автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Модель этнической идентичности в творчестве Дагоберто Гилба

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Мальцева, Марина Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Модель этнической идентичности в творчестве Дагоберто Гилба'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Мальцева, Марина Дмитриевна

Введение.

Глава 1 Культурологические составляющие модели этнической идентичности, создаваемой в творчестве современных писателей-чикано.

1.1. Идентичность, этнос, этническая идентичность: современные трактовки понятий.

1.2. Этническая картина мира в произведениях писателей-чикано.

1.3. Художественный образ мира чикано в прозе Дагоберто Гилба.

1.4. Индивидуальность и своеобразие художественного мышления Дагоберто

Гилба.

Глава 2 Пространственно-временные характеристики модели этнической идентичности в прозе Дагоберто Гилба (Сборник новелл «Магия крови»).

2.1. Образ мексикано-американской семьи: универсальное и специфическое.

2.2 Отражение целостности мира в образе Дома мексикано-американца.

2.3. Диффузия временной перспективы - доминирующая характеристика модели этнической идентичности в прозе Дагоберто Гилба.

Глава 3 Универсальные и культурно-специфичные аспекты поиска идентичности.

3.1. От самоопределения к самореализации («Нэнси Флорес»).

3.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности («Последнее известное пристанище Мики Акунья»).

3.3. Психологические детерминанты модели этнической идентичности в прозе Дагоберто Гилба.

3.4. Тендерный аспект модели этнической идентичности в прозе Дагоберто

Гилба (Сборник новелл «Женские гравюры»).

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Мальцева, Марина Дмитриевна

Начиная с 60-70 гг. XX века в мировом масштабе наметились процессы, в основе которых лежит стремление народов сохранить свою самобытность, осмыслить уникальность своей культуры. Они придали особую актуальность этнической самоидентификации, способствовали возрождению интереса к поиску своих корней. Этр явление, «затронувшее население множества стран на всех континентах, получило название этнического парадокса современности» [216, с. 20]. Появилось значительное количество работ, посвященных проблеме культурного доминирования, способам самовыражения ранее «невидимых», игнорируемых культур, субкультур и культурных групп.

На рубеже веков целый комплекс трудов по философии, социологии, психологии, культурологии, литературоведению отмечен стремлением к последовательному созданию новых методологических принципов изучения тесно взаимосвязанных, но все же отличных друг от друга проблем, среди которых как наиболее важные выделяются следующие: смена культурной парадигмы с моноцентричной на плюралистичную, толерантную мультикультур-ную; возникновение потребности в идентификации с группой себе подобных и одновременно в дифференциации от членов других групп.

Контекст и условия производства современного знания отходят от традиций строгой позитивной науки и позволяют проводить научное исследование, ориентируясь на многоаспектность подходов к изучаемому явлению. Ни одна из существующих ныне гуманитарных теорий, концепций не может считаться универсальной. Современное знание является политеоретическим, не абсолютным в своих претензиях на истину. По своей природе оно относительно, то есть имеет смысл только в соотнесении с определенным социокультурным и историческим контекстом. Четко прослеживается тенденция к снятию противопоставления между обыденным сознанием, мифом, религией и научной аргументацией.

Диссертация представляет собой опыт феноменологического анализа модели этнической идентичности, способов ее построения и выявления самобытности мира чикано в творчестве мексикано-американского писателя Даго-берто Гилба. Создаваемая автором модель базируется на основе переосмыслеч ния мексиканской культурной традиции, уходящей корнями в индейскую мифологию, и является феноменом. Её экстраординарность состоит в том, что она отражает современное миропонимание, в центре которого оказывается все неуловимое, неустойчивое, становящееся.

В качестве системного конструкта данной модели мы рассматриваем процесс самоидентификации, который является способом личностного освоения социальной действительности и служит базисом для формирования системы личностных смыслов. Он протекает либо в направлении поиска самотождественности, когда человек понимает образ «Я» целостным и неразрывным со всеми культурными и социальными связями (Э. Эриксон, Б. Слугоский, Дж. Гинзбург), либо в направлении поиска отличий (Ж. Делез, Ж. Деррида). Причем доминирующим фактором идентичности является не сама по себе объективная культурная отличительность, а особенности ее восприятия, оценки в качестве таковой.

В своем исследовании мы опирались на труды известных американских

1 о психологов Э. Эриксона и Э. Фромма . Э. Эриксон вводит понятие психосо

Эриксон Эрик (р. 1902) — американский психолог, один из основателей эго-психологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком восьми стадий развития.

2 Фромм Эрик (1900 - 1980) — немецко-американский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К. Маркса. Разработал психотерапевтическую методику «гуманистического психоанализа», которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом. циальной идентичности, которую он рассматривает как продукт взаимодействия между обществом и личностью. «Психосоциальная идентичность - это то, что дает человеку ощущение значимости своего бытия в рамках данного социума (и с точки зрения социума)»[24, с. 675-679].

Э. Эриксон особо подчеркивал адаптивный характер поведения индивида, центральным интегративным качеством которого и выступает идентичность. Исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, он ввел понятие кризисов личностной идентичности и акцентировал внимание на их неразрывной связи с кризисами общественного развития. Индивидуальные кризисы в процессе самоидентификацщ! и кризисы в жизни общества Э. Эриксон рассматривал как особый поворотный пункт в развитии личности, когда создаются элементы новой идентичности.

Э. Эриксон, изучая психосоциальную идентичность, определял ее как важную личностную потребность. Э. Фромм также включил потребность в идентичности в число универсальных человеческих потребностей. По мнению Э. Фромма, потребность в идентичности стоит за стремлениями людей к обретению социального статуса и за конформизмом как одним из четырех описанных им психологических механизмов «бегства от свободы»[236, с.20].

Один из аспектов идентичности, а именно этническая идентичность, приобретает особую значимость на фоне отказа от стереотипных, ставших традиционными способов осознания себя в меняющемся мультикультурном мире. Она обусловливается и поддерживается факторами, существующими для каждого отдельного индивида объективно, это - территория, язык, религия, государство, традиции, овеществленные в материальной культуре и базовых моделях повседневного поведения, эстетические и этические каноны и т.д. В стабильной ситуации, как правило, этническая идентичность обычно не актуализирована.

В российской науке проблемы этнической идентификации с позиции анализа этого феномена в контексте этнической группы поднимались на основе понятия «этнического самосознания» в работах этнологов, историков, социологов, психологов, литературоведов (А.В. Ващенко, J1.H. Гумилев, Н.М. Лебедева, O.J1. Романова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко). Методология этих исследований построенана принципе взаимодействия между структурными характеристиками общества, особенностями этносоциальной и этнокультурной среды и когнитивно-мотивационной сферой личности. Такой подход обеспечивает многомерное изучение этнической идентичности как сложного социально-психологического феномена.

Подчеркивая особую значимость этнической идентификации для человека и социальной группы, английский исследователь А. Эпстайн утверждает, что она «.является конечной идентификацией, которая охватывает меньшие роли, статусы и идентификации» [23, с. 16]. По нашему мнению, этническая идентичность носит относительно устойчивый, надситуационный и слабореф

W V W '1 \ Г I 1 лексируемыи характер, а не произвольный или предписанный, как у В. Тишко-ва [221, с.35], в отличие, например, от политической идентификации, которая по преимуществу ситуационна и рефлексивна. Согласно определению А. Турена «идентичность - осознанное самоопределение социального субъекта» [81, с. 360].

В свою очередь, механизмы этнической идентификации имеют субъективную психологическую природу. И субъективные, и объективные факторы являются основой для этнического самоопределения, образуя целостную систему, которую мы в дальнейшем будем называть моделью этнической идентичности.

