автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Молодежь Бурят-Монгольской АССР в модернизационных процессах 1920-х - 1930-х гг.

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Соболева, Анастасия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Молодежь Бурят-Монгольской АССР в модернизационных процессах 1920-х - 1930-х гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Молодежь Бурят-Монгольской АССР в модернизационных процессах 1920-х - 1930-х гг."

На правах рукописи

Соболева Анастасия Николаевна

МОЛОДЕЖЬ БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР В МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ 1920-х-1930-х гг.

Специальность 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

2 ОКТ ¿014

Улан-Удэ-2014

005552932

005552932

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук

Научный доктор исторических наук, профессор

руководитель: Балда но Марина Намжиловна

Официальные Номогоева Виктория Владимировна, док-

оппоненты: тор исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО

«Бурятский государственный университет», декан исторического факультета

Желаева Светлана Геннадьевна кандидат исторических наук, ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления», заведующий отделом научно-технической информации

Ведущая ФГБОУ «Иркутский государственный

организация: университет»

Защита состоится 31 октября 2014 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6)

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 и на сайте www.irnbt.ru

Автореферат разослан 15 сентября 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Жу^мл^" Жамсуева Дарима Санжиевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Молодежная тема приобретает большую значимость и политическую остроту в общественном развитии России на современном этапе. Выделение молодежи среди остальных групп населения аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности, по существу, являясь стратегическим ресурсом государства.

Когда речь идет о молодежной политике, то имеется в виду отношение общества и государства, различных классов, групп и слоев населения, социальных институтов к молодежи как к самостоятельной демографической группе, а также самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам и ценностям общества в целом. Сфера этих сложных, противоречивых и многократно опосредованных отношений определяет общественный статус молодежи, социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни.

В современной России наиболее значимыми проблемами, выделяемыми молодежью, являются преступность, наркомания, безработица, отсутствие бесплатной сферы здравоохранения, образования, занятости и досуга, появление молодежных организаций нацистского толка. Сегодня назрела острая необходимость в усилении внимания к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем. Это, в свою очередь, связано с поиском путей и форм стимулирования активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи для направления ее активности в социально полезное русло. Необходимость создания современной концепции молодежной политики вызвана тем, что проблемы молодого поколения являются наиболее актуальными для модернизации российского общества.

Молодежные организации оставили значительный позитивный опыт, который можно заимствовать с учетом современных условий представителям законодательной и исполнительной власти, а также общественных организаций, извлекая полезные для сегодняшнего дня уроки - как положительные, так и отрицательные. Изучение опыта становления и развития молодежных организаций в Бурят-Монголии в 1920-е - 1930-е гг. чрезвычайно актуально в научном и практическом отношении, так как позволяет получить целостное представление, с одной стороны, о молодежи отдельно взятого региона, с другой, — о принципах молодежной политики Советского государства в целом.

Степень изученности проблемы

В целом по проблеме имеется огромное количество самой разнообразной литературы. Историографическое освоение проблемы прошло ряд этапов, обусловленных спецификой внутриполитического положения в стране. Первый этап охватывает период 1920-х - середину 1950-х гг.; второй - вторую половину 1950-х - конец 1980-х гг.; третий, современный, этап - с конца 1980-х гг. по настоящее время. Основанием этой периодизации является смена методологических принципов исследования как решающего фактора утверждения новых концепций исторического познания.

Первыми авторами публикаций по истории молодежного движения являлись руководители партии и комсомола, рассматривавшие в своих трудах вопросы воспитания молодого поколения и роль комсомола как проводника социалистических идей, - JI.A. Шацкин, В. Розин, А. Косарев и др. В бурятской историографии первыми авторами работ о комсомоле стали местные руководящие работники М.Н. Ербанов, М.М. Сахьянова,

A.A. Маркизов, Д.Д. Доржиев, Д.Д. Донгидон, Ф.Р. Коняев, Н.Е. Кузьян, Н.И. Мункоев, Ц.Д. Догдомэ, П.М. Шулунов и др.

Большой интерес представляют труды известных советских социологов, психологов и педагогов С.Т. Шацкого, H.H. Иорданского, П.П. Блон-ского, H.A. Рыбникова, Л. Франкфурта, А.М. Гельмонта, MC. Бернштейна,

B.Е. Смирнова. В их работах рассмотрены мировоззренческие установки, идеалы, язык молодого поколения. Они позволяют проследить процесс существенных изменений в умонастроениях молодежи, общая тенденция которых заключалась в постепенном отчуждении от царской России и повороте молодежного сознания в сторону пролетарской идеологии.

Проблемы безработицы молодежи и охраны труда были проанализированы в работах Г. Шварца, В. Зайцева, В. Лукина, Я. Каца, сфокусировавших внимание на занятости молодежи в производстве и материально-бытовых условиях труда. В этот период были опубликованы книги об участии молодежи в Гражданской войне, первых пятилетках.

Сложившаяся к началу 1930-х гг. общественно-политическая обстановка в стране обусловила резкое ограничение свободы научного поиска и способствовала сужению тематики исследований. Освещение проблем молодежного движения почти полностью сводилось к изучению ВЛКСМ, так как вся работа комсомола протекала «под непосредственным руководством партии, определялась ее политикой и директивами». Внимание к разработке советской молодежной политики, истории юношеского движения возросло во второй половине 1940-х гг. в связи с завершением Великой Отечественной войны, в которой молодежь проявила массовый героизм. Были опубликованы сборники «Ленинский комсомол», «Боевой

путь ленинского комсомола», «Сталинское племя», «Ленинско-сталинскому комсомолу - 30 лет. Страницы истории» и др. В последующие годы были изданы работы по истории местных комсомольских организаций. В целом в 1930-е - первой половине 1950-х гг. отечественная историография молодежной проблематики отличалась отчетливо выраженной фрагментарностью.

Следующий этап в развитии историографии молодежной проблемы вторая половина 1950-х - конец 1980-х гг. XX съезд КПСС поставил вопросы борьбы с догматизмом и фальсификацией истории и создал условия для обновления норм жизни советских людей. Для этого этапа историографии характерно увеличение количества научных исследований по проблемам молодежи. Одним из приоритетных направлений стало изучение трудовой и общественно-политической активности молодежи. Исто-рико-комсомольская тематика стала лидером по количеству защищенных диссертаций, опубликованных статей и книг.

В публикациях региональных исследователей в этот период рассматривались различные аспекты комсомольской деятельности. Так, например, роль комсомола в развитии народного образования освещена в работе A.A. Константинова и Г.А. Дуриновой. Участие комсомольцев и молодежи в подготовке и проведении коллективизации сельского хозяйства нашли отражение в статьях И.М. Поспелова, А.Д. Александрова и Д.А. Шикуло. Уделяли внимание бурятскому комсомолу СЛ. Ербанова, В. Комоедов.

