автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Молодежная проблематика в театральном искусстве Беларуси 70-80-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Молодежная проблематика в театральном искусстве Беларуси 70-80-х годов"
АКАДШЯ ШК БЕЛАРУСИ
Пп
Институт искусствоведения, ртяографии и фольклор!
кизел К.Краиивы
На правах рукописи
КОЗЕЛ Вероника Николаевна
МОЩЁННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БЕЛАРУСИ 70-30-Х ГОДОВ
Специальность 17.00.01 — театральное кокуостао
Автореферат
диссертанта па соискание учёной степени кандидата искусствоведения
Милок — 1994 г.
Работа внполечна в отделе театра Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси.
Научный руководитель член-корросповдент АН Беларуси,
доктор иокусстзоведекия, профессор В.И.Нефёд.
Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор А.Б.Ладагяна, кандидат искусствоведения Р.Л.Бувук.
Ведущая организация — Белорусокий университет культуры.
Защита состоится " 25 " февраля_199 4 г. в
14 чао. на заседании специализированного совета К 006.07.02 в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси /220072, Минск, ул. Сурганова дом I, корпус 2/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси.
Автореферат разослан "_и__199_г.
Ученый секретарь специализированного совета,
кандидат искусствоведения . ъ. Т.Е.Горобченко
СШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОМ
Актуальность исследования. Белорусская наука о театре за последнее десятилетие посвятила немало работ анализу современного театрального процесса. Но, очевидно, что среди них нет ни одной, в которой бы рассматривалось то, как белорусская драматургия и театр исследуют проблема молодёжи. В нынешние года преобразования всех сфер жизни без молодых немыслимо наше экономическое и нравственное возрождение. От того, как самая активная часть человечества — молодёжь — сориентируется в сложном, бро-савдем ей вызов мире, зависит не только в каком миро мы будем жить, а будет ли он существовать вообще. Вот почему — молодёжная проблематика — среди актуальнейших вопросов театрального искусства самой практикой выдвигается в поргиа рщщ исследова- . ния. Отсвда — выбор диссертационной темы обусловлен её общественной актуальность», научной важность», а также недостаточной степенью её исследования в современном театроведении.
В период социально-экономических перемен, происходящих в Беларуси в процессе духовного возрождения нации — молодёжь занимает одно из первых мест. В обществе она выполняет две необычайно важные функции. Первая, социально-культурная, состоит в. том, что молодое поколение является гарантом развития духовной культуры, особенно в её национально-самобытной части; Именно в этом её отличие от старшего поколения, которое выступает хранителем обычаев и традиций народа, всего его культурного наследия, передаваемого через молодёжь. Суть же второй функции в том, что молодое поколение всегда стоит во главе эволюции человс гст-ва. То, что принимает молодёжь /новые структура, взгляды и т.д./.
впоследствии становится основополагающим в лизни всего общества.
Задача изучения проблем современной молодёжи по-новому встаёт в период становления Беларуси как самостоятельного независимого государства. От того, как поведёт себя в эти годы молодое поколение, как распорядится духовными и культурными ценностями предков, зависит будущее нашей страны, других поколений.
Два прошедших десятилетия во многом отличаются друг от друга. Это прослеживается и на театральных процессах. Если в 70-е годы сцена, продолжая традиции 50-60-х годов, уверенно предлагала своему зрителю положительного молодого героя, то в начале 80-х всё чаще и чаще появляются спектакли, в которых молодыми ладьми высказывается неудовлетворенность реальной жизнью, обращается внимание на несоответствие быта и бытия. И, наконец, во второй половине 80-х годов, у театров, получивших свободу в выборе репертуара, появляется возможность говорить в полный голос о том, на что раньте были наложены запреты. Неудивительно, что в эти года иным становится взгляд на молодёжь: более пристальным, требовательным. Новые молодые герои приходит на подмостки театров республики. Бот почему, по мнению автора, является актуальным изучение того, как воплощались и воплощаются характеры молодых людей в. сценическом искусстве Беларуси 70-80-х годов, какие молодёжные проблемы поднимаются театрами в это время. Особое внимание обращено на постановки Белорусского государственного академического театра имени Я.Купалы, Белорусского государ-сгвенного'академического театра имени Я.Коласа, Государственного русского драматического театра Беларуси, Театра юного зрите-
ля Республики Беларусь.
Автор диссертации определил цель: исследовать молодёяную проблематику в сценическом искусстве Беларуси 70-80-х годов. Анализируя ряд спектаклей республиканских театров, автор ставил перед собой задачи:
— показать эволюцию молодого героя на сцене, обусловленную стремительнамз'процессами, происходящими в нашей стране;
— выделить основные черты сценического характера современного молодого человека;
— выявить, каким он предстаёт с подмостков театров, каковы его отличия от представителей предшествующих поколений;
— заострить внишние на том, какие худокеотвенные приёмы, средства использовались театра!® при постановке пьес для молодёжи;
— определить влияние молодёжной проблематики на театральный процесс республики 70-80-х годов.
