автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Речевые средства выражения категории модальностив русском художественном тексте

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сергунина, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Речевые средства выражения категории модальностив русском художественном тексте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Речевые средства выражения категории модальностив русском художественном тексте"

ютгзсюй ордена лкнинл н ордена октябрьской революции

ГОСУДАРСТВЕННЫ,! УНИВЕРСИТЕТ им.Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи УДК 801.559.3 + 801.02

СЕРГУНИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Речевые средства выражения категории модальности в русском художественном тексте

Специальность 10.02.01 - русский язи:;

Автореферат • • диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре русского языка филологического ф*::ультета Киевского государственного университета им. Т.Г.Севчшисо,

Нгучлцй руководитель:

кандидат филологических наук, доцент СлухайН.В. доктор филологических наук, профессор Каыалыга А.И. кандидат филологических наук, доцент Ничии H.H.

Официальное оппоненты:

Ведуцая организация: ..'.., Киевский государственный педа-

де:ши специализированного совета К 063.13.16 в Киевском государственной университете ни. Т.Г.Ыевчэнко по адресу: 252017, Кг:ев-17, бульвар Т.Г.Йевченко, 14, Киевский государственный университет, ауд. 63.

С диссертацией ыокш ознакомиться в Научной библиотеке Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко.

готический институт им.Ц.Горького

на засг-

Автореферат разослан ".-V ?! " $1Zm H&hA -ЮООг.

7

Учений секретарь специализированного совета кандидат филологичгских наук, доцент

Стремление к всестороннему изучению конечного результата речетворческого процесса - текста и его составных - можно назвать типичным для современной лингвистики. Особое внимание исследователей привлекают текстообразугсщие категории, как сугубо текстовые, так и входящие в число лингвистических универсалий. К последним относится модальность, которая онтологически присуща тексту, лежит а основе его линейного и вертикального построения.

Актуальность изучения категории модальности обусловлена ее определяющей ролью в организации речемыслнтельных процессов. На современном этапе развития языкознания при выдвижении антропологического подхода к языку в качестве приоритетного появилась необходимость в поиске новых аспектов исследования данной категории, корригировании сложившихся о ней представлении. В частности, признание антропоцентричности языка и речи обусловило предпочтительное рассмотрение средств выражения субъективной модальности по отношению к объективной. Последнее привело к более широкой трактовке природы этой категории, к квалификации оценочных,образных,экспрессивных, эмотившх средств языка как гадальных. В русском языкознании категория модальности исследовалась В.В.Виноградовым, Н.А.Змиевской, Г.А.Золотовой, В.З.Панфиловым, Г.Л.Сол-ганик и др. Внимание лингвистов было сконцентрировано преимущественно на языковых средствах ее выражения. Однако уровень текста как высшей единицы речи предполагает существование специфических текстовых средств реализации модальности, функционирующей в качестве ведущей текстообразующей категории. В этом аспекте категория модальности в русистике изучена недостаточно.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики реализации модальности на уровне текста, определении и комплексном лингвистическом исследовании речевых средств выражения модальности в русском художественном тексте.

В соответствии с поставленной целью в работе намечены следующие задачи по определению средств реализации модальности в русском художественном тексте: I) выявить специфику реализации модальности в пределах единиц текстовой сегментации; 2) описать средства выражения данной категории между единицами текстовой сегментации; 3) исследовать актуализацию модальности в процессе линейного построения произведения на уровне целого текста; 4) рассмотреть реализацию модальности в процессе вертикального построения текста посредством текстообразующих категорий на

текстовом и текстов»-гипертекстовом уровнях; 5) проследить закономерности актуализации исследуемой категории в результате нарушения текстообразующих категорий.

Материалом работы послужили произведения Н.В.Гоголя. Для нерегулярных сопоставлений привлекались также произведения И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко. Критерии выбора материала: I) в качестве исследуемого материала избраны художественные тексты. Художественным произведения.'«' присуща максимальная субъективизация подачи информации, чем обусловлена более полная, чем в текстах иной стилистической принадлежности, реализация эксплицитной и имплицитной модальной оценки; 2) исследуется жанр сатирических произведений в силу предельной экспликации средств выражения модальности в текстах данной жанрово-стилевой принадлежности; 3) в качестве материала взяты произведения крупной формы прозаического жанра (романы и повести), которым присуще многообразие средств реализации текстовых категорий; 4) соспоставление текстов разных писателей и разных временных срезов производится для достижения объективности исследования. Средства актуализации модальности анализируются на материале поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души", двух циклов его позестей: "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород", романов И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", "Голубой книги" и рассказов М.Зощенко. Общий объем исследованных текстов - 2329 страниц.

Методологической основой исследования является учение о теории познания, положения материалистической диалектики о природе объективного и субъективного, их единстве.