Большой вклад в научную разработку истории ВЛКСМ внесли В.В. Привалов, В.А. Сулемов, A.C. Трайнин, Н.В. Трущенко. Наиболее значительными работами в области историографии истории комсомола являются труды В.А. Зубкова и С.А. Педана.

С 1969 г. начал издаваться сборник научных трудов по истории комсомола «Позывные истории». В 1968-1969 гг. была издана «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в пяти томах. В четвертом томе был представлен обзор общих тенденций развития комсомола и других общественных организаций молодежи Сибири. Значительным достижением в освещении молодежного движения в 1970-е гг. стало издание обобщающего труда по истории ВЖСМ - двухтомника «Славный путь ленинского комсомола».

Наиболее ценными работами по истории комсомола Бурятии, сохранившими значение для анализа проблемы в настоящее время, являются сборники «Юность комсомола Бурятии», «Рождение Бурятской комсомолии», «Наследники Октября». Достоинством публикаций является то, что авторы обстоятельно раскрывают участие молодежи в экономическом и культурном развитии республики. В 1970 г. был издан коллективный труд «Очерки истории Бурятской областной организации КПСС»,

обобщающий и систематизирующий документы и материалы о проводимой в стране политике, в том числе и молодежной, на примере деятельности комсомольских организаций республики. Работа содержит обширный архивный материал и фактические данные, но вместе с тем ее отличает некоторое преувеличение достигнутых успехов, излишняя политизированность выводов и обобщений.

В 1970-е гг. в Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске и других городах стали появляться научные социологические центры по изучению молодежи, в которых деятельность молодого поколения рассматривалось шире рамок его участия в комсомоле. Важным вкладом в методологию социологических исследований по проблемам молодежи внесли работы таких социологов, как В.Т. Лисовский, Л.Н. Коган, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, И.М. Ильинский. Цель их работы заключалась в составлении социального портрета советской молодежи. В их исследованиях рассмотрены уровень грамотности, профессиональные и образовательные интересы молодежи и другие важные проблемы.

В 1986 г. вышел совместный труд ученых-историков и работников государственных и общественных структур «Комсомол Бурятии: история и современность», посвященный республиканскому комсомолу и молодежи. В нем представляют интерес статьи Б.В. Базарова, В.В. Беликова, Ю.П. Шагдурова, Д. Д. Хуташкеева и др. В научный оборот были введены новые данные, которые существенно пополнили историографию регионального молодежного движения.

Таким образом, во второй половине 1950-х - конце 1980-х гг. проблемы молодого поколения 1920-1930-х гг. продолжали рассматриваться преимущественно в связи с деятельностью и историей ВЛКСМ.

С конца 1980-х гг. в общественно-политической жизни страны происходят существенные изменения, затронувшие историческую науку, заставившие начать переосмысление пройденного пути. Начинается новый этап отечественной историографии. Однако анализ опубликованной литературы по теме показывает, что до конца 1980-х гг. крупных трудов о молодежи издано не было. Событием стало издание юбилейного сборника под общей редакцией В.К. Криворученко и Б.А. Ручкина «Комсомолу - 80: вопросы методологии и истории», в котором были сформулированы новые принципы исследования истории молодежного движения.

В этот период в исследовательское поле были включены новые актуальные проблемы: социализация молодежи, ее адаптация в городских условиях, девиантное поведение, досуг, повседневный быт и т.д. Работы сибирских историков В.И. Исаева и С.Н. Першуткина посвящены процессам социализации молодежи и методам формирования «нового

советского человека» в период коллективизации в деревне и индустриализации в городе.

Большое значение для изучаемой проблемы имеют исследования по исторической демографии Советского Союза. В работах А.Г. Вишневского и В .Б. Жиромской содержится ценный статистический материал, позволяющий восстановить социально-демографическую картину 19201930-х гг. в ее динамике с преобладанием традиционного способа воспроизводства населения, высоким уровнем рождаемости и смертности.

Проблемам историко-демографического развития Бурятии, формирования социальной структуры республики посвящены работы Б.М. Миту-пова, М.Н. Балдано, К.Б.-М. Митупова, Г.Л. Санжиева, Е.Е. Тармаханова, дающие представление и о возрастном составе населения. Модернизаци-онные процессы 1920-1930-х гг. исследованы в трудах А.М. Плехановой, В.В. Номогоевой и др.

Безусловный интерес представляет история повседневности советского человека. В трудах Н.Б. Лебиной, C.B. Журавлева, А.К. Соколова, Е.А. Осокина, А.Ю. Рожкова рассмотрены социокультурные изменения в жизни советских людей, проблемы советской ментальности.

На этом этапе обозначились новые направления в изучении комсомольского движения, началось активное выяснение механизмов монополизации комсомолом молодежного движения России. Наиболее обстоятельно эту проблему раскрыл в своей диссертации В.И. Соколов. Проблемы молодежного движения 1920-1930-х гг. получили глубокое освещение в монографиях отечественных ученых В.В. Всемирова, С.С. Постникова, Н.И. Морозова,; Б.Н. Гусева, В.К. Криворученко, Ю.А. Стецуры, P.C. Туктарова и др. ;

Современные исторические исследования молодежного движения ведутся в условиях мировоззренческого, идеологического и методологического плюрализма. Во многом этим и определяется обилие новых тем и новых подходов к проблемам молодежи, ранее уже получивших рассмотрение в советской историографии. Существенно расширилась источнико-вая база, активно используются материалы личного происхождения, периодика, дополняющие отечественную историографию новым фактическим материалом. В 2011 г. была издана трехтомная «История Бурятии», в третьем томе которой освещена деятельность молодежных организаций республики, участие молодежи в модернизационных процессах, происходивших в республике в 1920-1930-е гг.

В последнее время наблюдается устойчивый интерес к данной проблематике в регионе: защищены кандидатские диссертации Б.С. Гырге-новой, С.Г. Желаевой, Ю.А. Бавыкина, подготовлены брошюры на реги-

ональных материалах, охватывающие отличные от наших хронологические рамки исследования.

Ведущее место в зарубежной историографии принадлежит ученым из Англии и США. Большинство из них, видя в СССР тоталитарное государство, считали молодежь одной из подневольных групп населения. Так, Г. Бринкли рассматривал комсомол в качестве «главного инструмента индоктринации и контроля, помимо системы общего образования». В своей работе «Как управляется Россия» М. Пайнсод посвятил одну из глав комсомолу. Р. Фишер опубликовал исследование «Образец для советской молодежи. Изучение съездов комсомола (1918-1954)». Эти авторы использовали широкую документальную базу.

К. Гуличка, А. Кассоф, В. Таубман, говоря об «искренней вере в коммунистические идеалы» комсомольцев первых лет Советской власти, признавали наиболее ценной их работу в борьбе с неграмотностью и бюрократизмом. Американский историк У. Эбенстейн отмечал, что юное поколение советских рабочих и крестьян не хотело участвовать в строительстве новой жизни, а комсомол путем принуждения добивался, чтобы молодежь записывалась в «добровольцы».