Методологической основой исследование являются иоторико-тео-ретические принципы отечественного театроведения, эстетики, этики.
В данной работе широко использован« научные труды театроведов, философов, эстетиков, литературоведов, искусствоведов, ко-' то рае соприкасается с исследуемыми в диссертации проблемами.
Б работе нашли отражение материалы архивов Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы АН Беларуси, Союза театральных деятелей Беларуси, Белорусского государственного академического театра имени Я.Купялы, Белорусского го .'дарственного академического театра вмени Я.Коласа, Государственного русского драматического театра Беларуси, Театра юного зрителя
Республики БеларуСо, Центральной научной библиотеки Беларуси. Существенный материал дали автору беседы с драматургами, художниками, актёрами, принимавшими непосредственное участие в спектаклях изучаемого периода. Это помогло внести в научный обиход новый фактический материал.
Новизна данной диссертации определяется самой постановкой ранее не исследованной проблемы, стремлением автора впервые в белорусском театроведении систематизировать и исследовать молодёжную проблематику в сценическом искусстве Беларуси 70-80-х годов.
На протяжении двух прошедших десятилетий и в настоящее время белорусская театральная критика и театроведение анализируют спектакли на молодёжную проблематику, пытаются определить их место в общем театральном процессе республики.
Определённое внимание этой проблеме уделено в "Истории белорусского театра",* а также в коллективной монографии отдела театра Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы АН Беларуси "Театр и жизнь",2 один из разделов которой написан автором диссертации.
Вопросов, рассматриваемых в данной работе, определённым образом касаются труда В.Нефёда, Р.Смольского, А.Соболевского, С.,Петровича, Р.Ьузука, С.Лавшука и других белорусских театро-
1Г!стор1Я беларускага тэатра У 3-х тамах. Мн.—т.1—1983; т. II —1385; т.III—1987.
о
Театр и жизнь: некоторые проблемы театрального процесса в Белоруссии 70-80-х годов, Ми.—1939.
ведов и литературоведов«
Специальной же работы, посвященной исследованию молодёжной проблематики в театральном искусстве Беларуси 70-80-х годов в современном театроведении нет.
Практической целью автор ставит: показать вклад театров Беларуси в современную многонациональную сценическую культуру славян в исследовании молодёжных проблем, обосновать существующий положительный опыт по воплощению характеров молодых людей. Исследование и еыводы автора диссертации могут быть использованы при создании трудов по истории театра народов различных стран, а также специально — о творчестве ряда белорусских театральных деятелей. Эти ко выводы могут оказаться полезными в разработке курсов для студентов театральных и театрально-художественных вузов, Белорусского университета культуры, Белорусской академии искусств, Белорусского государственного университета, Белорусского педагогического университета.
Апробация работа. Основные вывода и положения диссертации апробированы в выступлениях автора на конференциях, проводимых Министерством культуры Беларуси, Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крашшы АН Беларуси.
Отдельные спектакли, анализируемые в работе, обсуждались автором в театрах, на республиканских и международных фестивалях, проводимых Союзом театральных деятелей Беларуси.
Большинство постановок, рассматриваешь в диссертации, отрецензировано автором на страницах республиканских журналов и газет. Анализ ряда спектаклей вошёл в брошюру "Молодёжная 1.„,об-лематика в театральном искусстве республики в 70-80-е годы и
её роль в эстетическом воспитании молодого поколения".
Диссертация обсуждалась на заседании отдела театра Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапива АН Беларуси, где получила положительную оценку и была рекомендована к защите.
Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и обзора литература.
ОСНОВНОЕ СОДЕШНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор теш, определяются задачи и цель исследования, его актуальность и значение. Раскрываются методологическая основа и источники диссертации. Даётся определение понятия "молодёжь". Отмечается, что социальный характер действительности лучше всего воплощается в характерах людей, которых она создаёт. Для того, чтобы оценить или осмыслить то или иное время во всей его полноте и объёмности, достаточно проанализировать ряд человеческих типов, обладающих чертами, сформированными под влиянием той или иной общественной формации. При этом, однако, не следует забывать о том, что во все времена оставались и остаются непоколебимыми такие вечные ценности как доброта и порядочность, честность и принципиальность, мужество и благородство. Эти качества всегда привлекали и будут привлекать людей всех поколений. И, думается, не только в жизни но и театре.
