автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Аднан Амер
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Липецк
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект"

На правах рукописи

Аднан Амер

Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект

специальность 24 00 01 - теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тамбов-2007 ООЗСЭ7 1782

003071782

Работа выполнена на кафедре философии и социально-политических наук Липецкого государственного педагогического университета

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор Попков В А

Официальные оппоненты

доктор философских наук, профессор Г А Карцева, кандидат философских наук,

доцент НА Ежова

Ведущая организация

Тамбовский государственный технический университет

Защита состоится 21 июня 2007 г в 10 часов на заседании диссертационного совета Д-212 261 06 при Тамбовском государственном университете им Г Р Державина по адресу 392000, Тамбов, ул Советская 181 «И», (корпус 9), аудитория 221

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГУ им ГР Державина

Автореферат разослан 18 мая 2007 г, на сайте ТГУ им Г Р Державина размещен 17 мая 2007 г (http //tsu tmb ru/aspir/dis)

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук,

профессор В С Семина

Общая характеристика работы Актуальность исследования. Восстановление модуса арабской ментальности как фактора возрождения исламской этнокультурной традиции становится важной причиной исследования духовных основ развития социума, определяя его поступательное развитие Ментальная этнокультурная традиция отражает поведенческие аспекты, свидетельствует о внутреннем мире, обычаях, нормах и ценностях различных социумов Особенно важным этот процесс становится при изучении национальных обществ-диаспор, расположенных внутри территорий других стран Сохранение картины культурного мира со всей совокупностью его составляющих языка, обычаев, религиозных ценностей, ритуалов и др, становятся органичной частью как традиционных, так и модернизировавшихся обществ При этом исследование ментального пласта позволяет одновременно зафиксировать триединство его состояния прошлого, настоящего и будущего, сделав достаточно точный прогноз нового качественного состояния менталитета

Важность подобного исследования заключается и в том, что направленность восточного менталитета определила поведенческие особенности государств, внутригосударственных диаспор, этнических групп Бурное распространение ислама (около 1,5 милллардов чел), социальные условия милитаризации стали причиной трансформации исламской ментальности Обусловленность слиянием ментальности и религии привели к тому, что ислам провозглашен в значительном числе развивающихся стран официальной идеологией, закреплен в конституциях, декларирующих верность законам шариата, религиозное мусульманское образование Тесное влияние ислама как целостной религиозной системы претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман, универсальную религию, содержащую ответы на все вопросы бытия, формируя конкретные ментальные установки и трансформируя через них картину восприятия окружающего мира Базируясь на исторически сложившихся и закрепленных в социуме представлений об исламской целостности религии и политики, духовного и светского, ритуалов, обрядов и образа жизни мусульман в целом создает мощный ментальный строй, который сложно поколебать окружаюхцим нововведениям

Одновременно с этим, война 1948-1949 г г привела к растерянности и дезориентации арабского населения, усиленного подавлением националистических настроений, нивелирование

палестинского и культивирование израильского гражданского самосознания - все это стало отличительными чертами ментальных колебаний и проникновений в них иных социокультурных установок Колебание и смена ментальных установок, естественно негативно воздействует на стабильности и устойчивости этнокультурной самоидентификации, что требует рассмотрение ее причин, темпоральных периодов, возможности восстановления в новых условиях, обретения утраченной целостности духовного мира Это приводит к актуализации изучения изменений традиционной исламской ментальное™ и направлений формирования нового вектора менталитета арабов Израиля во второй половине XX века

Степень научной разработанности проблемы. Избранная автором проблема является на сегодняшний день недостаточно изученной. Есть несколько специальных научных трудов по данной проблемы среди них Абуганим Зиад, Абу Эль Хасан Аль Надауи, Аль Карадави Йосиф, Барготи Иад, Без Робен, Елжунди Анвар, Жерис Сабри, Кохин Ранаан, Кузнецов Д В Ланда Р Г, Ландау Якубь, Майер Томас

Медведко Л И , Герщанович Gabai, Moshe, Zureik, Elm T, и Tessker, Mark А Эти авторы рассматривали проблему с разных позиций, акцентируя национальные свойства ментальное™, или рассматривая их как нейтральные В диссертационном исследовании важное место заняли труды известных представителей арабо-мусульманских философских учений это в первую очередь «Мусульмане и Палестина» Абу Эль Хасан Аль Надауи , «Оживление исламской молодежи» Аль Карадави Йосиф и «Чтобы не потерялась исламская личность и принадлежности к Корану» Елжунди Анвар

В диссертационном исследовании автор опирался на комплексный подход к изучению факторов возникновения новой исламской ментальное™ на базе активизации новой исламской движения в арабо-палестинском обществе Израиля в периоде 1967 - 1981 г и его влияние на развитие, и его влияние на развитие социальный и политический образ жизни мусульман в стране

В истории русской культуры выделяются труды отечественных авторов, посвященные исследованию проблемы ислама эти работы Кудрявцев А В Исламский мир и палестинская проблема Медведко Л И, Герщанович А.В , Именем Аллаха, Родионов М А , Малышева Д Б , Еремеев А Б Алиев С А и др

Эти авторы не рассматривали подробности закономерности развития исламского ментальности в арабском обществе Израиля и ее исторические эволюции

Следует также отметить, что при рассмотрении истрорисофской проблематики, диссертант акцентирует внимание, прежде всего на направления развития событий и глобальные изменения происходящие в этом период, эффективно влияющие и способствовующие проявлению новой ментальное™.

Актуальность темы исследования и степень ее научной разработанности обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цели и задачи

Целью исследования стало изучение социо-культурологической специфики изменения ментальных процессов, и их воздействие на жизнедеятельность палестинских арабов в Израиле. Задачами исследования стали:

• исследование сущности этнокультурной ментальное™,

• раскрытие причин возникновения и условий развития исламского движения в арабов Израиля, как основы для изменения исламской ментальности,

• рассмотрение современных интерпретаций социо-культурологического развития ислама,

• анализ особенностей ментальной субъектности духовных структур и организаций мусульман,

• исследование ментальных детерминант включенности в социальную жизнь мусульманского мира,

• изучение мнения арабов Палестины и его отношение к роли ислама,

• исследование современного состояния ментальное™ как этнокультурной устойчивости арабов

Объектом исследования стала жизнедеятельность арабской диаспоры Израиля после 1967 г

Предметом исследования являются социо-культурологические основания и механизмы формирования нового исламского менталитета арабов Израиля

Теоретико-методологическрой основой исследования стали труды Ф. Грауса, Ж Дюби, Э Панофски, И Хейзинги, А Я Гуревича, В.Н. Шапошникова, Р Бистрицкаса, Р. Кочюнаса, ЛЯ Гозмана, АМ Эткинда, В Е Кагана, А В Андреенковой, 3 М Зотова, X Кентрила, Г М Резника, М Рокича, С Шварца и других

Методами исследования стали: компаративно-исторический анализ, который позволил провести сопоставление и изучение разных этапов и направлений возникновения мусульманского движения арабов Израиля, совокупность методов системного, структурно-функциональною и институционального анализа, направленного на решение поставленных задач, социологические методы исследования Научная новизна работы заключается в

• определении этнокультурной сущности арабской ментальности, заключающейся в особой картине мировосприятия, основанного на глубоком изучении и внедрении исламских ценностей в жизнедеятельность населения,

• вскрытии векторов трансформации арабской ментальности второй половины XX века вследствие социальных причин, проявленных с одной стороны в выраженной милитаризации, с другой - с утратой чистоты исламской ритуализации жизни,

• изучении условий восстановления новой исламской ментальности на базе активизации исламского движения в арабо-палестинском обществе Израиля в периоде 1967 - 1981г., и его влияние на развитие социальный и политический образ жизни мусульман,