Для решения поставленных задач были использованы: метод суперсегментного(супралинеарного) исследования текста, описательный метод, метод наблюдения и сопоставления. Ведущим является метод суперсегментного исследования текста.

Научная ноьизна диссертации состоит в многостороннем исследовании текстообразувщей категории модальности и ее проявлений в пределах единиц текстовой сегментации, между ними, на уровне целого текста при учете линейного и вертикального его построения. В качестве текстообразувщей модальность рассматривается как категория, определяющая способ отнесения говорящим своей речи к действительности сквозь призму своего психического состояния. Докаоиьо, что актуализация этой категории в русском художественной тексте ос^целвля?тел в структуре единиц контекстно-зариатив-

ного членения текста (единиц 1СЗЧ), между ними и на уровне целого текста посредством текстовой архитектоники.

В работе впервые: I) в качестве основного средства выражения модальности в пределах единиц КЗЧ выделена модальная рамка, представляющая собой единство имплицитного модального предиката (И,¡П) и модально-оценочной информации (ИОИ); 2) определено средство реализации исследуемой категории между единицами 1ШЧ-имплицитная модально-оценочная информация СЛЖ'Л); 3) установлено, что на уровне целого русского художественного текста в процессе его линейного построения актуализация модальности осуществляется посредством построения произведения по закона!/ симметрии, применения обцеупотребителыых и индивидуально-авторских конполнцион-шх приемов; 4) описаны средства выражения данной категории на уровне вертикального построения текста -текстовые и общетнксто-Еие модальные планы; 5) вскрыт механизм реализации исследуемой категории посредством создания эффекта обманутого ожидзния.

Теоретическая значимость работы состсит в углублении представления о модальности как текстообразусдей категории, '-¡то назло проявление, в определении типологии реализации средств выражения модальности в русском художественном тексте, а также их специфичности в текстах сатирической г^анрово-стилевой принадлежности и особенностей в индивидудьно-речевой системе словоупотребления Н.В.Гоголя.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе чтения курсов современного русского языка, стилистики, спецкурсов и спецсеминаров в вузе, применяться в школьной практике преподавания русского языка и литературы. Методика выделения средств выражения модальности на уровне текста монет быть такие использована при изучении специфики актуализации других текстовых категорий.

Апробация •работы. Положения диссертации были изложены и обсуждены на научно-теоретических конференциях молодых учэнчх (Кчев.йоЗ, 1989г.), межрегиональной конференции, поевпцешюй творчеству Я.ГоловацкогоСТернополь, 1939г.), областной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования Тер-копольского государственного педагогического института им. Я.Га-лапа (1990г.), заседаниях кафедры русского языка филологического факультета Киевского университета.

Оснэыиз положения диссертационного исследования отражена в 4 публикациях.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЖШЕ РАБОТЫ.

Зо введении обоснована актуальность избранной темы, определены цель, задачи, методологическая база и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

в герноН гларе "Реализация категории модальности посредством текстовой архитектоники" определятся и исследуются средства реализации категории модальности в структуре единиц контекстно-вариативного членения токста, иемду единицами КЗЧ и на уровне целого русского художественного текста.

Категория (модальности рассматривается как текстообразуюцал категория, определяющая способ отнесения говорящим сообщаемого к действительности (реальной или ирреальной) сквозь призму своего психического состояния. В этом определении не проводится четкой грани между объективной и субъективной модальностью, которые диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Посредством архитектоники (линейного построения текста) модальность реализуется б результате чередования контекстно-вариа-тиьних форм членения текста. К единицам 1СВЧ традиционно относятся порестьования, описания, рассукдения, диалог, а также несобственно прямая рьчь и цитация. Художественному тексту присуща речевая полифония: переплетение речи автора и персонажей, иерархия их модальных оценок. Во всех единицах КЗЧ проявляется модальное отношение к высказываемому, которое меняется или дополняется новыми оттенками а зависимости от чередования форм КВЧ текста.

В структуре еднниц КВЧ модальность выражается посредством цодальннх ракок описаний, рассукдений, повествований, диалога. Термин "модальная рамка" является производным от термина "модус", вьеденкым И.Балли. Ц.Балли выделял в каждом высказывании субъект и предикат, которые непосредственно связаны с темой и поводо висиачывания (модусом и диктумом): "Всякое высказывание логически состоит из двух членов: того, о чем говорят, и того, что об этом гсаоря'г; то, что об этоы говорят, составляет повод- или (в широкой сыысле) предикат, член же, представляющий собой причину повода, яьляется темой или (в широком смысле)

с у б ъ е к т о !,Г (Ш.Балли. Общая лингвистика и вопросы французского языка. ¡.;., 1955.-0.114). Представляется вооиожши субъекты и предикат;,: единиц КЗЧ охарактеризовать как текстовые, а субъект и предикат целого текста (обобпеншй) - как обцетекстопнй субъект и предикат.