В первой главе "Традици" и поиски нового в спектаклях о колодёт-и 70-х—первой половины 80-х годов" — даётся краткая социологическая характеристика анализируемого периода. Обращается внимание на то, что в семидесятые годы /и особенно в их вто
рой половине и начале 80-х/ внешне наша жизнь казалась благополучной, благоустроенной. Однако, на самом деле, реальная действительность во многом идеализировалась. Безусловно, этому способствовал и театр , когда приукрашивал реальную жизнь, показывая её преимущественно только о одной, позитивной стороны. Тем не менее автор диссертации считает, что в театральном процессе ' Беларуси 70-х—первой половины 80-х годов были и позитивные явления. Одно из них: отрешение театра показать зрителю облик молодого поколения ещё не потерявшего надевды, веру в себя. Поколения, которое, как к далёкой планете, стремится к своему нравственному идеалу, не сомневается, что вопреки всему, мечта о счастье осуществятся. Драматические коллективы в этот период — в своём больиинстве-стремились продолжать традиции предыдущих десятилетий в показе современных молодых лвдей, их проблем. Такие качества, как искренность, душевная чистота — остаются главными в оценке человека сегодняшнего дня ила жившего много столетий назад. На этом и заостряли наше внимание многие постановки театров, пытаясь подчеркнуть важность и возможность кагдого из нас сохранить самого себя в сложных и казалось безвыходных ситуациях.
Автор подчеркивает, что формирование реальной личности — сложный процесс, состоящий, в основном, из трз:: факторов. Среди них: совокупность объективных условий или социальная среда, в которой человек постоянно находится; целенаправленное воздействие общества; сама личность, как активный субъект, избирательно относящийся к направленным на неё воздействиям, стремящийсг к самосовераенствованкю согласно своим ценностным ориентирам и взглядам. Немалая роль в решении данной задачи принадлежит и
театральному искусству, прямо участвующему в этом процессе.
В названной главе анализируется целый ряд спектаклей, поднимающих проблемы формирования и становления личностных качеств молодых людей: "Не беспокойся, мама!" Н.Думбадзе в Театре имени Я.Коласа; "Пойдем в кино" А.Алексина, "А всё-таки она вертится!" А.Хмелика, "Экзамен на осень" И.Шамякина, "Именем земли и солнца" И.Друце в Театре юного зрителя; "Еестокие игра" А.Арбузова, "Прощание в июне" А.Вампилова в Гродненском драматическом театре. Автор подробно анализирует актёрские работ в этих постановках, поскольку главное к чему стремилась их режиссура: раскрыть сложный психологический мир подростков, мотивировать их действия, донести до зрителя благородство их порывов и замыслов.
Художественной форме многих спектаклей этого периода присуща строгость и простота. На сцене в это время в основном преобладают спокойные, ровные тона и краски, скромные, даже скупые детали быта. Сценическое простронство как бы сознательно высвобождалось постановщиками для актёров, которые стремились как можно крупнее, ярче приблизить к зрителю своих героев.
Круг морально-этических проблем, исследуемых театрами Беларуси в 70-е—!.ервой. половине 80-х годов весьма обширен: это поис ки нравственного идеала, своего места в стремительном будничном потоке жизни, формирование жизненной позиции. Очевидно, что эти'темы перекликаются, пополняют друг друга.
Многие спектакли затрагивали проблему ответственности молодого человека за совершенный поступок. В работе отмечается, что пстгупск рассматривается в единстве его мотивов, условий, в коте;.^: он соверсаетзя, и результатов. Поступки всегда зависят
от морального выбора, сделанного человеком, от того нравственного закона, по которому он живёт.
Перед необходимостью и морального выбора стоят и колот™е герои пьесы А. Дуда рева "Выбор", постановка которой была, осуществлена в Театре юного зрителя режиссером И.Николаевым. Режиссёр ставил перед собой нелёгкую задачу: раскрыть сложные, непохо- ! жие друг на друга характера главных героев. Обосновать правильность их выбора. Однако, это не удалось. Молодые герои довольно интересно выписанные А.Дударевым, в спектакле ТОЗа были безлики, а сама атмосфера — гнетущей: черные, одинаковые костюма, зловещий мрачный свет, заполняющий сцену, не позволяли разглядеть лица и даже фигуры. Порой сцена была настолько затемнена, что герои узнавались только по еле видимым силуэтам и голосам актёров. Неслучайно, что "Выбор" Театра юного зрителя получился неинтересным, монотонным и сценически невыразительным.
В первой главе автор диссертации также останавливается на таких постановках как "Гнездо глухаря" Б.Розова в' Государственном русском драматическом театре Беларуси, "Шрамы" Е.Шабана в Театре имени Я.Купалы, "Последняя инстанция" Н.Катуковского в Театре имени Я.Коласа. В исследовании отмечается, что спектакль колосовцев убедительно доказывал — каждый молодой человек уже вначале своего жизненного пути — в ответе за собственные действия. Было понятиям и то, что во множестве ситуаций морального выбора есть одно общее, первостепенное и чрезвычайно важное — добро должно воплощаться в результатах, долах — од1шх только намерений, одной только уверенности а правильности свое., доли мало. В самой, казалось бы, неразрешимой ситуации могут выдер жать, победить только союз совести и разума.