Для исследователя особый интерес представляет способ построения подобной модели в творчестве этнических авторов, у которых специфика художественного восприятия во многом обусловлена процессом самоидентификации. Отличительными свойствами этого процесса является, с одной стороны, противопоставление себя основному культурному потоку США (мейнстриму) и выявление самобытности своего мира, с другой, непреодолимое тяготение к центру, стремление к признанию своего равноправия.

В модели Д. Гилба особым образом преломляются традиционные составляющие любой модели этнической идентичности, как то культура, этнос, язык, мифы - за счет инверсии тендерных стереотипов, диффузии временной и пространственной перспектив, переноса акцентов с проблем сугубо этнических на универсальные, общечеловеческие. Созданная автором модель, опираясь на этнические и мифологические корни и архетипы, отражает, прежде всего, реалии мира, который, по мнению известного американского футуролога Э. Тофлера, «возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммуникации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий» [226, с.22].

Практически все писатели США, и «те, кто ранее подвергались маргинализации, и те, кто был канонизирован, не могут избежать сегодня обращения к проблемам культурного многообразия, трансгрессии, мультикультурализма» [222, с.353], - справедливо указывает М.В. Тлостанова, акцентируя внимание на том, что «литература США всегда была озабочена проблемами осознания национальной идентичности, того, что есть и что значит быть американцем» [222, с.353]. И в первую очередь это касается творчества авторов, «отмеченных множественностью культурных традиций». Их репрезентации открывают новые взаимосвязи, ранее не типичные для мейнстрима Америки.

Культура, не являясь однородной по своей сути, динамично создается, разрушается, перестраивается. Она множественна и включает в себя элементы других культур. «Процесс взаимодействия часто ведет к изменениям, которые рассматриваются в качестве ценностей членами культурной группы. Сохранение культуры может превратиться в желание сохранить образ культуры, но х оно же может лишить эту культуру возможности развития» [86].

На рубеже веков латино-американская культура США, по образному выражению Ф. Ломели и К. Икаса [50, с. XI], перестала быть «невидимой», и заняла определенные достаточно весомые позиции в кругах основного культурного потока американского общества. Культура чиканос «расцвечивает» сте-реотипизированную «черно-белую» структуру американской мозаики, превращая ее «в нечто с более разнообразным цветом, движением вкуса и чувством» [50, XIII]. На современном этапе стало очевидным, что в ходе своей эво люции американская культура претерпела качественные изменения, ее мозаичная картина стала еще многообразнее за счет возрастающего числа влившихся в нее и признанных ею этнических культур, в значительной мере, латиноамериканской.

В последние десятилетия появилось значительное количество трудов, посвященных проблеме культурного доминирования, способам самовыражения ранее «невидимых», игнорируемых культур, субкультур и культурных групп. К наиболее интересным, значимым работам в этой области мы относим исследования Э. Симмена, X. Брюса-Новоа, Ч. Татума (США), X. Бусса, М. Гайде, М. Порше, А. Келлер (Германия), Г. А. Торреса (США), Л. Йоханнсенн (Норвегия), С. Конриери, Э. Корти (Италия), X. К. Серрано, X. А. Гурпегуи-Паласиоса (Испания). В их трудах особое внимание уделяется социально-историческим аспектам становления и развития литературы чикано.

В работе «Американские этнические литературы», изданной авторским коллективом Калифорнийского государственного университета в 1992 г., придается особый статус культуре и литературе чикано как предшествующей культуре и литературе США, что полностью согласуется с мнением известного драматурга чикано JI. Вальдеса о том, что «на самом деле, это не мы пришли в США, это США пришли к нам»[4, с. 131]. На базе этого исследователи выдвигают и обосновывают гипотезу, что американский Юго-запад выступает духовной прародиной чикано, мифическим Ацтланом. Авторы акцентируют внимание на том, что мексикано-американская литература «воспевает позитивные этнические ценности и традиции, подчеркивает важность семьи и общины, в то же самое время она поднимает вопрос традиционных старомодных американских ценностей» [4, с. 123].

В современной зарубежной критической литературе наиболее тщательно исследуется образ «своего» пространства, который осуществляется с помощью мифологических координат и характеристик, отсутствующих в реальном мире. В статье «Пространство, инаковость, метисность: тайный знак современного дискурса литературы чиканос» Г. Торрес пишет о диалектическом единстве истории чикано и мифологии, на базе которого возникает особое метисное сознание. Это метисное сознание он рассматривает в качестве маркера всей литературы чикано.

На особый характер литературного пространства чикано первым обратил внимание X. Брюс-Новоа. Хорошо известен ставший классическим его тезис о том, что «литература чикано - это реакция на хаос современной жизни» [50, с. 149]. Таким образом, для процесса развития мексикано-американской литературы «хаос» современной жизни выступает в качестве конструктивного, положительного начала. «Мир Латинской Америки находится в состоянии динамического метаморфоза, формотворчества и самосозидания, в результате которого возникает тот самый «порядок из хаоса», о котором неустанно возвещают И. Пригожин и И. Стенгерс как о будущем - синергетическом - образе мира» [41, с. 45].

Отличительными чертами синергетического видения мира являются целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания. И это - не просто абстрактные принципы, поскольку за ними стоят различные системы ценностных ориента-ций, определяющие выбор цели, смысл существования целых национальных сообществ и отдельного человека.

Понятийный аппарат синергетики3 включает в себя термины, ранее считавшиеся ненаучными: неустойчивость, неоднозначность, неопределенность, непредсказуемость, вероятность, спонтанность, парадоксальность, но именно они отражают современное миропонимание, в центре которого оказывается все неуловимое, неустойчивое, иными словами, все становящееся.

Выбор синергетического подхода к изучению этнической идентичности обусловливается стремлением сделать предметом научного исследования многомерный мир человека и представить его как сложнейшую, находящуюся в состоянии непрерывного становления, динамическую, субъективную и, одновременно, объективную реальность.

Стержнем этнической идентичности чикано, по мнению М. Гайде, наряду с историческими и культурными традициями, являются католичество, «ма-чизм» и билингвизм. Тем самым он повторяет гипотезу X. Бусса о том, что идентичность чикано может сформироваться только в замкнутом локусе, то есть в общине или в городских мексикано-американских кварталах, баррио. В качестве основного элемента такого локуса он называет семью. X. Бусс, к ч примеру, говорит о том, что в литературе чикано, как правило, все события разворачиваются либо в баррио, либо в мифическом Атцлане. Причем, он вы

3 Синергетика (совместная деятельность) - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля и метода мышления, применение, частично, математического аппарата обусловили распространение ее исследовательских приемов на области гуманитарного знания. (См. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; 1998, с. 212) деляет баррио как литературное пространство, способствующее формированию идентичности. «Если литературные персонажи писателей чиканос в какой-то момент и покидают баррио, то только для того, чтобы вновь вернуться» [50, с. 117]. Один из героев романа С. Сиснейрос «Дом на улице Манго» рассуждает о том, что невозможно «стереть того, что ты знаешь. Ты не можешь забыть то, что ты есть» [18, с. 98].

Российскими исследователями наиболее интенсивно мексикано-американская культура начала изучаться в 80-90-е годы XX века. Работы А.В. Ващенко, Т.В. Воронченко, М.В. Тлостановой заложили традиции изучения особенностей культуры чикано, характера ее взаимодействия с культурой мейнстрима, создали предпосылки формирования мультикультурной модели.