Модальная рамка единица КЗЧ охватшзьзт токстомй субъект и предикат. 3 текстовый субъект входит '.¡'.И, а в текстошй предшспт-

К'.ЗТ и 1Ш вместе образуют модальцу» ракку единицы 134. ИКП единицы КБЧ соответствует скрытому пер;.орг,;атизнэму предикату в высказывании и представллэт собой пропущенный (имплицитный) субъект и модалымй глагол единицы КЗЧ. Например: "Мегду тем трн экипажа подкатили уко к крнлыду дога Поздрева. В доме из было никакого приготовления к их приняли.,(Гоголь Н.З.Лзбр.пр.К., 1974.-C.I9D.il;и! восстанавливается из .контекста: "Я утзгрчдап, чти...". Модадиым субъектом является автор. 1С Л зкеплицпругтея в диалоге для конкретизации модального субъекта. Чередование модальных субъектов способствует образованию иерархической структуры модальности в единице КЗЧ:

"-Да когда гс этот лес сделался твоим? - спросил зять...

-Да, а купил его недавно, - отвечал Ноздрсв..."(Гоголь С Л 93). Однако, И! Л з диалоге когсет быть представлен и ншяигат-но, что обусловлено тенденцией языка г. эконопш речевых средств.

'ЛО'Л - это информация об оценочном отноаегаи, которое имеет значение хором/плохо и возникает .чепду субъектом (входгднм в ИГЛ) и объектом (входгдн.м в дескриптивную часть единиц:-.' КЗЧ). МОИ входит в текстовик предикат к представляет собол средства реализации модальности через ка?егор;га оцеши: модальность ~~ .{.СсЬи .¿с !\ ; образности, экспрассиЕНОсти, змотмвностл посредством косвенной ко'л;н?ции, интонации и т.д. Папрягер: "Лицо Поздрева, зерно, у",е сколько-нибудь знакомо чк тэт ело.,. Оки всегда говоруна, кутилы, лихачи, народ влдшй..(Гоголь Н.З.-С.1СЗ-139). 3 данном списании дается обоСл;ащая характеристика определенного типа л:эдеЛ, к которому принадлежи? пзздрев. Принцип организации текстовой кОЛ напоминает принцип катпэзви». Этому способствует наслоение МОЛ кэ-д°го высказывания одна на другуз. МОЛ описания дает полную модальнуо оценку субъекта. Принцип |,ат-реакл предполагает заранее заданную однотипность структур, в денном слузе - реализация модальности е камдом рнсказиеании, и зависимость эгих однотвлнах структур от структуры целого т"зкс50-

вого предиката, е нашем случае - от специфики, направленности МОИ описания. В целом МОИ определяет модальный план единицы КВЧ-сатирнческий.

В форме повествования модальная оценка текстовому субъекту дается косвенно: посредством информации о его поведении, действиях, мыслях и т.д.: "Ыанилов долго'стоял на крыльце, провожая, взглядом удалявшуюся бричку... Потом мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда..." (Гоголь Н.З.-С.158). МОИ, субъектом которой является автор, выражается имплицитно: через текстовую архитектонику. Она неразрывно связана с МОП опережающего данное повествование описания, в котором дается всесторонняя оценка персонажу. В повествовании предшествующая МОИ конкретизируется в процессе описания действий и мыслей Манилова в определенной ситуации. Эксплицитную !.'.0И описания дополняет имплицитная ЦО'Л повествования. Иерархия модальности предполагает наличие двух субъектов модальной оценки ( автор и персонаж) и противоположную направленность .4011, источниками которых они явля.отся. Эксплицитная положительная ПОЛ, субъектом которой выступает персоаож, меняет свой знак под влиянием имплицитной ыОИ, источником которой является автор. Модальные рамки повествований взаимодействуют с модальными рамками близлежащих единиц КВЧ, так как их связывает текстовый субъект - автор. Эксллицитнйк ЫОИ описаний преобразуется в имплицитную ШИ повествований.

Специфика реализации модальности в авторских рассуждениях заключается в том, что модальные рамки рассуящений накладываются на модальные рамки соседних форм КЗЧ. Этому способствует единство общетекстового ИМП и наличие обобщенного объекта модальной . оценки.

Для сатирических произведений характерно контрастное сопоставление МОИ-й в пределах одной единицы КВЧ. Это противопоставление происходит как эксплицитно: посредством употребления оценочной лексики, так и имплицитно: через архитектонику формы КБЧ. В сатирических текстах модальность приобретает иерархическую структуру вследствие сопоставления в одной единице КВЧ МОИ-й разных модальных субъектов.

