автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Молодежная субкультура как эстетический феномен
Полный текст автореферата диссертации по теме "Молодежная субкультура как эстетический феномен"
московский ордена трудового красного зшлйш госудлрственный институт отьшч.1
молодешш субкультура
как эстет№1ескш феномен
09.00.04 - эстетика
Л В Т О Р Е Ф Е Р Л Т дпсеортащш на соноканио ученой стопошт каЕцщдата философских наук'
На-'правах pyitoirrcm
РАМАНЛУСКЛЙТЕ Эицтдя Лльгирдо
Работа выполнена на кафздра теории куль тури, отшш и исмишки; Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культура
Научный руководитель
кандидат философских наук, и.о.профессора Н.Н.Палеева
Официальные оппоненты
- доктор философских наук, профессор А.А.Оганов
- кандидат философских наук Н.В.Гаршза
Ведущая организация
- Институт философии АН СССР
11 ** ' // Защита состоится ."О " (^гЦЛОрЛ 199^ г. в ,/у часов
на заседании специализированного совета ТОМ по присуж-
дению ученой степени кандидата' наук при Московском ордена Трудового Красного Знамени государственной институте культуры по адресу: 141400, Мссковокая область, Хишш-6, ул. Библиотечная, 7.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры. /
Автореферат разослан "//^ " Н^ОЛо^ 199// г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, гпрофессор »
\
Р/И.Ибрагимов
Актуальность исследования. Вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из вазгдейших в проблематике современной культуры. Решение данного вопроса предполагает осмысление различных граней процесса пробуждения творческого потенциала личности, активизации ее связей с миром культуры.
Особенно актуальна эта исследовательская задача применительно к реальным взаимосвязям молодеет с культурными ценностями и процесса!,ш. В молодежной, среде зримо проявляется потребность творческой личности вопреки сложившимся стереотипам самой создать свой шр, обрести свои "духовные ниши" в культуре на основе индивидуальных мировоззренческих ориентация. Вследствие этого представляет интерес феномен молодежных субкультур, занявших в последние, годы специфическое место в современной культуре.
- Для осмысления 'и адекватной оценки данного феномена представляется важным обратиться к гносеологическому подходу к корням творчества, истоки которого находим в "Критике способности суждения" И.Канта. Следуя за автором, "игра мысли" рассматривается нами в качестве источника мировоззренческой ориентации.челрвека,' без которой' невозможно появление в культуре новых содержательных элементов и способов свободного самовыражения. Человеку, по мюли Гегеля, свойственно познание своего "Я", духовное осознание внутреннего и внепнего мира, что воплощается как в произведениях искусства, так и в разных формах самовыражения человеком, в частности в формах'молодежных субкультур.
С другой стороны, актуальность исследуемого вопроса обусловлена неоднозначностью содержательно-ценностного аспекта культуры молодежи. Современная культура формирует своеобразное мироощущение человека, основанное на таком восприятии мирз форм и вещей, при котором как бы теряется самоценность индивидуального начала. Антиномией этого положения выступает ощущение личностью "духовного голода", что порождает потребность в достижении глубинных духовных пластов. .
Таким образом, процессы развития и функционирования современной кулыуры требуют диалектического подхода к их рассмотрению, а также к осмысления разнообразия возможностей многогранного' взапмоотнопешш личности с реалиями.жизни.
В этой связи и представляется важным рассмотрение игровой природы молодежных субкультуртлс групп, основанных на разпообра-
зиц мировоззренческих ораентацдй и различных форы шс самовара— яшшя-в культура. Эта вопросы до сих пор но являются полностью рассмотренными а работах как со эстетике, гак ы по культурологии,
Б сеязи с оива представляется целесообразным проанализировать ыолодекшэ субкультура, основывающиеся на стремлении молодых лвдей создать новую'Естотичвскую реальность. При этом вагло , рассмотреть такой механизм творчества, как игра в символические форш,. вютяоюиря в сойя мифотворчество, что является своеобраз- . шш способом создания содержательно нового, внутреннего пространства - "духовной нши" субкулыурной группы; раскрыть такой прк-. cyscxS субкультурним группам способ саксшсказщяшм, как архлза-цйя, .вгишчокаря в себя использование собственного'йзшга", основанного на шделзроваяви езизоличаекпх форы.