• определении динамики развития социо-культурных условий и их воздействия на конфессиональное и духовное состояние арабов Израиля

Научно-практическая значимость исследования. В диссертации систематизированы и сформулированы исторические положения о характере исламского движения, объективные и субъективные предпосылки его возникновения, его воздействие на политическую и социальную жизнь арабского населения и как результат, на изменении самой арабо-исламской ментальности

Проведенное исследования дает возможность сформулировать ряд рекомендации для дальнейшего развития исламского движения и ее соотношение с органов государственной власти и партийными группировками в страны Результаты исследования и ее выводы могут использованы для дальнейшего изучения развития менталитета ислама а арабском обществе Израиля и для содержательного, конструктивного национального диалога

Положения, выносимые на защиту;

• Модус национального менталитета - выступает как самосознание локальной культуры, прочувствованное изнутри, в рамках данного ее природно-географического и исторического локуса В настоящее время понятие менталитет стало граничить с понятием глобалитета, которое рассматривается как самосознание локальной культуры в качестве одной из составляющих мировой цивилизации, как взгляд локальной культуры на самое себя изнутри. Несомненно, менталитет и глобалитет каждой отдельной локальной культуры тесно связаны между собой. Но следует иметь в виду, что глобалитет каждой конкретной локальной культуры является проекцией ее менталитета в мировое культурное пространство.

• Специфика арабской ментальности обусловлена построением на исламских ценностях всех аспектов жизнедеятельности, что переводит ислам в религию-идеологию-политику, структурирующую содержательно и функционально все системы бытия, делая ее одновременно очень прочной (при наличии поддерживающих условий) и чрезвычайно хрупкой, что и произошло после войны 1948-1949 г.г, в процессе смены базовых ценностей. Мощная ассимиляция с еврейским народов и ценностями его культуры, стала приводить к утрате этнокультурной самоидентичности арабов Растерянность арабского населения и его дезориентация, режим военной администрации, подавление националистических настроений, нивелирование палестинского и культивирование израильского гражданского самосознания - все это стало отличительными чертами переходного периода первого десятилетия, подготовившего базу для последующего укрепления тенденции к интеграции арабского меньшинства в израильское общество. Эта интеграция вызвала неоднозначную реакцию со стороны арабов Палестины, что отразилось на политической стабильности в регионе.

• Восстановление модуса арабской ментапьности стало возможным после войны 1967 г, основой для которой послужила совокупность социоэкономических, политических культурно-религиозных причин и, одновременно, создания этнокультурного религиозного движения ислама

• Новая этнокультурная реальность, основанная на ценностях ислама, стала весомым результатом возрождения национальной ментальное™ с активным участием в этом процессе носителей прежних ценностей - представителей старшего поколения. Естественная модицикация этнокультурных ценностей вошла в оптимальное русло глобализации-индивидуализации и стала приводить к выравниванию ментального строя и основанной на нем картины мира современного поколения арабов Израиля. Новое прочтение и, соответственно, новое понимание ислама привело к более глубокому его постижению, акцентуации толерантности его содержания, жизнеспособности народа, живущего по его законам

Апробация работы. Основные теоретические и исторические положения и выводы диссертации апробированы на международной научной-практической конференции «Перспективы исламского движения в арабском обществе Израиля» (Иерусалим, 2002), «Национальное самосозание общества- опыт, перспективы, проблемы». Казань, 2003 г, статьях в реферируемых изданиях и изданиях списка ВАК - «Аналитика культурологии» номер, roc per. 0420600022, ISSN 1990-4045; htlpV/arialiculturolog ru. преподавательских симпозиумах университов Бака, Хайфа, Иерусалима и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальности выбранной темы, выявляется степень ее научной разработанности, определяются цели и

задачи работы, ее методологические основы Указываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту, степень апробации полученных результатов

Первая глава - «Генезис этнокультурной специфики арабского общества Палестины» состоит из трех параграфов. В § 1 «Этнокультурные и исторические условия формирования ментальности арабов Палестины» расскрываются сущность, понятия ментальное™ как особой структуры, создающей этнокультурные особенности нации В параграфе приводятся концепции ученых, занимающихсмя этим вопросов, вскрываются геоисторические причины формирование определенного модуса ментальное™, свойственного каждому народу, дается определение собственно ментальности и рассмтариваются историко-культурные причины ее создания, укрепления и трансляции во внешнее пространство. Условия, расшатывающие ментальность арабов начались с событий

происходящих на территории Палестины, сваязанных с распадом Османской империи и аккупации Великобритания палестинской земли после Бальфурской декларации в 1919 С одной стороны, это было связано со стремлением Великобритании всемерно продлить оккупационный режим в Палестине, позволявший ей проводить колониальную политику в отаошении так называемых заморских территорий, в частности Индии, а с другой стороной возникшей в условиях подъема национально-освободительного движения арабских народов необходимостью найти «достойную замену» оккупационной администрации в Палестине. Такой администрацией творцам британской политики представлялось Еврейское агентство,

действовавшее в Палестине в качестве представителя Всемирной сионистской организации (ВСО).

Специальная комиссия ООН предложила два варианта решения вопроса о Палестине: раздел на два независимых национальных (еврейское и арабское) государства и создание единого федеративного образования при сохранении экономического союза между ними

Таким образом, возникновение государства Израиль на территории Палестины создавало условия для формирования нового типа граждан, основанных на различных национальных и религиозных началах, что, в свою очередь создало фундамент последующей конфронтации Ментальный строй арабов-исламистов стал стремительно ассимилироваться под воздействием представителей большинство

другого народа, что начало приводить к утрате этнонациональных ценностей арабов

В § 2 «Этническая специфика арабо-израильского общества в 1948 - 1967 гг.» рассматривается этническое и социальное положение палестинских арабов (900 тыс ), оказавшихся в положении беженцев, разбросанных по соседним арабским странам — Ливану, Сирии и Иордании Генеральная Ассамблея ООН была вынуждена специально рассмотреть вопрос беженцев и принять резолюцию 194 (III) от 11 декабря 1949 года, которая предусматривала право палестинских беженцев на возвращение «к своим очагам и мирной жизни со своими соседями» или на получение соответствующей компенсации за утраченное ими имущество

Однако Израиль всячески препятствовал осуществлению этой и других резолюций ООН по вопросу о Палестине, в результате чего палестинский народ был выселен с территорий, на которых создавалось новое израильское государство Палестинцы вынуждены были покидать родные места, чтобы сохранить и обеспечить свои семьи Общее количество палестинцев, покинувших свои дома и переселившихся в соседние арабские страны, достигло 950 тыс чел. Так произошло разъединение палестинского народа Феноменология этого вопроса привело к появлению многочисленных научных терминов «арабское меньшинство», «арабско-палестинское население Израиля», «арабское общество в Израиле», «арабы 1948 года» Палестинское население было сосредоточено фактически в трех районах Израиля первый - Галилея, где жило большинство из палестинцев, второй - Эль-Муталлят (Треугольник) Южный и Северный, третий - Накаб Несколько тысяч палестинцев проживало непосредственно в различных городах Израиля, соседствуя с еврейским населением, например в Хайфе, Иафе, Луде и Рамле В результате выраженного оппортеида положение арабов было приниженным по сравнению с еврейским населением страны.