!.' рду единицами КВЧ категория модальности реализуется посредством ИМИ. И:.:0И представляет собой модальную оценку, которая обусловлена текстовой архитектоникой. И.!С:1 заключается в значимом расположении единиц КВЧ, взаимодействиии макду их мо-'

дальними рамками. ПМОИ лежит в основе распределения содерлатель-да-фактуальной, содержательно-концептуальной и содер;пательно-подтекстовой информаций (0511, С1И и СГМ) между единицами КВЧ. ИМОИ реализуется вследствие взаимодействия модальных: рамок близлежащих единиц 1134: наложения или контрастного сопоставления 1Л0И-Й соседних композиционно-речевых форм. Наложение модальных рамок способствует реализации МОП однотипной направленности (положительной или отрицательной). Контрастное же сопоставление ГОЛ-й соседних единиц 1СВЧ способствует изменению знака модальной оценки с "+" на "-" или наоборот. Переакцентуация МОИ всегда концептуально значима.

Особую роль в распределении МОИ между единицами КВЧ играет форма диалога. Это обусловлено наличием нескольких модальных субъектов в данной единице КВЧ, следствием чего является создание! иерархической структуры текстовой модальности. Иерархия модальностей усиливает модальную оценку (отрицательную или положительную) модального объекта. Контрастной противопоставление модальных рамок близлежащих единиц КЗЧ обусловлено изменением знака МОИ с "+" на или наоборот, причиной чего является изменение объекта модальной оценки. Максимальному декодировании СКИ текста в рассуждениях автора способствует переакцентуация МОИ-й предыдущих форм КВЧ. Последнее происходит вследствие изменения объекта модальной оценки и изменения направленности МОИ. Декодировании СШ читателем содействует предельная экспликация ШИ в рассуждениях автора. ИКОН определяет знак ЫОИ-й близлежащих единиц КВЧ и текста в целом, так как субъектом ее является всегда автор и заключена она б текстовой архитектонике. Специфическую роль б распределении эксплицитной и имплицитной информации между единицами КВЧ играют лирические отступления автора. Модальная рамка лирических отступлений накладывается на модальные рамки соседних единиц КВЧ. Этому способствует обобщенность МОИ авторских отступлений, что обусловлено изменением объекта модальной оценки: обобщением объектов модальной оценки близлежащих контекстно-вариативных форм.

Для русских художественных текстоэ характерно сочетание 2ксплицитных(посредством оценочных, образных и т.д. средств языка) и имплицитных (посредством ИыОИ, заключающейся в текстовой архитектонике) средств реализации модальности. 3 сатирических текстах переакцентуация положительной МОИ осуществляется под

- а -

влиянием имплицитной негативной оценки. Этот прием характерен сатирическим произведениям Н.В.Гоголя, что является показателем высокого мастерства писателя. Имплицитная модальная оценка вызывает больший сатирический эффект, чем эксплицитная и оказывает известное влияние на формирование субъективно-читательского отношения к описываемому.

Актуализация модальности на уровне целого русского художественного текста осуществляется посредством построения текстовой композиции по законам симметрии, применения общеупотребительных и индивидульно-авторских композиционных приемов. Текст художественного произведения представляет собой гармоническое единство. Это единство предопределяет реализация категории модальности посредством архитектоники текста, в основе которой лежат законы симметрии. Текстовая модальность обусловливает тип построения композиции по законам симметрии. Для сатирических текстов характерна переносная симметрия, основанная на повторе МОИ-й дистантно расположенных единиц КВЧ. Например, во П томе "Ыертвых душ" осуществляется возврат к МОИ-м единиц КВЧ 1-го тома. В результате повторной номинации происходит симметричная модальная оценка персонажей. Автор возвращается к модальной оценке персонажа, введенного в повествование б I томе поэмы для характеристики нового героя. Вот каким видел Андрей Иванович Тентетников Леницы-' на, начальника отделения: "... возненавидел его за то, будто бы он выражал в лице своем чересчур много сахару,.."(Гоголь Н.В..-С.375). Сравните портрет Манилова: "...ко в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару..."(Гоголь Н.В.-С.143).

Композиционные приемы используются автором для усиления положительной или отрицательной направленности модально^ оценки • описываемого. К общеупотребительным приемам относятся: прием сопоставления, перечисления, аккумуляции, градации и т.д. Прием сопоставления, например, основан на иерархической структуре текстовой модальности. Иерархия модальности определяет )шдачи.е разных субъектов (автора и персонажей) и объектов модальной оценки. В основе приема сопоставления лежит также иерархия МОИ-й, основывающаяся на разделении МОИ на две и более МОИ-й в с^виси-ыости от объекта модальной оценки. Индивидуально-авторский прием. это способ отражения действительности посредством построения «оппозиции текста в произведениях одного конкретного автора. В работе охарактеризованы индивидуальные композиционные приемы

Н.В.Гоголя: прием живописания и прием проспективного отрицания С^'Л.