Особое место в научных трудах отечественных исследователей занимает тема познания, восприятия человеком мира через прошлое, традиции, корни. «В результате то, что было мифами и сказками, приобретает форму философского диалога», - пишет А.В. Ващенко, рассуждая об «этноисторической самобытности народного опыта» [107, с. 55], которую он считает важной частью пафоса современной прозы США.

Литература чикано, по утверждению Т.В. Воронченко, «произрастает из социо-исторической проблематики, которая детерминирована характером и активностью чикано» [113, с. 80]. Это согласуется и с мнением М.В. Тлостановой, которая говорит, что прежнее значение термина чикано «было связано скорее с экстремистским, групповыми по своему пафосу «идентификационными» выступлениями политических групп» [222, с. 168]. Мы полагаем, что все вышесказанное полностью соответствовало характеру литературы чикано в период ее становления и ренессанса.

Отличительной особенностью вышеперечисленных гипотез является то, что литературный персонаж, герой и, следовательно, человек как личность, индивид рассматривается авторами с точки зрения принадлежности к определенной группе: социальной, этнической, культурной. Учитывая ретроспективный, панорамный характер исследований, такой подход абсолютно правомерен, «обусловлен самим модусом латиноамериканской культуры» [151, с. 188].

Современные мексикано-американские авторы, намеренно индивидуализируя своих героев, подходят к ним не с сугубо этнических позиций, а с универсальных, общечеловеческих, не отрицая при этом значимости этноса. В творчестве писателей-чикано последней волны проблемы политические, групповые потеряли свое главенствующее значение, на первый план вышли проблемы личности, индивида. Как говорил М.М. Бахтин: «. .все в этом мире приобретает значение, смысл и ценность лишь в соотнесении с человеком, как человеческое. Все возможное бытие и весь возможный смысл располагаются вокруг человека как центра и единственной ценности» [98, с. 509].

Исследовательский интерес к творчеству Д. Гилба вызван не только самобытностью и оригинальностью его творческой манеры, не только тем, что в его произведениях отразились те тенденции, которые стали доминирующими в Америке в эпоху этнического плюрализма, но, прежде всего, тем, что автору удается создать динамичную, вариативную художественную модель мульти-культурного мира, в которой человеческая личность, со всеми присущими ей достоинствами и недостатками, представлена как живое целое, индивидуальное. Думается, что гилбовская концепция человека, а именно человека этнического, не является абсолютно уникальной и оригинальной, но в его произведениях уже устоявшиеся образы наполняются новым содержанием и смыслом.

Судьба одного из самых известных американских писателей мексиканского происхождения Дагоберто Гилба (1950) столь же необычна и драматична, как и его книги, многие события которых отражают трагический опыт самого автора, являясь яркой иллюстрацией сложности проблемы «мы - другие» для человеческого общества, с огромным трудом осознающего необходимость принятия «инаковости» не как чего-то враждебного и представляющего угрозу доминирующим взглядам и ценностям, а как важной составляющей богатства человеческого опыта. С самого рождения Д. Гилб унаследовал традиции двух разных культур: мексиканской (со стороны матери) и англо-американской (со стороны отца). Являясь чикано по происхождению, он, тем не менее, пишет исключительно на английском языке и прибегает к испанскому либо, стремясь придать дополнительный реализм происходящему, либо подчеркивая особый характер речевого взаимодействия представителей разных культур. При этом он не отказывается от своих мексиканских корней: прошлое его семьи, как нам думается, придает истинный смысл и драматическую глубину его нынешнему американскому существованию.

В аннотации к новелле «Музыка Вика Дамона», опубликованной в антологии «К северу от Рио Гранде», литературовед Э. Симмен, ссылаясь на воспоминания Д. Гилба, пишет о том, что отец автора рекомендовал ему не признаваться в своем происхождении, «потому что быть мексиканцем, особенно в Лос-Анджелесе тех дней, лишило бы меня многих возможностей» [59, с. 311]. В тяжелые для Д. Гилба времена, когда он испытывал трудности с работой, с публикациями своих произведений, он хотел «быть немцем, и еще умным как все немцы». Теперь писатель «испытывает мучительный стыд» за этот детский стереотип, в котором «быть умным значит не быть мексиканцем» [13].

В связи с этим существуют различные версии того, зачем трудный подросток из неполной семьи, выросший в «самой плохой части Лос-Анджелеса», участник бесконечных уличных драк, пошел учиться на философский факультет, который является одним из самых престижных в университете Калифорнии в Санта-Барбаре. По одной из них он просто не хотел воевать во Вьетнаме, но именно в университете он начал писать свои истории, многие из которых до сих пор не опубликованы. Получив сразу две степени: магистра философии и богословия, Д. Гилб в течение длительного времени не мог найти себе работу по специальности и был вынужден «скитаться по различным стройкам Лос-Анджелеса и Эль Пасо» в качестве плотника, столяра, каменщика и просто разнорабочего. В своем интервью «Герой рабочего класса», данном Д. Бару, он говорит: «Я провел шестнадцать лет на стройках. Я горжусь этим больше, чем своим высшим образованием или своей преподавательской работой. Я горжусь тем, что работал с настоящими, хорошими людьми». Именно с этого момента биографическая канва становится особенно важной в прозе Д. Гилба, где многое раскрывается в авторской рефлексии.

Сейчас Д. Гилб - автор большого количества коротких рассказов, новелл, эссе и романов. Писатель сотрудничает с различными журналами, радиостанциями, которые в той или иной форме обращаются к короткому повествовательному жанру. В их числе «New Yorker», «The Threepenny Review», «The Hartford Courant», отличающиеся «особой тщательностью отбора, требовательностью к авторам и высоким качеством публикуемого материала» [185. с. 419].

За всю историю американской литературы практически не было случаев, чтобы сборники рассказов мексикано-американских авторов (за исключением, пожалуй, Сандры Сиснейрос) воспринимались как бестселлеры, тогда как «Магия крови» Дагоберто Гилба, вышедшая в свет в 1993 г., разошлась большим тиражом и стала своеобразным свидетельством зрелости автора. За этот сборник Д. Гилбу были присуждены престижные литературные премии: Пен-Фолкнеровская, Пен-Хемингуэевская и Национальная книжная. В 1994 году «Магия крови» была переведена и издана в Германии (Франкфурт), а в 1997 -во Франции (Париж), где получила многочисленные положительные отзывы критиков.

Отдельные рассказы сборника как бы представляют собой матрицу вышедшего позже в 1994 г. в известном Нью-Йоркском издательстве Grove Press романа «Последнее известное пристанище Мики Акунья». Традиционно в такой манере творят художники, когда серии набросков и этюдов служат более тщательной проработке темы и образов будущей картины. Д. Гилб следует этому принципу и в своей дальнейшей деятельности. В процессе работы над новеллой «Нэнси Флорес» из сборника «Магия крови» у Д. Гилба появилось желание написать серию историй о женщинах и для женщин, о чем автор говорит в интервью «Созидающая сила женской любви» [85]. Его последняя книга «Женские гравюры» вышла в свет в том же издательстве в январе 2001 г.

Сейчас Д. Гилб трудится над романом о своей матери, матрицей которого, на наш взгляд, выступает эссе «Я знал - она была прекрасна. Личная история», опубликованное в марте 2000 г. в журнале «Нью Йоркер». О растущей популярности автора свидетельствует, например, тот факт, что в июле 2001г. Д. Гилб в составе группы американских писателей посетил Россию по приглашению Санкт-Петербургского Государственного Университета.