Основой для выживания в этих условиях стали региозно-культурные ценности ислама, которые сохраняли фундамент ментальное™, единства, сплоченности и духовной стойкости арабов

В § 3 «Состояние духовной культуры арабского населения Израиля до 1967г.» исследуются особенности духовной культуры арабского общества в Израиле Подавленные условия привели к росту национального самосознания арабского населения, которое принято обозначать термином «исламское оживление» Восстановление этнокультурных ценностей приобрело динамическое развитие и в

определенной степени стало идентичным исламским движениям и обществ, существовавшим в начале XX века в Палестине, Сирии и Египте Одним из создателей общества подобного рода был Эз эльдин Эль Кассам Данный этап военного управления в арабском обществе Израиля длился с 1948 г по 1966 год Основной проблемой данного этана стала проблема самоидентификации арабского населения и получения израильского гражданства Духовная культура арабов претерпевала существенные препятствия, мощное воздействие еврейской культуры, в совокупности переживая состояние отрыва от исламских корней, исламских основ жизни Это проявилось в а) политическом и экономическом давление, культивировании ненависти к арабскому меньшинству и принуждению к жизни по воле большинства б) отсутствие предмета религии (ислама) в арабской школе Еще в начальные годы создания израильского государства министерство просвещения Израиля запретило религиозное воспитание в арабских школах, и преподавание арабского языка И только потом было разрешено обучать исламской религии в усеченной форме

Во второй главе - «Основные характеристики «исламского оживления» и формирование новой исламской менталыюсти» состоит из четырех параграфов, в которых рассматриваются этнокультурные причины «исламского оживления», условия формирования новой исламской ментальности во второй половине XX века, проблема национальной самоидентификации и формирования новой исламской ментальности и новая исламская ментальность по данным социологических опросов

В § 1 «Этнокультурные причины «исламского оживления» обозначены исходные тезисы, которые положены автором в основу анализа событии, которые привели к исламскому оживлению Ослабление исконных ценностей ислама привело к новому состоянию исламского мира, значительно отличающееся от предшествующего положения Анализируя причины подобного, автор приводит основные из них, которые заключаются в 1 Западная цивилизация и ее огромные культурные ресурсы оказывали воздействие на мусульманский мир, существенно его изменяя Распространились такие явления как гуляния, роскошь, леность, чего не было раньше в жизни мусульман Негативную роль сыграли арабские религиозные деятели, не выполнившие заповеди Аллаха относительно чистоты руководства мусульманами Эти деятели ослабили свое духовное руководство и возложили его на весь мусульманский мир

2. Появление арабского национализма. Резкое развитие его протекало после Первой мировой войны. Арабские писатели, ученые, духовные лидеры скатились на позиции арабского национализма и стали развивать его принципы вместо развития истинных принципов ислама

3. Военные режимы и диктаторское руководство, возникавшее в результате военных переворотов, практически в каждой арабской стране, привело к преследованию духовных лидеров ислама. Многие из них оказались в тюрьмах или вынуждены были иммигрировать в другие страны. Их заменили пособники военных режимов, которые были недостойны осуществлять проповедь ислама, отошли от догматов ислама, были духовно слабы и неразборчивы в способах сохранения религиозной чистоты

В § 2 «Условия формирования новой исламской ментальности во второй половине XX века» рассматриваются условия, в которых развивалось исламская ментальность. Восстановление позиций ислама в среде израильских арабов можно объяснить как в контексте общего возрастания его значимости в регионе после Иранской революции, так и внутренними причинами, связанными с установлением израильского контроля над сектором Газа и Западным берегом Иордана

Цель исламского движения в арабском обществе Израиля была направлена на превращение арабского общества Израиля в исламское общество со всеми его характеристиками — образом жизни, ментальности, деятельности людей и т.д Эксперты по исламу выделяют разные причины подъема исламского оживления в последние годы Часть их считает, что главным мотивом выступает цивилизационный, идеологический мотив, разочарование в арабском национализме; другие указывают на поражение арабских стран 1967 г.; третьи видят причины в исламской революции Хомейни в Иране. Диссертант полагает и подробно раскрывает свою точку зрения, основанную на этнокультурных последствиях войны 1967 г, что и стало основой «исламского оживления» Необходимо отметить, что, несмотря на удачи и успехи исламское движение не обрело единства взглядов, особенно по вопросам политических проблем Для создания этнокультурной монолитности целесообразно совместить традиции Шариата и реальность, руководствоваться прагматизмом. Успехи подобной тактики привели к положительным результатам в 1995 г., когда состоялись выборы в парламент Объяснялось это следующими причинами-

1 исламское движение имеет значительное количество своих единомышленников, что обуславливает силу движения в арабском обществе

2. неучастие в парламентских выборах и объединение с другими арабскими группировками приводит к политическому бездействию

3. участие в выборах с остальными арабскими группировками дает силы арабскому обществу и усиливает арабское влияние в парламенте Израиля

Таким образом, развитие исламского движения в лице политических, религиозных и военных организаций, в виде политической деятельности представителей религиозной элиты арабского меньшинства Израиля, стало одним из основании развития новой исламской ментальности Но почвой развития данной ментальности в Израиле стало арабское меньшинство страны. Восстановление почитания старейших, организация жизни в рамках исламских традиций способствовало выравниванию этнокультурного менталитета и созданию социального единства арабов, укрепляя идеологию, религиозные нормы и их влияние на духовное состояние палестинского населения Израиля.

В § 3 «Национальная самоидентификация и формирование новой исламской ментальности» рассматриваются различные разногласия, и противоположные направления среди арабского меньшинства Израиля Проблема национальной самоидентификации арабского меньшинства Израиля является достаточно острой, о чем свидетельствует наличие различных, порой, прямо противоположенных точек зрения В значительной степени различия объясняются политическими убеждениями По вопросу самоидентификации арабские христиане единогласны с мусульманским движением, что дает основание мусульманским и христианским лидерам заявлять о единстве судьбы и интересов в светской и религиозной жизни несмотря на религиозные различия Развитие толерантности представителей разных религиозных конфессий на основе этнонациональной идентичности способно отстоять право на этнокультурное сохранение личности

Свидетельством расширения и углубления самоидентификации арабского меньшинства стали два явления. Первое заключается в развитии исламского воспитания, хотя корнями оно уходит в предшествующие десятилетия. Результатом этого явления стало заключение общественной хартии - социального устава, который изложил в своем содержании базовые установки этнокультурного содержания формирования новых поколений

Вторым явлением стало акцентуация базовых ценностей, на которых основывается этнокультурная ментальность. В результате интифады Акса на территории Палестины, в секторе Газа и на западном берегу р. Иордан арабы идентифицировали религиозный вопрос как одн из основных составляющих в политической проблеме. По результатам исследований диссертант пришел к выводу, что национальное самосознание арабского населения Израиля существенно выросло, выросли и их негативные взгляды на власти Израиля В арабском меньшинстве укрепилось чувство принадлежности к палестинскому народу. Возросшее самосознание выкристовализовало основную цель арабского населения. сохранение арабской исламской самоидентификации и самоутверждение.

Данные исследования выявили основные позиции восстановления ментальности арабского общества, выраженные в постулатах:

- этнокультурному возрождению способствует тот, кто осуждает все виды мятежа и одновременно утверждает ислам, имея в виду и религиозную специфику других арабов; выступает за политическую и общественную сплоченность всех его членов, поскольку это общество заинтересовано во внутреннем единстве; отвергает слепой шовинизм во всех его проявлениях и религиозное угнетение и соблюдает взаимоуважение и мир между всеми силами. В целом это проистекает из единства самоопределения арабского меньшинства, общественных интересов, верного понимания национального вопроса, ментальной однородности, грамотного отношения к глобализации, понимания, что именно народное единство обеспечит успешное воссоздание этнокультурной самоидентичности

В § 4 «Новая исламская ментальность по данным социологических опросов» автор излагает результаты социологических исследований, которые помогли ему придти к выводами и заключениями. Оно проводилось в течение 15 лет, начиная с 1990 г по настоящее время среди арабского населения Израиля в трех районах: 1. Галиль - на севере, 2. Эльмуталлат (треугольник) - в центре; 3. Нкаб - на юге. Большинство респондентов имеет высшее образование, что не дает оснований для единства взглядов. Интервьюирование было проведено с авторитетными, религиозными и политическими деятелями в арабском обществе Израиля В целом можно говорить о том, что в анкетировании приняло преимущественно взрослое населения, имеющее семьи, преимущественно высшее образование и задействованное в государственном и негосударственном секторах экономики. Данная

