работах отечественных и зарубежных лингвистов. Е частности, были разработаны базовые понятия, связанные с определением семантического и функционально-прагматического статуса модальности (Е.И.Беляева; В. 3 .Панфилов; Г. В. Кслиански"; Н. Е .Петров; М. Грепл; а .гЛег яыска: я. ?.аког£), выявлены классы средств ее Еыраяения в высказывании (В.В.Виноградов;В.Н.Бондаренко;Н.Ю.Шведова;к.РаХгааг), исслепсва-ны закономерности соотношения ме"лу "арактеристиками языксвс" модальности и понятиями молально" логики: мотуса и ликтума, алети-иеско"', зпистемиь'эсоГ;, аксиологической модальностей (Т.Б.Алисова ;Е.И.Беляева;Т.И.Деиеоиева;И.Еалли;?.:Cчkietзk). Однако вопросы, кзсэ'-апиеся модальности целого текста, в том числе худог.ест-веннсго, остаются егае недостаточно изученными.

Актуальность работы обусловливается необходимостью дальне-"-вэго исследования содержательных и формально-структурных особенностей ХТ как единой системы, потребностью системного описания семантико-прагматических и других характеристик модального значения действительности, наименее изученного в сфере модальных значений. Лиссеотаыия представляет интерес такне с течки зрения новой парадигмы в науке, наплавленной на создание когнитивно" модели языка и текста.

Указанны1": ракурс исследования предполагает нироки" ннтзрпис-циплинарньк подход к анализу одного из актуализирующихся в ХТ модальны;: знамени";, "то позволяет рассматривать в качестве тессети-ческо" базы лчсоеотаини работы, выполненные в различных отраслях лингвистики и смежных с не* наук, з именно:

- семасиологии и семантике (Н.Л.Арутюнова;Е.М.Вольф;И.Б.Голинина; У..3.Никитин;Г).С.Степанов;и.ЗаьЬау:*. А1пзг:у,.А.К.ча.115.йау);

- прагматике (Г.!'.Зеляева;?,.т.аЧо-'?.;:Т.у.ш о^к)-

- ликгвисг""е текста (И.?.Га^ьп90т/и;Г.А .Гончарова;.?.Я.Т'/Рэевя; *. • Ч.?™1 ег) •

- литературоведения С'.:'.Ба"тин;Б.Успенскик;К.Ггуе);

- логике возможных мирсЕ и модальной логике (Е.В.Падучева;Я.А. Слинин;В.В.Целищев; Л.А.Шп^кка: З.А.КгЧрке: Е.МПпаПа).

Цель диссертации состоит в исследовании модального значения действительности художественного события в свете сушностных рефе-ренциальных и антропоцентрических характеристик ХТ. Цель работы предопределила постановку более частных задач исследования:

1) проведение сравнительного анализа высказывания как продукта естественного языка и ХТ в плане их модальности;

2) обоснование необходимости выделения двух аспектов исследования модального значения действительности художественного события: референциального и субъектно-оценочного;

3) построение типологии художественных событий;

4) определение языковых и собственно текстовых средств и структур, участвующих в реализации модального значения действительности художественного события.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется специфика реализации в ХТ модального значения действительности. Новым является применение концептуального аппарата экстенсионально-интенсиональной структуры к текстовому значению, а такие двуаспектное рассмотрение модальности ХТ. Классификация рефе-ренциальных разновидностей исследуемого модального значения позволила впервые системно рассмотреть универсальные референииально-мо-дальные характеристики прозаического ХТ.

Материалом исследования послужили 34 произведения англоязычной прозы преимущественно XX века обшим объемом более 2000 страниц.

Методы исследования. В качестве основного метода использовался метод непосредственного наблюдения худонественного материала с последующим обобщением полученных результатов. При изучении роли средств выранения исследуемого модального значения привлекались методы компонентного и стилистического анализов.

В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выносимые на зашиту положения:

1. Референииальный и субъектно-оценочный аспекты характеризуют как веч семантическую организацию речевого произведения, так и отдельные ее элементы, в частности, модальные значения.