В творческом почерке писателя постепенно сформировалась характерная особенность: каждое, даже небольшое по объему произведение представляет собой феномен, возникающий из диалектической взаимосвязи индивида и общества. Оппозиция «мы - другие» и «мы - как все» оказывается краеугольным камнем для развития самосознания и самоидентификации героев его произведений, относящихся к различным расовым, этническим, социальным группам американского общества, и придает драматизм его творчеству. Анализ прозы Д. Гилба представляет собой довольно сложную задачу, так как все его работы являются весьма разноплановыми в силу целого ряда факторов: они отличаются по объему, тематике, проблематике. Существует, однако, нечто общее, что объединяет все произведения, - это создаваемая автором модель этнической идентичности, которая связывает личность, ее этническую специфику и социальный статус в единую систему, в которой этничность, как бы исходящая из прошлого, существует в качестве органической и неотъемлемой части настоящего и будущего индивида.

Модель этнической идентичности Д. Гилба вобрала в себя факторы различного порядка: от субкультурных этнических до глобальных, цивилизаци-онных, и от индивидуальных до общечеловеческих. Несмотря на присущие ей инверсии и диффузии, она не антагонистична по своей природе национальной культурной традиции США, она лишь корректирует ее, придавая ей дополнительные оттенки и множественность смыслов. Эту модель трудно оценить в полной мере как в силу ее незавершенности, так и в силу незавершенности процессов, которые лежат в ее основе.

Предметом исследования выступает модель этнической идентичности, созданная в творчестве Д. Гилба.

Актуальность исследования. В США со всей остротой стоит проблема обновления американской национальной традиции, одним из современных вариантов которой является мультикультурализм, выражающий идеологию культурной множественности и многообразия. В этом контексте поиск этнокультурной идентичности приобретает особую значимость и выливается в проблему создания различных моделей этнической идентичности. В литературе чикано и в творчестве Д. Гилба рассматриваемая модель этнической идентичности наполняется особым содержанием и смыслом.

Научная новизна представленного исследования заключается в:

- обобщении и детальном анализе социально-психологических аспектов этнической идентичности;

- определении этнической картины мира и специфики ее отображения в литературных произведениях писателей-чикано;

- представлении альтернативной культурологической интерпретации модели этнической идентичности, созданной в творчестве мексикано-американского писателя Д. Гилба;

- разработке междисциплинарного подхода к анализу творчества писателей чиканос;

- выявлении постоянных образов, мотивов, тем и сюжетных элементов, характерных для мексикано-американской литературы конца XX века, на основе сопоставительно-текстологического анализа.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей модели этнической идентичности, создаваемой Д. Гилбом, определении ее специфической межкультурности и характера взаимодействия с культурной традицией мейн-стрима.

Поставленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

- обобщить теоретический материал, накопленный современной наукой (философией, психологией, социологией, культурологией, литературоведением) по проблеме этнической идентичности, и уточнить способ ее отображения в литературном произведении;

- выявить культурные мифологемы и стереотипы, лежащие в основе модели этнической идентичности мексикано-американца, проанализировать характер их переосмысления в произведениях Д. Гилба и рассмотреть особенности их взаимодействия;

- провести анализ эволюции модели этнической идентичности в творчестве писателей-чикано в контексте традиционализма и современности;

- выделить основные черты, присущие художественному коду мексикано-американской литературы, и проанализировать особенности их проявления в творчестве Д. Гилба;

- выделить характерные для творчества автора элементы поэтики и эстетики, которые можно рассматривать в качестве средств отображения модели этнической идентичности в литературном произведении.

Методологической основой данного исследования является совокупность научных идей, которая позволяет осуществить концептуальный синтез теоретических положений и раскрыть изучаемую проблему становления модели этнической идентичности в творчестве Д. Гилба, среди которых мы выделяем:

- философские, этно-психологические, этно-социальные, кросскультурные концепции идентичности;

- философские и психологические концепции гуманизма;

- идею мультикультурализма, а также связанный с ней дискурс «культурного разнообразия»;

- синергетический подход, который позволяет зафиксировать реально существующую структурность процесса развития мексикано-американской литературы и творчества Д. Гилба как его составляющей.

В ходе исследования мы опирались на работы А.В. Ващенко, Т.В. Во-рончекко, М.В. Тлостановой, А.Ф. Кофмана, определившие различные аспекты становления этнических культур и литератур, рассмотревшие историю и предпосылки формирования мультикультурной модели Америки.

Особенно ценным для нас является психолого-гуманистический аспект становления и развития личности, который раскрывается в трудах зарубежных психологов Э. Эриксона, Э. Фромма, А. Маслоу.

В процессе выявления психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности мы опирались на идеи и гипотезы Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой.

Для решения поставленных в исследовании задач была использована совокупность общенаучных и междисциплинарных методов: историографического, компаративного, логического и системного анализа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Модель этнической идентичности в творчестве Дагоберто Гилба"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На рубеже XX-XXI веков культура мексикано-американцев, стремясь утвердиться в качестве равноправной составляющей культуры США, сталкивается с большим количеством противоречий, возможность разрешения которых осложняется незавершенностью процесса эволюции. Несомненно, в качестве цели, мобилизующей усилия культуры чикано, необходим некий образ будущего, сформулированный в категориях, близких к сегодняшним настроениям, с учетом нынешних ценностей. Современный этнический писатель, создавая подобный образ, вынужден перманентно преодолевать те ограничения, которые накладывает на него его собственная культурно-историческая природа.

Выбранная в качестве предмета исследования модель этнической идентичности, выстраиваемая в творчестве писателей-чикано, особенно показательна и в определенной мере парадоксальна. С одной стороны, в ней отображается желание и необходимость вписаться в основной культурный поток США, с другой - проявляется тенденция к актуализации различий: национальных, тендерных, расовых, религиозных, что в свою очередь формирует особую проблематику идентичности.

В творчестве признанных писателей-чикано Р. Анайи, С. Сиснейрос, А. Кастильо, Д. Чавес, Г. Ансальдуа, Д. Гилба и др. создается единый образ этнической картины мира, базирующийся на эстетике современного пограничья. Данная эстетика проявляется в синтезе традиционных этнических констант, ценностных доминант, стереотипов, мифологем (Дом, Семья, Прошлое) и маргинальных межкультурных гибридных дискурсов, что находит свое отражение в возможности одновременного существования множества способов самовыражения.

Своеобразие анализируемой модели этнической идентичности проявляется в ее способности к самоорганизации, что выражается, прежде всего, в динамическом изменении уровней иерархии ее отдельных компонентов. Этнос, изначально выступающий как доминирующая составляющая, теряет свои приоритетные позиции, и сама модель в результате перестает быть гомогенной, становится открытой, многомерной.

Осмысление такой модели осуществлялось нами как на базе системного подхода, который позволяет зафиксировать реально существующую структурность процесса развития, так и синергетического, формирующего на основе общих закономерностей самоорганизации сложных систем мировоззренчески целостную этническую картину мира. Совокупность этих подходов направлена на отыскание всеобщих универсальных принципов развития мира через его самоорганизацию.

Проведенное исследование, базирующееся на трудах по литературоведению М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, А.В. Ващенко, Т.В. Воронченко, М.В. Тло-становой, А.Ф. Кофмана; по психологии Э. Фромма, Э. Эриксона, А. Маслоу, И.С. Кона; по этнопсихологии Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солда-товой и работах междисциплинарного характера, позволило сделать вывод о том, что фактором идентичности в современном мультикультурном мире является не сама по себе объективная культурная отличительность, а особый характер ее восприятия.