Б сценических произведениях встречаются часто и такие сктуа ции применительно к которым можно говорить о свободе выбора или о наличии лишь одного варианта поступка. В спектаклях акцентируется вдоль, что накопленный жизненный опыт диктует человеку одно единственное решение "не могу иначе", которое не допускает перебора всех формально возможных вариантов поступка. Как раз в такую ситуацию попадает юная героиня пьесы Ю.Грушаса "Любовь, джаз и черт", постановка которой была осуществлена в Ыогилёвском областном драматическом театре. Этот спектакль в своё время пользовался огромной популярностью у молодёжной аудитории. Зрителя ' прежде всего привлекала эффектная форма подачи драматургического материала. Большое значение в спектакле уделялось пластике актёров, музыкальному оформлению. Звуки и шума органично вплетались в действие, придавая его течению загадочность и таинственность.
Режиссер В.Маслюк стремился разобраться в истоках одиночества, отчужденности молодых людей и как следствие — в их поступ ках. Он во всём следовал автору, просвечивая и изучая души и мыс ли персонажей, приглашая нас задуматьоя над тем, почему в окружающем мире до сих пор существуют бездуховность и равнодушие.
В наше время появляется всё больше возможностей для самостоятельных, смзлах решений и действий. Но, с другой стороны, возрастает и ответственность за содеянное. К сожалению встречаются пока ещё такие молодые люди, которые осознанно или неосознанно питаются уйти от ответственности за совершенные поступки. Так и молодые герои спектакля "Шрамы" Е.Шабана в Театре имени Я.Купалы, совершив ряд преступлений, не осознавали свою
вину, не признавали справедливость наказания. В работе автор, подробно анализирует актёрские работа, останавливается на режиссерских приемах постановки. Исходя из анализа делается вывод о том, что постановщик опектакля "Шрамы" Театра имени Я.Ку-палн не смог глубоко разобраться в истоках и мотивах молодёжной преступности. Характеры его главных героев были крайне противо-| речивы. И всё же пьеса Е.Шабана, не лишенная недостатков, в решении купаловцев давала оонованке для откртого, острого разговора о негативных явлениях среди молодёжи. В диссертации отмэче но и то, что "Шрамы" — одно из немногих произведений, которое в 70-е годы искренне и бескомпромиссно заявило о болезнях нашего общества.
Проблемы нравственного выбора, ответственности за совершаемые поступки тесно переплетается в "производственной" драматургии, которая стала ярким событием в театральной жизни 70-х годов. Она наполнила свои произведения новым актуальный! вопросами времени, рассказала о молодом, деловом человеке темпераментно, страстно, взволнованно. "В 70-е годы "производственная" драма на театра была незаменимым инструментом постигенпя общества, противоречий его развития. Она была политической драмой в полном смысле этого слова, вместе со зрителем исследовала не столько проблема прогресса производства, сколько проблема социальных отношений."*
В исследовании отмечается, что в 70-е годы образ молодого
* Швыдкой М. Драматургия,театр,жизнь. М.—1987.—С.7.
делового человека довольно чаото привлекал внимание театров республики. Так, "Протокол одного заоедания"А.Гельмана был поставлен в Театре имени Я.Купалы, "Ш, нижеподписавшиеся" этого же автора сразу в трёх театрах — купаловоком, Гомельском и Гродненском областных драматических, "Человек со стороны" И.Дворецкого — в Могилеве и других.
Серьёзные нравственные проблемы поднимались и в ряде "производственных" пьес белорусских драматургов. Среди них — "Девушка из комвольного" А.Делендика, "Синий снег" и "Рокировка" Е.Ша-бана, "Наследный принц" Н.Матуковокого. Хотя анализ этих произведений свидетельствует о том, что их не всегда можно отнести к творчеоким удачам. Не случайно и их редкое появление на подмостках театров реопублики.
В заключении автор делает вывод о тоы, что в 70-е—первой половине 80-х годов театры Беларуси сыграли значительную роль в воспитании молодого зрителя, стремились ориентировать его на идеалы добра и справедливости, Хотя, очевидно, что в названный, период театры, в основном, односторонне отражали современную действительность.