Характерной чертой современной зарубежной историографии является повышенное внимание ученых к частным проблемам молодежной жизни. Канадский исследователь А.Е. Горсач изучает различные группы городской молодежи, а американский ученый И.А. Тирадо - жизнь сельских комсомольцев. В последние годы проблемами советской молодежи и молодежного движения в 1920-1930-е гг. активно занимаются немецкие ученые М. Веллманн, К. Кур-Королев, В. Шпиртц и др. Их исследования затрагивают проблемы преступности, суицида и насилия в молодежной среде.

Таким образом, и отечественная, и зарубежная историография достигли значительных результатов в разработке рассматриваемой проблемы. В то же время анализ литературы показывает, что специальных работ, посвященных молодежи, молодежной политике, внутреннему состоянию и функционированию молодежный организаций Бурятии в 1920-1930-х гг. практически нет, а отдельные аспекты проблемы рассматриваются в контексте обобщающих исторических исследований. Этим обстоятельством определяется выбор темы настоящей диссертации.

Объектом диссертационного исследования является молодежь Бурят-Монголии как социально-демографическая группа в структуре общества в 1920-1930-е гг.

Предмет исследования — участие молодого поколения Бурят-Монголии в модернизационных процессах, происходивших в этот период в республике и стране.

Цель диссертационной работы заключается в комплексном изучении молодежи БМАССР в 1920-1930-е гг., институциональной системы молодежных организационных структур, определении роли и масштабов участия молодого поколения в социально-экономическом, политическом и культурном развитии республики.

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

- уточнение динамики изменений численного, половозрастного, национального и социального состава республиканской молодежи;

- определение особенностей социокультурной адаптации молодого поколения Бурят-Монголии в 1920-1930-е гг.;

- анализ основных направлений государственной молодежной политики; исследование комплекса ее идеологических доктрин;

реконструкция процесса формирования, становления и развития комсомольской организации в Бурятии в исследуемый период, изучение роли комсомола в модернизационных процессах, выявление позитивного и негативного опыта его деятельности;

- исследование степени вовлеченности молодежи республики в общественно-политическую жизнь; создания общественных и военно-патриотических, историко-культурных обществ, учебных заведений;

- определение вклада молодежных организаций в решение социально-культурных, экономических и военно-патриотических задач.

Территориальные границы исследования охватывают территорию Бурятии до и после образования Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики в 1923 г. с учетом изменения ее административных границ в 1937 г.

Хронологические рамки охватывают 1920-1930-е гг. Выбор этих исторических границ определен тем, что именно в этот период в стране и в регионе происходят глубокие экономические, политические, социальные и культурные преобразования, повлекшие за собой изменения практически во все сферах общественного развития. В этот период происходило становление государственности бурятского народа, в результате чего возникли благоприятные условия для роста национального, политического сознания бурятской молодежи и развития молодежного движения в республике в целом.

Источниковая база диссертации включает широкий круг опубликованных и неопубликованных материалов, которые можно условно разделить на семь групп. К первой группе источников относятся законы, акты, постановления и решения Пленумов ЦК КПСС, Совета Министров СССР, РСФСР, БМАССР, Бурят-Монгольского обкома партии и обкома ВЛКСМ, нормативные и ведомственные материалы, отражающие дея-

тельность государства по регулированию жизнедеятельности конкретных социальных групп и общества в целом, позволяющие выявить основные направления государственной молодежной политики.

Вторую группу составили материалы центральных и региональных государственных архивных учреждений. В работе использованы материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ): фонд а-1565 — Главное управление профессионального образования наркомата просвещения РСФСР (1920-1930); фонд р-382 - Наркомат труда РСФСР; фонд р-7577 - Общество друзей Воздушного флота СССР (ОДВФ) за 1923-1937; фонд р-8355 - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (ОСО-АВИАХИМ) за 1926-1948 гг.; фонд 9402 - Общество друзей химической обороны и химической промышленности СССР (ДОБРОХИМ) за 19241925 гг.; фонд 9403 — Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности (АВИАХИМ) за 1925-1927 гг.; фонд р-9552 -Всесоюзное добровольное общество содействия армии; фонд 10005 -Госкомтруд РСФСР. Часть материалов извлечена из фондов 1 и 65 в Российском государственном военном архиве (РГВА).

Основной массив документов выявлен в фондах Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ). Изучены материалы следующих фондов: Ф.П-36 - Комиссия по изучению истории Октябрьской социалистической революции и истории Коммунистической партии большевиков (Истпарт) за 1914-1963 гг.; Ф.Р-36 - Бурятский обком ВЖСМ; Ф.Р-248 -Совет Министров Бурятской АССР; Ф.Р-475 - Президиум Верховного Совета Бурятской АССР; Ф.Р-196 - Центральное статистическое управление Бурятской АССР; Ф.П-1 - Бурятский обком КПСС. 1917-1945; Ф.Р-60 - Становление высшей школы в Бурятской АССР; Ф.Р-775 -ОСОАВИАХИМ; Ф.Р-921 - Министерство социального обеспечения Бурятской АССР; Ф.Р-535 — Улан-Удэнский отдел народного образования; Ф.Р-3 01 — Коллекция документов участников восстановления народного хозяйства в Бурятии (1922-1938); Ф.Р-1558 - Бурятское управление трудовых резервов профессионального технического образования; Ф.Р-661 -Улан-Удэнский исполнительный комитет Совета народных депутатов. Наиболее информационно насыщенными являются документы ГАРФ и ГАРБ, большая часть выявленных документов ранее не публиковалась.

Третью группу источников составляют материалы центральной и местной периодической печати - газеты «Правда», «Известия», «Бурят-Монгольская правда», «Правда Бурятии», «Бурят-Монгольский комсомолец», «Молодежь Бурятии» и др. Кроме официальных сообщений, докладов партийных органов газеты содержат интересные сведения о повседневных заботах и настроениях людей, организации их труда и досуга, о

культурно-просветительной работе среди населения. Внимание к этому источнику информации обусловлено тем, что он отражал достаточно откровенные суждения об условиях жизни тех лет, так как в газетах печатались не только профессиональные журналисты, но и рабкоры, селькоры. Универсальность этого вида исторического источника заключается в сохранении самой разнообразной, зачастую уникальной информации о жизни юношей и девушек того времени.

К четвертой группе источников относятся статистические справочники и документальные сборники. Особую ценность представляют итоги Переписей населения 1923, 1926, 1939 гг. Данные переписей использовались при рассмотрении динамики абсолютной численности индустриальных кадров, половозрастного, национального состава, образовательного уровня и т.д. Интересный материал содержится в документальных сборниках, в которых отражена деятельность общественных, в том числе молодежных, организаций.

Пятую группу источников составили мемуары и воспоминания свидетелей и участников событий исследуемого периода, а также устные рассказы их потомков. Шестую группу источников составили интернет-ресурсы по истории молодежных организаций, которые содержатся на таких сайтах, как http://www.egov.buryatia.ru — сайт правительства Республики Бурятия; http://www.sport-buryatia.ru/istoriya/istoriya-v-ЬигуаЙ1/1 64-iz-istorii-osoaviaxim-dosaaf-rosto.html - спорт в Бурятии; http://www.youthlinx.ru/catalogl001000/ - История молодежного движения в России. Весьма полезным источником являются художественные произведения, фильмы, плакаты, фотографии, песни, частушки и т.д.