характеристика респондентов позволяет проследить зависимость между «качеством» респондента и его отношением к поставленным в анкете вопросам

Результаты исследования представлены в приложении 3

Согласно таблице 1 приложения 3 можно заключить, что 44.9% респондентов считают, что арабо-израильский конфликт является догматичным религиозным, а 50% считают не рассматривают его таковым Респонденты, которые считают, что арабо-израильский конфликт догматичен и религиозным исходят из того, что Израиль намеренно стремится захватить все земли Палестины Палестинские арабы в Израиле в большинстве мусульмане, поэтому, на наш взгляд, арабы придают конфликту религиозный характер, тем более исламская религия стимулирует мусульман к борьбе с оккупантами По мнению 71.8% привлеченных к опросу респондентов, арабское общество Палестины нейтрально относится к традиционной религии Лишь 5 1 % опрошенных отнес свое общество к религиозному, 12 8 % считает общество нейтральным по отношению к религиозным нормам

По мнению доктор Халима Бараката, арабы проявили повышенный интерес к национальной идентификации после распада Османского халифата (турецкий империи) в начале XX века, а в конце века с осознанием самоидентификации их деятельность привела к борьбе за свои права

Подавляющая часть арабского населения Палестины считает (таблица 5 приложения 3), что росту национального самосознания в значительной степени способствовал подъем исламской активности во всем мире 76 9% респондентов считает, что активизация мирового исламского движения способствовало в значительной степени росту национального сознания Ислам объединил арабов и дал им базу для осмысления своей роли и своего места в израильском государстве. Поэтому исламское движение появилось чисто арабское явление, на своей земле, в своем арабском обществе Не удивительно, что арабы связывают ислам с чувством национального самосознания Следует обратить внимание на эффективность деятельности арабских партий в вопросе формирования национального сознания исламского меньшинства Израиля Согласно данным (таблица 6 приложения 3) можно заключить, что деятельность партий в данном вопросе как удовлетворительную оценили 48 7% арабов, 32 1% рассматривают данную деятельность как слабую, и лишь 6 4% палестинцев считают существенным вклад партий в формирование национального сознания

Оценивая роль исламского движения в возрождении и становлении арабского национального сознания, традиционного арабского менталитета значительная часть респондентов - 52 6% (таблица 9 приложения 3) отметила, что роль исламского движения в углубления национального сознания и принадлежности к арабской нации была реальна, 31% респондентов оценил ее как значительную и лишь 6 4% опрошенных отметили, что эта роль бы слабой

Исходя из результатов анкетирования можно сделать предварительные выводы.

Во-первых, ментальность арабского общества Израиля достаточно поляризовано Можно выделить две его основные части, где одна руководствуется традиционными ценностями, является приверженцем ислама и традиционных норм, в то время как вторая часть общества относится к исламским ценностям менее внимательно.

Во-вторых, раскол в арабском обществе Израиля определяет и отношение ко многим событиям и процессам Практические по всем вопросам существуют полярные точки зрения двух частей арабского меньшинства Израиля

В-третьих, несмотря на раскол, для многих исламские нормы поведения являются определяющими, относительно семейных ценностей и национальной самоидентификации

Исходя из полученных выводов можно сделать фундаментальный вывод о сохранении базовой национальной традиции, на основании которой основными носителями и хранителями исламской традиции в арабском обществе Израиля выступают представители старших возрастов, обремененные семьями и задействованных в государственном секторе

В заключении подводятся итоги и формулируются выводы диссертации

По теме диссертации, опубликовано следующие работы

Статьи, опубликованные в реферируемых журналах, изданиях списка ВАК РФ, электронных изданиях.

1. Аднан Амер Национальная самоидентификация и формирование новой исламской ментальности // Вестник БГУ, Улан-удэ, 2005, №2 0,4 п л

2 Аднан Амер Развитие ментальное™ арабского меньшинства в Израиле во второй половине XX века //«Аналитика культурологии» СЭНИ, Тамбов, ТГУ, № 4, 2006, номер roc per 0420600022, http //aiialiculturolog ru ISSN 1990-4045, 0,8 п л 3. Аднан Амер Ценностные характеристики ментальное™ арабского общества в Израиле // «Аналитика культурологии» СЭНИ, Тамбов, ТГУ, № 4, 2006, номер roc per 0420600022, http //analiculturolog ru ISSN 1990-4045; 1,2 п л

Монография:

4 Аднан Амер Этнокультурные изменение во внешних отношениях Османской Империи Куфр Касим Альмкталат, 2002 3,8 п л

Материалы Международных и Российских конференций

5 Аднан Амер Этнокультурные особенности менталитета арабов Израиля //Перспективы исламского движения в арабском обществе Израиля Иерусалим, 2003, 0,3 п л

6 Аднан Амер Сущность изменений ментальности арабской диаспоры Израиля //Национальное самосозание общества опыт, перспективы, проблемы Казань, 2004 г , 0,3 п л Прочие публикации:

7 Аднан Амер Проповедь Арафа как этнокультурная ценность Журнал Арафа. Куфр Касим 1990, № 1, 0, 6 п л

8 Аднан Амер Проповедь Арафа и ее роль в сближении народов ислама Журнал Арафа Куфр Касим 1990, № 3, 0,7 п л

Подписано в печать 14 05 2007 г Формат 60x48/16 Объем 0,99 п л Тираж 100 экз Заказ № 1031 Бесплатно 392008, г Тамбов, Советская, 190г Издательство Тамбовского государственного университета им Г Р Державина

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аднан Амер

Введение С.З

Глава 1. Генезис этнокультурной специфики арабского С. общества Палестины

§1 Этнокультурные и исторические условия формирования ментальности арабов Палестины

§2 Этническая специфика арабо-израильского С. общества в 1948 - 1967 гг.

§3 Состояние духовной культуры арабского С. населения Израиля до 1967г.

Глава 11. Основные характеристики «исламского С. оживления» и формирование новой исламской ментальности»

§1 «Этнокультурные причины «исламского оживления»

§2 «Условия формирования новой исламской С. ментальности во второй половине XX века»

§3 «Национальная самоидентификация и С. формирование новой исламской ментальности»

§4 «Новая исламская ментальность по данным С. социологических опросов»

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по культурологии, Аднан Амер

Восстановление модуса арабской ментальности как фактора возрождения исламской этнокультурной традиции становится важной причиной исследования духовных основ развития социума, определяя его поступательное развитие. Ментальная этнокультурная традиция отражает поведенческие аспекты, свидетельствует о внутреннем мире, обычаях, нормах и ценностях различных социумов. Особенно важным этот процесс становится при изучении национальных обществ-диаспор, расположенных внутри территорий других стран. Сохранение картины культурного мира со всей совокупностью его составляющих: языка, обычаев, религиозных ценностей, ритуалов и др., становятся органичной частью как традиционных, так и модернизировавшихся обществ. При этом исследование ментального пласта позволяет одновременно зафиксировать триединство его состояния: прошлого, настоящего и будущего, сделав достаточно точный прогноз нового качественного состояния менталитета.