Стерши. разнотонности пооблит*. Феномен -иолодеаных суб* культур в coBStcKot 'наука разработан недостаточно а фрагментарно. . Только в' последила годи рассфается круг ого последователей. Бо-. лэ8 давкгэ «раданяв соцводогоческого и ссцаалыю-пслхологстаско-го 'аяаяаза г&хыура' налодот паходва в работа:: С.Н.Иконниковой. /В последние годы с!ало обрацатасл шашве на вагнооть смэш ла-радапга s копдавдш молодеет» в связи с чей появилась генденцая'-.. к рассмотрбяшз иадодзжяей субку.тьтурно1.1$)удяи как творческого субъекта. Пояазлява-сг.' ;яопашх определять кэого субкультур в общем контексте. созрсмзкисй культури. В ' этой.связл представляется важным акцент -О.й.йагвсвзо3 ¡a nsssacBaaa шлодккшх субкультуршх • трупп о-дюпровыя- авангарда а культуре.
В' ра'шзх. сйЯ20Л01-кческохч) ала ли зз .субкультура такде определяются'в vmvcv&Q фтЬзваа разкшк обществ, являющегося неотъ-емлешм элеуей!:-о« совролэнноЙ городской культуры; отмечается '. проблемный гезреагер -растущэй еэгоназш подростков в отпоыеншх : •'к-взроедш (И.О.Кок, К.Г.Шяо, И.И-.Нованская). Обращается внима- . киз па особенноета кулъгури'ыолодекн одно! определенной страны, нации, региовд;:Акцан5аруютоя проблема, обусловливающие сущэст-вовшшо человека в обществе, такие, как свойственное молодеаи : углубллюцэеся сопротивление,- яеендал рамкам воспитания. Поднима-отся волрое о важности установки'-на 'культурный плюрализм как признак цивилизованности (Д.А.Радзиковский). Кроме того, фундаментальные проблема всего общества представляются как основные
проблема молодежи, которые повой поколение ощущает и выражает ' острее и болоэ свободно (М.И.Новинская).
Ваяно обратить внимание на то, что в последнее вромл л научной шоли появляется тенденция рассматривать молодежные субкультурные группы но как .контркультуру ш антикультуру, что традиционно имеет гзсто п советской науке,, а кок пкно "но-обкрю" пути развитая, где вакнуя роль играет'общение медяу сверстника-га (А.Г.Асглолов).
Нугно отдать долглоо. А.И.Иазуровой, И.В.Розкну, К.Г.Мяло, что о;ш впервые' болео конкретно анализируют субкультуры панков, шш, металлистов как определенный образ лизни, кок имеющх свою идеологию,' мировоззренческие ориентации. Болео подробно рассматриваются такие особенности субкультур, как 'собственный язык (слэнг), посни, йтпхргворенля, "системный анекдоты", симво-лн, .атрибутика. А.И.Мазурова, ■ анализируя панк-стиль, акцентирует элемента, театрализации субкультур, а также, что хочется особо выделять - представляя* панк-пдеологпп как символическое разре-ивпио. коп$лпктохз с обществом и сагсм собой чераз игру, !"лслъ об ■ игра как образе степи рокеров находим в последних публикациях И.Ю.Борисова. Но нашему. ппэгпш, особый интерес для исследования предотавляет точка зрения на действия на концертах металлического рока.как приближения'ккультовым п обрядовым формам, дагке религиозным действиям, имешям черты карнавальное?!! (А.И.Игнатьев, О.Г.Заярная).
■ . При всех позитивных сдгигах в исследовании прсблеш ученики пока lis выработана единые системы рассмотрения феномена субкультур: до сих пор они 'ограничиваются' отдельными статьям и замечаниями. ,
В это зга время на Западе по молодежным субкультурам имеет-.ся'обширная научно-исследовательская литература, существуют давние традиции изучения,, исходящие из этнографических'работ XIX века. Наблюдение субкультуры молодежи рабочбго, класса дано уже
Црпгу Мауаяиз (London Lab-jjr ¿nd thF Lortdun Poor - 1851) ,
'описавшим стиль; одежды, слэнг, поведение уличных торговцев овощами, что служило для них знаками идентичности с группой, выделяющей, себя из. культуры высокого класса." В наше время субкультура молодежи социологам!• Великобритании М.Бройк, Р.Шзеидтор, .Р.Уильяме, Е.Кошмор, Ф.Коян, С.Джоунз понимается- как автоиошое
образование внутри официальной культуры, имеющее свои системы смыслов, отличающееся своим стилем жизни, обычаями, ценностями. Ф.Коэн, М.Брейк, Д.Хебдидж, С.Фрит основываются на фактах миро-воззронческого разнообразия молодежных субкультур. Чикагский социолог Айзеяштадт рассматривает молодежные субкультуры как средство социальной адаптации, свойственное определенному возрасту, Чаще всего в западной научной литературе существуют традиции рассмотрения субкультур по классовому признаку. Причиной возникновения субкультуры для "низших" слоев, по мнению Хебдидж и йрит, является проблематичность трудоустройства, в связи с .чем они имеют нигилистический характер, в то время как субкультуры "богемной молодежи" более связаны с традиционной культурой. Свою традицию исследования культуры имеет Бирмингемская школа. Ее последователи Джефферсон (1976), Уилз (1977),' Робли ( 1Э78), Хебдидж (1979) анализируют проблему феминизма в субкультурах. Л.Дз.Роман уделяет большое внимание психологическим проблемам девукок, приобретающим новые образы жестокости и насилия во- вре-. 1/л разных ритуалов и танцев, в которых разрешаются свои "эмоциональные коды".