2. Высказывание и ХТ различаются в плане реализации в них ре-ференпиального и субъектко-оцекочного аспектов модального значения действительности. С точки зрения референциального аспекта высказывание подразумевает отнесенность отражаемых действительных событий

к реальному миру, а ХТ предполагает двоякую референциальную отнесенность изобранаемых в нем событий: к худоиественному и реальному миру. С точки зрения субъектно-оценочного аспекта высказывание и ХТ различаются характером субъектных интерпретаций действительного события. Субъекты, интерпретирушие действительное событие, отражаемое в высказывании, находятся в одинаковом отношении к реальному миру, так как все они реально существуют. Субъектн, интерпретирующие действительное событие, изобраиаемое в ХТ, т.е. автор, определяемый как первичный субъект повествования, а такяе рассказчик и персонам, определяемые как вторичные субъекты, находятся в принципиально неодинаковом отношении как к реальному, так и к худоиественному миру, так как последние являются созданием автора.

3. Выделение экстенсионально-интенсиональной структуры модального значения действительности худояественного события обусловлено необходимостью комплексного описания двух выделяемых аспектов модальности. В частности, референциальный аспект модального значения действительности худояественного события, под которым понимается характер соотнесенности худоиественных и реальных событий с точки зрения их истинности или локности, представляется возможным описывать через экстенсионал модального значения. В свою очередь, субъектно-оценочный аспект, под которым понимается характер когнитивно-ценностного восприятия субъектами ХТ изображаемого в нем действительного события, можно описывать через интенсионал данного значения.

4. Специфика соотнесенности действительных худоиественных событий и реального мира обусловливает возможность выделения четырех референциальных разновидностей модального значения действительности худояественного события, определяемых в зависимости от характера экстенсионала данного значения, который является истинным или ложным.

5. Специфика соотнесенности действительных художественных событий и худояественного мира позволяет утверадать истинный характер интенсионала исследуемого модального значения, так как событие, описываемое в некотором ХТ как действительное, является истинным относительно этого текста. Однако истинность интенсионала модального значения действительности худояественного события имеет подвижный характер, что обусловлено наличием в ХТ варьирующихся полисубъектных интерпретаций действительных событий, составляющих основу субъектно-оценочного аспекта исследуемого модального значения.

- б -

б, Основным текстообразуюиим фактором, влиягоиим на характер представления в ХТ варьирующихся полисубъектных интерпретаций действительного художественного события, является повествовательная перспектива текста: ограниченная или неограниченная.

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном системном подходе к исследовании модальности ХТ, реализация которой обусловлена, с одной стороны, универсальными категориями логики и естественного языка, с другой стороны, важнейшими референциальны-ми и антропоцентрическими характеристиками самого текста. Предложенный подход к рассмотрению модального значения действительности монет быть использован при интерпретации других текстовых значений, тем или иным образом связанных с различными видами модальности: эпистемологической, деонтической, аксиологической и др.

Практическая ценность исследования заключается в том, что предложенное описание модальности ХТ в двух аспектах монет быть освещено в спецкурсе по лингвистике текста в языковом вузе. Выявленные в работе языковые и текстовые средства выражения модальности действительности представляется целесообразным учитывать при обучении стилистическому анализу и интерпретации художественной речи.

Объем и структура работы. Диссертация, выполненная на 170 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав и заключения. К диссертации прилагаются библиография, включашая в себя 150 наименований, из них 49 на иностранных языках, и список используемой художественной литературы.

Структура диссертации определяется последовательностью решения поставленных задач. Во введении обосновываются тема и объект исследования. В первой главе находят свое отранение проблемы общеметодологического характера, касаюшиеся статуса модального значения действительности в категории модальности высказывания и ХТ, а такяе более частные проблемы, непосредственно связанные с целью и задачами исследования: выделение двух аспектов модального значения действительности худояественного события, построение типологии ху-довественного события и некоторые другие вопросы. Во второй главе исследуется экстенсионально-интенсиональная структура модального значения действительности художественного события и четыре референ-циальные разновидности исследуеЕлого модального значения, выделяемые в зависимости от характера экстенсионала последнего. В третьей главе рассматривается субъектно-оценочный аспект модального значения

действительности художественного события, предполагавший наличие в ХТ эпистемологических и аксиологических опенок действительности, принадлежащих первичному и вторичным субъектам повествования. Особенности субъектных оценок действительности художественного события рассматриваются в зависимости от типа повествовательной перспективы, характеризующей тот или иной .текст. В заключении формулируются итоги исследования.