Важность подобного исследования заключается и в том, что направленность восточного менталитета определила поведенческие особенности государств, внутригосударственных диаспор, этнических групп. Бурное распространение ислама (около 1,5 милллардов чел.), социальные условия милитаризации стали причиной трансформации исламской ментальности. Обусловленность слиянием ментальности и религии привели к тому, что ислам провозглашен в значительном числе развивающихся стран официальной идеологией, закреплен в конституциях, декларирующих верность законам шариата, религиозное мусульманское образование. Тесное влияние ислама как целостной религиозной системы претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман, универсальную религию, содержащую ответы на все вопросы бытия, формируя конкретные ментальные установки и трансформируя через них картину восприятия окружающего мира. Базируясь на исторически сложившихся и закрепленных в социуме представлений об исламской целостности религии и политики, духовного и светского, ритуалов, обрядов и образа жизни мусульман в целом создает мощный ментальный строй, который сложно поколебать окружающим нововведениям.

Одновременно с этим, война 1948-1949 г.г. привела к растерянности и дезориентации арабского населения, усиленного подавлением националистических настроений, нивелирование палестинского и культивирование израильского гражданского самосознания - все это стало отличительными чертами ментальных колебаний и проникновений в них иных социокультурных установок. Колебание и смена ментальных установок, естественно негативно воздействует на стабильности и устойчивости этнокультурной самоидентификации, что требует рассмотрение ее причин, темпоральных периодов, возможности восстановления в новых условиях, обретения утраченной целостности духовного мира. Это приводит к актуализации изучения изменений традиционной исламской ментальности и направлений формирования нового вектора менталитета арабов Израиля во второй половине XX века.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная автором проблема является на сегодняшний день недостаточно изученной. Есть несколько специальных научных трудов по данной проблемы среди них Абуганим Зиад, Абу Эль Хасан Аль Надауи, Аль Карадави Йосиф, Барготи Иад, Без Робен, Елжунди Анвар, Жерис Сабри, Кохин Ранаан, Кузнецов Д.В Ланда Р. Г, Ландау Якубь, Майер Томас, Медведко Л.И., Герщанович Gabai, Moshe, Zureik, Elia T, и Tessker, Mark А. Эти авторы рассматривали проблему с разных позиций, акцентируя национальные свойства ментальности, или рассматривая их как нейтральные. В диссертационном исследовании важное место заняли труды известных представителей арабо-мусульманских философских учений.это в первую очередь «Мусульмане и Палестина» Абу Эль Хасан Аль Надауи.,. W

Оживление исламской молодежи» Аль Карадави Иосиф и «Чтобы не потерялась исламская личность и принадлежности к Корану» Елжунди Анвар.

В диссертационном исследовании автор опирался на комплексный подход к изучению факторов возникновения новой исламской ментальности на базе активизации новой исламской движения в арабо-палестинском обществе Израиля в периоде 1967 - 1981 г.и его влияние на развитие, и его влияние на развитие социальный и политический образ жизни мусульман в стране.

В истории русской культуры выделяются труды отечественных авторов, посвященные исследованию проблемы ислама: эти работы Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема Медведко Л.И., Герщанович А.В., Именем Аллаха, Родионов. М. А., Малышева Д. Б., Еремеев А. Б. Алиев С. А и др.

Эти авторы не рассматривали подробности закономерности развития исламского ментальности в арабском обществе Израиля и ее исторические эволюции.

Следует также отметить, что при рассмотрении истрорисофской проблематики, диссертант акцентирует внимание, прежде всего на направления развития событий и глобальные изменения происходящие в этом период, эффективно влияющие и способствовующие проявлению новой ментальности.

Актуальность темы исследования и степень ее научной разработанности обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цели и задачи.

Целью исследования стало изучение социо-культурологической специфики изменения ментальных процессов, и их воздействие на жизнедеятельность палестинских арабов в Израиле.

Задачами исследования стали:

• исследование сущности этнокультурной ментальности;

• раскрытие причин возникновения и условий развития исламского движения в арабов Израиля, как основы для изменения исламской ментальности;

• рассмотрение современных интерпретаций социо-культурологического развития ислама;

• анализ особенностей ментальной субъектности духовных структур и организаций мусульман;

• исследование ментальных детерминант включенности в социальную жизнь мусульманского мира;

• изучение мнения арабов Палестины и его отношение к роли ислама;

• исследование современного состояния ментальности как этнокультурной устойчивости арабов.

Объектом исследования стала жизнедеятельность арабской диаспоры Израиля после 1967 г.

Предметом исследования являются социо-культурологические основания и механизмы формирования нового исламского менталитета арабов Израиля.

Теоретико-методологическпой основой исследования стали труды Ф. Грауса, Ж. Дюби, Э. Панофски, И. Хейзинги,

А .Я. Гуревича, В.Н. Шапошникова, Р. Бистрицкаса, Р. Кочюнаса, Л.Я Гозмана, A.M. Эткинда, В.Е. Кагана, А.В. Андреенковой, З.М. Зотова, X. Кентрила, Г.М. Резника, М. Рокича, С. Шварца и других.

Методами исследования стали: компаративно-исторический анализ, который позволил провести сопоставление и изучение разных этапов и направлений возникновения мусульманского движения арабов Израиля; совокупность методов системного, структурно-функционального и институционального анализа, направленного на решение поставленных задач, социологические методы исследования.

Научная новизна работы заключается в:

• определении этнокультурной сущности арабской ментальности, заключающейся в особой картине мировосприятия, основанного на глубоком изучении и внедрении исламских ценностей в жизнедеятельность населения;

• вскрытии векторов трансформации арабской ментальности второй половины XX века вследствие социальных причин, проявленных: с одной стороны в выраженной милитаризации, с другой - с утратой чистоты исламской ритуализации жизни;

• изучении условий восстановления новой исламской ментальности на базе активизации исламского движения в арабо-палестинском обществе Израиля в периоде 1967 - 1981г., и его влияние на развитие социальный и политический образ жизни мусульман;

• определении динамики развития социо-культурных условий и их воздействия на конфессиональное и духовное состояние арабов Израиля.

Научно-практическая значимость исследования. В диссертации систематизированы и сформулированы исторические положения о характере исламского движения, объективные и субъективные предпосылки его возникновения, его воздействие на политическую и социальную жизнь арабского населения и как результат, на изменении самой арабо-исламской ментальности.

Проведенное исследования дает возможность сформулировать ряд рекомендации для дальнейшего развития исламского движения и ее соотношение с органов государственной власти и партийными группировками в страны. Результаты исследования и ее выводы могут использованы для дальнейшего изучения развития менталитета ислама а арабском обществе Израиля и для содержательного, конструктивного национального диалога. Положения, выносимые на защиту:

• Модус национального менталитета - выступает как самосознание локальной культуры, прочувствованное изнутри, в рамках данного ее природно-географического и исторического локуса. В настоящее время понятие менталитет стало граничить с понятием глобалитета, которое рассматривается как самосознание локальной культуры в качестве одной из составляющих мировой цивилизации, как взгляд локальной культуры на самое себя изнутри. Несомненно, менталитет и глобалитет каждой отдельной локальной культуры тесно связаны между собой. Но следует иметь в виду, что глобалитет каждой конкретной локальной культуры является проекцией ее менталитета в мировое культурное пространство.

• Специфика арабской ментальности обусловлена построением на исламских ценностях всех аспектов жизнедеятельности, что переводит ислам в религию-идеологию-политику, структурирующую содержательно и функционально все системы бытия, делая ее одновременно очень прочной (при наличии поддерживающих условий) и чрезвычайно хрупкой, что и произошло после войны 1948-1949 г.г., в процессе смены базовых ценностей. Мощная ассимиляция с еврейским народов и ценностями его культуры, стала приводить к утрате этнокультурной самоидентичности арабов. Растерянность арабского населения и его дезориентация, режим военной администрации, подавление националистических настроений, нивелирование палестинского и культивирование израильского гражданского самосознания - все это стало отличительными чертами переходного периода первого десятилетия, подготовившего базу для последующего укрепления тенденции к интеграции арабского меньшинства в израильское общество. Эта интеграция вызвала неоднозначную реакцию со стороны арабов Палестины, что отразилось на политической стабильности в регионе.