Особо хочется отметить КНИГИ D.HBbdige"Hiding in thf> light: Or> images and things " (1988) И "Subcuí ture¡ The Tie=ini.iLj of
style " (1979), многие идеи которых послужили основой для данной работа, Вахтой душ нас является такке шсль германского ученого Л.Хаузора о том, что субкультуры молодежи нужно анализировать, имея в щду пх важность для молодежи "как форцу выражения процесса пояска и овладения мировоззрением"*. Интерес представляет мысль Cni03dorsch( Die Gronde u.îndert . P hi los oo^i seil? l/eredalung der Suokultur (1987) О ОПеЦИфИКВ И ФУНКЦИЯХ СИМВОЛОВ субкультур, статья Н.Кспрай, польского автора М.Калиновгаш и других авторов.
Наличие разных аспектов анализа молодежных субкультур со-циологсга, психологами, педагогами, юристами, искусствоведами свидетельствует о проблемной многозначности этого феномена современной культура.
I Наизвг I. Jugendíjokultjr/ Zeitschrift fin Did^*ti< tier P'úlosoahle.-Hannover,1 907.-Z. 9. ». 1,-5. 3-10.
Цель и задачи'исследования. Из всего многообразие проблем • развития молодежных субкультур в исследовании выделяется комплекс вопросов эстетического отношения молодого человека к действительности с учетом контекста культуры и искусства нашего времени, а также особенностей культурного развития Литвы. 3 анализе данного среза проблематики.и состоит цель исследования.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что со. временные молоделшые субкультуры являются элементом культур)!. постмодернизма. Чтобы проверить'справедливость гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
. проанализировать понятие ситуации постмодернизма в куль. туре, выявить его философские основы н художественные характеристики; ■' '
. ; - определить сходство .философских идей и выразительных форм молодежных субкультурных групп с другими явлениями культуры постмодёрнизмэ; . . .
'. ■' - рассмотреть феномен субкультуры как одау из форм артиза-цш культуры;
- раскрыть и осмыслить элементы содержания п форш мол'одеж-нсй субкультуры, такие, как игра, мифотворчество, символизация культуры.
Методологической основой доследования являзотся труды еыдзк>-. щахся'философов прошлого и современных авторов, псследовавпих ■ разнообразные, феномены культуры..
■ В работе использованы принципы диалектики и историзма, позволявшие раскрыть внутреннюю логику развития форм йовремен-. пой.культура в ракурсе причинно-следственных связей..
Особенностью методологии работы, является также выход анализа за пределы предметной проблематики эстетики и привлечение материалов из таких наук,.как философия культуры, социология, . психология, педагогика. .
В основу работы легли зсгёттескяе взгляды H.KaHia, Ф.Шиллера, Ф.В.й.Шеллинга. Дк.Дй.Фрэзера, Э.Кассирера, некоторые .философские положения Н.А.Бердяева, С.Шалкауокис, П.А.Флоренского,* Использованы также идеи Аддисонв, А Л.Афанасьева, Б.Бейт-Холлах-ми, Е.Ванденбурга, X.r.^aMopai Г.Гессе', А.А.Карягина, С.Лон-гер, Сеземана, Дж.Столница, А.Швейцера, Э.Халдер. ' .
При анализе феномена молодезшгс субкультур были использованы теории современных исследователей': Д.Хебдадж, Л.Хаузер, тео-
ретическио положения Н.Копрай, И.Гниосдорщ,- С.Я .Матвеевой, А.А.Ткачевой. Основой анализа мировоззренческих концепций отдельных групп, кроме многих статей в периодике, послужили книги А.Ч.Вхактиведанты, Н.Ццжеэвского, А.Ш.Ла Вей.
При раскрытии специфики культуры постмодернизма учитывались теоретические положения и выводы Т.Адорно, К.Батлера, Ж.Бодрийяр, Н.Деррдды, П.Козловом ^ , С.Коннор, Е.Ф.Лиотар, БШакхейл, К.Мамгрен, Т.Роззак, Ф.Фехер, Ю.Хабермас, И.Хассан, Д.Хебдидж.