Апробация работы. Содержание диссертации было отражено в выступлениях на заседаниях кафедры английского языка РГПУ им.А.И. Герцена, в докладе на заседании межкафедрального "круглого стола" по вопросам модальности (1990 г.), на Герпеновских чтениях. (1989, 1990 г.г.), на совещании "Прагматические аспекты функционирования языковых единиц" (Воронеж, IS9I г.).

Содержание работы

Модальное значение действительности художественного события рассматривается в работе как ксп"Онент семантической организации ХТ, в которой выделяются два аспекта: референииальный и субъектно-оценочный. Референииальный аспект семантической организации ХТ связан с изучением характера отражения и моделирования реальной действительности в ХТ, с классификацией текстов, в том числе художественных, по их отношению к реальней действительности, с проблемами соотношения художественного вымысла и реальности- (Н.Ф.Ир-теньеЕа.З.Я.Тураева.ГТ.Ггуе). Сущностной особенностью ХТ является двоякая референпиальная отнесенность изображаемых в нем событий: одновременно к художественному и реальному миру.

Субъектно-оиеночный аспект семантики ХТ, раскрывающий иерархию субъектов единого художественного целого, связан с проблемами полифонии (М.М.Бахтин), многофокусности повествования (Б.А.Успенский, W.С.Booth,N.Friedman), типологией повествований от первого или третьего лица (K.H.ATapoBa,r.A.JIeccKHC,L.Dolezel). В настоящей работе при рассмотрении субъектных систем ХТ теоретической предпосылкой исследования является концепция Е.А.Гончаровой, где автор определяется как "объективированный в форме конкретного ХТ когнитивный субъект, а персонаж - как субъективированный чесез фиктивную акиионэльную и речевую самостоятельность объект познавательной деятельности и автора и читателя". Определение Е.А.Гончаровой позволяет разграничить основного, первичного субъекта ХТ -автора и вторичных субъектов - рассказчика и персонажей. ПеоЕич-ньп"* и вторичные субъекты находятся в принципиально неодинаковом

отношении как к реальному, так и к художественному миру, так как последние являются созданием автора и обладают не реальной, а фиктивной речевой и акциональной самостоятельностью (Е.А.Гончарова).

В работе показано, что референциальный и субъектно-оиеночный аспекты семантической организации правомерно выделять не только в ХТ, но и в высказывании как продукте естественного языка. В последнем случае референциальный аспект предполагает характер отражения в высказывании реального мира или одного из возможных миров, в большинстве случаев достижимых из реального, а субъектно-оиеночный аспект выявляет присутствие в высказывании субъекта (субъектов), подвергающих отражаемое положение дел (событие) определенной интерпретации. Однако в связи с тем, что высказывание подразумевает отнесенность отражаемых в нем событий только к одному из миров*, а субъекты, интерпретирующие данные события, не связаны отношением первичности/вторичности, как это имеет место в ХТ, реализация указанных аспектов в высказывании и ХТ существенно различается.

Изложенные общетеоретические принципы выделения референциаль-ного и субъектно-оиеночного аспектов семантики речевого произведения позволяют использовать их для исследования частных значений, в том числе модального значения действительности художественного события, актуализирующегося в ХТ. Описание данного значения проводится с точки зрения его экстенсионально-интенсиональной структуры, компоненты которой описываются как в плане содержания, так и в плане выражения.

"С точки зрения плана содержания модального значения действительности художественного события существенным оказывается понятие художественного события, получившее разнообразную трактовку в современных исследованиях (В.3.Демьянков,Т.М.Николаева,И.Я.Черну-хина.з.сЬа^ап). В настоящей работе под художественным событием понимается дискретный элемент динамического хуложественного повествования, а именно: описание в ХТ действий, поступков и происшествий, относящихся к определенному субъекту (субъектам) художественного мира и представляющих собой результат автооского творческого осмысления и переосмысления реально существующих динамических яв-

В настоящем изложении речь идет о "классических" ¿активных высказываниях, которые однозначно отражают положения дел (события), имевшие место в реальном мире. В высказываниях иного семантического плана, а именно: с элементами иносказательности, подтекста или намеренного искажения действительности, референция осуществляется белее чем в одном направлении.