• Восстановление модуса арабской ментальности стало возможным после войны 1967 г., основой для которой послужила совокупность социоэкономических, политических культурно-религиозных причин и, одновременно, создания этнокультурного религиозного движения ислама.

• Новая этнокультурная реальность, основанная на ценностях ислама, стала весомым результатом возрождения национальной ментальное™ с активным участием в этом процессе носителей прежних ценностей - представителей старшего поколения. Естественная модицикация этнокультурных ценностей вошла в оптимальное русло глобализации-индивидуализации и стала приводить к выравниванию ментального строя и и основанной на нем картины мира современного поколения арабов Израиля. Новое прочтение и, соответственно, новое понимание ислама привело к более глубокому его постижению, акцентуации толерантности его содержания, жизнеспособности народа, живущего по его законам.

Апробация работы. Основные теоретические и исторические положения и выводы диссертации апробированы на международной научной-практической конференции «Перспективы исламского движения в арабском обществе Израиля» (Иерусалим, 2002), «Национальное самосознание общества: опыт, перспективы, проблемы». Казань, 2003 г., статьях в изданиях списка ВАК - Вестник БГУ, Улан-удэ; электронных сетевых изданиях - «Аналитика культурологии» номер, гос. per. 0420600022, ISSN 1990-4045; http://analiculturolog.ru; преподавательских симпозиумах университов Бака, Хайфа, Иерусалима и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект"

Заключение

Арабское общество в Израиле с момента создания государства Израиля по резолюцию ООН в 1948 г прошло много разных этапов в постижении себя и самоопределении. В пятидесятых и шестидесятых годах, после войны 1967 г. попытки растворения арабского меньшинства в Израильском государстве потерпели провал. После этого арабское меньшинство прошло новые этапы свои жизни и истории вплоть до настоящего времени. Эти этапы базировались и продолжаются основываться на традициях и корнях великого ислама. Идеологии этих этапов строят свою деятельность на базе религиозных священных традиций, основанных на Коране.

Усилия по возвращению к исламу взяла на себя молодежь. Волны возникновения и возвращения к исламу испытывали приливы, удачи и иногда спады и поражения, в зависимости от ситуации и внешних условий.

Корни возникновения исламского побуждения среди арабского меньшинства в Израиле начались с 1967 года, то есть с момента передвижения и общения с своими братьями на западном берегу Иордании и в секторе Газа. В это время многие поступили в университеты на религиозные факультеты. Одновременно большое количество преподавателей и поборников религии из Газы и Западного берега переезжали в Израиль и начинали призывать арабов к исламу.

Вследствие данной деятельности выросло число молящих в мечетях, многие начали соблюдать шариат в свои обыденной жизни, число мечет стало больше и больше и многие среди поколения молодежи соблюдают правили месяца Рамадана. Можно отметить еще, что вырос число желающих выполнить обязанности Хаджа и Умру.

Стало ясно, что дух ислама уже чувствуется в жизни арабского населения Израиля и появилась новая стадия, стадия оживления и активности ислама.

Все это оживление и проявления движущее силы ислама особенно среди молодежи, которая считается движущей силой общества, играла важную роль в сознания арабского общества, думая о принадлежности, самоутверждения и проявления личности.

Исламское движение во главе исламского оживления с недавнего времени и до сих пор играла большую роль во внутренней арене государства Израиля. Она участвовала в установления законы и правил на самоопределения арабских граждан государство Израиля, и невозможности их игнорировать. Тем более, исламское движение применяет активное участие в политической жизни арабского общества в Израиле, и это особенно ярко проявилось когда исламское движение выступает в политическом соперничестве путем участия на выборах в местные органы власти, на выборах парламента (Кнессет).

Удачи исламского оживления во главе исламского движения со времени заключались в двух основных факторах:

1. С одной стороны, исламское движение утверждало религиозные ценности и покаяние, а с другой стороны - оно само выступила в качестве примера к действию. in

2. Исламское движение развивало понятие ислама и самоидентификации среди арабского населения через прессу, формирование религиозных учебных заведений, расширение понятий и толкование ислама, проведение политических и социальных мероприятий. Эти успехи приобрели исламское движение и ее руководство важное и уважительное положение среди арабского населения Израиля. Поэтому народ крепко стал на сторону исламского движения и поддерживал его программу на выборах муниципалитета, на выборах Кнессете и в других местах и все это постепенно привело быть на первых приоритетах среди других политических сил в Израиле.

Исламское движение доказало, что оно достойно положения, в котором находится, и несет ответственность как за реализацию социальных программ, так и за строгое политическое. Несмотря на все стоящие трудности большинство населения утвердят удачи и успехи исламского движения во вдохновения исламского духа среди арабских мусульман в арабском обществе Израиля. При всем этом исламское движение защитило арабских мусульман от израилизма, поэтому государственные органы и власти бдительно следят за деятельностью, идеями и развитием этого движения.

Акса интефада (восстание) возникшая на территории сектора Газа и западном берегу Иордания подняло национальный дух палестинских арабов в Израиле и способствовало закреплению новых элементов в арабском политическом сознании, в целом в арабском менталитете.

Для современного арабского общества Израиля характерна самоидентификация себя с арабским этносом, с арабской культурой, с традиционной исламской религией. Эта самоидентификация стала доминирующей в среде арабского населения Палестины во второй половине XX столетия, что говорит о значительных подвижках в арабском менталитете. Для него стала характерна идентификация себя не столько с территорией, с государством Израилем и гражданством в нем, сколько идентификация себя с арабским мусульманским миром.

В контексте мирового развития, в условиях возрастающей активности мусульманского движения изменение менталитета арабского населения Палестины может стать основанием для формирования международного исламского движения, усиленной исламизации различных территорий, что в свою очередь может вызвать новые конфессиональные конфликты. Поэтому арабское население Палестины должно сохранить не только менталитет своей нации, но и разумность в отношении с другими народами и конфессиями.

 

Список научной литературыАднан Амер, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдель Хаким Махмут, «Братья-мусульмане»: события которые сделали историю / Абдель Хаким Махмут. Александриа: Дарь эльавда, 1978.

2. Абдуль Рахман Омар, Слова правды, судебный процесс доктора Абдуль Рахмана Омара и проблемы борьбы / Абдуль Рахман Омар. -Нью-Йорк, 1998.

3. Абед Раппо Асаиед Абдельхафед, Философия борьбы в исламе / Абед Раппо Асаиед Абдельхафед. Бейрут: Дар Эль Китаб Эль Лобнани. 1972.

4. Абу Эль Хасан Аль Надауи. Мусульмане и Палестина / Абу Эль Хасан Аль Надауи. Бейрут: Дар Эль Китаб Эль Лобнани, 1998

5. Абу Эльхавалид Эльхассан, Исламское движение в Палестине. Историческое исследование корни исламского движения сопротивление / Абу Эльхавалид Эльхассан. Каир: Дарь эль авда, 1987.

6. Абуганим Зиад, Исламское движение и палестинское проблема / Абуганим Зиад. Амман: Дар Эль Форкан, 1985.

7. Алтаври Абуэльхасан, Мусульмане и Палестина / Алтаври Абуэльхасан. Круг Алших Аллам Аллах Эльхусени. Раи прели. 1996.

8. Аль Карадави Йосиф, Исламское движение между отрицанием и экстремизмом / Аль Карадави Йосиф. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1999.

9. Аль Карадави Йосиф, Исламское оживление и заботы арабской и исламской родины / Аль Карадави Йосиф. Каир: Дар эльшурок, 1998.

10. Аль Карадави Йосиф, Необходимость и повинность исламского решения. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1974.

11. Аль Карадави Йосиф. Оживление исламской молодежи / Аль Карадави Йосиф. Катар: Аль Умма. 1980.