•При рассмотрении историко-философского материала важное значение имели для нас исследования С.С.Аверинцева, А.Андрияускас, И.И.Блауберг, Н.Велюс, И.Вальке, И.Ф.Волкова, Р.Дикс, Е.И.Дьяченко, В.Я.Избулис, А.Каталинас, Д.Лукач, В.С.Малахова, К.А.Сва-•' сьяна, Л.Н.Столовича, И.Суйки, М.М.Чукавиной, А.Якшловича.
Кроме монографий, статей, привлекаются также материалы конференций "Круглых столов" по теме диссертации, а такяе ввдирячо-скпп материал, полученный в ходе социологического исследования,
■ Научная новизна диссертации состоит в избранном ключе исследования субкультур как эстетического феномена, основывающегося на Естфтическом отношении человека к действительности и своеобразии мировоззренческих ориентация личностей.
На основе анализа развития в Литве в Последние года таких групп молодежи, как хиппи,, рокеры, панки, металлисты, саташс?ы, религиозная община кришнаитов, группа этнокультурного наследия "Гядшкнайчай" раскрывается как тенденция к-многообразию шро-возэренческих оряентаций молодежи, так и по^ебнссть в выражении их посредством определенных символических форм. ;
В работе сделана попытка осмыслить молодежные субкультура как 'элемент современной ситуации в культуре, получившей назва-. ние постмодернизма. Вашим является рассмотрение принципа арти- . зацил как характерного момента культуры постмодернизма, раскры- . тие его.через молодежные субкультуры.
В русле исследуемого явления расширены понятия игры, арти-зации, мифотворчества, определены функции символов и еимволиче-склх систем субкультур.
На основе исследования на защиту выносятся следующие положения;
- Сшзолическив формы молодежных субкультур являются знаками культуры постмодернизма, в которой сочетаются противоположные ми--ровоззреячоскко ориентации, игровой характер и разнообразие вы-рапительннх форс.'., ' • _
- Форш молодежных субкультур рождаются и существуют в связи с потребностью молбдежи взаимодействовать с окружающей действительностью посредством символов и худокествешмх средств, что и определяет субкультуру как специфический эстетический феномен.
- Основным способом самовыражения членов субкулыуршх групп является эстетическая игра,- включающая в.себя.символизацию культуры, мифотворчество я театрализацию действительности, которая осуществляется в соответствии с принципом артизацпи.
- Символ является важным эстетическим элементом самовыражения членов субкультурных групп: посредством создания символических систем конструируется желаемый образ (имидж)■'члена группы.
- Особенностью мифотворческой игры является создание келанно-, го психологического пространства посредством ритуалов, осноазанвнх
на 'магических действиях, 'целью которых является возрождение и обновление классических мифов и легенд, "воскрешение" мифических героев', V также рождение новых культурных, мифов. "
- Принцип артизации предполагает культурный диалог личности и общества, выражающийся в художественных формах. Артизация являв
' ся особым-способом самовысказывания. ' , ' ■
' - Содержательные 'характеристики субкультур являются своеобразным отражением происходящих процессов в обществе, его духовного потенциала. • •
Научно-практическая значимость работы заключается-в том, что .предложенное понятие субкультурных групп как творческого субъекта культуры поможет в дальнейшем адекватно'оценить, феномен субкультуры как в теоретических исследованиях,.'так и в общественной жизни и тем самым снять напряжение между ними и так называемой офици-: альной культурой. Важно утвердить в общественном сознании*право-' мерность, существования но только традиционных, но и новых форм самовыражения личности,-
Собранные данные и выводы.работы могу^ послу ли и, как-для исследователей современной культуры, так и в качестве материала для спецкурсов по молодежной-субкультуре.'•■
Теоретические выводи диссертации могут.быть использованы как методологическая основа для практиков сферы культуры и педагогов, ; повседневно общающихся о молодежью. Они позволят приобрести.болэп близкие контакты с членами субкультурных групп благодаря пошила--нию правил игры и отказа от некоторых "жестких" установок.
Апробация работ». Главные положения диссертации были изложены и .обсуждены на Всероссийской конференции "Культура в современном мире" (Санкт-Петербург, 1990), на конференции "Развитие творческих способностой личности в сфере досуга" (Самара, 1990).
Диссертация была обсуждена на'заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного института культуры 08.10.1991 г. •
Структура работы обусловлена содержанием выдвинутой цели и сформулированных' задач. Исследование состоит, из!введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, '.