Во П глаг>э " Актуализация модальности посредством рэализа-Ц'.'.и или нарушения механизма текстообраэующих категорий" анализируется реализация категории модальности через категории ретроспекции и проспекцип (объективно-авторскую и субъективно-читательскую) на текстовом и гипертекстовом уровнях и актуализация данной категории з результате создания эффекта обманутого ожидания.

Средством выражения модальности на уровне вертикального построения текста является текстов;.'? модальные плак.л, образу?инз путем ретроспективно-проспективного повтора ;,ЮИ-й дистантно расположенных единиц КЗЧ. Возникновение модалььых планов в процессе текстовой интеграции''' на поверхностном уровне лвляется следствие!'' создания связного текста и не несет на себе концептуальной нагрузки. Образование модальных планов з процессе глубинной интеграции текста несет на себе концептуальную нагрузку. На уровне поверхностной интеграции текста модальные планы создаются посредством вербально выраженной объективно-авторской ретроспекции (о-а Р) и проспекции (о-а И): вводных предложений, содержащих установку на известность читателю и конструкций будущего времени с глаголом "узнает". Например: "Внимание приезжего особенно заняли помещики Манвлоз и Собакевич, о которых было упомянуто еъкэ" (Гоголь Н.В.-С.136).

На уровне глубинной интеграции посредством о-а Р происходит концептуально значимое соотнесение "ОЛ-й дистантно расположенных . единиц КЗЧ: "Уже известный читателям Иван Антонович кувшинное рыло показался в зало присутствия и почтительно поклонился" ( Гоголь Н.В.-С.263). О-а Р предполагает з данном случае не только отсылку к предыдущей МОИ, характеризующей данный объект модальной оцэнки(персоназ) посредством указания па известность читателя, вторичное введение данного персонажа, но и указание на направленность предшествующей МОИ, объектом которой является этот персо-нак. Это осуществляется в результате повторного, уже "снатого" воспроизведения предшествующей МОП: "Иван Антонович, казалось,

А Под интеграцией, вслед за И.Р.Гальпериным, мы понимаем "объединение всех частей текста в целях достижения его целостности" (с. 125). Этот процесс осуществляется на поверхностно'! уровне-посрядстэом когезии и на глубинном уровне - ;»г?з зекппугяыв значимое соотнесение дистантно расположенных настал тек«а.

имел уже далеко за сорок лет; ... - словом, ото было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рыдом'.1 (Гоголь Я.В.-С.260). Соотнесение МОИ-й дистантно расположенных единиц ¡-34 концептуально значимо. В процессе интегрирования частей текста происходит объединение МОМ-й в единый модальный план на более глубинном уров не. Пр'даествующая информация не только принимается к сведению, но и подчеркивается ее сатирическая направленность вследствие повтора обобщающей модальной оценки с отрицательной семой. Ретроспективная подача предшествующей ПОЛ может осуществляться косвенно: посредством повтора разнообразных средств оценки (оценка персонажа по обстановке в его комнате, выделение мелких предметов для характеристики их владельца и т.п.). Для сатирических произведений характерна переакцентуация модальной оценки в пределах одного модального плана в результате ретроспективного повтора. Например: "Изменился Ипполит Матвеевич и внутренне. В характере появились несвойственные ему раньые черти решительности и жестокости. Три эпизода постепенно воспитали в нем эти новые чувства: ... наконец, землетрясение, после которого Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную нена -вийть".Ш.Яльф, Е.Петров.Двенадцать стульев.-С.301). МОИ дается на основе контраста модальной оценки персонажа в начале и конце романа. Путем ретроспективного сжатого повтора предшествующей * 031 иллюстируются причины переакцентуации МОИ, объектом которой является один и тот же персонаж.

На глубинном уровне текстовой интеграции проспективный повтор способствует объединению в один модальный план МОИ-й с одним объектом модальной оценки. Однако, если объект проспективной МОИ максимально обобщен (вирами местоимением), экспликация МОИ проспективно определяет направленность МОИ всего текста, независимо от объекта оценки. Объединении МОИ-й в один модальный план на глубинном уровне текстовой интеграции содействует и проспективна экспликация 1ш !П, субъектом которого является автор. Актуализация модальности через о-а II предполагает модальную оценку последующей СИ текста посредством употребления слов определенной семантической группы, сигнализирующих однозначно о последующей С5И. Реализация исследуемой категории через о-а П вызывает появление П суиьективио-читательской, направленную на последующую СГ;И Текс та.