В качестве культурных мифологем в творчестве Д. Гилба выступают традиционные для этнических авторов Семья, Дом, Корни. Однако вследствие своеобразия их пограничных кросс-культурных состояний эти мифологемы наполняются особым, отличным от канона содержанием и смыслом. Дом становится понятием, через которое раскрывается связность, целостность мира в обычном, бытийном восприятии. Бытие Дома сцепляет воедино пространство, время и движение. Как целое, как система он изменчив, подвижен и непрерывен. В мексикано-американской Семье акцентируется внимание на проблемах поиска самоидентичности, собственного «Я». В мифологеме Корней проявляется амбивалентность, которая обусловлена единством дифференцирующих и интегрирующих признаков. Выявленные в прозе Д. Гилба стереотипы (гризе-ры и пайсанос; self-made men, мачо, отцы-неудачники и др.) определяют включенность писателя в единое латиноамериканское пространство и, вместе с тем, служат выражением «инаковости» автора.

Рассматривая процесс эволюции модели этнической идентичности в творчестве писателей-чикано в контексте традиционализма и современности, мы приходим к заключению о том, что долгое время мексикано-американская культура воспринималась мейнстримом как несамостоятельная или подражательная и не имела своей традиции. На этом этапе модель этнической идентичности была представлена в двух основных вариантах: традиционном мексиканском (выявление и утверждение своей самобытности) или заимствованным американским (тождественность, подражательство). На современном этапе модель строится, в основном, за счет художественного построения нового «архетипа», осуществленного на основе декодировки мексиканских образов и мифологических констант, которые в условиях «пограничья» получили новое наполнение. Для мексикано-американской традиции 80-90-х годов особенно важной является «метафора моста». Этот объединяющий образ символизирует открытость, становление, готовность к дружественной межкультурной коммуникации.

Процесс эволюции этнической картины мира находит свое отражение в жанровом своеобразии, поэтике и проблематике произведений современных писателей-чикано. Границы жанров, как правило, размываются, наблюдается ярко выраженная тенденция к синтезированию жанров, к примеру, романизация короткой прозы сочетается с ее одновременным доминированием в творчестве мексикано-американских писателей.

Д. Гилб фокусирует внимание на неразрешенной культурной раздвоенности своих героев, на дихотомии их сознания, определяемой бикультурным и билингвальным опытом американских граждан с мексиканскими представлениями о жизни. Герои его произведений перманентно находятся в состоянии выбора - с одной стороны, они выражают точку зрения своего этноса, а с другой, находясь в состоянии культурной раздвоенности, вынуждены постоянно переводить культурные, понятийные, языковые коды и дискурсы, что неизбежным образом ведет за собой изменения этнической картины мира.

Творческая манера Д. Гилба постоянно эволюционирует как качественно, так и количественно: расширяется сеть составляющих ее элементов, усложняются принципы их взаимодействия, постоянные мотивы и образы приобретают дополнительные смысловые нюансы, появляются новые варианты трактовок. Такие компоненты, как романный способ организации материала; синтез приемов классической и модернистской эстетики; своеобразие колористических решений; особенности выстраивания художественного языка, органично сочетаясь и взаимодействуя, создают образ мира, в котором многомерно, стереоскопически объемно просматриваются субъективные проблемы и в то же время, казалось бы, сугубо частному обстоятельству придается обобщающий концептуальный смысл.

Одним из характерных свойств художественного текста писателя является своеобразие колористических решений. Цвет в творчестве Д. Гилба служит не только объединяющим атрибутом расы, но, главным образом, несет эмоциональную нагрузку, усиливает душевные переживания, индивидуализирует персонажи. Другой составляющей становится речь, которая, являясь типичной для определенного социального слоя, сохраняет все индивидуальные нюансы говорящих.

Модель этнической идентичности мексикано-американского писателя Д. Гилба вобрала в себя факторы различного порядка от субкультурных этнических до глобальных, цивилизационных, и от индивидуальных до общечеловеческих. Несмотря на присущие ей инверсии и диффузии, она не антагонистична по своей природе национальной культурной традиции США, она лишь корректирует ее, придавая ей дополнительные оттенки и множественность смыслов. Эту модель трудно оценить в полной мере как в силу ее незавершенности, так и в силу незавершенности процессов, которые лежат в ее основе.

 

Список научной литературыМальцева, Марина Дмитриевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Alvarez J. Cover jacket for Woodcuts of women by D. Gilb. New York, Grove Press, 2001

2. American Autobiography: Retrospect and Prospect. E.P. John, editor. - Madison, Wisconsin: The University of Wisconsin Press, 1991. - 292 p.

3. American Culture: Essays on the Familiar and Unfamiliar. Plotnicov, Leonard, editor. - London: University of Pittsburgh Press, 1990. - 301 p.

4. American Ethnic Literatures. Salem Press. California State University. 1992, p 131

5. American Minorities: A Textbook of Readings in Intergroup Relations. Barren, Milton L., editor. - New York: Alfred A. Knopf, 1957. - 471 p.

6. Anzaldua G. Borderlands/ La Frontera: The New Mestiza. San Francisco: Aunt Lute Books, 1987

7. Anzaldua, G. & Cherrie Moraga, eds. This bridge Called my Back: Writings by Radical Women of Color. N.Y. Kitchen Table Women of Color, 1984, p.243

8. Ashcroft В., Griffiths G. and Tiffin H. Key Concepts in Post-Colonial Studies. -L., 1998

9. Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Oiney, James, editor. - Prin-ston, New Jersey: Prinston University Press, 1980. - 360 p.

10. Brace O. Ethnic Groups and Minorities. The United States Information Agency, 1986.

11. Broadwaler L. Dagoberto Gilb. Texas Monthly. September, 1995

12. Bruce-Novoa J. Retrospace. Collected essays on Chicano literature. Theory and history. Houston Texas: Arte Publico Press, 1990, 350 p.

13. Bus H. Keep this Chicano/a running: geography and the dynamics of spatial movement and stasis in Chicano literature// Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. Heidelberg: Winter, 2000, 333p

14. Chicana creativity and criticism: Charting new frontiers in Amer. lit. / Ed. by Maria Herrera-Sobek a. Helena Maria Viramontes. Houston (Tex.): Arte publ. press; Irvine: Mexico/Chicano progr. Univ. of California, Cop. 1988. - 190 p.

15. Cincotta H. An outline of American history. United States Information Agency, 1994.

16. Cisneros S. The house on Mango Street. Arte Publico Press, p. 98

17. Cisneros S. Woman Hollering Creek and other stories. Vintage books, New York, 1992,-p. 166

18. Conrieri S., Corti E. La recepsion de la literature Chicana en Italia// Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. Heidelberg: Winter, 2000, 333p

19. Contemporary American Women Writers: Narrative Strategies. Rainwater, Catherine and Scheick, William J., eds. - The University Press of Kentucky, 1982. -246 p.

20. Donelly J, Human Rights, "Individual Rights and Collective Rights"// J Berting, Human Rights in a Pluralist World: individuals and collectivities, 1990.

21. Epstein A.L. Ethnos and Identity: Three Studies in Ethnicity. London, 1978, p. 16

22. Erikson E. Psychosocial Identity// A Way of Lookingat Things Selected Papers/Edited by S. Schlein. N.Y.,1995, p. 675-679

23. Ethnic identity: Fomation a. transmission among Hispanies a other minorities/ Ed. by M.E.Bernal, G.P.Knight Albany, 1993, p. 85-86

24. European perspectives on Hispanic literature of the United States// Hispanic cultures and identities in the United States. / Ed. by G. Fabre. Houston: Arte publico press, Cop. 1988.- 160 p.

25. Family and future: a regional programme in Latin America and the Caribbean. -Santiago, Chile, 1995, 112 p.

26. Family and support systems across the life span. Ed. By S. K. Steinmetz. Plenum Press: New York and London, 1988, 57-235p.