Мысль о том, что социалистическое общество формирует новый тип личности, сочетающий в себе "идейную убеждённость, заботу об общественном благе", стремление к знаниям, культуре, нравственной краооте — была основополагающей в идеологии того периода. Хотя в большинстве случаев она только декларировалась. Зачастую её декларировал и театр. Он чаще всего сознательно обходил неприглядные' явления в молодёжной среде, ибо они противоречили социалистическому обрезу жизни. Сцена пыталась анализировать жизнь
односторонне, тем сашм упрощая и обедняя многосложную жизненную реальность.
Во второй главе — "Приобретения и потери театра в ос.'делении молодёжной тематики второй половины 80-х годов" — отмечает- . ся, что этот период характеризуется процессами обновления нашего общества, которые привели в начале 90-х годов к практической смене общественно-экономической формации: по существу произошёл отход от социализма. Как известно, в апреле 1985 года изменения коснулись всех сфер современной жизни: экономической, политической и духовной. Не обошли они и театр, который, как самое живое из искусств, чутко реагирует: на всё происходящее вокруг. Не случайно в центре его внимания оказалась молодёжь. Ведь как раз в переломные периода, во времена реформ и общественных переворотов на её плечи возлагаются непосильные тяжести я заботы, по о ней связывают и надежды на будущее. Однако, автор заостряет внимание на том, что пришедшие перемена принесли не только положительные явления в нашу жизнь и искусство, но и г/лого е из того, что стало тормозом на пути к прогрессу. Во многих случаях демократия и гласность превращались во вседозволенность и анархию, в критиканство и сенсационность, в отстаивание мелких карьеристских интересов. Сегодня не вызывает сомнения и то, что дарованная лвдям творчества /в том числе и деятелям театра/ свобода -- не принесла ожидаемых результатов. Возможность выбора самога разнообразного репертуара привела, скорее, к обеднению афиш современных театров, а не к йх качественному изменению, Не случайно, что многие исследователи театрального процесса говорили в этот период о кризисе современного театра.
Автором замечено, что театр второй половины 80-х годов не
предложил свое;-' зрителю взамен бригадира Потапова и диспетчера Лёни Шнндина — молодого, энергичного председателя кооператива или бойког фермера. Театром практически было многое не сказано /в силу былых запретов/ о проблемах молодых людей борющихся с семейными неурядицами, неустроенным бытом, страдающими от непонимания окружающих. Если в 50-60-е годы писать в пьесах о"мелочах жизни" бачо не принято, то драматурги 80-х сознательно переносят зрителя в неприбранные квартиры, тесные кухни, заинтересованно вглядываяс1 в усталые лица молодых людей. Драматургия "новой волны" была драматургией своего времени. Неслучайно, начиная с середины 80-х, пьесы по-новому тракту ицне проблемы молодёжи, стали ставится в театрах Беларуси.
Очень популярная и, вызвавшая ряд неоднозначных суждений пьеса В.Арро "Смотрите, кто пришёл!" была поставлена в Минском театре-студии киноактёра режиссёром Б.Луценко.
В спектакле поднималась одна из актуальнейших проблем сегодняшнего времени — агрессивное наступление на современную молодёжь потребительской морали и философии, о новых "хозяевах" жизни, не случайно в его заглавие Бынесен призыв: "Смотрите, кто пришёл!", заставляющий как можно пристальнее вглядеться в тех людей, которне в последние годы стали занимать самое заметное положение в нашей жизни — это бармены, дельцы, кооператор«, брокеры, так называемые кошероанта. Но речь здесь идёт не о честных создателях материальных благ. Главным в своём существовании новый предприимчивый обыватель считает принцип: "купи— продай". Иными словами: всё в этой жизни покупается и продаётся, даже человеческие взаимоотношения и привязанности. И такие чувства, как "ружба д любовь. Спектакль театра-студии киноактёра
довольно точно наметил болевые точки нашего времени , укрупняв одну из проблем сегодняшнего молодого поколения.
В главе такие анализируются "Спортивные сцены 1901 года" Э.Радзинского в Гомельском драматическом театре. Персонам пьас "новой волны" в основном люди с неустроенной судьбой, но ещё полные жизненных сил и энергии. Ест?, среди них и такие, о которых в 70-е годы было писать не принято. Более того, до недавнего времени считалось, что они вообще не существуют в социалистическом обществе. Это, в первую очередь, бездомные, бродяги, не иыекщие своего жилья и работы, специалисты с высшим образованием, живущие на нищенскую зарплату, профессиональные проститутки. Последним, торгующим своим телом молодым женшинам^и посвящена пьеса "Звёзды на утреннем небе" драматурга А.Галина. В Беларуси эта пьеса была поставлена в Гродненском областном драматическом театр», Государственном молодёжном, Государственном русском драматическом театре Беларуси. Диссертант подробно останавливается на последней постановке. Спектакль русского театра отличался большим актёрским профессионализмом в отличие от двух предыдущих. Подробно анализируя всо компоненты спектакля, за-эстряя внимание на актёрских работах, автор делает вывод: театр зсего лишь констатирует факт о том, что подобные явления есть ) нашем обществе. За натуралистичным бытом, в целом достовер-ммк ченскими образами, к сожалению, не прочитывалось самого ■лавного — общей боли за то нравственное падение, до которого ы дожили за десятилетия бурных восторгов и рукоплесканий по оводу "недосягаемых успехов", за искалеченные нашей повседнзв-ой реальностью человеческие судьбы.