Первая глава "Игровая сущность ыолодеяной субкультуры" состоит, из параграфов: 1,1. 'Некоторые тенденции развития культуры постмодернизма", 1.2. "Молодежная субкультура как форма артизации культуры". Вторач глава "Символический аспект молодежной субкультуры" ■ включает в себя параграфы: 2.1. "Семволы и символические системы как основные-элемент "языка" субкуль ту рных групп", 2.2. "Место, мифотворчества в кизнедеятельносты молодежных субкультурных групп". Диссертация содержит 175 страниц машинописного текста. Список использованной .'литературы содержит в .себе .263 источника на литовском, русском, английской,* пелзщюм, дольском языках.
П. (ХЗКОШОЕ СОДЕРЖАНИЕ. РАБОТЫ ' , •
Во вволевая обосновывается актуальность теш исследования,, показывается степень ее разработанности в научной литературе; фор-чу-лируются.цель н задачи диссертационной работы, выдвигается.гипотеза исследования, которая разбивается на более частные положения, ' . выносимые на защиту. Раскрывается научная новизна диссертации и научно-практическая значимость полученных результатов.
• Порвал глава "Игровая сущность молодежной субкультуры" посвящена раскрытою основных характеристик ситуации постмодернизма в культуре, особенностей ее проявления в различных эстетических формах, в том числе и в формах молодежных субкультур.
Постмодернизм, как художественно-эстетический.феномен культуры, . Еклзочает в себя как продолжение поиска новых художественных форм, . свойственное модернизму, так и отрицание его сложившихся традиций, лриобреших нормативный характер, и в этой связи возвращение к поиску новых духовных пластов. В молодежной субкультуре постмодернизм утвэрвздается.как осуществление своеобразного взаимоотношения , чаловека с окрулагазпл миром в художественно-эстетических формах, .
где основным-моментом является свободный выбор этих форм, оснсь-вывающийся на личностных мировоззренческих орпентациях. Здесь также осуществляется такая свойственная постмодернизму чорта, как исчезновение грани между игрой и действительноетьп.
В ходе изложения проблемы дается исторшсо-теоретическиЯ анализ исследования культуры постмодернизма с целью определения основных идейно-теоретических истоков и социальных предпосылок возникновения новой ориентации в культуре. . ■ '
При раскрытии важности вопроса 'о субъекте творчества в культуре автор использует ряд положений И.Канта, Ф.йиллера, Иенских романтиков - Д.Щлегеля, Ф.Шлегеля, Новалис, идеи которых получп-ли продолжение в теориях интуитивистов'и экзистенциалистов. При рассмотрении этих проблем особое внимание уделяется вопросу сво-: боды творчества, который противоречиво разрешается в работах •
ФЛ&цие, А.Шопенгауэра, Н.А.Бердяева, современных исследователей ; культура постмодернизма В.Я.Избулис, П.Козловскзг, Р.Теодор, , Ф.Зегер, И.Хассан, Д.Хебдида и других авторов.
Полемизируя с тенденцией представить процессы современной культуры только как ее сэмоизживание и табель,, автор, осповыва- ' ясъ па болев разносторонней интерпретация явлоний этой культуры, предлагает диалектический подход к их анализу, что позволяет подробное рассмотреть содержательности субкультур разных мировоззренческих ориентации, выявляя при этом причинно-следственные . связи их возникновения и развития. . '
Используя новые аргументы я новый эмпирический материал, автор .р иной точки зрения подтверждает получивпее признание положе-. нив о том, что для современной социокультурной ситуации характерен отказ от тоталитарности и канонов во всех сферах жизни; что в культуре согодаяянето времени заметна тенденция углубле:гая процесса осознания человеке*? своий. суггности. Отсюда поиск корней духов. поста в культуре народа, потребность в возвращении к культуре проялого и в углубленной интерпретации ее смыслов, что проявляе1?-ся в сегодняшней культуре з разных формах (в том числе и группа этнокультурного наследия пГядиг.,5инайчай"). Отсвда и полек человеком своей сущности и смысла быгая в соотнесении со сферой транс-.цевденции (религиозная общзна криинаитоэ и другло религиозные . группы молодеет)^ В этих молодежных группах осуществляется.акцентируемая в процессах'современной культуры тенденция "пути вовнутрь". . .