Реализация модальности на текстово-гипертркстовом уровне

осуществляется через ретроспекцию-цитацию (Р-цитацию) и ретроспекцию к фоновым знание читателя (Р к ф.зн.). Р-цптацпя и Р к ф.зн. актуализируют текстовую модальность и вызывают субъективно-читательское модальное отношение к прочитанному. Восприятие СКИ каждым читателем будет разным, в зависимости от уровня его (фоновых знаний. Реализация модальности через Р-цитацию - ото один из приемов создания сатирической модальной оценки. Существуют два основных вида Р-цитацип в русском художественном тексте I) цитацияСпршая или косвенная) слов персонажей з речи автора или других персонажей; 2) Р-цитация социокультурных текстов (произведений других авторов, устного народного творчества и т.п.). Первый вид Р-цитации используется в сатирических произведениях в качестве средства актуализации модальной иронии в сатирическом тексте. При прямой или косвенной цитации слов персонажа или автора происходит усиление негативной модальной оценки посредством создания комического эффекта: " -Ворюги у Еас в доме номер семь живут! - вопил дворник,- Сволота всякая! Гадюка се-мибатюшная! Среднее образование имеет!... В это время семибатаз-ная гадюка со средним образованием сидела за мусорным ящиком на бидоне и тосковала" (И.Ильф, ".Петров.-С.667). Модальность реализуется в результате Р-цитации модальной оценки, субъектом которой является персонаж, автором.

В произведениях П.В.Гоголя (цикл "Вечера на хуторе близ Ди-каньки") модальность реализуется через Р-цитацию социокультурных текстов (произведений фольклора), что служит сигналом к декодированию СКИ текста (поотизация жизни народа).

2 к ф.зн. - это обращение автора к тезаурусу читателя, куда входит знание прецедентных текстов. В результате Р к ф.зн. осуществляется наложение эксплицитно и имплицитно Еыраленной модальной оценки. Особенно это присуще сатирическим текстам, где актуализация модальности через Р к ф.зн. приводит к созданию комического эффекта, усилению негативной направленности модальной оценки: "... зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов" (Гоголь Н.З..-С.2ЭЗ). Комический эффект возникает также при стилистической разнородности модальной оценки персонажа. Реализация модальности через Р к ф.зн. способствует созданию единого сатирического модального плана текста.

Актуализация модальности посредством действия механизма

субъективно-читательской ретроспекции (с-ч Р) обусловлена тексто-образующей природой данной категории. Субъективно-читательская интеграция текста имеет объективную природу, заложенную в специфике композиции текста и вербально выраженном дистантном повторе, который является вершиной реализации модальной оценки и подтекста. Актуализация модальности через с-ч Р происходит при возврате к какому-либо существенному признаку, цзету. При этом дистантный семантический повтор несет на себе концептуальную нагрузку и служит средством создания единой ПОИ текста. Например, в повести Н.В.Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" большую роль играет слово с обобщенным символическим значением -красный цвет. Красные цветы, красный раскаленный уголь, пламя, зола -все, что осталось после горения, кровь - слова этой тематической лексической группы неоднократно повторяются в повести, предвещая кровавые события СП), описывая их и возвращаясь к ним (Р). В процессе проспективно-ретроспективного повтора возникает ассоциативно-образная картина преступления и раскаяния в содеянном. В сатирических текстах реализация модальности через с-ч Р основывается на повторе предшествующей МОИ с целью усиления- сатирической модальной оценки персонажа или целого слоя общества (ретроспективный повтор определенных качеств персона-га и свойств его характера). Ключевые слова "регулируют" отношение читателя к описываемому. Например, б произведениях И.Ильфа и Г.Петрова часто описывается групповой портрет представителей определенной прослойки общества ("пикейные жилеты" в "Золотом теленке"). Для характеристики нового персонажа авторы используют модальную оценку того слоя общества, к которому он принадлежит. Модальность реализуется через образный(мегонпкический) ретроспективный повтор: "Пикейные килеты собрались поближе и вытянули куриные шеи"; " За стеклом топтался старик в заатопанной белыми нитками панаме и широком чесучовом пиджаке, из-под которого виднелся пикейный килет. Старик вытягивал куриную шею и прикладывал к стеклу большое ухо" (И.Иль£, Е.Петров.-С.445; 452).

Объективная модальность (реальность - ирреальность) может формироваться за счет'с-ч Р. Этот прием использует Н.З.Гоголь с целью создания комического эффекта. В сатирических текстах ретроспективный повтор способствует переакцентуации Ш1, которая приобретает более острую сатирическую направленность.В художественных произведениях через механизм с-ч Р происходит объединение

однотипных модальных планов в один общетекстовый модальный план. Для сатирических текстов характерно контрастное противопоставление общетекстовых модальных планов. В произведениях Н.З.Гоголя контраст двух общетекстовых модальных планов ( сатирического и лирического) служит средством реализации имплицитной модальной оцегаси. В романах И.Ильфа и Е.Петрова осуществляется сопоставление сатирического и образного модальных планов. В общетекстовом образном модальном плане реализация модальности протекает путем применения образных, экспрессивных, эмотивных речевых средств. Появление общетекстового образного модального плана служит созданию ассоциативно-образной связности текста. С-ч П также имеет объективную природу, так как основывается на употреблении автором тематических лексических групп, которые отражаят последующую МОИ текста. Например, в повестях Н.В.Гоголя при упоминании мифологического персонака используется лексика тематической группы страха, боязни, отрицательной оценки. Предвосхищается не только появление нового персонажа, но и таинственные странные события, с ним связанные: " В том сарае, то и дело, что водятся чертовские шашни; и ни одна ярмарка на этом месте не проходила без беды... того и жди, что опять покажется красная свитка" (Гоголь Н.В. -С.72). Осуществляется П НОИ данной единицы КВЧ на последующую МОИ текста, тем самым предопределяется ее направленность.