12. Арабы и запад. Культурное сравнение. Первое издание. -Мальта: Центр исследования исламского мира, 1992.

13. Аристотель. Сочинения. М., т.4,1984

14. Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития. ч.1-2. М., 1991

15. Атеистический словарь. Издательство политической литературы. М.: Политиздат, 1986.

16. Барготи Иад, Палестинское исламское движение и новая мировая система / И. Барготи. Назорет: Палестинская академическая кооперация для международных дел. Ал коде эльшариф.1992.

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989

18. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994

19. Басма Ибрагим Асаад Еуесат. Исламское движения в Израиле. 1979-1991 / Басма Ибрагим Асаад Еуесат. Бейрут: Дар Эль Олом, 1992.

20. Без Робен, Исламское движение в Израиле после местных арабских съездов /Р.Без. -Тель-Авив: Тель-Авивский университет. 1989.

21. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юга-Запада США. М., 1972.

22. Бин Наби Малик. Рождение общества / Бин Наби Малик. -Дамаск: Дар элб фекр. 1986.

23. Большая Советская Энциклопедия. 1979

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

26. Вадих Вашид Эль Хасани Эль Надауи. Культура исламского оживления / Вадих Вашид Эль Хасани Эль Надауи. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1985.

27. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

28. Велик А.А. Психологические направления в этнологии США. Отисследования «культура-и-личность» к психологической антропологии // В кн. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

29. Вико Дж. Собрание сочинений. М., 1986

30. Вундт В. Проблемы психологии народов // В кн. Преступная толпа. М., 1998.

31. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

32. Гадамер. X. Герменевтика и деконструкция. СПб. 1999.

33. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности)//ЛОГОС. Кн. 1. Л., 199134. Гегель. Соч. М.;Л.,1929

34. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991

35. Генон Р. Духовное владычество и светская власть. М., 2000

36. Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991

37. Генон Р. Символы священной науки. М., 1997

38. Гердер И. Избранные сочинения. М.-Л., 1959

39. Государство Израиль. Справочник. М.: Наука, 1986. - 279 с.

40. Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Пер. с англ. /Г.Э. Грюнебаум. М.: Иностранная литература, 1981.

41. Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. М. 1996.

42. Гуревич А.Я. Исторический синтез и «Школа Анналов». Москва. «Индрик». 1993.

43. Гуревич А.Я. Территория историка // Одиссей. Человек в истории. Москва. 1996.

44. Гуревич П.С."Философия культуры". 1993 г.

45. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989

46. Джамал Султан. Обновление исламского оживления / Джамал Султан. Каир, 1996.

47. Дильтей В. Собрание сочинений. Том I. М., 2000.

48. Дюмезиль Ж. Верховные боли индоевропейцев. М., 1986.

49. Дюмезиль Ж. Верховные боли индоевропейцев. М., 1986.

50. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991

51. Елжунди Анвар, Укоренение арабского исламского мышления в противостоянии культурной агрессии / Елжунди Анвар. Каир.Дар эль сахва, 1994.

52. Елжунди Анвар, Чтобы не потерялась исламская личность и принадлежности к Корану / Елжунди Анвар. Каир: Дар Эль Етисам, 2000.

53. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 2001.

54. Ерасов Б. Традиция: проблема перегрузки категории в формационном анализе. 1989.

55. Ехиа Елареди, Ислам и запад / Ехиа Елареди. Бейрут: Дар Эль Олом, 1992.

56. Жерис Сабри, Арабы в Израиле / Жерис Сабри Хайфа: Эль Итехад, 1966.

57. Зайд Джамаль, Исламское движение в Израиле / Жерис Сабри -Хайфа: Алкодс элыиариф, 1991.

58. Заки Шауки, Братья мусульмане и Египетское общества / Заки Шауки. Каир: Дар Эль Ансарь, 1980.

59. Ильин И. Главные национальные проблемы. Тобольск, 1972.

60. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

61. Иномата Ё. Парадигмы современной науки. СПБ, 2003.

62. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

63. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

64. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Просвещение, 1982. - 279 с.

65. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX в.). - М.: Воениздат, 1986. - 180 с.

66. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики / Под ред. Г.Ф.Ким. М.: Наука. 1985.

67. История теоретической социологии. Т. 2. М., 1998.

68. Каган М. Философия культуры. СПБ, 1997.

69. Канетти Э. Масса и власть. //Человек нашего столетия. М, 1990

70. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1969

71. Капица С., Курдюмов С., Малинецкий Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2000.

72. Касем Абдель Сатар, аших борец эзь эдин элькассам, дарь эль омма Бейрут, 1984.

73. Касирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М., 1986.

74. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 193676. Коран.

75. Кохин Амнон, Политические партии на западном берегу Иордании под нашим управлением. 1948-1967 гг. /А. Кохин. -Иерусалим: Еврейский университет в Иерусалиме. 1981.

76. Кохин Ранаан, Политические организация и виды выбора у арабов Израиля. / Р. Кохин //Магистерская диссертация. Тель-Авив: Телль- Авивский университет, 1985.

77. Крамер Г., Математические методы статистики, пер. с англ., 2 изд. /Г. Крамер. М.: Статистика, 1975.

78. Куббель JI.E. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988

79. Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема /А.В. Кудрявцев. М.: Наука, 1990.

80. Кузнецов Д.В. Отношение общественности стран Запада и Востока к рабо-израильскому конфликту // История и обществознание в школе, 2005. № 10.

81. Культурные ценности и прогресс человечества. Гарвард, 1999.

82. Культурология. XX век. Словарь. Спб., 1997.

83. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988

84. Ланда Р. Г. Современный этап борьбы Палестинского движения сопротивления (1971— 1976 гг.) // Народы Азии и Африки, 1976, №5.

85. Ландау Якубь, Арабы в Израиле. Политические взгляды /Я. Ландау. Тель-Авив: Издательство Хацеот марихот, 1971.

86. Леви-Стросс К. Мифологики. В 3-х Т. М-СПб.2000.

87. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983

88. Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. М., 1983-1989

89. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957

90. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989

91. Лотман Ю. Семиосфера. СПБ, 2003

92. Лотман Ю.В. Избранные статьи. Т. III. Таллин: 1993.

93. Лурия А.Я. Язык и мышление. Москва. «Аспект-Пресс». 1998.

94. Лурье С. Историческая этнология. Москва. «Аспект-Пресс». 1997.

95. Майер Томас. Оживления мусульман в Израиле. Перевод Абдель фатах захалька /Т. Майер. Насейри: Народное издательство «Дом дружбы», 1986.

96. Малик Ибраги, Исламское движение в Израиле между теорией и практикой прагматизма / И. Малик. Телль-Авив: Центр арабского образования Геват хабиба, 1990.

97. Медведко Л.И., Герщанович А.В., Именем Аллаха. / Л.И.Медведко, А.В.Герщанович. М.: Из-во Полит, лит-ры. 1988

98. Мирон Иорам, Исламское движение в Израиле от социального движения к политической партии /И. Мирон. Манчестер: Ноябрь. 1995.

99. Мухаммед Хабиб Аллах. Образования и арабское меньшинство в Израиле, проблемы и запросы. Событие третьего арабского съезда образования / Мухаммед Хабиб Аллах Хайфа: Аталла Эль Кипти, 1991.

100. Набиль Мухаммед Дниор, Перспективы мусульманского движения / Набиль Мухаммед Дниор. Амман: Дар Эль Форкан, 2000.

101. Нава Томмар, Исламское движение в Израиле от 1989 до 1993 / Набиль Мухаммед Дниор. Иерусалим: Академическое исследование. 1995.

102. Нихад Али, Исламское движение в Израиле, идеология собственный мотив /А. Нихад. Хайфа: Университет Хайфа. 1998.