Присущая современному человеку потребность в создании для себя
"духовных иш" своеобразно удовлетворяется в молодежных субкультурних группах. "Духовные ниши" создаются посредством объединения групп людей, ииеюшдх единые мировоззренческие ориентации или желающих приобрести их. Ееланкый образ жизни групп сотворяется посредство;.! игры. Игру вслед за И.Кантом и Ф.Шиллером ми понимаем как игру мысли, вполне достигающей эстетической свободы в игре форм. Вследствие этого с помощью игры порождаются как драматургия действия, так и выразительные образы субкультур, которые создаются через сотворага;е символов и символических систем, а также мифотворческой игры, осуществляющейся в ритуалах молодежи. ■
Развивал положение об игровом характере постмодернизма, автор расширяет его при рассмотрении"принципа артизации как существенного момента жизнедеятельности молодежных субкультурних групп, проявляющегося также в культуре всего общества. Для раскрытия сущности принципа артизации в субкультуре определяются некоторые черты сходства этого феномена с театральным действием: создание своего образа, осуществление роли в данных обстоятельствах, поиск выразительных форм для демонстрации гоящжа. Присущая театру специфика взаимодействия актера со зрителем в субкультурных группах молодежи проявляется в способе самооформленид и стилистике поведения, то есть - создании и использовании своего "языка", которым группа мо-кот разговаривать с обществом посредством определенных символов и символических систоы. Разница между театральным действием и деятельностью молодежных групп усматривается в^ространственно-времен— ном отношении, так как игра члена группы часто не имеет определенных границ, даже может стать стилем жизни человека. Как в театре, так и в деятельности членов субкультурних групп основой служит, определенная драматургия, на которой строится импровизация на заданную тему. Под драматургией понимаются письменные источники, которые ложатся в основу жизнедеятельности религиозных, мистических, этнокультурных групп, и документальные свидетельЪтва повседневной жизни. Отмечаются также жанровые особенности субкультурных групп. Б соотнесении с положением об общей игровой природе театра и такого явления в культуре, как молодаяная субкультура акцентируется специфика последней как особрй формы.художественного взаимоотношения человека с действительностью.
Принцип артизации проявляется в обрядах и ритуалах религиозных общин, этнокультурных групп, в деятельности хиппи, панков, сатанистов, металлистов, рокеров. Таким формам кассовой культуры молодежи, как рок-музыка, особенно панк-рок, свойственна демонст-
г
ративно-эпатажная манера воспроизведения смысловых моментов жяз-ни человека,, а также проблем сегодняшней действительности. Эстетическими средствам! молодежь выражает собственное вэдега^е и понимание окружающего мира, в которотл, по их убеждению, свое место тлеют как божественные, так и сатаниниаге начала.
Принцип артизации в молодежных субкультурных группах осуществляется:
а) в мифотворческих играх молодежи, основанных на'достижении театральными действияш нужного психологического пространства;
б) в создании своего "языка" посредством символов и символических систем, который иногда перерастает в образ кизни; •
в) в таких символических формах самовысказывания, как театрализованные шоу, концерты, акции, манифестации, 'хеппенинги и другие театрализованные действия..
Принцип артизации, включающий в себя самовысказпвание в ад-рос насущных проблем общества и человека, рассматривается также . на примерах рок-фестивалей, рок-маршей, экологических походов, различных политических акций, имеющих хардктер протеста и выражающих идею свободы творчества, личности, народа, что является характерным для мироощущения молодежи и философской млели современности. ■ .
Положение о принципе.артизации как характерной черте современной культуры получает свое.подтверждение при анализе таких его проявлений, как "Путь жизни", "Путь Балтии" (1990 г.), проведенных в Прибалтике; цель которых состояла в том, чтобы символически театрализованным действием высказать идею самоутверждения свободного человека на экологически чистой земле; также уже три года продолжается "Святой бег по Европе", идея которого -нести весть о трагедии Хиросимы, чтобы заставить людей задуматься о будущем своой Зомли. Приведотшо примеры свидетельствуют о том, что принцип артизации".используется как эстетический момент духовного противостояния человека .насилию. Этот содериатвдыый элемент вызван конкретными процессами современной действительности.
Принцип артизац}ш, в основу которого положена взаимосвязь •актор - зритель, кроме коммуникативной функции приобретает важный психологический аспект - самоутверждение - и является особой художественной формой "решения" конфликта для самого себя, наполнения окружающей действительности новыми содержательными омелами,
которое становятся ввдимкш, когда приобретают ритуальную форму действия. 5лось лодгвервдается шсль Гогуадзе, что "модорнист- : скоо понимание сущности человека всегда происходит на грани искусства К философии"*. •
Разкшзя данное положение, автор раскрывает специфику вопло- . ценил принципа артнэацяи, которая состоит в театрализации действительности, размыванш границ мекду жизнью и искусством. Аргн-зация понимается нами как способ самовысказывания посредством художосгвеюшх форм. . * '
Во второй главе '"Символический аспект молодежной субкультуры" автор рассматривает содержательные элементы игры: создание символов н символических систем, а также ритуал как форму осу-1 щоствления' миротворческих проб и исканий молодежи. •
В соответствии с пониманием'-символа Э.Кассирзром как формального синтеза чувственного многообразия, в ходе изло&ения проблемы основное внимание обращается на заложенные в символических формах смысловые значения, психологические основы игры, а также - способы создания разных символических структур.