Таким образом, выявленный массив источников представляет собой необходимую базу для анализа проблемы и оценки рассматриваемых аспектов. Комплексное использование разнообразных групп источников позволяет в целом объективно и с достаточной полнотой раскрыть тему исследования.

Методологической основой диссертационного исследования выступают основополагающие принципы исторического познания: принцип историзма и принцип объективности, системный, ценностный и междисциплинарный подходы. Использование этих принципов в диалектическом единстве позволяет раскрыть социально-политические аспекты формирования и развития молодежной политики государства в рассматриваемый период.

В процессе работы применялись и специальные методы, характерные для исторического исследования. В их числе хронологический метод, который позволяет рассматривать становление и развитие нормативно-законодательной базы по проблемам молодежи в хронологической по-

следовательности; сравнительно-исторический метод, предоставляющий возможность одновременно изучать и сравнивать политические, экономические, социокультурные процессы, происходившие на территории Бурят-Монгольской АССР и других регионов; анализировать развитие жизнедеятельности молодежи в разные годы; статистический методы, с помощью которого можно проследить динамику национальных, половозрастных, профессиональных и других изменений в среде молодежи республики и др.

При рассмотрении вопросов обучения, профессиональной подготовки (социализации) и воспитания, научно-технического и культурного развития молодежи, структуры и деятельности молодежных организаций применялись историко-системный и историко-типологический методы. Изучение истории молодежи и молодежной политики Советского государства представлено в динамике, развитии, изменении, конкретно-исторической обусловленности. В диссертации обеспечена комплексность подхода к объекту исследования с выявлением причинно-следственных связей, а также использованы методы таких наук, как демография и социальная антропология.

Научная новизна диссертации

Несмотря на то, что по избранной теме имеется немало трудов, данная работа является первым комплексным исследованием молодежи одного из национальных регионов страны - Бурят-Монгольской АССР - как составной части общества, специфической социально-демографической группы населения в конкретно-исторической обстановке 1920-х - 1930-х гг. Диссертация написана с позиций междисциплинарного подхода к изучению молодежной проблематики и ее истории.

Результаты, определяющие личный вклад соискателя в исследование проблемы, заключаются в том, что:

— выявлено общее и особенное в истории молодежного движения 1920-х - 1930-х гг. в БМАССР: периферийное положение региона, национальная специфика, мощные волны сельской миграции в город, развернувшиеся процессы форсированной индустриализации и урбанизации, ставшие тем основным фоном, на котором активно разворачивался процесс включения молодого поколения в сферу производственно-трудовых отношений и общественно-политическую жизнь;

— формировавшаяся в рассматриваемый период молодежная политика рассмотрена не как простая совокупность политических структур, общественных организаций и военно-спортивных обществ, а как многоаспектная, сложная система, имеющая собственный спектр развития;

— комплексное исследование взаимосвязи и взаимообусловленности модернизационных процессов и их влияния на политическую субъект-

ность молодежи позволили по-новому осветить место и роль молодежи БМАССР в развитии республики и страны в целом в 1920-1930-е гг.;

— изучены механизмы включенности молодых людей в политическую, производственную, духовную и социальную сферы деятельности;

— проанализированы направления участия молодежи в общественно-политической и хозяйственной сферах жизни региона, исследованы такие важные составляющие культурного облика молодежи, как образование и досуг;

— введены в научный оборот не использованные ранее архивные источники и материалы периодики;

— намечены основные направления и пути дальнейшего углубленного изучения проблемы.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы при создании новых обобщающих трудов по истории молодежи и молодежных организаций, молодежной политики, региональной истории и истории России, различных учебных пособий. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы при разработке спецкурсов и семинарских занятий по историческим дисциплинам, подготовке лекций по молодежному движению региона. Исторический опыт решения молодежных проблем может быть полезен при постановке вопросов изучения современной молодежной политики, а результаты и выводы диссертации — при формировании научно обоснованной государственной молодежной политики России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В 1920-1930-е гг. демографический состав населения БМАССР характеризовался большим удельным весом детей и молодежи, составлявших наиболее крупную социально-демографическую группу, достаточно полно отражавшую динамику изменений в обществе.

2. Процесс социализации молодого поколения сопровождался активным вмешательством государства, важнейшими инструментами которого являлись политико-идеологический и социально-экономический патронаж над включением молодежи в общественно-политическую, социально-экономическую и культурную жизнь. Формирование молодежного движения в Бурят-Монголии происходило в целом на основе общих закономерностей развития юношеских организаций страны. В то же время оно имело свои особенности, связанные с экономической и культурной отсталостью, преобладающим крестьянским составом населения региона, бурно начавшейся модернизацией края.

3. Молодежная полигика в стране и республике осуществлялась во всех сферах жизнедеятельности молодежи государственными органами и

общественными организациями, формировалась и обновлялась в зависимости от социально-экономического, внутриполитического и международного положения страны. Главным посредником между региональной властью и молодым поколением являлись комсомольские организации. В первые годы советской власти комсомол действовал как специфическая властная структура, в последующем становясь социально-политическим авангардом молодежи и массовой общественной молодежной организацией.

4. Социально-политические представления молодежи изучаемого периода во многом носили переходный характер. С одной стороны, продолжался инициированный большевиками процесс отчуждения ее от реального прошлого России, с другой, — важные его элементы сохранялись в сознании всех молодежных групп, особенно крестьянской. Советская политическая система не была заинтересована в формировании у молодежи критического мышления, умения выражать и отстаивать свое мнение; классовые ценности всегда ставились выше общечеловеческих. На развитии молодежного движения отрицательно сказались репрессии, борьба с церковью и другие негативные явления, порожденные ограничением свободы личности в стране.

5. К концу исследуемого периода коренным образом изменился социальный и культурный облик молодежи БМАССР. Если в начале 1920-х гг. большинство молодежи было неграмотным, то к концу 1930-х гг. ее основная часть овладела грамотой, обучаясь на курсах ликбеза, в школах, ФЗУ, техникумах и вузах. Выросли профессиональный и культурный уровень молодежи, активно участвовавшей в решении важнейших задач государства, ее экономический вклад в развитие республики и страны был очень высок.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации апробированы в шести публикациях, в том числе трех в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, и монографии, общий объем которых составляет 14,0 п.л. Различные аспекты исследования изложены в выступлениях на международных научных конференциях «Мир Центральной Азии» (Улан-Удэ, 2012) и посвященной 90-летию Республики Бурятия (Улан-Удэ, 2013 г.), всероссийской научной конференции «Индустриальная модернизация аграрных регионов России» (Улан-Удэ, 2012), региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (Улан-Удэ, 2013). Диссертант принял участие в семинаре-мастерской «Этнодемогра-фические процессы и переселенческое общество на Востоке России: история и современность» (Иркутск, 2012 г.), представив доклад по теме исследования и получив высокую положительную оценку.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав из восьми параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснованы актуальность темы исследования и необходимость ее разработки, оценена степень изученности проблемы, дана характеристика источниковой базы, определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, территориальные и хронологические рамки, основные методологические принципы, а также научная новизна, практическая значимость и апробация работы.