лений. Из приведенного определения следуют, по крайней мере, три основных параметра, необходимых для адекватного описания художественного события:

- временная локализованность/нелокализованность художественного события в сюжетном времени;

- характер отнесенности события к субъекту (субъектам) художественного мира;

- характер референциальной отнесенности художественного события к событию реального мира.

С учетом указанных параметров выделяются следующие разновидности художественных событий:

1) конкретные художественные события:

- квазиреальные; т.е. изображаемые в ХТ действия, поступки и происшествия, имеющие ограниченную протяженность в сюжетном времени и относящиеся к определенному субъекту (субъектам) художественного мира. В референциальном плане такие художественные события имеют аналоги в реальном мире, но не являются истинными относительно последнего.

- ирреальные, т.е. изображаемые в ХТ действия, поступки, происшествия, относящиеся к субъекту (субъектам) художественного мира, имеющие ограниченную протяженность в сюжетном времени и являющиеся продуктом авторского вымысла. В референциальном плане такие художественные события рассматриваются как нереферентные и не имеющие аналогов в реальном мире, так как они противоречат физическим или каким-либо другим объективным законам последнего.

2) художественные события-обобшения

Данные художественные события представляют собой изображение в ХТ действий, поступков и происшествий, не локализованных в сюжетном времени и относящихся к многим субъектам как художественного, так и реального мира, поставленными в аналогичную митуацию. В референциальном плане такие художественные события являются общереферентными.

В работе рассматриваются только действительные художественные события, т.е. события, представленные в ХТ как имеющие или имевшие место з определенный момент сюжетного времени (конкретные квазиреальные и ирреальные художественные события) или не локализованные в сюжетном времени (художественные события-обобщения).

Исходя из изложенного, представляется возможным дать следующее опрелеление исследуемому модальному значению, учитывающее ре-

ференциальный и субъектно-оценочный аспект семантики XT. Модальное значение действительности художественного события является компонентом модальности XT, предполагающим существование в художественном пространстве и времени некоторого динамического явления (действия, поступка, происшествия), относящегося к определенному субъекту (субъектам) художественного мира и представляющего собой результат авторского творческого осмысления и переосмысления реально существующих динамических явлений.

В результате анализа структурно-семантических характеристик модальности действительности (K.Ajmer.w.Rathay) в работе были выявлены средства выражения модального значения действительности художественного события, определяемые как констативные и ассертивные высказывания. В обоих типах высказываний выражается точка зрения субъекта относительно истинности утверждаемой пропозиции, так как "пропозиция существует в мозгу только в виде мнения" (W.Rathay). Однако в констативных высказываниях точка зрения выражается имплицитно и вычленяется только на глубинном уровне, вследствие чего формальным признаком таких высказываний является отсутствие глаголов пропозиционального отношения и других модусных модификаторов высказывания. Например: Не is cute. Г have told the truth. They went there yesterday.

В ассертивных высказываниях точка зрения субъекта на утверждаемое событие выражается эксплицитно. Это происходит при выполнении одного из целого ряда условий. В главной части сложноподчиненного предложения имеет место ассертивный модусный предикат, выражающий знание утверждаемого события: know, realize, be aware, уверенность в существовании утверждаемого события: be sure, чувственно-эмоциональное отношение к нему: be glad, be sorry, regret. Эксплицитное выражение точки зрения субъекта имеет место такие при употреблении в высказывании модальных наречий и частиц, выражающих категорическую достоверность истинности утверждаемого события: really, certainly,surely, actually, indeed, evidently, а также при парен-тетическом употреблении ассертивного придиката: Не has gone out, I am sure.

Структурно-семантическим ядром констативныг и ассертивньгг высказываний являются формы изъявительного наклонения, однозначно указыватошие на фактическое существование изображаемого события, т.е. на действительность последнего.