Во второй главе автор также останавливается на пьесе А.Гс-
дара-а "Свалки", поскольку считает, что именно в её просчётах
— причины неудач постановок в Государственном русском театре Беларуси и Театре кисни Я.Коласа. По мнению автора, один из глгяних недостатков "Свалки", что не могло не оказаться и на спектаклях — её перенасыщенность, перегрузеиноеть злом, что, кстати, касается и многих других пьес "новой волны".
Диссертант подробно анализирует "Визнь Корицина" Е.Поповоё в Театре имони Я.Купалы. Зтот спектакль сумел темпераментно, страстно, с искренне.! болью поведать своему зрителю историю судьбы довольно зрелого человека, который в свои сорок лет продолжает считать ссбя молодым, начинающим к, по-видимому, таким и уРдёт из этой кизни. Театр поднял одну из актуальнейших проблем невостребованности молодых талантов, неверия в них, боязни лвдей старшего поколения, что их место займёт тот, кто молоке. Спектакль купаловского театра не о прошедшем времени. А скорее
— о вром?.нк сегодняшнем, — нелёгком, явственно обнажившем на-В1з беда, заставившем как никогда серьёзно задуваться не о призрачном, а о реальном б уд-щам.
Таким образом, драматургия "новой вол1ш", поднимающая серьёзные молодёжное проблемы, нашла своё воплощение в театрах Беларуси. Автор указывает следующие постановки: "Такая странная любовь" /по произведением Л.Петрутевской —"Сетки и ловушки", "Любовь"; С.Злотникоза — "Два пуделя"; Г.Горина — "Нет,я но Бай-роп" и другие/ в Театре имени Я.Коласа; "Смотрите, кто пришёл!" В.Арро в Могклёвском драматическом театре иуени В.И.Дунина-Нар-тинкеввча; "Ремонт" В.Рощина в Государственном молодёжном теат-1« Беларуси.
Хотя это не означает, что о приходом времён реформ и пере-
отройки театры Беларуси начали ставить только ранее гонимую драматургию. На их афишах появлялись и другие пьесы 80-х годов, написанные о современных молодых людях. Театры по-прежнему привлекала нрзвственно-этичеокая проблематика. Они более остро суя л;: поднимать вопросы, связанные с воспитанием подростков. Более пристально, заинтересованно театры посмотрели на "трудных" детей в таких спектаклях, как "Бея надежда" М,Рощииа и "Подонки" Я.Гло-вацкого в Театре юного зрителя. Важные проблем становления личности подростка затрагивали и другие спектакли ТГОа: "У моря" /"Кабанчик"/В.Розова, "Работа над ошибками" Ю.Полякова.
Создатели "Работ над ошибками" питались ответить на ряд важных и непростых вопросов: что такое школьная реформа и как её претворить в жизнь, как изжить формализм в работе с подростками. Постановщик С.Митян /он же и автор инсценировки/ стремился превратить действие спектакля в живой, интересный диалог со зрителем, заставить его вместе с героями задуматься над сложными молодёжными проблемами.
Становление молодых людей проходило на наших глазах — в школе, неотривно от неё, от её дел и проблем — заявлял режиссёр. Он "высвечивал" каждый персонаж, давал ему возможность всесторонне показать себя, т.е. предоставлял возможность актёрам, занятым в спектакле, как можно ярче раскрыть свои дарования. Но тюзовские актёр не воспользовались данной возможностью, не смогли полностью справиться с режиссерской задачей, не разобрались в сложных человеческих отношениях, царящих в повести Ю.Полякова.
Автор даёт подробный анализ постановки "Старого дома" А.Казанцева б Театре шлени Я.Коласа. Этот спектакль, рассказывая о
судьбах юлодых тюдей, о натуралистической достоверностью показал всё, что может происходить б жизни. Но при этом театр забывал о caí, м главном, о том, что дом — это ведь не просто краса над головой, уютная или неуютная квартира. Это дорогая память о н&икх близких, об ушедшем детстве, о самом лучшем, что било в пас и что навсегда останется с нами. И всё это невозможно вычеркнуть кз жизни. Можно снести просто дом, но нельзя забыть, что било спяэано с ним — наш нравственные ценности неискоренимы.
Диссертант также анализирует спектакли "Возвращение" Н.Тро-пиева в Театре имени Я.Купали, "Ночные карлики и Антигона"Л.Разумовской в Государственном русском драматическом театре Беларуси.