Продолжая шсль Д.Хебдидк о том, -что теоретические модели тесно связаны с их временем, на основании нового эмдафнческого материала, а также на ряде положений исслодоваголой современной ■культуры раскрываем характерные черты процессов культуры нашего времени. К ним относятся такие постмодернистские феномены, влияющие на молодехную субкультуру, как фрагментарный характер видеопрограмм и ТВ, основанных на множестве информации, применяющих такие методы конструирования новых значений, новых культурных и астетячосних форм, как стилизация и колляж. Все это способствует поверхнсстноцу восприятию и не'сосредоточенности на смысловых пластах казни. С другой стороны, важной чертой культуры нашего времени является противоположная ориентация, то есть обращение к поиску смысла бытия человеком.
В этой связи указывается, что молодежные субкультуры являются символом психологических, мировоззренческих проблем и особенностей времени, а также способом выражения философских взглядов современности в присущих ей эстетических формах.
В исследовании феномена субкультур подтверядается мысль
H.Копрай о культуре как'процессе коммуникации, в котором лвди
I. Гогуадзе 3.3. Человек как эстетический феномен: Дис.д-ра фнлос.-наук/ Тбил.гос.ун-т.- Тбилиси, 1983.-,С.262. .<" ■
понимают друг друга в зависимости от их ценностных ориентации,-идей и символов через освоение и воспроизведение этих символоп. Именно .поэтому в1 качестве основной наделяется кош.днпкзтизная функция символа.
При рассмотрении характеристик и функциональных основ е::м-воЛ1гчос1а1Х форм субкультурных групп в исследовании выделены еи-моопределлющие, сакральные и мифотворческие символы. Под с:>:,доопределяющим символом понимаются целостные символические систо— мы, раскрывающие сущность субкультур, то есть - образ субкультуры, такой, как панк, хиппи и т.д. Символический образ конструируется из таких, в своих комбинациях сливающихся в единую символическую систему элементов, как слэнг, одевда, музыка, танец, разные вещественные формы, даже вещи, грим, стиль поведения и другое. Разные субкультурныо группы тлеют свою художественпо-стилевую специфику и свои способы соединения кшволов для Еыра-.кения желаемой сущности образа.
Самоопределяющие символы характерны для субкультурных групп молодея! и выражают множество содержательных и формальных кодов нашого времени, в связи с чем они также являются знаком совро- • менной культуры.
Рассматриваемые сакральные символы (фоночки у хиппи, венки из цветов, бусы из камешков у кришнаитов, янтарь, огонь у гядк-минайчай) служат для особой связи членов группы между собой внутри группы и означают не формальную, а духовную общность и используются для укрепления духовной взаимосвязи внутри группы.
Особенностью мифотворческих символов, используемых в груп-поеых ритуалах, является то, что благодаря их применению в особой ритуальной связи друг с другом происходит процесс рождения мифа в настоящем времени, придавая юл магическую силу. В каждом мифотворческом ритуале достигается индивидуальная цель: в ритуале сатанистов они предназначены для достижения контакта с Сатаной, вызывающимся для исполнения желаний; в ритуале используются .такие символы, как шпага, алтарь, слова заклинания, пергамент для записывания желаний, огонь черной и белой свечи, жесты, звуки гонга, магические движения, рисунки и другие; в ритуале гдди-гашайчай главным мифотворческим символом является огонь, имеющий, по верованию древних литовцев, магическую силу объединения и продолжения обилии. Символ предназначен для постаявши идеи континуальности 'бытия человеком, возникновения ощущения причаст-
поста к длящейся жизни; в ритуала кришнаитов, направленном для • установления общения с господом, соединяются такие символические форш, как пение мантры, звуки музыки, движение в определенном pimío, алтарь, запах цветка, святая пища.,. Символы в ритуала в связи с приданным им магическим предназначением являются активным содержательным элементом.дайстаая, Эмоциональная их выразительность заключается в символизации значений тех со-держатолънкх смыслов, которые знают и в которые верят все участ- • вувдио в-ритуале. . <
В качестве шфотворческого символа рассматривается в исследовании к сам ритуал, характеризуемый как написанная драма, действие, при исполнаюш которого возможна как бы актуализация фантастического, что подтверждает положение об игровой сущности ритуала, Основываясь-,на понимании Дж.Фрэзером ритуала как'формы, порождающей миф, мы рассматриваем эстегическув игру в ритуале как мифотворчоство^ .'■_."