Первая глава «Молодежь Бурят-Монголии в составе населения в 1920-1930-е гг.» состоит из двух параграфов. В параграфе «Демографическое развитие: молодежный потенциал республики» приведены данные о численности населения Бурят-Монгольской АССР, которая в 1923 г. насчитывало 450,7 тыс. чел., из них буряты 49%. Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 г., на территории республики проживало уже 524,1 тыс. чел., число юношей и девушек от 14 до 29 лет составляло 153,5 тыс. чел. Основная часть населения приходилась на сельскую местность — 449,6 тыс. чел., что составляло 93,4% всего населения республики. Все занятое население Бурятии делилось на следующие социальные группы: крестьяне - 98,2%, рабочие - 1,2%, служащие - 0,5%, лица свободных профессий — 0,1%.

С начала 1930-х гг. в республике началось строительство крупных промышленных предприятий. Форсированная индустриализация вела к быстрому росту городского населения. Так, если в 1923 г. городское население составляло 33,1 тыс. чел., то к 1939 г. этот показатель был равен уже 167,3 тыс. чел. В составе городского населения значительной была доля молодежи. Так, в 1927 г. молодежи в возрасте от 14 до 29 лет насчитывалось 20,7 тыс. чел. городской при общей численности городских жителей 45,8 тыс. чел., а в 1933 г. - 24,9 тыс. чел. из 60,7 тыс. горожан. В последующие годы ее рост в составе городского населения продолжался. Несмотря на рост численности городского населения и наметившуюся тенденцию к сокращению численности жителей села, доля сельской молодежи оставалась очень высокой. В 1927 г. она составляла 158,4 тыс. чел. от общей численности сельского населения в 478, 2 тыс. чел., в 1933 г. - 173,9 тыс. чел. из 536,5 тыс. сельчан.

Происходившие процессы индустриализации и урбанизации вели к изменению этнической картины, особенно в городах республики. Социальные категории горожан начинали активно пополняться представителями коренного населения - бурятами. В 1926 г. в Верхнеудинске проживало 1284 бурят, а в 1939 г. - 10511. Уровень урбанизованности

бурят достиг 9%, подавляющим большинством в городе оставались русские - 80,3%.

Миграционный приток населения значительно повлиял на половозрастную структуру. Доля мужчин в республике составляла 50,6%, женщин - 49,4%. В РСФСР доля мужчин составляла 47,8%. По Переписи 1939 г., количество молодежи в возрасте от 20 до 39 лет составляло 33,4%, что в сравнении с 1926 г. увеличилось на 20%. Доля представителей молодого возраста от 14 до 30 лет составила 65,9%. Перепись 1939 г. показала, что демографический состав населения республики, характеризовался высоким удельным весом детей и молодежи, составлявших наиболее крупную социально-демографическую группу. Происходившие позитивные социальные изменения вели к увеличению численности городского населения, в составе которого год от года росла численная доля представителей молодого поколения.

Таким образом, в социально-экономическом, демографическом развитии Бурятии особое место принадлежало молодежи. С одной стороны, в возрастной структуре населения она занимала промежуточное положение и формировалась под влиянием прошлых демографических процессов: рождаемости, смертности, миграции и др. С другой стороны, молодые люди сами выступали активным демографическим фактором воспроизводства населения.

Во втором параграфе «Адаптация сельской молодежи к городской среде» рассмотрен чрезвычайно важный вопрос вовлечения молодых сельчан в промышленное производство в связи с начавшейся индустриализацией края. Перемещение сельских жителей в города не сопровождалось развертыванием социальной инфраструктуры. Несмотря на то, что молодежь - наиболее динамично приспосабливающаяся к новым условиям социальная группа, потеряв связь с деревенской жизнью, довольно сложно включалась в городскую жизнь. Традиционная сельская культура вступала в противоречие с городской, возникала типично маргинальная, так называемая «барачная» субкультура.

Как правило, приходившие в город буряты не владели русским языком. Для повышения общеобразовательного уровня молодых рабочих на стройках и заводах организовывались школы и кружки грамоты. Так, на ПВРЗ были организованы 27 начальных и одна комсомольская школа среднего образования. Комсомольцы завода вместе с другими рабочими обучались на различных курсах повышения квалификации.

Формирование новых норм и ценностей, позитивного отношения к труду у вчерашних сельских жителей не могло строиться лишь на пропаганде коммунистических идеалов. Большую работу по социализации молодых людей в городских условиях осуществляли молодежные организа-

ции, в частности, комсомол, организовывая быт (соблюдение чистоты в бараках, посещение бань, поликлиник, столовых, прачечных) и досуг (походы в кино и театры, коллективное слушание радио, чтение газет, занятия в различных кружках). Адаптации молодых людей к городскому образу жизни активно помогало радио, слушание которого в годы первых пятилеток обычно происходило коллективно. Важным каналом влияния на сознание людей становились средства массовой информации. Распространению газет, их внедрению в повседневную жизнь рабочих в годы первых пятилеток партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями Бурятии уделялось особенно много внимания. Формировались бригады из комсомольцев, которые ходили по квартирам рабочих, агитировали, оформляли подписку на центральные и местные газеты.

Таким образом, различные формы культурно-просветительной работы способствовали адаптации молодых людей из деревни в городе, помогали выработке культуры поведения, свойственной городскому образу жизни. В результате формировалась определенная социальная среда, представители которой психологически были готовы на лишения ради великой цели.

Вторая глава «Создание институциональной системы молодежной политики в БМАССР» состоит из четырех параграфов. В первом параграфе «Государственная молодежная политика: тенденции формирования и реализации» проанализирована политика Советского государства в отношении молодого поколения в 1920-х — 1930-х гг., выражавшаяся в поддержке высокого статуса молодежи, в осуществлении реформы в политической и экономической сферах, в создании необходимых условий для труда, получения общего и специального образования, устройства быта, проведения досуга. Политика в отношении молодежи разрабатывалась и осуществлялась в тесной увязке с социально-экономическим и культурным развитием общества, что способствовало социализации молодого поколения.

В органах социального обеспечения, промышленных наркоматов вопросы жизнедеятельности молодежи являлись частью общей политики, но с конкретизацией и дифференциацией в отношении молодежи (ее трудовая занятость, профессиональный уровень, физическое и психологическое состояние). В рамках партийно-государственной идеологии последовательно формировались значимые социальные образы, четко определялись границы нормативного пространства, где нужно было проявлять гражданскую активность (антирелигиозная пропаганда, «военизация» общества), членство в комсомоле и партии. Несмотря на то, что зарождалось огромное количество различных молодежных объединений (учебных, творческих т.п.), именно членство в комсомоле, Союзе воинствую-

щих безбожников и ОСОАВИАХИМЕ формировали «идеологическое лицо» молодого человека страны Советов.