Что касается структуры модального значения действительности художественного события, то в ней, как и в любой вербальной струк-

туре, отранаюией реальный и/или возможный мир, правомерно выделять экстенсиональный и интенсиональный компоненты (Р.Карнап,Ю.С.Степанов, М.В.Никитин ) . Как известно, указанные компоненты структуры значения определенным образом соотносятся с понятиями истинности и ложности. Смысл предложения лежит в интенсиональной области, в то время как "истина" или "ложь" - в экстенсиональной" (Ю.С.Степанов). Однако такое соотношение истинности и ложности с экстенсиональной и интенсиональной сферами семантики имеет место в естественном языке, где референция осуществляется в одном направлении, а интенсиональная сфера семантики "в общем строится как копия экстенсиональной сферы" (Ю.С.Степанов). В ХТ, где референция имеет два направления и где интенсиональная сфера имеет тенденцию к безграничному варьированию смысла и в большинстве случаев не является симметричной экстенсиональной, понятия экстенсионал, интенсионал, истинность и ложность, а, следовательно, и их соотношения наполняются новым содержанием. "Мы понимаем литературный текст как текст, где высказывание интенсионально истинно, но не обязательно экстенсионально истинно. Оно может быть экстенсионально неопределенно". (З.Я.Тураева). Таким образом, понятия истинности и ложности соотносятся как с интенсиональной, так и с экстенсиональной сферами семантики ХТ.

Экстенсионал и интенсионал модального значения действительности художественного события в работе определяется следующим образом. Под экстенсионалом понимается компонент структуры данного значения, указывающий на возможность соотнесения данного события с потенциально действительным или недействительным реальным событием. Под интенсионалом понимается компонент структуры значения, указывающий на событие, изображаемое как имеющее или имевшее место в том или ином художественном мире, создаваемом в отдельно взятом тексте. Как следует из определений, экстенсионал и интенсионал соотносятся с двухсторонней референциальной отнесенностью художественных событий соответственно к реальному и художественному миру. В связи с тем, что, как показата типология художественных событий, диапазон варьирования референииального соотношения между художественными и реальными событиями чрезвычайно широк, в структуре модального значения действительности художественного события предлагается выделять четыре типа зкстенсионала: истинный, абсолютно ложный, ложный определенный и ложный неопределенный, реализация которых зависит от типа представляемого в ХТ события и от жанра повествования. Интенсионал модального значения действительности

художественного события во всех случаях является истинным, так как событие, описываемое как действительное в некотором XT, истинно относительно этого XT. Принятие истинности модального значения действительности за константу является условным, так как вследствие реализации субъектно-оценочного аспекта текстовой семантики, о котором речь пойдет далее, истинность действительности изображаемого события будет подвижной и внутри XT, безотносительно к внешнему референту. Таким образом, в работе подробно описываются следующие разновидности модального значения действительности художественного события:

I. Модальное значение действительности художественного события с истинным интенсионалом и истинным экстенсионалом

Исследуемое значение встречается в высказываниях о художественных событиях-обобщениях, которые по своим референциально-семан-тическим свойствам и лексико-грамматическим средствам выражения близки к общереферентным выражениям естественного языка или дотациям, т.е. максимам, пословицам или общеизвестным истинам (Л.Б.Лебедева, В.И.fflMapHHa,D.Lowler). Однако в отличие от цитаций, которым приписывается слабая зависимость от контекста (О.А.Коломийце-ва), художественные события-обобщения тесно связаны со всем предшествующим и последующим континуумом XT и имеют существенное значение для интерпретации конкретных событий в контексте произведения. Логико-содержательная связь меаду конкретными и обобщенными художественными событиями во многих случаях аналогична обиедиалек-тической связи общего и частного, характеризующейся индуктивной или дедуктивной последовательностью элементов.

При дедуктивной последовательности художественное событие-обобшение предваряет ряд конкретных событий. Например,

There are certain people who do not come to full flower until they are well over fifty. Among these are all males named Murchison...

Mr.Benjamin Murchison has succeeded in becoming a nearly perfect specimen of his race...