27. Geerts C. The Interpretation of Cultures: Selected Essays. New York: Basic Books, 1973.

28. Gilb D. The last known residence of Mickey Acuna : A novel. / New York : Grove press, Cop. 1994. - 218, [5] p.3 l.Gilb D. The Magic of Blood, Grove Press, New York, 1994. 289 p.

29. Gilb D. Woodcuts of women. New York: Grove Press, 2001. - 169p.

30. Growing up Chicana/o: an anthology, / ed. and with introduction by Tiffany Ana Lopez: foreword by Rudolfo Anaya. Avon books. New York, 1995, p. 272

31. Gurpegul-Palacios J. The Spanish approach to Chicano Studies// Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. Heidelberg: Winter, 2000, 333p

32. Gutierrez R.A. Community, patriarchy and individualism: The politics of Chicano history and the Dream of Equality. American Quarterly, Vol. 45, N1, American Studies Association: 1993, 44-72 p.

33. Harrington M. 10 tales of men who confuses lust with love. "The Inquirer", January 21, 2001

34. Hatcheon L. A Poetics of Post-Modernism. L., 1996. - P. 12.

35. Heide M. So far from God and in Denise Chavez face of an angel// Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. Heidelberg: Winter, 2000, 333p

36. Hernandez F. Mexican Gender Studies and the American University. American Behavioral Scientist, Vol/40, №7, 1997, 968-974p.

37. Joe L. Martinez J.R., Mendoza R.H. Chicano Psychology. Second Edition. -California: Academic Press INC., 1984, 260-377p.

38. Johansen L. B. The squatter and the don, carry me like water and under the feet of Jesus// Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. -Heidelberg: Winter, 2000, 333p

39. Kohler A. The new world man: magical realism in Rudolfo Anaya's Bless me, Ultima// Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. Heidelberg: Winter, 2000, 333p

40. Kymlicka W. Multicultural Citizenship, Oxford: Oxford University Press, 1995.

41. Laing R. D. Self and Others, Pelican Book, 1971

42. Laurel G. "I Drew on What I knew" (About Typical American by Gish Jen). -The New York Times Book Review, 1991.

43. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1950, p. 95

44. Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. -Heidelberg: Winter, 2000, 333p.

45. Longman Dictionary of Contemporary English. Special Edition. Vol. I L Longman M., Русский язык, 1992.

46. Lowe L., Lloyd D. The Politics of Culture in the shadow. Durham and London: Duke University Press, 1997, 594p.

47. Marger, Martin N. Race and Ethnic Relations: American and Global Perspectives. -3d ed. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, A Division of Wadsworth. Inc. 1994. - xiv. 365 p.

48. Minority Families in the United States: A Multicultural Perspective. Ronald L. Taylor, ed. -Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., A Paramount Communications Company, 1994.

49. Mirrors Beneath the Earth. Short fiction by Chicano Writers. L.A.: Curbstone, 1992,331р.

50. Moraga C. Loving in the war years. Boston.: South and press, 1983,151 p.

51. Myron G.M. Human Nature, Class and Ethnicity. New York: Oxford University Press, 1978. - 302 p.

52. Nilliam N. World Literature Today. V.69, N4, autumn 1995. - 794p.

53. North of the Rio Grande. / The Mexican-American Experience in short story. -New York: A Mentor Book, 1992, 43 lp.60.0rville S. Your Mother Is in Your Bones. The New York Times Book Review, 1989, March, 19,p.3 -28.

54. Peck, David R. American Ethnic Literatures: Native American, African American, Chicano/Latino, and Asian American Writers and Their Backgrounds. An Annotated Bibliography. Pasadena, California; Englewood Cliffs. New Jersey: Salem Press, 1992.-206 p.

55. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psycological Bulletin. 1990. Vol. 108 (3) p. 499-514

56. Phyllis T. Hishanic, female and young. Pinata Books, Houston, Texas, 1994, 378 p.

57. Proulx E.A. From the citation for PEN's Ernest Hemingway Foundation Award, cover jacket for The Magic of Blood by D. Gilb, New York, Grove Press, 1994

58. Rafael P.T. Chicano Ethnicity, Cultural Hybridity, and the Mestizo Voice. // American Literature, Vol.70 №1,March 1998, Duke University Press, 153-176p.

59. Short fiction by Hispanic writers of the United States, Ed. By N. Kanellos. Arte Publico Press Houston: Texas, 1993, 375 p.

60. The American Autobiography: A collection of Critical Essays. Stone, Albert E., editor. - Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1981. - 184 p.

61. The Concise Oxford Dictionary of Current English. Eighth Edition. Oxford e. a., Oxford University Press, 1990.

62. The Granta book of the American short story / Ed. by Richard Ford. London : Granta books, 1993

63. The Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups, ed. by Stephen Thern-strom. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980

64. The Yearbook of English Studies, Vol.24 (Ethnicity and representation in American Literature. Special number). England, Modern Humanities Research Association, 1994, 71-93p.

65. Thomas L. and others. Language, Society and Power. L., 1999

66. Torres H. A. Space, difference, mestizaje: the erasure mark in contemporary Chi-cano/a critical discourse// Lomeli F. Ikas K. US latino literatures and cultures: transnational perspectives. Heidelberg: Winter, 2000, 333p

67. Touraine A. Production de la societe. Paris, 1973, p.360

68. Van Dyke V. The individual, the State, and Ethnic Communities in Political Theory// Kymlicka W. The Rights of Minority Cultures. Oxford: Oxford University Press, 1995.

69. Wade S. Love of women a creative force. / The Hartford Courant January 07, 2001

70. Waldron J. Multiculturalism and Minority Rights, Oxford: Oxford University Press, 1995

71. Women in Hispanic literature: Icons and fallen idols / Ed. by Beth Miller. -Berkeley etc.: Univ. of California press, cop. 1983. VIII, 373p.

72. Yanez R. Form and Finish. Interview with Dagoberto Gilb Puerto del sol, 1999

73. Young I. Transforming the Logic of Group Political Conflict// Kymlicka W. The

74. Rights of Minority Cultures. Oxford: Oxford University Press, 1995.

75. Авксеньтев В.А. Феномен этнической ментальности: К методологии анализа // Этнонациональная ментальность в художественной литературе. Ставрополь, 1999. - с. 154-159., с. 11-12.

76. Американский рассказ: Сборник / Сост. Н. Самуэльян. М.: Менеджер,1996. 298,3. с.

77. Анайя Р. Ацтлан: отечество без границ// Воронченко Т.В. На перекрестке миров: мексикано-американский феномен в литературе США. Чита, 1998. -с.183

78. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997

79. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1996

80. Антология исследования культуры. Том 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997, 728с.

81. Афанасьев Э.С. Творчество А. П. Чехова: иронический модус: Монография / Э. С. Афанасьев; М-во общ. и проф. образования РФ. Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского,1997.-236 с.

82. Барановский К.Ю. Когда голова полна химер. // «Дружба Народов», 1999.

83. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: «Художественная литература», 1986. - 543 с.

84. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья И Ренессанса. М.: Наука, 1965. - с.300

85. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Сб. избранных трудов. -М.: Искусство, 1979. - 423 с.

86. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. 2-е изд. - М.: Издательская корпорация Логос, 1997. - 432 с.

87. Борев Ю.Б. Методология анализа художественного произведения (вместо введения). // Методология анализа художественного произведения. Сб. ст.; отв. Ред. Ю.Б. Борев - М.: Наука, 1988. - с.3-32.