Во втором параграфе «Становление и развитие республиканской комсомольской организации: идеология политической активности в действии» рассмотрен процесс формирования и развития комсомола Бурят-Монголии, проанализированы причины участия/неучастия молодежи в данной организации. Еще в начале 1920 г. Иркутский губком РКП(б) принял решение: «Признать организацию Коммунистического союза молодежи среди бурят необходимой мерой», а 5 мая 1924 г. в Верхнеудин-ске открылся первый республиканский съезд БМАССР, принявший постановление об объединении комсомольских организаций в одну в единую организацию—Бурят-Монгольскую областную организацию ЛКСМ.

Ячейки комсомола то возникали, то распадались. Наличие в них неустойчивых, нерешительных членов вполне объяснимо: все было абсолютно новым, не до конца понятным. Причины малочисленности молодежи в ячейках РКСМ в первое время были разные: запрет родителей на вступление в комсомол, традиционное воспитание, полиэтничный и поликонфессиональный состав населения региона, который накладывал отпечаток на общественное настроение молодого поколения. Многие считали, что комсомол бесполезен. В 1920-е гг. получили распространение некоторые проявления нонконформизма: уход в себя, в религию. Часть молодежи тяжело переживала период 1920-х гг., замыкая неудачи на собственном «я»: «НЭП придавил», «мы сейчас лишние» и т.д. Но, несмотря на существенные барьеры, комсомольское движение в регионе активно развивалось. Об этом свидетельствовал возраставший год от года численный состав комсомольцев. Так, если в январе 1924 г. насчитывалось 1417 комсомольцев, то уже в январе 1925 г. - уже 3479. В последующие годы наблюдался стабильный рост численности комсомольской организации. Комсомолец тех лет Д.М. Мижидон вспоминал: «Когда мне выдали комсомольский билет, у меня словно выросли крылья, готов был идти и в огонь, и в воду». Поэтому рассматривая мотивы участия, следует различать обычное членство, связанное с выполнением ряда формальных требований, и активную работу в рамках организации.

Со второй половины 1920-х гг. в Бурятии, как и на остальной территории страны, происходило укрепление монополии коммунистического союза молодежи в политическом пространстве. При имевших место негативных моментах и откровенных «перегибах» комсомол стал инструментом политической социализации, настойчиво проявляя заботу о трудовой занятости, совершенствовании быта, образования, просвещения юношества. Иными словами, комсомол создавал пространство, внутри которого молодые люди могли почувствовать свою значимость. Подобный опыт

вовлечения большей части юношей и девушек в политический процесс был весьма полезен.

В третьем параграфе «Союз воинствующих безбожников: от атеистической пропаганды до репрессивной политики против церкви и верующих» рассмотрены основные аспекты деятельности союза.

В 1920-х гг. на территории республики существовали все основные религиозные конфессии: православная, буддийская, иудейская, мусульманская, католическая. С приходом к власти в октябре 1917 г. большевики развернули борьбу с «пережитками буржуазной идеологии», в частности, с религиозностью населения. В первое время предписывалось избегать оскорбления чувств верующих, изживать религиозные предрассудки постепенно, путем атеистического воспитания населения и распространения научных знаний. Однако, как отмечала сама молодежь, нередко допускались перегибы. Так, например, в 1924 г. двадцать комсомольцев Верхнеудинска решили сорвать крестный ход. Организованно подошли к церкви и стали петь революционные песни, чем вызвали гнев верующих и были вынуждены покинуть ограду церкви.

В апреле 1925 г. был создан Союз безбожников, который стал проводником государственных идей по борьбе с религией. В декабре 1926 г. в Верхнеудинске был организован областной совет безбожников. К 1928 г. в Бурят-Монгольской АССР насчитывалось уже 23 ячейки организации, общей численностью 928 чел. В июне 1929 г. центральное общественное объединение изменило свое название на Союз воинствующих безбожников.

В Бурят-Монголии особое внимание в агитационно-пропагандистской работе уделялось селам и улусам. В избах-читальнях комсомольцы устраивали громкие «читки», проводили различные лекции и доклады на темы «Как рождаются боги», «Не бог сотворил человека, а человек - бога», «О происхождении Вселенной» и т.п. Большевики стремились заменить религиозное миропонимание новыми социалистическими идеями, поэтому стали вводить «революционную» обрядность в противовес церковной. В стране начался процесс формирования новой праздничной культуры. В повседневную жизнь населения входили такие праздники, как День Красной армии, Международный женский день, День I Интернационала, День пролетарской революции и др. Вызывая сильное эмоциональное переживание, они стали одним из самых эффективных способов массовой агитации и пропаганды.

Большая роль в антирелигиозной пропаганде отводилась периодической печати и атеистической литературе. С 1928 г. в Верхнеудинске началось издание журнала «Эрдэм ба шажан» («Наука и религия») на бурятском языке. Простым и наиболее распространенным примером антирелигиозной пропаганды служили плакаты «Вера вредна, вреднее

вина», «Глас господень господам годен», «Знахаря заклинанье замени знаньем» и др. В конце 1922 г. в Верхнеудинске был создан Клуб Октябрьской революции (КОР). Комсомольцы с энтузиазмом ставили спектакли на антирелигиозные темы («Старый мир»). Были созданы театрально-сатирические группы «Синяя блуза» и «Красная блуза», пользовавшиеся большим успехом у населения республики.

Коренным переломом в истории страны стал рубеж 1920-1930-х гг., повлиявший на взаимоотношения государства и церкви. Антирелигиозная компания стала частью программы, предусматривавшей массовую коллективизацию. В стране началось закрытие культовых зданий. По данным на 23 февраля 1937 г., в республике оставалось 14 дацанов из 44 (материалы на закрытие оформлялись на 5); 29 православных церквей (материалы для закрытия оформлялись на 4); 20 старообрядческих молитвенных домов, 2 еврейские синагоги и одна мусульманская мечеть. Закрытые молитвенные здания передавались в «безвозмездное пользование государству и народу». К концу 1940 г. на территории республики не было ни одного действующего здания культа. В период 1929-1941 гг. были репрессированы 101 священнослужитель православной церкви, 1701 -буддийской церкви, 24 — старообрядческой.

Таким образом, власть предлагала обществу новые идеалы, ценности и нормы, которые заняли основное место в духовной жизни общества и реализовывались как культурные практики молодого поколения строителей коммунистического общества. Однако, несмотря на это, религия как общественный институт оказалась довольно устойчивым социальным образованием и проявила себя в тяжелые военные годы.