103. Нман Абделразик Алсаммараи, Исламское оживление до куда? / Нман Абделразик Алсаммараи. Эль-Риад: Дар эль нахви, 1991.

104. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М.: Высшая школа, 1968.

105. Орон Ефтахиль, Расим Хамайси, Синди Кидар, Адель Манна. Израильские проблемы после раскола арабов в Израиле / Е. Орон и др. Тель-Авив: Телль-Авивский ун-т, 2001.

106. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3

107. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций. М.: Прогресс, 1984. - 238 с.v>

108. Палестинский вопрос. Объединение наций. Нью-Йорк, 1979.

109. Перес Иоханан, Нерп Дивис, О национальной принадлежности арабов Израиля /И. Перес. Тель-Авив: Ашарк Алжадед, Хамезрах Ахадаш, 1986. том.18.

110. Рахитармец В. «Субстанции культуры, Функции культуры» М., 2003,

111. Рахс Эли, Арабская деревня в Израиле как политический и национальный очаг / Э. Рахс // Еврейские панорама, 1985, № 90 май.

112. Рахс Эли, Пути арабской политики в Израиле /Э. Рахс. Тель-Авив, Тель-Авивский университет. 1985.

113. Рахс Эли. Арабы в израильской политики принадлежности / Э. Рахс. Тель-Авивский университет. 1998.

114. Рембо А. Поэтические произведения в стихах и прозе. М., 1988

115. Рерих С. Письма о культуре. СПБ, 2000

116. Риан Мухамед, Ислам как эффективная сила /М. Риан. Кабул: Рисалет Хараа-Кабул 1990.

117. РиккертГ. Философия жизни. Киев. 1998.

118. РиккертГ. Философия жизни. Киев. 1998.

119. Романов А. Такая повседневность. М., 2004.

120. Советская Военная Энциклопедия, т.6. М.: Воениздат, 1978.

121. Сольтан Джамаль, Обновление исламского оживления /Д. Сольтан. Каир: Дар Эль Рисале, 1969.

122. Тайсер Жбара, Роль исламских движении в палестинской интефаде /Ж. Тайсер. Набульс: Народный университет Эль Нажах. 1992.

123. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987

124. Файза Сара, Исследование в области политического ислама /С. Файза. Дамаск: Хал им Баракат, 1994.

125. Флиер А Культурогенез. М. 1998.

126. Флоренский П. Культ, религия, культура. М., 2002.

127. Хабермас 10. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992 № 4

128. Хава Сайд, Подход к исламской призванию /С. Хава. Амман: Общество рабочих кооперативных издательств, 1979.

129. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

130. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

131. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговоры на проселочной дороге. М., 1991.

132. Хакен Г. Синергетика. М., 2001.

133. Хамед Раби. Арабская культура между сионистской агрессией и волей национальной интеграции /Р. Хамед. Хайфа: Народное издательство, 1982.

134. Хамид Слиман, Минные пути исламского оживления /С. Хамид. Каир: Азахра, 1990.

135. Хантингтон С. Культуры это серьезно // в кн. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.

136. Харрисон JI. В чем значение культуры? // В кн. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.

137. Харрисон JI. В чем значение культуры? М., 2002.

138. Хасан Эль Банна, Письмо шахида /Э.Б. Хасан. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1998.

139. Хевеши М.А.Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода. М., 2002

140. Хелми Мустафа, Исламское оживление, возвращение к самому себе /М. Хелми. Александрия: Лар Эль Авда, 1989.

141. ИЗ.Хефф О. Политика, право, справедливость. М., 1994

142. Хидеки Йосихара Эффективный менеджмент. М., 1989.

143. Холдейн Б. Синергическое измерение мира. М., 1867.

144. Хонда С. Стратегия японского производства. М., \9^>6.

145. Хонигман Дж. Подходы // В кн. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

146. Хонигман Дж. Понятия // В кн. Личность. Культура. Этнос.

147. Современная психологическая антропология. М., 2001.

148. Хоруженко К. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону. 1997.

149. Храни Алберт, Арабское мышление во время эпохи возрождения, 1798-1939 /А. Храни. Нацерит: Издательство Фоад Даниаль, 1969.

150. Хсин Бен Мехсен Бен Али Жабер, Путь к исламскому коллективу / Хсин Бен Мехсен Бен Али Жабер. Кувейт: Дар Эль Дави, 1986.

151. Шацкий Е. Традиция. М., 1980.

152. Штернберг JI. .Я. Первобытная религия. Д., 1936

153. Эбрагим Абу Джабер. Акса интефада / Эбрагим Абу Джабер // Международные дела. 2001, № 6.

154. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. М., 2002,

155. Этнокультурная специфика языкового сознания. Москва. 1996.

156. Янаев Якув, Исламское движение в Израиле между растворением и консолидацией /Я. Янаев. Хайфа: Колледж Ахва. 1998.

157. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

158. Nakhleh, Khalil, "Cultural Determinants of Palestinian collective Identity: The case of the Arabs of Israel", New outlook, vol. 18, oct/nov. 1975, pp. 31-40.

159. Tessker, Mark A., "Israel's Arabs and the Palestinian problem", Middle East Journal, vol. 31, pp. 313-320.

160. Zureik, Elia Т., The Palestinians in Israel: A study in international colonialism, Routledge and Kegan Paul, London, 1979.

161. Smooha, Sami, the orientation and politicization of the Arab minority in Israel, University of Haifa, 1983.

162. Mitchell Richard P., The society of the Muslim Brothers, Oxford University Press London, 1969.

163. Wated, Muhammad, "Survey in regional notes", New outlook, vol. 22, sept. 1979, pp. 49-51.

164. Gabai, Moshe, "Israeli Arabs: problems of Identity and integration", New outlook, Oct/Nov. 1984, pp. 18-23.

165. Ibrahim, Saad eddin, "Anatomy of Egypt's militant Islamic groups, methodological note and preliminary findings", IJEMS, vol. 12, 1980, pp. 423-453.

166. Ansari, Hamied N. "The Islamic militants in Egyptian politics", IJEMS, vol. 16,1984, pp. 123-124.

167. Encyclopedia of Islam, vol. 2,1963, (New edition)

168. Habash, Awni Hasan, society in transition A social and political study of the Arab community in Israel (doctoral dissertation) Cornell university, 1973.

169. Dassouki, Ali E. Hilal, (Ed). Islamic resurgence in the Arab world pager, New York, 1982.

170. Rekhess, Elie, Resurgent Islam, the Moshe Dayan center for Middle Eastern and African studies, Tel-Aviv University, 1991.1. Газеты, журналы, статьи

171. Международные дело. Центр современных учении, первый номер. Ом эль фаем. 1994.

172. Международные дело. Центр современных учении, шестой номер. Ом эль фаем. 2001.

173. Международные дело. Центр современных учении, седьмой номер. Ом эль фаем. 2001.

174. Комментарии арабских газет о исламском движения в Израиле.5. «Кул эль араб»,6. -«Ассинара»,7. «Саот эль хак и эль хурия»,8. «Эль биадер эль сиаси»,9. «Панорама»,10.- «Эль билад»,11.- «Эль митак»,12.- «Эль ваттан»,13.- «Ахбар эль муталлат».

175. Новости и дело исламского движения в ивритских газетах:15.- Хаариц,16.- Последние новости,17.-Маарееф.

176. Исламское движения среди арабов Израиля // Рафаильисраиль, общество и воспитание. 1999. 19.Зиад кассим, исламская молодежь изменяетсвои направления. //

177. Амешмар, 13.05. 1982. 20.Зиад кассим, второй корпус, // Амешмар. 11.04.1990. 21.Gabai, Moshe, "Israeli Arabs: Problems of identity and integration", New Outlook, Oct/Nov. 1984, pp. 18-23.