Проспективные и ретроспективные средства выражения модальности в художественном тексте взаимосвязаны. Например, в "Двенадцати стульях" при описании второго дома старсобеса употребляется концептуально значимый повтор слов тематической группы цвета. П тесно связана с Р. Первое упоминание о сером (мышином) цвете: "... сидели в кружок десятка полтора седеньких старуиек в платьях из паидеиевейаего туальденора мышиного цвета"(И.Ильф, Е.Петров.-С.44). Неоднократным упоминанием серого мышиного цвета подчеркивается бесправное положение, "серое" существование обитателей дома. СКИ декодируется в одном из ретроспективных повторов: "Двери захлопывались с такою же стремительностью, как дверцы мышеловок" (И.Ильф, К.Петров.-С.46). Сравнение даерей дома с дверцами мъшеловок усиливает сатирический эффект, так как Р к предшествующей МОИ содействует ее переакцентуации, осмыслению ее в образном ключе: серый цвет не только ассоциируется с мышиным, но и положение старушек приравнивается к нышиному, бесправному. Механизм ретроспективного повтора служит в длшом случае реализации

модальности через образные средства языка.

Категория модальности актуалиэуется в русском художественном тексте посредством создания эффекта обманутого ожиданияООО). ЭОО - это нарушение текстовых категорий в ходе композиционного построения текста. Актуализация исследуемой категории через 300 осуществляется на дотекстовом уровне ( в пределах высказывания), в структуре единиц КВЧ и на уровне целого текста.Реализация модальности через ЭОО происходит в результате нарушения категорий проспекции, связности, фоновых знаний читателя. Дотекстовый уровень актуализации данной категории находится в непосредственной зависимости от модальности целого теиста.Нарушение фоновых знаний читателя осуществляется при трансформации известных читателя устойчивых словосочетаний, при разрушении языковых штампов(канцеляризмов). Последнее обусловлено применением стилистически разнородной лексики. Например: " А в Арбатове вам нечего терять, кроме запасных цепей" (И.Ильф, Е.Петров.-С.314); " пеиеход дальнего следования" ( Там же.-0.313) - разруыение фразеологизмов. Актуализация модальности наблюдается при нарукении категории связности. ЭОО возникает путем нарушения семантической(догической) или грамматической сочетаемости слов в высказывании или синтагме. Первое производится вследствие сочетания несопоставимых по семантике слов (окказиональные словосочетания): "чайно-сахарная очередь" (И.Ильф, Петров.-С. 100), "резиновая мысль"(Там ке.-С.490). Разрыв логических связей осуществляется через употребление анто-нимичных слов при характеристике одного персонажа, что вызывает комический эффект: "Молодая была уже не молода"(Там же.-С.ПО). Актуализация сатирического аспекта модальности способствует и окказиональное применение образных средств языка: сраБнений(пост-роение сравнений, исходя из индивидуально-авторских ассоциаций, в ос..ове которых лежит, в основном, сопоставление живых существ с неживыми предметами), метонимий и т.п.: "И нос вроде перламутровой пуговицы" (М.Зощенко.-0.397). ЭОО возникает при нарушении грамматического согласования между членами высказывания (несогласованность именных форм в роде и т.п.). Реализация данной категории через ЭОО осуществляется и посредством применения экспрессивных синтаксических конструкций. При этом интонационно к на письме выделяется негативная оценочная лексика. ЭОО появляется в результате неожиданного применения вербально выраженной негативной оценки.

Актуализация модальности через Э00 в структуре единиц КВЧ осуществляется посредством нарушения логических отношений ыенду высказываниями, объективно-авторской П. Первое обусловлено разрывом причинно-следственных связен ыеяду высказываниями, противопоставлением однородшх понятий как антонимичных и т.д.: "Он был настолько правым, что дане не знал, к какой партии принад-леиит" (И.Ильф, Е.Петров.-С.142). Нарушение логических связей мояет сопровождаться также употреблением стилистически разнород-. ни средств в пределах единицы ¡(34, что усиливает сатирический эффект. Актуализация сатирической модальной оценки происходит при нарушении обьективно-азторской П. Вербально виражеиной П посредством определенной тематической группы слои (например, с семой страха) противопоставляется исход событий, прямо противоположный ожидаемому, что вызывает комический эффект. В сатирическом произведении возможно неоднократное создание Э00 в пределах одной единицы !ШЧ. В таком случае реализация модальности осуществляется на двух уровнях: дотекстовом и текстовом (на уровне единицы КЗЧ).