В четвертом параграфе «ОСОАВИАХИМ: военно-патриотическое воспитание молодежи» освещается вклад молодежи в обороноспособность страны. В 1920 г. началось создание ячеек Военно-научного общества (ВНО), которые в результате трансформаций объединились в Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР (ОСОАВИАХИМ). В Бурят-Монгольской АССР ОСОАВИАХИМ был образован в 1927 г., а к ноябрю 1927 г. в республике было 386 ячеек. До 1932 г. подготовка в системе ОСОАВИАХИМа проходила в массовом добровольном порядке в различных кружках военных знаний, а с февраля 1932 г. в связи с общим ухудшением международной обстановки началась подготовка допризывников и вневойсковиков. Бурятская молодежь до 1925-1926 гг. в армию не призывалась, поэтому большинство населения к данному мероприятию советской власти отнеслось положительно. Молодые люди писали в своих заявлениях, что на них как на «туземцев», не обращается должного внимания со стороны ЦС ОСОАВИАХИМа, а они хотели бы научиться грамоте и военному делу.

В 1934 г. в Бурят-Монгольской АССР начала свою работу Всесоюзная стрелковая школа ЦС ОСОАВИАХИМ СССР по подготовке инструкторов I разряда. 16 апреля 1935 г. был открыт областной стрелково-спортивный клуб. Подготовку инструкторских кадров вели передвижные школы, выезжавшие на места проведения обучения. Популярностью среди молодежи пользовалась сдача нормативов «Ворошиловского стрелка». Всего по г. Верхнеудинску, Кабанскому, Боханскому аймакам подготовку прошли 328 чел., в том числе 20 женщин.

ОСОАВИАХИМ готовил парашютистов, планеристов, летчиков и техников. В начале 1935 г. был создан республиканский аэроклуб, подготовивший к концу 1930-х гг. свыше 250 летчиков запаса, часть которых поступила в военно-летные школы и проявила себя в годы войны.

Составной частью подготовки населения к обороне страны стали пропаганда и развитие физкультуры и спорта. В 1929 г. Бурятия занимала второе место среди автономных республик и областей РСФСР по числу сельских физкультурников и спортивных кружков. В 1930-е гг. началось массовое строительство спортивных площадок и стадионов. Оживило физкультурно-массовую работу введение комплекса «Готов к труду и обороне» (1 ступень - 1931 г., 2 ступень - 1933 г., БГТО - 1934 г.). За четыре года в республике было подготовлено 1 537 значкистов ГТО 1-й ступени.

Военно-спортивная подготовка молодежи в Бурят-Монгольской АССР представляла собой сложный процесс с участием государственных органов и общественных организаций. К концу 1930-х гг. здесь сложилась полноценная система оборонно-массовой работы, которая вызывала особый интерес у молодежи и способствовала ее вступлению в оборонные организации.

Третья глава «Участие молодежи БМАССР в модернизационных процессах 1920-1930-х гг.» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Культурное строительство: роль комсомола в ликвидации неграмотности и подъеме культурного уровня населения» речь идет об открытии в БМАССР пунктов ликвидации неграмотности, школ для малограмотных, изб-читален, красных уголков, хотонных школ и др. Учителей не хватало, в процесс обучения неграмотных вовлекались ячейки РКП(б), профсоюзы, комсомол, комиссии по работе среда женщин и другие общественные организации. Для скорейшей подготовки политпросветработников и «ликвидаторов» вводились краткосрочные курсы, активно использовался метод выдвиженчества. Образование стало важнейшим социальным лифтом. Особое внимание власти уделяли представителям коренной национальности. Бурят (рабочих и крестьян) набирали и отправляли на учебу в вузы и средние специальные учреждения,

чтобы они, получив подготовку, заняли ответственные должности в государственных учреждениях, на предприятиях, в различных организациях.

Для борьбы с неграмотностью было организовано «культпоходное движение». В результате одного культпохода в 1929 г. в г. Верхнеудин-ске было выявлено 879 неграмотных; создано 10 ликпунктов, 2 из которых на бурятском языке; 4 школы для малограмотных; отправлено учиться в ликпуикты 95 чел.; охвачено индивидуальным обучением 234 чел. Были случаи, когда молодежь за 400-500 верст приходила пешком в г. Верхнеудинск, чтобы попасть в учебное заведение.

Создание новой системы образования происходило на фоне закрытия религиозных школ. Особое внимание в этот период было уделено проблеме ликвидации неграмотности среди женской части населения. Благодаря широкому привлечению общественности, активной работе комсомола открывались специальные школы и ликпункты для женщин, такие как Дома бурятки, Красные юрты и т.д. За 1926-1930 гг. грамотность женщин-буряток поднялась на 20%. Общая грамотность населения в сельской местности к 1936 г. составила 75,2%, в городе - 95,5%.

Таким образом, в 1920-1930-е гг. была проведена огромная работа по ликвидации неграмотности населения. На всех этапах реализации кампании ликбеза, невзирая на трудности, придавалось государственное значение, выделялись крупные средства из бюджета и привлекались к работе различные общественные организации. Большую роль в обучении населения навыкам чтениям и письма сыграла молодежь.

Во втором параграфе «Участие молодежи в индустриализации республики и коллективизации сельского хозяйства» исследуются вопросы участия молодого поколения в модернизационных процессах в экономике.

Одной из сложнейших задач социалистического строительства в Бурят-Монголии была проблема обеспечения промышленных предприятий рабочими, особенно квалифицированными. Отсутствие до революции в крае развитой промышленности, а потому и крайняя малочисленность рабочих, осложняли решение проблемы с кадрами. В условиях Бурятии решение проблемы подготовки рабочих было сопряжено с большими трудностями, связанными не столько с техническим обучением новых рабочих, сколько с преодолением традиционного патриархального мышления. Кроме того, большую роль в этом играла также степень классового расслоения русской деревни и бурятского улуса.

Крестьяне-единоличники и батраки в поисках работы направлялись в город, пополняли армию безработных, а затем устраивались на предприятия. Республиканские власти решали вопрос о вовлечении в производство представителей коренной национальности, а основным источником

для подготовки производственных рабочих признавалось улусное батрачество. В 1930-е гт. Верхнеудинск представлял собой крупную строительную площадку, где возводились промышленные гиганты первых пятилеток (ПВРЗ, стекольный завод, мясокомбинат и др.). Процесс адаптации новых пролетариев был болезненным и влек за собой целый ряд негативных явлений: текучесть кадров, выпуск бракованной продукции, производственный травматизм, случаи хулиганства. Относительно высокие темпы количественного роста рабочих Бурятии сопровождались отставанием в культурно-техническом уровне.

Движителем индустриализации стало социалистическое соревнование, способствовавшее массовому тиражированию передовых методов труда и инноваций. Зарождались новые формы социалистического соревнования: бригадный хозрасчет, сменно-встречный план, «общественный буксир», бригады «догнать и перегнать» и т.д., которые также становились массовыми и использовались практически на всех предприятиях республики.