Таким образом, театры Беларуси /и,в первую очередь белорусский ТЮЗ/ стремились поднимать злободневные молодёжные проб-лет: воспитанте в семье, детском коллективе, реформа школьного обучения, поплвленке детский преступности'. В лучших спектаклях ощущалось искреннее желание их создателей разобраться в сложных противоречивых характерах юношей и девушек. Но нельзя не отметить и то, что некоторые постановки чересчур заостряли внимание ня неприглядных сторонах нашей повседневной жизни, сознательно сгущая и оез того темныз краски. Но ведь театр не есть жизнь — он только её образное отражение — "увеличивающее стекло". Порой ниши театральные деятеля забывают о том, что Театру поручена жизнью миссия морального и эстетического воспитания ма молодёжи.
В ЗАКМНЕНИ1 . сделана еыводы по итогам исследования. Утверждается, что в 70-80-е годы театры Беларуси отводили достаточно замгт«ое место в репертуаре молодёжным темам. Коллективы
театров республики в этот, период в своих спектаклях затрагивали целый ряд морально-этических проблем формирования и становления молодых людей. В спектаклях главное место отводилось не только темам преступлений молодёжи и ответственности за содеянное, но и поискам нравственного идеала, отрешениям сохранить самих себя вопреки всем жзпенным преградам, желаниям молодых нить по закэ-, нам добра и справедливости. В диссертации подчеркивается, что, начиная со второй половины 30-х годов, когда были снята все запрет, связанные с постановкой той или иной ььесы — злободневная, острая проблематика стала разрабатываться, особенно активно, Театром юного зрителя. Театры, рассчитанные на взрослого зрителя, обращались к молодёжным пьесам крайне редко, довертя постановки, в основном, начинающим режиссерам.
Автор также делает вывод о том, что Государственный моло-дёжны" театр Беларуси, созданный в сентябре 1984 года, за весь период существования так и не смог обратить внимания своего зрителя на сложные проблемы молодёжи. По мнению диссертанта, бесследно прошли такие спектакли, как "Ремонт" М.Роцина и "Звёзды на утреннем-небе" А.Галина, даже не оставив о себе отзывов профессиональной критики. На протяжении ряда лет этот коллектив, обращаясь к зарубежной классике и произведениям белорусских драматургов, к сожалению, сознательно обходил пьесы, пссвядёшше проблемам сегодняшнего молодого поколения, тем самым никак не оправдывая своего названия и назначения.
Проанализировав "молодёжный" репертуар театров республики, становится очевидшм то, что и белорусская драматургия в 70-80-е годы довольно редко обращалась к молодёжным темзм и проблемам.
По крайней мере, театры не часто ставили своих национальных авторов. Исключение составили немногие пьесы И.Шамякина, Н.Матуков-ского, Е.11!а. ана, Б.Поповой.
Но приходится констатировать, что в "Золотой медали" И.Шамякина, "Св&лге" А.Дударева, "Возвращении" Н.Тропиева, в пьесах, где поднимаются современные молодёжные проблемы, образы юношей и девушек подаются упрощенно и схематично. Поэтому неудивительно, что спектакли, поставленные по названным произведениям, не вскрывали сложных челе: еческих взаимоотношений, не показывали глубиш характеров героев. Заявленше в постановках проблемы, были разработаны поверхностно, не затрагивали, не волновали зрителей. Кроме того, некоторые названия белорусских авторов зачастую погторяли млели и идеи драматургии А.Арбузова и В.Розова, не предлагая театрам ничего нового.
Но в целом исследование подтверждает и то, что
— стремительные процессы, происходящие в нашем обществе, значительно изменили облик современного сценического героя: он стал более энергичным, деятельным, практичным в отличие от молодого человека 50-60-х годов, для которого было характерно внутреннее борение с самим собой, со своими недостатками, романтическое желание перестроить мир, сделать его лучше вопреки всем жизненным преградам;
— одной из отличительных черт сценического характера молодого совремешсика второй половины 80-х годов становится и . такая, как внешняя аморфность, апатия к окружающему, сочетающаяся с огромный внутренними переживаниями за несовериенство реальной жцзни. В связи с этим будущее многим сценическим героям этого перно~1 видится не.светлым и радостным,а скорее, беспер-
спективным и полним новых разочарований и испытаний;
— театр второй половини 80-х годов делает попытку знали .ировать жизненную роальность о резных оё сторон, стремится более глубоко проникнуть в тайны человеческой натура, разобраться в истоках отчуждённости близких людей, их одиночества и отчаяния;
Результаты исследования подтверждают, что
— художественные приёмы, средства при постановке пьес для молодёжи совершенствовались и менялись на протяжении многих лет:
Так, если в 70-е годы, в основном, использовались средства традиционного, психологического театра, то во второй половине 80-х годов, режиссеры в большей степени использовали приёмы театра условного. Большое значение уделяли пластике актёров, музыкальному и звуковому оформлению, световой партитуре. В сценографии в этот период всё чаще отдавалось предпочтение яркому колорит;, изобразительной режиссуре. Иными словами, если в 70-е годы на первый план всегда выдвигался актёр, то, начиная зо второй половины 80-х годов — основное внимание уделяется изобретательным постановочным решениям, обновлённой сценической эстетике.