Основной интерес для исследования представляют исторические шфц. В ритуалах вышеназванных групп они становятся фабулой для современной интерпретации, посредством которой раскрываются особенности тох или иных мифических героев в соответствии с духовными установками личности: человек идентифицирует себя либо с возвышенной добротой и красотой духа.Христа, либо с бурным, фатальным Сатаной, при этом испытывая чувство наслаждения и удовольствия. Таким образом осуществляется компенсаторная функция мифотворческой игры. ,
В материале исследования в одни.* ряду рассматриваются религиозные и ориентированные на легендарныо, сказочные сюжотц группы в связи с единой природой эстетического соприкосновения с ир-,. реальным образом мифа, служащим фабулой игры. В основу этого подхода ложится сопоставление Б.Бейт-Халлахми восприятия человеком религии и искусства. Наслаждение ролигией, по 'автору, но зависит от степени веры, так как религиозные сказания, символы и ритуалы, для всех являются источником эстетического удовольствия. На основе этих теоретических положений, а также эмпирического материала автор приходит к выводу, что мифическое-мироощущение,;являющееся важной чертой эстетического сознания человека,'родственно художественному восприятию и находит свое выражение в определенных, оригинальных формах культуротворчества.
Развивая данные положения, автор диссертации ввдедает еле-
дувдне особенности мифотворческой игра молодей!: знание фабулы , мифа; увлечение мифом как ценностным ориентиром шровооприятия, что осуществляется на разных уровнях— от увлечения поэзией мифа до веры в богов; объективизация сокровенности через ритуалы, имеющие такие разные уровни - от игровых ритуалов до культовых; становление осознанного мифического пространства в качестве пространства повседневной человеческой хини, - то есть образа жизни.
Вышеназванные игровые моменты осуществляются такими способа!,51 театрализации, как создание особой, соответствующей атмосферы для членов группа, для чего выбирается место, 'где охраняются сакральные символы и проводятся ритуалы, праздники группы. . Нуашй психологический настрой достигается посредством оформления пространства, а таете соответствующим обликом участвующих -то есть костюмом, прической, манерой поведения, в рамках которого реализуются участниками игра разные запреты п одобряемые .' действия. Особое значение мифотворческая игрч приобретает, становясь образом стзнп членов группы,'специфзка которого обуалоэ-язва з известной мэре пснхологачеста особенностями молодежи
. Езгло обратить внимание, что символические формы становятся' семоопродолякггмл, сакральным, мифотворческими символами в связи со способом пх применения, а также приданием им соответствующего значения. •
Если мифотворческие, а-также сакральные спмзоли выражают болво конкретно смысли, применение их является осуществлением ■акта раскрытия содеркательноста и функции, то оаиоопределяюаяе символы в своей сущности раскрываются в связи с воспринимающим пх, го есть реципиентом. Семоопределягощпй символ становится действующи, "опаляется" в процессе понимания его другими, в . гйазах которых сн имеет цель утвердиться. Реципиент принимает учостяо-п процессе создания и распространения символического образа субкультуры, выступая в роли зрителя, п в совместном творческом процессе.па игровой основе становится соавтором игры.
' Рессматрявая вопрос интегрирования субкультуршх групп в обтай контекст культуру, автор делает ссылку на реляционнотическую теория восприятия, а основу которой Дз.Стэлниц положил определо-.ние естетаческоЯ цйшоотз как внраааше взаимоотноаенкя объекта о реципиентом, (где рэпаюпфю роль играют как свойства объекта, так'и воспринимающего, что позволяет говорить об относительности . эстетической ценности1.'Систематизация современных тенденций 77" J.Stolnitz.Aesthstlca end Philosophy of Art Criticism.- Boston, 1960.-P.390-430.
истолкования этого вопроса позволяет сдолать общий вывод, что субкультур? является как бы заявкой на поиск новых граней и стплсй взаимоотношения человека с миром, на основе конструирования кок содержательных пластов, так и внешних форм самоутверждения саьш неакццаннни способом.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются оснозныо выводи, намечаются пути дальнейшей разработки.
Основные положешгя диссертации опубликованы в следующих работах автора': ' • '
1. Молодежные субкультурные группы и художественное творчество // Развитие творческих способностей личности в сфере досуга: (материалы научно-практической конференции) /КуЙбыаевский гос. 1ш-т культуры, областной центр культуры.и досуга профсоюзов. - Куйбыаев, 1990. - С. 26-28. ;
2. Об эстетической природе деятельности молодежных субкультурных групп // Культура. Творчество. Человок. Ч. 3. Культурология. Культурно-досуговая деятельность / Самарский гос. ин-т культуры. - Самара, 1991. - С. 19-21.