88. Борев Ю.Б. Художественный процесс (проблемы теории и методологии). // Методология анализа литературного процесса. Сб. ст.; Отв. ред. Ю.Б. Борев. - М.: Наука, 1989.-c.4-30.

89. Бромлей Ю.Б. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983

90. Булыгина Т., Шмелев А. Языковая концепция мира. Часть VII Национальная специфика языковой картины мира. М.: «Языки русской культуры», 1997

91. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: «Лань», 1999. - 480с.

92. Ващенко А.В. Америка в споре с Америкой: Этнические литературы США. -М.: Знание, 1988. 63, 1.с.

93. Ващенко А.В. К типологии картины мира в аборигенных культурах: от мифа к роману (Сибирь Северная Америка). - Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №3, с. 100-108

94. Ващенко А.В. Мир, сотворенный словом: Предисловие и Комментарий // Я связан добром с землей. Из современной литературы индейцев США -Сборник. / Пер. с английского. М.: Радуга, 1983. - с. 5-16; 259-272.

95. Ващенко А.В. Программа спецкурса/ спецсеминара «Сравнительная мифология культурологические аспекты». М.: Вестник МГУ Сер. 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация №4, 2000, с. 147-162

96. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.

97. Воробьев Г.Г., Иванова E.JI. Некоторые аспекты американского национального характера. // Американский характер. Очерки культуры США./ (Под ред. О.Э. Тугановой). -М.: Наука, 1991. с. 191-204.

98. Воронченко Т.В. На перекрестке миров: мексикано-американский феномен в литературе США. Чита.: Изд-во ЗабГПУ, 1998. - 203 с.

99. Воронченко Т.В. Мексикано-американский феномен в литературе США. -М.:МГУ, 1992, с. 40, 53, 54, 57-58.

100. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: 1986

101. Вундт В. Проблемы психологии народов.// Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. - 308с.

102. Габриелян Н. Ева это значит «жизнь». // «Вопросы литературы», №4, 1996

103. Гачев Г.Д. Американский образ мира, или Америка глазами человека, который ее не видел.// Национальный образы мира. Космо-психо-логос. М.: Прогресс, 1995.

104. Гачев Г.Д. Миф. Национальный. Индивидуальный. (Опыт экзистенциальной культурологии).// Сб. Миф в культуре: человек не-человек. М., изд. «Индрик», 2000.

105. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. -М.: Советский писатель, 1988.

106. Гвоздей В.Н. Меж двух миров: некоторые аспекты чеховского реализма: Монография / В.Н. Гвоздей; М-во общ. и проф. образования РФ. Астрах, гос. пед. ун-т. Астрахань: Изд-во Астрах, пед. ун-та, 1999. - 127 с.

107. Гвоздей В.Н. Секреты чеховского художественного текста: Монография / В. Н. Гвоздей; М-во общ. и проф. образования РФ. Астрах, гос. пед. ун-т. -Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. 127 с.

108. Геевский И.А., Сетунский Н.К. Американская мозаика. М.: Политиздат, 1991.-445 с.

109. Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки» (Из истории прогрессивной литературы США). М.: Художественная литература, 1987. - 316 с.

110. Гроссман JI. Поэтика Достоевского, Государственная Академия художественных наук. М. 1925. 178 с.

111. Гумбольдт В., фон. Язык и философия культуры. М., 1983. - 349 с.

112. Гумилев JI.H. От Руси до России: Очерки этнической истории. СПб: Юна, 1992.-272 с.

113. Гумилев J1.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Эко-прос, 1993, с.39-56, 285-298.

114. Денисова Т.Н. Живая традиция: О трансформации романтизма в реалистическом и модернистском романе США. //Борьба методов и направлений в литературах современного запада. Сб. ст.; Д.В. Затонский, отв. ред. - Киев: Наукова думка, 1986 - с.99-189.

115. Денисова Т.Н. Индивидуум и человеческая общность в современном ро-мане.//Американский характер: Очерки культуры США.- О.Э. Туганова, ред. -М.: Наука, 1991.-е. 240-256.

116. Денисова Т.Н. Современный американский роман: Социально-критические традиции. Киев: Наукова Думка, 1976. - 306 с.

117. Долженков П.Н. Чехов и позитивизм / П. Долженков. М.: Диалог-МГУ, 1998.-205 с.

118. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.

119. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худ. Лит. 1973. - 535 с.

120. Затонский Д.В. Конец века, конец тысячелетия. // «Иностранная литература №2, 1996.

121. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. М: Советский писатель, 1988.- 413,2.с.

122. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. М.: «Наука», 1979. - 317 с.

123. Здравосмыслов А.Г. Социология конфликта. М, 1996

124. Злобин Г.П. Другая Америка обретает голос. // Верю в человека. Голоса демократической Америки: Антология. / Пер. с английского. Сост. О. Кириченко. - М.: Радуга, 1986. - с. 3-18.

125. Злобин Г.П. По ту сторону Мечты: Страницы американской литературы XX века. М.: Художественная литература, 1985. - 335 с.

126. Зотов А.Ф. Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.-432 с.

127. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М.: Советский писатель, 1986.-285,1.с.

128. История литератур Латинской Америки. М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 1994.-656 с.

129. Каганов В.Л. Рефлексивная модель философского знания и культура: (Методологический подход).//Философия и её место в культуре.- Сб. науч. тр.; О.А. Донских, А.Н. Кочергин, отв. ред. Новосибирск: Наука, 1990. - с. 173182.

130. Калениченко О.Н. Малая проза Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и писателей рубежа веков (новелла, святочный рассказ, притча); Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1997. - 101, 1. с.

131. Кларк М., Эндерсон Б.Г. Одиночество и старость// Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989, 624 с.

132. Кожевникова Н.А. Язык и композиция произведений А. П. Чехова: Науч. изд. /Н. А. Кожевникова. Н. Новгород, 1999. - 103с.

133. Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США. -М.: Высшая школа, 1984, 175 с.

134. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984,335с.

135. Кон И.С. К проблеме национального характера// История и психология. -М.: Наука, 1971

136. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.: «Наследие», 1997, 320 с.

137. Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре. // Философия и её место в культуре. Сб. научных трудов; Отв. ред. О.А. Донских, А.Н. Кочергин. - Новосибирск: Наука, 1990. - с. 75-88.

138. Кузьмичев И.К. Введение в общее литературоведение XXI века. Нижний Новгород, 2001. - 324с.

139. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. Спб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998, с.447

140. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. Спб.: Университетская книга, 1998, с.447

141. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. /Пер. с англ. М.: Рефл-бук, ACT, К.: Ваклер, 1997.-384 с.

142. Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989, 624 с.

143. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: «Ключ-С», 1999, 224 с.

144. Леви-Стросс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. - 399с.

145. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советсская этнография. 1973, №5, с.123-131

146. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь: ПТУ, 1985. -79с.

147. Литература США в 70-е годы XX века.- Я.Н. Засурский, ред. М.: Наука, 1983.-367 с.

148. Литературный энциклопедический словарь. В.М. Кожевников, Т.А. Николаев, ред. - М.: Советская энциклопедия, 1987.- 752 с.

149. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1979.

150. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд. МГУ, 1982. - 479 с.

151. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд. Политической литературы, 1991. - 524 с.

152. Лотман М.Ю. Структура художественного текста. с. 244

153. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПб», 2000, 704 с.

154. Лотман Ю.М., Минц З.Г., Мелетинский Е.М. Литература и мифы. // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. С.А. Токарев, гл. ред. - т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1982. - с.58-65.

155. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997, 448с.

156. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994

157. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, 688с., с. 260

158. Малахов B.C. Идентичность //Современная западная философия: Словарь.-М, 1998.-С.161

159. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 224 с.

160. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики /Перев. С англ. A.M. Татлыбаевой СПб.: Евразия, 1999. - с.391

161. Маурер Г. Без работы. М.: Прогресс, 1986, 320 с.

162. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М.: Наука, 1986.-318,2.с.

163. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. -279 с.

164. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

165. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза XX века. М.: «Наука», 1972. - 370 с.

166. Мендельсон М.О. Роман США сегодня. М.: Советский писатель, 1977, 400 с.

167. Мендельсон О.М. Современный американский роман. М.: Наука, 1964. -533 с.

168. Мифологический словарь. Е.М. Мелетинский, ред. - М.: Советская энциклопедия, 1990.- 672 с.

169. Морозова Т.Д. Спор о человеке в американской литературе: История и современность. М.: Наука, 1990. - 334с.

170. Мулярчик А.С. Пути американской новеллы. /Послесловие к изданию «Современная американская новелла. 60-е годы» -М.: Прогресс, 1971, 432 с.

171. Мулярчик А.С. Современный реалистический роман США, 1945-1980. -М.: Высшая школа, 1988. 172,2. с.

172. Мулярчик А.С. Спор идет о человеке (О литературе США второй половины XX века). М.: Советский Писатель, 1985.

173. Мулярчик А.С. США: Век двадцатый. Грани литературного процесса. -Минск, 1994.

174. Наровчатов С.С. Избранные произведения в 2т. М.: Худ. Лит.- 1972. -724 с.

175. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М.: Молодая гвардия, 1970.-335 с.

176. Национальные процессы в США. С.А. Гонионский, отв. ред. - М.: Наука, 1973.- 400 с.

177. Нигматуллина Ю.Г. Комплексное исследование художественного творчества: Проблема прогнозирования. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1990. -150 с.

178. Николюкин А.Н. Утраченные надежды (Американская литература и крушение «американской мечты»). М.: Знание, 1984. - 64с.

179. Оленева В.И Современная американская новелла: Проблема развития жанра. Киев: Наукова думка, 1973. - 255 с.

180. Оленева В.И. Модернистская новелла США 60-70-е годы. Киев: «Наукова Думка», 1985.-295с.

181. Оленева В.И. О двух традициях в современной прозе США. // Борьба методов и направлений в литературах современного Запада. Сб. ст.; отв. Ред. Затонский Д.В. - Киев: «Наукова Думка», 1986, 42-98с.

182. Оленева В.И. Социальные мотивы в американской новеллистике. Киев: Наукова думка, 1978. - 208 с.

183. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ, сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1,94-104с.

184. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Анатомия одиночества// Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989, 624 с.

185. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград: «Либрис», 1999. - 420 с.

186. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат// Этнология. М.: Наука, 1994

187. Писатели США о литературе. // Сб. ст.; М. Тугушева, ред.- М.: Прогресс, 1974.-415 с.

188. Писатели США: Краткие творческие биографии. Я. Засурский, Г. Зло-бин, Ю. Ковалев: Составление и общая редакция. - М.: Радуга, 1990. - 623 с.

189. Покровский И. Америка потерянная и обретенная. //Эмерсон Р. Эссе. Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу. / Пер. с англ. М.: Худ. Лит., 1986. - с. 3-20.

190. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1983.

191. Пропп В.Я. Поэтика фольклора: (Собр. трудов). М.: Лабиринт, 1998. -352 с.

192. Пчельникова Л.Н. Некоторые особенности психических состояний при отсутствии привычных межличностных связей. СПб.: СПбГУ, 1993.

193. Пятигорский A.M. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. М.: «Языки русской культуры», 1996. - 280с.

194. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: автореф. дис. канд. психол. наук М., 1994

195. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.

196. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М.: «Москва», 1990. - 87с.

197. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада - ИНИОН, 1996. - 317 с.

198. Современная американская новелла 60 годы. М.: «Прогресс», 1971, с. 420

199. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998, с. 43-63

200. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности / М.: «Академический проект», 1999. 234с.

201. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999, 320 с.

202. Стеценко Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М.: «Наследие», 1994.

203. Суровцев Ю. Реальные драмы и политиканские мифы. «Дружба Народов», №4, 1997.

204. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: Критический обзор основных этносоциологических концепций. М.: Наука, 1985.- 152 с.

205. Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века. Москва: «Наука», 1973. - 524 с.

206. Тишков В. Идентичность и культурные границы//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей/ Под ред. М.Б.Оллкот, В.Тишкова, А.Малашенко. М.,1997, с. 35

207. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000 400с.

208. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.: Высш. школа, 1978. -352с.

209. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифы: Вступительная статья. // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. Гл. ред. С.А. Токарев. - т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - с. 11-20.

210. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области ми-фопоэтического: Избранное. М.: Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.

211. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-784с.

212. Трессидер Дж. Словарь символов/ Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР ПРЕСС, 1999.-448с.

213. Туганова О.Э. Американское многообразие. // Американский характер: Очерки культуры США. Сб. ст.; О.Э. Туганова, ред. - М.: Наука.1991.- с. 5-28.

214. Тугушева М.П. Литературный облик американского неофеминизма. // Американская литература и общественно-политическая борьба: 60-е начало 70-х годов XX века. - Сб. ст.; А.С. Мулярчик, отв. ред. - М.: Наука, 1977. -с. 180-201.

215. Ульрих Б. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997, -224с.

216. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. -М.: Сов. Россия, 1989, 544 с.

217. Философский словарь. И.Т. Фролов, ред. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

218. Философский энциклопедический словарь. Л.Ф. Ильичев и др., ред. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 839 с.

219. Фрид Я. Сюрреализм. Новый мир, 1931г., №2, с.7

220. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. -664с.

221. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990, с.20

222. Хёйзинга И. Homo ludens (Человек играющий). // В тени завтрашнего дня. /Пер. с нидерландского. М.: Прогресс, 1992. - с. 5-240.

223. Хоц А.Ю. Место этнической ментальности в структуре ментальности современного человека // Этнонациональная ментальность в художественной литературе. Ставрополь, 1999, с. 28.

224. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608с.

225. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. Отв. ред.

226. A.Я. Гуревич М.: Наука, 1990. - 228 с.

227. Чернец JI.B. Литературные жанры. М.: Изд-во Московского Ун-та, 1982.

228. Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем в 30 т. М.: «Наука», 1985, Т.6, с.108

229. Чичерин А.В. Ритм образа. М.: Советский писатель, 1973. - 280 с.

230. Шестов Л. И. Творчество из ничего (А. П. Чехов) / Лев Шестов. М.: КМК Sci. press, 2000. - 54 с.

231. Шкловский В. За и против. Заметки о Достоевском. М.:Советский писатель, 1957.

232. Шкловский В.Б. Строение рассказа и романа // Шкловский В.Б. О теории прозы. -М., 1929, с. 77

233. Шмид В. Проза как поэзия. СПб.: Инапресс, 1998. - 351 с.

234. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. -261с.

235. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.-344с.

236. Юнг К.Г. Психологические типы. /Пер. с немецкого. В. Зеленский, ред - М.: Университетская книга, 1997. - 716 с.

237. Юнг К.Г. Человек и его символы. /Пер. с англ. С.Н. Сиренко, ред. - М.: Изд. «Серебряные нити», 1997. - 368 с.

238. Язык культура - этнос// Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р., Белоусов

239. B.Н. и др. М.: Наука, 1994, 235 с.

240. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВЛАДОС, 1997. - 352с.i'UH. ЛЯ1. ГОСУДА. ннл^ БИБЛИОТЕКА1. О ~ % ОЪ