Отмечается также, что молодёжная проблематика театров Беларуси 70-80-х годов внесла ряд положительных явлений в театраль-гый процесс республики:
— активизировала молодых режиссёров, актёров, художников, ¡омпозиторов, которые, в свою очередь, всячески пытались разно-'бразить форму спектаклей, стремились заинтересовать зрителей, ■вставить их сопереживать юным героям.
Автор отмечает, что голодае люди более непосредственно.
бурно следят за 'сем, что происходит на сцене, в отличие от зрителей старшего поколения. Оли быстрее принимают постановочные новации, не изданное прочтение ранее известных произзедений. Приветствует сочетание в спектаклях драматического действия и хореографии, введения в сюжет пекия, использования электронной музы, звуковых и шумовых эффектов. Так ничего и не подозревая, молодое поколение создаёт современный Ьбраз театра, формирует но-"Vio эстетику и выразительные средства. Неслучайно делается вывод о топ, что дальнейшее .азвитие театра тесно связано с активной разработкой молодёжной проблематики. Это даёт возможность театрам экспериментировать, использовать синтез искусств, исткать но-вие çopr.n общения театра и зрителя.
Основные положения диссертации изложена в публикациях:
1. Вобраз маладога сучасн!ка ? тэатрах Беларус! канца 70-х-па-чатку 60-х гадо?. //Зесц! АН Беларус! .-I987.-.'S 5.-0,8 д.а.
2. Образ молодого современника на белорусской сцене. //Сб. всесоюзной научной конференции "Актуальные проблемы эстетики и эстетического воспитания..."—Полоцк—Новополоцк, 24-26 сент. 1987 г. ~ С. 293.-0,2 п.л.
3. Сучаоны тэатральна-студыкны pyx Беларуси //36. наЕуковай качферэнцн! "Культура У рэспубл1цы Беларусь: г!сторыя, сучасны стан 1 перспективы разв!цця".-Мн.-1993.-0,2 д.а.
4. У поауку маладога героя /да праблемы Увасаблення маладога героя ? тэатрах Беларус!/. //Маладосць.-IS88.2.-0,8 д.а.
5. Сомневаясь, надеясь к Ееря: на сцене — молодой современник. //Театр и жизнь.-Мн.-1989.-1,8 п.л.
6. У пошуку маладога героя: каладзёжная праблематыка на сцэне ГЮГа/. //Тэг-ралыш MiHCK.-I937.-J5 4- 0,4 д.а.
7. Молодёжная проблематика в театральном искусстве республики в 70-80-е годы и её роль в эстетическом воспитании молодого по' коления. // ОНИКИ Национальной библиотеки Беларуса.-Мн.-1992.-
Вып. № 2- 1,2 п.л.
8. Галасы маладых. //Тэатральна пек.-1985.-й 2—0,3 д.а.
9. Злы дух у спектакл! /Й.Бандарз:гка У спектакл! "Аб"ква У ш-чэрняй газеце"/. //Тэатральны М!нск.-1983.- 2-0,3 д.а.
10. Тэатральна-студыйны рух Беларус! У 80-я гады. //О'П.Ч! На-цыянальная б!бл!ятэк1 Беларус! .-!.1н.-1990.-Вып. '5 3-1,0 д.а.
11. Якасць ц! колькасць. //Тэатральная Беларусь.-1992.-.'5 2-0,6
- 0,6 д.а.
12. Без л!тасц! да сябе. //Тэатральны М1 нск.—1986—Л 5,— 0,4 д.а.
13. 7 палоне страху. // Тэатральны М1 нск.-1985.4; 6.-0,3 д.а.
14. Тэатр чалавечых пачуццяУ. // Тэатральны М1нск.—1987.— !5 6 — 0,4 д.а.
15. Чалавек нараджаецца для шчасця. //Беларусь.—1990.— $ 8 — о,8 д.а.
16. Искусство должно нести свет. // Политический собеседник.
- 1990.— Л 8.— 0,8 п.л.
17. Тэатр пачынаещта з л!цзя. //Тэатральная Беларусь.—1993.
- № 4—0,5 д.а.
Общий объём публикаций по теме — 10,8 п.л,