Indeed he has become so fastidious that he would have retired completely but many of his old friends had died and had left estates to be divided among their children and to all these numerous broods Mr.Murchison was guardian, trustee, adviser, friend and uncle. J.Collier. Great Possibilities, p.p.343-344. В приведенном отрывке обобщенное высказывание автора, где не без иронии выражается авторское понимание некоторых типичных особен-

ностей определенной группы людей, предваряет повествование о конкретном человеке - мистере Бенджамине Мерчесоне, образ жизни и поступки которого соответствуют авторскому выводу.

~При индуктивной последовательности некоторый ряд конкретных событий предваряет обобщающее высказывание:

_I must say ^ was myself a bit off-put by the news about the brown woman... J was brought up to avoid them for reasons connected with local reputation and God's ordinances. You cannot easily go against what you are brought up to do unless you are a rebel by nature. M.Spark. The Portobello Boad, p.14. Как показало исследование, сигналами перехода от частного к общему или от общего к частному при дедуктивной и индуктивной последовательности художественных событий являются аналогичные средства: смена видо-временной формы глагола (переход от прошедшего к "вневременному" настоящему), изменение характера номинации субъекта действия: обобщенное all males named Murchison — конкретное Mr.Benjamin Murchison, личное местоимение I — определенно-личное местоимение you, где ведупей становится не сема адресата, а сема обобщенности субъекта. В некоторых случаях имеет место и структурное взаимообособление обобщенной и конкретной частей повествования, оформляемых в различных абзацах текста (см.первый отрывок).

Помимо индуктивной и дедуктивной последовательности художественных событий, предполагающей согласование последних по содержанию, исследуются случаи смысловой оппозиции обобщенных и конкретных событий, обусловленной экстремальностью конкретного события или вариативностью истинности события-обобшения. Анализируется также отрывок, где действительность художественных событий вообше не является экстенсионально истинной в предложенном понимании. Речь идет Об отрывке из романа Дж.Оруэлла "1984": War is Peace. Freedom is Slavery. Ignorance is Strength (G.Orwell. 1984, p.26), характеризующимся приравниванием исконно противоположных начал, что является абсурдным с точки зрения реальности. Указанная особенность ставится в зависимость от жанра антиутопии, характерном для анализируемого романа.

2. Модальное значение действительности художественного события с истинным интенсионалом и абсолютно ложным экстенсионалом

Исследуемое значение имеет место в XT, где речь идет об ирреальных художественных событиях. Некоторым жанрам, таким как научная фантастика, триллер, описание указанных событий свойственно онтологически. Однако если в произведениях научной фантастики ир-

реальность задается отсылкой читателя в футуральные пространственно-временные координаты, то для триллеров обычно характерно намеренное противопоставление обыденного и ирреального, заключающееся в описании невероятных событий (вампиризм, полтергейст и т.п.) на фоне реальной обстановки. В работе также исследуются так называемые смешанные жанры, т.е. такие ХТ, которые не относясь к фантастическому жанру, характеризуются определенным соотношением квазиреальных и ирреальных событий (например, произведения М.Спарк). Рассматриваются лексико-грамматические и композиционно-сюжетные средства выражения модального значения действительности художественного события с абсолютно ложным экстенсионалом, характерные для указанных жанров.

3. Модальное значение действительности художественного события с истинным интенсионалом и ленным определенным экстенсионалом

Исследуемое модальное значение имеет ложный определенный эк-стенсионал в тех случаях, когда описываемые в ХТ конкретные события не противоречат законам реального мира и сопровождаются указанием на реально существующее место и время их протекания. Важно подчеркнуть, что в таких случаях экстенсионал модального значения действительности события яеляэтся Есе же не истинным, а ложным, так как художественный мир вне зависимости от степени достоверности изображаемого характеризуется определенной условностью представляемого материала и присутствием элементов авторского вымысла. Таким образом, художественные события, которым может быть приписано модальное значение действительности с ложным определенным экстенсионалом, рассматриваются как квазиреальные художественные события.