На уровне целого текста актуализация модальности через Э00 связана с переакцентуацией МОИ текста (изменение ее знака с "+" на "-". Переакцентуация модальной оценки происходит вследствие несоответствия знака эксплицитно Енраженной МОИ имплицитной МОИ, заключающейся в текстовой архитектонике. Сатирический эффект вызывает полярность оценок эксплицитной и имплицитной МОИ. Возможна ретроспекция к модальной оценке предыдущего контекста с целью аналогичной оценки другого персонажа или явления. Комический эффект возникает при передаче реальной 0,2'Л как ирреальной. Модальность в таком случае реализуется через смену наклонения в абзаце и противопоставление КОЛ первой и второй части абзаца. Контрастное противопоставление эксплицитной положительной и имплицитной негативной оценки вызывает сатирический эффект: МОИ меняет знак с "+" на

Таким образом, как показало исследование, текстообразугацая категория модальности представляет собой способ отнесения автором своей речи к действительности, реализуется в русском художественном тексте посредством текстовой архитектоники, актуализация или нарушения текстообразувщих категорий и обладает специфическими средствами выражения. Текстовке средства ь'фажения модальности является интегрирующий по отисаения к дотокстобцк,

что обусловлено природой текста как высшей единицы речи. Разли-тость средств выражения данной категории по всему художественному произведению вызвана тем, что уровень ее реализации определяется текстовой архитектоникой и механизмом ретроспективно-проспективного повтора. Однако, ота разлитость не аморфна, а под чинена строгой архитектонической организации: от единиц 134 -до целого текста. Этим обусловлена взаимосвяаанность модальных рамок соседних единиц КВЧ, зависимость средств внратения модально сти в пределах текстовой сегментации от реализации данной категории на уровне целого текста. Процесс текстовой интеграции соединяет витки архитектонической спирали и слукит переход;.' реализации модальности от уровня текстовой сегментации к уровня целого текста (тексгокю г. обцетекстовыо модальные план;;) б вертикальном разрезе художественного произведения.

В заключении обобщены вывода диссертационного исследования которое выносятся на защиту:

I. Категория модальности является тепстообразующей категорией, определяющей способ отнесения говорящим своей речи к дейст вительности сквозь призму своего психического состояния и реализующаяся в pyeeso:. художественном тексте посредством текстовой -архитектоники и актуализации или нарушения техстообразуюцнх категорий.

П. Посредством текстовой а рх п -• - к т о н:; к т:

1) данная категория реализуется в структуре единиц КВЧ,esc ду ними и на уровне целого русского художественного текста;

2) основным средством выражения модальности в пределах еди ниц КЗЧ является модальная рамка единицы 134, охватывающая текстовой субъект и предикат и представляющая собой единство II',Я и МОП;

3) средство реализации исследуемой категории ге;кду единица ми КВЧ - ГСШ, заключающаяся в текстовой архитектонике;

4) но уровне целого íe^cia модальность актуализируется пос редством построения русского художественного текста по законам симметрии, употребления распространенных и индивидуалыю-астор-ских композиционных приемов.

П. I) Реализация модальности посредством текстообразующих категорий осуществляется на текстовое и текстово-гипертекстовом уровнях;

2) основные средства оврокгния модальности в процессе поверхностной и глубинной интеграции текста - текстовые и обще-

текстовые модальные планы, образуемые путем объединения дистантных однотипных МОИ-й.

3) Ка текстово-гипертекстоЕом уровне данная категория реализуется посредством Р-цитацки я Р к ф.зн. читателя.

17. 3 русском художественном тексте модальность актуализируется путем создания ЭОО [нарупения текстообразуощих категорий).

Основное содержание работы отражена ь публикациях:

1. Роль i'O,дальности з определении семантики йиеказьшйшд и текста // Русское языкознание: Респ.мекдузед.науч.сб., вып.20.-i;.,K90.-C.I03-II4.

2. Полевая структура категории текстовой модальности в русском художественном тексте // Зб1рншс наукошге праць вакяадач1в

I асп1рант1в.- К.,1930.-3.121-122.

3. Средства реализации категории модальности через архитектонику на текстовом уровне // Тес и и матер1алп обласно1 наукопо-практично1 конференцП, приевячено1 50-р1ччн утворення держ.пед. 1нституту 1м. П.Галана. Терноп1ль,1990.-С.102-104.

4. Субъективно-читательская ретроспекция как средство реализации категории текстовой (модальности на уровне парадигматики в русском художественном тгкете / Рукоп. деп. в Ш5!0Н ССОР 17.01.1990г., I? 40325.-17с.