Молодые люди смелее шли на нововведения не только в условиях города, но и села, активно участвовали в общественных процессах. По инициативе комсомольцев и коммунистов возникали первые коммуны, артели, товарищества, совместно проводились сельскохозяйственные работы. К концу 1929 г. комсомольцами было создано 50 коммун, 28 сельскохозяйственных артелей и 20 машинных товариществ. Комсомольцы участвовали в уборке хлеба, ремонтировали дороги, оказывали помощь детям батраков. Наиболее удачной формой мобилизации крестьян были «Красные обозы» в Аларском, Боханском и Верхнеудинском и других районах. Многие молодые люди заслужили доверие колхозников и были избраны руководителями колхозов. В борьбу за социалистическое переустройство села активно включились комсомольцы-двацатипятшысячники, прибывшие в феврале 1930 г. из Ленинграда. Большой авторитет у местного населения имели П. Александров, В. Король, А. Лауль, В. Савельев, М. Суханов, С. Царев, Н. Шилов, М. Шибанов и др.

Коллективизация сельского хозяйства проходила в условиях острой классовой борьбы. Проявлялось массовое недовольство крестьян насилием со стороны государственных органов при создании колхозов. Борьба принимала различные формы - поджоги, бойкот, террористические акты, создание повстанческих контрреволюционных организаций, вооруженные выступления. Во время крестьянских восстаний пострадало много комсомольцев. К примеру, во время кулацкого восстания в Мухоршибир-ском аймаке были убиты несколько комсомольцев. И таких случаев было немало. Молодые люди из семей кулаков и середняков становились изгоями в собственном государстве, попадали вместе с родителями в ссылку,

что впоследствии отразилось на формировании личности, мировоззрения и нравственных устоев.

В Заключении сделаны следующие выводы.

Согласно Переписи населения 1939 г., молодежь в возрасте до 30 лет в Бурят-Монгольской АССР составила 65,9%. Продолжался ее рост и в составе городского населения. Социальная адаптация в городе сопровождалась значительными трудностями, по существу, происходил конфликт между городской и сельской культурой, что создавало дополнительные сложности по вовлечению молодежи в массовые общественные объединения.

Острота социальных проблем молодежи Бурят-Монголии определялась конкретной исторической обстановкой того времени: продолжавшейся коренной ломкой социально-политических отношений, противоречиями НЭПа, развернувшимися процессами форсированной индустриализации и урбанизации. На этом фоне шел процесс включения молодого поколения в сферу производственно-трудовых отношений и политическую жизнь.

Формирование молодежного движения в Бурят-Монголии происходило на основе общих закономерностей развития юношеских организаций страны, но имело особенности, связанные с наличием различных экономических и культурных укладов, полиэтничностью, поликонфессиональ-ностыо, преобладающим крестьянским составом населения региона.

Большое значение для развития республики в конце 1920-х — 1930-е гг. имела проводимая национальная политика большевистской партии. Задача укрепления государства вела к необходимости выравнивания экономического, социального и культурного уровня регионов страны. Кочевое и полукочевое население Бурятии переводилось на оседлый образ жизни. Разрабатывались мероприятия по адаптации вчерашних крестьян к новым для них городским условиям и промышленному производству. Комсомол и другие молодежные организации выступали как стартовая площадка социальной мобильности сельской молодежи.

Молодежная политика осуществлялась государственными органами и общественными организациями во всех сферах жизнедеятельности молодежи и обновлялась в зависимости от внутриполитического и социально-экономического положения страны и отдельно взятого региона. Особое место в политике партии занимал метод выдвиженчества, обусловленный нехваткой квалифицированных кадров. Верхнеудинск/Улан-Удэ постепенно превратился в площадку для целенаправленного выращивания политической, художественной, научной бурятской элиты. Этому процессу было подчинено все — компартия, комсомол, ОСОАВИАХИМ, различные

молодежные объединения, а основным механизмом была «коренизация» - политика подготовки, воспитания и выдвижения национальных кадров.

Областная комсомольская организация накопила значительный опыт по мобилизации юношей и девушек на решение задач экономической политики государства, расширила масштабы своего участия в строительстве нового уклада жизни. Совершенствуя формы и методы работы, она подняла молодежь в поход за освоение новой техники, возглавила стахановское движение, направила усилия на повышение культуры производства. За годы первой и второй пятилеток в Бурят-Монголии сформировался рабочий класс, были созданы национальные кадры промышленных рабочих, возникла инженерно-техническая интеллигенция.

При дефиците образованных специалистов руководящие партийные органы, тем не менее, придерживались классового подхода при назначении на должность, поступлении в вуз, приеме на работу. Советская политическая система ставила классовые ценности выше общечеловеческих, но при этом нельзя отрицать того, что культурный уровень молодежи рос год от года. Вступая в ячейки комсомола, ОСОАВИАХИМА и других организаций, молодежь начинала движение от традиционности к открытости, мобильности и готовности к переменам в стране. Молодое поколение Бурят-Монголии в 1920-1930-х гг. было не только объектом воздействия со стороны государства и общественных организаций, но и активным субъектом социальной жизни республики и страны в целом.

На основе анализа всех имеющихся материалов сделан вывод, что изучение проблем советской молодежи и опыта реализации молодежной политики по-прежнему не теряет своей актуальности и будет полезно в процессе ее регулирования в современный период.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях (в соответствии с перечнем ВАК):

1. Соболева А.Н. Особенности молодежной политики в Бурят-Монгольской АССР в 1920-1930-е гг. / А.Н. Соболева // Вестник Бурятского государственного университета. - Сер. История. - 2013. - № 7 - С 156-160.

2. Соболева А.Н. Роль советских праздников в антирелигиозной пропаганде в Бурят-Монгольской АССР в 1920-е гг. / А.Н. Соболева // Вестник Бурятского государственного университета. - Сер. История -2014.- №7.-С. 148-152.

3. Соболева А.Н. Деятельность Союза воинствующих безбожников в Бурят-Монгольской АССР / Балдано М.Н., Соболева А.Н. // Современ-

ные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.rU/l 18-14432, свободный (дата обращения: 28.08.2014).

4. Соболева А.Н. Модернизационные процессы в Бурятии: участие молодежи (1920-е - 1930-е гг.) / А.Н. Соболева // Науч. ред. М.Н. Балдано / Монограф. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. - 190 с.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов и материалах конференций и научных журналах:

5. Соболева А.Н. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи 1920-1930-х гг.: ОСОАВИАХИМ в БМАССР / А.Н. Соболева // Сборник научных трудов, посвященный 90-летию Республики Бурятия. -Иркутск: Оттиск, 2013. - С. 122-127.

6. Соболева А.Н. Миграционная активность сельской молодежи БМАССР в 1930-е гг. // Мигранты и принимающее общество в Байкальской Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. - С. 15-21.

Подписано в печать 14.09.2014 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Объем 1,6 печ. л. Тираж 100. Заказ №30.

Отпечатано в типографии Изд-ва Федерального государственного бюджетного учреждения науки БНЦ СО РАН 670047 г. Улан-Удэ ул. Сахьяновой, 6.