Средства выражения места и времени протекания квазиреальных художественных событий неоднородны и варьируются в зависимости от степени' эксплицитности/имплицитности их выражения и связи с предшествующим и последующим континуумом ХТ. Эксплицитными являются автосемантические показатели места и времени протекания художественных событий, обозначающие точную дату события и реальное географическое место, где данное события происходит. Очевидно, что подобные средства выражения места и времени не опираются на контекст. В основном они характерны для произведений, имеюших хроникальный характер (например, для произведений А.Хейли). Указание на время и место протекания художественных событий может характеризоваться и определенной долей имплицитности. Имплицитные средства подразумевают упоминание в ХТ реальных событий, тем или

иным образом связанных с описываемыми в тексте событиями, и, следовательно, привлечение в процессе адекватного восприятия текста энциклопедической информации.

I was quite young then and I had gone to Seville on a short visit to see the celebration of the Feast of Corpus Christi... It was just after the Spanish-American War.

S.Maugham. The Point of Honour, p.336. В приведенном отрывке эксплицитно называется место действия -Seville, а указание на время развертывания действия осуществляется посредством привлечения реальных событий без упоминания точной даты последних: the Feast of Corpus Christi: after the Spanish-American War. Таким образом, для адекватного понимания времени описываемых событий необходимо привлечение энциклопедических знаний об упоминаемых реальных событиях. Имплицитные средства выражения места и времени художественных событий опираются на контекст, так как пространственно-временная локализация изображаемых событий монет задаваться одновоеменно двумя и более реальными событиями, которые могут упоминаться на разных отрезках текста.

4. Модальное значение действительности художественного события с истинным интенсионалом и ложным неопределенным зкстенсиона-лом

Исследуемое модальное значение имеет место в тех случаях, когда: I) события, описываемые в XT, происходят на вымышленной географической территории; 2) в XT отсутствует номинация географического места или даты, где и когда описываемые художественные события имели место. Наиболее подробно в работе рассматривается вторая особенность. Выявляются лингво-стилистические и композици-онно-сншетные средства реализации нарочитой размытости пространственно-временных характеристик художественных событий: сказочный зачин, окказиональное переосмысление значений отдельных слов и целых высказываний, абстрактные описания.

В отличие от референииального аспекта модального значения действительности художественного события,направленного непосредственно на изображаемое в XT событие, определенным образом соотнесенное с тем или иным фрагментом реального универсума, субъектно-оценсчный аспект предполагает обращение не столько к самому художественному событию, сколько к интесппетируюшим данное событие субъектам. Пол субъектно-оценочньтм аспектом исследуемого модального значения понимается когнитивно-ценностная осиентапия субъектов художественной

коммуникации по отношению к моделируемому в ХТ эстетически-образному миру, связанная с изначально присушек указанным субъектам способностью к выражению определенной оценки действительности событий .

В работе рассматриваются два вида субъектных оценок действительности художественных событий: эпистемологическая оценка, обусловленная знанием субъекта, и аксиологическая оценка, обусловленная эмоционально-чувственным отношением последнего. Указанные виды субъектных оценок обусловливают подвижный характер истинности интенсионала модального значения действительности художественного события, так как знание и эмоционально-чувственное отношение, принадлежащие различным субъектам, определенным образом варьируются. В этом отношении существенны два дополнительных параметра оценки, введенные в работе, а именно: ее объем и качество. Под объемом эпистемологической опенки понимается диапазон когнитивного восприятия субъектом действительности художественных событий, определяемый в зависимости от степени полноты его знания. С этой точки зрения интересно исследование соотношения оценок действительности, принадлежащих, с одной стороны, первичному субъекту ХТ - автору, с другой стороны, вторичным субъектам - рассказчику (рефрактору) и персонажам, так как автор как создатель текста обладает абсолютным знанием художественного мира, а моделируемые им вторичные субъекты характеризуются ограниченным восприятием последнего. Под качеством эпистемологической оценки понимается характер когнитивного восприятия субъектом действительности художественных событий, определяемого в зависимости от истинности или ложности его знания. Существенно, что в данном случае истинность и ложность являются интенсиональными характеристиками текста, так как пределы когнитивного восприятия субъектов не выходят за границы того художественного мира, в котором они существуют. Однако система знаний об отражаемом мире, принадлежащая тому или иному субъекту, может быть искаженной, так как данный субъект может изначально вда-деть не истинным, а ложным знанием о событиях или получать заведомо ложную информацию от других субъектов. Аксиологическая оценка действительности художественных событий характеризуется только качеством, так как эмоционально-чувственное отношение субъекта главным образом определяется тем или иным качеством чувства. Под качеством аксиологической опенки понимается характер эмоционально-чувственного восприятия субъектом действительности художествен-

ного события.

Методика исследования субъектно-оиеночного аспекта модального значения действительности .художественного события связывается с рассмотрением повествовательной перспективы ХТ, которая, вслед за Е.А.Гончаровой, определяется в работе как ограниченная и неограниченная. Для подробного рассмотрения выбираются семь произведений (четыре - с ограниченной повествовательной перспективой, три - с неограниченной), в которых вследствие реализации различного повествовательного статуса представленных субъектов (всезнающий автор, участник, свидетель, рефрактор идр.) оценочные интерпретации действительных событий характеризуются максимальной вариативностью как в содержательном, так и в формально-структурном планах.

Основными средствами выражения субъектных оценок действительности художественных событий являются констативные и ассертивные высказывания. Примечательно, что если ассертивное высказывание вследствие наличия в нем конкретного модусного предиката (знания, уверенности, эмоционально-чувственного отношения) эксплицитно свидетельствует о качестве эпистемологической или аксиологической оценки субъекта, то об аналогичном содержании констативннх высказываний можно судить по имплицитно заложенной в них концептуальной информации относительно когнитивной или ценностной картины мира, подкрепляемой обшей модальной тональностью повествования.

В реализации субъектных оценок действительности художественных событий большую роль играют также собственно текстозые средства связанные с взаимодействием микро- и макроконтекста произведения, соотношением основного содержания ХТ и его заголовка, композиционно-стилистической маркированностью некоторых субъектных оценок.

Особый интерес для выявления особенностей реализации субъектных оценок действительности художественных событий вызывают случаи так называемой эпистемологической или аксиологической раздвоенности мировосприятия субъекта, связанной с противоречием между его эксплицированным (мнимым) и имплицированным (подлинным) знанием о действительных событиях или эмоционально-чувственным отношением к ним. Об указанном явлении свидетельствует явно выраженная оппози-. ция между двумя интерпретациями действительности события, принадлежащими речевым структурам одного субъекта. -Эта оппозиция может быть обусловлена: системной и контекстуальной энтонсмией языковых единиц; графическим, синтаксическим и композицконно-стпуктурным противопоставлением отдельных слов и целых высказываний; темати-

чески:.; своеобразием ХТ. Средства выражения мнимого знания и эмоционально-чувственного отношения субъекта могут рассматриваться как сигналы появления в ХТ лонной информации о действительности события. Реализация эпистемологической и аксиологической раздвоенности мировосприятия субъекта, предполагающая полемику создаваемых в ХТ модальностей, встсечается в текстах с обоими типами повествовательных перспектив и обусловливается индивидуально-авторской спецификой художественного видения мира.

В связи с тем, что рефереииальный и субъектно-оценочный аспекты модального значения действительности художественного события признаются связанными с зкстенсионалом и интенсионалом данного значения, являвшимися компонентами одной структуры, в работе делается вывод о том, что указанные аспекты модальности реализуются в повествовании одновременно и имеют место в любом прозаическом ХТ вне зависимости от жанра последнего.

По материалу диссертации имеются следующие публикации:

1. О некоторых разновидностях модального значения действительности в художественном тексте // Актуальные проблемы семасиологии: Меяв.сб.научн.тр.-Л.: ЛГПИ, 1989.-(Сборник в печати).

2. Особенности функционирования обшеоеферентных высказываний в худолестзенном тексте ,/РГПУ им.А.И.Гериена.-Л., 1291. - I4 с.-Деп. в ИНИОН АН СССР 13.03.91 '3 44124.

3. Прагматические функции ирреального художественного повествования // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц: Тезисы докладов рабочего совещания. Воронеж-Москва, 1931.—

с.131.

4. Соотношение субъективных и объективных факторов в натегорн модальности высказывания и художественного текста // Развитие семантико-структуоных отношений в романских и германских языках: Тезисы научно-практической конференции. Владивосток: ДЕГУ, 1291." с.38.

Подписано е> печать ОЭ. 3/

г- <50*3? <//6) ЗА ¿А} 65